Как определить размер рамы велосипеда?
Велосипедная рама – то, без чего остальные комплектующие байка не контактировали, не взаимодействовали бы друг с другом. Без рамы велосипед не представлял бы собой единое целое, на нём невозможно было бы проехать даже до соседнего квартала, не говоря о длительных поездках и велопутешествиях.
Почему важно знать размер рамы?
У каждого человека – свои рост и масса. Выбрать усреднённый вариант – например, для роста в 175 см можно. Но лишь при условии, что вы живёте в такой глуши, где выбор районного веломагазина ограничен, а ждать от нескольких недель до нескольких месяцев доставку заказа из Москвы или Китая не хочется. Во всех остальных случаях первый параметр, по которому выбирают байк – размер и ростовка рамы.
Ошибившись с выбором велорамы, вы превратите велосипед в «мучителя», который больше издевается над вами, чем приносит удовольствие от езды.
Сгибаться в три погибели на подростковом велосипеде или, напротив, при невысоком росте еле доставать ногами до педалей, потому что верхняя труба рамы почти упирается между ног – сомнительное удовольствие.
Способы определения
Узнать размер рамы велосипеда можно, используя простой (универсальный) метод или применив способ наиболее исчерпывающего расчёта (он опирается на другие характеристики рамы и будущего владельца велосипеда).
Универсальное правило
Этот простой метод базируется на значении роста человека. Встаньте к стене и приложите книгу или дощечку к макушке головы. Отметьте на стене точку, равную по высоте макушке головы. Измерьте это расстояние рулеткой.
Полученное значение роста или ближайшее к нему найдите в таблице.
Рост байкера, см
Высота рамы для ситибайка или гибридного велосипеда, дюймы
Высота рамы для горной модели, дюймы
Размер всех велосипедов в буквенном исчислении
Для проверки, что выбранная ростовка рамы вам подошла, встаньте над рамой велосипеда. При этом передний конец седла должен находиться на уровне нижней части спины. Расстояние от верхней трубы рамы до промежности должно в среднем составлять 10 см.
Это расстояние менее 5 см повышает травмоопасность, а большее, чем 15 см – снизит управляемость.
Выбор женского велосипеда
Для дам вышеприведённые значения ростовки несколько отличаются.
Рост девушки, см
Ростовка, дюймы
Проверить, подойдёт ли ей велосипед, девушка может аналогично – если она отдаёт предпочтение раме с высоко поднятой, как на мужском байке, верхней трубой. В качестве примера – шоссейный велосипед. В случаях, когда эта труба опущена, либо используется складная модель велосипеда с единственной нижней усиленной трубой, данный шаг можно пропустить.
Для ребёнка или подростка
Выбор велосипеда для подростка по размерам рамы мало чем отличается от аналогичных действий в отношении мужчин и женщин. Но при экстренном торможении ребёнок должен достать ногами до дороги, по которой он едет – если, например, отказали тормоза.
Здесь на передний план выходит диаметр колёс, а не длина или ростовка рамы.
Рост ребенка, см
Диаметр колёс, дюймы
26, 27,5, 28, 29 (по ростовке рамы и иным параметрам)
В советское время, когда выбор моделей велосипедов был невелик и исчислялся лишь 15-20 моделями, основной упор для взрослых людей разного роста также делался на диаметр колеса, а не на геометрию рамы.
Другая формула расчёта для мужчин
С помощью рулетки и всё той же дощечки или книги измерьте расстояние от пола до промежности, а не до макушки головы. Полученное значение умножьте на 0,57 – для горных байков (включая и двухподвесы). Для трековых велосипедов используется коэффициент 0,63. При выборе шоссейной модели – множитель 0,66. У турингового байка множитель для вычисления размера рамы – 0,61, если используется амортизационный подседельный штырь – из полученного значения вычитается ещё 5 см. Чтобы перевести результат в дюймы, разделите полученное значение на 2,54.
Научный подход
Более точный и обоснованный расчёт позволит получить максимальный комфорт от езды на выбираемом велосипеде.
Здесь важна не только ростовка рамы – не менее важное значение имеет и эффективная её длина, или значение ETT.
Для расчёта ETT берётся длина линии, параллельной поверхности дороги. Эта линия начинается в центре рулевого стакана (передний конец рамы) и заканчивается в точке, где продолжается подседельная труба. Начало и конец этой линии совпадают с центром сечения обеих труб. Подобрать наиболее комфортный велосипед по правилу, использующему значения ETT, позволяют следующие разбросы значений.
Последние приведены для гоночных, спортивных велосипедов.
Рост байкера
Значение ETT
Этот подход используется в сочетании с предыдущим. То есть вместе с ростовкой рекомендуется проверить и значение эффективной длины велосипеда. Выбор слишком короткой модели не позволит держать спину ровно при езде. Слишком «длинный» велосипед также привет к растяжению суставов и мышц спины.
Для неспортивных (например, городских, дорожных моделей) из вышеприведённых значений ETT вычитаются 5%.
Влияние роста на длину рамы
У современных байков невозможно отрегулировать высоту руля. Исключение – городские (дорожные) велосипеды с одной или несколькими скоростями. Вы не сможете переставить вынос руля на нужную отметку, чего не скажешь о высоте седла. За примером обратимся к шоссейным велосипедам. Их быстрота обусловлена не только лёгкостью (полное отсутствие лишних деталей, облегчённая карбоновая рама), но и посадкой ездока.
Ехать, преодолевая сопротивление воздуха (да и ветра), «распластавшись» над рамой, когда положение (высота) головы примерно совпадает с положением зада, значительно легче.
Длина шоссейной рамы заметно больше, чем у стандартного «дорожника». Советские велосипеды, включая односкоростные, выпускались с более длинными рамами, чем такие же по характеристикам современные «синглспиды». Тем не менее рост на длину рамы тоже влияет.
Выбрав слишком «короткий» велосипед, владелец должен как-то скомпенсировать этот недостаток, приподняв (или нарастив, если регулировка недоступна) вынос руля. Также максимально приподнимается (или наращивается) подседельный штырь. У всех разновидностей гоночных и туринговых велосипедов длинная рама хорошо подходит высоким людям – при езде в подъём или против ветра такой человек затрачивает значительно меньше усилий.
Советы опытных велосипедистов
Основным требованием к выбору рамы является всё же продолжительность и величина ваших маршрутов. Покупая начальный (прогулочный) сбор, вы полагаете, что сэкономите, но на самом деле это не так. За экономию вы расплатитесь перетренированностью, усталостью и болями в суставах.
Для прогулочного велосипеда размер рамы неважен: нагрузки невелики, как и дистанции.
Отрегулируйте руль и седло так, чтобы было удобнее ездить, садиться на байк и вставать с него.
Как только вы прошли уровень новичка, определите, на какую высоту вы опустите руль и приподнимете седло. Рама не должна быть короткой. Возможно, вы смените ситибайк на кросскантри, гибридный или гоночный.
Для женщин велосипед выбирается в основном из горных, двухподвесных, шоссейных или со специальной заниженной геометрией без верхней трубы (включая складные). Руль берётся повыше, седло – более широкое. Любительницам быстрой езды подходит именно гоночная модель. При неполном соответствии роста конкретному размеру рамы меньший из них выбирается для прогулочной езды, больший – для частой и дальней.
Если покупается велосипед с колёсами на 29 дюймов – рама к нему берётся на размер меньше, чем для колёс на 26, 27,5 и 28 дюймов.
Общее правило: чем больше диаметр колеса, тем меньше ростовка рамы.
Для высоких и более тяжеловесных велосипедистов (размер L) выбираются байки с усиленной рамой – более толстые трубы. Слишком большая ростовка приведёт к периодическим ушибам промежности, когда вы слезаете с велосипеда. При невозможности проверить байк в деле (когда он приобретается через интернет), проверьте значение ETT, оно должно соответствовать вашему росту и весу.
В следующем видео вы узнаете советы для правильного выбора размера рамы велосипеда.
Велосипедная рама
Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся велосипедные компоненты.
В конструкции заднего треугольника рам классических конструкций могут быть предусмотрены шарниры и разъёмы для устройства амортизатора.
Существуют рамы без верхней трубы или с верхней трубой, идущей рядом с нижней. Этот вариант рамы традиционно называется женским. На такой велосипед можно сесть в юбке, не нарушая приличий, что было немаловажно в начале XX века.
Также, можно выделить рамы специального назначения и для экспериментальных велосипедов (например, для лигерадов, которые используются для передвижения в положении лёжа), а также рамы детских велосипедов.
Содержание
Конструктивные части рам
Велосипедная рама, как правило, сварена из профилей, образующих два так называемых треугольника — передний и задний.
Передний треугольник образован «подседельной трубой», соединяющей седло и каретку; «нижней трубой», соединяющей каретку с «рулевой трубой» («стаканом»); и «верхней трубой», соединяющей «рулевую трубу» с «подседельной трубой».
Задний треугольник образован двумя парами труб. Верхняя пара идёт от «подседельной трубы» к кронштейнам крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout ; drop — выпадать, out — наружу). Нижняя пара идёт от каретки. Чаще эти пары называют «перьями».
Рулевая труба
Существует несколько стандартных диаметров рулевых труб, но самые популярные 1 дюйм — для дорожных велосипедов, 1 и 1/8 дюйма для горных велосипедов. На некоторых горных и шоссейных велосипедах используют коническую рулевую трубу с переходным диаметром: 1.1/2″ в нижней части и 1.1/8″ в верхней. Такие трубы обладают большей торсионной жесткостью.
Диаметр трубы вилки | Стандарт | Номинальный диаметр рулевой трубы рамы |
---|---|---|
1″/25,4 мм | 1″ JIS | 28,8 мм |
1″ ISO | 30,0 мм | |
1″ BMX/OPC | 32,5 мм | |
1 1 ⁄8 «/28,6 мм | 1 1 ⁄8 » standard, threaded and threadless | 33,8 мм |
IS 1 1 ⁄8 « integrated 45×36 | 41,1 мм | |
Campagnolo „Hiddenset“ 45×45 | 41,9 мм | |
Zero Stack/ Internal | 43,9 мм | |
1 1 ⁄4 „/31,75 мм | 1 1 ⁄4 “ standard | 36,8 мм |
1,5»/ 38,1 мм | 1,5″ standard | 49,6 мм |
Кареточный узел
Каретка — совокупность оси и подшипников для установки системы ведущих звёзд. Трубы для установки кареток могут быть разных размеров и конструкций:
- Английская каретка с резьбой BSA, диаметр 34 мм [3] . От каретки «Italian» которую используют в bmx отличается тем, что ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу [4]
- PressFit каретка. Чашки с подшипниками не имеют резьбы и запрессовываются прямо в раму. Диаметр от 41 до 46 мм
- BB каретки. Вместо чашки с подшипником в раму напрямую запрессовывают подшипник. Посадочные размеры могут пересекаться с PressFit [5]
- Эксцентриковый кареточный узел (англ. eccentric bottom bracket ) позволяет натягивать цепь (ремень) на односкоростных велосипедах («синглспидах») и велосипедах с планетарными втулками.
Тип тормозной системы
Рама может поддерживать как один стандарт тормозной системы, так несколько одновременно. Например, часто можно встретить рамы с креплением для дискового тормоза и для тормоза типа V-brake.
«Дропауты»
Кронштейны крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout ) бывают следующих типов:
- вертикальные
- горизонтальные (наклонные)
- подвижные (вертикальные регулируемые).
Вертикальные кронштейны обеспечивают точную и быструю посадку колеса, используются совместно с задними переключателями-натяжителями.
Горизонтальные кронштейны позволяют натянуть цепь на односкоростных велосипедах и на велосипедах с планетарными втулками. Недостатком является то, что при достаточно сильном усилии ось колеса может сместиться. Поэтому вместе с горизонтальными кронштейнами. как правило, используют фиксаторы оси (англ. Chain Tugs ). [6]
Регулируемые кронштейны могут поставляться с отверстием для установки заднего переключателя или без него. В любом случае кронштейны можно заменить на аналогичные с креплением переключателя. Ключевые особенности регулируемых кронштейнов крепления заднего колеса:
- возможность сделать односкоростной велосипед («синглспид»)
- возможность заменять «дропауты»
- возможность изменять базу велосипеда в небольшом диапазоне.
Подседельный хомут
Подседельный хомут — хомут, зажимающий подседельный штырь в подседельной трубе. Рама может комплектоваться подседельным хомутом при продаже. Разрез в раме для подседельного хомута, в последнее время, делают спереди. Это уменьшает его загрязняемость, но при этом нет возможности поставить хомут для крепления замка, прикрепить к хомуту крепления для груза на багажнике или задний фонарь. Поэтому если планируется установка «крыльев» колеса (англ. mudguards ), то рама с задним разрезом расширит выбор подседельного хомута.
Подвеска
Рамы с жёсткой задней подвеской (англ. hardtail ) являются одним из самых распространённых типов рам. Они относительно просты в конструкции и изготовлении, что обуславливает их невысокую стоимость и распространение.
Рамы с упругой задней подвеской более сложные, тяжёлые и дорогие по сравнению с жёсткими рамами. Дешёвые велосипеды с задней подвеской, как правило, имеют очень низкое качество компонентов подвески. [ источник не указан 1936 дней ]
Упругим элементом подвески может быть пружина, или пневматическая система, гасящим — эластомер, масляный картридж и другое.
Крепления для багажника и «крыльев»
В идеале над «дропаутами» должно быть по два отверстия. Одно для крепления багажника, второе для крепления заднего «крыла». Для крепления багажника также должны быть отверстия на «верхних перьях» заднего треугольника. Багажник и «крылья» можно прикрутить к одной паре отверстий, используя специальные кронштейны или хомуты.
Другие конструктивные особенности
Одним из важных параметров рам, является максимальный размер покрышки, который можно установить в раму. Велосипеды с рамами которые позволяют устанавливать покрышки шириной более трёх дюймов, называются англ. «fat bikes» .
Для установки ременного привода у рамы должна быть предусмотрена возможность раскрывать задний треугольник.
Геометрия рамы
Особенно сильно на поведение велосипеда влияет геометрия рамы. Основные элементы, определяющие реакцию рамы на внешние воздействия:
- Эффективная длина верхней трубы. Расстояние между центрами рулевой колонки и подседельного штыря (на рисунке — A). Длинная верхняя труба даёт большую «стабильность» и меньшую манёвренность велосипеда.
- Рулевой угол. Угол между рулевой колонкой и линией, параллельной земле (на рисунке — M). Большой угол (близкий к вертикали) обеспечивает лучшую манёвренность велосипеда.
- Подседельный угол. Угол между подседельной трубой и линией, параллельной земле (на рисунке — L). При малых углах (большой наклон трубы назад) вес велосипедиста смещается назад — обеспечивая лучшее сцепление с поверхностью, при более вертикальных углах — вес гонщика перемещается вперёд, обеспечивает лучшую посадку для силового педалирования.
- Колёсная база. Расстояние между передней и задней осями колёс, горизонтальная линия. Увеличенная база дает большую стабильность и меньшую манёвренность велосипеда.
- Длина задних перьев. Расстояние между кареткой и осью задней втулки, горизонтальная линия. Меньшие задние перья рамы обеспечивают лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью почвы и большую манёвренность велосипеда. Обычно длина задних перьев минимальна, насколько это возможно — для увеличения жёсткости и прочности рамы.
- Высота каретки (зазор, дорожный просвет). Расстояние между кареткой велосипеда и поверхностью почвы. Увеличение зазора — уменьшает стабильность велосипеда, но при этом увеличивается проходимость и наоборот. У шоссейных велосипедов каретка находится ниже, чем у горных.
- Длина выноса. Расстояние от центра рулевой колонки до руля, горизонтальная линия. Длина выноса оказывает существенное влияние на манёвренность велосипеда и посадку велосипедиста.
Размеры велосипедных рам
Хотя наиболее характерным параметром рамы является актуальная (эффективная) длина верхней трубы, которая определяет расстояние от седла до руля, принято определять размер рамы по длине подседельной трубы (жарг. ростовка). Всё же, важно понимать, что геометрия рамы может быть произвольной и у рам с одинаковой актуальной (эффективной) длиной могут быть разные размеры. Для быстрого определения длины рамы нужно упереть локоть в «нос» седла, а руку положить на вынос руля. Пальцы должны лечь на крышку выноса руля. [7]
Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. Размер рамы измеряется двумя способами — С-С, от оси каретки (педалей) до осевой линии верхней трубы (только для рам классической конструкции); и С-Т, от оси каретки до верхнего среза подседельной трубы. [ источник не указан 1936 дней ] Традиционно, размер рамы шоссейных велосипедов измеряется в сантиметрах или миллиметрах, а размер гибридных и горных велосипедов — в дюймах.
При выборе велосипеда для экстремальных дисциплин (трюковое катание по городу, скоростной спуск и другие) обычно берутся рамы меньшего размера, что позволяет увеличить манёвренность велосипеда при прыжках и исполнении различных трюков.
От общей длины рамы и угла рулевого стакана зависит база велосипеда.
Материалы для изготовления велосипедных рам
Трубы для изготовления рам могут быть как круглого, так и иного сечения. Наиболее дорогие рамы изготавливают из труб с переменной толщиной стенок (такая технология имеет название «баттинг»)
Материалом для изготовления велосипедных рам служат легированные стали (чаще хромомолибден — CrMo), различные алюминиевые, титановые сплавы, а также углепластик («карбон») и материалов.
Сталь
Легированная сталь характеризуется высоким запасом прочности и сопротивлением к усталостным нагрузкам, но большим весом. В настоящее время наиболее широко используются хром-молибденовые стали (в частности сплав CrMo 4130 [10] , он же 30ХМА [11] по отечественной маркировке). Преимущества хромомолибденовых рам:
- высокая прочность;
- высокая надёжность;
- более высокая упругость;
- более ремонтопригодны, по сравнению с другими типами рам;
- обладают хорошими усталостными характеристиками, следовательно очень долговечны;
- Низкий порог хладноломкости.
Недостатки хромомолибденовых рам:
- относительно большой вес;
- подвержена коррозии.
Из-за высокой упругости, надёжности и ремонтопригодности хроммолибденовые рамы часто используют для туристических велосипедов.
Титан
Титановые сплавы используются в дорогих рамах.
К достоинствам титановых рам можно отнести:
- титан имеет высокую удельную прочность (в 3 раза выше чем у стали и в 2 раза выше чем у алюминия), позволяя конструировать очень лёгкие рамы (менее 1,4 кг для шоссейных велосипедов);
- стоек к коррозии;
- очень высокая упругость (титановые рамы очень комфортны)
- Высокие диапазоны эксплуатационных температур;
- Хорошие усталостные характеристики. [источник не указан 1936 дней]
- высокая цена;
- низкая технологичность и высокие требования к технологии производства.
Алюминий
С 1980-х годов популярность приобретают рамы из свариваемых алюминиевых сплавов. Они дешёвы в изготовлении, лёгки, имеют хорошую коррозионную стойкость, технологичны. Алюминиевые рамы имеют приблизительно такой же вес, что и титановые, но обладают большей жёсткостью. Однако, применяемые сплавы имеют неудовлетворительные усталостные характеристики. Тем не менее, в настоящее время алюминий является наиболее популярным материалом для рам среднего ценового диапазона. Основные марки алюминиевых сплавов 7005, 6061.
Очень прочный алюминиевый сплав 7075 к сожалению практически не поддается сварке, так что рамы из него не делают. Но благодаря обработке на ЧПУ из него делают линки. Финский велосипедный бренд Polebicycles придумали как сделать целую раму из 7075 алюминия [12] . Из брусов алюминия вытачивают крупные детали рамы, а потом скручивают их между собой. На одну раму, весом 2.5 кг уходит порядка 50 кг алюминия. [13]
Иногда алюминиевые рамы легируют небольшими добавками скандия, который значительно повышает прочностные характеристики и позволяет снизить вес рамы.
Углепластик
Углепластик, или «карбон», представляет собой композитный материал. Обладает достаточной прочностью, но при этом дорог в производстве. Перед запеканием, предварительно пропитанные специальной смолой лоскуты карбона, оборачивают вокруг надувного пенополистирольного каркаса, после чего помещают в пресс-форму [14] для запекания рамы в печи. В среднем рама из карбона в 1.5-2 раза прочнее такой же алюминиевой рамы [15] , при этом значительно легче. В качестве компромисса, иногда изготавливаются «гибридные» рамы. Они могут быть как с отдельными элементами из карбона (линки) и основой из металлических сплавов, или же часть рамы (передний треугольник) изготавливают из карбона, а другую часть (задний треугольник) из алюминия. Полностью карбоновые рамы могут быть как классической конструкции, так и монококовой. Большинство современных велосипедных рам выше среднего уровня имеют карбоновые рамы. Карбоновые рамы обладают наименьшим весом по сравнению с рамами из других материалов при той же прочности.
Велосипедная рама
Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся велосипедные компоненты.
В конструкции заднего треугольника рам классических конструкций могут быть предусмотрены шарниры и разъёмы для устройства амортизатора.
Существуют рамы без верхней трубы или с верхней трубой, идущей рядом с нижней. Этот вариант рамы традиционно называется женским. На такой велосипед можно сесть в юбке, не нарушая приличий, что было немаловажно в начале XX века.
Также, можно выделить рамы специального назначения и для экспериментальных велосипедов (например, для лигерадов, которые используются для передвижения в положении лёжа), а также рамы детских велосипедов.
Содержание
Конструктивные части рам
Велосипедная рама, как правило, сварена из профилей, образующих два так называемых треугольника — передний и задний.
Передний треугольник образован «подседельной трубой», соединяющей седло и каретку; «нижней трубой», соединяющей каретку с «рулевой трубой» («стаканом»); и «верхней трубой», соединяющей «рулевую трубу» с «подседельной трубой».
Задний треугольник образован двумя парами труб. Верхняя пара идёт от «подседельной трубы» к кронштейнам крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout ; drop — выпадать, out — наружу). Нижняя пара идёт от каретки. Чаще эти пары называют «перьями».
Рулевая труба
Существует несколько стандартных диаметров рулевых труб, но самые популярные 1 дюйм — для дорожных велосипедов, 1 и 1/8 дюйма для горных велосипедов. На некоторых горных и шоссейных велосипедах используют коническую рулевую трубу с переходным диаметром: 1.1/2″ в нижней части и 1.1/8″ в верхней. Такие трубы обладают большей торсионной жесткостью.
Диаметр трубы вилки | Стандарт | Номинальный диаметр рулевой трубы рамы |
---|---|---|
1″/25,4 мм | 1″ JIS | 28,8 мм |
1″ ISO | 30,0 мм | |
1″ BMX/OPC | 32,5 мм | |
1 1 ⁄8 «/28,6 мм | 1 1 ⁄8 » standard, threaded and threadless | 33,8 мм |
IS 1 1 ⁄8 « integrated 45×36 | 41,1 мм | |
Campagnolo „Hiddenset“ 45×45 | 41,9 мм | |
Zero Stack/ Internal | 43,9 мм | |
1 1 ⁄4 „/31,75 мм | 1 1 ⁄4 “ standard | 36,8 мм |
1,5»/ 38,1 мм | 1,5″ standard | 49,6 мм |
Кареточный узел
Каретка — совокупность оси и подшипников для установки системы ведущих звёзд. Трубы для установки кареток могут быть разных размеров и конструкций:
- Английская каретка с резьбой BSA, диаметр 34 мм [3] . От каретки «Italian» которую используют в bmx отличается тем, что ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу [4]
- PressFit каретка. Чашки с подшипниками не имеют резьбы и запрессовываются прямо в раму. Диаметр от 41 до 46 мм
- BB каретки. Вместо чашки с подшипником в раму напрямую запрессовывают подшипник. Посадочные размеры могут пересекаться с PressFit [5]
- Эксцентриковый кареточный узел (англ. eccentric bottom bracket ) позволяет натягивать цепь (ремень) на односкоростных велосипедах («синглспидах») и велосипедах с планетарными втулками.
Тип тормозной системы
Рама может поддерживать как один стандарт тормозной системы, так несколько одновременно. Например, часто можно встретить рамы с креплением для дискового тормоза и для тормоза типа V-brake.
«Дропауты»
Кронштейны крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout ) бывают следующих типов:
- вертикальные
- горизонтальные (наклонные)
- подвижные (вертикальные регулируемые).
Вертикальные кронштейны обеспечивают точную и быструю посадку колеса, используются совместно с задними переключателями-натяжителями.
Горизонтальные кронштейны позволяют натянуть цепь на односкоростных велосипедах и на велосипедах с планетарными втулками. Недостатком является то, что при достаточно сильном усилии ось колеса может сместиться. Поэтому вместе с горизонтальными кронштейнами. как правило, используют фиксаторы оси (англ. Chain Tugs ). [6]
Регулируемые кронштейны могут поставляться с отверстием для установки заднего переключателя или без него. В любом случае кронштейны можно заменить на аналогичные с креплением переключателя. Ключевые особенности регулируемых кронштейнов крепления заднего колеса:
- возможность сделать односкоростной велосипед («синглспид»)
- возможность заменять «дропауты»
- возможность изменять базу велосипеда в небольшом диапазоне.
Подседельный хомут
Подседельный хомут — хомут, зажимающий подседельный штырь в подседельной трубе. Рама может комплектоваться подседельным хомутом при продаже. Разрез в раме для подседельного хомута, в последнее время, делают спереди. Это уменьшает его загрязняемость, но при этом нет возможности поставить хомут для крепления замка, прикрепить к хомуту крепления для груза на багажнике или задний фонарь. Поэтому если планируется установка «крыльев» колеса (англ. mudguards ), то рама с задним разрезом расширит выбор подседельного хомута.
Подвеска
Рамы с жёсткой задней подвеской (англ. hardtail ) являются одним из самых распространённых типов рам. Они относительно просты в конструкции и изготовлении, что обуславливает их невысокую стоимость и распространение.
Рамы с упругой задней подвеской более сложные, тяжёлые и дорогие по сравнению с жёсткими рамами. Дешёвые велосипеды с задней подвеской, как правило, имеют очень низкое качество компонентов подвески. [ источник не указан 1913 дней ]
Упругим элементом подвески может быть пружина, или пневматическая система, гасящим — эластомер, масляный картридж и другое.
Крепления для багажника и «крыльев»
В идеале над «дропаутами» должно быть по два отверстия. Одно для крепления багажника, второе для крепления заднего «крыла». Для крепления багажника также должны быть отверстия на «верхних перьях» заднего треугольника. Багажник и «крылья» можно прикрутить к одной паре отверстий, используя специальные кронштейны или хомуты.
Другие конструктивные особенности
Одним из важных параметров рам, является максимальный размер покрышки, который можно установить в раму. Велосипеды с рамами которые позволяют устанавливать покрышки шириной более трёх дюймов, называются англ. «fat bikes» .
Для установки ременного привода у рамы должна быть предусмотрена возможность раскрывать задний треугольник.
Геометрия рамы
Особенно сильно на поведение велосипеда влияет геометрия рамы. Основные элементы, определяющие реакцию рамы на внешние воздействия:
- Эффективная длина верхней трубы. Расстояние между центрами рулевой колонки и подседельного штыря (на рисунке — A). Длинная верхняя труба даёт большую «стабильность» и меньшую манёвренность велосипеда.
- Рулевой угол. Угол между рулевой колонкой и линией, параллельной земле (на рисунке — M). Большой угол (близкий к вертикали) обеспечивает лучшую манёвренность велосипеда.
- Подседельный угол. Угол между подседельной трубой и линией, параллельной земле (на рисунке — L). При малых углах (большой наклон трубы назад) вес велосипедиста смещается назад — обеспечивая лучшее сцепление с поверхностью, при более вертикальных углах — вес гонщика перемещается вперёд, обеспечивает лучшую посадку для силового педалирования.
- Колёсная база. Расстояние между передней и задней осями колёс, горизонтальная линия. Увеличенная база дает большую стабильность и меньшую манёвренность велосипеда.
- Длина задних перьев. Расстояние между кареткой и осью задней втулки, горизонтальная линия. Меньшие задние перья рамы обеспечивают лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью почвы и большую манёвренность велосипеда. Обычно длина задних перьев минимальна, насколько это возможно — для увеличения жёсткости и прочности рамы.
- Высота каретки (зазор, дорожный просвет). Расстояние между кареткой велосипеда и поверхностью почвы. Увеличение зазора — уменьшает стабильность велосипеда, но при этом увеличивается проходимость и наоборот. У шоссейных велосипедов каретка находится ниже, чем у горных.
- Длина выноса. Расстояние от центра рулевой колонки до руля, горизонтальная линия. Длина выноса оказывает существенное влияние на манёвренность велосипеда и посадку велосипедиста.
Размеры велосипедных рам
Хотя наиболее характерным параметром рамы является актуальная (эффективная) длина верхней трубы, которая определяет расстояние от седла до руля, принято определять размер рамы по длине подседельной трубы (жарг. ростовка). Всё же, важно понимать, что геометрия рамы может быть произвольной и у рам с одинаковой актуальной (эффективной) длиной могут быть разные размеры. Для быстрого определения длины рамы нужно упереть локоть в «нос» седла, а руку положить на вынос руля. Пальцы должны лечь на крышку выноса руля. [7]
Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. Размер рамы измеряется двумя способами — С-С, от оси каретки (педалей) до осевой линии верхней трубы (только для рам классической конструкции); и С-Т, от оси каретки до верхнего среза подседельной трубы. [ источник не указан 1913 дней ] Традиционно, размер рамы шоссейных велосипедов измеряется в сантиметрах или миллиметрах, а размер гибридных и горных велосипедов — в дюймах.
При выборе велосипеда для экстремальных дисциплин (трюковое катание по городу, скоростной спуск и другие) обычно берутся рамы меньшего размера, что позволяет увеличить манёвренность велосипеда при прыжках и исполнении различных трюков.
От общей длины рамы и угла рулевого стакана зависит база велосипеда.
Материалы для изготовления велосипедных рам
Трубы для изготовления рам могут быть как круглого, так и иного сечения. Наиболее дорогие рамы изготавливают из труб с переменной толщиной стенок (такая технология имеет название «баттинг»)
Материалом для изготовления велосипедных рам служат легированные стали (чаще хромомолибден — CrMo), различные алюминиевые, титановые сплавы, а также углепластик («карбон») и материалов.
Сталь
Легированная сталь характеризуется высоким запасом прочности и сопротивлением к усталостным нагрузкам, но большим весом. В настоящее время наиболее широко используются хром-молибденовые стали (в частности сплав CrMo 4130 [10] , он же 30ХМА [11] по отечественной маркировке). Преимущества хромомолибденовых рам:
- высокая прочность;
- высокая надёжность;
- более высокая упругость;
- более ремонтопригодны, по сравнению с другими типами рам;
- обладают хорошими усталостными характеристиками, следовательно очень долговечны;
- Низкий порог хладноломкости.
Недостатки хромомолибденовых рам:
- относительно большой вес;
- подвержена коррозии.
Из-за высокой упругости, надёжности и ремонтопригодности хроммолибденовые рамы часто используют для туристических велосипедов.
Титан
Титановые сплавы используются в дорогих рамах.
К достоинствам титановых рам можно отнести:
- титан имеет высокую удельную прочность (в 3 раза выше чем у стали и в 2 раза выше чем у алюминия), позволяя конструировать очень лёгкие рамы (менее 1,4 кг для шоссейных велосипедов);
- стоек к коррозии;
- очень высокая упругость (титановые рамы очень комфортны)
- Высокие диапазоны эксплуатационных температур;
- Хорошие усталостные характеристики. [источник не указан 1913 дней]
- высокая цена;
- низкая технологичность и высокие требования к технологии производства.
Алюминий
С 1980-х годов популярность приобретают рамы из свариваемых алюминиевых сплавов. Они дешёвы в изготовлении, лёгки, имеют хорошую коррозионную стойкость, технологичны. Алюминиевые рамы имеют приблизительно такой же вес, что и титановые, но обладают большей жёсткостью. Однако, применяемые сплавы имеют неудовлетворительные усталостные характеристики. Тем не менее, в настоящее время алюминий является наиболее популярным материалом для рам среднего ценового диапазона. Основные марки алюминиевых сплавов 7005, 6061.
Очень прочный алюминиевый сплав 7075 к сожалению практически не поддается сварке, так что рамы из него не делают. Но благодаря обработке на ЧПУ из него делают линки. Финский велосипедный бренд Polebicycles придумали как сделать целую раму из 7075 алюминия [12] . Из брусов алюминия вытачивают крупные детали рамы, а потом скручивают их между собой. На одну раму, весом 2.5 кг уходит порядка 50 кг алюминия. [13]
Иногда алюминиевые рамы легируют небольшими добавками скандия, который значительно повышает прочностные характеристики и позволяет снизить вес рамы.
Углепластик
Углепластик, или «карбон», представляет собой композитный материал. Обладает достаточной прочностью, но при этом дорог в производстве. Перед запеканием, предварительно пропитанные специальной смолой лоскуты карбона, оборачивают вокруг надувного пенополистирольного каркаса, после чего помещают в пресс-форму [14] для запекания рамы в печи. В среднем рама из карбона в 1.5-2 раза прочнее такой же алюминиевой рамы [15] , при этом значительно легче. В качестве компромисса, иногда изготавливаются «гибридные» рамы. Они могут быть как с отдельными элементами из карбона (линки) и основой из металлических сплавов, или же часть рамы (передний треугольник) изготавливают из карбона, а другую часть (задний треугольник) из алюминия. Полностью карбоновые рамы могут быть как классической конструкции, так и монококовой. Большинство современных велосипедных рам выше среднего уровня имеют карбоновые рамы. Карбоновые рамы обладают наименьшим весом по сравнению с рамами из других материалов при той же прочности.
Размер рамы велосипеда по росту – как выбрать?
Правильный выбор размера рамы обеспечит комфортную и безопасную езду, исключит риск переутомления отдельных частей тела или передавливания кровеносных сосудов. При подборе велосипеда идеально сесть на него и немного проехаться. Если такой возможности нет, то придется орудовать исключительно параметрами своего роста в связке с габаритами байка.
Размеры велосипедных рам
Прежде всего следует сказать, что большинство производителей имеет собственные ростовые таблицы для выпускаемых велосипедов. Если таковой информации нет, необходимо руководствоваться универсальными «ростовками», которые и будут представлены ниже.
Горные и городские велосипеды
В данном случае достаточно лишь измерить собственный рост, после чего сравнить его с представленной таблицей:
Наибольшей популярностью пользуются байки на 18-19 дюймов, поскольку под параметры попадает преобладающее большинство людей.
Исключение составляют велосипеды, в конструкцию которых заложен механизм складывания. Они производятся с универсальной рамой, рассчитанной на человека ростом от 155 до 185 см.
Дорожные и шоссейные велосипеды
Размер рамы в таблице подбирается по росту, однако градаций гораздо меньше.
Поскольку такие байки используются в соревнованиях и чемпионатах, то подбор делается с особой точностью. Нередко рама изготавливается по индивидуальным параметрам ездока, что позволяет обеспечить идеальную посадку и контроль.
Детские велосипеды
Подрастающему поколению байки подбираются, исходя из размера колеса, а не рамы. В учет берется рост ребенка, а также его возраст.
Не рекомендуется сильно экономить и приобретать велосипед для малыша «на вырост». Слишком большая рама, даже с максимально опущенным седлом и рулем, может стать причиной травмы промежности. Она случается при необходимости быстро соскочить с байка, во время непредвиденных ситуаций или падений. Также на большом велосипеде ребенок будет ерзать на седле, стараясь дотянуться до педалей, а это негативно сказывается на осанке и повышает износ коленных суставов.
Как измерить размер рамы велосипеда
Чтобы провести самостоятельные измерения, потребуется запастись рулеткой и калькулятором. Действовать нужно в такой последовательности:
- Измерить длину подседельной трубы от ее окончания под сиденьем (1), до месторасположения оси каретки (2).
Заметим, что в современных условиях полученное значение не всегда является реальным размером рамы. Это обусловлено изменением геометрии конструкции. Технология гидроформинга позволяет выпускать изогнутые трубы, что влияет на место пристыковки верхней трубы к подседельной.
Совет! Производители с известным именем точно просчитывают габариты взрослого велосипеда, поэтому рекомендуется довериться их расчетам и ориентироваться исключительно по собственному росту.
Прочие рекомендации по выбору размера рамы
Озвучим некоторые нюансы, которые следует дополнительно учитывать:
- Стиль езды – таблицы построены таким образом, что один рост часто подходит для нескольких размеров рамы. Это позволяет учитывать стиль катания: так, при экстремальной езде предпочитают меньшую раму и наоборот.
- Телосложение и вес – тучным людям рекомендуется покупать велосипед с меньшей рамой, так будет проще на него взбираться и слезать. Упрощается и управление.
- Дополнительные регулировки – при незначительных расхождениях в подобранном размере или ощущении дискомфорта, можно откорректировать свою посадку, изменив высоту сиденья и вынос руля.
Как видите, выбор велосипеда по росту довольно простая процедура, которая требует лишь сверить свои показатели с представленной таблицей. Тем не менее нужно учитывать и дополнительные параметры, позволяющие повысить комфорт и безопасность.
Источники:
https://vplate.ru/velosiped/aksessuary/razmer-ramy/
https://wiki2.info/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0
https://wiki.moda/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B0
https://nakolesah.guru/razmer-ramy-velosipeda-po-rostu-kak-vybrat/