30 коротких фактов про велосипед
Велосипед — любимое транспортное средство нашего детства. Если у вас не было в детстве велосипеда, то нам очень вас жаль. Но велосипед не так прост, как кажется. И, став взрослым, вы наверняка сможете оценить все прелести перемещения на велосипеде. Если до сих пор этого не сделали. А наша очередная подборка интересных фактов про велосипед, надеемся, поможет вам в этом.
Интересные факты про велосипед
Велосипед и ваше время
- Очень часто велосипед поможет вам добраться до нужного места гораздо быстрее, чем вы сможете сделать это чем на автомобиле или общественном транспорте. Особенно, если речь идет о перемещении на короткие и средние дистанции по городу в часы пик.
Велосипед и здоровье
Как вы наверняка можете догадаться, занятия любительским велоспортом, как и любая другая умеренная физическая активность, благотворно сказывается на вашем здоровье. Но давайте посмотрим, что конкретно удалось установить ученым.
4. Британский Фонд Сердца (ох уж эти британские ученые!) предоставил такие результаты своих исследований. Если проезжать на велосипеде всего лишь 30 км в неделю, риск сердечно-сосудистых заболеваний снизится в два раза. Сравнительно с теми, кто ведет малоактивный образ жизни. 30 км. — это ничтожное расстояние, которое можно неспешно проехать за час-полтора. По оценкам фонда, физическая активность, великолепным примером которой и является велосипед, может помочь избежать около 10 тысяч смертельных сердечных приступов в год (для Англии).
5. Велосипед гораздо безопаснее для вашего организма, чем бег трусцой. Бег дает постоянную ударную нагрузку на ваши суставы, позвоночник и внутренние органы. Особенно это неприятно, если вам уже далеко за 20 лет. Велосипедом же можно безопасно начинать заниматься даже в 100-летнем возрасте. Если посчастливится дожить до него в здравом уме и при бодром теле.
6. Американский Фонд здорового отдыха собрал такую статистику. Среднестатистический американец сбрасывает около пяти с половиной килограмм за первый год поездок на работу на велосипеде.
7. Объем легких людей, постоянно передвигающихся на велосипеде больше не только по сравнению с легкими среднестатистического человека, но даже сравнительно с представителями других видов спорта. Профессиональные велосипедисты имеют объем легких 8 литров сравнительно с 6 литрами человека, ведущего пассивный образ жизни. Система кровообращения у профессиональных велогонщиков также адаптирована к повышенному потреблению кислорода организмом. Всасывающая способность легких, уровень и качество гемоглобина в крови, тренированное сердце — все это позволяет прокачивать по организму до 7 литров кислорода в минуту вместо 3-4 литров у обычных людей.
Экономичный велосипед
8. Содержание и уход за велосипедом среднего класса стоит примерно в двадцать раз дешевле, чем чем содержание автомобиля среднего класса.
9. На одном автомобильном паркоместе можно разместить до 20 обычных велосипедов и до 42 складных.
10. Парадокс: богатые англичане в среднем в 2,5-3 раза больше ездят на велосипеде, чем бедняки. А вот бедняки предпочитают общественный транспорт.
11. При езде на велосипеде со средней скоростью 20-25 км./ч. наш организм в среднем сжигает около 600 калорий за час. При этом нам нужно потратить одинаковое количество энергии, чтоб ехать на велосипеде в три раза быстрее, чем если идти или бежать.
12. Первый в мире велосипед был сконструирован немецким механиком бароном Карлом фон Дрезом в 1818 году. Правда сейчас то, что создал барон, мы называем не велосипедом, а велобегом. У него не было педалей, а в движение средство приводилось, отталкиваясь ногами от земли.
13. Изобретение фон Дреза европейцам понравилось и все стали думать над его усовершенствованием? В 1840-м году шотландец Кирпатрик Макмиллан добавил к заднему колесу жестко закрепленные на его оси педали. Можно лишь представить, как приходилось изворачиваться велосипедисту, чтоб крутить их и одновременно управлять рулем, тянувшимся от переднего колеса.
14. Надувные велошины были придуманы англичанином Томпсоном в середине 1840-х годов. Но наладить их массовый выпуск не получилось из-за несовершенства тогдашних технологий. Из-за этого еще в 1880-х годах велосипедисты продолжали отбивать себе мягкие места на бесшинных велосипедах.
Кто изобрел велосипед?
История создания велосипеда до сих пор вызывает споры и разногласия среди исследователей. Это изобретение относили к различным эпохам, а его создателем называли представителей разных стран мира. Однако большинство историков сходятся во мнении, что велосипед изобрел немецкий профессор Карл фон Дрез.
Когда появились первые упоминания о велосипеде?
Согласно данным Международного велосипедного фонда (IBF), первые упоминания об устройстве, напоминающем велосипед, относятся к 1418 году. Тогда итальянский инженер Джованни Фонтана сконструировал приводимое человеком в действие устройство, состоящее из четырех колес, веревочной петли и шестерен. Но изобретение итальянца не стало популярным. Лишь спустя примерно 400 лет аналогичное транспортное средство завоевало признание во всем мире.
Что известно об изобретении фон Дреза?
Карл фон Дрез родился 29 апреля 1785 года в Карлсруэ в семье чиновника. Он изучал сельское хозяйство, архитектуру и физику. В 1813 году фон Дрез начал работать над первой версией самоката, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). Первоначально он представлял собой четырехколесную конструкцию, которой управлял человек. Причиной разработки машины для бега послужила нехватка лошадей. Этой проблеме предшествовало глобальное понижение температур, которое привело к плохому урожаю и, как следствие, гибели многих лошадей от голода.
В 1817 году фон Дрез представил свое доработанное изобретение, которое теперь состояло из двух колес, деревянной рамы, руля и кожаного седла. Вес транспортного средства составлял 23 килограмма. Для того чтобы привести его в действие, водителю приходилось отталкиваться от земли ногами. Современный человек назвал бы эту машину не велосипедом, а беговелом, поскольку у нее не было педалей.
В 1818 году фон Дрез запатентовал свое изобретение, а затем решил показать его в других странах мира. Машина для бега понравилась англичанам и французам, которые назвали ее дрезиной в честь изобретателя. В Англии новый вид транспорта позиционировался как способ развлечения для аристократов. Однако спустя несколько лет такие велосипеды запретили для езды по тротуарам, так как посчитали небезопасными для пешеходов.
Велосипед — не единственное изобретение фон Дреза. Он также является автором пишущей машинки и мясорубки.
Когда был создан прототип современного велосипеда?
В течение нескольких десятилетий различные изобретатели совершенствовали велосипед фон Дреза. Так, в начале 1860-х годов был представлен деревянный велосипед с двумя стальными колесами и педалями. Поскольку у этого изобретения по прежнему не было тормозов, оно получило славу небезопасного транспортного средства. Мнения о том, кто был первым создателем подобной модели, до сих пор расходятся. Однако первый патент на данный велосипед был получен в США французом Пьером Лаллементом в 1866 году.
Первым велосипедом, который был похож на современные аналоги, стал «Скиталец» (Rover). Его создал англичанин Джон Кемп Старли в 1884 году. Выпуск велосипеда начался год спустя. Изобретение обладало цепной передачей на заднее колесо и одинаковыми по размеру колесами, а также седлом водителя между ними. Данная конструкция значительно отличалась от своих предшественников, что позволило ей получить мировую известность и славу «безопасной» модели.
Рассказ про велосипед для детей
Рассказ этот посвящен моему другу велосипеду, верой и правдой служившему мне несколько лет, пока я был мальчишкой. Я не расставался с ним, кажется, ни на минуту, а когда уезжал на каникулы к бабушкам-дедушкам, то натуральным образом скучал без него. Я берег его и ухаживал за ним, а он выручал меня в разных ситуациях. В общем, не буду затягивать предисловие — читайте.
"ОРЛЕНОК"
Мечта осуществилась
Если бы меня в конце 1974 года спросили: "Какое событие в твоей жизни самое яркое?", то я бы точно знал, что ответить: покупка велосипеда. День, когда мы с отцом пошли в "Детский мир" и приобрели мне двухколесного друга синего цвета, запомнился мне так, словно он был решающим в моей судьбе. Я катил только что купленный велосипед, держа его за свернутый руль, и торжественно молчал, распираемый гордостью и радостью, не до конца веря в реальность происходящего. А хромированные крылья сверкали на солнце, пуская зайчики. Мне казалось, что все встреченные нами люди с улыбкой и некоторой завистью смотрят на меня и мое первое в жизни серьезное средство передвижения. Ведь это был не какой-нибудь "Школьник", а полноценный "Орлёнок"! Или, как было написано на раме, "Ereliukas".
Дома мы освободили все части велосипеда от вощеной бумаги, прикрутили сиденье и педали, привязали к сиденью сумочку с инструментом, установили звонок и насос. Папа, будучи человеком основательным и ответственным, проинструктировал меня на предмет соблюдения техники безопасности, поведения на дороге, возможных неисправностей и методов их устранения. Я слушал вполуха. Ездить на двух колесах я умел давно, даже "Уралом", велосипедом для взрослых, управлять случалось (из-за малого роста приходилось крутить педали, неестественно выгнувшись и пропустив одну ногу под рамой). Мне не терпелось вынести свое сокровище во двор и продемонстрировать его детскому сообществу.
Сообщество, понятное дело, ахнуло, присвистнуло и поцокало языком. Мои акции на дворовой бирже, и без того недешевые, резко пошли вверх.
Надо заметить, что велосипеды (сокращенно — "велики") имелись далеко не у всех. Хозяин велика должен был мириться с тем, что другие ребята будут просить покататься, то есть, сделать на нем круг в пределах видимости. Отказывать считалось поступком неприличным и даже предосудительным. Лично я был к этому готов. Ведь я сам столько раз удостаивался чести проехать по малому и большому кругу двора и его окрестностей! Дух захватывало, ветер бил в лицо и трепал волосы. как же не дать другим почувствовать то, что ты испытывал сам!
Правда, вскоре выяснилось, что все не так просто. Что-то во мне изменилось. Я не отказывал никому в просьбе "прокатиться", но внутренне напрягался, лицо мое суровело, и я считал необходимым предупредить каждого об огромной ответственности, которую тот на себя принимает, садясь за руль моего "Орленка". И, по-моему, никого это не раздражало. Не было и зависти — знаю по себе! — хотя за всех, конечно, не скажешь.
Друзья
Жили мы тогда на четвертом этаже четырехэтажного же дома. Тяжеленную бандуру, каковой на поверку оказался велосипед, приходилось таскать вниз и вверх по лестнице, но я быстро приловчился. Не помню, чтобы меня это сколько-нибудь утруждало.
Сегодня мне, как, вероятно, и вам, кажется это глупостью, но велик был моим самым настоящим другом. Как бы вам объяснить, чтобы идиотом не считали. Ну, вот, например, упадем мы с ним на асфальт, и я тут же кидаюсь его в порядок приводить, не обращая внимания на то, что мне самому больно. Да и разговаривал я с ним, чего греха таить. То есть, он-то молчал, а я, бывало, еду — рассказываю что-нибудь, секреты свои доверяю.
На велосипедах мы проводили много времени: ездили в магазин за продуктами, играли в салочки (с брызгалками), соревновались в скорости, даже мяч умудрялись гонять. Вообще, с течением времени я начал замечать, что мы с моим великом становимся одним целым. Он слушался малейшего моего движения, выкрутасы на дороге выписывал такие, на какие сегодня только крутые байкеры решаются. И по жердочке я ездил, и с трамплина прыгал, и в управляемый занос уходил. А уж о езде "без рук" или задом наперед я вообще помалкиваю. Однажды при исполнении какого-то трюка вилка переднего колеса не выдержала нагрузки, и часть её оторвалась вместе с колесом. Я думал — всё. Но отец отнес моего раненого товарища к сварщикам, и те сотворили чудо. Характер "Орленка" закалялся.
9 мая 1976 года я пошел на обгон "Москвича". "Спорим, я его обгоню!" — сказал я кому-то, с кем был в тот момент, и кинулся за легковушкой. Машина собиралась повернуть налево, но я об этом не знал.
Самого столкновения я не помню, я его не успел осознать. Раз! — и я уже лежу в арыке (кто не знает — это такая канава из бетона, в данном случае — глубиной около полуметра, по ней вода бежит). Я ищу глазами велик. Из машины вылез дядька со страшными глазами и орет на меня благим матом.
А, вот и он. Как он туда попал? Я подхожу к машине и пытаюсь вытянуть из-под неё моего "Орленка". Молча. (На дядьку — ноль внимания. Наверное, я находился в шоке.) Вытащить мне его не удается, он полностью находится под брюхом "Москвича". Дядька брызжет слюной, и до меня начинает доходить смысл его слов: велосипед он мне не отдаст, пусть отец за ним приходит. И я удаляюсь со сцены.
Это было утром. Весь день я слонялся по улице, придумывая, что мне сказать дома. Я боялся гнева, наказания, позора, я боялся сказать правду и боялся сказать неправду. Но больше всего я боялся остаться без моего любимого велика. По всему выходило, что надо идти с повинной, признаваться в содеянном, готовиться к лишению водительских прав на полгода и курсу лекций о правилах дорожного движения. Но для начала на меня должны накричать, взять за руку и пойти искать противного дядьку, брызжущего слюной (кстати, где этот гад живет? Я же не спросил. )
Весь в ссадинах и кровоподтеках, я вернулся домой часам к семи, прибитый горем и готовый к чему угодно. Но то, что я увидел, меня потрясло. В коридоре на своем законном месте стоял мой двухколесный друг! Причем, без видимых повреждений! Самое удивительное заключалось в том, что мне никто ничего не сказал. Как будто ничего и не было!
Для меня так и осталось тайной, что же произошло в тот день. Ни я, ни родители никогда не вспоминали об этом случае.
Переезд
Шло время, я становился старше, а велосипед приобретал все более "боевой вид": "лысые" шины как свидетельство почтенного возраста, ржавчина и вмятины — словно морщины на лице и шрамы на теле. В общем, когда отца перевели служить в Подмосковье и мы стали собирать вещи к переезду, "Орленок" был настолько "б/у", что одним из вопросов повестки дня стала его дальнейшая судьба. Родители считали, что надо его оставить здесь, передать кому-то по наследству. Для меня же "оставить" означало "предать". Мое яркое и экспрессивное выступление на домашнем совете все и решило.
На новом месте я с нетерпением ждал весны, когда можно будет снова сесть за руль. Весна пришла. Но все здесь было по-другому. Сверстники мои не проявляли никаких признаков ажиотажа вокруг великов. Ездить ездили, но как-то не так, без интереса, что ли. В то же время, с колес моего велика, стоявшего на лестничной площадке, стали выворачивать золотники и воровать ниппеля. Я ничего не понимал.
Прошло лето, потом еще одно, я здорово подрос, интересы сильно изменились. Все реже и реже я садился на сиденье "Орленка", пока не осознал окончательно, что вырос из него. Я вынес его на балкон, где он простоял еще три или четыре года под дождем и снегом. Когда я выкидывал его, я был не шибко сентиментальным 16-летним парнем с ветром в голове. Чувствовал я себя, однако, очень неловко.
Папаша. (upapashi@narod.ru)
Фотки найдены в сети — прошу прощения, не помню, где именно. А то бы указал.
История велосипеда
велосипед «пенни-фартинг»
Думаете раз сайт об автомобилях, то велосипедам здесь не место. Совсем не так. До создания и разработки автомобиля, необходимо было изобрести что-то более простое и доступное. Этим изобретением как раз и стал велосипед.
До 1817 года сведений подтверждающих создания велосипеда, не было. Рисунок Леонардо да Винчи и его ученика Джакомо Капротти на котором изображен духколёсный велосипед с цепной передачей и рулем, по мнению многих, является подделкой. Самокат 1791 года, приписываемый графу Сивраку — подделка и фальсификация 1891 года, искусно выдуманная журналистом Луи Бодри. На самом деле никакого графа не было, прототипом ему послужил Джин Хенри Сиврак, который получил в 1817 году разрешение на импорт четырехколесных транспортных средств.
Несмотря на то, что велосипед кажется нам как нечто совершенно простое и гениальное, в действительности он был изобретен минимум в три приема.
Первые конструкционные решения.
История велосипеда начинается в 1817 году, когда Барон Карл фон Дрез, немецкий профессор, создал первый двухколесный самокат. Сие изобретение было названо «машина для ходьбы». У него уже был руль, но, тем не менее, педали еще отсутствовали; рама же была деревянной. Отсюда и пришло название дрезина. Позднее машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где ее прозвали «денди-хорз».
«машина для ходьбы» Карла фон Дреза 1817 Превью — увеличение по клику.
Только в 1839-40 кузнец Кирппатрик Макмиллан из деревушки на юге Шотландии, добавив педали и седло, усовершенствовал изобретения Дреза. Его изобретение уже в большей степени было похоже на велосипед.
В 1845 году Р.У. Томпсон, ученый из Франции, запатентовал надувную шину, но поскольку она была технологически несовершенной, то дальнейшего распространения не получила.
В 1862-63 годах Пьер Лалман, мастер по изготовлению колясок для детей, оснастил «денди-хорз» педалями — на переднем колесе. Затем он перебрался в Париж и создал первый похожий на современные прототипы велосипед. В 1864 году начался массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями, причем рама уже была металлическая благодаря Пьеру Мишо и братьям Оливье. Доходят слухи, что и само название «велосипед» было придумано Мишо. В 1866, уже в Америке, Пьер Лалман запатентовал свое изобретение, следовательно, его и можно называть изобретателем велосипеда. Но все же это был еще не тот велосипед, который мы привыкли видеть в нынешнее время.
В 1867 году Каупер изобрел модель колеса со спицами, а 78 году Лоусон ввел цепную передачу.
Rover — «Скиталец», именно так назывался первый велосипед, похожий на те которые иcпользуются в наши дни. Он был создан в 1884 Джоном Кемпом Старли, а уже через год активно выпускался. В дальнейшем фирма Rover стала огромным автомобильным концерном, но к сожалению 15 апреля 2005 года, она обанкротилась и была ликвидирована.
«Золотой век» велосипедов.
В 1888 году, Джоном Бойдом Данлопом были изобретены надувные шины из каучука, они были куда более совершеннее, нежели запатентованные в 1845 году. 1890-е годы стали золотым веком велосипедов, теперь благодаря надувным покрышкам прозвище «костотрясы», которое было присуще всем велосипедам благополучно забылось. Теперь езда была мягкой и даже приятной.
педальный велосипед Мишо 1860 Превью — увеличение по клику.
В 1898 году были изобретены педальные и ручные тормоза, а также механизм свободного хода, позволяющий не крутить педали, когда велосипед катится сам.
Ближе к современности.
История велосипеда выходит на новый уровень. В 1878 году появляется первый складной велосипед. В 90х годах изобретена рама из алюминия, а в 1895 году лигерад — велосипед на котором можно ездить лежа. Причем только в 1914 году фирмой «Пежо» началось массовое производство лигерадов.
Начало 20 века характеризуется первыми механизмами переключения скоростей. Для переключения скорости необходимо было снять, а затем перевернуть заднее колесо. Планетарный механизм переключения изобретен в 1903 году. А переключатель скоростей, известный нам в том виде, который используется сейчас, появился лишь в 1950 году, благодаря известному итальянскому велогонщику Туллио Кампаньоло.
Велосипеды продолжали совершенствоваться на протяжении всего 20 века. В 1974 году — производство велосипедов из титана, через год уже из углепластика, а в 1983 году был изобретен первый велокомпьютер. В начале 90х годов получило свое распространение систама индексного переключения скоростей.
На этом, ни в коем случае, история велосипеда не заканчивается, просто я считаю нужным закончить рассказ, поскольку и так уже слишком далеко ушел от тематики сайта.
Источники:
http://interesnosti.info/30-korotkih-faktov-pro-velosiped/
https://aif.ru/society/history/kto_izobrel_velosiped
http://upapashi.narod.ru/bike.htm
https://autohis.ru/velo.php