Раста байки

Содержание скрыть

Растаманы

У этой страницы нет проверенных версий, вероятно, её качество не оценивалось на соответствие стандартам.

Растаманы — чёрные и белые любители курить травку в нехилом количестве. Изначально растаманы не рассматривались как наркоманы, а были адептами религии растафарианства — подвида христианства, распространённого в банановых республиках. Многие современные травокуры даже не знают, что такая религия есть, и просто не заморачиваются — не чтут культуру растафари (!), а тупо дуют анашу.

Естественно, традиция и культура племён темнокожих растафарианцев была опорочена, но все курят.

Содержание

[править] Растафарианство

Растафарианство (Растафари) — эклектическое религиозное верование, сложившееся на Ямайке в начале XX века на основе смеси христианства, местных карибских верований, верований чёрных потомков рабов из западной Африки и учения ряда религиозно-социальных проповедников (в первую очередь Маркуса Гарви). Растафарианству исторически предшествовали так называемые культы покомания.

На практике растафари появилось примерно так: ямайские негры, накурившись анаши, услышали от местного деятеля Маркуса Гарви [1] проповедь о том, что скоро в Эфиопии на престол взойдет последний из потомков Соломона, являющийся на самом деле Богом, и вдруг — в 1930 году рас Тафари унаследовал императорский престол, что негры на Ямайке поняли по-своему [2] , и решили назвать себя в честь него растафарианами (англ. rastafarian — «приверженец раса Тафари», или, короче — rasta, отсюда — возвышенное rastaman — «человек раста»). Маркусу Гарви, видевшему себя мессией, такой поворот дел не понравился, и он начал утверждать, что живой человек не может быть богом, но зато нашлись другие — проповедник Леонард Хоуэлл, организовавший позже в горах и джунглях Ямайки общины с культом себя, а также Дж. Хибберт и А. Данкли; с тех пор и начинается история собственно растафари, а также отделение его от «гарвиизма», хотя Гарви таки считается теологическим и идейным зачинателем сего культурно-религиозного явления.

Растафари в 1920—1950-е годы верили в то, что император Эфиопии Хайле Селассие (1892—1975; император с 1930 по 1974, в результате ряда войн и переворотов) — живой Бог, последнее воплощение Бога на земле; что скоро он заберет свой народ — черных — на их родину, в Эфиопию, или же Сион; что Эфиопия (Сион, или по-английски Зайон) — Земля обетованная, так как они не особо интересовались, что происходит в Эфиопии, и мало знали про режим эфиопского императора.

Растаманы также верили в то, что белые люди обманули чёрных, дали им неправильную Библию, скрыли от них настоящее имя Бога (растаманы называют его «Джа» [3] ), и пленили в западной стране — Вавилоне, причем снова скрыв и это; то, что Ямайка и Запад в целом на самом деле Вавилон (под этим они понимали страну страданий и плена), они решили, исходя из их мнения о том, что негры — истинные иудеи (нынешние евреи, по мнению ямайских негров, не тру, а фейк, придуманный белыми для вытеснения черных с их исконного места богоизбранного народа), а раз иудеев уже раз пленили — в VII веке до н. э., Навуходоносор Вавилонский — то и их, потомков тех иудеев, пленят в том же месте, то есть в Вавилоне. Стоит отметить, что слово «Вавилон» растаманы понимали буквально, в библейском смысле, ассоциируя его при этом со всем западным миром (в тонкостях географии, истории и прочих «сказок белых» растаманы не разбирались), причем ключевым для них было представление о нем как о тюрьме, месте пленения, а отнюдь не использование его как синонима к «обществу потребления» (как сейчас считает большинство адептов растафари) — ибо самого понятия «общество потребления» в первой половине XX века еще не было, а если бы и было, то для Ямайки с её нищетой оно было бы неактуальным.

[править] Ключевые фигуры раста

[править] Маркус Гарви

Весьма примечательная личность. Образование получал в школе, до 14 лет, далее — только самообразование. В 1914 г. основал на Ямайке «Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров» (UNIA). Попал в черный список за попытку организовать рабочий профсоюз и уехал в 1915 в США. Там заявлял, что афроамериканцы могут добиться уважения к себе, укрепляя свою экономическую мощь.

«Где у чернокожего правительство? Где его король и королевство? Где его президент, его страна, его послы, его армия, его флот и его финансовые воротилы? Я не мог их найти. Я решил, что помогу их создать» — говорил Гарви, и пытался создать сеть принадлежащих неграм организаций (магазинов и т. п.). Был сторонником расового разделения и сотрудничал с Ку-Клукс-Кланом.

В 1925 за мошенничество попал на 5 лет в тюрьму, из-за чего растерял свое влияние. После 1930, когда Тэфэри Мэконнын стал императором Эфиопии, а ямайские негры решили, что не за горами пришествие царства божьего, пытался убедить растаманов, что они ошибаются, а Хайле Селассие — не тот, о ком он проповедовал. Умер 10 июня 1940 от двойного инсульта, читая собственный некролог в газете Chicago Defender, которая утверждала, что он умер в «нищете, забвении и всеми покинутый» (пруфлинк).

[править] Хайле Селассие

Урожденный Тэфэри Мэконнын (sic) — эфиопский феодал, внучатый племянник императора Менелика II. Родился 23 июля 1892 года. В 1916 году был отправлен новым императором Иясу V в ссылку за сепаратизм. В том же 1916 г. в результате усобицы разбил силы раса Микаэла, поддерживавшего легитимного императора, и принял титул регента и раса. Чтобы закрепить свою власть и противостоять другим феодалам, модернизировал армию. В 1929-30 гг. победил феодала Балчу (весьма коварно, за что Балча назвал Тэфэри «получеловеком-полузмеей») и законных правителей страны — царицу Зоудиту, дочь Менелика II, и ее мужа раса Гугсу, после чего провозгласил себя императором под именем Хайле Селассие — «Власть Троицы». В 1935 г. в страну вторглись итальянцы, к 1936 г. захватили ее, Хайле Селассие бежал в Британию, а вернулся в 1940 вместе с наступавшими англичанами. В 1960 произошла первая попытка переворота, организованная молодыми офицерами, интеллигенцией и студентами, выступавшими за экономический и социальный прогресс; переворот был пресечен, организаторы наказаны. В 1962 г. незаконно лишил автономии Эритрею и положил начало 30-летней кровавой войне. В 1966 г. посетил Ямайку, чем привел тамошних негров в благоговейный трепет. В 1972-74 гг. в Эфиопии разразился голод, унесший жизни неск. сотен тысяч человек. Правительство Хайле Селассие этот факт пыталось скрыть от мирового сообщества и бросило умирающих людей на произвол судьбы. В стране усилилась инфляция, рост цен (особенно на продукты питания и топливо), безработица. В результате всего этого в 1974 произошла революция, начавшаяся с выступления военных, поддержанных затем всем обществом; Хайле Селассие был свергнут, а через полгода убит.

В то, что Хайле Селассие — бог, растаманы Ямайки верили и после его смерти в 1975 году, считая, что вести о его свержении и гибели — вранье белых людей.

[править] Боб Марли

Роберт Неста Марли, 1945—1981. Объект фапа всех отечественных растаманов. Самый известный музыкант регги. 95% растаманов во всем мире считают его основателем растафарианства (!); да что там, даже в Африке многие считают, что растафарианство — антирасистское движение, основанное Бобом Марли. И неважно, что Боб Марли пришел в растафарианство на третьем десятке лет своей жизни, и тогда же перешел от исполнения ска и калипсо к регги.

Марли приехал в Америку с Ямайки. С собой он привез религию бога Раста. Пророком этой религии он объявил самого себя, а главным ее ритуалом… свою музыку. Все последователи нового религиозного движения одновременно должны были стать и адептами нового музыкального стиля. Они называли себя «rast’s people» — люди Раста. У нас их стали называть «растоманами». Общаться с Растом было занятием непростым: для свидания с ним требовался своего рода проводник. Инстанция эта, присутствовавшая в растении Cannabis sativa, или все в той же конопле, получила имя Джа. Бог Джа должен был открыть сознание курильщиков конопли для получения ценных указаний от бога Раста. А чтобы указания слышались особенно внятно, сопровождались они музыкой Раста. Большинство растоманов, особенно отечественных, конечно, не понимали, что Раст — крайне жестокий бог-разрушитель одного из ответвлений культа вуду, распространенного на Кубе и Ямайке.

Многие, более зрелые, авторы рутс-регги считали, что его музыка — не истинно растафарианская, ведь пел он не о традиционных для растаманов темах, да и сильно политизировался, особенно во вторую половину 1970-х.

Единственная заслуга Боба Марли состоит в том, что он превратил регги из религиозной в массовую музыку, популярную во всем мире, расширив тематику текстов регги и сделав их легкими и годными для прослушивания объебосами во всем мире. Этого ему хватило для получения 37 места в списке 500 лучших музыкальных композиций и своей звезды, а дреды Боба Марли — образец для подражания всех растаманов.

Также Боб Марли принял православие перед своей смертью, ибо «ортодоксальное» христианство считается растаманами истинной религией для эфиопов.

[править] Внешний вид

[править] Дреды

Так, Децл, почему какашки на голове с каждым годом все длиннее и длиннее? Одно радует — выходит.

Дреды (англ. dreadужас) — один из главных внешних атрибутов растамана. Труъ-растаманы верят, что после смерти Джа поднимает правоверного растамана к себе именно за дреды. Длинные и густые спасают от неожиданностей. По некоторым данным, это странное поверье пришло в 1960-70-е вместе с влившимися в растафарианство хиппарями, которые успели прихватить его у индуистов-кришнаитов — последние для тех же целей делают хвостики на затылках.

Вопреки распространенному стереотипу, наличие у индивида дредов не приписывает его однозначно к растаманам. Дреды распространены особенно среди сайберготов, говно-альтернативщиков, брейкорщиков-раггакорщиков-джангалистов и просто всякого небыдла. В целом, это весьма модная прическа, и кто только ее не делает. Обратное тоже верно: далеко не у всех растаманов были и есть дреды, например, от дредов отказались те немногие растафариане, которым удалось эмигрировать с Ямайки в Эфиопию в 1960-е годы.

Труъ-растаманы же объясняли дреды следующим образом: они ссылались на обет назорейства, который, согласно св. писанию, дал Иисус Христос и который заключался, в числе прочего, в том, что он не будет прикасаться в течение определенного времени к своему телу; поэтому растаманы отказывались от бритв, ножниц и т. п. и заплетали волосы в дреды. При этом, это только возникшая позднее идеологическая отговорка, а истинная причина кроется в том, что ямайские негры в духе всей своей почвеннической веры хотели быть максимально похожими на людей Африки, а дреды они считали традиционной африканской прической. Между прочим, вся их вера пронизана стремлением к «рутс» (roots, корням), уважением «рутс» и т. д.

Есть заблуждение, будто бы женщины на Ямайке не делали дреды. Это неверно — там есть различные растафарианские секты, и в некоторых из них женщины действительно не делают дреды, но в большинстве — все-таки делают (в подтверждение рекомендуется посмотреть фильм «Roots Daughters The Women Of Rastafari»).

Некоторые современные растаманы считают, что дреды — естественное состояние волос. При этом возникают следующие вопросы:

Что такое «естественность»? Под «естественностью» растаманы понимают невмешательство человека (то есть склонны к определению «Естественный — созданный природой без вмешательства человека»). Однако заплетенные дреды (а не те, которые могут появиться на голове сами по себе) они почему-то неестественными не считают. Тогда логичнее было бы использовать следующее определение: «Естественный — Обычный, закономерный; Непринужденный, не напускной». Однако из такого определения следует, что для человека естественно использование синтетических материалов, в природе не встречающихся, а созданных им, в том числе пресловутого канекалона (материал, из которого делают волокно для искусственных волос). Труъ-растаманы люто, бешено ненавидят канекалон. Насколько естественны дреды для людей с прямыми волосами? Растаманы верят, что, если не расчесывать волосы, то через некоторое время (порядка месяцев или лет) волосы сами спутаются в дреды. У людей с прямыми волосами дреды сваливаются за полгода-год пруф, но ждать так долго многие не хотят, либо считают, что рутс-дреды слишком неаккуратны. Во-вторых, если дреды естественны, то есть всегда будут присутствовать без участия человека, то зачем же их периодичеcки подплетать, а также мыть как можно реже? Чтобы не расплетались? Однако факт, что дреды на несчастных европейских головушках без периодического подплетения умирают.

Растаман

растаман

Наркоманский сленг представляет собой некое сложное образование, состоящее из компонентов и элементов стандартного русского языка, блатного жаргона и неологизмов. Слов, которые созданы специально для описания того или иного явления в наркотической среде. Молодежный сленг ушел недалеко в плане его непонятности и узкой направленности.

Но некоторые термины не получается однозначно отнести к наркотическому или молодежному сленгу. В частности, к таким понятиям относится и слово растаман. Что это значит?

Кто такой растаман и что значит понятие

Кто такой растаман, если кратко? Речь идет о молодежной субкультуре, которая распространена в России и странах бывшего Союза. Это не религия, как в случае с растафарианством, а всего лишь отдельные элементы учения растафарай.

Основная проблема в том, что растаманы считают нормальным и даже одобряют потребление марихуаны в больших количествах. Понятно, что ничем хорошим это закончиться не может. Подобное учение можно считать большим и опасным соблазном для неокрепшей психики молодых людей.

Чем отличаются растаманы

Значение слова растаман — это человек, который придерживается одноименного учения или вообще исповедует религию растафарианства. И то, и другое довольно опасно, поскольку велика вероятность, что ваш близкий переймет постулат о «нормальности» приемапсихоактивных веществ, станет наркоманом.

Среди отличительных признаков растаманов:

  • Ношение дредов. Особых причесок, косичек по африканскому манеру. В то же время, некоторые последователи субкультуры носят длинные прически, как хиппи.
  • Поклонение богу Джа. Не всегда.
  • Любовь к музыке стиля регги. Идолом растаманов считается известный певец и музыкант Боб Марли.
  • Как уже было сказано, положительное отношение к психоактивным веществам. В частности, к растительным наркотикам. Конопле, каннабису.

Не всегда, если человек носит длинные волосы, слушает регги — значит он растаман. Нужно смотреть за поведением и особенностями психики молодого человека.

Как распознать человека, который зависим от наркотиков растительного происхождения

Растаманы не видят ничего дурного в потреблении марихуаны. Это большая проблема. Можно ли распознать, что ваш близкий родственник, сын, дочь, потребляет наркотики? Да, и довольно просто. Посмотрите за поведением, внешностью и все станет понятно. На какие симптомы стоит обратить пристальное внимание:

  • Неадекватность поведения. Человек в состоянии опьянения и после него (наркотическое похмелье и ломка) отличается агрессивностью. Раздражителен. Дело может дойти до насилия. Особенно, если зависимый склонен проявлять себя таким образом.
  • Расширенные зрачки. Симптом развивается как итог поражения центральной нервной системы. Проявление заметно при любом освещении. Глаза в любом случае не реагируют в состоянии острого опьянения и некоторое время после него.
  • Эмоциональная неустойчивость. Качели, если можно так сказать. То эйфория, то меланхолия и депрессивный настрой. Возможны суицидальные высказывания и тенденции.
  • Расстройства дикции. Говорения. Проблемы с артикуляцией. Нечеткость сказанного.
  • Неряшливый внешний вид.
  • Повышенный аппетит. В результате ускорения метаболизма. Это побочный эффект от приема наркотиков.
  • Шаткость походки. Нарушения координации движений.
  • Галлюцинации и бред. Интенсивные психотические переживания. Заметить их можно по тревожности, нелогичности высказываний, странному поведению.

Растаман — это представитель одноименной субкультуры. Как правило, увлекается марихуаной. Нужна медицинская помощь и коррекция поведения.

Раста – это классно!

Лев растаман

Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги. Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.

Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.

Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».

Маркус Гарви

история растафарианства маркус гарви

Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.

Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I

2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.

Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».

Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.

Джа Растафара

растафара Джа Хайле Селассие

Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.

Врезка : Джа (Jahveh, т.е. Яхве)одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).

Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.

Мечта растамана

Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».

растафарианство как религияВ отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.

В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!

Политика и религия растафари

После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.

растаман политика

Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».

Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.

В частности, растаману запрещено:

— осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;

— принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;

— соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.

— любить и уважать человеческое братство;

— отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

Боб Марли

Растаман Боб Марли

Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.

После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.

Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.

Самоощущение растамана

Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.

Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.

Творчество растафари

Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.

Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.

Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.

Растаман музыка регги

Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.

Врезка : Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.

В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.

Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.

С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).

Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.

Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.

Язык растаманов

Растаман Ямайка

Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.

«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.

Внешний облик растаманов

Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.

Дреды

растаман и дредыСуществует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.

Врезка : Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.

Одежда и украшения

Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.

Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.

Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).

Марихуана в жизни растамана

Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению. ».

При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.

Растафари в России

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.

Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган. ».

Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот.

Флаг растафариан

Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.

Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.

Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».

Мир вашему дому


Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!

Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,

Архив клуба Tamtam: как одевались панки, скинхеды и главные рок-н-рольщики Петербурга?

Посмотрев фильм о легендарном (и в данном случае это факт) клубе Tamtam, открывшем группы «Король и Шут», «Сказы леса», «Последние танки в Париже» и «Югендштиль», мы попросили его режиссера Ивана Бортникова сделать для нас гид по стилю звезд рок-тусовки. 45 уникальных кадров и дикие образы петербургских хардкорщиков — такого вы еще никогда не видели!

Коллектив клуба Tamtam, 1993 год

Когда в конце горбачевского периода в разваливавшейся стране открылись границы, потекли из стран заморских на горбах кавказских и плечах китайских тюки с «фирмовой» (и не очень) одеждой. Когда обклеенные скотчем коробки с пиратским записями и видеокассетами выставлялись на рыночных площадях больших городов. Когда присутствие иностранного слова на футболке расценивалось как залог качества, а полиэтиленовые пакеты с надписью «Marlboro» использовали вместо сумки. Именно тогда виолончелист советской супергруппы «Аквариум» после очередного возвращения из заграничного турне открыл в Петербурге место, изменившее творческую жизнь города и страны — легендарный, ставший культом клуб «Tamtam», который дал нам десяток хороших рок-групп и сформировал стиль петербургского андеграунда 90-х.

Этот клуб был прибежищем разных субкультур, существовавших на тот момент в городе. Там бывали все: от брутальных фанатов сайкобилли в бомберах и с причудливыми прическами до дредастых ценителей регги, отрезающих верх у шапки, чтобы выпустить на волю свою пышную растительность. Поэтому, чтобы понять, чем жили и как одевались первые рок-тусовщики новой России, нужно рассказать о каждой субкультуре подробнее.

Фото: Елена Шумратова

Фото: Елена Шумратова

«Дурное Влияние» в Tamtam, фото из архива Дмитрия Петрова

Группа Wine, 1993 год, фото из архива Екатерины Питерской

Wine, фото: Владимир Головенкин

«Югендштиль» в Tamtam, фото: Александр Канаев

Новая волна

Хотя основной пик активности фанатов нью-вейва пришелся на конец 80-х, в начале 90-х в городе существовала большая тусовка, которая поклонялась «The Cure» и «Talking Heads». Эти худосочные парни в темных очках и девушки в мужских безразмерных рубашках с ровными вырезами по бокам появлялись в клубе на выступлениях групп «Югендштиль» или «Петля Нестерова». Иногда публика забегала на концерты русских британцев «Wine», играющих музыку сходную по звучанию с «Blur» и «Oasis». Очень модную и в целом прогрессивную для того времени группу, живущую в своем «внутреннем Лондоне».

Фото из архива Сергея Стэпплтона

Бритоголовые панки из группы «Вибратор», фото: Александра Настальская

Exploited в Петербурге, фото из архива Кирилла Ермичева

Фото: Александр Канаев

Панк-концерт в клубе Tamtam, фото: Александр Канаев

Панки

Если советские (ленинградские) панки могли носить что угодно — от свитеров до косух, то панки российские (петербургские) пытались копировать стиль с западных звезд жанра. Тогда в почете были «Exploited».

Кислотный ирокез, самодельный прикид из пришитых логотипов групп, заклепок, модернизированных джинсовых курток и косух, берцы, иногда «Мартинсы», на шее побольше железного (например, толстущая цепь от унитаза с болтающейся бритвой на шее), клетчатые драные штаны или джинсы — так выглядел аутентичный российский панк. Впрочем, облик «тамтамовского» панка постепенно трансформировался — лишился своего ирокеза. Отчасти это было продиктовано нашествием скинхедов в начале 90-х годов: они ревностно относились к «петушиным гребням» на голове.

Фото: Александр Канаев

Фото: Александр Канаев

Скинхеды

Вышедший в 1992 году фильм Джеффри Райта «Romper Stomper» (в русском переводе «Скины») произвел эффект разорвавшейся бомбы. Завезенный пиратами фильм стал хитом среди петербургской молодежи. В главной роли блистал тогда еще мало кому известный актер Рассел Кроу. Его герой — бритоголовый татуированный скинхед Хэндо — стал образцом крутости для многих неокрепших умов, озлобленных нищетой и гайдаровскими реформами. Молодые и дерзкие сбривали свои волосы мамиными машинками, набивали свастику, одевали короткие куртки, камуфляж, покупали подтяжки и тяжелую обувь. Некоторые из них бывали агрессивны и могли запросто начать драку. Впрочем, иногда кулаками размахивали и настоящие ковбои.

Фото из коллекции Иры Барановой

Дан Шувалов, Stunnin Jive Sweets, фото из архива Кирилла Ермичева

Рокабиллы, фото из архива Андрея Бояршинова

Фото неизвестного автора

Рокабиллы, фото из архива Сергея Обумова

Рокабиллы из Петербурга в Москве, 1990-е, фото из архива Кирилла Ермичева

Рокабиллы, фото из архива Кирилла Ермичева

Рокабиллы

Ребята в ковбойских шляпах, кожаных штанах и сапогах появились еще в СССР. Слушали они в основном Элвиса Пресли и музыку американского Юга. Смотрели фильмы про ковбоев — «Хороший, Плохой, Злой», «Дикая Банда» или облюбленные советским прокатом «Золото Маккены» и «Чингачгук-Большой Змей».

На момент создания «ТамТама» тусовка рокабиллов сильно разрослась. Появились рокабильные группы, рокабильные татуировщики и даже рокабильные парикмахеры. Кроме того, вышедший в 1991 году фильм «Харлей Дэвидсон и ковбой Мальборо» о высокоскоростных приключениях Микки Рурка и Дона Джонса вдохновил ленинградских «парней с дикого запада», купить мотоциклы и сблизиться с тусовкой байкеров.

Scary Boom, фото из архива Кирилла Ермичева

Афиша группы AWAQUA

Сайкобилли в Тamtam, фото из архива Нины Леонтьевой

Сайкобилли в Tamtam, фото из архива Кирилла Ермичева

Сайкобилли

Взявшие за основу мотивы рокабилли и добавив скоростного панк-рока американцы «The Cramps» и британцы «The Meteors», создали каноническое звучание сайкобилли — бешенной сумасшедшей музыки, вдохновленной дешевыми фильмами ужасов и телевизионной научной-фантастикой. Фанатов сайкобилли называли «психами». И эти самые «психи» часто появлялись в клубе «ТамТам».

Именно Петербург начала 90-х стал сайкобилли-столицей России. Первый альбом отечественного сайко был записан петербургской «The Meantraitors» в далеком 1991 году, а уже примерно к 1994 году в городе появилось около десятка команд, играющих быстрые ритмы нового для нашей страны жанра.
«Психи» были, пожалуй, одной из самых стильных субкультур «ТамТама». Очень точно описывает их облик писатель и музыкант Кирилл Ермичев в книге «Русская психатака»:

«Итак, облик сверху вниз: flet top (от 2 до 50 сантиметров), клубная куртка, бомбер, реже — косуха, зауженный к низу “Левис” цвета индиго, Dr. Маrtens, манная каша, кеды “Converse”. Аксессуары — брелоки в виде черепов, бильярдных шаров и игральных костей, кошельки на цепочке, широкие . ремни с большими пряжками. Символика — крест пати (известный нам больше, как “железный крест”), летучие мыши, туз пик, число “13”, бильярдный шар номер 8. Орнамент — шкура леопарда».

Помимо обязательных аксессуаров одежды и «стоящих» причесок, настоящий «псих» должен был иметь татуировку. Змеи, герои комиксов, игральные карты, монстры, черепа, пиратская символика и даже индийская свастика. В те смутные годы роспись на теле имели в основном представители уголовного мира, поэтому, завидев «психов», откинувшиеся с зоны граждане нередко делали попытки применить силу, проще говоря ударить кулаком по лицу.

Покупайте фриланс-услуги
в один клик

Разработка и IT

Kwork — это потрясающе удобная фриланс платформа, которая включает:

Магазин фриланс услуг

Хотите экономить деньги, время и нервы? Такая экономия возможна только тогда, когда freelance нацелен на результат. В этом плане Kwork, являясь маркетплейсом, имеет огромное преимущество перед любыми другими биржами исполнителей.

Фрилансеры оформляют свои услуги в виде кворков, которые можно купить в один клик. То есть работа исполнителей продается как товар, а это экономит массу времени, денег и нервов. Идеально подходит для типовых задач: логотипы, баннеры, SEO и др.

А главное каталог и поиск услуг настроены таким образом, что вы видите лучшие предложения на основе отзывов, качества и ответственности фрилансера. Если специалист работает плохо, его кворки уходят далеко вниз, мы не показываем их заказчикам. Поэтому на Kwork вы имеете дело с профессионалами, которые стараются выполнять задачи на пять.

Кроме того, маркетплейс идеален для покупки фриланс услуг, когда у вас нет четкого ТЗ – вы просто выбираете тот кворк, который больше подходит. Если вы новичок или у вас нет опыта – начните именно с магазина, в нем разберется даже ребенок.

Биржа фриланса

Вы создаете задание, и оно становится доступно тысячам фрилансеров, которые могут отправить вам предложения. Остается только выбрать лучшее и начать работу. Такой подход к удаленной работе – идеальный вариант для решения больших и уникальных задач.

Отличительной чертой биржи Kwork является качество заявок от фрилансеров. Если вы когда-нибудь работали на других фриланс площадках, то знаете, какая это боль получать множество нерелевантных предложений от исполнителей, которые даже не прочитали текст вашего задания. Но на Kwork всё по-другому – благодаря особому функционалу любому фрилансеру приходится ценить каждую отправленную заявку. Поэтому подавляющее большинство полученных предложений поступают от исполнителей, внимательно ознакомившихся с сутью задачи и сразу предлагающих то или иное решение.

И еще один важный момент, на бирже фриланса и в магазине Kwork безопасная оплата заказов, которая проходит через систему — исполнитель получает деньги, только когда вы одобрите результат. В случае просрочки денежные средства можно вернуть на свой счет в один клик.

Источники:

http://nouveau.lurkmore.net/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%8B
https://pomoshzdes.ru/rastaman/
http://klarinia.info/rasta-eto-klassno/
https://www.sobaka.ru/fashion/heroes/71230
https://kwork.ru/