Как выбрать шлем для велосипеда
Велоспорт — один из самых актуальных и полезных видов спорта. Езда на велосипеде доступна и полезна людям любой возрастной категории. Но также велосипедист слишком часто рискует получить травмы различной степени тяжести. Для обеспечения собственной безопасности необходимо использовать велошлем — это обязательная часть защитной экипировки. Его роль заключается в том, чтобы смягчить удар при падении, защитить голову, челюсть. При покупке нужно заранее изучить материал о том, как выбрать шлем для велосипеда.
Актуальность шлемов для велосипедиста и проблематика травм
В качестве средства передвижения, а также просто для собственного удовольствия люди пересаживаются на велосипед. При этом не стоит забывать о собственной безопасности и пользоваться средствами индивидуальной защиты. Велошлем смягчает силу удара при падении, защищает голову, шею, челюсть. Степень полученных травм, их тяжесть будут существенно ниже у велосипедиста в защитном шлеме.
В некоторых странах на законодательном уровне любители велоспорта обязаны надевать шлемы, в том числе и дети.
Типы велошлемов
Выбор велосипедного шлема может поставить в тупик, так как их существует несколько типов:
- Котелок. Этот вариант для тех, кто не просто катается в свое удовольствие, а использует велосипед для трюковой езды, дерта, даунхила. Название получили из-за внешнего сходства с настоящим котелком. Защищают практически всю голову, включая затылочную область. Могут использоваться не только для езды на велосипеде, но и для катания на роликовых коньках, скейтборде.
- Кантри-кросс — стандартная модель для перемещения по пересеченной местности или просто по шоссе. Этот вариант считается самым популярным среди любителей катания на велосипеде. В большинстве случаев достаточно легкий, с поролоном внутри и козырьком. Козырек отлично защищает от солнечных лучей, осадков, света встречных автомобилей. Поролон впитывает пот. Есть модели, в которых козырек снимается, а также устанавливается специальный бампер, защищающий челюсть. Эта модель защищает черепную коробку, в частности верхнюю ее часть.
- Фэйс-фулл. Эта модель предназначена для любителей экстремальных заездов, спортивных соревнований. По-другому его называют горный. Он плотно фиксируется на голове спортсмена и вентилируется, обеспечивая доступ воздуха. Внешне напоминает мотоциклетные шлемы. Надежно защищает всю область головы, затылок, шею, челюсть.
- Гоночный. Каждый любитель или профессиональный ездок на велосипеде сможет подобрать вариант для себя исходя из требований к защите. Гоночный или шоссейный велошлем имеет много внешних сходств с моделью кантри-кросс. Отличие заключается в увеличении отверстий для улучшения воздушной проводимости и отсутствии козырька.
Конструкция велошлема и типы защиты
Велосипедный шлем имеет довольно простую конструкцию. Независимо от типа и модели, практически все они имеют аналогичное строение. Внутренняя поверхность изделия — это подкладка. Она чаще всего изготавливается из поролона. Корпус выполнен практически всегда из пластика разного качества, плотности. На корпус ложится вся нагрузка при падении. От него зависит степень надежности. Основание — это часть, которая предназначена для смягчения жесткости падения, снижения силы удара. Изготавливается из материала, схожего по строению с пенопластом.
Фиксаторы и дополнительная фурнитура
Ремни и застежки предназначены для обеспечения надежной фиксации велошлема на голове спортсмена. Независимо от модели и разновидности, велошлем должен иметь ремешок под подбородок. Во многих моделях имеется регулятор диаметра, который позволяет плотно зафиксировать его на любой голове.
Выбор шлема: советы и рекомендации
Есть несколько критериев, которые влияют на подбор нужной модели:
- Безопасность. Об этом свидетельствуют специальные лейбы с европейским классом безопасности — EN 1078.
- Размер. Если размер не соответствует, он не справится со своими функциями. Подбирается по окружности головы.
- Система фиксации.
- Подкладка. Предназначена для повышения комфорта и впитывания пота.
- Воздухообмен. Вентиляция обеспечивается за счет специальных отверстий. В идеале они затянуты противомоскитной сеткой.
- Масса. Чем меньше масса и выше надежность, тем больше будет стоить модель.
Размеры велошлемов и как подобрать размер?
При покупке важно учесть размеры и правильно его отрегулировать. Иначе плохая посадка ставит под угрозу здоровье и жизнь велосипедиста. Неправильная фиксация шлема снижает уровень эффективности защиты при аварии.
Чтобы понять, как выбрать велосипедный шлем, необходимо определить, по каким показателям можно подбирать размер. Самый главный замер — окружность головы. Можно обернуть веревку вокруг головы и измерить ее длину. Чтобы показатель был достоверным, замер необходимо производить на лбу на 2-2,5 см выше линии бровей. Когда замер выполнен, необходимо выбрать нужной размер в соответствии со специальной таблицей.
Чтобы подогнать защиту под себя, нужно настроить плотность посадки с помощью специального регулировочного колесика, которое есть практически у каждой модели. Однако есть варианты велошлемов, где регулировка происходит с помощью сменных внутренних прокладок из пеноматериала.
Затем до нужной плотности затягивается подбородочный ремешок. Если шлем правильно надет, при открытии рта он прижимается к макушке. Нельзя затягивать ремень слишком сильно.
Если замеры показали пограничный размер, то лучше выбрать меньший. Альтернативным вариантом является подбор другой модели ношение шапочки. Гарантия правильного подбора велошлема — отсутствие дискомфорта или ощущения велошлема на голове.
Как правильно носить велосипедный шлем?
Некорректно надетая велозащита не справится со своими функциями и не защитит во время падения от удара. Носить защитный велошлем нужно в соответствии с правилами:
- Фиксирующие ремни должны быть затянуты таким образом, чтобы шлем не сидел слишком свободно. Чрезмерное затягивание будет создавать дискомфорт, пережимать сосуды, снижая приток крови к голове. После того, как велошлем надет, ремешки затянуты, необходимо поднять и опустить голову, сделать вращательные движения, повороты, чтобы убедиться, что он плотно, комфортно сидит.
- Правильно надетая защита сидит строго горизонтально.
- В холодное время года под велошлем надевается косынка, чтобы не застудить голову.
Уход за велошлемом
Для мытья спортивного шлема запрещено использовать химические средства — ацетон, растворители. Изготовители советуют мыть его с помощью мягкой ветоши или губки с мылом. Съемные накладки рекомендуется стирать, а затем хорошо просушивать.
Оставлять изделие под открытым солнцем надолго тоже не рекомендуется. Это может привести к деформации корпуса.
Не рекомендуется хранить велосипедную защиту в местах, где слишком тепло или жарко. Чрезмерный нагрев может вызвать деформацию деталей. Надевать такой шлем и садиться на велосипед слишком опасно. В этом случае защита не гарантирована. Оптимальное место хранения — шкаф для одежды, полочка в комнате.
Не стоит давать собственный велосипедный шлем для эксплуатации другим людям.
Когда менять велошлем и срок годности
Велошлем предназначен для смягчения силы удара, защиты головы, шеи. При падении или сильном ударе шлемы чаще всего деформируются или повреждаются. В таком случае он подлежит замене.
Если сильных ударов или падений не было, менять защиту необходимо не реже, чем раз в пять лет. Загрязнение, осадки, солнце — вызывают износ и деформацию велошлема. Если спортсмен часто катается, увлекается велоспортом или отрабатывает трюки, замена должна производиться чаще — раз в 2-3 года, либо после серьезного падения.
Чтобы шлем выполнял свои прямые функции, нужно знать, какой велошлем выбрать, как правильно его носить и хранить. Выполнение всех рекомендаций гарантирует надежную защиту и снижение риска травм. Нужно выбирать легкую и надежную модель, которая имеет сертификат европейской безопасности. Неопытным велосипедистам рекомендуется сначала обучиться правилам подгонки и надевания. Только полное соблюдение всех мер гарантирует максимальную степень защиты.
Все про велосипедный шлем
На первый взгляд большинство велосипедных шлемов одинаковые или как минимум очень похожи. На деле все иначе. Под каждый стиль езды подбирается свой шлем, который в свою очередь тоже имеет ряд особенностей.
Как бывают велошлемы
Проще всего выделить 6 основных категорий:
- кросс-кантрийные
- шоссейные
- «котелки»
- фулфейс
- аэродинамические
- детские
Кросс-кантрийный шлем. Этот тип шлемов отлично подходит для обычных велопрогулок, поездок по городу и простых кросс-кантрийных соревнований. Из-за своей легкости, комфортности и относительно демократичной цене получил широкое распространение среди райдеров при использовании на каждый день.
За счет большого количества вентиляционных отверстий голова хорошо обдувается воздухом, что уменьшает ее перегрев, особенно в жаркие летние дни.
Шлем для кросс-кантри катания
Шлем защищает только верхнюю часть головы. Височные и затылочная зоны не прикрыты корпусом. Но это не особо-то и нужно, если вы не катаетесь агрессивно. Зато такая конструкция экономит вес изделия и улучшает вентиляцию. Кстати вес в среднем составляет до 300 грамм.
Если вы увидели шлем данного типа тяжелее, то лучше отказаться от его покупки. Чем он тяжелее, тем больше у вас будет уставать шея, что вызовет дискомфорт при езде на велосипеде.
Этот велошлем является одноразовым. При достаточно сильном ударе его пенопластовая основа сминается и ломается, что исключает его повторное использование. Даже если вы не видите каких-либо повреждений после сильного удара, шлем все же лучше сменить.
Данный тип шлема может комплектоваться регулируемым и нерегулируемыми козырьками и светоотражателями (катафотами), что является не обязательным, но повысит вашу заметность на дороге.
Шоссейный шлем. Шоссейные шлемы для велосипеда практически ничем не отличаются от кросс-кантрийных. Они имеют такую же конструкцию, прикрывают те же части головы райдера и имеют аналогичную степень защиты.
Отличиями являются отсутствие солнцезащитного козырька для улучшения аэродинамики и увеличенные вентиляционные отверстия в корпусе.
«Котелок». Предназначен для любителей BMX, стрита, дерта и подобных велодисциплин. Сделан из более крепкой и толстой пластмассы, не имеет вентиляционных отверстий (или имеет очень маленькие). Тяжелее, чем кросс-кантрийный, но защищает голову лучше. Не регулируется по размеру головы.
Фулфейс. Данные велошлемы из родни мотоциклетных, и предназначены, в первую очередь, для скоростных спусков с горы – даунхиллу или фрирайда. Имеют круговую защиту головы, включая подбородок райдера.
Могут комплектоваться щитками для глаз. Если последних нет, то следует докупить специальные защитные маски, которые перекрывают открытую часть лица и защищают глаза от попадания камней, пыли и т.д.
Шлем фуллфэйс для экстримального катания
Это самый защищённый вид шлемов для велосипеда, но применять его даже для катания в стиле дёрт и стрит не целесообразно. Только даунхилл или фрирайд. Из-за вышеперечисленных особенностей значительно дороже всех предыдущих моделей.
Для большей прочности данные велошлема имеют не сильно развитую систему вентиляции, и очень часто карбоновый внешний слой, который повышает ударопрочность. Вес этих шлемов варьируется около 1,1 – 1,3 кг, что практически на 700 грамм больше чем у котелков.
Аэродинамический. Их часто используют велогонщики на треке для достижения рекордов по скорости или на кольцевых велогонках. Призваны не только защищать голову райдера при падении, но и значительно улучшать аэродинамические характеристики велосипедиста (спорный вопрос, что приоритетней для этих шлемов).
Аэродинамический шлем на велосипедисте
Из-за этого мы можем наблюдать подобные каплевидные формы. Абсолютно не подходят для обычных велопокатушек, поэтому заострять на них внимание, как нам кажется, не имеет особого смысла.
Детские шлемы. Чаще всего это универсальные шлемы с размером 45-57 см, подходящие для возраста от 2 до 12 лет. Практически полная уменьшенная копия кантрийных.
Шлем для ребенка
Единственное, что немного меньше вентиляционных отверстий. Это сделано для увеличения срока службы детских шлемов, т.к. ребенок по статистике падает с велосипеда чаще, и если бы велошлем был весь в дырах, то менять поломанные пришлось бы очень часто. Они легче, а внутренние прокладки, как правило, мягче.
Конструкция велосипедного шлема
Все вышеперечисленные виды шлемов для велосипеда имеют практически одинаковую конструкцию, которую мы рассмотрим ниже.
Конструкция велосипедного шлем
- Корпус. Он обычно изготавливается из пенополистиролового пенопласта. Его роль заключается в рассеивании энергии при ударе, что защищает голову. При покупке шлема нужно убедиться, что корпус комфортно прилегает к голове, не повреждён и не зазубрен.
- Оболочка. Большинство велосипедных шлемов покрыто пластиковой оболочкой, которая препятствует разрушению шлема, защищает шлем от прокола и позволять ему скользит при ударах. Способность велошлема скользить по поверхности является важной его характеристикой, так как при падении движение уменьшается не сразу, а постепенно, снижая тем самым нагрузку на голову и шею.
- Вентиляция. Вентиляционные отверстия улучшают вентиляцию головы, охлаждаю её, делая поездку комфортней. Чем больше вентиляционных отверстий, тем прохладней.
- Ремешки. Современная система крепления с помощью ремешков комфортная и простая в использовании. Выбирай её под свой стиль езды — массивную для ухабистых трасс и горных дорог, полегче и попрохладней для шоссейных гонок. Попробуй шлемы с разными системами крепления, прежде чем остановиться на одной из них.
- Фиксатор. Относится к креплениям, располагается в районе затылка и помогает удерживать шлем на вашей голове с помощью затягивания.
Из чего сделан велосипедный шлем
Подавляющее количество велошлемов снаружи покрыто тонким специальным пластиком, который представляет собой пену EPS (ExpandablePolyStyrene). Этот пластик способен скользить по поверхности почвы, что уменьшает момент инерции. Это снижает вероятность получения тяжёлых травм головы и шеи.
Поверхностный слой, кроме того, способен удерживать пену в одном положении и сохраняет целостность шлема, предохраняя его от раскола.
Вторым видом пены является Expanded Poly Urethane, EPU или просто пенополиуретан, родственный обычному поролону. Обычно из него выполнены шлемы производства Тайвань. В последнее время стали встречаться такие пены, как Tau MultiImpact Technology и Re-UpFoam.
Вторым вариантом выполнения внутренней оболочки является пенополипропилен (EPP), который способен после удара к самовосстановлению, то есть имеет возможность расшириться после сжатия. Подобный материал встречается нечасто, он более лёгкий и более экологически чистый, чем пенополиуретан.
Как правильно использовать велошлем
Первое и главное правило – носите велосипедный шлем при любой поездке, даже если вы поехали в магазин за хлебом. На дороге может произойти слишком много случайностей, чтобы пренебрегать такой простой защитой.
Велошлем с трещиной непригоден к использованию
После попадания в аварию, даже при отсутствии внешних повреждений, необходимо заменить шлем, т.к. на корпусе образуются трещины. При следующем ударе головой шлем расколется, и голова останется незащищенной.
Храните шлем там же, где спите, то есть в темном сухом прохладном месте – так пенопласт прослужит дольше. Для ухода не применяйте абразивных веществ, просто мойте шлем теплой водой и мягкой тряпкой.
Перед использованием обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя – возможно, в магазине вам рассказали не все, и вы подвергаете себя опасности, не зная какого-либо нюанса.
Как подобрать размер шлема
Если вы решили купить велошлем через интернет, что не совсем хорошая идея, но бывает, что других вариантов просто нет, то следует знать некоторые параметры, а именно длину окружности вашей головы. Меряется она на линии 2 см выше бровей.
Таблица подбора размера велошлема
Зная данный параметр можно выбрать велосипедный шлем по специальным размерным таблицам. Хотелось бы отметить, что выбирать «вслепую» можно только кросс-кантрийные, шоссейные и эндуро шлемы (т.к. там есть регулировка размера), а вот остальные разновидности стоит в обязательном порядке мерять.
Как правильно носить шлем
Неправильно надетый шлем может не защитить вас во время падения или же просто мешать нормальной езде.
Как определить размер шлема для велосипеда
Так же как велосипеды предназначаются для различного катания, так и шлемы разделяются на виды. Нужно чётко понимать, к какой категории велосипедистов вы себя относите и уже на основе этой информации делать выбор.
- Гоночные модели оцениваются примерно от 60 до 230 долларов. Такая высокая стоимость объясняется небольшим весом, хорошо организованной вентиляцией, дизайном с элементами аэродинамики. Такая экипировка выделяется продолговатой формой и большим числом отверстий. Столь дорогая покупка будет уместной для спортсменов, велогонщиков, профессиональных велосипедистов и любителей экстрима.
- Спортивные модели стоят значительно дешевле гоночных. Их цена начинается примерно с 35 долларов и редко когда превышает отметку в 55 долларов. Подобную экипировку часто выбирают для городских покатушек, езды по шоссе и катания на горных байках. Спортивные велосипедные шлемы также можно увидеть на скейтбордистах и роллерах.
- Даунхильные модели по внешнему виду похожи с мотоциклетными шлемами, но весят они намного меньше. В таких элементах экипировки присутствует защита для подбородка. Для создания даунхильных шлемов берётся карбон и стекловолокно, что делает их очень прочными.
- BMX-шлемы по своей конструкции и весу очень похожи с предыдущим типом обмундирования, но имеют отличие в виде большого козырька квадратной формы.
- Трековые модели имеют аэродинамическую вытянутую форму, которая подходит для скоростного передвижения. Недостатком является отсутствие отверстий для вентиляции, но это необходимо для высокого уровня аэродинамики.
- Скейтинговые модели имеют круглую форму, прочную конструкцию и небольшие отверстия для поддерживания вентиляции.
- За горную модель придётся отдать от 50 до 130 долларов. Такая разновидность экипировки отличается высокой прочностью и хорошим задним обзором. Такие шлемы легко перепутать с гоночными моделями, но в последних отсутствует козырёк, что и является отличительной характеристикой. Горные шлемы должны прочно сидеть на голове, чтобы при прохождении ухабистых участков они не спадали и не съезжали. Циклокроссовые гонщики часто выбирают именно такие элементы экипировки.
Чтобы правильно выбрать шлем, необходимо чётко знать, какой стиль катания для вас будет наиболее преимущественным. Если шлем соответствует стилю и условиям катания, то уровень безопасности и комфорт будут максимальными.
Несколько полезных советов.
- Если к шлему прилагается собственное руководство по эксплуатации, то обязательно прочитайте его перед поездкой.
- Для чистки шлема не используйте химические растворители. Производители рекомендуют использовать мягкую ткань или губку с мягким мылом и водой.
- Не храните шлем на чердаке, в гараже, в багажнике автомобиля или на жаре. На сильной жаре на шлеме могут сформироваться вздутия. Не одевайте такой шлем.
- Не одалживайте никому свой и не используйте чужой шлем. Ты должен знать, как обращались со шлемом в течении всего его срока службы, чтобы правильно оценить его состояние со временем.
Как подобрать размер шлема
Если вы решили купить велошлем через интернет, что не совсем хорошая идея (дальше мы расскажем почему), но бывает, что других вариантов просто нет, то следует знать некоторые параметры, а именно длину окружности вашей головы. Меряется она на линии 2 см выше бровей.Зная данный параметр можно выбрать велосипедный шлем по специальным размерным таблицам. Хотелось бы отметить, что выбирать «вслепую» можно только кросс-кантрийные, шоссейные и эндуро шлемы (т.к. там есть регулировка размера), а вот остальные разновидности стоит в обязательном порядке мерять. Ниже мы приведем таблицу размеров для взрослых (мужчин, женщин), подростков и детей.
Срок годности велошлема
Как это не странно звучит, но у велошлемов есть срок годности, который не зависит от того, падали вы в нем или же он просто лежал в шкафу. Особенно это актуально к шоссейным и кросс-кантрийным моделям. Все дело в том, что со временем пенопластовое основание рассыхается и портится. В среднем, даже абсолютно новый шлем лучше заменить через 5 лет со дня его производства.
Исходя из вышесказанного, покупать велосипедный шлем б/у категорически не рекомендуется, так как вы не знаете, сколько лет данному изделию и не подвергался ли он сильным ударам (как писалось ранее, внешне шлем может быть практически идеальным, а внутри основания поврежден микротрещинами). Поэтому если вы все-таки решили купить шлем для велосипеда б/у, то лучше это сделать у знакомых велосипедистов, которым вы можете доверять.
Велошлем должен носить каждый!
Есть мнение, что:
- Шлем создает ложное ощущение безопасности. Человек раскрепощается, идет в некоторых случаях на риск с оглядкой на то, что, по крайней мере, голова будет целой. И такое действительно случается. Другое дело, что производители шлемов гарантируют безопасность только в случае падения с велосипеда на скорости не более 15 км/ч с высоты 1 метр на неподвижный и плоский предмет. Так они, конечно, защищают себя от судебных разбирательств. Шлем выдержит и бОльшие нагрузки, но он не всесилен. В Австралии было проведено исследование, которое позволило утверждать, что шлем помогает только в 15% травм головы. Звучит странно, но разве мы уникальны и не можем попасть даже в эти 15%?
- Автомобилисты испытывают большую уверенность к велосипедистам в шлемах, а поэтому подсознательно проезжают мимо них на меньшем расстоянии. Британский ученый (классика) Иэн Уолкер установил, что сближение в среднем составляет 8,5 см. А количество тех водителей, которые мимо шлемоносцев стали проезжать на расстоянии меньше 1 метра увеличилось на 23%.
- Кроме этого, шлем, якобы, затрудняет обзор, ухудшает аэродинамические свойства, голова перегревается и хуже соображает.
Есть еще и законодательное регулирование. Велошлем обязателен в Новой Зеландии и Австралии, в некоторых районах штата Вашингтон, во многих провинциях Канады, а для детей до определенного возраста – почти во всех странах Евросоюза и штатах США.
Категории и разновидности
Современная велоамуниция изготавливаются из инновационных материалов с применением технологий из других отраслей промышленности, вплоть до космической отрасли или оборонки. Это полностью относится и к велосипедным шлемам, основная функция которых защита головы от травмирования. Велошлемы имеют разнообразный дизайн, а при их изготовлении широкое распространение нашли вспененные полимерные материалы, наиболее эффективно противодействующие ударным нагрузкам и гасящим удары. Шлемы имеют незначительный вес и специально сформированную систему вентиляции, которая у некоторых моделей не ограничивается простыми вентиляционными отверстиями.
Сегодня в продаже имеются три разновидности защитных велошлемов:
- гоночные, которые прекрасно подходят для любых поездок на велобайке, имеют хорошие вентилирующие характеристики и аэродинамический дизайн – шоссейная разновидность наиболее распространена и оборудована полнофункциональной канальной вентиляционной системой;
- горные (шлемы для маунтинбайка – МТВ) обладают наивысшей степенью защиты, по своему дизайну схожи с шоссейными, но в отличие от них оснащены солнцезащитным козырьком и имеют более надежную и прочную систему крепления;
- спортивные модели велошлемов относятся к бюджетной амуниции и обладают минимальной универсальностью.
Спортивные велошлемы широко применяются при езде на роликовых коньках и досках и делятся:
- шлемы ВМХ, предназначенные для трюковой езды, по своему дизайну и функциональности напоминают фулфейсы, но дополнительно оснащены солнцезащитным козырьком;
- трековые велошлемы имеют продолговатую форму и аэродинамичный дизайн, в них отсутствуют вентиляционные отверстия или щели, которые значительно увеличивают аэродинамическое сопротивление этого вида амуниции;
- скейтинговые защитные шлемы имеют скругленную форму, небольшие вентиляционные отверстия и, благодаря использованию при изготовлении стекловолокна или углепластика, обладают повышенной прочностью.
На чём основывается выбор?
Не только стиль катания влияет на выбор шлема для велосипеда. Есть много других факторов, учитывать которые необходимо в обязательном порядке. Для начала стоит немного разобраться в структуре велошлемов, чтобы понимать суть дальнейшего разговора.
Для создания подобных элементов экипировки используется неэластичная пена, или по-простому пенопласт. Сверху пенопласт имеет пластиковое покрытие, которое имеет большое значение. Именно от качества пластика зависит прочность шлема, сила удара, которую он сможет выдерживать, эстетические характеристики, способность скользить по асфальту.
Внутри располагаются смягчающие прокладки, которые принимают на себя часть удара и делают использование шлема более комфортным. Материал прокладок должен быть гипоаллергенным и дышащим.
В дешёвых моделях используются низкокачественные материалы, которые не способны обеспечить необходимый уровень безопасности, комфорта и удобства. Поэтому не стоит соблазняться на дешёвые предложения неизвестных китайских брендов, всё-таки речь идёт о вашей безопасности и здоровье.
Кроме особенностей конструкции, необходимо обращать внимание на ряд характеристик, каждая из которых имеет свой вес
- Чем меньше вес, тем лучше. Поверьте, на голове чувствуется каждый лишний грамм. Максимально возможный показатель веса находится на уровне 300 грамм. Всё что весит больше, не стоит даже рассматривать в качестве потенциальной покупки.
- Чтобы шлем хорошо сидел на голове и не спадал во время катания или тренировок, он должен быть оборудован системой крепления и механизмами для регулирования. Велошлем должен регулироваться в области затылка и застёгиваться на подбородке посредством двух ремешков. Лучше, если эти ремешки будут проходить через всю конструкцию шлема. В дешёвых моделях они просто приклеиваются по бокам, что не является довольно надёжным.
- Если вам не нужны высокие аэродинамические характеристики, то выбирать стоит шлем с вентиляционными каналами. От их количества и размера напрямую зависит степень продуваемости.
- Наличие защитной сетки приветствуется, поскольку такой нехитрый элемент способен решить проблему с попаданием мелких летающих насекомых.
- Элементы со светоотражательным эффектом необходимы тем велосипедистам, которые любят ночные покатушки. Без такого элемента выезжать на проезжую часть опасно.
- О внутренних прокладках мы уже говорили раньше. Мало того что они обязаны быть, так ещё и качество материала должно быть на высоте. Когда прокладки протираются или рвутся, это настоящая проблема для велосипедиста.
Шлем на голове велосипедиста защищает голову
Теперь, надеемся, вам стало более понятно, как выбрать велошлем. Но это ещё не вся информация, которой нужно владеть. Шлемы не универсальны в своих размерах, поэтому нужно знать, как подобрать велошлем по размеру. Именно этому и будет посвящён дальнейший разговор.
Выбор шлема в соответствии с размером
Наибольшую актуальность этот вопрос приобретает в том случае, если примерка шлема является невозможной (покупка через интернет). Узнать размер элемента экипировки можно самостоятельно, процедура сложностью не отличается. Берём сантиметр и измеряем окружность головы. Сантиметр должен располагаться на 2 см выше уровня бровей. Полученный результат находим в соответствующей таблице, где будет указан соответствующий размер шлема.
Правильно надетый велошлем
Даже во время примерки можно допустить ошибки. Чтобы этого не произошло, необходимо придерживаться следующих правил:
- Шлем должен хорошо сидеть и не сползать во время движений головой.
- Если при открытии рта шлем немного давит в область лба, значит, лямки затянуты правильно.
- В регулировочных механизмах должен оставаться запас, который пригодится в прохладное время года для шапки или подшлемника.
- Шлем нельзя забирать вверх, он должен прикрывать лоб, а не открывать его.
Теперь вы точно будете знать, как выбрать шлем для велосипеда, и не допустите ошибок. Пусть ваши покатушки, тренировки и путешествия будут безопасными и комфортными.
Как правильно носить велосипедный шлем
Неправильно надетый шлем может не защитить вас во время падения или же просто мешать нормальной езде.
- Затяжка фиксирующих ремней не должна быть слишком слабой, чтобы шлем не болтался из стороны в сторону, но и не следует перетягивать, т.к. это вызывает дискомфорт и ухудшает кровоток к голове. Следует добиться такого положения, когда шлем максимально закреплен, но не вызывает дискомфорта. Во время настройки затяжки покрутите головой из стороны в сторону, поднимите ее вверх, откройте рот и т.д.
- Положение шлема должно быть строго горизонтально, а не смещено в сторону лица, затылка или вправо/влево.
- В осенне-весенний период под шлем нужно одевать бандану или шапочку, чтобы не простудить голову. В зимний период с внутренней стороны можно дополнительно подложить полиэтиленовый пакет для перекрытия им вентиляционных отверстий.
В данном видео неплохо рассказывается, как правильно отрегулировать положение шлема.
Как правильно выбрать по размеру
Когда владелец велосипеда определился с ассортиментом амуниции и подобрал для себя наиболее подходящую модель, ему необходимо уточнить размер велосипедного шлема. При этом следует учитывать, что многие модельные линии спортивных шлемов имеют индивидуальную настройку под размер черепа велосипедиста. Амуниция для езды горных и гоночных великах выпускается в четырех размерных категориях – от маленьких размеров до очень больших.Для определения нужного размера велосипедного головного убора портняжным сантиметром замеряют длину окружности черепа на уровне «надбровные дуги – височные впадины». Этот размер и будет определяющим при выборе конкретного типоразмера защитного шлема велосипедиста.
Размеры шлемов, выпускаемых в настоящее время, в зависимости от длины окружности черепа, приведены в таблице.
Если замеренный размер длины окружности черепа находится в зоне граничных, значений, то выбор следует остановить на меньшей размерной категории, т.к. со временем шлем немного “усядется”.
Детские велосипедные головные уборы, предназначенные для поездок на горных и гоночных велосипедах, делятся на два типоразмера «S» (45,0…50,0 сантиметров) и «M» (50,0…55,0 сантиметров). Большинство детской продукции имеют индивидуальную регулировку под голову конкретного пользователя. Некоторые образцы имеют противомоскитную защиту вентиляционных щелей и отверстий. По остальным показателям они ни в чем не уступают экземплярам, предназначенным для взрослых велосипедистов.
Советы по выбору шлема в магазине
Так как каждая голова индивидуальна, перед покупкой велошлема его нужно обязательно померить (поэтому мы и не советуем покупать его через интернет). Рассмотрите несколько моделей, ведь из-за разного расположения внутренней подкладки какой-то шлем вам будет удобней, а какой-то нет.
Если вы собираетесь кататься в шлеме, например, на работу, в гараж или же просто совершать неспешные велопрогулки, то вам лучше всего подойдет кросс-кантрийный или шоссейный велошлем. Если же вы хотите привнести в катание самую малость экстрима (скоростная поездка по лесной местности или крутой спуск с небольшого холма), то лучше выбрать эндуро. Для прыжков на рампе и выполнения различных трюков — исключительно котелок
Ну а для даунхилла – фулфейс.
Выбирайте яркие модели, так как этим вы привлекаете к себе внимание автомобилистов, что повысит вашу безопасность. Плюс ко всему следует рассмотреть вариант покупки шлема со светоотражателями или проблесковыми маячками.
В случае покупки велошлема для ребенка не следует выбирать его «на вырост»
Это не свитер. Он должен правильно сидеть на голове, а не болтаться на ней. У некоторых детских шлемов есть регулировка диаметра, как и у взрослых. Можно взять тот, у которого минимальное значение подходит под размер головы вашего ребенка, но в этом случае, обязательно померяйте его в магазине.
Если вы покупаете шлемы фулфейс или котелок, то лучше присмотреться к известным брендам велоэкиперовки, например, Met, Bell, Giro, BBB и др. При покупке кантрийного, можно немного сэкономить и взять продукт менее именитой фирмы (так как данный шлем все равно одноразовый). Но не стоит покупать китайские модели, если не уверены в их качестве.
Несколько Рекомендаций по выбору шлема
При подборе шлема чрезвычайно важно не ошибиться с размерами. Не стоит натягивать его на голову через силу, поскольку во время езды он не даст Вам сосредоточиться, ведь все Ваши мысли будут вертеться вокруг желания поскорее завершить поездку и побыстрее его снять
С другой стороны, шлем не должен болтаться на голове, так как при падении, защитный эффект от такого аксессуара будет сведён на минимум.
И напоследок, помните, что для каждой велосипедной дисциплины существует свой тип шлема, который идеально подходит под конкретные условия езды. От его правильного выбора напрямую зависит Ваша безопасность и комфортность передвижения.
Бренды защитной велосипедной амуниции
Большинство производителей велошлемов, выпускают и другую защитную амуницию для велосипедистов (наколенники, налокотники, очки и другое). Наибольшей популярностью пользуются велосипедные шлемы, поступающие в продажу под брендами «Bell» и «Giro» (США), «Dainese» (Италия). Современным стильным дизайном и повешенным уровнем защиты облают итальянские велосипедные головные уборы «Limar» и «Rudy Project», но цена их находится на уровне выше среднего. Многие модели «KED» (Великобритания) имеют встроенные светодиодные фонарики. К бюджетным вариантам можно отнести модельные линии от «Casco» и «Uvex» (Германия), «Author» (Чехия).
Учитывая, что сегодня на рынке спортивных товаров достаточно много контрафактной продукции, производители которой могут налепить логотип самого известного велосипедного бренда, на обычную шахтерскую или строительную каску, особое внимание следует уделять маркировке шлемов, которая завит от уровня защиты и обеспечиваемой безопасности. Здесь ситуация аналогичная с велошинами
Американская система сертификации безопасности отличается от стандартов Евросоюза.
В Соединенных Штатах действуют два стандарта безопасности, регламентирующих уровень защиты, которую должен обеспечивать велосипедный или мотоциклетный защитный головной убор. Это прежде всего федеральный стандарт FMVSS 218 («DOT»). Если велоамуниция не соответствует его требованиям, то ее продажа и использование при движении на оживленных автобанах запрещены. Компания «Snell Memorial Foundation» сертифицирует продукцию в соответствии с собственным регламентом безопасности («B-95» -велошлемы и «B-95С» – детские защитные велосипедные шлемы), требования которого более жесткие чем в федеральном стандарте.
Учитывая, что продукция многих европейских производителей (например, чешской компании «Author») выпускается в странах Юго-Восточной Азии, возникает вопрос о ее соответствии требованиям европейских стандартов безопасности EN 1078 или ECE 22.05. О том, что велошлем по степени защиты отвечает всем требованиям евростандартов безопасности свидетельствует клеймо «CERTIFIED TO EN 1078», проставленное на внутренней стороне сертифицированного образца.
Размеры велошлемов
Шлемы для шоссе. Имеют аэродинамичную форму, лишены козырьков. Последнее – ради повышения показателей аэродинамики. А солнце и ветки шоссейникам — не преграда, ведь они всегда катаются в очках.
Шлемы для шоссе — без козырьков, ибо шоссейники всегда катаются в очках
Специальные аэродинамические шлемы. Имеют каплевидную форму. Максимально снижают сопротивление воздуха и применяются в гонках на треке / в гонках шоссе с раздельным стартом (где важна каждая миллисекунда).
Каплевидный шлем — для гонок на треке и с раздельным стартом
Читай также: Доминируй и унижай: жесткие советы чемпиона Тур де Франс
Шлемы для горных и городских велосипедов. Практически ничем не отличаются от шлемов для шоссе (лишь небольшие различия в форме вентилляционных дыр). Исключение — козырек, который часто снимается (в зависимости от модели и производителя). Основная задача таких – быть надежными, легкими и хорошо вентилируемыми.
Шлемы для горных и городских велосипедов не имеют особых отличий от шлемов для шоссе
Котелок. Шлем в форме котелка. Вещь универсальная, но чаще всего используется экстремальных дисциплинах. Например, BMX.
Чаще всего в шлемах-котелках катаются фанаты bmx
Фулл-фейс (от англ. full face). Используется в экстремальных видах спорта (trial ride, downhill и т.д.). Покрывает всю голову, в том числе и лицо. Визуально очень похож на шлем мотоциклиста.
Фулл-фейс. Покрывает всю голову и лицо
Выбирайте шлем в соответствие типу вашей езды
И что еще важно – это размер аксессуара. Остановимся на этом детальнее
Как выбирать шлем в соответствие размеру
Для тех, кто хочет заказывать велосипедный шлем в интернете: нужно померить окружность головы на 2 см выше от бровей. Затем сравнить цифры с таблицей и выбрать соответствующий размер.
Таблица размеров велошлемов
Нюансы: голова у всех разная, поэтому покупка шлема в интернете – игра в морской бой. Самый идеальный вариант: померить
При этом нужно обращать внимание на следующие факторы:
- используя регулировки, убедитесь, что шлем уверенно сидит на голове (вдоль и поперек), не сползает при поворотах и движении головы;
- при открывании рта лямки должны немного давить на лобную часть;
- у шлема должен быть запас в регулировке: чтобы в холодную пору вы смогли под него надеть шапку или подшлемник.
Правильная посадка велошлема на голове
Вместо эпилога – несколько фото о том, почему стоит надевать шлем перед выездом на велосипеде:
Я не люблю носить шлем, потому что он портит мою прическу
Я не буду носить шлем, потому что в нем я выгляжу глупо
На что обратить внимание при покупке велошлема?
Покупать велосипедный шлем лучше в специализированных магазинах – вы сможете быть уверены в его качестве и ударопрочности. Б/у шлемы нельзя покупать по нескольким причинам:
- Вы не знаете, побывал ли шлем в аварии. Даже одного удара о препятствие для пенопластового шлема достаточно, чтобы выйти из строя. Вспененный материал не подлежит восстановлению и при малейшей нагрузке просто развалится на куски. Какие-либо внутренние повреждения нельзя увидеть с внешней стороны, поэтому продавец сможет легко вас обмануть;
- Вы не знаете, как долго эксплуатировали шлем. У пенопласта есть свой срок годности – он разрушается от температурных перепадов и погодных условий (и солнце, и дождь, и снег одинаково плохо влияют на материал). Даже если шлем тихо-мирно лежал на шкафу пять лет, пенопласт все равно разрушился от старости.
- Вы не знаете, почему владелец продает шлем. Возможно, шлем не соответствует заявленным характеристикам – у него плохая вентиляция или материалы, впитывающие пот, не работают. В конце концов, шлем – это предмет сугубо личного пользования, поэтому должен подбираться с учетом ваших особенностей.
Итак, на что же обратить внимание при покупке велошлема?
Размер
Большинство производителей пишут размеры шлема на его внутренней части, но померить его все же следует. Не забывайте, что если кросс-кантрийный шлем регулируется в разумных пределах, то «котелок» должен сидеть как влитой – чтобы нигде не жало, и чтобы шлем не болтался на голове. Кстати, велосипедисты, которые считают, что велошлем «неудобный, мешает и закрывает обзор» скорее всего подобрали себе неправильный размер или посадку.
Посадка
После определения размера оденьте шлем и затяните ремешки. Проверьте, удобно ли вам, не жмут ли края и не режут ли ремешки кожу. Помотайте головой из стороны в сторону и вверх-вниз. Небольшой люфт вправо-влево допустим, а вот съезжание на лоб или затылок – нет. Правильная посадка шлема – горизонтальная, шлем должен защищать лоб и затылок, и если после затягивания всех ремешков он все равно съезжает, следует выбрать другой размер.
Застежка
Лучше, если застежка будет крепиться не к боковым частям шлема, а проходить по верху – так вероятность того, что он слетит по время падения, ниже. Проверьте, сможете ли вы открыть застежку одной рукой, и если нет, поищите другую модель.
Качество изготовления
Конечно, дешевый шлем лучше, чем никакой, но все равно проверьте качество его исполнения – нет ли трещин на материале внутри и снаружи, нет ли зазубрин и т.п. Желательно, чтобы внутри шлема находились специальные подушечки для сбора пота. Если вам позволяют средства, выбирайте шлем от известной фирмы – BBB, Bell, Giro, Met и т.п.
Продвинутые велосипедисты будут, конечно, выбирать шлем по дизайну – чтобы подходил под цвет формы или велосипеда, но это все равно должно быть яркое сочетание цветов – так автомобилистам будет проще заметить вас на дороге. Если планируете ездить ночью и в сумерках, выбирайте модель со светоотражающими полосами или небольшим мигающим фонариком на затылке.
Как работает шлем
Основной задачей шлема является принятие на себя удара и отведение его от головы. Любой шлем должен состоять из трех слоев. Внутренний обеспечивает комфорт, средний рассеивает в себе удар, ну а внешний обеспечивает защиту от наружных точечных ударов. А теперь подробнее об этих слоях.
Первый, гигиенический слой – это поролон (другой похожий материал) и плотно прилегающая ткань. Поскольку именно здесь скапливается пот, нередко внутренний слой пропитывают антибактериальным средством. Также некоторые модели оснащены съемными щепными частями, что позволяет точнее регулировать размер шлема (например, в случае разной полноты лица). Однако это не означает, что шлем нужно разбирать – собрать все обратно до заводского уровня практически нереально.
Средний слой изготовляется из пенопласта или подобных материалов. Его задача – рассеять удар, не допустить точечного удара в голову. Пенопласт как раз и обладает легкостью, ударопоглощаемостью, что делает его уместным в средней части шлема. Этот слой служит еще и для плотности прилегания к голове водителя, в большей степени именно он определяет комфортность шлема в целом.
Внешний слой изготавливают несколькими способами. Первый – скорлупа формируется из пластика одним приемом. При ударе она разлетится на куски быстрее всего. Второй способ – пластик укладывается слоями и в разных направлениях (прочности достаточно для поездок на скутере). Третий – к пластику добавляется поликарбонат и подобные материалы (чем больше твердых примесей, тем дороже шлем). Четвертый, самый надежный и дорогой – выполнение шлема полностью из твердых материалов (карбон и др.). Цена высока, но зато сильные удары ему не страшны. И вес – около 900 грамм, на голове этот шлем почти не чувствуется.
Как определить размер шлема.
Правильное крепление шлема жизненно необходимо. Спортивные шлемы часто продаются в одном настриваемом размере. Остальные шлемы поставляются в маленьком, среднем, большом или очень большом размерах.
Чтобы определить необходимый размер шлема, оберните сантиметр вокруг своей головы по наибольшему диаметру – приблизительно на дюйм выше бровей. Или вокруг головы можно обернуть ленту или тесьму, а потом измерить длину ленты линейкой или рулеткой. Исходя из этих измерений и нужно подбирать шлем.
Как определить необходимый размер шлема – маленький, средний или большой? В каталоге шлемов, которые можно купить в онлайн-магазине, обычно перечисляется список доступных размеров.
Производители шлемов иногда по разному интерпретируют размеры маленький, средний и большой. Поэтому лучше ориентируйтесь на цифры, указанные в описании каждого модели. Ориентировочные общие размеры шлемов для взрослых:
Таблица размеров шлемов | |
Маленький | 20″ – 21.75″ (51 см – 55 см). |
Средний | 21.75″ – 23.25″ (55 см – 59 см). |
Большой | 23.25″ – 24.75″ (59 см – 63 см). |
Очень маленький, очень большой | меньше 20″ (51 см), больше 24.75″ (63 см). |
Один универсальный размер (мужчины) | 21.25″ – 24″ (54 см – 61 см). |
Один универсальный размер (женщины) | 19.75″ – 22.5″ (50 см – 57 см). |
Одноразмерные велосипедные детские шлемы | 18″ – 22.5″ (46 см – 57 см). |
Если ваш размер находится как раз посередине между соседними размерами, то лучше выбрать меньший размер.
Размерный ряд. Как правильно выбрать размер шлема. Сравнение размера 1 и 2. История о том, как я ошиблась с размером.
Шлемы Kivat мы начали покупать с нашей первой зимы. Мне эту фирму посоветовала подруга, и почитав про их шлемы поподробнее я решилась на покупку. Решиться было не так просто, цена у шлемов kivat от 2016 тысяч, и я думала, стоит ли покупать такую дорогую шапку на 1 зиму? Однозначно стоит! На вторую зиму я уже имела представление о шлемах и шапка других марок, но все равно вернулась к шлемам kivat.
Вот что мне нравится в этих шлемах:
– Подкладка 100% хлопок, а верх шерстяной.
– Дополнительно вшит утеплитель в области ушей и лба (изософт).
– Закрыта шея у ребенка, и я могу ходить гулять без шарфа.
– Фактический размер соответствует заявленному в размерный сетке.
– При правильной эксплуатации не деформируется, не покрывается катышками.
Впрочем, заканчиваю петь оды шлему kivat и расскажу поподробнее про размерную сетку, и как угадать с размером без примерки.
При покупке шлема на вторую нашу зиму я была уверена в выборе марки, но встал вопрос о выборе размера. У ребенка был обхват головы 49 и возраст чуть более полутора лет, и я основываясь на размерный сетке купила размер 1. Каково же было мое удивление, когда надев шлем дома на ребенка, я поняла что он ему мал! Шлем очень туго одевался, и вырез очень туго сжимал щеки, пришлось возвращаться в магазин и под удивление продавца менять его на размер 2. Это стало моей большой ошибкой.
После примерки шлема той же модели,но уже размера 2, мне показалось, что он нам в самый раз. Постирала я его с соблюдением всех правил стирки (аккуратная стирка руками в чуть теплой воде), сшила в разложенном виде на полотенце. Так вот после стирки и двух дней носки шлем расправился и стал нам велик! При повороте головы стали появляться большие зазоры и торчать уши ребенка. Пришлось его подшить сверху и ушить вырез, но щели продолжали появляться при повороте головы. В итоге пришлось возвращаться и покупать ту самую шапку 11 размера, которая как мне казалось была мала. После стирки, первые два дня она как мне казалось была тесновата, но потом она растянулась по размеру головы и сидит просто отлично!
К чему я столь подробно рассказала свою историю? Чтобы объяснить, почему я советую не очень ориентироваться на примерку новой шапки, а смотреть на возраст и размерную сетку. После стирки и пары дней носки шапка растянется и сидеть будет свободнее! Если все же вас мучают сомнения, то во время стирки и сушки можете чуть растянуть вырез для лица. Не бойтесь того, что шапка сядет, если правильно стирать и сушить ее, то этого не произойдет!
На фотографиях есть сравнение шапок 1 и 2 размера. Можно увидеть мои попытки подшить шапку второго размера.
- 100% шерсть
- качественный
- не нужен шарф
- теплый
- удобно одевать
- утеплен изософтом
- хлопковый подклад
Типы велошлемов
Все велошлемы делятся на 3 типа: любительские (также известные как многофункциональные или шлемы-котелки), шоссейные и горные. Все три типа предназначены для надежной защиты головы от ударного воздействия, будучи одновременно легкими и удобными. Вот основные различия между ними:
Любительские шлемы – это бюджетный выбор для непрофессиональных велосипедистов любой направленности, а также людей, использующих велосипед в качестве городского транспорта. Кроме того, эти шлемы приобрели популярность среди скейтбордистов и владельцев роликовых коньков. Часто оснащены козырьком для защиты глаз от солнца.
Шоссейные шлемы, как следует из названия, предназначены для шоссейной езды. Конструкция таких шлемов отличается легкостью, эргономичностью и хорошей вентиляцией. Как правило, в таких моделях производители жертвуют полноценным козырьком ради снижения массы и отсутствия визуальных препятствий для нормального ориентирования на трассе в условиях специфической шоссейной посадки.
Горные шлемы (также используемые для велокросса) предназначены для полноценной вентиляции на низких скоростях. Эти модели отличаются своеобразным козырьком, усиленной защитой затылка и мягкой внутренней оболочкой, необходимой для удобства при езде по бездорожью. Некоторые модели обеспечивают полнолицевую защиту, как у мотошлемов, но эта разновидность пользуется популярностью в основном у любителей даунхилла.
О противоударной сертификации шлемов
Поскольку Российская Федерация не озабочена ни производством шлемов, ни вопросами безопасности жизни велосипедистов, то российским велолюбителям стоит ориентироваться на США, где подобные товары имеют классы защиты, регламентированные Комиссией по безопасности потребительских продуктов (CPSC). Существуют специальные программы проверки различных шлемов. Независимо от программ все шлемы проверяются на:
- Амортизацию при ударе (эквивалент массы в 3 кг при падении с 1 м);
- Сопротивление шлема к прокалыванию острым предметом, например, камнем;
- Способность к удержанию головы в ремешках (на прочность);
- Способность не ограничивать обзор краями шлема, в любом случае не менее 105°.
Велошлемы также должны быть маркированы клеймом завода, иметь отметку о «госприёмке». В Европе это буква «Е» в круге и цифра, соответствующая стране.
Советы по замене шлема:
- Шлем следует менять после аварии, даже если у владельца нет уверенности в том, что шлем не способен выдержать повторный сильный удар. Одного вполне хватит, чтобы нарушить жёсткость конструкции;
- Средний срок службы велошлема составляет около 3 лет. Поэтому через каждые 5 лет, не более, следует его менять;
- Не следует приобретать подержанные шлемы, так как нет достоверных сведений о том, какие нагрузки им пришлось выдержать.
- Подстёжка, которая выполняется из пенопласта (полистиролового). Она рассеивает ударную энергию, поэтому должна плотно и комфортно прилегать к голове и быть неповреждённой;
- Наружная оболочка. Состоит из пластика, обладающего противоударными и скользящими свойствами. При покупке нужно выбирать более заметную расцветку для привлечения внимания других участников дорожного движения;
- Отверстия для вентиляции;
- Ременная система крепления;
- Отверстия для волос/косичек. Существуют даже специальные женские модели шлемов.
Дополнительные параметры шлемов
Вентиляция: Специальные отверстия обеспечивают прохождение воздушного потока по поверхности головы, охлаждая вас и делая поездку более комфортной. Кроме того, чем больше на шлеме отверстий, тем меньше его масса.
Козырек: Некоторые велосипедисты предпочитают наличие солнцезащитного козырька на велошлеме, хотя таковыми оснащают в основном горные шлемы. Вместе с тем, козырек, пусть и незначительно, увеличивает массу конструкции и повышает аэродинамическое сопротивление.
Полнолицевая защита (закрытый шлем): Некоторые велошлемы подобно мотошлемам имеют дополнительную перегородку на подбородке, обеспечивающую защиту не только головы, но и лица. В основном подобные модели востребованы среди представителей даунхилла и велокросса.
Ремни: Система затяжек должна быть удобной и простой в расстегивании/застегивании.
Отверстие для волос: В некоторых шлемах предусмотрено отверстие для хвоста или просто собранных вместе длинных волос.
Из чего изготовлен велосипедный шлем?
Подавляющее количество велошлемов снаружи покрыто тонким специальным пластиком, который представляет собой пену EPS (ExpandablePolyStyrene). Этот пластик способен скользить по поверхности почвы, что уменьшает момент инерции. Это снижает вероятность получения тяжёлых травм головы и шеи. Поверхностный слой, кроме того, способен удерживать пену в одном положении и сохраняет целостность шлема, предохраняя его от раскола.
Вторым вариантом выполнения внутренней оболочки является пенополипропилен (EPP), который способен после удара к самовосстановлению, то есть имеет возможность расшириться после сжатия. Подобный материал встречается нечасто, он более лёгкий и более экологически чистый, чем пенополиуретан.
Вторым видом пены является Expanded Poly Urethane, EPU или просто пенополиуретан, родственный обычному поролону. Обычно из него выполнены шлемы производства Тайвань. В последнее время стали встречаться такие пены, как Tau MultiImpact Technology и Re-UpFoam.
Характеристики шлемов.
Страница описания шлема включает следующие характеристики:
- Вес шлема: Почти всегда указывается в граммах (28.34 г = 1 унция). Со снижением веса шлема возрастает цена. Вес не играет большой роли, если только ты не профессиональный велогонщик. Но гощикам любителям, велосипедистам постоянно передвигающимся по городу или по бездорожью, которым постоянно нужно преодолевать препятсвия, тоже нужна экономия веса. Но всё таки лучше немного переплатить и купить лёгкий шлем.
- Вентиляционные отверствия: Они создают воздушные потоки вокруг головы, способствующие охлаждению. Чем лучше вентиляция, тем прохладней голове (и дороже шлем). Велошлем должен иметь достаточное количество больших вентиляционных отверстий, чтобы голова не прела даже в сильную жару.
- Козырёк: Некоторые предпочитают шлемы с солнцезащитным козырьком, другим такие шлемы не нравятся из-за дополнительных граммов и вибрации на ветру.
- Штампованная конструкция: В штампованной конструкции внешняя оболочка и внутренний пеноматериал скрепляются без использования клея, что облегчает и усиливает конструкцию.
- Система крепления: Производители используют множество систем крепления: Roc Loc; GPS; Acu-Dial; Half Nelson. Их название отображает реализацию настроечного кольца шлема (ползунок или закручиваемый диск). Чтобы разобраться в этих терминах, может потребоваться посетить сайты производителей. Лучшей конструкцией считается велошлем с ремнями, которые проходят по верху, а не крепятся сбоку.
- Предполагаемое использование: В некоторых шлемах, предназначенных для специального использования указывается эта характеристки. К примеру шлемы фулфейс часто используются на горных велосипедах.
Как правильно использовать велошлем?
Первое и главное правило – носите велосипедный шлем при любой поездке, даже если вы поехали в магазин за хлебом. На дороге может произойти слишком много случайностей, чтобы пренебрегать такой простой защитой.
Второе правило – не давайте никому свой шлем, и не берите чужой. Вы не знаете его историю до вас, и возможно, вам вернут уже непригодный шлем.
После попадания в аварию, даже при отсутствии внешних повреждений, необходимо заменить шлем, т.к. на корпусе образуются трещины. При следующем ударе головой шлем расколется, и голова останется незащищенной.
Храните шлем там же, где спите, то есть в темном сухом прохладном месте – так пенопласт прослужит дольше. Для ухода не применяйте абразивных веществ, просто мойте шлем теплой водой и мягкой тряпкой.
Перед использованием обязательно ознакомьтесь с инструкцией производителя – возможно, в магазине вам рассказали не все, и вы подвергнете себя опасности, не зная какого-либо нюанса.
Первый дополнительный аксессуар велосипедиста – это шлем. Поначалу вы, возможно, будете чувствовать себя неуютно, особенно если проживаете в маленьком городке, где нечасто можно увидеть «настоящего» велолюбителя. Но взгляните на это с другой стороны – велошлем в действительности выглядит стильно и отличает вас от остальных хотя бы тем, что вы заботитесь о своем здоровье и жизни.
Варианты конструкций велошлемов
Исторически сложились два типа велосипедных шлемов in-mold и hardshell. Различие между ними в технологии изготовления, при одинаковых защитных свойствах. Расскажем подробней о положительных и отрицательных свойствах этих конструкций.
Hardshell представляет собой двухслойную конструкцию. Внутри находится вспененный слой, способный поглощать удары. Снаружи – защитный слой ударопрочного пластика. Этот вариант защиты головы более тяжёлый, чем следующий, но при этом более надёжный.
Вторая конфигурация защитного шлема In-mold представляет собой единое целое из тонкого внешнего слоя и поглощающей удары пены. В результате можно снизить массу шлема, улучшается проветривание. Отрицательной стороной является меньшая ударопрочность наружной оболочки, но при этом повышается комфорт и снижается нагрузка на шейные позвонки.
Части шлема.
Подстёжка: Они обычно сделана из пенополистиролового пенопласта. Её роль заключается в рассеивании энергии при ударе, что защищает голову
При покупке шлема нужно убедиться, что подстёжка комфортно прилягает к голове, не повреждена или не зазубрена.
Оболочка: Большинство велосипедных шлемов покрыто пластиковой оболочкой, которая препятствует разрушению шлема, защищает шлем от прокола и позволять ему скользит при ударах.Способность велошлема скользить по поверхности является важной его характеристикой, так как при падении движение уменьшается не сразу, а постепенно, снижая тем самым нагрузку на голову и шею. Перед покупкой велошлема убедитесь в целостности оболочки
Ну и наконец выбирайте велошлемы с ярким дизайном, чтобы привлекать внимание автомобилистов
Это в свою очередь поднимает уровень взаимной культуры сознательных автомобилистов к нам велосипедистам.
Вентиляция: Вентиляционные отверствия улучшают вентиялцию головы, охлаждаю её, делая поездку комфортней
Чем больше вентиляционных отверствий, тем прохладней.
Ремешки: Современная система крепления с помощью ремешков комфортная и простая в использовании. Выбирай её под свой стиль езды – массивную для ухабистых трасс и горных дорог, полегче и попрохладней для шоссейных гонок. Попробуй шлемы с разными системами крепления, прежде чем остановиться на одной из них.
Отверствие для волос: В некоторых женских шлемах предусмотрены специальные ремешки для косичек.
Определение размера шлема
Выбирая мотошлем и определившись с моделью или хотя бы его типом, можно переходить к подбору размера. Для этого мягким метром замеряется окружность головы чуть выше уровня бровей и ушей. Размерная сетка указана на рисунке (стоит отметить, что одни и те же размеры отличаются у разных производителей!). Также перед примеркой следует вынуть из ушей все аксессуары, если таковые имеются. С пирсингом надо быть особо осторожным. Большинство людей во время первой примерки попросту боятся надеть до конца мотошлем. И напрасно, потому что если уж вы надели шлем, вы его так же и снимете, вполне безболезненно (принцип лампочки во рту здесь не срабатывает). Только полная примерка в застегнутом состоянии позволяет точно определить комфортность выбранной модели.
Экипировка → “Как подобрать шлем по размеру”
В интернете полно статей о том, как выбрать подходящий шлем. Но пишут в них обобщенно, в основном помогают определиться с типом шлема (интеграл, открытый, комбинированный и тп), а также дают ориентир в ценах и марках. Люди, играющие, например, в футбол знают, что подобрать специализированную одежду сложнее, чем повседневную. Для меня это и вовсе бич, особенно с обувью, то слишком велики, когда разнашиваются, то малы. Соответственно меньше удовольствия от игры =)
Этот пост должен помочь остаться довольным довольно таки не дешевой покупкой.
Мы определились с типом шлема, маркой, стоим в магазине и нам протягивают кандидата.
Возьмите его за ремни крепления, расположите «лицом» к себе, а верхом вниз, слегка потяните за ремни и наденьте шлем на голову. Если он надевается совершенно свободно, это первый признак того, что он вам велик. Ясное дело, если он совсем не надевается, он мал. Шлем должен сидеть очень плотно — может даже показаться, что он слишком тесный, пока вы не наденете его полностью. Он должен крепко держаться на голове, а подщечники должны сдавливать щеки, но так, чтобы не вызывать чувство неудобства. Шлем должен плотно прилегать к вискам. Если вы примеряете полнопрофильный шлем, посмотрите в зеркало, чтобы убедиться, что ваши глаза располагаются примерно посередине между верхней и нижней частью шлема.
Далее крепко застегните подбородочный ремень. Теперь, если попробовать сдвинуть шлем в сторону, вместе с ним должна натягиваться и кожа. Внутренняя не должна скользить по коже, а слегка натягивать её в направлении движения. Вы должны чувствовать лёгкое давление шлема, распределённое по всей голове. Имея в виду, что со временем внутренняя обшивка шлема слегка помнётся и он станет немного свободнее. Так что новый шлем должен сидеть так плотно, как только вы сможете его носить, не испытывая неудобства.
А теперь возьмите шлем руками по бокам и попробуйте покрутить его из стороны в сторону
Обратите внимание как натягивается кожа и как сильно (голову держите прямо). Потом потяните шлем вверх и вниз, снова обращая внимание на то, как ведёт себя кожа и на сопротивление
Если ни горизонтально, ни вертикально кожа не двигается, а шлем смещается слижком легко, значит он вам велик. Подходящий по размеру шлем будет натягивать кожу в направлении движения, а вы должны чувствовать, как его давление равномерно распределяется по всей голове.
Проверьте надёжность крепления — возьмитесь за шлем сзади за нижний край и попытайтесь стянуть. Если у вас это получилось, значит шлем слишком велик, либо не подходит под форму вашей головы. Шлем, который велик, будет легко сдвигаться в стороны и вверх-вниз. Это может привезти к тому, что в дороге при вязком движении он сдвинется на лицо и заблокирует зрение, также через такой шлем будут проникать ветер и звуки, что будет сильно раздражать. А в случае аварии он может и вовсе слететь. Проверив, как шлем сидит на голове, поносите его немного, потом снимите и посмотрите, не остались ли где следы от сдавливания. Давящий шлем будет очень неудобный, в долгой поездке может вызвать головную боль.
Шлем лучше выбирать в магазине с самым большим ассортиментом.
Основано на статье Брюса Портера. Надеюсь, кому-нибудь будет полезно.
Когда нужно менять шлем.
Если вы участвовали в аварии, то ремонт шлема невозможен, так как скорей всего он получил поврежения, в том числе необнаруживаемые визуально. Следующий удар он не выдержит, тьфу тьфу… просто расколется. Поэтому его следует менять после любого серьёзного удара, даже если он отлично «выглядит». Срок использования велошлема составляет приблизительно три года, поэтому рекомендуется покупать новый шлем каждые пять лет, даже если он не учавствовал в аварии. Не покупайте бу шлемы, так как про их прошлое вам ничего достоверно не известно. Большим недостатком шлема можно назвать ухудшение его защитных качеств со временем из-за действия на материал факторов внешней среды: загрязнений, ультрафиолетового излучения и погодных условиях. Имейте это в виду и безопасной вам езды.
МТВ шлемы и их разновидности
Все МТВ шлемы в свою очередь можно разделить на несколько подгрупп.
Кросс-кантрийные шлемы. На английском данный тип обозначается аббревиатурой ХС. Это, пожалуй, самый распространенный вид данного аксессуара.
Для изготовления таких шлемов, как правило, используют пенообразный лёгкий материал. Поверхность имеет пластиковое покрытие и в качестве украшения на нее иногда наносят цветные надписи и яркую раскраску.
В свою очередь внутренняя поверхность обтянута москитными сетками, с целью предотвращения проникновения насекомых сквозь вентиляционные отверстия.
Спереди, для защиты глаз от солнца, пыли и дождевых капель, располагается небольшой козырёк, который бывает съёмным. Большое количество отверстий в шлеме обеспечивает голове отменную вентиляцию. Это немаловажный момент, особенно в жаркую погоду.
Крепится такой шлем с помощью подбородочного ремешка. Кроме того, на затылке также имеется специальный регулятор, благодаря которому производится идеальная подгонка под голову байкера.
Шлемы-котелки — вариант для экстремалов. Используют их преимущественно для таких дисциплин как Street, Dirt, BMX и подобных целей.
Основой, как и для кросс-кантрийных шлемов, выступает пенообразный материал, покрытый пластиком. Но пластик здесь уже более толстый, чем у предыдущего типа.
Что же касается вентиляции, то в таком шлеме она весьма незначительная. Обусловлено это тем, что большие отверстия могли бы негативно повлиять на прочность шлема.
Регулировать подгонку такого шлема по голове — невозможно, поэтому следует очень тщательно подбирать его по размеру.
Шлемы фуллфейс используют во фрирайде (freeride), даунхилле (downhill), байкер-кроссе и подобных экстремальных видах езды. Поездки в нём совершают по максимально усложнённой трассе с препятствиями, камнями и корягами.
Так как преодоление препятствий происходит на большой скорости и участники постоянно рискуют травмироваться, то данный тип аксессуара обеспечивает максимальную защиту головы, среди всех существующих видов шлемов.
Виды шлемов
Классификация шлемов важна, потому что дает возможность сделать выбор на основании задач, которые стоят перед мотоциклистом. Основным критерием в разделении шлемов на виды является конструкция оболочки, которая, в сущности, определяет назначение самого шлема. Выбирать можно между моделями интеграл, модуляр, джет, половинка и кросс-эндуро.
Интеграл
Шлем-интеграл
Он же Full-Face. Подходит для перемещения на большой скорости, предпочтителен для водителей туристических и спортивных мотоциклов. Обладает повышенной обтекаемостью и защитой как от ударов, так и от шума. Существуют также гоночные и туристические интегралы. Подразделяют их в зависимости от размещения визора: в гоночных он расположен на пару сантиметров выше (чтобы, лежа на баке, не приходилось поднимать голову для осмотра дороги); в туристических, наоборот, визор находится чуть ниже (поскольку посадка на таких мотоциклах прямее, чем на спортивных, и обозрение производится, соответственно, не из лежачего положения).
Шлем-модуляр
Именуется также Flip-up. Внешне идентичен интегралу, от которого отличается полностью откидывающейся передней частью и поднимающимся визором. Это преимущество для туристов, поскольку дает возможность выпить чашку кофе или выкурить сигарету, не снимая при этом шлема. Использовать данный аксессуар могут и курьеры, которым приходится делать частые остановки, общаться, делать звонки. Что касается недостатков, модуляр противно свистит на скорости в связи с неплотным прилеганием. Также длительное использование приводит к разбалтыванию и потере монолитности конструкции.
Шлем открытого типа (Jet)
Его также называют «¾», потому что нижняя часть лица не закрыта, и от ветра защищает стекло. Поскольку этот шлем предназначен для невысоких скоростей и коротких дистанций, он получил признание среди владельцев чопперов, круизеров и скутеров. Также существует много моделей этих шлемов в женском стиле. Среди недостатков следует отметить незащищенность нижней части лица при падении и частое замерзание горла, что влечет за собой дополнительное использование винд-стопперов и бандан в качестве защиты от сквозняка.
Половинка
Другие названия «½», Braincap. Прикрыта лишь верхняя часть головы. Сертификат безопасности на такие каски почти никогда не выдается, к тому же и сам производитель в большинстве случаев прямо указывает на неэффективность их применения по назначению. Они мало от чего защищают и в основном используются как элементы имиджа, максимум – для медленных круизов. Желательно к такому шлему прикупить очки (прикрытие от жуков и грязи). От шума, который генерируется на дороге, к сожалению, защиты никакой нет, поэтому лучшим выбором будет, например, интеграл или другая модель.
Кросс-эндуро
Или просто кроссовый. Вопреки изначальному назначению, иногда используется с маской для городских поездок в летний период (для таких целей даже разработали специальные модели). Оснащен козырьком (защита от грязи, пыли, солнца) и развитой передней частью
Обладает улучшенной вентиляцией, относительно маленьким весом и, что самое важное, высоким уровнем защиты. Недостатком можно назвать создание эффекта крыла у козырька на высокой скорости и повышенный травматизм в связи с названным выступающим элементом
Источники:
https://bro-sport.ru/stati/kak-vybrat-shlem-dlya-velosipeda/
http://velomozg.com/vse-pro-velosipednyj-shlem
https://krutipedaly.ru/kak-opredelit-razmer-slema-dla-velosipeda/
https://krutipedaly.ru/kak-pravilno-vybrat-veloslem-razmery-ustrojstvo-otlicia-slemov/