Разметка велодорожка

Содержание скрыть

Велосипедная дорожка

Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога (дорожка), предназначенная преимущественно для движения велосипедов.

Движение механических транспортных средств (включая мопеды) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.

В международной конвенции о дорожном движении [1] велосипедная дорожка определяется следующим образом:

Термин «велосипедная дорожка» означает отдельную дорогу или часть дороги, предназначенную для велосипедистов и обозначенную соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги.

Если велосипедная дорожка является частью дороги общего пользования, она отделяется от проезжей части разделительной полосой, газоном, бордюром или разметкой.

Велосипедные дорожки распространены во многих странах Европы. Причём велодорожки могут образовывать транспортную сеть не только в городе, но и по всей стране [2] . (схема национальных велодорожек Дании). На территории СНГ встречаются крайне редко и не образуют транспортной сети.

Содержание

Разновидности

Велосипедная дорожка — очень широкое понятие. Это название охватывает различные типы велодорожек. Наиболее распространены следующие варианты:

  • Велодорожки с односторонним движением, расположенные по обеим сторонам проезжей части (cycle track) на городской улице. Такие велодорожки составляют основы велосетей в Голландии и Дании. В этих странах велодорожки, как правило, приподняты в уровне над проезжей частью. В США, в частности, в Нью-Йорке велодорожкой считается полоса для одностороннего движения велосипедистов, расположенная в уровне проезжей части, но отделённая от автомобильных полос парковочной полосой и буферной зоной.

  • Велодорожка с двусторонним движением, проходящая вдоль улицы или дороги (two way cycle path). В крупных городах такие велодорожки встречаются нечасто, они более обычны в пригородах, в небольших посёлках и на загородных трассах. К такой велодорожке обычно примыкает тротуар или же она сама служит для прохода пешеходов. Такие велодорожки, как правило, делают:
    • если дорога имеет много примыканий второстепенных улиц с одной стороны. Велодорожку тогда можно проложить с другой стороны, чтобы велосипедистам не надо было часто пересекать второстепенные дороги. Типичный пример такой ситуации — набережные рек в черте города;
    • на улицах, где точки интереса расположены преимущественно с одной стороны. Здесь разумнее расположить велодорожку именно с этой, представляющей интерес, стороны, чтобы велосипедистам не приходилось пересекать дорогу у каждого пункта назначения;
    • на улицах с односторонним движением, где нужно организовать движение на велосипедах в обоих направлениях. Здесь вроде всё понятно. Альтернатива велодорожке с двухсторонним движением — отдельные велодорожки по обе стороны улицы, но проблема в том, что водители, выезжающие со дворов и второстепенных проездов на улицу с односторонним движением, не ожидают встретить велосипедистов, движущихся навстречу потоку.

    Исторические факты

    В Голландии велосипеды появились в 1870 г. и быстро стали основным видом транспорта. К 1920 году их доля в транспортном потоке составила 75 %. Конфликты велосипедистов с другими участниками дорожного движения — всадниками и пешеходами, в доавтомобильную эпоху тоже были обычным делом. Поэтому уже сто лет назад звучали предложения разделить дорожное пространство на обособленные секции для разных видов транспорта и пешеходов.

    Первые знаки для дорожки были текстовыми. Например, с 1883 года в Англии ставили таблички To cyclists: This hill is dangerous Велосипедистам: Этот спуск опасен .

    На заре прошлого века велосипед был очень модным и популярным развлечением в США. 1 января 1900 (!) года в Калифорнии была открыта первая часть платной прогулочной веломагистрали Пасадена — Лос-Анджелес. По проекту велодорожка должна была протянуться на 10 км и соединить Пасадену, тогда ещё пригород Лос-Анджелеса, с городским районом Хайлэнд Парк. Открытая в 1900 году часть имела в длину 2 км, была вымощена сосновыми плитками, и освещалась в тёмное время суток. Проезд по дорожке стоил 10 центов в один конец, 15 — туда и обратно. Из-за падения популярности велосипеда, владельцы веломагистрали отказались от дальнейшего строительства, а через несколько лет разобрали и уже построенную часть.

    Появление и начало массового производства автомобилей в конце XIX — начале XX-го века быстро изменило соотношение сил на дороге. В Германии в 1920—1930 годы авто промышленное лобби пыталось изгнать велосипедистов с дорог. Причём, заметьте, тогда никто не называл дороги автомобильными. Это были просто дороги и просто улицы. В те же годы в Англии сторонники велосипедного движения пытались сделать то же самое с автомобилями — запретить им ездить по обычным дорогам и улицам, изгнать их в резервации — на специальные автомобильные дороги, которые, правда, ещё нужно было построить. Пока автомобилей было немного, это казалось вполне возможным. Но и на континенте, и в Англии довольно быстро победили автомобилисты. С весьма простой и демократической идеей — с идеей свободного пользования общественными дорогами. Велодорожки, проходящие вдоль проезжих частей улиц, в Англии планировали строить ещё в 1920-х годах. Но английский клуб велотуризма тогда выступил против этого, опасаясь, что велосипедистам придётся платить дополнительный налог в счёт постройки велодорожек, и в итоге до 1970-х годов велодорожки в Англии почти не строили.

    История появления велопешеходных дорожек восходит к послевоенной Швеции. Исследовательская группа SCAFT из Технического университета Чалмерса разработала руководство по городскому планированию, которое оказало значительное влияние, как минимум, на североевропейские страны. Данный документ предлагал отделить моторизованное движение от немоторизованного везде, где это возможно. Пешеходы и велосипедисты при этом считались гомогенной группой, и дорожки для них предлагалось строить по одинаковым принципам, или даже совмещать их на одних и тех же дорожках. Поэтому сейчас больше всего совмещённых пешеходно-велосипедных тротуаров можно наблюдать именно в Швеции и Финляндии. Под влиянием этого руководства была построена обширная велосипедная сеть в Хельсинки.

    В Германии к концу 1960 — началу 70-х число велосипедистов значительно сократилось, и велодорожки «за ненадобностью» стали застраиваться автомобильными парковками. К этому времени автомобиль стал основным средством транспорта в европейских странах. Даже в такой велосипедной стране, как Голландия, строительство велодорожек практически прекратилось. Начало велосипедного возрождения в европейских странах связывают с ухудшением экологической обстановки из-за автомобилей и нефтяным кризисом 1973 года. В Голландии к этому также прибавилось большое количество жертв среди детей и велосипедистов, погибших из-за автомобилей. В результате уже в 1978 г. в плане транспортного развития Амстердама приоритет был возвращён велосипеду и велосипедной инфраструктуре.

    В 2014 году в Нидерландах открылась первая в мире велодорожка, сделанная из солнечных батарей.

    Знак велосипедная дорожка и ее виды

    Сегодня существует много видов участников дорожного движения, которые могут создавать друг другу помехи. Чтобы этого не случилось, введены знаки дорожного движения. Один из них обозначает начало велосипедной дорожки.

    Знак велосипедная дорожка и ее виды

    В нашей стране зоны для велосипедистов появились сравнительно недавно. Чтобы обезопасить таких водителей, специальные дорожки обособили под двухколесный транспорт, который в последнее время пользуется большим спросом.

    В статье подробнее разберем, какие виды велодорожек бывают, чем они отличаются друг от друга, какое наказание предусмотрено на незаконное пересечение автомобилистом или пешеходом такой тропинки.

    Характеристика и описание знака «Велосипедная дорожка»

    Характеристика и описание знака «Велосипедная дорожка»В правилах дорожного движения знак обозначен как 4.4.1. Устанавливается в тех зонах, где располагаются специальные дорожки для велосипедистов и скутеристов.

    В зависимости от типа велодорожки на нее могут заходить люди, если тротуар отсутствует, но вот автомобилям ездить по таким зонам нельзя. В конце зоны для велосипедов устанавливается знак «Конец велосипедной дорожки» или 4.4.2.

    Основной знак выглядит следующим образом: круг синего цвета, в центре которого изображен белый велосипед. Устанавливают его законным образом справа, если тропинка отделена от проезжей части чем-либо (бордюром, газоном).

    Что такое велосипедная дорожка?

    Что такое велосипедная дорожка?

    Зона, предназначенная для водителей двухколесного транспорта (велосипедов, скутеров), является самостоятельным элементом инфраструктуры.

    Ее основная цель:

    • обезопасить всех участников движения,
    • снизить риски аварийных ситуаций.

    Обозначаются специальными знаками. Выезжать на эту часть водителям машин запрещено, равно как и пешеходам при отсутствии тротуаров, в случае несоблюдения правила наказывается штрафом до 2 тысяч рублей.

    Велосипедные дорожки появились в мире сравнительно недавно, их часто можно встретить во многих городах Европы и Америки. В России же такие велодорожки – редкость, их можно пересчитать по пальцам, чаще всего встречаются в южных городах нашей необъятной родины.

    Справедливости ради стоит отметить, что с каждым годом рост велосипедных дорожек растет, поэтому и культура движения повышается.

    Виды велосипедных дорожек

    Виды велосипедных дорожек

    Существует несколько видов таких зон в зависимости от их обособленности, например, совмещена ли тропинка с пешеходной частью дороги, отделена ли парковочными местами или лужайкой.

    Кроме того, движение на велодорожке различается, как и у автомобилистов на две полосы, чтобы исключить помехи при езде.

    С односторонним движением

    Такой тип велодорожки распространен в ведущих странах Европы, а также в США. Под понятием подразумевается тропинка, которая предназначена только для велосипедистов, то есть отдельна от пешеходного тротуара и дорог для машин.

    Особенности дорожек с односторонним вдижением:

    • немного выше над уровнем проезжей части,
    • выделены знаком,
    • отделяются от тротуара и автодорог буферной зоной либо местами для парковки.

    Такие велосипедные дорожки наиболее удобны, так как все участники движения не мешают друг другу. В нашей стране встретить их довольно тяжело, а вот в Дании или Нидерландах такие тропинки на каждом углу. Основное отличие заключается в том, что движение ведется в одну сторону.

    С двусторонним движением

    1. В крупных городах такие типы велодорожек встречаются крайне редко, так как предназначены изначально для сельской местности и трассы за городом. По такой тропинке могут ездить велосипеды и одновременно ходить люди, иногда она располагается по краю проезжей зоны. Дорожка разделена посередине линией, которая задает двустороннее движение.
    2. В столицах и других больших городах, эти велодорожки расположены на центральных улицах, где сосредоточено сразу несколько достопримечательностей с одной стороны дороги либо на набережных.
    3. Также в населенных пунктах тропинки для велосипедистов располагают там, где движение в основном одностороннее для машин, однако в таком случае часто возникают сложности, которые связаны с тем, что автомобилист не всегда успевает вовремя среагировать, когда прямо на него едет велосипед.

    Изолированная

    Изолированная

    Дорожка похожа на предыдущую тем, что также разделена на две полосы для двустороннего движения, однако изолирована от автомобильных дорог полностью. Расположена вдоль тротуара или является пешеходной зоной, по которой могут ходить люди.

    Такие самостоятельные велодорожки встречаются часто в Америке и Европе. Обычно они выделены в яркие цвета, к примеру, зеленый.

    Совмещенная с пешеходной зоной

    Совмещенная с пешеходной зоной

    Такую тропинку назвать велосипедной дорожкой очень сложно, ведь, по сути, она всегда является частью тротуара.

    По ней могут ходить пешеходы и крутить педали велосипедисты. Она не является обособленной, но всегда выделена полосой и соответствующим знаком. Стоит отметить, что выделенная область для велосипедов очень узкая, особенно для двустороннего движения.

    Движение может быть разграничено на два, но это не обязательно, ведь чаще всего по тропинке гуляют люди, которые мешают участникам движения. Иногда встречаются на территории нашей страны, чаще в Финляндии.

    Штрафы за нарушение

    Если нарушать правило и ступать на дорожку для велосипедов, то можно нарваться на штраф. Он составляет до тысячи рублей, сумма штрафа зависит от самого человека, помешал ли он велосипедисту. К водителям автомобилей и других транспортных средств относятся более сурово. Нарушители заплатят около двух тысяч рублей.

    Необходимость введения велосипедных дорожек возникла уже давно, так как все больше людей пересаживается на двухколесный экологически чистый транспорт, который еще и помогает сбросить лишний вес. В России велодорог мало, однако они появляются все чаще.

    Обозначаются эти зоны специальными знаками, которые указывают остальным участникам движения, что ступать на участок для велосипедистов нельзя. Если правило нарушить, можно попасть на штраф в размере от 500 рублей до двух тысяч.

    Предписывающие дорожные знаки 4.4.1 — 4.5.7

    Предписывающие дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Конец велосипедной дорожки», «Пешеходная дорожка», «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением», «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения», «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением» и «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения».

    Что означают эти знаки, для чего применяются, зона действия перечисленных знаков и штрафы за нарушение требований этих знаков.

    Перечисленные выше знаки применяют для организации движения пешеходов и велосипедистов. ПДД для пешеходов определяет раздел 4 «Обязанности пешеходов», ПДД для велосипедов изложены в разделе 24 «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов», но не ограничиваются этим разделом.

    В общих случаях пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Еще для пешеходов организуются пешеходные зоны.

    Велосипедисты в возрасте до 7 лет могут двигаться только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

    Велосипедисты в возрасте от 7 до 14 лет могут ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

    Для велосипедистов старше 14 лет правила движения определены жестче. Выбор места их передвижения определяется по приведенному ниже списку в порядке убывания. Нижние условия подразумевают, что возможность движения по верхним условиям отсутствует:

    • по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов;
    • по правому краю проезжей части;
    • по обочине;
    • по тротуару или пешеходной дорожке.

    Знаки 4.4.1 «Велосипедная дорожка» и 4.4.2 «Конец велосипедной дорожки»

    Вид 4.4.1-4.4.2

    Знак «Велосипедная дорожка» применяют для обозначения дорожки, по которой разрешено движение только велосипедов (а в определенных условиях — и пешеходов). Чаще всего это полоса, конструктивно отделенная от проезжей части или тротуара.

    Если отсутствует тротуар или пешеходная (велопешеходная) дорожка, то по велосипедной дорожке еще разрешается движение пешеходов.

    Знак 4.4.2 «Конец велосипедной дорожки» применяют для обозначения окончания велосипедной дорожки, обозначенной знаком 4.4.1, т.е. зона действия знака «Велосипедная дорожка» ограничивается знаком 4.4.2.

    Знак 4.5.1 «Пешеходная дорожка»

    Знак «Пешеходная дорожка» применяют для обозначения дорожек, предназначенных только для движения пешеходов. В качестве такой дорожки может быть обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

    Основной знак «Пешеходная дорожка» устанавливают в начале пешеходной дорожки справа от нее, повторный знак — после каждого пересечения с дорогой.

    Знаки 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением» и 4.5.3 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением»

    Вид 4.5.2-4.5.3

    Знак 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением» применяют для обозначения дорожек, которые предназначены для совместного движения пешеходов и велосипедов в случаях, когда пешеходы и велосипеды не разделяются на самостоятельные потоки.

    Велосипеды движутся, маневрируя между пешеходами, не опасаясь получить претензию за неудобство совместного передвижения.

    Основной знак 4.5.2 устанавливают в начале дорожки, повторный знак — после каждого пересечения с дорогой или аналогичной пешеходной (велосипедной) дорожкой, а также их совмещенным вариантом.

    Знак 4.5.3 обозначает, соответственно, конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением. Таким образом, зона действия знака 4.5.2 распространяется до знака 4.5.3.

    Знаки 4.5.4 — 4.5.7 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения» и «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения»

    Вид 4.5.4-4.5.7

    Знаки «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения» применяют для обозначения дорожек, предназначенных для совместного движения пешеходов и велосипедов, когда потоки пешеходов и велосипедов разделяются на самостоятельные потоки.

    Другими словами, между потоками пешеходов и велосипедистов имеется или конструктивное разграничение, и (или) оно обозначено горизонтальной разметкой 1.2 (сплошная линия), 1.23.2 (символ пешеход) и 1.23.3 (символ велосипед).

    Основные знаки 4.5.4, 4.5.5 устанавливают в начале дорожки, повторные знаки — после каждого пересечения с дорогой или аналогичной пешеходной (велосипедной) дорожкой, а также их совмещенным вариантом.

    Знаки 4.5.6 и 4.5.7 обозначают конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения, и устанавливают в конце дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов, символизируя конец зоны действия знаков 4.5.4 и 4.5.5 соответственно.

    Штрафы за нарушение знаков «Пешеходная дорожка» и «Велосипедная дорожка»

    Поскольку речь идет о движении велосипедистов и пешеходов, то и штрафы за нарушение знаков пешеходной и велосипедной дорожки относятся к этой категории участников дорожного движения.

    За нарушение ПДД пешеходом к нарушителю будут применены санкции по статье 12.29 ч.1 — предупреждение или штраф 500 рублей.

    За нарушение ПДД велосипедистом, к нарушителю будут применены санкции по статье 12.29 ч.2 — штраф в размере 800 рублей. Если велосипедист допустит нарушение в состоянии опьянения, то размер штрафа увеличивается до 1 000 — 1 500 рублей (статья 12.29 ч.3).

    Если же велосипедист или пешеход в процессе нарушения ПДД создадут помехи для движения транспортных средств, то в соответствии со статьей 12.30 ч.1 нарушитель получит штраф 1 000 рублей.

    Полный список предписывающих дорожных знаков с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.

    Автор: Сергей Довженко
    Последняя редакция: 22.10.2020

    Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

    Горизонтальная разметка 1.22, 1.23.1-1.23.3

    Дорожная разметка в ПДД является средством визуального ориентирования водителей на дороге. Она представляет собой линии, надписи, стрелы, символические и другие обозначения, посредством которых устанавливается порядок движения, режимы движения, и обеспечивается лучшая видимость дорожных сооружений.

    Следующая группа дорожной разметки в ПДД — разметка 1.22 (номер дороги) и разметка 1.23.1-1.23.3 (выделенная полоса, пешеходная и велосипедная дорожки).

    Горизонтальная разметка 1.22 (номер дороги)

    Дорожная разметка 1.22 представляет собой определенную комбинацию из букв и цифр белого цвета.

    Рисунок 1.22

    Разметку 1.22 применяют на дорогах с высокой интенсивностью движения (более 3000 авт./сут.) для обозначения номера дороги (маршрута), утвержденного в установленном порядке.

    Если посмотреть на карту дорог страны, то можно обратить внимание, что дороги федерального, регионального или межмуниципального значения обозначены определенным буквенно-цифровым символом. Например, М2, М27, А-130, А-295, 29К-012, Р22, 36Р-170 и разные другие.

    Это и есть официальные номера, присвоенные этим дорогам. Ниже на фото пример разметки 1.22 на трассе М4.

    Дорога М4

    Разметку номера дороги наносят посередине каждой полосы движения, соответствующей направлению дороги (маршрута). Ее также наносят перед перекрестком и за перекрестком, когда маршрут в месте пересечения с другой дорогой меняет свое направление.

    У разметки 1.22 есть аналог в виде дорожных знаков 6.14.1 и 6.14.2 «Номер маршрута». Номера маршрутов также наносят на дорожные указатели направлений.

    Поскольку, любая разметка имеет свойство стираться со временем, а обновляют ее не часто, предпочтительно ориентироваться на номер дороги по дорожным знакам.

    Горизонтальная разметка 1.23.1 — 1.23.3

    Дорожная разметка 1.23.1 — 1.23.3 представляет собой обозначения полос, выделенных, соответственно, для маршрутных ТС, пешеходов и велосипедистов (рисунок ниже).

    Рисунок 1.23

    Разметка 1.23.1 (Выделенная полоса)

    Разметка 1.23.1 представляет собой букву А белого цвета, нанесенную по оси полосы движения.

    Буква А

    Разметку 1.23.1 (букву А) наносят на дорогах, обозначенных знаком 5.11.1 «Дорога с полосой для маршрутных ТС», на полосы, которые предназначены для движения только маршрутных транспортных средств и такси. Разметку повторно наносят после мест остановок маршрутных ТС, и повторяют через определенное расстояние (примерно 200 м) на всем протяжении выделенной полосы.

    Разметка 1.23.2 (Пешеходная дорожка)

    Разметка 1.23.2 представляет собой силуэт пешехода белого цвета, нанесенный по оси дорожки (полосы), предназначенной для движения пешеходов. Эта разметка обозначает пешеходную дорожку или пешеходную часть дорожки, которая совмещена с велосипедной дорожкой.

    Силуэт пешехода

    Разметку 1.23.2 (силуэт пешехода) наносят на дорожках, обозначенных знаками 4.5.1, 4.5.2, 4.5.4 и 4.5.5. Этими знаками обозначаются дорожки (полосы), предназначенные для движения пешеходов (или в том числе пешеходов).

    Разметку «Пешеходная дорожка» повторяют после каждого перекрестка, после каждого выезда с прилегающей территории, пересечения с пешеходной или велосипедной дорожкой. Также ее повторяют через определенное расстояние (примерно 200 м) по всей длине пешеходной или велопешеходной дорожки.

    Разметка 1.23.3 (Велосипедная дорожка (часть дорожки) или полоса)

    Разметка 1.23.3 представляет собой силуэт велосипеда белого цвета, нанесенный по оси дорожки (полосы), предназначенной для движения велосипедов. Эта разметка обозначает велосипедную дорожку (часть дорожки) или полосу.

    Силуэт велосипеда

    Разметку 1.23.3 (силуэт велосипеда) наносят на дорожках, обозначенных знаками 4.4.1, 4.5.2, 4.5.4 и 4.5.5.

    Разметку «Велосипедная дорожка» повторяют после каждого перекрестка, после каждого выезда с прилегающей территории, пересечения с пешеходной или велосипедной дорожкой. Также ее повторяют через определенное расстояние (примерно 200 м) по всей длине велосипедной дорожки.

    Пункт 13.1 ПДД при повороте направо или налево требует ступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Это требование действует и в отношении велосипедной или велопешеходной дорожки.

    Т.е., пересекая перечисленные дорожки во время поворота направо или налево, следует уступить дорогу и пешеходам, и велосипедистам.

    Полный список номеров и изображений линий разметки на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 2 ПДД.

    Автор: Сергей Довженко
    Последняя редакция: 07.08.2020

    Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

    Обзор знака велосипедная дорожка

    Первая велодорожка появилась в России 8 лет назад. К 2012 году число ДТП с участием велосипедистов увеличилось со 167 до 271. При этом сократилось число пострадавших в данных авариях (с 6 умерших и 167 раненых до 2 и 11).*

    Согласно проведённому в США (г. Баффало) примерно в те же годы исследованию, оборудование городской инфраструктуры велотреками не способствует снижению аварийности велосипедной езды. Главными факторами по-прежнему остаются скорость движения и освещённость улиц.

    В нашей стране необходимость использования таких дорожек признавалась всеми: от гендиректора ЦНИИПИ велотранспорта Игоря Маркина, заявлявшего об этом со страниц «Газета.RU», до влиятельного блоггера Ильи Варламова, опубликовавшего в «Живом Журнале» информативный обзор данной темы.

    С тех пор в России шло быстрое развитие в этом направлении. Появлялись специальные светофоры и выделенные для парковки места, множились дорожная разметка и знаки.

    В статье будет рассмотрен знак «Велосипедная дорожка», имеющий основное значение.

    *Данные по Москве.

    Подробнее про знак

    Обзор знака велосипедная дорожка

    В правилах дорожного движения (ПДД) предписывающий знак «Велосипедная дорожка» («ВД») обозначается численным символом «4.4.1». Он отмечает начало зоны движения велосипедов и мопедов с маломощным (до 50 кВт) двигателем. Имеет вид круглой синей таблички с белым велосипедом в центре. Окончание указанного участка обозначается знаком «4.4.2», отличающегося от предыдущего красной диаметральной чертой, наложенной поверх изображения в диагональном направлении. О точке пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью свидетельствует предупреждающий знак «1.24» в виде белой треугольной таблички с красными полосками на гранях и чёрным велосипедом в центре.

    Ряд дополнительных знаков регулирует перемещение по велопешеходным дорожкам:

    • Круглые синие таблички «4.5.2» — «4.5.7». Белым цветом изображены велосипед, пешеход и указательные стрелки. Каждая табличка имеет дубликат с красной диагональной чертой, отмечающий конец участка её действия.
    • Квадратные таблички «5.11.2», «5.13.3», «5.13.4», «5.14.1» тех же цветов. Изображены велосипед и по две вертикальные или горизонтальные стрелки.
    • Знак «3.9» в виде круглой белой таблички с красной окантовкой и велосипедом чёрного цвета посередине запрещает движение на данном ТС.

    Участок действия знака

    Обзор знака велосипедная дорожкаВсе подвиды «ВД» действуют на промежутке между двумя табличками, одна из которых указывает начало велодорожки, а другая – о её окончании. Если табличка второго типа отсутствует, то действие первой продолжается до знака «3.9», запрещающего движение на велосипеде, либо до знаков:

    • «3.1» (красный круг с белым прямоугольником по центру), запрещающего въезд любого ТС;
    • «3.2» (круглая белая табличка с красной окантовкой), останавливающего движение всех ТС,
    • «3.3» (аналогичен знаку «3.9» (вместо велосипеда изображён автомобиль)), пресекающего движение всех механических ТС.

    Скорость и порядок движения

    Установленный предел скорости для велосипеда в населённом пункте — 60 км/ч.* Во дворах, а также вблизи мест большого скопления людей – 20 км/ч.

    Велосипедисты могут двигаться по всей ширине участка, отмеченного знаком «ВД», обладая преимуществом перед остальными участниками движения.

    Двигаться на велосипеде в пределах зоны, отмеченной знаком «ВД», могут только лица старше 7 лет (в распоряжении детей младшего возраста — тротуар, пешеходная и велопешеходная дорожки).

    * При движении на мопеде или скутере запрещено превышать лимит скорости в 25 км/ч.

    Поведение водителя велосипеда на специальной дорожке

    К велосипедисту предъявляются следующие требования:

    • управление рулём при помощи обеих рук;
    • отсутствие предметов, выступающих более чем на полметра в любую из сторон, либо мешающих управлению;
    • наличие на голове водителя мопеда или скутера застёгнутого мотошлема;
    • перевозка пассажиров должна производиться только с использованием специального сиденья;
    • любая буксировка запрещена (исключение составляет буксировка велосипедом специального прицепа).

    Обзор знака велосипедная дорожка

    Примеры применения

    Спорная ситуация. Водитель автомобиля должен уступить дорогу, но, поскольку в данный момент велодорожка была пуста, он не может быть оштрафован.

    Обзор знака велосипедная дорожка

    Все правила соблюдены.Расстояние между велосипедистами – не менее 0,75 метра. Перевозимые грузы (рюкзаки) не выступают за полуметровый предел и не мешают езде.

    Обзор знака велосипедная дорожка

    Нарушение. Подросток до 14 лет выехал за пределы велодорожки и оказался на полосе для движения автомашин.

    Обзор знака велосипедная дорожка

    Штрафы за нарушения правил

    • Денежное взыскание за нарушение велосипедистом ПДД составляет 800 р. (сумма может быть увеличена до 1500 р. при обнаружении у провинившегося следов алкогольного или наркотического опьянения).
    • Штраф за создание помех другим участникам дорожного трафика – 1000 р. (сумма возрастает при получении пострадавшими травм и/или причинении им материального ущерба).
    • Штрафами караются также пешеходы (500 р.), помешавшие движению на велотреке, и водители прочих транспортных средств (2000 р.), нарушившие ПДД аналогичным образом. Парковка любого ТС в зоне действия знака «ВД» облагается штрафом на сумму в 2500 р.*

    * По свидетельствам автомобилистов, размер взимаемых штрафов неодинаков в разных регионах России и зависит от величины конкретного населённого пункта.

    Приведённые в данной статье цифры взяты из дорожной практики Москвы и Санкт-Петербурга.

    Изменения в правилах

    В декабре 2018 года ПДД были изменены постановлением правительства №1478.

    С целью создания большей безопасности на дорогах был введён термин «Велосипедная зона», обозначаемый белым прямоугольником с изображённым на ней знаком «ВД» (номер «5.33.1»). Дублирующая табличка «5.34.1», дополненная пятью диагональными чёрными чертами поверх изображения, помечает конец «велосипедной зоны». Предельно возможная скорость движения всех ТС на данном участке — 20 км/ч. Водители велосипедов сохраняют здесь полное преимущество перед остальными участниками движения.

    Также велосипедистам разрешено сквозное движение в жилых зонах, ранее запрещённое для водителей всех механических ТС.

    Увы, до сих пор не подверглось регламентации использование на велосипедных дорожках каких-либо мобильных устройств (сотовый телефон, смартфон и пр.), отвлекающих внимание водителей и пешеходов. Правило, запрещающее управлять велосипедом при помощи только одной руки, лишь частично решает эту проблему.

    Вывод

    Несмотря на кажущуюся простоту управления и тихоходность велосипеда, езда на этом ТС сопряжена с повышенной опасностью. Она существует как для велосипедиста, защищённого, в лучшем случае, лишь наколенниками, налокотниками и шлемом, так и для пешехода, не имеющего даже такой защиты. Водители автомашин и мотоциклов также находятся в группе риска, ибо любое ДТП с участием велосипедиста способно обернуться полномасштабной дорожной аварией.

    Появление велодорожек и превращение их в полноценные зоны транспортного движения, подробно обозначенные табличками и дорожной разметкой и регулируемые специальными светофорами — неизбежное условие развития всей велосипедной инфраструктуры.

    Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

    Источники:

    http://wikiredia.ru/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0
    https://dorpex.ru/avtomobilnyie-sovetyi/znak-velosipednaya-dorozhka-i-ee-vidyi
    https://avtonauka.ru/chitaem-dorogu/predpisyvayushhie-dorozhnye-znaki-4-4-1-4-5-7.html
    https://avtonauka.ru/chitaem-dorogu/gorizontalnaya-razmetka-1-22-1-23-1-1-23-3.html
    https://avtoproblema24.ru/pdd/znaki-dorozhnogo-dvizheniya/velosipednaya-dorozhka/