Типы современных велосипедов (классификация)
На первый взгляд (особенно издалека) все велосипеды могут казаться вполне похожими. Но чем ближе вы с ними знакомитесь, тем ясней осознаёте, какое разнообразие скрывается за названием «велосипед».
Велосипеды можно различать и классифицировать по разным критериям. Например, в первом приближении можно выделить «мужской» и «женский» по форме рамы, а также «взрослый», «подростковый», «детский» — по размеру. Вторым приближением может стать «шоссейный», «горный», «городской». Но и тут каждая группа делится на подгруппы!
Наиболее естественный критерий — область применения. Классификацию по этому критерию мы и приводим далее.
Горный велосипед (MTB, ATB, mountain bike, all-terrain bike)
Наиболее распространенный и популярный на сегодняшний день тип велосипедов. В общем случае маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества или вне дорог, по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.
По конструктивным особенностям амортизации колес горные велосипеды делятся на ригиды (rigid) – без амортизации (уже большая редкость), хардтейлы (hardtail) – с амортизационной вилкой и двухподвесочные байки (full-suspension) – с амортизационной вилкой и задней подвеской.
По назначению маунтинбайки делятся на байки для даунхилла, фрирайда, бэккантри, кросскантри, фристайла, дёрта, стрита и обычные горные велосипеды – байки «общего назначения».
Большую часть недорогих и средних по цене MTB составляют «велосипеды общего назначения» (allround MTB), т. е. неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам и бездорожью. Это именно то, что нужно большинству просто катающихся по различным дорогам, но не спортсменам и не любителям попрыгать. Чаще всего, хотя и не обязательно, это алюминиевые хардтейлы, обеспечивающие среднюю по высоте посадку, которая не будет чрезмерно нагружать руки. Амортизационные вилки – недорогие, чаще пружинно-эластомерные. Все чаще такие велосипеды оборудованы дисковыми тормозами. Обычно есть возможность установить всевозможное дополнительное оборудование: крылья, багажник, подножку и прочее, что ценно для велотуристов. Примером могут служить велосипеды Author от Basic до Context и Scott серии Aspect. Иногда встречаются модели с низкими («женскими») рамами, такие, как Author Quanta.
Самые дешевые велосипеды типа Author Outset, вообще можно рассматривать исключительно, как прогулочные велосипеды, внешне напоминающие MTB.
По мере увеличения стоимости, MTB они начитают обретать ту или иную специализацию.
Ближе всего к обычным горным велосипедам общего назначения – велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing). Этот тип велосипедов должен помогать спортсмену двигаться максимально быстро по умеренно пересеченной местности, как с горы, так и в гору – соревнования проводятся на кольцевой трассе. Обычно это хардтейлы с карбоновыми, и все реже с алюминиевыми рамами с удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для агрессивной езды. Рейсинговые байки комплектуются короткоходной блокируемой амортизационной вилкой с ходом около 100 мм, трансмиссией заведомо выше среднего уровня. Сейчас на кросскантрийные велосипеды в большинстве случаев устанавливаются дисковые тормоза. Примером таких велосипедов могут служить велосипеды Scott из серии Scale или Author, начиная с модели Instinct и выше.
Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются не очень часто ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании. Пример подобных байков – Scott Spark. С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.
Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH) представляют собой двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними подвесками с ходом до 200-240 мм. Для моделей этого типа обязательно наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам. Заезды производятся исключительно вниз под гору, поэтому чаще всего присутствует лишь одна большая ведущая звезда. Вес велосипеда достигает 20 килограмм. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору крайне неудобно. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость таких велосипедов. Пример – Scott Gambler. В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.
Промежуточным вариантом между байком для даунхилла и обычным горным велосипедом, можно считать велосипед для фрирайда (freeride, FR). Обычно фрирайдные велосипеды похожи на даунхилльные, но уже приспособлены для езды не только вниз с горы. Т. е. они весят поменьше, комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог. Примером может служить Scott Voltage FR.
Кроме того, у некоторых производителей можно встретить такой подтип байков, как бэккантри (backcountry) или олмаунтин (all mountain) – еще более облегченная версия велосипедов, по сравнению с фрирайдными, но более прочная, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Бэккантри байк может быть хардтейлом или двухподвесом. К этому подтипу MTB можно отнести и велосипеды для внедорожных марафонов, например, Scott Genius MC – относительно легкие двухподвесочные байки с ходом подвесок около 120 мм. Либо хардтейлы от AGang: Gangsta 8.0, например.
Любители фристайла, стрита и всевозможных трюков на велосипедах используют специальные горные велосипеды (сток). Мощная рама очень малой ростовки, мощное заднее колесо и легкое переднее, обычно на жесткой вилке. Мощные тормоза, нередко ободные гидравлические. Руль широкий, седла, часто не бывает как такового или оно установлено предельно низко. Спереди обычно всего 1 звезда и рокринг для защиты каретки и звезд. Сзади часто можно увидеть шоссейную кассету, не редкость – вообще всего одна передача. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, байкер-кроссе, так и при неспешной городской езде с постоянными запрыгиваниями на все встречные поребрики, тумбы и лестницы – стрите.
Существуют также такие стили катания, как дерт-джампинг (dirt jumping) и норт-шор (north shore), велосипеды для которых отчасти напоминают триальные и фри-райдные, хотя обычно и являются специализированными, к примеру с 24-дюймовыми колесами для дерт-джампинга. Пример – Scott Voltage YZ 0.1.
К классу горных велосипедов можно отнести и велосипеды специально разработанные для путешествий, такие, как Scott Nomad ‘2004 – к сожалению, большая редкость. Кроме того, сейчас выпускаются и псевдо-горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy или Scott Sub прошлых лет на 26-дюймовых колесах.
В последнее время все чаще появляются горные велосипеды с 29-дюймовыми колесами, так называемые твентинайнеры (29er) или бигфуты, например Gary Fisher Paragon или Author Instinct 29. Назначение – кросскантри или обычные поездки.
Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Колеса 26″ (559 мм) или 29″ (622 мм с широкой резиной), с прочными, обычно двустенными, ободами и мощными шинами с развитым протектором.
Манетки всегда располагаются на руле. В настоящее время горные велосипеды оборудутся 24-27-30 передачами (20 при двух передних звездах), которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.
Тормозная система горного велосипеда может быть укомплектована ободными тормозами консольного типа, обеспечивающими большие зазоры между тормозными рычагами и шинами (v-brake), но все чаще – дисковыми тормозами.
Горный велосипед – самый универсальный тип велосипедов, хотя лучше всего приспособлен для движения вне асфальтовых шоссе. На данный момент это и самый «модный» велосипед.
Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)
Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе.
Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Хотя, есть и модификации с прямым рулем, но это редкость. Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть различными: алюминиевые сплавы или композитные материалы. Дополняет раму жесткая, обычно карбоновая, вилка. В итоге вес велосипеда – заведомо меньше 10 кг.
Колеса 27» (622 мм, 700c) с очень узкими шинами (18-28 мм). Почти на всех современных шоссейных велосипедах устанавливаются клинчерные шины высокого давления. Две или три ведущих звезды и 9-11 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче: итого – 18-30 передач. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов – манетки, интегрированные в тормозные ручки. Тормоза клещевого типа. Пример – Scott Speedster S40.
На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден существенно снизить скорость.
Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность: плохо для города. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по плохим дорогам. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.
Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для велокросса (циклокросса) и триатлона.
Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)
Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.
Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) стальная или алюминиевая рама, жесткая, а иногда и амортизационная, вилка, большие колеса (28», 622 мм) с шинами средней толщины и мелким рисунком протектора. Тормоза, как правило, ножные. Практически всегда установлены несъемные грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник. Реже – подножка, зеркала заднего вида, корзина и др. Иногда уже в заводской комплектации установлено электрооборудование.
Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов «диваном», может быть установлено на амортизационном подседельном штыре, что заметно увеличивает комфорт при езде.
Современные ситибайки нередко комплектуются многоскоростными планетарными втулками с внутренним переключением передач (обычно от трех до восьми): например, Shimano Alfine. Городские велосипеды с одной передачей (которые назывались в нашей стране дорожными, а за границей single speed или coaster brake) почти вышли из употребления. Есть велосипеды, которые по всем параметрам, исключая внешнее переключение передач, можно также отнести к городским: например, Author Dynasty (на фото выше).
К классу городских относятся и так называемые крузеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытяутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка очень высокая или даже с наклоном назад, опираясь на спинку. Своего рода стилизация под старые велосипеды и под мотоциклы.
Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые механизмы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи. Задняя втулка с внутренним переключением передач позволяет переключать их стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но такие велосипеды достаточно тяжелы – порядка 15-18 кг – и не предназначены для высоких нагрузок.
Гибрид (Hybrid)
Все вышеперечисленные велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.
Один из них – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.
Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме, обычно изготовленной из алюминиевых труб или карбона в топовых моделях. Геометрия лучше приспособлена для движения по шоссе. Большинство гибридных велосипеды оборудуется короткоходными амортизационными вилками с ходом 50-60 мм. Все чаще на гибридах появляются дисковые тормоза. На гибридный велосипед можно смело устанавливать практически любые аксессуары все крепежные точки присутствуют.
Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28», 622 мм). Они комплектуются шинами шириной 32-42 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Седло обычно пошире, иногда устанавливается на амортизированный подседельный штырь, а вынос руля регулируется по высоте. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть специальным.
Багажник, грязевые щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать (cross bike) – обычно это гибриды со спортивным уклоном, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда (trekking bike) – прогулочные велосипеды. Некоторые компании, напрмер Scott и Marin, выпускают также серию шоссейных гибридов, полностью оборудованных шоссейными приводами, жесткими вилками и узкими колесами – например, Scott Roadster или AGang Sincity. Фактически это шоссейные велосипеды с немного усиленными рамами и прямыми рулями.
Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме бездорожья и совсем плохих дорог. К тому же, за последние годы выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился. Например, у компании Author сейчас представлена очень широкая линейка гибридов, включая модели с дисковыми тормозами и карбоновыми рамами.
Туринг (Touring, туристический велосипед)
Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама обычно длиннее, что повышает плавность хода, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.
Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами с более широкой резиной. Другое отличие – широкий диапазон переключения передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного. Тормозная система может заимствоваться от горного велосипеда или быть шоссейной.
Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньшая зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.
Но встретить этот тип велосипедов нелегко не смотря на то, что эти велосипеды известны много лет: из крупных производителей их всего по одной модели собирают только Trek и Cannondale. Альтернатива – шоссейный гибрид, но с прямым рулем – AGang Sincity или Scott Sub, либо кроссовый велосипед.
Складной велосипед (Folding bike)
Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или на общественном транспорте. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния, хотя на подобных велосипедах ездят даже в кругосветки!
Складные велосипеды бывают и многоскоростными. Колеса, как правило, 20″ или 24″, есть даже 16″! Примером могут служить Author Simplex или почти все велосипеды Shulz.
Недостатки всех складных велосипедов – относительно большой вес рамы и плохая накатистость, обусловленная маленьким размером колес. Хотя, тот же Author Simplex весит чуть более 12 кг, а его облегченная версия Author Duplex – и вовсе около 10 кг.
Велосипед для триала и фристайла (BMX, мод)
Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20″ с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.
Трековый велосипед (Track bicycle)
Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 27», хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.
Детский велосипед (Kids bike)
Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные «аналоги» горных или шоссейных велосипедов. Например, Author Cosmic на 20-дюймовых колесах с 6 передачами.
Другие типы велосипедов
Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные, .
Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с горизонтальной на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов называют лигерад или рикамбент (recumbent bike). Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это 2 колеса.
Резюме
Так какой же велосипед нужен именно вам? Этот вопрос касается, конечно же, новичков, выбирающих свой первый велосипед или тех, кто плохо знаком с современными велосипедами. Прежде чем покупать велосипед, подумайте, как вы будете его использовать: ездить ли на работу или на дачу, кататься ли вечером в парке или гонять с крутых гор, а может быть – прыгать по бордюрам и прочая. Пофантазируйте. Может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или даже три разных велосипеда, ведь абсолютно универсального не существует.
Кратко можно было бы ответить на этот вопрос следующим образом. Если вы ищете велосипед для езды с дачи на лесное озеро, то хорошим выбором может стать недорогой горный или гибридный велосипед. Если хотите удобно добираться от дома до работы и обратно – ситибайк, а то и складной велосипед. Если вы регулярно ездите из города на дачу по маршруту с проселочными дорогами – гибрид. Если вы не желаете съезжать с хороших шоссе и любите скорость – шоссейный велосипед. А возможно, под ваш стиль езды больше подойдет двухподвесочный горный, туринг, складной или какой-нибудь другой велосипед.
Главное – определиться в том, где и как вы собираетесь ездить.
Приведённая выше статья весьма хороша, но не избавлена от влияния мнения её автора. Чтобы получить более объективную картинку рекомендую ознакомиться ещё с парой материалов:
Основные виды, типы и классы велосипедов
Популярность велосипедов в мире, в настоящее время, настолько велика, что их производители постоянно выпускают все новые модели и модификации. Они буквально дерутся за «место под солнцем» и если проводить сравнение Shimano и SRAM (ведуще производители велосипедной техники), то останется очень много вопросов.
Однако, с учетом уже сложившихся традиций, велосипеды можно разделить на несколько основных категорий, которые объединены основными особенностями конструкции. Они в свою очередь также часто делятся на разные виды в зависимости от специфики эксплуатации или назначения.
Классы велосипедов:
- Шоссейные
- Трековые
- Кроссовые
- Горные
- Велосипеды БМХ
- Для триала
- Массовые
- Другой велотранспорт
Шоссейные велосипеды
Данные велосипеды — классическое направление в велосипедостроении. Их используют для передвижения по ровным покрытиям, достижения большой скорости и поддержки ее в течение долгого времени. Диаметр колес обычно — 28″. Покрышками служат трубки, представляющие собой и камеру и покрышку. К колесу такие трубки крепятся при помощи специального клея.
Минимальный вес, высокое давление внутри покрышки (10−12 атмосфер) и гладкий рисунок протектора позволяют развивать высокую скорость. Шоссейные гонки обычно бывают многодневными и состоят из нескольких этапов. Каждый из них имеет протяженность от 10 до 250 км и различается в зависимости от рельефа местности. Поэтому шоссейные велосипеды делит на: велосипеды для общего и для раздельного старта.
Для общего старта
Базу такого велосипеда делают как можно короче, чтобы обеспечить максимально эффективный разгон. Любые зазоры между колесом и рамой сведены к минимуму. Руль скручен по форме баранки и позволяет велосипедисту менять положение на высокое или низкое. Это позволяет спортсмену педалировать долгое время в разных режимах, и ехать с большой скоростью.
Для раздельного старта
Предназначены для езды на сравнительно небольшие дистанции за максимально короткий срок. Руль велосипеда имеет не скрученную форму и дополнительные накладки, напоминающие рога разной длины и направления, поэтому часто велосипеды с ними называют «рогатками». Если большого ветра нет, то применяют более аэродинамическое заднее колесо, выполненное в виде монокока из композитных материалов, что позволяет развивать высокую скорость.
Переднее колесо остается оспицованым, чтобы сохранить хорошее управление велосипедом. Дистанцию раздельного старта обычно варьируют от 10 до 25 км. Велосипедисты по ней проезжают поочередно, стартуя, через определенный промежуток времени, друг за другом.
Велосипеды для треков
Классика велосипедостроения. Предназначены для соревнований на искусственных ровных покрытиях — треках. Как правило, представляющих собой закрытые помещения. При конструировании рамы учитываются аэродинамические характеристики. Колеса имеет размер — 28″. Его зачастую собирают не из спиц, а из легких композитных материалов в виде монокока.
Такое колесо режет воздух, создавая максимальный аэродинамический эффект. Данная конструкция может себя хорошо проявлять, только если нет естественных порывов ветра. Такой велосипед имеет одну звезду на шатунах и одну на задней втулке. У заднего колеса отсутствует свободный ход. Спортсмен может регулировать скорость движения только скоростью кручения педалей. Соотношение количества зубьев передней звезды к количеству зубьев задней, подбирают индивидуально под каждого спортсмена.
Кроссовые велосипеды
Благодаря конструктивным особенностям, данный класс велосипедов с успехом эксплуатируется на пересеченной местности. По размерам и геометрии рамы, они схожи с шоссейным велосипедами, однако для большей устойчивости имеют более длинную базу. Размеры колес — 28″. На них используют камеры с покрышками с прочным бортом и более «злым» рисунком протектора, чтобы обеспечить лучшее сцепление с поверхностью.
Кстати, рекомендуем:
Толстостенная и прочная рама выдерживает нагрузки и во время педалирования и связанные с падениями и прыжками, а также поперечными воздействиями, которые обусловлены большой нагрузкой на велосипед. Горные велосипеды принято делить на типы по конструкции рамы. Сейчас выпускаются два типа горных байков. Типы горных велосипедов: Хардтейл и Двухподвес (по строению рамы).
Хардтейл
С английского переводится как жесткий хвост, потому что у данного вида жесткая конструкция рамы. Один из основных конструктивных моментов этого типа — передняя вилка, которую делают аммортизирующей или жесткой.
Двухподвес
Двухподвесная рама сконструирована с амортизатором не только в передней вилке, но и в раме. Благодаря различным вариантам реализации задней подвески можно регулировать как ход амортизатора, так и динамику его работы.
Велосипеды БМХ
У БМХ размер колес — 20″ и устойчивая рама с низкой, длинной базой. Руль высокий, имеющий дополнительные переборки для жесткости конструкции, что позволяет велосипедистам занимать удобное положение, несмотря на подобную раму. Наличие основных компонентов в БМХ может варьировать в зависимости от направленности транспортного средства в целом и является его главным отличительным признаком.
Переключатели скоростей на него не ставят. Передачу делают глухую и подбирают лишь заменой одной звезды на другую. Рама отличается конструкцией задних перьев, благодаря которой, можно нужным образом натянуть цепь без каких-либо натяжителей. В БМХ вилки делают исключительно жесткими и очень прочными. Наиболее распространены два типа велосипедов БМХ — кросс и фристайл.
БМХ кросс
Этот вид предназначен для быстрой езды по дистанции, поэтому для набора высокой скорости снабжен большим передаточным числом «привода». Полное отсутствие лишних элементов и максимально упрощенная конструкция тормозов и рулевой колонки.
БМХ фристайл
Имеет усиленную раму и может выдерживать нагрузки не только от езды но и от возможных механических воздействий. Тормозные тросики на рулевой колонке выполнены таким образом, что позволяют крутить руль на 360 градусов. Оси втулок укреплены пегги, благодаря которым БМХ райдер при необходимости скользит по различным выступам или бортикам.
Велосипеды для триала
Используются для поездок по естественным или искусственным препятствиям: большим камням, стволам и т.д. Оснащен очень маленькой рамой, по возможности усиленной в местах наиболее сильных нагрузок. В момент триала седло и подсидельная труба убираются, либо вообще не предусмотрены конструкцией рамы. Имеет жесткую переднюю вилку, причем с ровными перьями по всей длине. Руль очень широкий с задиром вверх, без переднего переключателя.
Педали у него широкие, а для защиты звезд и взбирания на труднодоступные предметы, на шатуны крепят рокринг или на каретку специальный поддон. Заднюю покрышку делают максимально большого объема, переднюю — максимально маленького. Сейчас выпускают два вида триальных велосипедов: триальный 20″ и промышленный 26″.
Массовые велосипеды
Современные массовые велосипеды, как дешевый, довольно быстрый и экологически чистый вид транспорта очень популярны. В настоящее время их достаточно условно делят на: дорожные, туристические, складные и детские.
Другие виды велосипедов
Дорожные велосипеды
Используется в повседневной жизни, как городское или междугороднее транспортное средство. Обычный размер колеса — 28″. Компоновка руля, геометрия рамы и сидения позволяют быстро передвигаться, не затрачивая больших усилий. Их дополняют защитные крылья, багажник для велосипеда или велокорзинка, передняя и задняя фара.
Туристические велосипеды
Это более надежная и прочная и а также снабженная дополнительным оборудованием версия горного или дорожного велосипеда. К дополнительным аксессуарам можно отнести туристические велобагажники, подсумки, велонасос, фляги для воды с флягодержателями, велосумку для ремкомплекта или запасных камер (см. статью «Ремонт камеры велосипеда»).
Складные велосипеды
Благодаря тому, что он компактно складывается, его легко хранить или транспортировать. Обычно все трансформирующиеся детали выполняют с применением эксцентриков, не требующих дополнительных инструментов для складывания.
Детские веловипеды
Выбор детского велосипеда зависит от возраста ребенка. Стандартная градация поставлена в зависимость от размера колес. У детских велосипедов они 12″ и 16″. Подростковые велосипеды имеют размеры 20″ и 24″. От 26″ размера идут взрослые велосипеды.
Альтернативный велотранспорт
Немалая часть людей из-за особенностей физиологии, убеждений или других причин не желают или не могут пользоваться классическими велосипедами. Однако конструкторы велосипедов создали немало разновидностей велотранспорта, позволяющих удовлетворить даже самые притязательные желания и потребности. Давно налажен промышленный выпуск тандемов, трициклов, велогибридов, веломобилей и велокалясок.
Тандем
Специальная конструкция рамы позволяет передвигаться на тандеме сразу двум гражданам. Причем в процессе педалирования должны участвовать оба велосипедиста. Управляет этим средством передний велосипедист.
Трицикл
Представляет собой трехколесную и очень устойчивую машину. Удобен для тех, кто не решается ездить на двухколесном велосипеде из-за плохой координации движений. В пространство между задними колесами обычно устанавливают мини кузовок для перевозки грузов. Когда вместо кузова ставят дополнительные кресла, то он превращается в велотакси.
Велогибрид
Оригинальное расположение и сочетание компонентов и узлов данной конструкции, а также низкая посадка пилота позволяет снизить сопротивление воздуха и заметно повысить скорость движения средства. Причем на езду тратится намного меньше энергии чем на обычном велосипеде.
Веломобиль
Оригинальный экологически чистый и к тому же вместительный транспорт — машина с велосипедным приводом. Рулевое управление напоминает автомобильное. Педали крутят все пассажиры. Можно установить небольшой кузовок позволяющий перевозить необходимые вещи.
Велоколяска
Бывает пассажирской и грузовой. Ее крепят к велосипеду или веломобилю специальным креплением на шарнирах. Дает возможность перевозить более габаритные и тяжелые грузы или даже пассажиров, например ребенка.
Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: 28 мая, 2020.
Рубрики: Марки и виды.
Разница между горным и дорожным велосипедом
Вы уже спланировали маршрут, по которому будете кататься регулярно, хорошо знаете местность и состояние дорог? Вам нужен велосипед для внеплановых прогулок за городом или поездок по лесопаркам? Выбирайте модель правильно, в зависимости от ее особенностей и своих потребностей. Рассмотрим основные характеристики, присущие горным и городским велосипедам.
Горные
Еще известны как mountain bike, маунтинбайк, МТВ (сокращенное называние, полученное от английского термина).
Их конструкция разработана специально с учетом повышенных нагрузок, которые будет принимать на себя байк при агрессивной езде по неровной дороге. Чтобы пользователь без труда смог проехать по грязи, лужам, мягкой лесной траве, не застрял в колее или без труда заскочил на кочку или возвышенность МТВ оснащены передним и (или) задним амортизатором, дисковыми и гидравлическими тормозами.
Среди особенностей горных велосипедов выделяют:
- универсальность – при желании на mountain bike можно проехаться и на абсолютно ровном асфальте и на грунтовой дорожке в ближайшем парке (конечно, велосипедист сразу ощутит качество езды: в лесопарке на таком велосипеде будет комфортно, но вот при езде в городе у некоторых велолюбителей возникают сложности);
- привлекательный вид, спортивный и современный дизайн, яркое оформление рамы;
- наличие высокотехнологичных элементов – амортизаторов, дисковых тормозов, многоскоростной системы передач;
- простота обслуживания – горные велосипеды ремонтопригодны, а приобрести для них аксессуары или запчасти не представляется сложным;
- вполне доступная стоимость – приобрести МТВ начального уровня с небольшим количеством скоростей удается за 15-20 тысяч рублей;
- широкий выбор моделей в обычных магазинах и на сайтах;
- отличаются удобной посадкой, когда человек способен вытянуть руки, чуть наклонив корпус тела вперед, тем самым немного изгибая спину;
- всегда оснащены массивными «зубастыми» протекторами на шинах для лучшего сцепления с поверхностью.
Совет. Если вы приобретаете горный байк для редких загородных путешествий и езды по городу (в большинстве случаев), то лучше присмотреться к ситибайкам, поскольку они обеспечивают плавность хода по асфальтированной дороге и не требуют от велосипедиста приложения существенных усилий. - в заводской комплектации МТВ обычно нет крыльев, предотвращающих разбрызгивание грязи и воды во время движения. Но даже если они вам понадобятся в будущем, их всегда можно подобрать отдельно.
Городские
Велосипеды данного типа еще называют city bikes. Внешне они чем-то напоминают старые советские модели «Камы» и «Салюта», не отличаются обилием технических элементов, но при этом рассчитаны на удобство пользователя при передвижении в условиях улиц мегаполисов.
К особенностям ситибайков относят:
- широкий модельный ряд и возможность приобрести байк именно под свои нужды и стиль езды;
- изящный внешний вид (вычурные изогнутые рамы, обилие классических деталей, использование ярких или пастельных цветов в дизайне);
- модели не обходятся без крыльев, багажников, зеркал заднего вида, фар, защитного корпуса цепи, корзин (некоторые из названных элементов присутствуют не всегда);
- максимально комфортная посадка (городские велосипеды предназначены для медленной езды, путешествия на них – это не изнуряющий спорт, а приятный отдых);
- имеют возможность регулировки не только высоты сиденья, но даже высоты и наклона руля – все, чтобы спина пользователя была расслабленной;
- ездить на таком байке можно в любом наряде, будь то классические брюки, платье или спортивный костюм;
- «лысая резина» хорошо ведет себя на асфальтовом покрытии, экономя усилия человека.
Виды велосипедов для бездорожья
Существует довольно большое количество видов велосипедов для пересеченной местности. Все они отличаются друг от друга характеристиками и ценами
Важно правильно определить для себя стиль катания и, уже исходя из этого, делать свой выбор
Велосипед из супермаркета
Данный тип велосипеда обычно продается в супермаркетах, на рынках, проще говоря, в неспециализированных магазинах. При достаточно низкой цене он обладает на первый взгляд хорошими характеристиками: агрессивный вид, дисковые тормоза, 2 амортизатора. Всем своим видом он подталкивает к покупке. Вот яркий представитель этой категории:
Несмотря на привлекательный внешний вид, у этого велосипеда огромное количество недостатков: качество всех элементов крайне низкое. Передняя вилка имеет пружинно-эластомерную конструкцию, а задний амортизатор представляет собой просто пружину, которая доставит больше неудобств, чем прибавит комфорта. Он с очень высокой вероятностью начнет «сыпаться» в первую неделю катания. Ни в коем случае не рекомендуем этот вид к покупке. Лучше добавить денег и взять другой вариант, он доставит вам гораздо больше положительных эмоций.
Фэтбайк
Этот вид характеризуется наличием больших колес (широких и имеющих высокий профиль). Данная отличительная особенность позволяет ему преодолевать самые разные препятствия, включая даже мелкие болотца. За счет низкого давления в колесах, этот вид позволяет передвигаться с комфортом даже без амортизационной вилки.
Однако фэтбайк имеет один большой недостаток: колеса с такими покрышками имеют большое сопротивление качению. Иными словами: вам будет гораздо тяжелее крутить педали и поворачивать руль, а подъем в горку станет настоящим испытанием. На данный момент цена на таких монстров кусается.
Двухподвесный
Двухподвес – велосипед, имеющий два амортизатора и предназначенный для экстремального катания по бездорожью(Downhill, Freeride, Cross country). Технически сложная подвеска обеспечивает мягкость приземления после прыжков и отличную управляемость на полном бездорожье.
На хорошие двухподвесы (не из супермаркета) ставится самое лучшее оборудование, а рама предназначена для колоссальных нагрузок. Вилка с большим ходом и задняя подвеска обеспечивают минимальную тряску даже при полном отсутствии дороги. Но не стоит забывать о том, что амортизация «съедает» часть потраченных усилий на кручение педалей, а цены на хорошие двухподвесы начинаются от 1000$. Такие велосипеды просто не нужны большинству любителей, они предназначены скорее для профессионалов.
Горный (MTB)
Лучший выбор для езды по бездорожью. Горный велосипед имеет хорошую амортизацию в виде передней вилки (встречаются и двухподвесы) и очень универсален. Его предназначение – езда по пересеченной местности, грунтовым дорогам, но и передвижение по городу будет тоже очень комфортным.
На что обратить внимание, покупая горный велосипед
Выбирая горный велосипед, следует уделить внимание:
- Диаметру колес. Чаще всего выбирать приходится между 26 и 29. Чем меньше колеса, тем хуже разгон, но зато они легче. Большие колеса облают лучшим сцеплением с поверхностью, соответственно – быстрее тормозят.
- Тормозам. Обычно это или дисковые или вибрейки (клещи). Первые качественнее, у них меньше тормозной путь, вторые – более дешевые. Но в большинстве случаев, если вы не собираетесь съезжать с крутых гор, и брать большой разгон, то особой разницы не почувствуете.
- Раме. Сегодня доступно три варианта: сталь, алюминий и карбоновый сплав. Расположены они в порядке облегчения веса и возрастания цены. Решать вам.
Это основные вопросы, с которыми вам придется столкнуться
Перед покупкой важно не забыть тщательно осмотреть велосипед на предмет повреждений и сделать на нем пробную поездку
Надеемся, что представленная информация помогла вам определиться с типом велосипеда. Покупайте, катайтесь и наслаждаетесь процессом!
Особенности велосипедов
Если ранее из разновидностей велосипедов существовало только две категории: спортивный и дорожный (если не брать во внимание детские и подростковые типы), то теперь список увеличился:
- Дорожные.
- спортивно-дорожные.
- Городские.
- Горные.
Все перечисленные категории изготавливаются с учетом индивидуальных способностей, поэтому их разделяют на мужские, женские, детские и подростковые. В конструкции учитываются вес, свойство физических нагрузок и другие технические характеристики. Вот теперь можно более подробно остановиться на двух, самых популярных категориях велосипедов – горном и городским.
Тормоза
Мое мнение – только v-brake. Обычные ободные тормоза на губках. Найти велосипед с такими тормозами с каждым годом все сложнее. Владельцы магазинов любят впаривать «гидравлику», дисковые тормоза, как более быстрые, точные и надежные. При этом они стоят дороже.
Я считаю, что ободные губки тоже могут обеспечить хорошее торможение на спусках, если вовремя менять колодки и правильно настроить тормоза. Поэтому недостатки v-brake сильно преувеличены. Одно из доказательств почему ви-брейки рулят, это то, что в большом велоспорте гонщики Тур-де-Франц до сих пор катаются на старых добрых губках.
Недостатки дисковых тормозов:
- они тяжелее ободных
- их нужно снимать с велосипеда при транспортировке. Большой риск погнуть.
- в случае гидравлических тормозов – сложное обслуживание. Сам видел как рвали тросик об ветку дерева и оставались без рабочей тормозной системы.
Особенности горных велосипедов
Экстремальные условия эксплуатации требует от механики и других элементов горного велосипеда повышенной прочности и это все учитывается при выборе нужного типа веломашины. В чем особенность технических характеристик горных велосипедов:
Рама и вилка оборудована амортизаторами, жесткость которого предусматривается категорией велосипеда.
Усиленный вариант рамы.
Использование на некоторых видах задней подвески.
Усиленные обода и другие элементы колеса, включая покрышки.
Каретка расположена практически на одном уровне со втулками.
Белее чем высокая прочность элементов, которые обеспечивают не только изменение скорости движения, но и усилие механической передачи
Особое внимание определяется механике, обеспечивающий безопасный (амортизаторы, пружины) подъем и спуск на участках с более чем критическим углом наклона.
Наличие нескольких пониженных скоростей. Данное условие позволяет преодолеть подъемы на значительные по крутизне возвышения и для движения по особо сложным по проходимости маршрутам.
Расположение руля, по отношению к стойке с выдвижением чуть вперед, для удобства при передвижении с заплечным грузом.
Современный горный велосипед
Современные видоизменения вытесняют механику и приспособления, которые использовались ранее для торможения на более новые технологии. Вместо ободных колодок, где в качестве передачи силы мускул кисти руки на трос, заставляли за счет прижатия сегментов выполнять торможение, заменено на более новое оборудование – дисковые тормоза, где используется тормозная жидкость, закачанная в систему. Для снижения общего веса в построении рамы используется особо прочный, но при этом не тяжелый материал: титан, полимеры, алюминиевые сплавы, карбон.
Легкость и Простота
В путешествии нужно наслаждаться поездкой, посещением новых мест, городов, знакомством с разными культурами, людьми. И поменьше времени тратить на все остальное, и на обслуживание велосипеда
Поэтому, простота – очень важное качество
Я не использую крылья, хотя иногда жалею об этом. Но потом радуюсь, в момент когда упаковываю велик для перелета в самолете, что не нужно отцеплять и укладывать лишние детали. У меня нет специальных фонариков на раму, держателя для телефона, подножки.
Я видел много велисипедистов, которые делают из своего велосипеда новогоднюю елку, обвешав байк различными держателями, фонариками, колонками, светомузыкой и сумками. И каждая хрень очень важная и без нее невозможно обойтись. Должен признаться, стиль Вассермана не мой выбор для путешествия.
Из тех вещей, что я прикрутил к велосипеду – это багажник, держатель бутылки, задний фонарик, сумка на раму и сумка на руль. И это все. Ничего лишнего мне не надо. Чем больше аксессуаров и вещей, тем больше нужно думать и заботиться о них. И чем больше прикручено деталей, тем тяжелее будет ваш велосипед.
Легкость. В первую очередь этот параметр зависит от производителя рамы. Поэтому, велосипед нужно покупать в магазине, а не через интернет. Вам необходимо подержать его в руках, оценить сколько он весит, если придется нести его по лестнице или перетаскивать через рельсы. А может, через овраг или реку. В путешествии встречаются разные препятствия.
Должен сказать вам одну неприятную новость. Вес велосипеда не указывают на сайте магазина и не указывают на сайте производителей. Потому что вес зависит от размера рамы. Если вы нашли магазин, где написан конкретный вес – не стоит верить этой информации. Хорошо, что вы нашли велик, который весит всего 10 кг. Но нужно сходить в магазин и проверить это воочию.
Я не рекоммендую покупать велосипед, который весит более 12 килограмм. В путешествии каждый лишний грамм будет тянуть вас назад. Мы все думаем, что это велосипед нас везет по дороге. Но происходит это только потому, что мы прикладываем силу ног к педалям, чтобы сдвинуть железный агрегат и человека на нем сидящего. То есть, при движении вы сдвигаете собственный вес + вес велосипеда + вес багажа. Это незаметно на прямой дороге и при спусках, но это сильно чувствуется на подьемах. Поэтому, еще раз советую найти велосипед с весом не более 10-11 килограмм. Двенадцать – это максимум.
После легкости и простоты, следующий параметр – возможность прикрутить багажник. Если на раме нет специальных отверстий под багажник, то этот велосипед нельзя использовать для туризма. Вам просто будет некуда прикрепить велорюкзак. Отверстия должны быть возле оси заднего колеса и под сиденьем. Бывают модели, где отверстия есть только внизу, возле колеса. Такой велик тоже можно брать, так как сверху багажник крепится к болту тормозной системы. У меня тут есть про это специальный пост.
Приоритетные места для покупки
Сортамент, который предлагает современный рынок достаточно большой. Есть множество малоизвестных производителей, производящих однотипную технику сомнительного качества. При этом заявленные характеристики заставляют думать о том, что велосипед оснащен всем необходимым. На деле оказывается, что покупка не будет удовлетворять возложенным требованиям.
Совершать покупку лучше всего в магазинах, которые специализируются на продаже этой техники. В этом случае есть гарантия приобрести качественный продукт и в дальнейшем усовершенствовать его, по мере необходимости. Выбрать и приобрести достойный велосипед, качественные запчасти, велоодежду, рекомендуем в самых больших европейских магазинах: chainreactioncycles.com, wiggle.com.
Критерием выбора любого байка является производитель и надежные узлы, а не насыщенность числом доступных скоростей, количеством амортизаторов и прочими маркетинговыми уловками.
Где лучше всего совершать покупки?
Как выбирать горный велосипед? Вне зависимости от того, сколько будет стоить ваша покупка, отправиться за ней лучше в специализированный магазин. Желательно не приобретать это транспортное средство на стихийных рынках, и тем более с рук.
Такой совет не стоит игнорировать. Ведь только в специализированном магазине можно будет получить самую полную консультацию у продавцов, которые хорошо разбираются в данной области. При этом можно обезопасить покупку, получив гарантию сервисного обслуживания. И это возможно только в специализированном магазине. И еще стоит помнить о том, что самыми выгодными являются покупки, совершенные в осенне-зимний период. Это время сезонных скидок на байки, цена на которые снижается приблизительно на 20-30 процентов.
Женские горные велосипеды
Для кого совершается покупка байка? На этот вопрос также предстоит дать ответ тому, кто задумывается, как выбрать взрослый горный велосипед. Ведь помимо правильной ростовки байк должен соответствовать физиологическим особенностям своего хозяина.
Придя в профессиональный автомагазин, всегда можно будет определиться с необходимым товаром из огромного ассортимента двухколесных транспортных средств. Выбор нужной модели с учетом профессиональной консультации продавца займет не более получаса. Обладая приведенной выше инструкцией по выбору горного велосипеда, всякий может купить себе подходящий байк, который будет радовать своего хозяина долгие годы.
И последний совет. Никогда не стоит забывать о собственной безопасности. С этой целью нужно приобрести защитный шлем и прочие аксессуары, которыми, например, могут являться специальные велоперчатки, снижающие вибрации от руля и повышающие комфорт при поездке. Таким дополнительным аксессуаром может стать и задний фонарь, который позволит велосипедисту не слиться с дорогой.
Где и как
Особенности вопросы «для кого» мы рассмотрели, теперь обратим внимание на то, где велосипед будет ездить. Здесь правило очень простое: надо быть честным с собой
Очень многие покупают bmx или двухподвес для того, чтобы ездить на работу, но подразумевая «вот когда-нибудь…».
Следует посмотреть на свой стиль катания ранее. Если вы использовали старый велосипед для прогулок по набережной, новый будет использоваться точно так же. Многие покупают шикарные кросс-кантри покрышки и ни разу не съезжают с асфальта. Всё это простой перерасход ресурсов, как материальных, так и физических. На тех же грунтовых покрышках на порядок тяжелее ехать по асфальту.
Итак, после определения стиля катания выбрать велосипед уже намного легче:
- Прогулки по городу – классика или круизер – зависит от желания выделиться и наличных денег. Просто, удобно, надёжно.
- Езда на работу, по городу, до дачи – гибридный, классика, MTB с упрощёнными передачами и slick-покрышками. Никакие двухподвесы не нужны.
- Езда по шоссе как физкультура – шоссейники, гибриды.
- Катание за городом, по бездорожью или плохим дорогам – «горный» MTB, классика, туристические (эдакий «классический гибрид», выделенный, но редкий класс).
- Полуспортивное катание по лесу – двухподвесы, триальные рамы.
- Для туризма – классика, дорожный, гибриды.
- Спортивное использование – здесь вам совет не нужен, сами знаете, что покупать и как устанавливать.
На деле, выбор, при знании рынка и планов по стилю катанию, очень прост.
Отличия между двумя типами велотранспорта
Чтобы выбрать между горным и дорожным велобайком, необходимо хорошо разбираться в отличиях между ними. Эта информация позволит взвесить все за и против, сделать соответствующий выбор и купить велобайк, который вас не разочарует.
- Форма воплощает в себе существенные отличия, которые определяют сферу использования транспорта, приемлемые условия для его эксплуатации, требования к дорожному покрытию и приемлемые нагрузки. В дорожных велосипедах рама и руль имеют особую конструкцию, которая способствует максимальной передаче энергии велосипедиста. В горном велобайке скорость менее важна, чем проходимость и выносливость. Поэтому рама в таких байках является очень прочной и выносливой, обязательно присутствуют амортизаторы и широкий руль.
- Вес в дорожных велобайках является минимальным, что позволяет развивать высокую скорость. В маунтинбайках большой вес выступает необходимостью, которая позволяет велосипеду стойко преодолевать препятствия, не деформироваться во время падений и обеспечивать необходимый запас прочности.
- Шины в дорожных моделях всегда устанавливаются тонкие и гладкие. Это необходимо для снижения силы трения во время движения. Горным велосипедам необходима высокая сила трения, большая площадь соприкосновения, максимальная устойчивость, отличная проходимость. Все эти характеристики способна обеспечить широкая резина с глубоким, ярко выраженным протектором.
- Подвеска также позволяет отличаться этим двум велобайкам друг от друга. Дорожные велосипеды не нуждаются в подвижной подвеске, поскольку никому не придёт в голову кататься на них по бездорожью или ехать в горы. В конструкции горных велосипедов наличие амортизатора, хотя бы переднего, является обязательным условием.
- Руль в маунтинбайках имеет прямую и высокую форму. В дорожных моделях присутствует такой низкий руль с причудливой формой, что его даже сравнивают с бараньими рогами.
- Конструкция дорожных велосипедов не предусматривает наличия дополнительных элементов, которые невозможно установить даже дополнительно. Горные велосипеды предоставляют свободу своим пользователям относительно апгрейда.
На основе вышеизложенной информации можно будет легко сделать свой выбор и купить идеальный велобайк, который будет в полной мере удовлетворять вашим требованиям. Прежде чем выбирать горный или дорожный велобайк, необходимо ответить на несколько важных вопросов относительно качества дорожного покрытия, по которому вы будете передвигаться, и целей эксплуатации.
Седло
Это один из важнейших элементов велосипеда, который напрямую влияет на удобство и уровень комфорта при катании. Именно поэтому к выбору сиденья стоит подходить вдумчиво, особенно если предполагаются долгие поездки на байке – неправильно подобранное седло может даже вызвать болевые ощущения и привести к ряду травм.
Многие новички заблуждаются в том, что «чем шире и мягче седло – тем лучше» (с этим утверждением можно согласиться лишь частично). Сиденье, как и сам велосипед, лучше всего подбирать, исходя из особенностей самого райдера, – для этого нужно знать расстояние между седалищными косточками таза, которые при посадке поддерживают тело в качестве опоры. Это самое расстояние определить достаточно просто: следует сесть на мягкую пластичную поверхность, а после встать и замерить расстояние между центрами оставшихся вмятин. Сразу можно отметить, что «мужские» сёдла уже и длиннее, а «женские» шире и короче – но это не отменяет необходимости «индивидуального замера». Дело в том, что на слишком узком сиденье имеется риск нарушения кровоснабжения промежности, а на слишком широком – может натираться кожа на внутренних поверхностях бедер.
При выборе сиденья для велосипеда приходится определяться и с материалом, из которого оно изготовлено. Наиболее распространенные варианты – кожа и кожзаменитель: первый – наиболее удобный, поскольку способен подстраиваться по форму тела, и практичный, так как без проблем отводит пот и пропускает воздух, но при этом стоит немало и требует кропотливого ухода; второй – значительно снижает стоимость седла, но при этом плохо справляется с отведением влаги и имеет довольно скользкую поверхность.
Стоит склоняться к такой форме велосипедного сиденья, чтобы площадки для опоры седалищных костей имели достаточную длину для смещения вперед-назад при катании. Мягкое седло лучше всего приобретать лишь для размеренных и непродолжительных велопрогулок по хорошим дорогам – они делают поездку комфортной лишь в первое время, но потом приводят к онемению промежности и увеличению потоотделения.
Кроме того, при выборе седла, не лишним будет обратить внимание на наличие/отсувствие амортизационных пружин в его конструкции:
- на скоростных велосипедах (вроде шоссеров и маунтинбайков), как и в целом на моделях с рулем, расположенным на одном уровне или ниже места посадки – в пружинах нет необходимости
- а вот на прогулочных «железных конях» (да еще и с высоко установленным рулем) – они окажутся весьма кстати.
Горный велосипед
Такой вид транспорта часто называется маунтинбайком. Подобный велобайк является идеальным видом транспорта для России, которая не славится хорошими дорогами. На таком велосипеде возможно преодоление любой местности, включая бездорожье и холмы. Горные велобайки, в свою очередь, разделяются на несколько разновидностей:
- Cross-country, или кросс-кантри, создан для преодоления сурового бездорожья. В таких моделях часто присутствует передний амортизатор. Подобные велосипеды должны иметь лёгкую, но прочную конструкцию, которая не будет создавать проблем во время передвижения и сможет выдержать жестокие условия российского бездорожья. На таком транспорте одинаково удобно передвигаться по городу и за его пределами.
- АТВ, или вседорожный велобайк — это самая распространённая разновидность в категории горных велобайков. Его технические характеристики находятся на таком уровне, чтобы стойко выдерживать умеренные условия эксплуатации. По большей части используется для города, но также подходит и для преодоления пересечённой местности.
- Downhill — самый надёжный горный велобайк, который подходит для горных спусков и бездорожья.
Маунтинбайки покупаются для различных целей, некоторые даже выполняют на нём трюки и практикуют дрифты. Но даже если ваш выбор падёт на базовую модель, то её проходимость будет высокой. Конструкция горных байков не может называться простой, следовательно, такие велосипеды дешёвыми не бывают.
Горные
С горными велосипедами все немного сложнее. Каждый из элементов требует индивидуального подхода. Самым главным является рама.
Если говорить про надежность и невысокую стоимость, то лучше всего обратить внимание на хардтейлы. Это рамы без заднего амортизатора
Эффективная задняя подвеска состоит минимум из трех узлов, за редким исключением. Производители проделывают титаническую работы для того, чтобы поймать золотую середину между надежностью и эффективностью.
Хорошим качеством отличаются рамы таких велосипедов, как Cube, Cannondale, Scott и другие. Данные байки сложно отнести к бюджетным, и подойдут они больше для спортсменов и продвинутых любителей
Начинающим можно обратить внимание на рамы от Stark и Format. Это одни из немногих российских брендов, которые могут похвастаться достойным качеством рам
Что касается двухподвесов, то лучше всего выбрать Santa Cruz, Norco, Trek. Что касается первой компании, то двухподвесы Santa Cruz изготавливаются с однорычажной системой. Главные инженеры компании постарались сделать из этой простой системы максимально эффективную. Можно отметить продукцию американского бренда Specialized. Эта компания вкладывает огромные суммы денег в разработку собственных технологий. Все они достаточно уникальны и одни из самых надежных, но стоят уж очень дорого.
Заключение
Решить, какой велосипед лучше выбрать для приобретения, очень легко. Достаточно прямо ответить себе на вопросы «кто», «где» и «почём», и ответ найдётся сам по себе. Не стоит лукавить ни в одном ответе – брать байк «на вырост» ребёнку или планировать кататься по бездорожью, если за предыдущие пять лет ни разу не выехали из города
Очень важно учитывать рост и посадку. Это залог удобства при катании
Моделей велосипедов множество, но под конкретное пересечение сценариев использования, удовлетворяющей стоимости и росту в одном магазине найдётся всего несколько вариантов, из которых очень легко выбрать лучший по отзывам, личному впечатлению и молве. На практике велосипеды не так уж и сильно отличаются друг от друга, как хотят показать производители и продавцы.
Технические характеристики велосипедов
Компания Giant при производстве двухколесного транспорта широко использует собственные передовые технологии, направленные, в первую очередь, на эффективность готовых байков, среди которых:
- Advanced Composite Technology – создание рам с использованием карбона высокого уровня, позволяющего достигать небольшого веса и отличной жесткости конечного продукта.
- Advanced Composite SL Technology – производство рам из карбонового волокна высокого профессионального уровня с применением современных конструктивных и инженерных методов.
- Advanced Forged Composite Technology – современный процесс изготовления сложных компонентов для велосипедов (например, элементов задней подвески) из карбона посредством пресс-форм под высоким давлением.
- ALUXX Aluminum Technology – технология производства алюминия высокого уровня для прочных и легких рам с переменным сечением труб.
- ALUXX SL/SLR Aluminum Technology – технология изготовления рам из алюминия высокого уровня с применением уникальных сварочных процессов.
- AeroSystem Shaping Technology – процесс, позволяющий оптимизировать форму каждой рамы, обеспечивая тем самым низкий уровень аэродинамического сопротивления готового велосипеда.
- D-Fuse Technology – технология изготовления рулей и седел, предоставляющих райдеру максимальный уровень комфорта и поглощающих дорожные удары и вибрации.
- Hybrid Cycling Technology – система создания мощных и эффективных электробайков, оснащаемых современными электромоторами и батареями Giant.
- Maestro Suspension Technology – инновационная задняя подвеска с четырьмя стратегически расположенными точками опоры и плавающей осью, что положительно сказывается на эффективности педалирования и позволяет сохранять постоянный контакт заднего колеса с поверхностью (даже при активном торможении).
- OverDrive/OverDrive 2 – современные технологии по созданию рулевых узлов для велосипедов Giant.
Виды шоссейных велосипедов
Горный шоссейный велосипед для групповых гонок
Такие велосипеды имеют самый низкий вес среди шоссейников. Рама не самая жесткая, чтобы амортизировать неровности шоссе в горной местности. Горные шоссейные велосипеды комплектуются низкопрофильными колесами, так как аэродинамика не так важна, по сравнению с весом оборудования.
Шоссейный велосипед Aerobike
Напоминает космический корабль, самый “модный” и современный. Отличается плоской рамой и высокопрофильными колесами. Такой скоростной велосипед используют для равнинных гонок, где велосипедист работает на скорости от 35 км/ч. Велосипеды группы Aerobike тяжелее, чем горные, но при этом у них хорошая аэродинамика. Рамы жесткие, но не самые легкие. Подходит для подготовленных спортсменов и опытных любителей. Высокопрофильные колеса, аэрорули, ободные тормоза — это дорогой “обвес”, который улучшает аэродинамику. Агрессивная аэродинамичная посадка Aerobike, скорее всего, не подойдет любителям, так как будет неудобной.
Шоссейный велосипед Endurance
Не такой аэродинамичный как Aero, не такой легкий, как для групповых гонок в горах, но очень комфортный. При жесткой раме производители могут добавить амортизирующие подседельный штырь и руль. Такой велосипед рассчитан на длинные гонки и тренировки.
Рейтинг лучших шоссейных велосипедов
Представляя вам рейтинг шоссейных велосипедов, мы перечислим не только заоблачные по стоимости модели, предназначенные для профессиональных велогонщиков, но и вполне приземлённые велосипеды, которые, хотя и по высокой цене, можно приобрести и использовать в повседневной жизни.
Pinarello DOGMA 65.1 Think2
Модель от уже известной вам итальянской компании принесла победу на семи этапах Тур де Франс 2013 года и обеспечила сразу два места на пьедестале победителей. Вес карбоновой рамы этого велосипеда — 920 грамм, общий вес без педалей и держателя для фляги составляет 6,85 кг. Жёсткие алюминиевые колёса оснащены шинами фирмы Continental. Конечно, существуют модели более лёгкие, с лучшими аэродинамическими характеристиками, но, как признаются сами велогонщики, по совокупности параметров DOGMA 65.1 Think2 не имеет равных.
Pinarello DOGMA 65.1 Think2
Colnago C60
Разработчики этой модели стремились переработать каждую деталь, чтобы добиться максимальной эффективности, а также снизить вес, не жертвуя прочностью конструкции. Поэтому сечение труб в некоторых местах увеличилось в размере, зато стенки стали тоньше. Внешние элементы, включая держатель для фляги, были полностью переработаны по сравнению с предыдущими моделями. Рама из углеводородного волокна доступна в трёх типах геометрии: sloping (наклонная), traditional (классическая, традиционная) и high (высокая). Велосипеды окрашиваются вручную, и даже логотип на раме не является наклейкой, а выполнен художниками фирмы Colnago.
De Rosa Protos
Велосипед с отличными гоночными характеристиками, обладает усовершенствованными аэродинамическими свойствами. Особый дизайн вилки позволяет рассеивать вибрации, вызванные неровностями на дороге. Рама выполнена из трёх видов углеводородных волокон, благодаря чему обладает улучшенным соотношением жёсткости к весу, на 35% превышая показатели обычных гоночных велосипедов.
Cannondale Supersix Evo
Облегчённая карбоновая рама, продуманный стильный дизайн, отличные аэродинамические свойства. Особенно хорошо смотрится модель Black в чисто чёрном цвете. Классика высшего качества.
Cannondale Supersix Evo
Cube Litening
Лёгкая и жёсткая рама этого велосипеда выполнена по специальной технологии Advanced Twin Mold, что обеспечивает отличное соотношение жёсткости к весу. Имеет аэродинамические обводы, оборудован лёгкими двойными ободьями, также в наличии клещевые тормоза.
Cannondale
Cannondale соединяют инновации с консерватизмом. Так, у них нет новомодного аэрошоссе, но есть много годного.
Крышесносный Slate — не то грейвл, не то инопланетянин. Lefty с 30мм хода, толстые покрышки и невероятные ездовые характеристики.
А про Synapse, эндуранс серию от американцев не слышал только ленивый. Флексирующие задние перья, приятный вес и гармоничный внешний вид. К тому же, Велопланета отдавала базовые модели по совсем смешным ценам, сложно было удержаться.
SuperSix Evo вообще считается одним из самых жестких и при этом легких шоссеров в мире. Чистая классика.
Еще остается хищный Slice и приятно-винтажный CAAD10 TRACK
Цифры для сравнения
Признаки шоссейного велосипеда
Шоссейный велосипед отличает наличие жесткой, но легкой рамы, особой формы руля, обеспечивающей лучший захват и позволяющей менять положение рук. Высокоскоростной шоссейный велобайк требует хороших аэродинамических свойств, что обеспечивается особой посадкой велосипедиста. Шоссейник должен идеально соответствовать физическим параметрам райдера. Велопроизводителями разработаны специальные таблицы – ростовки, позволяющие определить соотношение между человеческим ростом и размером рамы и подобрать оптимальную модель. Лучший размер шин для этой разновидности велобайка составляет 28 дюймов.
Чем отличается шоссейный велосипед от циклокроссового
Все отличия велосипедов, предназначенных для циклокросса, от шоссейных аналогов обусловлены различием трасс, на которых проводятся гонки. Если шоссейный велосипед используется для гонок по дорогам, имеющим приличное качество покрытия, то трассы, на которых проводятся циклокроссы, очень сложные.
Трасса подготавливается специально для таких гонок таким образом, чтобы на ней было достаточное количество природных преград – участки с травой, огромные лужи с грязью, труднопроходимые песчаные ловушки. Многие преграды на пути гонщика возникают по человеческой воле – так организаторы циклокроссов регулируют сложность трассы.
Для прохождения такой дистанции, протяженностью около трёх километров, необходим надёжный велосипед, способный без повреждений преодолеть все препятствия. При создании циклокроссовых велосипедов были использованы элементы шоссейных и горных велосипедов. От шоссейного велосипеда к гибридному транспортному средству перешёл «руль-баран», от горного велосипеда достались дисковые тормоза, считающиеся более надёжными.
На таких трассах появляется проблема налипания грязи, а дисковым тормозам она не страшна. Защитой от грязи стало и уплотнительное кольцо, которым снабдили втулку колеса. Без данного приспособления велосипед быстро бы пришёл в негодность. Понятно, что для циклокросса узкие колёса, присущие шоссейным велосипедам, не годятся.
Циклокроссовый велосипед получил широкие покрышки с глубоким рельефом. Благодаря такому преображению гибридный велосипед стал настоящим «внедорожником», имеющим повышенную проходимость. Именно это свойство и стало основным отличием двух популярных велосипедов.
Велосипеды для гонок с раздельным стартом и триатлона
Time trial bike
Велосипед для гонок с раздельным стартом предназначен для гонок от 15 до 55 минут. Задача таких велосипедов — обеспечить максимальную аэродинамику, скорость, даже в ущерб удобству велогонщика. Никаких лишних деталей. Такие велосипеды подходят профессиональным спортсменам.
Триатлонный велосипед
Напоминает гоночный болид. Высокопрофильные колеса, подседельная труба стоит более вертикально, чем в других видах велосипедов, аэродинамичная посадка, лежак. Для участия в соревнованиях по триатлону предусмотрены места для хранения камеры, питания (гели, батончики), воды.
Советский велосипедпром
Всем известна надёжность советских велосипедов. По нашим дорогам по сей день разъезжают шоссейные велосипеды ХВЗ. Некоторым из них уже свыше 30-ти лет, но их это нисколько не смущает — надёжность таких велосипедов можно сравнить с чугунной гирей.
Советские шоссеры были прекрасны. Их многократно использовали профессионалы в разного рода соревнованиях. Велосипедисты-любители исследовали на них просторы планеты.
Самые распространённые модели советских шоссейников — это «Старт-шоссе» и «Чемпион-шоссе». Советские инженеры во многом модернизировали классический шоссейный каркас, изменив углы наклона трубок. Кроме того, рамы советских шоссеров не имеют швов. К сожалению, такие велосипеды уже не выпускают, и искать их приходится на различных досках объявлений. Там можно приобрести прекрасного надёжного советского «коня», при этом уложившись в диапазон 100-200$.
Факторы влияния на рейтинг
Разберем несколько основных параметров, которые влияют на выбор той или иной модели.
Достоинства
В рейтинг достоинств, которыми обладают лучшие шоссейные велосипеды 2018 – 2019, включают:
- возможность развивать любую скорость;
- незначительный вес;
- удобство эксплуатации;
- участие в развитии всех групп мышц;
- привлекательный дизайн.
Дисциплина
Шоссер образца 2018 – 2019 изготовлен из карбона и имеет вес менее 8 кг. В зависимости от цели использования, шоссейные велобайки подразделяются на любительские и профессиональные.
Любительские представлены прогулочной модификацией, которые чаще всего не могут претендовать на включение в рейтинг. Они могут использоваться как для непродолжительных оздоровительных поездок, так и для скоростного передвижения на большие расстояния. Велосипед комплектуется прямым рулем, обеспечивает ровное положение велосипедиста в седле, что гарантирует лучший боковой обзор.
В список профессиональных моделей включают:
- универсальные;
- трековые;
- триатлоновые.
Большинство из них стабильно попадают в рейтинг лучших моделей.
Качество
В рейтинг качеств, которыми в обязательном порядке обладает шоссейник, включают:
- облегченную раму – минимизация веса шоссера позволяет ему развивать хорошую скорость и сохранять динамику. Лучшие шоссейные велобайки изготавливаются из карбона, обладающего помимо легкости также уникальными показателями прочности. В рейтинг лучших моделей 2018 – 2019 также включаются модели, изготовленные из алюминия;
- уникальную форму руля – изогнутая в форме бараньих рогов конструкция обладает хорошими аэродинамическими свойствами и позволяет велосипедисту менять положение рук во время длительных поездок, обеспечивая призовой рейтинг;
- жесткую конструкцию передней вилки – наличие амортизатора сыграло бы негативную роль в динамике велобайка, раскачивая его и не позволяя разогнаться;
- большие колеса с узкими шинами гарантируют лучший разгон, стабильное поддержание высокой скорости и возможность долго двигаться накатом. Толщина шин не превышает 22 мм;
- продвинутая трансмиссия – классический шоссер обладает проверенной системой передач 3 на 8. Модели, входящие в рейтинг, имеют также 27 комбинаций;
- надежные тормоза – клещевая тормозная система отличается высокой надежностью, при этом ее вес остается достаточно низким.
Шоссейный велосипед образца 2018 – 2019 годов не комплектуется педалями. Они подбираются индивидуально с учетом особенностей и размера ног велосипедиста. Также в список нюансов, которые выделяют в потоке шоссейника, входит высокая установка седла. Подходящий уровень определяется непосредственно райдером, однако для улучшения аэродинамических свойств седло непременно должно располагаться выше руля.
В рейтинг несомненных достоинств шоссеров включают:
- cкоростные характеристики, на 3-7 км/час превышающие аналогичны показатели горных или прогулочных байков и достигающие 60 км/ч;
- лучший показатель устойчивости на высоких скоростях.
К весомым недостаткам относят лишь невысокую устойчивость велика и плохую маневренность на небольшой скорости.
Как определить, какой велосипед вам нужен
Как выбрать тип велосипеда
Если вы только начинаете свой путь в велоспорте или триатлоне, хотите просто дорожный велосипед, но чтобы был удобный и универсальный, то начните с горного шоссейного велосипеда. В горном велосипеде посадка изначально настроена на максимальную эффективность педалирования, чтобы работали все мышцы. В тренировках этот велосипед будет полезен для формирования правильных мышц. Подойдет он и для первых соревнований по триатлону и велоспорту. Если ваш уровень катания не позволяет развивать скорость выше 35-40 км/ч, то все аэродинамические улучшения не подействуют. Поэтому не стоит смотреть пока в сторону дорогих и слишком технологичных машин. К тому же, хороший специалист сможет выставить вам триатлонную посадку на шоссейном велосипеде.
Если у вас есть опыт и хорошая физическая форма, вы выступаете в соревнованиях и готовы приобрести второй (третий…) велосипед, то нужно выбирать велосипед с хорошим обвесом, аэродинамическими характеристиками, что будет помогать вам улучшать результат.
При этом нужно помнить, что лучший по аэродинамическим характеристикам Time Trial может не подойти вам для участия в триатлоне. Как мы уже говорили выше, гонки с раздельного старта длятся не больше часа. Велосипед сконструирован таким образом, что в ущерб комфорту, достигается максимально хорошая аэродинамика. В триатлоне же вы проводите в седле 2-3-4 часа, поэтому посадкой жертвовать нельзя.
Если вы планируете ездить групповые гонку, то вам не разрешат использовать разделочный велосипед, потому что это нарушит безопасность пелотона.
В велоспорте много тонкостей. И новичку, и хорошо подготовленному спортсмену сложно ориентироваться во всех мелочах. Поэтому мы советуем обратиться в MySportExpert, где эксперты помогут купить ваш первый шоссейный велосипед или подобрать велосипед под другие задачи.
Что самое главное в велосипеде для новичка и опытного гонщика
Чтобы он был продолжением вас.
Особенно для новичков, главное — это ваш комфорт. То, как ваше тело реагирует на тренировку. Рама, сиденье, руль, педали — это те точки контакта, которые влияют ощущения от педалирования, на посадку и комфорт. Даже если вы уже опытный спортсмен и думаете, что сейчас сядете на любой велосипед и быстро поедете, вам все равно нужен комфорт. Это важный психологический момент, который позволяет тренироваться дольше, эффективнее, реализовывать свои возможности на соревнованиях.
Цена на велосипед формируется из стоимости рамы и обвеса. Даже самое дорогое оборудование (колеса, тормоза, система переключения) не сможет обеспечить вам комфорт в педалировании. Поэтому, после того, как вы выбрали и купили спортивный велосипед, его нужно настроить под вас, выставить посадку.
Правильно настроенная посадка:
- снижает риск травмы;
- делает езду комфортной;
- повышает эффективность педалирования;
- адаптирует велосипед под ваши особенности.
Может показаться, что выставлять посадку более актуально опытным велогонщикам. Но это не так. Посадку нужно выставлять всем! Начинающие и любители, наоборот, находятся в группе риска, потому что могут быстро получить травму из-за неправильной работы мышц и суставов. Наши эксперты выставили 1500 посадок для своих клиентов. Видели разные случаи, общались со спортсменами разного уровня подготовки. Клиенты уходят довольные и возвращаются к нам снова с новыми велосипедами. Если вы доверите нам подбор велосипеда, то посадку мы выставим бесплатно. Чтобы после достижения цели “купить велосипед”, вы получали максимальное удовольствие от катания. MySportExpert за здоровый спорт и подходящие вам велосипеды!
Область применения маунтинбайков
Горные велосипеды незаменимы для езды по бездорожью. Само название «горный велосипед» говорит само за себя. Грунтовые дороги, заснеженная и лесная местность, холмистые и каменистые участки — всё это с лёгкостью осилит опытный велосипедист на МТВ. Кроме того грузоподъёмность и надёжность колёс и конструкции в целом позволяют ездить по грунтовым дорогам и неровной местности с грузом до 25-30 кг (в велорюкзаке).
Нередко универсальные (модели общего назначения) горные велосипеды покупаются и для езды по городу, ровным шоссейным дорогам, грунту. Конечно, никто не запрещает использовать маунтинбайк для езды по ровным покрытиям. Но лучше воздержаться от таких поездок по следующим причинам:
скорость горного велосипеда на асфальте будет значительно уступать его дорожному собрату;
обслуживание и внимание к подвеске у горных велосипедов в городе должно быть выше, чем у дорожных;
горные велосипеды на асфальте менее удобны, чем гибриды или туринги, а также требуют больше силовых затрат, при этом быстрее расходуя энергию и силы велосипедиста.
Если часть поездок на велосипеде приходится на грунтовые дороги, а часть на асфальтированные, то стоит отдать предпочтение горным велосипедам.
Таким образом, рассмотрев общие аспекты выбора горного велосипеда, становится ясно, что выбор маунтинбайка не такое простое занятие, как может показаться сначала. При покупке горного велосипеда стоит учитывать особенности различных видов, необходимо разбираться в своих предпочтениях
Также важно знание технических нюансов велосипедов и чёткое определение своих целей и задач относительно горного велосипеда. Только разобравшись со всеми элементами подходящего маунтинбайка, не составит труда подобрать такую модель, которая будет подходить именно Вам!
Туристические велосипеды.
Хорошие туристические велосипеды надежные, комфортные, эффективные и рассчитаны на перевозку тяжёлых грузов на длинные расстояния. Есть возможность установки более широких покрышек, чем в спортивные велосипеды. Они легче горных и гибридных велосипедов. Встречаются хорошо сохранившиеся туристические велосипеды с пробегом в десятки тысяч километров, на которых из-за износа и царапин всё же заменены некоторые компоненты, но в целом ядро велосипеда осталось прежним.
Туристические велосипеды разных фирм и моделей предназначены для разных целей. Одни модели способны поддерживать высокие скорости при умеренной загрузке багажника. Другие модели могут передвигаться со снаряжением для кемпинга, приготовления пищи и личными вещами по самым крутым горам и самым ухабистым дорогам. Эти внедорожные велосипеды обычно называются экспедиционными велосипедами, их можно увидеть в за границей.
Источники:
http://ovelosipede.net/tipy-sovremennyx-velosipedov-klassifikaciya/
https://www.velodepo.ru/obzor_osnovnyx_vidov_velosipedov.php
https://krutipedaly.ru/kakoj-lucse-velosiped-gornyj-ili-doroznyj/
https://krutipedaly.ru/harakteristiki-velosipedov-tehniceskie-harakteristiki-gornogo-sossejnogo-i-procih-vidov-velosipedov/