Тонкая настройка заднего переключателя скоростей велосипеда
Если переключатель скоростей настроен правильно, то во время его эксплуатации придется лишь незначительно его подстраивать, из-за растяжения или замены тросика.
Настройка производится регулировочным барабаном, находящимся на манетке, на самом переключателе скоростей (у горных велосипедов) или на верхней части нижней трубы рамы, возле упора рубашки (у шоссейных велосипедов) троса на некоторых переключателях могут быть два барабана. Регулировку можно производить любым регулировочным барабаном, нет никакой разницы какой использовать.
Перед настройкой, переключите манетку на самую высокую передачу (маленькая звезда), убедитесь что рычаг переключения находится в своем крайнем положении.
Далее переключаем манетку на следующую скорость, и вращаем педали вперед. Цепь должна перейти на следующую звездочку. Если цепь не перешла, значит тросик плохо натянут, поверните регулировочный барабан против часовой стрелки и тросик натянется. Поворачивайте барабан на пол оборота и пробуйте опять переключать скорость. Будьте внимательны, если слишком сильно перетянуть барабан может сместиться вся цепочка переключения, в итоге передачи будут переключаться нормально, но в крайних положениях будут сбои. Поэтому в первую очередь настройте первые два шага переключения.
Принципы тонкой настройки переключателя скоростей
- Чтобы настроить переключение на большие звездочки надо натягивать тросик;
Если цепь переходит на большую звездочку с замедлением, значит тросик слабо натянут — поворачиваем регулировочный барабан против часовой стрелки.
- Чтобы настроить переключение на маленькие звездочки надо ослабить тросик;
Если цепь переходит на маленькую звездочку с замедлением, значит тросик слабо ослаблен — поворачиваем регулировочный барабан по часовой стрелке.
Если переключение задних передач на одной передней звезде происходит нормально, а на другой плохо, скорее всего погнут петух.
Винт регулировки натяжения («B-tension»)
В современных переключателях есть два рычага. Первый («A-pivot») располагается ниже и обеспечивает подъем рамки переключателя скоростей наверх, к маленькой звездочке. Второй («B-pivot») обеспечивает движение рамки переключателя в обратном направлении, к большой звездочке. Натяжение пружин у этих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения четкого переключения скоростей.
На большинстве задних переключателей скоростей есть специальный винт (терминология Shimano «B-tension adjuster»), позволяющий настроить натяжение пружины рычага «B». В следствии регулировки этого винта, происходит настройка высоты направляющего ролика (угол наклона цепи от этого ролика к звездочке).
Для настройки, переведите цепь на большую звездочку сзади. Откручивая регулировочный винт против часовой стрелки, ролик поднимается вверх (ближе к звездочке). При этом натяжение цепи увеличивается, а четкость переключения скоростей увеличивается. Будьте внимательны, ролик не должен задевать звезду, оставьте зазор в 5 мм.
Задние переключатели скоростей Campagnolo
Начиная с 2001 года у всех моделей переключателей компании Campagnolo есть возможность настройки натяжения пружины рычага «A» — «A-tension adjustment». По сути эта настройка является прямой противоположностью вышеуказанной «B-tension adjustment»: ослабляя пружину рычага «A» достигается тот же результат, что при затягивании пружины рычага «B».
Как делается регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда — всё о велоспорте
Как настроить передний и задний переключатель скоростей на велосипеде?
Одна из самых распространённых неполадок, встречающихся на велосипеде, после прокола колёса, это неправильная работа системы переключения.
В этой статье наш автор Анзор Шухов (профессиональный веломеханик) специально для RouxCycles.ru расскажет о двух вариантах настройки скоростей: простом и продвинутом методе, а также о причинах появления нечеткого переключения.
Причины нечеткого переключения скоростей.
Перечень возможных причин достаточно велик, но основной причиной является износ звёзд в кассете и на шатунах, а также износ цепи. Как это определить? Вы можете воспользоваться следующими способами:
- Во-первых — попробуйте добиться четкой работы способом описанным в самом начале статьи. Если вы можете добиться четкой работы при переключении с меньших звёзд на большие, но в обратном направлении при этом срабатывание происходит только при переключении через одну передачу — выход только один, полная замена трансмиссии велосипеда на новую;
- Во-вторых — износ звёзд можно увидеть невооруженным взглядом, достаточно только внимательно приглядеться к форме зубчиков. Не изношенные зубцы имеют трапецевидную форму- изношенные имеют треугольную форму, а в самых запущенных случая больше похожи на иглы;
- В-третьих — можно провести простой тест износа цепи. Когда цепь находится на большой звезде, возьмитесь за неё и оттяните в сторону. Новая, не изношенная цепь оттянется на 3-4 мм — старая на большее расстояние.
Простой вариант настройки переключения скоростей
Подойдет тем, кто:
- проехал свои первые пару сот километров и почувствовал, что скорость реакции переключения стала ниже из-за усадки оплетки троса переключения (рубашки);
- сам собирает велосипед из коробки (иногда требуется «доводка» заводской настройки переключения скоростей).
Данную процедуру можно выполнить прямо на ходу, только убедитесь, что вы никого не собьете или никуда не врежетесь.
- Для начала сбросьте цепь, при помощи манетки переключения на руле, на самую маленькую звездочку, если у вас пронумерованная система индикации — на цифру 1;
- Затем, во время езды переключитесь на следующую. Если это происходит не сразу, а с заметной задержкой — немного выкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, совсем чуть-чуть, где-то на четверть оборота;
- Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла — повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
- Если все заработало как надо — переключитесь на самую большую звезду, затем переключитесь на предыдущую по размеру звезду. Если переключение происходит с задержкой — вкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, примерно на четверть оборота;
- Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла — повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
- Данный метод работает и для переднего переключателя и для заднего. Как видите ничего гнуть руками для восстановления работоспособности переключения вам не надо и данную процедуру можно без каких-то трудностей проводить в любое время.
Продвинутый вариант настройки переключения скоростей
Перед выполнением настройки переключателей рекомендуется вымыть велосипед и убедиться в отсутствии механических повреждений:
- троса переключения;
- оплеток троса переключения;
- звезд;
- цепи;
- кронштейна заднего переключателя (петух);
- самих переключателей;
- манеток переключения.
A. Настройка заднего переключателя
- Переключитесь на маленькую звезду;
- Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив болт прижимающий тросик на переключателе;
- Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину), если такой винт имеется и на самом переключателе — проделайте с ним сходную операцию;
- Снимите цепь с велосипеда, если на вашей цепи нет замка — данную операцию можно не проделывать;
- Вращая регулировочный винт с маркировкой Н (ограничитель хода переключателя) добейтесь чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наименьшей звездой на кассете. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор верхний ролик смещается в сторону колеса, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки верхний ролик смещается в противоположном направлении;
- Выбрав натяжение троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
- Вращая педали переключайтесь на большие звезды кассеты, если вы сняли цепь — можно переключать передачи не вращая педали;
- При каждом переключении цепь должна переходить на следующую звезду без задержки, если это происходит не сразу — увеличьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью — ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
- Переключившись на самую большую звезду кассеты настройте ограничение самой “низкой” передачи. Вращая регулировочный винт с маркировкой L добейтесь, чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наибольшей звездой на кассете. Переключатель не должен двигаться дальше самой большой звезды ни на миллиметр, даже если вы будете жать на клавишу переключения, это критически важно, так как предотвратит попадание лапки переключателя в спицы заднего колеса и повреждение переключателя, цепи и самого колеса;
- Последовательно переключитесь на самую маленькую звезду, если переключение происходит с задержкой — ослабьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью — ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
- Установите цепь на велосипед;
- Установите цепь на наименьшую переднюю звезду и наибольшую заднюю звезду и поверните шатун для переключения. Отрегулируйте винт регулировки зазора так, чтобы верхний ролик не задевал звезду, но не позволяйте верхнему ролику так приближаться к цепи, чтобы он контактировал с ней. Затем установите цепь на наименьшую заднюю звезду. Повторите вышеописанные действия, чтобы убедиться, что ролик переключателя не касается звезды.
Для переключателей Shimano Shadow и Shimano Shadow+ данная регулировка выполняется при переключении на наибольшую заднюю звезду. Убедитесь, что расстояние от края верхнего ролика до края звезды находится в пределах: для кассет с 11-36 зуб. и 11-34 зуб. — 5-6мм; для кассет с 11-32 зуб. — 9-10мм.
При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор увеличивается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор уменьшается.
Б. Передний переключатель
- Переключитесь на маленькую звезду;
- Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив прижимной болт;
- Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину);
- Убедитесь, что переключатель стоит правильно и не смещен. Наружняя пластина переключателя должна быть параллельна звездам на шатунах.
Возможные проблемы при настройке:
- Если цепь спадает на сторону шатуна — поверните винт с маркировкой Н по часовой стрелке (так рамка ограничит спадание цепи);
- Если затруднено переключение с наименьшей передней звезды на наибольшую — натяните трос. Если проблему устранить не удалось, поверните винт c маркировкой Н против часовой стрелки (рамка также ограничит цепь, но с другой стороны);
- Если затруднено переключение с наибольшей звезды на наименьшую. Поверните винт с буквой L против часовой стрелки;
- Если цепь соскакивает в сторону каретки. Поверните винт ограничения низшей передаче по часовой стрелке;
- Если затруднено переключение с меньшей звезды на среднюю или с большей звезды на среднюю — увеличьте натяжение троса переключения или уменьшите его, соответственно.
Регулировочные винты H и L при устранении вышеперечисленных неполадок следует вращать не более чем на ⅛ оборота за раз.
Механическое повреждения узлов.
Вы упали с велосипеда или побывали в любой другой аварии, после чего переключение перестало работать. Первое, что необходимо сделать, это осмотреть систему переключения на предмет наличия следов механических повреждений (манетки переключения и сами переключатели). Перечень возможных поломок очень велик, но самыми распространенными являются:
- деформация лапки заднего переключателя;
- деформация рамки переднего переключателя;
- деформация корпуса заднего переключателя, к сожалению неспециалисту заметить такую поломку очень тяжело;
- деформация кронштейна(петух) заднего переключателя;
- деформация звёзд на кассете или шатунах;
- повреждения рубашек троса переключения и троса переключения;
- смещение колеса в раме велосипеда.
Как понять, что что-то погнулось и поломано?
- Рамка переднего переключателя должна стоять параллельно звёздам на шатунах, если смотреть на неё сверху, и не должна цеплять за них во время работы;
- Кронштейн заднего переключателя должен быть в одной плоскости и не должен быть выгнут в какую-либо сторону;
- Ролики заднего переключателя должны находиться в одной плоскости;
- Верхний ролик заднего переключателя должен быть в одной плоскости со звездочкой кассеты;
- Все звезды в кассете и на шатунах должны быть параллельны друг другу и не должны “гулять” при вращении вокруг оси.
Что делать?
В большинстве случаев устранение таких неполадок требует наличия специальных инструментов и ряда специфических навыков, для их устранения обратитесь в велосервис. Мы будем рады подсказать проверенные места.
Можно ли продолжить ездить на велосипеде?
Несмотря на все вышеперечисленные поломки ваш велосипед всё ещё пригоден для передвижения, но скорее всего вы не сможете пользоваться полным диапазоном передач — некоторые из них окажутся недоступны, а включение других будет проводить к падению цепи со звёзд или может привести к ещё большим поломкам и ещё более дорогостоящему ремонту.
Катайтесь на здоровье.
Специалисты японской фирмы Shimano, супергиганта специализирующегося на производстве велосипедных запчастей, составили список из 100 возможных причин почему может не работать переключение скоростей.
Настройка заднего переключателя
Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.
Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее «петух») можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов.
Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону.
Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.
Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.
Ограничительные винты
Их три. Один сдвигает задний переключатель назад – регулирует натяжение цепи. Два других «L» («low») и «H» («high») ограничивают движение переключателя . Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма.
Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.
Ограничитель высокой передачи («H»)
Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.
Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.
Настраиваем ограничитель высокой передачи:
- Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
- Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
- Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
- Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
- По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.
Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой — во внешнюю сторону.
После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.
Ограничитель низкой передачи («L»)
Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.
Настраиваем ограничитель низкой передачи:
- Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
- Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
- Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.
Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой — в сторону спиц.
Переключение передач велосипеда
Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку.
Ну и наоборот — отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно – один щелчек ( + или – ) и один сдвиг рамки переключателя.
Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.
Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.
Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса.
У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения.
На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.
Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.
Точная подстройка основана на следующих принципах:
- переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса.Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
- переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.
Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.
Настройка заднего переключателя скоростного велосипеда — самостоятельная настройка скоростей на велосипеде
В наше время рынок вело запчастей, потрясает наличием разнообразных задних переключателей скоростей для велосипедов, они бывают как начального уровня, так и профи. Но, не смотря на это, настройка заднего переключателя скоростей, имеет примерно одинаковый принцип регулировки. Почти на всех современных задних переключателях имеются 5 элементов для регулировки.
- элемент для крепления троса, винт или гайка
- барабан регулировочный
- винт ограничительный L (low) , для регулировки малых передач (больших звезд)
- винт ограничительный H (high) , для регулировки больших передач (малых звезд)
- регулировочный винт натяжителя цепи
На разных моделях задних переключателей, регулировочные ограничительные винты L и H могут находиться сбоку или сзади. Следует помнить также, что подстроить задний переключатель можно и помощью регулировочного барабана, который находится почти на всех манетках. Это очень удобно, поскольку тросы, как правило имеют свойство растягиваться.
Подготовка к настройке заднего переключателя
Требуется очистить от грязи, кассету, сам задний переключатель, проверить рубашки тросиков, также их при необходимости желательно смазать.
Этапы регулировки заднего переключателя на скоростном велосипеде
- Необходимо переключится на самые маленькие звездочки спереди и сзади.
- Барабаны натяжителей (на переключателе и на манетке, если имеется) нужно закрутить в начальное значение, закручивает до упора по часовой стрелке. Это нам даст возможность в дальнейшем при ослаблении троса заднего переключателя подтянуть трос с помощью этого барабана.
Если при переключении на большие передачи имеется сдвиг роликов относительно звезд вправо, то необходимо покрутить винт «Н» по часовой стрелке, подтянуть, до того момента пока они не станут ровно на прямой оси. Если ролики сдвинуты влево ,цепь будет с трудом переходить на меньшие передачи, необходимо ослабить винт «Н» -покрутить против часовой стрелки.
Для этого необходимо поставить цепь на переднюю самую малую звезду а заднюю на самую большую. Далее крутим педали назад, если верхний ролик заднего переключателя задевает за зубья звездочки, то необходимо крутя регулировочный винт добиться такого значения, чтобы ролик был на расстоянии порядка 5 мм от зубьев звезды.
Видео по настройке переключателя shimano
Если же в дальнейшем, например, если плохо цепь возвращается на крайние звездочки, или из крайних на соседние, то можно производить регулировку заднего переключателя на ходу, покрутив барабан против часовой стрелки, если конечно на манетке вашего велосипеда он присутствует.
Возможно, при падениях или других обстоятельствах погнулся рычаг, можно попробовать сделать ремонт заднего переключателя, путем выравнивания рычага.
Не четкое переключение также может быть из-за не исправности кассеты, различные деформации, перекосы. Также причина нечеткого переключения может скрываться в загрязненном тросе или неисправности манетки переключения. После правильной настройки заднего переключения скоростей можно переходить к настройка переднего переключателя скоростного велосипеда.
Настройка и регулировка переднего и заднего переключателей скоростей на велосипеде
Как может быть езда на спортивном велосипеде увлекательной, если не переключать скорость? Благодаря продуманной системе можно регулировать интенсивность вращения педалей, то есть подбирать соответствующий каденс в зависимости от сложности дороги.
Например вы выезжаете на склон, тогда необходимо выставить цепь на переднюю маленькую и заднюю большую. Такое расположение не только увеличит число оборотов педалей, но позволит задействовать меньше силы ног, позволяя им сохранять энергию.
Если же дорога ровная, то для большей скорости используется передняя большая и задняя маленькая звезды. Бывает также, что во время езды цепь может соскакивать, а причина ― неправильное расположение переключателей.
Чтобы обезопасить себя от слета цепи или ее смещения, необходимо знать основы эксплуатации байка, среди которых настройка скоростей на велосипеде.
Как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде
Для начала необходимо закрепить велосипед так, чтобы заднее колесо было над полом или землей. С этой задачей легко справляются специальные стойки, но можно обойтись и подручными материалами, например, веревка.
Если вы катаетесь в лесу либо в парке, начало веревки привяжите за седло либо раму, опрокиньте через ветку, выставьте на необходимую высоту и зафиксируйте. Будет немного неудобно, так как отсутствует некая неустойчивость, но настройка заднего переключателя велосипеда пройдет успешно.
Основу системы заднего переключателя составляют: болты Н (Hight) и L (Low), а также гайка натяжения троса. Больше ничего там нет и с этой задачей, справится даже начинающий.
Настройка заднего переключателя:
- опрокидываем цепь на самую маленькую заднюю звездочку и большую переднюю. Количество секций у скоростных кассет может быть разной, примерно, от 6 до 10;
- оцениваем расположение роликов заднего переключателя. Правильной считается регулировка заднего переключателя, если маленькая звезда кассеты образовала одну линию с
- роликами переключателя;
- вышесказанное может быть использовано как для простой регулировки, так и точной настройки. Если вы устанавливаете новый переключатель, тогда необходимо выставить его на
- одной линии с маленькой скоростной звездочкой и натянув трос не сильно, закрутите его болтом, отвечающий за его крепление. Простая регулировка заднего переключателя
- скоростей велосипеда задействует лишь гайку натяжения троса;
- постепенно переключаем передачи, пока цепь не окажется на самой большой звезде;
- смотрим, есть ли прямая линия между роликами переключателя и большой звездой;
- исключить падение велосипедной цепи на спицы колеса возможно с помощью регулировки блокировки заднего хода;
- проделываем все тоже, что с простой настройкой и вкручиваем болты Н и L, пока не образуется именно та вертикальная линия;
- чтобы удостоверится в регулировке, нужно запрокинуть цепь на переднюю среднюю звездочку и постепенно осуществлять действия задним переключателем начиная с малой звезды
- на верхнюю и обратно. В таком положении должно произойти равномерное перескакивание велосипедной цепи по всему диапазону.
Как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде
После настройки заднего переключателя, на этом работа не заканчивается и теперь стоит перейти к переднему, чтобы синхронизировать равномерное соскакивание и подъем цепи по звездам.
Основная настройка переднего переключателя велосипеда:
- сперва ослабляем винт держащий трос и полностью освобождаем его от этого крепления;
- на переднем переключателе возле руля находим гайку, отвечающая за натяжение троса и закручиваем ее до упора, а после ослабляем примерно на полтора оборота;
- возвращаемся к переключателю и необходимо отыскать два болта с обозначениями Н ― положения цепи на большой звезде и L ― на малой;
- закручиваем полностью винт L, а Н практически выкрутить;
- переводную рамку двигаем к себе и подставляем под нее что-нибудь для фиксирования в таком положении;
- выставляем велосипедную цепь на среднюю звезду;
- возвращаем трос на свое место, не сильно натягивая, и прикручиваем;
- убираем подставку из-под переводной рамки.
После всех проведенных манипуляций с настройкой, необходимо выставить цепь на средней звезде и начать медленно переключать: сначала на малую, потом на большую.
Смотрим за положением рамки, и если будет замечено, что возможен риск соскока с большой звездочки, тогда необходимо отрегулировать при помощи винта Н. Когда цепь не желает возвращаться на малую звезду, нужно раскрутить немного винт L и придвинуть рамку в раме велосипеда.
Все секреты о том, что такое настройка скоростей велосипеда для чайников показано на видео. В общей сложности, наименьшее время занимает настройка заднего переключателя скоростей велосипеда и это примерно где-то 5 минут.
Другая ситуация, когда настройка переднего переключателя велосипеда сложнее и кропотливее, так как не только нужно обязательно выставить ровно цепь, но и сделать так, чтобы она не соскочила в наружу или внутрь.
Настройка заднего переключателя
Задний переключатель является одной из самых хрупких и выпирающих деталей велосипеда, которая часто подвергается ударам. Поэтому если у вас возникли проблемы с переключением скоростей, то прежде всего стоит убедиться в том, что задний переключатель не погнут и не поврежден.
После удара или падения на правую сторону, задний переключатель сгибается вовнутрь по направлению к спицам. В некоторых случаях он может попасть непосредственно в спицы колеса. Если такое происходит, то в лучшем случае ломается сам переключатель скоростей, а точнее его держатель — петух. В худшем — вместе с ним ломаются и несколько спиц.
Определить погнут ли петух можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов.
Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются исправить положение, пытаясь выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.
Существует, однако, специальный инструмент для выпрямления петуха, который крепится к нему вместо переключателя и обеспечивает достаточное усилие рычага для выпрямления. При этом специальный контрольный указатель показывает, на сколько точно вертикально спозиционирован кронштейн.
Ограничительные винты
Два специальных винта, ограничивающих движение переключателя скоростей к большей и к меньшей шестерёнкам. Как правило, ограничительные винты находятся в задней части параллелограмма.
Эти винты своими концами физически ограничивают движение переключателя в обестороны и предотвращают соскок цепи.
Таким образом, ослабляя ограничители, переключатель перемещается на большее расстояние; затягивая винты, его движение ограничивается.
Обычно ограничительные винты настраиваются у нового переключателя и впоследствии к их регулировке не возвращаются. Если всё-таки возникла в этом необходимость, то скорее всего погнут либо сам переключатель, либо петух. Но так или иначе, в качестве временного решения проблемы этот метод вполне подойдёт.
На современных переключателях винты обозначены латинскими буквами «H» (англ. «high») для высоких передач и «L» (англ. «low») для низких.
Регулировочные винты не сильно чувствительные, поэтому можно смело крутить на оборот или полоборота за один раз. Самым ответственным здесь является ограничитель низких передач, который предотвращает попадание цепи в спицы заднего колеса.
Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку:
Ограничитель высоких передач («H»)
Винт, ограничивающий высокие передачи, не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и дропаутом. Впрочем, при использовании современных индексных переключателей, соскочить цепи с маленькой звезды скорее всего не даст натянутый трос. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.
Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутым петухом или переключателем или с затруднённым ходом троса.
Для данной настройки следует ослабить натяжение троса, закрутить до конца регулировочные барабаны на самом переключателе скоростей и на рычаге, а также перевести звёзды в положение самой высокой передачи: большая звезда спереди и маленькая сзади.
Закручивая регулировочный винт «H» по часовой стрелке, рамка смещается в сторону больших звёзд; против часовой — в сторону малых.
После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.
Ограничитель низких передач («L»)
Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.
Для данной настройки следует перевести шестерёнки в положение самой низкой передачи: маленькая звезда спереди и большая сзади, а также максимально выкрутить регулировочный винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
Закручивая винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; против часовой — в сторону спиц.
Настройка переключения
Дискретные переключатели чаще всего нуждаются в настройке. Характерные щелчки, исходящие из рычага переключения, соответствуют определённому ходу троса, который перемещает переключатель в строго заданное место.
Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.
Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса.
У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения.
На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения, у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки троса.
Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.
Перед тем, как начать настройку, нужно переключиться на самую высокую передачу (маленькая звезда) и убедиться в том, что рычаг переключения находится в своём крайнем положении.
Затем делаем первый щелчок и начинаем вращать педали вперёд. Цепь должна перейти на одну позицию выше. Если этого не происходит, то трос слишком слабо натянут. Соответственно, нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки. Регулировку лучше производить с шагом в полоборота.
Для начинающих частой ошибкой является перезатягивание регулировочного барабана. Иногда в результате смещается вся цепочка переключений. Причём на всём диапазоне переключение вроде бы нормальное, но в одном из крайних работает некорректно.
Именно поэтому важно сначала отрегулировать первые два шага переключателя.
Точная подстройка основана на следующих принципах:
- Переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса. Если подобные переключения замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
- Переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса. Если подобные переключения замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелки.
Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.
Регулятор натяжителя («B-tension»)
В современных переключателях два подпружиненных рычага. Нижний, называемый также «A-pivot», поднимает рамку переключателя наверх, при переключении на маленькие звёзды. Верхний «B-pivot» обеспечивает движение рамки назад к большой звезде.
Натяжение пружин обоих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения корректного переключения передач.
В большинстве случаев существует возможность настроить натяжение пружины верхнего рычага «B» параллелограмма переключателя с помощью специального регулировочного винта, в терминологии компании Shimano называемого «B-tension adjuster».
То есть фактически регулируется высота направляющего ролика или угол наклона цепи от этого ролика к звезде. В связи с этим в анлгоязычной литературе можно встретить упоминание о настройке именно угла цепи (англ. «angle adjustment»).
Настройка проводится, установив цепь на самую большую звезду кассеты, то есть на самую нижнюю передачу. При ослаблении винта направляющий ролик поднимается вверх, приближаясь к звезде, увеличивая натяжение цепи (уменьшая угол наклона цепи), тем самым улучшая качество переключения. Разумеется, ролик не должен задевать за шестерёнку. Зазор должен составлять примерно 5 мм.
Данную регулировку нужно проводить заново при замене звёзд кассеты или при смене длины цепи.
Регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда
Несмотря на то, что в продаже имеется широкий ассортимент задних переключателей, принцип их работы и последовательность регулировки, в общем, одинаковы. На заднем переключателе обычно имеется 5 регулировочных элементов.
- Винт крепления троса.
- Барабан для регулировки натяжения троса.
(На некоторых переключателях может отсутствовать) - Ограничительный винт регулировки малых передач (больших звездочек) — обозначается буквой L.
- Ограничительный винт регулировки больших передач (малых звездочек) — обозначается буквой H.
- Винт регулировки натяжителя цепи.
(На некоторых переключателях может отсутствовать)
На переключателях разных моделей эти регулировочные винты могут быть расположены по разному. Например, ограничительные винты часто располагаются не сзади, а сбоку.
Кроме этого, на некоторых манетках тоже стоят регулировочные барабаны, и они тоже, в сущности предназначены для регулировки заднего переключателя (точнее, для регулировки натяжения троса) Каким барабаном пользоваться — разницы нет, но уж если захотелось подтянуть трос прямо на ходу, то можно воспользоваться регулятором на манетке. Поскольку тросы имеют свойство растягиваться в процессе эксплуатации, подтягивать их придется все равно, как бы тщательно ни регулировались переключатели.
Регулировать задний переключатель можно только на чистом велосипеде. Надо очистить от грязи сам переключатель, ролики натяжителя, вытащить всякие травинки и хвоинки из кассеты, а также очистить и смазать цепь. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы переключатель начал работать, как полагается.
Устанавливаем цепь на самые маленькие звездочки спереди и сзади. Находим на своем переключателе регулировочные винты H и L. | Ослабим трос заднего переключателя. Затем вращаем барабан регулировки натяжения троса по часовой стрелке до упора. Тоже самое проделываем с барабаном на монетке. |
Снимаем трос. Ослабляем винт крепления троса (внутренним шестигранником) и вынимаем трос из крепления. (Из переключателя его вытаскивать необязательно. Но не помешает проверить состояние троса. Если трос изношен или расплетен то лучше его заменить. А если он грязный, то его надо почистить и смазать. Несмазанный трос может стать причиной нечеткого переключения передач. |
Устанавливаем большие передачи. Для этого надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт H, выровнять ролики нятяжителя и самую маленькую звездочку. Ролики и звездочка должны находиться на одной прямой. |
Здесь ролики натяжителя сдвинуты вправо — цепь с трудом переходит на большие звездочки. Надо покрутить винт H по часовой стрелке. | Здесь ролики натяжителя сдвинуты влево — цепь с трудом переходит на меньшие звездочки. Надо покрутить винт H против часовой стрелке. | Правильно отрегулированные большие передачи. Если сейчас покрутить педали (приподняв заднее колесо) то на самой маленькой звездочке цепь должна работать бесшумно и без попыток перескочить в сторону. |
Устанавливаем трос. Заправляем трос под винт крепления, натягиваем трос (посильнее) одной рукой, а другой рукой закручиваем винт крепления троса. Если для троса в зажиме предусмотрена канавка, то надо убедиться, что трос попал в эту канавку, а не лежит рядом. Не переусердствуйте с затяжкой винта — в этом месте очень легко сорвать резьбу. |
Устанавливаем малые передачи. Для этого сначала выворачиваем регулировочный винт L почти полностью (он не должен ограничивать перемещения переключателя). Вращая педали, переводим манетку на первую передачу, то есть ставим цепь на самую большую заднюю и самую маленькую переднюю звездочки. Пока еще переключатель не отрегулирован, это лучше делать осторожно — цепь может проскочить левее самой большой звездочки и попасть в спицы. |
Регулируем малые передачи. Для этого надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт L, выровнять ролики нятяжителя и самую большую звездочку. Ролики и звездочка должны находиться на одной прямой. Обычно регулировочный винт надо просто затянуть до тех пор, пока он не начнет туго вращаться. |
Регулируем натяжитель цепи, если он есть на Вашем переключателе. Для этого ставим цепь на самую маленькую переднюю звездочку и самую большую заднюю, и покрутим педали назад. Если верхний ролик натяжителя задевает за зубья звездочки, то надо покрутить винт регулировки натяжителя и добиться того, чтобы этот ролик отодвинулся от звездочки примерно на 5 мм. Потом переводим цепь на самую маленькую звездочку и проверяем натяжение цепи там. |
Теперь надо проверить правильность и четкость переключения передач. Для этого лучше всего немного прокатиться — под нагрузкой все неточности регулировки проявятся лучше. Если цепь плохо переходит с крайних звездочек на соседние, (или плохо возвращается на крайние) то можно немного покрутить против часовой стрелки барабан для регулировки натяжения троса. |
В дальнейшем, небольшую регулировку натяжения троса можно делать прямо на ходу, если покрутить регулировочный барабан на манетке. Правда, он есть не на всех манетках.
Бывает, что настройка заднего переключателя не удается. Он все равно плохо работает или на маленьких звездочках, или на больших. Это может означать то, что переключатель поврежден. (Например, рычаг переключателя погнут в результате падения). В этом случае его можно попытаться выпрямить, или просто заменить.
К нечеткому переключению приводит также повреждение блока задних звездочек (кассеты). Если она деформирована или установлена с перекосом, то сначала надо правильно поставить или заменить кассету.
Причина нечеткой работы переключателя может также крыться в плохо смазанном (поврежденном) тросе, в неисправной манетке, или в разболтавшихся роликах натяжителя цепи.
Как отрегулировать скорости на велосипеде
Причины, способствующие ухудшению процессу переключению передач, выделяют следующие:
- Износ или растяжение троса
- Проблемы с возвратной пружиной
- Механические повреждения петуха
- Механические повреждения переключателя
Приводим в рабочее состояние трос
Состояние троса напрямую влияет на качество работы всей трансмиссии. Наиболее часто встречающиеся проблемы с тросом две – он порвался или сильно износился, либо растянулся. Натянуть трос можно с помощью барабана натяжения троса, который находится на манетке. Для замены троса потребуются следующие действия:
- Ослабить винт крепления троса на переключателе
- Извлечь трос из рубашки. Очень плохой, изношенный трос необходимо будет обрезать.
- Извлечь трос из манетки, при необходимости разобрать её.
- Вставить хороший трос в манетку, в паз удерживающий наконечник троса.
- Смазать трос по всей длине густой смазкой.
- Продеть трос через все имеющиеся рубашки.
- Вставить рубашки в пазы расположенные на раме.
- Зафиксируйте винтом трос на место.
Приводим в рабочее состояние задний переключатель
Если задний переключатель стоит криво, скорее всего, причиной этому будет погнутый петух. Механические повреждения петуха также можно выявить при помощи специального оборудования, который обычно встречается в веломастерских. Петух считается расходным материалом, и в случае деформации следует его заменить. Если поломка застала вас в пути и петух не очень сильно поврежден, можно выгнуть его вручную. Делается это аккуратным неторопливым движением, одна рука при этом прикладывает усилие на задний переключатель, вторая удерживает раму.
При ударе может пострадать и сам задний переключатель. В отличие от переднего, который повредить достаточно сложно, деформации заднего переключателя встречаются значительно чаще. В результате удара может изогнуться рамки переключателя, ничего криминального в этом нет, можно выгнуть ее обратно и спокойно ездить. Если сломался или погнулся параллелограммный механизм, следует его заменить. Поломанный регулировочный винт цепи не является непоправимой проблемой, но переключатель будет работать заметно лучше, если винт заменить, то же касается ушка, где закрепляется винт.
Настраиваем задний переключатель
После устранения всех дефектов, описанных выше, ничто не сможет вам помешать правильно отрегулировать велосипед, и получить в награду безупречное переключение скоростей.
Регулировка заднего переключателя скоростей
Полезные советы, которые помогут Вам отрегулировать задний переключатель скоростей байка
Подготовительный этап, который предшествует работам по настройке заднего переключателя скоростных режимов велосипеда, заключается в выявлении его неисправности. Посмотрите – не погнулся ли он в процессе езды. Так как ему приходится занимать крайне невыгодное с точки зрения защищенности выпирающее расположение. По этой причине велосипедисты называют его наиболее уязвимой частью байка. Испытав удар, он прогибается к спицам. Но, если его установка была осуществлена на так называемый петух, то ему ничего не грозит. В данном случае деформируется сам петух. Когда же таковая деталь отсутствует, даже не самый сильный удар повредит раму. Старайтесь пользоваться байком крайне осторожно. Оградите задний переключатель от возможных столкновений с чем бы то ни было.
Чтобы поверить петух либо задний переключатель скоростного режима на деформацию, необходимо скрупулезно осмотреть заднюю часть рамки последнего. Его направляющие ролики (их всего 2) должны располагаться на одинаковом уровне, друг напротив друга. Вместе с тем, не упускайте из виду цепь, которая протянута между ними. Она не должна иметь перекосов. Ее оптимальное положение — вертикальное.
Ни в коем разе не стремитесь придать искореженному петуху прежний вид посредством сгибания переключателя скоростных режимов в реверсивном направлении. Иначе Вы деформируете его рамку. Прежде, чем начинать рихтовку кронштейна, демонтируйте его с рамы байка. Впрочем, можно воспользоваться инструментом, который обычно крепят на петух – там, где должен располагаться сам переключатель. Он выполняет функция специального рычага. Причем к нему прикреплен указатель, позволяющий выравнивать петух с точностью до миллиметра.
Учтите, что некоторые переключатели, которые изготовлены компанией «Campagnolo», оснащены наклонной рамкой. То есть, так называемый ролик натяжителя установлен в некотором отдалении от спиц, нежели ролик, задающий направление.
Винты-ограничители заднего переключателя скоростных режимов
Данные элементы предназначены для той цели, чтобы лимитировать траекторию перемещения заднего переключателя. Как правило, винты-ограничители установлены в задней секции основной конструкции переключателя. Они блокируют его перемещения, не позволяя ему продвигаться за пределы периферийных звезд. Благодаря чему цепочка не соскакивает.
Зачастую регулировку крайних уровней переключателя выполняют на только что выпущенном байке и впоследствии производить ее уже не требуется. Однако, если в процессе переключения на периферийные звездочки, цепочка то и дело начинает соскакивать, необходимо отрегулировать винты. Это позволит придать переключателю оптимальное положение. Тем не менее, не стоит забывать, что соскакивание цепи провоцирует, как правило, погнутая рамка или деформированный петух. Следовательно, потребуется их выпрямить, вернув им прежнюю форму. В крайнем случае – заменить. Если этого не сделать, велосипедист может получить серьезную травму.
Винты-ограничители, которыми комплектуются современные переключатели скоростей, маркируются такими английскими буквами, как «H» и «L». Первой обозначаются высокие передачи. Второй – низкие. Примечательно, что старые переключатели не имели маркировки. Зато на них можно было отчетливо рассмотреть, какой именно из установленных винтов плотно прилегает вплотную к самой рамке, а также затрудняет ее перемещение.
Самые важные настройки для заднего переключателя скоростных режимов
Ограничитель высоких передач (винт «Н»)
Когда винт, отвечающий за ограничение высокоскоростных передач, затянут недостаточно сильно – цепь рано либо поздно потеряет контакт с небольшой звездочкой и сорвется с нее. С одной стороны, она окажется зажатой так называемым пером рамы. С другой же – ее заблокирует и сама звездочка. Если же хорошенько приложиться к винту-ограничителю высокоскоростных передач, очень сильно перетянув его, то он способен заблокировать перестроение цепи на наименьшую звездочку. Однако, не стоит предпринимать поспешных действий. Как показывает практика, перестроение на высокие передачи дает сбои не по причине неправильно отрегулированного ограничителя. Обычно проблема кроется в погнутом переключателе. Также причиной сбоя может стать и деформированный петух.
Перевод цепи на уровень, который занимает наиболее высокая передача (в таком случае большая звездочка оказывается на переднем плане, а маленькая – отодвигается на задний), является первоочередным условием для регулировки периферийного состояния переключателя скоростных режимов. Также потребуется выкрутить анкерный болт и уменьшить напряжение троса. Что же касается регулировочных барабанов, которыми оснащается манетка и рычаг заднего переключателя скоростных режимов, то их, наоборот, необходимо закрутить до предела.
Основная цель таких манипуляций заключается в выставлении роликов, которые есть в переключателе скоростных режимов, на один уровень с наиболее маленькой звездой. В том случае, если закручивать винт-ограничитель «Н» в правую сторону, то рамку переключателя скоростных режимов удастся сместить в сторону спиц колеса. А вот откручивание винта в обратную сторону позволит, наоборот, отдалить рамку от спиц.
Как только регулировка уровня будет завершена, необходимо сильно натянуть тросик. Вместе с тем, потребуется воспользоваться анкерным винтом, чтобы намертво зафиксировать его.
Ограничитель низких передач (большая звездочка «L»)
Недостаточно сильно затянутый винт-ограничитель, который выполняет функцию регулятора низких передач, может ослабить цепь. В итоге, в процессе движения байка та просто-напросто слетит с большой звездочки. Она окажется зажатой не только спицами колеса. Но и самой звездочкой. Тут же произойдет блокировка колеса, спицы покорежатся, цепь запутается, и велосипедист упадет на землю. Если же затянуть винт-ограничитель до предела, то цепь не сможет перестроиться на большую звезду.
Для того, чтобы осуществить настройку этого периферийного положения, следует переключить цепь на уровень пониженной передачи. В таком случае небольшая звездочка окажется на переднем плане, а самая большая переместиться – на задний. Затем демонтируйте винт, промаркированный английской буквой «L». Таким образом, он не будет ограничивать переключатель скоростных режимов.
Выполнить данную работу необходимо для то, чтобы разместить ролики, которыми оснащен переключатель, на одном уровне с большой звездой. Также потребуется закрутить винт-ограничитель «L» в правую сторону. Но не до упора, а до тех пор, пока он не примет нужное положение.
Сильная фиксация винта-ограничителя отодвигает переключатель скоростных режимов в сторону маленьких звездочек. Если же его, наоборот, ослабить, то он переместиться ближе к спицам колеса.
Тонкая регулировка заднего переключателя скоростных режимов
Когда переключатель скоростных режимов отрегулирован корректно, то в дальнейшем он потребует лишь незначительных калибровок. Как показывает практика, они будут сводиться к незначительной настройке либо полной замене тросика.
Регулировка осуществляется при помощи специально предназначенных для этих целей калибровочных барабанов, монтаж которых происходит на манетку. У горных байков они расположены, непосредственно, на самом переключателе скоростных режимов. Также производитель может установить их на трубе рамы. А вот барабаны, которыми оснащаются шоссейные велосипеды, находятся рядом с упором рубашки тросика. Примечательно, что выполнять настройку можно посредством совершенно любого барабана, предназначенного для регулировки.
Правда, прежде, чем осуществить регулировку, следует переместить манетку на уровень самой скоростной передачи (за нее отвечает маленькая звездочка). Одновременно необходимо удостовериться в том, что регулировочный рычаг перемещен в периферийную плоскость.
После чего требуется задать манетке следующий скоростной режим и начать вращать педали. Это позволит цепи перестроиться на расположенную рядом звезду. В том случае, когда цепь на нее не переместиться, то необходимо посильнее натянуть тросик. Воспользуйтесь барабаном, предназначенным для регулировки. Поверните его влево, и тросик моментально натянется струной. Не стоит резко поворачивать барабан. Делайте это плавно, в пол оборота, пытаясь одновременно переключать скорости. Ведь чрезмерно перетянутый барабан может привести к смещению цепи. Конечно же, при переключении передач проблем возникнуть не должно. Но, как только, велосипедист попробует перевести их в периферийной положение, проблем не избежать.
Нюансы тонкой регулировки переключателя скоростей
1. Для того, чтобы осуществить настройку перехода на большие звезды – необходимо натягивать трос. И никак иначе. Когда цепь перемещается на большую звезду с некоторой натяжкой, то это означает, что тросик недостаточно натянут. Исправить положение можно при помощи калибровочного барабана, который необходимо повернуть в левую сторону.
2. Чтобы выполнить регулировку переключения на небольшие звезды, потребуется ослабить трос. В том случае, если цепь перемещается на небольшую звезду в достаточно замедленно темпе – следовательно, тросик ослаблен. Необходимо повернуть регулировочный барабан вправо.
Но бывают ситуации, когда перестроение задних передач на разных звездочках происходит не одинаково равномерно и плавно. Значит, деформирован петух.
Винт, предназначенный для регулировки натяжения (B-tension)
Современные переключатели скоростных режимов комплектуются двумя рычагами. Один из них, который называется «A-pivot», находится внизу и подымает рамку переключателя скоростных режимов наверх – туда, где расположена маленькая звезда. Другой, «B-pivot», перемещает рамку в совершенно другое направление, по ближе к большой звездочке. Чтобы при переходе с одного скоростного режима на другой не возникало никаких сбоев – необходимо сбалансированное натяжение пружин.
Подавляющее большинство задних переключателей скоростных режимов оснащаются полезным винтом. В классификации Shimano он фигурирует под названием «B-tension adjuster». Он позволяет придать пружинам рычага с маркировкой «В» оптимальное натяжение. Иными словами, этот винт регулирует высоту ролика, который задает направление. Чтобы выполнить настройку, переместите цепь на большую звезду с задней стороны. Закрученный влево винт для регулировки позволит ролику подняться вверх, поближе к звезде. Одновременно, увеличиться и степень натяжения цепи. Улучшиться и четкость перестроения с одной скорости на другую. При этом не допускайте, чтобы ролик задевал звездочку. Между ними должен быть промежуток равный 5 мм.
Задние переключатели скоростей от производителя «Campagnolo»
В начале 21 века все модели переключателей скоростного режима, которые выпускает компания «Campagnolo», стали оснащаться одной полезной опцией – регулировкой степени натяжения пружины рычага «А». Ее полное название расшифровывается, как «A-tension adjustment». По-большому счету, данная опция целиком и полностью противоположна функции «B-tension adjustment». Ведь ослабление пружины рычага «А» и, наоборот, затягивание точной такой же детали в рычаге «В» приносят идентичный эффект.
Как выполняется регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда с Shimano Alivio?
Механизм селектора передач маунтинбайка только на первый взгляд кажется сложным, на самом деле его наладка выполнима даже без помощи специалиста. Оборудование среднего уровня Alivio имеет оптимальное соотношение качества и цены, поэтому меньше подвержено износу, что облегчает юстировку его узлов. Сломать агрегат переключения в процессе работы у вас вряд ли получится – конструкция системы проста и надежна, а вот моральное удовольствие от самостоятельно проделанной операции гарантировано.
Устройство перебрасывателя и причины его функциональных сбоев
Перед тем, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нелишним будет узнать причины сбоев в работе механизма. Суть неполадок заключается в следующих пунктах:
- Повреждения троса или отсутствие на нем смазывающего вещества.
- Нарушение целостности рубашки троса.
- Изогнутый петух – крепление механизма к раме веломашины.
- Износ цепи или кассеты со звездочками.
- Заклинивание роликов цепного натяжителя.
- Неполадки манетки смены передач на руле.
Винты для регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде: технический минимум
Несмотря на многообразие перебрасывателей параллелограммного типа от японского производителя, их конструкция и принцип работы похожи. В процессе юстировки устройства принимают участие пять элементов:
- 1 – крепление троса в виде закладного болта с гайкой.
- 2 – винт для натяжения троса с барабаном.
- 3 – винт для корректировки натяжения цепи.
- L – ограничительный винт для юстировки низких передач.
- H – ограничительный винт для корректировки высоких передач.
Специальные винты L и H, с помощью которых выполняется регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда с Shimano Alivio, физически ограничивают перемещение механизма, чем предотвращают соскакивание цепи. На практике ими пользуются в основном только при отладке нового перебрасывателя, впоследствии процедура не нужна.
В случае, когда погнут петух или сам механизм, то корректировка ограничительными винтами может на короткое время решить проблему. Их чувствительность не очень высока, поэтому 1-2 оборота за один раз вполне оправданны.
Методика: как правильно настроить на велосипеде задний переключатель скоростей Шимано?
Процедура ремонта и отладки узлов цепной передачи должна проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.
Подготовительный процесс
Как сказано выше, грамотную настройку предваряет тщательная очистка. Иногда даже такая процедура способна благотворно повлиять на работоспособность механизмов. Технологические моменты подготовительных работ заключаются в следующем:
- Почистить переключатель и кассету звездочек.
- Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
- Вымыть и смазать цепь.
Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.
Как наладить ограничитель высоких передач?
Для юстировки цепь устанавливают в положение высокой передачи, когда задействованы самая малая звезда сзади и большая спереди. Для тех, кто интересуется, как на горном велосипеде настроить задний переключатель скоростей, важно запомнить – суть юстировки заключается в установке задней маленькой звезды в одну линию с роликами натяжителя. Реализация этой задачи осуществляется за счет вращения регулировочного винта H:
- по часовой стрелке – рамка отклоняется в сторону большой звездочки;
- против часовой стрелки – рамка смещается к внешней стороне.
Как отрегулировать ограничитель низких передач?
Функционал ограничительного винта L состоит в предотвращении переброса цепи за пределы большой звезды. Неправильная наладка может привести к заклиниванию цепи в промежутке между звездой и спицами или невозможности включения низкой передачи.
Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L:
- по часовой стрелке – узел перебрасывателя смещается в сторону малой звездочки;
- против часовой стрелки – узел перемещается в сторону колеса.
Как отладить натяжение троса?
Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:
- натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
- окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.
По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик. Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону.
Настройка натяжителя цепи
Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.
Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:
- Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
- Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
- Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.
Возможные нюансы
Иногда поразительные результаты дает обычная промывка и смазка тросов и их рубашек. Практика показывает, что после этой операции делать переходы становится значительно легче. При обнаружении порванного тросика с частью расплетенных проволочек его следует немедленно заменить. Такая же ситуация с рубашкой, у которой наблюдаются повреждения.
Причиной неожиданных сбоев при перебросе передач могут быть две причины:
- Вырвало трос из фиксирующего болта механизма.
- На одном из концов рубашки продавилась заглушка.
Перед тем, как настроить на горном велосипеде задний переключатель скоростей, нужно проверить состояние петуха. Он может погнуться в результате падения или при езде по неровной поверхности. Выпрямлять деталь непосредственно на веломашине категорически нельзя, потому что рамка узла хрупкая, лучше демонтировать погнутый петух и выровнять его на металлической плите.
Также следует обратить внимание на степень изношенности цепной передачи, которая возникает по причине долгой езды на нестандартных комбинациях передач. Ролики натяжителя цепи нуждаются в периодическом обслуживании – их необходимо минимум раз в год очищать и смазывать.
Источники:
http://velosreda.ru/nastrojka-zadnego-pereklyuchatelya-skorostej-velosipeda
https://spiegelstudio.ru/bez-rubriki/kak-delaetsya-regulirovka-zadnego-pereklyuchatelya-skorostej-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html
https://sportotip.ru/vidy-sporta/velosiped/kak-otregulirovat-skorosti/
https://veloservice.by/articles/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D1%81/
https://autobann.su/nastroyka-zadnego-perekluchatelya-skorostey.html