Ремонт велосипедного колеса с помощью станка
Среди целых составляющих велосипедного транспорта можно назвать спицевое колесо. Подобный вид колес может быть установлен на многочисленное количество байков. Он состоит из простейших составляющих элементов:
Из-за процессной эксплуатации спицовка колес подвергнута многочисленным нагрузкам, вследствие чего зачастую возникают повреждения его формы.
Приспособления для наладки велосипедного транспорта
Для самоустранения недостатков исправления велосипедного колеса потребуются следующие инструменты для починки:
- Ключ спицевой.
- Мелок или водный маркер.
- Пластиковые универсальные монтажки для проведения демонтажа велоколес.
Основания появления и вариации ликвидации недочётов велосипедного колеса
Основаниями наличия изъян называют разными. Велосипед во время наезда на что-то подвергается геометрической деформации. Как будет сделана правка, зависит от качественной характерной особенности обода.
Колесо видоизменяет свою конфигурацию, если ездок разъезжает не совсем аккуратно по кочкам или во время скачков на дороге. И все это может повлиять на износ велосипеда. Но он может сломаться ввиду остальных обстоятельств. Когда велосипедист сидит на велосипеде, колеса подвержены сильной нагрузке. Когда он тормозит на большой скорости, они деформируются, образовывается восьмерка. Если велосипедист берет маневр на поворотных направлениях, то происходит подобный дефект транспорта. Даже если человек будет аккуратно ездить по дорогам, рано или поздно, его ожидает неприятность, как правка колесного дефекта.
Рассмотрим, как произвести переспицовку колеса велосипеда своими руками.
Силовое выпрямление для исправления
Для того чтобы ликвидировать изгиб этим вариантом, в первую очередь необходимо освобождать велосипедное колесо с рамы. Повернуть к себе стороной выпуклости, взять шину с обеих стороны. Наилучший захват велосипедного колеса составляет по 60 градусов в обе стороны от восьмерки. Нужно приставить колесо к
выпуклости и с огромной силой надавать от себя. Какое положение велосипедного колеса сможет выровнять обод? Можно надавить на весу. Простой способ – установить колесный дефект вертикальным участком вверх. Одному не стоит упражняться, а позвать на помощь напарника, который прочно придавливает колесо к полу. После того, как оно было выпрямлено, оно должно надеваться на раму и проверять в результате вращательных действий. Этот способ не совсем эффективный по многим причинам:
- Нельзя выгибать мелкие изгибы.
- Обод можно перегнуть в другую сторону.
- Не совсем удобно.
- Слабое попадание.
- Не каждый обод подвергается простейшему силовому воздействию.
Все эти моменты при проведении действий необходимо учитывать. Когда восьмерочный изъян появился неожиданно, из-за наезда на какую-либо значительную преграду, колесо велосипеда нужно спешно выпрямить, чтобы можно было спокойно добраться до места назначения.
Регулировка контактных велосипедных спиц
Перейдем к другому способу ремонта колеса велосипеда для устранения кривого обода.
Чтобы сделать регулировку спиц на велосипеде, нужно ослабить и подтянуть. Для работы с ними потребуется инструмент – спицевой ключ. Это инструмент в виде приспособления, представляющим кругляш с квадратными отверстиями сбоку под различные формы для протяжки. Подобный инструмент приобретается в любом магазине спорттовары, где продаются велосипеды.
Важно! В регулировке транспорта использовать именно этот инструмент! Не пользоваться плоскогубцами или другим гаечным инструментом.
Для того чтобы выровнять восьмерку на велосипеде, потребуется терпение, кто занимается ремонтом велосипеда впервые. Первоочередное действие – это снятие шин для того чтобы убрать восьмерку на колесе велосипеда.
Затем нужно сделать проверку на натяжение. Часто обод может искривляться из-за того, что ослаб. Проверку оси можно сделать так:
- Если спицы болтаются, то нужно их подтянуть примерно на 1 оборот по всему велосипеду.
- Если такая проблема отсутствует, то ничего не трогайте, так как можно нанести только вред восьмерки.
- Приступить к другой спице, которая находится в центре, у выпуклости.
- Сделать поворотное действие, противоположную направлению выпуклости.
Спицы по бокам могут быть ослаблены. При восьмерке на три спицы правки такая:
- Затянуть цент на четверть оборота ключа.
- Ослабить крайние спицы на восьмую часть оборота: ослабление значительно меньше.
При восьмерке на 7 спиц ремонт осуществляется:
- Центр нужно натянуть на половину оборота.
- Две спицы ослабляются по бокам.
- Затягиваются четвертая и пятая на 1/8.
- Происходит ослабление шестой и седьмой спиц на 1/9 оборотов.
Чтобы добиться хорошего результата –нужно потрудиться.
Дефекты обода велосипедного колеса
Колеса могут образовываться в три основных недостатка:
Починка восьмерки велосипедного транспорта
Разберемся, как выправить восьмерку на колесе велосипеда.
Исправить восьмерку и другие дефекты нетрудно, но, чтобы результат был положительным, нужны умения, усидчивость и терпение. Нельзя допускать ослабления отдельных спиц, так как они могут сломаться в любое время. Если после настройки остаются только ослабленные, их нужно подтягивать, а также другие, которые находятся по соседству. Нельзя их перетягивать, ведь они могут нанести вред. Если после правки она была сильно перетянута, её следует ослабить, и соседние, затем сделать повтор этапа.
Чтобы правильно произвести правку обода велосипедного колеса, важно соблюдать несколько условий:
- Если перетянуть спицы колеса, можно так нанести вред ободу. Если они в процессе правки одна или несколько будут сильно перетянуты, их важно ослабить, после чего повторить процедуру.
- Если в процессе правки они оказались ослаблены, нужно провести подтяжки, после чего снова сделать регулировку.
Правка яйца велосипедного транспорта
Каким способом убрать на велосипедном колесе яйцо? Узнаем из нашей статьи.
Исправить яйцо на велосипеде труднее, чем другими способами. Рассмотрим, что нужно сделать для устранения недостатков:
- Провести действия по снятию крышки и удостовериться в том, что произошла деформация обода, а не шины.
- Прокрутить колесную ось.
- С помощью мела отметить часть обода, на которую требуется приподнять предмет.
- Проследить три этапа: ослабить натяжение, натянуть, натягивать для исключения яйца.
- Чтобы исправить изъян, сначала ослабить, а уже затем натянуть все спицы враз.
- После исправления яйца так же, нужно надавать на спицы всей физической силой, чтобы колесо усадилось.
Изъян яйца на велосипедном транспорте может возникнуть из-за неудачных приземлений велосипедистом. Оно сплющивается жестко по вертикали. Яйцо часто встречается с таким дефектом, как восьмерка.
Важно! Чтобы выровнять, исправить его, а именно выправить восьмерку на колесе велосипеда, нельзя забывать про другой дефект
В отличие от восьмерки изъян яйцо вылечивается благодаря подтягивания с обеих сторон. Важно выявить очаг поражения, а затем выпрямить яйцо, в результате подтягивания велосипедных недочетов.
Корректирование зонта недостатков
Рассмотрим правку велосипедного обода дефекта зонта. Всем, кто любит езду на велосипеде, знакомо такое значение, как правка зонта. Зонт велосипедного дефекта основывается на том, что обод смещается в определенную сторону и располагается не ровно к центру втулки. Насколько смещен изъян, все зависит от конструкции велосипедного транспорта. Зонт можно устранить аналогично, как и обычную восьмерку. Необходимо провести правку натяжки спицевого изъяна, а затем – ослабить. Отличительной характерностью зонта от восьмерочного недостатка является усилие, которое не должно быть слабее. Все недостатки можно выпрямить с помощью элементарного станка. Как его сделать самостоятельно, рассмотрим ниже.
Станок для правки и спицовки колесного недостатка велобайка своими руками
Рассмотрим, как сделать станок для правки велосипедных колес самостоятельно. Зачастую активная езда на велосипеде приводят ко многим элементарным дефектам. Если же велосипедист катается по ровным дорогам, про подобные дефекты можно надолго забыть. Но как же быть, если езда активная? Значит нужно знать и исправлять неполадки самостоятельно, при этом изготовив элементарный станок для правки. Но что делать, если в вашем городе нет мастерских по ремонту таких неполадок? Выход всегда есть! Можно сделать станок для правки колес велосипеда своими руками.
Предлагаем смастерить элементарный станок для правки колес велосипеда самостоятельно дома. Процесс исправления на станке может затребовать огромных сил, но корректировать можно быстрее с помощью станка. Для самостоятельной конструкции станка потребуются следующие материалы и инструменты:
- Профильный лист оцинкованный на 28х27 –в количестве 2 метров.
- Гаечные винты М5 – в количестве 12 шт.
- Магнитики 10х1,4 мм. – в количестве 10 шт.
- Обыкновенная линейка шириной 30 см.
Наш станок будет рассчитан для правки велосипедных колес от 10 до 28 дюймов. Длина не имеет определенного значения, а расстояние будет подбираться по оси колеса с регулировкой перемещаемой правой стойки относительно левой. Чтобы закрепить правую стойку под ось иной величины нужно обязательно сделать про сверловку дополнительных отверстий в нижней перекладине.
Все детали для станка изготавливаются из оцинкованного профиля. В верхней части стоек обязательно должны быть прорези для скорой установки колеса. Для соединения станка понадобятся винты М5 с гайками в количестве 12 шт. Станок легко разбирается и собирается, можно хранить дома. К каждой линейке приклеивается суперклеем по пять магнитов. Правку на станке делать с поддержкой двух линеек, которые прикреплены к стойкам на магнитах. Подобная конструкция станка свободно перемещается и отслеживается биение в двух полостях. Первые испытательные моменты можно провести на детском велосипеде. Обычно затрачивается 20 минут, после чего колесо принимает идеальную форму. Чтобы собрать элементарный станок для правки велобайка, результат будет положительным.
Как заклеить камеру велосипеда
Если вы любите велопрогулки и у вас есть собственный велосипед, вы наверняка сталкивались с такой неприятностью, как прокол камеры. Возможно, вам уже приходилось ремонтировать подобную поломку самостоятельно. Если нет – сегодняшняя статья даст необходимые подсказки и советы.
Из нее вы узнаете, как заклеить проколотую камеру велосипеда с помощью специальных средств и даже без клея. Такие знания обязательно пригодятся во время велопутешествия.
Инструкция: как заклеить камеру велосипеда своими руками
Конечно, проще всего не чинить пробитую камеру заплатками, а просто купить и установить новую. Но на самом деле, ремонт камеры велосипеда не представляет никаких сложностей. С этой задачей справятся даже новички, а сэкономленные средства можно будет потратить на что-то другое.
Чтобы отремонтировать эту деталь на велосипеде, вам понадобится специальная заплатка и клей. Стоят они недорого, занимают мало места, поэтому такой минимальный ремкомплект поместится даже в небольшой бардачок (рисунок 1).
Из необязательных инструментов вам могут понадобиться:
- Таз или любая другая емкость с водой, с помощью которой можно определить место прокола.
- Тиски помогут плотнее прижать камеру и край заплатки друг к другу.
- Монтажка (разбортовка) представляет собой небольшой инструмент, с помощью которого можно отогнуть покрышку от обода. Этот инструмент вполне полноценно может заменить обычная отвертка.
- Если колеса вашего велосипеда без эксцентрика, вам также понадобятся ключи и шестигранники.
Все составляющие необязательного рекомплекта практически никак не влияют на процесс ремонта, но все же лучше, чтобы они были под рукой. Конечно, если ремонт производится в условиях похода, заклейка без дополнительных инструментов займет немного больше времени, но все равно будет успешной.
Необходимые инструменты и материалы
Если вам удастся успешно заклеить пробитую камеру велосипеда с помощью минимального ремкомплекта всего один раз, аналогичный ремонт в будущем не будет вызывать никаких сложностей.
Выше мы уже упоминали, что выбор инвентаря для подобного ремонта не очень большой (рисунок 2). На современном рынке есть достаточно качественных заплаток и самоклеющих составов, которые помогут провести ремонт быстро и качественно. И, если заплатки в большинстве случаев являются стандартными, то к выбору клея следует подойти более ответственно. От его качества будет зависеть, насколько прочно заплатка будет держаться на камере.
Итак, в комплект для ремонта камеры велосипеда можно включить такие виды клея:
- RedSun: один из лучших из ассортимента, представленного на рынке. Клей высыхает за 5-15 минут, стоит около 70 рублей, а показатель адгезии очень высокий, поэтому отремонтированная камера прослужит вам еще очень долго.
- Клей «Момент» для резины: более дешевый аналог. Клей высыхает немного дольше (от 30 минут до 2 часов), но у него есть несколько важных преимуществ. Во-первых, он легко смывается с рук, а во-вторых, тюбик очень удобный для нанесения.
- Тип Топ SC 2000: высыхание такого клея длится от 2 до 4 часов, а стоимость может достигать 200 рублей. Однако в его состав входит сразу два компонента, которые специально предназначены для склеивания резиновых элементов. В результате заплатка будет закреплена по методу, схожим с холодной вулканизацией.
При желании, срочный ремонт в дороге можно произвести и обычным клеем «Суперклей», но при приезде на стоянку все равно придется обновить заплатку на месте прокола. Чтобы не делать двойную работу, мы рекомендуем купить и всегда иметь при себе более надежное средство ремонта.
Как заклеить камеру велосипеда в домашних условиях
Заклеивать поврежденную камеру нужно в определенной последовательности. Если вы никогда не делали такой ремонт, просто следуйте инструкции, приведенной ниже, и все последующие разы не вызовут у вас никаких сложностей.
Демонтаж колеса и извлечение камеры
Первый этап велосипедного ремонта подразумевает демонтаж колеса и извлечение поврежденной детали (рисунок 3).
Чтобы снять колесо вместе с ободом и покрышкой, нужно сделать следующее:
- Ободные тормоза нужно отсоединить. Крылья тоже нужно снять, если они могут помешать работе с колесом. Потом переверните велосипед.
- Далее открутите болты, которые удерживают втулку или эксцентрику.
- Теперь нужно аккуратно извлечь колесо. Если вы снимаете заднее колесо, нужно слегка придержать цепь, отвести ось в сторону седла, слегка поднять колесо и вытащить его.
Демонтаж колеса – не самый сложный этап ремонта камеры, поврежденной дорожным покрытием. Гораздо сложнее извлечь саму камеру, но, после нескольких тренировок, у вас не будет возникать никаких сложностей.
Сначала колесо нужно разборотовать с помощью специальной монтажки или любого другого плоского предмета.
Чтобы заклеенная камера не повредилась повторно, нужно четко следовать инструкции по ее ремонту:
- Камеру нужно полностью спустить, выкрутив золотник из ниппеля. В хорошей резине достаточно нажать на паз на колпачке. В недорогих моделях придется придержать золотник рукой, пока не выйдет весь воздух.
- На обратной стороне колеса нужно выбрать подходящее место для разбортовки. Оно должно находиться на некотором расстоянии от ниппеля.
- Монтажку или отвертку нужно вставить вертикально вниз между ободом и покрышкой, не задевая резину внутри.
- Теперь отступаем 15 см от первой разбортовки и аналогичным образом вставляем вторую. Далее нужно осторожно приподнять покрышку, пока небольшая ее часть не окажется за пределами обода.
Когда все действия будут выполнены, оставшуюся часть покрышки можно будет извлечь руками, а потом вывести вентиль из паза в ободе и вынуть камеру.
Выявление повреждения и заклейка
Теперь переходим к самому важному и ответственному этапу ремонта – поиску и устранению повреждения. Чтобы найти дырочки на камере, многие советуют погрузить ее в воду. Это действительно очень простой и популярный способ, но далеко не единственный (рисунок 4).
Его основной недостаток в том, что быстро заклеить поврежденную камеру велосипеда в данном случае не получится. Вам придется ждать, пока она полностью высохнет, так как при попадании воды в ниппель может возникнуть необходимость более серьезного ремонта.
Гораздо лучше определять место повреждения на слух. Для этого нужно слегка подкачать камеру и поднести ее к уху. Ваша задача – определить, откуда идет воздух. Небольшие дырочки находят по слуху, а более серьезные видны визуально. Если повреждение находится на свободной части, можно просто заклеить дырку. Если же оно располагается рядом с вентилем, придется произвести более серьезный ремонт или вовсе купить новую камеру.
После обнаружения поврежденного участка переходим к непосредственному ремонту:
- Поверхность камеры нужно зачистить от жира. Дома это можно сделать с помощью бензина или ацентона. В полевых условиях будет достаточно протереть участок чистой тряпкой.
- Далее по поверхности нужно пройтись наждачной бумагой. Этот этап не обязательный, но желательный, так как после зачистки заплатка будет держаться прочнее.
- Теперь берем заплатку, снимаем с нее защитную пленку и наносим на нее слой клея. В данном случае нужно следовать инструкции на тюбике, так как, в зависимости от вида клея, он может наноситься на одну или на обе поверхности.
На завершающем этапе прикладываем заплатку к месту повреждения и сильно прижимаем к камере, не допуская смещения деталей. Останется только подождать, пока слои схватятся. Обычно это занимает от нескольких минут до получаса.
Если специальной заплатки под рукой не оказалось, можно использовать кусок старой резины. Главное, чтобы на ней не было повреждений, а поверхность была хорошо зачищена.
Как заклеить камеру велосипеда без клея
Бывают случаи, когда ремкомплекта под рукой нет, а на камере появился прокол. Что делать в таком случае? Чтобы доехать до дома или вообще до цивилизации, можно заклеить пробитую камеру велосипеда и без клея (рисунок 5).
Самый простой вариант – использовать обычную изоленту. Главная цель – создать в камере оптимальное давление воздуха, которое надежно прижмет заплатку и не даст камере спускаться. Такую заплатку можно сделать не только из изоленты, но даже из обычного полиэтиленового пакета или любого другого материала, не пропускающего воздух.
Чтобы провести ремонт велосипеда своими руками данным способом, следуйте такой инструкции:
- Переверните велосипед, зафиксируйте его и найдите место прокола камеры.
- На участке повреждения отогните покрышку от обода, достаньте камеру и завяжите ее узлом.
- Заведите края покрышки обратно под обод и накачайте камеру практически до максимума.
Некоторые народные умельцы предпочитают использовать сырую резину и метод вулканизации. Мы не рекомендуем этот метод по нескольким причинам. Во-первых, вам понадобится специальный нагревательный аппарат. Во-вторых, будет существовать высокий риск повреждения камеры. Некоторые советуют использовать для этой цели утюг, но без определенных навыков вы рискуете испортить не только саму камеру, но и утюг, поэтому лучше пользоваться более безопасными способами.
Методы предотвращения проколов
Если вам хотя бы раз приходилось заклеивать пробитую камеру велосипеда в домашних условиях, вы наверняка знаете, что после такого ремонта камера служит меньше. Поэтому гораздо эффективнее предпринять определенные меры, которые могут помочь избежать проколов (рисунок 6).
Чтобы камера служила долго, нужно:
- Правильно накачивать колесо: чрезмерное или недостаточное давление провоцирует быстрое повреждение камеры. Обычно на ней указан диапазон доступных значений, поэтому при накачивании следует придерживаться этих пределов.
- Следите за качеством покрышки: лучше регулярно их менять, так как изношенная покрышка гораздо хуже защищает от проколов.
- Внимательно смотрите на дорогу: старайтесь объезжать предметы, которые потенциально могут стать причиной повреждения. Это касается не только острых камней или осколков бутылок, но и наезда на бордюры.
Если вы все же наехали передним колесом на острый предмет, постарайтесь сманеврировать так, чтобы уберечь от прокола заднюю камеру.
Ремонт тормозов на велосипеде своими руками
Не так давно, изучая отзывы о дисковых гидравлических тормозах Shimano, я наткнулся на следующий отзыв: «Отличные тормоза, только вот гидролиния очень длинная и болтается при езде». Для кого-то это может показаться смешным, но в мастерской или поездках с незнакомыми мне людьми я часто вижу слишком длинные гидролинии дискового тормоза. У кого-то они просто болтаются, а кто-то собирает их в пучок с помощью пластиковых хомутов или изоленты.
Ездить с подобного рода недоразумением можно, но совершенно не нужно. Во-первых, если гидролиния слишком длинная, она имеет противное свойство цепляться за ветки, сучки, деревья, ручки дверей или другие велосипеды на стоянке; во-вторых, слишком длинная гидролиния тормоза выглядит очень неаккуратно; в-третьих, гидролинию излишней длины легко повредить, когда, перетаскиваешь велосипед сквозь лесные заросли.
Итак, мы имеем тормоза Shimano XTR 9000, которые необходимо установить на велосипед. При виде этих тормозов мне сразу вспоминается история 2014 года, когда ко мне обратился человек с целью профилактики велосипеда, которому в одной из московских мастерских установили эти тормоза предыдущей 985 серии, не обрезав гидролинию до необходимой длины. И человек проездил с этими тормозами больше сезона. И поскольку в велосипедах он разбирался неважно, знать о том, что гидролинию тормоза надо подгонять по длине, он не мог.
Инструмент для укорачивания гидролинии тормозов
Гидролинию тормоза можно обрезать острым ножом, правда, это не столь удобно. Поэтому для подобной процедуры я использую специальный инструмент от компании Jagwire. Внизу на фото слева направо вы видите очень удобный инструмент для прессования штуцера в гидролинии, резак для гидролиний и обычный рожковый ключ на 8 мм.
Не забываем также про оливку и штуцер.
Обычно оливка и штуцер идут в комплекте с тормозами. Встречаются также комплектации тормозов, где их нет, в этом случае оливка и штуцер покупаются отдельно. Частенько недобросовестные продавцы частных лавок вынимает столь нужные мелочи из коробки с тормозами и продают их отдельно.
Отмечу, что для разных марок, а иногда и моделей тормозов требуется различные виды оливок и штуцеров. Например, поставить штуцер от Hayes в Shimano или Avid никак не получится. Мало того, неправильный подбор оливки или штуцера может стать причиной поломки ручки гидравлического тормоза. Пару раз в своей биографии механика я сталкивался с течью тормозной жидкости из ручки и причиной тому была как раз неправильно подобранная по диаметру оливка, которая при опрессовке сорвала резьбу на ручке тормоза. В первом случае я заказывал из-за рубежа новую тормозную ручку, а во втором обошелся футоркой и довольно тонкой процедурой ремонта. Понадобится также и шприц, в который заправлено минеральное масло и удален весь воздух.
Подгонка гидролинии тормоза по длине
Перед тем как обрезать гидролинию тормоза, необходимо подобрать ее оптимальную длину. Оптимальная длина нам обеспечит: минимальный излом, безопасность, снижение сопротивления рулению, уменьшение механического воздействия гидролинии на раму и эстетичность. Для того чтобы понять, на сколько нам нужно укоротить гидролинию тормоза, необходимо установить тормоза на велосипед. Помимо установки калиперов и ручек тормозов не лишним также будет установка манеток, грипс и даже рогов, если таковые имеются.
После того как тормоза установлены, мы закрепляем гидролинию к раме с помощью пластиковых хомутов или другого вида крепежа, предназначенного для данной рамы. Теперь, когда гидролиния закреплена, мы точно отмеряем ее длину и отмечаем маркером или изолентой место, где будет срез.
Отрезание гидролинии тормоза
Крепим ручку тормоза таким образом, чтобы тормозная жидкость не могла из нее вытечь. Иными словами, конец ручки тормоза должен смотреть вверх. Берем рожковый ключ и откручиваем прессовочный болт-гайку гидролинии от ручки. После того как гидролиния тормоза откручена, стараемся держать ее вверх, чтобы предотвратить из неё течь масла. Не забываем также о резиновом пыльнике, прессовочной болт-гайке, которые должны остаться на шланге тормоза. Берем инструмент для отрезания и быстрым движением режем гидролинию, после чего одеваем на нее оливку.
Прессовка штуцера в гидролинию тормоза
После того как пыльник ручки тормоза, прессовочная болт-гайка и оливка одеты, переходим к процедуре запрессовки штуцера в гидролинию. Некоторые пользуются молотком или другими подручными средствами, мы же возьмем очень удобный инструмент от компании Jagwire. Продолжаем держать уже укороченную гидролинию вертикально и вручную насаживаем на ее конец штуцер. Не забываем, что оливка и крепежная гайка должны находиться ниже штуцера в указанном порядке (как на фото ниже).
Прессуем штуцер в гидролинию.
После этой процедуры берем шприц с маслом и доливаем немного масла в ручку и гидролинию.
Опрессовка оливки гидролинии тормоза
Подвигаем оливку на расстояние 2-3 мм от конца гидролинии и опрессовываем ее с помощью болта-гайки на ручку. Крутим очень аккуратно, чтобы не сорвать резьбу в ручке. Новичкам крайне рекомендую использовать динамометрический ключ и напомню, что усилие затяжки опрессовочного болта-гайки с помощью динамометрического ключа 5 N·m.
После этого настраиваем ручку тормоза под руку, снова проверяем длину гидролинии и устанавливаем колесо или специальную пластиковую проставку между колодок тормоза и проверяем его работоспособность. После 3-4 нажатий на ручку тормоз должен хватать «как влитой».
Если вдруг ручка проваливается, то, скорее всего, вы упустили жидкость, которая вытекла из ручки тормоза или гидролинии, а значит, вам требуется прокачка тормоза. С другой стороны, по просьбам обратившихся после процедуры укорачивания гидролинии, я обычно сразу меняю шимановскую жидкость в системе на более качественную, долговечную и морозостойкую от европейских лидеров авторынка. Но тема прокачки тормозов — это уже тема другой отдельной статьи, о которой я обязательно еще напишу.
Ремонт передней вилки велосипеда
Многие современные велосипеды оснащены системой амортизации, которая позволяет улучшить управляемость и повысить комфорт во время езды на этом транспортном средстве. Как правило, на велосипеды устанавливается передняя амортизационная вилка, наличие которой дает возможность с легкостью преодолевать различные неровности на дороге при достаточно высокой скорости. Нагрузка на кисти рук и ладони в то же время совсем небольшая. Способствуя снижению вибрационного эффекта, хорошо отлаженная вилка продлевает срок использования и других элементов. Период эксплуатации самой вилки продлит правильный уход и постоянное техническое обслуживание.
Виды передних вилок
Ассортимент вилок многообразен, их группируют по виду амортизации и особенностям устройства.
По типу амортизации различают:
- жесткие;
- пружинные;
- пружинно-масляные;
- воздушные;
- воздушно-масляные;
- пружинно-эластомерные.
Жесткие способствуют развитию максимальной скорости на ровной асфальтированной дороге. Воздушные, пружинно-эластомерные и пружинные вилки делают более мягким спуск с кромки тротуара, но не полностью устраняют толчки, случающиеся при наезде на булыжники небольшого размера. Воздушно- и пружинно-масляные узлы убирают даже незначительные толчки в результате наезда на щель в асфальтированном покрытии.
Воздушные и воздушно-масляные вилки могут настраиваться для спортсменов, чей вес отличается от привычных 70–100 кг. Для корректировки жесткости этих элементов понадобится насос высокого давления, его нужно будет возить с собой в далекие путешествия.
По особенностям устройства велосипедные вилки делятся на:
Обычные (однокоронные) механизмы применяются на транспортных средствах, которые предназначаются для велосипедного туризма, езды по неровной местности. Двухкоронные необходимы для скоростных съездов за пределами подготовленных трасс. Конструкции перевернутого типа нужны для прыжков с возвышений. Одноногие элементы удерживают ось при помощи консольного крепления только с одной стороны. Благодаря этому, можно ремонтировать камеру без предварительного съема переднего колеса.
Конструкция велосипедной вилки
Для самостоятельного техобслуживания и ремонта своего транспорта необходимо изучить его устройство. Это же касается и передней амортизационной вилки, конструкция которой более сложная, если сравнивать ее с обычной жесткой. Важнее всего знать, для чего предназначена каждая отдельная деталь. Также стоит запомнить их наименования – это необходимо для приобретения новых элементов.
Внешнее устройство состоит из следующих элементов:
- Шток – ось вилки, статично прикрепленная к короне. Без этой детали невозможно установить вилку на раму, а также закрепить в ней вынос с рулем. Данная деталь может производиться из сплава алюминия, нержавеющей стали или карбона.
- Корона – применяется для закрепления ног и штока. У обычных вилок ноги и шток неотделимо соединены с короной. У двухкоронных шток статично соединяется с нижней короной, а верхняя свободно перемещается по нему, при этом существует возможность изменять высоту ног. Для изготовления этих деталей из алюминия используется метод литья, после которого деталь может подвергаться еще и ковке. Если вся вилка произведена из карбона, то и корона выполняется из этого материала.
- Нога – деталь, динамично входящая в «штаны» амортизированной вилки, у жесткой она удерживает переднее колесо. В жестких конструкциях ноги еще называют перьями. Выполняются эти элементы из углеродистой стали с последующим хромированием. У более дорогих моделей толщина покрытия выше и обработка более качественная, чем у бюджетных.
- «Штаны» – являются цельной деталью, которая состоит из 2 стаканов и скрепляющей их скобы – гориллы. Этот элемент присущ только амортизированным вилкам. «Штаны» у конструкций перевернутого типа объединяют в одно целое корону и стаканы. Для большей части вилок их изготавливают из металлического сплава, содержащего в себе алюминий и магний. У некоторых дорогих моделей «штаны» выполняются из нескольких слоев карбона и алюминиевого сплава.
- Крепление дискового тормоза – выполнено в виде двух полых стоек, внутри которых сделана резьба, позволяющая неподвижно закрепить велосипедный суппорт, или каллипер.
- Брейк боссы – представляют собой 2 оси с резьбой, на них подвижно закрепляются рычаги тормозов.
- Дропауты – элементы внизу «штанов» в форме ушек, необходимые для крепления оси. Они дают возможность в течение короткого времени снять колесо. Для этого нужно просто ослабить эксцентрики на оси или гайки. В большинстве моделей дропауты выполняются цельно со «штанами». Однако если для изготовления «штанов» использовался карбон, то эти элементы производятся из алюминиевого сплава или нержавеющей стали.
Внутренний механизм амортизированных вилок включает в себя:
- Пыльники – на дорогие модели устанавливают неопреновые элементы.
- Сальники – элементы, которые препятствуют попаданию внутрь вилки грязи и влаги, что позволяет сохранить смазку в пригодном для использования состоянии. Повреждение этих деталей приводит к появлению царапин на ногах вилки.
- Направляющие – это выполненные из пластмассы втулки с тонкими стенками, которые устанавливаются вовнутрь штанов и закрепляются там фиксирующими язычками.
- Регулятор жесткости – так называется болт, находящийся внутри наружной гайки. Он предназначен для сжимания пружины в одной из ног.
- Блокиратор амортизации представляет собой механизм, с помощью которого всего одним движением рычажка можно превратить амортизированную вилку в жесткую. Находится он внутри одной из ног, а рычаг может переключаться или прямо на вилке, или с помощью троса, который соединяет его с переключателем, расположенным на руле. Блокирующий механизм объединяет в себе нижний и верхний ограничители. Принцип действия довольно прост – переключение рычага приводит к проворачиванию верхнего ограничителя, после чего стержень нижнего не может пройти в его отверстие.
- Пружины – преобразуют энергию удара, появляющуюся при столкновении колеса с преградой, в пружинистую деформацию металла. В масляно-пружинных, пружинно-эластомерных и пружинных моделях стоят витые пружины, выполненные из титана или нержавеющей стали. В масляно-воздушных и воздушных вилках в качестве пружин выступает воздух, для предотвращения стравливания которого сальники оснащаются дополнительными уплотнителями.
- Демпфер – сдерживает рикошет пружины после ее сжатия. В воздушных и пружинных вилках этот элемент отсутствует. В пружинно-эластомерных моделях роль демпфера играет мягкий пластик, вставляемый внутрь пружины. В воздушно- и пружинно-масляных в качестве демпфера выступает масло, при движении вилки вниз перетекающее сквозь открытый внутренний клапан. Когда вилка возвращается наверх, клапан закрывается, а масляный раствор понемногу проникает через небольшие отверстия. При этом энергия сжатой пружины преобразуется в тепловую. Различают три вида масляных демпферов – закрытый, открытый и полуванна.
Амортизированные вилки обладают существенно большим весом по сравнению с жестким, ведь состоят из множества элементов. Для того, чтобы движущиеся детали эффективно работали, их следует регулярно смазывать, делая это не реже одного раза в год, а при интенсивном использовании велосипеда – несколько раз за сезон.
Профилактический осмотр вилки
Довольно часто именно во время профилактического осмотра выявляются дефекты, несущественные на первый взгляд, но способные в дальнейшем довести до серьезных неисправностей. При внешнем осмотре необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- наличие на ногах вилки каких-либо повреждений (царапин, вмятин);
- состояние дропаутов, крепежных болтов под регулирующими ручками и штанами вилки;
- уровень давления в воздушных камерах;
- отсутствие механических повреждений сальников и пыльников;
- состояние и присутствие люфта ног в штанах вилки.
Техобслуживание, его содержание и периодичность
Профилактический осмотр помогает предотвратить возникновение серьезных неполадок, однако его недостаточно для хорошей работы велосипеда. Требуется еще и постоянный уход, который заключается в:
- чистке и смазке ног в сальниках (через каждые 100–150 км);
- разборке и полной смазке сальников (после прохождения 500–1000 км);
- смене масла в масляных вилках (не реже раза в год).
Смазывать велосипедную вилку рекомендуется хотя бы единожды за сезон, но при интенсивной эксплуатации средства передвижения это необходимо делать чаще.
Рассмотрим, как нужно смазывать:
- Залить масло под пыльник – использовать для этой процедуры шприц.
- Разработать вилку для ровного рассредоточения масла.
- Вытереть излишки смазки.
Кроме смазки, уход предусматривает и поддержание чистоты. Для предотвращения проникания в масло пыли после очередной поездки ноги вилки в районе пыльников следует тщательно протирать мягкой тканью.
Ремонт и процесс разборки вилки
Манипуляции по полной замене масла, уплотнителей или сальников и по ликвидации поломок требуют полной или выборочной разборки передней вилки. Выполняется эта процедура следующим образом:
- велосипед установить вниз седлом, ослабить тормоз, снять переднее колесо, руль с выносом и трубой;
- снять вилку, при этом необходимо не растерять шарики подшипников. Чтобы снять кольцо штока, стоит использовать какой-нибудь острый предмет.
На пружинно-эластомерной конструкции постараемся понять, в какой последовательности нужно разбирать вилку:
- Отвернуть нижние крепежные болты, используя для этого шестигранники.
- Вывернуть болт, координирующий силу пружины, запоминая его ход.
- Вытащить эластомер, при необходимости изменить его величину, просто отрезав лишнее.
- Отвинтить болты и снять «штаны», из которых отверткой достать пыльники и башинги, вращая их по часовой стрелке.
Затем все элементы следует рассмотреть на присутствие дефектов и промыть их в керосине. Детали, которые требуют смазки, необходимо обработать подходящим средством. Специалисты рекомендуют смазывать пружину густым средством – это сделает работу вилки более эффективной. Процедура сборки происходит с точностью до наоборот и не требует дополнительных объяснений. Замену амортизированной велосипедной вилки стоит поручить человеку, специализирующемуся на таких работах, или осуществлять эту процедуру в полном соответствии с его рекомендациями.
Опытные велосипедисты могут сделать ремонт вилки своими руками, ведь в процессе пользования человек, интересующийся устройством своего средства передвижения, постепенно запоминает наименования и функции элементов, и поэтому обнаружить проблему и устранить ее ему будет несложно. Тем же, кто совсем недавно стал владельцем этого вида транспорта и еще не приобрел необходимых умений и знаний, стоит обратиться за помощью в веломастерскую.
Источники:
https://temptraining.ru/private/nastroyka-umnogo-velotrenazhera-s-zwift-i-trainingpeaks/
https://vseogarage.ru/poleznye-sovety/remont-kolesa-velosipeda.html
https://newgulliver.ru/tehnika-i-remont/kak-zakleit-kameru-velosipeda.html
https://bikelifeforms.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F/%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0
https://veloremont.ru/remont-peredney-vilki-velosipeda/