Как правильно настроить седло для велосипеда?
Данному вопросу необходимо уделить должное внимание, ведь велосипедист на своем велосипеде проводит достаточно большое количество времени, а комфортное положение и посадка очень важны. Также следует упомянуть, что контакт с велосипедом у человека происходит в пяти точках: ноги и педали, руки и руль, а вот остальные три точки соприкосновения находятся на седле. Поэтому серьезность данной тематики не оставляет сомнений.
Различают седло женское и седло для мужчин. Соответственно, первые от последних отличаются тем, что являются более широкими и мягкими. Также встроенные эластомеры делают переднюю часть женского седла мягче, чем мужского.
Мягкое или жесткое седло?
Стоит непременно отметить, что мягкие седла – это не всегда идеальный вариант. Несмотря на кажущийся комфорт, они не обеспечивает правильную работу ягодичных мышц. Не подходят они и для дальних поездок, так как могут натирать из-за прогибающейся набивки. Дело в том, что вес велосипедиста при езде сосредоточен в двух точках, так называемых седалищных буграх, и именно они более уязвимы при соприкосновении с мягким седлом. Последствия могут быть самыми разными: от натертостей и нарушения кровообращения до импотенции.
Очевидно, что в большинстве случаев более практично все-таки жесткое седло. Однако и его нужно выбирать правильно, ориентируясь на расстояние между седалищными буграми, которое у всех индивидуально. В качестве рекомендаций можем предложить следовать методу профессора Белецкого: вы садитесь в ящик с песком, а затем измеряете расстояние между двумя самими глубокими впадинами.
Без ошибок здесь, конечно, не обойтись, поэтому новичкам советуют начинать с наиболее дешевых моделей. По мере роста вашего профессионализма будет возникать и необходимость в другом типе седла. В любом случае, удобное седло для велосипеда — это всегда комфортная и приятная езда на велосипеде.
Конструкция седла
В первую очередь, нельзя обойти вниманием раму, которая может быть изготовлена из алюминия, стали или титана. Последний вариант отличается своей дороговизной и прочностью. Такой материал используют в производстве, как правило, спортивных моделей. Его неоспоримыми плюсами являются придание легкости и противокорозийная способность. Рамы из этого металла также лучше противостоят перепадам температур и мелкой вибрации при движении. Что касается алюминия, то этот металл не так давно стал применяться в изготовлении рам. Его преимущества заключаются в легкости, стойкости к коррозии, жесткости и дешевизне, что позволяет использовать в изготовлении конструкций средней ценовой категории. А вот внимательнее стоит отнестись к стальному изделию. Его основной недостаток заключается в том, что он легко гнется, поэтому людям с весом более 90-ти кг и предпочитающим спортивный стиль катания, категорически не рекомендуется.
Помимо рамы, к конструктивным элементам седла можно отнести прокладки (ячеистой пены), основу (эластичная или жесткая пластмасса, которая крепится к раме) и обивку (из лайкры, винила или кожи).
Основа для седла производится из пластмассы, которая, в свою очередь, бывает эластичной или жесткой. Обратите внимание на то, как она прогибается: чем больше, тем лучше. Также учтите тот факт, что под седалищными костями основа должна быть тоньше, ведь это позволяет смягчать удары от неровностей дороги.
Прокладки изготавливают из ячеистой пены, иногда используют так называемый «гель». Будьте осторожны и внимательно осмотрите данную часть седла: если она слишком толстая или слишком мягкая, то может возникнуть давление на мягкие ткани из-за постоянного трения.
Что касательно обивки, то выделяют три типа: кожу, винил и лайкру. Если брать дорогое седло, то в нем используется кожа, которая заслужила популярность благодаря своей износостойкости, мягкости и умению «дышать». Лучшим примером кожаных седел является велосипедные седла Brooks. К сожалению, кожаные седла не всем доступны с финансовой точки зрения, и тут на помощь приходят лайкра и винил. Лайкра не столь дорогой материал, как кожа, и уступает ей не во многом. К очевидным минусам можно отнести хрупкость и чрезмерную гладкость. Как правило, в тех местах, где седло имеет свойство истираться (в трех углах), используется лучшая лайкра, применяемая для покрышек. Третий тип встречается в недорогих седлах: это пропитанная винилом ткань или винил. Обычно такой материал обладает текстурой, имитирующей кожу, как на ощупь, так и внешне. Стоит отметить, что винил еще более скользок и не «способен дышать». Основным плюсом этого материала считается дешевизна (по сравнению с кожей) и долговечность (по сравнению с лайкрой). Если подвести итоги всего вышесказанного, все-таки рекомендованным вариантом является кожа, ведь она легко адаптируется со временем под физиологию человека и становится очень удобной в использовании.
Пластиковые седла также пользуются достаточным спросом, ведь при применении новейших технологий, сегодня они оснащаются элементами, которые призваны обеспечивать максимальное удобство – к примеру, наличие гелевых прокладок, оригинальной геометрии, амортизирующих слоев-основ и т.д.
Помимо основных 4 элементов седла (рамы, прокладки, основы и обивки), необходимо пристальное внимание уделить и другим деталям, которые содействуют комфортному нахождению в седле:
– на встроенные пружины, способные распределить вес и подходящие для всех велосипедистов (велосипедное седло с амортизатором);
– на подвески, так как из-за неровностей дороги все проблемы, которые появляются с седлом у велосипедиста, возникают именно из-за ее отсутствия;
– на зажимы, которые соединяют седло и подседельные штыри. Здесь следует быть внимательным, так такие элементы позволяют надежно закрепить седло. Если же они проскальзывают, значит, зубцы стерлись, и необходима их замена.
Правильная установка и положение седла или как отрегулировать седло велосипеда?
При установке седла следует обратить внимание на три параметра:
— угол наклона;
— горизонтальное смещение;
— высоту.
Убедитесь в том, что угол наклона практически горизонтальный, зажимая подседельный штырь и с помощью него, регулируя наклон. Чтобы избежать боли в шее, запястьях и плечах, подбирайте идеальный вариант, так как при подъеме седла вперед усиливается давление на область паха, а при опускании седла назад – соответственно, на руки и ноги. Чтобы определить правильное положение, проверьте, находится ли коленная чашечка над осью педали велосипеда, и устанавливайте седло соответственно этому положению.
Не стоит пытаться выровнять седло так, чтобы было легче дотянуться до руля. В таком случае, лучше купить велосипед в интернет-магазине velostrike.ru с более короткой рамой.
Что касается высоты, то и здесь возможны свои трудности. Некоторые начинающие велосипедисты устанавливают седло слишком низко, что способствует развитию усталости при езде и наносит вред костям. Подбор правильной высоты нельзя осуществить, используя только вычисления – это приходит с опытом. Тело не должно переваливаться из стороны в сторону, а ноги тянуться до педалей – это значит, что посадка слишком высокая для вас. Идеальное положение – это чуть согнутая нога.
Дополнительные рекомендации
Для того, чтобы предотвратить онемение внутренней части бедра, необходимо отрегулировать седло так, чтобы нагрузка приходилась на седалищные кости. При возникновении натертостей стоит присмотреться к материалу самого седла – возможно дело именно в нем. Если вы испытываете дискомфорт при поездке, то попробуйте изменить угол наклона – например, вперед. Но будьте внимательны – при неправильной настройке можно перенапрячь руки и плечи или соскользнуть вперед. В любом случае, следуя основным советам и полагаясь на собственные ощущения, вы без труда сможете сделать поездку на велосипеде комфортной и приятной.
Перед покупкой седла уделите немного времени его выбору.
Для всех ценителей комфортного катания на велосипеде магазин Велострайк предлагает купить седло Brooks. Компания Brooks уже более ста лет предлагает кожаные седла на любой вкус. Качество и удобство седел Brooks отмечено миилионами велосипедистов по всему миру!
Седло для велосипеда: какое оно может быть и как его выбрать
Во время поездки на велосипеде тазовые кости испытывают большую нагрузку. Неудобство или даже боль вы можете испытывать из-за неправильного подобранного велосипедного седла. Также причиной болезненных ощущений и быстрой усталости часто является неправильная установка сидения по высоте и наклону.
Купив новое сиденье для велосипеда, вы должны его, так сказать, обкатать. К новому седлу нужно привыкнуть, проехав в нём не одну сотню километров. Однозначно говорить о том, насколько вы правильно сделали покупку можно лишь после двух недель частых поездок на велосипеде. Не спешите менять недавно купленный аксессуар, если почувствовали дискомфорт при поездке на велосипеде. Сначала проанализируйте, какая боль вас беспокоит. Если боль появляется только при надавливании на кости таза, тогда вы еще не прикатались. Если у вас появились покраснения кожи от натирания, то в первую очередь попробуйте надеть другую одежду. Все равно сиденье велосипеда натирает, тогда вам нужно выбрать новое седло для велосипеда.
К счастью, имеется огромный выбор различных по виду сидений для велосипедов, от множества авторитетных производителей: Allay, BBB, Brooks, Fizik, Mizumi, Romin, Ritchey, Spectra, Tioga. Благодаря большому выбору, каждый велосипедист может выбрать седло индивидуально. У каждого человека анатомия и стиль езды особенны, поэтому изготавливают узкие и широкие, а также твердые и мягкие модели.
Подбор по ширине
Для того чтобы наиболее верно подобрать велосипедное седло, нужно знать расстояние между косточками таза, на которых вы сидите. Эти седалищные кости при посадке должны поддерживать тело как опоры. Расстояние между двумя косточками несложно определить индивидуально: сначала сев на мягкую пластичную поверхность, а затем, замеряв расстояние между центрами оставшихся вмятин.
Усевшись на слишком узкое сиденье, ваши седалищные кости не попадут на его поверхность, и ваш вес будут поддерживать мягкие ткани между ногами. Под тяжестью тела кровеносные сосуды в паху перелавливаются, нарушая кровоснабжение промежности.
Вращая педали на слишком широком сиденье, вы будете тереть внутренними поверхностями бедер об бока седла. В этом случае натираний кожи не избежать, особенно в летнюю жару.
Покупайте такое седло, на котором вы будете сидеть костями таза, а также не будете тереть об него ногами.
Сиденья-кресла с толстым, слишком мягким набивочным материалом продавливаются костями, и значительная масса туловища переносится на мягкие ткани в паху. А ведь большая часть веса должна распределяться между двумя седалищными костями.
Чрезмерно мягкие сиденья для велосипедов так же вредны для здоровья, как и слишком узкие.
На рисунке стрелками показаны те места, на которые обычно приходится наибольшая нагрузка на велосипедное седло и кости таза (около 75% веса)
Выбор в зависимости от материала
Кожаное седло
Первые седла для велосипедов изготавливались из кожи. Главное преимущество кожи как материала в том, что она может принимать новую форму, а также она пропускает воздух и впитывает влагу.
Новое сидение из кожи сначала будет неудобно, возможно даже болезненно для вас. Причиной боли будет несформированная поверхность в точках давления седалищных костей. Во время поездки на велосипеде прессованная кожа со временем продавливается в точках касания костей. После разноски кожаное седло приобретает форму идеально соответствующую телу велосипедиста. Настоящее сиденье из кожи по удобству можно сравнить с кожаным креслом. Выбор седла стоит остановить именно на изделиях из натуральной кожи.
Важно знать, что большинство седел, продающихся как кожаные, на самом деле таковыми не являются. У спортивного вида изделий кожа используется лишь как тонкое покрытие, а их основа изготавливается из пластмассы или карбона. Основа таких седел не пропускает воздух и слишком жесткая, чтобы продавливаться костями таза.
Одним из немногих седел, в которых прессованная коровья кожа используется для основы и для покрытия, является изделие английской марки Brooks. Такое лучшее седло из кожи изготавливается без подкладки из поролона или гелия. Без какого-либо мягкого изолирующего материала велосипедное седло лучше пропускает пот и тепло в жаркую погоду.
Седло Brooks B-17 – самое популярное из всех моделей. Предназначено для туризма. Ширина 170 мм, длина мужского варианта 280 мм, длина женского экземпляра 245 мм
Brooks Flyer такой же формы как B-17, но с жесткими пружинами. Идеально подходит для вертикальной посадки. Ширина 170 мм, длина мужского варианта 280 мм, длина женской модели 245 мм
На кожаном седле очень удобно путешествовать на дальние расстояния. А когда старое потертое сиденье прогнется, то достаточно немного подкрутить натяжной болт на рамке, и оно как новое.
Седла Brooks и ему подобные имеют слишком большой вес и размер, чтобы использовать их в велогонках и при выполнении трюков, но для велотуризма такие сиденья подходят идеально.
Создание знаменитых сёдел Brooks на фабрике в Англии:
Пластмассовое седло
Большинство современных сидений на велосипеды собирают из поливинилхлоридной основы, поролоновой подкладки и покрытия из искусственных материалов. Подобные сиденья устанавливаются фактически на каждый имеющийся в продаже велосипед.
Так как большинство пластмасс является недорогим материалом, то изготовленное из них седло будет иметь низкое качество. Катаясь на велосипеде с пластмассовым сиденьем, желательно надевать велоформу или толстую одежду, поскольку вы очень быстро натрете мозоли, когда будете ёрзать по скользкому искусственному покрытию.
Не все седла из пластмассы имеют низкое качество изготовления. Например, есть вело седло Tioga Spyder, которое имеют сложную структуру с отверстиями. Оно быстро принимает форму тела человека, хорошо пружинит и отлично охлаждает. При поездке в жаркую погоду, оно приносит только удовольствие, огорчает лишь высокая цена на него, которая равняется 90-100 долларам.
Очень легкое седло марки Tioga Spyder
Кожезаменители
Кожезаменитель как материал покрытия велосипедных сидений применяется на экземплярах среднего ценового уровня. Видов кожезаменителя много, они различны по плотности и прочности.
- Дерматин быстро истирается.
- Поливинилхлорид устойчив к изнашиванию, но очень скользкий и совершенно не пропускает пот.
- Стретч-кожа самая прочная из всех заменителей, но скользкая.
Чехол на сидение
Чтобы не натереть кожу до покраснения лучше не кататься на велосипеде с дешевым сиденьем, надев лишь плавки или тонкие шорты, штаны из синтетической ткани. Можно обезопасить себя, надев чехол на седло, который примет на себя трение при движении.
Если вам нравиться любимое легкое пластмассовое седло, его можно улучшить, купив на него кожаный чехол. В этом случае новый аксессуар смягчит скользкую грубую поверхность.
Широкое или узкое?
Узкое седло
Профессиональные велогонщики всегда используют узкое седло, изготовленное из качественных пластмасс или композитных материалов. Чаще всего в таких изделиях смягчающая подкладка не используется. Ведь фактически велогонщик не сидит: он чаще всего стоит на педалях, вращая их, а большую часть своего веса спортсмен вешает на рога, ложась на руль.
Как правило, узкие жесткие седла устанавливают на шоссейные велосипеды. Еще они очень удобны при катании на горном велосипеде в стиле кросс-кантри, то есть при активной езде по лесам, полям, паркам.
Широкое
На городские велосипеды и круизеры, на которых люди ездят, усевшись вертикально, ставят широкие и мягкие сиденья. На таких велосипедах важен комфорт при непродолжительной и неспешной поездке по городу.
Быстрому вращению педалей на горных, туристических, шоссейных велосипедах широкие сиденья будут мешать.
Кстати, мнение о том, что тучным людям нужно обязательно ставить на велосипед широкое седло, является заблуждением. На самом деле, ширина тазовых костей у человека, имеющего лишний вес, часто оказывается такой же, как у худощавого коллеги велосипедиста.
Женское седло
Девушкам, выбирая велосипедное седло, важно знать, что тазовые кости у многих представительниц прекрасного пола шире, чем у мужчин. В среднем расстояние между седалищными костями у женщин составляет 132 мм, а у мужчин – 90 мм. Не всем дамам подойдет мужское седло.
Девушке нельзя долго кататься на велосипеде с узким сидением, оно может доставить дискомфорт, вплоть до ощущения боли.
Производители велосипедных седел, учитывая особенности женской конституции, расширяют свой ассортимент особыми дамскими экземплярами. Классическое женское сидение на велосипед шире, чем мужское и имеет более короткий носик, чтобы дамам было удобно ездить в юбке.
Дизайнеры украшают женские велосипедные аксессуары рисунками и придают им яркие цвета.
Голландский производитель BBB радует велосипедисток орнаментом из виноградной лозы и бабочек
Фирма Mizumi выделяет свое изделие фиолетовым узором на белом фоне
У производителя Spectra можно найти гламурную розовую модель с белыми полосками
Мягкое или жесткое
Мягкое сидение
Большую ошибку совершает человек, покупая мягкое седло для шоссейного или туристического велосипеда. Для горного велосипеда «подушка» тоже не подходит. В общем, на любой велосипед, на котором вы будете крутить педали долго или быстро, не следует ставить гелевое, продавливаемое пальцем сиденье. Такие сидушки покупают обычно малоопытные велосипедисты, ведь они удобны при коротких поездках.
На мягком седле в первое время поездки чувствуешь себя комфортно, но после часа путешествия начинает промокать одежда от пота и немеет кожа промежности.
Жесткое
На твердом седле задняя часть тела висит над его поверхностью, касаясь лишь в нужных местах, где находятся кости. По опыту спортсменов – на таком сидении лучше всего развивать максимальные скорости на велосипеде. Твердое седло плюс карбоновый подседельный штырь и влаговпитывающие велошорты – идеальное сочетание для дальних путешествий.
Гелевая накладка
Сейчас продается много гелевых чехлов на велосипедные сиденья. Но к таким новшествам нужно относиться критически. Рассуждая логически: мягкая накладка на седло велосипеда нужна тем же людям, которые ставят «подушки» вместо сиденья, то есть неспешным велосипедистам.
Чрезмерное увеличение набивки седла, при закреплении на нём гелевого чехла, усиливает раскачивание по сторонам. Качка не только мешает крутить педали, а также приводит к натиранию кожи бёдер.
Толстая гелевая накладка пригодится, когда нужно будет превратить узкое мужское седло в широкое женское
Требования к форме
- Площадки для опоры седалищных костей должны быть достаточной длины, чтобы обеспечить смещение вперед-назад при езде.
- Носик седла должен быть узким и длинным.
- Бока носика не должны выступать, чтобы не натирать внутренние стороны бедёр.
Кругами обведены площадки для опоры седалищных костей
Седло без носика
Новаторское предложение – MoonSaddle – позволяет полностью избежать давления на промежность при езде на велосипеде. У него вовсе нет носика, а для поддержки туловища служит большая эргономическая опора – полумесяц. Сиденье-полумесяц универсально по размеру и подходит для детей и взрослых.
Седло MoonSaddle сделано из стойкого к истиранию эластомера, крепление согнуто из прочных нержавеющих труб
Отверстие в седле
Несколько производителей создают сиденья для велосипедов с вогнутой или вырезанной центральной частью вдоль носика. Такая конструкция вполне хорошо продумана, так как её целью служит уменьшение давления на мягкие ткани промежности.
Эргономичное седло Romin EvoPro
Скептики необходимости такой конструкции предполагают, что если усесться на слишком узкое «дырявое» седло, то мягкие ткани проваляться в отверстие сиденья. Значит, вместо запланированной пользы, сидушка с отверстием принесет только вред. Но это все предположения, ведь в действительности никто не сидит спокойно на велосипедном седле, а преимущественно находиться в движении: встаёт на педали, смещается вперед-назад.
К тому же, как и любое другое седло иной конструкции, подобное изделие с отверстием не проблема выбрать по ширине, учитывая особенности своих тазовых костей.
Пружины
На быстрых байках, вроде горного, шоссейного, туристического велосипеда, пружины на седле не нужны. На таких велосипедах люди ездят, наклонившись к рулю, в этом случае на заднюю часть приходится не больше 60% веса тела. При быстром вращении педалей, пружины, особенно мягкие, раскачиваются по сторонам, при этом снижается эффективность педалирования. Кроме того, чрезмерно шатающееся сиденье натирает внутреннюю поверхность бёдер.
Жесткие пружины, такие как на некоторых моделях седел Brooks, имеют достаточную жесткость, чтобы не раскачиваться при нажатии на педали, однако они хорошо амортизируют удары от заднего колеса.
Сиденья с пружинами не лишними будут на городских велосипедах и байках-круизерах, на которых наездник сидит вертикально, давя почти всем своим весом на посадочное место.
Можно сказать, что на велосипеды, у которых руль находиться высоко, лучше поставить сиденье с пружинами, а если руль расположен на уровне или ниже места посадки, тогда можно обойтись и седлом без пружин.
Регулировка сиденья
Высота
Боясь упасть с велосипеда, люди опускают сиденье низко, так чтобы сидя в нем достать ногами до земли, если станет страшно. Сидя очень низко в седле и вращая педали, несведущие велосипедисты чрезмерно сгибают колени, до такой степени, что это сравнимо с многочисленными приседаниями. Конечно, у такого горе-велосипедиста быстро устают ноги, а что более опасно, при постоянной подобной езде – разрушаются коленные суставы.
Большинство велосипедистов совершает ошибку, устанавливая седло слишком низко.
Чтобы правильно настроить сиденье велосипеда по высоте нужно:
- Провернуть педали так, чтобы одна из них установилась в самой нижней точке.
- Установите такую высоту седла, при которой вы сможете выпрямить ногу в нижнем положении педали, но будете касаться её пяткой.
- Проверьте, не слишком ли высоко поставлено сиденье, у вас должно получиться коснутся носком стопы нижней поверхности опущенной педали.
При правильно отрегулированном седле на велосипеде, ноги в коленях при педалировании должны полностью выпрямляться
Обратите внимание, что подседельный штырь нельзя вытягивать дальше, если в трубу он заходит меньше чем на 10-15 см, иначе он разломает раму. На каждом подседельном штыре есть ограничительная отметка.
Наклон
Если носик седла будет задран вверх, то он будет давить на органы промежности. Ну а если сиденье будет опущено носиком вниз, тогда вы будете постоянно смещаться вперёд, упираясь напряженными руками в руль. Идеальным наклоном седла является нулевое положение, когда оно расположено параллельное ровной дороге.
На ровно установленном по наклону седле всегда удобно ездить, поскольку только так можно найти идеальное положение для дальней поездки. Ежели вы чувствуете, что выровненное седло вам давит, тогда необходимо опустить его лишь на несколько миллиметров.
Продольное положение
alt=»регулировка седла в продольном положении» width=»139″ height=»150″ />
Правильная установка сиденья в продольном положении
Крепление многих современных велосипедных седел позволяет сдвигать их ближе-дальше от руля в широких пределах.
Чтобы правильно отрегулировать сиденье велосипеда в продольном положении нужно:
- Провернуть одну из педалей в положение «3 часа».
- Сдвинуть седло вперед или назад так, чтобы коленная чашечка ноги оказалась над осью педали, в данном положении.
Не во всех случаях получится установить седло в идеальной продольной позиции, из-за особенности личной анатомии или конструкции рамы велосипеда. В таких случаях нужно установить изогнутый подседельный штырь, со смещением назад.
Карбоновый изогнутый подседельный штырь Ritchey
Из всего ранее сказанного можно выделить несколько главных рекомендаций при выборе вело седла:
Всё о велосипедных сёдлах: конструкция, материал, особенности выбора, установки и регулировки
Достаточно популярным средством передвижения в последнее время становится велосипед. Сегодня увидеть на велосипеде можно кого угодно. Популярность велика приходит к нам постепенно из западных стран, где его используют в качестве основного транспортного средства многие жители городов и посёлков. Там совершенно не в диковинку увидеть на байке не только школьника или юного студента, а и офисного работника, преподавателя и даже начальника какого-то отделения или предприятия. Ведь это очень экономно, достаточно удобно и нет опасности застрять в пробке. Это один из самых экологичных видов транспорта. К тому же ездить на велике полезно для здоровья. А для тех, кого волнует вопрос здорового образа жизни — это едва ли не главный аргумент в пользу велосипеда. Те, кто выбирают велик в качестве главного средства передвижения, катаются практически ежедневно и достаточно много. Это и ежедневные поездки на работу, выезды с семьёй на отдых и просто ежедневные прогулки.
Если велосипедное седло неудобное или не подходит под ваши размеры, то это может доставить вам массу неудобств
У нас популяризация велосипеда не столь велика. Однако уже сегодня многие жители даже больших городов увлекаются велотуризмом, ездят на отдых на велосипедах в парк или даже за город, а некоторые и на работу ежедневно в тёплое время года.
Те, кто проезжают на велике не 1–2 км практически ежедневно, достаточно часто задумываются над заменой велосипедного седла на более комфортное. Ведь во время поездок наши тазовые кости и мягкие ткани испытывают огромную нагрузку. Со временем при неправильной посадке или неверно подобранном и отрегулированном седле появляется не только дискомфорт, но и боль, могут возникать потёртости. И с каждым километром неприятные ощущения только будут усиливаться. Именно потому подбор «правильного» седла, а также его регулировка под каждого человека очень важны.
Как устроено велосипедное седло?
По конструкции любое велосипедное седло состоит из нескольких обязательных составляющих:
- Внешнее покрытие. Это тот материал, которым внешне обтянуто седло. Иными словами, то, на чём сидит велосипедист. Здесь оптимальным вариантом будет кожа, материал быстрее приспосабливается к анатомическим особенностям того, кто ездит, быстрее происходит привыкание и обкатка. Однако у кожи есть один существенный минус — высокая стоимость. Именно потому большинство велосипедных сёдел имеют внешнее покрытие из синтетического материала: кожзама, синтетических тканей или карбона. Единственным плюсом такого покрытия можно считать низкую стоимость. Во всём остальном они значительно уступают натуральной коже. Они быстрее изнашиваются, скользят, не отводят влагу и пот.
- Смягчающая подкладка. Предназначена для уменьшения жёсткости седла. Имеет поролоновые или гелевые вставки. Однако многие опытные велосипедисты категорически против гелевых или поролоновых вставок, ведь они уменьшают жёсткость. Тазовые кости как бы тонут в геле, поролоне. И если сначала это добавляет комфорта, то после первых же пары десятков километров будет ощущаться дискомфорт и онемение промежности.
- Основа седла. Именно основа определяет форму седла. Сегодня чаще всего можно встретить основу, изготовленную из синтетических материалов. Это высокопрочный пластик в сочетании с пенопластом или же кожзам. Однако синтетика имеет ряд недостатков, среди которых основной — это отсутствие пор. Такой материал не пропускает пот, а соответственно, при длительных поездках излишняя влага на коже и на поверхности седла может приводить к трению и раздражению кожи. В таких случаях без специальной одежды для поездок на велике не обойтись. Многие велосипедисты приобретают специальные велотрусы с «памперсом», которые и обеспечивают сухость и комфорт во время поездок.
- В продаже также существуют сёдла, в которых основа и внешнее покрытие изготавливается из натуральной кожи. Полностью кожаное седло достаточно дорогое, достаточно тяжёлое в обкатке. Помимо прочего, такое седло требует постоянного ухода и смазки, чтобы кожа не потрескалась и сохраняла свои свойства. Однако после обкатки оно принимает необходимую для каждого велосипедиста форму, материал прекрасно «дышит», отводит лишний пот.
- Металлическая рамка. Именно с помощью неё седло крепится на подседельный штырь, который вставлен в трубу подседельной рамы. По составу рама может быть выполнена из разных металлов или их сплавов: алюминий, сталь, хром, карбоновое волокно и т. д. Одними из лучших для спорта и велотуризма считаются рамы из карбона и титана. Однако они достаточно дорогие, к тому же подходят больше для людей с небольшим весом.
- По форме рама схожа с буквой V, а прикреплена к основанию седла она в трёх местах. Некоторые варианты ситибайков оснащаются дополнительно пружинами, однако для спорта и для дальних поездок это нежелательно, ведь конструкция седла с пружинами уменьшает жёсткость и увеличивает раскачивание. Ехать становится тяжелее, да и скорость снижается.
Исключение — очень жёсткие пружины на дорогих моделях. Такие сегодня можно встретить, но редко.
Какие бывают велосипедные сёдла?
Разновидностей сидений для велосипедов множество. Есть прогулочные, с повышенной комфортностью и иные варианты для всех, кто катается только до магазина и обратно, да и то со скоростью черепахи. Седло с повышенной комфортностью достаточно часто можно встретить на обычных городских велосипедах. Оно достаточно широкое и мягкое. На нём велосипедист полностью усаживается всем тазом и во время поездки практически всё время сидит.
Однако для тех, кто ездит активно, мягкие и широкие сидения не подойдут. Для велотуризма и спорта подходят лишь несколько разновидностей: так называемые туристические и спортивные. Они значительно уже и жёстче, особую имеют как конструкцию, так и материал изготовления.
Как правильно подобрать сидение для байка?
Нужно подбирать оптимальный вариант по четырём основным параметрам: ширине, жёсткости, форме и длине.
По ширине
Одним из крайне важных параметров при выборе седла является его ширина. Для новичков сразу можно ответить, что для активного катания понятие «чем шире, тем лучше» не подходит. Здесь надо понимать, что велосипедист должен усаживаться и опираться во время поездки на сиденье двумя тазовыми костями. Если поверхность седла будет даже чуточку шире, чем расстояние между ними, это сразу создаст дискомфорт в области промежности. Ведь внутренняя поверхность бедра будет тереться о крылья седла, а это может закончиться достаточно плачевно для велосипедиста. Потёртости, а иногда даже и раны комфорта, увы, не прибавляют.
Узкое седло, наоборот, приведёт к свисанию тазовых костей за пределы сидения и, как следствие, к передавливанию в области промежности и к ухудшению кровотока. Результаты поездок со временем тоже не порадуют велосипедиста. Ведь многие органы могут вследствие недополучать кислород, а это уже чревато серьёзными заболеваниями.
Как же узнать, какое именно по ширине следует брать седло? Самым правильным вариантом будет измерить расстояние между седалищными буграми. Как это сделать? Если нет рентгеновского снимка, то достоверно измерить практически невозможно. Однако, чуть пофантазировав, с помощью сантиметра или большой линейки можно приблизительно вымерять расстояние между ними. Не стоит думать, что если человек имеет лишний вес, то расстояние между костями у него больше. Это зависит от анатомических особенностей каждого человека, его скелета. А вес, как правило, на это не влияет.
Ещё один совет: после того как проведёте измерения, можете сравнить их с размерами своего предыдущего седла. Это поможет вам не ошибиться при выборе.
По жёсткости
Выбирая велосипедное седло по жёсткости, также следует учитывать, насколько много вы катаетесь. Если вы проезжаете всего пару километров в день, то, конечно же, комфортней будет на достаточно мягком сиденье. Первый час на нём ехать действительно удобно. А вот для тех, кто катается активно и по несколько десятков километров ежедневно, оно вряд ли подойдёт. Ведь как уже указывалось ранее, велосипедист на седле должен держаться исключительно на двух тазовых костях. Если же седло будет мягким, то необходимый эффект не будет получен. Ведь здесь большая вероятность просто «утонуть» в мягком сиденье. И спустя час-полтора результат будет схожий с неправильно подобранным размером — онемение промежности, нарушение кровотока и, как результат, проблемы со здоровьем. К тому же на мягких сидениях велосипедист сильнее раскачивается, что мешает крутить педали. Именно потому велоседло должно быть достаточно жёстким. Не стоит также использовать гелевые чехлы, которые сегодня становятся особо популярны среди велолюбителей. Ведь таким образом снижается жёсткость и увеличивается раскачивание велосипедиста.
По форме и длине
Подбирая форму велосипедного седла, опять же стоит вспомнить о расстоянии между тазовыми костями. Площадка под тазовые кости должна быть достаточно жёсткой и немного удлинённой, так как во время поездок велосипедист двигается вперёд-назад. Для того чтобы не было трения о внутреннюю поверхность бедра, крылья и бока носика у седла не должны выступать, а носовая часть должна быть достаточно узкой, удлинённой.
Во многих моделях встречаются дополнительные разрезы для промежности. Однако по мнению многих бывалых велосипедистов, такая конструкция лишь хорошо продуманный маркетинговый ход.
Отверстие для промежности, по заявлению производителей, помогает уменьшить давление во время поездки. Однако при правильном подборе ширины, формы и жёсткости седла давления и так нет. К тому же велогонщики и туристы, как правило, на седле не сидят статично всем весом. Большая часть веса переносится на руль и педали, а соответственно, на руки и ноги. Те, кто испробовал велоседло и с вырезом, и без него, твердят практически единогласно о том, что особой разницы нет. А вот если седло с вырезом для промежности подобрано неверно, к примеру, оно уже, чем необходимо, то промежность окажется немного глубже в седле, чем положено, и, как следствие, края выреза будут создавать дополнительное давление на неё.
Ещё одна современная разновидность велосипедного седла — с вырезанной или вогнутой центральной частью. Такое седло полностью исключает возможность давления на область промежности. Здесь достаточно только правильно подобрать размер по ширине тазовых костей.
Особенности крепления, установки и регулировки велоседла
Любое велоседло монтируется на подседельный штырь. Тот, который вставляется в подседельную раму. Труба подседельной рамы имеет надрез, который затягивается с помощью крепёжного зажима для фиксации подседельного штыря в нужном положении. Для того чтобы установить или отрегулировать велосипедное седло, потребуется немного: знания (как правильно его устанавливать) и набор гаечных ключей на 13 или 14 мм.
Большинство современных байков имеют несколько возможностей регулировки: по высоте, по наклону и вперёд-назад.
Регулировка по высоте
Это одна из основных настроек седла: чтобы её изменить, достаточно ослабить зажим на подседельной трубе и вытянуть или опустить подседельный штырь. Выдвигать на всю высоту не рекомендуется, так как это небезопасно. Необходимо, чтобы остаток штыря в трубе был не менее 5 см. Многие современные велосипеды даже имеют специальную отметку на штыре — minimum insertion, которая указывает, что дальше вынимать штырь нельзя.
Какой же должна быть «правильная» высота и что она даёт? Достаточно часто велосипедные сёдла устанавливаются достаточно низко: это связано с тем, что ездок попросту ещё не умеет верно садиться и слезать с байка. На старых моделях велосипедов при верной установке седла спокойно можно было дотянуться носком до земли, что помогало велосипедисту держать равновесие. Однако современная конструкция байков не позволяет такого сделать.
Первым признаком того, что велоседло занижено, является возможность дотянуться до земли не слезая с седла. Низкая посадка седла достаточно небезопасна с точки зрения здоровья наездника. Ведь при низкой посадке основная нагрузка переходит на таз с ног, а для вращения педалей ногам приходится сильнее сгибаться в коленях, а это может привести к уставанию и даже повреждению коленных суставов.
Относительно того, насколько высоко следует поднимать седло, бытует множество мнений. Есть даже выведенные формулы с учётом длины ноги, умноженной на коэффициент. Однако такая «научность» несколько иллюзорна. Ведь высота сидения зависит не только от общей длины ноги, но и от размера стопы, типа педалей, стиля педалирования и даже высоты подошвы. Потому определить, какой именно уровень высоты подойдёт именно для вас, можно лишь опытным путём.
Обычно высота седла у всех несколько занижена. Это у нас заложено ещё с детства. Сначала, когда мы учились, так было проще остаться на велике и не упасть. Потом, учитывая быстрорастущий детский организм, родители попросту не успевали поднимать своевременно седло на велосипеде. Именно потому мы привыкли ездить на полусогнутых и при этом чувствовать себя комфортно. Для того чтобы понять, какая высота нам нужна, следует постепенно поднимать наше велоседло и обкатывать его в новом положении. Исходя из опыта, не рекомендуется сразу значительно поднимать. Оптимально всего на пару миллиметров за один раз. Если после поднятия сразу не чувствуется значительный дискомфорт, то следует прокатиться на нём пару десятков километров. Если вы на верном пути, то при поездке вы почувствуете улучшение по ходу и скорости байка. Так можно увеличивать высоту до тех пор, пока вы не почувствуете дискомфорт при педалировании. При высоко поставленном седле вы станете как бы переваливаться на седле или съезжать на нос седла, чтобы достать до педалей. Тогда стоит вернуть велоседло в то положение, которое было перед этим, то есть опустить на всё те же несколько миллиметров.
Регулировка по наклону и вперёд-назад
Идеальным считается наклон ближе к горизонтальному, то есть его полное отсутствие. Однако для многих мужчин предпочтительней, чтобы нос седла был немного поднят. Для женщин же, наоборот, нос немного опускается. Однако, даже учитывая индивидуальные предпочтения, важно помнить, что больших углов быть не должно. Нос велоседла, задранный кверху, приводит к более высокому натиску на мягкие ткани промежности, к плохому кровотоку, онемению и другим проблемам со здоровьем.
Крен вперёд является причиной того, что ездок попросту сползает с сидения, перемещается на его более узкую часть. Так как сидеть полноценно у ездока просто нет возможности, нагрузка таза уменьшается. Она компенсируется за счёт увеличения напряжённости рук. Это приводит к уставанию рук, запястий, к болям в спине, шее и плечах.
В современных моделях байков есть возможность сдвигать велоседло вперёд-назад. Такая регулировка позволяет выровнять его относительно педальной каретки. Идеальное положение: в момент, когда шатуны в горизонтальном положении, — коленная чашечка должна располагаться строго над осью педали.
Иногда отрегулировать не получается в связи с анатомическими особенностями конкретного человека или же из-за специфики рамы байка. Для таких случаев существует специальный подседельный штырь со сдвигом назад.
И угол и сдвигание туда-обратно можно отрегулировать посредством зажима на подседельном штыре.
И в заключение
Вопрос выбора велосипедного седла всегда сугубо индивидуален. Это связано и с анатомией каждого человека, и с тем, где и как интенсивно вы собираетесь кататься. К счастью, выбор велосёдел сегодня огромен. Можно подобрать самые разные в зависимости от предпочитаемой и требуемой ширины, жёсткости и формы.
Важно понимать, что, какое бы седло вы ни приобрели и как бы ни рассчитывали правильное расстояние между тазовыми буграми или не подстраивали высоту и наклон седла, в начале обкатки вы всё равно будете чувствовать дискомфорт. Как минимум первые сотню километров, а то и немного больше. Во время обкатки седла боль возникает практически всегда. Следует обратить внимание на характер боли. Боль как от обычных синяков возникает во время обкатки и это норма. Потом она проходит и, как правило, велосипедист при правильно подобранном и отрегулированном седле спокойно катается даже по 5–8 часов в день. Такая же боль будет и при повторной обкатке, если, к примеру, вы после длительного перерыва снова поедете кататься.
Другой вопрос, если кожа после поездки саднит, есть потёртости. Здесь уже можно говорить с большой вероятностью о том, что седло или же неправильно подобрано, или установлено и отрегулировано неверно.
Какие упражнения на фитболе помогут похудеть и как правильно его выбрать
Велоснаряд, которому предстоит регулярно преодолевать спуски и подъёмы, должен обладать набором особенных характеристик. Мы расскажем, как правильно выбрать горный велосипед.
Давление в шинах велосипеда. Каким должно быть оптимальное давление в шинах велосипеда, где уточнить необходимые параметры давления и от чего они зависят, какие имеются стандарты.
Наши рекомендации: Как выбрать седло?
Седло, вальтрап и амортизатор являются важной покупкой, поэтому нужно тщательно подходить к их выбору. Седло не покупается без соответствующего снаряжения: подпруга, стремена, вальтрап.
Упростите свой выбор с нашими рекомендациями.
Седло
Выбор седла очень важен, поскольку определяет степень Вашего удовольствия от верховой езды.
Неправильно подобранное седло может мешать лошади, повредить ее и сделать менее успешными всадника и лошадь на соревнованиях.
Именно седло обеспечивает Ваш комфорт.
Для каждой дисциплины тип седла зависит от размера лошади и роста всадника и частоты использования.
Чтобы сделать правильный выбор, ознакомьтесь с нашими рекомендациями.
Выбор седла в зависимости от использования
Седла бывают разных видов:
- для начинающих универсальное конкурное выездковое прогулочное
Характеристики седла для начинающих:
- Хорошо подходит для первых занятий верховой ездой
- Удобное(более широкое)
- Классическая форма (более грубокое)
- Передняя и задняя луки более выражены, что гарантирует лучшую фиксацию ребенка в седле
- С рукоядкой
Характеристики универсального седла:
- Седло для различных видов пользования
- Хорошее расположение для работы на плацу
- Удобно для небольших препятсвий (его задняя часть наклонена немного вперед)
- Удобное для прогулок
- Немного углубленное седло
- Более широкое, чем обычно для удобства по время прогулок
Характеристики конкурного седла:
- Это сиденье (наклон вперед) помогает всаднику крепче прижимать ногу к боку лошади и фиксирует ногу всадника в оптимальном для прыжков положении.
- С небольшими широкими опорными подушками — то что нужно для комфортных прыжков всаднику любого уровня
- Полуглубокая модель
Характеристики выездкового седла:
- Удлиненное крыло для лучшего расположения ног (почти перпендикулярное седлу).
- Удобное
- Глубокое сиденье (лучшая фиксация всадника в седле)
- Длинные крылья (увеличивающие контакт всадника и лошади)
Характеристики прогулочного седла:
- Комфорт для всадника: широкое сиденье
- Комфорт для лошади: правильное распределение веса всадника
- Несколько точек крепления для багажа (сумочек)
Кожаное или синтетическое?
Оба материала имеют свои преимущества и недостатки. Все зависит от использования седла!
- Натуральный и благородный материал
- Традиционный
- Более эстетичный
- Долго служащий, если правильно ухаживать за седлом
- Долго сохнет после сильного дождя
- Обязательный регулярный уход
- Дешевле
- Легко ухаживать
- Быстро сохнет после дождя
- Легкие седла
- Недолговечно, особенно при интенсивных тренировках
Размерный ряд
Седло должно быть комфортным для сидения, но важнее устойчивость в седле.
Классические седла имеют обозначение размера в дюймах (символ «). Размеры седел бывают от 14″ до 18.5″, с разницей в 0.5″. При этом, нормальный размер 17″ или 17.5».
Таблица размеров:
Размер седла | 14″ | 16″ | 16″5 | 17″ | 17″5 | 18″ | 18″5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Размер бридж | 6 лет | 14 лет | 34 | 36-38 | 38-40 | 42-44 | 46-48 |
Снаряжение для седла
Различные элементы дополняют седло в зависимости от типа лошади и вида верховой езды.
Подхвостник
Подхвостник — это ремень, идущий от седла под хвостом у лошади, который позволяет седлу не соскальзывать вперед. Она крепится специальным кольцом к задней луке седла.
Таблица размеров:
Тип лошади | Шетландская пони | Пони | Лошадь |
---|---|---|---|
Размер подхвостника | SHT | PS | FS |
Подперсье
Подперсье нужно для предотвращения сползания седла назад по спине лошади, особенно у лошадей худых и небольших размеров.
Оно представляет собой ремешок вокруг шеи лошади, прикрепленное с каждой стороны седла пряжками.
Подкладка на седло из овчины
Это подкладка на седло для придания наибольшего комфорта всадника при длительном походе.
Их используют с искусственными седлами для лучшей теплопроводности.
Подпруги
Подпруги это ремни, при помощи которых седло фиксируется на спине лошади. Они должны:
- быть адаптируемыми для любой лошади
- легко фиксировать
- препятствовать сползанию седла
- не ранить лошадь
- быть безупречного качества
Размер выбирайте в зависимости от использования:
Таблица размеров:
Тип лошади | Пони A и B (а также для выездки) | Пони B и C | Пони D и небольшие лошади | Стандартные лошади 1,60 м — 1,65 м в холке | Крупные лошади 1,65 м в холке | Большие лошади 1,75 м в холке |
---|---|---|---|---|---|---|
Размер подпруги | 60 — 75 см | 80 — 100 см | 100 — 115 см | 125 см | 135 см | 145 см |
Для небольших лошадей или при длительных походах, рекомендуем одевать подпругу на подклад (из овчины или другого теплого материала).
Что касается материлов, то тканевые подпруги сегодня наиболее распространены, они доказали свою прочность и долговечность, их можно стирать.
Но кожаные подпруги имеют неоспоримые преимущества: они долговечны, но требуют регулярного ухода. Они не допускают перегревания, особенно для хрупких и небольших лошадей.
Путлища
Путлища — это седельная принадлежность, которая служит для крепления стремян к седлу. Протектор стремени (часть, на которую ставится нога), в целом, имеет резиновую поверхность для лучшего сцепления с подошвой.
Они продаются попарно и крепятся к седлу.
Таблица размеров:
Всадник | Дети / Женщины | Женщины / Мужчины |
---|---|---|
Размер путлищ | 125 см | 145 см |
Выбирайте материал в зависимости от вида верховой езды:
- Кожа буйвола — для регулярного использования
- Кожа теленка — для интенсивного использования
Наилучшие путлища сделаны из кожи со слоем полипропилена, который усиливает прочность кожи, мещает ей стягиваться.
Стремена
Стремена необходимы, чтобы помогать всаднику сесть в седло и чтобы фиксировать ноги при езде. Они крепятся к седлу путлищами и имеют резиновую подножку, чтобы ноги не соскальзывали со стремени.
Существуют 2 вида стремени:
- Стандартные: очень безопасные. В случае падения, они обеспечивают немедленное освобождение стопы (хороши для детей и для начинающих).
- Смещенные : обеспечивают наилучшее расположение ноги, позволяя опустить каблук. Однако они становятся все менее и менее популярны.
Вальтрапы
Вальтрапы защищают седло от лошадиного пота. С другой стороны, они защищают спину лошади от натирания седлом и толчков всадника. Их часто используют вместе с амортизаторами для спины.
Ниже представлена таблица размеров:
Тип лошади | Шетландская пони | Пони | Лошадь |
---|---|---|---|
Размер вальтрапа | SHT | PS | FS |
Вальтрап следует выбирать в зависимости от вида верховой езды:
- Все виды верховой езды: хлопок или овчина
- Походы: с карманами
- Выездка: глубокий вальтрап, адаптированный для седла для выездки
- Прогулки: вальтрап в стиле Вестерн или вальтрапы из хлопковой ткани
Амортизаторы
Спина — это достаточно хрупкая часть корпуса лошади. Амортизаторы помогают защитить спину от ударов седлом. Их кладут между вальтрапом и седлом.
Амортизаторы служат для:
— предотвращения повреждений лошади (молодые лошади с чувствительной спиной)
— после повреждений (после проблем со спиной)
Их кладут между вальтрапом и седлом или в карман вальтрапа для предотвращения повреждений лошади.
Вальтрапы изготавливают из 4-х разных материалов:
Источники:
http://velostrike.ru/vs/articles/poleznye_sovety/kak_pravil_no_nastroit_sedlo_dlya_velosipeda/
https://velofans.ru/vibor/sedlo-velosipeda-kakoe-mozhet-byt-kak-vybrat
https://aktsport.ru/velosiped/pravila-vyibora-velosipednogo-sedla.html
https://www.decathlon.ru/conseils-equitation-cheval-au-travail-01-comment-choisir-sa-sellerie.html