Моделирование звучания гитарных примочек в Proteus. Как сделать и прослушать педаль эффектов без паяльника
Привет, друзья! Вероятно, каждый хоть разок да провел ночь с паяльником в руках среди клубов канифольного дыма, движимый одной лишь идеей создания чего-то особенного, нового, звучащего или работающего не как у других. Сколько выводов микросхем было оборвано после многократных паек, сколько чипов было убито статическим электричеством после почёсывания головы!
Сижу я как-то вечером, поглядываю в интернет-магазине отправленные для меня микросхемы, которые в лучшем случае доедут через неделю-две, и вдруг в моей голове возникает вопрос: «А можно ли как-то ускорить процесс разработки устройства, да так, чтобы сразу можно было его заказчику показать?». В то время мне как раз заказали несколько примочек для электрогитары. И я, имея достаточно опыта в обращении с системой создания и моделирования схем Proteus, собрался разрешить этот вопрос с помощью данной программы.
Содержание / Contents
↑ Немного о себе
Меня зовут Даниил, мне 23, и я инженер. Я из тех инженеров, которые поступили в ВУЗ на инженера, закончили, и устроились работать инженером. То есть я по жизни занимаюсь тем, что мне действительно интересно и тем, что я люблю.
Ввиду молодости, энергичности и просто из интереса, я занимаюсь электроникой и в качестве хобби. Да-да, разрабатывая схемы весь рабочий день, я прихожу домой, и делаю тоже самое дома, только в более творческом ключе и на очень разнообразные темы. Одной из таких тем является тема гитарных эффектов, да и оборудования в принципе.
↑ Предпосылки
Я ни разу не гитарист и умею играть на гитаре разве что аккордами, но так вышло, что мне нравится гитарный звук и звук гитарных перегрузов в особенности. Агрессивный и техничный стиль игры на 7-струнной гитаре в строе дроп-Б для меня как котику сметанка.: wink: К сожалению, я не имею прямого доступа к гитарам для каких-либо изысканий в области идеального звука, а ведь для этого мне еще нужно купить радиодетали, а особенно хорошие и редкие придется подождать несколько недель из-за океана, после чего собрать это дело на макетной плате, воткнуть гитару, разочароваться что не умею играть, послушать свои потуги и так много раз. Все это сплошные траты времени, которые оборачиваются тем, что ничего не доходит до своего логического завершения.
С Proteus-ом я знаком давно: года 4, а может и больше. У программы огромный функционал, который просто нереально опробовать весь и сразу. В ней можно создавать цифровые и аналоговые схемы, моделировать их работу (в программе огромная база SPICE-моделей), создавать для разработанных схем печатные платы, писать прошивки для микроконтроллеров и тут же проверять их в действии, и много чего еще.
И вот однажды у меня появился заказчик, который попросил сделать ему несколько педалей для гитары, среди которых числился и дисторшн. Как многие знают, этот эффект и является основой метал-музыки.
↑ Дистор-р-р-р-шн
Рисунок 1 — Представление эффекта Distortion графически
Эффект Distortion состоит в том, что форма сигнала искусственно обрезается по амплитуде. Фактически это означает, что в исходную синусоиду добавляется множество других синусоид (гармоник) более высокой частоты, которые начинают диссонировать с основной гармоникой и на выходе получается гитарный звук с характерным «шумом» или «рычанием».
Этого же эффекта я решил добиться в Proteus-е.
↑ Приступаем
Первым делом необходимо было определиться с тем, что же я буду проверять в виртуальной среде. Выбор пал на педаль «MXR Distortion+», просто потому, что она имеет простую электрическую схему и минимальный функционал. На борту имеются два потенциометра: DISTORTION, отвечающий за искажение входного сигнала, и OUTPUT — уровень напряжения на выходе педали (громкость). Также имеется операционный усилитель, а обрезаться амплитуда сигнала будет с помощью клиппинг диодов.
В интернете была найдена следующая схема педали.
После перенесения в Proteus она стала выглядеть так.
Сразу хочу извиниться за внешний вид схемы: было не удобно скрывать поля примечания у каждого компонента. То же по поводу земли: мне удобнее, когда она на схеме одна, личные заморочки, так сказать.
Первым делом было решено проверить корректность работы педали, т. е. добиться такого же эффекта, как на рисунке 1.
Для этого к схеме был подключен генератор сигнала, на котором я установил синусоиду амплитудой 200 мВ, и осциллограф. 200 мВ — потому что приблизительно таков уровень сигнала на пассивных звукоснимателях гитары. Схема с генератором обрела следующий вид.
Также в меню выходного сигнала настраивается битрейт, глубина в битах и время повтора трека по окончанию обработки (Loop time) в секундах. Отсюда можно прослушать получившуюся запись и экспортировать её себе на компьютер.
Вот, что получилось у меня после обработки.
Гитарный сэмпл был следующий:
Заказчику звук показался слишком ярким, несмотря на мои уверения, что не стоит воспринимать результат моделирования как гарант звука. На выходной записи довольно много шума, скорее всего, тут необходим очень качественный исходный сэмпл. Судя по прослушанному звуку данной педали на YouTube, характер звучания модели схож.
Из подводных камней (помимо производительности) я бы поставил под вопрос достоверность SPICE моделей. В схеме этой педали используется ОУ 741, но в модели эта микросхема отказалась работать корректно (на некоторых записях выходной сигнал был просто шумом), так что я использовал ОУ с названием модели LM741.
↑ Послесловие
Я ни в коем случае не претендую на особые знания гитарных эффектов и их правильного звучания.
Лично мне такой подход к разработке пришёлся по душе, а насчёт его эффективности — думаю, время покажет.
Всем спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress
Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.
Простой гитарный DINO DISTORTION от SLAYER
В этой статье я попытаюсь рассказать о том, к чему я пришел в результате паяния бесчисленного количества различных solid state или как еще говорят транзисторных примочек, будет сделана попытка некоторой систематизиции, и обобщения различных приемов «примочкостроения», а в конце заценим семпл
Содержание / Contents
Взгляните на эту схему. Она поражает своей простотой! Схема очень похожа, да что там похожа, один в один MXR Distortion+. Чтоб спаять ее на макете понадобится не болеее двух часов, в сети можно даже печатку найти, операционник можно любой поставить, со своими цепями коррекции, если это необходимо. Паяльник в руки уважаемые датагорцы, звук Вас приятно удивит
Вообще принцип работы эффекта DISTORTION — это ограничение сигнала, никакого секрета в этом нет. Однако существуют различные схемы ограничителей, которые дают разный по характеру звук. Обязательное условие — частотная коррекция сигнала до ограничителя, необходимо обрезать низкие частоты, иначе мы не получим драйва, будет бубнение, и слушать такую примочку будет невозможно. Однако нельзя убирать весь низ, иначе звук будет сухой, в нем не будет никакой тяжести. Высокие частоты тоже надо немного придушить. Я не могу назвать конкретные цифры какие частоты, с какой крутизной спада надо резать. Так что паяльник в руки
↑ Рассмотрим пару схем ограничителей сигнала
↑ Схема 1:
Ограничение сигнала в здесь происходит за счет большого коэффициента усиления схемы, выходной сигнал своей амплитудой практически достигает половины напряжения питания. Мощная схема И простая. Для неравномерного ограничения можно немного «перекосить» операционник смещением, то есть подать не половину питания, а больше или меньше. Разные операционники дают разный звук.
Далее идут ограничители с использованием диодов. Их навыдумывали очень много, (откуда столько фантазии ?), схема выше, из Юнного техника, тоже диодный ограничитель. Они в самом общем случае делятся на два типа: с наличием, и с отсутствием диодов в цепи обратной связи (ООС) операционика. Диоды в ООС дают более мягкое ограничение, очень часто такие примочки позиционируются как эмуляторы лампового перегруза. В моей схеме (см ниже) я не использовал диоды в цепи ООС, только потому, что они невлазили, мать их, в печатку !
Итак на чем я остановился. При конструировании этой примочки я ставил перед собой несколько целей, это прежде всего создать максимально «универсальную» схему, то есть схему, способную звучать и в комбик, и при необходимости не сильно «песочить» в линию, а также максимально упростить конструкцию.
↑ Схема 2: DINO DISTORTION
Первые два каскада ни что иное как Злой самодельный гитарный Distortion, (респект Andrew) он же Marshall guv’nor, известная педалька. Далее идет трехполосный регулятор тембра, за ним небольшой фильтр, для обрезания песка.
↑ Готовая педаль выглядит вот так:
↑ Самое интересное внутри. Итак печатка, предмет моей гордости:
Как я не старался, мне так и неудалось запихнуть в такую печатку два светодиода параллельно резистору 2 м², зато в любой корпус такую плату можно поставить.
Надо сказать, что я не доволен работой регулятора тембра, а именно — плохо регулируются средние частоты. Просто я предварительно не макетировал эту схему, то есть схему такого регулятора тембра. В настоящее время ведутся работы, по модернизации схемы, уже разработана новая плата, и следующая подобная примочка будет уже нормально работать .
↑ Сэмпл DINO DISTORTION
Звук зависит от номиналов деталей. Вот семпл, записанный с этой примочкой.
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
В заключении можно сказать, что работа по поиску звука это бесконечный процесс. В этой статье ставилась цель показать в каких направлениях можно идти, какие схемы паять, чтоб немного познать основы схемотехники гитарных примочек. Все примочки по своему хорошо звучат , что дает огромную свободу музыканту по поиску своего, неповторимого, характерного только для него, звучания.
↑ файлы
Чертеж корпуса в автокад
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Чертеж платы DINO DISTORTION в layout
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress
Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.
Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали "Sound JS Stereo Chorus CE-5"
Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.
Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.
Содержание / Contents
↑ Принцип работы хоруса
Хорус (Chorus) — это эффект, позволяющий из звучания одного инструмента получить сразу звучание нескольких. Другими словами, хорус имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов.
Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.
Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.
Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.
В стерео-хорусе «пространственное» звучание обычно получают разнесением сигнала по фазе в обоих каналах на 90 градусов. Другой вариант: в одном канале чистый сигнал, во втором — обработанный. Этот вариант на мой взгляд (точнее, слух) хуже первого.
Основные регулировки хоруса:
— Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
— Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.
↑ Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса
Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.
Этот стерео-хорус, обладателем которого я являюсь, ещё в начале 90-х годов прошлого века выпускала одна фирма — Sound JS. Производство было налажено на Украине, в Херсоне. Фирма эта выпускала также много других педалей эффектов, скопированных с педалей фирмы Boss.
Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.
Согласитесь, что схемы очень похожи. Принцип работы одинаковый (смотрите выше). Отличия, в основном — в элементной базе. Педаль Sound JS собрана на отечественных микросхемах — микромощных ОУ К140УД1208 и аналоговой линии задержки КА528БР2. Преимуществом её схемы по сравнению со схемой педали Boss, является вход на полевом транзисторе и наличие стерео выхода.
Байпас у обоих педалей «горячий» — на электронных ключах. Также обе они имеют в наличии всего два регулятора — RATE и DEPTH, которых вполне хватает для настройки различных вариантов звука.
Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).
Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.
Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:
Вид внутри после сборки:
Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:
↑ Семплы
В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.
1. Оба регулятора — в минимальном положении. В этом режиме педаль можно использовать, как зффект псевдо-стерео. Эффекта хоруса как такового нет.
2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).
3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).
4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.
5. В заключение я записал отрывок из одной известной композиции. Партия гитары записана только с использованием хоруса (настройки — оба регулятора на 12 часов). Партия соло: перед хорусом включил Boss MT-2 металзон (настройки хоруса — RATE на 10 часов, DEPTH на 2 часа) и добавил чуть-чуть программного дилея.
↑ Итого
Лично мой вывод таков: при грамотной настройке данный хорус звучит очень даже достойно, несмотря на то, что собран на отечественных радиодеталях. При желании можно найти недорого б/у и довести до ума, а ещё лучше — попробовать собрать самому. Рекомендую!
↑ Файлы
▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress
Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.
Схемы гитарных педалей. Размышления о гитарных «примочках»
Эффекты рассчитаны на работу с громкостью сигнала. Входят: компрессоры, дисторшн, гейты и педали громкости.
Дисторшн
Используя данный эффект, инструмент звучит более четко и красочно. Они нередко используются как для соло, так и для рифов.
Овердрайв
Овердрайв придает натуральное звучание. Некие виды частично произведены на лампах. Наиболее эффективно данный эффект употреблять для воспроизведения роковых мелодий или блюзового соло. Еще педаль используют в виде чистого канала. Это дает хороший звук педали без наложения тона.
Фуз даст возможность прочувствовать стопроцентно, что такое эффект искажения. Смахивает на звуки, издаваемые бензопилой, но приятно резкие и четкие. Специальные фузовые педали не идеальны в воспроизведении натурального искажения. Однако добиться истинного фузового тона легко, используя дисторшн, а после, просто поставив гейн на высший уровень и наладить тон для более качественного звука.
Динамические гейновые эффекты (примочки).
К гейнам относятся гейты и компрессор, которые реагируют на сигнал. Результат прямо пропорционален его громкости.
Компрессор для гитары.
Делает меньше громкость сигнала, заданного вами изначально порога. Звук сперва становится тише, а потом усиливается до того же уровня. В итоге – громкие ноты звучат также, а тихие – приобретают больше громкости. При данном действии сустейн становится больше, посему иногда компрессоры используются в виде сустейнов.
Параметры компрессоров:
Порог – это сигнала, при каком начинает работу компрессор. Если уровень маленький, то сигнал не меняется.
Степень компрессии – это уровень уменьшения сигнала, который больше порога, установленного вами. Чем больше степень, тем больше понижается сигнал.
Время атаки – время начала работы компрессора.
Время затухания – время, когда компрессор по-прежнему в работе.
Выходной уровень – это степень громкости, которая получилась после обработки компрессора.
Виды компрессоров имеют разные параметры. Иногда названия не совпадают, например, время затухания может также быть фиксированным временем, а регулятор порогового значения называется регулятором чувствительности.
Компрессор необходим, если надо добавить сустейн или сделать акцент на звуке гитары.
Примочка «Гейт» для гитары
Гейты управляют уровнем сигнала. Они убирают любой сигнал, уровнем ниже заданного порога. Правильным будет использование гейта в цепи, когда перед ним дисторшн и эквалайзер. Даст возможность уничтожить лишний шум, который будет при игре. Чтобы гитара звучала естественно, гейты используют с такими эффектами, как, к примеру, задержка и ревербератор. Поскольку гейты не пропускают очень тихие ноты, сделайте уровень порога наиболее низким.
Педаль громкости для гитары.
Данная педаль может совершать некие манипуляции со звуком, поэтому ее издали относят к эффектам, но не по сборке, а по функциям и влиянию на звук. Если наклонить ее вперед – громкость станет больше, назад – уменьшится.
Используя педаль наряду с эффектами задержки можно извлечь шикарный звук. Просто увеличьте громкость после звукоизвлечения.
Тоновые эффекты для гитары.
Входят графические и параметрические эквалайзеры, вау-вау и авто вау. Меняют тональное звучание.
Эквалайзеры для гитары.
За счет регулирования частот, эквалайзер дает возможность менять тональное звучание инструмента. Благодаря эквалайзерам есть возможность акцентировать внимание или на верхних, или на низких в отдельности. Некоторые эквалайзеры называют фильтрами, потому что те фильтруют или убирают некие частоты, и пропускают иные.
Эквалайзеры делят звучание на диапазоны частот, которые зовут полосами. Полос в эквалайзере до десяти. Если запись происходит в студии, то вам необходимы графические эквалайзеры, наличие полос в которых 31 и больше.
Эквалайзеры могут быть графическими и параметрическими. Но, чаще всего, игроки используют графические, потому что последние понятны в использовании.
Графический эквалайзер для гитары.
Графический эквалайзер отличается тем, что на его корпусе находится некоторое количество движков. Конкретный движок регулирует конкретные частоты. Во время настраивания эквалайзера, движки напоминают положением график. Так и появилось название эквалайзера.
Используя движки, есть шанс повысить или уменьшить сигнал. Если он в центре, то полоса не действенна, если ниже – частоты станут меньше, если выше – повысятся.
Фильтры для гитары.
Это тоновые устройства, к примеру, вау-вау педаль и авто вау.
Вау вау
Это стандартный эффект для рока. Иное название – квакушка. Просто эквалайзер с попеременной частотой. Некоторые частоты увеличиваются, другие уменьшаются. Для стандартного звука надо жать на педаль, соответствуя ритму песни. Жмите резко на педаль. Разнообразие огромно. Есть виды с такими эффектами, как к примеру, регулирование громкости или с фуззом.
Авто-вау
Педаль меняет спектр частот автоматом. Меняет частоты по установленному таймеру. Работает при перемене уровня громкости. Настраивается как на достижение тихого, так и громкого эффекта (вака-вака).
Модулирующие примочки для гитары.
Эффекты, которые изменяют обычное звучание во что-то колеблющееся. Входит хорус, фленджер, сдвиг фазы, трель, вибрато и вращающийся динамик.
Тремоло для гитары
Тремоло – это регулирование громкости. Характеризуется двумя составляющими: глубина и частота.
Глубина – измеряет, как меняется громкость
Частота – как быстро меняется громкость.
Суть работы остальных модулирующих эффектов – модуляция. То есть, они изменяют тон. Управляют такими составляющими:
Глубина – показывает интенсивность эффекта.
Частота – регулирует волну, которая нужна для регулирования сигнала.
Форма – регулирует форму волны. Синусоидальные придают гладкое звучание, а треугольные – ребристое.
Хорус для гитары.
Необходим для того, чтобы из одного инструмента получить звук нескольких. Чуть-чуть задерживает сигнал. После задержанный сигнал мешается с основным и выходит эффект, похожий на игру нескольких инструментов. Данный эффект нередко используется.
Фленджер для гитары.
Создан в 60-х. Издает звук, похожий на тот, что издает хорус. Также с данным эффектом легко добиться звучания реактивного двигателя или «металлического» отзвука с эффектом короткой задержки.
Сдвиг фазы (фейзер).
Применяется осциллятор к эквалайзеру со следующим мешанием фильтрованного сигнала с исходящим. Периодически некоторые частоты перебивают друг друга.
Вращающиеся динамики (лесли).
Из-за вращения динамика, звук распыляется по пространству. Это ведет к многоразовому отражению волн, задержке и наложению фаз. Приобретайте тот тип, который эмулирует колебание волн, как на большой, так и на маленькой скорости.
Сдвиг высоты и делитель октавы.
Высота – высота перемещения начального сигнала. На кое-каких моделях установлено два регулятора, для больших и малых интервалов.
Баланс – регулирует уровень наложения начального и смещенного сигнала.
Существует такое понятие, как интеллектуальное смещение высоты, которое позволяет задать параметры тона и лада, и происходит авто настройка интервала.
Всем привет! Сегодняшняя статья посвящена примочкостроительству целиком и полностью. После её прочтения, ты сможешь с закрытыми глазами левой пяткой правой ноги собрать свой первый рабочий девайс. Ну или почти.
У вопроса «Что заставляет гитариста взять в руки паяльник?» существует несколько вариантов ответа.
Во-первых, материальное положение. Да, да, приличный стафф стоит немалых денег и собирается годами по крупицам. И, коль уж пионер, решив сдружиться с волшебным миром электрозвука, приобрёл себе электровесло и электроаппарат, у него непременно возникает резонное желание разнообразить свой саунд. И он свято верит, что условно-бесплатно получит примочку своей мечты.
Во-вторых, банальное любопытство. Человек — существо любопытное. Любит открывать для себя новые интересные и загадочные вещи. Не так давно ZVEX выпускали набор из серии «собери сам», где надо было с проводочками в руках колдовать над подобием макетной платы. И нашлись ведь поклонники… Да, в конце-концов, кто не желает ощутить это непередаваемое сладостное чувство удовлетворения от проделанной работы, когда кучка безжизненных холодных радиодеталей наполняется звучанием и ламповой теплотой!?
В-третьих, кое-кто хочет захватить мир. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Итак, к какой бы категории гитаристов-паяльников вы себя не причисляли, мы начинаем. И собирать будем широкоизвестный в узких кругах TROTSKY OVERDRIVE. Это наиболее простая из известных нам схем, обладает к тому же довольно сносным звучанием, не требует никакой настройки и вполне подойдёт в качестве первого девайса.
Схема представляет собой один единственный усилительный каскад на биполярном транзисторе с диодным встречно-параллельным ограничителем и фильтром нижних частот. Прочитав предыдущее предложение, непосвящённый в таинства радиотехники гитарист-паяльщик наверное схватиться за голову: «усилительный каскад», встречно-параллельный ограничитель», «фильтр там чего-то там»?? WTF?! Но ничего, Москва не сразу строилась. В конце-концов, в рамках данной статьи для сборки девайса каких-либо специальных знаний не потребуется. Потребуется только внимательность, усидчивость, пучок свободного времени, мягкое и удобное кресло, ящик холодного пива…)
Собирать будем из камней и палок … навесным монтажом – это значит не заморачиваясь над изготовлением печатной платы. Просто сделаем несколько отверстий в диэлектрической основе и в них будем садить ножки элементов. Для этого тебе потребуется кусочек нефольгированного текстолита, оргстекла (шикарно!) или другой пластмассы.
Мы как раз использовали кусочек оргстекла.
Ну и список того, что ещё потребуется.
Паяльник (подойдёт любой: хоть советский, хоть китайский; 40-60 Вт);
— флюс нейтральный(она же канифоль: хоть твёрдая сосновая в баночке, хоть жидкая в бутылочке типа ЛТИ-120; настоятельно не советую активные флюсы и паяльные кислоты);
— припой (оловянно-свинцовый ПОС-60, ПОС-61);
— бокорезы или кусачки;
— моток тонкого провода 1 метр (рекомендую МГТФ);
— инструмент для сверления (это может быть маленькая или большая дрель, шуруповёрт);
— сверло 1-1.5 мм;
— кусочек нефольгированного текстолита, оргстекла или другой пластмассы размером 30х50 мм;
— желательно иметь под рукой мультиметр для измерения сопротивлений;
Детальки! ^___^
Конденсаторы:
Рекомендую плёночные отечественные типа К73-17 (или импортные аналоги) на минимальный вольтаж.
— 22 нанофарад (= 0.022 микрофарад);
— 47 нанофарад (= 0.047 микрофарад);
— 100 нанофарад (= 0.1 микрофарад);
Диоды:
— Диоды кремниевые или германиевые — любые 2 штуки (например, 1N4148, 1N4001, 1N914);
Транзисторы:
— Кремниевый n-p-n 2N3904 (или, как рекомендуют, советский КТ312);
Потенциометры:
— 50 кОм с линейной характеристикой (Gain) – тип “B”;
— 100 кОм с логарифмической (можно и с линейной) характеристикой (Volume); — тип “А” или “B”
Все перечисленное на самом деле легко умещается на листе а4:
Кнопка… Самое слабое место, так обычно трудно достать (особенно в глуши типа Замкадья). Кнопка нужна с фиксацией типа 3PDT — 9 контактов (для байпаса с индикацией) или на худой конец типа DPDT — 6 контактов (без индикации). На совсем худой конец можно использовать аналогичный тумблер с 6 или 9 контактами. Правда нажимать ногой не получится. Ну а уж если конец совсем худ, то можно и без байпаса.)
Вот так должны выглядеть кнопки:
Тумблер для с 6 контактами типа ON — ON;
— Два стерео-гнезда для 6.3 джека на корпус (пластмассовые или металлические);
— Гнездо питания на корпус типа 5.5х2.1;
— Две ручки на потенциметры (необязательно, но придаст творению некую законченность);
Ну и конечно корпус: это может быть жестяная банка из под сардин или красивая коробочка из под кубинских сигар. Тут уж на ваше усмотрение.
Нами была выбрана советская монтажная коробка с гордым названием “Гранит-X”. На самом деле она из тоненького алюминия. Собственно, давно валялась под рукой и мозолила глаза.
Собирать девайс будем по прилагаемой схеме. На ней наглядно видно расположение всех деталей на кусочке оргстекла. Кроме того, принципиальная схема устройства приведена на в самом начале статьи.
При сборке следует обратить особое внимание на цоколёвку транзистора. Транзистор — это такая тараканина с тремя ножками. У каждой ножки своё обозначение: коллектор (C), эмиттер (E) и база (B). На рисунке выше возле транзистора все эти обозначения есть — куда какую ножку припаивать. Но необходимо сверить их с фактической физической конкретного распиновкой транзистора. Для транзистора КТ312 распиновка приведена на принципиальной схеме в начале статьи. Для 2N3904 — на рисунке ниже.
Как сделать байпас?
Байпас — это функция устройства, позволяющая пропускать сигнал напрямую в обход эффекта, без обработки. Если вкратце, то байпасы бывают “холодные” и “горячие”, “труЪ” и “нетруЪ”, есть ещё “миллениум байпасс”. Нас же в рамках данной статьи интересует холодный (или по-другому его называют “механический”) труЪ байпасс.
Реализуется он с помощью переключателя (кнопки, футсвича, тумблера), который имеет два фиксированных положения ON-ON. На практике это выглядит так:
Каждое нажатие “перекидывает” средний контакт с левого на правый, с правого на левый в каждой группе. Таких групп может быть две (DPDT), три (3PDT), четыре… Всё довольно просто, главное — понять сам принцип. Ну а схема подключения 3PDT кнопки для байпаса выглядит так:
Аналогично для DPDT (без светодиода):
Более подробно, как подключать к плате эффекта гнёзда, кнопку и питание довольно подробно показано на рисунках (взято отсюда
Вариант для DPDT кнопки (без светодиода). Гнездо питания можно подключить так же, как на следующем рисунке.
Вариант для 3PDT:
Уфф, ну с теорией разобрались, теперь несколько практических советов непосредственно по пайке:
Не жалейте флюса! Наносите флюс на место пайки перед касанием его жалом паяльника с припоем. После пайки припой должен блестеть, если он имеет матовый цвет, значит он окислился, и флюса было не достаточно;
— Старайтесь не перегревать детали. У паяльника без терморегуляции температура жала может достигать 320-380 градусов. Поэтому максимальное время касания не должно превышать 3-4 секунды. В большей степени это касается полупроводниковых элементов: транзистора и диодов;
— Заведите себе влажную тряпочку и регулярно вытирайте нагар с жала паяльника;
Ну собственно и все! Дерзайте! Приятного просмотра и удачи!
Весь процесс был запечатлен на видео, педалька обзавелась приятной наклеечкой — милости просим взглянуть:
P.S. Опытную коробочку из видео выменяем на вкусняшки.
За вопросами обращайтесь в нашу группу
Теперь же, я хочу рассказать Вам о том, какими бывают гитарные эффекты. Что сегодняшний гитарист может сделать со звуком своей электрогитары, как он может показать слушателям не только свою технику игры, но и свой характер, и свое настроение, и свой чувства.
Да, все это может рассказать нам сама музыкальная композиция, будь-то песня или инструментальная зарисовка или соло импровизация. Но, не менее важно для слушателя, услышать звук инструмента, ведь мы не просто читаем ноты с листа, мы воспринимаем композицию ушами. Звук для музыканта не менее важен, чем техника его игры, говорю Вам, прежде всего, как слушатель. А как музыкант скажу, что можно сыграть нетленки группы Sepultura и в акустике, но мы не получим того впечатления, что даст нам оригинальное исполнение.
Итак, за годы развития электрогитарной индустрии, были созданы, пожалуй, все возможные гитарные эффекты. В настоящее время они только совершенствуются, видоизменяются и дополняется, чтобы соответствовать духу времени, а также, что не менее важно, запросам музыкантов.
Все гитарные эффекты по принципу воздействия на звук гитары можно условно разделить на 4 группы. Пройдемся по каждой из них.
Гейновые эффекты. Они самые суровые. Такие педали регулируют уровень громкости сигнала. К ним относятся Overdrive, Distortion, Fuzz. Первое мое знакомство с гейном состоялось в далеких девяностых, и познакомила нас легендарная педаль ЛЕЛЬ DD (Drive — Distortion).
Позже, я, конечно, понял — это был такой же дисторшн как я виолончелист, но тогда море шума произвело на меня неизгладимое впечатление.
Модулирующие эффекты. Эти педали помогают гитаристу преобразовывать звук его инструмента в нечто новое и необычное. К ним относятся Chorus, Flanger, Phase Shifter, Tremolo, Octaver, Reverberator и Delay. И, опять же, мое первое знакомство с этими эффектами произошло в темном подвале нашей репетиционной базы. А познакомила меня с дивными звуками педаль… Собственно, назвать ЭТО педалью, я не возьмусь. Гроза отечественного гитаростроения:
К сожалению, по молодости лет, этот девайс был мной утерян.
Динамические гейновые эффекты. К ним относятся компрессоры и гейты. Эти эффекты управляют уровнем сигнала, а именно, обрезают сигнал, который находится ниже заданного порога (громкости или частоты), К ним относятся: Noise Gate, Compressor, Volume Pedal. О существовании этих нужных и полезных приблуд, я узнал много позже. Еще позже я стал их использовать, в частности, сейчас в моем педалборде стоит компрессор MRX Super COMP. И теперь я ощущаю острую необходимость в установке шумодава.
Тоновые эффекты. Они воздействуют на высокие либо низкие частоты. Они представлены такими педалями: Equalizer, Wah-Wah. Если со вторым эффектом все предельно ясно, то первый, по началу, вызывал у меня много вопросов. И вопросы оставались до тех пор, пока я не приобрел BOSS GE-7 (Equalizer). Вам может надоесть Ваша дж-дж-дж педаль, Вам может наскучить космический дилей, и тогда Вам поможет обычный эквалайзер. Кроме всего прочего, он может кардинально поменять Ваш звук. Что для меня – человека, играющего на электрогитаре в свободное время, эквалайзер оказался незаменимым. Он дал возможность экспериментировать со звуком, и мне это нравится.
Теперь я кратно опишу Вам суть каждого из эффектов. Естественно, такое описание Вам не поможет определиться с выбором. Что касается музыки, при покупке гитары или педали к ней, совет может быть только один – слушайте все, что хотите приобрести лично. Не руководствуйтесь только лишь описаниями и непонятно как записанными видео-обзорами. Этого будет недостаточно. А теперь, погнали.
Этот, эффект, равно как Distortion с Fuzz, занимается искажением звука путем ограничения сигнала по амплитуде. При этом, Overdrive являются самым мягким из них, чем обеспечивается более натуральное звучание гитары.
Этот эффект имеет сходство и с Overdrive, и с Fuzz, а его звук отличается большей резкостью.
Этот эффект можно услышать в рок музыке 60-х годов. Да что там, он и в наши дни пользуется популярностью среди музыкантов. Его отличает яркое звучание и характерное настоящее искажение сигнала.
И, небольшой совет по коммутации:
Как правило, педали Overdrive, Distortion и Fuzz в цепи эффектов устанавливают после компрессора. А вот для того чтобы откорректировать полученный сигнал, после педали Distortion можно включить в цепь и эквалайзер.
Эффект работает по принципу уменьшения динамического диапазона звукового сигнала. Иными словами, с помощью компрессора можно свести к минимуму разницу меду самым тихим и самым громким сигналами. Идеальное место для компрессора — самое начало цепи эффектов. Тогда чистый сигнал с гитары подается непосредственно на него.
С помощью этого эффекта можно добиться звучания одной гитары, как если бы их было две. Для этих целей, эффект добавляет к исходному звуку гитары еще одну его копию, но с небольшой задержкой (до 30 миллисекунд).
С помощью же эффекта Stereohorus, можно сделать из моносигнала гитары настоящее стерео, единственное, для этого придется использовать два гитарных усилителя (по одному на каждый канал). Вы же знаете, что электрогитара выдает только моно сигнал, верно?
Этот эффект по принципу работы похож на Chorus, однако же отличается временем задержки копии сигнала (меньше, чем у Chorus) и наличием feedbacka.
Или фазовое вибрато. Эффект, который смешивает исходный сигнал гитары с его копиями, сдвинутыми по фазе. На слух этот эффект отличается от Flanger. В цепи эффектов и Flanger, и Phaser, лучше всего устанавливать между Distortion и Delay (Reverberator).
Этот эффект представляет собой эквалайзер с переменной частотой. Эффект колебания звука достигается путем усиления одних частот и обрезке других. Для работы с этим эффектом, нужно в определенные промежутки времени, во время игры на гитаре, нажимать и отпускать педаль. Кроме того, существуют эффекты вау-вау без педали. Спектр частот у них изменяется автоматически с помощью соответствующих ручек настройки, Называется такой эффект auto-wah.
Данный эффект основан на сдвиге входного сигнала на одну или несколько октав ниже или выше основного тона. Основной тон звучит вместе с повышеным (пониженным) тоном, таким образом, достигается эффект звучания нескольких инструментов одновременно.
Этот эффект представляет собой амплитудное вибрато. Технически — это электронный регулятор громкости, управляющийся генератором колебания инфранизкой частоты.
Reverberator
Этот эффект позволяет имитировать акустические характеристики помещения (регулируемые параметры), и получить объемное звучание. На сцене этот эффект используется крайне редко, и, я думаю, Вы понимаете почему.
Дилэй или эхо, эффект, имитирующий повторы исходного сигнала, которые затухают с каждым повторением. Таким образом, к исходному сигналу добавляется его копия (или несколько), задержанная по времени.
Эти эффекты (Rever, Delay) лучше всего ставить в самый конец цепи.
Эквалайзер — это многополосный регулятор тембра. С его помощью можно осуществлять одновременную регулировку нескольких частот. Эквалайзеры разделяются на графические и параметрические.
Графический эквалайзер состоит из определенного количества слайдеров (для гитары достаточно от 5 до 10), каждый из которых регулируют одну полосу частот. В процессе регулировки слайдеры образуют определенный графический рисунок. Отсюда и их название.
Параметрический эквалайзер, кроме регулировки частот вверх/вниз, может также выбирать центральную частоту и ширину полосы.
В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, например, после педали Distortion.
Этот эффект еще называют шумоподавитель порогового действия или проще — шумодав. Его назначение — не пропускать на звукоусиливающую аппаратуру посторонние звуки, возникающие в процессе игры на электрогитаре. Это может быть звук от случайно задетых струн, щелчок от переключения эффектов либо звукоснимателей, фон от источников питания либо от самих эффектов. Рекомендуется
Volume Pedal
Педаль громкости. Суть этого устройства заключается в регулировании громкости звука. С помощью нее можно регулировать звук после переключения различных эффектов (если их уровни громкости различаются), использовать эффект плавного затухания звука либо же выключать звук гитары быстро, например, когда появляется пауза в гитарной партии.
Современная музыка с использованием гитары в качестве одного из основных аккомпанирующих или лидирующих инструментов не может обойтись без наложения на нее эффектов в режиме реального времени. Для этого ранее использовались обычные «примочки» для электрогитары. Но со временем они трансформировались в музыкальные процессоры и даже целые виртуальные студии, которые широко применяются и при записи партий, и на концертных выступлениях.
«Примочки» для электрогитары: первые попытки обработки звука
Изначально чисто звучащая электрогитара была инструментом, который завоевал мир за короткий срок. Но и ее звучание стало многих не устраивать. Чтобы добавить ей популярности, многие музыканты и производители начали экспериментировать с эффектами. Как считается, родоначальником первого эффекта был Лес Пол, ставший впоследствии еще и основателем дизайна классической гитарной формы, которая сейчас наиболее широко применяется при создании гитар Gibson.
Суть эффекта сводилась к тому, что он просто взял два и просто пропустил через них звук, получив таким образом эффект задержки, сегодня называемый дилэем (от английского Delay). Случилось это только в 60-х годах прошлого века (хотя первые попытки предпринимались еще в 40-х). И с тех пор эффекты для электрогитары претерпели множество изменений.
Эффекты
Рок-музыка не осталась в стороне от нововведений и открыла миру свое видение на эффекты. Со временем появился эффект искажения, сначала получивший название Fuzz, а потом трансформировавшийся в Overdrive и Distortion.
Если кто помнит, еще в Советском Союзе в музыкальных магазинах можно было встретить примочки для электрогитары в виде педали с несколькими кнопками (Fuzz). Звучание, конечно, было грязное и совершенно не похожее на то, что исполняли западные рокеры. Тем не менее все наши музыканты начинали именно с этого. Звучание было сродни звуку «ззз», дисторшн смахивал на «жжж», а овердравйв — на «ррр».
С появлением процессоров проблема использования эффектов поодиночке отпала сама собой, но среди всего того, что сегодня используют гитаристы, можно выделить несколько основных:
- Overdrive, Distortion (Fuzz устарел даже морально);
- ревербератор и эффект задержки;
- хорус и флэнджер;
- Wah-Wah («вау-вау», или, как его еще называют, «квакер»);
- Pre-Amp;
- компрессор;
- эквалайзер;
- октавер;
- гармонайзер и т. д.
Типы педалей
Сами по себе звукосниматели для электрогитары не могли обеспечить должное звучание (в связи с требованиями рынка), поэтому обработку звука исходящего сигнала пришлось проводить не на самом инструменте, а с использованием внешних средств. При этом использовалось даже не прямое внешнее подключение к Так, на первое место вышла педаль для электрогитары и так называемый комбик.
Он представляет собой некий с возможностью настройки параметров звука, который гитарист хочет слышать на выходе (на концертном портале). Понятно, что настраиваемые эффекты проходят сначала через это устройство. Но зато визжание драйвовой гитары при заводке динамка производится именно с его помощью. Реагируют на динамик как раз-таки звукосниматели. Для электрогитары этот эффект оказался такой находкой, что его сначала применил Джимми Хендрикс, а затем и все остальные рокеры.
Комбик для электрогитары
Теперь несколько слов об усилении сигнала. Комбик для электрогитары имеет двойную функцию. С одной стороны, можно настроить качество звука, с другой — это еще и монитор, звук из которого гитарист слышит на сцене.
Конечно, перегрузку наподобие дисторшна можно задать и на этом устройстве, просто установив на максимум. Аналогичные действия производятся и на центральном микшере. Но зачем заниматься подобными вещами, если можно использовать «примочки» для электрогитары или гитарные процессоры, которые сейчас стали особо популярными? Они объединяют в себе все основные эффекты.
Развитие технологий обработки звука
На нынешнем этапе развития гитарного звука отдельно стоит отметить тот факт, что сегодня все «примочки» для электрогитары можно разделить по типу электрики. Основными являются педали на транзисторах, микросхемах и лампах. Последние, кстати, обеспечивают более «теплый» аналоговый звук, что в мире музыки считается априори.
Но со времени появления программных модулей, встраиваемых в гитарные процессоры на основе внутреннего программного обеспечения, эволюция пошла по новому пути.
«Железные» и программные «примочки»
В современном компьютерном мире вопрос того, что нужно для электрогитары, состоит только в том, чтобы установить соответствующее ПО.
Эмулировать реальную гитару можно с помощью VST-плагинов вроде RealLPC, а создавать и использовать эффекты — при помощи Guitar Rig. Хотите на выходе звучание, как у Кирка Хэммэта из «Металлики»? Нет ничего проще — просто включите нужный шаблон. Программные «примочки» для электрогитары позволяют воспроизвести такой звук, что называется, один в один.
Но все специалисты отмечают, что «железо», каким совершенным ни было программное обеспечение, звучит все-таки реалистичнее. У программ есть только один минус — они строят звук, подгоняя его, так сказать, к идеальному звучанию. А ведь в студии при записи гитарист может использовать и другие приемы, которые ни одна программа, пусть как угодно воссоздающая звук настоящей гитары, повторить не сможет.
Вместо итога
Что приобрести гитаристу? Ранее весьма популярными были «примочки» для электрогитары BOSS, но и в данный момент они не потеряли своей актуальности. DigiTech, Vox StombLab, Zoom — вот далеко не самый полный перечень наиболее популярных производителей. Вообще, что нужно для электрогитары? Драйв, немного хоруса и объема в виде ревербератора. Думается, с такой постановкой вопроса согласится большинство гитаристов. К тому же сегодня купить профессиональную педаль для электрогитары можно достаточно недорого.
Что выбрать? Тут придется отталкиваться от стиля музыки, который предполагается исполнять, ведь для heavy metal подходит одно, а для funk — совершенно другое. И последовательность подключения эффектов и их последующей обработки может быть совершенно разной.
Напоследок стоит отметить еще и простоту переключения между эффектами. Например, легендарный Брайан Мэй предпочитает использовать раздельные педали, смонтированные на одной деке. Современные гитаристы отдают предпочтение процессорам, на которых заранее можно установить автоматическое переключение обработки в заданный временной промежуток. Ну, кому что удобнее.
Программные средства тоже хороши, но вот выглядят они как-то уж слишком идеальными. А ведь должна быть своя изюминка. А ее, увы, ни одна из ныне известных программ воссоздать не сможет.
Э ти эффекты работают с уровнем громкости сигнала. К их числу относятся дисторшн (distortion), компрессоры (compressor), педали громкости (volume pedal) и гейты (gate).
Дисторшн
Рис. 1 Популярная модель дисторшн Boss Metal Zone
Некоторые разработчики примочек дисторшн дают своим детищам не менее эффектные названия с использованием словечек вроде Grunge и Metal. Конечно, какое-то представление о возможностях конкретной модели можно получить и из ее названия, но все же лучше положиться не на креативные способности маркетологов разработчика, а на собственный слух. Уместной в этом плане будет стараю поговорка: Что одному гранж, то другому — металл».
Овердрайв
Эффекты овердрайв (overdrive) являются самыми «мягкими» и обеспечивающими наиболее натуральное звучание из всех трех типов гейновых эффектов. Лучшие модели, такие как классический эффект Ibanez Tube Screamer, показанный на рис. 2, эмулируют характеристики ламповой педали — некоторые даже не просто эмулируют, а действительно частично выполнены на лампах.
Рис. 2 Классический эффект овердрайва Ibanez Tube Screamer
Получаемое в результате звучание, обогащенное четными гармониками, является теплым и объемным. Эффекты овердрайв лучше всего использовать для исполнения сольных партий блюза и классического рока, а также для ритмовых партий хард-рока.
Педаль овердрайва можно использовать в качестве усиленного чистого (clean) канала. Для этого нужно регулятор Drive эффекта выставить на малый уровень, а регулятор Output — на высокий. Этот метод позволяет получить отличное насыщенное звучание ламповой педали без добавления дополнительной тоновой окраски.
Фуз (fuzz)
Эффекты фуз, которые являются своего рода ветеранами среди прочих примочек, дадут вам возможность ощутить в полной мере, что такое настоящее искажение. Они обеспечивают яркое звучание (если можно так выразиться о реве бензопилы), без которого нельзя представить классические композиции 60-х. Нужно отметить, что специализированные педали фузза не очень хорошо эмулируют натуральные искажения, обеспечиваемые с помощью ламповой педали. Однако вы можете эмулировать настоящий фуззовый тон с помощью обычного эффекта дисторшн. Для этого достаточно лишь, выставить на высокий уровень регулятор Gain, а также подстроить тон для максимально яркого звучания.
Динамические гейновые эффекты
К числу динамических гейновых эффектов относятся компрессоры и гейты, которые реагируют на уровень сигнала, причем эта реакция зависит от громкости. Иными словами, эти эффекты «считывают» сигнал, а затем тем или иным способом обрабатывают его в зависимости от того, как громко или как тихо вы играете.
Компрессор для гитары
Компрессор (compressor) уменьшает различие между самыми тихими и самыми громкими компонентами сигнала путем ослабления тех компонентов, уровень громкости которых превышает заданное пороговое значение.
Таким образом, сигнал сначала как бы «сплющивается», а затем снова усиливается до прежнего уровня. В результате более тихие ноты после прохождения через компрессор начинают звучать громче, а громкие остаются неизменными. Естественно, при этом возникают различные побочные эффекты, самый главный из которых очевиден: при компрессии увеличивается сустейн. Поэтому гитаристы часто используют компрессоры в качестве сустейнеров.
Компрессоры характеризуются следующими параметрами.
Порог (threshold). Уровень сигнала, при достижении которого срабатывает компрессор. Сигналы с уровнем, меньшим порогового значения, не обрабатываются.
Степень компрессии (ratio). Степень ослабления сигнала, уровень которого превысил пороговое значение. Чем выше степень компрессии, тем сильнее снижается уровень сигнала.
Время атаки (attack time). Время, по истечении которого срабатывает компрессор. Большое значение времени атаки позволяет пропустить без компрессии значительную часть начальной фазы звучания ноты, что в большинстве случаев желательно.
Время затухания (decay time). Время, в течение которого компрессор продолжает работать после того, как уровень сигнала опустился ниже порогового значения.
Выходной уровень (output). Уровень громкости на выходе компрессора. Не огорчайтесь, если органы управления на панели вашего компрессора называния как-то по-другому, чем перечисленные выше параметры. На некоторых моделях компрессоров те или иные органы управления могут вообще отсутствовать (например, фиксированная степень компрессии или фиксированное время затухания). Многие простейшие напольные компрессоры вообще оборудуются всего лишь двумя органами управления. На многих моделях компрессоров регулятор порогового значения обозначается как регулятор чувствительности (sensitivity), регулятор степени компрессии — как регулятор сустейна (sustain) и т.д. Все это неизбежные издержки, с которыми приходится мириться. Кстати, многие компрессоры оборудуются регулятором тона, что, в принципе, правильно, поскольку компрессор может срезать высокие частоты сигнала.
Компрессор рекомендуется использовать в тех случаях, когда нужно добавить сустейн, а также подчеркнуть атаку звучания лидер-гитары на чистом канале. Компрессоры очень хорошо себя зарекомендовали при обеспечении звучания ритм-гитары на чистом канале, поскольку они усиливают индивидуальную атаку каждой ноты аккорда. На рис. 1 представлена популярная модель компрессора Boss CS-3, органы управления которого, в частности, позволяют регулировать уровень компрессии и сустейна.
Рис. 1 Компрессор Boss CS-3
Если установить слишком высокую степень компрессии, можно нарушить балансировку сигнала, в результате чего универсальные аккорды будут звучать тише, чем отдельные ноты. Поэтому в тех случаях, когда звучание гитары слишком сильно выходит за рамки нормального, лучше применить байпас компрессора, выключив его на время из сигнальной цепи.
Гейты
noise gate
Подобно компрессорам, гейты (gate) управляют уровнем сигнала. Но, в отличие от компрессоров, они не снижают динамический диапазон, а подавляют любой сигнал, уровень которого ниже заданного порогового значения.
Лучше всего использовать гейт в сигнальной цепи после дисторшн и эквалайзера (устройство управления тоном, которое описывается далее в этой главе). Это позволит избавиться от нежелательных шумов, например от тех, которые генерируются самими эффектами, когда вы не играете, или от наводок, возникающих в контурах звукоснимателей. Поскольку гейты закрывают аудноканал при недостаточном уровне сигнала, их еще иногда называют гейтами шумов (noise gate). Гейты можно также применять с другими эффектами, например с задержками и ревербераторами. чтобы придать звучанию гитары ненатуральный, «захлопывающийся» оттенок.
Рис. 2 Эффект гейта от фирмы Boss
Гейты — весьма полезные устройства для защиты ушей ваших слушателей oт не желательных шумов, однако они могут также вопреки вашей воле не пропускать слишком тихие ноты. Поэтому установите уровень порогового значения достаточно низким, чтобы через него проходили все ноты исполняемой вами композиции. Если же вы будете играть какие-то особо деликатные пассажи, лучше всего выключите гейт. К тоновым эффектам относятся любые устройства, которые изменяют низко- и (или) высокочастотные компоненты тона. Таким устройством может быть как пассивный фильтр, повышающий уровень высоких частот, так и динамический прибор, например, педаль вау-вау. Строго говоря, управление тоном сводится к управлению громкостью в определенном диапазоне частот сигнала. При этом человеческое ухо не воспринимает изменений общего уровня сигнала, а лишь различает тоновую окраску. К тоновым эффектам относятся эквалайзеры и другие фильтры.
Педаль громкости
Педаль громкости (volume pedal) — это, строго говоря, не эффект. Однако поскольку это устройство воздействует на звучание и позволяет вам управлять громкостью по ходу исполнения композиции, его можно отнести к эффектам не по конструкции, а по музыкальному воздействию. Если педаль отклонять вперед, громкость увеличивается, а если назад — уменьшается.
Рис. 3 Педаль громкости
Педаль громкости можно использовать для утилитарных целей — например, для временного отключения гитары (пока будет звучать вокальная партия) и для последующего ее включения для исполнения соло. Можно, конечно, использовать педаль громкости и более продуктивно, «качая» громкость или комбинируя ее воздействие с другими гитарными эффектами.
Совместное использование педали громкости с эффектом задержки (delay) позволяет создать сочный, «обтекающий» слушателя звук. Для этого нужно увеличить громкость после звукоизвлечения. Скрывая таким образом атаку, вы получите звучание, напоминающее звучание скрипки. Если же при этом вы успеете быстро восстановить громкость, можете получить эффект звучания дополнительной «фоновой» гитары.
Тоновые эффекты (tone based)
К числу тоновых эффектов относятся графические и параметрические эквалайзеры, а также педали вау-вау («квакушки») и эффекты «авто-вау». Тоновые эффекты воздействуют на тональные составляющие звука, такие как высокие или низкие частоты.
Эквалайзеры
Эквалайзер («equalizer» или EQ) позволяет настраивать тоновую окраску звучания гитары за счет усиления или ослабления определенных частот. С помощью эквалайзера можно сделать более ярким звучание высоких частот или более насыщенным звучание басов либо убрать средние частоты, как это часто делают группы, играющие хэви-мегал. Регуляторы тона, находящиеся на панели управления гитары и усилителя, также представляют собой простейшие эквалайзеры. Однако в специализированных устройствах эффектов (особенно в рэковых). как правило, имеются различные дополнительные возможности, позволяющие выполнять тонкую настройку тона.
Эквалайзеры иногда называют фильтрами (filter), поскольку они блокируют, или отфильтровывают, определенные частоты, пропуская остальные.
Гитарные эквалайзеры, выполненные в формате эффектов, разделяют сигнал на диапазоны частот, называемые полосами (band). Количество полос в эквалайзере не стандартизовано, однако обычно в гитарных эквалайзерах оно находится в диапазоне от 3 до 10. Для студийной записи и обработки звука нужны более серьезные эквалайзеры, например, графические эквалайзеры с количеством полос от 31 и выше. Но такой уровень точности для концертирующего гитариста слишком высок, поэтому для практических целей вам вполне будет достаточно обычного гитарного эквалайзера. Каждой полосе соответствует определенная центральная частота, задающая ту часть аудиоспектра, за которую отвечает конкретная полоса.
Эквалайзеры бывают двух типов: графические и параметрические. Большинство гитаристов предпочитают работать с графическими эквалайзерами, поскольку они нагляднее представляют изменения, вносимые в сигнал.
Графический эквалайзер
Графический эквачайзер (graphic EQ) очень легко узнать — на его панели расположено несколько движков (slider). Каждый из этих движков управляет своей полосой частот. После настройки эквалайзера движки, как правило, образуют на панели некое подобие графика, чем и объясняется название эквалайзеров такого типа. Каждая полоса графического эквалайзера фиксирована (иными словами, каждый движок управляет лишь одним, строго определенным диапазоном частот). Такие эквалайзеры, как нетрудно догадаться, называются графическими эквалайзерами с фиксированными полосами. У графического эквалайзера, показанного на рис. 1, имеется семь полос, а также регулятор общего уровня, который находится справа от регуляторов частот эквалайзера. Каждой полосе в спектре частот соответствует одна октава.
Рис. 1 Графический эквалайзер Boss GE-7
С помощью каждого движка можно повышать или понижать уровень сигнала в соответствующем диапазоне частот. Когда движок находится по центру, полоса не задействуется (уровень сигнала в ней не повышается и не понижается). Если опустить движок вниз от нейтрального положения, уровень в этой полосе частот снизится, а если поднять вверх — повысится. Повышение уровня высоких частот позволяет получить более яркое звучание гитары, а повышение уровня низких частот — более мощное, что особенно важно для хард-рока. Повышение уровня средних частот приводит к тому, что гитара начинает звучать сладко и нежно, что является идеальным звуком для блюзовых соло. Если понизить уровень средних частот, получится «рваное» звучание, характерное для хэви-метал.
Хотя эквалайзеры, с технической точки зрения, — это те же фильтры, однако гитаристы предпочитают называть фильтрами специализированные тоновые устройства, такие как педаль вау-вау и авто-вау.
Педаль вау-вау (wah-wah pedal), или квакушка одна из моделей которых представлена на рис. 2, является классическим эффектом в рок-музыке. Эрик Клэптон начал популяризовать ее как инструмент солиста еще в 60-х годах, а в 70-х она прочно вошла в арсенал исполнителей, игравших ритм-энд-блюз (не говоря уже о музыкальном сопровождении всех погонь в телевизионных сериалах).
Рис. 2 Педаль «вау-вау» от компании VOX
С технической точки зрения педаль вау-вау представляет собой эквалайзер с переменной частотой. При нажатии на педаль фильтр усиливает одни частоты и обрезает другие, что создает эффект колебания звука, напоминающий волчий вой.
Для создания классического вау-звучания необходимо нажимать на педаль в ритме музыки (например, если вы играете четвертными, ваша нога должна нажимать на педаль в ритме образованном восьмыми). Для артикуляции определенных нот движения ноги должны быть более резкими. Кроме того, задержав педаль в центральном положении, вы можете создать невероятный по тоновой окраске звук. Если это срабатывает для Guns N» Roses, значит, сработает и для вас!
Эффектов вау-вау выпускается так много, что вы без труда подберете тот, который в наибольшей степени соответствует вашим вкусам. Кроме того, существуют модели с настраиваемыми шириной полосы и частотным диапазоном, а также модели с дополнительными эффектами, например с фуззом и педалью, регулирующей громкость.
Не все эффекты вау-вау управляются педалью. Существуют также эффекты, называемые авто-вау (auto-wah), которые изменяют спектр частот автоматически.
Рис. 3 Эффект «авто-вау» от компании Ibanez
Срабатывание такого эффекта может определяться двумя следующими факторами.
Время . Фильтр начинает изменять частоты в своем диапазоне по истечении заданного периода времени. В этом случае срабатывание эффекта никак не связано с тем, что вы играете.
Динамика . Срабатывание фильтра происходит при изменении громкости исполняемой музыки. Как только вы начинаете играть громче, фильтр срабатывает, усиливая звучание музыки. В заключение следует заметить, что чувствительность и диапазон фильтра можно настраивать как для получения слабого, так и резко выраженного эффекта («вака-вака»).
Модулирующие эффекты (modulation)
Модулирующие эффекты являются, если можно так выразиться, самыми «эффектными», поскольку именно они преобразуют обычное звучание гитары в нечто булькающее, колеблющееся или мяукающее. К эффектам этого типа относятся: хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), трель (tremolo) и вибрато (vibrato).
Тремоло
Джеймс Бонд, несмотря на его пистолет и окружающих его красавиц, никогда не выглядел бы таким крутым парнем, если бы не звучание гитарной трели в основной музыкальной теме сериала. Трель (tremolo) — это быстрое и равномерное изменение громкости (нечто подобное вы можете услышать, если попробуете попеть перед работающим вентилятором). Некоторые музыканты (а также, как ни прискорбно, и некоторые известные разработчики усилителей) путают трель с вибрато (vibrato), сущность которого заключается в равномерном изменении высоты ноты, а не ее громкости. Эффект трели впервые был реализован в первых ламповых усилителях (например, Fender Vibrolux), однако сейчас он представлен широким диапазоном гитарных эффектов как в индивидуальном исполнении, так и в рэковом.
Рис. 1 Эффект трели Boss TR-2
Звучание эффекта трели определяется двумя параметрами.
Глубина (depth) . Определяет интенсивность изменения громкости.
Частота (rate) . Определяет скорость колебаний громкости.
Модулирующие эффекты, такие как хорус (chorus), фленджер (flanger), вращающийся динамик (rotating speaker), сдвиг высоты (pitch shifter), делитель октавы (octave divider) и сдвиг фазы (phase shifter), являются «основными игроками» команды эффектов, образующих современное звучание гитары. Хотя каждый из них имеет собственные, уникальные тембр и характеристики, принцип работы у них один — модуляция (т.е. изменение) тона гитары во времени. Большинство из них управляются следующими тремя параметрами.
Глубина (depth). Определяет интенсивность эффекта. Чем выше глубина, тем заметнее применение эффекта.
Частота (rate) или время (time). Определяет скорость изменения звучания. При низком значении частоты эффект может звучать как статический, при высоких значениях звучание эффекта становится более драматичным, приближающимся к вибрато.
Форма (shape). Управляет формой волны, которую генерирует эффект для изменения сигнала во времени. Синусоидальные волны дают сглаженное звучание, а треугольные — более резкое, «скачущее».
Хорус
Эффект хоруса (chorus) предназначен для получения из звучания одного инструмента звучания сразу нескольких. Принцип работы этого эффекта состоит в небольшой задержке сигнала — обычно на 10-30 миллисекунд (мс). Когда затем задержанный сигнал смешивается с основным, получается эффект, подобный одновременному звучанию двух инструментов. Некоторые устройства также слегка сдвигают высоту звучания для более яркого проявления эффекта хоруса. С помощью устройств, подобных Boss CH-1 (рис. 2), можно превратить гитарный моносигнал в стерео, соединив каждый из выходов устройства с входами разных усилителей.
Рис. 2 Эффект хоруса Boss CH-1
Эффект хоруса применяется очень часто, его можно услышать в тысячах композиций. В частности, в композиции Roxanne группы Police отличное звучание было получено именно с помощью педали хоруса.
Фленджер
Эффект фленджер (Hanger) впервые был придуман еще в конце 60-х годов, когда инженеры звукозаписи экспериментировали с двумя лентами, содержащими один и тот же музыкальный материал и воспроизводящимися синхронно. В одном из таких экспериментов инженер нажимал на диск бобины (по-английски — flange) одного из двух бобинных магнитофонов, на которых воспроизводилась запись. Это приводило к некоторому замедлению вращения бобины, в результате чего нарушалась синхронизация воспроизведения. После того как инженер отпускал бобину, запись на «приторможенном» магнитофоне начинала как бы «догонять» запись, воспроизводящуюся на первом магнитофоне. Небольшая задержка между звучанием двух записей приводила к возникновению явления, получившего название гребенчатой фильтрации (comb filtering). По мере того как гребенчатый фильтр перемещался по частотному спектру, звучание начинало «охать» и «»вздыхать» — как раз то, что было нужно психоделическому року.
Поскольку пара бобинных магнитофонов сделает любой приборный щит неподъемным, разработчики эффектов создали электронные устройства, получившие название фленвжеров. В этих эффектах используются задержка и осциллятор, а для усиления эффекта часть задержанного сигнала смешивается с исходным сигналом. Кроме таких параметров, как глубина и частота, большинство фленджеров позволяют контролировать фидбэк (feedback)- часть сигнала, которая «возвращается» на вход. Кроме того, многие фленджеры предоставляют возможность управления резонансом (resonance), который используется для усиления эффекта фильтрации.
Фленджеры могут создавать звучание, подобное тому, которое образуется при использовании эффектов хоруса. Для этого необходимо установить низкие значения частоты и глубины и среднее значение задержки. Но этим возможности фленджеров далеко не исчерпываются — при желании с их помощью можно создать «металлический» эффект с короткой задержкой или даже шумы, напоминающие рев взлетающего реактивного самолета.
Сдвиг фазы (фейзер)
Принцип работы эффекта сдвига фазы (phase shifter), иди просто фейзера (phaser), например такого, как показанное на рис. 3 устройство Boss PH-3, заключается в применении осциллятора к эквалайзеру с последующим смешением отфильтрованного сигнала с исходным. Когда фильтр перемещается вверх и вниз по тональному спектру, некоторые частоты начинают по фазе подавлять одна другую.
Рис. 3 Эффект сдвига фазы Boss PH-3
Хотя этот эффект в чем-то подобен фленджеру (при определенных настройках звучание может получаться практически идентичным), фейзеры обычно обеспечивают более яркое и приятное звучание. Фейзеры отлично подходят для фанка и ритм-энд-блюза. а также в качестве альтернативы эффектам хоруса и фленджера в рок-композициях.
Вращающиеся динамики (Лесли)
Вращающийся динамик (rotating speaker), называемый также Лесли (Leslie) по имени компании, которая создала модели, ставшие классическими, был сначала изобретен для электрооргана, но вскоре прочно занял свое место в арсенале гитаристов. Поскольку динамик вращается, звук распространяется волнами по всему помещению, что приводит к возникновению сложной картины, обусловленной многократным отражением волн, задержками и наложением фаз.
Эффект Лесли звучит замечательно, но слишком уж гулко и деликатно. Первые эффекты хоруса и педали сдвига фазы были разработаны, в частности, и для того, чтобы эмулировать тон Лесли. Эти попытки не увенчались успехом, но зато открыли дорогу для дальнейшего совершенствования соответствующих эффектов.
Только современным цифровым процессорам эффектов удалось приблизиться к эмуляции иллюзорного звучания Лесли. Если вы будете выбирать такое устройство, берите только ту модель, которая эмулирует вращение звука как на низкой, так и на высокой скорости (оригинальные Лесли могли обеспечивать изменение скорости). Кроме того, корректная эмуляция Лесли требует, чтобы в устройстве был реализован кроссовер (crossover), разделяющий гитарный сигнал на каналы высоких и низких частот с раздельной обработкой каждого канала. Одним из самых примечательных аспектов звучания оригинальных Лесли как раз и была комбинация мощных ударов «низов» с дрожащими высокими частотами.
Классическим примером звучания гитары с использованием эффекта Лесли является соло Эрика Клэптона в композиции Beatles While My Guitar Gently Weeps.
Сдвиг высоты и делитель октавы
Как понятно из названия, эффект сдвига высоты (pitch shifter) изменяет высоту входящего сигнала. Затем измененный сигнал смешивается с исходным, что позволяет получить новое, гармоничное звучание, насыщенность которого определяется количеством голосов (voice), реализованных в эффекте. Одноголосые эффекты сдвига высоты добавляют к исходному сигналу только один дополнительный сигнал, двухголосые — два сигнала и т.д.
Эффект сдвига высоты имеет два основных параметра.
Высота (pitch). Определяет высоту, на которую смещается исходный сигнал. На некоторых устройствах имеется два регулятора высоты, один из которых предназначен для задания больших интервалов (обычно измеряемых в полутонах), а другой — для тонкой настройки малых интервалов, измеряемых в сотых долях полутона. При использовании малых значений высоты сдвига можно получить звучание, подобное; звучанию эффекта хоруса, тогда как большие значения позволяют получить эффект многоголосой гармонии и звучания в октаву.
Баланс (mix). Определяет степень наложения исходного и смещенного сигнала.
Эффекты сдвига высоты представлены очень широкой палитрой различных схемотехнических решений. Простейшие устройства изменяют высоту на заранее заданный статический интервал. Если, например, вы установили сдвиг высоты на четыре полутона (большая терция в музыкальной терминологии), каждая извлекаемая вами нота будет сопровождаться звучанием ноты, находящейся на четыре полутона выше. Хотя это довольно интересный эффект, но он имеет свои ограничения — если вы будете играть мажорную гамму, звучание некоторых дополнительных нот не будет гармонировать со звучанием гаммы.
Интеллектуальные эффекты сдвига высоты (иногда их называют гармонизаторами, но это не совсем корректно, поскольку это название является зарегистрированной торговой маркой компании Eventide) позволяют задавать тональность и лад, таким образом процессор автоматически выполняет подстройку интервала.
Делители октавы (octave divider) генерируют ноты, которые звучат на одну-две октавы ниже или выше исходного сигнала. Конечно, добиться такого звучания можно без труда с помощью любого эффекта сдвига высоты, но в некоторых случаях удобнее использовать специализированное устройство, которое предназначено исключительно для обеспечения звучания в октаву. Некоторые разработчики комбинируют делители октавы вместе с фуззом. Делитель октавы очень удобен для эмуляции звучания 12-струнной гитары, а также для совместного использования с дисторшн для добавления дополнительных низких частот в сольной партии.
Источники:
https://datagor.ru/theory/bez-pajalnika/2783-v-poiskah-svoego-zvuka-ili-kak-sdelat-pedal-effektov-bez-payalnika.html
https://datagor.ru/musicbox/760-distortion.html
https://datagor.ru/musicbox/2640-znakomstvo-s-effektom-horusa-na-primere-gitarnoy-pedali-sound-js-stereo-chorus-ce-5.html
https://pzik.ru/schemes-of-guitar-pedals-reflections-on-guitar-gadgets/