Сити байк с планетаркой

Содержание скрыть
2 Планетарная втулка или кассета что лучше

Как я ехал с работы на прокатном велосипеде SmartBike

С окончанием самоизоляции снова возникла необходимость перемещать мою откормленную ленивую тушку из уютной берлоги к месту исполнения трудовых обязанностей. В докарантинные времена я с удовольствием добирался до работы на метро, но новые поствирусные реалии заставляют искать менее людные виды транспорта. Таким мог бы стать прокатный велосипед из нового питерского велопроката SmartBike.

Мог бы, но не станет. И вот почему.

Станций проката всё ещё маловато

В первое время после запуска станции были только в историческом центре. Сейчас их количество выросло, но всё равно они не покрывают весь город. Самые густонаселённые окраины не охвачены прокатом – поэтому ездить на этих великах на работу получится не у всех.

До недавнего времени южнее Обводного канала станций не было и я даже отписался от новостей смартбайка в контакте, посчитав их развлечением для туристов, а не нормальным городским шерингом. Но сегодня случайно выяснилось, что сеть активно развивается и даже обнаружилась парковка на площади Чернышевского — это совсем рядом с нашим домом. Также очень удачно нашлась парковка на улице Комсомола – прямо напротив моей работы. Нужно было срочно протестировать

smartbike карта проката

Вот этой ложноножки вдоль московского проспекта внизу раньше не было

Забронировать велосипед легко

В отличие от московского велобайка и старого питерского велогорода смартбайку не нужны умные станции проката. Велосипед блокируется тросом и может быть пристёгнут к чему угодно в любом положении. В начале аренды замок троса разблокируется и велосипед сразу готов к поездке. Это можно считать плюсом, так как со станциями и их замками вечно какие-то танцы с бубном

смартбайк на парковке в с пристёгнутым тросом

Это мой велосипед после поездки в уже пристёгнутом состоянии. На сколько я понимаю, закончить поездку теоретически можно даже не пристёгивая — просто защелкнув замок.

замок smartbike над задним колесом

Вот этот замок отвечает за аренду. Он открывается при начале аренды после сканирования штрихкода и пищит при окончании аренды после ручной блокировки троса.

Велосипед совсем не смарт

Никаких велокомпьютеров или хотя бы индикаторов времени аренды в смартбайке нет. Из электронных устройств тут только замок с пищалкой и фонарик. Видимо, владельцы хотели максимально удешевить велосипеды, и упросить их обслуживание.

Из рекламы весной я вообще решил, что это будет прокат электровеликов. На это намекала широкая относительно ровная рама, в которой удобно разместился бы аккумулятор. Да и название подходящее. Но smart тут просто для маркетинга – ничего умного в этих велосипедах нет. Скорее даже наоборот.

Крепление для телефона smartbike

Сюда можно было бы прикрепить телефон. Но это довольно хреновый скользкий пластик (не софттач), из которого любой телефон выскользнет без труда. Не лучшее решение.

Одной передачи не хватит всем

Экономия и упрощение дошли до того, что в смартбайк не добавили переключатель скоростей. Тут нет даже классической для прокатных велосипедов планетарной втулки. И это можно было бы считать ерундой если бы передняя звезда не была такой мелкой, а задняя такой большой.

Smartbike относительно легко разогнать до небольшой скорости, но чтобы ехать быстрее условных 20 км/ч (по моему спидометру в голове) нужно держаться слишком высокого каденса. То есть после определённой скорости можно сколь угодно быстро крутить педали, без какого-либо ускорения. Это прям бесит.

звонок на велосипеде smartbike

Вы могли бы подумать что это переключатель передач, но это просто звонок. Который работает через раз.

передняя и задняя звёзды велосипеда smartbike

Вот эти звёзды — главная причина низкой скорости

Каким бы вы не были лосём, любой младшекласник на ржавом ашанбайке с кривым переклюком вас объедет просто за счет более адекватного соотношения передач (пусть хрустящих и поскрипывающих).

Мой маршрут проходил по велодорожке на набережной Фонтанки и там этот прокатный синглспид показал себя не с лучшей стороны. Сильный встречный ветер снизил и без того крохотную среднюю скорость до околопешеходных значений. Сплошные боль и страдания.

на смартбайке по велодорожке на Фонтанке

Это пересечение набережной Фонтанки и улицы Белинского. Тут всегда задувает. И для смартбайка подобные места противопоказаны.

Но есть еще одно объяснение моим страданиям.

Очень странная резина

Я могу ошибаться, но похоже что smartbike оборудован цельнолитой резиной без камер и воздуха в принципе. Перед началом аренды я попытался проверить давление и мне не удалось продавить колесо хоть на сколько-то. Никаких отверстий для накачивания воздуха я также нигде не обнаружил. Были там какие-то надписи на боковине, но кроме размера и направления движения я нашел только иероглифы (которые мне не понятны).

По ощущениям эта резина также не похожа на классическую. Она абсолютно не амортизирует и обладает очень странным накатом.

В последний раз что-то подобное я видел на своём двухколёсном велосипеде, который был у меня в детском саду. Видимо, смартбайк совсем не хочет возиться с накачиванием колёс и ремонтом проколов.

Надпись на резине smartbike

Вот эта странная надпись

Smartbike очень тяжелый

Да, арендные велики всегда были тяжеловаты, но смартбайк сильно урезан по функционалу и мог бы оказаться чуть по легче. Не вышло.

Казалось бы – велокомпьютера нет. Электронный замок простой и лёгкий. Даже тяжеленной планетарки и той нет. Про отсутствие тяжелого переднего амортизатора я уж молчу. Видимо та самая цельнолитая резина и толстенная сталь сделали своё дело и велик вышел тяжелым. Чуть полегче московского, но всё равно очень тяжелым для девчушек.

Smartbike очень жесткий

Амортизаторов тут нет. Резины нормальной нет. Даже седло – и то из жесткого пластика. Если решите прокатиться по неровностям – лучше вставайте с седла и смягчайте удары коленями. Целее будете.

Ну а грохот на ливнестоках тротуара неплохо помогает распугивать пешеходов. Можно даже звонок не теребить.

смартбайк на плитке

Даже по плитке ехать так себе

Задний тормоз не работал

На моём экземпляре задний тормоз практически не работал. Он нажимался и чуток замедлял велосипед, но незначительно. Передний тормоз работал нормально, но для неопытных пользователей наличие одного только переднего тормоза — опасная конфигурация.

Хорошо, что смартбайк не может быстро ездит – значит и хорошо тормозить ему ни к чему.

smartbike передний тормоз

Передний тормоз — рабочий

smartbike задний тормоз

Задний тормоз — нерабочий

Smartbike не для высоких

Мне с моим средним ростом в 183 см максимальное положение седла не позволяло нормально выпрямлять ногу при езде. Это добавило неудобств. Если ваш рост превышает мой – лучше не пользоваться этими велосипедами длительное время, во избежание проблем с коленями.

smartbike седло

Это максимальный вылет подседельного штыря и его не хватает

Корзина неглубокая

Ну и вишенкой на торте будем считать неглубокую корзину на руле. Перевозить там что-то будет крайне сложно, ведь оно будет постоянно вываливаться из-за тряски, причины которой я описал выше.

В этом плане смартбайку надо брать пример с московских коллег. Да даже старая страшная кочерга на руле от велогорода была функциональнее – туда хотя бы одежда влезала.

smartbike корзина

Возможно я слишком суров к этой корзине, но мне она кажется бесполезной

В таком виде – дорого

Я проехал от работы до дома за один час. Первые 30 минут стоили 60 рублей, остальные по 5 рублей за минуту. Итого 210 рублей.

стоимость моей поездки смартбайк

Снимают по полчаса, сначала 60 рублей, потом по 150 рублей. Неиспользованные деньги возвращают.

тарифы smartbike

Тарифы не особенно интересные. Сильно дороже любого другого проката.

статистика поездки smartbike

Это тренировка записанная часами. Даже на моём обычном самокате легко будет перебить эти 12 км/ч. И не так сильно задолбаешься.

Это сравнимо с обычными точками проката. Но там 450 рублей можно получить нормальный велосипед начального уровня. С работающим переключателем, хоть какой-то амортизацией и классической резиной. На таком велосипеде этот маршрут занял бы минимум на 15 минут меньше. И это бы уже было сопоставимо с поездкой на метро, которая занимает у меня 45 минут.

Изначально я планировал купить абонемент и кататься на велосипеде летом на работу. Идея эта у меня зрела еще когда велогород был жив. Но после сегодняшнего тестдрайва придётся отложить сие развлечение до лучших времён.

Может когда-нибудь в городе появится более адекватный прокат или смартбайк обновит парк.

5 комментариев

Ты похоже не застал первую итерацию «Велогорода», там были чугунные велики синглспиды на цельнолитой резине. Они еще синего цвета были. Это уже во второй итерации они стали алюминиевыми серого цвета, повсеместно оборудованными планетарками и на толстенной 2.3″ честной пневматической резине.
На самом деле, такие велики это «спасибо что не пешком». Ясное дело что они не едущие и неудбные. Но пятую точку докинул, и ладно, от них большего и не требуется. Главное чтоб народ их не дестроил сильно.

А вообще на работу надобно на собственном велосипеде ездить. Что как маленький прям?

Видимо, все прокаты начинают с таких велов 🙂

А собственный вел хранить где-то нужно. Наша жилплощадь сейчас таким пространством не располагает. Я потому и думал прокатным обойтись, его ведь домой заносить не нужно.

Мне бы и этих хватило, если бы там планетарна была. Без неё совсем уж печально.

Каденс тренируй)
Высокий каденс залог здоровья

Кстати, я затестил недавно тоже этот велик. Как по мне, вполне там всё ок с передачами. Обычная ситибайкерская передача, ездить по городу вполне ок, среднюю в районе 20 кмч легко сделать. Литые покрышки по асфальту едут вроде бы ок. Но вот что точно не понравилось, так это что по грунту они совершенно не держат — примерно как по льду зимой, схожие ощущения. Думаю что на мокром асфальте эта резина тоже будет хреново держать.

Ну и да, с передачами — хотя бы планетаркой трёшкой было бы чуток повеселее (вспоминая серые велики от Велогорода), но опять же, эти планетарки ушатали бы нерадивые граждане довольно быстро, их нужно обслуживать (натяжение тросика уплывает и передачи не втыкаются как надо — велогородовские велики этим грешили).

Так что в целом — велики нынешние ок вполне. Не идеал, но юзать можно.

Внезапно выяснилось что в Сочи тоже есть велопрокат и там закупили эту же модель великов, только желтого цвета.

Планетарная втулка или кассета что лучше

Прошло уже 111 лет (сто одиннадцать) с тех пор как Английская компания
Sturmey-Archer выпустила свою первую планетарную втулку, но и поныне
у нас в стране многие с трудом понимают что это, а другие и вовсе не
слышали о таком механизме переключения передач.
Для Российского обывателя по сей день критерием "крутости" велосипеда
является количество скоростей в многозвёздочной системе.
Чем больше — тем лучше…
Правда только один человек из тысячи сможет хотя бы кое как настроить
в многозвёздочной системе передний и задний переключатель, заменить цепь,
тросик или поменять кассету. Хотя делать это нужно довольно часто.
Эти проблемы отпадают если у вас установлена планетарная втулка.
Что это такое? Если говорить совсем просто и понятно не вдаваясь а подробности
— это маленькая коробка передач в задней втулке вашего велосипеда.
Механизм сложный но очень надёжный. Хотя сложными пожалуй можно назвать
только планетарки начиная от 7 скоростных.

Односкоростная втулка (Синглспид)

Односкоростная втулка

Самый простой вид втулок. Для передачи усилия на колесо используется только одна звезда. Так как при установке такой втулки нет переключателя, который бы натягивал цепь, их обычно устанавливают в рамы с «горизонтальными» дропаутами, позволяющими отрегулировать натяжение самостоятельно, перемещая колесо вперед-назад.

Если вы хотите использовать такую втулку на велосипеде с вертикальными дропаутами, то придётся установить натяжитель цепи.

натяжитель цепи

Часто такие втулки можно встретить на прогулочных и городских велосипедах, и обычно они комплектуются «ножным» тормозом. Поворачивая педали назад вы активируете механизм и втулка начинает тормозить.

Есть ещё один вариант односкоростной втулки – это втулка для фикседов. В ней нет храповика и звёздочка постоянно вращается вместе с колесом. Минусом такой втулки является то, что вы не можете перестать крутить педали, не заблокировав колесо. К плюсам можно отнести долговечность и низкую стоимость. Такие втулки подойдут для путешествий на небольшие расстояния по «плоской» местности.

Втулка с ножным тормозом

Планетарная втулка

У планетарной втулки тоже только одна звезда и все ограничения, действующие для сингспид втулок, работают и здесь. Эти втулки появились в начале 20 века и имели 3 скорости. Современные собратья могут иметь по 7-8 скоростей, а порой и больше. Само устройство втулки – это отличная тема для другой статьи, так что не будем особо углубляться в неё. Скажем только, что переключать передачи на такой втулке можно даже стоя на месте.

Планетарная втулка

Сам механизм переключения спрятан внутри втулки и хорошо защищен от внешних воздействий. Это делает планетарные втулки отличным приобретением для суровых погодных условий. Внутрь практически не попадает влага, а передачи переключаются даже при -15! Главным минусом можно назвать трудный самостоятельный сервис такой втулки и проблематичный монтаж/демонтаж колеса (если вы пробились или что-то в таком духе).

Трещотка и барабан

Часто эти 2 вида путают. Первый – это втулка с резьбой для накручивания звёзд с трещоткой. Была популярна до конца 1980-х годов, пока дорогостоящий механизм трещотки решили не выкидывать каждый раз, при замене звёзд. На приведённом ниже фото изображена трещотка, втулка под неё, втулка с барабаном и кассета для втулки с барабаном. Основные отличия в способе установки звёзд.

Трещотка и барабан

Для нарезания резьбы на втулке и на трещотке нужны высокоточные инструменты, в противном случае установить трещотку параллельно самой втулки и тем самым соблюсти соосность будет невозможно. Это выливается либо в проблемы с переключением на дешевых версиях, либо в цену конечного продукта.

Втулки с барабаном лишены такого недостатка, плюс звёзды для них производить гораздо проще. Ещё одним плюсом втулок с барабаном является расположение подшипника, он находится ближе к дропауту и нагрузка на него меньше, следовательно, ось будет ломаться реже, а подшипник жить дольше. В современных втулках используют по 3-4 промышленных подшипника и при своевременном сервисе они работают очень долго.

Трещотка и барабан

Барабан в разы лучше и проще в использовании. Для фиксации на нем кассеты используется контргайка, на которую практически нет нагрузок. Вы просто надеваете кассету, а шлицы не дают ей провернуться.

Конечно, есть свои особенности, вроде использования кассет на «пауке» с алюминиевым барабаном. Иначе вы можете просто угробить барабан.

Совместимость кассет Shimano и Sram

Стандарт для кассет Shimano и Sram одинаков для 8-9-10-скоростных кассет. Вы можете использовать кассеты Shimano в связке с переключателем Sram и наоборот. При этом само крепление кассеты на барабане остаётся неизменным.

А вот стандарт Sram XD для 10-11-12-скоростных кассет потребует особого барабана. Он чем-то похож на смесь классической трещотки и барабана со шлицами. Разницу вы можете оценить ниже, слева обычный барабан, справа XD.

Барабан и Sram XD

Совместимость кассет Campagnolo

Барабан для кассет Campagnolo

У Campagnolo есть отдельный стандарт для своих шоссейных втулок и в них очень сложно не запутаться. Итак, существует старый стандарт (Old Campagnolo) для 7-8-скоростных кассет, он первый на фото. Ещё есть стандарт (Exa-Drive) для 8-скоростных кассет, который отличается от старого шириной верхнего (на фото) шлица на барабане. А ещё есть Obsolete Exa-Drive для 8-скоростных титановых кассет. Если вы ещё на запутались – вот вам Exa-Drive для 9-скоростных кассет, с коварным нижним левым зубом!

Актуальный стандарт барабана Campagnolo подходит для всех 9-10-11-скоростных кассет, естественно, только для своих.

Барабан для Campagnolo

Размеры

Раньше использовались задние втулки шириной 120, 126мм, но эти времена давно ушли в небытие. Теперь у нас есть: 135, 142, 148, 150, 158 и фиг его знает сколько ещё стандартов ширины втулки придумывают именно в этот момент. С диаметром оси чуть проще, это 10 и 12 мм.

С передней втулкой проще. Ширина 100 или 110мм, а диаметр оси 10, 15 и 20мм.

Измеряется ширина втулки всегда от контргайки до контргайки.

Измерение ширины втулки

Рекомендации по выбору

Пожалуй, это самый важный раздел, обязательно прочитайте его! Если вы выбираете втулки для ваших будущих колёс, то здесь всё зависит только от ваших пожеланий. Практически все втулки для МТВ изготавливаются из алюминия, хотя дорожные велосипеды могут комплектоваться втулками из нержавеющей стали.

Старайтесь подобрать втулки так, чтобы для передней и задней втулки диаметры фланца (того места, куда крепятся спицы) были одинаковы, хотя бы для одного колеса, тогда вам не придётся покупать кучу спиц разной длинны.

Помните, что количество отверстий в фланцах втулки должно совпадать с количеством отверстий в ободе! Существуют способы спицовки колёс, когда у вас слишком много/мало отверстий в втулке или ободе, но мы не будем их рассматривать, так как такой подход изначально неправильный.

Если вы где-то запутались или чего-то не поняли, то мы с огромным удовольствием поможем и подскажем вам. Не стесняйтесь задавать свои вопросы в комментариях!

Из чего состоит и как работает планетарная втулка

Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. Для наглядности покажем стандартную схему для всей планетарной передачи:

Компоненты шестерного отсека скоростной втулки: 1 – солнечная шестерня, 2 – сателлиты, 3 – водило, 4 – эпицикл

Желтым цветом изображена солнечная шестерня. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются обозначенные синим цветом планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило» (зеленый цвет). Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения.

Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования. На рисунке она показана красным цветом.

Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения водила относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается подстройка велосипеда под угол направления дороги и регулируется его скорость.

Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи, водило замыкается на корпус втулки. Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой трехскоростной планетарке:

  • Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает водило за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет 0.733.
  • Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не водило, как на первой передаче, а звездочная шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее водила, а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
  • Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трех оно составляет 1.364. Направление движения водила и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее ускорение по сравнению с главной передачей.
  • Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у трехскоростной за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы многоскоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.

Производители втулок: плюсы и минусы

Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается несколько производителей:

  • Shimano,
  • SRAM,
  • Sturmey-Archer,
  • Rohloff.

Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных систем переключения скоростей.

Планетарная втулка или кассета что лучше

Скоростной агрегат от Rohloff в разрезе

Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной системой переключения скоростей. Sturmey может похвастаться гибридными кассетно-планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.

Преимущества использования планетарных втулок

  1. Прямой ход цепи и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит как у обычного сигнлспида.
  2. Скрытый от внешних воздействий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью по сравнению с кассетами и трещотками. Могут быть задействованы все соотношения передач. Об этом смело скажут отзывы от велосипедистов, перешедших со «стандартных» скоростных велосипедов на планетарные.
  3. Нет необходимости постоянно обслуживать устройство, также его сложно нечаянно повредить.

Как и у всего на свете, у втулок с планетарными передачами есть свои «но»:

  1. Невозможность использования в велосипедном гоночном спорте из-за высокого трения и чувствительности шестерней.
  2. Ощутимая прибавка к весу: только некоторые трехскоростные втулки весят чуть меньше килограмма. В движении привес на заднее колесо дает о себе знать.
  3. Ремонт таких механизмов почти невозможен в домашних условиях, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто можно встретить. Одноразовость планетарок не позволяет их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.
  4. Запредельная стоимость. Конечно, она вполне оправдана, однако ставить редуктор с нуля на сигнлспид нет смысла. Гораздо проще купить готовый велосипед с ней.

Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде

Нанести вред механизму велосипедного редуктора сложно, но возможно, если систематически неправильно его использовать. При движении на велосипеде с планетаркой есть простое правило: осуществлять переключение передач без педалирования.

Странно? Ничуть. Планетарный механизм имеет сходство с механической КПП машины, а там ведь тоже при переходе с одной передачи на другую газ отпускается. А «газ» для велосипедиста – это кручение педалей.

Переходить с одной передачи на другую нужно немного заранее, и делается это так:

  • Велосипед движется накатом, усилия на педали минимальны.
  • С помощью ручки переключается передача.
  • Через несколько оборотов колес (около 2 секунд) можно педалировать.

Езда в гору сопровождается переходом на пониженную передачу, то есть передаточное отношение должно быть меньше, чем до перехода. На трехскоростных планетарках это просто: перейти на первую передачу. С другими вариантами вполне нормальным будет переключиться, например, с третьей на вторую.

На повышение нужно идти последовательно, то есть сначала первая, затем вторая и так далее. При сбросе скоростей можно перешагивать. В однообразных условиях, где нельзя развить скорость (тротуар с пешеходами, например), лучше применять только главную передачу без переключений.

Велосипеды с планетарными втулками способны преодолевать значительные расстояния без большого количества спусков и подъемов, поэтому их часто можно встретить в больших городах с развитой сетью дорог и населенных пунктах на ровной местности. Такой вариант трансмиссии идеально подойдет тем, кто не хочет постоянно возиться с кассетами и цепями и при этом часто ездят по городу, загородным поселкам и равнинным трассам.

Переключение скоростей применяется на велосипедах практически всех видов. Данный механизм расположен на заднем колесе. Один из таких видов — это планетарная втулка для велосипеда. Как она устроена и стоит ли ее использовать?

Важно! Главное отличие планетарной трансмиссии от звездочной, которую можно легко , заключается в том, что механизм спрятан внутри втулки, а не располагается около колеса — это защищает его элементы от внешних воздействий, делает его более надежным и долговечным.

Планетарная втулка для велосипеда состоит из набора шестеренок. По устройству она довольно сложна, так как работает по принципу автомобильной коробки передач.

Механизм включает в себя следующие элементы:

  • солнечная шестерня, жестко сцепленная с осью колеса;
  • планетарные шестерни, или сателлиты;
  • водило — соединяет и фиксирует сателлиты;
  • эпицикл — кольцевая шестеренка.

Снаружи корпуса трансмиссии расположена единственная звездочка, соединенная с механизмом посредством шлицевого привода. При переключении передачи ручкой на руле он изменяет скорость вращения водила относительно эпицикла.

У втулки самого простого типа имеется три передачи, которые работают следующим образом:

  1. Пониженная — эпицикл зацепляется за сателлиты, которые вращают солнечную шестерню. На каждые 4 оборота звездочки колесо совершает 3 оборота.
  2. Прямая — эпицикл соединен с солнечной шестерней напрямую, минуя передаточные шестеренки, благодаря чему достигается соотношение вращений колеса и звездочки 1:1.
  3. Повышенная . При ее включении механизм работает наоборот — звездочка передает усилие на планетарные шестерни, которые вращают эпицикл, момент от которого передается на солнечную шестерню. За счет этого передача повышается на 33–36%.

В зависимости от количества сателлитов передач может быть от 3 до 14, но наиболее распространены планетарные втулки велосипеда, устройство которых обеспечивает наличие 5 или 7 скоростей.

Но если вы только собрались приобретать велосипед, перед вами также будет сложная задача: какой выбрать. Можете отдать предпочтение одной из или же попробовать подобрать , если вы уже находитесь в почетном возрасте.

Преимущества и недостатки

Планетарная коробка передач имеет следующие достоинства:

  • низкий износ цепи и звезд;
  • высокая надежность и долговечность механизма за счет защиты от внешних воздействий и постоянной смазки трансмиссионным маслом;
  • отсутствие необходимости в регулировке;
  • удобство переключения передач — делать это можно как на ходу, так и стоя на месте;
  • отсутствие риска повреждения передаточного механизма при падении велосипеда на бок;
  • возможность установки ножного тормоза;
  • сниженная вероятность того, что цепь слетит со звездочек;
  • большое разнообразие передаточных чисел — до 520%.

Планетарная втулка или кассета что лучше

К недостаткам механизма можно отнести:

  • большую массу , достигающую 3 кг. К тому же вес неравномерно распределяется между передним и задним колесами;
  • сложность ремонта и установки планетарной втулки на велосипед; монтаж на существующий велосипед и вовсе невозможен, даже если вы используете специальный инструмент и , чтобы упростить работу. При поломке придется либо покупать новую втулку, либо новый байк. Поэтому установка планетарной втулки на велосипед своими руками — сложный или практически невозможный процесс;
  • низкий КПД редуктора , связанный с повышенным коэффициентом трения шестерней. Из-за этого такие трансмиссии не используются на спортивных велосипедах;
  • ограниченный крутящий момент . Хотя диапазон повышенных передач широк, достаточно низкую передачу для въезда на очень крутую гору включить не получится;
  • высокая стоимость .

Таким образом, планетарка станет хорошим выбором для прогулочных, городских и других для неспешной и комфортной езды. Если же велосипед используется для гонок, езды по пересеченной местности или даунхилла, такой механизм скорее станет отягощением, чем улучшением.

Производители

В данной таблице представлены четыре основных производителей.

Список форумов » Велофорум » Как выбрать велосипед

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Наездил на планетарке Нексус-8 около пяти тысяч туристическом режиме.
Что сказать, это моя третья планетарка, и все только плюсы.

Не ломалась, не ремонтировалась. не смазывалась. цепь не менялась. Только подтягивался тросик переключения.
Первый мой велосипед, на Саше -3-х скоростном, друг досих пор ездит, а велу уже лет 25. Правда пару лет назад какойто сухарик таки там треснул, но был выточен и заменен.
За вес переживать не надо, планетарка весит столько же, как и все барахло на велосипед с обычной системой. Да и не настолько это критично на туристическом веле.
А вот в качестве спортивного вел с планетаркой использовать не очень, передаточное соотношение не то (максимальный разброс у планетарки 8 ск около 308%, у системы с 27 передачами более 530%). Первая передача на планетарке это примерно 1/3-1/4 обычных.
На практике это значило, что на Подольский спуск я заезжал с нормальным каденсом сидя, а по Смородиновому спуску приходилось становиться на ноги. Правда, нужно указать мой вес — 115 кило.

Один из жирных плюсов у планетарки- возможность переключаться на месте, без движения.
Также большой плюс- это закрытось самой системы и надежность.
Производители рекомендуют раз несколько лет (видел где-то рекомендации от 3х до 5ти) вынимать механизм из корпуса, промывать в керосине, смазывать методом погружения, и ставить обратно.

Из некоторых неудобств: т.к. планетарка на оси, необходимо с собой возить ключ на 15 (пойдет педальный) для снятия колеса.
А на срамах так и вовсе разводной (справа 14 слева 15)

Да, стоит пятерик срамовский на тендеме Пантер, прошел не много, км 500, тоже только одни «+». Вдвоем на пятой, по ровному, разгоняли девайс до 60, а 35-40 едешь и спкойно ведешь беседу. И по лесу ездилЮ по песочку, тоже ОК.

Так что планетарки рулят. Одно но в Киеве их НИКТО не хочет обслуживать.
Хочу со временем купить рохлов-14, но пока цена сдерживает.
Видел еще пепелац на котором совмещены планетарка-3 и звезды-пятерик, и две спереди. Но то воббще исключение.

Да, был как-то в Копенгагене, так там 98 процентов велов на планетарках. Звезд практически нет.

Из чего состоит и как работает планетарная втулка

Планетарная втулка или кассета что лучше

Планетарная втулка является важным элементом приводной системы велосипедов. Устройство этого приспособления заключается в сложном шестерёнчатом механизме изменений передаточного отношения. Регулирование взаимных расположений и зацеплений шестеренки происходит за счет ручки переключения скорости, которая обычно расположена на руле велосипеда.

Работа этого приспособления происходит следующим образом:

  1. При низкой передаче, зубчатое колесо при помощи задней звездочки начинает двигаться. Втулка за счет планетарной обоймы перемещается и понижает передачу. За счет этого, колесо совершает 3 вращения на каждые 4 вращения звездочки, во время этого происходит понижение передачи на 25 %;
  2. При прямой передаче, звездочка заставляет двигаться зубчатое колесо, которое заставляет перемещаться втулку. За счет этого происходит прямая передача;
  3. При высокой передаче звёздочка передает усилие на обойму, и оно в свою очередь заставляет двигаться зубчатое колесо. Далее зубчатое колесо заставляет двигаться втулку. За сет этого, на каждые три оборота звездочки колесо совершает 4 вращения, во время этого передача повышается на 33 %.

Также стоит обратить внимание на особенности планетарных втулок:

  • Современные приспособления могут иметь до 14 передач скоростей, правда такие втулки большая редкость и их стоимость достаточно высокая;
  • На некоторых приспособлениях есть задняя передача. Это очень удобно для трехколесных велосипедов;
  • Есть возможность использовать механизмы с фиксированной подачей. Это очень удобно для езды в зимнее время;
  • Вместе с втулкой дополнительно устанавливается корпус защиты цепи. Благодаря этому, на много повышается длительность использования этого приспособления.

Устройство планетарной втулки

Рабочий процесс планетарной втулки такой же, как и у коробки передач у автомобилей – регулирование скоростных режимов. Во время езды не возникает трудностей и непредвиденных проблем. С помощью этого приспособления происходит быстрое и своевременное переключение режимов скорости. На рисунке изображено полное устройство механизма этого приспособления.

Планетарная втулка или кассета что лучше

Элементы входящие в состав устройства планетарной втулки:

  • Солнечная шестеренка (желтого цвета). Она располагается в центральной части этого приспособления, и выполняет функции оси заднего колеса;
  • Водило (синего цвета). Это группа из нескольких планетарных шестеренок или сателлитов, которые очень крепко закреплены на своих осях и находятся в прочной фиксации с солнечной шестеренкой;
  • Кольцевая шестеренка (красного цвета). Это наружная шестеренка или эпицикл. Она состоит из внутренней зубчатой передачи. Эта передача обеспечивает прочную сцепку с сателлитами.

Область применения планетарных втулок

Планетарная втулка или кассета что лучше

Планетарные втулки используются в основном на городских и прогулочных велосипедах. В связи с тем, что они имеют достаточно большой вес, их очень неудобно использовать на спортивных велосипедах.

Спортивные велосипеды в основном применяют для езды на рельефной местности, с множеством ухабов, и если на них будет установлена планетарная втулка, это создаст множество неудобств и проблем.

Поэтому ее лучше устанавливать на велосипеды для городской езды, потому что эти велосипеды не встречают сильных нагрузок и их используют в основном для ровных дорог.

Поскольку городские байки используют для ежедневной езды, на них лучше всего устанавливать планетарные втулки на 3, 8 и 11 скоростей. Это конечно обойдется дороже, чем обычная классическая втулка, но у планетарной намного больше срок службы, они не ломаются и за счет этого увеличивается износ цепи.

Производители втулок

Можно выделить основные фирмы-производители этих приспособлений:

  • SRAM;
  • Sturmey-Archer;
  • Rohloff

Планетарная втулка или кассета что лучше

Фирма Rohloff занимает первое место по уровню сложности изготовленного устройства. Модели состоят из 14 планетарных составляющих.

Планетарная втулка или кассета что лучше

Второе место по производству занимает фирма SRAM . Модели этого производителя имеют до 12 скоростных передач. Диапазон передач у них достигает до 420 %.

Планетарная втулка или кассета что лучше

Shimano является популярным изготовителем запчастей и втулок для велосипедов. Ассортимент этого производителя имеет втулки от 3 до 11 скоростей передач.

Планетарная втулка или кассета что лучше

Sturmey-Archer это производитель втулок с гибридными кассетно-планетарными механизмами. Кроме этого, эта фирма производит и другие типы втулок со скоростями 3, 5 и 7.

Преимущества использования планетарных втулок

В зависимости от свойств и функций планетарных втулок можно выделить основные преимущества этих приспособлений:

  • Высокая прочность и жизнестойкость. Механизм этого приспособления находится под защитным корпусом. Кроме этого, в нем обеспечивается полное смазывание всех элементов трансмиссионным маслом;
  • Быстрое и точное переключение передач скорости. В связи с тем, что переключатель расположен на руле велосипеда, можно переключать скорость, стоя на месте;
  • Высокий набор передаточных чисел. К примеру, если велосипед имеет набор звезд 42-32-32 и кассету 11-30, то передаточное число у него может достигать до 520 %. Также стоит отметить, что у втулок со семью скоростями передаточный диапазон может достигать до 303 %. Во время езды, идет равномерное распределение нагрузки, и поэтому велосипеды с этими втулками могут легко преодолевать различные кочки и ухабы;
  • Наличие простых и прочных цепей. Благодаря этим цепям, обеспечивается бесперебойная работа, не происходят перекосы и перемещений по звездам. Кроме того, эти элементы значительно повышают износ всей системы привода.

Недостатки планетарных втулок

Планетарная втулка или кассета что лучше

Помимо достоинств, эти приспособления имеют некоторые недостатки:

  • Большой вес. В отличие от обычных втулок, эти элементы достаточно тяжелые, например средняя планетарная втулка с семискоростной передачей весит примерно 1,7 килограммов;
  • Невозможность использования на спортивных велосипедах. В связи с тем, что эти втулки имеют большое трение качения;
  • Сложная конструкция. При обнаружении, каких либо поломок и неисправностях не нужно устранять их самостоятельно, лучше всего обратиться к специалистам;
  • Высокая стоимость;
  • Во время сильной и агрессивной езды повышается риск поломки шестерен.

Складные велосипеды с планетарной втулкой

Планетарная втулка или кассета что лучше

Многие производители складных велосипедов комплектуют планетарной втулкой. На этих очень удобно ездить, и есть возможность равномерного регулирования распределения нагрузки во время езды. Кроме этого, они имеют целый ряд преимуществ. В связи с этим, следует рассмотреть самые известные модели этих велосипедов.

Обзор и сравнение моделей

  1. Складной велосипед FORWARD Enigma 154. Он очень удобный и легкий. Он адаптирован под любые дороги – его можно использовать для езды, как на городских дорогах, так и на дорогах за городом. Благодаря установленной на нем планетарной втулкой, можно очень переключать передачи скорости и подстраиваться под любые дороги, при равномерном распределении нагрузки он отлично преодолевает кочки, различные подъемы и спуски. Помимо этого, его удобно перевозить в метро и в общественном транспорте. Правда, для этого нужна специальная сумка чехол;
  2. Складной велосипед Comanche Lago. Его очень удобно использовать в мегаполисах. Он отлично подстраивается под любые дороги. Кроме этого у него хорошая маневренность при поворотах и отличная скорость. Эти велосипеды комплектуются планетарной втулкой Shimano Nexus Inter-3 sg-3c41 с тремя скоростями. Помимо этого, они очень компактные и легко складываются в специальные сумки для велосипедов. Поэтому их можно с легкостью перевозить в метро и в общественном транспорте;
  3. Складной велосипед . Эти модели предназначены для повседневного использования. Их можно использовать для езды на дрогах с асфальтовым, грунтовым покрытием. Также очень хорошо преодолевают ухабы, кочки, спуски, подъемы, поэтому хорошо адаптированы для горной местности. На этих транспортных средствах установлена трехскоростная планетарная втулка с задним приводом. Этой втулкой очень удобно пользоваться и она имеет очень долгий срок службы. Кроме этого эти модели велосипедов можно настраивать как для взрослых, так и для детей;
  4. Горный складной велосипед Volume Generator. Этот велосипед изготовлен из односкоростного байка и МТВ. Его в основном используют для горной местности, поскольку он отлично преодолевает большие спуски и подъемы, кочки, большие ухабы. На нем установлена втулка Shimano Alfine SG-S700 и два дисковых тормоза. Благодаря этому, можно отлично регулировать передачи скорости и подстраиваться под любой рельеф местности.

Как правильно переключать передачи при движении на велосипеде с планетарной втулкой

Велосипедами с планетарной втулкой это очень удобно управлять, и езда с этими приспособлениями очень упрощается, поскольку не возникает проблем с переключением скоростей. Поскольку эти приспособления сами переключают скорость, когда это необходимо. Однако следует ознакомиться с определенными принципами и правилами переключения скоростей:

  1. Лучше всего совершать переключение передачей, когда давление с цепи полностью снято, в противном случае можно просто не переключиться и сломать весь механизм и порвать цепь;
  2. Передачу нужно повышать прямо перед горой, а не во время преодоления ее;
  3. Не следует переключаться одновременно на несколько передач. Все нужно делать последовательно – сначала нужно переключать первую передачу и немного разогнаться, затем вторую по такому же принципу следует переходить на третью и так далее. Весь принцип работы такой же, как и у автомобильной коробки передач;
  4. Необходимо избегать все возможных перекосов цепи.

Процесс переключения:

  • У всех современных велосипедах, в передней части расположены 2-3 звезды, а в задней 8-10 звезд;
  • Нумерация звезд от 1 до 3 происходит в сторону увеличения звезд, а нумерация задних звезд от 1 до 6, в сторону уменьшения звезд.

Для того чтобы этот процесс стал ясен, можно рассмотреть на примере велосипеда с приводом 3х8:

  • Большую переднюю звезду нужно использовать при движении на ровном асфальтовом покрытии. Совместно с этой звездой необходимо использовать задние звезды с номерами 8 до 4;
  • Среднюю переднюю звезду применяют при движении на грунтовой дороге, с плохим асфальтовым покрытием. С ней используются задние звезды с 6 по 2;
  • Маленькую переднюю звезду используют при езде на крутых подъемах и спусках, по ухабам и кочкам. С ней используют задние звезды с 5 по 1.

Ремонт и обслуживание планетарной втулки

Планетарная втулка или кассета что лучше

Планетарные втулки очень редко ломаются. Они имеют очень долгий срок службы и очень износостойкие. Конечно, при не соблюдении правил использования, иногда у этих приспособлений может выйти из строя механизм, тогда лучше всего обратиться к специалистам для устранения неисправностей.

Не стоит осуществлять ремонт этих элементов самостоятельно, поскольку можно существенно повредить все устройство механизма, и втулка станет не пригодной для дальнейшей эксплуатации.

Основная идея данного прибора — собрать в одном компактном корпусе все механизмы для переключения передач, закрыв таким образом их от грязи и возможного физического повреждения.

Вы скажете — так ведь есть уже планетарные втулки, но инженеров Pinion не устраивало, что развесовка в таком случае сдвинута назад, а при использовании коробки передач, которая устанавливается между шатунов в специально оборудованном кареточном узле — вес расположен идеально в центре велосипеда. Вот так это выглядит:

Я не верю в коммерческий успех данного изобретения, во-первых, из-за веса — коробка весит 2.35кг, и во-вторых — требуется особая рама, способная разместить в себе описываемое устройство.

Как по мне, купить такой байк может только очень обеспеченный гик, вещь получается сильно зависимой от надежности коробки — производитель скорее всего вылетит в трубу и в случае поломки в утиль пойдет весь велосипед. Понятия не имею, сколько стоит байк в сборе, но уверен, что цена впечатляет.

Не знаю, как вы, но я уверен, что в ближайшие годы, а может и десятилетия, никакие коробки и планетарные втулки не смогут составить конкуренцию обычным индексным переключателям.

И в чем я еще уверен, так это в том, что электронные системы переключения, сейчас еще довольно дорогие и редкие, рано или поздно станут стандартным оборудованием на моделях велосипедов среднего ценового уровня.

И как следствие — не за горами полноценное автоматическое переключение передач, работать это может так: измеритель мощности в педалях замеряет силу нажатия и каденс, а компьютер щелкает передачи, стараясь удержать эту силу в заданном интервале. Также могут быть подключены всякие гироскопы и акселерометры, чтобы адекватнее оценивать ландшафт. Всё это настраивается под конкретного человека через смартфон. При этом всегда можно перейти на ручной режим.

На вопрос «а на хрен нужно автоматическое переключение на велосипеде», я отвечу — это удобно. Если это будет четко и надежно работать и стоить приемлемых денег, многие захотят ездить на «автомате».

Вот вам пример из мотоциклетной тематики — попытки сделать автоматическую коробку там предпринимаются периодически, но распространения это не находит, вроде бы как из-за этого пресловутого «на хрен надо». На самом деле — дело не идет в народ, потому что автомат много весит, дорого стоит, ненадежен, неадекватно переключает.

Как только появился реально работающий продукт — людям стали интересны мотоциклы с автоматическим переключением. Хонда сделала роботизированную коробку передач с двумя сцеплениями DCT, которая весит почти так же, как и обычная, стоит вменяемых денег, и самое главное — переключает четко и своевременно. Так что, найдется спрос и на велосипедный «автомат».

Расскажите, что вы думаете по поводу всех этих полетов фантазии, как моих, так и изобретателей Pinion, и нужно ли вообще что-то новое в отлаженной системе переключения.

Переключение скоростей применяется на велосипедах практически всех видов. Данный механизм расположен на заднем колесе. Один из таких видов — это планетарная втулка для велосипеда. Как она устроена и стоит ли ее использовать?

Важно! Главное отличие планетарной трансмиссии от звездочной, которую можно легко , заключается в том, что механизм спрятан внутри втулки, а не располагается около колеса — это защищает его элементы от внешних воздействий, делает его более надежным и долговечным.

Планетарная втулка для велосипеда состоит из набора шестеренок. По устройству она довольно сложна, так как работает по принципу автомобильной коробки передач.

Механизм включает в себя следующие элементы:

  • солнечная шестерня, жестко сцепленная с осью колеса;
  • планетарные шестерни, или сателлиты;
  • водило — соединяет и фиксирует сателлиты;
  • эпицикл — кольцевая шестеренка.

Снаружи корпуса трансмиссии расположена единственная звездочка, соединенная с механизмом посредством шлицевого привода. При переключении передачи ручкой на руле он изменяет скорость вращения водила относительно эпицикла.

У втулки самого простого типа имеется три передачи, которые работают следующим образом:

  1. Пониженная — эпицикл зацепляется за сателлиты, которые вращают солнечную шестерню. На каждые 4 оборота звездочки колесо совершает 3 оборота.
  2. Прямая — эпицикл соединен с солнечной шестерней напрямую, минуя передаточные шестеренки, благодаря чему достигается соотношение вращений колеса и звездочки 1:1.
  3. Повышенная . При ее включении механизм работает наоборот — звездочка передает усилие на планетарные шестерни, которые вращают эпицикл, момент от которого передается на солнечную шестерню. За счет этого передача повышается на 33–36%.

В зависимости от количества сателлитов передач может быть от 3 до 14, но наиболее распространены планетарные втулки велосипеда, устройство которых обеспечивает наличие 5 или 7 скоростей.

Но если вы только собрались приобретать велосипед, перед вами также будет сложная задача: какой выбрать. Можете отдать предпочтение одной из или же попробовать подобрать , если вы уже находитесь в почетном возрасте.

Преимущества и недостатки

Планетарная коробка передач имеет следующие достоинства:

  • низкий износ цепи и звезд;
  • высокая надежность и долговечность механизма за счет защиты от внешних воздействий и постоянной смазки трансмиссионным маслом;
  • отсутствие необходимости в регулировке;
  • удобство переключения передач — делать это можно как на ходу, так и стоя на месте;
  • отсутствие риска повреждения передаточного механизма при падении велосипеда на бок;
  • возможность установки ножного тормоза;
  • сниженная вероятность того, что цепь слетит со звездочек;
  • большое разнообразие передаточных чисел — до 520%.

Планетарная втулка или кассета что лучше

К недостаткам механизма можно отнести:

  • большую массу , достигающую 3 кг. К тому же вес неравномерно распределяется между передним и задним колесами;
  • сложность ремонта и установки планетарной втулки на велосипед; монтаж на существующий велосипед и вовсе невозможен, даже если вы используете специальный инструмент и , чтобы упростить работу. При поломке придется либо покупать новую втулку, либо новый байк. Поэтому установка планетарной втулки на велосипед своими руками — сложный или практически невозможный процесс;
  • низкий КПД редуктора , связанный с повышенным коэффициентом трения шестерней. Из-за этого такие трансмиссии не используются на спортивных велосипедах;
  • ограниченный крутящий момент . Хотя диапазон повышенных передач широк, достаточно низкую передачу для въезда на очень крутую гору включить не получится;
  • высокая стоимость .

Таким образом, планетарка станет хорошим выбором для прогулочных, городских и других для неспешной и комфортной езды. Если же велосипед используется для гонок, езды по пересеченной местности или даунхилла, такой механизм скорее станет отягощением, чем улучшением.

Производители

В данной таблице представлены четыре основных производителей.

Цена планетарной втулки для велосипеда довольно высока. Зависит она от сложности механизма. Так, 14-скоростная втулка Rohloff стоит от 53 до 89 тыс. руб. в зависимости от модели. Значительно доступнее трансмиссии Shimano — от 2700 руб. за 3-скоростное устройство до 21 тыс. руб. за модель с 11 передачами. Цены на механизмы SRAM начинаются от 5000 руб . Продукция Sturmey-Archer обойдется в 4700–10500 руб.

Оптимальная эффективность движения, частота педалирования, скорость и нагрузки на велосипед регулируются при помощи механизма скоростного переключения. В отличие от синглспида, велосипед с несколькими режимами передачи крутящего момента способен подстраиваться под конкретные условия передвижения. «Скоростную» систему используют практически на все типах великов: от городских и трюковых до гоночных и маунти-байков.

К распространенному типу трансмиссии велосипеда относится планетарная втулка, внутри которой расположен шестеренчатый механизм изменения передаточного отношения. Взаимное расположение и зацепление шестерней регулируется переключателем скоростей, который, в свою очередь, приводится ручкой на руле. Принципиальное отличие от «звездочной» трансмиссии позволило такой системе переключения передач неплохо укрепиться в велосипедной среде.

Из чего состоит и как работает планетарная втулка

Устройство планетарных втулок достаточно сложное и напоминает механизм автомобильной коробки передач. Для наглядности покажем стандартную схему для всей планетарной передачи:

Компоненты шестерного отсека скоростной втулки: 1 – солнечная шестерня, 2 – сателлиты, 3 – водило, 4 – эпицикл

Желтым цветом изображена солнечная шестерня. «Солнышко» жестко закреплено на оси заднего колеса велосипеда. Именно с ней зацепляются обозначенные синим цветом планетарные шестеренки. Для их фиксации используется «водило» (зеленый цвет). Эта деталь не позволяет сателлитам – так иначе можно называть планетарные шестерни – разъезжаться и сцепляться друг с другом, а также определяет их направление движения.

Довершает механизм эпициклическая шестерня, которая вращается за счет педалирования. На рисунке она показана красным цветом.

Звездочка сопрягается с механизмом втулки с помощью шлицевого привода, исполнительного механизма втулки. При изменении передачи он изменяет скорость вращения водила относительно кольцевой шестерни, благодаря чему и достигается подстройка велосипеда под угол направления дороги и регулируется его скорость.

Интересная особенность такого типа механизма – это работа в качестве редуктора. Солнечная шестерня играет роль неподвижного элемента, эпицикл – ведомого элемента цепи, водило замыкается на корпус втулки. Для примера рассмотрим, как работает механизм планетарной передачи на простой трехскоростной планетарке:

  • Пониженная передача. Кольцевая шестерня опережает водило за счет его зацепления корпуса планетарной втулки. Передаточное отношение меньше единицы и составляет 0.733.
  • Главная передача. Крутящий момент с эпицикла передается на втулку за счет зацепления ее с планетаркой. Иначе говоря, со втулкой соединено не водило, как на первой передаче, а звездочная шестерня. Что происходит при этом? Втулка вращается быстрее водила, а для достижения максимальной скорости понадобится больше усилий по сравнению с пониженной передачей.
  • Передаточное число повышенной, или третьей, передачи больше единицы, и для трехскоростных велосипедов оно составляет 1.364. Направление движения водила и втулки противоположны, благодаря чему достигается ее ускорение по сравнению с главной передачей.
  • Для планетарных втулок с 5, 7 и т.д. скоростями диапазон передаточных отношений выше, чем у трехскоростной за счет большего количества шестеренчатых механизмов. Принцип работы многоскоростных и простых втулок будет одинаковым. Разница только в том, что у каждой планетарной составляющей будут свои фиксированные (как у 3-х ступенчатой планетарки) значения отношений передач, а в целом у механизма их будет в несколько раз больше.

Производители втулок: плюсы и минусы

Изготовлением планетарных втулок на велосипеды занимается несколько производителей:

  • Shimano,
  • SRAM,
  • Sturmey-Archer,
  • Rohloff.

Последний занимает лидирующее положение по сложности изобретенного механизма. Втулка этого производителя включает 14 планетарных составляющих. Большое количество передаточных отношений и высокая эффективность смело конкурируют с аналогичными показателями продвинутых звездочных систем переключения скоростей.

Планетарная втулка или кассета что лучше

Скоростной агрегат от Rohloff в разрезе

Второе место занимает SRAM – его планетарка имеет 12 скоростей, а передаточный диапазон превышает 400%. Shimano – известнейший производитель велозапчастей и скоростных втулок. Его хорошо зарекомендованные втулки с 3, 4, 7 и 8-планетарными механизмами дополнены обновленной версией – 11-скоростной системой переключения скоростей. Sturmey может похвастаться гибридными кассетно-планетарными механизмами, а также другими типами стандартных втулок с тремя, пятью и семью скоростями.

Преимущества использования планетарных втулок

  1. Прямой ход цепи и низкий износ ведущей и ведомой звезд. Снаружи трансмиссия выглядит как у обычного сигнлспида.
  2. Скрытый от внешних воздействий механизм переключения передач отличается высокой долговечностью по сравнению с кассетами и трещотками. Могут быть задействованы все соотношения передач. Об этом смело скажут отзывы от велосипедистов, перешедших со «стандартных» скоростных велосипедов на планетарные.
  3. Нет необходимости постоянно обслуживать устройство, также его сложно нечаянно повредить.

Как и у всего на свете, у втулок с планетарными передачами есть свои «но»:

  1. Невозможность использования в велосипедном гоночном спорте из-за высокого трения и чувствительности шестерней.
  2. Ощутимая прибавка к весу: только некоторые трехскоростные втулки весят чуть меньше килограмма. В движении привес на заднее колесо дает о себе знать.
  3. Ремонт таких механизмов почти невозможен в домашних условиях, да и сервис, где ремонтируют планетарные втулки, нечасто можно встретить. Одноразовость планетарок не позволяет их выгодно привести в рабочее состояние, лучшим вариантом будет установка новой.
  4. Запредельная стоимость. Конечно, она вполне оправдана, однако ставить редуктор с нуля на сигнлспид нет смысла. Гораздо проще купить готовый велосипед с ней.

ЧТО ТАКОЕ ПЛАНЕТАРНАЯ ВТУЛКА?
Планетарная втулка (internal hub) — это сложная система переключения скоростей для велосипеда. Она более надежная и долговечная, нежели обычная втулка, но очень плохо реагирует на сверхнагрузки, поэтому их не использвуют в соревнованиях или экстремальном катании. Самые продвинутые модели (например некоторые Dutch байки) обладают 7и ступенчатыми планетарными втулками, а на упрощенные ситибайки (или складные) ставят 3х ступенчатые. В таких втулках механизм и звезды находятся в смазке под защитной оболочкой, а сама система напоминает коробку передач автомобиля.

Солнечная шестерня: находится в центре (зеленая на рисунке) — это и есть ось колеса.
Водило: жёстко фиксирует друг относительно друга оси нескольких планетарных шестерён (сателлитов) одинакового размера, находящихся в зацеплении с солнечной шестерней (синие) .
Кольцевая шестерня (эпицикл) : внешнее зубчатое колесо, имеющее внутреннее зацепление с планетарными шестернями (красная) — приводится в действие цепью.
Планетарная передача в режиме повышения скорости. Водило (синее) вращается внешним источником. Усилие снимается с солнечной шестерни (зеленая) , в то время как кольцевая шестерня (красная) закреплена неподвижно. Красные метки показывают вращение входного вала на 45°.

Преимущества планетарных втулок:

Механизм переключения передач полностью спрятан внутри корпуса втулки заднего колеса, что позволяет защитить его от попадания грязи. За счет этого долговечность деталей существенно повышается.
Возможно переключение передач даже тогда, когда вы стоите на месте.
Используются цепи и звездочки обычной ширины (для односкоростных велосипедов) . Цепь постоянно идет прямо. Используются звездочки с высоким профилем зубьев. Все это сказывается на увеличении ресурса цепей и звездочек.
Механизм переключения передач и встроенный тормоз в таких системах необслуживаемый, что упрощает эксплуатацию велосипеда.
Высокий ресурс втулок, детали которых работают в масляной ванне.

Самый большой недостаток многоскоростных втулок с планетарным механизмом – это их большой вес: такие втулки в два-четыре раза тяжелее обычных задних втулок горного велосипеда. Правда, нужно отметить тот факт, что отпадает необходимость в ряде деталей трансмиссии, например переключателях передач, так что реальная разница в весе не столь велика.
Сложный шестеренный механизм имеет достаточно высокое трение, что обуславливает пониженный КПД. Эти свойства стали определяющими для отказа от использования таких втулок на спортивных велосипедах.
Планетарные втулки все же не предназначены для работы в экстремальных условиях и, к тому же, они почти неремонтопригодны нигде кроме специализированного велосервиса.

Подобные эксперименты провела американская компания SRAM. SRAM DualDrive сочетает в себе внутренний и внешний приводы. Суть его состоит в том, что с трехскоростной планетарной втулкой комбинируется 8- или 9-скоростная кассета и обычный задний переключатель передач. Вся система управляется одной рукой при помощи комбинированной манетки: вращающаяся ручка (gripshift) управляет внешним переключением, а дополнительный рычаг внутренним..

Все началось с того, что некоторое время назад вычитал статью о планетарных втулках и решил изучить эту тему более детально. Для этой темы лучше всего подошел сайт московской фирмы velobig.ru, занимающийся планетарными втулками, динамовтулками и роллерными тормозами. В первую очередь в планетарной втулке меня заинтересовала возможность использовать широкую цепь и одну толстую износоустойчивую звездочку, закрытость системы от внешних факторов, таких как грязь со льдом, легкость настройки и переключения. Несмотря на меньший диапазон скоростей и увеличенный вес, решил что дело стоит того и через полтора года нашел средства на переоборудование велосипеда.

Собрав заказ, получился вот такой список (собирал здесь):

Новая бестрещеточная втулка 2009 года с улучшенным сальником и манжетой 8-ми скоростная втулка Shimano Alfine под дисковый тормоз с креплением Center Lock. С высоким КПД за счет применения игольчатых подшипников в шестернях. Отлично держит ударные нагрузки за счет двух мощных роликовых подшипников корпуса втулки. Для всесезонного катания. На 32 спицы. (диска в комплекте нет)
7500 р

Дополнительные детали для установки 8-ми скор. втулки на велосипед. 8RL
450 р

Ревошифтер SHIMANO (Рево) многоходовой.
900 р

Задняя звезда.
Количество зубьев — 16, 18, 23.
150 + 150 + 150 р

Однороликовый натяжитель цепи для планетарных втулок.
690 р

Доставка: 600 р

Итого: 10 590 р

Следующие расходы включили в себя заспицовку обода, это еще 800 р со спицами, обод мой. Плюс к этому что-то около 600 р за ротор под центрлок и около 300 р за односкоростную цепь SRAM.

На этом расходы, связанные с трансмиссией, закончились. Сборка на раму не заняла много времени. Опытным путем пришел к тому, что передний переклюк ненужен, поэтому он был снят, а большая звезда переставлена максимально ближе к плоскости задней звездочки. Последняя опытным путем была поставлена на 23 зуба, что дало наиболее подходящий диапазон скоростей.

Впечатления

Велосипед немного стал тяжелее, но при езде увеличение массы нивелируется комфортом. Сейчас нет необходимости заранее переключаться на нужные скорости или, при невозможности сделать это вовремя, прилагать усиленное педалирование. Поэтому нагрузки стали более равномерными и временами более умеренными. В велопоходе проблем со втулкой замечено небыло, за исключением того, что натерла ухо за два дня таскания велосипеда по бурелому по колено в снегу. Также нравится что на руле стало меньше переклюков, фактически только тормозные ручки и ревошифтер. Можно ездить в рукавицах. Возможность переключения даже стоя на месте дает хорошее преимущество в маневрировании в городских условиях, да и просто приятно. Наезды и съезды с бордюров вроде ничем не отличаются от того как было со старой системой. Нравится, что цепь не болтается и не бьется о перо рамы. По диапазону скоростей сейчас могу сравнить как от 1−3 до 3−6 на кассетной 8-скоростной трансмиссии. В 35-градусный мороз ездилось, хотя заметно больше усилий требовалось вследствие замерзания масла во втулке. На текущий момент втулка эксплуатируется три месяца, нареканий небыло. Посмотрим как будет дальше.

Из минусов: цена, чуть больший вес.

  • Не забивается снего-льдо-говнищем район системы — нет проблемы с замерзшим передним переклюком, как было у меня — при этом, это серьезная проблема, когда надо валить, а не ковыряться отверткой в велосипеде по 10 минут каждые пол часа.
  • Вычитается же из навески велосипеда целый тросик, переклюк и переключатель на руле, я уж не говорю про задний переклюк — это в целом очень приятно смотрится и велосипед становится удобнее.
  • Разницы на подъемах или скоростных спусках НЕТ — даже с 8-ми скоростной планетаркой. Тут возможно большее значение имеет разница в прокладках, но все равно, явного отставания быть не может на маршруте.
  • В планетарке НЕТ СОБАЧЕК. Нечему замерзнуть и заставить мочиться на любимый велосипед.
  • По моим ощущениям у планетарки ЛУЧШЕ НАКАТ. Леха начал рассказывать про какие-то модные игольчатые подшипники, но я не мог дослушать, т.к. он отдыхая вперед укатывал, а мне крутить педали на спусках за ним было в лом.
  • МЕНЬШЕ ПРОБЛЕМ с передней большой звездой, если она всегда одета в цепь.
  • Мгновенное переключение снижает нагрузки на колени, затраты сил на бездорожье и повышает проходимость.
  • Нет достаточно хрупкого заднего переключателя, который норовит сломаться, расстроиться, замерзнуть, сточить ролики при даже минимальной деформации гибкого и дорогого петуха.
  • Односкоростная цепь существенно надежнее, долговечнее и требует меньше внимания по обслуживанию.
  • Короткие спицы на заднем колесе увеличивают его прочность.

По прошествии времени могу сказать следующее — втулка прошла серьезные походы, в том числе эпичный поход на Бахмур. В 2012 году велосипед был продан, потом перепродан и как минимум в 2016 году жил и здравствовал. Это говорит о том, что планетарка при надлежащей эксплуатации и уходе живет вполне нормально.

Преимущества и недостатки планетарных втулок: все за и против

Велосипед – транспорт, который остается популярным в течение многих десятков лет. Но производители постепенно совершенствуют свои модели улучшая основные характеристики. За счет этого повышаются параметры, увеличивается комфортность поездки.

Многие производители сейчас устанавливают на свои велосипеды планетарную втулку. Она обеспечивает комфортную регулировку скоростей, позволяет сделать движение велика более равномерным. Но зачем она необходима на практике, какие преимущества или недостатки имеет? Об этом расскажем в подготовленной статье.

Из чего состоит планетарка

Знать все тонкости строения и работы «планетарки» необходимо или инженерам, которые проектируют такие механизмы, или специалистам, занимающимся их обслуживанием. Рядовому велосипедисту эта информация совершенно не нужна. Во-первых, обывателю сложно понять все нюансы и технические термины. Во-вторых, велолюбителю достаточно знать только принцип использования планетарки, тогда как информация о строении или функционировании ему никогда не пригодится.

Все-таки, рассмотрим, из чего состоит эта деталь. На рисунке ниже вы можете увидеть строение стандартного приспособления.

Строение планетарной втулки

Обычно в «планетарку» входят следующие компоненты:

  • Солнечная шестеренка – желтая.
  • Водило – синее.
  • Кольцевая шестеренка – красная.

Основная задача планетарной втулки – регулировка скорости и обеспечение равномерности движения. Она может оснащаться тремя, пятью, семью передачами и т. д. Чем больше скоростей, тем точнее регулировка и сложнее строение механизма.

Особенности

Рассмотрим особенности планетарок:

  • Некоторые механизмы обладают не только передними, но и задней передачей. Она окажется особенно удобной для велосипедов с тремя колесами.
  • Вместе со втулками принято устанавливать корпус для защиты цепи. Он позволяет существенно увеличить срок службы механизма.
  • Сейчас в продаже представлены планетарки с различным количеством передач. Максимальный параметр – 14 скоростей. Но подобные модели редко можно найти в магазинах. Также их недостатком становится высокая стоимость, этот факт обуславливает низкий спрос на такой товар.
  • Можно применять втулки с фиксированной подачей. Особенно полезными они окажутся в зимнее время.

Кто занимается изготовлением планетарок

Изготовлением планетарных втулок занимаются многие компании. Но мы выделим основных производителей, которые достойны внимания.

Rohloff – топовый производитель. Компания смогла спроектировать самое сложное оборудование, а также лидирует на рынке. Планетарка от Rohloff могут иметь до 14 скоростей.

Shimano – вполне популярная компания. Она выпускает планетарки от 3 до 11 скоростей. Качество продукции данного производителя высокое, механизмы способны прослужить в течение длительного времени.

SRAM несколько уступает Rohloff по производству планетарок. Продукция этой фирмы имеет до 12 передач. Можете покупать изделия этой компании, если ищете идеальное сочетание цены и качества.

Фирма Sturmey-Archer сконцентрировалась на изготовлении втулок с гибридными кассетно-планетарными механизмами. В этом направлении компания смогла добиться значительных успехов и постоянно улучшает имеющиеся модели. Дополнительно организация выпускает и другие разновидности втулок на 3, 5 или 7 передач.

При покупке данных механизмов отдавайте предпочтение проверенным производителям. Конечно, велик соблазн сэкономить и купить деталь от какой-то ноунейм компании.

Но важно учитывать, что данные механизмы крайне сложны в изготовлении. Поэтому компания должна располагать передовым оборудованием, значительным опытом и лучшими специалистами. Только тогда удается добиться прекрасного функционирования планетарной втулки и долгого срока службы.

Область применения

Как правило, планетарные втулки устанавливаются на прогулочные и городские велосипеды. В подобных моделях они отлично справляются со своими задачами и обеспечивают правильную регулировку скоростей.

Но планетарные втулки обладают большим весом. Поэтому они не устанавливаются на спортивные велосипеды. Дополнительно подобные велики используются для поездок по пересеченной местности с большим количеством ухабов. При таких условиях эксплуатации планетарки создают больше неудобств для велосипедиста.

В итоге данные механизмы рекомендованы для городских великов. При поездках по ровным дорогам они окажутся действительно полезными и смогут обеспечить плавную регулировку скоростей.

Городские велики применяются для ежедневной езды. Для них лучше использовать механизм с 3, 8 или 11 передачами. Планетарные втулки дороже обычных, но они куда надежнее при активной эксплуатации и уменьшают износ цепи во время поездок.

Ремонт планетарных втулок

Планетарные втулки – надежные детали. При правильной эксплуатации они способны прослужить в течение продолжительного времени. Покупая эту деталь у проверенного производителя, вероятность последующего возникновения проблем с ней минимальная.

Надо понимать, что планетарная втулка обладает очень сложной конструкцией. Без опыта и знаний провести обслуживание или ремонт подобного механизма невозможно. Поэтому при возникновении проблем обращайтесь к специалистам. Не пытайтесь самостоятельно провести ремонтные работы, с большой вероятностью после неквалифицированного обслуживания, деталь полностью выйдет из строя, ее придется заменять.

Преимущества

Давайте перечислим достоинства подобного механизма:

  • Длинный срок службы и исключительная надежность. Качественная втулка может использоваться в течение многих лет. Все детали регулятора находятся внутри прочного корпуса и защищены от негативных воздействий. Дополнительно обеспечивается смазывание компонентов маслом, за счет чего исключается быстрый износ.
  • Большой набор чисел передаточных. Оно может достигать 520%. Но важно учитывать, что конкретные параметры зависят от используемой втулки и количества передач. Также подобные механизмы обеспечивают равномерное распределение нагрузок. Этот факт будет важен при наличии неровностей дорожного полотна.
  • Переключение скоростей происходит точно и быстро. Сам переключатель расположен на руле. Даже если вы стоите на месте, можно выполнить смену передачи.
  • Прочные и простые цепи. Они обеспечивают стабильное функционирование механизмов и отсутствие перекосов по звездам. Также за их счет увеличивается общая надежность.

Недостатки

Теперь пройдемся по недостаткам подобных механизмов:

  • «Планетарки» обладают большим трением качения. В результате их нельзя применять для установки в спортивные байки.
  • Значительный вес. Масса зависит от конкретной модели, в среднем она составляет 1.7 кг. За счет этого увеличивается общий вес транспортного средства.
  • Высокая стоимость. Цена зависит от модели, производителя, количества передач, сложности изготовления. Подобная деталь обойдется в крупную сумму, а экономить покупая дешевые решения нельзя, они не прослужат вам долго.
  • Невозможность самостоятельного обслуживания. При возникновении различных неисправностей приходится обращаться к специалистам. Без специальных знаний и опыта не стоит пытаться отремонтировать втулку, велик риск сломать ее полностью
  • При агрессивной езде увеличивается вероятность поломки шестеренок. Поэтому предпочтительно использовать велосипеды с такими втулками для поездок по ровным дорогам со средней скоростью.

При покупке этих механизмов необходимо учитывать особенности последующей эксплуатации. Учитывайте, что вам придется серьезно переплатить за «планетарку», а в случае поломки вы не сможете самостоятельно отремонтировать её. Ремонт подобных деталей довольно сложный и дорогой, стоимость восстановительных работ зависит от поломки.

Складные велики

Складные велики постепенно набирают популярность. Как правило, в подобной конструкции выпускаются городские и прогулочные велосипеды. Они оснащаются специальными шарнирными элементами для быстрого складывания, легко уменьшаются в размерах.

Велики данного типа комфортно транспортировать. Их можно положить в большой рюкзак или чемодан, закинуть в багажник, переносить в руках. Качественные шарниры выдерживают множество циклов складывания и раскладывания, а процесс трансформации транспортного средства занимает минимум времени.

Многие складные велосипеды оснащаются планетарными механизмами. Они обеспечивают равномерное распределение нагрузок во время поездки и комфортную регулировку скорости. Конечно, такая деталь увеличивают общий вес велика, но этот недостаток перекрывается многими преимуществами.

Некоторые популярные складные модели:

  • FORWARD Enigma 154.
  • Велики от Shulz.
  • Comanche Lago.
  • Volume Generator – горник, который приглянется многим покупателям.

Про переключение передач

Планетарная втулка довольно похожа на коробку передач авто. Общие принципы:

  • Переключение скоростей происходит без педалирования. После выбора передачи можно начать крутить педали через пару секунд. Этот факт важен для обеспечения долговечности механизмов.
  • Для достижения максимальной скорости необходимо выбирать повышенную передачу.
  • Для подъема в горку включается пониженная передача.

Если постоянно неправильно переключать скорости, то может произойти поломка данного механизма. Поэтому после покупки рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации от производителя и соблюдать указанные правила.

Low Racer от KerVelo: лежачий байк без цепи и с «планетаркой»

Впервые появился в 2016. Главная особенность: вместо цепи — встроенная в переднее колесо планетарная трансмиссия. На дворе 2019 — и KerVelo возвращается.

  • А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?

И возвращается с новой рамой и новым именем — Low Racer.

Low Racer от KerVelo. Главные особенности

Новинка может похвастаться низкой рамой, сделанной из карбона. Но даже с такой весит 14 кг (производители работают над тем, чтобы это число уменьшить). Впервые широкой общественности велосипед был показан на байк-шоу Spezi в Германии в апреле 2019. Как и первая версия, Low Racer не имеет длинной цепи, регулярно встречающейся на классических рикамбентах. Вместо нее используется 2,2-килограммовый привод «Kernel hub».

  • Рикамбент(еще их называют «лигерад») — лежачий велосипед, позволяющий ехать полулежа или вовсе лежа на спине, в редких случаях — на животе. Лигерады, как правило, быстрее обычных велосипедовиз-за лучшей обтекаемости. По этой причине они не допускаются на соревнования.

Low Racer от KerVelo. Имеет карбоновую раму и весит 14 кг

Low Racer от KerVelo. Имеет карбоновую раму и весит 14 кг

«Kernel hub» на Low Racer

Устройство включает в себя 12-ступенчатую коробку передач и каретку посередине переднего колеса. Норвежский конструктор KerVelo Марк Ле Борн говорит, что Low Racer вдобавок к хорошим аэродинамическим характеристикам еще и эргономичный, и высокоэффективный. Марк также утверждает, что ездить на нем легче, чем на других лежачих велосипедах — благодаря геометрии рамы и низкому положению каретки.

Главная особенность Low Racer от KerVelo — 12-скоростная «планетарка»

Главная особенность Low Racer от KerVelo — 12-скоростная «планетарка»

Слабая сторона Low Racer

Ле Борн (не путать с еще одним любителем велосипедов Леброном), предупреждает: «На низкой скорости резко поворачивать не стоит, так как колесо может зацепить внутреннюю поверхность ноги». А низкая скорость — это сколько? «До 10 км/ч. Все что выше и при большем радиусе поворота такого происходить не должно», — успокаивает конструктор.

На Low Racer лучше ездить со скоростью от 10 км/ч

На Low Racer лучше ездить со скоростью от 10 км/ч

Цена байка

Сейчас Low Racer — хоть и действующий, но все же прототип. Когда (и если) модель пойдет в массовое производство, то стоить будет ориентировочно $4600. Марк в настоящее время ищет энтузиастов, которые опробуют партию велосипедов и дадут отзывы. Не хотите стать одним из первых?

Low Racer от KerVelo — $4600

Low Racer от KerVelo — $4600

Видео

В Сети есть уже ролики первых тестов велосипеда. Судя по лицу райдера, кататься на Low Racer от KerVelo — как трескать вкусные пирожки после 100-километровки:

Галерея

Мы бы уже закончили, да фото байка с официального сайта нам покоя не дают. Просто обязаны вам их показать:

  • У нас есть YouTube-канал — подписывайтесь!

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Источники:

https://murzix.ru/2020/07/kak-ya-ekhal-s-raboty-na-prokatnom-velosipede-smartbike/
https://ex3msport.life/velosport/planetarnaya-vtulka-ili-kasseta-chto-luchshe.html
https://cyclearea.ru/remont-velosipeda/preimushhestva-i-nedostatki-planetarnyh-vtulok-vse-za-i-protiv
https://bikeandme.com.ua/dosug/obzory/1043284-low-racer-ot-kervelo-lezhachij-bajk-bez-tsepi-i-s-planetarkoj