Виды и дисциплины велоспорта
Велосипедный спорт, как и другие его циклические собратья (бег, лыжный спорт), требует от спортсменов как можно более быстрого преодоления заданной дистанции. Самые популярные виды велоспорта – шоссейные гонки, кросс-кантри и трек.
А слышали ли вы когда-нибудь о фигурной езде или велополо? После прочтения нашего материала вы поймёте, насколько же многогранен велосипедный спорт.
История велоспорта
«Машина для бега» – так назывался самый первый велосипед, изобретённый в 1817 году немецким профессором Карлом фон Дрезом. Но оставшаяся на страницах истории первая в мире велосипедная гонка состоялась только полвека спустя: 31 мая 1868 года в парке пригорода Парижа Сен-Клу участники соревновались на дистанции 2000 м.
Спустя два года на территории Франции между Руаном и Парижем стартовала первая длительная шоссейная гонка на 120 км, которая считается прародительницей бреветов (несоревновательных веломарафонов). В то время гонщики ездили на тяжёлых деревянных велосипедах, и средняя скорость победителя была равна 11 км/ч.
Самая известная в мире велогонка – Тур де Франс Фото: Reuters Photo
К концу 19 века популярными становятся многодневные гонки. Самая известная из них – 1200-километровая гонка «Париж-Брест-Париж», впервые прошедшая в 1891 году. Сейчас это самый известный бревет, но до 1951 года он был соревнованием среди профессиональных велогонщиков.
К слову, российский велоспорт начал писать свою историю тоже с конца 19-го века. Именно в 1891 году впервые состоялся Всероссийский чемпионат на дистанцию 7,5 вёрст (8 км).
А вот спустя три года состоялся первый веломарафон из Москвы в Нижний Новгород. Правда, дороги того времени были так плохи, что до финиша добрались только два участника.
В программе Олимпийских игр велоспорт присутствует с самого начала – с 1896 года. Причём чемпионат мира на шоссе прошел гораздо позже – только в 1921 году в Копенгагене.
Надо заметить, что вплоть до 1996 года велоспорт был мужским видом спорта на Олимпийских играх, но на мировых чемпионатах женщины появились раньше, уже с 1958 года.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Виды и дисциплины в велоспорте
Как было отмечено в начале статьи, велоспорт многогранен и, помимо гонок на шоссе и треке, включает в себя даунхилл, фигурную езду и даже игру в мяч на велосипедах. Но надо сказать, что и те же шоссейные гонки не ограничиваются лишь групповой гонкой и индивидуальной гонкой на время.
Шоссейный велоспорт
Это самый популярный вид в велосипедном спорте и та основа, с которой велоспорт вообще начинался.
Гонки на шоссе бывают групповыми и индивидуальными: в таком виде шоссе представлено в программе Олимпийских игр. В групповой гонке все участники стартуют в одно время и могут ехать расстояние вплоть до 200 км. Здесь работает не только сила и выносливость, но и тактика: командная либо же индивидуальная.
Индивидуальная гонка на время – это гонка с раздельным стартом. Вот тут уже нет речи о тактике: только личная способность крутить педали так мощно, как это возможно.
В рамках чемпионатов, первенств и коммерческих стартов спортсмены выступают и в других видах:
- Критериум – кольцевая гонка с промежуточными финишами на определённых кругах. Выигранный финиш приносит призовые очки, и в данном виде победителем становится тот, кто набрал наибольшее количество очков.
- Командная гонка – то же, что и гонка с раздельным стартом, но уже в составе команды от 4 до 6 человек. Задача: финишировать первыми, финиш засчитывается по последнему участнику команды.
- Парная гонка – гонка с раздельным стартом, но не индивидуально, а парами.
- Многодневная гонка – гонка продолжительностью не менее двух дней. В каждый из дней нужно проехать заданную дистанцию, двигаясь в группе. На разных этапах победители могут меняться, но победителем всей многодневки станет тот, кто преодолел все этапы за наименьшее время.
- Гонка в гору – то же, что и индивидуальная гонка на время, но с отличием в виде постоянного подъёма в гору на протяжении 10-15 км.
Трековый велоспорт
Дерево вместо асфальта, движение по кругу вместо прямой – вот первое, на что обратит внимание человек, незнакомый с велосипедным спортом. В гонках на треке используется модифицированный шоссейный велосипед с одной фиксированной передачей и без тормозов. И, пожалуй, трек – самый медалеёмкий вид.
Гонки на велотреке бывают следующих типов:
- Спринт – заезд на расстояние в 2-3 круга. Проводится в несколько этапов с участием в каждом до четырёх гонщиков. В финал выходят победители каждого конкретного заезда.
- Командный спринт – тоже короткая гонка, но уже с участием команд, состоящих из трёх спортсменов. После старта первый гонщик помогает команде развить скорость, выбывая по окончании круга. С ним же покидает трассу второй гонщик, а задача третьего участника – не потерять набранный ход, потому что время всей команды зависит от его финиша.
- Гонка по очкам – массовая гонка с одновременным стартом и промежуточными финишами на кругах.
- Гонка на выбывание – в этом состязании участник, пересекающий линию очередного промежуточного финиша последним, выбывает из гонки.
- Индивидуальная гонка преследования – гонка с одновременным стартом двух человек, стартующих с противоположных сторон трека.
- Командная гонка преследования – аналогична индивидуальной, но с той разницей, что с противоположных сторон трека стартуют уже команды, состоящие из 4х спортсменов. Гонка тяжела тем, что здесь необходимо взаимодействие в команде для достижения результата.
- Мэдисон – парная гонка, в которой напарники поочерёдно сменяют друг друга до момента промежуточного финиша с начислением очков. То есть соревнование между гонщиками начинается только перед промежуточным финишем каждые 20 кругов.
- Скрэтч – групповая гонка с одновременным стартом не более 24 человек. Интересна тем, что здесь из гонки выбывает отставший на один круг участник, а вот в обратном случае, когда один из велосипедистов обгонит всех на один круг, он автоматически станет победителем.
- Гит – индивидуальный заезд на время на 1 км, 500 м и 200 м. Старт бывает с места и с ходу.
- Кейрин – гонка за мотоциклом, который, впрочем, нельзя обгонять. За 2,5 круга до финиша мотоцикл покидает полотно, и вот тут уже спортсмены показывают всё, на что они способны. Победитель, разумеется, тот, кто первым окажется на финише.
- Омниум – трековое многоборье. В омниум включены 4 дисциплины, в которых спортсмены соревнуются в один день. Многоборье состоит из скрэтча, темповой гонки, гонки на выбывание и гонки по очкам.
Велокросс
В велокроссе (или, по-другому, в циклокроссе) используется похожий на шоссейник велосипед, но с отличием в широкой и зубастой резине, как того требует трасса по пересечённой местности с включением грязевых участков.
На трассе спортсменов ожидают естественные и искусственные препятствия, поэтому довольно часто гонщики спешиваются и преодолевают препятствия с велосипедом на плече.
С видами тут всё просто:
- Групповая гонка
- Гонка с индивидуальным стартом
Горный велоспорт (Маунтинбайк)
Именно горный велосипед, или ещё маунтинбайк (МТБ), получил популярность у широких слоёв населения. В то же самое время горный велоспорт значительно уступает шоссейным и трековым гонкам как вид профессионального спорта.
В соответствии с ландшафтом в горном велоспорте используются разные по конструкции велосипеды, но для обывателя, впрочем, отличия будут заметны не сразу.
Можно подумать, что циклокросс и МТБ, как гонки, не имеют отличий, однако если взглянуть на трассу профессиональной горной велогонки, можно усомниться, проедет ли здесь велосипед вообще. Трамплины, каменные и скальные участки – часть всего того, что ждет маунтинбайкеров.
Кросс-кантри XC – наиболее популярное направление в горном велоспорте и, если так можно сказать, самое безопасное. Этот вид первым из МТБ стал частью Олимпийских игр, что случилось в 1996 году.
- Олимпийский кросс-кантри (ХСО) – гонка продолжительностью примерно 1-2 часа по кольцевой трассе (рекомендуемая длина круга 4-6 км). ХСО – единственная дисциплина маунтинбайка, включенная в Олимпийские игры.
- Марафонский кросс-кантри (XCM) – длинная гонка на 2-8 часов (60-120 км) без повторения точек дистанции. В этом виде сложность трассы необязательное условие.
- Гонка на время (XCT) – индивидуальный заезд так же, как и в шоссейном велоспорте.
- Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе (XCC) – критериум на 10-15 км с разыгрыванием промежуточных финишей.
- Спринт с выбыванием (элиминатор, ХСЕ) – короткая гонка по малой кольцевой трассе (500-1000 м) в несколько этапов.
- Гонка от одного пункта до другого (XCP) – как понятно из названия, в этой гонке участники стартуют в одном месте, а финишируют в другом. Протяжённость трассы обычно составляет от 25 до 60 км.
Даунхилл – скоростной спуск по максимально сложному рельефу с естественными и искусственными препятствиями. Продолжительность такой гонки составляет не более 5 минут, а расстояние – не более 3,5 км.
Ошеломительный даунхилл “от первого лица”
Апхилл – дисциплина, противоположная даунхиллу. Задача гонщиков состоит в том, чтобы показать лучший результат на скоростном подъёме.
4-кросс (4X) – гонка, похожая на трековый спринт. Старт даётся одновременно для 4-х велосипедистов. На следующий этап попадает победитель каждого из промежуточных заездов.
Трасса кросса сложна, так что из-за этого, а ещё из-за одновременного старта с возможным контактом участников по ходу гонки, 4X – одно из самых травмоопасных направлений велоспорта. Вся гонка длится от 30 до 60 секунд.
Фрирайд – технически похож на даунхилл, но здесь главная цель не максимально быстрое время, а экстрим и связанная с ним зрелищность.
Параллельный слалом – как и в лыжном спорте, в слаломе спортсмены стартуют со склона горы, преодолевая препятствия. Из слова «параллельный» ясно, что для гонщиков созданы две аналогичные трассы и победит тот, кто быстрее других окажется внизу.
Велосипед BMX (расшифровывается как Bicycle Motocross, а переводится как велосипедный мотокросс) не спутать ни с каким другим. Колеса диаметром 20 дюймов, низкое седло, маленькая рама.
И хотя в России BMX всё ещё воспринимается как экстремальное увлечение подростков, с 2008 года направление представлено на Олимпийских играх.
Такой велосипед предназначен не для длительной быстрой поездки, но для выполнения трюков и скоростной езды по искусственно усложнённым трассам:
- BMX-рейс – классическая гонка по извилистой трассе без выполнения трюков.
- Гонка на время – старт даётся отдельно для каждого участника, побеждает тот, кто покажет наименьшее время прохождения дистанции.
- BMX-верт – гонка в рампе (сооружение, похожее на разрезанную пополам трубу). Суть такова: спортсмен разгоняется с одного конца рампы, заезжает на другой конец трубы и, вылетая из неё, должен выполнить в воздухе различные трюки. Оценивается оригинальность трюков, их сложность и точность исполнения.
- BMX-дёрт – гонка с выполнением трюков в воздухе и с преодолением трамплинов.
- Флэтленд – выполнение трюков на ровной поверхности, например, вращение на одном колесе. Главное условие – нельзя касаться земли частями тела.
Верт, дёрт и флэтленд часто объединяют под одним названием «фристайл».
Велоспорт в помещении
Велоспорт в помещении, который скрывает под своим наименованием художественный велоспорт и велобол, наравне с шоссейным и горным признан Международным союзом велосипедистов (UCI). Это значит, что ежегодно формируется календарь соревнований, проводятся чемпионаты и кубки мира. На сегодня вид наиболее популярен в Германии.
- Художественный велоспорт – фигурное катание на велосипеде, где спортсмены показывают номер под музыкальное сопровождение, а судьи присуждают оценки за качество исполнения.
- Велобол – исключительно мужская дисциплина. В матче соревнуются две команды по два игрока в каждой. По мячу ударяют передним или задним колесом. Цель, как и в футболе, – забить мяч в ворота команды соперника.
Как проходят чемпионаты мира по велоспорту
На международной арене за соревнования отвечает Международный союз велосипедистов (UCI) со штаб-квартирой в Швейцарии. На уровне стран за развитие велоспорта отвечают национальные организации, как, например, в нашей стране Федерация велосипедного спорта России.
Чемпионаты мира по велоспорту (UCI) проводятся ежегодно с новой страной на каждый год, но, если говорить о частях света, то центр велосипедной жизни – это Европа, и именно европейским странам выпадает честь проводить у себя ЧМ. На весь последующий год победителю ЧМ даётся право выступать в белой майке с цветными полосами на груди, так называемой «радужной майке».
Гонка на выбывание – один из этапов мужского омниума на чемпионате мира 2016
Разумеется, чемпионы выявляются в каждом из многочисленных видов велоспорта. Так, мировые первенства бывают не только на шоссе или треке, но и по велокроссу, BMX, маунтинбайку и т.п.
В нашей стране Федерация велосипедного спорта России проводит национальные чемпионаты на шоссе, треке, в горном велоспорте и BMX.
Чемпионат России по шоссейному велоспорту проводится в дисциплинах:
- Критериум
- Многодневная гонка
- Индивидуальная гонка
- Групповая гонка
- Смешанная эстафета
- Командная гонка
- Парная гонка
- Индивидуальная гонка на время в гору
Чемпионат России по велоспорту на треке проводится в дисциплинах:
- Гит с ходу 1000 м (мужчины), 500 м (женщины)
- Командная гонка преследования 3 км
- Мэдисон
- Командный спринт
- Спринт
- Кейрин
- Гит с места 1000 м (мужчины)
- Командная гонка преследования 4 км
- Омниум
- Индивидуальная гонка преследования 4 км (мужчины), 3 км (женщины)
Чемпионат России по горному велоспорту проводится в дисциплинах:
- Олимпийский кросс-кантри
- Марафонский кросс-кантри
- Гонка в гору
- Критериум
- Элиминатор
- Эстафета
Чемпионат России по BMX проводится в дисциплинах:
- Гонка на время
- BMX-рейс
- Фристайл
Велоспорт как часть других видов
Велогонки можно встретить и в других видах спорта. Первое, что приходит на ум, – это, конечно, триатлон. В семействе триатлона велоэтапы включены в дуатлон (бег-велосипед-бег), зимний триатлон (бег-горный велосипед-лыжи), аквабайк (плавание-велосипед).
Спортивное ориентирование также не могло обойти использование велосипеда в своих дисциплинах, так что ориентирование на велосипеде, наряду с ориентированием на лыжах и бегом, занимает свою нишу в этом прикладном виде спорта.
Немногим известно, но велогонка есть и в альпинизме, а точнее, в беговом виде альпинистского спорта – скайраннинге. Среди типов скай-гонок есть высотный дуатлон – SkyBike. В рамках такой гонки спортсмены не только преодолевают вертикальный километр или же другой короткий высотный забег, но ещё и едут затем на горном велосипеде.
Также в скайраннинге есть командная гонка на длинную дистанцию SkyRaid, где спортсмены вольны совмещать бег с вело- и лыжной гонкой, скалолазанием.
Тур де Франс – самая популярная велогонка
Le Tour de France, неофициально именуемая «Большая петля», – старейшая и самая авторитетная многодневная велосипедная гонка, проводимая с 1903 года. В 2020 году событие состоялось, несмотря на пандемию коронавируса, в 107-й раз (однако даты проведения были сдвинуты).
Изначально Тур де Франс является рекламным проектом французской газеты L’Auto. Тогда, в конце 19-го века, L’Auto в конкуренции проигрывала другому французскому изданию Le Velo. И вот в поисках решения, способного повысить продажи газеты, редакция увидела его в проведении многодневной велогонки, потому что однодневные гонки показали себя эффективным инструментом продаж.
Первый Тур де Франс состоял из 6 этапов (2500 км) и собрал 60 спортсменов. Редакция не прогадала: число подписчиков издания выросло с 25 тысяч до 65 тысяч человек.
Ежегодно точка старта и маршрут гонки меняются, чтобы дать возможность жителям разных регионов Франции увидеть событие мирового масштаба вживую, но неизменным остаётся финиш на Елисейских полях в Париже. На официальном сайте многодневки заранее публикуется запланированный маршрут с профилем высот, ведь трасса гонки в первую очередь интересна огромными наборами высоты.
Лучшие моменты Тур де Франс 2019
Знаете, сколько километров проезжают гонщики в рамках Тур де Франс? От 3 до 4 тысяч км, поделённых на 21 этап! То есть средняя протяжённость одного этапа не меньше 140 км.
И поскольку гонка поделена на условные отрезки, победитель определяется по суммарному времени, которое должно быть наименьшим среди всех гонщиков. Таким образом, не выигрывая ни одного этапа, можно всё-таки стать победителем всего тура, прибывая на финиш в первых рядах.
Заметная особенность Тур де Франс – призовые майки, символизирующие достижения того или иного гонщика.
- Жёлтая майка выдаётся лидеру многодневки, у которого на данный момент лучшее время.
- Зелёную майку носит лучший спринтер.
- Гороховая майка идентифицирует лучшего горного гонщика.
- Белую майку надевает лучший молодой гонщик, возраст которого меньше 25 лет.
- Наконец, самому агрессивному гонщику присуждают специальный белый номер на красном фоне.
Участники команд не представляют национальные сборные от стран. Например, два российских гонщика, принимавшие участие в Тур де Франс 2020 года, Ильнур Закарин (CCC Team) и Павел Сиваков (INEOS Grenadier), катаются в составе польской и британской команд соответственно. Когда-то в Туре были представлены российские команды (хотя в них, конечно, были зарубежные гонщики) «Катюша» и «Тинькофф», но на сегодня они прекратили свое существование.
Если же каждый гонщик едет на отдельном велосипеде, то почему они разбиты на команды? Профессиональный велоспорт – это командный вид спорта, где все участники собраны для помощи какому-либо гонщику для победы в одном или нескольких этапах.
Например, из более чем 160 участников Тур де Франс на подиум нацелены не более 15-ти человек. Все остальные участники команд помогают лидеру в этом: прикрывают его от ветра, реагируют на атаки соперников, забирают призовые места в протоколе на отдельных этапах, раздёргивают пелотон.
Велогонки для любителей
Если самые престижные и авторитетные забеги, а также лыжные марафоны открыты для всех желающих любителей, то в велоспорте такого нет.
Всемирно известные велогонки Париж-Рубэ, Тур де Франс, Джиро д’Италия, Тур Фландрии – доступны для участия только профессиональным командам. На них не сможет заявиться даже профессиональный спортсмен из сборной, если у него нет контракта с той или иной командой.
Тем не менее в мире, а особенно в Европе, существует достаточно легендарных, красивых и массовых велосипедных гонок. Выбирайте гонку по душе и присоединяйтесь к многочисленному сообществу велосипедистов!
Каденс при езде на велосипеде: каким он должен быть, и как его тренировать
Каденс при езде на велосипеде вызывает очень много споров. В велоспорте частота вращения педалей будет зависеть от многих факторов и не только физиологических.
В беге, например, оптимальный каденс варьируется в пределах от 170 до 185 шагов в минуту. Если ваш каденс меньше, то это свидетельствует о нерациональном использовании свойств человеческих тканей и в целом ресурса бегуна.
В статье попробуем обстоятельно разобрать, на что влияют разные типы каденса, кому какое число оборотов подходит и существует ли «золотая середина» в этом споре.
источник: trainingpeaks.com
Что такое каденс
Каденс – это частота вращения педалей велосипедистом. Это то количество оборотов педалей, которое велосипедист совершает за минуту (об/мин). Выдаваемую мощность во время поездки, которая измеряется в ваттах, мы получаем из соотношения каденса и выставленной передачи.
Как рассчитать свой каденс
Есть несколько способов определить вашу частоту оборотов педалей. Самый простой и не требующий никаких устройств – посчитать, сколько раз ваша правая нога поднималась во время езды за 30 секунд, и удвоить полученный результат. Вы насчитали 43 раза? Отлично! Ваш каденс равен 86-ти оборотам в минуту.
Для постоянного отслеживания каденса вам понадобятся соответствующие датчики.
Датчик каданса
Насколько важен каденс
Так ли важно велосипедисту-любителю задумываться о каденсе? Да, важно, потому что от каденса будет зависеть здоровье ваших коленных суставов, ваша скорость на той или иной трассе, ваша эффективность.
Вы можете двигаться в подъем на каденсе ниже 55 оборотов и в итоге такой частой практикой нанести вред коленям, а также заставить ваши мышцы устать задолго до окончания поездки. А можете на плоском участке дороги выдавать обороты за 100 на низкой передаче и в итоге нагрузить сердце, потратив до 60% мощности на перемещение ног вверх-вниз. Найти оптимальный каденс для себя – означает повысить эффективность своих поездок.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Проблемы с коленями при низком каденсе
А вот задумываться о частоте вращения педалей многие новички начинают после того, как боль в коленях становится постоянной. Низкий каденс, в особенности менее 60 об/мин, дает высокую нагрузку на коленный сустав. Для наименьшего вреда спортивные врачи рекомендуют оставаться в достаточно большой зоне, от 80 до 100 оборотов, так что комфортный каденс для себя найдут разные типы гонщиков.
Заметим, что не один лишь низкий каденс может вредить вашим коленям. Следите за тем, чтобы в холодное время года колени оставались в тепле, и не катайтесь до обезвоживания.
Какой каденс считается оптимальным, и как его тренировать
На этот счет каждый ратует за то, что ему подходит больше: любители высокого каденса видят правду на своей стороне, а приверженцы низкого каденса – на своей. Но частота вращения педалей во многом зависит от двух базовых факторов: вашего основного типа мышечных волокон и уровня тренированности сердечно-сосудистой системы. Баланс этих факторов определяет оптимальный каденс для каждого человека.
Допустим, вы легко набираете мышечную массу при силовой работе в тренажерном зале, тогда вам подойдет низкий и мощный каденс. Если же вы не наращиваете мышцы так легко, но имеете высокий показатель МПК, для вас предпочтительнее меньшее усилие на ход педали и более быстрый каденс для производства той же мощности.
Вероятно, золотая середина – это 90 оборотов в минуту. Такая частота позволяет избежать усталости ног и максимально эффективно использовать медленно сокращающиеся волокна, которые быстро восстанавливаются после отдыха. В большинстве начинающие велосипедисты имеют частоту вращения около 60 об/мин; продвинутые и элитные велосипедисты крутят педали от 80 до 100 об/мин.
Однако в зарубежной практике отмечается, что значительному числу людей в темпе выносливости будет некомфортно с частотой вращения от 90 и более оборотов в минуту, в то время как в процессе МПК-интервалов и спринтов мы повышаем каденс до этих значений, не задумываясь. При 100 об/мин на спринте мышцы утомляются меньше, чем если бы вы выдавали тот же мощный интервал на 60 оборотах.
Новичкам:
- Не зацикливайтесь на высоком каденсе, потому что ваша сердечно-сосудистая система еще не готова к этому: пульс взлетит, а мощность упадет, в итоге эффективность снизится.
- По мере того, как ваша тренированность будет возрастать, вы сможете переносить работу на сердечно-сосудистую систему и, следовательно, быстрее крутить педали.
- Тренировка каденса занимает месяцы, поскольку ваше тело уже адаптировалось к определенной частоте оборотов, а для изменения требуется не только желание, но и работа нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, метаболической систем организма. Запаситесь терпением и на тренировках играйте с каденсом, завышая его на короткие интервалы сверх нормы, а затем на время отдыха возвращаясь к комфортному или к незначительно выше комфортного.
- Тренируйте разные типы каденса: как низкий, так и высокий. В реальном мире вы не сможете всё время ездить на одних и тех же оборотах.
Триатлетам:
Известный австралийский тренер Бретт Саттон – сторонник низкого каденса и силового педаляжа. В своем блоге он приводит аргументы «за» низкий и мощный каденс для триатлетов (впрочем, конкретное число оборотов Саттон не называет):
- Триатлеты тренируют три дисциплины, а не одну, поэтому не могут проводить в седле столько времени, сколько велосипедисты, работая над каденсом.
- Большинство триатлетов в прошлом были либо пловцами, либо легкоатлетами, но не велосипедистами. Высокий каденс (имеется в виду 100 об/мин) – это сложная техника, которая может даже навредить рядовому любителю.
- Для триатлета финиш велоэтапа – не конец гонки. Высокий каденс означает высокий пульс, тогда как на длинных гонках триатлеты должны максимально сохраняться.
Поскольку неизвестно, о какой частоте оборотов пишет Саттон, нужно сказать, что у триатлета велосипедный каденс должен сочетаться с оптимальным каденсом для бега.
фото: Peter Dejong
Но тогда почему отовсюду доносится, что все должны стремиться к 95-100 об/мин? На этот вопрос ответ находится в истории велоспорта.
Говорят, что мода на каденс, превышающий 90 оборотов, пошла с велогонщика Лэнса Армстронга в начале 2000 годов. Именно он положил начало эре высокого каденса.
Однако генеральный директор Peaks Coaching Group, автор книги «Тренировка и гонки с помощью измерителя мощности» Хантер Аллен обращает внимание на то, что до рака Лэнс много ездил на 85 об/мин. После рака спортсмен потерял почти 16 кг мышечной массы и уже не мог давить на педали с той мощностью, что раньше. Впрочем, сильная сердечно-сосудистая система, огромное сердце, которое на треть больше, чем у обычного взрослого мужчины, остались при нем и, дабы генерировать мощность, Лэнсу пришлось быстрее крутить педали.
Как подобрать оптимальный каденс в зависимости от трассы и продолжительности гонки
Рельефная трасса
В профессиональном велоспорте типичный горняк имеет некрупное и сухое телосложение, а также обладает высоким значением МПК. Благодаря этому он, поднимаясь с высокой частотой вращения и тратя меньше энергии в мышцах, лучше других чувствует себя при длительном подъёме в гору. Впрочем, это не значит, что, крутя педали вхолостую на 95 и более оборотах, вы уедете от гонщика, который совершает 75 оборотов в минуту, но выдает больше мощности.
Спринт
Спринт тоже предполагает высокую частоту вращения на высокой передаче, но, чтобы добиться максимальной эффективности, на тренировках спринтерам рекомендуют проводить не только спринтерские интервалы, но и работы с низкой частотой вращения педалей на высокой выходной мощности, а еще практиковать регулярное поднятие тяжестей в тренажёрном зале.
В целом, можно дать краткую характеристику двум краеугольным типам каденса:
- Каденс менее 85 об/мин требует большего усилия, а это означает, что ваши мышцы быстрее устанут и вы также используете больше гликогена. Такая частота вращения подойдет для гонок продолжительностью не более 2,5 часов.
- Каденс более 85 об/мин хорошо подходит для длинных гонок, благодаря тому, что сэкономит запасы гликогена в мышцах и предотвратит сильную усталость ног.
Заключение
В следующий раз, когда окажетесь меж двух огней, ратующих за высокие обороты Лэнса Армстронга и Криса Фрума или же за силовой педаляж Саттона, помните, что каденс – индивидуальный показатель для каждого велосипедиста. Катаясь на велосипеде, пробуйте разные варианты оборотов, и так вы постепенно найдёте комфортный для вас диапазон.
Как повысить скорость и выносливость: советы топовых велосипедистов
Можно и самому искать ответы на вопросы о том, как повысить скорость и выносливость. Но лучше почитать советы опытных велосипедистов.
Альберто Контадор
- Испанский профессиональный шоссейный велогонщик, выступавший за команду Tinkoff-Saxo, двукратный победитель Тур де Франс, двукратный победитель Джиро д’Италия, трехкратный победитель Вуэльты Испании.
«Хотите с легкостью преодолевать холмы – практикуйте интервальные тренировки: один интервал едете на 80% от предела возможностей, второй – отдыхаете, третий – снова на пределе. При езде в гору немного поднимайтесь из седла и включайте повышенную передачу: чтобы частота вращения педалей была в районе 50-60 оборотов. Держитесь в таком темпе от 5-ти до 20-ти минут. После – включайте пониженную передачу и отдыхайте.
Можно тренироваться и на коротких подъемах. На них выкладывайтесь на все 100%. Затем отдыхайте, разворот – и снова работа на пределе. Практикуйте езду стоя, меняйте темпы и ритмы. Все это обязательно будет вас развивать и совершенствовать.
Если вы действительно хотите быстро преодолевать холмы и подъемы, не бойтесь их, а наоборот – ищите», – Альберто Контадор.
Альберто Контадор — испанский профессиональный шоссейный велогонщик
Хоаким Родригес
- Испанский профессиональный шоссейный велогонщик. С 2010 года защищает цвета велокоманды Team Katusha.
«Спускаясь с холма, внимательно следите за дорогой. Притормаживайте перед поворотом, а не уже в нем. Планируйте движения заранее. Не используйте слишком маленькую передачу – чтобы не тратить энергию зря. Но не используйте слишком скоростную передачу – иначе не разглядите, что там за углом.
При повороте направляйте внешнюю часть ступни вниз и перемещайте на нее часть веса (правая ступня – если поворот направо, левая – соответственно). При слишком крутом спуске пользуйтесь тормозами: преимущественно задними – чтобы не перелететь через руль».
Хоаким Родригес — испанский профессиональный шоссейный велогонщик
Филипп Жильбер
- Бельгийский профессиональный шоссейный велогонщик, выступающий с 2017 года за команду Quick-Step Floors. Чемпион мира 2012 года в групповой гонке. Трехкратный Чемпион Бельгии на шоссе.
«Выносливость наращивайте постепенно. Например: прибавляйте по 30 минут к каждой третьей тренировке. Параллельно раз в несколько тренировок увеличивайте интенсивность. Есть возможность ездить с группой более сильных велосипедистов – пользуйтесь ею: сперва катите с ними на протяжении часа, затем полутора часов, и так постепенно повышайте свой порог.
Умение ездить дольше заключается и в том, чтобы научиться не изнурять себя», – Филипп Жильбер.
Филипп Жильбер — бельгийский профессиональный шоссейный велогонщик
Кэдел Эванс
- Австралийский профессиональный велогонщик, наиболее известный своей победой на Тур де Франс 2011 года. Первый в истории австралиец, победивший на Тур де Франс.
«Хотите прокачать ваши умения управлять велосипедом? Займитесь велокроссом (велосипедная гонка по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов + искусственные преграды).
После того, как вы научитесь чувствовать велосипед, катаясь по пескам и грязи, будь они мокрыми или жесткими, езда по обычной дороге вам тут же станет подвластной».
Кэдел Эванс — австралийский профессиональный велогонщик
Марк Кавендиш
- Британский профессиональный велогонщик, начавший свою спортивную карьеру на треке в мэдисоне, в котором трижды становился чемпионом мира в 2005-м, 2008-м и в 2016-м годах, и в гонке по очкам. С 2006 года начал участвовать и одержал ряд побед в шоссейных гонках, в которых он имеет специализацию спринтера. Один из самых быстрых велосипедистов в мире.
«Будьте крайне внимательны при езде в группе. Следите за задним колесом впереди едущего. Вы можете разговаривать с рядом едущим, но поддерживать с ним зрительный контакт не обязательно. И ни в коем случае не крутите головой по сторонам. В противном случае рано или поздно вы обязательно догоните впереди едущего, протараните его заднее колесо и свалитесь с велосипеда.
Заметили опасность – предупредите (прокричите или покажите) о ней других велосипедистов в группе». Еще Марк советует на трассе «доминировать и унижать», но детальнее об этом читайте тут.
Марк Кавендиш — британский профессиональный велогонщик
Петер Саган
- Профессиональный словацкий шоссейный велогонщик, выступающий за команду мирового тура «Bora-Hansgrohe». Трехкратный чемпион мира в групповой гонке и единственный велогонщик в истории, ставший мировым чемпионом три раза подряд. Чемпион Европы 2016 года в групповой гонке. Победитель 12 этапов на гранд-турах. Многократный чемпион Словакии. В 2013, 2015, 2017 годах признавался cпортсменом года в Словакии. Считается одним из самых талантливых велогонщиков современности.
«Питайтесь правильно. Идеальный вариант перед поездкой – миска злаков или каша, жареные яйца или бобовые. В дорогу берите с собой бутерброды с джемом, злаковые батончики или энергетический гель. Ешьте понемногу, но часто: порядка 2-3 продукта в час.
И не забывайте постоянно пить. Обезвоживание снижает продуктивность минимум на 10%», – Петер Саган.
Петер Саган — профессиональный словацкий шоссейный велогонщик
Михал Квятковский
- Польский профессиональный шоссейный велогонщик, c 2016 года выступающий за команду Team Sky.
«Чтобы к следующей тренировке быть свежим и в состоянии на нее поехать или пойти, делайте упражнения на растяжку, используйте компрессионное белье и одежду, регулярно посещайте массажный салон и хорошо высыпайтесь».
Михал Квятковский (слева) и Марк Кавендиш (справа)
От редакции
Периодически пропадает мотивация тренироваться? Не паникуйте: это случается со многими велосипедистами. Чтобы не забросить спорт, мотивируйте себя. Составьте план тренировок, сделайте его разнообразным. Катайтесь с другими велосипедистами – это не только обмен опытом, но и весело. Полностью погрузитесь в свои тренировки и искренне верьте в них. Только так вы достигнете результата.
И смотрите следующий ролик. В нем — еще немного мотивации кататься на велосипеде:
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Теория шоссейного спорта
Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчиваетсяосенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.
История шоссейного велоспорта началась в 1868 году,[1] а первая крупная велогонка, «бабушка всеходнодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892. Большинство самых известных ипрестижных в настоящее время гонок появилось в конце 19 — начале 20 веков.
Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особеннопопулярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классическиеоднодневки и гранд туры.
Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.
Специализации гонщиков
Классик
Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное времянаходиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельныхэтапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобыбороться за высокие места в генеральной классификации.
Спринтер
Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольшихподъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колесаразгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет«взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать внебольшой подъем.
Раздельщик
За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, ново время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое времянаходиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная ихспециализация — гонки с раздельным стартом.
Горняк
Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваномритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во времяатаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, ихвыдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшиминдивидуальным ходом, нежели раздельщики.
Мастер скоростного спуска
Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.
Универсал
Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу вобщем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.
Генеральщик
Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.
Грегари
Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передаетводу и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие вкоманде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним изважнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.
Виды шоссейных гонок
Классическая однодневка
Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).
Наиболее известные классики:
- Милан-Санремо
- Тур Фландрии
- Гент — Вевельгем
- Париж — Рубэ
- Амстел Голд Рейс
- Флеш Валонь
- Льеж — Бастонь — Льеж
- Классика Сан-Себастьяна
- Джиро ди Ломбардия
- Париж — Тур
Критериум
Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.
Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки Критериум ду Дофине Либере, которая критериумом не является.
Многодневка
Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. Намногодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другиеклассификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на всеэтапы.
Наиболее известные многодневки:
- Париж — Ницца
- Тиррено — Адриатико
- Тур Страны Басков
- Критериум ду Дофине Либере
- Тур Швейцарии
- Тур Каталонии
- Тур Германии
- Энеко Тур
Гранд тур
Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нем ценитсябольше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).
Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух днейотдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, атакже некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачетастановятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсментакже должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.
Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапевелосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьбаразворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывына «этапах дружбы» побеждают не часто.
Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:
- Tour de France — Тур де Франс (проводится в июле, с 1903)
- Giro d’Italia — Джиро д’Италия (проводится в мае, с 1909)
- Vuelta a España — Вуэльта Испании (проводится в сентябре, с 1935; проходила весной до 1995)
Виды этапов многодневок
Пролог
Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-заочень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют какиндивидуальные, так и командные прологи.
Иван Бассо на гонке сраздельным стартом
Гонка на время с раздельным стартом
ITT (англ. Individual time trial ) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенныепромежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды идругие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатитстартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».
Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапахиспользуются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горнымходом.
Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральнойклассификации.
Командная гонка на время с раздельным стартом
TTT (англ. Team time trial ) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полнымисоставами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятомуфинишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколькоспециалистов гонок с раздельным стартом.
Спринтерский этап
Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатитьотрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могутдать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.
В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.
Пересеченный этап
Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.
Горный этап
Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, соспуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Еслиэтап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться впелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.
Профиль «королевского» горного этапа на Тур деФранс 2009
«Королевский» горный этап
«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категориисложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшегогорного гонщика.
На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общегозачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы междуучастниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют невписаться в лимит времени.
Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.
Команды
Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, какправило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высокомуровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметьлицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.
Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура иконтинентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонкахэтой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард(англ. wild card ), количество которых ограничено.
Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, адля трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинствакоманд находятся в Европе.
Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана наоснове континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю ОлегуТинькову.
В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступаютнациональные сборные.
Призовые майки
В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.
Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которыхнаграждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, наследующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинацийвместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.
Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всехгонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку толькона групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и смайками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.
Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:
- майка лидера генеральной классификации
- майка лучшего спринтера
- майка горного короля
- майка лучшего молодого гонщика
- майка чемпиона мира
- майка национального чемпиона
Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.
Тактика
Работа в группе
Основная группа
Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии.[2]Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться вотвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.
Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющаязначительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишкомдалеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованныев победе на этапе.
Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытатьсядезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.
Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимальновозможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые изних также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.
Отрыв
Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разнымицелями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки напромежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив осуществовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшейманевренностью, и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят большесил и заметно устают к концу этапа.
Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимаяучастия в сменах.
Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежатьот соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше егоучастники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.
Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.
Отвал
Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедистыстремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется попринципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.
Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащитьгонщика к пелотону.
Групетто
Групетто (итал. grupetto ) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки вспокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, ихединственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираютсяспринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.
Классификации многодневок
Генеральная классификация
Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции спростым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся«королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, игонки с раздельным стартом.
Горняки стараются атаковать в подъем, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются непроиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимуществаможно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.
На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.
Спринтерский зачёт
Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.
На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.
В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскуюноминацию, вне зависимости от профиля этапа.
Звание горного короля
В борьбе за звание горного короля, гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые даетсянаибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когдаим это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.
Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данномперевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать вотрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.
На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.
Звание самого агрессивного гонщика
Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжатьв отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитываетсявклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание можетбыть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.
Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большеечисло отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком поитогам этих этапов.
Командный зачёт
Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест наэтапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение вгенеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаковохороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.
Источники:
https://marathonec.ru/vidy-i-discipliny-velosporta/
https://marathonec.ru/velo-kadens/
https://bikeandme.com.ua/trenirovki/sekrety-guru-velosporta/126478-kak-povysit-skorost-i-vynoslivostsovety-lucsih-velosipedistov
https://www.everyvelo.com/teoriya-shossejnogo-sporta/