Скорость велосипеда
Как правило, не принято измерять быстроту езды велосипеда, потому что эта величина очень сильно варьируется и во многом зависит от того, кто крутит педали, а не от самого велосипеда. Поэтому такое понятие, как «скорость велосипеда» — весьма и весьма относительное. Однако многие задаются вопросом, какую всё-таки скорость может развить этот двухколёсный вид транспорта при тех или иных условиях.
Средняя
Средняя скорость велосипедиста является исключительно индивидуальной чертой. Она зависит от многих различных факторов. На это влияет и физическая подготовка водителя, и покрытие дороги, и погодные условия, а также состояние самого байка. Немалую роль играет и выбранный маршрут. Так, передвижение в городе будет отличаться от передвижения по шоссе или просёлочной дороге в виду большого количества препятствий и ограничений.
На быстроту движения велосипедиста очень влияет сопротивление воздуха, особенно при наличии встречного ветра. Немаловажны и следующие факторы:
- Покрышки. Их ширина, форма протектора в зависимости от рельефа выбранной дороги;
- Давление в шинах. Чем больше давление, тем проще катиться по твёрдой поверхности;
- Величина колеса. Чем больше диаметр, тем быстрее ехать. К тому же, на больших колёсах преодолевать неровности дорог проще;
- Состояние втулок, а также их качество. Изношенные или некачественные втулки заставляют тратить больше сил при движении;
- Масса велосипеда. На подъёме на лёгком велосипеде проще ехать, на спуске тяжёлый байк даёт большую скорость.
Среднее движение велосипеда при обычных окружающих условиях и с водителем без особой физической подготовки составляет около 18-22 км/ч. Натренированный человек на ровной трассе может развить скорость до 30-40 км/ч. Профессиональные же спортсмены, имеющие хорошую физическую подготовку и большой опыт гонок, могут двигаться свыше 50 км/ч.
Максимальная
Существует множество поставленных рекордов скорости. Каждый из них достигнут при разных условиях и на разных моделях велосипедов.
Самая высокая скорость была зафиксирована в 1995 году у нидерландского велосипедиста Фреда Ромпельберга и составляла 268 километров в час. Такое стало возможным лишь на специальном гоночном байке, на котором в обычных условиях передвигаться практически невозможно. К тому же движение происходило за спортивным автомобилем, оборудованным обтекателем для меньшего сопротивления воздуха следующему за ним велосипеду.
Другие рекорды были поставлены без специальной защиты от ветра, но, тем не менее, они также поражают обывателей. Веломобили со сверхлёгкой обтекаемой конструкцией позволяют достигать скорости от 75 до 105 километров в час на ровной трассе.
Мировой рекорд по скоростному спуску составляет 212 км/ч. Он принадлежит французу Кристиану Тайллерферу, который совершил спуск на специальном велосипеде с обтекаемой конструкцией корпуса, а также в полностью облегающем костюме, позволяющем сократить по максимуму сопротивление воздуха.
Скорость горного велосипеда
Скорость во многом зависит от типа байка. Маунтинбайки предназначены для экстремального вождения в условиях плохой дороги или вовсе при отсутствии таковой, поэтому при конструировании таких моделей не ставится упор на достижение большой скорости.
Также для горного велосипеда играет важную роль поверхность, по которой он передвигается. Шины горного байка довольно широкие и имеют ярко выраженный рисунок протектора, что не позволяет развивать высокую скорость на ровных дорогах, однако если их поменять на полуслики или вовсе гладкие слики, это прибавит несколько дополнительных км/ч. На гравийной дороге скорость падает до 15-18 км/ч, а на песке из-за сильной мягкости поверхности и того меньше.
Разные типы почвы также по-разному влияют на передвижение. Например, земля, насыщенная глиной, особенно в период после дождя, значительно снижает скорость и сильно увеличивает нагрузку при движении даже на пяти километрах в час, так как грязь налипает на шины и полностью забивает протектор, что делает продвижение практически невозможным.
Существуют горные велосипеды для скоростных спусков по пересечённой местности, так называемые даунхиллы. Несмотря на ямы, кочки и прочие неровности подобного маршрута они могут разгоняться до 50 километров в час, что равносильно скорости велосипедистов, соревнующихся на равнинных участках дороги.
Как переключать скорости
Байкер обязан знать, как переключать скорости на велосипеде и уметь пользоваться переключателем на любых поверхностях дороги. Быстрота передвижения взаимосвязана с физической подготовленностью ездока и правильным переключением передачи.
Эти детали позволяют полностью использовать все возможности транспортного средства.
В старых велосипедах присутствовала только одна скорость, поэтому езда зависела от навыков велосипедиста и приходилось приспосабливаться к рельефным особенностям пути и въезжать на горную поверхность можно было только с разгона.
Сегодняшний велосипед оснащен двумя зубчатыми колесами – передняя (ведущая) и задняя (ведомая) трансмиссионная система звезд, которые без особых усилий осуществляют переключение передач на любой скоростной режим.
При переключении важно приспосабливаться к правильной передаче с учетом разных дорожных характеристик.
Переключатель скоростного режима
Переключать уровни в механизме звездной трансмиссии можно только при движении байка. Только планетарная система допускает пассивное переключение.
Как правильно переключать скорости на велосипеде:
- Оптимально производить переключение при расслабленной или низкой нагруженности цепи, в других случаях возможны проблемы при переключении: поломка механизма, повреждение цепи или какая-либо другая деформация деталей.
- При въезде на горную поверхность не следует увеличивать передачи, необходимый скоростной режим надо настроить перед въездом в гору.
Техникой увеличения скорости при въезде обладают только профессиональные гонщики с выработанным чувством «ощущения велосипеда» и навыками переключения скоростей.
Переключение зависит не только от профессионализма велосипедиста, но и от вида, класса и состояния байка.
Механизм переключения передач
Классический байк оснащен двумя или тремя звездами передней трансмиссии и 8-10 – задней. Расчет звездочек переднего отделения производится в сторону повышения зубчиков, задняя трансмиссия – уменьшение размера звездочек.
Для примера как переключать передачи на велосипеде с 3-8 звездной трансмиссией:
- Большая звездочка передней трансмиссии используется при катании по хорошо накатанным асфальтированным или грунтовым поверхностям, без встречного ветра или иных препятствий.
Большая звездочка сочетается с 4, 5, 6, 7, 8 задними звездами трансмиссионной системы. Спортивные катания не идут в расчет, там возможны различные комбинации.
Сочетается срединная звезда с 6-2 задней трансмиссии, но не исключается и комплексное использование. Установленные разные передачи удобны при поездках в плотном режиме переполненных улиц. Передача на среднюю звезду устанавливается и при сильном встречном ветре.
Частота педалирования
Каждому байкеру удобно кататься со своим выработанным ритмом педалирования, при котором происходит наиболее быстрое КПП вращения педалей.
Если частота кручения меньше привычного ритма, то это будет пустая трата сил.
Неправильный каденс провоцирует травмирование конечностей в результате превышения нагрузки на мышечные и суставные волокна, поэтому при поездке немаловажно состояние комфорта при педалировании.
При любой поездке рекомендуется кручение педалей в одинаковом ритме. Ускорение производится только с помощью переключателя передач.
Одинаковый ритм кручения меньше приводит к усталости, следовательно, повышает выносливость ездока и возможность преодоления препятствий.
Не стоит начинать езду с высокими скоростями, вначале следует разогреться на низких и только потом раскрутиться до высоких.
При выборе лучше придерживаться середины. Плохие дорожные условия понижают возможность переключения скоростей.
Технические характеристики велосипедов не всегда способны к быстрому перебрасыванию цепи на звездных трансмиссиях.
Катание с препятствиями (напор ветра или подъем в гору) требует понижение скоростного режима трансмиссии.
В этом случае обороты кручения педалей увеличиваются, а скорость трансмиссии понижается.
Катание по ровным поверхностям требует поддержки скоростного режима в соотношении 4 к 1. При гонках на скоростных передачах до 100 км/час применяется сочетание 8 к 1 и более.
Простых мышечных усилий может не хватить для такого разгона поэтому даже профессиональные велосипедисты используют передачу 5 к 1 звезде потом наращивают скорость педалированием.
Многие профессиональные спортсмены избегают частое переключение, и при катании против напора ветра устанавливают скоростной режим на большой задней и маленькой передней звезде.
Также профессионал при катании с препятствиями может снизить передачу до 2 к 1 и с наименьшими усилиями придерживать высокую скорость.
Маленькие передачи требуют частого вращения педалей, до 100 оборотов в минуту.
Основные правила ускорения на подъеме
- Не рекомендуется ускорение переключателем при быстром педалировании.
Эти манипуляции приводят к износу деталей. Самая популярная ошибка начинающего велосипедиста — это редкое использование переднего переключателя.
Зачем велосипеду столько скоростей?!
— Зачем столько скоростей?! Мы в детстве на одной ездили!
Ответы на все вопросы тут.
На современных велосипедах (особенно — горных) редко можно встретить всего одну скорость, как на моделях, выпускаемых 20-30 лет назад. На первый взгляд может показаться, что новая характеристика — лишь веяние моды или рекламный ход, которые абсолютно не влияют на качество катания. Но почему же тогда самые опытные и знающие велосипедисты гоняются за моделями с большим количеством скоростей и не экономят на этом? Давайте разберемся.
Скорости на велосипеде, их важность, правильное использование и переключение вызывают массу вопросов у новичков в седле — будь то молодежь или поклонники двухколесных коней с двадцатилетним опытом, вновь севшие за руль. В этой статьей мы ответим на основные вопросы.
Зачем на велосипеде скорости?
Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.
Говоря техническим языком, переключение скорости на велосипеде меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет варьирования передаточного числа между колесом и педалями. Переключать скорости нужно, чтобы более равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.
К примеру, когда вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее. На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется большее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее. При катании по городу обычно включают среднюю скорость.
Итак, на велосипеде скорости нужны, чтобы обеспечить равномерное натяжение цепи, сбалансировать мышечные усилия спортсмена при катании на разных участках пути.
Сколько скоростей бывает у велосипеда?
На современных велосипедах число скоростей, как правило, колеблется между 10 и 30. При этом передач обычно две-три. В чем же тогда разница между моделями с 10 и 30 скоростями? Начнем с того, что количество скоростей велосипеда — результат умножения числа передних звездочек (их две или три) на число задних (их от 5 до 10), вспомогательных, делающих переключение передач более плавным и комфортным.
Соответственно, велосипед с 15 скоростями имеет 3 передние передачи и 5 задних звездочек, а модель с 30 скоростями — 10 задних звездочек. А разница — в технологических издержках и количестве вариаций крутящего момента.
Как правильно переключать скорости на велосипеде?
Переключение скоростей осуществляется при помощи переключателей на руле, которые перебрасывают цепь по звездам системы шатунов и звездам на втулке заднего колеса. Передний переключатель во время обычного катания должен стоять на средней скорости, также нельзя забывать возвращать его в это положение после участков трассы, преодолеваемых на низкой или высокой скорости. Так можно избежать излишнего натяжения и быстрого износа цепи.
Передние и задние передачи переключаются по одной и в момент обычного кручения педалей, т.е. до сложного участка дороги, подъема или спуска. Изменение скорости без вращения педалей или в середине подъема дает очень сильную нагрузку на трансмиссию, может спровоцировать разрыв цепи или поломку переключателей. Кроме того, не рекомендуется переключать скорости на неподвижном байке.
При выборе положения переднего и заднего переключателей следует избегать вариантов с сильным перекосом цепи, т.е., к примеру, максимумом и на передней, и на задней звездочках. Лучший вариант на низкой скорости — 4-5 задняя передача, на средней — 2-7 (а лучше — 3-6) передача, на высокой — 5-8/9 передача.
Скорости на велосипеде — очень нужная и полезная вещь для всех любителей долгих велопутешествий и катания по пересеченной местности. С ними вы сможете легко въезжать на любой подъем, максимально разгоняться на спусках и ровных трассах. Не пренебрегайте такой возможностью — купите себе велосипед с несколькими скоростями и наслаждайтесь жизнью!
Какие факторы влияют на среднюю скорость велосипедиста?
Вопрос скорости передвижения волнует многих велосипедистов, ведь она указывает как на технические возможности велосипеда, так и на подготовку самого ездока. При изучении показателей необходимо обращать внимание на условия, в которых проводится замер (встречный ветер, уклон, тип байка), а также длительность движения. В статье рассмотрим, какую скорость развивает велосипед в тех или иных ситуациях, назовем профессиональные рекорды и усредненные показатели рядового пользователя.
Рекорды скорости на велосипеде
Данные, которые можно отыскать относительно установленных рекордов, разнятся в зависимости от условий. Так, средняя скорость движения профессионального спортсмена обычно высчитывается за час движения на велодроме с ровной поверхностью без уклона. В этой категории существует два зафиксированных рекорда:
- Открытый велодром, 1984 год – средняя скорость за час езды 51,151 км/ч. В роли гонщика выступил итальянец Франческо Мозер. Спустя 15 лет спортсмен признался, что поддерживать столь высокий показатель на протяжении 60 минут, ему помогли не только постоянные тренировки, но и кровяной допинг, который в то время еще не был запрещен.
Указанные выше рекорды можно считать эталонными, если говорить о возможностях человеческого организма и велосипеда, не оснащенного вспомогательными средствами. Нужно понимать, что кратковременно получится развить и более высокую скорость, однако поддерживать ее в течение часа не так просто.
При съезде с горы участники «Тур де Франс» в среднем развивают 90 км/ч, а мировой рекорд качения с уклона составляет 222 км/ч.
Рекорды максимальной скорости велосипеда с дополнительным оборудованием:
- С установкой обтекателя (2013 год) – 133,78 км/ч. Был использован специально сконструированный велосипед, в котором Себастьян Боуйер лежал на спине. При этом вся конструкция закрыта легким обтекателем, изготовленным из углеродного волокна.
Поставленные рекорды являются уникальным событием, которое не встречается в повседневной жизни, поэтому далее поговорим о реальных скоростях рядового человека, изредка выбирающегося на велопрогулки.
Средняя скорость обычного велосипедиста
Чтобы выполнить замер, достаточно установить компактный велокомпьютер, задав в нем соответствующие параметры. Устройство покажет не только текущую и среднюю скорость, но также дистанцию, темп, расход калорий, общее время движения и т.д.
Среднестатистический человек на горном велосипеде способен поддерживать 18-20 км/ч, двигаясь по свободной дороге. Так образом он будет преодолевать порядка 10 км за полчаса. Если при аналогичных условиях использовать шоссейный байк, то показатель легко поднять до 20-25 км/ч. Цифра будет равной как для женщин, так и для мужчин. В данный расчет взят ездок, который проводит на велосипеде около 20-50 часов в месяц или 1-2 часа в день.
Важно понимать, что обозначенные показатели будут актуальны для коротких дистанций до 10 км. Достичь их смогут даже подростки 12-14 лет. Если сравнить статистику опытного спортсмена, то одинаковый отрезок пути он преодолеет в 2 раза быстрее. На руку ему сыграет не только физическая подготовка, но также профессиональный велосипед, с облегченными деталями и меньшим сопротивлением. Такие люди в состоянии удерживать среднюю скорость велосипеда по трассе в пределах 30 км/ч на дистанции до 100 км.
Городские условия езды диктуют свои правила: светофоры, пешеходы, помехи на дороге, другие участники движения. Все эти факторы существенно снижают среднюю скорость, которая вполне может доходить до 5-10 км/ч.
Шоссейный велосипед, хоть и сконструирован для езды по дорогам, его не рекомендуется выбирать для города. Причиной тому – низкая посадка велосипедиста и связанный с этим плохой обзор. Кроме того, резкая остановка на таком аппарате в большинстве случаев приводит к заносу, что в условиях плотного трафика чревато серьезными последствиями. Горный велосипед в данном плане выигрывает: на нем человек сидит достаточно высоко и может мгновенно затормозить, не теряя управления.
Движение по лесу и прочим видам пересеченной местности не позволит развить 18-20 км/ч на горном велосипеде. Средний показатель составит 15 км/ч, хотя и он может существенно падать, если на пути встретятся ямы, бугры, песок.
Что влияет на скорость велосипеда
Рассмотрим основные факторы, которые оказывают влияние на скорость и разгон:
- Подготовка райдера. Физическое состояние организма – это базовое условие достижения высоких показателей средней скорости движения. Только постоянные тренировки позволят поддерживать высокий темп на протяжении всей дистанции. Также важен опыт велосипедиста, правильно подобранный стиль езды.
- Сопротивление воздуха. При достижении 25-27 км/ч происходит существенное торможение скорости. Если навстречу велосипедисту дует ветер, то продвижение усложняется уже при 10-15 км/ч. Сопротивление воздуха значительно ниже у шоссейного велосипеда. Кроме того, важную роль играет загнутый руль («бараний рог») – ездок может наклониться вперед, изменив хват руками.
Как повысить скорость велосипеда
Для улучшения скоростных показателей не обязательно с головой уходить в велосипедный спорт. Достаточно применить простые рекомендации:
- При езде по дороге следует использовать максимально гладкую и тонкую резину, увеличить давление в шинах до предела (критический показатель напечатан на боковой стороне покрышки).
В заключение отметим, что не стоит пытаться достичь максимальных средних скоростей. Покатушки на велосипеде в первую очередь должны приносить удовольствие и лишь приятную усталость. Важно рассчитывать свои силы с учетом запланированной дистанции маршрута. К тому же более низкая скорость позволяет вовремя среагировать на опасность и быстро затормозить.
Какую скорость может развить велосипед
Велосипедная прогулка или активный вид отдыха на байке – развлечение доступное почти каждому человеку. Разве можно сравнить ощущения движения свежего воздуха при приятной нагрузке с нахождением в закрытом пространстве автомашины. Велосипед при развитии определенной скорости дает неповторимое чувство свободы и полета, которое не даст ни одно другое транспортное средство.
Ключевым критерием таких ощущений и всей поездки, конечно же, является скорость. Многие новички велоспорта или велопрогулок оценивают свои возможности неправильно. Если установленный гаджет однажды показал максимальное значение, скажем в 28 км/ч, то велосипедист начинает считать, что он и летает по городу постоянно в таком темпе. На практике, с такой скоростью может передвигаться только велолюбитель со стажем. При этом профессиональные спортсмены могут ставить невообразимые рекорды.
Показатели средней скорости велолюбителя. С какой средней скоростью велосипедист перемещается по шоссе и городским улицам.
Многие рекорды служит мотивацией для достижения подобного результата. Предварительно можно смонтировать датчик показывающий скорость, для точного измерения данного критерия. Современная техническая мысль поставляет велолюбителям специальные гаджеты, которые кроме скоростно режима отслеживают, длительность дистанции, темп перемещения, средние характеристики на маршруте и различные дополнительные параметры.
Что касается усредненных показателей, то шоссейный байк на качественном асфальте может ехать на скорости примерно в 45 км/ч.
Очень многое зависит от физической формы спортсмена и его технических навыков. Отечественные спортсмены могут развивать скорость на треке больше чем 100 км/ч.
Городские улицы и дороги имеют постоянные препятствия в образе правил движения, автомобилей, перекрестков и пешеходных переходов. Поэтому в городе вряд ли удастся превысить верхнюю границу в 30 км/ч.
Шоссейный велобайк, как известно, предназначен для передвижения по асфальту и плохо подходит велолюбителям при городской прогулке.
Это обусловлено факторами низкой посадки и плоим обзором ездока.
При желании набирать темп в условиях города, нужно использовать горный велосипед. Его характеристики медленнее в отношении перемещения по ровной дороге, но при совокупности всех показателей отлично подходят для городского скоростного движения.
В случае преодоления пересеченной местности любой вид велосипеда не позволит преодолеть отметку выше 35 километров за час. Лесная тропинка не позволит превысить скорость в 20 км/ч из-за сложности окружающего ландшафта.
Существующие рекорды скорости. Максимальные показатели велосипедистов.
Рассмотрим мировые рекорды скорости, существующие на сегодняшний момент.
- Максимальную скорость в условиях велодрома показал итальянец Ф.Мозер. Она составляла чуть больше 51 км/ч. Произошло это событие в 1984 г
- Что касается максимальных цифр по прямой, когда на велосипед установили аэродинамический обтекатель, то она составила – почти 134 км/ч. Житель Голландии С. Боуйером смог установить это достижение в 2013 г. Спортивная дистанция составляла 200 м.
- Максимально развить скорость на прямой, удалось при накрытии велосипеда воздушным мешком. Циферблат показал 269 км/ч. Примечательно, что спортсмену было 50 лет и звали его Ф. Ромпельберг. Абсолютную границу удалось установить в 1995 г.
Фото 1. Примерно на таком аппарате действовал Ф. Ромпельберг
- Рекордные показатели максимальной скорости при горном спуске составили 222 км/ч. С помощью маунтинбайка француз Э. Барон в 2000 г. используя обкатанную ледяную горнолыжную трассу смог добиться подобного результата.
- Средние отметки всегда зависит от местности выступления велосипедиста. Известная гоночная трасса «Тур де Франс» может похвастать средней скоростью с максимальными показателями в 41 км/ч. При этом дистанция довольно продолжительная. Американец Л. Армстронг добился этого 2005 г.
Средняя скорость – как обеспечить езду быстротой и долговременностью
Попытаемся по пунктам ответить на вопрос, – от каких факторов зависит развитие средней скорости. Многие, могут перемещаться с нужной быстротой, не затрачивая массы энергии. Для других преодоление нескольких километров, становится тяжелым трудом. Оценим все ключевые факторы влияния.
- Параметры зависят, в первую очередь от типа велосипеда и от местности перемещения. То есть на шоссе можно достичь 40 км/ч. В деревне после непогоды максимум 10 км/ч.
- Далее идет трудность педалироования. Она зависит от модели велосипеда, его настроек и спортивной формы ездока.
- Учитываем давление в камерах. Чем больше этот показатель, тем лучше набор скорости. Но на пересеченной местности, перекаченные шины будут только мешать.
- Ширина покрышки. Более тонкая покрышка позволяет набирать отличную скорость. Но это правило действует исключительно на городских дорогах. Трудный ландшафт требует использования широкий колес. Поэтому сразу стоит учесть область велосипедной езды.
- Вес или размеры колеса, не будут играть существенной роли в наборе скорости. А вот качество комплектации напрямую формирует данный показатель.
- Критерий общей геометрии и аэродинамики. Низко расположенное седло и большая ширина руля – самые худшие условия для набора темпа. Посадка на шоссейный велик, считается идеальной, если стоит цель летать, а не ездить. С другой стороны постоянно перемещаться в такой позе неудобно и опасно, если вы не профессионал.
- Конечно, Прямая зависимость существует и от погодных условий.
- Базовым параметром останется вес всего велобайка.
- Скорость велосипедиста будет зависеть и от техники педалирования.
Какова скорость движения на различных моделях
Всегда существует разница в скоростных характеристиках, к примеру, между шоссейником и горным велосипедом. Рассмотрим параметры движения всех основных моделей.
- Дорожный велосипед – отличная рабочая лошадка для езды по городу. Максимум, что можно выжать 15 километров за час.
- Городской велосипед в средних значениях дает 15 км/ч. На отличной дороге даст цифру 20.
- Шоссейные модели. Предназначены для скоростного движения, но при условии хороших дорог. Цифра в 30 км/ч считается хорошим показателем, который в принципе можно улучшить.
Фото 2. Профессиональный шоссейный велосипед.
- Горный велосипед. На дороге свободно выжимает 25 км/ч. Пресеченная местность снижает среднюю скорость до 13 км/ч.
- Гибридный вариант. Трасса позволяет разогнаться до 27 км/ч, а бездорожье до 12 км/ч.
В данной статье мы рассмотрели все возможные варианты набора скорости различными моделями велосипедов и факторы, влияющие на эти показатели. Надеемся, что описанный материал обязательно поможет вам осуществить правильный выбор подходящего велобайка.
Источники:
http://yvelo.ru/sovetii_i_faktii/skorost_velosipeda.html
https://velife.ru/katanie/na-kakoj-peredache-ezdit-i-kak-pereklyuchat-skorosti-na-velosipede.html
https://rollmaster.ru/info/Zachem-velosipedu-stolko-skorostey_600_article.html
https://nakolesah.guru/kakie-faktory-vlijajut-na-srednjuju-skorost-velosipedista/
https://cyclearea.ru/velofitnes/kakuyu-skorost-mozhet-razvit-velosiped