Скорости на велосипеде как действуют

Как правильно переключать скорости велосипеда для достижения максимальной эффективности движения

Как правильно переключать скорости велосипеда для достижения максимальной эффективности движения alt=»thumbnail» />

Информацией о том, как правильно переключать скорости велосипеда, должен владеть каждый велосипедист, поскольку это влияет на ряд важных факторов: таких, как эффективность отдачи мышц, износ суставов коленей и сохранность звезд кассеты и системы, а также цепи. Кроме того, эти знания помогут повысить эффективность передвижения, ехать быстрее, затрачивая при этом меньше усилий при езде в различных условиях.

Зачем нужны передачи

Основная задача передач – сделать передвижение максимально комфортным. Их смена позволяет легче преодолевать подъемы, максимально ускоряться на спуске, справляться с высокими препятствиями и ухабами на дороге. То, сколько может быть скоростей у велосипеда, зависит от числа звезд спереди и сзади. Так, например, если передних звезд три, а сзади их 8, скоростей будет 24.

На выбор передачи влияет покрытие дороги (или его отсутствие), физическая подготовка велосипедиста, уклон дороги, давление в шинах, частота педалирования и даже ветер. Медленная езда на большой передаче негативно отражается на коленных суставах, а слишком частое кручение педалей влечет за собой быстро наступающую усталость.

Возможность переключать скорости есть не на всех велосипедах

Правила переключения скоростей

Чтобы понять, как настроить скорости на велосипеде, достаточно знать несколько основных правил.

Главное, что необходимо помнить: переключение должно проходить плавно. Ничто не должно стучать, греметь, царапать или цепляться. Стартовать лучше на низких передачах, постепенно переходя на более высокие, пока не будет достигнута оптимальная величина. Переключаться проще всего, если цепь не слишком нагружена, а по скорости имеется запас. По этой причине перед труднопроходимым участком или подъемом переключиться нужно заранее. Это позволит сохранить необходимый темп движения. При спуске особое внимание уделяется маневрированию, так что времени на смену скорости может просто не остаться, а значит, и в это случае ее нужно сменить заранее.

Не забывайте использовать передний переключатель, это поможет быстрее подбирать оптимальный вариант. Только поработав с ним, переходите к заднему. Возьмите в привычку заранее оценивать местность, чтобы выбрать наиболее подходящее место для переключения. Следите, не происходит ли перекос цепи. Чтобы избежать подобного, переключайтесь только с маленькой передней звезды до 4-5 задней, со второй передней – на шестую-седьмую заднюю, а с большой передней – начиная от пятой задней и до последней.

Устройте гонку с товарищами

Основные ошибки, совершаемые при смене передачи

Несмотря на всю кажущуюся простоту процесса, переключение скоростей, произведенное не вовремя, может привести к преждевременному износу и поломке ряда деталей, даже если проверка их технического состояния осуществляется регулярно. Старайтесь избегать распространенных среди велолюбителей ошибок. К наиболее типичным из них можно отнести:

  1. Переключение скоростей, когда велосипед стоит. Подобное может привести к поломке самого переключателя.
  2. Переключение при сильном педалировании. Помните, что такие действия могут стать причиной разрыва цепи.
  3. Смена передачи во время подъема – приводит к увеличению износа деталей.
  4. Переключение сразу на несколько передач без должного навыка.
  5. Использование только заднего переключателя.

Соблюдение этих советов, а также исключение описанных ошибок, помогут разобраться с тем, как переключать скорости на велосипеде и подбирать их исходя из характера езды. Со временем этот навык дойдет до автоматизма и позволит выбирать подходящую для текущей обстановки передачу, практически не задумываясь, как это обычно делают опытные велосипедисты.

Сколько скоростей на велосипеде

Далекие от велодвижения люди до сих пор не имеют понятия, что современные велосипеды оснащены множеством скоростей, своеобразной «коробкой передач». Наличие механизма переключения скоростей даёт возможность велосипедисту ездить в разных условиях, которые определяются как покрытием дороги, так рельефом местности. И все же, сколько скоростей на велосипеде нужно иметь гонщику или любителю для полного счастья? Для каждого счастье измеряется по-своему, ну а мы попытаемся выяснить, для чего нужны передачи.

Потребность в переключении

Передачи на велосипеде в первую очередь нужны для комфортного, эффективного движения в определенных условиях. С их помощью велосипедист может ехать быстрее, развивать скорость на спусках, без особых усилий заезжать на крутой подъем, а также с легкостью маневрировать на трудных участках — например, в песке или в мягкой грязи — или по городу, совершая постоянные объезды препятствий. Наличие скоростей – это один из признаков горного велосипеда, и чем их больше, тем меньше страданий принесут труднопроходимые дорожки и тропинки.

Сколько скоростей на велосипеде — смотря на каком!

Итак, современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди (система) и 5-10 звезд сзади (кассета). Переключение передач осуществляется с помощью заднего и переднего переключателей, которые работают с цепью, перебрасывая её по звездам системы шатунов и по малым звездам на втулке заднего колеса, от чего и происходит изменение скорости. Рычаги управления переключением передач (монетки) могут быть в виде рычагов и grip shift – поворотный механизм переключения на рукоятке руля.

Количество скоростей определяется количественным сочетанием передних и задних звезд. Чтобы подсчитать, сколько скоростей на велосипеде, нужно умножить число передних звезд на число задних. Например, спереди 3 звезды, а сзади 8, итого 24 скорости. Бывают и другие вариации: 3х5, 3х6, 3х7, 3х8, 3х9, 3х10. Более того, системы и кассеты могут иметь разное количество зубьев на звездах, от этого тоже зависит скорость.

Как переключаться

Строгих правил по переключению скоростей никогда не было и не будет. Но существуют кое-какие комбинации, которые помогают эффективнее переключаться, а также продлевать жизнь всей трансмиссии. Ведь при работе цепь часто бывает перекошена по причине расположения звездочек в параллельных плоскостях, из-за чего происходит её износ.

На рисунке показаны рекомендуемые комбинации передач для разных типов местности.

С целью уменьшения износа и увеличения срока службы механизма переключения передач, звездочек и цепи рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Это значит, что переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны поломка переключателей и разрыв цепи.

Поэтому гонщики и любители, участвующие в соревнованиях кросс-кантри, где нагрузка на всю механику особенно велика, стараются уберечь себя от неприятных неожиданностей и обзаводятся навесным оборудованием высокого класса, а также следят за состоянием цепи и звезд, регулярно производят мойку, настройку или замену механизмов.

Чувствовать велосипед – правильно переключаться

Установить подходящие комбинации индивидуально можно лишь испытав велосипед на практике. У каждого разные физические возможности, и кому-то достаточно 5 звездочек, а кому-то и 10 не хватит, потому как главным козырем, как ни крути, остаются постоянные тренировки, упражнения и нагрузки на работающие мышцы ног.

Приведенный рисунок переключения – это примерный ориентир, которым может пользоваться новичок. Опытные велосипедисты, которые научились чувствовать свой велосипед, не следят правильная ли стоит передача. Определяющими факторами являются условия езды и уровень подготовки человека, сидящего за рулем двухколесного транспортного средства.

Количество скоростей на велосипеде: важные факты

Многоскоростной велосипед в разных условиях

Если размеры колёс и рамы велосипеда на глаз точно определит далеко не всякий, то число скоростей можно «пощупать» буквально поштучно. Видимо, это и привлекает к данному свойству велосипеда столько внимания у велолюбителей.

На самом же деле, количество скоростей на велосипеде – это не самый важный параметр. Прежде всего потому что в повседневном катании вы вряд ли будете использовать больше 3-4 скоростей. Исключение могут составить спортсмены или жители горной или холмистой местности изобилующей крутыми и затяжными подъёмами. Для прогулок этого количества скоростей хватит за глаза.

Но почему же тогда большинство велосипедов имеют, как минимум, 21 скорость? Во многом это следствие маркетинговой стратегии их производителей. На некоторых велосипедах, что имеют внушительное число скоростей, их качество оставляет желать лучшего. Чтобы понять почему больше, не значит лучше, давайте попробуем разобраться в технической составляющей.

Трещотка или кассета?

Тре­щот­ка и кас­се­та

Трещотка представляет собой составное устройство, которое помимо звёзд включает в себя и храповый механизм, отвечающий за свободный ход велосипеда. Крепится она путём накручивания на втулку велосипеда.

Кассета же состоит лишь из набора велосипедных звёзд, что одеваются на ступицу (втулку) заднего колеса с барабаном. При этом удерживается он за счёт шлиц. А храповик в данном случае – часть втулки.

Внешне в собранном состоянии эти два элемента трансмиссии сложно отличить друг от друга, особенно непосвящённому пользователю, но всё же возможно. Как правило, если количество задних звёзд 6-7, скорее всего, это именно трещотка. Количество звёзд в кассете начинается от 8, хотя бывают и исключения, так что данный способ не даёт 100% гарантии.

Чтобы убедится наверняка, следует поближе рассмотреть заднее колесо. Если вы увидите гайку внутренний диаметр которой состоит из прямоугольных зубцов, то это будет кассета.

Как уже было сказано выше, кассета может отличаться от трещотки количеством звёзд, но может иметь и равнозначное количество. Но не стоит думать, что в таком случае по качеству первая будет идентична второй.

Кассета в любом случае будет лучше и надёжней, благодаря более продуманной конструкции.

Переключатели скоростей

Переключатели скоростей

Куда важнее количества скоростей сами переключатели, отвечающие за их переключение. Два велосипеда, обладающих одинаковым числом скоростей, ездить будут по-разному, если класс трансмиссионного оборудования у них будет разный.

Если говорить о горных и городских велосипедах, то на них чаще всего можно встретить переключатели от двух производителей: японской фирмы Shimano и гораздо реже американской SRAM. У обеих компаний есть своя ранжировка выпускаемого оборудования от самого простого, до профессионального.

От чего зависит данная классификация? Прежде всего от надёжности и качества переключения передач, чем выше класс, тем надёжней оборудование.

Но здесь стоит понимать, что самые топовые модели предназначены прежде всего для спорта, они отличаются уже не только, и не столько надёжностью, сколько низким весом, что для гонок очень важно.

Количество ведущих звёзд

Ещё один важный параметр, который к тому же влияет на количество скоростей, – это ведущие звёзды, а точнее, их количество. Классической компоновкой считаются 3 ведущие звезды на «пауке» (основа крепления звёзд), но постепенно от неё начинают отказываться.

Количество ведущих звезд

Из-за большой разницы в количестве зубьев соседних ведущих звёзд переключение передач может сопровождаться большими проблемами, например, слётом цепи.

В профессиональных гоночных велосипедах уже можно чётко выделить данную тенденцию, многие производители либо сокращают количество ведущих звёзд до двух, либо возвращаются к классическому варианту с одной звездой. Это помогает избегать различных неприятностей, уменьшить вес велосипеда, а значит, и повысить спортивный результат.

Хотя данная тенденция вполне здравая и полезна, но она только набирает обороты, так что в веломагазинах такие модели – пока редкие гости, хотя и встречаются.

Преимущества велосипеда с одной передачей

Преимущества велосипеда с одной передачей.

Велосипеды с одной передачей (фиксед-гир и сингл-спид) имеют свои преимущества перед многоскоростными велосипедами. Вот некоторые из них.

Надежность

В связи с отсутствием заднего и переднего переключателей, тросов и манеток живучесть велосипеда в целом существенно повышается. При падении ничего не ломается. При попадании в трансмиссию травы или небольших веток, механизм их просто разрежет. В подобном случае с много скоростной системой забиваются его ролики. что приводит к повреждению механизма переключателя передач.

Высокий КПД

В велосипеде с большим количеством скоростей цепь тянет заднюю звезду только за два или три верхних зуба. В этом случае механизм не передаёт большой момент силы на ведущее колесо. Происходит это из-за перекоса цепи. В велосипеде с одной передачей нет перекоса цепи, поэтому она тянет ведомую звезду и за верхние и за нижние зубья. соответственно у велосипеда с одной передачей намного выше КПД.

Расходы на содержание

Основными причинами быстрого износа трансмиссии на много скоростном велосипеде является перекос цепи и проскакивание её под нагрузкой при движении и переключении передач. При этом повышенному износу подвергаются все элементы трансмиссии: цепь, передние и задние звёзды. Плюс элементы управления переключением передач — рычаги, манетки рано или поздно изнашиваются или выходят из строя. Все перечисленные выше моменты, характерные для много скоростного велосипеда намного повышают затраты на его содержание по сравнению с одно скоростным велосипедом.

Защита цепи

Большим преимуществом велосипеда с одной передачей является возможность установить на цепь защиту. Она не позволяет попадать грязь, песок или мелкие камни в цепь.

Практичность

На велосипеде с одной передачей цепь шире и работает без перекоса, поэтому её можно смазывать реже. Даже без смазки она просто будет меньше изнашиваться, чем тонкая цепь много скоростного велосипеда и шуметь.
Особенностью износа звезд велосипеда с одной передачей является то, что зубья на звёздах изнашиваются с одной стороны. После полного износа их можно перевернуть и они выходят второй срок.

Здоровье

В связи с тем. что на велосипеде с одной передачей одна ведомая звезда, то шатуны расположены ближе к оси велосипеда. Уменьшается действие так называемого Q-фактора, который при длительном педалировании может травмировать коленные суставы. Меньшее расстояние между шатунам также увеличивает производительность велосипедиста.

Также читать на эту тему:

Q – фактор. Q – фактор – это показатель расстояния между плоскостями, в которых вращаются головки шатунов. На числовое значение Q – фактора влияет форма шатунов и длина оси каретки. В случае с использованием контактных педалей, положение шипа на обуви также влияет на Q – фактор…

Три жизни велосипеда с фиксированной передачей. Те, кто имеет такие машины говорят, что испытывают чувство полного контроля над велосипедом, несмотря на минимальное количество органов управления. Езду на “фиксе” сравнивают с танцем, где опытные партнёры чувствуют каждое малейшее движение друг друга…

Велосипед сингл-спид. Поэтому на фиксед-гир устанавливают трещотку со свободным ходом (например фривил), такое изменение исключает недостатки фикседа. Вариантов задней втулки может быть несколько – на вкус пользователя или кому что подходит. Вместо одной звезды с трещоткой…

Двухсторонняя втулка. На велосипедах с фиксированной передачей применяются двухсторонние втулки, где с одной стороны нарезана резьба для установки звезды, а на другой для установки фривила. Второй вариант – втулки с резьбой под звёзды с двух сторон. Резьба под звезду имеет особый диаметр для…

Виды передачи крутящего момента на колесо велосипеда. Передача фрикостер. Оригинальное решение передачи крутящего момента с цепи на втулку. Вместо использования собачек на внутренней поверхности драйвера нанесена крупная резьба. Специальна гайка в корпусе втулки при педалировании накручивается на резьбу драйвера…

Источники:

https://rutvet.ru/in-kak-pravil-no-pereklyuchat-skorosti-velosipeda-dlya-dostizheniya-maksimal-noy-effektivnosti-dvizheniya-5911.html
https://dnipro.bike/skolko-skorostej-na-velosipede/
https://by-bike.ru/harakteristiki-velosipedov/kolichestvo-skorostey-na-velosipede
https://velomasterclass.ru/preimushhestva-velosipeda-s-odnoj-peredachej/