Сообщение о изобретении велосипеда

Содержание скрыть

Кто и когда изобрел велосипед?

Кто и когда изобрел велосипед?

Если узнать, кто изобрел колесо, сегодня вряд ли представляется возможным, то безымянным автор велосипеда не будет. Хотя и этот вопрос однозначного ответа не заслуживает: стоит упомянуть о предпосылках изобретения не теряющего популярности транспортного средства, а также о тех, чьи имена совершенно точно можно связать с велосипедом.

Предпосылки

Во времена Александра Македонского, если верить древним источникам, уже существовали колесные средства, которые приводились в движение мускульной силой. Они могли выглядеть несколько иначе, чем привычные нам сегодня велосипеды, но все же многое в конструкции роднило их с этим транспортом. Например, гамаксикон – повозка Дионисия, властелина Сиракуз. В античности существовали и другие вариации повозок, которые мы можем считать родственными велосипеду. Но до гениальной простоты конструкции античным технологам было еще далеко.

Следующее имя, без которого история велосипеда не может продвинуться дальше, это – великий и непостижимый Леонардо да Винчи. И всего одно свидетельство – скромный рисунок, найденный в 1974 году в архиве Миланского университета, дал основание считать именно легендарного итальянца «отцом» велосипеда.

Чертеж устройства, которое уже не вызывает сомнения в сходстве с велосипедом, был обнаружен на обратной стороне рисунка Леонардо. Но и эту соблазнительную теорию сегодня считают фальсификацией и не более того: дескать, к паре кругов, действительно нарисованных да Винчи, уже практически наши современники дорисовали корпус.

Остается только сказать, что Леонардо, будучи человеком, опередившим время, мог придумать и велосипед. Но подлинных доказательств тому пока все же нет.

Николай Певзнер считает изобретателем велосипеда графа де Сиврака, однако и в этой истории столько мистификации и нестыковок, что на подлинность она тоже не претендует.

История изобретения

Назвать всего одно имя, связав его с изобретением велосипеда, не получится. Есть несколько мастеров, появление работ которых и привело к созданию знаменитого транспорта. Расскажем о каждом из них кратко.

  • Карл фон Дрез. Знаменитый барон, профессор механики и инженерии придумал первый двухколесный самокат без педалей на деревянной раме. У изобретения имелся и руль. Прозвали устройство «машиной для ходьбы» или дрезиной. Но не путайте конструкцию барона и современную дрезину – название одно, принципы работы разные. Тем не менее, многие историки уверяют – именно немецкий профессор изобрел первый велосипед в 1817 году. А через год усовершенствовал эту модель предприимчивый Деннис Джонсон.

  • Киркпатрик Макмиллан. А это уже простой (хотя уместно ли это прилагательное к изобретателю) кузнец, который к дрезине приделал педали и заниженное седло. Случилось это примерно в 1840 году. И хоть конструкция Макмиллана более всего напоминает современные велосипеды, для своего века и своего времени это была слишком непривычная техника. Кузнец, сам того не ведая, опередил время. Жаль, ведь он мог бы снискать совсем иную славу, оцени его изобретение современники по достоинству.

  • Пьер Лалман. А вот Пьер точнее попал во время и в потребительский спрос. Изготовитель детских колясок сумел запатентовать велосипед с педалями в 1862 (или 1863) году, и устройство стало известным под названием «денди-хорс». А еще через пару лет братья Оливь в коллаборации с каретным мастером Пьером Мишо запустили выпуск велосипеда Лалман в промышленных масштабах.

  • Джон Старли. Ему мы обязаны возникновению спроса на первые велосипеды с одинаковыми колесами, цепной передачей и привычным нам сегодня местом водителя. Случилось это в 1884-85 годах.

Само же название «велосипед» придумал Жозеф Ньепс. Но некоторое время транспорт более успешно именовался ровером. А было еще и французское название «бициклет», и оно существовало в России довольно долго, но вот более нигде не прижилось. В Великобритании же «велосипеда» нет, зато имеется «байсикл», о чем быстро вспоминается, если напеть один из хитов Queen.

Итак, дата и день создания велосипеда не могут быть известны, так как конструкция эта плавно вырисовывалась из родственных конструкций. А знаменитая версия о происхождении велосипеда родом из России тоже не может претендовать на истину. И как бы ни хотелось многим связать это изобретение с именем крестьянина Ефима Артамонова, велосипед, хранящийся в музее Нижнего Тагила, не более чем его поздняя подделка.

Эволюция велосипедов

Кто был первым, однозначно и не скажешь. Если провести параллель с альпинизмом, то там первовосходителями на Эверест хоть и считаются Хиллари и Норгей, есть и незафиксированные, но вполне возможно, имевшие место быть восхождения (тот же Мэллори). Так и здесь: есть патенты, промышленный выпуск, засвидетельствованные шаги инженеров и промышленников. Но и есть и действия предшественников, без которых последующая модернизация транспорта была бы невозможной.

Продолжило развитие дело Лалмана в 1867 году, когда Каупер изобрел колесо со спицами. И этот шаг можно тоже назвать прорывом. Не менее интересно разворачивалась история и в России.

В России

Если верить все же в теорию изобретения велосипеда Ефимом Артамоновым, то случилось это в 1800 году. Он сделал 40-килограммовую конструкцию, которая в высоту достигала 1,5 м. Диаметр переднего колеса был больше метра, к нему приделаны педали, заднее колесо было вдвое меньше первого и осуществляло движение по инерции. Но не зря технику называли «костотрясом»: ехать на нем было просто больно. Несмотря на это, считается, что сам Артамонов добрался на своем изобретении из Екатеринбурга до Москвы. И хоть за это чудо техники дали Ефиму вольную, запатентовать транспорт так и не дали.

О настоящем появлении велосипедов в России можно говорить, делая отсылку ко второй половине XIX века. Тогда, безусловно, такое средство передвижения было просто люксом, непозволительной для большинства роскошью. Стоит только сказать, что средняя зарплата в то время была около 20 рублей, тогда как велосипед стоил не меньше 250 рублей (а то и все 400). Тем не менее, к 1880 году в Петербурге было зарегистрировано 100 велосипедистов, и среди них сам император Александр II, любивший совершить велосипедную прогулку по Царскому Селу.

Только к концу XIX века могли велосипедисты управлять транспортом в черте города, а не за его пределами. Но свод правил передвижения был суров: считалось, что техника пугает лошадей, поэтому предписывалось при встрече с ней с велосипеда слезть и даже закрыть его собой по возможности.

А в начале ХХ века уже начали появляться первые мотоциклы, потому интерес к велосипедам упал. Они стали стоить меньше, и хоть доступность их выросла, эволюция данного вида транспорта в некотором роде остановилась.

В других странах

Проследить эволюционные шаги велосипеда в мире легче, нежели перемены в техническом совершенствовании транспорта в России.

Как продвигалась модернизация:

  • 1878 год – Лоусон дополняет транспорт цепной передачей;
  • 1888 год – Данлоп придумывает каучуковые шины, и тряска заметно снижается, что делает передвижение более комфортным;
  • 1898 год – появляются педальные тормоза;
  • Начало ХХ столетия – велосипед оснащается планетарным переключателем скоростей, через полвека Туллио Кампаньоло придумает новый переключатель, который востребован и сегодня;
  • 70-е годы ХХ века – появляются первые «горники», модели из титана и углепластика;
  • 1983 год – транспорт получает велокомпьютер и усложненную систему переключения скоростей.

В начале прошлого века с появлением автомобиля мода на двухколесники пошла на спад. Но в 60-е годы, когда возникло первое движение ЗОЖ (в нынешнем понимании этого термина), велосипеды снова стали востребованы. И эта мода в прямом смысле слова только набирает обороты.

Популярные мифы

Велосипедные мифы – повод бурных обсуждений на всех форумах. И так как мода на этот транспорт не спадает, то спорят снова, натыкаются на все те же домыслы, не зная, что и раньше так спорили любители двухколесного транспорта. И даже те, кто прочно пересел на автомобиль, могут поддаваться мифам о велосипедах.

  • Подлинный изобретатель велосипеда – Иван Кулибин, но Западу эта версия невыгодна, вот и продвигают они другие теории. Это все же миф, хотя нужно отдать дань уважения гению Кулибину. Он действительно изобрел самоходный экипаж, и сделал это еще в конце XVIII века. Но все же велосипедом назвать данный транспорт нельзя. Изобретение так и осталось диковинкой, массового распространения не получив.

  • Артамонов проехал на «костотрясе» 5000 км, и его велосипед удивляет посетителей Краеведческого музея Нижнего Тагила. Современный химический анализ уверил, что ценный экспонат – подделка, изготовленная позднее заявленного начала XIX века. Потому Артамонова нельзя считать первопроходцем. Точнее, более уверенных доказательств его изобретению нет.

  • Самокат графа Сиврака – первый настоящий велосипед в истории. Как уже говорилось, в этой версии Певзнера больше мистификации, нежели фактов. А выдумал историю журналист Луи Бодри. Никакого графа вовсе не было, был только прототип Джин Сиврак, который занимался четырехколесными экипажами.

И это только исторические мифы, а ведь немало противоречивых сведений относится к самому транспорту, езде не на нем. Долгое время муссировалась информация, что езда на велосипеде может привести к импотенции. Неизвестно, кому был выгоден этот слух, который не нашел научного подтверждения.

Тем интересна история изобретения двухколесного транспорта, что не все ее страницы предстали перед современником. Возможно, в скором времени мы узнаем нечто интересное, и выяснится, что ранее 1817 года некий умелец уже создал велотранспорт.

Ниже смотрите видео об истории создания и развития велосипеда.

История изобретения велосипеда

Так когда же и кем был изобретен велосипед? «Давно отмечено, — писал сто лет назад петербургский журнал «Природа и люди», — что мы не знаем имен изобретателей, подаривших нам самые обыкновенные и ежедневно употребляемые предметы обихода. Любопытно, — добавляет журнал, — что знаменитый французский математик Влез Паскаль подал мысль об общественных каретах, а другой великий математик Исаак Ньютон оказывается был истинным изобретателем велосипеда».

Но вот столь популярное средство передвижения изображено на фреске, найденной при раскопках Помпеи, а также на каменном саркофаге, которому по меньшей мере двадцать веков, утверждают итальянские археологи. Значит, уже тогда, более двух тысяч лет, были известны все основные узлы и детали велосипеда: шатуны, колеса, руль, седло в виде стула со спинкой и даже звуковой сигнал на руле. А в резиновые шины велосипед обул лишь в 1888 г. шотландский ветеринар Дэнлоп, и наполнялись они не воздухом, а водой.

велосипед Да Винчи
Так называемый велосипед да Винчи — рисунок, который содержится в Атлантическом кодексе и вероятно ложно считается изобретением Леонардо да Винчи.

Во время реставрации рукописей Леонардо Да Винчи, до этого хранившихся в закрытых запасниках Ватикана, в 1974 году на обороте одного из листов, который был склеен с другим, был обнаружен набросок напоминающий современный велосипед. Итальянская общественность с подачи Аугусто Маринони (а в Италии как известно велосипед и велоспорт является национальным достоянием) совершенно не внимая доводам некоторых ученых утверждавших что это подделка, возвестила всему миру что велосипед был изобретен именно итальянцем и на много раньше чем было принято считать до этого.

В 1978 году Карло Педретти опубликовал копию рисунка, который он видел на просвет в 1961 году, еще до реставрации, и в нем просматривались только некоторые геометрические элементы.

Споры о 133-й странице не утихают до сих пор, одни уверены что это подделка, другие приписывают рисунок ученикам Леонардо да Винчи.

А теперь перейдем к достоверным фактам:
дрезинаВ 1817 году немецкий барон Карл фон Дрэйз (Karl von Drais) в поисках альтернативы лошадям изобрел двухколесное средство передвижения с рулевым управлением ездить на котором можно было поочередно отталкиваясь ногами от земли как бы длинными шагами. Дрейз запатентовал свое изобретение которое он назвал Laufmaschine ( что в переводе с немецкого означает «беговая машина») но пресса окрестила его Дрезиной. Сделанный из дерева он весил 22 кг, было выпущено несколько тысяч экземпляров главным образом в Западной Европе и в Северной Америке, однако популярность была быстро утрачена поскольку из-за большого числа дорожно-транспортных происшествий некоторые городские власти начали запрещать его использование.

Видео о том как сделать достоверную уменьшенную реконструкцию Laufmaschine Карла Дрейза

Позже концепция была подхвачена целым рядом британских каретных мастеров, наиболее известным стал Денис Джонсон из Лондона — он сделал изогнутую раму в отличие от прямой как у Дрейза что позволило увеличить размер колес не подымая выше седло и стал выглядеть более элегантно «Денди-хорс» как окрестила его публика стал необычайно популярным, но мода быстро сошла на нет когда несколько ездоков были оштрафованы на 2 фунта, за слишком быструю езду. Тем не менее конструкция Дрейза заложила основу для дальнейшего развития велосипеда, позже в 1863 году французский слесарь добавил педали к переднему колесу.

Велосипед Артамонова

Официальная пропаганда В СССР в 1948 году приписала изобретение велосипеда тагильскому крепостному Ефиму Артамонову. Якобы он еще в 1800 г. сконструировал железный аналог британского «пенни-фартинга» и даже совершил на нем пробег в две тысячи верст после чего получил вольную.

В 80-х годах выяснилось что никаких архивных данных подтверждающих существование самого изобретателя просто нет, а после проведения подробного металлографического анализа того самого велосипеда выяснилось что он был изготовлен из мартеновской стали никак не ранее 1876 года.

Первые испытания в России

В 1881 году, гуляя в общественном саду, петербуржцы наблюдали странную картину: на высоченном колесе, сзади к которому прилепилось маленькое, сидел вполне приличный господин в котелке. Многие с удивлением узнавали в нем своего знакомого Юлия Ивановича Блока. Он крутил педали, укрепленные на переднем колесе, а главное — он ехал!
— Эй, черт на дьяволе! — кричали вездесущие мальчишки.

— Вот чудище, — ахали старушки и крестились, а наиболее просвещенные снисходительно улыбались.

— Это же бицикл!
Впрочем, уже вскоре многие знали это слово.

И если бы вы вдруг 24 июля в 1883 году оказались в Москве, на ипподроме «общества охотников конского бега», то здесь, в толпе, занимавшей не только трибуны, но и всю прилегающую часть Ходынского поля, вы услышали бы много новых слов:
«самокат», «колесарь», «гоночник», «циклист». Высокий бицикл народ окрестил попросту «паук».

Но чем же объяснить, что на Ходынке собралось такое большое количество людей? Здесь происходили первые в истории русского велосипедного спорта состязания. Среди шести участников, стартовавших на «пауках», были не только москвичи, как Генрих Жемличка, но и инженер Пруссаков из Петербурга, Столь из Воронежа. Первым победителем стал Юлий Иванович Блок. Полторы версты он прошел на «пауке» за 3 минуты 38 секунд.

Не меньший успех имели и соревнования, устроенные на будущий год в Петербурге. Наплыв публики был так велик, что перила, отделявшие дорожку, сломались. Победителем этих гонок на 1,5 версты стал Игумнов. Вскоре в Москве (в 1884 г.) и в Петербурге создались велосипедные кружки. С утверждением их устава велосипедный спорт получил официальное признание.

Велосипед Артамонова: история и современность

В русской истории было немало неоцененных и не заслуженно забытых изобретений, которые получали признание лишь после того, как были повторно открыты и внедрены на Западе. К числу таковых относится и изобретение велосипеда русским крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым. Его изобретение, сделанное в самом начале XIX века, как это часто бывает, оказалось не востребовано в России.

Но уже в 1818 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез запатентовал первый двухколесный самокат. Самокат Дреза, в целом, выглядел как велосипед. Он включал руль и два колеса. Однако рама была деревянной, и конструкция не предполагала педалей. Изобретатель назвал свое устройство «машиной для бега» (Laufmaschine), поскольку для приведения его в движение необходимо было отталкиваться ногами от земли.

В 1839–1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к изобретению Дреза педали и седло, тем самым, создал велосипед, похожий на современный. Педали приводили в движение заднее колесо, с которым они соединялись металлическими стержнями, переднее колесо управлялось рулем.

В 1862 году лионский мастер Пьер Лалман, ничего не знавший об изобретении Макмиллана, оснастил самокат педалями на переднем колесе. Уже через два года в Лионе начался массовый выпуск велосипеда Лалмана.

В Россию велосипеды попали из Европы как иностранное изобретение. И почти никто из наших соотечественников не знал, что еще за несколько десятилетий до просвещенных европейцев это устройство изобрел уральский крепостной «холоп Ефимка сын Артамонов». Впрочем, обо всем по порядку.

Откуда мы знаем об Артамонове и его изобретении?

Впервые предание об Артамонове и его велосипеде упоминается в книге В. Д. Белова «Историческій очеркъ уральскіхъ горныхъ заводовъ» за 1896 год. Там говорится, что во время коронации Павла I в 1801 году Артамонов «бегал на изобретенном им велосипеде», за что по повелению императора «получил свободу со всем потомством». Автор при этом не ссылается на какие-либо письменные источники, но поскольку он происходит из семьи потомственных служащих нижнетагильских заводов, то, возможно, указанные сведения были заимствованы им из устных преданий.

Кроме того, в сообщении Белова бросается в глаза существенная фактическая ошибка: в 1801 году, как известно, вступил на престол не Павел I, а его сын Александр I. Возможно, это просто случайная описка.

В 1910 году сообщение Белова повторяет краевед И. Я. Кривощеков в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии», одновременно устраняя указанную неточность: «Мастеровой уральских заводов Артамонов в 1801 г. во время коронации бегал на изобретенном им велосипеде, за изобретение Александром I ему была дарована свобода от крепостной зависимости со всем потомством».

Велосипед Артамонова: история и современность

Артамонов на коронации. Рисунок

После этого упоминания об Артамонове и его велосипеде появляются лишь в советское время. В 1948 году в книге «Русская техника» В. В. Данилевский автор не только повторяет рассказ об участии Артамонова в коронации Александра I, но и сообщает, что изобретатель будто бы приехал с Урала в Москву на изобретенном им велосипеде. В примечании Данилевский также добавляет, что в Нижнетагильском музее хранится железный велосипед, приписываемый Артамонову.

В более поздних публикациях, прежде всего, А. К. Шварца, об Артамонове появляются дополнительные подробности: полное имя Артамонова — Ефим Михеевич, годы жизни, некоторые эпизоды биографии, маршрут его «велопробега» и даже другие изобретения мастера — «водяная мельница» для откачки воды из барж.

Наконец, информация об Артамонове попадает в Большую советскую энциклопедию. Если в издании 1950 года сообщается, что «имя и годы жизни неизвестны», то в 3-м издании БСЭ за 1970 год у него появляются инициалы и даты жизни со ссылкой на работу А. Г. Козлова «Творцы техники на Урале» 1954 года издания.

Биография изобретателя

Ефим Михеевич Артамонов родился в 1776 г., в семье Михея Артамонова — крепостного специалиста по строительству барж. Мальчик пошел по стопам отца и со временем стал специалистом по работе с металлом. В 1790 г. Михея Артамонова отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи. А его сын, Ефим, был приписан к демидовскому Нижнетагильскому заводу, где готовили металлические крепления.

Годом создания велосипеда Артамонова или его прототипа, видимо, следует считать 1800 год. По крайней мере, А. К. Шварц приводит говорящее об этом свидетельство документов, правда, не давая прямой ссылки на источник: «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате». Происшествие имело место в Екатеринбурге, где Ефим, бегая на «самокате», пугал встречных лошадей, которые в испуге на дыбы становились, кидались на заборы, причиняя увечья пешеходам. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, причем переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые крепились к переднему колесу.

Передвижение на таком «самокате» было нелегким делом. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом.

В 1801 г. Артамонов решил поехать в Петербург. А. К. Шварц даже приводит некоторые подробности маршрута его движения. Из Нижнего Тагила умелец поехал в Пермь, а оттуда в — Казань. Затем он оказался в Санкт-Петербурге. Не исключено, что не весь маршрут Артамонов преодолевал «своим ходом». По рекам он мог двигаться на баржах. Так или иначе, уральский умелец добрался до столицы, а оттуда поехал в Москву, где была назначена коронация Александра I. Изобретение Артамонова понравилось императору и мастеровому, как мы уже знаем, пожаловали 25 рублей и дали вольную. Из Москвы Ефим Артамонов без происшествий вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат.

Пример Артамонова оказался заразительным. К лету 1802 г. в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов, на которых рабочие собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу. Однако приказчики расценили это как кражу хозяйского железа: велосипеды были конфискованы и переплавлены, а виновные биты кнутом. Сам Артамонов был отправлен в ссылку и лишь в 1815 г. вновь появился на родном Пожвинском заводе.

Ефиму Артамонову приписывают и еще одно изобретение, а, точнее, техническое усовершенствование — «водяную мельницу», которая служила для откачки воды с баржи. Присоединение «водяной мельницы» к насосу позволило откачивать воду без участия рабочих, то есть конструкция прекрасно работала при движении баржи против течения. Однако при ее движении по течению насос почти переставал работать. Тогда умелец дополнительно установил на барже ветряную мельницу, которая позволяла насосу откачивать воду и при движении баржи по течению. Так, Артамонову, говоря современным языком, удалось автоматизировать процесс откачки воды.

О дальнейшей жизни изобретателя мало, что известно. Умер Ефим Михеевич Артамонов в Суксуне в 1841 г.

Легенда или быль?

Не все исследователи считают предание об Артамонове и его изобретении достоверным и доказанным. Многие из них указывают, что до нас не дошли документы, позволяющие надежно связать Артамонова и якобы изобретенный им велосипед.

Из этих сомнений произрастает гипотеза, что подлинным изобретателем велосипеда был некий Артамон Кузнецов, имя которого со временем ошибочно трансформировалось в фамилию. Сторонниками такого подхода являются, в частности, А. Г. Козлов и В. А. Блинов.

Существование Артамона Кузнецова надежно устанавливается по документам. Из письма министра юстиции П. В. Лопухина министру финансов графу А. И. Васильеву, датируемого 1804 годом, следует, что государь повелел выкупить из крепостной зависимости у Н. Н. Демидова крестьянина Егора Кузнецова с семьей и его племянника Артамона Кузнецова также с семьей. Там же сообщается, что означенный Егор Кузнецов представил Его величеству изобретенные им дрожки, но о заслугах Артамона Кузнецова не сообщается ничего. В заключении письма П. В. Лопухин сообщает министру финансов, что на его запрос Н. Н. Демидов сообщил, что готов безвозмездно освободить указанных крестьян, поскольку они «делами угодны Государю».

Историчность дяди и племянника Кузнецовых подтверждает и Ревизионная сказка 1795 года, согласно которой Е. Г. Кузнецов был приписан к Нижнетагильскому заводу Демидова, а А. Е. Кузнецов — к Выйскому заводу Демидова.

Таким образом, историчность Артамона Кузнецова не вызывает ни малейших сомнений, как и участие в его освобождении из крепостной зависимости Государя. Однако нет никаких свидетельств, что Артамон Кузнецов изобрел велосипед или иной механизм. Мы вообще ничего не знаем о его изобретательской деятельности.

Другие исследователи идут еще дальше в своем скепсисе относительно историчности Артамонова и его велосипеда. Так, Г. Н. Лист разработал развернутую программу проверки достоверности сообщений о велосипеде Артамонова.

Главным направлением проверки стал поиск сообщений об этом событии в различных исторических источниках — архивных документах, частной переписке и публикациях XIX века. Исследование не дало никаких результатов — никаких свидетельств найдено не было.

Следовательно, вопрос об источниках информации, на которые опирался В. Д. Белов, приводя рассказ об Артамонове, остается открытым. Другое направление исследования — атрибуция экспоната, демонстрируемого в Нижнетагильском музее в качестве «велосипеда Артамонова». Известно, что указанное изделие поступило в Нижнетагильский музей в 1923 г. при расформировании Верхотурского музея без сопроводительных документов.

Велосипед Артамонова: история и современность

Велосипед Артамонова в Нижнетагильском музее

Анализ химического состава изделия показал, что металл, из которого сделано колесо велосипеда, выплавлен в мартеновской печи. Отсюда, исследователи сделали вывод, что велосипед изготовлен не ранее 70-х гг. XIX века и не является оригинальным образцом начала XIX столетия. Является ли он копией с оригинального велосипеда Артамонова или имеет иное происхождение также остается неизвестным.

Обращает на себя внимание и другое: конструктивно экспонат музея напоминает английский велосипед «паук». Здесь возможно два варианта. Либо аутентичный «велосипед Артамонова» предвосхитил английскую модель, либо экспонат музея копирует не велосипед русского умельца, а современный времени изготовления зарубежный образец.

Велосипед Артамонова: история и современность

Велосипед-паук. Великобритания, 1880 год

Таким образом, мы можем констатировать, что вопрос о достоверности сообщений об изобретении первого в мире велосипеда в России начала XIX века остается открытым. Вместе с тем, как гласит известный логический принцип, не доказано, не значит, опровергнуто. Это лишь означает, что указанная проблема нуждается в дальнейших исследованиях и еще ждет своего разрешения.

Велосипед Артамонова в культурном пространстве современной России

Пока ученые спорят о степени достоверности сведений о жизни и деяниях Артамонова, «велосипед Артамонова» как культурное явление победоносно шествует по культурному пространству современной России.

Прежде всего, следует упомянуть о судьбе экспоната, который какое-то время считался оригинальным велосипедом Артамонова или, по меньшей мере, поздней, но точной копией с него. Как мы уже знаем, он поступил в Нижнетагильский музей в 1923 году без сопроводительных документов. Конструктивно экспонат очень похож на английский велосипед «паук», а химические особенности металла указывают, что он не мог быть изготовлен ранее 1870-х гг. Тем не менее, сегодня этот экспонат можно увидеть в музее истории техники «Дом Черепановых», который является структурным подразделением Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В 2006 году в Екатеринбурге на улице Вайнера был установлен памятник Артамонову. Скульптура изображает человека, сидящего на велосипеде. На основании памятника можно увидеть надпись, из которой следует, что человек верхом на велосипеде — это и есть изобретатель Ефим Михеевич Артамонов. Очевидно, что поводом к установлению памятника послужила легенда, что именно в Екатеринбурге в 1800 году Артамонов ездил на своем изобретении, пугая лошадей и прохожих, за что, как мы уже знаем, и был бит батогами.

Велосипед Артамонова: история и современность

Памятник изобретателю велосипеда в Екатеринбурге

В 2015 году памятник похожего вида появился и в самом Нижнем Тагиле на Зеленом бульваре.

Велосипед Артамонова: история и современность

Скульптура «Велосипед Артамонова» в Нижнем Тагиле

Еще шире «велосипед Артамонова» представлен в Сети. На соответствующий запрос можно получить сотни и сотни ссылок на различные тексты. В большинстве из них пересказывается биография изобретателя как установленный исторический факт, в других же рассказывается об этом как «историческом курьезе», легенде, не нашедшей своего подтверждения. Но не зависимо от этого количество текстов о велосипеде Артамонова продолжает расти и он остается, по меньшей мере, действительным фактом современной культурной жизни России, современного общественного сознания.

Литература:

1. Артамонов, Е. М. // Аризона — Аяччо. — М.: Советская энциклопедия, 1950. — (Большая советская энциклопедия: [в 51 т.] / гл. ред. С. И. Вавилов; 1949–1958, т. 3).
2. Артамонов, Е. М. // Ангола — Барзас. — М.: Советская энциклопедия, 1970. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969–1978, т. 2).
3. Бљловъ В. Д. Пятый періодъ. Царствованія Александра I и Николая I // Историческій очеркъ уральскіхъ горныхъ заводовъ / Высочайше утвержденная Постоянная Совҍщательная Контора Желҍзозаводчиковъ. — СПб.: Тип. Исидора Гольдберга, 1896. — С. 62. — 179 с.
4. Блинов В. А. Загадка Артамона Тагильского // Рифей: Уральский литературно-краеведческий сборник. — Челябинск, 1985. — С. 115 — 126.
5. Данилевский В. В. Русская техника. — М.: Лениздат, 1948. — 550 с.
6. Козлов А. Г. Творцы техники на Урале: краткий биографический справочник / Анатолий Козлов. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1954.
7. Комшина (Смирнова) Татьяна, Клат Светлана Велосипед Артамонова: легенды и документы // газета «Уральский рабочий» от 14 и 18 марта 1987 года.
8. Кривощеков И. Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историческо-экономическим очерком и приложением карты уезда в границах по административному делению России в 1734 г. / сост. действ. чл. Имп. Рус. геогр. о-ва И. Я. Кривощековым. — Пермь: издание Верхотурского земства, 1910. — VIII, [4], 823, [1] с., [1] л. карт.
9. Лист Г. Н. Справка об изобретении в 1801 г. в России первого в мире железного педального двухколесного велосипеда // ГКБУ «Государственный архив Пермского края», Ф. Р-790, Оп. 5, Д. 1124.
10. Шварц А. К. Велосипеду 160 лет // Уральский следопыт. — 1960. № 3. — С. 74.

Автор: Алексей Владимирович Горюнов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии УлГПУ

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

История изобретения велосипеда

История изобретения велосипеда

Велосипед – двухколесное транспортное средство, популярность которого распространилась по всему миру. Сейчас это чудо техники с самого детства известно каждому человеку и ни у кого не вызывает удивления. А вот история его создания полна разрозненных сведений, догадок, домыслов, фальсификаций, предположений и различного рода интриг, порой опровергающих, казалось бы, вполне достоверные факты.

Идея передвижения на колесах

Существует огромное количество предположений относительно возникновения идеи передвижения на колесах. По некоторым данным ее появлению способствовал массовый падеж скота, в результате чего люди были вынуждены искать альтернативу верховой езде. По иным источникам, мысль использовать мускульную силу человека для более скоростного передвижения, пришла в голову практически одновременно многим изобретателям и конструкторам Англии, Франции, России, Германии и ряда других стран. То здесь, то там стали появляться самые разнообразные конструкции на колесах – коляски, тележки и прочие первобытные чудеса техники. Причем, количество колес варьировалось от одного до целых четырех штук. Единственное, до чего не дошло, согласно историческим данным, так это до давно известного из поговорки, никому не нужного и бессмысленного «пятого колеса».

Исторические тайны и невероятные открытия

Если заглянуть в туманные дали цивилизации, якобы можно отыскать отголоски пращуров велосипеда в изображениях, найденных во время раскопок Помпеи. Более твердые, но почти такие же далекие факты, говорят о том, что эскизы двухколесного транспорта хранились в закрытых запасниках Ватикана. Их авторство принадлежит великому Леонардо Да Винчи и его способному ученику Джакомо Капротти. История гласит, что при реставрации рукописей старинных изобретателей был обнаружен рисунок, являющийся аналогом современного велосипеда – с двумя колесами одинакового размера, педалями и рулем.

Велосипед Леонардо Да Винчи

Хронологическая последовательность версий

Кто изобрел первый велосипед? Ответ на этот вопрос неоднозначен и до сих пор оспаривается историками разных стран. Сначала страницы минувших лет переносят в 1685 год. Вроде бы здесь, в Нюрнберге, часовой мастер Стефан Фарлер соорудил по образу и подобию часового механизма трехколесное чудо. Согласно задумке часовщика, техника работала от вращения шестеренок.

Французы согласны взять на себя роль первооткрывателей популярного транспортного средства. Они утверждают, что это изобретение в 1791 году стало результатом творческих трудов графа де Сиврака. Но немало противников такой версии готовы поспорить, доказывая, что наглая фальсификация принадлежит Луи Бодри. Именно этот журналист в 1891 году, обнародовав данные факты, просто выдумал несуществующего графа и причислил его к изобретателям велосипеда.

Русский народ также не пожелал оставаться в стороне от гениального изобретения человечества. Здесь на далеком Урале проживал крепостной кузнец Артамонов. По историческим данным, начиная с 1800 года он рассекал по окрестностям Нижнего Тагила и Екатеринбурга на металлическом сооружении, имевшем более 40 кг веса. Высота транспортного средства достигала 1,5 м. Механизм для передвижения был оснащен шатунами и педалями, крепящимися к переднему колесу, диаметр которого составлял более 1 метра.

Велосипед Артамонова

Вдоволь накатавшись на Урале, Артамонов в 1801 году направил колеса своего изобретения в стольный град. Как гласит народная молва, прибыл кузнец прямо на коронацию царя. Царь, заметив чудесный и загадочный механизм, определил его в собственную коллекцию редкостных вещей, а Артамонова в благодарность освободил от крепостной зависимости. И все бы гладко да хорошо в этой версии, но современные историки, аналитики и прочие научные деятели спорят. Во-первых, говорят, года не сходятся, так как коронация царя проходила в 1796 году. Во-вторых, проведенный анализ металла показал, что изготовлен он был не ранее 80-х годов 19 века. Но версия с российским кузнецом все-таки красива, так что, как ни спорить, а доля истины в этом есть. Возможно, отличаются лишь мелкие нюансы?

Официально запатентованный «денди-хорз»

Отступая от домыслов и смутно подтверждаемых фактов, постепенно приближается официальная версия. В ней первым фигурантом выступает немецкий барон Карл фон Дрез. Этот известный изобретатель в 1817 году представил миру деревянный двухколесный транспорт, более напоминающий самокат. То есть, сиденье у него имелось, а вот вместо того, чтобы крутить педали, было задумано просто перебирать ногами по земле. Переднее колесо было достаточно управляемым, чтобы ехать в любую сторону. В 1818 изобретение получило патент и стало достаточно популярным в Великобритании, где, в честь разработчика, называлось «денди-хорз», а в ряде других стран – просто «дрезина».

Появление «костотряса»

Мало кому известно, что первые педали, функция каких была связана с задним колесом, разработал в 1839 году кузнец Макмиллан из Шотландии. Западная Европа и Америка тоже не стояли в стороне и внедряли попеременно в двухколесное транспортное средство усовершенствованную систему шатунов, а затем и педали, приводящие в движение переднее колесо. Теперь пращур велосипеда стал более быстрым, но при езде, не предусматривающей наличие рессор и амортизации, довольно сильно трясся. Именно за это свойство модели тех лет получили название «костотрясы».

Старинный велосипед

Этапы совершенствования

Уменьшить эффект тряски попытался было англичанин Р.У. Томпсон. В 1845 году он предложил использовать надувные шины. Но, к сожалению, это предложение было не полностью проработано из-за отсутствия технологическо-конструкторской базы. Идея крепления педалей к переднему колесу принадлежала мастеру-колясочнику Пьеру Лалману. Мысль, посетившая французского мастера в 1862 году, была успешно реализована. Уже спустя 2 года Лалман запатентовал велосипед в Америке. По технологии колясочного мастера, при содействии братьев Оливье и инженера Пьера Мишо, началось серийное производство.

С 1870 активно использовались модели, получившие наименование «пенни-фартинг». Этот транспорт отличался разницей в диаметре колес – диаметр переднего в разы превышал диаметр заднего. Конструкция не прижилась, так как имела ряд существенных недостатков: сидеть было высоко, а ездить из-за смещенного центра тяжести – опасно.

Велосипед «пенни-фартинг»

Постепенно к изобретателям пришла мысль, которая якобы была отражена еще в эскизах Да Винчи – для обеспечения безопасности колеса должны быть одинакового диаметра. Доработку конструкции сделал Каупер (1867), предлагая дополнить колесо специальными спицами. Также свою лепту внес англичанин Лоусон, внедрив удобную и функциональную цепную передачу. В 1884 Старли разработал наиболее схожую с современной модель, названную Rover. Спустя 4 года Данлоп (Шотландия) усовершенствовал велосипеды тех времен надувными шинами, изготовленными из каучука. Еще через год двухколесное транспортное средство было оснащено такими инновациями, как механизм свободного хода, а также ручные и педальные тормоза.

Велосипед сегодня

Что же такое велосипед сегодня? За свою более чем 200 летнюю историю велосипед проник в каждую точку планеты, где живут люди, стал самым популярным транспортным средством в Азии, используется в медицине, являясь одним из лучших тренингов на ряду с плаванием, для физического развития всех групп мышц детей.

Велосипед стал Олимпийским видом спорта, а также одним из самых зрелищных экстремальных видов спорта и, конечно же, предметом искусства. Каждый год во многих странах мира проходят выставки-ярмарки на самые индивидуальные и концептуально новые модели.

Ну и наконец, велосипед стал прародителем ЭлектроВелосипеда. Серьезный эволюционный шаг застал и это изобретения человечества, сделав его быстрее, технологичнее и комфортнее. Купить электровелосипед или электрокомплект для самостоятельной установки можно в нашем магазине в г. Подольск. В ассортименте представлены мотор-колёса различной мощности с различными конструкциями и типами крепления батарей.

Источники:

https://vplate.ru/velosiped/kto-izobrel/
http://www.velorider.ru/bicycle_history.htm
https://ruvera.ru/articles/velosiped_artamonova_istorija_i_sovremennost
https://velopodolsk.ru/a164854-istoriya-izobreteniya-velosipeda.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector