Соревнования на велосипедах для детей

—> Крути Педали! —>

Нажмите, для просмотра в полном размере.

19 апреля 1943 года — дата, когда доктор Альберт Хофманн преднамеренно, первым из людей, принял ЛСД.

Тремя днями ранее Хофманн случайно, ещё не зная о действии диэтиламида, впитал некоторое количество вещества подушечками пальцев, ощутив ярко выраженный эффект.

19 апреля он преднамеренно принял 250 микрограмм ЛСД. Через некоторое время начали проявляться симптомы, которые он уже ощущал ранее, — головокружение и беспокойство.

Скоро эффект стал настолько силён, что Альберт не мог более составлять связные предложения и, наблюдаемый своим ассистентом, уведомлённым об эксперименте, отправился на велосипеде домой. Во время поездки он ощутил эффекты ЛСД, тем самым сделав этот день датой первого в мире психоделического опыта с ЛСД.

Действие ЛСД проявилось в том, что субъективные ощущения Хофманна — очень медленная езда — не соответствовали объективным — очень большая скорость движения.

Знакомый бульвар по дороге к дому превратился для Хофманна в картину Сальвадора Дали. Ему казалось, что здания покрылись мелкой рябью.

23 апреля — День велосипедиста в России

В российской истории описан факт, что 23 апреля в 1801 году крепостной из уральского села Верхотурье Ефим Артамонов изобрёл конструкцию, которая считается прообразом современного велосипеда. Его изобретение представляло собой цельнометаллическую конструкцию с двумя колесами. Переднее колесо размером в человеческий рост было гораздо больше заднего. У велосипеда были деревянное седло и руль.

Изобретатель сам протестировал свое творение, совершив пробег из села Верхотурье в Москву. В это путешествие (около 2000 верст!! — это первый велопробег) крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом». За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости.

Велосипед хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила. Однако сегодня историки полагают, что это всего лишь красивая легенда, и сомневаются в ее достоверности. Как показал химический анализ железа, велосипед из нижнетагильского музея сделан не ранее 1870 года.

30 мая в 2020 году — Велодень в России

«Велодень» — неофициальный праздник, который отмечают велосипедисты Украины, Белоруссии и России в конце мая. Дата Велодня определяется по назначению, обычно это суббота в последние выходные мая. Велодень организуется велосипедистами и не несет политической или коммерческой окраски.

Основной принцип проведения Велодня — сбор колонн по районам. Это позволяет собирать очень большое число участников. В каждом районе города назначается место сбора района, затем все колонны съезжаются в одно место. Проводится пикник, опен-эйр или афтер-пати на природе, различные конкурсы.[1] Велодень можно охарактеризовать как распределённый смартмоб, самоорганизация участников которого производится через социальные сети и велофорумы.

Россия присоединилась к празднованию Велодня в 2011 году, когда в г. Курске прошёл первый Велодень, собравший более 100 участников. В 2012 году присоединился второй российский город — Орёл, где в Велодне приняли участие более 170 велосипедистов.

В 2013 году Велодень впервые прошел в малых городах России — в г. Ельце Липецкой области, в городах Курчатов и Железногорск Курской области, а также в г. Лиски Воронежской области, собрав от 20 до 50 участников в каждом городе. В городе Курске число участников возросло до 300 человек , в Орле число участников возросло в 4 раза, со 170 в 2012 до 700 человек (по данным ГИБДД) в 2013 году. В Петрозаводске численность участников Велодней составляет более 3 тысячи велосипедистов — участников Велопробегов, не считая пешеходов.

Цель Велодня — самоорганизация велосипедистов и популяризация здорового и активного образа жизни, велосипеда как экологической альтернативы городскому автомобилю, создания цивилизованных условий для велосипедистов.

Самоорганизация — ключевой момент в идеологии и организации Велодня. Велодень организуется самими велосипедистами по принципу распределённой сети — не единый центр и организатор, а множество организаторов в каждом районе города, которые собирают колонны районов, и затем все колонны съезжаются в одном месте.

Всегда подчеркивается, что Велодень не политическая акция, и политические партии и движения не могут быть организаторами Велодня. На Велодне запрещено использовать символику политических партий и общественных организаций, созданных при политических силах.

Участники Велодня выступают за безопасность и взаимное уважение на дорогах, создание велодорожек и велопарковок в общественных местах.

Эмблема велодня

Эмблемой Велодня является силует человека, поднимающего велосипед над головой. Цвета Велодня — белый и зелёный. Цвета могут взаимозаменяться — белый логотип на зелёном фоне и наоборот, зелёный на белом фоне. Организаторы изготавливают зеленые майки с символикой Велодня, значки, наклейки на раму велосипеда, растяжки, флажки и другие агитационные материалы. На Велодне существует традиция, когда велосипедисты все вместе поднимают велосипеды над головой, изображая тем самым эмблему Велодня.

Поднять велосипед именно так, как изображено на эмблеме Велодня – седлом вверх – практически невозможно. На Велодне велосипедисты поднимают велосипеды над головой колесами вверх, потому что так удобней.

31 мая — День рождения велоспорта

Датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована первая велогонка на 2000 метров. Победителем гонки стал англичанин Дж.Мур.

Велосипеды тогда еще имели разные по величине колеса (их еще называли «высокими»), а до изобретения пневматической шины оставалось чуть больше 15 лет. Однако, соревнования настолько пришлись по вкусу участникам, что уже в следующем году состоялись первые международные шоссейные велогонки Париж-Руан на 120 километров, в которых триумфально финишировал опять же Дж.Мур. В гонках участвовали даже две женщины.

В 1875 году был установлен мировой рекорд скорости для «высокого» велосипеда – 34 км/час. Год спустя был установлен и первый неофициальный мировой рекорд на дальность поездки – 25,508 километров за 1 час. Официальный рекорд в этом виде спорта, установленный в 1893 году французом Дегранжем, составлял уже 32,325 километра.

В России первое велосипедное соревнование состоялось 24 июля 1883 года на Московском ипподроме.

С тех пор прошло более 100 лет: спортсмены разделились на профессионалов и любителей, давно уже установлено несколько мировых рекордов, велосипеды оснащены всевозможными устройствами и приобрели способность выделывать различные трюки. Но интерес к велосипеду и данному виду спорта нисколько не уменьшился.

Сегодня самой престижной велосипедной гонкой, куда стремится попасть любой спортсмен, считается «Тур де Франс», которая проводится с 1903 года.

Велоспорт привлекает своей динамичностью и доступностью. Это один из самых экологически чистых, полезных для здоровья и интересных видов спорта.

Кроме различных соревнований, для любителей крутить педали устраиваются различные «любительские» соревнования и гонки, а также специальные велотуры (например, заезды к водопаду Кивач в Карелии или даже туры по Золотому кольцу).

05 декабря в 2020 году — Global Fat Bike Day

Всемирный день фэт-байка отмечается в первые выходные дни декабря.

Одно из первых упоминаний о велосипедах на толстых покрышках (шинах низкого давления) встречается в серии рекламных картинок «Странно, но правда» (англ. "Strange but True"), публикуемых фирмой Currys в велосипедной прессе в период до 1932 года.

В седьмом выпуске серии размещено изображение человека на велосипеде с толстыми покрышками с комментарием «В. Ритчи (англ. W. Ritchie), знаменитый райдер-трюкач сделал велосипед с толстыми покрышками» (шинами низкого давления, англ. balloon tyres).

«Отцом фэт-байка» считается Марк Грюнвальд (Mark Gronewald), придумавший термин fatbike. Он живёт на Аляске. Трёхдюймовые покрышки растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3,5 дюйма.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Сообщая об ошибке вы помогаете сделать сайт лучше.

Велоспорт не только вид спорта — это стиль жизни

Велоспорт не только вид спорта - это стиль жизни

Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

Двухколесный аппарат 1817 г

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Виды велоспорта

Существует 4 больших направлений велосипедного спорта:

  • шоссейные велогонки;
  • трековые велогонки;
  • велосипедный мотокросс.
  • гонки на горных велосипедах.

Все они входят в программу Олимпийский игр.

Шоссейные велогонки

Велосипедный спорт в классическом виде – гонка на длинные расстояния на шоссейных велосипедах. Путь гонщика не обязательно лежит по асфальтированным дорогам: это может быть и брусчатка, и гравий, и дорога с выбоинами. Единственное условие – дорога должна иметь твердое покрытие и не проходить по пересеченной местности.

Шоссейный велоспорт предполагает следующие виды гонок:

  • однодневные – заезды на дистанцию 200-300 км;
  • многодневные – заезды могут длиться более недели;
  • критериум – групповая круговая гонка в черте города на 50-150 км;
  • гранд тур – 3 гонки, длящиеся 21 день (испанская Вуэльта, итальянская Джиро и французский Тур).

Шоссейный велоспорт – типично европейский весенне-летне-осенний вид спорта. Маршруты проходят, как правило, в пределах одного государства.

Наибольшее количество шоссейных гонок проходят в классических велогоночных странах:

  • Бельгия (14);
  • Франция (10);
  • Италия (8);
  • Испания (5).

По 1-3 соревнований за сезон устраиваются в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Великобритании.

Кроме того, шоссейные велогонки организуются и не в совсем «велосипедных» странах, например:

  • в Норвегии (многодневные «Тур фьордов» в мае и «Арктическая гонка» в августе);
  • в Дании (4-дневный «Тур Дании» в августе);
  • в Польше (6-дневный «Тур Польши» в августе);
  • в Турции (недельный «Тур Турции» в апреле).

Несколько велогонок проходят в северной Америке:

  • в США недельные туры по Калифорнии в мае и Колорадо в августе;
  • В Канаде однодневные гран при в Квебеке и Монреале в сентябре.

Когда в Европе зима, шоссейный велоспорт перемещается на другие континенты и страны: в Австралию, в ОАЭ, Оман, Малайзию.

Трековые велогонки

Гонки по треку – стадионный вид велосипедного спорта. Он не столь масштабен как шоссейные гонки по Европе, то также имеет массу своих поклонников. Велогоночный трек всегда имеет твердое ровное покрытие и обязательный угол наклона: небольшой – на прямых участках и доходящий до 42° – на поворотном радиусе.

Трековые велогонки

Трековых дисциплин – 16. Они имеют между собой небольшие различия в правилах. Бывают:

  • индивидуальные и в составе команды;
  • с общим или раздельным стартом;
  • спринтом или гонкой преследованием;
  • с оценкой на время или в баллах;
  • со стартом с места или с ходу;
  • на дистанции от 500 м (женский гит с места) до 50 км (заезд «мэдисон» в команде на очки).

В любом случае задача велогонщика на треке проехать дистанцию как можно быстрее, наиболее эффективно распределив свои силы.

Первые несколько кругов велосипедисты следует с ограниченной скоростью: впереди них едет мотоцикл, который они не должны обгонять. Зрители в это время могут оценить качество езды каждого, предположить исход гонки и сделать ставки. Мотоциклист-регулировщик постепенно увеличивает скорость езды и за 700 м до финиша сходит с трека, снимая скоростное ограничение. Оставшуюся дистанцию велогонщики преодолевают как полноценный спринт, разгоняясь до 70 км/ч. В это время на треке бьют в специальные железные гонки, подбадривая участников и публику.

Велосипедный мотокросс

Сокращенное название для этого направления велоспорта – BMX. Используются специальные велосипеды, маркируемые этим тремя буквами. У них широкие шины по типу маунтинбайка, меньший диаметр колеса, низкая посадка велосипедиста и высокое положение руля. Конструкция делает аппарат более устойчивым: она заточена под прохождение трасс с перепадами высот и выполнение трюков. BMX-гонки появились раньше, чем гонки на маунтинбайках.

Велосипедный мотокросс

Непосредственно BMX-кросс – это гонки на грунтовой, извилистой трассе с трамплинами, ямами, возвышениями и другими препятствиями. С 2008 г. спортсмены по велосипедному мотокроссу участвуют в Олимпийских играх. Современные юношеские спартакиады, как правило, включают экстремальные BMX-соревнования

Одним из популярных среди молодежи направлений катания на велосипедах BMX является стрит-рейсинг, в котором большое значение имеет трюковая составляющая. При катании велосипедисты активно используют городскую инфраструктуру – бордюры, лестницы, перила и прочее. Но это, скорее, любительский велоспорт.

Гонки на горных велосипедах

Гонки на мотобайках – зрелищный и экстремальный вид спорта. Появившись относительно недавно, он быстро обрел популярность, преимущественно в США, став альтернативой традиционным шоссейным велогонкам Европы. По гонкам на мотобайках проводятся чемпионаты мира и национальные соревнования, спортсмены участвуют в Олимпийских играх.

Сегодня гонки на горных велосипедах дифференцировались на несколько подвидов:

  • Кросс – наиболее популярен – заезд проводится по пересеченной местности, обычно кругами, на общей дистанции до 5 км.
  • Даунхилл – скоростной спуск по трассе с естественными препятствиями.
  • Марафон – заезд на дистанциях более 100 км, в котором могут принимать участие все желающие.

В разных странах перечисленные гонки практикуются в различных вариациях: параллельный слалом, байкер-кросс, дерт-джампинг, фрирайд. Они проходят как в виде индивидуальных соревнований, так и – гонки командой.

Лидеры велоспорта

Велосипедный спорт имеет своего традиционного лидера. Французы – это мастера спорта в велоспорте. За ними идут спортсмены из США, Великобритании, Италии, Бельгии.

По количеству полученных золотых медалей за все время проведения Олимпийских игр первое место занимают спортсмены из Франции.

История велосипедного спорта и его дисциплины

велогонка

Велоспорт – дисциплина, в которой участники соревнуются между собой за первенство. Как и в стандартных беговых соревнованиях, игроки, используя мастерство и навыки, доказывают уровень силовой подготовки и выносливости.

Велосипедный спорт представлен несколькими вариантами: соревнования на скорость, специальные виды спорта и мотокросс. В каждом из них используется свой тип велосипеда: для скоростных соревнований – гоночный, в специальных направлениях (фрирайд, кросс-кантри) – велосипеды семейства МТБ, для мотокросса – BMX.

Начало и становление велоспорта

Виктор Капитонов

Виктор Капитонов – первый чемпион СССР по велоспорту на Играх 1960

Велосипед берет истоки в первой половине 19-го века. Конечно, тогда он не рассматривался в качестве спортивного снаряда, а применялся лишь как тихоходный транспорт. С течением времени байк не раз совершенствовался, пока не приблизился к привычному виду. Произошло это во второй половине 19-го века, когда изменилась геометрия рамы, для передачи крутящего момента стала применяться цепь Галля, а цельные шины были заменены надувными камерами и покрышками.

Первое соревнование произошло в 1869 году во Франции, на дистанции «Париж-Руан» длиной 120 км. Победитель велогонки смог развить скорость 11 км/час, на то время это было за пределом возможностей.

В Олимпийских играх первая велосипедная гонка датируется на 1896 год. Первое место заняла Франция, затем кубок победителей брали Италия, Германия, а позже – СССР. Дистанции от игры к игре росли. Если в 1896 г. она составляла всего 87 км, то на играх 1912 года – 320 км.

В России спорт берет начало с 1883 года, с проведения первого соревнования в Москве. С тех пор велоспорт выделился как отдельное направление. Это было вполне обосновано, так как в нашей стране на первую треть ХХ в. насчитывалось несколько десятков крупных велоклубов. В Советском Союзе первая велогонка произошла в 1918 году. Начиная с этого времени, они проводились с завидным постоянством. Однако лишь в 50-х СССР удалось выйти на мировые велосипедные соревнования.

В 1960 г. велогонки были разделены на командные и групповые. До 1996 г. велосипедный спорт был исключительно мужским направлением, затем включили и женские соревнования: пробег на шоссе, индивидуальная гонка. В этом же году в программу Олимпийских игр был допущен МТБ.

Шоссейный байк потерпел мало изменений с момента проведений первых гонок. Родоначальником спортивного вело-направления стали именно гонки на шоссейниках по типу «кто быстрее». Намного позже появился специальный горный велосипед, который стремительно менялся и внешне и технически. Виды спорта на МТБ стали широко популярны в последние два десятилетия.

Шоссейные и трековые гонки

По правилам игры, соревнования на гоночных байках делятся на такие виды:

  • стандартные (на длинных дистанциях);
  • гонки на время;
  • индивидуальные;
  • командные;
  • трековые.

Стандартные шоссейные соревнования по велоспорту берут начало на общем старте. Все участники предварительно разделяются по типовые команды. Разбивку делают по принципу «возраст – уровень силовой подготовки – выносливость». Команды стартуют и должны пройти требуемую дистанцию. Для мужчин она составляет 239 км, для женских гонок – 120 км. Победителем группы считается игрок, который приехал на велосипеде к финишу раньше всех. Среди победителей могут распределяться места на кратковременных дистанциях.

Гонка на время – простой способ доказать сопернику уровень выносливости. Дистанция для мужчин – 1000 м, для женщин – 500 м. На старте устанавливается обратный отсчет в 90 секунд, задача велосипедиста – не только уложиться в этот интервал, а прийти первым.

Разновидность гонки на время – спринт. Группа велосипедистов проходит три круга, но отсчет времени на скорость ведется только на последний 200 м. Кроме силы и выносливости, в спринте нужно проявить смекалку и выбрать удачную позицию перед финишированием.

Трек – состязания велосипедистов на овальном замкнутом круге. Угол наклона рамы и корпуса должен составлять 42 градуса. Традиционно покрытие трека деревянное или бетонное. Дистанция зависит от масштабов соревнования и варьируется от 1 до 40 км.

Движение под наклоном

Движение под наклоном на соревнованиях по треку

Индивидуальные гонки делятся на два типа: с раздельным стартом и преследование.

Гонка с раздельным стартом показывает абсолютные возможности каждого велосипедиста. С каждым кругом игрок должен показывать лучшие результаты. Общая дистанция у мужчин – 48.6 км, у женщин – 31.2 км. Задержка старта следующего участника – 90 с.

Гонка преследования – соревнования, в которых один участник догоняет другого и показывает лучший результат. Игроки стартуют с разных сторон круга. Гонка рассчитана на одного победителя и разбита на стандартные соревнования, полуфинал и финальную гонку. Длина дистанции: 4 км – мужчины, 3 км – женщины. В командном преследовании друг друга догоняют группы из трех человек. Положение определяется по третьему гонщику.

Разряды гоночного велоспорта:

  • КМС – кандидат в мастера спорта (от 13 лет);
  • МС – мастер спорта (от 15 лет);
  • МСМК – мастер спорта международного класса (17 лет и старше).

В категорию МСМК попадают спортсмены, победившие на соревнованиях сборной России. Призовое место – не ниже 3-го.

Нормативы для велоспортсменов

Нормативы для велоспортсменов по дисциплинам. Звание МКМС подразделяется на I, II и III разряды

МТБ-велоспорт: кросс-кантри, фрирайд, триал

Спортивные дисциплины на маунти-байках продолжают набирать обороты. Даже простые любители покатушек наверняка о них слышали. Если раньше МТБ-спорт носил чисто развлекательный и «дворовый» характер, то сегодня это полноценные дисциплины. Основные спортивные направления на маунти-байках:

  • велосипедный триал;
  • фрирайд;
  • кросс-кантри.

Триал – велоспорт с использованием горного велосипеда. Родина этого направления – Испания. Зарождение триала датируется серединой 70-х годов. Сейчас этот вид спорта носит чисто европейский характер, хотя некоторая его доля есть и в нашей стране.

Особенности – экстремальная езда с препятствиями. Скорость, сноровка и смекалка – ключевые моменты дисциплины. Классические соревнования – прохождение трасс по горной местности. Новый триал – стрит-версия – трюковая езда в черте города. Включает элементы экстремальной дисциплины BMX.

Фрирайд (от Free Ride – свободное катание) – МТБ-спорт с прохождением усложненных горных трасс. Участки могут быть «неподготовленными» к сюрпризам дороги, могут иметь обрывы, развороты, груды камней, резкие подъемы/спуски, заросли и грязь. Фрирайд – это и свобода движения и знание велотрюков одновременно. Внутри направления происходит деление на классическую и лайт-версию.

Требования к велосипеду: высокая прочность рамы, комплексная амортизация и 100%-ный уровень безопасности.

Фрирайд-байк

Фрирайд-байк для экстремальных гонок

Кросс-кантри – прохождение трасс на скорость. Место проведения соревнований – горные трассы с дорожными препятствиями и затяжными подъемами. В отличие от фрирайда, это направление безопаснее. Благодаря этому, кантри заслужил большую популярность среди велолюбителей.

Кросс-кантри – первый велосипедный спорт МТБ, включенный в Олимпийские Игры. Разделяется на три варианта – XCO, XCM, XCE:

  • классика (1 – 2-часовая гонка);
  • марафон (2 – 8 часов);
  • короткие гонки на выбывание, длительность – 1-2 мин.

Кросс-кантри

Соревнования по кросс-кантри

Велосипед – облегченный маунти-байк. Небольшой вес рамы и навесов позволяет развивать высокую скорость. Вместе с этим конструкция должна быть исправной и прочной.

Спортивное направление BMX

BMX-велоспорт использует одноименный велосипед. Специфичная конструкция байка предназначена для прыжков и выполнения различных трюков. Езда на таких великах носит символический характер.

BMX Racing – состязания на скорость прохождения трека. Старт начинается на возвышенности до 9 м, на пути велосипедистам встретятся несколько препятствий: «стол», двойной и тройной трамплины, лестницы. В гонке участвует 8 человек.

Vert – прыжки внутри рампы. В число упражнений входят перекаты по изогнутой поверхности сооружения, прыжки на краях и внутри рампы. Сюда входят самые сложные трюки на BMX, освоение которых потребует годы практики. Участники соревнуются по эффектности и качеству техники выполнения и высоте прыжков.

Спорт на BMX

Самый зрелищный спорт на BMX

Разновидностью Vert’а является Dirt. Отличие в том, что велосипедист не катается внутри рампы, а выполняет виражи на холмистой местности.

Flatland – исполнение виражей на ровный поверхностях. Этот вид BMX-велоспорта популярен среди любителей. Он проще в освоении и безопаснее. Продвинутый вариант – выполнение трюков на препятствиях в городе. Этот подвид носит название BMX-Street.

Велоспорт – обширная область, которая объединяет все направления. Развиваясь вместе с велосипедом, он приобретает все большее количество поклонников и активных участников. Байк-спорт относительно прост, дает реализовать себя всем желающим. Вместе с этим он позволяет улучшить здоровье велонации и повысить уровень культуры.

Гонки на велосипедах

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Гонки на велосипедах появились, очевидно, с момента рождения первого велосипеда. Не столь важно, кто изобрел это чудесное средство передвижения – великий Леонардо, простой русский крестьянин Артамонов или немец фон Дрез, сегодня велоспорт, велоигры стали одними из самых востребованных и популярных зрелищ.

Первые гонки на велосипедах зафиксированы любознательными журналистами в конце XIX-го века, 1869-й год ознаменовался велогонкой Париж-Руан, где победил представитель туманного Альбиона, достигший скорости в 11 километров в час. Европейские гонщики полюбили соревнования на шоссе, а англичане в силу ужасного состояния дорог, предпочитали в то время трековые велогонки. С 1896-го года стремительно развивающийся вид спорта был включен в программу Олимпийских игр.

Позднее гонки на велосипедах стали длиться несколько дней и самой первой, значимой многодневкой стала гонка на 1200 километров — Париж-Брест-Париж, которая стартовала в 1891-м году. Этапы в ней не предусматривались, каждый участник самостоятельно определял собственную скорость в погоне за заветным призом. Двенадцать лет спустя родилась поистине грандиозная гонка, которая и ныне является одной из самых престижных в велоспорте – гранд-тур, называемый «Тур де Франс». Современные гонки на велосипедах имеют различные варианты, виды, дисциплины, включая экстремальные. Правила и регламенты, определяющие процесс велогонок были разработаны в 1900-м году, когда спортсмены объединились в организацию – международный союз велосипедистов, позднее UCI создал еще несколько подразделений, регулирующих соревнования между любителями и профессионалами велоспорта.

[1]

Гонки на велосипедах, категории, виды

Велогонки шоссейные, которых на сегодняшний день довольно много, но наиболее популярные – это велогонки в форме индивидуальных заездов. Индивидуальная велогонка проводится так: каждый велосипедист начинает гонку отдельно, как правило, спустя минуту после очередного. Задача велогонки – как можно быстрее пройти определенную дистанцию или за фиксированный отрезок времени пройти как можно большее расстояние. Дистанция может быть от 16-ти километров до 160 километров, а обычное фиксированное время для таких соревнований укладывается между 12-ю часами и сутками.

Есть такие шоссейные велогонки, когда старт дается одновременно всем гонщикам или командам, если шоссейная гонка предполагается как командное соревнование. «Критериум» — это вариант гонки на велосипедах, в котором задается довольно короткий кольцевой участок шоссе, как правило, не более пяти километров, расположенный черте города. Задача спортсменов – прийти первым к финишной черте, проехав определенное количество кругов. Есть и вариант гонок по незамкнутому шоссе или более длинному кольцевому циклу. Кольцевые велогонки длятся не более одного дня.

Более длительные, многодневные шоссейные гонки на велосипедах – это этапные соревнования по незамкнутым, длинным шоссе, задача спортсменов — пройти по всем этапам с минимальным временем, независимо от первенства на каждом этапе. Самая престижное мировое соревнование такого типа – это международная гонка Тур де Франс, которая предполагает преодоление около 5000 километров (от 4000 до 4800) по дорогам Франции и других, соседних стран. Ежегодно организаторы тура меняют маршрут, включая в него новые дороги и горные перевалы. Тот велогонщик, который становится счастливым обладателем «желтой майки», целый год носит гордое звание самого лучшего, быстрого, выносливого велосипедиста мира.

Шоссейные велогонки предполагают соревнования и на выносливость, когда гонщики получают очень длинный, трудный маршрут, который они должны преодолеть практически без остановок и отдыха, гонки продолжаются буквально круглосуточно.

Также гонки на велосипедах по шоссе включены в многовидовое соревнование – триатлон, где спортсмены борются за победу не только на велосипедах, но и в плавни, и в беге.

Велогонки трековые – соревнования на крутых виражах, созданных искусственно (на велодромах) или построенных под открытым небом. Трек – это овальная замкнутая дорожка, имеющая на поворотах заданный уклон (42 градуса), с бетонным или деревянным покрытием. Протяженность трека в среднем равняется 333 метрам, но на воздухе может достигать 500 метров.

Велогонки с гандикапом – это соревнования с массовым стартом и определением достижений спортсменов, показанных ранее как по скорости, выносливости, так и по мастерству.

Спринтерские заезды на треках — это соревнование в несколько кругов (до трех), когда победа буквально вырывается у соперника на последних 200 метрах. Спринт – это одно из самых старых соревнований, на которое велогонщиков тщательно отбирают с помощью квалификационных заездов.

Скретч-трековые заезды – это групповое велосоревнование, когда одновременно стартует много участников. Тот, кто отстает всего на один круг, сразу же выбывает из соревнования, тот, кто опережает всех соперников на круг, то есть вырывается вперед, определяется как победитель, и гонка считается завершенной.

Японцы придумали оригинальный вид велогонки на треке – кейрин, когда одновременно стартующие участники устремляются за «дерни» – мотоциклистом. Практически до самого финиша (за 2,5 круга) спортсмены должны двигаться за мотоциклом, не обгоняя его. Как только «дерни» сходит с трека, спортсмены начинают соревноваться за победу между собой. Разумеется, победителем считают того, кто первый приходит к финишной черте.

Гонки на велосипедах трековые могут быть и в виде общих заездов на довольно короткую дистанцию, есть гонки с преследованиями, более похожие на игры на велосипедах, велогонки на скорость, время и на среднюю дистанцию.

Велогонки внедорожные – европейские велокроссы до 25 километров по кругу с преодолением препятствий – канавы, поваленные деревья, броды, барьеры, русла рек и ручьев. Велокроссы проводятся в осенне-зимний период, очевидно, чтобы добавить дополнительные трудности в виде погодных условий. Стартуют велогонщики одновременно, во время пути они могут даже бежать или идти рядом с велосипедом, есть у них и помощники-ассистенты. Подобное соревнование, игра и велосипеды должны соответствовать друг другу, поэтому транспортное средство оснащается широкими специальными шинами и имеет крепкие колесные обода. В США внедорожные велогонки проводятся с максимально трудными препятствиями, порой граничащими с экстремальными.

Также существуют и более экстремальные гонки на велосипедах, среди которых можно назвать маунтибайк – гонки на специальных, горных байках, дертджампинг – прыжки через двугорбые трамплины, фрирайд, байкер-кросс, дуал, велосипедный мотокросс, рейсинг, стрит и множество других интересных вариантов велодисциплин..

Игры на велосипедах

Очевидно, фанатам велосипедного спорта было недостаточно гонок и самостоятельных тренировок, поэтому, начиная с конца XIX-го века, появились игры на велосипеде. Игры велосипед не исключает, поскольку сам процесс управления двухколесным транспортным средством напоминает своеобразную игру с собственной координацией и выносливостью. Игры на велосипеде – это командное соревнование, направленное, как и любое другое состязание на получение заветного выигрыша.

Байк Поло — Bike Polo или велосипедное поло

Это самая известная и «древняя» игра, которая предполагает замену коней велосипедами. Bike Polo окончательно сформировалась как самостоятельный вид к 1891-му году благодаря усилиям ирландского фаната велосипедного спорта – Ричарду Мекреди. Предприимчивый велосипедист даже успел получить именной патент на свое «изобретение», называющееся в оригинале Cycle Polo. С 1908-го года, когда игры на велосипедах были включены в программу Олимпийских соревнований, вплоть до периода Второй мировой войны Cycle Polo был одним из самых популярных видов состязаний в Европе и США. Второе рождение союз «игры велосипеды» получил в 80-е годы прошлого столетия в Индии, а затем в Америке. Сегодня игры на велосипедах во многом отличаются от соревнований прошлых периодов, так произошло и Байк Поло, которое переименовали в Urban Cycle Polo. Для современной игры велосипед должен быть оснащен защитными дисками на колесных спицах, спортсмену нужен атрибут в виде биты, а также мяч либо шайба, которые собственно и необходимо забить в ворота соперника. Стремительный рост популярности Urban Cycle Polo не оставил равнодушным членов международной ассоциации велоспорта, которые признали велоигру официальной и включили ее в перечень своих плановых ежегодных мероприятий. Несмотря на официальное признание Bike Polo в каждом регионе имеет свои собственные нюансы и правила, касающиеся количества участников команды, длительности игры. Есть и единые правила, которые заключаются в следующем:

  • Спортсмен не имеет права касаться ногами поверхности, земли, за исключением случаев, когда необходимо коснуться битой специально отведенной зоны посредине игрового поля. За нарушение положен штраф.
  • Удар по мячу должен производиться только узкой стороной спортивной биты, иначе удар или гол не будет засчитан.
  • Команда, забившая гол, должна ожидать пока соперники не пересекут линию середины игрового поля, или же мяч не пересечет эту линию. До тех пор, пока «рубикон» не пересечется мячом или противниками, забившие гол спортсмены должны находиться в границах собственной зоны.

Bike Polo продолжает набирать популярность как увлекательная, захватывающая игра, требующая от участников умения виртуозно владеть байком, стратегически мыслить, обладать быстрым, скоростным мышлением и реакцией.

Cycleball – или велобол

Это сочетание «игры и велосипеды» напоминает футбол, разумеется, обладая своими неповторимыми нюансами, ведь все игроки забивают мяч в ворота противника не ногами, а с помощью велосипедного колеса. Велобол проводится как в закрытых залах, так и на открытых площадках, но игра в зале является наиболее популярной. Команда может состоять всего из двух игроков, максимум участников в одной группе – шесть человек. Велобол – это детище американских велосипедистов, которое получило свое рождение практически одновременно с велосипедным поло. Согласно легенде, совершая прогулку на байке, некто Кауфман встретил агрессивную собаку, кидающуюся ему под колеса. Будто бы виртуоз велосипедной езды поддел собачонку колесом, и, не травмируя злобное животное, откинул его в сторону. Так появилась идея манипуляции мячом с помощью велосипедного колеса. В 1883-м году находчивый Кауфман в партнерстве с товарищем Ферли удивил общественность парной игрой в мяч на велосипедах. Велобол полюбился американцам, затем эстафету подхватили и европейские велолюбители. Современные игры велосипед используют еще более удивительно, существуют даже велобол на льду, который, впрочем, пока не имеет столь большого распространения, как Cycleball. Велобол делится на следующие видовые категории:

  • Игры на велосипедах при участии 4-х игроков – две команды по два участника. Поле размером 11 на 14 метров.
  • Велобол, в котором участвуют 10 человек, две команды по пять велосипедистов. Размер поля соответствует размерам поля для гандбола.
  • Велобол с участием двух команд, в каждой из которых по шесть игроков. Игра проводится футбольным мячом на открытой большой площадке.

Задача игроков аналогична цели любой командной игры, предполагающей манипуляцию с мячом, — забить как можно больше голов. Мяч забивается с помощью переднего колеса, также можно пользоваться головой или туловищем. Недопустимы касания мяча руками или ногами, атака забивающего мяч участника имеет строгие ограничения так же, как и различные силовые сопротивления (наезд, точки). Длительность игры на велосипедах такого типа составляет всего 14 минут – два тайма по семь минут. Перерыв – не более 2-3-х минут, если же за столь короткий период никто не побеждает, добавляют еще один тайм. В велоболе используется специальный мяч, подготовленная площадка и собственно байк с очень подвижным, манипулятивным рулем.

[2], [3]

Флэш-кросс

Это одна из самых молодых игр, которые рождаются на стыке « игры велосипед», в которой участникам нужна очень хорошая спортивная подготовка, находчивость, быстрая реакция. Флэш-кросс еще называют вело-квестом или фото-велокроссом в силу того, что во время игры используется фотокамера. Задача игры – добраться до финиша первым параллельно выполняя определенные задания. Перед стартом участники получают подробную карту местности и фотозадание. Спортсмены должны найти в реальной местности запечатленные пункты и зафиксировать свое прибытие к пункту на снимке. Особенность вело-квеста состоит в том, что снимок должен быть максимально приближен к заданному оригиналу. Также на фото должен быть запечатлен собственно участник со своим верным «другом» — велосипедом. За финишной чертой жюри подсчитывает баллы всей команды, суммируя достижения каждого участника. Если определенное заданием место сфотографировали все члены команды, ставится минимальный балл, за индивидуальную « находку» балл выше, за очень трудные и запутанные в смысле поисков места дается максимальная оценка. Флэш-кросс длится в течение дня и заканчивается в определенный час, за опоздание предполагается штраф в виде лишения набранных баллов.

Игры и велосипеды, гонки на велосипедах, велотуризм и просто велопрогулки – это прекрасный способ зарядиться энергией, сохранить мышечный тонус, а значит и здоровье, получить заряд положительных эмоций. Очевидно, что пока человек будет «дружить» с велосипедом, будут появляться и новые виды гонок, игр. Опасаться исчезновения велосипедного вида спорта в ближайшее столетие видимо не стоит, да и перспектива человеческого развития согласного писателю Марку Твену, похоже, достаточно позитивна, ведь он утверждал следующее: « Когда и лицезрею человека на велосипеде, я не боюсь за будущее человечества».

Источники:

http://bike.kirovsky-dv.ru/publ/1-1-0-66
https://zextrem.com/zemlya/velosport/vidy-i-spartakiady.html
https://velofans.ru/raznoe/istoriya-velosipednogo-sporta-discipliny
https://ilive.com.ua/sports/gonki-na-velosipedah_113428i15913.html