соскакивает цепь на велосипеде с большой звезды

Содержание скрыть

Как определить длину цепи велосипеда: различные методы модификации

Это значение зависит от изготовителя цепи, показатель длины может варьироваться в пределах от 110 до 126 звеньев. На велосипедах МТБ устанавливают цепи на 106 звеньев, на найнерах их число доходит до 112, шоссейная модель насчитывает 126 элементов. При нормальной длине цепь, надетая на звездочку, провисать не должна, в противном случае ее придется укорачивать.

Как определить длину цепи велосипеда

Все, кто менял этот элемент велосипедной трансмиссии самостоятельно, задавались вопросом, как рассчитать длину цепи, потому что все они предусматривают определенный запас. Проще всего это проделать, подсчитав число звеньев на снятой цепочке и такое же количество определить для новой. А когда работа предусматривает замену кассеты, либо устанавливается система с иным числом звездочек, определение длины цепи вызывает у многих затруднения. Дело в том, что данный показатель изменится, и на снятый элемент ориентироваться не следует. Для решения проблемы предлагается один из трех существующих способов, рассказывающих, как выбрать длину цепи.

Горные велики и гибридные модификации: длина цепи велосипеда

Разберем каждый метод в отдельности:

  • цепь выставляем по зубчикам наиболее больших велосипедных звездочек, максимально натягиваем лапку от переключателя, установленного сзади (она должна податься вперед), и получаем оптимальную длину цепи. В итоге получается следующее: переключатель находится почти на одной линии с лапкой, и рисковать с преодолением этого предела не рекомендуется, получите поломку. Лучше всего удерживать лапку под маленьким углом. Если допустите ошибку, и длина цепи на велосипеде окажется короче от требуемого значения, то при случайной активации пары крупных звездочек цепной длины окажется недостаточно, и переключатель оторвется;
  • во втором случае действуем, как в предыдущем варианте, цепь надеваем на крупные звездочки, а переключателем не пользуемся, просто запоминаем длину, к полученному значению прибавляем пару звеньев, в итоге получаем идеальный результат;
  • выставляем цепочку по малой звездочке заднего колеса и наиболее крупной передней, выбираем цепную длину с таким расчетом, чтобы переключатель находился под прямым углом к поверхности земли, и роликовые оси располагались одна под другой.

Если ваш велосипедный транспорт двухподвесный, для измерения длины цепки выбирается такое положение амортизатора, чтобы ведомые звездочки максимально отдалились от каретки (амортизатор находится в сжатом состоянии).

Длина велосипедной цепи шоссейника

Как правило, для такого транспортного средства пользуются третьим способом, выставив цепочку на крупную звездочку спереди и самую мелкую заднюю.

Как определить длину цепи велосипеда

Односкоростной велосипед: как подобрать длину цепи

Для такого транспорта или велика, имеющего планетарную втулку, устанавливают ее в рамных дропаутах таким образом, чтобы оставалась возможность потом ее смещать назад, если цепь будет вытягиваться.

Пользуемся маркировкой

Она содержит в себе сведения о геометрических параметрах цепочки, обозначение которых рассмотрим на конкретном примере.

½” х 3/16” – 120 links Pinlength 7,3 mm:

  • ½” – это шаг велосипедной цепи, выраженный расстоянием между парой соседних пинов. В соответствии с требованиями стандартом он остается неизменным и равен половине дюйма (12.7 мм);
  • 3/16” – расстояние между внутренними звездами. Уточнив такой показатель, сразу становится ясно, надевают ли конкретную велосипедную цепь на широкую звезду либо нет. Здесь существует четыре варианта: 1/8” – используется на односкоростном велотранспорте, 3/16” – раньше предназначался для прогулочных модификаций с одним скоростным режимом, сегодня практически не применяется, 3/32” – самый популярный вариант цепочки для байка с большим количеством скоростных режимов (количество звездочек варьируется в пределах 6 – 8 шт), 11/128” – устанавливается на многоскоростные образцы с девятью и более звездами;
  • 120 links – число звеньев в цепке;
  • Pinlength3 mm – значение внешней ширины пина, от которого зависит число звездочек на скоростном байке, и подойдет ли к нему данная цепь. Чем толщина меньше, тем больше шансов, что цепь подходит на велосипед, имеющий много звездочек.

Редко, но в маркировке встречается аббревиатура КГС. Так обозначают предельную прочность на разрыв, который случается, если на трансмиссию воздействует максимально разрешенное усилие.

Проводим проверку

Как определить тип цепи, мы разобрались. Но что делать дальше? Необходимо выполнить проверку, для проведения которой цепь спереди и сзади выставляется на самые мелкие звездочки. В случае, когда лапка расположится почти параллельно к земной поверхности, длина цепи превышает нормальное значение. Вероятно, при движении по кочкам она будет соскакивать довольно часто, потому что у переключателя не будет возможности придать ей нормальное натяжение. А когда лапка при проверке установлена под легким уклоном, длину цепочки вы подобрали правильно.

Как определить длину цепи велосипеда

Рекомендуется также проверить расстояние от цепочки до ролика, расположенного сверху – в идеальном варианте это значение должно составлять 25 – 45 мм, и в данном случае гарантируется правильная работа переключателя.

Никто не даст гарантию, что у нового велосипедного транспорта, только что привезенного из магазина, стоит цепь нужной длины (в новых изделиях всегда предусмотрен некоторый запас). Первое, что вы должны сделать – проверить показатель длины и при необходимости убрать лишние звенья цепочки.

Изнашивание элемента трансмиссии

Система нуждается в смазке, регулировке и обеспечении должных условий для хранения. Чтобы велосипедная цепь эксплуатировалась длительный период, ее смазывают специальным маслом каждый сезон, удаляют старую смазку и грязь.

Когда велосипедный транспорт определяется на долгосрочное хранение, превышающее годовой сезон, цепь лучше всего демонтировать и заложить в банку, залив керосином. Так она сохранит свои внешние данные и не растянется.

Как правильно узнать длину износившейся цепи? Для определения степени износа используют простую линейку либо считают количество звеньев. По линейке должно получиться 12 дюймов, в миллиметрах этот показатель составляет 304.8.

В случае, если длина цепи превышает погрешность в:

  • 5 мм – такое состояние считается нормой;
  • 5 мм – рекомендуется выполнить замену цепочки;
  • 3 мм – ожидайте проблем с включением скоростных режимов, в срочном порядке установите новую цепь;
  • от 3 мм – полностью меняется трансмиссия.

Цепь относят к элементарным, но наиболее важным элементам любого велосипедного транспорта. Сегодня ее считают расходным материалом, но ее влияние на состояние трансмиссии транспортного средства велико. Чтобы избежать проблем во время эксплуатации велика, рекомендуется внимательно выбирать длину цепи, регулировать ее в соответствии с требованиями, чистить и организовывать соответствующее хранение. Все перечисленные меры только по этому элементу продлят эксплуатационный период вашего велосипедного транспорта на неопределенный срок. Помните, что цепь подходящей длины – это комфортная поездка на велосипеде.

Трансмиссия горного велосипеда

Трансмиссия горного велосипеда

Трансмиссия — очень важная часть велосипеда. От качества ее работы зависит КПД передачи усилий велосипедиста на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сбережет силы в поездке и, в конечном итоге, принесет удовольствие от катания.

Трансмиссия — очень важная часть велосипеда. От качества ее работы зависит КПД передачи усилий велосипедиста на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сбережет силы в поездке и, в конечном итоге, принесет удовольствие от катания. Классическая трансмиссия горного велосипеда включает в себя следующие компоненты:

  • Система – совокупность передних ведущих звезд, шатунов и каретки (система подшипников на которой вращаются шатуны)
  • Кассета – набор задних звезд
  • Цепь
  • Переключатели – передний и задний механизмы, перебрасывающие цепь со звезды на звезду
  • Манетки переключения – механизмы с креплением на руль, которые управляют переключателями при помощи тросиков
  • Тросики – гибкие, металлические, плетеные тросы, соединяют манетки и переключатели
  • Рубашка для троса – жесткая трубка для проводки гибкого тросика от манетки до переключателя, крепится непосредственно к раме.

Традиционная система переключения работает на ходу: цепь, направляемая переключателем, перескакивает с текущей звезды на соседнюю. Задние переключатели позволяют перескакивать на несколько звезд за одно нажатие рычага натяжения тросика манетки. Манетки для переднего и заднего переключателя различаются количеством передач, а так же изготавливаются под определенную руку. Соответственно, манетка заднего переключателя находится на руле справа, а переднего – слева.

«А сколько скоростей»?

Количество скоростей в трансмиссии горного велосипеда – это произведение количества передних ведущих звезд на количество задних звезд, составляющих кассету. Традиционный набор звезд горного велосипеда в настоящий момент — 3х9, что составляет 27 скоростей. Тут следует сказать, что велосипедная индустрия все время развивается, и уже сложно встретить кассету на 7 передач на велосипедах в среднем ценовом диапазоне, а кассета на 8-мь скоростей используется в связке с дешевыми компонентами. Качественные кассеты состоят из 9-ти звезд и имеют в своем наборе звездочки от 11 до 32 или 34 зубьев (для скоростного спуска используются наборы 11-23..28 зубьев). Не так давно начался массовый выпуск трансмиссий нового стандарта для работы с 10-ю скоростными кассетами (11-32, 12-36 зубьев) и двумя или тремя ведущими звездами спереди — схемы 2х10 и 3х10. Классическое сочетание передних ведущих звезд — 22-32-44 зубца, так же бывают 24-36-48 зубьев и другие модификации. Трансмиссии с разным количеством звезд в кассете используют разные цепи: так цепь для 8 скоростной кассеты шире, чем цепь для 9 или 10 скоростной, и поэтому не подходит для работы с трансмиссиями более новых стандартов. Следует использовать цепь, подходящую к вашей кассете. Большое количество скоростей позволяет велосипедисту выбирать передачу в большом диапазоне, начиная от пониженной 22-34 и заканчивая повышенной 44-11. Пониженная передача позволяет заехать в крутой подъем, а повышенная — набрать скорость на спуске или ровной поверхности.

Кроме классических трансмиссий с тремя ведущими звездами спереди применяют и специальные. Так, для катания в горах большую звезду часто заменяют рокрингом – пластиковым или металлическим защитным кольцом, которое берет на себя все удары судьбы об камни. Большая звезда от таких ударов погнется и выведет из строя трансмиссию. Для получения сопоставимых передаточных отношений с рокрингом обычно применяют звезды 24-36. Для определенных дисциплин таких, как скоростной спуск (DownHill) или дерт-джампинг (Dirt Jump), спереди используется одна звезда, а система переднего переключения заменяется успокоителем – конструкцией, полностью предотвращающей соскакивание цепи с ведущей звезды при прыжках или проезду по серьезным препятствиям. К тому же специализированные велосипеды для Дерт-джампинга или Триала (Trial) могут вообще не оснащаться системой переключения и использовать одну фиксированную передачу. Велосипед для активного отдыха и туризма лучше выбирать с трансмиссией вида 3х9 для легкой взаимозаменяемости всех компонентов.

Производители и серии компонентов

Основными игроками на рынке компонентов для трансмиссии являются компании Shimano (http://www.shimano.com) и Sram (http://www.sram.com , ей принадлежат так же бренды Avid, Truvativ и RockShox), которые выпускают полный спектр всех компонентов для трансмиссии. Отдельные компоненты выпускаются множеством фирм: SR Suntour, RaceFace, FSA, Middleburn, Bontrager ,и многими другими. Компания Shimano выпускает серии компонентов с одним названием и предназначением, компания Sram выпускает серии под маркой Sram, а так же отдельные системы под маркой Truvativ. У Truvativ в серию входят еще и средства управления, то есть можно подобрать руль, подседельный штырь и вынос нужного назначения. У каждого производителя собственное представление о различных категориях, для которых они выпускают компоненты, поэтому все приводимые далее сравнения примерны и отражают положение вещей на момент написания статьи. С каждым годом компоненты могут сильно модернизироваться, изменяя свое предназначения, а то и заменяться другой серией, но, в целом, названия и назначения устоялись и живут уже несколько лет. Обычно производители выпускают целую серию всех компонентов трансмиссии с одним названием, чтобы покупатель не запутался. Давайте же разберемся, кто есть кто.

Самые дешевые компоненты – это компоненты серии Shimano Tourney. Эта серия обычно ставится на имитацию горного велосипеда. Она предназначена для катания по ровным твердым дорогам, на нагрузки по бездорожью рассчитана плохо. Хотя чего, в общем-то, хотеть, если весь велосипед стоит 3000-5000 рублей. Здесь обычно используется устаревший набор звезд 3х7. Для активного катания стоит поискать компоненты понадежнее.

Компоненты начального уровня – это компоненты серии Shimano Altus и Acera, Sram X3. Они ставятся для использования на соответствующие велосипеды начального уровня. Данные компоненты предназначены, в основном, для неспешных выездов в парк по асфальтовым или твердым грунтовым дорогам. Компоненты можно использовать и на бездорожье, но только в прогулочном темпе. Обычно используется набор звезд 3х8.

Компоненты для активного отдыха и туризма – серии Shimano Alivio и Sram X4 для нижних ценовых предложений данного сегмента рынка и Shimano Deore, Sram X5 (система Truvativ Firex) для более дорогих велосипедов этой категории. Компоненты Alivio и X4 для уменьшения цены велосипеда могут использовать набор звезд 3х8. Трансмиссии на Deore и Х5 идут с классическим набором звезд 3х9. Компоненты будут надежно выполнять свои функции, если вовремя смазывать цепь и следить за четкостью работы переключателей. Серии не отличаются легким весом, но способны выдерживать нагрузки при езде по бездорожью, вынести тяготы многодневного туризма.

Компоненты для спортивных и экстремальных велосипедов – здесь существует множество различных компонентов с разными модификациями и назначениями. Shimano SLX и Sram X7 — надежные и крепкие, в меру легкие компоненты для таких стилей катания, как cross country, trail, enduro, all mountain. В этих сериях присутствуют компоненты как для 9, так и для 10 скоростных кассет.

Shimano Deore XT и Sram X9 (Truvativ Stylo, Truvativ Noir) – Надежные, крепкие и легкие компоненты. Это отличный выбор для катания в горах и участия в соревнованиях. Они подходят для всех стилей катания, что и предыдущая серия. Часто данные компоненты используются даже в экстремальных дисциплинах, если райдер мало весит либо технично катается. В этих сериях присутствуют компоненты как для 9, так и для 10 скоростных кассет.

Shimano XTR и Sram X0 (Truvativ XX) – компоненты с экстремально низким весом без проигрыша в прочности и надежности. Это компоненты для спортсменов, участвующих в самых серьезных соревнованиях. Здесь представлены последние достижения в технологиях и применяемых материалах. За качество и легкость этих компонентов приходится расплачиваться космическими ценами. Стоит серьезно подумать перед тем, как использовать их в экстремальных дисциплинах, потому что основное предназначение компонентов — марафоны и соревнования ХС. Используется набор звезд 2х10 или 3х10.

Shimano Saint, Truvativ Holzfeller, Truvativ Hussefelt – суровые, в меру тяжелые и очень надежные компоненты для любых проявлений экстрима. Это выбор райдеров, участвующих в соревнованиях по скоростному спуску. Здесь обычно используется только одна ведущая звезда с успокоителем.

Особенности работы переключателей и их совместимость

Для полного описания трансмиссии хотелось бы отметить различные особенности отдельных компонентов. Системы, цепи и кассеты у всех производителей взаимозаменяемы, если они предназначены для работы по одной схеме (7, 8, 9 или 10 скоростей в кассете). Так, можно поставить ведущую звезду одного производителя на шатуны системы другого производителя, а кассету и цепь использовать от третьего. Переключатели, как передние, так и задние, работают с соответствующими цепями, кассетами и системами всех производителей. Тонкость выбора переключателей заключается лишь в том, что сам переключатель и его манетка, за редким исключением, должны быть одной фирмы. Это обусловлено тем, что, например Sram и Shimano, применяют разные передаточные отношения натяжения тросика 1:1 и 2:1. Поэтому нельзя использовать задний переключатель Deore ХТ и манетку X9. Манетки бывают двух типов: триггеры (переключение происходит при нажатии на рычаги) и поворотные (переключение происходит поворотом ручки переключателя).

Передние переключатели различаются диаметром подседельной трубы, на которую они крепятся. Крепление переднего переключателя еще может быть стандарта E-type или под каретку. Часто в комплекте с новым передним переключателем идет ещё и проставка под меньший диаметр. Хомут крепления может быть нижний и верхний относительно самого механизма переключения. Для некоторых рам можно применять только переключатель с определенным креплением. Кроме того переключатели бывают с верхней и нижней тягой, это зависит от того, с какой стороны подходит к переключателю тросик. Так как прокладка тросика зависит от рамы, стоит обращать внимание и на это. Хорошие модели передних переключателей умеют работать как с верхней, так и с нижней тягой.

Задние переключатели выпускаются с разной длиной лапки: короткая, средняя и длинная. Короткая лапка предназначена в основном для работы с кассетами типа 11-26, в то время как кассеты 11-34 требуют длинную лапку, чтобы цепь можно было забросить на большую звезду в 34 зуба. Более короткая лапка, естественно, компактней, и при экстремальном применении переключателем труднее задеть ветку или камень.

Особенности выбора системы

При выборе системы следует обратить внимание на ширину каретки, так как ширина посадочного места у горных велосипедов может быть различной. Большинство велосипедов имеют ширину посадочного места в раме 73 или 68 миллиметров. Большинство систем подходят под эти размеры, применяя проставочные кольца в случае 68 мм. ширины. Экстремальные велосипеды имеют посадочное место размером 83 мм, что обусловлено необходимостью в большей прочности рамы.

Системы могут иметь разную длину шатунов. Стандартной считается длина 170 мм, однако существуют варианты 165 и 175 мм (а так же более короткие для детских велосипедов). Людям невысокого роста будет удобнее крутить короткие шатуны, а высоким людям – длинные. У экстремальных велосипедов с задней подвеской применение более коротких шатунов дает больший дорожный просвет, а, значит, меньше вероятность зацепить педалью землю при полном срабатывании подвески после препятствия.

Hi-tech

Прогресс не стоит на месте, и плодом инноваций становятся не только новые традиционные системы переключения передач, но и экзотические. Компания SRAM выпустила в массовое производство систему с внутренней схемой переключения передач планетарной конструкции. Система называется Truvativ HammerSсhmidt. Она представляет собой конструкцию с одной лишь звездой, одновременно выполняющую функции традиционной системы с 2-мя ведущими звездами и рокрингом, переднего переключателя и успокоителя цепи. К тому же, данная система обладает гораздо меньшими размерами, нежели традиционная. Переключение передач происходит путем подключения дополнительных механизмов внутри конструкции, которые обеспечивают разное передаточное соотношение между оборотом единственной ведущей звезды и оборотом шатунов. Система заменяет традиционные наборы звезд 22-36 или 24-38 зубцов в зависимости от установленной звезды (22 или 24 зуба соответственно).

Сколько бывает скоростей у велосипеда

Велосипед с механизмом переключения скоростей

У современных велосипедов максимальное число скоростей может достигать 30. Число скоростей зависит от количества передних и задних звезд. Переключатель скоростей на велосипеде необходим для комфортной езды по пересеченной местности. Например, при заезде на возвышенность, следует переключать скорость на пониженные передачи, а ехать с горки следует на повышенной передаче. Переключая скорости, когда это необходимо, велосипедист экономит свои силы.

Как определить число скоростей

Номинальное количество скоростей определяется вариантами сочетаний передних и задних звезд. Например, если у велосипеда 10 задних звезд и 3 передних, то номинальное количество скоростей будет равно 30, а если сзади 9 звезд, то 27. Однако тут есть один нюанс — фактическое число скоростей, которые можно использовать, будет меньше. Это связано с тем, что из-за перекоса и неправильного натяжения цепи не следует использовать все возможные сочетания звезд.

Оптимальное переключение скоростей

Во избежание перекоса и соскакивания цепи рекомендуется переключать скорости следующим образом:
• Первая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 1-1, 1-2, 1-3 и 1-4.
• Вторая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7.
• Третья передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 3-6, 3-7, 3-8 и 3-9.

В результате получается, что велосипед с тремя передними и девятью задними звездами номинально имеет 27 скоростей (3*9=27), но фактически у него будет использоваться только 12 скоростей. И этого достаточно для поездок по местности с любым рельефом.
Стоит отметить, что придерживаться данной схемы совсем не обязательно, но при использовании оптимальных комбинаций переключения звезд существенно уменьшается износ цепи.

Как правильно переключать скорости

При езде против ветра, по песку, глине, мокрой грязи или подъеме в гору, необходимо «сбрасывать» переднюю передачу. Тогда будет легче крутить педали, маневрировать и набирать скорость.

Первая передняя передача оптимальна для подъема, если вы не хотите прикладывать большие физические усилия. Вторая передача подходит для небольших подъемов и езды по лесным дрогам. На третью переднюю передачу (самая большая звезда) рекомендуется переключаться во время езды по городу. При этом задняя передача переключается в соответствии с приведенной выше схемой переключения скоростей.

Сколько бывает скоростей у велосипеда

Велосипед с механизмом переключения скоростей

У современных велосипедов максимальное число скоростей может достигать 30. Число скоростей зависит от количества передних и задних звезд. Переключатель скоростей на велосипеде необходим для комфортной езды по пересеченной местности. Например, при заезде на возвышенность, следует переключать скорость на пониженные передачи, а ехать с горки следует на повышенной передаче. Переключая скорости, когда это необходимо, велосипедист экономит свои силы.

Как определить число скоростей

Номинальное количество скоростей определяется вариантами сочетаний передних и задних звезд. Например, если у велосипеда 10 задних звезд и 3 передних, то номинальное количество скоростей будет равно 30, а если сзади 9 звезд, то 27. Однако тут есть один нюанс — фактическое число скоростей, которые можно использовать, будет меньше. Это связано с тем, что из-за перекоса и неправильного натяжения цепи не следует использовать все возможные сочетания звезд.

Оптимальное переключение скоростей

Во избежание перекоса и соскакивания цепи рекомендуется переключать скорости следующим образом:
• Первая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 1-1, 1-2, 1-3 и 1-4.
• Вторая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7.
• Третья передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 3-6, 3-7, 3-8 и 3-9.

В результате получается, что велосипед с тремя передними и девятью задними звездами номинально имеет 27 скоростей (3*9=27), но фактически у него будет использоваться только 12 скоростей. И этого достаточно для поездок по местности с любым рельефом.
Стоит отметить, что придерживаться данной схемы совсем не обязательно, но при использовании оптимальных комбинаций переключения звезд существенно уменьшается износ цепи.

Как правильно переключать скорости

При езде против ветра, по песку, глине, мокрой грязи или подъеме в гору, необходимо «сбрасывать» переднюю передачу. Тогда будет легче крутить педали, маневрировать и набирать скорость.

Первая передняя передача оптимальна для подъема, если вы не хотите прикладывать большие физические усилия. Вторая передача подходит для небольших подъемов и езды по лесным дрогам. На третью переднюю передачу (самая большая звезда) рекомендуется переключаться во время езды по городу. При этом задняя передача переключается в соответствии с приведенной выше схемой переключения скоростей.

Источники:

https://asfaltirovanie-msk.ru/tolshchina-asfalta/
https://akb.ru/
https://bike-all.ru/kak-opredelit-dlinu-cepi-velo/
https://bikedivision.ru/article/transmissija-gornogo-velosipeda/
https://www.kakprosto.ru/kak-900687-skolko-byvaet-skorostey-u-velosipeda-
https://www.kakprosto.ru/kak-900687-skolko-byvaet-skorostey-u-velosipeda-