Велосипед Кама
Выпуск был очень ограниченным, особенно, для моделей, предназначенных для профессионального спорта. Основные: “Турист”, “Спутник”, “Тахион” и “Москва-80”, выпущенный специально к московской олимпиаде.
Сразу стоит отметить, что если дорожные велосипеды, выпущенные на Харьковском велозаводе (ХВЗ) вызывали заслуженные нарекания, то спортивные модели украинского производства были всегда на высоте. Все завершилось тем, что выпуск специализированных спортивных велосипедов был полностью доверен этому заводу.
ХВЗ Старт Шоссе Москва 80
Лебединой песней стал, конечно же, “Москва-80”. Предназначенный для спортивных гонок, всего 8-ми килограммового веса в сочетании с неимоверной выносливостью — о таком “велике” любители такого вида транспорта могли только мечтать. Интересно, что и другой ряд моделей, выпущенных заводом к олимпиаде всегда считался наилучшим вариантом спортивного велосипеда. У многих такие марки стоят дома как реликвия, но, не меньшее количество продолжает ездить по нашим дорогам и почти сорок лет спустя, подтверждая качество изготовления.
Совсем другого качества был “Турист”, выпускавшийся на том же заводе. Отличавшийся внешне лишь обычным рулем (в отличии от загнутого “бараньего” у спортивной модели), в эксплуатации 4-скоростная модель вызывала лишь разочарования. Плохо выполненная система переключения передач часто подводила, невысокого качества были и другие комплектующие. Неудивительно, что несмотря на заметно большие объемы производства, таких моделей, в отличии от “олимпийских” уже не встретишь на наших дорогах. Он был гораздо ближе к дорожнику, компоновался обычными крыльями, багажником и подсумком для инструментов.
“Тахион” был специальным шоссейным велосипедом, который можно сравнить с современными гоночными. Из-за своей дороговизны (некоторые детали были импортного производства) он был незнаком большинству велолюбителей Союза. Был доступен только для элитных владельцев.
Особенностями таких моделей, в целом, была система переключения передач и отсутствие, по этой причине, барабанных тормозов. Тормозная система была ободного типа, как на переднем, так и на заднем колесе.
Многие из моделей советского периода до сих пор можно встретить на наших дорогах (причем, некоторые — еще в заводской компоновке). Нередко также встречаются объявления о продаже такой техники в интернете. Все это на практике подтверждает качество и популярность советских велосипедов. Для кого-то еще это — ностальгия по времени, “когда мы были молоды”.
«Турист» — первый в шоссейник в СССР
«Турист» считается шоссейным велотранспортом, но если провести параллель с современными велосипедами шоссейного типа, то сходства можно пересчитать на пальцах. Но мы же говорим о временах Советского Союза. А для того времени такой агрегат, как «Турист», был настоящим прорывом в велосипедной индустрии. Это был первый велосипед, скоростной режим которого можно было выбирать самостоятельно.
Но наличие четырех скоростей — это ещё не все преимущества модели! «Турист» имел превосходную заводскую комплектацию, в которую входили:
- насос;
- подрамная сумка, внутри которой был весь необходимый инструментарий для осуществления велосипедный ремонтных работ;
- багажник.
И это еще не все! Производители оборудовали эти советские шоссейные велосипеды тормозами ручного типа, фарой и динамо-машиной. Именно этими нововведениями марка заслужила всенародное признание и любовь.
К недостаткам модели можно отнести отсутствие амортизаторов.
Надежность, крепость и эргономичность – синонимы велосипеда «Турист».
Орленок
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников». Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».
Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии.
Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.
Из истории велосипеда «Кама»
Несмотря на дороговизну, приобрести заветную игрушку было проблематично – в свободной продаже велосипед «Кама» практически не появлялся, и желающим приходилось доставать талоны и потом еще отстаивать неимоверные очереди, чтобы купить это чудо техники. Обладатели такого велосипеда считались счастливчиками, особенно ценился такой велосипед у мальчишек, так как колеса этого велосипеда считались «противоударными», и возможность поставить на нем восьмерку была нулевой.
Завод «Кама» ведет свою историю с 1956 года и к восьмидесятым годам, когда был расцвет популярности новой модели, стал лидером по производству складных велосипедов в СССР.
Во все республики Советского Союза поставляли велосипед «Кама». Характеристики этой модели были, на тот момент, наиболее востребованы в сельской местности, но и для городских кварталов этот велосипед отлично себя показывал. Главной особенностью изделия было то, что велосипед «Кама» складной, ранее таких моделей в СССР не производилось.
Конструкция велосипеда была настолько проста, что проблем со сборкой-разборкой этой модели не возникало совсем. Любой мужчина интуитивно понимал, как в несколько секунд разобрать и упаковать на хранение или для перевозки этот складной велосипед «Кама». Размер колес позволял использовать велосипед с возраста 8-9 лет.
Молодые владельцы велосипеда старались украсить своего двухколесного друга, но заводские тюнинговые детали не были доступны, и приходилось использовать любые подручные средства. В ход шли шланги от противогаза, устанавливаемые на руле; цветной проволокой украшались спицы; монтировались автомобильные катафоты и зеркала заднего вида.
История замечательного велосипеда могла прерваться в 2005 году, когда завод «Велта», занимающийся выпуском этой марки велосипеда, был близок к банкротству. Лишь с помощью ООО «Аталис» завод удалось отстоять и наладить новый выпуск старого бренда, но уже с применением более современных материалов, как в техническом решении, так и в оформлении внешнего вида изделия.
О байке
Салют – советский дорожный складной велосипед, предназначенный для передвижения по различной поверхности. Он выпускался на заводе в Перми, совместно с такими популярными велосипедами, как «Урал», «Кама» и др. В свое время пользовался большой популярностью среди городского и деревенского населения. Часто позиционировался как подростковый велосипед.
В стандартной комплектации велик был оборудован крыльями, багажником, редко и передним ободным тормозом. В умелых руках дворовой детворы Салют мог превратиться в настоящее творение искусства. Он украшался всем, что попадало под руку: изолентой, проволокой, кассетной лентой и многим другим. В случае поломки, ремонт не был дорогой или затруднительный. Практически любую неисправность можно было починить собственноручно.
«Салюты» сегодня
Как уже указывалось ранее, эти велики очень надежные и изначально были рассчитаны на долгий срок использования. Многие из них дожили и до сегодняшних дней в неизменном виде и без каких-либо коренных переработок и изменений. Хотя намного больше «Салютов» сейчас хранятся в виде ржавеющего хлама в сараях, гаражах и на чердаках. Хотя есть и такие энтузиасты, которые дают «Салютам» вторую жизнь.
Отреставрированный «Салют»
Переделка такого велосипеда сегодня занимает немало времени и сил. Тем не менее на улицах все-таки можно встретить с виду новый велосипед «Салют». Перекрашенный и ухоженный «Салют» даже сегодня будет выглядеть очень неплохо.
Тем же, кто захочет собственноручно отреставрировать старый «Салют», следует знать, что такие детали, как каретка, втулки и цепь, скорее всего, потребуют полной замены. Придется повозиться еще и с рулевой колодкой. Подходящие покрышки сегодня найти будет тоже достаточно проблематично, хотя как вариант можно будет заменить полностью колеса.
Складные велосипеды
Особой категорией велосипедов были складные дорожные. Они компоновались колесами размером 20” (“Аист”) или 24” (“Салют”).
Велосипед «Аист», «Десна» складной
Их универсальность была в том, что на них могли ездить все, от мала до велика. Дети установив минимальный подъем седла и руля, начинали ездить на удобном (без рамы) велосипеде. По мере роста, и то, и другое можно было регулировать почти до бесконечности. Женский пол также любил этот транспорт из-за отсутствия рамы и удобства посадки-высадки. Некоторые мужчины предпочитали такой велосипед по причине его разборной конструкции. Без проблем его можно было сложить и отправить в багажник автомобиля или вагон электрички. Особенно, это относилось к имеющему совсем скромные размеры “Аисту”. Конечно, длительные поездки на таком транспорте были некомфортными и утомительными. Он был скорее предназначен для близкого подъезда.
“Аисты” начали выпускаться почти сразу после войны (в 1947 году), но, и сейчас еще в строю и пользуются заслуженным уважением и спросом.
А вот велосипеды марки “Салют” выпускаются и сейчас. Как и в те времена, кроме привычной складной модели, есть такая же с нескладной рамой и с большими колесами (26 или 28-дюймовыми). Особенностью этой модели был очень удобный, красиво изогнутый руль. Пользовался огромным спросом в селах и поселках.
Если на Украине и в Белоруссии больше любили эти марки складных велосипедов, то в России отдавали предпочтение “Каме”. Велосипед с яркой окраской был мечтой продвинутой молодежи. Не удивительно, что на эту марку одними из первых стали устанавливать зеркала, свет и различные аксессуары. Он был очень выносливым и с хорошей проходимостью на маленьких колесах.
Советский «Школьник»
«Школьник» — модель велотранспорта для детей, ведь именно они выступали в качестве основной потребительской категории. Производство двухколесных под этой маркой было развернуто на заводе им. Горького, который являлся структурной единицей объединения ГАЗ. Начал осуществлять свою деятельность этот завод в 1940 году и первоначально был цехом Горьковского автомобильного завода по выпуску автомобилей для детей и их комплектующих. Вторая мировая война заставила поменять специализацию на производство боевых мин. Но несмотря на это, в 1956 году мир увидел велосипед советский «Школьник».
- целевая аудитория – дети 10–11 лет;
- период выпуска – с 1956 по 1993 год.
- задней втулке был свойственен свободный ход;
- высокий руль;
- вынос руля увеличенный;
- мягкое сиденье;
- жесткий каркас седушки.
Диаметр колес
Для использования в городской среде самым оптимальным считается колесо с 20-ти дюймовым диаметром. Имено такие колеса имеет велосипед «Кама». Это идеальный компромисс между компактными габаритами и комфортностью поездки. Колеса идеально подходят для перемещения по асфальту, брусчатке и грунтовой дороге. Для них не составляет труда преодоление невысокого бордюра.
Возможно они не настолько компактны как суперсовременные модели с миниатюрными 16-дюймовыми колесами, зато более функциональны и прекрасно приспособлены для езды в сельской местности по грунтовой дороге.
Велосипеды «Кама», выпущенные много лет назад, и сегодня отлично востребованы и часто используются.
«Урал» – это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Тахион» — спортивная мечта
Советский спортивный велосипед – предмет вожделения мальчишек. Каждый хотел, чтобы у него был такой велик, которого не было у сверстников. Тогда его владелец приобретал большой авторитет среди друзей и получал выгодные предложения взамен на разрешение прокатиться. Ну, кому такое не понравится?!
Создателем «Тахиона» является Реджинальд Воронцов. Чтобы охарактеризовать советский велосипед, достаточно дать определение названию модели. Итак, тахион представляет собой частицу, которая движется со скоростью, превышающей скорость световых потоков в вакууме. Вот и получается, что «высокоскоростная» особенность была изначально заложена в агрегат этой марки. Просуществовал «Тахион» на рынке немного более 10 лет. В конструкцию входили импортные элементы. Вес железного коня составлял 9,5 кг. Такие габаритные характеристики были достигнуты благодаря применению таких материалов, как титан, сплавы из алюминия. Кстати говоря, вышеперечисленные материалы активно используются и в современном велопроме.
В общей сложности было выпущено около 400 велосипедов марки «Тахион», которые отличались друг от друга техническими характеристиками. Но какие бы характеристики ни были свойственны той или иной модели, для целей эксплуатации обычными людьми он предназначен не был. Призвание «Тахиона» — спортивная жизнь и соревнования. Цена такого спортивного коня находилась в пределах 7000 рублей.
Старые советские велосипеды — легенда нашего времени!
Особенности велосипедов времен СССР
Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:
- прямая;
- выпуклая верхняя труба;
- открытая.
Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!
Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.
Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.
А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.
«Орленок» в СССР
Велосипед советский «Орленок» относится к группе подросткового транспорта. Выпускал мечту подростка литовский завод. Эта марка велосипеда значительно превосходила агрегат «Школьник» как по техническим характеристикам, так и по особенностям дизайнерского оформления. Этот «литовский красавец» был самым желаемым подарком на день рождения или Новый год каждого советского мальчишки.
Особенностями рассматриваемой модели являются:
- Эргономичность. Модель была правильно разработана и комфортна в эксплуатации. Кроме того, пользовался этот велосипед спросом и у жителей многоэтажных домов, ведь заносить его было гораздо проще, нежели предшественников.
- Идентичность велосипедов для взрослой категории населения. В основе конструкции «Орленка» присутствуют каретка, втулки и профиль обода в том же количестве, что и взрослого агрегата. Поэтому тот, кто становился владельцем этого железного коня, выглядел взрослым в глазах друзей-подростков.
- Простота модернизации под мотобайк. Истории известна масса случаев, когда обычный подростковый «Орленок» становился мотовелосипедом, на котором можно «вышивать» на относительно высоких скоростях, не прилагая практически никаких усилий – достаточно было пару раз крутануть педали.
Самый первый
Фото: ТАСС/Борис Кавашкин
Собственно именно с него все и начиналось. Для советского ребенка этот смешной велосипедик был первым “большим”, почти как у взрослых. Все классические детские велосипеды с педалями, намертво прикрепленными к переднему колесу, были, скорее, самоходным вариантом коляски, не случайно многие из них сегодня выпускаются с торчащей позади седла длинной ручкой для управления взрослым.
Но “Дружок” был не такой. У него было все как у настоящего велосипеда: руль, тормоз, цепь, багажник и даже колеса с камерой. У более поздних вариантов они, правда, делались из цельнолитой резины. Весь секрет заключался в колесной формуле 2×2: на задней вилке рядом с выемкой для колесной втулки на болтах крепились две дюралевые штанги с пластмассовыми колесиками. В один прекрасный день папа говорил: “Ну все, ты уже большой” – и отвинчивал одну из них. Потом отвинчивал вторую, и вот ты уже едешь как взрослый, удерживая равновесие. После “Дружка” учиться этому не требовалось.
В отличие от большинства советских великов, “Дружок” не имел заднего барабанного тормоза, вместо него был задний клещевой. Впрочем, вряд ли ребенок смог бы разогнаться на нем так, чтобы не суметь затормозить ногами. Еще “Дружок” был складным, со съемными рулем и седлом, что существенно облегчало его перевозку в метро, в электричке или в багажнике автомобиля. А его платформа позволяла такие изощренные издевательства над собой, что от фантазии отечественных кулибиных можно было остолбенеть на месте с разинутым ртом. Доводилось видеть даже переделку “Дружка” в мопед при помощи мотора от братской бензопилы “Дружба”.
Более продвинутым вариантом “дутика” (так называли в народе все детские велосипеды “дружковского” типа) считались ленинградский КВД или его тульская копия по имени “Бабочка” – в основном за счет более изящных форм и красного пластмассового шильдика со звездой на переднем крыле.
Велосипед “Бабочка”. Фото: velomasterclass.ru
Самым понтовым детским великом считалась львовская “Зайка-люкс”, у которой было сидение с поддерживающей спинкой, передняя и задняя фары и зеркала, как на мотоцикле – но она крайне редко попадала в магазины за пределами Украины.
Велосипед “Зайка-люкс”. Фото: detstvoto.net
Для особых эстетов были еще тульские ДКВ, считавшиеся промежуточным вариантом между детскими и школьными великами. Их конструкцию вполне можно было назвать винтажной: в комплекте помимо обычного ведущего колеса поставлялось аналогичное по размерам второе пассивное колесо и удлиненный мост со звездочкой. Из всех этих запчастей можно было собрать как трехколесный детский велосипед, так и обычный двухколесный.
Процесс послевоенной эволюции советского детского велосипеда начался он с “Ветерка”, выпускавшегося в 1950-х. Ранние модели “Ветерков” имели ту самую формулу 3×2, которую потом без изменений скопировали на ДКВ, а поздние делались уже с приставными колесиками, как на “дутиках”.
Еще одним ответвлением с того же древа был совсем уж редкий латвийский “Спарите” (“Стрекоза”) с тремя колесами, уже без всякой возможности модификации. Между прочим, поставлялся на экспорт в Финляндию.
Помимо детских 3×2 велосипедов существовали и взрослые: экспериментальный В-925 Жуковского завода, предназначавшийся для лиц пожилого возраста и перевозки грузов и их же ЖВЗ “Десна” 113-221, выпускавшийся крупной серией на базе одноименного “складника”.
В один прекрасный день в жизни каждого советского ребенка наступал тот самый момент, когда руль и седло верного “дутика” выше уже не поднимались, а ноги начинали скрести по земле. Это означало, что пора канючить на велик побольше. А также учиться на все пятерки, ходить за хлебом и выносить ведро по первому свистку – все ради того, чтобы в один прекрасный день родители торжественно вкатили бы в квартиру новенький, блестящий, еще чуть-чуть липкий от заводской смазки подростковый велосипед.
Характеристики
Рама «Салюта» изготавливалась из прочного стального сплава. Складные модели делились на 2 типа:
- Складные на шарнире;
- Разборные.
Если со складными не должно возникать никаких вопросов, то разборная конструкция требует некоторых уточнений. Велосипед с таким типом рамы полностью разъединялся на две части и имел жесткую сцепку. Таких рам было выпущено немного, и они достаточно раритетные. Разобраться в устройстве помогала инструкция, которая шла в комплекте.
Рулевая колонка была регулируемая. Так же была выполнена из стали. Она регулировалась не только по высоте, но и по наклону. Каждый мог подобрать для себя подходящее положение руля.
Диаметр колеса по современным стандартам составляет 24 дюйма. Покрышки и камера имели размер 533х37мм. Колесо было оснащено 36 спицами.
Что касается тормозной системы, то торможение производилось за счет задней втулки.
Велосипеды «Салют» выпускались с двумя видами седла. Первые представляли собой мягкую латексную подушку, а вторые жесткое седло с пружинами для большего комфорта.
Общий вес велика составляет 14,8 кг, что по нынешним меркам достаточно много для подобного рода дорожных велосипедов.
От 8 до старших классов
Советские велосипеды для детей младшего школьного возраста и подростков фактически представляли собой уменьшенные копии взрослых. Вариантов было не так много, а самыми распространенными были “Школьник” и “Орленок”. Все остальные если где и ездили, то разве что на периферии производивших их республик.
“Школьник” – детище Горьковского автозавода, выпускался с начала 1960-х. Первые модели еще имели гендерную стратификацию – они делились на женские (рассчитанные на езду в длинной юбке) и мужские. Позднее их стали выпускать в варианте унисекс, с открытой однотрубной рамой. Существовала и складная версия.
Родовой травмой всех “Школьников”, так и не исправленной за добрых два с лишним десятка лет производства, было весьма паршивое качество задней втулки. Уже через несколько месяцев езды цепь начинала регулярно слетать, а прокруты педалей становились унылой повседневностью. Папаши вынужденно переквалифицировались в веломехаников, потом махали рукой: “делай сам”, и детям приходилось сызмальства осваивать всю премудрость ключей и подшипников, чтобы заставить несчастный агрегат хоть как-то ездить.
“Орлята” появились еще раньше – в 1950-х. Сперва их делал Минский велозавод, причем сразу двумя моделями: “Орленка” с закрытой рамой для мальчиков и “Ласточку” для девочек. С середины 1970-х основной поток “орлят” стал сходить с конвейров Шауляйского моторного завода, благодаря чему велосипеды обзавелись звучными именами “Эрелюкас” и “Крегждуте”.
Велосипед “Эрелюкас”. Фото: veloretro.ru
Ранние варианты “Орленка”, как и мужских версий “Школьника” имели сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в перья задней вилки. Потом конструкцию решили упростить, позаимствовав раму от популярного у взрослых “Прогресса”. В таком виде “Орленок” дожил чуть ли не до вступления Литвы в Евросоюз.
Советские велосипеды
Велосипедное производство в Советском Союзе активно возросло после эпохи военного коммунизма: тогда в 20-х годах прошлого века была восстановлена работоспособность ХВЗ – Харьковского велосипедного завода, который стал главной площадкой для производства трех- и двухколесных коней в СССР. Первый велосипед сошел с конвейера в 1924 году. С тех пор началась стальная эпоха для всех советских ребят, для которых главным дворовым развлечением стали гонки на велосипедах.
Позволить себе иметь дома байк могла не каждая семья: кому-то не доставало средств, а кому-то попросту негде было хранить такое здоровое транспортное средство: семьи жили в коммуналках, где каждый квадратным метр был расписан. Больше везло тем, у кого был свой гараж: там можно было и хранить велосипед, и самостоятельно его чинить, и даже всячески украшать – главное, чтобы хватило фантазии. Ниже мы рассмотрим несколько самых популярных моделей советских велосипедов.
«Аистов» начали выпускать в 1947 году. Эти модели были очень незатейливы в конструкции, легко ремонтировались и не нуждались в особом обслуживании, в связи с чем велосипед приобрел просто невероятную популярность. Их производят и по сей день: сейчас этим занимается одноименный белорусский велосипедный завод.
В 1950 году марка отметила своеобразный юбилей – был выпушен 100-тысячный велосипед, что красноречиво говорит о повсеместном его распространении. Аналогом «Аиста» была «Десна», но первого отличало наличие прямой, а не изогнутой рамы. В советские времена «Аист» был конкретной моделью велосипеда, в то время как сегодня под маркой «Аист» выпускается несколько модификаций, отличающихся своими индивидуальными характеристиками.
Салют
«Салют-С» — еще одна модель советского велосипеда. Он представлял собой двухколесный байк, который складывался пополам, что облегчало его перевозку в общественном транспорте или в автомобиле. По конструкции «Салют» напоминал «Каму», с той лишь разницей, что колеса у него были чуть большего диаметра.
Выпускалась еще одна разновидность – «Салют», или «Уралец». В отличие от вышеописанной складной модели, этот велосипед имел полноценную ромбовидную стальную раму, которая называется мужской. Модель с женской рамой называлась «Сура».
Кросс
Некоторые называют «Кросс» советским BMX-ом. В чем-то здесь есть логика, ведь «Кросс» подразумевался как спортивно-игровая модель для соревнований, правда, предназначался только для детей: в документации было сказано, что его основная аудитория – мальчики и девочки в возрасте с 7 до 11 лет. Велосипед производили на Саранском механическом заводе. Для ребенка он был немного тяжеловат – 12 кг.
- В список дополнительных элементов комплектации входили 2 крыла – заднее и переднее, три вида светоотражателей – задний, передний и для спиц, а также мягкий защитный слой на верхней части рамы.
«Кама» заслужила статус первоклассного велосипеда. Несмотря на свою довольно высокую цену (100 рублей в конце восьмидесятых), она все равно стала бестселлером и была предметом мечтаний многих, поэтому за ними в магазинах натурально выстраивались очереди. Чтобы заслужить такой велосипед, многие дети клялись учиться всю оставшуюся жизнь на одни пятерки.
Что же так привлекало в «Каме»? Конечно, стильный внешний вид. Конечно, нечета сегодняшним байкам, но по тем меркам велосипед был очень даже привлекательным. Кама могла «расти» вместе со своим хозяином, у нее были удлиненные втулки на руле и сидении, а также отсутствовала горизонтальная балка рамы, что позволяло вставать «на дыбы» значительно легче. Этому сопутствовал еще и небольшой диаметр колес. Что еще интереснее, «Камы» выпускались еще и в складном варианте, а это значит, что хранить и перевозить ее можно было гораздо легче других моделей.
Турист
Прототип шоссейного велосипеда «Турист» называли роллс-ройсом от вело промышленности СССР. Отличительной особенностью «Туриста» выступало наличие переключателя четырех скоростей, чем другие байки похвастать не могли. Как несложно понять из названия, модель создавалась для длительных походов, и в таких условиях наличие скоростей играло важную роль для путешественников. Так как владельцами «Туристов» обычно были взрослые, для ребенка было счастьем проехаться хотя бы на раме этого велосипеда. Привлекало еще и то, что в заводской комплектации велик сразу поставлялся с подседельной сумкой, насосом и багажником, а иногда — еще и с динамо-машиной и фарой.
Отличался «турист» еще и рулем, который в народе прозвали «баранкой». Как и у современных шоссейников, такой руль позволял менять положение рук, чтобы дать отдых разным частям тела – преимущественно спине. Здесь же, на руле, располагались рычаги ручного тормоза.
Тюнинг советских велосипедов
Советский Союз уже давно прекратил свое существование, а вот его велосипеды его до сих пор на ходу. Не все, конечно, но те, что получали должный уход, еще вполне работоспособны. Чтобы придать такому байку современный вид, некоторые владельцы тюнингуют велосипед самыми мыслимыми и немыслимыми способами. Под «горячую руку» попадает всё – колеса, рамы, рули, запчасти, аксессуары.
Ретровелосипед – стильная и практичная техника
«Ретро» в переводе с латинского означает «назад», то есть обращение к прошлому. Это стилистическое направление, которое будет в тренде на протяжении еще очень долгого времени, потому что оно состоит из всех самых лучших и запоминающихся фактов каждой эпохи. Так, объектом вечной моды является ретровелосипед. Такие устройства существуют и сейчас.
Немного истории
Схема современного транспортного безмоторного средства была представлена еще два века назад. В то время стали появляться первые велосамокаты, которые представляли собой рамку с колесами, седло, руль и отсутствие педального привода. В наши дни подобные устройства продаются для обучения маленьких детей.
Середина XIX века ознаменовалась появлением агрегатов с передним приводом. Эта модель имела странный вид – колеса у нее были разных размеров.
Особенностью модели было:
- наличие изогнутой трубки-рамки с двумя вилками под колеса;
- большое переднее колесо и маленькое заднее;
- сиденье у самой рамки;
- наличие нижнего руля.
Педали были расположены на оси ведущего колеса. Высота составляла 150-200 см, управляемость была невысокая, а вот скорость развивалась нормальная – от 20 до 35 км в час. Тормозов не имелось, что было небезопасно для жизни.
Самые большие изменения конструкции велосипедов связаны с изобретением цепной передачи и использованием одинаковых по величине колес. У устройств этого времени педали были встроенные в раму, вращение передавалось на заднее колесо при помощи звездочек и цепи.
Рама приняла вид ромба – это характерно и для современного велосипеда. К концу XIX века были изобретены резиновые камеры со спусковым клапаном, в это же время стало известно о подшипниках.
В середине XX столетия рамы стали производиться не только из стали, но и из титана и углеродного волокна.
Классика
Раньше для людей велосипед был не только устройством для передвижения, но и служил для привлечения внимания.
Вспомним советские классические агрегаты.
- «Урал». Это устройство характеризуется способностью развивать высокую скорость, несмотря на свою большую массу.
- «Тахион». Спортивный велосипед, произведенный из стали.
- «Спутник». Самая распространенная модель, которая была, пожалуй, у каждого советского гражданина.
- «Школьник». Об этом безмоторном агрегате грезил, наверное, каждый ребенок школьного возраста.
- Транспортное средство, своего рода символ Олимпиады – это «Старт-шоссе Москва-80».
- В прошлом очень популярны были модели «Орленок», «Турист», «Кама».
Для зарубежных государств велосипеды имели немаловажное значение. Ранее за рубежом было нормальным явлением определенную модель подобного средства передвижения считать символом государства. Американская торговая марка Harley Davidson занималась выпуском не только мотоциклов, но и транспортных средств без мотора. Здесь же была произведена еще одна марка – «Дейтон». А также велосипед – распространенное средство передвижение китайцев.
Стиль настоящего
Винтаж и ретро – эти направления пользуются все большим спросом в наши дни. Актуальны также и велосипеды, считаемые с течением времени музейными редкостями. Ретровелосипеды представляют собой взаимосвязь спорта и стиля. Есть торговые марки, изготавливающие оборудование под старину. К примеру, фирма Autum, выпустившая агрегат Epitaph Cruiser. Здесь сочетается уникальный современный стиль с некоторыми старинными деталями.
Более известна модель ретровелосипеда «Ариэль» – вот это настоящий старинный агрегат. Он с кожаными вставками, со светло-коричневой расцветкой корпуса, и самое оригинальное в нем – это его колеса разной величины, переднее колесо в два раза больше заднего. В народе это средство передвижения называют «паук».
Самой распространенной моделью ретровелосипеда в наши дни является агрегат «Круизер». Он приходится по нраву тем, кто любит неспешные прогулки, езду по городу и тем, кто предпочитает классический стиль. Для данной модели характерна простота, являющаяся украшением и дополнением транспортного средства подобного рода. Изделие, больше подходящее для хороших дорог, так как имеет большую массу.
Удобны не только составные части, но и аксессуары велосипеда:
- массивные колеса;
- велосипедные фары;
- сидение, отделанное кожей;
- объемный руль;
- цепь с обеспечением предохранения от загрязнений;
- подножка.
Модель идет с корзиной и багажником. Имеется разделение данных средств передвижения на женские и мужские с разнообразным оформлением и структурой.
Для женского велосипеда в стиле ретро характерно наличие особых деталей, подстраивавшихся под линии тела. Сюда относится такое расположение рамы, которое позволяет представительницам прекрасного пола не закидывать высоко ногу, потому что это некомфортно – в прошлые времена брюки на женщине считались признаком дурного тона, а в повседневной носке использовались юбки и платья. Одной из самых известных моделей женского винтажного велосипеда считается «Аист».
Немецкий бренд Jungherz производит женские транспортные средства на хорошем ходу. Все составные части родные, исправно работают функции переключения скоростей, тормоза.
Советы по выбору
При выборе данного средства транспорта необходимо придерживаться определенных критериев:
- следует определиться, где будет применяться средство передвижения – в городской среде или за городом;
- необходимо брать во внимание возраст, пол и вес человека, который будет пользоваться изделием.
Если не пренебрегать данными правилами, можно подобрать технику, которая обеспечит надежность и безопасность передвижения.
Типы велосипедов
Старинный трехколесный агрегат в наши дни можно найти только в качестве музейного экспоната. Современные изделия в стиле ретро можно подразделить на несколько видов.
- Горные, которые используются для езды по неровной местности, горам и проселочным дорогам. Разновидности этого типа изделий являются довольно качественными, надежными и безопасными, имеют долгий срок эксплуатации.
- Шоссейные. Эти виды значительно легче, для них характерны габаритные колеса с узкими шинами. Данный велосипед различается низким расположением руля, что дает возможным принимать аэродинамическое положение водителю, из-за чего повышается скорость.
- Смешанные. Эти изделия совмещают в своей конструкции все самые лучшие положительные характеристики, на них можно ездить и за городом, и по городским улицам, но они не подойдут для спортивных состязаний.
Интересные факты
Занимательно, что устройство для передвижения было изобретено еще в начале XIX века.
- Оно было изготовлено из дерева и без педалей, передвигаться на нем можно было при помощи ног, отталкиваясь ими от земли. Первые соревнования на велосипедах проводились недалеко от Парижа.
- В нашей стране в большом ассортименте модели с цепной передачей впервые появились в конце XIX в.
- Шотландский разработчик придумал первую пневматическую шину. Сначала он наполнял ее водой, но это было неудобно и отрицательным образом влияло на скорость. Затем в нее был закачан воздух, и был изобретен особый клапан, который не давал воздуху выходить обратно.
- Страной, где больше всего производится транспортных средств без мотора, является Китай.
Как отличить дорогую винтажную модель?
Для начала необходимо обратить внимание на рамку, вернее, на те места, где трубки соединяются, а также на перемычки жесткости между перьями треугольника в задней части. Кроме того, пристальное внимание следует уделить дропаутам и внутреннему диаметру подседельной трубы.
Места соединения трубок приобретают более интересный вид по мере повышения стоимости изделия. Если средство передвижения приобретено по более низкой цене, то тип скрепления рамок будет обычным. Основным примером люксовых изделий является форма стыковочных узлов компании Nervex. Но не во всех случаях форма скрепления трубок рамы говорит о высокой стоимости изделия. К примеру, у изготовителей средств передвижения с отсутствием мотора, таких как De Rosa, Masi и RIH, узлы на рамах скреплены довольно просто, но при этом стоимость изделий довольно высокая.
С перемычками, регулирующими твердость, ситуация обстоит так: они изготавливаются в виде металлических пластин, подсоединенным к перьям – такой вариант является самым дешевым. Средний ценовой сегмент представляет трубки круглого сечения, прикрепленные между перьями. У самых дорогих изделий имеются перемычки необыкновенного вида, чаще всего присутствует рельефная эмблема компании – изготовителя рамки.
Дропауты представляют собой рамки, на которые крепится колесо. И произведены в основном из металлической пластинки или кованные – в этом случае они отличаются наибольшей крепостью, но более дорогостоящие.
На изделиях советского производства пластины присутствуют на «Спутнике» и «Туристе», а более дорогостоящие дропы на «Старт-шоссе».
Размер подседельной трубы служит показателем того, какой толщины трубки у рам. Чем сплав металла лучше, тем он крепче, что дает возможность при равной надежности делать стенки трубок значительно тоньше в сравнении с дешевыми сплавами, а также уменьшает вес рамы. Таким образом, увеличив размер трубки, можно добиться снижения толщины ее стенки.
Пристальное внимание стоит уделить навесному оборудованию средства передвижения. Здесь нет ничего сложного: изделие спортивного типа никогда не будет идти с групсетом Shimano Exage, а обыкновенное изделие не будет включать Campagnolo Record.
Последнее, на что следует обращать внимание, это колеса. Здесь необходимо смотреть на их маркировку.
Обращая внимание на данные детали, можно с легкостью определить примерную стоимость агрегата.
Обзор ретровелосипеда «Пенни-фартинг» смотрите в следующем видео.
Велосипеды “той эпохи”
Материал основан на собственных жизненных наблюдениях автора и охватывает в основном период средины 1960-х до 1970-х годов, место действия Украина.
Полноценное массовое производство велосипедов в СССР началось после второй Мировой войны. Из зоны советской оккупации Германии, в качестве репараций, было вывезено большое количество фабрик и заводов, среди них были и предприятия мото-вело промышленности. Также были доставлены остатки продукции, материалы документация и интернированы немецкие специалисты в этой отрасли.
Центром производства велосипедов стал Харьковский велозавод. При нем было создано специализированное конструкторское бюро-ЦКТБ велостроения, которое проектировало технику и разрабатывало технологии для всех велозаводов СССР.
К началу 1950-годов в СССР определился основной ассортимент дорожных велосипедов. Типовым проектом стал односкоростной велосипед В-110 «Прогресс» с колесами 28-го размера, который с небольшими отличиями в конструкции выпускали несколько велозаводов страны. Появились спортивные, подростковые и женские велосипеды.
Сядешь, и просто нажимаешь на педаль…
В основном, в СССР велосипед не был удовольствием чтобы просто покататься или поехать семьей на прогулку, прежде всего он имел практическое значение.
В селах у него было прямое назначение как транспортного средства: привезти мешок с огорода, или прихватить что-нибудь из колхозного поля, съездить в магазин («сільпо» или «коперацію», как тогда говорили). В определенной степени в сельской местности велосипед был более распространен чем в городе. Здесь в нем была практическая потребность как средства передвижения, ездили в соседние села на работу, в школу и по делам. В селе велосипед можно было оставить на короткое время в зоне визуального контроля даже возле магазина, и самое главное, было где хранить: во дворе дома или в сарае. Велосипеды иногда воровали, но не так часто как в городе.
В городе хранения велосипеда было проблематичным, на завод на нем не поедешь, а оставить возле магазина , значит попрощаться навсегда. Никаких противоугонных замков и стоянок для велосипедов не существовало. Только самые отчаянные привязывали велосипед к столбу или дереву на тяжелую железную цепь с навесным замком. Таким же способом привязывали велосипед на стенке или в коридоре коммунальной квартиры к забитой в стену скобе. Хранили велосипеды на балконе, даже в комнате, но проще это было жителям частного сектора и владельцам гаражей.
Женщина на велосипеде, явление было редкое. Несмотря на то, что дамский велосипед появился на свет еще в конце ХIХ столетия, в СССР их начали производить только с 1946 года, и это была модель ХВЗ В-22 .
Красивый с элегантной рамой на колесах 26-го размера, украшенный плетеной сеткой защищающей юбку от попадания в заднее колесо, продержался на конвейере харьковского и львовского заводов не долго. Уже в начале 1960-х годов производство женских велосипедов сошло на нет.
Простой женщине после махания лопатой , или работы у станка было не до велосипеда (которого и хранить негде) , а из-за конструкции его рамы, некуда было погрузить мешок или прицепить торбу. В общем штука не практичная и не прижилась. Советские девушки, по неизвестным причинам, на велосипедах не катались.
Хотя уже в 1970-х можно было частенько видеть сельских женщин на мужских велосипедах у которых была отрезана и приварена наискосок верхняя труба рамы. Это была распространенная «конверсия», выполненная сельским сварщиком из «тракторной бригады», возмещавшая отсутствие женского велосипеда.
Первый советский женский велосипед ХВЗ В-22
Переделка в дамский велосипед , выполненная сельским сварщиком (фото из коллекции автора)
Велосипед «Украина» В-120 , нагруженный мешками. Оригинальное фото начала 1960-х, из коллекции Веломузей А. Мятиева
Детские велосипеды или «дашь покататься?»
Для малышей выпускали разные трехколесные велосипедики
и даже комбинированные , у которых можно было поставить вместо задних двух , одно колесо. Это были скорее всего игрушки, и в продаже попадались достаточно часто.
Сложнее было с подростковыми велосипедами. Их было только несколько видов: «Школьник» для «первоклашек» и для тех что постарше, шяуляйские В-72 «Орленок» и его версия для девочек В-82 «Ласточка».
Эти элегантные с выгнутыми рамами велосипеды , разработанные по немецким образцам, были в большом дефиците, и купить их (как и запчасти к ним) было практически невозможно. За всю свою юность я видел «Орленок» лишь только пару раз. Поэтому повсеместно можно было видеть детей катающихся на взрослом велосипеде особым способом «под рамой». Нужно также понимать, что два велосипеда в семье, взрослый и подростковый, это была уже непозволительная роскошь. Так что, счастливым обладателям велосипеда было трудно отвертеться от просьбы сверстников во дворе : -«Дашь покататься?»
Подростковый велосипед В-72 «Орленок», мечта подростка
За отсутствием подростковых моделей, часто можно было видеть детей катающихся на взрослом велосипеде особым способом «под рамой».
Техническое оснащение
Первые послевоенные велосипеды оснащались (еще по немецким стандартам) очевидными необходимыми деталями: фарой, генератором , обязательным вторым тормозом и щитками цепи. Со временем передний тормоз вообще перестали ставить на дорожный велосипед, оставалось надеяться только на один в задней втулке. Если вдруг слетала цепь, то тормозить просто было нечем.
Фара и динамка стали опционным атрибутом, и его устанавливали лишь не многие. Одной из причин этому была постоянная грязь на дорогах, при мокрой погоде колеса в болоте никак не могли крутить динамку. Кроме , того из-за низкой технической культуры, восьмерка которая была у многих на переднем колесе почти нормой, не давала крутить генератор. Подножка («лапка») появилась на велосипедах только в средине 1970-х. Вообще этот предмет не прижился, ее опционно никто не ставил, а комплектную подножку порой просто снимали.
После 1950-х годов, не было нормативов регламентирующих порядок для технического оснащения велосипеда фарой и задним фонарем.
Литература, культура и сервис
Я никогда не встречал в книжном магазине кой либо литературы по обслуживанию велосипедов. Лишь немного общей информации указывалось в инструкции велосипеда. Ни один журнал не публиковал статьи или советы по ремонту велотехники. Да собственно и журналов таких и не было. Журналы «За рулем», «Техника молодежи» и « Моделист-конструктор»- это были все технические издания того времени. Если в журнале «За рулем» иногда публиковали короткие сообщения о зарубежных автомобилях и мотоциклах, то о мировой велотехнике мы не знали ничего. В общем, ничто не способствовало развитию технической культуры велосипедистов. Так «мужики» и забивали стопора педалей («клин Томпсона») молотком прямо на валу, а выбивали их по резьбе. Из-за отсутствия стопоров в продаже, шатуны часто просто приваривали к кареточному валу. Из смазок был только «Солидол», его нужно было доставать у шоферов или трактористов.
Обычно втулки колес разбирали прямо на песке: вытер подшипники тряпкой разогнул «тормозные усики», напихал солидола и готово.
Никаких мастерских по ремонту велосипедов не было. Запчасти- это был очень тяжелый вопрос. Их можно было приобрести только в магазинах «Спорттовары». Но из доступных запчастей были спицы, ниппеля, звонки, некоторые подшипники и почему-то почти всегда втулка заднего колеса в сборе. Все остальное дефицит . Это значит, что их негде было взять, их просто не было. Никакой альтернативы, никакой барахолки или другого источника запчастей не было.
Чтобы купить (тогда это называлось «достать») велозапчасть, нужно было (лучше всего, в конце месяца) заходить каждый день в магазин и вероятно попадешь, когда что-то «выкидывали» на прилавок. Это в городе , а в райцентре, где один магазин «Спорттоваров» на десятки сел, было совсем пусто.
Покрышки, камеры, клинья шатунов, тормозные барабаны, и другие детали задней втулки были в большом дефиците. И если тебе повезло, то покупал , по возможности , пару деталей на запас. Очевидно, что несколько велозаводов огромной страны , выпускавшие на пределе своих возможностей миллионы велосипедов, просто не успевали изготавливать дополнительно еще и запчасти.
По сегодня помню чувство: радость , граничащую со счастьем , когда я случайно «нарвался» на покрышки и купил две штуки. С подбором покрышек под нужное колесо проблем не было, их выпускали всего несколько видов. На всей территории страны площадью 22 402 200 км?, существовал один основной, стандартный тип покрышки 622 х 40 (для велосипеда условно «Украина»), с одним одинаковым рисунком протектора. Также был один вид для «Орленка», и какой-то для «спортивных» моделей, вообще дефицитный как и сами велосипеды.
К примеру такой пустяк как утерянный простой винтик (М5) с гайкой который крепил крылья в вилке , часто заменяли скручиванием узла алюминиевой проволокой. А нижний кусок обломанного переднего крыла заменяли резиновым «брызговиком» изготовленый из камеры колеса автомобиля.
Запчасти порой перекидывали из одного велосипеда на другой, комбинировали. Не удивительно , что и сейчас нам попадаются намешанные останки ретро велосипедов, в которых не сразу разберешься что родное.
Также следствием подобной «велосипедной культуры» есть и то, что сегодня найти велосипед того периода в хорошем комплектном состоянии, практически не возможно. А моделей выпущенных до второй Мировой войны вообще не сохранилось.
Простые дорожные велосипеды в продаже были почти всегда, даже в сельских магазинах. Самыми популярными были ХВЗ «Украина» В-134, В-130 (К). Любили ММВЗ «Минск», ну и иногда из-за отсутствия других покупали тяжелый уральский ПВЗ. Все они были стандартные, почти одинаковые и оснащенные задней односкоростной тормозной втулкой системы «Торпедо». Велосипед был не дешевым, но всеже доступным. К примеру, «Украина» В-134 в 1974 году стоил 51руб. 70 коп. , зарплата рабочего, учителя была около 70-90 рублей.
Велосипеды с переключением скоростей типа «Турист» , как их обобщенно называли «спортивные», были в продаже не всегда. По моим наблюдениям они не пользовались спросом, это были не «бытовые» велосипеды, а в селе их вообще не было. Тонкие слабые колеса, постоянно ломающаяся и сложная в настройке система передач, достаточно высокая цена (почти вдвое выше чем «Украина» ) , все это не способствовало популярности таких велосипедов. В общем, их покупали только городские «интеллигенты» и «романтики».
Мужской дорожный велосипед ХВЗ В-134 «Украина», один из самых известных велосипедов, производимых в СССР. Он был настолько популярным, что и сегодня, в большинстве случаев, все старые велосипеды называют «Украина». (из коллекции автора)
«Стильный тюнинг»
Очень часто взрослые пользователи , из своих практических потребностей, оснащали велосипеды увеличенными и даже неоправданно усиленными задними багажниками. Так же устанавливали на раму детское сиденье, чтобы возить малышей в садик.
Особая категория пользователей велосипедов были подростки. Они вообще не щадили технику, возили по 2-3 человека на раме и багажнике, нещадно гоняли по плохой дороге, тормозили с чрезмерным усилием (всем весом на педаль) для эффектного разворота и т.д. Гнутые вилки , горбатые рамы и «восьмерки» колес было нормой на их велосипедах. Спицы подтягивали плоскогубцами, а порой (из-за отсутствия ключика) просто выгибали зигзагом для «натяжки».
Зато, они очень любили украшать своих двухколесных «коней». Особым шиком было обматывание руля ( иногда даже рамы) синей пластиковой изолентой. Нужно сказать , что такая изолента была просто культовой вещью. Ее никогда не было в свободной продаже, и если случайно попадешь на изоленту в магазине , то покупал сразу два рулончика, больше просто в одни руки не отпускали, да и стоило это «счастье» 50 копеек. В общем, синей изолентой наряжали все что могли: велосипед, мотоцикл, автомобиль, обматывали ручки плоскогубцев, ремонтировали очки и т.д. Использование ее по прямому назначению, было непозволительной роскошью, для этого была тканевая черная изолента «времен Эдисона».
Также цепляли на крылья велосипедов огромные брызговики , на втулки колес «красивые» кольца которые до блеска чистили их от пыли. Все эти украшения вырезали из резины автомобильных камер.
Модно было вплетать между спицами разноцветный одножильный телефонный провод, добиваясь при этом «красивого» орнамента.
Совсем юные велосипедисты любили крепить на вилке «трещотку» из кусочка картонки или тонкой пластмассы, которая цеплялась за спицы и дырчала «как мотоцикл».
В какое-то время модно было «электрифицировать» велосипеды. В инструментальную сумочку прятали плоскую батарейку типа «КБС», под овальный катафот на заднем крыле вставляли лампочку, телефонный проводок прокладывали до руля: дотронулся кончиком провода к рулю, «стоп сигнал» светится- красота! Правда, батарейка быстро садилась , а в продаже они были очень редко. Особо проворные доставали где-то руль от «газона» и устанавливали его вместо штатного.
Если велосипед доживал до «капремонта» , то красили его кисточкой, обычной доступной бытовой краской (типа ПФ), выбор цветов был скромным, в основном белый, синий и коричневый.
Велосипеды STELS
Уверен, что большинство людей слышали о российском производителе велосипедов фирме «Stels». Эта компания производит огромнейшее количество разнообразных моделей, среди них: горные хардтейлы, двухподвесы, городские, туристические, женские, детские, подростковые, складные.
В целом компания производит достаточно дешевую, но и качественную продукцию. И хотя опытные велосипедисты предпочитают велосипеды более дорогих, а соответственно более качественных марок, велосипеды компании Stels вполне подойдут начинающим рейдерам, которые еще не определились со стилем катания, или не собираются сразу давать велосипеду максимальные нагрузки.
Братья Начевкины в 1990 году открыли свою компанию по продаже велосипедов и запчастей в России. Затем в 1996 году они организовали компанию «Веломоторс», которая являлась представителем велосипедных заводов России и Белоруссии, а в 1998 году появились первые велосипеды с брендом Stels.
Велосипеды компании Stels производятся на российских предприятиях и полностью адаптированны для эксплуатации в российских условиях. При производстве используется новейшее оборудование, а запчасти велосипедов закупаются у всемирно признанных брендов. Велосипеды STELS сертифицированы как производимые в России.
Все велосипедные запчасти и сами велосипеды проходят разнообразные тесты. На различных этапах сборки проходит контроль ее качества. Каждый велосипед имеет индивидуальный серийный номер, паспорт с обязательным указанием даты выпуска и номером выпускающей бригады отдела технического контроля.
Также большое внимание уделяется внешнему виду производимых велосипедов. В компании Stels работают опытные дизайнеры, которые придают индивидуальность каждому велосипеду.
Велосипеды FORWARD
Компания производитель велосипедов «Forward» была основана в 1999 году как торговая организация, а в настоящее время Структура компании включает в себя конструкторское бюро, студию дизайна, испытательную лабораторию, производственные цеха, сеть мастерских сервисного обслуживания. В 2011 году компания FORWARD стала лауреатом премии «Товар года» в номинации «Абсолютный лидер Российского рынка велосипедов за технологические инновации, безупречное качество велосипедов, возрождение высоких отечественных традиций и отстаивание идеалов здорового образа жизни».
В 2004 году компания получила заказ от «СОЮЗА ВЕЛОСИПЕДИСТОВ РОССИИ» на производство партии спортивных велосипедов способных участвовать в соревнованиях мирового уровня. Для реализации этого амбициозного проекта компания привлекла профессиональных велогонщиков. В результате удалось создать модельный ряд велосипедов класса «премиум». И сразу же на этих велосипедах были завоеваны 3 золотые медали на кубке России.
Компания производит велосипеды следующих типов: горные, шоссейные, детские, подростковые, городские, туристические, циклокроссовые, BMX, тандемы. Все велосипеды имеют хорошее качество и низкую цену. На них используются компоненты лучших мировых брендов.
Лозунг компании: Чемпионы страны выбирают FORWARD!
Велосипеды ATOM
Велосипеды Аtom производятся на ведущих велосипедных заводах Тайваня и Китая — тех самых заводах, где изготовляются велосипеды лидирующих мировых брендов: Azonic, GT,Schwin, Specislized, Trek, Kona, Scott, Mongoose и т.д. Изначально в разработке велосипедов использовался опыт профессиональных гонщиков Вячеслава Хромова и Яниса Ванагса. Компания производит горные велосипеды для различных дисциплин, таких как кросс-кантри, стрит, дерт, 4X и др., а также детские велосипеды. При производстве байков используются самые совершенные технологии, освоенные на данный день мировой велосипедной индустрией: фрезеровка и холодная ковка узлов рам, двойной, тройной одинарный баттинг (создание труб с переменной толщиной стенок), гидроформовка труб, создание монококовых конструкций, труб переменного сечения, использование карбонового волокна.
В разработке новых моделей или доработке узлов уже существующих компания полагается на мнения рейдеров из объединения Atom`s Family, также немаленький вклад вносят гонщики команды Atom Racing. Этот опыт позволяет производить велосипеды позволяющие добиваться максимальных результатов.
Велосипеды STARK
Молодой, но уже достаточно популярный Российский производитель велосипедов. Велосипеды Stark являются достаточно качественными и недорогими. А широкий модельный ряд удовлетворит запросам любого, даже самого взыскательного покупателя. Многие наши экстремальные модели для таких дисциплин, как стрит, дерт, даунхилл, фрирайд, байкер-кросс (4X) стали знамениты по всей России. Также компания производит женские, дорожные, шоссейные, детские и подростковые модели велосипедов.
Велосипеды NAVIGATOR
Производство велосипедов марки Navigator расположено на заводе Янтарь в Калининграде. При производстве используются современные технологии и учитываются все нормативы высочайшего качества и надежности.
При производстве этих велосипедов, в первую очередь, учитывается безопасность велосипедиста. Колеса детских велосипедов проходят специальную балансировку на компьютере, что позволяет добиться устранения малейших неровностей. Хорошей новостью является то, что в комплект к каждой модели входят съемные страховочные колеса. Это дает возможность покупать велосипед ребенку на вырост. Большим плюсом детских велосипедов является то, что производители предусмотрели ограничитель поворота руля, который не позволит ребенку упасть при слишком резком маневре. Безопасности производимой продукции уделяется повышенное внимание. Обода для велосипедов изготовлены из очень прочного материала на итальянском оборудовании, что предотвращает их от излишних вмятин и трещин при езде. Хотелось бы добавить, что Веломотозавод Янтарь является техническим партнером Федерации Велосипедного Спорта России, что, несомненно, можно считать еще одним его достоинством.
Велосипеды NORDWAY
Владельцем бренда Nordway является компания Спортмастер. Если вы являетесь приверженцем активного отдыха, не можете представить жизни без приключений, вам импонируют капризы природы и для этого вам нужно качественное, комфортное и приемлемое по цене снаряжение, то велосипеды марки Nordway – это Ваш выбор. Вся продукция компании Nordway разработана профессионалами в области спортивного снаряжении специально для приверженцев активного отдыха на природе и любителей спорта. Особое внимание производители уделяют издержкам производства и способам их минимизации, что наилучшим образом сказывается на соотношении цены и высокого качества предлагаемых изделий. Именно на качество делают упор разработчики и эксперты компании. Вся продукция подвергается жесткому тестированию под присмотром специалистов в области производства. Конечной целью компании является предложение потребителю продукции максимального качества по невысоким ценам. Для этого проводится множество маркетинговых исследований, чтобы определить спрос и требования потребителя, а так же изучить перспективы развития рынка велосипедов и спортинвентаря.
Покупая продукцию компании Nordway, вы выбираете надежность, качество и высокую степень безопасности для себя и своих близких.
Как я понимаю, в настоящее время компания прекратила выпуск велосипедов под этим брендом. Но я пока оставлю информацию о ней в этом посте, так как в продаже ещё возможно встретит велосипеды этой марки.
ООО «Пензенский Велосипедный Завод»
ООО «Пензенский Велосипедный Завод» производственная компания занимающаяся выпуском велосипедов более 70 лет. Эта продукция известна не только в России, но и странах ближнего и дальнего зарубежья. Марка велосипедов «Сура» снискала заслуженную популярность у покупателей за невысокую цену, стильный дизайн и высокое качество.
Источники:
https://krutipedaly.ru/velosiped-kama-harakteristiki-i-foto-skladnyh-velosipedov-iz-sssr/
http://yvelo.ru/vidii_velosipedov/sovetskie_velosipedii.html
https://vplate.ru/velosiped/retro/
https://provse.kh.ua/velosipedy-toj-epohi/
http://velosreda.ru/rossijskie-proizvoditeli-velosipedov