Станок для велосипеда под заднее колесо

Содержание скрыть
1 Тренажер для велосипеда под заднее колесо

Тренажер для велосипеда под заднее колесо

Льюис Кэрролл в детской сказке «Алиса в Стране Чудес» написал: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». Идеально подходящее для велостанка высказывание. С закрытием велосезона «железные кони» ждут хозяев, а мышцы велолюбителей теряют упругость и выносливость. Подходящий велосипедный станок даёт возможность и от велосипеда не отвыкнуть, и мышцы поддержать в тонусе.

Есть множество велотренажеров, имитирующих нагрузки велосипедиста и вполне подходящих для тренировки. Однако зачем выдумывать нагрузки и покупать дополнительные тренажеры, когда есть свой, любимый и к тому же настоящий велосипед. Несколько разновидностей велосипедных станков дают возможность выбора как нагрузок, так и финансовых затрат на приобретение. Две основные категории — это роллерный станок и велостанок трейнер (Trainer).

Велостанок Trainer очень интересен тем, что, не занимая места, дает практически те нагрузки и чувства, что и поездка на велосипеде. Вне зависимости от типа трейнера, установка велосипеда на него одинакова – велосипед вывешивается в треугольник станка на специальный эксцентрик. К покрышке заднего колеса прижимается ролик, имитирующий нагрузку, и станок готов к работе. Некоторые различия станков для велосипеда такого типа имеются в строении механизма ролика.

Воздушный

На оси ролика установлены лопасти, которые дают сопротивление на колесо в зависимости от набранной скорости. Самый простой и дешевый вариант, но обладающий несколькими отрицательными свойствами, такими как отсутствие регулировок и высокий шум.

Магнитный

Для сопротивления колесу используется магниты. Заметно тише воздушных станков, и при покупке такого станка в средней и высшей ценовой категории, имеется возможность регулировки нагрузок.

Жидкостный

Сопротивление вращению колеса создает синтетическое масло внутри механизма тренажера. Самый тихий, эргономичный и дорогой станок. Считается наиболее приближенным по ощущениям к настоящей велопоездке.

Для тренажеров такого типа нужны очень гладкие покрышки, для отсутствия любых погрешностей во вращении ролика. Зачастую используют такой тип тренажера для шоссейников, но подойдет он и для горного велосипеда, если поставить гладкую покрышку. Идеальным вариантом станет покупка специальной покрышки с бортированием ее на тренировочное колесо. Конечно, в таком случае стоит обратить внимание на вариант быстросъемного крепления колеса. Под переднее колесо также стоит установить подставку, иначе посадка будет в наклон, и несоразмерная нагрузка придет на руки.

Интересное, малогабаритное решение, превращающее любой велосипед с небольшим дополнением в виде гладкой покрышки в хороший станок. Для тренировки мышц подходит великолепно, а следующий вид тренажера позволяет работать и над чувством равновесия.

Роллерный станок

Назван роллерный велостанок по своим основным элементам – роликам, похожим на те, что присутствуют в трейнерах, но большего диаметра.

Состоит станок из трех роликов, собранных на раздвижной раме. Регулировка станка своими руками состоит в подгонке расстояния роликов для точного попадания на них колес велосипеда. Средний ролик связан с передним передачей, позволяющей вращать переднее колесо велосипеда.

При наборе возникает то же чувство, что и на дороге, необходимо прилагать усилия не только для набора оборотов, но и для удержания равновесия. Это так же, как и на дороге, – захватывает и одновременно создает опасность для неопытных велолюбителей. В отличие от трейнера, велосипед на роллерном станке никак не закреплен и удерживается на тренажере только за счет подруливания. Опытные спортсмены рекомендуют для новичков занятия проводить в небольших помещениях, в которых есть возможность удержания за стену в случае съезда с тренажера. Характерные минусы таких тренажеров – нерегулируемая нагрузка и высокий уровень шума, который издает станок.

Самостоятельное изготовление

В сети интернет существует множество схем самодельных тренажеров. Принцип роллерного тренажера настолько прост, что при минимальных навыках и небольших финансовых затратах собрать своими руками его можно в течение нескольких часов. В самом распространенном варианте в качестве роликов используют пластиковые трубы, а в качестве рамы крепления – сосновый брус. Передача усилия от среднего ролика к переднему осуществляется при помощи тряпичной ленты или резинового жгута.

Выбрать велостанок проще, чем подобрать велосипед под свой характер. Вполне может быть, что недорогая модель вполне позволит пережить тоску по теплым дням и асфальтовым байкерским будням. Для хорошей, радующей покупки и во избежание последующих от нее разочарований нужно попробовать тренажер в магазине. И обязательно взять кассовый чек. Если вскроется какая-либо проблема – магазин вернет деньги или предложит другую модель. Ну а для мастеров-самоделкиных неудачный опыт – просто еще одна ступень к совершенству. Будьте в форме!

Гайд по выбору велостанка

Многие спортсмены в зимний период интересуются – как велосипедисты готовятся к летнему гоночному сезону? Ответ прост: помимо общей физической подготовки в спортзале и разной активности (бег, лыжи) велосипедисты «проводят зиму» на велостанке. Когда речь заходит про обычное катание, то ездить на велосипеде можно круглогодично, но с соблюдением правил подготовки велосипеда и подбора экипировки. Если же рассматривать зиму как специальную подготовку по тренировочному плану, то зимние условия не всегда подходят для качественных тренировок.

Одно из недорогих решений в данном случае – покупка велостанка, в который можно смонтировать велосипед и начать тренировки. Его главная функция состоит в создании сопротивления заднему колесу, имитируя реальную поездку на улице. В этой статье мы расскажем про виды станков, их плюсы и минусы, а также аксессуары, которые вам понадобятся для комфортных тренировок.

Прежде всего следует выделить 4 основные группы, на которые разделяются велостанки: роллерные, магнитные, гидравлические и smart.

Роллерные станки

В простонародье известный как «роллер» такой станок является самым простым по своей конструкции и именно с него началось развитие современных велосипедных станков. Три барабана внутри железной рамы вращаются одновременно с тем, как вы начинаете крутить педали. Посредством ременной передачи вращение передается на барабан переднего колеса, за счет чего оно вращается с той же скоростью, что и заднее. Главной особенностью такого велостанка является необходимость держать баланс во время педалирования, так как велосипед перемещается вдоль барабанов и жёстко не закреплён. Новичкам потребуется некоторое время для овладения техникой езды на «роллере».

Простые модели роллерных тренажёров не имеют специальных регулировок жесткости, так что они не всегда могут подойти для силовой или интервальной тренировки. Такие тренажёры отлично подходят для разминки или длительной объемной тренировки. На продвинутых моделях устанавливаются специальные регулировки сопротивления вращению, благодаря чему можно проводить различные тренировки.

Магнитные станки

Велостанок с магнитным сопротивлением – отличный вариант для тех, кто хочет сохранять себя в форме в зимние месяцы и только начинает свой путь в велоспорте. В его основе лежит небольшой металлический маховик, вокруг которого расположен ряд магнитов, создающие сопротивление при вращении. Посредством ручной регулировки можно задавать нужное сопротивление под конкретные цели, будь то имитация подъема или равнинные прогоны.

За счёт простой конструкции, такие велостанки считаются крайне надёжными и долговечными. К минусам можно отнести возрастающий шум при увеличении скорости вращения маховика, а также предельный уровень сопротивления (чем сопротивление выше – тем велостанок дороже).

Гидравлические станки

Жидкостные или гидравлические станки по своему строению похожи на магнитные, однако, вместо маховика и магнитов внутри механизма находится крыльчатка и ряд неподвижных лопастей. Жидкость, находящаяся внутри, разгоняется вращающейся крыльчаткой, а стационарные лопасти создают обратное сопротивление. Чем быстрее крутится колесо велосипеда и чем быстрее скорость вращения крыльчатки, тем сильнее сопротивление. Тем самым такая конструкция имитирует реальную езду на улице, когда с ростом скорости становится тяжелее педалировать.

Среди недостатков таких станков можно выделить их высокую стоимость и возможность перегрева жидкости при интенсивном использовании.

Smart станок

Последнее поколение велостанков с приставкой Smart набирают большую популярность среди велолюбителей. Ключевая особенность такого станка – электронный блок управления настройками сопротивления и коммуникации с девайсами (телефон, планшет, ПК). С таким станком вы можете запросто запустить себе тренировочную программу, которая самостоятельно меняет сопротивление. Кроме того, можно воспользоваться онлайн сервисами типа Zwift, который представляет из себя многопользовательскую тренировочную платформу.

Помимо этого, такой станок может считывать вашу мощность во время педалирования. Некоторые считают, что показатели мощности велостанка имеют погрешность и не совсем точные, однако, этого достаточно для выстраивания тренировочного процесса по мощности. На рынке также есть нестандартные модели с механическими передними подставками, которые поднимают велосипед вверх, имитируя подъем.

Тип крепежа

По способу монтажа велосипеда и передаче вращения станки делятся на 2 большие группы – через заднее колесо на валу и без заднего колеса на кассету в самом станке.

Для первого варианта достаточно установить специальную износостойкую покрышку и эксцентрик, после чего отрегулировать силу прижатия вала к колесу и начать тренировки.

Во втором случае эксцентрик и кассета уже смонтированы на велостанке, для чего достаточно снять заднее колесо и поставить велосипед на станок.

Аксессуары

Для более комфортной тренировки или простого поддержания себя в форме в велостанку не помешает приобрести комплект полезных аксессуаров.

Покрышка. Для станков выпускаются специальные износоустойчивые покрышки, которые разработаны специально для работы в тренажёре. Такая резина продлит срок службы вала станка, она мягче и не оставляет после себя резиновую стружку.

Подставка под переднее колесо. Она может быть как самой простой вровень с задним колесом, так и с разными перепадами по высоте для имитации подъема.

Защита от пота. Во время тяжелой интенсивной тренировки вы неминуемо вспотеете. Но, если на улице часть пота естественным образом испаряется и сдувается ветром, то в помещении пот течет ручьем. Чтобы не забрызгать потом велосипед, монтируется специальная защита от пота. Сюда же можно отнести и специальные коврики, чтобы пот не попадал на пол.

Вентилятор. Он не только имитирует сопротивление воздуха, но и помогает не перегреться.

Велокомпьютер. От ваших тренировок будет больше пользы, если вы их будете записывать на специальные сервисы. Добавьте сюда комплект датчиков (каденс, скорость, пульс) и вы получите полный набор для качественной физической подготовки в межсезонье.

Итак, прежде чем купить себе велостанок, рекомендуем пройтись по следующим пунктам:

  • Тип станка – роллерный или турбо-трейнер;
  • Тип передачи и возможность регулировки нагрузки;
  • Обычный станок или smart;
  • Необходимые аксессуары.

Велостанок для тренировок: выбор, особенности, покупка

С наступлением зимы перед велосипедистами встает проблема: нужно как-то пережить зиму и не растерять форму. Одеваться потеплее и катать по снегу? Идти в фитнес-центр и крутить велотренажер? А может купить велостанок?

Итак, по порядку.

Катать зимой по снегу – неплохой вариант. МТБ, правильная одежда, правильная резина и можно тренироваться. Но не все такое любят.

Велотренажер из фитнес-центра – плохой вариант для велосипедиста. Посадка совсем другая, а значит никакой имитации езды на велосипеде.

Велосипедный станок или турботренажер – вот подходящий вариант для велосипедиста, триатлета и велотуриста. Именно на таких устройствах занимаются велосипедисты, когда нет возможности выехать на шоссе или уехать на зиму в Тайланд.

Типы велостанков

Велостанки делятся на 2 типа: трейнеры и роллеры.

Роллерный велостанок – подставка под велосипед, состоящая из 3 роликов. Требует навыка, поэтому подойдет опытным велосипедистам. Особенность такого станка в том, что велосипед не зафиксирован и позволяет не терять чувство баланса. Роллер создан больше для работы над техникой педалирования, чем над физической формой.

Трейнер – подставка под заднее колесо велосипеда. Велосипед фиксируется, к заднему колесу прижимается валик с регулировкой сопротивления. Самый распространенный вид велостанков, не требует начальных навыков и дает больше нагрузки, чем роллер.

Плюсы и минусы велостанка

Плюсы велостанка

  • Безопасность. Не нужно гонять в темноте по заснеженным трассам или темному городу после работы.
  • Доступность. Простой станок с регулировкой нагрузки стоит недорого и занимает мало места.
  • Независимость от погоды. Погода не помешает тренировочному плану. Хоть -30 зимой, хоть ливень летом.
  • Экономия времени. Не тратится время на дорогу в фитнес-центр или на сборы для зимней покатушки.
  • Регулировка нагрузки. Не нужно подстраиваться под поток автомобилей, светофоры, качество дороги. Можно провести всю тренировку с заданной нагрузкой, увеличить или уменьшить, в зависимости от плана.
  • Тренировки проходят на своем велосипеде, том же, на котором тренируетесь летом. Нет необходимости перестраиваться.
  • Возможность протестировать новое оборудование (седло, руль, переключатели, тормоза) до выезда на трассу.

Минусы велостанка

  • Скука и психологическое напряжение. Сидеть на одном месте и крутить педали – то еще мучение. Гораздо приятнее катить с ветерком и меняющейся картинкой перед глазами.
  • Потеря навыков маневрирования. Теряется навык управления велосипедом, вхождения в повороты, работы в плотном потоке велосипедистов на стартах.
  • Имитация, далекая от реальности. Велостанок – лишь заменитель. Он не имитирует встречный ветер, скоростные спуски, не требует бдительности.

Где лучше поставить велостанок и как подготовить место?

Помещение должно быть проветриваемо, но без сквозняков.

Крутить велосипед в помещении ОЧЕНЬ жарко. На улице это не заметно, но в помещении вас не будет обдувать ветерок. Для циркуляции воздуха поставьте вентилятор, только смотрите, чтобы он не подхватывал холодный воздух из открытого окна.

Будет много пота! Поэтому обязательно стелите на раму полотенце, на пол кладите тряпки, чтобы вскоре не пришлось менять ламинат. В магазинах можно приобрести специальные защиты от пота для велосипеда, но на пол тряпки все равно лишними не будут.

Уберите домашних животных из помещения, где тренируетесь. Если зверушке захочется посмотреть, что там такое жужжит, то это может кончиться плачевно. Хотя, наш кот никогда не обращает внимания на велостанок, даже сторонится его 🙂

Станок издает шум. Выручает туристический коврик-пенка (каремат) или специальный коврик для велостанков.

Так как заднее колесо будет приподнято, велосипед нужно выровнять. Для этого существуют специальные подставки.

Нужно обязательно чем-то занять свой мозг. Час крутить велостанок в тишине сможет далеко не каждый. Некоторых не хватает и на 20 минут. Фильм, музыка, аудиокниги, трансляции тур де франс, лыжных гонок, биатлона помогут провести тренировку без мучений или уменьшить их. Многие велосипедисты ставят специальные приложения, где в виртуальном мире соревнуются велосипедисты, которыми управляют реальные люди в велостанках. Об этом расскажем ниже.

Подготовка велосипеда к тренировкам на станке

Покрышки. В трейнере быстро изнашивается резина. Поэтому дорогую резину лучше заменить. В продаже есть специальная резина для велостанков, но можно обойтись и обычной. Мы покупаем дешевые покрышки и крутим на них.

Пульсометр с велодатчиками или велокомпьютер. Как минимум нужен обычный пульсометр для отслеживания пульса, но лучше с датчиками для велосипеда: каденс, скорость, мощность.

Приложения для тренировок на велостанке

Zwift

Видео-обзор программы от блогера “Бананосипедист”.

Trainerroad

Существуют и другие программы. Zwift – самая популярная в мире программа, в ней тренируются десятки тысяч велосипедистов. Там скучно не будет 🙂

Какой велостанок выбрать?

Выбор роллерного станка оставим за рамками этой статьи. Как мы уже говорили, он больше подходит опытным гонщикам. И вообще роллер – штука не универсальная.

А вот трейнер подойдет каждому велосипедисту любого уровня. Трейнеры, как и любой инвентарь, бывают разные. От недорогих (5 тыс. рублей) до самых крутых (100 тыс. рублей).

Недорогие трейнеры – это рабочие лошадки. Есть все необходимое, подходят на любые велосипеды и колеса от мтб до шоссе. Самый распространенный вариант для домашних тренировок.

Более дорогие трейнеры имеют сложные механизмы сопротивления и смарт функции. Например, имитируют нагрузку в горку, автоматически ставят интервалы и подключаются к различным тренировочным программам через компьютер. Как правило, самые крутые велостанки имеют прямой привод, то есть без заднего колеса.

Если у вас уже есть пульсометр или велокомпьютер с велодатчиками, то можно обойтись обычным трейнером с магнитным сопротивлением. И вообще, в качестве первого трейнера берите недорогой. Попробуйте такой вид тренировки, а потом уже решите, стоит ли закупиться дорогим оборудованием.

Где купить велостанок?

Брендовые варинаты подороже смотрите в интернет-магазине Ozon.

Занимайтесь спортом, двигайтесь, путешествуйте и будьте здоровы!
Если нашли ошибку, опечатку или вам есть, что обсудить – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению

Как выбрать велостанок для тренировок

Когда нет возможности тренироваться на шоссе, на помощь триатлетам и любителям велоспорта приходит он – велосипедный станок, о выборе которого мы поговорим в этой статье.

Велостанок в современных реалиях для спортсменов-любителей перестал быть альтернативой для тренировок в холодное время года или в ненастье. Всё больше системно тренирующихся велосипедистов и триатлетов выбирают велостанок для проведения специальных работ, как бегуны идут на стадион за скоростью.

Что такое велосипедный станок

Наверняка все видели велотренажёры в спортивных залах. Возможно, у кого-то был такой дома. Велостанок – это продвинутая версия велотренажёра. Устанавливая на конструкцию станка свой велосипед, вы будете находиться в своей посадке, будете работать с тем же сопротивлением и с тем же каденсом, что и на трассе, то есть сможете проводить специальную работу более эффективно, тогда как велотренажёр в фитнес-центре – это скорее вариант для похудения.

2-месячный онлайн-курс
«Как начать бегать и не бросить»
Сделайте бег привычкой на всю жизнь!

Какие бывают велостанки. Типы велостанков, и сколько они стоят

На сегодняшний день существуют четыре типа велостанков: роллерные, воздушные, магнитные, жидкостные.

Роллерный велостанок

Это самые простые по конструкции станки, однако новичку точно не стоит без посторонней помощи и навыков баланса покупать себе такой для тренировок. На роллерном велостанке сопротивление поступает лишь от переключения передач, поэтому тренироваться по мощности с его помощью не получится, а вот для работы над балансом и техникой педалирования – это лучшее решение.

Цена: от 1500 рублей.

Воздушный велостанок

Такой трейнер с воздушным сопротивлением дороже роллерного, но дешевле жидкостного и магнитного. Сопротивление даётся от лопастей маховика, которые вращаются вслед за вашим педалированием. Таким образом, чем выше ваш каденс, тем большее сопротивление вы почувствуете.

Начинающему велосипедисту такой тип, может быть, и подойдёт, а продвинутым спортсменам-любителям наверняка будет неудобен ограниченный диапазон сопротивления. Явный же недостаток воздушного станка – сильный шум. Поэтому, прежде чем покупать этот тип трейнера, подумайте, стоит ли того экономия денег.

Цена: от 5 тысяч рублей.

Магнитный велостанок

Следующая ступень в этой иерархии – станок с магнитным сопротивлением. Он работает тише, а сопротивление в нём не зависит от частоты оборотов педалей. Нагрузку можно менять, в то же время оставляя каденс на прежнем уровне. У магнитных трейнеров значение сопротивления устойчиво и позволяет имитировать езду на высокой скорости, словно со спуска, при одном уровне нагрузки.

Цена: от 5-6 тысяч рублей.

Жидкостный велостанок

Это самый дорогой и самый тихий из всех перечисленных типов. Для создания сопротивления в конструкции станка используются синтетические силиконовые масла, устойчивые к нагреванию, так что вязкость жидкости остается постоянной в течение всего срока службы.

Специалисты отмечают, что жидкостный станок даёт самые реалистичные ощущения езды благодаря прогрессивной нагрузке: чем больше число оборотов колеса за единицу времени вы совершаете, тем выше уровень сопротивления.

Цена: от 10 тысяч рублей.

Велостанок с прямым приводом

Ещё стоит упомянуть, что все трейнеры бывают двух видов: под заднее колесо и с прямым приводом.

В первом случае весь ваш велосипед прикрепляется к станку, а во втором – вы снимаете заднее колесо и крепите цепь непосредственно к велостанку.

К станкам под заднее колесо, если вы собираетесь много и активно крутить, рекомендуют приобрести специальную лысую износостойкую покрышку, поскольку износ обычной резины на станке более интенсивный, чем на улице.

Станки с прямым приводом дороже, но и технологичнее. Такие станки очень тихие и создают естественное уличное ощущение педалирования. Минус, помимо дороговизны, один: если у вас нет второго велосипеда для тренировок на улице, вам придётся каждый раз заниматься снятием и установкой велосипеда и заднего колеса.

Цена станка с прямым приводом начинается от 40 тысяч рублей.

На что стоит обратить внимание при выборе

  • Уровень шума

Если вы живёте в городской квартире, первое и самое важное, от чего вы будете отталкиваться при выборе станка, – это уровень шума. Например, покупая трейнер с воздушным сопротивлением, вы обречены даже телевизор смотреть в наушниках.

Никто бы не хотел падать вместе со станком во время спринта, а потому оцените, насколько устойчива платформа станка. Если платформа узкая – вероятность «аварии» выше.

Вы же помните, как монотонно и мучительно долго проходит время на беговой дорожке в спортзале или же на велотренажёре? Чтобы крутить педали дома было не так скучно, задумайтесь о том, чтобы сразу взять велостанок подороже, но со смарт-функциями

Такой трейнер подключится к специальной программе (о них ниже), будет имитировать подъёмы и спуски, сам автоматически выставит вам тренировочный интервал, покажет все ваши данные: пульс, каденс, мощность.

Плюсы и минусы тренировок на велостанке

Плюсы

  • Экономия времени. Вам не нужно тратить время на сборы и ехать по загруженным городским дорогам. Переоделся, подготовил питьё, сел на станок – и тренировка началась!
  • Тренировки в любую погоду. Ни ливень, ни холод не помешают вашему плану.
  • Безопасность. Количество выездов на трассу снижается, и вы меньше подвергаетесь риску.
  • Сосредоточенность на тренировке. Если выполняете тяжёлые интервалы, вы можете не думать о дороге и автомобилях, а качественно выдать требуемую мощность.
  • Возможность протестировать оборудование и найти удобную вам посадку.

Минусы

  • Потеря навыков управления велосипедом. Для участия в критериумах и тех гонках, где есть много поворотов и разворотов, вам придётся поработать и над технической частью гонки.
  • Потеря навыков езды в группе. Если решили тренировать мощность на станке, уделите хотя бы один день для групповой тренировки на шоссе.
  • Станок не может подготовить вас ко всем ситуациям на дороге. На улице вас могут ждать встречный ветер, ямы и камни на дороге; на шоссе вы работаете в режиме многозадачности, выдавая мощность и отслеживая ситуацию.
  • Скука. Время на станке проходит порой мучительно долго. Часовая тренировка в квартире и такая же по длительности на улице – вещи, слишком далёкие друг от друга. Особенно сложно могут даваться восстановительные тренировки, когда на протяжении часа или более вы не меняете мощность.

Где ставить велостанок дома и что к нему приобрести

Значительная часть пользователей станков тренируется на них в зимние холода, но ставить трейнер на неотапливаемый балкон – самая худшая мысль, которая может прийти вам в голову. Обильное потоотделение и сквозняк – это прямой путь к простуде.

Помещение, где вы будете тренироваться, должно быть насыщено воздухом, но без сквозняков. Вы можете немного приоткрыть окно, чтобы поступал свежий воздух, но поставьте вентилятор так, чтобы он не направлял холодный воздух на вас. Да, вентилятор – это первое, что вы должны купить к станку, так как без циркуляции воздуха всё, что вы получите от тренировок, – желание поскорее их закончить и больше к ним не приступать.

Чтобы к соседям снизу пробиралось меньше шума и вибраций от трейнера, подстелите под велосипед специальный коврик или же обычный каремат. Кроме того, если вы обильно потеете, позаботьтесь о защите от пота для вашего велосипеда.

Защита от пота для велостанка

Подставка под переднее колесо в некоторых случаях продаётся вместе со станком в комплекте, но если вы купили тренажёр без неё, не забудьте приобрести этот небольшой, но важный аксессуар, который выровняет ваш руль относительно заднего колеса.

Приложения для тренировок на велостанке

С покупкой смарт-трейнера вам станут доступны виртуальные миры велоспорта. Такая социализация домашних тренировок поможет вашей психике не сойти с ума от монотонности и однообразия.

Zwift

Самое популярное приложение для велостанка. Здесь можно не просто крутить педали, но и гоняться с такими же велосипедистами со всего мира. Программа имеет огромную библиотеку тренировок и тренировочные планы, поэтому ваше катание легко станет системным. Zwift с виду очень похож на многопользовательскую компьютерную игру, где играть нужно своими ногами.

TrainerRoad

Вторая по популярности программа. В ней нет графики и социальной составляющей Zwift, но многие продвинутые велосипедисты уважают это приложение за богатый выбор тренировочных планов (более 100 для всех типов велогонок) и возможность загружать профиль любой реальной трассы. Готовясь к определенной гонке, вы можете накатывать её трассу уже задолго до старта.

TrainerRoad использует простой и понятный графический интерфейс, который предоставляет все метрики, необходимые для отслеживания ваших усилий. Тренировка отображается в виде простого графика, и это, возможно, не так захватывает, как виртуальный мир Zwift, но дает вам чёткую и простую информацию о вашей работе.

Начать работу со Zwift или TrainerRoad довольно просто. Оба устройства совместимы с ПК, а также со смартфонами и планшетами iOs и Android. Оба приложения предлагают обширную совместимость со многими популярными велостанками. Для работы вам понадобится ключ ANT+ или же Bluetooth при условии, что датчики также используют беспроводной протокол.

Все тренировки в программах базируются исключительно на вашем уровне физической подготовки и основаны на проценте от уровня FTP (Functional Threshold Power) – вашей часовой пороговой мощности. Если вы знаете свой показатель FTP, просто внесите эти данные в программу, а если не знаете, вам потребуется пройти FTP тест, после чего все тренировки будут персонализированы под ваш уровень подготовки.

Rouvy

Это приложение отличается от двух предыдущих тем, что на экране вы увидите не рисованную графику, а дорожные видео на основе GPS реальных трасс. В Rouvy у вас есть возможность прокатиться по трассам легендарных гонок и просто увидеть на экране те места, в которых вы ещё не бывали, при условии, что эта дорога снята и загружена в библиотеку программы. Планы тренировок в Rouvy тоже есть, но их гораздо меньше.

Rouvy – это многопользовательская игра с реальными участниками, но по сравнению со Zwift в ней почти никого нет. Пытаясь привлечь к себе велосипедистов, разработчики сделали очень классную возможность добавлять в свой аккаунт членов семьи, которым теперь, чтобы покататься, не нужно платить за отдельный профиль или же кататься под вашим именем.

Premium-подписка позволяет распространить ваш аккаунт на несколько профилей, что невероятно удобно, когда в семье тренируются несколько человек.

Где купить велостанок

Станки и аксессуары к ним можно купить в крупных интернет-магазинах, например, в chainreactioncycles.com.

Подержанные велосипедные станки всегда есть в объявлениях на «Барахолке» портала «Трилайф» и среди объявлений популярного сервиса «Авито».

Продаёт станки и пишет обстоятельные подробные обзоры на них сайт компании Provelo. Небольшой выбор есть в магазине Citycycle.

Велостанок: назначение, разновидности, марки, выбор

Велостанок: назначение, разновидности, марки, выбор

Катание на велосипеде – это отличная тренировка для всего тела. Но увы, велопрогулки подходят только для тёплого времени года. Зимой заменить своего любимого двухколёсного друга можно домашним тренажёром — велостанком. Удивительно, но превратить в такое приспособление можно даже самый обычный велосипед.

Что это такое?

Для начала стоит разобраться с тем, что же собой представляет эта вещь. Велостанок – это необычная конструкция, которая может превратить обычный или даже горный велосипед в велотренажёр. Занимаясь на нём, можно регулировать нагрузку, выбирая, насколько интенсивной будет тренировка. Велосипед на такой станок устанавливается всего лишь на время, в любой момент его можно снять, чтобы пойти покататься на свежем воздухе.

Многие воспринимают такую конструкцию, как обычный велотренажёр. Но на самом деле на нём тренироваться намного сложнее. Человек должен самостоятельно удерживать равновесие, точно так же, как и при движении на улице.

Особенно сложно это делать вначале, когда человек только начинает крутить педали. Зато и тренировка получается более результативной.

Плюсы и минусы

Такое интересное приспособление имеет и недостатки, и достоинства, с которыми обязательно надо ознакомиться ещё до покупки.

Рассмотрим основные преимущества.

  • Велостанок хорош тем, что заниматься на нём можно регулярно, вне зависимости от того, какая на улице погода. Человеку не приходится кататься тёмными вечерами или пытаться удержать равновесие на покрытой льдом дороге.
  • Велостанок стоит не слишком дорого, поэтому практически каждый человек может позволить себе его покупку. Стоимость каждой конкретной модели зависит от многих деталей, включая дополнительные «навороты» и то, какая фирма её произвела. Кроме того, выгода от покупки велостанка заключается ещё и в том, что человеку удаётся в дальнейшем сэкономить на абонементе в спортзал.
  • Очень важным дополнением является функция регулировки нагрузки. Во время тренировки можно задать нужный темп, меняя его в процессе при необходимости.
  • Если человек покупает велостанок исключительно для того, чтобы кататься в холодное время года, то плюсом станет и то, что за эти несколько месяцев он не отвыкнет от своего велосипеда. Особенно радует это спортсменов, которым надо постоянно готовиться к очередному соревнованию. Им важны не только регулярные нагрузки, но и возможность привыкнуть к своему «железному коню».

Минусы у велостанков, впрочем, также имеются.

  • Хотя на станок и устанавливается обычный велосипед, на котором нужно уметь удерживать равновесие, маневрировать во время тренировки не приходится. Поэтому со временем такой важный навык может быть утерян.
  • Другой минус – недостаток общения и свежего воздуха. Все, кто ценит велопрогулки именно за это, не одобрят подобное приспособление. Зато во время тренировки можно насладиться просмотром любимого сериала.

Существует несколько видов велосипедных станков. У каждого есть особенности, привлекающие определённый тип людей.

Роллерный

Такой станок известен также как роликовый. Представляет он собой ровную и плоскую конструкцию, которая немного приподнимается над землёй при необходимости. Поперёк неё установлено 3 ролика, два из них находятся сзади, а третий – спереди.

Заднее колесо ставят между роликами, расположенными сзади, а переднее колесо упирают в ролик, находящийся в передней части станка. Получается так, что, когда человек крутит педали, крутятся не только колёса, но и эти самые ролики.

Такое приспособление позволяет без особых проблем имитировать езду на обычной дороге.

Чтобы менять нагрузку во время тренировки, между роликами можно зафиксировать специальный ремень. Когда он будет натягиваться, нагрузка будет увеличиваться. Ещё одна особенность этого тренажёра заключается в полном отсутствии любой опоры. Садясь на велосипед, человек должен самостоятельно удерживать равновесие и постоянно крутить педали. В противном случае он просто упадёт. Этим он как раз и отличается от простого велотренажёра.

Хотя конструкция и выглядит слишком простой, для тренировок она подходит действительно идеально. Поэтому такой велосипед ценят даже профессиональные триатлонисты. Используя роллерный велостанок, можно имитировать поездки не только по обычной дороге, но также и по бездорожью. Так что его оценят даже те, кто готовится к участию в шоссейных велогонках.

Трейнер

Тем, кто не очень хорошо катается на велосипеде, лучше выбрать такую конструкцию. Этот велостанок больше напоминает обычный тренажёр. Катаясь на нём, не нужно будет всё время держать равновесие, а также постоянно крутить педали.

Есть несколько разновидностей таких конструкций.

  • Воздушный трейнер считается самой недорогой моделью. Основу дополняют лопасти маховика, которые замедляют своё движение, когда крутятся педали. Чем быстрее вращаются педали, тем больше сопротивление. Но у такой модели есть несколько недостатков. Прежде всего, это очень высокий уровень шума. Кроме того, нагрузка, хоть и регулируется вручную, не может быть слишком большой.

  • Магнитный трейнер выгодно отличается от воздушного тем, что при работе не создаёт лишнего шума. Работает за счёт того, что к велосипедному колесу прикрепляются магниты. С их помощью можно регулировать степень нагрузки. Цена на такие модели чуть выше.

  • Жидкостный трейнер является самым тихим и самым дорогостоящим велостанком. Работает он за счёт использования жидкости, например, специального синтетического масла. Именно такой трейнер удачнее всего имитирует езду на велосипеде.

Обзор производителей

На сегодняшний день выпуском таких конструкций занимаются многие производители. Поэтому тем, кто ищет для себя подходящую модель, стоит обратить внимание на наиболее популярные изделия.

Magnetic Turbo

Для начала можно ознакомиться с моделями, которые стоят относительно недорого. Стоимость типичного велостанка от этого бренда равна 10 тысячам рублей. Он хорош тем, что у него есть сразу 6 уровней нагрузки. Установить на такую конструкцию можно практически любой велосипед. В комплект, помимо всего необходимого, может входить ещё и подставка под переднее колесо.

Надо отметить и тот факт, что эта же компания занимается выпуском и более дешёвых моделей. Поэтому можно подобрать для себя что-то более доступное.

In’Ride 100

Компания «Декатлон», которая занимается выпуском различных спортивных товаров, может предложить покупателям большое количество велостанков по доступной цене. Так, данная модель стоит всего 6-7 тысяч рублей. На основу трейнера можно устанавливать велосипеды с колёсами размером 26-28 дюймов. Существует несколько уровней нагрузки, позволяющих делать тренировки более или менее интенсивными.

Elite

Достаточно мощным, а также удобным является магнитный велосипедный станок с прямым приводом. Стоимость его варьируется в пределах 25 тысяч рублей. Это современная модель. Она может работать со специальным приложением, которое устанавливается либо на планшет, либо на смартфон. При помощи специального маховика можно увеличивать мощность привода.

Эта модель представляет собой уже роллерный станок для велосипедов. Цена его находится в пределах 11 тысяч рублей. От других моделей такой велостанок отличается тем, что имеет маленькую платформу для ног, размещённую на основе этой конструкции. Предусмотрена также возможность регулировки нагрузки.

Для установки можно использовать велосипеды с колёсами, размер которых варьируется в пределах 25-29 дюймов.

При покупке велостанков особое внимание надо обратить на продукцию, выпускаемую именно этой компанией. Цена на все их изделия достаточно высока, однако, это вполне оправдано. Бренд получает хорошие отзывы и постоянно развивается. Компания старается воплощать в реальность все самые новые идеи и компьютеризировать свои велостанки.

Цена на Tacx Cosmos находится в пределах 50 тысяч рублей. Станок может быть интегрирован с компьютером и с другими мультимедийными системами. Пользоваться им очень удобно. Впрочем, если такая современная модель кажется слишком дорогой, можно обратить внимание на некоторые более доступные изделия от того же бренда. По своему качеству они ничуть не хуже.

Отличным вариантом для тех, кто находится в поиске более доступного станка будет модель Tacx Satori Smart. Стоимость её находится в пределах 400 долларов. Но это только в Америке — в европейских странах приобрести её можно за 250 долларов. Конечно же, управлять велостанком по беспроводной связи не получится, но всё-таки получить нужную информацию об уровне нагрузки можно будет, используя такое приложение, как Polar.

Как выбрать?

Выбирая станок для велосипеда, надо обязательно обратить своё внимание на некоторые детали, от которых зависит то, насколько успешной будет тренировка, и насколько комфортно в это время будут себя чувствовать домашние.

Обращать внимание нужно даже на такие мелочи, как уровень шума. Есть шумные модели, раздражающие и человека, который тренируется, и всех, кто его окружает. Протестировать уровень шума лучше перед покупкой. Об этом стоит просить консультанта.

Перед самим походом в магазин или поиском нужной модели в интернете, нужно заранее определить для себя тип станка. Профессионалам лучше всего покупать роллерные модели.

Любители могут выбрать для себя трейнер, на котором тренироваться в разы проще. Кататься на нём – одно удовольствие.

Надо обязательно обратить своё внимание на то, сколько есть уровней нагрузки. Также надо понять, существует ли возможность дополнительно регулировать её при помощи специальных приложений. Перед тем как делать заказ или оформлять документы, нужно уточнить, есть ли на купленный товар гарантия. Как правило, большинство производителей даёт на свою продукцию гарантию сроком на год или два.

Помимо этого, немаловажную роль при выборе играет то, кто является производителем выбранной продукции. Компании, которые занимаются выпуском станков долгие годы, могут предложить более качественный товар.

Подводя итог, можно сказать, что современный велостанок подойдёт для более интенсивных домашних тренировок. Он даст возможность даже в холодное время года не терять навык езды на велосипеде и всегда оставаться в форме.

О том, что такое велостанок, смотрите далее.

Трейнеры

Конструкция данного аппарата довольно проста – это подставка под заднее колесо велосипеда, которая дает сопротивление свободному ходу колеса. Вместо обычного эксцентрика в ось заднего колеса вставляется другой, из комплекта трейнера. Таким образом, осуществляется прижим колеса к валу ротора станка.

В момент кручения колеса происходит большая нагрузка на шину, во много раз возрастает сила трения. Поэтому рекомендуется заменить шипованную резину на слик или просто старую «лысую». Чем глаже поверхность шины, тем плавнее будет ход станка. Конечно, можно купить специальную гладкую износостойкую шину для трейнеров, но у нее высокая стоимость.

Тормоза у данного вида велотренажера бывают:

  • гидравлические;
  • магнитные;
  • гибридные.

По виду силового сопротивления трейнеры подразделяются на магнитные, воздушные и гидравлические.

Воздушный трейнер

Принцип действия: вращение педалей приводит в действие маховик с несколькими лопастями. Создается воздушное сопротивление. Соответственно, чем быстрее крутятся педали, тем больше сопротивление, которое надо преодолеть.

  • самый экономичный вариант;
  • подходит для начинающих.
  • ограниченный диапазон сопротивления не позволяет менять нагрузку, она одинакова и зависит лишь от скорости вращения педалей;
  • повышенный шумовой фон.

Воздушный трейнер

Магнитный трейнер

За основу взят принцип действия магнитных полей. Электромагнитное устройство (манетка) может располагаться на маховике или быть выносным – укрепляться на руле. Последний вариант наиболее удобен – изменять нагрузку можно непосредственно во время тренировки. У простых моделей тренажеров уровень сопротивления неизменный, у более сложных – переменный.

  • значение сопротивления является устойчивой величиной и позволяет имитировать езду на высокой скорости при одном уровне нагрузки;
  • возможность разнообразить тренировочный процесс благодаря возможности изменять уровень сопротивления;
  • меньший уровень шума, чем в воздушном варианте.

Магнитный трейнер

Жидкостный велотрейнер

В этом случае используется жидкостный демпфер для загрузки заднего колеса. Применяется синтетическое масло, которое устойчиво к повышению температуры и поэтому его вязкость остается постоянной даже при нагревании.

  • наиболее реалистичные ощущения благодаря прогрессивной нагрузке, т. е. чем больше число оборотов колеса за единицу времени, тем выше уровень сопротивления;
  • подходит для интервальных тренировок;
  • наименее шумный тренажер из вышеописанных.

Недостаток, пожалуй, лишь один – высокая цена.

У велостанков существует большой минус, скорее морального плана – монотонность и однообразие. Для решения такой проблемы разработаны дорогие электронные комплексы на основе трейнера. Станок подключен к монитору (или телевизору), у него есть управляющий процессор. Можно выбрать трассу, нагрузку. На экране отобразится реальная местность, реальная трасса, заснятая от первого лица, и, в зависимости от рельефа, автоматически будет регулироваться нагрузка, подаваемая на тренажер.

Тренировка на велостанке перед телевизором

Преимущества тренировок на трейнере (по сравнению с обычным велотренажером) очевидны:

— нет необходимости привыкать к новому седлу, выстраивать геометрию посадки;

— отлично отрабатывается педалирование;

— станок очень легкий (около 6 кг) и компактный;

— прост в эксплуатации (установка велосипеда в станок – дело пары минут);

— возможность установки на 2 кв. метрах свободной площади;

— весной не потребуется длительный период вкатывания.

Использование велостанков для тренировки поможет сохранить хорошую спортивную форму в любое время года.

Мотор-колёса для электровелосипеда

Мотор-колесо (электроколесо) устанавливается вместо переднего или заднего колеса велосипеда. Оно сразу заспицовано в прочный двойной обод нужного размера. Конструкция позволяет использовать и дисковый тормоз и v-brake. Переключение скоростей велосипеда не нарушается.

В комплекте с мотор-колесом идёт контроллер и ручка газа на выбор. Для полного комплекта так же понадобится батарея.

Редукторные моторы

Лёгкие (до 4.5 кг) и свободно вращаются вперёд благодаря обгонной муфте. Подходят для спокойных (до 35 км/ч) катаний по городу и паркам, в режиме помощи педалям или только электро.

Мотор-колесо редукторное E4BIKE Light 350 Вт + контр.

Максимальная скорость, км/ч 35
Максимальная мощность, Вт 1000
Масса, кг 3.5

Мотор-колесо редукторное E4BIKE Light+ 500 Вт + син.конт.

Максимальная скорость, км/ч 45
Максимальная мощность, Вт 1500
Масса, кг 4.5

Direct-Drive моторы

Универсальные моторы с функцией электроторможения. Быстрее (до 60 км/ч), мощнее (до 1.5 кВт) и тяжелее (до 7.5 кг). Для алюминиевых рам рекомендуем усилители дропаутов.

Мотор-колесо E4BIKE Classic 1000 Вт + контроллер

Максимальная скорость, км/ч 45
Максимальная мощность, Вт 1500
Масса, кг 7.5

Мотор-колесо E4BIKE Classic-S 1000 Вт + контроллер

Максимальная скорость, км/ч 60
Максимальная мощность, Вт 1500
Масса, кг 7.5

Мощные Direct-Drive моторы

Моторы для высоковольтных конфигураций (77-85 В). Развивают скорость до 80 км/ч. Только с использованием усилителей дропаутов или специально разработанных рам.

Моторы для фэт-байков (Fat-bike)

Моторы с широким ободом и длинной осью, подходящие для фэт-байков.

Мотор-колесо редукторное MAC 1000 Вт (FAT)

Максимальная скорость, км/ч 60
Максимальная мощность, Вт 1500
Масса, кг 4.5

Частые вопросы

А мой велик подходит?
Большинство стандартных велосипедов совместимы.
Ширина посадочного места — 100 мм под переднее колесо, 135 мм под заднее (стандарт).
На заднее колесо влезает фривил на 9 звёзд (в комплекте идёт на 6).

Лучше переднее или заднее?
Заднее.
Переднее ставится если нельзя установить заднее (например, планетарное переключение передач). Максимальная мощность переднего колеса — 1 кВт.

Установить сложно? Я сам(а) смогу?
Снять колесо с велосипеда, переставить покрышку и камеру на мотор-колесо, установить мотор-колесо на место велосипедного, накачать камеру. Закрепить контроллер, ручку газа и батарею на велосипед. Соединить все провода, отрегулировать переключение скоростей и тормоза.
В первый раз — несколько часов, в сотый — около 25 минут.

Мотор мешает ехать на педалях?
Редукторный — нет, благодаря обгонной муфте он свободно вращается вперёд
Директ-драйв — немного мешает, но реально заметно только на высоких скоростях.

Тяговый или скоростной ДД выбрать?
Обычно лучше тяговый. Скоростной — для ободов 24” и меньше.

А что с тормозами?
На моторах есть крепление под диск и полоса на ободе под v-brake. В большинстве случаев проблем не возникает.

Можно ли заряжать педалями?
Теоретически можно, но только на ДД и высоких (>30 км/ч) скоростях. Практически — лишено смысла, возврат энергии слишком незначителен.

Нужны усилители?
Для мотора Light — рекомендуем один.
Для мотора Classic — рекомендуем два для использования рекуперации и один без использования.

Мотор надежный?
10 тыс км за полтора года без перерыва на зиму — полёт нормальный!

Есть гарантия?
1 год.

Хочу другой контроллер, стоит ли?
Обычно нет, комплектные контроллеры хорошо подходят для большинства задач.

Ручки тормоза нужны или можно без них?
Для редукторного колеса — не нужны.
Для ДД — нужны только если используется электротормоз с контроллерами Infineon.

LCD3 обязателен?
Не обязателен, но регулировать режимы помощи педалям (если установлен PAS) можно только с него.
Для управления ручкой газа дисплей не нужен. Но с ним приятней 🙂

PAS сенсор нужен?
Он добавляет возможность давать газ не держа ручку. Иногда это удобно, но для изменения режимов нужен дисплей LCD3.

Хочу использовать мотор как ветрогенератор/электрокультиватор/тягач/гусеницу и т.п. Можно?
Да. Хоть летать 🙂

Сборка колеса велосипеда. Часть 1

Когда-то мы писали статью об истории появления на свет колес на спицах, где немного касались темы разновидностей спицовок и материалов ободьев. Что ж, пришло время рассказать вам и о полноценной сборке колеса с нуля.

У вас может сформироваться вполне закономерный вопрос — зачем собирать колесо самостоятельно, если рынок и так предлагает массу всевозможных вариантов?

Ну, во-первых, для кого-то важно просто даже самоутвердиться, ведь собранная самостоятельно техника тешит самолюбие и в значительной степени прокачивает скил. В дороге он обязательно пригодится, когда-нибудь, наверное. Но это не точно. По крайней мере, полученный опыт поможет справиться с восьмеркой довольно быстро и без особых затруднений.

Во-вторых, бывают ситуации, когда происходит, например, разрушение обода на дорогостоящем колесе. Если втулка и набор спиц по своей стоимости переваливают за 300 баксов, то самостоятельная спицовка уже не выглядит таким уже бесполезным занятием.

В-третьих, довольно часто собираются кастомные велосипеды, где учитывается миллион самых малозаметных мелочей, среди которых и мелочи в колесах. Например, кому-то до безобразия нравятся втулки Shimano XT, но при этом не нравятся одноименные ободья. Или хочется, чтобы ниппеля спиц были разноцветными. А может хочется разноцветные спицы вставить.

В общем, уже становится понятно, что причин для самостоятельной сборки колеса есть масса и все они имеют вес. Для начала давайте разберемся что вообще такое спицы, ниппеля, обода, втулки и что нам надо знать для непосредственной сборки колеса.

Спойлер — статью мы разделим на две части, в первой (вы ее читаете вот прямо сейчас) расскажем о классических решениях в спицовке и рассмотрим процесс сборки колеса на 32/36 спиц, а во второй мы расскажем о нестандартных решениях и применяемых технологиях. Вторая часть статьи.

Спицы

Наиболее часто употребляемым материалом для спиц является оцинкованная или вороненая сталь, так как обладает она наименьшей стоимостью. Прочностью, кстати, тоже. Конечно, ржавеющая сталь покрывается иногда и хромом, но на прочности это никак не отражается.
Более продвинутые варианты производятся из нержавеющей стали. Она и прочности в себе содержит больше и коррозии не подвергаются.
Вообще, между обычной сталью и другими материалами, о которых мы подробнее расскажем во второй части, нержавейка является золотой серединой с оптимальным соотношением цена/качество.

Велосипедные спицы

На одном конце спицы располагается резьба, а на другом загнутая ножка со шляпкой.
Резьба на спицах, независимо от материала, никогда не нарезается, а только накатывается. При нарезании резьбы лишний метал срезается, а при накатывании специальными роликами происходит формирование рисунка резьбы методом тиснения, если такой термин тут уместен. Такая технология обеспечивает необходимую прочность резьбового соединения, так как по своей сути является имитацией процесса ковки. Он, в свою очередь, способствует структурным переменам в материале, направленным на повышение его прочностных характеристик. Не даром же кованные поршни и колесные диски для автомобилей так высоко ценятся.

Для правой стороны заднего колеса целесообразно выбирать спицы толще, чем для левой, так как натяжение на разных сторонах в значительной степени разнится. Разумеется, правая сторона натянута больше, так как более нагружена из-за наличия на ее стороне звезды (или звёзд), через которую передается крутящий момент. Однако на практике такими ухищрениями практически не пользуются, если говорить о среднем ценовом сегменте уже собранных колес. Если же мы говорим о скрупулезной сборке качественного колеса для себя, то не лишним будет понимание, что спицы разного диаметра обладают разными показателями упругого растяжения. То есть, собрав колесо на одинаковых спицах мы получим неравномерное растяжение спиц в работе, что отразится на ходовых характеристиках. Сборка на разных диаметрах помогает уравновесить величину упругого растяжения спиц на нагруженной и ненагруженной сторонах заднего колеса.

Длина спиц

Вычисление необходимой длины происходит с помощью специальных калькуляторов, коих в сети достаточно много. В мастерской, к которой я имею отношение, чаще всего используется калькулятор на сайте upbikes.com.ua. Он выдает приемлемые погрешности. Хорошие калькуляторы есть у DT Swiss и Sapim.

Подобрать точную длину спиц по вычисленному значению практически невозможно, поэтому их округляют до ближайшего большего. Имеется в виду ближайшее большее значение выбранного производителя.

Зонт

Мы подошли к понятию зонта велосипедного колеса. Он виден, если рассматривать колеса анфас. На переднем зонт равномерный с обеих сторон, так как натяжение спиц равномерное. На заднем он более пологий с правой стороны, так как спицы там натянуты намного сильнее, о чем мы уже говорили.

Ниппеля

Ниппеля накручиваются на резьбу спицы упираясь юбкой в отверстие обода. Выполняются они из латуни или алюминия. Последний позволяет сэкономить некоторое количество веса, однако имеет свойство “прикипать”, как к ободу, так и к самой спице, если она выполнена из такого же материала.
Латунь предпочтительнее для изготовления ниппелей, так как по своим свойствам довольно “скользкая” и практически не подвергается окислению благодаря никелевому покрытию. Да, без никелевого покрытия они и не встречаются. Скользкость позволяет легче осуществлять накручивание ниппеля на спицу и последующее натяжение уже под нагрузкой.

Ободья

В рамках сборки колеса для себя вы вряд ли захотите иметь непрочное колесо, на котором восьмерки будут появляться просто даже от интенсивного торможения. Значит это, что целесообразнее рассматривать ободья с двойными стенками из алюминия. Иногда с пистонированными отверстиями под ниппеля, так как они повышают прочность обода.
Мы умышленно здесь не говорим о стальных или одностенных ободьях, так как они уже давно свое отжили и не идут ни в какое сравнение с вышеуказанными.
Важно не упускать из виду, что количество отверстий на ободе и на фланцах втулки должно непременно совпадать, иначе сборка колеса не получится. И, да, помните, что одно из отверстий необходимо для размещения ниппеля камеры, оно отличается от других. Ну, это так, к слову.

Втулка

Втулка велосипеда

Да, мы уже сказали о совпадении количества отверстий на втулке и ободе. Собственно, это основной фактор, который следует учитывать.
Также полезным будет измерить высоту фланца от центра оси вращения, если речь идет о переспицовке колеса на другую втулку. Совпадение фланцев по высоте избавит вас от покупки новых спиц. Кроме того, необходимо убедиться в отсутствии трещин и повреждений фланца, а также изучить конфигурацию отверстий.
Спицы в них должны вставляться так, чтобы сторона фланца со снятой фаской на отверстиях оказывалась прикрытой шляпкой загнутого конца спицы. Если толщина фланца меньше, чем длинна изогнутой части спицы, то тут придется или что-то менять или воспользоваться услугами очень маленьких шайб.
Спойлер, вам не захочется их искать. Куда проще окажется заменить спицы или втулку, это будет намного быстрее, чем поиск шайб с отверстием на 2 мм.

Необходимый инструмент.

Спицной ключ

Ключ для спиц

Универсальный ключ для спиц. Купить

Очень маленький предмет, который тем не менее, должен обладать высоким качеством, что отразится на его цене. Наиболее оптимальным считается использование ключа одного размера под конкретный размер ниппеля, а не универсального. Так как последние выполняются чаще всего в низком качестве и создадут вам очень много проблем со слизанными гранями ниппелей при натягивании спиц. Напомню, что спиц на колесе, к сборке которого мы готовимся, от 32 до 36. Я уже молчу о ситуации, когда вам приспичит собрать два колеса. Поверьте, пара лишних баксов, потраченных на ключ, с лихвой себя окупят на первых же спицах. Еще больше вы себя поблагодарите, когда начнется процесс их натяжения.
Чтобы не прогадать при покупке спицного ключа, лучше иметь ниппель в качестве образца.

Также стоит сказать, что ниппеля обычно имеют шлицы под плоскую отвертку, она тоже может пригодиться, так как надевать ключ на каждую спицу каждый раз довольно утомительно. А крутить придется очень много. Правда, отвертка поможет только на начальном этапе сборки колеса, натяжение с её помощью осуществить будет проблематично.

Измеритель натяжения (тензометр)

Измеритель натяжения спиц велосипеда

Цифровой тензометр. Купить

Этот инструмент иметь полезно, но не обязательно.
С его помощью появляется возможность обеспечить равномерное натяжение спиц всего колеса, что очень даже неплохо сказывается на его эксплуатационных и ходовых качествах.

Станок для выравнивания колеса


Профессиональный станок Park Tool TS-2.2

Если в вашем хозяйстве таковой завалялся или вы имеете к нему неограниченный доступ, то качество собранного вами колеса будет намного интереснее, чем без него. Качественный станок имеет несколько регулировок, которые позволяют подогнать его параметры под диаметр вашего колеса.
С его помощью выравниваются восьмерки, элипсы и регулируется смещение зонта.
Ну, а если станок, это не про вас, то пользуйтесь дропаутами подопытного велосипеда. Точность будет хромать, но для первого раза и так сойдет. Да, кстати, ровность обода и приблизительное выравнивание зонта можно осуществить с помощью прикрепленных к перьям велосипеда пластиковым хомутам с длинными хвостиками. Они будут выполнять роль. вы и так уже все поняли.

Сборка колеса

Для начала необходимо провести подготовку и смазать резьбы спиц консистентной смазкой. В случае с передним колесом смазываются все спицы. В случае с задним колесом смазываются только спицы с правой стороны, которые будут испытывать большее натяжение. Смазывать головки ниппелей можно только такой смазкой, которая совместима с алюминием, если обод таковой. Карбоновые обода я бы не рисковал мазать, так как он имеет тенденцию к окислению этими самыми смазками. В любом случае после того, как колесо будет готово, обязательно смойте всю смазку, чтобы она не повредила камеру и покрышку.

Набивка

Присядьте, так будет удобнее.
Классическая схема спицовки колес включает в себя четыре группы спиц, по две с каждой стороны втулки. Они делятся, в свою очередь на хвостовые и лидирующие. Осуществлять набор спиц лучше всего по группам, так меньше шансов на возникновение путаницы.
И еще, было бы неплохо определить сторону вращения втулки. С задней всё понятно, там есть барабан и ошибки быть не должно. С передней надо смотреть на существующие надписи. Они должны располагаться так, чтобы вы могли их прочитать сидя за рулем велосипеда. Технической необходимости в этом нет, а вот эстетика и профессиональное качество будет оценено по достоинству вашими товарищами, соображающими в этом деле. Конечно, если втулка под дисковый тормоз, то все вопросы отпадают.

Напомню, что мы рассматриваем сборку колеса на 32/36 спиц. Для удобства мы остановимся на большем варианте, однако процесс от этого никак не изменится. На рисунках показана спицовка на 32 спицы.
Для простоты дальнейшего применения инструкции к колесам на 32 спицы, мы приведем импровизированную сводную таблицу, где будет указано соответствие количества спиц.

36 — 32
18 — 16
9 — 8
8 — 7

Хвостовые спицы

Учитывая, что речь сейчас будет идти о заднем колесе, то начинать мы будем с правой стороны втулки (там, где барабан). Вставляем спицы (9 штук) через одно отверстие резьбами внутрь втулки так, чтобы шляпки оказались на внешней стороне колеса.
Принципиального значения сторона, с которой вы начнете вставлять спицы не имеет, это вопрос удобства. Но мы уже будем отталкиваться от такого варианта.
Дальше нам пригодится обод. Смотрим на сторону его вращения, она должна быть такая же, как и у втулки.
Находим отверстие для соска камеры и смотрим на следующее за ним по вращению отверстие для спицы. Если смотреть на колесо справа, то от соска смотрим на следующее отверстие справа. Оно не будет размещаться точно по центру обода, а будет иметь смещение в левую или правую сторону относительно центра обода. Сверление отверстий так происходит не случайно и имеет своей целью плотную посадку ниппелей с учетом угла наклона спиц.
Итак, нам нужно отверстие для правой стороны втулки, значит, если на ободе следующее после соска отверстие ориентировано направо, то вставляем туда первую спицу. Если следующее за соском отверстие с левой стороны, то пропускаем его и вставляем спицу в “правое” отверстие. После проделанной работы накручиваем ниппель на пару оборотов.
Вот таким нехитрым способом мы получили “ключевую” “хвостовую” тянущую спицу. Ключевая спица всего одна, и мы уже её установили, дальше дело пойдет быстрее и проще. Напомню, что с правой стороны втулки во фланец через одно отверстие у нас вставлены 9 спиц. Берем следующую справа спицу и вставляем её через три отверстия на ободе, и так далее.
Еще раз. Спицы первой тянущей хвостовой группы должны иметь между собой по три пустых отверстия в ободе.

Далее разворачиваем колесо левой стороной к себе. Перед нами пустой фланец, если мы начнем вставлять спицы в него, то обнаружим, что отверстия на двух фланцах не совпадают — это нормально, втулка не бракованная, выдыхайте, так и должно быть.
Поворачиваем колесо так, чтобы клапан камеры оказался наверху. Берем спицу с левого фланца, которая на втулке расположена левее относительно ключевой спицы и устанавливаем её слева от ключевой спицы на ободе.
Если все сделано правильно, то повернув колесо правой стороной к себе мы увидим, что первая спица левого фланца находится правее ключевой спицы и с ней не пересекается.
Процедуру повторяем и с остальными спицами на левом фланце. Принцип пропуска отверстий на левом фланце такой же, а спицы вставляем через одну так, чтобы шляпки оказывались снаружи колеса. Все их закрепляем ниппелями на пару оборотов, чтобы не выпадали. Всего на колесе должно быть уже 18 спиц (на ободе чередуются две спицы, два отверстия) или 16, если спиц 32. С хвостовыми спицами мы закончили.

Лидирующие спицы

Действуем дальше. Поворачиваем колесо правой стороной к себе (там, где барабан). Проворачиваем втулку по часовой стрелке так, чтобы спицы немного натянулись и смотрели своими концами в сторону противоположную вращению. То есть, втулку повернули вправо, а спицы наклоняются влево.
Теперь вставляем новую спицу в любое отверстие правого фланца так, чтобы шляпка оказалась внутри втулки. Напомню, что все хвостовые спицы, как бы, смотрят влево. А вот лидирующая спица должна направляться вправо, то есть, ее резьбовая оконцовка вытягивается в сторону вращения колеса.
Устанавливаем ее так, чтобы она образовала три пересечения. Первые два пересечения должны проходить под лидирующей спицей, для формирования третьего придется лидирующую спицу немного изогнуть, чтобы заправить её под хвостовую. Далее тянем лидирующую спицу до обода и вставляем в одно из отверстий справа от двух хвостовых спиц.
Отверстий в ободе у вас должно быть два, вставляем лидирующую спицу в то, которое соответствует стороне фланца. Вы же помните, что сверление под ниппеля не происходит по центру, а происходит по принципу “одно слева, другое справа и так далее”. То есть, лидирующая спица с правого фланца обязана попасть в правое отверстие обода.
Должен получиться следующий порядок по часовой стрелке: первой идет хвостовая спица правого фланца, за ней следует хвостовая спица левого фланца, а за ними, в соответствующем отверстии, находится лидирующая спица правого фланца (в следующем отверстии или через одно, соответствующем правой стороне обода); она проходит над двумя хвостовыми сверху и под одной хвостовой спицей снизу.
Если у вас всё так и получилось, то поздравляю, вы получили спицовку в три креста. Она является одной из самых прочных. Если вам хочется осуществить спицовку в два креста, то вы проделываете все то же самое, только поворачиваете спицу не так сильно вправо. Крест, который будет находиться ближе к ободу, должен образовываться прохождением лидирующей спицы под хвостовой.
Далее процедура повторяется со всеми оставшимися спицами (17 штук). Последние 9, которые будут вставляться со стороны левого фланца в любом случае попадут в свое отверстие на ободе, оно там будет единственным оставшимся. И помните, что шляпки лидирующих спиц должны оказаться с внутренней стороны фланца.
В случае, если вы все делали по инструкции, но лидирующая спица не дотягивается до обода — начинайте проверку правильности установки хвостовых спиц.

Первичное натяжение

Итак, все спицы на колесе, и оно уже приобрело относительно собранный вид. Ниппеля у нас пока закручены всего на пару оборотов. Теперь необходимо все ниппеля закрутить на одинаковое количество оборотов, чтобы получить более-менее равномерное натяжение.
Если вы подбирали спицы несколько длиннее расчетной величины, то хорошим ориентиром можно считать полностью перекрытую ниппелем резьбу на спице.
Делать такую протяжку удобнее отверткой или шуруповертом, или электрической отверткой. Хотя некоторые веломеханики закручивают ниппеля спицным ключом на равное количество оборотов.
Так проходимся по всем спицам. Они не должны быть сильно натянуты в конце этой процедуры, а также не должны быть прямыми.
Далее обращаем внимание на фланец. Когда спицы из него выходят они обладают плавным изгибом в сторону обода. Если его не убрать, то в процессе дальнейшей протяжки он сохранится и такое колесо долго не проходит. Спицы попросту станут прямыми под весом райдера и колесо потребует дополнительной регулировки.
Избавиться от этого изгиба довольно просто, большим пальцем надо прижать каждую спицу в сторону фланца в паре сантиметров от него.

Финальная протяжка и настройка

Всё, теперь колесо готово к финальному натяжению. Устанавливаем его в станок или в дропауты велосипеда. Если обод свободно ходит относительно втулки, то подкручиваем каждый ниппель ровно на один оборот. Начинать действие целесообразнее от единственного теперь незанятого отверстия в ободе — под нипель камеры. Так вы точно не ошибетесь и не сделаете лишних оборотов.

Продолжайте процедуру подкручивания на один оборот раз за разом пока не получите равномерное натяжение на всех спицах. Колесо на этом этапе должно начать приобретать свою жесткость.
Теперь появляется четыре аспекта, которые необходимо учитывать в дальнейшей работе над колесом.
Первое — элипс — горизонтальное биение обода, в народе именуется “яйцо”.
Второе — восьмерка — вертикальное биение обода.
Третье — зонт — смещаем его в соответствии с необходимостью.
Четвертое — натяжение спиц — выравниваем его в соответствии с необходимостью.

Исправлять сразу четыре проблемы в одном месте обода бессмысленно и контрпродуктивно. Начинать следует с той, которая наиболее ярко выражена. То есть, работая над зонтом не исправляйте восьмерки и яйца, иначе у вас ничего не получится. Делая одно будете сбивать другое.

Исправляем элипс

Яйцо колеса

Если вершина элипса приходится на промежуток между спицами, то подтяните каждую из них на пол оборота. Если вершина изгиба пришлась на спицу, то подтяните её на один оборот, а две соседние с ней, идущие к другому фланцу, на пол оборота. Не пытайтесь добиться идеальной окружности первым же подтягиванием, она все равно не получится. Крутите колесо дальше и исправляйте следующие “косяки”.

Исправляем восьмерку

Восьмерка колеса

Если вершина изгиба приходится на левую сторону между спицами, то подтягиваем спицу, идущую от правого фланца на четверть оборота, а спицу, идущую от левого фланца, ослабляем на четверть оборота. Если изгиб обода пришелся не левую сторону и на спицу с левого фланца, то ее мы ослабляем на четверть оборота, но при этом подтягиваем две соседних спицы с правого фланца на восьмую часть оборота. Здесь действует тот же принцип, не пытайтесь всё выровнять сразу, крутите колесо дальше. Смотрите, где остается больше деформации, туда и устремляйте свое внимание.

Исправляем зонт

Элипс или зонт колеса

По мере исправления восьмерки необходимо приступать к формированию зонта. Когда боковое биение оказывается на уровне пары миллиметров проходимся по всем спицам правой стороны добавляя им по пол оборота. Если смещение зонта сильное, то можно и целый оборот накрутить. Начинать следует от соска, чтобы в последствии не запутаться. Когда вы окажетесь в миллиметре от цели, приступайте снова к исправлению восьмерок.

Если в процессе элипс окажется больше восьмерки, то принимайтесь за исправление него. Здесь по-прежнему действует правило — исправляем самый большой косяк первым. Когда мы перечисляли необходимые инструменты, мы не ничего не сказали об измерителе зонта. Он не потребуется, если вы работаете на хорошем станке.

Однако, для большей точности он вам потребуется. Особенно остро он потребуется в случае отсутствия станка.
Прикладываем измеритель центром к оси справа от колеса и настраиваем его так, чтобы плечи равномерно ложились на обод, а указатель центра касался оси колеса. Фиксируем настройки измерителя и прикладываем его к левой стороне колеса. Если плечи ложатся на обод, а центр нет, то зонт необходимо сместить вправо. Повторяем процедуру до тех пор, пока с обеих сторон измеритель зонта не будет одинаково прилегать всеми точками к колесу.

Натяжение спиц

Старайтесь делать его равномерным для каждой стороны колеса. С правой стороны оно будет больше, чем с левой. Так и должно быть, это нормально. Проверить степень натяжения спиц можно по высоте звука, если по спице ударить. Можно пробовать чувствовать по усилию на ключе. Однако способы эти не отличаются точностью. Для точности потребуется тензометр. Берем его в руки и используем по назначению.
Натяжение спиц с левой стороны колеса должно быть существенно слабее, чем с правой, если вы все делали правильно.

Перекручивание спиц

В процессе натяжения спиц, вы столкнетесь с проблемой — спицы будут проворачиваться вместе с ниппелем. Для того, чтобы избежать паразитных перекручиваний нужно придерживать спицу рукой. Нет, рукой вы ее не удержите на месте, но всегда почувствуете момент ее вращения. Нивелировать эффект довольно просто, достаточно вернуть ниппель немного обратно. То есть, делая четверть оборота вы поворачиваете ключ немного больше, но потом возвращаете ниппель немного обратно.

Тем не менее, как бы вы не старались, некоторые спицы все равно будут перекручены. Для того, чтобы “вернуть” их на место необходимо спицы пошевелить руками. Просто сжимаете в ладони по четыре спицы за раз. Вполне вероятно, что вы услышите хруст и щелчки — так и должно быть, ниппеля в это время занимают свои места в ободе и спицы принимают свою нормальную форму. Проще говоря, вы таким образом снимаете напряжения в спицах и ниппелях.

Другой способ снятия напряжения заключается в установке колеса осью втулки на твердую поверхность (пол или стена) и надавливание на обод обеими руками. Повторяется процедура несколько раз с обеих сторон колеса.

Деформация спиц

Если с кручением мы боролись, то деформации будем наносить умышленно. В местах пересечений спиц появляется тенденция к их деформации, и они образуют сравнительно плавный изгиб, к ободу идут по плавной изогнутой траектории. Нечто похожее уже было со спицами около фланцев, тогда мы справлялись большим пальцем руки. Теперь же этой силы уже будет недостаточно.

Берем что-то сравнительно плоское (гаечный ключ на 17, например) и вставляем между спицами параллельно оси вращения. Далее этот предмет поворачиваем в сторону так, чтобы обе спицы, между которыми он заключен, начали им подцепляться и натягиваться друг другом в месте пересечения. Спицы начнут изгибаться, именно это нам и требуется. После указанных действий плавных изгибов на спицах не будет, а в месте креста, где лидирующая спица проходит под хвостовой, образуется довольно резкий изгиб.

Нужны описанные деформации для того, чтобы спицы уже, на этапе сборки и регулировки, заняли свое пожизненное положение и не создавали паразитный запас деформации, который со временем будет уходить, ослабляя натяжение спиц. Теперь спицы от места изгиба тянутся к ободу и фланцу по прямой, что и требовалось. После процедуры деформации может понадобиться дополнительная настройка колеса и борьба с закручиванием спиц, но вы уже знаете, что и как делать.

Собранное описанным выше образом колесо проходит намного дольше колеса, которое было собрано роботом в заводских условиях, так как там с деформациями никто не работает. Что уж тут, далеко даже не все механики учитывают этот аспект.

Итак, если вам удалось собрать колесо своими руками, то примите наши поздравления. Если с первого раза не получилось — не тушуйтесь и пробуйте снова.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Источники:

https://veloexpert33.ru/velosiped/trenazher-dlya-velosipeda-pod-zadnee-koleso.html
https://vplate.ru/velosiped/aksessuary/stanok/
http://velosreda.ru/velostanki-trejnery
https://e4bike.ru/collection/motor-kolesa
https://velojournal.net/sborka-kolesa-velosipeda-chast-1

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector