«Стелс» (самолет): технические характеристики
Технология «Стелс» на сегодняшний день остается на передовицах военной инженерии. Она перевернула фундамент мировой авиации, сделав самолеты главным тактическим оружием на поле боя. Впервые истребители-невидимки были представлены миру после нашумевшей операции «Буря в пустыне». Американские инженеры сотворили чудо, выпустив в широкое производство самолеты F-117. Разработкой новой технологии занималась компания «Локхид». Невидимки могли без труда влететь в любое хорошо охраняемое воздушное пространство и ликвидировать цель, оставаясь незамеченными для местных локаторов.
Технология «Стелс»
Значительного прогресса в разработках инженеры американской фирмы «Локхид» добились в конце 1970-х. Ранее похожие технологии использовались для маскировки подводных лодок и наземной бронетехники. Тем не менее для сокрытия в воздушном пространстве большого объекта позже был применен усовершенствованный подход.
«Стелс» — самолет, который незаметен для большинства радиолокаторов и техники, сканирующей в инфракрасном спектре. Обычные авиационные единицы, попадая в диапазон излучающих волн, улавливаются оборудованием. Этот эффект достигается благодаря отражению радиосингала от корпуса самолета. Чем больше площадь рассеивания, тем выше вероятность обнаружения объекта. Крупный бомбардировщик имеет показатель около 100, истребитель – до 12, а американский самолет «Стелс» – 0,3 кв.м.
Фундаментом технологии невидимки считаются две составляющие: максимальное поглощение излучения от локаторов поверхностью корпуса и отражение волн в направлении, не входящем в диапазон поиска РЛС. Решением этих задач стало специальное покрытие и угловая форма самолета.
Разработки подобного воздушного объекта велись с начала 1960-х, однако ограниченные технические и финансовые ресурсы долго время не позволяли добиться должных результатов. Ситуация кардинально поменялась через полтора десятка лет. В 1981 году в небо поднялся первый самолет-невидимка «Стелс». С этого момента производство F-117 получило широкие масштабы.
Плюсы и минусы технологии
Про самолет «Стелс» можно сказать только хорошее. Тем не менее многие военные специалисты долгое время выражали свое недовольство инновацией американской авиации. И действительно, если подробно разобраться, у технологии были свои весомые недостатки. Во-первых, это касается стоимости самолета. Строительство одной единицы составляло более полумиллиарда долларов. Крупные бомбардировки-невидимки и вовсе оценивались в $1,1 млрд.
Следующим нюансом стало резкое развитие радиолокационного оборудования. Уже к началу 1990-х практически все РЛС могли с той или иной степенью вероятности обнаружить самолеты технологии «Стелс». Из-за этого американским инженерам приходилось постоянно совершенствовать свои наработки.
Еще одним минусом технологии являлось заметное снижение летных характеристик невидимки, так как при конструировании упор делался на радиолокационную малозаметность. В результате «Стелс» (самолет) сильно проигрывал многим другим воздушным единицам и в скорости, и в маневренности, и даже в безопасности.
Что касается преимуществ, то помимо малозаметности стоит выделить эффективное противодействие ударной угрозе. Дело в том, что ни одна автоматизированная ракета не способна зафиксировать самолет с достаточной точностью.
На сегодняшний день американское правительство продолжает выделять миллиарды долларов на строительство новых представителей класса «Стелс».
Принцип работы самолета-невидимки
Для поглощения радиоизлучения используется ферромагнитное покрытие, которое нанесено на весь корпус объекта. Когда на данную поверхность попадают волны, под действием микроскопических магнитных частиц они перенаправляются с повышенной частотой в другую от РЛС сторону. Таким образом, энергия излучения истрачивается. Для улучшения свойств незаметности все оборудование и принадлежности в самолете сделаны из углеродного волокна. Также для перенаправления радиолучей было решено сконструировать корпус и крылья из плоскостей, без закруглений поверхности.
Самолет-невидимка «Стелс» имеет специальные турбореактивные двигатели. Отличием от традиционных является использование диффузора перед компрессором. Это позволяет отражать излучение внутрь двигателя, тем самым нейтрализуя его. Также самолет оборудован системой охлаждения. Она принудительно снижает инфракрасные шумы двигателей.
Для рассеивания изучения радара было изменено даже кресло пилота. Оно имеет гофрированную форму, как и все остальные вертикальные части самолета. Мало того, изменению подвергся и хвост воздушного судна. В результате доработок он приобрел V-образную горизонтальную форму.
Первый самолет-невидимка
В 1981 году передовой разработкой американской компании «Локхид» стал дозвуковой ударный Lockheed F-117 кодификации Night Hawk. Самолет был предназначен для быстрого проникновения в тактическую зону противника, успешно скрываясь от систем ПВО. В результате последующих модернизаций были внедрены технологии противодействия самонаводящимся ракетам.
К 1990 году на балансе ВВС США состояло 64 единицы F-117. В международной кодификации самолет получил название «Ночной Ястреб». По американской системе обозначения невидимке присвоена литера F. Интересно, что долго время F-117 считался истребителем. Тем не менее сегодня он является обычным дозвуковым самолетом тактико-ударного типа.
«Ночной Ястреб» успешно использовался в боевых действиях в Панаме, Персидском заливе, Югославии, Ираке. Первые потери датированы мартом 1999 года. Это был стелс-самолет, сбитый ракетой комплекса С-125 неподалеку от сербского поселения Буджановцы.
На данный момент «Ночной Ястреб» снят с вооружения из-за нехватки средств в связи с разработкой истребителя F-22 (новый самолет «Стелс»).
Технические характеристики Lockheed F-117
Длина самолета составляет 20 м, в то время как размах крыла превышает отметку в 13 м. В экипаж входит один пилот. Масса F-117 варьируется в пределах от 13,4 до 23,8 тонн, в зависимости от загруженности и запаса топлива. Изначально планировалось уменьшить номинальный вес самолета до 10 т, однако в итоге установка охлаждения потребовала дополнительного места. В результате пришлось дорабатывать нижнюю часть корпуса.
В комплектацию входят 2 двигателя F404 с суммарной тягой в 9700 кгс. Что касается летных характеристик, то максимальная дальность полета составляет порядка 1720 км. При этом боевой радиус равен 860 км. «Ночной Ястреб» способен подниматься на высоту до 13,7 километра. Скорость движения составляет 993 км/ч, в автономном режиме – 905 км/ч.
Описание невидимки B-2 Spirit
Этот стелс-самолет был разработан американской фирмой «Northrop Gr.». На сегодняшний день находится в активной эксплуатации. Представляет собой тяжелый стратегический бомбардировщик. Предназначен для поражения больших тактических наземных объектов. Способен прорваться через плотную ПВО благодаря использованию технологии «Стелс». В грузовом отсеке имеет возможность транспортировки ядерного оружия. Проект «Спирит» американскому правительству обошелся в 45 миллиардов долларов.
Экипаж бомбардировщика состоит из 2 человек. Номинальная масса невидимки равняется 72 т. Параллельно с этим самолет способен поднять в воздух до 100 тонн припасов и топлива. Все четыре двигателя двухконтурные турбореактивные. Максимальная тяга – 30500 кгс. Бомбардировщик развивает скорость до 1010 км/ч. Дальность полета превышает 11 тысяч км.
В стандартное вооружение входят бомбы класса Mk или CBU, ракеты AGM и ядерное оружие литеры B. На данный момент это самый большой в мире стелс-самолет.
Характеристики F-22 Raptor
Истребитель «Раптор» является многоцелевым воздушным объектом пятого поколения. Его разработками занимались компании Boeing, Lockheed и GD. Это самый новый и усовершенствованный истребитель-невидимка в мире.
F-22 основывается на принципе молниеносного поражения цели. Стоит отметить, что все вооружение «Раптора» находится в специальных внутренних отсеках для понижения заметности. Боевое крещение истребители прошли в Сирии осенью 2014 года.
Экипаж F-22 может состояться только из одного человека. Чистая масса – около 20 т. Грузоподъемность колеблется в пределах 10 тонн. В комплектации два двигателя с мощностью по 7400 кгс. При полете истребитель развивает скорость до 2410 км/ч.
Российский проект-невидимка «Беркут»
В 1997 году был выпущен первый экспериментальный палубный истребитель Су-47. Его конструктором стал Михаил Погосян. Работа над проектом осуществлялась на территории России.
Су-47 считается полностью стратегическим объектом, поэтому на нем не установлено никакого вооружения. Его целью является получение и анализ разведданных с хорошо защищенных точек противника. В дальнейшем планируется модернизация самолета до легкого бомбардировщика.
Азиатская невидимка Shenyang J-31
Этот китайский стелс-самолет получил широкое производство только в конце 2012 года. Представляет собой многоцелевой истребитель последнего поколения. Миру стал известен как «Кречет» после международной выставки в Чжухае.
Управляет истребителем 1 пилот. Стоит отметить, что J-31 считается одним из самых маленьких самолетов класса «Стелс». Его длина составляет всего 16,9 м, а размах крыльев — и вовсе 11,5 м. При этом масса объекта – 17,5 т. Максимальный скоростной порог – 2200 км/ч.
Топ 10 лучших велосипедов Stels: основные параметры, особенности выбора, плюсы и минусы, цена
Велосипед считается одним из наиболее безопасных и экономичных типов колесного транспорта, причем он доступен для людей любого возраста. На сегодняшний день рынок предлагает большой выбор велобайков различных производителей. Среди лидеров стоит отметить отечественную торговую марку «Веломоторс», которая производит современные велосипеды STELS.
Чтобы облегчить выбор подходящего транспортного средства, был составлен перечень лучших велосипедов STELS. Во время составления рейтинга принимались во внимание назначение изделия, преимущества и недостатки моделей, мнение экспертов и отзывы покупателей.
- Рейтинг ТОП 10 лучших велосипедов Stels
- Navigator 600 (2014)
- Challenger (2010)
- Navigator 500 V 26 (2016)
- Pilot 950 MD 26 V010 (2018)
- Challenger Disc (2014)
- Navigator 900 Disc (2014)
- Navigator 510 (2014)
- Adrenalin Disc (2014)
- Navigator 630 MD 26 (2016)
- Navigator 930 Disc 29 (2014)
- Сравнение лучших велосипедов Stels
- Списки лучших
- Navigator 500 V 26 (2016) — лучший для начинающих
- Pilot 950 MD 26 V010 (2018) – самый долговечный
- Navigator 900 Disc (2014) — наиболее функциональный
- Типы велосипедов
- Как выбрать велосипед
Рейтинг ТОП 10 лучших велосипедов Stels
Перед тем как составить перечень наилучших велосипедов Stels, был сделан анализ самых популярных моделей данной торговой марки. В списке пользователи могут сравнить наиболее функциональные транспортные средства, изучить их основные характеристики. Топ лучших велосипедов выглядит так:
- Navigator 600 (2014).
- Challenger (2010).
- Navigator 500 V 26 (2016).
- Pilot 950 MD 26 V010 (2018).
- Challenger Disc (2014).
- Navigator 900 Disc (2014).
- Navigator 510 (2014).
- Adrenalin Disc (2014).
- Navigator 630 MD 26 (2016).
- Navigator 930 Disc 29 (2014).
Ознакомимся детально с указанным ассортиментом.
Бюджетная модель велосипеда, которая предназначена для передвижения в пределах города и по пересеченной местности. Транспортное средство отличает надежность конструкции и высокий функционал. Главной составляющей рассматриваемого изделия станет прочная и жесткая рама, которая изготовлена из легкого алюминиевого сплава.
На раму устанавливается амортизационная вилка, ввиду чего езда становится более комфортной и безопасной. Трансмиссия на 18 скоростей даст возможность без труда справляться с крутыми подъемами, не тратя энергии на педалирование. Кроме того, преимуществом станет наличие ободных тормозов типа V-brake, неприхотливых в уходе. В велосипеде устанавливается навесное оборудование от популярной торговой марки Shimano.
Количество звезд в кассете | 6 |
Материал рамы | Алюминиевый сплав |
Тормоза | Прогулочные / Power |
Количество скоростей | 18 |
Особенности конструкции | Покрышки Chaoyang H-5119, крылья, подножка, изогнутый руль |
- небольшой вес;
- надежная конструкция;
- быстрый разгон;
- рама из алюминия;
- большая звезда спереди;
- надежные покрышки;
- хороший накат.
- достаточно жесткое сиденье.
Приобрел жене эту модель велосипеда. Отличный байк без нареканий. Отлично едет как по городским дорогам, так и по бездорожью. На препятствиях амортизация не слишком хороша, однако это незначительный недостаток. Среди преимуществ отмечу высокую грузоподъемность, прочную резину на покрышках. Довольны сделанным выбором.
Обзор доступен на видео
Challenger (2010)
Велосипед, который предназначен для преодоления бездорожья и для путешествий по пересеченной местности. Конструкция отличается высокой надежностью ввиду наличия рамы, выполненной из стали. Stels Challenger 2010 можно использовать каждый день вне зависимости от погодных условий. Надежная сцепка с покрытием трассы обеспечивается покрышками Innova.
Надлежащая проходимость на неровных дорогах гарантируется передним и задним амортизаторами. На переднем амортизаторе пружинно-эластомерного типа SR Suntour предусматривается опция регулировки нагрузки. Выбор скорости осуществляется с помощью удобного переключателя Shimano.
Количество звезд в кассете | 7 |
Материал рамы | Сталь |
Тормоза | Прогулочные / C-Star |
Количество скоростей | 21 |
Особенности конструкции | Мягкая вилка SR Suntour SF8-XCT-V2, крылья, изогнутый руль |
- отличная тормозная система;
- быстрый разгон;
- надежные передняя вилка и задняя подвеска;
- прочное крепление крыльев;
- надлежащая управляемость;
- легкий вес.
- плохой задний амортизатор.
Долго выбирали велосипед для прогулок в черте города. В итоге решили остановиться на Challenger (2010). Его отличает большое количество скоростей, надлежащая маневренность, отличный ход. Тормозная система V-Brake оставила только положительное впечатление. Считаю лучшим бюджетным вариантом для езды в пределах города и небольшому бездорожью. Рекомендую.
Недорогой и удобный маунтинбайк для начинающих. Транспортное средство, которое подойдет для езды по горным дорогам и по городскому асфальту. Байк оснащен рамой из стали облегченного типа, ввиду чего такое средство передвижения имеет небольшой вес (15,5 кг), хороший накат и высокую прочность. Сама рама имеет хорошо продуманную геометрию. Трансмиссия обладает 18 скоростями, благодаря чему транспортное средство возможно использовать для катания по бездорожью.
Невзирая на невысокую цену, изделие считается наиболее доступным горным велосипедом. Он соответствует всем требованиям, которые предъявляются к моделям MTB-категории, потому сможет выдержать даже большие нагрузки. В сиденье велобайка вшита комфортная прокладка, которая снижает утомляемость при долгих поездках. Удобная подножка даст возможность оставить велосипед в любых местах.
Количество звезд в кассете | 6 |
Материал рамы | Сталь |
Тормоза | Прогулочные / ProMax |
Количество скоростей | 18 |
Особенности конструкции | Крылья, подножка, покрышки Chaoyang |
- хорошая проходимость;
- удобство использования;
- надежная рама;
- прочность конструкции;
- небольшой вес;
- приятный внешний вид.
- жесткое сиденье.
Приобретал велосипед для сына, однако катаюсь пока сам. Очень понравилась эта модель благодаря своему плавному ходу и проходимости. За несколько месяцев катания существенных недочетов не обнаружил. Среди недостатков хотелось бы отметить нечеткое переключение скоростей, однако за эту цену такой минус простителен.
Обзор доступен на видео
Pilot 950 MD 26 V010 (2018)
Такой велосипед подходит для езды в пределах города и по бездорожью. Рама из алюминия и амортизационная вилка из стали позволяют использовать транспортное средство для разных целей: спортивных тренировок, поездок на работу либо прогулок за чертой города. Велосипед оснащается 21-скоростной трансмиссией.
Достоинством модели станет наличие навесного оборудования Shimano и дисковой механической тормозной системы. Они гарантируют надежную работу вне зависимости от погодных условий. Транспортное средство укомплектовано боковой подножкой. Значительным преимуществом байка является опция компактного складывания. Благодаря этому велосипед не будет занимать много пространства во время хранения и перевозки.
Количество звезд в кассете | 7 |
Материал рамы | Алюминиевый сплав |
Тормоза | Прогулочные / 160mm |
Количество скоростей | 21 |
Особенности конструкции | Диаметр подседельного штыря — 31,6 мм, подножка, каретки прогулочные / Cartridge |
- удобство складывания;
- яркий дизайн;
- облегченная рама;
- отличный ход;
- качественные покрышки;
- удобство при использовании.
- не очень комфортное сиденье;
- плохо функционирует передний тормоз.
Велосипед покупался для прогулок в городе и поездок на дачу. Сразу хотелось бы отметить удобство складывания, изделие запросто поместится в небольшой лифт. Модель обладает плавным ходом. Очень понравился дизайн. Считаю лучшим в сочетании цена/качество. Рекомендую к покупке.
Challenger Disc (2014)
Велосипед, который считается любительской моделью, является более продвинутой версией своих аналогов. Оснащается прочной стальной рамой, на нем устанавливается оборудование от торговой марки Shimano. Характерной особенностью подобного транспортного средства станет дисковая тормозная система, мощность которой обеспечит надлежащую управляемость.
Для начального уровня подготовки оптимально подойдет надежный подвес. Прочная рама из стали гарантирует длительную эксплуатацию. Благодаря амортизационной вилки будет обеспечена удобная езда, безопасность гарантирована эффективными переключателями и особенными покрышками. При таких характеристиках цена на изделие будет приемлема, потому Challenger Disc (2014) занимает лидирующие места среди велосипедов от данного производителя.
Количество звезд в кассете | 7 |
Материал рамы | Сталь |
Тормоза | Прогулочные / Tektro Novela, 160mm |
Количество скоростей | 21 |
Особенности конструкции | Покрышки Chao Yang H-5120, крылья, подножка изогнутый руль |
- удобство использования;
- небольшой вес;
- дисковая тормозная система;
- очень плавный ход;
- хорошая проходимость на бездорожье;
- удобное переключение скоростей.
- тяжело разгоняется.
Велосипед с комфортным рулем и сиденьем, никакого дискомфорта при езде не ощущаю. Переключение достаточно комфортное, однако вес во время разгона ощущается. Дисковая тормозная система хорошая, однако при контактировании с влагой торможение ухудшается. В целом за такую цену изделие хорошее, однако испытывать на прочность не следует.
Надежная и комфортабельная модель горного велосипеда для активных людей. Байк оснащен дисковой тормозной системой с гидравлическим приводом, амортизационной вилкой с пружинно-эластомерной конструкцией и двойными ободами. Для таких характеристик цена достаточно невысокая. Рама транспортного средства сделана из алюминия, что обусловливает более легкий вес изделия, чем в аналогах из стали.
Ход движения амортизационной вилки равен 80 мм. Этого достаточно для проведения спортивных тренировок. Дисковая тормозная система оптимально подходит для агрессивных сред. Сами тормоза эффективно функционируют вне зависимости от погодных условий и дорожного покрытия.
Количество звезд в кассете | 7 |
Материал рамы | Алюминиевый сплав |
Тормоза | Спортивные / Tektro Draco, 160mm |
Количество скоростей | 21 |
Особенности конструкции | Каретки прогулочные / VP Cartridge, крылья, манетки начальные / Shimano SL-M310 |
- необычный дизайн;
- качество сборки;
- прочная рама;
- небольшой вес;
- надежные покрышки;
- дисковая гидравлическая тормозная система.
- иногда скрипит при использовании заднего тормоза.
Купили Navigator 900 Disc (2014) несколько недель назад. Нравится своим функционалом и внешним видом. Надежные покрышки, которые могут выдержать существенные нагрузки без потерь геометрии. Сиденье при необходимости возможно заменить, все регулируется, тормоза функциональные. Очень довольны покупкой.
Обзор доступен на видео
Велосипед предназначается для людей, которые ведут активный образ жизни. Эффективно подходит для катания в пределах города и по бездорожью. Конструкция оснащается рамой, изготовленной из алюминиевого сплава. Характерными чертами рамы станут прочность и повышенная устойчивость к внешнему воздействию. Амортизационная вилка обеспечивает удобное и безопасное преодоление разного рода препятствий.
Ободные тормоза V-brake обеспечивают надлежащий контроль над движением велосипеда. Кроме того, преимуществом станет то, что установлено навесное оборудование Shimano Tourney. Трансмиссия оснащается 21 скоростями.
Количество звезд в кассете | 7 |
Материал рамы | Алюминиевый сплав |
Тормоза | Прогулочные / V-Brake |
Количество скоростей | 21 |
Особенности конструкции | Покрышки Kenda K898, крылья, пружинно-эластомерная вилка |
- много скоростей;
- надежная рама;
- компактные размеры;
- приятный дизайн;
- обода из легкого алюминия;
- присутствует защитная накладка на звездочки;
- удобное переключение скоростей;
- маленькие крылья.
Велосипед купил 2 года назад, за весь период ни разу не было серьезных поломок. Ломались крылья, были проколы, однако транспортное средство отлично держится. Стоит также отметить плавный ход педалей на 21-ой скорости и быстрый набор скорости. В целом, велосипед удобен в эксплуатации.
Обзор доступен на видео
Adrenalin Disc (2014)
Горный велосипед, сочетающий энергичный стиль и мощное навесное оборудование. Двухподвес начального уровня, который предназначен в целях передвижения в пределах города и по бездорожью. Прочная рама выполнена из легкого алюминия. Задний амортизатор и амортизационная вилка SR Suntour обеспечат легкое преодоление разного рода неровностей, которые характерны для пересеченной местности.
На велосипеде устанавливаются: механическая дисковая тормозная система Tektro, двойные обода, оборудование Shimano Tourney/Acera. Модель сиденья VELO сделана на основе инновационных технологий.
Количество звезд в кассете | 7 |
Материал рамы | Алюминиевый сплав |
Тормоза | Прогулочные / Tektro Novela, 160mm |
Количество скоростей | 21 |
Особенности конструкции | Крылья, покрышки Chaoyang H-5152, подножка |
- удобство при езде;
- небольшой вес;
- качество сборки;
- приятный внешний вид;
- плавный ход;
- дисковая тормозная система.
- скрипит задний тормозной диск.
Достаточно крепкий велосипед. Среди преимуществ хотелось бы отметить наличие двойных ободов, прочную раму из алюминия, дисковую тормозную систему. Недостатков почти нет, однако лишь спустя год езды образовался люфт на стыке рам. В целом, доволен своим выбором.
Легкий внедорожный горный велосипед, который занимает лидирующие места среди бюджетных маунтинбайков для новичков. Оснащается удобным амортизатором, можно регулировать жесткость. Руль имеет прямую форму и большой вынос, что позволяет при движении держать спину прямой. Алюминиевая веловтулка обеспечит легкость вращения колес и отличный накат. Двойной обод из алюминия и спецпротектор обусловливают универсальность транспортного средства.
Велосипед оснащен 21 скоростью и удобным переключателем скоростей. Пружины переключения спрятаны, что защитит их загрязнения. Конструкция обеспечит длительные сроки эксплуатации переключателя. Рама имеет легкий вес, сделана из алюминия, в комплектации идут крылья, защита и подножка.
Количество звезд в кассете | 7 |
Материал рамы | Алюминиевый сплав |
Тормоза | Прогулочные / Tektro Aries, 160mm |
Количество скоростей | 21 |
Особенности конструкции | Каретки прогулочные / Feimin Cartridge, крылья, подножка |
- дисковая тормозная система;
- рама из алюминия;
- приятный дизайн;
- мягкое сиденье;
- есть подножка;
- удобное переключение скоростей.
- скрип тормозов.
Качественный велосипед за достаточно невысокую сумму. Имеет небольшой вес, удобное сиденье. Переключение скоростей комфортное, ход велосипеда плавный вне зависимости от условий. Остался доволен своим выбором.
Спортивный велосипед любительского уровня, который предназначен для кросскантрийщиков и для тех, кто любит скоростную езду по бездорожью и в пределах города. Конструкция оснащена легкой рамой, которая изготовлена из алюминия и имеет особую спортивную геометрию.
Кроме того, устанавливается амортизационная вилка RST Omega ML с ходом 100 мм и опцией блокировки. Она облегчает подъем в гору и увеличивает скорость на гладкой части трассы. Среди преимуществ следует отметить дисковую гидравлическую тормозную систему с роторами в диаметре 180 мм, навесное оборудование Shimano, спортивное сиденье. Также к плюсам стоит отнести 29-дюймовые колеса с двойными ободами и прочными покрышками.
Количество звезд в кассете | 8 |
Материал рамы | Алюминиевый сплав |
Тормоза | Спортивные / Tektro Draco, 160mm |
Количество скоростей | 24 |
Особенности конструкции | Мягкая вилка RST Omega 29 ML, покрышки Chaoyang H-5119, крылья |
- удобное переключение скоростей;
- регулируемая амортизационная вилка;
- приятный дизайн;
- плавный ход;
- быстрый разгон;
- крупные колеса;
- мягкое сиденье.
- маленькие педали.
Хорошая полупрофессиональная модель велосипеда. Понятное переключение скоростей, удобные манетки. Конструкция имеет 24 скорости, имеет небольшой вес. Любые незначительные недостатки возможно исправить, заменив детали на более профессиональные. Рекомендую к покупке.
Обзор доступен на видео
Сравнение лучших велосипедов Stels
В таблице ниже рассмотрены 10 лучших моделей велосипедов Stels, проявивших себя с наилучшей стороны.
Модель | Тормоза | Материал рамы | Количество скоростей | Особенности конструкции | Цена, руб. |
Navigator 600 (2014) | прогулочные / Power | алюминиевый сплав | 18 | покрышки Chaoyang H-5119, крылья, подножка, изогнутый руль | 13100 — 15000 |
Challenger (2010) | прогулочные / C-Star | сталь | 21 | мягкая вилка SR Suntour SF8-XCT-V2, крылья, изогнутый руль | 13900 — 15700 |
Navigator 500 V 26 (2016) | прогулочные / ProMax | сталь | 18 | крылья, подножка, покрышки Chaoyang | 12300 — 13000 |
Pilot 950 MD 26 V010 (2018) | прогулочные / 160mm | алюминиевый сплав | 21 | диаметр подседельного штыря — 31,6 мм, подножка, каретки прогулочные / Cartridge | 17400 — 18500 |
Challenger Disc (2014) | прогулочные / Tektro Novela, 160mm | сталь | 21 | покрышки Chao Yang H-5120, крылья, подножка изогнутый руль | 15200 — 17100 |
Navigator 900 Disc (2014) | спортивные / Tektro Draco, 160mm | алюминиевый сплав | 21 | каретки прогулочные / VP Cartridge, крылья, манетки начальные / Shimano SL-M310 | 17000 — 19100 |
Navigator 510 (2014) | прогулочные / V-Brake | алюминиевый сплав | 21 | покрышки Kenda K898, крылья, пружинно-эластомерная вилка | 12600 — 14100 |
Adrenalin Disc (2014) | прогулочные / Tektro Novela, 160mm | алюминиевый сплав | 21 | крылья, покрышки Chaoyang H-5152, подножка | 14600 — 15300 |
Navigator 630 MD 26 (2016) | прогулочные / Tektro Aries, 160mm | алюминиевый сплав | 21 | каретки прогулочные / Feimin Cartridge, крылья, подножка | 18200 — 19500 |
Navigator 930 Disc 29 (2014) | спортивные / Tektro Draco, 160mm | алюминиевый сплав | 24 | мягкая вилка RST Omega 29 ML, покрышки Chaoyang H-5119, крылья | 18300 — 20400 |
Списки лучших
В перечне представлены основные технические параметры велосипедов Stels, указаны плюсы и минусы изделий, приведены отзывы покупателей. Отметим лучшие модели по категориям:
- Лучший для начинающих.
- Самый долговечный.
- Наиболее функциональный.
Изучим подробнее указанный ассортимент.
Бюджетный и удобный маунтинбайк для начинающих. Велобайк, который подойдет для езды по горным дорогам и по асфальтированному покрытию. Изделие оснащено рамой из стали облегченного типа, в связи с чем такое средство передвижения имеет небольшой вес (15,5 кг), плавный ход и высокую прочность. Сама рама отличается хорошо продуманной геометрией. Трансмиссия обладает 18 скоростями, вследствие чего транспортное средство возможно использовать для езды по бездорожью.
Несмотря на невысокую цену, байк считается наиболее доступным горным велосипедом. Изделие соответствует всем требованиям, которые предъявляются к моделям MTB-категории, потому выдерживает даже большие нагрузки. В сиденье велобайка вшивается комфортная прокладка, уменьшающая утомляемость при долгих поездках. Удобная подножка даст возможность оставить велосипед в любых местах.
Pilot 950 MD 26 V010 (2018) – самый долговечный
Такая модель отлично подойдет для езды в пределах города и по бездорожью. Рама из алюминия и стальная амортизационная вилка позволят использовать байк для разных целей: спортивных тренировок, поездок на работу либо прогулок за чертой города. Транспортное средство оснащается 21-скоростной трансмиссией.
Преимуществом модели является наличие навесного оборудования Shimano и дисковых механических тормозов. Они обеспечивают надежную работу независимо от погоды и качества покрытия. Байк укомплектован боковой подножкой, значительным преимуществом является опция компактного складывания. Вследствие этого велосипед не будет занимать много пространства при хранении и перевозке.
Надежный и комфортабельный горный велосипед для активных людей. Велобайк оснащается дисковыми тормозами с гидравлическим приводом, амортизационной вилкой с пружинно-эластомерной конструкцией и двойными ободами. Для таких показателей цена достаточно низкая. Рама байка выполнена из алюминия, что обусловливает более легкий вес изделия, чем в аналогах из стали.
Ход движения амортизационной вилки равняется 80 мм. Этого хватит для того, чтобы проводить спортивные тренировки. Дисковая тормозная система идеально подойдут для агрессивных сред. Сами тормоза остаются эффективными независимо от погодных условий и покрытия.
Типы велосипедов
Каждый велосипед имеет свое предназначение. Некоторые используются для езды по городу и паркам, другие созданы непосредственно для катания по шоссе, третьи – по неровным дорогам, пересеченной местности, четвертые – для длительных поездок, пятые – для скоростного спорта. Существуют также гибридные транспортные средства, которые совмещают разные возможности. Рассмотрим детально основные разновидности велосипедов:
- Горные (маунтинбайки). Являются одними из наиболее распространенных среди отечественных покупателей. Их часто называют универсальными, одинаково пригодными для езды в городе и за его пределами. Рельефные покрышки без труда справятся с гравием, грязью, неровностями и т. д. Конструкция обладает высокой прочностью и действенно справляется с большим весом райдера.
- Шоссейные (шоссеры). Спортивные байки, которые отличаются своими параметрами от горных велосипедов. Предназначаются для скоростной езды по асфальту, потому обладают легкой конструкцией. Амортизации нет, так как она снижала бы скорость. Колеса узкие в диаметре 28 дюймов, протектор на них отсутствует. Благодаря такой особенности он развивает высокую скорость по прямой.
- Городские (круизеры). Самые предпочтительные конструкции для повседневного катания в пределах города, парка, сельской местности. Изделия не отличаются высокой скоростью и маневренностью, однако совмещают возможности горных и шоссейных моделей. Протектор шин средний, колеса различаются в диаметре.
- Трюковые. Изделия предназначаются для особых видов катания и выполнения трюков. Такие велосипеды потребуются лишь профессионалам, они не приспособлены для повседневной езды.
Как выбрать велосипед
Чтобы выбрать подходящий байк, нужно изучить его основные критерии. Рассмотрим детально, на чем следует сделать акцент при выборе велосипеда:
Самолет-невидимка и технология «стелс»
«Технология «стелс» вернула нас к тому фундаментальному принципу войны, который зовется сюрпризом», — сказал Джон Уэлч, заместитель командующего ВВС, вскоре после окончания операции «Буря в пустыне». — «Если вы можете добиться эффекта неожиданности, вы получите большое преимущество».
Преимущество, о котором говорилось, было убедительно продемонстрировано в течение шести недель непрерывных ночных бомбардировок Багдада самолетами-невидимками F-117A фирмы «Локхид». Эти «черные призраки» свободно влетали прямо в сердце одного из наиболее охраняемых воздушных пространств в мире и, сбросив смертоносный груз, возвращались обратно невредимыми.
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ СТЕЛС?
Технология, благодаря которой был достигнут столь значительный прогресс, появилась не вдруг. В военно-морских силах те же методы маскировки применяются для стратегических и многоцелевых подводных лодок уже более 30 лет. Сухопутные войска также давно используют подобные технологии для уменьшения инфракрасного излучения от танков и другой техники.
Суть технологии «стелс» состоит в снижении заметности техники в радиолокационном и инфракрасном спектре излучения. Обычно техника отражает радиоволны, попадающие на нее, которые и улавливаются РЛС – это и есть радиолокационная заметность. Она характеризуется эффективной площадью рассеяния (ЭПР) – способностью объекта рассеивать электромагнитную волну. Например, ЭПР бомбардировщика B-52 – 100, тяжелого бомбардировщика – 13-20, обычного истребителя – 3-12, а самолета-невидимки, выполненного по технологии «стелс» — всего 0,3-0,4 кв.м. Технология «стелс» основывается на двух приемах: во-первых, максимальное поглощение радиоизлучения поверхностью корпуса самолета, во-вторых, отражение радиоволн в таком направлении, чтобы они уже не вернулись назад к РЛС. Для этого применяются специальные покрытия и специфическая форма корпуса самолета.
В авиации попытки разработать нечто подобное самолету-невидимке F-117A предпринимались давно. Еще в 1962 г. фирма «Локхид» вовсю работала над созданием малозаметного самолета А-12. Другой самолет того времени, SR-71 «Блэкберд» реализовал в себе стелс-технологию в виде специальных покрытий и конструкционных материалов.
В начале 70-х годов прогресс в области вычислительной техники и. программирования дал толчок развитию авиастроения. Программное обеспечение прд названием «ECHO» позволило фирме «Локхид» смоделировать различные конструкции корпуса самолетов на компьютере и получить их предполагаемый вид на экране радара без строительства реального аппарата. В результате в 1975 г. ею была построена полномасштабная модель прототипа самолета-невидимки F-117A — «Хэв Блюк». Одновременно свою разработку представила фирма «Нортроп», но после тестирования обеих моделей с помощью реального радара победил вариант от «Локхид». Зимой 1977 г. состоялся экспериментальный полет «Хэв Блю», после чего командование ВВС США сразу заказало 24 истребителя F-117A, первый из которых был построев в июне 1981 г., а в 1983 г. самолет был принят на вооружение.
Убедившись на примере истребителя F-117A в технической обоснованности и реализуемости концепции самолета-невидимки, командование ВВС США поручило фирме «Нортроп» разработать с широким применением технологии «стелc» новый стратегический бомбардировщик. Конструкторские работы по его созданию начались в, 1979 г., а официальная церемония представления нового самолета, получившего обозначение В-2 «Спирит», специалистам и представителям прессы состоялась в ноябре 1988 г.
ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА-НЕВИДИМКИ
После краткого знакомства с историей самолетов-невидимок рассмотрим основные принципы технологии «стелс», которые использовались при их создании.
1. Для поглощения излучения радара используется специальное ферромагнитное покрытие корпуса самолета. Попадающее на такое покрытие электромагнитное излучение заставляет микроскопические частицы входящего в его состав магнитного материала менять свою ориентацию с большой частотой, на что и тратится энергия излучения. Кроме того, в самом самолете все, что только возможно, сделано из поглощающих радиоизлучение композитов, таких как углеродное волокно.
2. Закругленные поверхности в форме корпуса почти не используются. Вместо этого она состоит из многих плоскостей, отражающих излучение радара не в обратном направлении, а в разные стороны. С этой же целью увеличивается стреловидность крыльев.
3. Обычные турбореактивные двигатели сконструированы так, что радар может «видеть» имеющий большую площадь отражения компрессор, который хорошо отражает излучение. По новой технологии перед компрессором устанавливается специальный диффузор, острая вершина которого отражает излучение внутрь корпуса двигателя и таким образом гасит его.
4. Двигатель плоской формы создает реактивный факел с широким углом расхождения раскаленных газов, что рассеивает поток тепла и снижает степень заметности в инфракрасном диапазоне.
5. Оба двигателя самолета-невидимки оснащаются шумоподавляющими кожухами, а также системой принудительного охлаждения, которая снижает инфракрасные выбросы. Часть холодного воздуха, попадающего через воздухозаборники, подается прямо в зону выхлопа и, смешиваясь с горячими реактивными газами, охлаждает их.
6. Даже те части самолета-невидимки, которые должны быть примерно вертикальными, такие как кресло пилота, имеют гофрированную форму, чтобы рассеивать энергию радара.
7. V-образный хвост самолета (его еще называют «бабочка») заменяет собой две горизонтальные и одну вертикальную плоскости традиционного хвоста, что также снижает заметность.
«Стелс-технология» распространяется и на другие виды авиационной военной техники. Например, в 1990 г. на вооружение стратегической авиации ВВС США поступила крылатая ракета класса «воздух — поверхность» Дженерал Дайнэмикс AGM-129A АСМ с низким уровнем демаскирующих признаков. Разработана она по технологии «стелс» и предназначена для вооружения бомбардировщиков В-52Н, В-1В и В-2. Крылатая ракета АСМ близка по размерам к крылатой ракете Боинг AGM-86B ALCM.
«СТЕЛС-ТЕХНОЛОГИЯ»: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Технология «стелс» долгое время неоднозначно воспринималась многими военными специалистами. Один из недостатков применения этой технологии – высокая цена «самолетов-невидимок». Бомбардировщик B-2 является самым дорогим самолетом в истории авиации – 1,157 млрд. долл. за единицу. К тому же, хотя американские самолеты, выполненные по технологии «стелс», и называют в прессе «невидимками», это преувеличение. Они, в принципе, могут быть обнаружены современным радиолокационным оборудованием. РЛС с мощным излучателем все равно обнаружит «самолет-невидимку», пусть и с меньшего расстояния. Например, комплекс С-300 мог бы «увидеть» F-117A с расстояния 50-60 км. К тому же ЗРК малого радиуса действия, оснащенные аппаратурой телевизионно-оптического визирования, вообще могут производить захват цели по визуальному каналу, в котором «самолет-невидимка» столь же прекрасно виден, как и любой другой материальный объект.
Малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 «Спирит»
В то же время чрезмерное увлечение радиолокационной малозаметностью приводит к снижению летных качеств самолета: он сильно проигрывает в скорости, маневренности и безопасности полета. Дело в том, что самолет с такой геометрией и аэродинамикой как F-117A сам по себе не может держаться в воздухе и требуется ежесекундная корректировка его полета при помощи органов управления. Эту функцию берет на себя компьютер. По крайней мере, один «самолет-невидимка» F-117A был потерян из-за неправильной настройки системы управления полетом.
Значительное преимущество технологии «стелс» состоит, однако, в том, что ракеты с головками самонаведения и другие автоматизированные средства, противовоздушной борьбы не могут зафиксировать такой самолет в качестве цели с достаточной точностью и, как правило, промахиваются.
Боевая карьера «самолета-невидимки» F-117A тоже оказалась не вполне однозначной. С одной стороны – этот самолет достаточно успешно участвовал в пяти войнах: вторжение США в Панаму (1989), война в Персидском заливе (1991), операция «Лиса пустыни» (1998), война НАТО против Югославии (1999), Иракская война (2003). При этом в боевых вылетах был потерян всего один самолет (в Югославии). С другой – за время эксплуатации из 64-х построенных «самолетов-невидимок» F-117А вследствие летных происшествий было потеряно шесть – почти 10% от общего количества что, конечно, очень много. На F-117A сажали только самых опытных пилотов, но все равно «самолеты-невидимки» регулярно разбивались. Но F-117A были сняты с вооружения в 2008 г. даже не из-за этого, а из-за банальной нехватки денег на их содержание. Высвободившиеся средства были пущены на закупку новых многоцелевых истребителей F-22.
Тем не менее, технология «стелс» продолжает использоваться в американском авиастроении. Американские истребители пятого поколения Локхид/Боинг F-22 «Раптор» и Локхид-Мартин F-35 «Лайтнинг-II» являются малозаметными, хотя их внешний вид не такой экзотический как у F-117A. Эти самолеты также чрезвычайно дороги, и их не может позволить себе строить большими сериями даже такая страна, как США. Всего было построено 184 самолета F-22 «Раптор», после чего их производство было прекращено.
Российскими специалистами технология «стелс» долгое время рассматривалась скептически, хотя отдельные способы снижения заметности самолетов, конечно, внедрялись. Однако, в новейших авиационных разработках технологии понижения заметности занимают важное место. Новые российские самолеты: истребитель-бомбардировщик Су-34, легкий фронтовой истребитель МиГ-35 и тяжелый истребитель Су-35С обладают пониженной заметностью. Перспективные российские самолеты: тяжелый многоцелевой истребитель ПАК ФА и дальний стратегический бомбардировщик ПАК ДА разрабатываются как «самолеты-невидимки».
Увеличение кратности бинокля при прочих равных условиях ведет к потере качества наблюдения в темноте. В бинокль кратностью выше 8-10 наблюдать можно только со штатива, иначе дрожание рук ощутимо «смазывает» картинку. Оптимальными для полевых условий являются бинокли 6х30, 7х35, 8х40.
Самолёты — « невидимки» и русский вклад: 7 мифов о « стелс»
« Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт — « невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.
« Стелс» придумали в СССР. Технологии снижения заметности делают самолёт полностью невидимым. Самолёт — « невидимка» должен быть из фанеры. WARHEAD.SU — против заблуждений. Поэтому мы собрали популярные мифы — и готовы дать им бой.
1. « Стелс» — это невидимость
Наверное, один из самых популярных мифов, который можно услышать даже от людей, вроде бы разбирающихся в военном деле, — « стелс» означает невидимость. Конечно, невидимость подразумевается не в видимом диапазоне, а для радаров. Якобы перед стелс-технологией стоит задача сделать объект ( самолёт, вертолёт, танк и так далее) полностью незаметным для радиоволн.
Пожалуй, инженеры и правда хотели бы этого достичь, если бы это было возможным.
Но создать полную незаметность даже для радара нереально, и никто к этому не стремится.
Даже самые крутые стелс-самолёты всё равно могут быть обнаружены. В разных ракурсах ЭПР ( эффективная площадь рассеяния — насколько большим выглядит объект для радара) может сильно отличаться. И, если не повезёт и самолёт попадёт под радар « слабой» стороной, — дальность его обнаружения сильно увеличится.
Что говорить о таких объектах, как вертолёты, у которых сложно скрыть винт, или корабли — слишком большие, чтобы даже на серьёзном расстоянии оставаться незамеченными.
Оттого задача технологии « стелс» вовсе не в том, чтобы сделать цель абсолютно невидимой. Уменьшить дальность, на которой произойдёт обнаружение, — да. Ввести противника в заблуждение меньшим размером цели — да. Затруднить наведение средств поражения — снова да. Но к сожалению, об этом часто забывают. В том числе виноваты в этом и СМИ, которым проще использовать красивое, но неверное слово « невидимка», чем термины вроде « малозаметный самолёт».
2. « Стелс» — это выдумка американцев
Самый « звёздные войны», — пожалуй, одна из самых обсуждаемых и спорных американских военных программ. Крайне смелая идея создать непробиваемый космический щит против советских баллистических ракет активно рекламировалась в США все 80-е годы и породила множество мифов. О них и поговорим.
‘ title=> « патриотичный» миф из представленных. Якобы « стелс» — это глобальный обман со стороны американцев с целью заставить СССР тратить деньги на гонку вооружений. Как утверждают адепты этого мифа, правда зашифрована в самом названии: stealth с английского можно перевести как « хитрость».
Кто и зачем оставил такую подсказку, неясно. Видимо, таинственный американский инженер‑правдоруб.
Доказать, что « стелс» работоспособен, обычному обывателю почти невозможно. Для этого надо или знать физику минимум на университетском уровне, или иметь доступ к секретным данным испытаний. Экспериментально также не проверить — ни у кого из нас радара и « стелс»-самолёта в распоряжении нет.
Зато есть пара интересных моментов, которые рушат этот миф на корню.
Если ‘ title=> « стелс» — это обман, почему на него продолжили тратить деньги и после развала СССР? Почему технологии начали применять по всему миру, в том числе и у нас в стране? Из объяснений остаётся разве что ‘ title=>мировой заговор. А с этим уже не к нам, а в специализированные учреждения.
3. « Стелс» всегда похож на шедевр кубизма
Самые первые стелс-самолёты выглядели и правда крайне необычно. Ломаные формы, никаких гнутых линий и плавных переходов. По сей день, когда мы говорим о малозаметных самолётах, в голове рождается именно такая картинка.
Но в конце 80-х годов образ таких машин стал меняться. Уже В-2 выглядел почти как нормальное летающее крыло, « солдат демократии». Но почти каждое такое решение сразу критикуют, победителя признают негодным, а организаторов обвиняют в предвзятости. Мы разобрались, правда ли ВВС США постоянно « ошибаются» в выборе?
‘ title=>F-22 и F-35 походили на вполне обычные самолёты. Многие решили, что произошёл частичный отказ от « стелса» в пользу нормальной аэродинамики, чтобы самолёты не летали, как кирпичи.
На деле, эти изменения стали результатом развития вычислительных мощностей. Рассчитать « стелс» без применения компьютеров просто невозможно. В 70-х годах развитие вычислительных мощностей позволяло считать только объекты, состоящие из плоскостей. Оттого и пошли такие необычные формы, которые через пень-колоду заставляли летать. Но компьютеры совершенствовались быстро, и скоро стало возможно рассчитать куда более сложные, но привычные для нашего глаза и для аэродинамики формы, сохранив высокий уровень незаметности. Правда, на объектах вроде кораблей пока альтернатив ломаным формам нет — слишком уж большие.
4. « Стелс» придумал советский учёный
Отсюда пошли разговоры и о наших глупых генералах, что проглядели передовую концепцию, и, наоборот, о том, что это была специальная операция КГБ, чтобы американцы занялись « выдуманным» « стелсом».
Подтверждается эта история и тем, что Уфимцева сразу после развала СССР пригласили работать в США — именно над технологиями « стелс».
Так что же, « стелс» — русское изобретение?
Во-первых, мемуары — плохой исторический источник. Особенно мемуары такого человека, как Бен Рич. А во-вторых, новые документы, рассекреченные в последнее время, а также воспоминания других участников работ над F-117 позволили пролить свет на эту историю. Работа Уфимцева и правда была использована, но не как основа, а лишь в процессе доведения программы до ума. Американцам просто не пришлось тратить пару месяцев на расчёты, уже сделанные советским профессором.
Почему Рич так переиначил эту историю? Возможно, просто забыл. А может, были на то какие-то неизвестные причины.
Самое обидное, что работа Уфимцева и правда могла стать основой для советского « стелса», если бы ей уделили больше внимания. Да и сам Уфимцев после иммиграции в США достиг на этом поприще серьёзных успехов, а значит, вероятно, мог развить технологию и в СССР, будь на неё запрос.
5. « Стелс» имеет немецкие корни
В качестве аргумента его сторонники приводят тот факт, что инженеры Хортен активно работали над созданием самолётов типа « летающее крыло» — в будущем окажется, что это одна из лучших компоновок для « стелс».
Но знали ли об этом немцы?
Ни одного документа об исследовании ЭПР самолётов в рейхе пока не найдено, ни о каких экспериментах с невидимостью для радаров в авиации неизвестно. Правда, были работы для подводного флота, чтобы сделать перископы подлодок малозаметными. Но об адаптации результатов исследований для авиации также нет данных.
Может, у немцев получилось случайно? В 2009 году канал National Geographic провёл эксперимент, построив полноразмерный макет самолёта Ho.229. В некоторых проекциях удалось достичь незначительного снижения ЭПР при использовании радаров того периода. Вот только эти проекции располагались хаотично, и шансы, что именно они попадут под облучение, были минимальны. Подобным « случайным» снижением ЭПР обладало бы любое летающее крыло, но получить от этого преимущества в бою не вышло бы.
Ещё один аргумент — об использовании угля в конструкции Ho.229 для поглощения радиоволн. Братья Хортен и правда собирались в серийном самолёте применить композит из клея, опилок и угольной пыли, покрытый с двух сторон фанерой. Вот только его задачей было снижение не заметности, а веса самолёта — при сохранении прочности и устойчивости к деформирующим нагрузкам, о чём и говорится в немецких документах. Да и никакими особыми свойствами поглощения радиоизлучения уголь не обладает.
Один из главных источников мифа — сам Реймар Хортен, который иммигрировал ‘ title=>в Аргентину и пытался развивать там авиастроение. В 80-х немец начал активно рассказывать, что именно он придумал « стелс» и его самолёты были невидимы для радаров. Непонятно только, почему он заговорил об этом лишь после того, как « стелс» прогремел в мировой прессе?
6. « Стелс» должен быть фанерным
Самолёты с тряпичным и фанерным покрытием невидимы для радаров — радиоволны через них просто проходят, говорят сторонники этого заблуждения. И для уничтожения современного ПВО достаточно снова начать строить По-2 или британский « Москито» — их никто не заметит.
В чём-то это даже так, вот только есть одно « но»: чтобы такой самолёт был по-настоящему незаметным для радаров, он должен быть весь из фанеры.
Не только обшивка — но и внутренние конструкции, в том числе и несущие, двигатель, баки, вооружение.
Если же металл в конструкции есть — а его обычно много, — такой самолёт будет обнаружен так же просто, как и любой другой без применения технологий « стелс».
Интересно, что в тех же 50-х, в ходе работ над будущим А-12, американцы думали о создании пластикового самолёта — ведь этот материал тоже « прозрачен» для радаров. Но первые же испытания показали: никакой выгоды это не даёт. Толстые слои пластика вполне заметны для радара.
7. « Стелс» должен быть плазменным
Миф о плазменном « стелс» родился, судя по всему, в начале 90-х годов. Его сторонники говорят, что якобы можно создать вокруг самолёта облако плазмы, и оно поглотит все радиоволны. Такие генераторы плазмы были созданы в СССР и вот-вот должны были встать на вооружение, сделав всю нашу авиацию абсолютно невидимой для радаров.
В основе этого заблуждения — обычная ситуация: что-то где-то слышали, но всё не так поняли.
Во-первых, создать облако плазмы вокруг самолёта невозможно в принципе. Речь идёт об ограниченной ионизации воздуха, а не о настоящей плазме. Во-вторых, плазма, как и ионизированный воздух, поглощать радиоволны не будет — наоборот, будет их отражать. Просто создав облако из ионизированного воздуха, мы лишь увеличим ЭПР самолёта.
При этом работы над тем, что с натяжкой можно назвать « плазменным» « стелс» велись и, возможно, ведутся сейчас. Правда, нам известно лишь о самых ранних испытаниях, которые рассекречены очень поверхностно. Отношения к мифу они почти не имеют.
Так, для разведчика А-12 разрабатывали возможность создания экранов из ионизированного воздуха перед воздухозаборниками — одними из самых заметных элементов самолёта. Другой проект — специальная добавка к топливу, создающая в выхлопе ионизированный газ, близкий к плазме. Благодаря этому выхлоп А-12 становился менее заметным для радара ( схоже работает ионосфера земли — для некоторых частот она непрозрачна, и так работает радио, а для других частот помех нет, что позволяет спокойно связываться со спутниками).
Существует ещё множество мифов, связанных со « стелс». Если какой-то из интересных вам не упомянут в этой статье — давайте обсудим его в комментариях.
Источники:
https://www.syl.ru/article/198493/new_stels-samolet-tehnicheskie-harakteristiki
https://vseobzorko.ru/top-luchshih-velosipedov-stels/
http://www.modernarmy.ru/article/295/samolet-nevidimka-tehnologia-stealth
https://warhead.su/2019/12/26/samolyotynevidimki-i-russkiy-vklad-7-mifov-o-stels