Типы велосипедных сумок
Основное предназначение велосипедной сумки — перевозка груза. Тут вы сразу скажете: есть же рюкзак, зачем сумка? А дело в том, что некоторые дисциплины в принципе не предполагают катание с рюкзаком. А еще от него может уставать/потеть спина.
Велосипедные сумки позволяют разгрузить спину, но при этом иметь при себе необходимый запас вещей, который может понадобиться в дороге.
Какие бывают велосипедные сумки
Условно их можно разделить на такие типы:
- На руль
- На раму
- Под раму
- На вилку
- Под седло
- На багажник
Отдельно рассмотрим каждый тип сумок.
Велосипедные сумки на руль
Руль не самое подходящее место для перевозки грузов, однако в ряде случаев это может оказаться удобным, когда этот груз весит не много, например: документы, деньги, сменная майка или комплект термобелья, очки, сотовый телефон, ключи от квартиры, зарядные устройства, светодиодный налобный фонарь, элементы питания, фотоаппарат и прочие мелкие вещи.
Главный закон таков: никогда не стоит перегружать сумки, расположенные выше, более тяжелыми предметами, чем расположенные ниже.
Велосипедные сумки на раму
Этот тип сумок довольно компактный, но в него можно разместить много мелочей, если вы выезжаете на покатушку умеренной дистанции. Крепится такая сумка прямо на раму, количество отсеков от одного до трёх.
Такая сумка хорошо смотрится на туристических велосипедах.
Велосипедные сумки под раму
А вот здесь уже есть несколько вариантов. В первом случае сумка занимает все место внутри рамы. В неё можно поместить относительно длинные вещи, такие, как шампуры, стойки для котелка, насос или складные удочки.
Однако, при должной сноровке прекрасно располагаются и другие предметы, главное, не набивайте сумку так, что она начнет выступать по бокам, а то начнете цепляться за неё ногами при педалировании.
Второй вариант — аналогичен предыдущему, но размещается более компактная сумка. Под рамой она занимает совсем мало места, а положить в неё можно как минимум ремонтный набор, лекарства, деньги и прочие мелочи.
Такая сумка не испортит внешний вид даже на шоссейном велосипеде.
Велосипедные сумки на вилку велосипеда
Если ваша цель автономный туризм, когда вы можете провести целую неделю без посещения жилых территорий, то без сумок на вилку вам не обойтись.
Такой тип размещения позволяет взять еще больше вещей или припасов. Рекомендуем нагружать такие сумки примерно одинаково по весу с обоих сторон, чтобы не разбалансировать ваш велосипед.
Велосипедные сумки под седло
Подседельные сумочки. Тут есть где разгуляться, они могут быть как очень компактными, так и огромными, куда даже палатку можно уместить.
Компактные сумки подойдут любителям шоссейных покатушек или кросс-кантрийникам. Почему? Потому что в такую сумку помещается весь необходимый рем.комплект, нет необходимости пихать все по карманам или возить с собой рюкзак.
Большие подседельные сумки актуальны для многодневных туристических походов, особенно в случаях, когда вы не берете с собой рюкзак и при этом не фанатеете от установки багажника.
Велосипедные сумки на багажник
Вот и самый классический вариант — установка баула на велосипед. Сначала ставите багажник, а сверху на него крепите сумку. Кстати, багажник может быть как сзади, так и спереди.
Сумки на багажник
Размещенные на багажнике сумки для велосипедистов хороши тем, что диктуют хозяину велосипеда спокойную, неторопливую езду по ровной, асфальтированной дороге. Задний багажник является классическим местом для упаковки всевозможных грузов, и одним из самых популярных и востребованных вариантов является так называемая «сумка-штаны», или просто «штаны».
Передний багажник будет затруднять маневрирование на пересеченной местности.
Какой вес можно перевозить на велосипеде?
Многое зависит от массы самого байкера, находящегося в полной экипировке. В более выгодном положении оказываются худощавые, невысокие и жилистые люди. В этом случае возможно при грамотном распределении нагрузки перевозить до 50-ти килограммов груза и даже более, что приближается к собственному весу (например, если велосипедист весит 70 кг). При наличии прицепов этот показатель еще более возрастает.
Если же велосипедист более упитанный, и его вес составляет, например, 120 кг, то не стоит нагружать велосипед более 25-ью килограммами.
Виды велосумок и их выбор: разъясняем по полочкам
Основное предназначение велосипедной сумки — перевозка груза. Тут вы сразу скажете: есть же рюкзак, зачем сумка? А дело в том, что некоторые дисциплины в принципе не предполагают катание с рюкзаком. А еще от него может уставать/потеть спина.
Велосипедные сумки позволяют разгрузить спину, но при этом иметь при себе необходимый запас вещей, который может понадобиться в дороге.
Преимущества велосипедных сумок
Сумка, как предмет для ручной клади, в случае ее крепления к различным частям велосипеда становится удобным вместилищем для различных грузов и предметов. Креативные решения разработчиков позволяют оптимизировать байк в качестве средства для перевозки необходимых грузов, максимально освободив райдера от нагрузок. Модели сумок различаются по объему и способу крепления. Они могут фиксироваться не только на багажнике, но и на руле, раме, седле, подседельном штыре. Среди таких аксессуаров, как рюкзак или корзина, велосумка выделяется рядом преимуществ.
Ее отличает:
- компактность (эргономичная форма, возможность трансформации);
- вместительность (регулируемый объем);
- удобство размещения груза (удобный доступ);
- безопасность (плотный непромокаемый материал, прочное крепление).
Оборудовав своего железного коня удобным баулом, можно решить массу «багажных» проблем, отправляясь в путешествие, на отдых, или просто за покупками в магазин.
Сумка на раму для велосипеда – описание
Во время длительной поездки на велосипеде пригодится сумка на раму. Сумка имеет несколько карманов, в которые можно разместить разные предметы. Этот незаменимый аксессуар поможет уменьшить объем перевозимого груза.
Установка:
- На верхнюю трубу рамы устанавливается аксессуар.
- Эластичные ремни применяются для фиксации.
Сумка на раму — это специальная угловая велосумка. Она была разработана с учетом потребностей покупателей. Это незаменимый помощник для дальних поездок.
Особенности сумки под раму
Рассмотрим особенности сумки под раму:
- Качество материалов. Для изготовления применяются водоотталкивающее материалы. Водоотталкивающие материалы защищают предметы от дождя, влаги и снега.
- Скромные размеры. Все модели очень компактны.
- Чехол. В комплект поставки входит специальный водонепроницаемый чехол. Он обеспечивает дополнительную защиту от погодных условий.
- Плёнка. Некоторые модели имеют специальную пленку. Она позволяет пользоваться смартфоном в различных погодных условиях.
- Отделение. Есть отделение под смартфон.
- Легкость установки.
- Светоотражающие вставки. Светоотражающие вставки отчётливо видны в условиях плохой освещенности. Это обезопасит движение на велосипеде.
Какие бывают велосипедные сумки
Условно их можно разделить на такие типы:
- На руль
- На раму
- Под раму
- На вилку
- Под седло
- На багажник
Отдельно рассмотрим каждый тип сумок.
Велосипедные сумки на руль
Руль не самое подходящее место для перевозки грузов, однако в ряде случаев это может оказаться удобным, когда этот груз весит не много, например: документы, деньги, сменная майка или комплект термобелья, очки, сотовый телефон, ключи от квартиры, зарядные устройства, светодиодный налобный фонарь, элементы питания, фотоаппарат и прочие мелкие вещи.
Главный закон таков: никогда не стоит перегружать сумки, расположенные выше, более тяжелыми предметами, чем расположенные ниже.
Велосипедные сумки на раму
Этот тип сумок довольно компактный, но в него можно разместить много мелочей, если вы выезжаете на покатушку умеренной дистанции. Крепится такая сумка прямо на раму, количество отсеков от одного до трёх.
Такая сумка хорошо смотрится на туристических велосипедах.
Велосипедные сумки под раму
А вот здесь уже есть несколько вариантов. В первом случае сумка занимает все место внутри рамы. В неё можно поместить относительно длинные вещи, такие, как шампуры, стойки для котелка, насос или складные удочки.
Однако, при должной сноровке прекрасно располагаются и другие предметы, главное, не набивайте сумку так, что она начнет выступать по бокам, а то начнете цепляться за неё ногами при педалировании.
Второй вариант — аналогичен предыдущему, но размещается более компактная сумка. Под рамой она занимает совсем мало места, а положить в неё можно как минимум ремонтный набор, лекарства, деньги и прочие мелочи.
Такая сумка не испортит внешний вид даже на шоссейном велосипеде.
Велосипедные сумки на вилку велосипеда
Если ваша цель автономный туризм, когда вы можете провести целую неделю без посещения жилых территорий, то без сумок на вилку вам не обойтись.
Такой тип размещения позволяет взять еще больше вещей или припасов. Рекомендуем нагружать такие сумки примерно одинаково по весу с обоих сторон, чтобы не разбалансировать ваш велосипед.
Велосипедные сумки под седло
Подседельные сумочки. Тут есть где разгуляться, они могут быть как очень компактными, так и огромными, куда даже палатку можно уместить.
Компактные сумки подойдут любителям шоссейных покатушек или кросс-кантрийникам. Почему? Потому что в такую сумку помещается весь необходимый рем.комплект, нет необходимости пихать все по карманам или возить с собой рюкзак.
Большие подседельные сумки актуальны для многодневных туристических походов, особенно в случаях, когда вы не берете с собой рюкзак и при этом не фанатеете от установки багажника.
Велосипедные сумки на багажник
Вот и самый классический вариант — установка баула на велосипед. Сначала ставите багажник, а сверху на него крепите сумку. Кстати, багажник может быть как сзади, так и спереди.
Сумки на багажник
Размещенные на багажнике сумки для велосипедистов хороши тем, что диктуют хозяину велосипеда спокойную, неторопливую езду по ровной, асфальтированной дороге. Задний багажник является классическим местом для упаковки всевозможных грузов, и одним из самых популярных и востребованных вариантов является так называемая «сумка-штаны», или просто «штаны».
Передний багажник будет затруднять маневрирование на пересеченной местности.
Оптимальный объем велосумки
Выбирая свой вариант из множества моделей, следует определиться, что вы хотите положить в велосумку и с какой целью ее покупаете. Многодневные туристические поездки требуют монообъемных моделей на 60 и более литров, для солидных «магазинных» походов достаточно будет приобрести сумку-штаны на 40 л, а поездки налегке можно осуществлять с велосипедной сумкой объемом до 20 л.
Какой вес можно перевозить на велосипеде?
Многое зависит от массы самого байкера, находящегося в полной экипировке. В более выгодном положении оказываются худощавые, невысокие и жилистые люди. В этом случае возможно при грамотном распределении нагрузки перевозить до 50-ти килограммов груза и даже более, что приближается к собственному весу (например, если велосипедист весит 70 кг). При наличии прицепов этот показатель еще более возрастает.
Если же велосипедист более упитанный, и его вес составляет, например, 120 кг, то не стоит нагружать велосипед более 25-ью килограммами.
Обзор моделей сумок на раму, под раму
Roswheel S
Отличная модель за доступную цену (700-1200 рублей). Roshweel S имеет несколько отделений для разных вещей. Есть специальное отделение для смартфона. Только есть один нюанс. Диагональ экрана не должна превышать 4,5 дюйма. Если диагональ экрана вашего смартфона больше, тогда присмотритесь к другим моделям.
Изделие изготовлено из качественных влагоустойчивых материалов. Нитки нигде не торчат.
Рассмотрим преимущества Roshweel S:
- Светоотражающие полоски. Светоотражающие полоски позволяют безопасно ездить в условиях плохой освещенности.
- Переходник для наушников.
- Специальный карман для смартфона. Не слезая с велосипеда можно отвечать на звонки, переключать треки или проверять намотанный километраж.
А теперь рассмотрим недостатки Roshweel S:
- Чехол не входит в комплект поставки.
- Для фиксации используются липучки.
Topeak TRIBAG
Topeak TRIBAG — компактная и надежная сумка на раму. При сравнительно небольшом весе (67 г.) обладает значительной прочностью.
Есть много внутренних карманов для разных вещей (инструменты, медицинские препараты, смартфон, документы). Главное отделение имеет специальные защитные вкладки. В комплект поставки входит защитный чехол.
Topeak TRIBAG изготавливается из таких материалов:
- Нейлон.
- Полиэстер.
Longus Triangle 1,2L
Это словацкая велосипедная сумка премиум-класса.
Рассмотрим основные преимущества модели:
- универсальный дизайн;
- простая конструкция;
- хорошая вместительность (1,2 литра);
- есть специальная накладка, которая используется для ношения байка на плече;
- трехсторонняя фиксация.
Вес Longus Triangle составляет 95 г. Длина составляет 240 мм.
Сумка на багажник
Наличие дорожного баула обеспечивает райдера отличным вместительным хранилищем всех необходимых вещей. Что туда класть, решает сам владелец стильного аксессуара. Это может быть фотоаппарат, видеокамера, одежда, обувь (для дорогостоящей техники предусмотрены специальные, хорошо защищенные сумки). В специальном отделении можно перевозить емкость с водой, в отдельном кармане – карту, документы, кепку, очки и пр. Как правило, такие баулы можно носить при необходимости в руке либо на плече. Для этого у них есть удобные ремешки, лямки и прочие приспособления.
Определившись с назначением модели, можно выбрать такие варианты с креплением на багажник:
Отзывы велосипедистов
Катаюсь на велосипеде уже более 10 лет. За это время успел сменить несколько велосипедов. Пользоваться различными сумками. Больше всего мне понравилось Acepac Tube. Она легко закрывается и открывается. Изготовлена из прочного материала. Мне очень нравится. Всем рекомендую эту модель.
Вячеслав
Жена подарила на день рождения Longus Triangle чёрного цвета. Мне она сразу понравилась. Стильная и качественная модель. Теплосберегающий, мягкий, приятный на ощупь материал. Имеет два отделения. И также есть специальная накладка, которая предназначена для ношения велосипеда на плече.
Леонид
Я отдаю предпочтение классике. Поэтому мне очень понравилась модель Tersus REAR TOP BAG. Главное преимущество Tersus REAR TOP BAG — это большой объем (12–24 л.). В эту сумку с успехом поместится все. Специальные светоотражающие ленты расположены на карманах. Это тоже несомненный плюс.
Татьяна
Отдаю свой голос за Vaude Triangle Bag. Мне очень нравится эта сумка треугольник. Я его использую её для хранения небольших вещей: смартфон, инструменты, ключи. На мой взгляд, это лучшая модель в своём классе.
Наталья
Я пользовался разными сумками. Но все они были небольшими. Однажды мне на глаза попалась Tersus REAR TOP BAG. Эта сумка мне понравилась с первого взгляда. Она большая и вместительная. Изготовлена из плотного полиэстера. Поэтому можно использоваться в различных погодных условиях. Рекомендую всем Tersus REAR TOP BAG.
Михаил
Сумка на раму станет надежным помощником каждого велосипедиста. Сумку необходимо установить на раму при помощи фиксаторов. После этого, можно использовать аксессуар для разных целей. Например, можно отвечать на звонки, слушать музыку.
Небольшие городские сумки
Велобаулы (сумки-штаны)
Трансформеры 3D (трехобъемные)
Советы при выборе сумки для велосипеда на раму, под раму
В магазинах представлен большой ассортимент сумок на раму. Порой сделать выбор бывает сложно из-за огромного количества моделей.
Рассмотрим действительно полезные советы:
- Конструкция рамы. Прежде всего, обратите внимание на конструкцию рамы вашего велосипеда. Если у вас женский велосипед, тогда вам подойдут компактные сумки. Владельцам обычного горного велосипеда можно выбирать аксессуары любого размера.
- Молния. При покупке обратите внимание на качество молнии. Молния часто ломается.
- Крепление. Отдавайте предпочтение моделям, которые имеют три крепления.
- Материал. Велосипедные аксессуары должны изготавливаться из водонепроницаемых материалов.
Экспедиционные монообъемники
Сумка на/под раму
Обычно модели с креплением на/под раму имеют скромные размеры. Это обусловлено их локализацией: нужно исключить качание груза во время движения и обеспечить комфортное вращение педалей велосипедисту. В сумочку можно поместить такие важные вещи, как мобильный телефон, блокнот, очки. Многие производители делают такое приспособление легко снимающимся с рамы, чтобы его при необходимости можно было закрепить на поясе. Модели делятся по способу фиксации над рамой и под ней. Для крепления используются липучки или ремни.
Некоторые производители выпускают миниатюрные сумочки-штаны, обеспечивающие быстрый доступ к таким вещам, как телефон, фотоаппарат, энергетический батончик без остановки. Крепится такая модель специальными ремнями к рулевому стакану и смежной трубе треугольника рамы. В специальных сумочках на раму некоторые байкеры привозят инструменты. В отсеках размещаются мининструменты, набор для реставрации камер, небольшой насос, бортировка и пр.
Сумка на руль
Компактная и очень удобная вещь, обеспечивающая доступ к небольшим, но важным вещам. В ней прекрасно размещается телефон, ключи, мининструменты и прочие мелкогабаритные предметы. Крепится к рулю при помощи липучек.
Сумка подседельная
В нее можно положить все мелкие предметы, необходимые в дороге. Фиксируется к рамке седла при помощи специального крепежа, дополнительно может прикрепляться липучкой к штырю под седлом. Обычно разделена на несколько отсеков, оснащена молниями и выполнена из непромокаемых материалов. К подседельной сумке можно прикрепить задний фонарь на клипсе, кроме того, на ней должны быть специальные светоотражающие полосы.
на СпортЗум.ру: Смазка для цепи велосипеда — типы, рекомендации по выбору и правила использования
Требования к велосумкам
Независимо от объема и типа фиксации, при выборе велосумки обращайте внимание на:
Часть 1
Велопоход предъявляет серьезные требования к упаковке и размещению багажа на велосипеде. В отличие от обычных покатушек, где можно ехать с любым завалявшимся в кладовке заплечником (разумеется, специальные велосипедные модели гораздо удобнее), рюкзак или сумки для велопохода имеют специфическую конструкцию, подходящую только для велосипеда.
Хороший велосипедный рюкзак или сумка разрабатывается и дорабатывается по ходу производства с учетом требований велотуристов, нередко и сами конструкторы активно ездят в велопоходы. Поэтому самые распространенные в среде велотуристов модели снаряжения (достаточно взглянуть на полки магазинов в вашем городе) — нередко еще и самые удобные для своих задач. Однако разные модели снаряжения предназначены для различных стилей туризма: одни больше подходят для велопутешествий по гладким европейским дорожкам, другие — для покорения обычных российских просторов, третьи — для специфических стилей туризма, где велосипед едет на своем владельце, а не наоборот.
В этой статье мы расскажем начинающим велотуристам о различных способах перевозки багажа в велопоходах (включая двух-трехдневные походы выходного дня — ПВД), рассмотрим отличительные черты различных видов сумок и рюкзаков, а также неявные особенности, на которые стоит обратить внимание при покупке, чтобы не остаться недовольным обновкой.
Итак, существует три основных способа перевозки вещей в велопоходе :
- Заплечный рюкзак (часто в сочетании с небольшими сумками, рассредоточенными по велосипеду).
- Боковые сумки на багажнике.
- Монообъемный велорюкзак (так называемые велоштаны или велобаул) на багажнике.
Заплечный рюкзак — для минималистов
На самом деле, в серьезных велопоходах этот способ применяется редко из-за ограниченной грузоподъемности спины велосипедиста. Средний велосипедист может возить на спине в течение длительного времени не более 10 кг без чрезмерной усталости и риска для здоровья. В отличие от пеших туристов, у велосипедиста вся масса рюкзака приходится непосредственно на спину (а не на пояс и бедра), поэтому возить на себе получается в несколько раз меньше груза.
Начинающие велотуристы нередко пытаются в первые походы возить груз на спине, однако это принципиально неправильно. Новичок с большим туристическим рюкзаком на спине изнывает под тяжестью груза, но при этом часто не имеет при себе действительно нужных ему вещей. Безусловно, перенос груза на багажник позволил бы ему получать удовольствие от поездки, а не боли в спине и быстро накапливающуюся усталость.
Таким образом, в походах и ПВД груз возят на спине на постоянной основе лишь обладатели аскетичного сверхлегкого снаряжения, для которых вдобавок крайне важны ходовые качества велосипеда. Проще говоря, речь здесь идет про быстрые походы в спортивном темпе (нередко — с сопровождением или ночевками под крышей). Обычно для этого используются заплечники объемом до 30 литров, иногда — крупные велосипедные модели.
Нередко часть груза размещается в нескольких небольших сумках, равномерно рассредоточенных по велосипеду (внутри треугольника рамы, под седлом, на руле, на консольном багажнике). Это позволяет разгрузить спину без существенного влияния на поведение велосипеда.
Надо отметить, что обычные велотуристы при возможности стараются максимально разгрузить спину, поскольку даже 5 кг груза на спине существенно увеличивают усталость ездока, способствуют быстрому затеканию «пятой точки», а в жаркую погоду ухудшают вентиляцию спины. Чаще на спине возят необходимый минимум вещей, а большую часть — грузят на багажник(и).
Влияние багажа на динамику велосипеда
В следующих разделах речь пойдет о перевозке большей части вещей на багажнике велосипеда. Но вначале необходимо напомнить о том, как изменится поведение велосипеда после закрепления на нём 10-30 кг груза.
Итак, в первую очередь, большой вес рюкзака отражается на динамике велосипеда — разгон и езда в гору происходят медленнее и отнимают гораздо больше сил. Если в тяжелом походе снять рюкзак, то поначалу покажется, что велосипед хочет выпрыгнуть из-под ездока. Поэтому в велопоходах крайне желательно иметь тяговитые передаточные отношения трансмиссии — для комфортного заезда в горки рекомендуется передача 22-32 для 26-дюймовых горных велосипедов и 22-36 для гибридов и найнеров.
Далее, при подъеме в гору сильно чувствуется смещение центра тяжести назад — уже на 10 % подъемах по грунтовым дорогам переднее колесо норовит оторваться от земли, а на 15 % подъемах появляется реальный риск опрокидывания велосипеда. Для решения проблем со смещенным центром тяжести велосипеда можно переносить часть груза вперед, в подрульную сумку или на передний багажник.
Груз на багажнике усложняет преодоление участков, где велосипед нельзя катить, — приходится снимать багаж и либо преодолевать препятствие в две ходки, либо нести рюкзак на спине, а велосипед — под мышкой. Второй опции лишены пользователи боковых сумок, для переноски всех вещей в одну ходку им приходится заниматься увязыванием 2-4 сумок в один большой и неудобный куль.
Поскольку вес рюкзака обычно сконцентрирован на заднем колесе, велосипед становится менее стабильным при движении по прямой. Если колеса низкого качества или слабо накачаны (сзади требуется давление не меньше 3 атм), на плохих дорогах возрастает риск повреждения обода или покрышки. Естественно, багажник тоже страдает — массовые алюминиевые модели рассчитаны лишь на 15-25 кг (а на плохих дорогах — и того меньше). Если же используется передний багажник, то велосипед теряет в маневренности из-за большой инерции при повороте руля, поэтому при езде по бездорожью передний багажник обычно не используется, да и при необходимости разгрузить велосипед проблем становится в 2 раза больше.
В некоторых случаях на большой скорости тяжело нагруженный велосипед может войти в колебания с увеличивающейся амплитудой, что в конечном счете может привести к вылету с трассы. Поэтому на сильно нагруженном велосипеде нельзя ездить слишком быстро даже по хорошим дорогам. В среднем, опасный диапазон скоростей начинается от 50 км/ч.
Важно понимать, что груз на багажнике — «мёртвый», он ухудшает поведение велосипеда. Неудивительно, что любители быстрой езды негативно относятся к перевозке груза на багажнике. В то же время, груз на теле велосипедиста не оказывает негативного влияния на динамику, зато увеличивает усталость, а в теплое время года — еще и заставляет страдать от жары.
Справедливости ради, заметим, что у велосипеда с тяжелым рюкзаком есть и преимущества по сравнению с порожним:
- Велосипед идет гораздо мягче, тяжелый груз демпфирует вибрации и удары на колесе. Это также заметно и при перевозке груза на переднем багажнике.
- Нет риска перевернуться через руль — можно безбоязненно тормозить передним тормозом.
- При езде вне дорог большая инерция помогает брать препятствия с наката, уменьшается риск того, что велосипед неожиданно остановится.
- Наконец, езда на тяжелом велосипеде — это хорошая тренировка выносливости.
Боковые сумки на багажнике — европейский стиль
Боковые сумки — чисто западное ноу-хау, идеально подходящее для западного стиля велотуризма, заключающегося в длительных велопутешествиях по хорошим дорогам.
Типичный западный туристический велосипед оснащается багажниками на переднем и заднем колесах, на каждом багажнике висят по 2 боковых сумки, дополнительно на заднем багажнике сверху привязаны эспандерами палатка и большая герма с вещами (а то и две). Часто всё это дополняется большим кофром на руле и еще несколькими сумками, рассредоточенными по раме, не считая 2-8 бутылок для воды в специальных держателях на раме и вилке. Груз, для которого не хватило места, размещают в велоприцепе, но это уже тема для отдельного разговора.
Описание конструкции
Боковые сумки изготавливаются из различных видов ткани (как промокаемых, так и водостойких) на жестком или полужестком основании, прилегающем к багажнику. Сумки имеют небольшой объем, в диапазоне 15-25 литров каждая, зато на велосипеде их можно закрепить до 4 штук.
Небольшие размеры сумок позволяют выполнять их из прочной непромокаемой ткани (тезы), обеспечивающей полную защиту от любого дождя, а иногда (если сумка закрывается скруткой) — и от полного погружения под воду. Однако использование такой ткани существенно увеличивает массу и стоимость сумок.
Недорогие российские сумки обычно крепятся к багажнику стропами со скобами-трехщелёвками. Такое крепление весьма надежное, но простота установки и снятия сумок страдает — это занимает много времени. Кстати, для простоты можно связать сумки стропами между собой и перебросить через багажник, закрепив их эспандером.
Сумки западных производителей используют пластиковые и металлические крючки для подвешивания за багажник, часто в сочетании с пластиковым основанием сумки и быстрозажимным механизмом. Это крепление гораздо удобнее, но качество фурнитуры играет важнейшую роль — некачественный крепеж просто развалится посреди похода, оставив незадачливого туриста с неудобным кульком в руках. Кроме того, пластиковое основание жестко ограничивает объем сумки, не позволяя набивать ее до отказа, как мягкую модель.
Из дополнительных аксессуаров промышленность предлагает для боковых сумок верхний кофр (превращающий конструкцию в подобие велоштанов из 3 частей), подвеску для превращения сумки в заплечный рюкзак, плечевые ремни, вкладыши для ноутбука, замок с ключом и крепление для фляги с водой.
Достоинства
В чем преимущества боковых сумок? Они позволяют гибко адаптироваться под количество возимого багажа. Например, в покатушку можно взять одну сумку, в ПВД — две, в многодневный поход — четыре, а не поместившиеся вещи положить сверху на багажник. Если же у вас вообще нет багажа, это тоже не проблема — сумки можно возить пустыми.
Кроме того, боковые сумки имеют достаточно жесткую конструкцию и крепятся независимо друг от друга, а это значит, что их можно загружать как угодно владельцу, без оглядки на какие бы то ни было правила балансировки груза. Также несколько объемов упрощают поиск нужной вещи, когда не требуется переворачивать все вещи вверх дном, чтобы найти мелочевку, запрятанную на самом дне.
Стоит также отметить, что боковые сумки могут быть закреплены очень низко, что улучшает стабильность велосипеда при езде. Большинство передних багажников рассчитано именно на такое сверхнизкое размещение сумок (lowrider). Сумки можно без проблем вешать даже на самые маленькие и куцые багажнички, тогда как велоштаны требуют достаточно крупного багажника с защитой спиц.
Помимо всего перечисленного, качественные дорогие сумки позволяют в походе полностью выключить голову из процесса сбора вещей: накидал вещей в сумку как попало, повесил ее на крючки двумя движениями, а даже если пойдет дождь, то не беда — сумка непромокаемая.
Недостатки
(Фото Екатерины Костюхиной — турист уже не первый день волочит свой велопоезд по Исландии)
Однако у российских велотуристов боковые сумки практически не используются. Почему? Здесь необходимо вспомнить, что западные велотуристы предпочитают длительные велопутешествия по качественным дорогам (в частности, по самым жирным дорогам на карте), тогда как в России хорошие дороги — нередко еще и самые опасные для нашего брата, да и в целом любителей плохих дорог в России гораздо больше. Также большинство велотуристов в течение года много ездит в ПВД с активным использованием электричек, дизелей и другого подобного транспорта.
Так вот, важнейший недостаток боковых сумок — сложность переноски отдельно от велосипеда. Если вам необходимо запрыгнуть в транспорт, перетащить велосипед по непроезжаемой дороге или через брод, то каждую велосумку потребуется снять, перенести их отдельно от велосипеда, затем вернуться за самим велосипедом, и в конце — навьючить багаж обратно. Это неудобно, занимает много времени, да и в целом велосумки не так удобно носить в руках (по сравнению с велобаулом за спиной), а в сочетании с велосипедом под мышкой — практически невозможно без кустарного увязывания сумок в один кулёк.
Еще один недостаток велосумок — их небольшой объем при достаточно большой собственной массе. Если поездка занимает больше пары дней, западный велотурист вынужден ставить передний багажник и увеличивать количество сумок до четырёх (дополняя по вкусу кофрами на руль или даже велоприцепом). Это делает их переноску еще неудобнее, управляемость велосипеда на плохой дороге дополнительно ухудшается, «мёртвая» масса (сумки + багажники) растет. Например, 4 непромокаемых сумки общим объемом 80 литров весят 4 килограмма — как два 85-литровых монообъемных рюкзака с дождевыми чехлами.
Российские туристы при пользовании сумками обычно все же стараются не ставить передний багажник, а не помещающиеся в сумки вещи (палатка, вещи в герме и коврик) крепят сверху на багажнике. Однако на плохих дорогах с кустами и камнями упаковка палатки и герма долго не проживут.
Наконец, последняя проблема у боковых сумок — высокая требовательность к качеству фурнитуры, на которую приходится вся масса багажа (в частности, при использовании крючков или аналогичных зажимов). Вариант фатальной поломки посреди похода здесь совершенно реален, не считая особо качественных и крайне дорогих западных сумок, а также сумок с простым крепежом на стропах и трехщелёвках.
Мы много говорим про дорогие сумки, однако у читателя возникает вопрос: насколько дорогие? Отвечаем: стоимость 4 сумок Ortlieb и 2 багажников Tubus для них начинается от 500 долларов.
Вердикт
Для чего же нужны боковые сумки в российских условиях? В первую очередь, для перевозки небольшого количества багажа, который уже не вмещается в мелкие 2-8-литровые сумки, а в заплечнике везти не хочется.
Можно взять всего одну сумку, повесив ее с той стороны, где вы обычно идете, когда катите велосипед (если повесить одну сумку с противоположной стороны от себя, она будет наклонять велосипед так, что он будет постоянно лезть в ноги). Если ваш багаж достаточно легкий, боковую сумку даже не нужно будет снимать с велосипеда при переноске. Также боковые сумки совершенно спокойно можно возить в пустом виде, чего нельзя сказать о велоштанах.
Особенно полезны боковые сумки для обладателей складных велосипедов — одиночная сумка не будет мешать складыванию, что очень удобно при посадке в транспорт или по приходу на работу (любые верхние сумки и велоштаны необходимо снимать, когда складываете велосипед). А из-за коротких задних перьев и маленьких багажников у складных велосипедов даже маленький велобаул будут свешиваться вперед и мешать крутить педали, тогда как с боковыми сумками такой проблемы нет.
Как выбрать велосипед для города? В какой одежде кататься? Отвечают эксперт и велолюбители
Отличительные черты городского велосипеда — прямая или относительно прямая посадка и небольшое число скоростей. Главное, что для езды на подобных велосипедах не нужна подготовка или специальная одежда: можно просто взять и поехать.
Перед тем как начать выбирать подходящую модель, определитесь с особенностями вашего передвижения по городу. Например, если у вас на пути очень много подземных переходов, то нужен легкий велосипед, а если вам надо доезжать до места назначения быстро и при этом не взмокнуть, — дорожный. Тем, кому надо возить детей в сад и забирать покупки из магазина, подойдет вариант с низкой рамой.
Какие велосипеды для города бывают?
Это наша любимая модель — имеет не очень широкие колеса (до 35 мм) диаметром 28 дюймов, почти без протекторов, посадка не совсем прямая, примерно под 45 градусов. Такой велосипед быстрый, накатистый, на нем можно ехать, не прикладывая больших усилий.
Велосипед с широким седлом и прямой посадкой. Имеет, как правило, широкий руль и толстые колеса 26-го диаметра. На таком велосипеде чувствуешь себя как в кресле, но едешь при этом не очень быстро. Хорош, если вы не уверены в своей физической подготовке или просто хотите ехать никуда не спеша.
Очень удобен в трех случаях: если вы хотите кататься за городом, сочетать велосипед и метро или если вам негде хранить транспорт.
Тоже может быть хорош именно для городского передвижения. На него можно поставить крылья и передний багажник — получится почти дорожный велосипед, только быстрее.
Его еще зачем‑то называют «с женской рамой». На таких велосипедах передвигаются почти все жители Нидерландов, например. У него прямая посадка, но при этом такой велосипед не стоит путать с круизером.
Велосипед с низкой рамой Electra, 54 000 р.
Дорожный велосипед Stels, 11 070 р.
Шоссейный велосипед Format, 74 570 р.
Складной велосипед Btwin, 15 999 р.
Шлем Los Raketos, 3490 р.
Бутылка Klean Kanteen, 2250 р.
Набор фонарей Topeak, 5900 р.
На что обращать внимание при покупке?
Пробуйте, насколько вам удобно сидеть под определенным углом наклона. И важно проверить, подходит ли для этой посадки седло: чем более наклонно вы сидите, тем более узкое седло вам нужно.
Тут важно понять, где и как вы будете использовать велосипед. Если у вас на работе есть велопарковка на улице, а дома удобный лифт (или вообще можно ставить велосипед на первом этаже), то по сути вам не так важен вес. Но если вы понимаете, что будете таскать велосипед везде, лучше определиться, какой вес вы готовы поднимать несколько раз в день.
У велосипедов есть размерная сетка рамы: надо выбрать под ваш рост, а потом уже настраивать высоту седла и рамы. Важно, чтобы когда вы ехали, нога выпрямлялась полностью в нижней части.
Сталь прочнее, но тяжелее. Алюминий легче и не ржавеет.
Выбирайте велосипед с более простым устройством, чтобы было меньше чему ломаться. В таком случае вы сможете обойтись одним ТО в год.
Велосипед с планетарной втулкой (центральной частью колеса. — Прим. ред.) всегда удобнее, так как все переключения скоростей будут происходить внутри нее, и цепь никогда не слетит.
На самом деле это не особо важный параметр. В центре Москвы и во всем Петербурге спокойно можно обходиться велосипедом с одной скоростью, три скорости нужны лишь иногда. Дополнительные скорости — скорее прикольное добавление.
В зависимости от ваших нужд надо проверить возможность установки багажника, корзины, переднего багажника, детского кресла и полноразмерных крыльев. Вообще, из обязательных аксессуаров мы рекомендуем следующие:
— передний и задний фонари (даже если вам кажется, что вы не будете ездить по вечерам, это наверняка может случиться);
— хороший замок (U-lock или цепь);
— крылья;
— мультитул, насос (хотя можно накачать на заправке, в веломагазине, велокафе);
— что‑то для перевозки грузов/телефона.
В какой одежде удобно кататься по городу?
Катается на городском велосипеде 10 лет
У меня розовый круизер с большим сиденьем, крыльями и звонком, без скоростей и ручного тормоза, который я купила еще в 2011 году в магазине недалеко от дома. Потом взяла к нему корзину где‑то в Сокольниках.
Я чаще катаюсь в парках или на ВДНХ, там можно получить больше удовольствия, не отвлекаясь на светофоры, машины и пешеходов. Поэтому я надеваю шорты или леггинсы. Верх может быть любым. Также у меня был опыт катания в платье миди, и мне было комфортно. Что касается обуви, то обычно это кроссовки, но только потому, что я и так всегда в них. Думаю, будет удобно кататься и в любой другой обуви на плоском ходу. У меня есть корзинка, где я храню вещи, чтобы можно было переодеться или переобуться.
С собой в поездку обычно беру воду, сумку, замок для велосипеда. Отдельного крепления для бутылки у меня нет, но с корзиной оно мне и не нужно. Еще у меня есть фонарик, так как они обязательны, если ты участвуешь в велозаездах по городу. Также у моего велосипеда был звонок в комплекте.
Блуза Lime
Очки Bershka
Кепка Monki
Кеды Vans
Сумка Bimba Y Lola
Ветровка adidas
Велосипедки Zara
Артем
Катается на городском велосипеде полгода
Я покупал велосипед осенью 2020-го, а этот год, как известно, сильно подкосил поставки почти в любой индустрии. В магазинах банально ничего не было, так что мой поиск перешел на «Авито». Взял Fuji Feather 2014 года, который нужно было немного пофиксить — поменять покрышки, перевернуть колесо и пройти ТО.
Что касается выбора одежды, то все зависит от задачи и условий. Если ты едешь из точки А в точку Б — скажем, в офис, — то можно надеть под кофту футболку или белье из быстро отводящих влагу высокотехнологичных материалов. Это может быть полиамид вроде Dri-Fit (материал Nike для тренировок. — Прим. ред.): так ты не приедешь в офис мокрый. Хлопок же впитывает влагу и делает поездку менее комфортной. В идеале лучше взять с собой свежую футболку: Dri-Fit влагу выводит, но запах никто не отменял. Если офис в 10 минутах езды, ты едешь налегке или просто катаешься, можно одеться так же, как на прогулку. Я стараюсь надевать что‑то яркое вроде розового рюкзака или цветных носков.
По поводу обуви — я уже год катаюсь в одной и той же паре Nike SB Stefan Janoski. Их плоская подошва крепко держится на педалях, и ступни чувствуют себя комфортно. Помните, что поездка может быть испорчена какими‑то мелочами: то жарко, то натирает ногу и так далее. Чем меньше лишних деталей в одежде, тем приятнее поездка .
Мой аксессуар номер один для велосипеда — это шлем! В Москве это особенно важно, потому что культура доли автомобилистов оставляет желать лучшего . Лучше заранее позаботиться о сохранности головы. По той же причине у моего велосипеда есть задний и фронтальный фонари. А также со мной всегда бутылка воды.
Источники:
http://velomozg.com/tipy-velosipednyh-sumok
https://portalss.ru/zapchasti/sumka-na-ramu-dlya-velosipeda-sovety-pri-vybore-luchshie-modeli-otzyvy.html
https://velopiter.spb.ru/articles/touring_luggage1.html
https://daily.afisha.ru/beauty/19496-kak-vybrat-velosiped-dlya-goroda-v-kakoy-odezhde-katatsya-otvechayut-ekspert-i-velolyubiteli/