Здесь вы должны определиться какой ТИП велосипеда вам нужен.
Велосипеды с колесами диаметром 26" (в просторечии MTB)
Не верно называть этот класс MTB, потому что настоящий маунтинбайк это спортивный снаряд. В то время как с 26" дюймовыми колесами выпускается огромное количество прогулочных и откровенно муляжных велосипедов, никаким образом к спорту и даже к ОФП не относящихся..
Для чего нужен велосипед с 26" колесами
Вам нужен маунтинбайк, если:
Вы собираетесь кататься в основном ВНЕ асфальтовых дорог
Вам нужна повышенная маневренность и высокая проходимость
Вам принципиальна хорошая амортизация
Вам не нужна высокая скорость на асфальте
Вам нужна возможность полного апгрейда велосипеда.
Вы хотите прыгать, кататься с гор и всячески пытаться угробить себя и байк.
Вы живете в местности с убийственными дорогами и хотите максимально быстро перемещать себя из точки А в точку Б.
Вам просто хочется иметь 26" колеса
Классификация велосипедов с 26" колесами по типу амортизации:
"Хардтейл" (HardTail) — байк с амортизирующей передней вилкой. Самый распространенный класс велосипедов с колесами 26". Хардтейлы начального уровня стоят 300-500$, на серьезных распродажах 250-400$. Нормальный хардтейл тренировочного уровня стоит от 700$, а хороший от 1200$. Имейте в виду, что на ВСЕХ хардтейлах до 600$ вместо амортизационной вилки стоит эмулятор, либо очень плохая амортизационная вилка. При розничной стоимости минимально приличной амортизационной вилки от 300$, ее принципиально невозможно поставить на велосипед, стоимостью до 1000$ (на сезонной распродаже до 700$)
"Двухподвес" (Full Suspension) — наличествует и задний амортизатор и передняя вилка с амортизатором. Двухподвесы используются как в кросс-кантри, так и в экстремальных дисциплинах. Минимально приемлимый ценовой уровень двухподвеса — 1500$. На серьезной распродаже — 1000$.
"Софттейл" (SoftTail) — байк с амортизирующей передней вилкой, у которого перья заднего треугольника сделаны несколько изогнутыми для амортизации. В принципе, тема софттейлов себя исчерпала, однако некоторые производители их еще выпускают. Более актуальными сейчас выглядят короткоходные двухподвесы без основного шарнира, который заменяет либо гибкая металлическая пластина, либо карбоновая нижняя вилка заднего треугольника. Это позволяет избавиться от главной проблемы двухподвесов — плохой торсионной устойчивости кареточного узла. Ценовой уровень софттейла — от 1500$.
"Ригид" (Rigid) — полностью жесткий велосипед. А такие нынче бывают либо детские (они же витринные), либо собираются под свои потребности.
Особенности велосипедов с 26" колесами с учетом применения:
"Даунхилл" (Downhill — скоростной спуск с гор по подготовленным трассам) — это двухподвес, с большим ходом подвески, двухкоронной вилкой. Основной принцип — надежность и относительно малый вес (относительно фрирайдного байка), что пагубно сказывается на цене. В комплектацию обязательно входят дисковые гидравлические тормоза. Ценовой уровень — начиная от 2500$.
"Фрирайд" (Freeride — тоже с гор, но ВНЕ трасс) — это двухподвес, с большим ходом подвески, двух- или трехкоронной вилкой. Основной принцип — надежность, поэтому такие байки комплектуется наиболее прочным оборудованием и запчастями, невзирая на вес, легко переваливающий за 20кг. Такие велосипеды просто никто не взвешивает, это мало кому интересно. В комплектацию обязательно входят мощные дисковые гидравлические тормоза. Ценовой уровень — начиная от 1700$.
"Норшор" (North Shore — катание по очень технически сложным искусственным трассам). Это может быть и ригид, и хардтейл, и двухподвес. Комплектация практически всегда кастомная. Ценовой уровень указать затруднительно, обычно выше $1000.
"Параллельный слалом / Байкеркросс" (Dual Slalom / 4X — одновременный спуск по подготовленной трассе нескольких человек). Обычно это хардтейлы или двухподвесы. Основные идеи: высокая надежность и малый вес. Характеризуются малыми размерами рам, преимущественно гидравлическими тормозами, ставятся высшие и средние группы оборудования. Ценовой уровень — от 800$.
"Триал, Стрит" (Trial — преодоление препятствий, Стрит — агрессивное катание по элементам гордской застройки) — обычно это хардтэйлы. Основные идеи: высокая надежность и малый вес. Характеризуются малыми размерами рам, преимущественно гидравлическими тормозами, ставятся высшие и средние группы оборудования. Ценовой уровень — от 800$.
"Кросс-кантри" (Cross-Country, КК — скоростная езда по пересеченной местности) — наиболее требовательный тип MTB, которому нужен малый вес, хорошее сцепление с грунтом (а значит амортизация), высокая надежность и четкость работы оборудования. Ставятся высшие группы оборудования, легкие рамы. Ценовой уровень — от 1200$.
"Эндуро, XC" (Endurance, X-Country) — Несколько синтетический стиль катания, более агрессивный чем КК, подразумевающий всякие съезжалки и попрыгушки, на которые обычный КК велосипед не рассчитан. Требует более прочных компонентов с повышенной износостойкостью.
"Активный отдых, туризм, ОФП" (Recreation, All Mountain) — Наиболее массовый тип велосипедов. Основное требование — достаточная надежность, что обуславливает установку оборудования не ниже Deore и требует весьма приличных колес, которые, к сожалению, в базовых комплектациях не встречаются. Ценовой уровень — от 600$, в период мощных распродаж — от $450.
"Утилитарные цели" (поездки на дачу, прогулки в ближайшем лесопарке) — можно сказать, что это походы самых легких уровней, поездки в магазин и на работу. Специфических требований почти никаких, ставятся низшие и средние группы оборудования. Рамы Alu или Hi-Ten. В основном это rigid’ы, но есть в этом виде и hardtail’ы. Это наиболее массовый тип байков. Ценовой уровень — от $200.
Хочу сказать, что столь явная специализация заметна лишь на старших моделях. Естественно, что и даунхилл можно катать на rigid’е, но решать вопросы своей безопасности предстоит вам самостоятельно.
Шоссейные (road)
Для чего нужен шоссейный велосипед
Вам нужен шоссейный велосипед, если:
Вы собираетесь кататься только по дорогам с твердыми покрытиями (асфальт).
Вам жизненно необходима высокая скорость
Вам нравится дышать выхлопными газами
Ваша шея не испытывает дискомфорта от того что затылок прижат к спине
Вас не утомляет ремонтировать проколы
Вам нужна возможность полного апгрейда велосипеда.
Вы точно НЕ хотите прыгать, кататься с гор и всячески пытаться угробить себя и байк.
Вы живете в местности с хорошим асфальтом и хотите максимально быстро перемещать себя из точки А в точку Б.
Шоссейники — самый легкий тип спортивных велосипедов (уличного применения, конечно), позволяющий ехать с очень высокими средними скоростями. Вес менее 10кг. На обода диаметром 28" ставятся либо полностью устаревшие на сегодня трубки (матерчатый верх с приваренным резиновым протектором, внутри камера), либо клинчера, накачиваемые свыше 7атм. База шоссейников меньше базы MTB, на них никогда не бывает амортизации, руль имеет характерную форму "бараньи рога", системы характеризуются гораздо большими передаточными числами чем MTB. Этот класс предназначен для езды по дорогам с хорошим и ровным покрытием, хотя в нашей стране, за неимением "хороших и ровных" на шоссейниках и по бездорожью катают. ;)) Однако это приводит к преждевременному износу камер и ободов. Ценовой уровень — от 600$ за начальный уровень, >1500-2000$ — уже полноценный шоссейник с нормальным оборудованием. Шоссейники спортивного уровня доходят до 15000$.
Наибольшими плюсами является высокая скорость перемещений и руль, позволяющий принимать рукам массу положений, что позволяет дольше не уставать, в отличие от рулей MTB. Отечественный Старт-Шоссе можно причислить к начальному уровню, но.. его обремонтируешься, это крайне ненадежный аппарат, особенно влияет качество (совершенно никакое) современных отечественных комплектующих.
Тypинги (touring)
Для чего нужен туринг
Вам нужен велосипед типа туринг, если:
Вы собираетесь кататься в основном по твердым дорогам, но иногда и по грунтам.
Вам необходимо сочетание высокой скорости, прочности и комфорта.
Вы жить не можете без багажника и баула на нем.
Вам нужна возможность полного апгрейда велосипеда.
Вы точно НЕ хотите прыгать, кататься с гор и всячески пытаться угробить себя и байк.
Вы живете в местности с относительно приличными дорогами и хотите максимально быстро перемещать себя из точки А в точку Б.
Вам просто хочется иметь что-то похожее на шоссейник, но дороги не позволяют
Туринг предназначается для туризма и, хотя с виду он напоминает шоссейник, имеется ряд отличий. Более прочные рамы, на которые возможна установка багажника; колеса 28" с нормальными покрышками; горные, смешанные (впереди ставится шоссейная система) или туристические (Shimano Nexave) группы оборудования, на которых есть низкие передаточные соотношения (менее 1:1), позволяющие ехать по бездорожью, но в то же время и удерживать высокие средние скорости на хороших дорогах. Существуют и жесткие варианты, и с передней амортизацией. Ценовой уровень — от 700$. Есть и отечественные туринги, но они относятся к разряду муляжей.
Гибриды (hybrid)
Для чего нужен гибрид
Вам нужен велосипед типа гибрид, если:
Вы собираетесь кататься как по грунтам, так и по асфальту в примерно равной пропорции.
Вам необходима высокая каретка.
Вам необходима повышенная прочность при сохранении высокой скорости на асфальте.
Вы готовы ради выигрыша в скорости на хорошей дороге проиграть в проходимости и управляемости на тяжелых грунтах.
Вы точно НЕ хотите прыгать, кататься с гор и всячески пытаться угробить себя и байк.
Это некая попытка соединить достоинства MTB и шоссейника. Основная идея — на MTB раму поставить 28" колеса. Используются в основном горные классы оборудования, но иногда и смешанные. Вариаций на эту тему масса: и совсем жесткие, и с передней амортизирующей вилкой, и даже двухподвесы, как например велосипед Scott Sun Valley (Оборудование Shimano Nexave, цена
1200$) фирмы Scott. Гибриды позволяют устанавливать более широкую резину (до 2.2"), за счет чего облегчается движение по бездорожью. Диаметр колес также 28", возможна установка багажника. Ценовой уровень от 600$.
Городские (CityBike), прогулочные
Для чего нужен городской велосипед
Вам нужен городской велосипед, если:
Вы собираетесь кататься в «обычной» одежде.
Вы не хотите морочиться с настройкой оборудования
Вам не нужно ездить быстро и далеко.
У вас нет денег на хороший велосипед или вам приходится оставлять велосипед там, где его легко украсть.
Производители стремятся сделать эту разновидность как можно менее занимающей ум пользователя техническими деталями: планетарные втулки, автоматические втулки, (в последних не нужно переключать передачи), оба этих вида относятся к "необслуживаемым". Широкие, зачастую подпружиненные седла; вертикальная или близкая к тому посадка; полностью или большей частью закрытые цепи (чтобы не пачкали одежду); крылья, полностью закрывающие колеса; установленные по умолчанию звуковые сигналы, катафоты и прочие "финтифлюшки", по большому счету не нужные на других типах велосипедов. Все это признаки ситибайка.
Оборудование для ситибайков, как ни странно, в 2002 году неожиданно оказалось приоритетным направлением у Shimano. В разработку вбухана куча денег, что заметно повлияло на качество MTB компонентов (в худшую сторону). Многие известные производители выпускают широкие линейки ситибайков широкого диапазона цен от $300 до $1500.
Тип велосипедов, предназначающийся для выполнения акробатических упражнений. Хотя, дисциплина BMX (байк-мотокросс) представляет из себя езду по мотокроссовой трассе, а не акробатику. Очень маленькие и прочные рамы, колеса 20", надежные тормоза, увеличенные педали, на втулки обычно крепятся специальные "подножки".
Велосипед типа BMX — весьма неплохой выбор для ребенка ростом до 130см. За $150-$300 можно взять вполне неубиваемую игрушку. Естественно, это будет не настоящий BMX, но ребенку этого и не нужно.
Детские (Junior)
Детские велосипеды имеют колеса 20" и меньше. Оборудование, в основном, класса Tourney или noname. Во многих случаях, детские велосипеды продаются сразу с "подпорками" — одно или два выносных колесика на штангах, обеспечивающих дополнительную, почти 100% устойчивость велосипеду. Большинство детских велосипедов отличаются расцветкой: более яркой и/или многоцветной. Ценовой уровень — от 150$.
К сожалению, все детские велосипеды тяжелые, отвратительно едут и быстро умирают. И, хотя первое и второе скорее хорошо — пусть дитё накачивается, третье очень плохо. Ребенок вырастает из велосипеда за 1-3 года, которые такой велосипед прожить не в состоянии. С этим можно только смириться..
Еще раз оговорюсь, что вполне адекватная альтернатива детскому велосипеду — BMX, если ребенок дорос до 20" колес.
ТЕОРИЯ
FAQ’s
Cловарь (en-ru)
Покупка
Апгрейд
Амортизация
Седло
Посадка
Педали
Система
Каретка
Электрика
РАСХОДНИКИ
Покрышки
Смазки
Заплатки и клей
РАЗНОЕ
DOC’s
История
Юмор
IMNSHO
Мой байк
Свалка
Лучшие фотки по оценкам пользователей:
Находки:
Из комментариев к фоткам: Хе-хе))) А что случилось?)
Трейл, кантри, эндуро, ДХ, оллмаунтин — в чем же разница?
К подготовке этого материала я подходил несколько раз. С классификацией дорожных велосипедов было значительно проще. Слишком уж много на начало 2018 года маркетологи и инженеры (но в основном таки маркетологи) наплодили различных велосипедов, которые входят в категорию МТБ или «горного велосипеда». Я попытаюсь сделать максимально комплексный материал и с радостью выслушаю корректировки и замечания.
Перво-наперво нужно разобраться с этимологией слова МТБ, он же маунтенбайк, он же горный велосипед. Если говорить очень обобщенно, то это велосипед з более широкими покрышками чем дорожные велосипеды и основное его предназначение — езда по пересеченной местности. Львиная часть выпускаемых горных велосипедов за всю свою жизнь гор то как раз и не видит.
Начать рассказ о МТБ стоит с того, что велосипедом по сути не является, но укоренилось в сознании многих именно как «крутой горняк». Речь, конечно же, об ашан-байках. Интересно то, что эта напасть, зародившись в мтб-сегменте, постепенно начинает распространятся на другие категории, например уже существуют ашан-шоссеры. Но все ашаны объединяет одно — максимальная дешевизна комплектующих, низкий уровень качества, общая несуразность исполнения и копирование велорам 10-20 летней давности. Кстати, на фото мой первый велосипед, только в другой расцветке:
Скрупулезно нужно подойти к выбору критериев классификации МТБ-братии. Побочными критериями разделения будет стандарт колес и конструкция. Основным — предназначение велосипеда для конкретных дисциплин и стилей катания.
Размер колес
О различиях колесных стандартов написана тьма разного, к тому же у нас в блогах есть материал. На данный момент в МТБ-сегменте доминируют две размерности — 29″ и 27,5″(650b). Найнеры превалируют в скоростных дисциплинах где большую часть времени нужно крутить педали и ехать вверх, а 27,5 завоевали себе место под солнцем в гравити-сегменте. Но это не значит, что 650b нельзя встретить в кросс-кантри, а многие производители с 2017 года начали активно продвигать 29 покрышки даже в даунхилл. Так что это очень условное разделение. Фановым трендом последних лет стали так званые плюсовые покрышки — 27,5+, про них тоже есть статья. Используются на трейловых байках и при постройке электробайков.
24″ колеса можно увидеть только на очень старых даунхильных и фрирайд велосипедах, 26″ тоже постепенно уходит с рынка, новые модели на этом стандарте встречаются все реже и реже.
Размер влияет на такие характеристики колес как накат, способность перекатываться через препятствия (угол атаки), вес, неубиваемость, удобство руления. Колесо большого диаметра сложнее сделать одновременно крепким, легким и приемлемым по стоимости, но оно лучше едет по корням и каменистым участкам, при этом чуть менее маневренное. В связи с этим некорректно ставить знак равно между понятиями найнер—хардтейл или найнер—кантрийник, размер колес сейчас существует в отрыве от дисциплины, конструкции подвески и стиля катания.
Конструкция
В плане конструкции рамы и подвески велосипеда вариантов не так много. Начать надо с ригида — когда вилка, перья и рама практически неподвижны в вертикальной плоскости и не имеют сколь ощутимого хода. Такие велосипеды популярны, в основном, в среде BMX, дерта и гибридов. Но сразу возникает вопрос, стоит ли их причислять к категории МТБ. Иногда ригидные вилки ставят на кросскантрийные велосипеды, в зависимости от условия использования, к примеру для участия в гонках без сложных спусков или зимой, чтобы не убивать амортизиционную вилку. Именно к категории ригидных МТБ относится крокодил Pride Rocksteady.
Велосипеды с амортизационной вилкой и жесткой рамой называются хартдейлы. Самая распространенная категория велосипедов — от макетов до топовых самолетов за много тысяч уе.
Есть еще специфичный вид, который носит название софттейл. Конструктивно у подобных велосипедов сильно играют задние перья, между ними нет линка и присутствует механизм (демпфер), который смягчает удары колеса о неровности. Но полноценной подвеской такая конструкция не является. Вот вам пример софттейловой рамы — Litespeed Unicoi.
Подвесы — велосипеды, которые имеют подвижный задний треугольник с амортизатором (с металлической или воздушной пружиной). Такая конструкция позволяет заднему колесу постоянно иметь контакт с неровной поверхностью во время езды и, как побочный эффект, делает езду значительно мягче. Именно подвесы, в идеале, и являются нормальными «горными велосипедами». Но не будем спешить с выводами и запутывать вас.
Геометрия
О геометрии в мтб можно написать книгу и не одну. Главные показатели — это: 1 рич (обозначает длину переднего треугольника, влияет на вытянутость посадки) 2 длина задних перьев (считается, что чем короче, тем велосипед резче, чем длиннее — тем стабильнее на скорости) 3 угол рулевой (от 70 до 60 и чем этот угол меньше, тем велосипед более предназначен для езды вниз и адского валева) 4 угол подседельной трубы 5 стендовер (чем ниже верхняя труба, тем больше свободы для райдера, но сильно низко опускать тоже нельзя) 6 трейл (сложнопонимаемый новичками параметр, скажем грубо — вынос оси крепления переднего колеса за ось рулевой, влияет на управляемость) 7 колесная база 8 длинна выноса (чем короче, тем легче велосипед дергается вверх, но тем тяжелее на нем ехать вверх)
А еще нужно вспомнить о ходах вилки и подвески, ведь это тоже влияет на поведение и предназначение велосипеда.
МТБ по типу использования и назначению
Кросс-кантри, кантре, ХС, cross-country
Самый распространенный вид велосипедов в наших краях. Кросскантри, в быту, это катание по пересеченной местности. Например выезд в соседний парк уже фактически можно признать кантри, с натяжкой. Но если смотреть более узко, то XC — спортивная дисциплина, в которой гонщики преодолевают трассу, состоящую в равной степени из спусков, затяжных подъемов и торчей с небольшим количеством техничных секций. Если обобщать, то главная цель ХС состоит в страдании и езде вверх. В зависимости от формата и длительности, различают XCO, XCM и XCE. XCO, она же олимпийка, отличается длинной трека в 2-4 км и наматыванию кругов по этой трассе. Быстрый и изматывающий вид спорта. XCM подразумевает длительные дистанции, на то он и марафон. Часто проходят несколько дней, с радиальными или последовательными маршрутами.
Велосипеды для кантри должны быть максимально легкими, жесткими и быстрыми. Для XCO преимущественно выбирают хардтейлы, для марафонов — подвесы. Но это весьма условно, ведь и Нино Шуртер (Чемпион мира по XCO), и Ярослав Кульхави (звезда мирового кантри) ездят на подвесах.
Стандартом для кантри принято считать ход вилки и подвески в 100мм, с небольшими частными отклонениями. Такой себе баланс между хоть какой-то амортизацией и эффективностью педалирования. При этом производители вилок и аммортов постоянно ищут решения по обеспечению максимальной жесткости подвески и работе только на неровностях. Так появились системы Brain от Specialized и Terralogic от FOX.
Выноса на кантрийники ставят различной длинны, но опускают руль как можно ниже, это упрощает карабканье в совсем уж отвесные торчки. Вот как на BMC Teamelite.
С этой же целью все бьются над уменьшением веса. Хороший топовый хардтейл весит около 8 кг, подвес обычно на килограмм тяжелее. По геометрии за последние пару лет изменилось многое. Перья становятся все короче, углы уходят все дальше от общепринятых 69-70, это обусловлено постоянным усложнением ХС-трасс.
Касательно стандартов, то категория XC полностью отдана на съедение найнерам. 27,5″ можно найти только у низкорослых спортсменов или у больших оригиналов. Найнеры пришли надолго.
А вот дальше тенденция простая — хода больше, руль выше, вынос короче, угол позаваленней, колеса и рама помясистее, колесная база длиннее.
Трейл, Trail
Понятие трейлового катания и, соответственно трейлового велосипеда, возникло в мозгах у маркетологов. Причем его начали со всех сил пичкать эпитетами «фан», «веселье», «радость» и «свобода». Такие себе Свидетели Трейлового Иеговы. Но пользователи попробовали и им действительно понравилось. Трейловый велосипед будет занимать место между кантрийником и эндуриком. Такой себе XC-переросток. Хода вилки и подвески у трейловых велосипедов обычно 120-130мм. Углы совсем немного более пологие чем у кантри-велосипедов. Фактически это среднестатистический «велосипед для всего». И в горку приятно едет, и вниз можно получить удовольствие. Размер колес, по сути, для трейла не сильно важен. Много найнеров, много 650b. В этом сегменте точно максимально прижились плюсовые покрышки — 27,5+. Потому что цепкие, в меру тяжелые, прощающие ошибки. И можно я не буду еще раз упоминать «фановость»?
Большинство трейловых велосипедов — подвесы, но существует и очень занимательный сегмент трейловых хардтейлов, с ходами вилки 130-150мм и углами рулевой от 68 до 65 градусов.
Отличительной чертой трейлового велосипеда выступает так званый дроппер — подседел с дистанционно регулируемой высотой. Он позволяет в нижнем положении комфортно ехать вниз, а в верхнем эффективно педалировать в гору. Используется активно в эндурных велосипедах и начал постепенно завоевывать любовь кантрийной тусовки.
Lapierre Zesty — типичный представитель трейловых байков
Скажем так, если мне приспичит поменять на что-то свой кантрийный найнер, то это будет трейловый велосипед.
Эндуро, Enduro
Берем трейловый велосипед, обязательно подвес. Делаем ему более жесткую раму. Разгоняем хода до 150мм и еще сильнее заваливаем рулевую.
Вуаля, у нас вышел эндуро — велосипед для техничного агрессивного катания с преимущественной ездой вниз по довольно сложных участках. Но по специфике конструкции, напрягшись, на эндуро велосипеде можно ехать и вверх. Именно так проходят гонки мировой эндуро-серии EWS.
Оллмаунтин, Allmountain, AM
Все, можете забыть, нет больше вашего оллмаунтин. Точнее, маркетологи решили разделить эту категорию на трейл и эндуро, в зависимости от ходов и предназначения. Выгоднее. А так AM был в глазах пользователя универсальным гравити-велосипедом с ходами от 120 до 160мм. Сейчас АМ сместился в сторону трейла, если смотреть очень грубо, то заканчивается он на 150мм хода подвески.
Очень характерным представителем этой уходящей категории является Specialized Stumpjumper FSR. По концепции, АМ-байк предназначался для «заезда на вершину горы и быстром спуске с нее», что сейчас вкладывается в понятие эндурика.
FreeRide
Это очень крепкие, тяжелые велосипеды, предназначенные для спусков по неподготовленным трассам и горным склонам.
Могут похвастаться двухкоронными и однокоронными вилками с ходами в 180-200 мм, специфической геометрией, мясными пружинами, и тотальной неубиваемостью. Коротко — тебя забрасывают на вершину вертолетом, одного, голодного. Ты должен быстро спуститься вниз. Если по дороге замочишь велосипедом лося или медведя — то красавчик и будешь иметь ужин. Велосипед при этом никак не страдает. Самое жуткое и отбитое велосостязание в мире RedBull Rampage изначально было фестивалем фрирайдных велосипедов.
Даунхил, скоростной спуск, ДХ, DH, downhill
Это конечная ступень развития подвесов — максимальный ход в 200мм, только двухкоронки, нулевые выноса, широченные рули, максимально острый угол рулевой, длинная база, солидный вес, широкие втулки, тяжелые цепкие крепкие колеса.
Все направлено на максимально быстрый спуск по подготовленному треку. Скорости под 60-70 км/ч и специализированные соревнования. Даунхил для сильных духом и владельцев стальных яиц. И, как и XC, это соревновательная дисциплина.
Экзотика
Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт
Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.
Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.
Электровелосипеды
Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.
Дерт, DJ, Dirt Jump
Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.
Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.
Слоупстайл, Slope style bikes
Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.
Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.
Триал
В комментариях к статье на Facebook спросили, почему не написано про триал. Хороший вопрос. Я думаю, что триал, при всей своей сложности, требовательности к райдеру и всей специфике вообще отдельное явление. Это трюковая дисциплина, в которой велосипедист должен пройти полосу препятствий используя все навыки отрицания гравитации. Зрелищно, но уже сродни высокому искусству.
Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.
Модельные ряды производителей МТБ
Specialized
Самый полная коллекция МТБ традиционно у Спеша. При этом практически все модели чем-то примечательны.
Подвес Epic — легенда в сегменте кантри. К тому же в 2017 году он получил совершенно новую систему подвески, инженеры отказались от FSR. Плюс спеши создали хардтейл версию.
Не меньше внимания в этом сезоне получила обновленная Endura — новый дроппер, подтянутая геометрия и очень агрессивное поведение на трейле.
За сегмент Трейл, оллмаунтин и даунхил отвечают уже солидный по возрасту Camber, зажигательный Stumpjumper FSR и Demo8, которую хотят все, но никому не говорят об этом.
Cannondale
Каннондейл не сильно балует любителей даунхила, максимум, что они могут предложить сорвиголовам это Jekyll и Trigger.
Зато американцы хорошо наполнили сегмент трейловых байков — Habbit и Bad Habbit приятны по цене и отлично веселят райдера.
О кантри нужно сказать одно — новый Scalpel Si. Технологически близок к совершенству и основной конкурент спешового Епика.
Giant
А вот Джаянты на гребне волны. АМ-сегмент они закрыли трейловым Trance и эндурным Reign.
Ну и признанный многими райдерами даунхильный Glory тоже на месте, не дождетесь.
Много интересного вы сможете найти в инфо-разделе Veliki.com.ua
Фелт в принципе больше заточен под шоссе и триатлон, но завоевывать МТБ рынок нужно.
Самыми яркими, на мой взгляд, у них вышли трейловые велосипеды на «плюсовых» колесах — Surplus и Compulsion.
Если в двух словах, то это все, что можно на скорую руку рассказать о МТБ велосипедах. Все возникшие вопросы задавайте в комментариях и на фейсбуке.
Подборка видео по теме
Классификация велосипедов по типу подвески
Это полностью жесткая без подвески конструкция велосипеда. На таком велосипеде менее комфортная езда, но отсутствие подвески позволяет передавать максимальное количество энергии от педалирования на заднее колесо. Ригиды — это шоссейные, трековые, городские, циклокроссовые и BMX велосипеды. А также велосипеды с фиксированной передачей — фикседы и сингл-спиды. Из-за отсутствия амортизаторов велосипед ригид более лёгкий и неприхотливый, а значит более дешевый. Недостатки — жёсткая езда и большая нагрузка на сам велосипед.
Хардтейл (Hardtail)
Хардтейл — это велосипед с амортизационной вилкой. Чаще всего такая конструкция подвески встречается на горных велосипедах. По сравнению с ригидом, хардтейл передаёт меньше энергии на колесо при педалировании, но обеспечивает более комфортную езду. На некоторых типах амортизационных вилок есть блокировка хода, которая позволяет использовать велосипед на хорошей дороге как ригид. Амортизационные характеристики вилки увеличивают сцепление переднего колеса с поверхностью дороги. За счёт более сложной конструкции вики вес велосипеда немного увеличивается. Амортизационная вилка требует обслуживания.
Софтейл (Softtail)
Отличие софтейла от хардтейла – конструкция задних перьев рамы. Перья при нагрузке слегка изгибаются — это смягчает удары и соответственно повышается комфорт езды. Следуя рельефу дороги, заднее колесо «играет», сохраняя с грунтом хороший контакт. Усилие от педалирования передается также хорошо, как и на хардтейле.
Иногда на софтейл устанавливают задний амортизатор с небольшим ходом. Он обычно расположен на верхних перьях. Подобная конструкция на сильно пересеченной местности не слишкм эффективна, но на умеренной отлично работает.
Двухподвес (Full-suspension)
Двухподвес — велосипед с амортизационной вилкой и системой амортизации заднего колеса, имеющей большой ход амортизатора. Такую компоновку подвески устанавливают в основном только на горные велосипеды. Задний амортизатор может быть различной конструкции и зависит от назначения велосипеда.
Преимущество двухподвеса на сложной местности – максимальный комфорт. Системы амортизации проектирую так, чтобы обеспечить максимальное сцепление покрышек с грунтом в любых условиях. Амортизационные узлы такого велосипеда поглощают энергию педалирования, поэтому на передней и задней подвеске часто устанавливают блокировку хода подвески для езды по ровным поверхностям.
Также читать на эту тему:
Амортизационные вилки велосипеда. Амортизационные вилки устанавливают на велосипед для более комфортной езды. Они позволяют велосипедисту преодолевать неровности дороги на более высокой скорости и тратить при езде меньше своей энергии…
Системы амортизации велосипедных вилок. Пружинные вилки изготавливают путём размещения в её ногах одной или двух стальных пружин в каждой. Как полноценный амортизатор они работать не могут, потому что в такой конструкции отсутствует демпфер. Но разница в комфортной езде существенна по сравнению с…
Подвеска Giant Maestro. Плавающая ось вращения способствует большой чувствительности подвески к небольшим кочкам и позволяет амортизатору практически не реагировать на торможение. При движении подвески, ось заднего колеса двигается не по радиусу, а строго вертикально…
Недостатки двухподвесов. На двухподвесах происходит быстрый износ звёзд и цепи. При езде по бездорожью происходит деформация подвески в большом диапазоне. Из-за рывков цепи, особенно при перекосе цепи на крайних звёздах увеличивается износ трансмиссии велосипеда…
Амортизационные подседельные штыри. В амортизационный штырь встроен механизм, который обеспечивает смягчение вибрации и ударов от неровной поверхности дороги, за счёт чего езда становится более комфортной. В зависимости от конструкции подседельные амортизационные штыри бывают телескопические и рычажные…
Как правильно выбрать горный велосипед
Ход подвески — это количество движений, обеспечиваемое передней и задней подвесками.
Угол наклона головной трубы рамы велосипеда — это угол, который образуется между головной трубой рамы и землёй. Если он острый, то обычно речь идет о более быстром велосипеде, который будет легче преодолевать вершины. Тупой угол означает, что велосипед будет обеспечивать лучшую стабильность на высоких скоростях, но не так хорошо взбираться.
Тип подвески и диаметр колес — вот два основных параметра, определяющих вид рельефа, доступный для прохождения велосипедом. Также вам необходимо разобраться с такими характеристиками, как материал, из которого сделана рама, количество скоростей и тип тормоза, для того, чтобы сузить количество вариантов при выборе байка.
Типы подвесок горных велосипедов
Ригид: не самый популярный тип горного велосипеда, имеющий конструкцию без подвески. Он легок в эксплуатации и обычно не дорого стоит, тем не менее велосипедисты предпочитают байки с подвеской, обеспечивающие более комфортную езду. Большинство фэтбайков — ригиды. По мнению владельцев велосипедов широкие шины и низкое давление в них обеспечивают сцепление, необходимое для смягчения удара по седлу во время езды.
Хардтейл: Это байки с амортизационной вилкой спереди, необходимой для уменьшения давления на переднее колесо, и отсутствием подвески сзади. Хардтейлы, как правило, дешевле, чем полноподвесочные велосипеды. Эти байки имеют меньше подвижных частей (что обычно сказывается на обслуживании). Большинство хардтейлов обладают функцией временной блокировки хода амортизационных вилок, которая позволяет при желании использовать байк как ригид.
Кросс кантри: в основном, приближен к хардтейлам, т.к. эти велосипеды распределяют больше энергии между ходом педали и задней шиной. Хардтейлы также предназначены для прохождения горных троп. Низкая цена и лёгкость в обслуживании делают их отличным вариантом для всего, кроме серьёзных горных троп со сложными подъёмами.
Полная подвеска: Существует большое разнообразие двухподвесочных велосипедов, но главная суть в том, что амортизационная вилка и система амортизации заднего колеса смягчают удары при езде по тропам. Это значительно уменьшает воздействие на велосипедиста, увеличивает силу сцепления и обеспечивает комфортную и приятную езду.
Двухподвесы легко преодолевают все дорожные неровности и вибрации. Однако эти байки могут немного раскачиваться и терять часть передаваемой энергии при подъеме в гору. В итоге, большинство полноподвесных моделей имеют возможность блокировать заднюю подвеску для лучшей передачи энергии при подъеме.
Диаметр колес горных велосипедов
66 см: Не так давно все горные байки для взрослых были оборудованы 66-сантиметровыми колёсами. Они до сих пор доступны, но теперь, когда вы обращаетесь в велосипедном магазине к продавцу с выбором горного велосипеда, он спросит: «вам 66см, 70см или 74см?»
70 см (650b): являясь «золотой серединой» между стандартными 66см и 74см, эти велосипеды представляют собой лучший вариант, способные преодолеть местность намного легче, чем 66-сантиметровые байки, но более маневренные, нежели 74-сантиметровые. Они встречаются как на двухподвесах, так и на хардтейлах.
74 см: Эти велосипеды оснащены 74-сантиметровыми колёсами, которые немного медленнее ускоряются, однако, как только вы начнёте двигаться, сможете преодолеть много большие расстояния, нежели 66-сантиметровые байки. Они более эффективны для дальних поездок в определённом темпе, а также у них повышенный «угол атаки», что позволяет колесам легче покорять дорожные препятствия. Эти велосипеды стали очень популярны в поездках по пересеченной местности. 74-сантиметровые колеса обычно встречаются на ригидах, хардтейлах и двухподвесочных моделях.
70+ см. Знак «+» означает супер-широкие колеса и шины, обычно + 7 см или даже больше. С увеличением ширины шин растет чувство вашего комфорта и уверенности на дороге. Они также гарантируют большую устойчивость на дорожных неровностях, именно поэтому в последнее время существует тенденция устанавливать широкие шины и колеса.
60 см: детские горные велосипеды имеют колеса диаметром 60 см, которые подходят им по росту. Также есть менее дорогие варианты велосипедов для взрослых простой конструкции. В общем, эти байки предназначены для детей 10 — 13 лет, однако, это скорее зависит не от возраста, а от роста. Дети помладше могут начать с велосипеда, оснащённого 50-сантиметровыми колёсами.
Материал рамы горного велосипеда
Рама влияет на вес, прочность, срок службы, цену велосипеда, а также на качество езды.
Алюминиевый сплав — самый распространенный материал, из которого делают рамы горных велосипедов. Есть модели подороже, их производят из легкого алюминия, что является результатом денежных затрат производителей, а также предпринятых ими усилий в выборе дизайна, деталей, а также определённого процесса изготовления.
Помимо этого, при создании рам используются такие материалы, как сталь, титан и углеродное волокно (карбон):
Сталь — материал жёсткий, недорогой обеспечивающий плавную езду, но он довольно тяжёлый для горного байка.
Титан — прочный и лёгкий, но требует больших затрат, поэтому используется для моделей экстра класса.
Карбон — распространен на кросс-кантри, фэтбайках и олл-маунтин. Как правило, из него изготовляют велосипеды высшего класса, благодаря долговечности и легкого веса. Этот материал довольно дорогой, поскольку требует трудоемкого производства.
Передачи на горных велосипедах
Количество передач (скоростей) велосипеда — произведение числа передних звездочек на число задних звёздочек в кассете. Горные велосипеды снабжены всем: от одной скорости до тридцати и более передач. Учитывайте как важный фактор, что наличие многих комбинаций передних и задних звездочек, а также число зубьев на них, это сложный механизм.
Чтобы упростить задачу, следует позаботиться о таких вещах, как ваша физическая форма и маршрут, куда вы отправитесь. Если на вашем пути будет много холмов, а взбираться на них — сложная задача, понадобится больше передач. Если вы сильный горный байкер или предпочитаете передвигаться по равнинной поверхности, вам не понадобится столько низких передач для поднятия в гору, таким образом, можете обойтись меньшим количеством передач, что также сделает ваш велосипед гораздо легче.
Горные велосипеды традиционно оснащены двумя или тремя передними звездочками. Тем не менее, горные велосипеды с однократной передней звездочкой и наполненной 9, 10 или 11 звёздами кассетой считаются более удобными. Байки с одной звёздочкой легче и проще, т.к. необходим всего один переключатель, передвигающий шестерни в кассете, однако цены на такую конструкцию очень высоки.
Имейте в виду, что передачи довольно легко модифицировать уже после приобретения велосипеда. Таким образом, этот вопрос не является первостепенным пунктом при покупке байка.
Тормоза
На сегодняшний день велосипед практически любого уровня (не считая начального) оснащен дисковыми тормозами, а не ободными, как это было раньше.
Дисковые тормоза
Ободные тормоза
Выбор горного велосипеда
Если байк подходит вам по высоте и стилю езды, а также обладает достаточной маневренностью для вас, то это то, что вы искали. Правильно выбранный велосипед может усовершенствовать навыки управления и повысить вашу уверенность на дороге, а также помочь вам справиться как с профессиональными, так и развлекательными поездками.
Размеры горных велосипедов: стандартные — S, M, L, как правило, схожи для всех марок. Размер (ростовка) зависит от вашего роста. Многие производители предоставляют специальные таблицы, где сопоставляются размер и рост. Если вы находитесь в промежутке между размерами, лучше выбрать предыдущий размер, т.к. в основном, модель с меньшей рамой удобнее.
Обратитесь к помощи консультанта для лучшего выбора: имея общее представление, какой велосипед вы хотите, пришло время обратиться в специализированный магазин. Именно там вам смогут предложить подходящие модели. Также вы сможете опробовать несколько байков, ведь это лучший способ определиться с выбором.
Отправьтесь на пробную поездку. Попросите опробовать несколько велосипедов. Благодаря помощи консультанта, ваш выбор должен сузиться до двух — трех вариантов. Они могут быть идентичны по характеристикам и цене, однако, совершенно по-разному вести себя в движении. Прокатитесь на каждом в течении пяти — десяти минут по разным поверхностям, включая небольшой холмик. В большинстве случаев, один из байков подойдёт больше других. Вы должны чувствовать себя на велосипеде так, будто он продолжение вашего тела.
Обслуживание горных велосипедов
Любой уважающий себя велосипедный магазин предоставит заключительный осмотр механической безопасности велосипеда, прежде чем вы выкатите его из дверей. Кроме того, попросите отрегулировать подвеску под ваш вес.
Убедитесь, что у вас есть, по крайней мере, самое необходимое для ремонта и технического обслуживания: запасная камера, комплект заплат, насос, комплект отверток и гаечных ключей, смазочный материал для цепей и что-нибудь, где вы сможете все это хранить. И не забудьте про шлем.
Многие магазины предоставляют первый ремонт бесплатно. Будьте уверены, вы вернетесь со своими новым байков туда, чтобы воспользоваться этой возможностью.