Типы велосипедных кареток

Содержание скрыть

Обслуживание и ремонт каретки велосипеда

как обслуживать каретку

Каретка – это велосипедный узел соединяющий шатуны с рамой и обеспечивающий свободное вращение. Механизм ввинчивается или впрессовывается в кареточную чашу, из-за низкого расположения подвержен загрязнениям мешающим нормальному вращению.

Чтобы предотвратить поломку необходимо постоянно производить техническое обслуживание каретки.

Разновидности детали

Каретки бывают открытого и закрытого вида:

Закрытые – картриджи или капсульные конструкции, с внутренней осью и подшипниками.

Закрытая модель не разбирается и обслуживанию не подлежит (за исключением нескольких), при любой поломке деталь заменяют.

Преимущество модели – низкий уровень загрязнения.

как обслуживать каретку

Открытая каретка отличается ввинчиваемыми чашами с подшипниками в кареточной трубе рамы и вращающемся валом.

Этот тип механизма требует точных параметров рамы, в случае неточностей возникают перекосы и понижается степень защиты относительно воздействия извне.

как обслуживать каретку

Модель можно разбирать и очищать, надлежащее обслуживание каретки велосипеда продлевает работу механизма на длительное время.

Недостаток открытых деталей в том, что они требуют постоянное техническое обслуживание и периодически перекашивают кареточный вал.

Диагностика поломок или загрязнения

Определить неисправность каретки можно по слишком явному скольжению или заеданию, скрипам, тяжелой езде.

Стуки и заедания сигнализируют о повреждении шариков подшипника или сепаратора. Скрипы могут обозначать слабую затяжку клина шатуна. Если при езде педаль в верхнем положении проскакивает, это также говорит о слабом натяжении клина.

Неисправная деталь не даст возможности быстрой езды, изношенные подшипники, грязь и отсутствие смазки будут постоянно препятствовать движению.

Велосипедный узел начинает постепенно расшатываться из-за разбитых шариков подшипника и перекоса вала. Для исправления необходимо почистить или заменить кронштейн.

Тщательное обслуживание каретки велосипеда обязательно перед любой длительной поездкой.

Свинчивание механизма с рамы

Для работы с капсульной кареткой требуется шлицевой ключ. В работе с разборными механизмами понадобится набор инструментов для разных модификаций детали.

Инструменты для съёма каретки:

  • Выжимка шатунов – функциональный ключ для выжимки шатуна с кареточной оси и съёма фиксирующего болта (правый отрезок для выжимки шатуна, левым снимается болт);
  • Шлицевые гаечные ключи;
  • Съёмник для механизма;
  • Гаечный ключ с рожками;
  • Отвёртка.

как обслуживать каретку

Инструменты также пригодятся при дальних велопутешествиях.

Поэтапное извлечение механизма

Снятие деталей начинается с левостороннего участка. Для каждого типа шатуна есть определенный съёмник. Одним модификациям подходит съёмник для интегрированных чашей каретки, другие можно откручивать стандартным ключом.

Часто в комплекты съёмников входят рукоятки для работы вместо разводного ключа.

  1. В начале зафиксировать байк в устойчивой позиции, лучше перевернуть его на сидение.
  2. Стянуть на педалях отверткой заглушки педальных рычагов.
  3. Вставить внутрь полости съёмник и выкрутить фиксирующий болт.

Если он плохо поддается, можно смазать участок любой смазкой. При имбусовых креплениях подбирается соответствующий ключ.

как обслуживать каретку

Шлицевым ключом или съёмником откручивается левая чаша-адаптер против хода часов, по ходу – правая:

  • Съёмник вставляется с левой стороны в шлицевое отверстие механизма и выкручивается рукояткой или разводным ключом против хода часов (влево);
  • При работе следует не допускать перекашивания, иначе каретная чаша повредится;
  • После выкручивания чаши те же манипуляции произвести на правую сторону с другого бока;
  • Снимаются каретки только на левую сторону, при съёме учитывать, что у открытой каретки подшипники могут выпасть из полости.

Очистка открытой каретки

После съема механизма диагностируется состояние подшипников в чаше, все места крепления протираются бензином от грязи:

  • Поврежденные детали заменяются на новые.
  • Резьбовая часть каретки прочищается бензином или WD-40 и протирается сухой салфеткой.
  • Места крепления замазываются смазочным средством.
  • Подшипники вставляются на свои места и покрываются новым слоем смазки.

Обслуживание капсульной каретки

При повреждении каретки капсульного типа ее необходимо заменить на новую. При выборе модели следует уточнить параметры вала и тип соединения с рычагами шатунов.

Сборка и установка механизма

Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.

Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот.

как обслуживать каретку

Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.

На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.

Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.

Регулирование работы кареточного механизма

Для начала снимается левый рычаг шатуна и стопорная шайба. Левая чаша отвинчивается шлицевым ключом так, чтобы стержень оси каретки беспрепятственно крутился без люфтов и заедания:

  • Чаша ослабляется ключом для шлицевых гаек на четверть поворота;
  • Удерживая чашу завинчивается до упора стопорная шайба;
  • Регулируется вращение: ослабляется или подтягивается чаша;
  • Когда кареточный механизм будет крутиться без помех можно устанавливать шатуны.

Если после всех произведенных работ каретка заедает, следует заменить подшипники или всю каретку.

Подробнее об обслуживании каретки смотрите в видео:

Съемник каретки велосипеда

Съемник каретки

Велосипеды оборудованы педальным узлом с центральной осью, установленной на подшипниках качения в раме. В процессе езды по пыльным дорогам и грязи происходит естественный износ колец и шариков.

Для корректного снятия узла необходим съемник каретки. Владелец техники может выполнить ремонт с помощью подручного инструмента, но увеличивается риск повреждения новых деталей и стакана рамы при монтаже.

Съемник

Съемник каретки.

Кратко о съемниках каретки велосипеда

Приспособление состоит из рабочей части с профилированными зубцами, входящими в зацепление с выемками на гайке и кожухе велосипедной каретки. Для прокручивания инструмента используется мускульная сила человека. Оборудование подбирается в соответствии с профилем гайки, удерживающей каретку в раме велосипеда.

Характеристики и назначение

Съемник предназначен для откручивания или затягивания гайки, регулирующей натяжение шарикоподшипников каретки, и резьбовой втулки, удерживающей узел в стакане рамы велосипеда.

Приспособление выточено на токарном и фрезерном станках или получено по технологии штамповки из легированной инструментальной стали. Для передачи усилия, необходимого для отворачивания или затяжки гайки, по отношению к головке используется гаечный ключ; штампованные съемники имеют интегрированный рычаг.

Велосипедная каретка состоит из вала и 2 шарикоподшипников, натяжение которых регулируется металлической чашкой с резьбой. С противоположной стороны оси предусмотрена резьбовая втулка с упором, ограничивающим подвижность колец подшипника. Каретка и чашка ввернуты в металлический стакан, приваренный к раме велосипеда.

Для откручивания элементы необходимо повернуть в сторону вращения педалей (по левой стороне элемент крутят против часовой стрелки, а с правой стороны велосипеда — по часовой стрелке).

Разновидности съемников

Существуют несколько типов приспособлений:

Узел, состоящий из полого металлического цилиндра (головки). На его торцевой поверхности расположены рабочие зубья. На задней части корпуса съемника имеется 6-гранный выступ под гаечный ключ; предусмотрено дополнительное отверстие под квадрат, обеспечивающее центрирование приспособления относительно оси резьбовой втулки. Упрощенный съемник без 4-гранного канала при приложении усилия срывается и сминает выступы на чашке каретки, затрудняя ремонт узла.

Штампованный из стального листа инструмент, состоящий из рабочей головки с профилированными выступами и рукоятки с резиновым защитным чехлом. Для отворачивания крепления картриджа не требуется дополнительного гаечного ключа: велосипедист прижимает съемник к гайке, одновременно прикладывая усилие к рычагу.

Регулируемый ключ со сменными штифтами, рассчитанный на снятие кареток разных производителей. Металлические контактные стержни вворачиваются в рабочие губки инструмента; предусмотрен механизм плавной корректировки расстояния между штифтами. Рукоятка с защитным резиновым чехлом жестко соединена с захватом. Инструмент изготавливается по технологии штамповки.

Регулируемый ключ со сменными штифтами

Ключ шкивов универсальный.

Рейтинг лучших моделей

Среди велосипедистов распространение получили съемники нескольких брендов:

Универсальный съемник Bike Hand, рассчитанный на демонтаж гаек и корпусов узлов производства компаний Shimano, Hollowtech II, Race Face, Campagnolo и Truvativ. На корпусе головки предусмотрено рифление для захвата рукой. Для откручивания используется гаечный ключ или вороток 1/2".

Головка Park Tool BBT-79, имеющая внутренний диаметр 46 мм. Применяется при работе с продукцией брендов Race Face Cinch, Rotor BSA30 и Zipp Vuma. Для захвата гайки и корпуса предназначены 12 полукруглых выступов. На внешней части корпуса инструмента нанесено рифление.

Универсальный съемник Super B, поставляемый с набором сменных штифтов 2,2х2 мм и 2,8х2 мм. Аналогичный инструмент (но с фиксированными штифтами) поставляется компанией Bike Hand.

Головка компании Kenli с поверхностным воронением. Гайка для вращения имеет увеличенные габариты граней, обеспечивая надежный захват инструмента ключом.

Накидные ключи (например, YC-27BB от Bike Hand). Используются для снятия или установки картриджей выносного типа от компании Shimano. В зеве предусмотрены профилированные выступы, входящие в зацепление с гайкой.

Съемник от английской компании Cyclo, изготовленный из легированного стального листа. Отличается замкнутой головкой, рассчитан на повышенные нагрузки. При дополнительном усилии зев не расходится, обеспечивая захват гайки или корпуса картриджа.

Ключ, состоящий из штампованной обрезиненной рукоятки и приваренной головки. Оригинальный инструмент компании Super B рассчитан на работу с узлами фирм ISIS Drive splined, FSA, Race Face и Truvativ. Для работы с каретками других производителей (Shimano) предусмотрена установка переходника.

Головка Park Tool BBT-79

Головка Park Tool BBT-79.

Достоинства и недостатки

открученная чашка каретки может использоваться повторно;

инструмент защищает резьбу в стакане рамы от повреждений;

съемник обеспечивает снижение трудоемкости ремонта.

Недостатки инструмента, отмечаемые ремонтниками велосипедов:

съемник подходит для откручивания только 1 типа гаек;

при использовании накидного инструмента возможно повреждение рабочих кромок чашки каретки;

для работы со съемником с головкой необходим дополнительный гаечный ключ.

Где приобрести

Съемник для кареток реализуется через магазины велосипедных комплектующих и инструмента для обслуживания 2-колесной техники.

Оборудование можно приобрести через торговые точки, работающие онлайн с доставкой до пункта выдачи заказов.

В сетевых магазинах представлены инструменты на любые вкус и размер, велосипедист подбирает приспособление по модели машины или каретки.

YC-27BB от Bike Hand

Накидной ключ YC-27BB от Bike Hand.

Как определить неисправность

Признаки поломки деталей каретки:

появление постороннего шума или заклинивание педалей, указывающее на износ или неправильную регулировку подшипников;

циклический стук, возникающий при вращении педалей, загрязнении или износе шарикоподшипников;

люфт педалей, который не устраняется подтягиванием гайки и указывает на повреждение беговых дорожек подшипников.

Пошаговая инструкция по снятию каретки

Установить велосипед на горизонтальной поверхности шинами вверх или зафиксировать на стойке.

Отвернуть винты отверткой или гаечным ключом и демонтировать кривошипы педалей и ведущую звездочку с вала каретки. Шатуны снимаем вручную или с помощью молотка; удары наносим через деревянную прокладку, предотвращающую повреждения хромированной поверхности.

Надеть съемник, совместив выступы с углублениями на чашке.

Притянуть инструмент к левому наконечнику оси винтом, который вкручивается в отверстие с резьбой, просверленное в торцевой кромке вала. Болт удерживает съемник на гайке, предотвращая срыв приспособления при отворачивании или затягивании каретки. Винт подбирается в соответствии с габаритами головки и резьбой в оси каретки.

Провернуть съемник против часовой стрелки, выкручивая чашку из посадочного гнезда. При повышенном сопротивлении вращению нанести на резьбу жидкость WD-40, снижающую силу трения и удаляющую загрязнения.

Отвернуть корпус каретки с помощью съемника, надетого на правую часть кожуха. Поскольку резьба затягивается в процессе эксплуатации велосипеда, для выкручивания необходим удлиненный рычаг (например, отрезок стальной водопроводной трубы длиной 300-400 мм), обеспечивающий дополнительное усилие.

Снятие

Откручиванием гайку съемником.

Необходимые инструменты

Для ремонта каретки велосипеда потребуются:

комплект ключей для 6-гранных болтов;

молоток и деревянный брусок;

ветошь и жидкость типа WD-40;

запасные детали или новая каретка;

Каретка велосипеда

Новая каретка для замены.

Как правильно почистить

После снятия подшипникового узла необходимо промыть отверстие в стакане жидкостью WD-40, а затем удалить остатки масла и песок из резьбы. Посторонние предметы разрушают нарезку и не позволяют корректно закрепить каретку или отрегулировать шарикоподшипники.

Перед закручиванием стаканов нового узла необходимо нанести на резьбу слой специальной смазки.

Если велосипед оснащен рамой из легкого алюминиевого сплава, то использование защитной смазки обязательно.

Можно ли выкрутить без ключа

Если у владельца отсутствует специальный инструмент, то каретка разбирается подручными средствами:

Разводным или газовым ключом или специальными клещами. Чашка зажимается губками с усилием, а затем предпринимается попытка прокручивания детали. Для снижения силы трения в резьбу предварительно заливается раствор WD-40. Затем по аналогичной методике из стакана извлекается корпус с шарикоподшипниками и валом. Способ подходит для снятия кареток Hollowtech 2 или аналогов, имеющих гайки с внешними выемками.

Стальным слесарным зубилом. Наконечник упирается в паз гайки, а затем по инструменту наносятся легкие удары молотком. Резьба предварительно очищается от загрязнений и обрабатывается составом с повышенной проникающей способностью (WD-40).

Обе методики приводят к деформации чашки и корпуса каретки. Повторно использовать деталь невозможно. При неаккуратной работе возможно повреждение внешней части рамы или смятие кромки стакана: в этом случае возникнут сложности при установке нового узла.

Если у владельца нет съемника, то рекомендуется отдать велосипед в специализированный сервисный центр или приобрести инструмент, поскольку корректно завернуть чашку и кожух подручными приспособлениями невозможно.

Ключ

Разводным ключом пользуемся с осторожностью.

Этапы сборки

Алгоритм сборки узла:

Распаковать новую каретку и вставить деталь в стакан рамы в соответствии с маркировкой (на корпусе наносятся стрелки и информация, позволяющая определить левую и правую стороны узла).

Ввернуть кожух в стакан рамы ключом. При обнаружении заедания прикладывать дополнительное усилие запрещается, поскольку возможно повреждение резьбы.

Закрутить чашку, периодически проверяя легкость вращения вала и осевое биение.

Установить на место шатуны с педалями, а затем затянуть крепежные болты.

Проверить натяжение цепи и провернуть привод руками. Не допускаются осевой люфт и заклинивание. При обнаружении некорректной работы каретки произвести дополнительную регулировку натяжения шарикоподшипников.

Схема сборки зависит от производителя картриджа. Стандартные узлы состоят из корпуса с резьбовой втулкой и прижимной чашки. Для монтажа не требуется дополнительной оснастки.

Каретки Shimano состоят из центральной части и 2 втулок, которые требуется запрессовать в стакан рамы. Для установки применяют винтовой пресс Press Fit, состоящий из 2 симметричных металлических болванок и болта. Торцевые крышки равномерно прижимают чашки с подшипниками качения, обеспечивая корректную сборку узла.

Сборка

Закручиваем болты.

Как сделать своими руками

Владелец велосипеда может сделать самостоятельное приспособление для снятия каретки. Например, для демонтажа оборудования японской компании Shimano используется обрезанная с 2 сторон стальная шайба, которая укладывается в корпус узла.

Затем в торец стакана рамы велосипеда упирается отрезок трубы с внутренним диаметром, превышающим размер шарикоподшипника на 1-1,5 мм. Усилие создается шпилькой, которая воздействует на шайбу и плавно вытягивает чашку из посадочного гнезда.

Чертежи и схемы

Велосипедисты публикуют схемы съемников для картриджей кареток, сделанных из подручных средств. При использовании самодельного инструмента увеличивается риск необратимого повреждения стакана в раме велосипеда (восстановить деталь невозможно).

Металлический корпус высверливается из штатного отверстия или сохраняется как переходная втулка для установки каретки с уменьшенными размерами. Оригинальные съемники не допускают разрушения деталей, ускоряя процедуру ремонта велосипеда.

Схема съемника

Схема съемника каретки велосипеда.

Размеры кареток велосипеда под квадрат. Виды кареток по используемому кареточному стакану

Каретка велосипеда – один из узлов, без которого не обходится современный байк. Аналогично ушам, лапам и хвосту, велосипед состоит из рамы, руля, нашей «героини», колёс и трансмиссии. Это несложный узел, но к нему предъявляются очень жесткие требования по точности исполнения, установке и надёжности составляющих частей, потому для обслуживания жизненно важно знать устройство каретки.

Собственно, на данный узел приходится большая нагрузка:

  • силовая – энергия педалирования, полный вес велосипедиста в случае езды на педалях;
  • абразивная – силовое воздействие, плюс нахождение узла близко к земле приводит к большому риску попадания внутрь подшипников частиц грязи, которые очень быстро приведут к разрушению ключевых элементов детали.

Конструкция каретки

Каретка на велосипед состоит из четырёх частей:

  1. Корпус – основная часть каретки, на которую крепятся подшипники, в которые заводится ось, и на которой размещается чашка.
  2. Чашка – элемент для крепления устройства в стакане. В зависимости от стандарта и типа крепления, либо запрессовывается, либо особенным образом вворачивается в раму.
  3. Ось каретки – подвижная часть, находящаяся внутри корпуса, которая может свободно вращаться. Заканчивается местами крепления шатунов. Является одним из источников типизации по типу шатунов.
  4. Шлицы или места крепления шатунов.

К системе каретки можно отнести место её крепления. Это элемент рамы, называемый кареточным стаканом.

Таким образом, каретка у велосипеда – достаточно простой и небольшой по размерам элемент, который, правда, может быть достаточно высокотехнологичным и дорогим.

Картриджная компоновка с квадратным креплением шатунов

Типы кареток и элементов

Существует огромное количество стандартов и видов кареток. В основном они подразделяются по таким параметрам:

  • длина вала – она же длина оси, важна для положения системы и педалей, может варьироваться;
  • длина корпуса – должна соответствовать размерам стакана, но есть возможность отклонения;
  • тип резьбы – размеры резьбы для крепления в стакан. Варьироваться не может, необходимо точное соответствие;
  • тип крепления шатунов – размеры и способ крепления шатунов системы к валу. Необходимо полное совпадение.

История развития стандартов очень интересна, потому как в ней встречаются стандартизирующие организации, патентные споры и непрерывное совершенствование конструкции.

Есть разделение и по принципиальной конструкции.

По объединённости с системой

  • Интегрированные каретки для велосипедов составляют единое целое с системой. Ось в таком случае является единым целым с одним из шатунов, что уменьшает вес и стоимость, а также повышает надёжность всей конструкции.
  • Неинтегрированные модели – отдельный узел, который позволяет закреплять шатуны определённого типа.
  • Большинство моделей картриджные, т.е. подшипники составляют картридж, внутри которого они запрессованы заводским способом. Некартриджные каретки требуют постоянного обслуживания, так как возможностей попадания грязи внутрь узла намного больше.

По кареточному стакану

С резьбовой посадкой, под различные размеры:

  • «Английская резьба»;
  • 68 мм;
  • 73 мм – распространён в MTB байках;
  • 83 мм – в дисциплинах Trial и BMX;
  • 100 мм – круизеры с широкой рамой;
  • «Итальянская резьба» под стакан 70 мм – такое изделие легко найти в старых шоссейных велосипедах;
  • «Французская резьба» – использовалась в советских дорожных велосипедах.

Press-fit, иначе – стандарт BB30 – совсем новый, но очень перспективный. Подшипники запрессовываются в кареточный стакан, и в них продевается вал диаметром 30 мм, что увеличивает общую жесткость узла и его надёжность. Данный стандарт разбивается по размерам кареток:

  • BB30 – диаметр стакана 42 мм, ширина 62 мм для шоссейного и 73 мм для горного велосипеда;
  • PF30 – диаметр стакана 46 мм, ширина 68 мм и 73 мм;
  • Press-fit – модели под ось стандартных размеров (24 мм);
  • BB90, BB95 – диаметр стакана 37 мм, ширина 90,5 или 95,5 мм;
  • BB86, BB92 – диаметр стакана 41 мм, ширина 86,5 или 91,5 мм;
  • BBright Direct Fit – диаметр стакана 42 мм, ширина 79 мм;
  • BBright Press Fit – диаметр стакана 46 мм, ширина 79 мм;
  • 386 EVO – внутренний диаметр 46 мм, ширина 86,5 мм.

Эксцентриковые устройства со смещённым креплением, которые позволяют быструю и удобную установку: велосипедная каретка проворачивается в стакане, затягивая цепь, а затем фиксируется гайкой или болтами. Такие устройства обычно используются на велосипедах с фиксированной передачей или планетарной втулкой, на серийных байках встречаются очень редко. Существует также несколько размеров:

  • Посадочный диаметр 54 мм;
  • Стандарт 46 мм, под раму Press Fit 30, обычно поставляется интегрировано с осью 24 мм;
  • Стандарт BSA – с одноимённой резьбой, используется со специальным полузвеном, позволяя смещать натяжение цепи.

Шлицевое соединение Howitzer для трюковых велосипедов

По креплению шатунов

  • Квадрат (SQR) – стандартный квадрат, очень старая система крепления, которая, однако, достаточно неудобна – при частой разборке шатун разбалтывается, и при педалировании будет повреждать вал, приводя к необходимости замены по причине износа вала каретки, а не, как обычно это бывает, износа или повреждения подшипников.
  • Шлицевой – с несколькими стандартными размерами, позволяет избежать проблем квадратного сечения, не позволяя валу и шатунам разбалтываться друг относительно друга.

Шлицевых соединения множество версий:

  • Octalink – стандарт от Shimano для недорогих байков. Существует две поставки – Octalink v1 и Octalink v2;
  • ISIS Drive – общий шлицевой стандарт для множества компаний. Основные производители – FSA, Truvativ, Race Face. Последняя компания была инициатором разработки стандарта из-за ограничений компании Shimano на Octalink;
  • Hollowtech II – применяется в интегрированных системах Shimano высокого уровня;
  • Giga X Pipe (GXP) – альтернатива Holowtech II от Truvativ, Noir и Stylo;
  • Howitzer – вариант, схожий с ISIS для экстремальных байков.

Выбор каретки

Некоторые советы по выбору новой модели, когда каретке требуется замена или ремонт. Например, если появился люфт или было получено физическое повреждение:

  • Внимательно следить за размерами и типом каретки.
  • Узнать из документации тип кареточного стакана.
  • Из документации к заднему переключателю узнать chainline – линию цепи (на неё влияет способ крепления шатунов к валу).
  • Из документации по системе получить размеры стакана.
  • В зависимости от типа переднего переключателя выбрать неинтегрированную модель.

Очень часто вместе с новым девайсом придётся покупать специализированный ключ для каретки, так как современные модели требуют уникального инструмента.


Разобранный узел

Заключение

Каретка в велосипеде – небольшой, но очень важный элемент конструкции, работа которого очень важна для велосипедиста. Особенно важен выбор модели для профессионалов – от этого узла зависит комплект шатунов, переднего переключателя и звёзд, которые могут быть даже овальными. На практике мы сталкиваемся с интегрированными картриджными каретками для велосипеда, а иные типы – решения для конкретных, чаще всего спортивных, задач.

Каретка велосипеда — это подшипниковый узел, служащий для обеспечения вращения шатунов с педалями и звездами относительно рамы. Каретка находится в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении нижних перьев велосипеда. Кареточный узел эргономично передает крутящий момент от педалей к колесам. Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Такие каретки требуют специальной рамы .

Интегрированные велосипедные каретки

Интегрированные каретки представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

Такие каретки являются частью интегрированной системы. Интегрированные каретки для шоссейных и для горных велосипедов, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

Стандарты интегрированных кареток:

  • Совместимые с Shimano:
    • Shimano Hollowtech II;
    • Hope;
    • RaceFace X-Type;
    • Token;
    • Chris King;
    • FSA Mega Exo.
    • GXP (GigaX Pipe);
    • Hope (через фирменный адаптер);
    • Chris King (через фирменный адаптер).

    Неинтегрированные каретки

    Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

    Виды кареток по используемому кареточному стакану

    1. С резьбовой посадкой.

    В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

    • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
      • 68 мм — наиболее распространены,
      • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
      • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
      • 100 мм — фэт-байки.

      В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность этой конструкции состоит в том, что подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это дает дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

      Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

      • BB30 : внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
      • Press fit 30 (PF30) : внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.

      Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:

      • BB90/95 : внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
      • BB86/92 : внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.

      Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:

      • BBright Direct Fit : внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
      • BBright Press Fit : внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
      • 386 EVO : внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

      Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

      Разновидности эксцентриковых кареток:

      • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
      • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
      • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

      Особенности выбора каретки

      • При покупке интегрированной каретки , как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.
      • В случае с неинтегрированной кареткой , все гораздо сложнее. Порядок действий таков:
        • Требуется узнать стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).
        • Нужно узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!
        • Узнать допустимую линию цепи (chainline).
        • Узнать требуемую длину вала каретки.
        • Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.

        Велосипедисты, которые редко выезжают кататься, наверно, даже не слышали о том, что такое каретка велосипеда. Даже если слышали, то и не знают, где она находится и что из себя представляет. Но для тех, кто часто использует велосипед в своих целях или занимается велоспортом, этот узел имеет большое значение. Что такое каретка велосипеда, какие у нее функции и как ее починить сейчас и узнаем.

        Что из себя представляет?

        Что же такое кареточный узел? Данный механизм является чуть ли не главным во всем велосипеде. Без него он никуда не поедет. Где же он находится? Расположен он в стакане (это такое специальное место), а именно там, где находятся шатуны. Основная задача — это закрепление тех самых шатунов между собой и соединение их с рамой. Без нее велосипедист просто не сможет крутить педали, а значит, двигаться вперед.

        Устройство каретки велосипеда

        Из чего состоит данный узел и каким он бывает? Модели велосипедов бывают разными, поэтому и каретки тоже отличаются друг от друга. Стандарт — это шестьдесят восемь миллиметров, но бывают еще и сто десять, сто тринадцать и так далее.

        Также каретки велосипеда делятся на два типа: разборные и картриджные (неразборные). У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Начнем с картиджных. Данный тип не поддается ремонту — это главная его особенность. Если механизм заржавеет или сломается, то его можно уже будет только выкинуть. Но есть у них и большой плюс. Они очень долговечны. Такая каретка велосипеда будет служить до тех пор, пока ее подшипники не сотрутся. Механизм герметично закрыт, поэтому посторонние предметы в виде пыли, песка, воды и тому подобного туда не попадают, тем самым он защищен от быстрого износа. Такие каретки очень хорошо себя ведут даже после длительной эксплуатации в тяжелых условиях, поэтому производители их любят часто устанавливать на горные байки.

        Разборные каретки — это немного другое устройство. В сущности, это всего лишь ось, на которой установлены подшипники. В этом случае хозяину нужно хоть иногда проверять этот узел и при надобности смазывать и менять испорченные подшипники. Такой уход позволит намного продлить срок эксплуатации механизма.

        Как определить неисправность каретки?

        Никакой механизм не вечен, особенно если за ним не следить. Именно поэтому рано или поздно кареточный механизм придет в неисправность. Как же определить неисправность? Вообще, это не трудно. Нужно всего лишь быть внимательным. Первый признак — тяжелая езда. Если вдруг крутить педали стало трудно, то, возможно, это неисправность каретки. Налипшая грязь не дает механизму функционировать в нормальном режиме, поэтому ехать становится тяжело. Также характерны скрипы и стуки. Из-за прыжков и сильных физических нагрузок ось может перекосить, или разобьются подшипники. В этом случае будет наблюдаться люфт.

        Если при езде стоя педали начинают заедать или сильно скрипеть, то это верный признак нарушения работы. Тут уже нужен ремонт каретки велосипеда. Или просто замена узла на новый.

        Как снять каретку с велосипеда?

        Итак, для ремонта механизма его для начала нужно снять, извлечь из стакана. Перед тем как начать работы, необходимо почистить место вокруг каретки. Нужно удалить всю налипшую грязь и пыль. Все это делается для того, чтобы потом не занести весь мусор внутрь.

        Как снять каретку с велосипеда? Для начала нужно снять заглушки, которые закрывают доступ к гайке крепления шатуна. Чтобы быстро добраться до интересующего механизма, нужны специальные ключи: шатунная выжимка и съемщик каретки.

        Сначала нужно вставить один конец шатунной выжимки и открутить гайку. Затем вставляем ее другим концом и силой ввинчиваем. Таким образом, шатун сходит с оси и его можно снять. То же самое нужно проделать с другой стороны. Лучше всего начинать работы со стороны, где нет звездочек.

        Следующий шаг — снятие каретки. Вот тут уже пригодится специальный съемщик. Вставляем его, а с другой стороны надеваем гаечный ключ. Приложив немного усилий, можно достать до устройства. Аналогичные действия проводим с другой стороны. Теперь каретка готова к извлечению. Если устройство находится в более-менее приличном состоянии, то дело обойдется только смазкой подшипников. Для этого лучше всего использовать густые смазки. Собирается каретка велосипеда в обратном порядке.

        • Материал: сталь
        • Особенности: для разборных кареток
        • Цвета (выпускаемые): черный
        • Материал: сталь
        • Особенности: для разборных кареток
        • Цвета (выпускаемые): черный
        • Артикул: 132208
        • Прочная надежная недорогая контргайка. Представляет собой стопорное кольцо. Рассчитана на крепление насыпных подшипников с разборными каретками. Возможна замена изношенных элементов. Подходит к простым велосипедам начального уровня. Размер резьбы составляет 1.37 in x 24 TPI.
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-ES30(02)
        • Материал: Алюминий
        • Особенности:
        • Длина: длина вала 121мм
        • Производство: Япония
        • Разработка: Япония
        • Цвета (выпускаемые): Чёрно-серебристый
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-ES30(02)
        • Материал: Алюминий
        • Особенности: Кареточный узел 73мм, шлицевого типа
        • Длина: длина вала 121мм
        • Производство: Япония
        • Разработка: Япония
        • Цвета (выпускаемые): Чёрно-серебристый
        • Артикул: 131029
        • Картридж каретки BB-ES30(02). Тип картриджа шлицевый. 121 мм, стакан 73 мм. Перед тем как купить кртридж, пожалуйста, проверьте размеры, чтобы они совпадали, так как существует не один стандарт! Профессионалы советуют заменять каретку каждые 2000 километров. Кретка состоит из подшипиков, укомплектованных в кассете, и является единой деталью. Если во время езды Вы услышали поскрипывания, резкие щелчки или стук при сильной нагрузке, то это значит что каретка износилась и требует замены. Наши специалисты помонгут Вам в этом!
        • Марка: VP Components
        • Модель: BC-73
        • Особенности: 68/122,5 мм
        • Марка: VP Components
        • Модель: BC-73
        • Особенности: 68/122,5 мм
        • Артикул: 13861
        • VP BC-73 — картридж каретки 68/122,5 мм. Каретка подлежит замене через каждые 2000 км. VP-BC-73 представляет собой единую деталь, которая состоит из подшипников. Определить изношенность этой детали очень просто, достаточно только хорошо прислушаться к звуку велосипеда. При появлении стука во время педалирования, легкого поскрипывания или резких щелчков при сильной нагрузке на педали следует сразу же поменять эту велосипедную деталь на новую. В противном случае, велосипед может сломаться. Покупая каретки, обратите внимание на наличие нескольких стандартов размерного ряда кареток.
        • Модель: VP-BC73
        • Особенности:
        • Модель: VP-BC73
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, под квадрат
        • Размеры (выпускаемые): 68-115 мм
        • Артикул: 132357
        • VP-BC73 — прочный надежный картридж каретки. Рассчитан на экстремальный тип байков BMX. Его алюминиевый корпус снабжен подшипниками. Крепление к раме за счет резьбовых чашек. Фиксация шатунов — шлицевая посадка «square taper». Тип резьбы составляет 1.37 in x 24 TPI. Длина корпуса достигает 68 мм. Длина оси — 115 мм. Болты в комплект не включены.
        • Марка: Shimano
        • Модель: UN26
        • Материал: Сталь
        • Особенности: Кареточный узел 68мм
        • Длина: Длина вала 117,5мм
        • Производство: Япония
        • Разработка: Япония
        • Марка: Shimano
        • Модель: UN26
        • Материал: Сталь
        • Особенности: Кареточный узел 68мм
        • Длина: Длина вала 117,5мм
        • Производство: Япония
        • Разработка: Япония
        • Цвета (выпускаемые): Серебристый
        • Артикул: 13863
        • UN26 117.5 — прочный картридж каретки б/болтов со стаканом 68мм. Это — единая деталь велосипеда, которая склонна к изнашиванию через каждые 2000км. Она состоитиз подшипников, укомплектованных в кассету. При обнаружении стука во время педалирования, легкого поскрипывания или резких щелчков при сильной нагрузке на педали следует сразу же менять эту деталь на новую. Иначе это может способствовать быстрой поломке Вашего велосипеда. Покупая UN26 117.5 всегда следует помнить, что велосипедная деталь имеет различные стандарты в размерном ряде.
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-UN26
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, под квадрат
        • Разработка: Япония
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-UN26
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, под квадрат
        • Размеры (выпускаемые): 73-110 мм
        • Разработка: Япония
        • Артикул: 131991
        • Хорошая доступная неинтегрированная каретка Shimano BB-UN26 предлагает неразборную конструкцию, сделана из оси с двумя промышленными подшипниками напресованными на нее, резьбовых чашек и корпуса. Шатуны крепятся под квадрат (square taper). чистка и смазка не требуются, имеет хорошую грязезащиту. Резьба английского типа: 1.37 in x 24 TPI. Корпус длиной 73 мм. Ось — 110 мм. Поставляется без болтов.
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-UN26
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, под квадрат
        • Разработка: Япония
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-UN26
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, под квадрат
        • Размеры (выпускаемые): 68-113 мм
        • Разработка: Япония
        • Цвет в наличии: noSize:noColor
        • Артикул: 132201
        • BB-UN26 Shimano — надежная прочная недорогая неитегрированная велокаретка. Имеет неразборную конструкцию. Снабжена осью. Напресованные промышленные подшипники корпуса (2 штуки). Резьбовые чашки. Крепление шатунов рассчитано на квадрат — «square taper». Резьба имеет тип 1.37 in x 24 TPI. Корпус имеет длину около 68 мм. Длина оси — 113 мм. Болты в комплект не включены. Чистка и смазка не требуются.
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-UN26
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, под квадрат
        • Разработка: Япония
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-UN26
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, под квадрат
        • Размеры (выпускаемые): 68-122.5 мм
        • Разработка: Япония
        • Артикул: 132204
        • BB-UN26 Shimano — надежная прочная недорогая неитегрированная велокаретка. Имеет неразборную конструкцию. Снабжена осью. Напресованные промышленные подшипники корпуса (2 штуки). Резьбовые чашки. Крепление шатунов рассчитано на квадрат — «square taper». Резьба имеет тип 1.37 in x 24 TPI. Корпус имеет длину около 68 мм. Длина оси — 122,5 мм. Болты в комплект не включены. Чистка и смазка не требуются.
        • Марка: Shimano
        • Модель: UN26
        • Особенности: Кареточный узел 68мм
        • Длина: Длина вала 127,5мм
        • Производство: Япония
        • Разработка: Япония
        • Цвета (выпускаемые): Черный
        • Марка: Shimano
        • Модель: UN26
        • Особенности: Кареточный узел 68мм
        • Длина: Длина вала 127,5мм
        • Производство: Япония
        • Разработка: Япония
        • Цвета (выпускаемые): Черный
        • Артикул: 131472
        • UN26 — прочный картридж каретки с болтами. Его размер — 127.5. Снабжен стаканом 68 мм. Каретка подлежит замене каждые 2000 км. Это — единая деталь из подшипников в кассете. При появлении легких поскрипываний или резких щелчков, необходимо заменить эту деталь на новую. При покупке обязательно сверьте размеры, т.к. существует несколько стандартов каретки.
        • Модель: CH-39-1A
        • Особенности:
        • Размеры (выпускаемые): 68 мм
        • Модель: CH-39-1A
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, шлицевая посадка шатунов
        • Размеры (выпускаемые): 68 мм
        • Артикул: 132354
        • CH-39-1A — прочный надежный картридж каретки. Рассчитан на экстремальный тип байков BMX. Прочный корпус снабжен подшипниками. Крепление к раме за счет резьбовых чашек. Фиксация шатунов — шлицевая посадка. Тип резьбы составляет 1.37 in x 24 TPI. Длина корпуса достигает 68 мм. Болты в комплект не включены.
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-ES25
        • Особенности:
        • Длина: Длина вала 113мм
        • Цвета (выпускаемые): Черный
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-ES25
        • Особенности: Для велосипедов с кареточным узлом 68мм
        • Размеры (выпускаемые): 68/113
        • Длина: Длина вала 113мм
        • Цвета (выпускаемые): Черный
        • Артикул: 131471
        • OCTALINK BB-ES25 — картридж каретки имеет размеры 68/113мм. Каретка представляет собой единую систему из подшипников в кассете. Следует помнить, что она подлежит замене каждые 2000 км. При первом обнаружении стука или треска, следует заменить каретку на новую. Обязательно перед покупкой новой каретки, убедитесь, что размеры совпадают. Существует несколько стандартов на это изделие!
        • Марка: Shimano
        • Модель: ES25
        • Особенности: неинтегрированная, картридж, шлицевая посадка шатунов Octalink
        • Размеры (выпускаемые): 68-121 мм
        • Разработка: Япония
        • Надежная картриджная каретка от японской фирмы Shimano относится к типу неинтегрированных. Конструкция состоит из оси с закрепленным на ней картриджем, включающим в себя два промышленных подшипника и две резьбовые чашки. Такая неразборная система не требует чистки и смазки, а срок ее службы значительно дольше разборных кареток. Крепление шатунов — шлицевое (Octalink). Тип резьбы: 1.37 in x 24 TPI (английская). Длина корпуса — 68 мм. Длина оси — 121 мм. Продается без болтов.
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-ES300
        • Материал: сталь
        • Цвета (выпускаемые): черный
        • Марка: Shimano
        • Модель: BB-ES300
        • Материал: сталь
        • Размеры (выпускаемые): 68/118
        • Цвета (выпускаемые): черный
        • Артикул: 133124
        • Shimano BB-ES300 — это надежная каретка картриджного типа. Подшипники запрессованы внутрь корпуса и надежно защищены от попадания грязи. Посадка шатунов — шлицевая (собственный стандарт Shimano Octalink). С помощью резьбовых чашек стандарта BSA 1.37 in x 24 TPI каретка закрепляется в кареточном стакане рамы. Длина корпуса — 68 мм. Длина оси — 118 мм. Цвет: черный. Shimano
        • Материал: алюминий
        • Особенности: ISIS drive
        • Крепление: 1.37ʺ x 24tpi
        • Вес: 225 г
        • Марка: VP Components
        • Модель: VP-MB-602
        • Материал: алюминий
        • Особенности: ISIS drive
        • Крепление: 1.37ʺ x 24tpi
        • Вес: 225 г
        • Артикул: 133399
        • Качественная каретка картриджного типа VP-MB-602 подойдет для установки на горные велосипеды любительского уровня. Промышленные подшипники находятся внутри алюминиевого корпуса и не требуют обслуживания. Посадка каретки осуществляется с помощью алюминиевых чашек с резьбой 1.37ʺ x 24 tpi. Ширина корпуса — 68 мм. Длина оси — 118 мм. Крепление шатунов: шлицевое ISIS drive. Вес каретки: 225 грамм.
        • Марка: SRAM
        • Модель: GXP Team
        • Материал: кованый алюминий
        • Особенности: интегрированная
        • Крепление: BSA, 1.37 in x 24 TPI
        • Вес: 106 г
        • Цвета (выпускаемые): серый
        • Надежная каретка интегрированного типа SRAM BB GXP Team — отличный выбор для горных велосипедов продвинутого уровня. Ее конструкция состоит из двух алюминиевых чашек, внутрь которых запрессованы стальные промподшипники. Чашки соединены между собой специальной проставкой. Новая технология Gutter Seal позволила снизить износ сальников и еще лучше защитить подшипники от попадания грязи. Размеры: 68/73 мм. Вес — 106 г. Тип резьбы: английская BSA, 1.37 in x 24 TPI.
        • Марка: SRAM
        • Модель: GXP Team
        • Материал: кованый алюминий
        • Особенности: интегрированная 68/73 мм
        • Вес: 64 г
        • Цвета (выпускаемые): черный
        • Марка: SRAM
        • Модель: BB30
        • Особенности: интегрированная
        • Размеры (выпускаемые): 68/73 мм
        • Вес: 64 г
        • Цвета (выпускаемые): черный
        • Артикул: 133198
        • Интегрированная каретка системы BB30 разработана для осей диаметром 30 мм, откуда и пошло ее название. Но главной особенностью являются подшипники, которые запрессовываются непосредственно в кареточный стакан рамы. Такая конструкция снижает износ подшипников и общий вес системы, но подходит только для кареточных узлов размером 68/73 мм. Вес — 64 г. Цвет: черный.
        • Марка: KT
        • Материал: Алюминий
        • Особенности:
        • Производство: Тайвань
        • Разработка: Тайвань
        • Цвета (выпускаемые): Серебристый
        • Марка: KT
        • Материал: Алюминий
        • Особенности: Для 1cк. тормозных задних втулок типа KT-305
        • Размеры (выпускаемые): 1/4 x9 шариков
        • Производство: Тайвань
        • Разработка: Тайвань
        • Цвета (выпускаемые): Серебристый
        • Артикул: 131279
        • Каретка состоит из подшипников, и их работа во многом зависит от правильного ухода за этой маленькой, но важной деталью. Чтобы увеличить срок их эксплуатации, тем самым сделать езду на велосипеде максимально комфортной, необходима постоянная профилактика. Регулярно осматривайте и удаляйте старую смазку, и наносите новую. Благодаря своевременному осмотру и смене смазки, вы можете избежать поломок каретки и кассеты в целом. Данный подшипник предназначен для дорожных и складных велосипедов марки Stels, 1/4х9 шариков, для задних втулок с одной скоростью (типа втулки КТ-305)
        • Марка: КТ
        • Модель: 163110-2RS
        • Материал: Алюминий
        • Особенности: Закрытый
        • Размеры (выпускаемые):
        • Производство: Тайвань
        • Разработка: Тайвань
        • Цвета (выпускаемые): Серебристый
        • Марка: КТ
        • Модель: 163110-2RS
        • Материал: Алюминий
        • Особенности: Закрытый
        • Размеры (выпускаемые): внутр, диам. 17 мм, внешн. диам. 35 мм, ширина 10 мм
        • Производство: Тайвань
        • Разработка: Тайвань
        • Цвета (выпускаемые): Серебристый
        • Артикул: 131280
        • Грузовые велосипеды Stels Energy – это отдельный тип велосипедов, поэтому детали и аксессуары для него должны быть особые, такие, как подшипник каретки 163110-2RS. Предназначен для 3-х колёсных грузовых велосипедов. Это промышленная деталь, имеющая следующие особенности — внутренний диаметр 17 мм, внешний диаметр 35 мм и ширину 10 мм. Для долговечности работы подшипника необходим регулярный уход в виде смывания старой и нанесения новой смазки. Если вы будете использовать качественные материалы и вовремя осматривать элементы велосипеда, это позволит избежать раннего износа деталей, и ухудшения езды.

        При этом, благодаря подшипникам внутри каретки, осуществляется свободное вращение системы. Каретка обеспечивает передачу крутящего момента от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Каретка велосипеда, из-за своего расположения, подвержена попаданию на нее грязи и воды, поэтому она должна обеспечивать хорошую защиту подшипников от воздействий внешней среды.

        Каретки велосипеда разделяются на открытые и закрытые (картриджи или капсулы )

        • В открытых каретках вал вращается в подшипниках, которые установлены в чашках, которые в свою очередь ввинчиваются в кареточную трубу рамы. Основным минусом данного типа кареток является необходимость точного изготовления рамы, иначе могут появляться перекосы. Еще один недостаток в том что подшипники слабо защищены от грязи и жидкости.
        • В закрытых каретках подшипники размещены в жестких картриджах, которые устанавливаются внутрь рамы. Конструкция и способ установки закрытых кареток исключает перекос подшипников и необходимость регулировки. В большинстве своем закрытые каретки не разбираются, однако существует несколько разборных моделей.

        Сложно сказать какой из этих двух типов лучше, а какой хуже. Если грязь попадет в открытую каретку, то ее можно разобрать, почистить, смазать и заново собрать. А картридж, хотя и меньше подвержен загрязнению, все-таки загрязняется. Его разобрать и прочистить не получится, соответственно износиться он может быстрее.

        Самые распространенные типы соединения

        1. Квадрат — этот тип крепления используется на велосипедах низкого и среднего уровня, у него не большая цена.

        2. Шлиц — это более надежный тип крепления, его используют на профессиональных велосипедах, он стоит дороже. При покупке каретки велосипеда с таким соединением имейте в виду, что существуют два стандарта: Shimano OctaLink и ISIS Drive. У этих стандартов разное количество шлицов, из-за чего они несовместимы.

        Размеры кареток велосипеда

        Если Вы решили заменить каретку, тогда обратите внимание на следующие размеры:

        Велосипедные втулки: разновидности, выбор и уход

        Какая самая важная деталь велосипеда? Конечно же, это колесо. Не имеет значения, о каком типе велосипеда мы говорим, в какой ценовой категории он находится — никакой из них без колес представить просто невозможно. А что отвечает непосредственно за вращение колес? Совершенно верно, это именно втулки. Чем качественнее они будут — тем лучше у велосипеда будет «накатистость», что в свою очередь и влияет на его КПД. Также втулки ответственны за правильное и равномерное распределение радиальных и круговых нагрузок, равномерное вращение колеса еще порой – остановку велосипеда или переключение скоростей. Так как этот элемент очевидно важен — поговорим о нем детальнее.

        Как устроены велосипедные втулки:

        Самыми главными в жизни веловтулки являются подшипники качения – это такие детали шариковые, используемые для того, чтобы на корпус детали передать крутящий момент от оси и, как следствие, вращать колеса. На сегодняшний день существуют три самых распространенных вида подшипника качения, применяемых в велоиндустрии: шариковая насыпь, промышленные или закрытые, а также сепараторные.

        Устройство передней втулки выглядит следующим образом:

        Велосипедные втулки 1.jpg

        4 — набор шариков подшипника;

        10 — гайка или эксцентрик;

        Стоит отметить, что в «велоконях» всех типов и разновидностей втулки подобны по своему строению. Естественно, различия могут заключаться в используемом материале при их производстве, степени защиты, весе, запасе прочности, ходовом ресурсе и долговечности.

        Если сравнивать передние втулки и задние, то по конструкции они проще, потому как попадает на них, как и на весь перед велосипеда, меньше динамической нагрузки. Еще сложность заднего механизма сводится к тому, что там есть возможность свободного хода, это не касается fix-байков. Данным образом подтверждается факт того, что в ремонте и периодическом обслуживании втулки передние менее прихотливы.

        Теперь давайте подробнее остановимся на разных видах втулок и их особом устройстве. Если говорить о типе производства, то они могут быть штампованными, литыми либо точечными. Штампованными и точечными укомплектовано большинство современных велосипедов. Точечные выделяются следом в виде спирали на поверхности с внешней стороны. Что касается литых, то их ставят на модели для новичков, на подростковые и модели для детей, потому что они менее прочные и больше весят.

        Для производства корпусов втулок используются следующие материалы: титан и алюминий — для точечных и литых, сталь — для штампованных. Кроме этого, бывают втулки, корпуса у которых сделаны из карбона — так велосипед становится значительно легче, ведь вес карбоновой втулки (которая при этом не уступает по прочности другим) равен 49 граммам, а алюминиевые при этом весят 245 грамм.

        Оси втулок производятся в основном из алюминия и стали, иногда еще из титана. Диаметр у них возможен различный.

        Выделим самые часто встречающиеся размеры осей:

        Таблица стандартов осей для передних втулок

        Самый распространенный в использовани вариант.

        Встречается в трейловых и кросскантрийных велосипедах, сама по себе полая, имеет эксцентриковый зажим.

        Встречается на моделях для занятий экстремальным спортом, тоже полая. Крепится может болтами — лучше выдерживает большие нагрузки. Что касается эксцентрикового зажима — так ставить и снимать быстрее.

        Встречается на фэтбайках.

        Таблица стандартов осей для втулок задних

        Встречается на велосипедах шоссейных.

        Встречается практически во всех новых моделях, очень широко используемый размер.

        Для гоночных трековых моделей.

        Используется на моделях, произведенных для экстремального спорта.

        Ставится на фэтбайках.

        Диаметр оси любой втулки определяет такие характеристики соединения, как жесткость и прочность: чем он больше — тем большие параметры предусмотрены могут быть. Это влияет в то же время и на совокупный вес. Кроме этого, для снятия колеса с такой осью необходимы большие затраты по времени и усилия.

        Зачастую задние втулки являются ассиметричными, чтобы на них можно быть ставить кассеты. По этой причине правый фланец располагается к середине ближе и его спицы короче с правой стороны на несколько миллиметров. Этот факт необходимо учитывать при спицовке колеса.

        Теперь остановимся на подшипниках — важной детали втулок. Сейчас чаще можно встретить втулки, имеющие насыпные подшипники, а с сепараторными — реже. Их распространение объясняется высоким ходовым ресурсом и простотой производства, а также по мере износа их легко регулировать и перебирать. Такой известный производитель в велоиндустрии, как Shimano, использует исключительно те веловтулки, которые имеют насыпные подшипники.

        Втулки, имеющие радиальные промышленные подшипники, являются менее распространенными. Если сравнить их со стандартными шарикоподшипниковыми системами, то они не нуждаются в разборке и при установке очень просты. Такие подшипники способны сильно увеличить ходовой ресурс детали, имеют лучшие показатели пыле- и влагозащиты за счет более высокого КПД и меньшего сопротивления качению. Однако это сильно влияет на вес запчасти, так как вес закрытых систем больше, как и корпус втулки для них. Встречается такой тип в тех велосипедах в большей степени, которые используются в экстремальных видах спорта.

        Разновидности задних втулок и их отличия

        Как уже говорили выше — на задних колесах более сложные осевые, нежели на передних. Помимо этого, у втулок имеются особые вставки под трещотку, кассету и тормозные диски. На тех моделях велосипедов, где имеется планетарное переключение передач, втулки сзади представляют собой шестеренчатые системы, которые по сложности вполне можно сравнить с автомобильной коробкой передач. На сегодняшних ситибайках и СССРовских великах (классика) у втулок сзади еще есть тормозные механизмы.

        Задняя втулка выглядит следующим образом:

        Велосипедные втулки 2.jpg

        2 — сборка деталей на оси втулки;

        3, 15 –контргайки;

        4, 5, 7, 13, 14 –шайбы;

        8, 12 — уплотнительные кольца;

        9, 11 — конуса подшипников;

        17 — полый болт крепления барабана втулки к корпусу;

        18 — набор шариков подшипника;

        19 — барабан («орех»);

        Виды задних веловтулок по строению:

        классический вариант, имеющий крепление под трещотку или кассету. На многих моделях еще есть крепление для тормозного диска, т.е. ротора;

        с фиксированной передачей, свободный ход отсутствует;

        Планетарная втулка представляет собой деталь, способную вызывать у велолюбителей массу интереса. Ее корпус вмещает в себя всю трансмиссию многоступенчатую, поэтому частая регулировка и настройка ей не нужна, у нее отличный ходовой ресурс и 100%-я защита от плохих условий погоды. Очень важный момент: когда есть планетарная втулка — передачи могут быть переключены даже стоя на месте, но на ряду с этими достоинствами стоит отметить больший размер и вес этой детали.

        Червячный тип втулок ставится на велосипедах с одной скоростью. Главное различие заключается в том, что торможение осуществляется при обратном ходе педалей. Частое обслуживание таким втулкам не требуется — они имеют герметичный корпус с обилием смазки, поэтому являются еще и достаточно долговечными.

        Поклонники fixed велосипедов безумно любят втулки с отсутствующим свободным ходом, обеспечивающие кручение педалей непрерывно во время движения.

        Двухзвездочные или flip-flop втулки являются такой системой, позволяющей колесу разворачиваться аж на 180 градусов. С обоих концов имеются крепления под звезды, где могут быть размещены 2 звезды с разным диаметром. Необходимый размер звездочки определяется с учетом предполагаемых возможных условий езды. Помимо этого, у таких втулок может быть одновременно как возможность фиксированного, так и свободного хода — «велоконь» может выполнять роль как односкоростного, так и имеющего фиксированную передачу.

        Еще одна экзотическая разновидность — амортизационная втулка. Она достаточно много весит, ее конструкция сложна и использовать ее повсеместно просто нецелесообразно, так как выполнение непосредственно амортизационных функций у нее весьма посредственное. Осуществляется такая амортизация здесь следующим образом: втулка двигается по направляющей скобе на оси, в свободном пространстве у нее — упругий элемент, поглощающий вибрации, являясь одновременно пружиной и демпфером. Сильных амортизационных способностей нет, поэтому и малоизвестны такие втулки.

        Есть различия втулок и по типу крепления задних звезд. Есть резьбовой и шлицевой тип. Первый из велопроизводства постепенно уходит, так как имеется много минусов у резьбового соединения втулки: во время установки легко сорвать резьбу, малая жесткость и прочность, неравномерный износ механизма и самих звезд, много потерь энергии в узле. Установка таких задних звезд осуществляется из-за дешевизны и простоты производства.

        Что касается шлицевого соединения, то тут много достоинств: меньший вес, большая жесткость за счет большего расстояния между подшипниками, меньше потерь энергии — больше накатистости колес, хорошая надежность крепления, при правильном использовании сорвать со шлицов кассету почти невозможно, можно менять не всю кассету, а отдельные ее звезды при необходимости.

        Как выбрать втулку:

        Прежде всего нужно решить, где и насколько часто вы будете на велосипеде ездить. Важно обращать внимание на вес датели, ее устойчивость перед нагрузками и вибрациями, влаго- и пылезащищенность. К примеру, втулку из шоссейного велосипеда никак нельзя использовать при агрессивной езде по пересеченной местности.

        В том случае, если заниматься серьезно каким-нибудь велоспортом вы не планируете, а хотите просто ездить по городу и несложным условиям, то тут можно опираться исключительно на ваши финансовые возможности. Потому как чем выше уровень втулки — тем она прочнее и лучше, естественно.

        Еще необходимо знать, сколько на фланцах отверстий под спицы. Наиболее распространенными вариантами являются 36 и 32, однако в некоторых разновидностях велосипедов, например в шоссейных, все может быть иначе. А если во втулке будет неправильное число отверстий — совместить ее с ободом не выйдет.

        Какой выбрать подшипник, промышленный или насыпной, решаете вы самостоятельно исходя из условий езды, об этом мы писали выше.

        Обратить внимание нужно еще на способ крепления задних звезд и их тип, который может быть шлицевым или резьбовым. Шлицы кассет различных производителей могут быть разными по высоте и ширине, поэтому совмещать их порой бывает невозможно. Если случайно ваша втулка имеет более широкий барабан, чем необходимо, в свободное пространство можно поместить проставки, т.н. «спейсеры».

        Помимо прочего, обратите внимание на тип крепления тормозного ротора. Самыми распространенными среди всех являются резьбовое «Centerlock» и с помощью шести болтов.

        Если финансовые возможности позволяют и при определенных условиях езды очень хороши планетарные втулки. По удобству и длительности срока использования им равных нет, но они дороже, естественно.

        Обслуживание втулки.

        Исправная работа втулки нуждается с периодическим ее обслуживанием. Важно проводить такие манипуляции, как:

        замена подшипников в обойме или шариков подшипников;

        подтяжка конусных гаек периодическая;

        на тормозной втулке нужно регулировать колодки;

        смазка с внутренней стороны всех деталей, а через каждые 500 км — полная замена смазки.

        Если не выполнять такие необходимые меры — может потребоваться ремонт либо даже замена втулки. Симптомами, подтверждающими необходимость замены или ремонта принято считать: шатание и громыхание втулки, колеса люфтит при движении, наличие посторонних звуков во время вращения, хруста изношенных подшипников, трение в подшипниках и плохой накат.

        Расшатанную, гремящую или люфтующую втулку можно подправить подтягиванием с помощью специальных ключей. Но тут важно не перетянуть, иначе колесо начнет плохо вращаться, что приведет к порче подшипников.

        Плохой накат и посторонние звуки можно исправить хорошей смазкой или же заменой подшипников.

        Еще хочется посоветовать не заниматься самостоятельным ремонтом без наличия необходимых знаний, опыта и инструментов. Профессиональные работники велосервисов могут сделать все качественно и быстро, выявив точную причину.

        Источники:

        https://velife.ru/remont-i-uxod/kak-obsluzhivat-karetku.html
        https://velife.ru/remont-i-uxod/semnik-karetki-velosipeda.html
        https://specgidromir.ru/dimensions-of-the-bicycle-carriages-under-the-square-kinds-of-carriages-on-the-used-carriage.html
        https://m-velo.by/articles/velosipednye-vtulki-raznovidnosti-vybor-i-ukhod