Тормоза на велосипеде как собрать

Содержание скрыть
2 Как настроить и отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде — всё о велоспорте

Как отрегулировать на велосипеде дисковые тормоза?

Регулировка дисковых тормозов на велосипеде для многих — настоящая проблема. Ведь данный механизм имеет куда более сложную конструкцию, чем обычные ободные тормоза, где все работает через натяжение тросика. Но так ли сложна данная процедура? На самом деле, нет. Если вы будете следовать инструкции, как отрегулировать на велосипеде дисковые тормоза, сможете легко с этим справиться.

Немного теории

Существует два типа тормозных дисковых систем — это PM или IS. Собственно, разница между ними заключается в расстоянии между крепежными болтами и направлением их вкручивания. В первом случае — она направлены вдоль рамы велосипеда, а во-втором — перпендикулярно ей.

В большинстве современных байков используются системы типа PM, и это хорошо, ведь их проще настроить относительно положения диска.

Также стоит учесть еще один не менее важный момент — при нажатии тормоза в калипере двигается только одна колодка, а вторая всегда находится в статическом положении. В связи с этим наблюдается неравномерный износ тормозов, и сама система требует более частой регулировки.

Теперь можно переходить к рассмотрению непосредственно самого процесса настройки тормозов.

Какой инструмент может вам понадобиться?

Для настройки дисковых тормозов велосипеда достаточно минимального набора инструментов — это 6-гранник или отвертка с головкой типа Torx. Современные велосипеды максимально адаптированы под простое и быстрое обслуживание, поэтому вам не придется заморачиваться с поиском нужных приспособлений и инструментов.

Чтобы при настройке тормозов регулировка не сбивалась, проверьте, что все остальные узлы системы стоят на своих местах без проблем — колесо надежно зафиксировано в раме/вилке, ротор ровный, адаптер хорошо прикручен к раме. В противном случае при затяжке тормозов эти элементы могут смещаться, нарушая баланс.

2. Центруем калипер

Главная задача на данном этапе — добиться того, чтобы диск располагался точно посередине между тормозными колодками. Это позволит обеспечить равномерный их износ. Как этого достичь? Обычно на тормозах есть специальная крутилка с обозначением in/out, позволяющая легко регулировать это расстояние.

Если таковой нет, то обязательно есть шестигранный болт, который выполняет эту же функцию. Для его затяжки вы можете использовать набор шестигранников Bike Hand YC-267.

3. Регулируем зазор к неподвижной колодке

Регулировка зазора к неподвижной колодке осуществляется с помощью схожей крутилки, которая может закручиваться вручную или с помощью болта типа Torx. Колодку следует подвести максимально близко к поверхности самого ротора. При этом они должны слегка соприкасаться.

При вращении по часовой стрелке колодка приближается к ротору, а против — отдаляется.

4. Регулируем зазор к подвижной колодке

Первым делом необходимо ослабить болт, который фиксирует трос натяжения в калипере, до того состояния, пока вы не сможете руками двигать рычаг приближения колодки.

Далее с помощью красного регулятора, вращая его по часовой стрелке и против, установите положение рычага так, чтобы он зажимал ротор примерно на середине своего хода.

5. Фиксируем трос

Натяните тормозной трос плоскогубцами и зафиксируйте его положение, затянув болт.

5. Подгоняем положение ручки

С помощью специальной черной крутилки, которая расположена на тормозной ручке, установите удобное расстояние от грипсы до руля, при котором тормоз будет зажат. При выкручивании крутилки вы будете отдалять ручку тормоза от грипсы в момент схватывания тормоза.

Если вам не удалось найти удобное положение, следует вернуться к пункту 5 и перенатянуть трос.

На этом регулировка тормозов на велосипеде завершена — вам останется только проверить их работоспособность. Просто сядьте и прокатитесь на своем байке — вы сами должны почувствовать, подходят ли вам тормоза, ведь каждый опытный ездок привыкает к различному определенному характеру торможения. Главное, чтобы механизм срабатывал четко и давал ожидаемый отклик.

Аналогично настраиваются как передние, так и задние тормоза, поэтому повторять описание процедуры попросту нет смысла.

Рекомендации

Правильная настройка тормозов может решить большое количество проблем, но она не является панацеей, поэтому, чтобы ваш велосипед прослужил вам долгую и надежную службу, необходимо регулярно проверять тормозную систему на наличие следующих повреждений:

  • сильный износ колодок;
  • нарушение геометрии тормозного диска;
  • неравномерное стирание колодок;
  • отсутствие смазки;
  • сильные загрязнения тормозной системы и т.д.

Следовательно, если у вас возникают какие-либо проблемы с тормозами на велосипеде, необходимо искать их причину и устранять ее. Простая настройка не всегда может дать ожидаемый результат.

Как настроить и отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде — всё о велоспорте

Регулировка дисковых тормозов на велосипеде: ремонт скрипа, шипения, свиста

2016-11-10 Тормоза на велосипед 2519

Содержание:

Практичное устройство – дисковый тормоз одновременно является приспособлением простым, поэтому регулировка дисковых тормозов на велосипеде процессом сложным не является. В основе этих тормозов лежит диск из стали, размер которого находится в пределах 140-200 мм.

Дисковые тормоза и их отличия от ободных

Они фиксируются в левой части втулки колеса близко к спицам. Эффективность торможения определяется плотностью прижима колодок к диску.

Но, однозначно, в сравнении с ободными тормозами эффективность выше, поскольку их изготавливают из высококачественного абразивного материала, который несовместим с колодками ободными, приводящими к значительной деформации ободов в период эксплуатации. Стальной же диск, не изнашивается при трении, поэтому использоваться может многие годы.

Благодаря такой конструкции, торможение выполняется более четко, отсутствует перегрев на продолжительных дистанциях, не нужна постоянная настройка, хотя необходимость в ней порой возникает. Требуется, например, регулировка при появлении постороннего звука.

Видео: Установка дискового тормоза вместо v-brake

Как работают тормоза гидравлические дисковые?

Принцип их функционирования аналогичен тому, который характерен для механических тормозов. Состоят они из тормозной ручки , находящейся на руле, от которой прилагаемое велосипедистом усилие передается через гидролинию на калипер. Давление жидкости на колодки, прижимает их к ротору, отчего останавливается колесо.

Порядок регулировка тормозов гидравлических

До начала регулировки, убеждаются, что гидролиния исправна. Затем, начинают настраивать ее: проверяют расположение ротора, который должен быть параллелен относительно колодок. Чтобы его выставить в такое положение, нужно ослабить болты, при помощи которых на раме закреплена машинка, выжать до упора тормоз, чтобы она заняла должное место, затянуть болты, не отпуская ручку.

Если ротор установлен правильно, но тормоз срабатывает плохо, проверяют зазор между ним и колодками, который должен везде быть одинаковым и минимальным, но не допускающим, чтобы колодки цепляли ротор. При обнаружении, что одна из колодок находится ближе другой, расстояние выставляют вручную, предварительно ослабив калипер.

Видео: Настройка дискового (гидравлического) тормоза

Почему скрипят тормоза при торможении

Велосипедные тормоза отличаются от автомобильных тем, что хорошо видны, поэтому скрип во время торможения беспокоит владельцев чаще. На байках, как правило, установлены тормоза ви брейковые или дисковые тормоза, различающиеся конструкцией. Поэтому, и причина скрипа может быть разной.

Скрип V-brake тормозов

Причин, вызывающих скрип во время торможения, может быть несколько:

  • материал, используемый для производства колодок: скрип может тем сильнее, чем от тверже;
  • скрипит обод. Это означает одно из двух – загрязнилась поверхность, к которой колодки прижимаются или же износ стал критическим, требующим немедленной замены детали;
  • неправильно по отношению к ободу расположены колодки, т.е. имеют (иногда видимый) перекос. Правильно установлены они, когда параллельны ободу, и прилегают к нему на всей поверхности;
  • состояние колодок, т.е., если они отсырели. Поэтому в непогоду скрип сильнее, чем в погоду сухую;
  • отсутствует смазка для тормозов. В этом случае, имеет место скрип даже в снятом колесе, что означает необходимость смазывания тросика и тормозного механизма. Для этого используют средство WD-40.

Видео: Как избавиться от скрипа тормозов?

Как скрип дисковых тормозов зависит от состояния колодок?

Для предотвращения этого необходимо в чистоте содержать оба тормоза – задний и передний. И, особенно, ротор. Важно как его состояние, так и тип стали, из которого ротор сделан: чем материал мягче, тем скрип меньше.

Наиболее сильное прижатие обеспечивают металлизированные колодки, являющиеся более жесткими. Они схватывают «намертво», если резко затормозить, издавая не скрип, а писк. Поэтому этот тормоз использовать рекомендуется для горного туризма и поездок по пересеченной местности.

Структура колодок из натурального материала («Organic») напоминает абразив, поэтому износ ротора происходит быстро, что является главным минусом. Чтобы в дороге не было неприятностей, колодки менять нужно часто.

У синтетических колодок, которые «хватают» хуже, износ ротора меньше, а срок службы больше. Еще одной распространенной причиной, приводящей к скрипу тормозов на велосипеде при торможении, являются колодки, не параллельно расположенные к дискам.

Как избавиться от скрипа?

Если появился скрип дисковых тормозов на велосипеде при торможении нужно выполнить действия, оговоренные в инструкции, которая приведена ниже:

  • следить за чистотой ободов, т.е. очищать их бензином, растворителем, уайт-спиритом, что поможет растворить «прикипевшую» к ободу резину истершихся колодок и увеличит трение. Если указанные процедуры окажутся неэффективными, а скрип тормозов на велосипеде не исчезнет, нужно зачистить поверхность обода наждачной бумагой мелкозернистой или со средним зерном. Скрип должен исчезнуть;
  • своевременно чистить колодки: можно использовать механический способ – скоблить ножом или другим острым предметом, наждачкой;
  • контролировать правильность установки колодок относительно ротора;
  • следить, чтобы чистым был ротор, к состоянию которого чувствительны дисковые тормоза;
  • нужно смазывать в велосипеде все, что крутится. Нужна смазка суппорта тормозов, каретки, колонки рулевой, втулки, цепи, трещотки и т.д.
  • Кроме перечисленных советов, чтобы не скрипели тормоза при торможении, важна правильная техника езды:
  • чтобы интенсивнее прижимать колодок, т.е. короче тормозить, нужно научиться предугадывать тормозной путь;
  • колодки выбирайте те, сделаны которые из качественного материала (касается дисковых и ви брейковских тормозов);
  • просушивайте дисковые тормоза. После этого скрепить они станут меньше. С этой целью можно совершить пару экстренных торможений, при которых колодки нагреются, что приведет к испарению воды.

Как самостоятельно отремонтировать тормоза

Поскольку в гидролинии дисковых тормозов жидкость пребывает под давлением, при любом повреждении, будь то протечка, перегиб или вздутие, у тормозов нарушается работоспособность.

На рынке большая часть гидравлических систем имеет два поршня. И только мощные байки оборудуются тормозами с 8 поршнями на одном калипере. Тормозное усилие в таких системах развивается большое.

У них лучше модуляция, отсутствует (или небольшой) прихватывающий эффект тормозов, снижено время реакции тормозной системы, что положительно отражается на торможении. Оно характеризуется как информативное и четкое. В процессе длительной эксплуатации тормоза дисковые приносят меньше проблем, чем механические.

Инструменты, необходимые для обслуживания и ремонта

Приступая к ремонту тормозов на велосипеде, необходимо заранее заготовить инструменты.

Понадобятся велосипедисту:

  • набор, позволяющий делать прокачку тормозов, укомплектованный трубкой прозрачной, переходниками, совместимыми с калипером и ручками тормоза, шприцом наибольшего объема (или бутылкой пластиковой);
  • для тормозов Hope, Hayes, Formula, Avid подойдет тормозная жидкость марки DOT 5.1 (не рекомендуется пользоваться DOT 5), для Shimano/Magura рекомендована жидкость, в основе которой лежит минеральное масло;
  • ключ на 8;
  • шестигранники нескольких типоразмеров: 6,5 и 4 мм;
  • ключи: динамический, Torx, с помощью которого откручивают на ручках тормоза, подготавливаемого к прокачке, пробки (Т10, Т8, Т7), для штуцеров (на 8 и 6 мм), Torx Т25 для винтов, крепящих ротор;
  • спирт, которым очищают поверхности ротора;
  • ткань без ворса, чтобы протирать части системы тормозов;
  • инструкция от производителя для системы тормозов (ее можно найти в Интернет);
  • желательно работы проводить на стойке с вертлюжным подвесом;
  • запчасти.

Проверка калипера

Приступая к обслуживанию, снимают колеса, чтобы удалить с тормозных машинок грязь. Для этих целей воспользоваться можно обычной зубной щеткой. Очистив калипер, необходимо снять колодки.

Между колодками устанавливаться может возвратная пружина, винт или шплинт, благодаря которому детали удерживаются на месте. Когда недостаточно пространства, чтобы снять колодки, это делают при помощи аккуратного нажатия специальным инструментом (поставляется в комплекте). На крайний случай, чтобы и развести, утопив поршни до упора в калипер, подойдет широкая отвертка.

Освободив колодки, их поочередно вынимают, используя щипцы, осматривают, нет ли протечки в области поршня. Если развести поршни не удалось полностью, на них надавливают ключом на 10-11, не задевая штырь, находящийся по центру. Чтобы навсегда не «погубить» колодки, на них не должны попасть ни масло, ни смазка.

Чтобы проверить, что поршни выдвигаются нормально внутри калипера и возвращаются назад, необходимо произвести несколько нажатий на ручку тормоза. Если же они одинаково движутся, на этом этапе желательно смазать их, затем, вновь по максимуму развести ключом, вдавливая в калипер.

Если же этого не наблюдается, потребуется ремкомплект или замена калипера. Операция переборки этой детали непростая и у новичка может вызвать трудности.

Проверка работоспособности тормозной ручки

Для определения ее состояния проводят визуальный осмотр, проверяя на повреждения. Если обнаружено, что болтается рычаг, причиной может быть ось крепления, чрезмерно изношенная. Придется ее заменить новой. Последний штрих – осмотр винтов, крепящих ее к рулю, и наличие трещин в месте их соединения с рулем.

Прокачка тормозов

Чтобы передавать усилие, требуемое для прижимания колодок к ротору, в гидролиниях применяется масло минеральное или несжимаемая жидкость. Воздух же отличапется тем, что сжимается, следовательно, в системе быть его не должно. Иначе энергия будет тратиться на его сжатие, а не на прижимание колодок.

Предотвратить это можно простым до смешного способом. Тормозной жидкостью наполовину наполняют шприц, подсоединив к нему переходники для калипера и шланг.

Подобно действиям медсестры, из шприца выдавливают медленно воздух, подсоединив к штуцеру (если тормоз Avid) или предварительно на сливной вентиль (тормоз Hayes) накинув ключ на 6 мм, и приступают к прокачке.

Для Avid потребуется пережать красным зажимом, имеющимся в наборе, трубку шприца, для Hayes — вентиль держат закрытым.

Далее занимаются ручкой тормозной. Предусмотренный изготовителем переходник, подсоединяем к шприцу, с набранной тормозной жидкостью, и через соответствующие переходники к отверстию дренажному. Для систем Magura/Shimano делается несколько по – другому: открывают доступ к емкости с тормозной жидкостью.

Чтобы не вышел из калипера поршень, необходимо вставить в зазор, существующий между колодками, специальный инструмент, идущий в комплекте, или картон, сложив его в несколько раз.

Присоединенную к калиперу емкость или шприц, их сжимают очень аккуратно, приоткрыв немного дренажный вентиль специальным инструментом. Сжимают до тех пор, пока жидкость не дойдет до ручки тормоза. Чтобы «выгнать» воздух, постучите аккуратно по ручке, калиперу и гидролинии. Когда жидкость пойдет без воздушных пузырей, нажимают несколько раз тормоз, перекрыв вентиль на калипере.

Рычаг тормоза перемещаться должен примерно до половины свободного хода. Если так и есть, можно закрывать на ручке тормозной дренажное отверстие. Для Magura/Shimano резервуар закрывают крышкой, устанавливают в стандартное положение тормозную ручку. Осталось удалить с помощью спирта потеки тормозной жидкости.

Проверка колодок тормозных

Прежде всего, измеряют их толщину. Она не может быть меньше трех миллиметров для Hayes/Avid и 2,5 мм для Magura (слой фрикционный 1мм). После этого, проверяют, хватает ли жесткости пружины, чтобы развести колодки.

Замена колодки не нужна при толщине фрикционного слоя, превышающей 1мм, но рабочую поверхность нужно очистить наждачкой, не сильно потерев об нее колодку, делая круговые движения, и добиваясь, чтобы поверхность стала плоской. Затем, вновь проверяют толщину. При 3 мм деталь неменяют.

Между колодками ставят разводящую пружину и удерживающий их в рабочем состоянии болт или фиксирующий шплинт. Последнее, что нужно сделать, — убедиться, что колодки к поршням калипера прижимаются плотно.

Очистка ротора

Чтобы удалить налет, скапливающийся на роторе, нужно снять его, открутив винты или втулку ключом T25 Torx. Если нет нужного инструмента, попытаться можно обслужить ротор чистыми руками, без снятия с колеса.

Потребуется брусок. Который нужно обернуть наждачкой. Двигая им по касательной, обрабатывают с обеих сторон поверхность ротора, пока она не станет выглядеть, словно новая.

Если очистка проводилась со снятым ротором, нужно установить его на место, проверить, чтобы хорошо были закручены винты, которые затягивают по схеме: верхний-нижний, левый верхний — правый нижний, правый верхний-левый нижний.

Осталось его очистить, смочив в спирте ветошь, от масла и частичек металла, поставить колесо и проверить тормоза.

Как проверять моменты затяжки?

Когда колодки вставлены, очищены они и ротор, подтягивают крепеж тормозной системы, включая крепления переходника, калипера, ручек тормозных. Используют для этих целей динамометрический ключ.

Видео: Настройка дисковых тормозов

Настройка тормозов v-brake

ПодробностиПросмотров: 44368

Если ободные тормоза v-brake правильно настроить, то они будут работать не хуже, а некоторые модели даже лучше, чем дисковые тормоза! Конструктивные особенности тормозов v-brake позволяют настраивать колодки практически в любой плоскости, однако это невозможно на ободных тормозах клещевидного типа. Цена у ободных тормозов значительно меньше чем у дисковых, они весят меньше и настраивать их легче чем дисковые тормоза.

Установка тормозов v-brake

Менять колодки на новые следует, когда их тормозная поверхность сотрется до уровня канавок для стока грязи, то есть когда рабочая поверхность станет абсолютно плоской. А если колодки стерлись только с одной стороны, это значит, что они были установлены неправильно, и их тоже нужно будет заменить.

Первым делом ослабьте винт удерживающий тросик.

Главное при установке обычной тормозной колодки — это надеть в правильной последовательности все шайбы и прокладки, из которых состоит их крепеж. Также обратите внимание, что некоторые модели колодок могут разделяться на левые и правые, это указывается на самих колодках, учтите это при установке.

Заменить картриджные колодки еще проще. У них есть металлическая основа и менять надо только резиновую накладку. На таких колодках есть фиксирующий шплинт (не потеряйте его), его надо вытащить и выдвинуть резиновую накладку. Затем вставьте новые накладки и зафиксируйте шплинтом. При установке накладок обратите внимание на указатели правой и левой стороны.

После замены колодок, полностью закрутите регулировочный барабан на тормозной ручке и выкрутите его на один оборот. Сожмите пальцами рычаги тормоза, установите на место тросик и закрепите винтом. Расстояние от обода колеса до колодок должно быть 2 мм.

У ободных тормозов очень простой принцип работы — две тормозных колодки, установленные друг напротив друга и параллельные колесу, а между ними обод. Нажимая на тормозную ручку усилие, через систему тросиков и рубашек, передается на тормозные рычаги, которые прижимают колодки к ободу колеса останавливая его.

Для четкой работы ободных тормозов нужно следить за целостностью тросика и отсутствием «восьмерок» на колесе. Если на тросике лопнуло хотя бы одно волокно, его нужно заменить. Тросик должен свободно ходить в рубашке и если он застревает необходимо менять или тросик, или рубашку.

Главным в качественной работе ободных тормозов является качественное прижатие колодок к ободу. Отрегулировать это можно крепежом колодок. Крепеж состоит из набора шайб, прокладок и гайки, он позволяет закрепить колодку под нужным углом.

Для регулировки немного расслабьте гайку на каждой колодке, так чтобы колодку можно было двигать пальцами, но сама она не двигалась. Установите колодку параллельно ободу колеса, обратите внимание, что она не должна касаться покрышки (расстояние между колодкой и покрышкой должно быть не менее 1 мм.).

  • Если у вас мягкие резиновые тормозные колодки, то при торможении они деформируются. Поэтому их надо устанавливать так, чтобы передний край этих колодок располагался на 1 мм. ближе к ободу, чем задний. Для этого перед регулировкой под задние части колодок надо подложить прокладку толщиной 1-1.5 мм. Например, отрезанный от изношенной велосипедной камеры кусок резины.
  • Если у вас тормозные колодки с жесткой основой, которые не деформируются при торможении, надо устанавливать строго параллельно ободу.

Дальше сильно нажмите на тормозную ручку и затяните гайки на колодках, внимательно смотрите чтобы они при этом не меняли своего положения.

Затем посмотрите на рычаги тормоза. Сожмите и отпустите несколько раз тормозные ручки, рычаги должны сходиться и расходиться одинаково. Отрегулировать это можно винтами натяжения пружины, расположенными у основания рычага. Заворачиваем регулировочный винт на том рычаге, который отклоняется слишком слабо, и отворачиваем его, если рычаг отклоняется слишком сильно.

Для того, чтобы снять колесо, тросик тормоза откручивать не нужно, достаточно просто высвободить его из зажима. Для этого сожмите рычаги тормоза руками и выньте жесткую часть рубашки тросика из гнезда.

Регулировка тормозов (V-Brake)

Настройка тормозов подразумевает внимание ко всем деталям: начиная от тормозных ручек и заканчивая тормозными колодками.

Первый шаг. Регулируем тормозные ручки

Тормозные ручки должны быть расположены так, чтобы до них можно было быстро дотянуться и удобно ими пользоваться.

Для того, чтобы отрегулировать положение тормозной ручки ослабьте винт крепления, поставьте ручку так как вам удобно и закрепите ее.

Обычно на тормозной ручке есть винт, с помощью которого можно отрегулировать расстояние тормозной ручки до грипсы – подгоните с помощью него положение ручки под себя.

Второй шаг. Положение тормозных колодок

Регулировать положение тормозных колодок проще следующим образом: прижать руками одну из колодок вплотную к ободу, отрегулировать ее положение. Следите чтобы колодка не была слишком низко (край колодки ниже обода), но и не была слишком высоко – колодка задевает за покрышку.

На следующий момент хочу обратить особое внимание, поскольку про него мало где понятно написано. Пока гайка которой закреплена колодка не закручена, колодка имеет три степени свободы: шайбы образуют что-то типа шарового шарнира.

(Обращали внимание как там много шайб? Вот для этого они и нужны!). Считается что передний край колодок должен касаться обода чуть раньше чем задний. Поэтому делаем так: под задний конец подкладываем небольшую прокладку (см. рис).

Такое количество шайб нужно чтобы получилось что-то типа шарового шарнира

Вот теперь можно закрутить гайку, которая фиксирует колодку.

Третий шаг. Центрируем положения рычагов

На этом шаге надо закрепить тормозной тросик: чтобы тормозные колодки хоть немного касались ободов если нажать на тормозную ручку. Внизу рычагов есть специальные болты, которые регулируют натяжение пружин, которые прижимают колодки к ободу.

Настраиваем следующим образом: нажимаем на тормоз и смотрим какая из колодок касается раньше. У той, которая коснулась раньше – увеличиваем натяжение пружины (или наоборот, осблабляем с другой стороны). Надо добиться того, чтобы колодки касались обода одновременно.

Четвертый шаг. Регулируем расстояние от колодок до обода

Я считаю что это расстояние должно быть по возможности минимальным. (1-2 мм., если обод ровный). Но тогда тормоза будут работать очень остро – малейшее нажатие приводит к резкому торможению. Поэтому расстояние можно делать чуть больше.

Регулируется расстояние в два шага: сначала за счет винта, которым тросик крепится к тормозам. Потом тонкая настройка на тормозной ручке.

Большая шайба выполняет роль фиксатора: когда она закручена винт регулировки натяжения троса нельзя повернуть.

Регулировка дисковых тормозов своими руками

До недавнего времени дисковые тормоза велосипеда считались чем-то вроде экзотики. Сегодня многие люди, благодаря множеству преимуществ, отдают предпочтение именно этой конструкции. Тема статьи – регулировка дисковых тормозов. Поскольку конструкция разных систем отличается, будет отличаться и алгоритм регулировки. Итак, различают 2 категории дисковых тормозов.

  • Механические. Передача импульса торможения производится механически, через тросик.
  • Гидравлические. Велобайк оснащен специальной гидролинией. Передача тормозного импульса осуществляется давлением жидкостного столба.

Механические или гидравлические дисковые тормоза

Сравним эти 2 варианта дисковых тормозов.

Механические дисковые тормоза

Стоимость механической тормозной системы ниже. Тросики, посредством которых передается торможение, достаточно дешевы, в сравнении с гидравликой. Важный момент – высокая ремонтопригодность системы даже в полевых условиях. Регулировать и настраивать механическую систему можно и самостоятельно.

Минус механики в том, что, всякий раз после демонтажа и монтажа колеса нужно заново отрегулировать систему торможения. Также тросики механической системы велобайка нуждаются в периодической смазке. При езде надо постоянно отслеживать отзывчивость тормозов велосипеда.

Гидравлические дисковые тормоза

Основное преимущество гидравлики – в предельно мягком и удобном торможении велосипеда (из-за плавного давления жидкостного столба). Гидравлика, по сравнению с механикой, меньше склонна к перегреванию.

Кроме того, регулировать эту систему надо значительно реже, чем механические. Однако, настраивать и ремонтировать гидравлику очень сложно.

В частности, самостоятельно исправить повреждение гидролинии нельзя никак.

Отрегулировать тормозную систему велобайка нужно при сильном взаимном трении диска и колодок, а также если качество торможения велосипеда ухудшилось. Порядок действий следующий.

  • Выжмите до упора тормозную рукоятку. В случае, если рукоятка достала до пальцев, надо ограничить свободу ее хода. Ослабьте контргайку и выверните регулятор. После этого затяните контргайку и снова проверьте ход рукоятки;
  • Оцените величину расстояния между тормозными колодками и дисками. Желательно делать это на свет и на белом фоне: так будет виднее. Чтобы отрегулировать положение тормозной машинки, ослабьте винты, которые закрепляют калипер к адаптеру или вилке велосипеда;
  • Ослабьте винты. Это нужно для свободного движения тормоза;
  • Снова выжмите тормозную ручку велосипеда. Теперь зафиксируйте ее в таком положении, прибинтовав к грипсе резинкой или тканью. После этого отцентруйте тормозную машинку относительно диска;
  • Затяните крепежные винты, которыми калипер крепится к вилке велосипеда или адаптеру. Действуйте в строгой очередности, проворачивая винты по четверть оборота. Теперь можно отпустить ранее зафиксированную ручку.

Если все выполнено верно, получается идеальное взаиморасположение колодок с ротором, без намека на какой-либо перекос.

Как настроить гидравлические дисковые тормоза

Повод для того чтобы отрегулировать гидравлику – появление посторонних шуршащих и скрипящих звуков, а также сопротивление движению колеса. Есть простейший тест: если колодки цепляются за ротор, то, если вывешенное колесо велосипеда раскрутить, оно остановится быстро.

Порядок регулировки для гидравлической системы велобайка следующий.

  • Ослабьте болты калипера таким образом, чтобы он стал подвижным;
  • Выжмите тормозную рукоятку велосипеда, чтобы добиться прижатия колодок к диску;
  • Проверьте положение клапанов колодок. Важно, чтобы они были симметрично расположены относительно ротора;
  • Затяните винты на калипере, не отпуская при этом тормозную ручку;
  • Последний этап: отпустите ручку и проверьте корректность работы тормозной системы велосипеда. Нужно, чтобы расстояние колодок от ротора соответствовало толщине волоса. При этом, диск и колодки не должны соприкасаться между собой;
  • Если расстояние колодок от диска отличается (при этом, положение самого диска идеальное), то поступите таким образом. Для настройки прижмите ротор к более выступающей колодке и прокачайте десять раз тормозную ручку. Желательно выполнять это действие вместе с помощником. Один прижимает колодки дискового тормоза к ротору, другому достается прокачка рукоятки;
  • Используя регулировочный шестигранник, установите тормозную ручку верно.

Тормозная система отрегулирована.

Как выровнять дисковые тормоза если погнули

Об этой поломке уже говорилось, когда речь шла о механической системе велика. Погнутый ротор – достаточно распространенная поломка. Достаточно сказать, что многие компании выпускают специальные инструменты по выправлению погнутого ротора. В каждой велосипедной мастерской они тоже имеются.

Однако, велосипедисту-любителю совсем не обязательно иметь такой инструмент. Во-первых, это дополнительные расходы, а выпрямлять диск приходится не так уж и часто. Во-вторых, применение инструмента дает большое направленное усилие.

И, если для опытного веломеханика это только плюс, то для рядового велосипедиста может закончиться не выпрямлением, а поломкой ротора, после чего его останется только выбросить.

Итак, вам понадобятся.

  • Чистый текстиль;
  • Тонкий фломастер;
  • Пара резиновых перчаток;
  • Жидкость, применяемая для чистки тормозов велосипеда.

Порядок действий следующий.

  • Определите место искривления диска: прокрутите колесо и определите место, где колодки цепляются за ротор;
  • Отметьте фломастером погнутое место. При этом отметки наносите лишь на грань ротора, а не на поверхность тормоза;
  • Надавливайте большими пальцами на спицы, пока не добьетесь нужного результата. Периодически прокручивайте колесо велосипеда. Это действие нужно производить, если выпрямление надо произвести в сторону велобайка;
  • Если диск надо выпрямлять в противоположную сторону, то одной рукой тяните за диск, а другой – придерживайте колесо велосипеда. Начинать надо с самого малого усилия, постоянно отслеживая изменения;
  • Нанесите на ротор жидкость для очистки тормозов велосипеда и подождите, пока она высохнет.

Неважно, каким именно тормозам вы отдали предпочтение. Важно, чтобы они безупречно функционировали, были идеально отрегулированы и беспрекословно «слушались». Только в этом случае, прогулка на велосипеде доставит вам удовольствие.

Настройка и регулировка тормозов на велосипеде — дисковых и ободных, механических и гидравлических

Перед тем как перейти к главному вопросу как настройка тормозов на велосипеде выделим несколько их видов: дисковые, гидравлические, ободные. Благодаря большому ассортименту на рынке, каждый велолюбитель сможет выбрать именно то, что больше нравится.

Любой из представленных вариантов в одинаковой мере выполняют задачи, поставленные перед ними, а именно сбивание большой скорости. Различие между ними всего лишь в контактной поверхности. Если для гашения больших скоростей покупают диски, то для других типов приобретают тормоза, контактирующие непосредственно с самим ободом.

Эти тормозные элементы могут иметь разную величину, от которой зависит сама площадь прикосновения. Как правило, чем она больше, тем лучше осуществляется уменьшение оборотов колеса.

Регулировка механических дисковых тормозов на велосипеде

Сегодня популярными становятся дисковые тормоза, и сумасшествие по ним началось примерно 4 года назад. Дело вовсе не в надежности, а в том, что наличие их на велосипеде создает впечатление гоночного мотоцикла либо подчеркивает крутость владельца такого байка.

Главные особенности дисковых тормозов:

  • преодолевать высокие скорости;
  • тормозить без блокировки колес;
  • не изнашивать обода;
  • не обращать на погодные условия.

Регулировать дисковые тормоза необходимо следующим образом:

  • проверить на месте ли трос, отвечающий за работу дискового тормоза, потому что иногда он может, быть не на своем месте и это является причиной трудной езды;
  • посмотреть, правильно ли размещено колесо в самой раме;
  • затягиваем все болты, крепящие тормоз к задней либо передней вилке;
  • проверяем затяжку винтов на втулке колеса;
  • настраиваем подвижную и статичную колодки;
  • ослабляем болты, держащие тормозную машинку с колодками;
  • зажимаем ручку тормоза (если вам нет, кому помочь, тогда зафиксируйте рукоятку на руле при помощи веревки);
  • после этого, колодки должны пристроиться под диск;
  • закручиваем винты.

Регулировка и настройка гидравлических тормозов на велосипеде

Для регулировки дисковых тормозов можно использовать лист белой бумаги. Требует поставить ее за диск и это даст возможность настроить зазор между резиновой основной колодки и самым диском. В качестве инструмента можно взять шестигранники на 4 мм и 5 мм, линейку, крестовую отвертку.

Проделываем все начальные действие, как указано на примере с механическими дисковыми тормозами и прокручиваем винты до тех пор, пока вы не почувствуете, что уже они не поддаются зажиму. На всех велосипедах с использованием такой тормозной системы диски немного искривлены и во время езды будет слышно трение.

Избежать это можно при помощи разводного ключа, то есть требуется им немного выгибать основу диска с целью добиться абсолютной ровности. Но после долго катания на байке, они снова деформируются. Проверяем расположение самого адаптера и снова подтягиваем болты.

Если сама машинка немного смещена в сторону, тогда необходимо их ослабить и подставить белый лист бумаги. Оцениваем зазор между колодками и диском и затягиваем болты обратно.

Как прокачать гидравлические тормоза на велосипеде – видео.

  • прокачка системы дисковых тормозов начинается с раскручивания главного цилиндра, и после установки его в горизонтальном положении;
  • снимаем крышку с самого цилиндра (в большинстве случаев для крепления используются винты с крестообразными пазами);
  • прогоняем тормозную жидкость на минеральной основе через систему;
  • убедитесь в том, чтобы отсутствовали шарики воздуха;
  • устанавливаем прибор с жидкостью во входной ниппель (исключайте ее попадание на краску велосипеда, так как в составе могут быть компоненты разъедающие ее);

Настройка и регулировка ободных тормозов v brake на велосипеде

В подавляющем большинстве случаев на бюджетных велосипедах, прогулочных и детских велосипедах устанавливают v brake. Это ободные тормоза с приемлемой мощностью и модуляцией ― не осуществляется блокировка колеса. Перед началом работы необходимо обеспечить себя следующим инструментом: шестигранник на 5 мм и 3 мм, отвертка, а также плоскогубцы.

Особенности настройки v brake:

  • расстегнуть сами тормоза;
  • основное требование ― выставить колесо в ровную позицию;
  • вернуть все в исходное положение;
  • затягиваем трос при помощи шестигранника и плоскогубцев;
  • если ход ручки большой, тогда требуется еще больше подтянуть трос и усилить сами тормоза;
  • проверяем обороты колеса ― ход должен быть свободным. Бывает, когда слышно терние, тогда в этом случае стоит отрегулировать сами спицы;
  • если одна тормозная поверхность v brake ближе к ободу, чем другая, берем отвертку и отпускаем или закручиваем отжимные колодочные винты.

Выше были представлены краткие инструкции для тех, кто любит закрепить свои знания не только при помощи видео, но и в текстовом формате. Тормоза велосипеда, виды, настройка ― присутствуют в этой статье.

Каждая тормозная система сопровождается ознакомительной инструкцией, особенно сложные ее виды ― гидравлический вариант. Для них существуют ограничения в подборе жидкости и если не соблюдать советы, то халатное отношение и заливка чего попало приведет к получению травмы и нервному стрессу.

Если нет желания посещать травматолога ― придерживайтесь правил. Любой из типов тормозов со временем изнашивается и подлежит замене. Практика показывает, что менее уязвимы дисковые модификации, которые могут прослужить достаточно долгое время.

Если неправильно их отрегулировать, то индекс зажима между передним и задним тормозом будет разным. Кто-то скажет, что причина в длине троса, так как передняя часть в два раза короче задней. Если тросик закрыт не полностью, то старайтесь его смазывать.

Дело в том, что внутри резиновой шланги есть стальная трубка, которая отвечает за плавное и свободное скольжение троса. Со временем она ржавеет, а это приводит к разрывам и его расплетению и чтобы такого нюанса избежать, желательно нанести немного капель машинного масла либо солидола на него.

Как настроить тормоза на велосипеде / Bike4U

Современные велосипеды оборудуются тормозными системами двух видов: дисковые и v brake. Между собой они отличаются по типу конструкции. Дисковые тормоза состоят из роторного диска, который закрепляется на колесной втулке велосипеда.

Еще они содержат специальное устройство (калипер) с тормозными колодками, которые при срабатывании зажимают ротор.

Тормоза v brake еще называют ободными, так как их колодки при срабатывании обхватывают обод велосипедного колеса, тем самым предотвращая дальнейшее вращение.

Как настроить дисковые тормоза

Дисковые тормоза на велосипеде разделяются на механические и гидравлические. Регулировка тормозов с гидравликой на практике не сильно отличается от механики. Вместо изменения силы натяжения троса, гидравлические дисковые тормоза можно настроить, меняя давление тормозной жидкости в гидролинии. В остальном советы по настройке будут отличаться незначительно:

  1. Необходимо проверить положение колодок калипера относительно роторного диска. Они должны быть параллельны диску, расстояние между ротором и колодками должно быть одинаковым с обеих сторон, а зазор составлять менее миллиметра.
  2. Подсветите фонариком место установки калипера, а для большей контрастности можно подложить снизу лист белой бумаги. В идеале зазор между колодками и ротором должен быть не больше волоса.
  3. При обнаружении неправильной установки калипера ослабьте тросик и уменьшите затяжку скрепляющих винтов самого калипера.
  4. Теперь калипер стал подвижным, и нам нужно выжать ручку тормоза на руле велосипеда, чтобы колодки сработали и прижались к ротору. В этом положении калипер выравнивается строго по центру.
  5. Не ослабляя нажим на ручку (проще закрепить ее резинкой или скотчем), начинаем поочередно затягивать скрепляющие винты на четверть оборота. После того как все винты будут затянуты, ручку можно отпустить.
  6. Калипер встал, теперь настраиваем натяжение троса (только для механики). Отрегулировать его натяжение можно на рычаге калипера или на ручке, затягивая и ослабляя шестигранник. Предпочтительно настраивать натяжение троса на калипере, чтобы продлить срок службы резьбы на ручке.

Все вышеперечисленные советы по настройке дискового тормоза на велосипеде работают только при исправности механизма калипера, работоспособности ручки, отсутствии деформаций ротора и не стертых «в ноль» колодках тормоза.

Как настроить тормоза v brake

Настройка тормоза v brake очень проста и не занимает много времени. Главные требования к настройке велосипеда с этой системой торможения: параллельное расположение колодок тормоза по отношению к ободу колеса, обе тормозные колодки должны находиться на одинаковом расстоянии от обода, а зазор между колодками и ободом колеса велосипеда должен составлять около миллиметра.

По сути, вся настройка тормозов v brake сводится к регулировке натяжения тросика и правильному расположению колодок:

  1. Натяжение троса регулируется затяжкой фигурного винта на ручке тормоза. Подтягиваем винт, раскручиваем колесо, нажимаем на ручку и смотрим, сработают ли тормоза. Если регулировка винта не помогает, значит, трос слишком длинный или, наоборот, короткий.
  2. Длина троса заведомо больше нужной, поэтому в районе тормоза велосипеда часто бывает намотан неиспользуемый конец. Находим болт, на который намотан трос тормоза, и ослабляем его. Подтягиваем или выпускаем длину троса, а закончив настройку, затягиваем болт обратно.
  3. Для настройки положения колодок велосипедов с ободными тормозами необходимо ослабить фиксирующие гайки. Вернув колодкам подвижность, перемещаем их в нужную нам сторону. Важно, чтобы колодки находились строго на уровне обода, а расстояние между колодками и ободом было одинаковым с обеих сторон.
  4. «На просвет» проверяем параллельное положение колодок как при нажатой ручке тормоза, так в и разомкнутом состоянии. Колодки должны тормозить вращение обода даже при минимальном нажатии на ручку, для этого расстояние между колодками и ободом должно составлять от 1 до 3 миллиметров.
  5. Затягиваем фиксирующие винты.

Иногда колодки настолько стираются, что настройка велосипеда уже не помогает. В этом случае производится обновление колодок, реже – замена всего тормоза.

Как научиться регулировать тормоза на велосипеде

Исправные тормоза – залог безопасной езды на велосипеде, чтобы они не подводили в нужный момент, требуется систематическая профилактика и уход за велосипедом в течение сезона: очистка от попавших посторонних частиц, смазывание, настройка.

Как правило, регулировка велосипедных тормозов производится владельцем велобайка самостоятельно, алгоритм настройки определяется в зависимости от вида тормозной системы, так что освоить как настроить тормоза на велосипеде не менее важно, чем научиться переключать передачи на велосипеде.

Виды тормозных систем велосипеда:

  • ободные в свою очередь подразделяются на

а) механические (наиболее распространенные векторные вибрейки V-brakes, кантилеверные и клещевые «крабики»),

б) гидравлические тормоза.

  • дисковые, в которых тормозное усилие передается с помощью тросика (механические) или специальной жидкости по гидролинии (гидравлические).
  • барабанные (педальные), так же их подвид – роллерные тормоза, в данной системе механизм размещается в задней втулке колеса.

Как самостоятельно проверить и настроить тормоза велосипеда?

Прежде чем приступить к настройке, следует проверить состояние тормозного механизма в стационарных условиях. Сделать это достаточно просто:

  1. Необходимо установить и закрепить велобайк в таком положении, чтобы переднее колесо не касалось поверхности пола. С помощью рук привести колесо в максимальное движение, а затеем нажать ручку переднего тормоза. В идеале остановка движения должна произойти моментально при несильном нажатии на ручку. Такую же процедуру проделывают с задним колесом, отслеживая положение ручки: если она приблизилась к рулю, следует подтянуть тросик.
  2. При незначительном ослаблении тросика в механической системе осуществляется регулировка (подтяжки) фигурных болтов.
  3. Если ситуация не изменилась после подтяжки болтов, следует произвести подтяжку самого троса, отрегулировав и зафиксировав оптимальную длину с помощью болта, зажимающего конец троса.
  4. Следующий шаг – проверка тормозных колодок, которые имеют технические различия в зависимости от дисковой и ободной системы тормозов.

Регулировка тормозных колодок

Отладка работы тормозных колодок может потребоваться по причине износа – стертости детали. Примечательно, что в гидравлических механизмах колодки обладают способностью самонастройки, в иных случаях требуется регулировка с помощью специальных инструментов – регулировочных вентилей.

Основная задача при регулировке дисковой системы – строго симметрическое расположение тормозных колодок на заданном расстоянии от диска или обода.

Правильно выставленный зазор в 0,2 — 0,4 мм исключает соприкосновения колодок и диска, гарантирует свободное вращение колеса в движении и моментальное торможение при нажатии ручки тормоза.

Фиксация колодок производится с помощью специальных болтов, которые подкручивают или, наоборот, ослабляют, обеспечивая корректную работу тормозов.

После завершения регулировки следует выполнить обязательный контроль тормозов во время поездки. В процессе движения необходимо соблюдать осторожность, обращать внимание на реакцию тормозов при воздействии на ручку тормоза с разной силовой нагрузкой.

Как поменять колодки на велосипеде?

Как поменять колодки на велосипеде?

Современный велосипед, как серьезное средство передвижения, требует постоянного техосмотра. Особенно нуждаются во внимание тормозные колодки. Износившись, они не позволят быстро останавливать движение. Это может привести к весьма плачевным последствиям.

Хотя замена тормозных колодок не требует большого мастерства, произвести эту операцию сможет даже начинающий велосипедист, который еще ни разу не менял их самостоятельно.

Когда требуется замена?

Не упустить момент смены тормозных колодок можно, если следить за километражем. Как правило, эти детали полностью изнашиваются, прослужив своему хозяину 15 тысяч км. Хотя сейчас встречаются такие, которых хватает и на 30 тысяч км. Впрочем, эти цифры – лишь условность. Срок службы колодок зависит от многих факторов.

замена колодок

Решающую роль сыграет стиль езды: чем он агрессивнее, чем больше трудных подъемов и головокружительных спусков преодолеет велосипедист, тем быстрее ему придется задуматься о работе с тормозами.

Неспешные прогулки по парку в спокойном режиме позволят всей системе торможения прослужить дольше, но лишь при условии, что они правильно отрегулированы.

Как узнать, что пора менять колодки?

Не стоит дожидаться того момента, когда останавливать велосипед станет сложнее. Лучше заранее осмотреть колодки. По внешнему виду станет понятно, что их срок службы окончен.

kolodki

Производители специально делают их поверхность неровной, снабжая ее выступами или шипами.

Процесс замены колодок для разных типов тормозных систем происходит не одинаково. Однако сложностей не должно возникнуть даже у тех, кто раньше никогда не менял их самостоятельно.

Как самому поменять колодки на ободных тормозах велосипеда?

Если от рычага тормоза на руле к колесам отходят специальные тросики, значит, у велосипеда ободная система тормозов. Она может быть нескольких типов, каждый из которых требует своего подхода к работе.

  • v-brake. Для начала работы требуется собрать все рычаги. В результате образуется паз, из которого нужно вытянуть наконечник «рубашки». Определить его просто: именно из него и выходит трос. Затем убрать старые колодки, осторожно сняв крепеж и на их место поставить новые, тщательно их закрепив.

ободные тормоза

Иногда колодки такого типа бывают «разносторонними», то есть левыми и правыми. Производители, как правило, обозначают это прямо на деталях. При их установке стоит быть чуть внимательнее.

  • Картриджный тип. Здесь меняют только резиновые прокладки. Для этого вынимают шплинт, фиксирующий колодки, затем производят нехитрую процедуру по удалению изношенной прокладки и водружению на освободившееся место новой.

Как самому поменять колодки на дисковых тормозах велосипеда?

Если торможение происходит при помощи специального диска, значит, мы имеем дело с дисковой системой торможения. Многие велосипедисты считают ее более совершенной. Видимо, производители, тоже. Иначе как объяснить то, что снабженные ею велосипеды стоят дороже.

дисковые

Дисковые тормоза удобнее не только на дорогах, но и в техобслуживании. Для смены колодок сначала снимают калипер. При торможении он зажимает диск, установленный непосредственно на колесе и вращающийся вместе с ним. Нужные детали установлены именно в нем.

  1. Чтобы качественно произвести работу, калипер нужно снять.
  2. Аккуратно расправиться со всеми креплениями: проводками, стопорными кольцами и болтиками.
  3. Затем вынуть старые колодки и поставить новые. Останется только закрепить их, поставить калипер на место и проверить, верно ли произведена замена.

Для этого несколько раз нажимают тормозную ручку, следя, чтобы ничего не мешало ходу велосипеда.

Существует несколько правил, соблюдая которые, можно позволить себе проводить описанные выше работы как можно реже:

Как собрать ручной тормоз на детском велосипеде

Дорожному велосипеду современного типа с колесами 28″ нужны передние клещевые тормоза с расстоянием от оси крепления до колодок 80 мм. Вот два испытанных варианта клещевых тормозов с расстоянием до 90 мм. Оба тормоза показали у меня полную пригодность и хорошее качество.

Вариант 1. Клещевой тормоз на одной оси (как у велосипеда «Салют»):

tormoz1 (600x446, 180Kb)

Мой вес 85, с моей крейсерской скорости 17 км/ч при экстренном торможении одним передним тормозом на горизонтальном асфальте тормозит достаточно эффективно, тормозной путь метра три до полной остановки.

Каких-то особых прогибов или шата клещей во время торможения не замечено (достаточно толстый алюминий)

Из коробки клещи не всегда отводились в обратное положение симметрично, правая иногда оставалась с касанием обода. Продул шарнир аэрозольной графитовой смазкой, посжимал. Теперь вроде нормально. Пришлось чуть опустить переднее крыло ( в рамках нормы), правый «клещ» задевал за крыло при нажатии на тормоз и шевелил его.

Для прогулочного вела вполне годный тормоз. Единственный недостаток — рычаги «клещей» при работе ходят немного вверх-вниз в области крыла и максимально поднятое крыло мешает работе тормоза. Для стандартных шин не проблема, но при установке шин 28х2.00 лучше поднимать крыло насколько возможно выше.

tormoz1_1 (700x393, 346Kb)

tormoz1_2 (700x393, 356Kb)

tormoz1_3 (700x393, 314Kb)

tormoz1_4 (700x393, 359Kb)

Впоследствии я переставил этот тормоз с одной осью на велосипед дочки (колеса 16″), установились отлично.

Вариант 2. Клещевой тормоз на двух осях (примерно как у велосипеда ХВЗ):

tormoz2 (600x446, 112Kb)

http://ru.aliexpress.com/item/free-shipping-LARGE-…4.14010208.99999999.390.MRGtU8

У одноосного тормоза клещи двигались при работе чуть вниз, к крылу, и пришлось чуть опустить крыло. У двухосных клещей все подвижные детали со стороны крыла двигаются только в стороны, поэтому крыло можно максимально приподнять. Это важно для меня, потому что у меня стоят шины 28х2.00 вместо стоковых 28х1.75 — места мало.

У нового двухосного тормоза колодки короткие, создалось впечатление что на минимальных скоростях работают жёстче чем прежние одноосные, а на большой скорости наоборот, тормозят менее интенсивно. Но скорее всего всё дело именно в колодках, на новых они не только короче, но и на ощупь чуть более «пластмассовые».

У двухосных есть простой механизм синхронизации клещей, это хорошо. Ось крепления к вилке на двухосных на несколько мм длиннее, это тоже хорошо. По качеству и прежние одноосные и новые двухосные сопоставимые — рабочие тормоза, нормально работают и на небольших холмах.

tormoz2_1 (700x393, 373Kb)

(на фото оси клещей подзамазаны графитовой смазкой, для защиты от пыли)

tormoz2_2 (700x393, 404Kb)

tormoz2_3 (700x393, 397Kb)

Распаковка и установка основных элементов велосипеда

Так выглядит коробка с велосипедом, в которой он поставляется с завода. На всех велосипедах обычно уже установлены система с шатунами, цепь, задний и передний переключатели, заднее колесо, тормоза и рулевая колонка.

Коробка с велосипедом

Отдельно упакованы руль, сидение, переднее колесо, педали, светоотражатели и другая мелочевка.

Для сборки настройки потребуется ряд инструментов:

  • шестигранники (4, 5, 6 mm), а лучше набор,
  • ключ на 15 (для затяжки педалей),
  • ключ на 10,
  • отвертка крестовая,
  • плоскогубцы (для обжима тросика),
  • кусачки (для обрезки тросика).

Инструменты для сборки велосипеда

Достаем велосипед из коробки. Кусачками или мощными ножницами обрезаем все пластиковые хомуты и снимаем упаковку. Будьте аккуратны — на этом этапе легко повредить лако-красочное покрытие рамы.

Велосипед в упаковке без коробки

Велосипед готов к сборке.

Велосипед готов к сборке

Сперва закрепим седло на подседельном штыре. Для этого шестигранником на 6mm раскручиваем крепление на подседельном штыре, устанавливаем в пазы рамки седла, закрываем сверху скобой и закручиваем. Эта хитрая конструкция позволяет также двигать седло взад-вперед и регулировать по углу наклона. Сейчас достаточно просто закрутить болт, а настройки будет удобнее сделать на собранном велосипеде.

Крепим седло на подседельный штырь

Закрепляем светоотражатель максимально близко с седлу.

Закрепляем светоотражатель

Опускаем всю конструкцию в подседельную трубу до конца и закрепляем эксцентриковым зажимом. Если он закрывается слишком легко, то открываем его до конца, подкручиваем затяжное колесико и пробуем закрыть опять. Если не закрывается, наоборот, ослабляем.

Опускаем в подседельную трубу

Далее занимаемся выносом руля и рулем. На разных велосипедах бывает по-разному: либо вынос уже скреплен с рулем, либо нет. В любом случае, вынос устанавливается первым. При установке выноса и руля обратите внимание на тросики переключателей и тормозов — они не должны быть запутаны. Обратите внимание на вертикальные отметки на выносе руля — это максимально возможная высота подъема.

Установка выноса руля

Вот под этой маленькой заглушкой скрывается важный болт! С помощью шестигранника на 5 или 6 вынос закрепляется в рулевой колонке, а руль регулируется по высоте.

Один болт отвечает за высоту руля

Закрепляем руль

Займемся передним колесом. Для начала необходимо правильно установить эксцентрик (он находится в коробке с мелочевкой). На фото показано правильное положение всех элементов. Обратите внимание на пружинки — они расположены узкой частью во внутрь, т.е. к колесу.

Правильное положение эксцентрика колеса

Снимаем заглушку и пружину с одной стороны эксцентрика (с той, где нет рычажка) и вставляем ось во втулку переднего колеса. Может возникнуть вопрос, какой стороной его вставлять? Просто посмотрите, с какой стороны установлен он заднем колесе (обычно с левой) и сделайте по аналогии.

Вставляем ось во втулку

Далее вставляем колесо в вилку. Необходимо заранее «расстегнуть» передний тормоз велосипеда (в случае с ободными тормозами) или снять с него резинку (обычно в заводской упаковке он закреплен резинкой или стяжкой).

Вставляем колесо в вилку

Затягивать эксцентрик удобнее всего, подойдя к велосипеду спереди. В этом случае можно отслеживать, отцентрировано ли колесо. Затяжка производится следующим образом: покручиваете колесико слева по часовой стрелке и пробуете закрыть рычажок. Если закрывается очень легко, откидываете обратно и снова закручиваете колесико, до тех пор пока эксцентрик не закроется с усилием. Переусердствовать не нужно, иначе можно сломать эксцентрик!

Затягиваем эксцентрик

Теперь можно и подкачать колеса. Рекомендованное давление всегда указывается на покрышках в psi и bar. Bar = атмосферы. Обратите внимание: давление в колесах велосипеда должно быть от 3х атмосфер и выше. 3,5 — оптимальный вариант. 2,2 как у автомобилей никуда не годится. В процессе эксплуатации периодически проверяйте давление в колесах — это залог отстуствия «восьмерок».

Установим педали. На фото видно, что каждая педаль подписана как L или R. Иногда еще лепятся наклейки. L (Left) — левая, R (Right) — правая. Будьте внимательны: у педалей разная резьба! Обе педали закручиваются «по движению» велосипеда, т.е. левая влево (против часовой), а правая вправо (по часовой).

Правильная установка педалей на велосипеде

Сначала закручиваем их руками, а потом подтягиваем ключом на 15.

Закручиваем педали по движению велосипеда

Если цепь не на месте, ее легко можно вернуть туда. Для этого нажимаем на лапку заднего переключателя и цепь ослабевает. Теперь ее можно просто подхватить рукой и одеть на одну из передних звезд.

Как одеть цепь на звезды

Установка и настройка переднего тормоза; регулировка обоих тормозов

Теперь займемся установкой переднего тормоза. Найдите вот такую изогнутую трубку в коробке. В нее нужно продеть тросик переднего тормоза так, чтобы широкая часть оказалась вверху, а узкий наконечник внизу — ближе к тормозным рычагам (на след. фото).

Устанавливаем передний тормоз

Делаем как на фото. Резинку нужно одеть до того, как будете прикручивать трос. Резинка нужна для защиты тросика от грязи.

Правильная установка тормоза v-brake

Теперь ослабляем болт и заводим туда тросик.

Ослабляем болт и заводим тросик

Сжимаем рычаги так, чтобы от колодок до обода оставалось 2-3 мм. и закручиваем болт (без фанатизма, иначе тросик начнет «пушиться»).

Фиксируем тормоз

Оставляем небольшую часть тросика (5-7см.), остальное обрезаем кусачками (кусачки нужны очень хорошие, иначе тросик распушится на конце). Далее надеваем наконечник и зажимаем его плоскогубцами. Если подходящих инструментов нет под рукой, сделайте этот шаг позже. Но не откладывайте надолго — тросик может «распушиться» и вам придется его менять.

Обрезаем трос и надеваем наконечник

Далее тросик можно завести за рычаг, чтобы он не болтался.

Заводим тросик за рычаг

Теперь нужно отрегулировать тормоза. Такому непростому вопросу хорошо бы посвятить отдельную статью, ну а сейчас я постараюсь вкратце описать процесс регулировки.

Четкая работа тормозов складывается из многих нюансов. Для начала покрутите колесо (предварительно накачав до рекомендованного давления) — есть ли восьмерка? Если есть, то ее нужно исправить. Этим лучше заняться опытному мастеру или поискать статью об устранении восьмерок в интернете. Если все в порядке, работаем дальше.

В собранном состоянии, колодки тормоза должны находиться на равных расстояниях от обода. Это достигается натяжением троса — можно ослабить болт, которым вы крепили тросик, и натянуть его посильней. А еще есть «барашек» — он находится прямо около ручки тормоза — им тоже можно подтянуть или ослабить трос. Никогда не выкручивайте его до конца! Сами колодки должны быть параллельны ободу. Проверьте, так ли это. Если нет, нужно ослабить крепящий их болт и отрегулировать их положение (см. фото). Можно, например, зажать тормоз (тогда колодки прижмутся параллельно ободу) и сразу затянуть болты.

Ослабляем болты и ставим колодки параллельно ободу

Теперь нажимаем на тормозную ручку и смотрим, как сходятся рычаги тормоза. А сходиться они должны одновременно! Посмотрите на видео.

Если при нажатии на тормозную ручку у вас один рычаг прижимает колодку быстрее, чем другой, необходимо сделать регулировку специальными винтами (см. фото). Настройка производится следующим образом: выбираете тот рычаг, где колодка быстрее и сильнее прижимается к ободу и винт с этой стороны закручиваете по часовой стрелке на один или пол оборота. Нажимаете и смотрите, меняется ли ситуация. Обычно колодки начинают прижиматься к ободу одновременно уже после регулировки одним винтом. Если же нет, тогда винт на другом рычаге (где колодка находится дальше от обода) поворачиваете против часовой стрелки на один — пол оборота. Продолжайте описанные действия, пока не достигнете результата, как на видео. Эту же процедуру необходимо проделать с задним тормозом.

Регулировочный винт

1. Проверяем состояние тормозов

В первую очередь «расстегиваем» тормоз, как показано на фото.

Тормоз v-brake

Проверяем, как ходит тросик (G) в рубашке (A), нажимая и отпуская тормозную ручку и подтягивая тросик обратно пальцем – движение должно быть свободным, без задержек. Если тросик вытягивается тяжело, возможно, он, рубашка или его направляющая (C) повреждены, либо внутри рубашки или направляющей скопилась грязь. Их необходимо снять и почистить, либо заменить.

Проверяем состояние колодок (J). На них должны быть видны канавки для стока грязи (колодка не должна быть гладкой). Изношенные колодки без канавок необходимо заменить. Проверьте укомплектованность колодок шайбами и правильность их установки.

При установке новых колодок соблюдайте очередность шайб.

Рычаги тормоза (I) должны свободно поворачиваться на своих посадочных местах и раздвигаться пружинами после сжатия. Если движение затруднено, тормоз при работе может застревать в закрытом положении и тереть колодкой об обод. В этом случае можно снять рычаги с посадочных мест, почистить и смазать места контакта и установить обратно.

Рычаги ободного тормоза

При установке обратите внимание, чтобы выступающий пин на рычаге попал в отверстие на раме, и чтобы на левом и правом рычаге отверстие было одно и то же.

2. Регулируем положение колодок

«Застегиваем» тормоз, сжав рычаги и уложив направляющую тросика (С) в упор (D). Шестигранником ослабляем болт, фиксирующий колодку (K). Прижимаем рычаг с колодкой к ободу и выставляем колодку так, чтобы она:

  • прилегала к ободу всей поверхностью
  • не касалась покрышки
  • располагалась параллельно ободу

Регулировка положения колодок ободного тормоза

В этом положении колодку необходимо зафиксировать, закрутив болт. При затяжке болта колодка может сдвигаться, и её нужно поправлять. Проще будет, если вы найдете ассистента, который зажмет и подержит ручку тормоза, пока вы затягиваете болт.

Если ваши тормоза «визжат», попробуйте сделать следующее.

Регулировка положения ободного тормоза

Перед затяжкой болта подложите под заднюю (по направлению движения) часть колодки сложенный вдвое лист бумаги, затем затяните болт. Так колодки будут плавнее прижиматься к ободу при торможении (сначала передней частью, затем задней) и не будут «скрипеть».

Аналогичные операции проделываем со второй колодкой.

3. Выставляем рычаги симметрично

Чтобы левая и правая колодка изнашивались равномерно, они должны находиться на одинаковом от обода расстоянии. Регулируется натяжением пружин на рычагах тормоза. Чтобы выровнять усилие, возвращающее левый и правый рычаги тормоза в исходное положение, воспользуемся регулировочными болтами, находящимися в основании рычагов.

Регулировка пружин ободного тормоза

Закручивая болт по часовой стрелке мы натягиваем пружину, выкручивая – ослабляем. Нажимая и отпуская тормоз, проверяем равномерность удаления колодок от обода. Подкручивайте болты с левой и правой сторон, пока колодки не будут отходить на одинаковое расстояние при отпущенной ручке тормоза.

4. Настраиваем положение тормозной ручки и натяжение тросика

Чтобы приблизить ручку тормоза к рулю (например, чтобы не приходилось сильно тянуться за ней пальцами), закручиваем болт на тормозной ручке.

Настройка положения тормозной ручки

При этом учитывайте, что слишком близко ручку к рулю подводить не стоит. Она не должна касаться грипсы при полном зажатии.

Когда положение ручки тормоза выставлено, остается настроить натяжение тросика. Задача — подвести колодки максимально близко к ободу, оставив между колодкой и ободом расстояние в 2-3 миллиметра.

Для этого можно подтянуть тросик двумя способами:

    Для грубой настройки, если тросик совсем слабо натянут, и колодки далеко от обода: ослабляем болт, фиксирующий тросик в рычаге тормоза, подтягиваем тросик, закручиваем болт.

Фиксирующий болт тросика тормоза

    для тонкой подстройки используем регулировочный винт на месте выхода рубашки с тросиком из ручки тормоза.

Регулировка натяжения тросика

Вот и всё! Проверяем, как всё работает. При необходимости еще раз подрегулируйте пружины рычагов (пункт 3).

Настройка тормозов подразумевает внимание ко всем деталям: начиная от тормозных ручек и заканчивая тормозными колодками.

Первый шаг. Регулируем тормозные ручки

Тормозные ручки должны быть расположены так, чтобы до них можно было быстро дотянуться и удобно ими пользоваться. Для того, чтобы отрегулировать положение тормозной ручки ослабьте винт крепления, поставьте ручку так как вам удобно и закрепите ее. Обычно на тормозной ручке есть винт, с помощью которого можно отрегулировать расстояние тормозной ручки до грипсы – подгоните с помощью него положение ручки под себя.

97.jpg

Второй шаг. Положение тормозных колодок

Регулировать положение тормозных колодок проще следующим образом: прижать руками одну из колодок вплотную к ободу, отрегулировать ее положение. Следите чтобы колодка не была слишком низко (край колодки ниже обода), но и не была слишком высоко – колодка задевает за покрышку.

98.jpg

На следующий момент хочу обратить особое внимание, поскольку про него мало где понятно написано. Пока гайка которой закреплена колодка не закручена, колодка имеет три степени свободы: шайбы образуют что-то типа шарового шарнира. (Обращали внимание как там много шайб? Вот для этого они и нужны!). Считается что передний край колодок должен касаться обода чуть раньше чем задний. Поэтому делаем так: под задний конец подкладываем небольшую прокладку (см. рис).

Такое количество шайб нужно чтобы получилось что-то типа шарового шарнира

101.jpg

Вот теперь можно закрутить гайку, которая фиксирует колодку.

Третий шаг. Центрируем положения рычагов

На этом шаге надо закрепить тормозной тросик: чтобы тормозные колодки хоть немного касались ободов если нажать на тормозную ручку. Внизу рычагов есть специальные болты, которые регулируют натяжение пружин, которые прижимают колодки к ободу.

102.jpg

Настраиваем следующим образом: нажимаем на тормоз и смотрим какая из колодок касается раньше. У той, которая коснулась раньше – увеличиваем натяжение пружины (или наоборот, осблабляем с другой стороны). Надо добиться того, чтобы колодки касались обода одновременно.

Четвертый шаг. Регулируем расстояние от колодок до обода

Я считаю что это расстояние должно быть по возможности минимальным. (1-2 мм., если обод ровный). Но тогда тормоза будут работать очень остро – малейшее нажатие приводит к резкому торможению. Поэтому расстояние можно делать чуть больше.

Регулируется расстояние в два шага: сначала за счет винта, которым тросик крепится к тормозам. Потом тонкая настройка на тормозной ручке.

103.jpg

Большая шайба выполняет роль фиксатора: когда она закручена винт регулировки натяжения троса нельзя повернуть.

Источники:

https://www.velomot.com/articles/kak-otregulirovat-na-velosipede-diskovye-tormoza/
https://spiegelstudio.ru/raznovidnosti/kak-nastroit-i-otregulirovat-diskovye-tormoza-na-velosipede-vsyo-o-velosporte.html
https://zextrem.com/zemlya/velosport/zamena-tormoznyx-kolodok-na-velosipede.html
https://rollerbord.life/velosiped/kak-sobrat-ruchnoj-tormoz-na-detskom-velosipede.html