Тренировка велогонщиков на станках

Содержание скрыть

Что такое велостанок, как его сделать своими руками, а также обзор 5 лучших покупных моделей

Велотренажер – отличный вариант для домашних тренировок, но те люди которые имеют нормальный велосипед и предпочитают ездить по открытым пространствам, зачастую не видят актуальности в приобретении велотренажера. С другой стороны, когда погода или другие условия особенно не располагают, а поездить хочется, возникает вопрос как провести некоторое количество времени в седле.

Тут весьма интересным и универсальным вариантом выглядит велостанок, то есть устройство, которое способно сделать из простого велосипеда домашний велотренажер.

Что это вообще такое?

Суть велостанка проста: перед вами конструкция, которая включает в себя различные опоры для обычного или горного велосипеда. После установки велосипеда на станок вы получаете возможность использовать его как велотренажер. При этом никаких существенных конструктивных перемен вносить не требуется, вы всегда можете снять велосипед и использовать по основному назначению. Напомним, что такой станок – лишь один из 12 видов велотренажеров.

Преимущества и недостатки

Таким образом, данное приобретение выглядит более чем понятным и полезным, но и тут есть детали. Рассмотрим основные отличия от велотренажера, а также преимущества и недостатки:

  1. стоимость – как правило, велостанок по цене сопоставим с профессиональными и полупрофессиональными велотренажерами, поэтому тут приходится оценивать разумность такой траты, в этом контексте купить велотренажер (особенно механический или магнитный) намного легче, затраты тут намного меньше;
  2. размеры и компактность – тут частично параметры зависят от разновидности станка и далее мы рассмотрим подробнее эту тему, но в любом варианте велостанок немного больше, в частности, если сравнивать с вертикальным домашним велотренажером, вам потребуется пространство около пары квадратных метров, чтобы комфортно тренироваться на велостанке;
  3. рациональность – немного спорный вопрос, но в некотором смысле велосипедный станок рациональнее, так как позволяет всегда иметь возможность пользоваться собственным велосипедом, особенно, если вы занимаетесь спортом регулярно;
  4. удобство для тренировок – многие профессиональные спортсмены давно по достоинству оценили станки, тренировки на таком тренажере позволяют вам оставаться в седле велосипеда и при этом не испытывать неудобств, которые могут быть на тренировках на открытом пространстве, вам не требуется грамотно выбирать маршрут, вы можете варьировать интенсивность езды, несмотря на внешние обстоятельства, в общем, тренировки становятся более удобными, вы не зависите ни от погоды, ни от других внешних факторов;
  5. имитация – если вы хотите уметь именно соревноваться на велосипеде, то добавить тренировки вне станка, так или иначе, потребуется, ведь только в естественных условиях вы сможете ощутить настоящий наклон, воздействие ветра и умение создавать оптимальную аэродинамику, но тем не менее велостанок определенно поспособствует развитию вашей выносливости.

В целом трудно сказать чтобы велостанок был лучше или хуже велотренажеров, просто данная конструкция является особенной.

Станок или обычный велотренажер – что лучше?

Вы можете принять велостанок за точную имитацию велотренажера, но не всегда он является таковым.

К примеру, если речь идет о роликовом станке, то там требуется особым образом держать равновесие и тренировка становится немного специфической. В то же время велостанок не является полной имитацией велосипеда как такового, хотя вы сами остаетесь в седле собственного велосипеда.

Далее мы более подробно разберем разновидности и станет понятнее. Сейчас нужно понять только специфику данного тренажера как конструкцию, которая позволяет ехать на вашем велосипеде, фактически никуда не двигаясь.

Какие бывают виды — 2 основных варианта

Из всех возможных вариантов сейчас наиболее распространенными являются два типа велостанков. Рассмотрим каждый подробнее.

1. Роллерный (роликовый) станок

Этот станок представляет собой плоскую конструкцию, немного поднимающуюся над землей. Поперек устанавливается три ролика – два сзади и один спереди. Заднее колесо устанавливается поперек двух задних роликов, переднее – упирается в передний ролик-трубку.

Когда вы крутите колеса, крутятся и ролики. Они позволяют вам не меняя положения имитировать езду на велосипеде.

Между роликами дополнительно может устанавливаться ремень, который обеспечивает разную степень натяжения. Таким образом, если ремень больше натягивать, то обеспечивается большее сопротивление и нагрузка. Вы можете варьировать нагрузку, но даже на хороших покупных тренажерах переключать сопротивление не так удобно.

Особенность роллерного тренажера заключается в отсутствии какой-либо опоры. Фактически вы оказываетесь на велосипеде, который нужно непрерывно поддерживать в движении, иначе он просто свалится с роликов. Поэтому даже для того чтобы начать движение на таком станке требуется немного потрудиться.

Таким образом, вариант выглядит не самым оптимальным, но его предпочитают многие профессионалы. Роликовый тренажер вполне точно может имитировать поездки по трекам либо шоссейные гонки.

С другой стороны для любительских тренировок данный вариант не совсем удобен, тут не так много преимуществ и много неудобств именно для любителей.

Хотя пользоваться роликовым тренажером удобно. Если на трейнерах иногда требуется дополнительно прикручивать заднее колесо или выполнять подобные манипуляции, то на роллерной конструкции схема проста нужно только сесть и ехать.

Внимание! Для людей с минимальным уровнем спортивной подготовки и минимальным опытом езды на велосипеде, роллерный станок – не лучший вариант. Тут требуется умение нормально держать равновесие и развитая физическая форма чтобы получать нужный эффект от тренировок.

2. Трейнер

Если речь идет про покупные станки, то тут может использоваться различная система сопротивления:

  • воздушная – используются лопасти, которые тормозятся воздухом;
  • магнитная – устанавливаются магниты, которые присоединяются к колесу велосипеда и так регулируется нагрузка;
  • жидкостная – система сопротивления функционирует благодаря жидкости (чаще всего используется синтетическое масло), которая воздействует на крутящиеся элементы.

Воздушная и жидкостная системы как правило имеют инерционную систему нагрузки, то есть чем быстрее вы вращаете педали тем более сопротивление возрастает и наоборот. В магнитной системе нередко может устанавливаться произвольная степень нагрузки.

Так или иначе, такие тренажеры также называются станками на подставке и особенность тут заключается в использовании подставки под заднее колесо. Держать равновесие тут не требуется и вы даже сможете свободно имитировать повороты переднего колеса.

Какой из них лучше?

Если вы хотите иметь конструкцию более похожую на велотренажер, лучше всего выбирать трейнеры, они более функциональны и удобны для домашнего использования. Профессионалы в свою очередь часто смотрят в сторону роллерного станка, который более подобен настоящей езде на велосипеде. При нормальном уровне физической подготовки и умении держать равновесие, вам следует выбирать в основном ориентируясь на собственный вкус, цели тренировок и возможности помещения, где вы хотите тренироваться.

Как сделать своими руками?

Подробно описывать процесс самостоятельного создания велостанков и предоставлять какие-либо чертежи не станем, так как вполне возможно выбирать различные материалы и немного отклоняться от технологии. Главное – понять общую суть создания каждого тренажера, благодаря этому вы сможете легко сделать выбранную конструкцию.

Трейнер

Для этого тренажера существует два варианта, вы можете любо полностью отсоединять заднее колесо и присоединять маховик, а можете поставить на заднее колесо пеги (они чаще всего используются по бокам колес велосипедов-BMX) и пеги установить на опоры. Второй вариант намного легче и удобнее.

  1. Создаем подставку, конструкция из металла или древесины, так или иначе, чтобы вы могли поставить пеги на две опоры от колеса по сторонам.
  2. Устанавливаем пеги на заднем колесе, ставим велосипед на опоры, заднее колесо немного приподнимается над землей, переднее свободно стоит.

Вот чертеж сборки:

А вот фото конечного результата:

Тут показано создание этого типа на видео:

Внимание! Для того чтобы собрать нормальные велостанки потребуется опыт различных работ. Не всегда самостоятельное создание такого тренажера является лучшим вариантом. Зачастую покупные тренажеры в итоге оказываются более выгодными.

Вариант на роликах

Нужно сразу сказать, данную разновидность сделать самостоятельно намного труднее. Потребуется использовать конструкции с подшипниками выполнять много работы.

  1. Создаем прямоугольную конструкцию немного длиннее велосипеда и около полуметра в поперечнике. Конструкция состоит только из плотно соединенных досок (балок или чего-то подобного) по периметру.
  2. Делаем ролики, можете использовать пвх-трубы или нечто подобное. Так или иначе, нужно чтобы они по длине были примерно равны поперечному размеру созданной конструкции и могли вращаться, когда вы установите на опоры по бокам конструкции. Всего нужно три ролика, два для задней части и один для передней.
  3. Устанавливаем ролики, можете использовать подшипники или другие системы, которую будут обеспечивать вращение. Передний ролик устанавливается практически у самого переднего края, задние ролики устанавливаются так чтобы между ними могло стоять и вращаться колесо.

Как видите, тут самое трудное сделать конструкцию с вращающимися роликами. Вы можете посмотреть на покупные велостанки, для того чтобы выбрать оптимальный вариант.

Также посмотрите видео создания этого типа:

Как выбрать в магазине — обзор 5 лучших моделей

При подборе велостанка следует обратить внимание на следующие детали:

  • тип — какой именно соответствует вашим потребностям;
  • бренд – более развитые бренды предлагают много дополнительных приборов и более функциональные тренажеры;
  • вариация нагрузки – есть ли возможность дополнительно варьировать нагрузку и сколько имеется степеней;
  • надежность – как минимум посмотрите на длительность предоставляемой гарантии.

Теперь рассмотрим рейтинг конкретных моделей с фото для лучшего понимания.

1. LifeLine TT-01 Magnetic Turbo

Вариант из доступного сегмента, стоимостью не дороже десяти тысяч, есть возможность приобрести и по более доступной стоимости.

В комплекте часто добавляют подставку под переднее колесо и другие полезные девайсы.

Используется магнитная система нагрузки с шестью уровнями, сочетается практически со всеми велосипедами.

2. Decathlon IN’RIDE 100

Популярный поставщик спортивных товаров «Декатлон» предлагает много доступных велостанков. К примеру, IN’RIDE 100, трейнер который сочетается с колесами 26-28 дюймов и может работать в сочетании с фирменным приложением для имитации тренировок. Стоимость составит около семи тысяч.

3. Elite Rampa Turbo

Мощный и удобный магнитный велостанок с прямым приводом, который может работать с самыми разными вариантов приложений для смартфонов и планшетов. По стоимости составит около 25 тысяч, но функциональность тут намного более развитая по сравнению с двумя предыдущими.

Следует отметить негабаритный маховик, который улучшает ощущения от езды и увеличенную мощность привода.

4. BCCN

Роллерный велостанок по доступной стоимости около 12 тысяч. Из полезных особенностей отметим небольшую платформу для ноги на периметре конструкции.

Велостанок является складным, есть возможность регулировать нагрузку, может использоваться с колесами диаметром 24-29 дюймов.

5. Tacx cosmos

В целом советуем вам обратить внимание на продукцию компании TACX. Действительно, эти тренажеры стоят существенных сумм, но данный бренд некоторым образом выделяется в этой индустрии. Особенностями продукции является множество интегрированных опций, огромный ассортимент, помимо этого следует отметить развитость компании.

Таким образом, становясь клиентом TACX вы сможете получить много преимуществ. Продукция включает в себя самые новые технологии и не создает нареканий.

Этот станок имеет стоимость около пятидесяти тысяч, но сейчас возможно отыскать и более доступные варианты. Станок является по типу трейнером, имеет отличную интеграцию с компьютером и мультимедиа системами. Отличный вариант для домашних тренировок.

Как тренироваться на нем правильно?

Рассмотрим некоторые детали, которые нужно учитывать в процессе тренировок.

  • Индивидуальные параметры. Посмотрите в инструкции к тренажеру как устанавливать различные параметры. Прежде чем тренироваться, следует настроить тренажер.
  • Колеса. Лучше всего использовать гладкую поверхность колес, особенно на роллерном станке.
  • Наличие цели. На каждую тренировку вам следует поставить четкую задачу. К примеру, для этого пригодятся программы тренировок.
  • Нагрузка. Как правило, велостанки являются более трудоемкой тренировкой, поэтому тренируйтесь когда вы не устали и пребываете в отличных кондициях.
  • Переключение передач. Не следует пренебрегать такой возможностью. Вы не только сделаете тренировку более разнообразной, но и более эффективной, сможете проехать большую дистанцию.

Для примера предлагаем вам легкую пульсозависимую программу, для которой потребуется пульсометр.

Длительность этапаСодержание
3-6 минутРазминка, легкая езда.
12 минутПульс 50-60% от максимума.
7 минутПульс 60-75% от максимума, интенсивная езда с поддержанием высокой скорости.
5 минутСпринт, пульс 80-90% от максимума, интенсивная езда с короткими 5-10 секундными периодами отдыха, но поддержанием пульса на максимальных величинах.
7 минутНормализация пульса до 60-65%, постепенное снижение скорости, плавный выход из фазы спринта, возможно с имитацией спуска.
12 минутИмитация легкой езды с периодическими фазами ускорения и подъема пульса до 65-80% и поддержанием не более минуты на этом уровне, двухминутные перерывы легкой езды.
6-12 минутЗаминка, легкая езда

Также посмотрите это видео:

Еще 5 советов по использованию

В завершение рассмотрим некоторые дополнительные приобретения, которые могут сделать ваши тренировки более продуктивными и удобными.

  1. Шумоизоляционный коврик. Используется для того чтобы обеспечить максимальное звукопоглощение, а также исключить возможные скольжения.
  2. Подставка под переднее колесо. Используется в сочетании с трейнером, обеспечивает дополнительную устойчивость.
  3. Специальная покрышка для заднего колеса. Специальная поверхность колес позволит снизить трение и изнашиваемость колес, а значит и необходимость в их частом ремонте или же замене. Весьма полезная покупка.
  4. Вентилятор. Может быть полезен, но тут следует быть осторожным чтобы не переохладиться и не простыть.
  5. Диски с трассами. Многие тренажеры имеют оборудование и диски для имитации трасс. Вы сможете в интерактивном варианте повторить маршруты самых известных велогонок мирового уровня.

Велостанки предлагают отличную возможность для того чтобы использовать велосипед и тренироваться в любых условиях. Данный материал поможет вам понять следует ли выбрать велотренажер или велостанок.

Надеемся, эти сведения помогут вам сделать оптимальный выбор! Если есть вопросы — добро пожаловать в комментарии!

Приложения для домашних велотренировок

Каждый триатлонист или велосипедист, ставящий перед собой серьезные цели, в какой–то момент решает заняться домашними велотренировками. К счастью, на современном рынке широко представлены программы для велотренировок — специальные приложения, которые помогут вам проводить время на велостанке более интересно и эффективно. Они также позволяют записывать тренировки для дальнейшего анализа. Ниже представлен перечень приложений с кратким описанием, чтобы вы могли выбрать для себя подходящий вариант. В представленных вариантах ваши тренировки автоматически загружаются в аккаунт для моментальной обратной связи. Большинство перечисленных приложений также совместимы со структурированными тренировками, экспортированными из вашего аккаунта TrainingPeaks или Garmin Connect.

Zwift

Приложение Zwift предназначено для проведения дружеских соревнований, традиционных групповых заездов и структурированных программ тренировок. Это платформа для общения велосипедистов-единомышленников, стремящихся к улучшению своих спортивных показателей. Спортсмены по всему миру получают возможность вместе тренироваться в детально продуманном 3D-пространстве. Все, что для этого нужно, — по беспроводной связи подключить свое устройство (тренажер, измеритель мощности, пульсометр и т. д.) с помощью ANT+ и Bluetooth Smart. В Zwift предусмотрена бесплатная демо-версия, а после пробного периода можно выбрать один из предложенных вариантов подписок. По окончании тренировки Zwift автоматически синхронизирует новые данные с вашим аккаунтом TrainingPeaks. Zwift также импортирует данные структурированных тренировок непосредственно из вашего календаря TrainingPeaks для максимальной эффективности проведенного тренировочного времени.

Выбирайте Zwift, если хотите посостязаться с друзьями в режиме реального времени, совершая виртуальный групповой заезд.

Rouvy

Программа Rouvy (ранее CycleOps) совместима почти со всеми обычными и смарт-тренажерами. Rouvy доступна для iOS, Android и версии ПК, так что вы можете запустить ее на своем устройстве с ANT+ или Bluetooth Smart. С помощью этого приложения вы можете совершать заезды по реально существующим маршрутам в любой точке мира, пока программа фиксирует ваши тренировочные данные. Rouvy предлагает новым пользователям две недели бесплатной демо-версии и большой выбор вариантов подписок после пробного периода. По окончании тренировки Rouvy автоматически синхронизирует новые данные с вашим аккаунтом TrainingPeaks. Приложение также импортирует данные структурированных тренировок непосредственно из вашего календаря TrainingPeaks для максимальной эффективности проведенного тренировочного времени.

Выбирайте Rouvy, если хотите, чтобы приложение одновременно работало на нескольких устройствах и вы могли совершать заезды по виртуальным маршрутам или проводить структурированные интервальные тренировки.

Bkool

Bkool предусматривает много, очень много опций. Выбирайте подходящий вариант из маршрутов 3D-мира, видео-маршрутов и велотреков или участвуйте в структурированных и сайкл-тренировках. Не можете определиться с выбором? Тогда создайте собственный вариант! Соревнуйтесь с другими велосипедистами в рамках живых сессий или выбирайте индивидуальную тренировку, если не хотите привлекать лишнего внимания. Синхронизируйтесь со своим аккаунтом Strava и Garmin, и любой маршрут, по которому вы проезжали в реальности, можно будет повторить в домашних условиях. Приложение Bkool совместимо с iOS, Android, Mac и версией ПК, его можно использовать для большинства тренажеров и передающих устройств с ANT+ или Bluetooth Smart. Bkool автоматически синхронизирует данные новые данные о тренировке с Training Peaks и импортирует тренировки из вашего календаря.

BKOOL стоит выбирать тем, кто хочет внести разнообразие в домашние тренировки. Виртуальные миры, структурированные интервальные тренировки, сайкл-тренировки и видео-маршруты — только часть из доступных опций.

Sufferfest

Sufferfest — комплексное приложение для тренировок велосипедистов и триатлонистов. Вы получаете неограниченный стриминг или офлайн-доступ к каталогу структурированных велосипедных заездов, бега и тренировок по триатлону, а также к 30 видео-урокам «Йога для велосипедистов» и 10-недельной программе психологической подготовки. Sufferfest предлагает персонализированные тренировки на платформе Four-Dimensional Power (4DP™) с возможностью измерения энергии, вырабатываемой во время каждого подхода, и соотнесения этих показателей с целевыми. Приложение также предоставляет доступ к полному комплекту тренировочных планов для дорог, горной местности, триатлона и велокросса, доступных в TrainingPeaks. Благодаря подключению к смарт-тренажерам и другим фитнес-устройствам (велокомпьютер, например) можно тренироваться с установкой целевых показателей, анализировать характеристики эффективности и предоставлять TrainingPeaks доступ к вашим данным. Программа Sufferfest предлагает 7-дневный бесплатный демо-режим и доступна для iOS, macOS и Windows.

Sufferfest — отличный выбор для тех, кто хочет проводить персонализированные тренировки и уделяет внимание не только телу, но и разуму.

ErgVideo

ErgVideo — это приложение для силовых тренировок, основанное на видеотехнике, которое синхронизирует профиль велосипедиста в видео с данными вашего смарт-тренажера. ПО ErgVideo обеспечивает простоту использования программы, поэтому достаточно сделать всего 2 клика — и вы можете держать себя в тонусе, тренируясь хоть каждый день. Мультирежим позволяет выбрать до 24 спортсменов на отдельном ПК и записывает все данные устройств ANT+ с помощью флеш-карты ANT+. Бесплатную версию ErgVideo можно использовать без покупки дополнительных видео. Приложение импортирует структурированные тренировки из вашего аккаунта TrainingPeaks. По окончании тренировки ErgVideo автоматически синхронизирует новые данные с аккаунтом TrainingPeaks.

Выбирайте ErgVideo, если хотите, чтобы силовые тренировки сопровождались высококачественным реалистичным изображением настоящих локаций для большей мотивации и вовлеченности в тренировочный процесс.

TrainerRoad

Приложение TrainerRoad доступно для iOS, Mac и ПК. Оно подключается к вашим устройствам с ANT+ или Bluetooth Smart для измерения силы, скорости, а также других параметров тренировки. Затем эти данные используются для персонализации тренировок с целью достижения желаемого уровня физической подготовки. Вы можете тренироваться с измерителем мощности, в режиме смарт-тренажера или использовать функцию VirtualPower® в TrainerRoad. Для этого нужны только спидометр и тренажер с поддержкой такой функции. TrainerRoad вернет деньги в течение 30-дневного периода, если вы останетесь недовольны приложением. Файлы ERG и MRC, экспортированные из вашего аккаунта TrainingPeaks, можно импортировать в TrainerRoad.

Выбирайте TrainerRoad, если предпочитаете структурированные интервальные тренировки.

Hurts Ergo

Hurts Ergo можно загружать из iTunes и использовать вместе со смарт-тренажерами Wahoo KICKR и KICKR Snap. Структурированные тренировки, внесенные в TrainingPeaks, можно открывать непосредственно в Hurts Ergo из приложения TrainingPeaks iOS. Hurts Ergo в таком случае может регулировать силу противодействия в KICKR таким образом, чтобы вы тренировались в точности с указаниями тренера или со своим тренировочным планом. Вы также можете связать свой пульсометр с функцией bluetooth и счетчик количества оборотов в минуту Wahoo для измерения показаний датчика каденса. Приложение Hurts Ergo предусматривает бесплатное использование, а единоразовая оплата 2,99 долл. внутри приложения позволяет загружать данные завершенных тренировок в TrainingPeaks.

Hurts Ergo — отличный выбор для владельцев iPhone или iPad, Wahoo KICKR и для тех, чьи структурированные тренировки внесены в календарь TrainingPeaks.

Indoor Cycling Workout

Программу Indoor Cycling Workout можно бесплатно скачать в магазине приложений Google Play. Это приложение также доступно в телефонах и планшетах с ОС Android с поддержкой ANT+. ICW совместимо со всеми смарт-тренажерами с ANT+ FE-C. Вы также можете связать свой датчик ЧСС с поддержкой ANT+. Единоразовая оплата 2,99 долларов внутри приложения позволит загружать данные завершенных тренировок в TrainingPeaks. Структурированные тренировки, внесенные в TrainingPeaks, можно открывать непосредственно в Hurts Ergo из приложения TrainingPeaks Android.

ICW стоит выбирать владельцам устройств с ОС Android с поддержкой ANT+ и смарт-тренажеров, совместимых с ANT+ FE-C, а также тем, у кого структурированные тренировки внесены в календарь TrainingPeaks.

Kinomap

В Kinomap хранятся сотни GPS-видео, созданных участниками Kinomap, благодаря чему вы можете совершать заезды по маршрутам всего мира. Приложение Kinomap совместимо с большинством смарт-тренажеров и со всеми базовыми тренажерами с датчиком скорости/каденса или датчиком мощности. Мультирежим предусматривает участие до 10 игроков, поэтому вы можете состязаться с друзьями или любыми другими участниками онлайн. Kinomap доступен для iPhone и iPad, а также для Android девайсов. По окончании тренировки Kinomap автоматически синхронизирует новые данные с аккаунтом TrainingPeaks.

Выбирайте Kinomap для виртуальных заездов по лучшим европейским трассам, например, в качестве программы зимних велотренировок. Видео с Альп-д’Юэз — одно из наших любимых.

PerfPRO Studio

PerfPRO Studio — приложение на базе ПК для тренировок троих велосипедистов в версии Home и неограниченного количества спортсменов в версии Studio. Программа совместима практически со всеми обычными и смарт-тренажерами. ПО легко подключается к вашему измерителю мощности, пульсометру и другим устройствам с поддержкой ANT+ с помощью флеш-карты ANT+. При использовании датчика скорости ANT+ с флюидным или магнитным тренажером PerfPRO Studio может оценить вырабатываемую вами энергию. PerfPRO Studio работает в режимах ERG, course и эксклюзивном MixMode, когда участки пути можно проезжать в режимах ERG и course в рамках одной тренировки. С помощью велокомпьютера с GPS-навигацией и видеокамеры пользователи могут создавать собственные видео для виртуальных заездов, которые можно воспроизводить по кругу в течение года. Файлы ERG и MRC, экспортированные из вашего аккаунта TrainingPeaks, можно импортировать в PerfPro.

PerfPRO — отличный выбор для тех, кто хочет подключать сразу несколько велосипедов, измерители мощности и смарт-тренажеры к одному ПК.

В заключение

Используйте перечисленные выше приложения для велосипедных тренировок дома, когда погода оставляет желать лучшего или вам просто нужно выполнить свой тренировочный план. Изучите полный перечень приложений для домашних тренировок, совместимых с TrainingPeaks.

Настройка посадки на велосипеде с помощью Bike Fast Fit

bikefastfit инструменты

Помещение, где вы будете экспериментировать, должно позволять установить iPhone на расстоянии 3 — 3,5 метрах от велосипеда и желательно с хорошим освещением. В нашем тесте обычной люстры было не достаточно, что отражается на качестве видео и потом при анализе могут возникнуть с идентификацией меток. Установив велосипед на станок, не забудьте подставку под переднее колесо, чтобы расстояние от втулок колес до пола было одинаковым. Запустив программу, отрегулируйте положение телефона. В идеале, камера должны быть на высоте верхней трубы велосипеда, а пунктирные линии, обозначающие колеса максимально точно совпадать с вашим велосипедом, как и крестики, обозначающие втулки колес. Замеряем рулеткой расстояние между центрами втулок, оно пригодиться позже для калибровки.

Закончив с установкой телефона и велосипеда, займитесь маркировкой контрольных точек на теле седока. Для этого берем цветную бумагу, обводим ручкой по периметру монетку, нам потребуется пять маркеров. Вырезаем. Готово! Клеим маркеры на тело.

bikefastfit маркер на плечо

Плечо (shoulder) — точка наклеивается на акромиальный отросток (конец лопатки). Данная точка расположена на внешней стороне примерно в 2,5 сантиметрах от верха плеча. Акромиальный отросток подвижен (при движении рукой вверх или в сторону), поэтому для выставления посадки на велосипеде для гонок с раздельным стартом или триатлона, приклейте маркер при положении рук в аэро позиции.

bikefastfit маркер на бедро

Бедро (hip) — клеим маркер на шейке бедра, то есть на выпячивании, образованном большим вертелом. Для того, чтобы не ошибиться, на ощупь найдите верхнюю точку бедренной кости. Следуйте вниз примерно на ширину ладони, пока вы не нащупаете отчетливый бугорок. Часто это весьма не просто и нажимать придётся сильно, т.к. мышцы бедра могут быть достаточно плотными

bikefastfit маркер на локоть

Локоть (elbow) — маркер должен быть на наружной стороне локтя на мыщелке плечевой кости. Он похож на отросток или шишку, к которой крепятся связки мышц плеча и предплечья.

bikefastfit маркеры на лодыжку и колено

Лодыжка (ankle) — на костном выпячивании на внешней стороне лодыжки.

Колено (knee) — на наружной стороне колена на мыщелке (плотная костная шишка сбоку от коленной чашечки).

Съемка тестового видео

Итак. Всё готово. Можем приступать к съемке видео, анализируя которое мы потом будем производить измерения. В программе в верхнем левом углу нажимаем на иконку выбора режима работы. На открывшейся панели слева — пункт Capture. Настраиваем видео так, чтобы пунктирные линии, обозначающие колеса и втулки, максимально чётко совпадали с реальным положением велосипеда. В режиме видеосъемки есть четыре простые настройки: звук/подсветка, таймер включения, длительность записи и выбор положения велосипеда (фас, профиль) в зависимости от тестов, которые вы потом сможете провести. Выбираем длительность записи 30 секунд. Если вы всё делаете один, то воспользуйтесь таймером задержки включения записи на то время, за которое вы сядете на велосипед, встегнётесь в педали и начнёте крутить. Педалируйте мягко, без рывков и с невысоким каденсом. Если вы будете крутить слишком быстро, видео получится смазанным, что затруднит распознавание маркеров при последующем анализе стоп-кадра. По окончанию записи телефон подаст сигнал. Можете слезать с велосипеда, далее вся работа будет производиться непосредственно на телефоне.

Подготовка к анализу

Итак. У нас есть видео. Выбираем в верхнем левом углу режим Analyze. Там мы видем наше видео. Нажимаем, видим стопкадр. Рекомендую промотать видео ближе к концу, т.к. в начале вы скорее всего не успеете принять привычную позицию, в которой педалируете. Справа вы увидите две кнопки. Для начала нажмите нижнюю. Это карточка видео. Впишите название видео в строке Title, например «До регулировки», а в строке Rider — имя тестируемого. Позже, когда у вас накопиться солидный архив с видео, так вам будет легче в них ориентироваться. Верхняя кнопка позволяет формировать сами тесты. Известно, что есть ключевые особенности, отличающие посадку на шоссейном велосипеде, на велосипеде для гонки с раздельным стартом, на горном велосипеде. На это работает геометрия рамы. Но и на одной и той же раме можно выставлять различное положение и высоту седла, регулировать длину рулевого выноса, высоты и наклона руля и прочее.

Будем исходить из того, что размер велосипеда соответствует вашему росту и индивидуальным особенностям (длине туловища, рук, ног). Так же не плохо, для выставления идеальной посадки, знать уровень гибкости своего тела. Это особенно важно для нахождения оптимального варианта подгонки, при котором сохранятся комфорт и мощность. В нашем обзоре мы опустим моменты, связанные с особенностями настройки в зависимости от степени вашей гибкости. Для этого вам всё же придётся пройти тест у профессионала. Наша же цель оценить и исправить грубые ошибки, которые неизбежны при отсутствии опыта вообще.

Для проведения тестов вам необходимо пользоваться прокруткой видео, для установки стоп-кадра в то или иное положение, при котором надо проводить измерения. Для этого используется шкала в левой части экрана для анализа. Двигайте её пальцем вверх для прокрутки вперед или вниз для прокрутки назад.

Шоссейный велосипед

Для выставления посадки на шоссейном велосипеде рассмотрим четыре основных теста программы. Тесты выбираются нажатием на верхнюю кнопку справа и далее кнопкой «+». Названия их на английском языке. Мы приведём перевод.

Настройка посадки - угол при выпрямлении ноги

Настройка посадки - угол при сгибании ноги

Углы при выпрямлении и сгибании ноги. На данные параметры влияет высота установки седла. Для большинства велосипедистов оптимальными считаются углы в пределе от 141 до 145 градусов при распрямлении ноги и минимальный угол в 70 градусов при сгибании. Правильная установка седла критически влияет на эффективность и мощность педалирования. Угол распрямления ноги ниже 141 градуса может привести к болям спереди и по бокам коленного сустава. Наоборот, угол выше 145 градусов может приводить к болям в задней части коленного сустава и ахилловых сухожилий.

Выберите тест «Knee angle max». Для корректного измерения угла при распрямлении ноги по остановите видео на том кадре, при котором шатун находится в самой нижней части цикла, на шести часах. Перетягивая за зеленые круги, установите угломер на контрольные точки таким образом, чтобы сгиб угломера был на точке на вашем колене. По окончании снова нажмите на кнопку выбора теста. Данные запомнятся, а вы сможете перейти к следующему измерению «Knee angle min», в котором остановите видео на кадре, в котором шатун находится в положении на ноль часов. Повторите расположение угломера на контрольных точках согласно предыдущему тесту.

Настройка посадки - угол сгибания рук

Угол сгибания рук. Тест «Arm angle». Этот параметр должен быть в пределах от 150 до 160 градусов. При таких значениях вам обеспечена лучшая управляемость и распределение веса вашего тела, а так же позволяет эффективно гасить колебания, связанные с дефектами дорожного покрытия. Для измерения данного значения установите угломер на точки на плече, локте, а так же запястье, при условии, что вы держите руль за верх тормозных ручек.

Настройка посадки - вынос колена за педаль

Вынос колена за педаль. Тест «Knee Over Pedal». Рекомендуется, чтобы линия от передней части вашего колена по отвесу проходила через ось педали. У высоких велогонщиков, а так же при заездах на длинные дистанции на шоссейном велосипеде, возможно сдвигание колена до 2см назад. Для данного теста вам будет необходимо откалибровать расстояние между втулками колес велосипеда. Остановите видео на стоп-кадре, при котором шатун расположен на три часа. Установите красные линии на оси педали и внешней границе колена. Так же при прочих правильных настройках, взгляните вниз через поперечную трубу руля. В идеале, вы не должны видеть втулку переднего колеса.

Настройка посадки на велосипеде после измерений

После описанных в предыдущем пункте измерений, в памяти программы останутся параметры, которые были до настройки. Теперь время, когда понадобится инструмент. Для регулировки высоты седла, ослабьте механизм, крепящий подседельный штырь и двигайте его вверх или вниз соответственно для увеличения или уменьшения углов сгиба колена. Для регулировки выноса колена за руль, двигайте седло вперед или назад. После этого если вы всё еще будете недовольны углом сгибания рук, скорее всего вам требуется вынос другого размера. Сделав все необходимые корректировки, повторите процесс измерений. Возможно, вам потребуется это сделать несколько раз, пока вы добьетесь выставления всех параметров, удовлетворяющих рекомендациям по выставлению посадки на велосипеде. Закончив, сравните то, что было раньше и на чём вы остановились.

На замерах слева — то, что было до измерений. Справа — итог после. Во время тестов мы подняли сидение на 1см вверх и сдвинули его на 1см назад, поменяв вынос руля на 2см короче. Благодаря этому исчезло ощущение, что тестируемый тянулся к рулю, излишне растягивая спину и давая лишнюю нагрузку на руки. Так же в исходном положении было повышенное давление на пах, поэтому нос седла был слишком завален вперед. После выставления посадки с помощью программы-уровня мы изменили угол наклона седла на менее агрессивный 1 градус. Хотя рекомендуется выставлять седло строго по горизонту, это может быть индивидуальной особенностью каждого. При горизонтальной установке седла вес тела лучше распределяется на седло. Если вы завалите вперед — можете сползать на руки, давая тем самым ненужную нагрузку. При наклоне назад возможны боли в паху.

Велосипед для гонок с раздельным стартом или триатлона

При выставлении посадки на велосипеде для гонок с раздельным стартом или триатлона, мы так же проводим серию тестов в следующей последовательности: высота седла, положение седла по горизонтали, высота руля и длинна его выноса. В тесте Knee Angle Max для триатлона рекомендуется выставлять угол в диапазоне 145-150, хотя есть мнение, что это значение должно быть в пределах 153-155.

В отличии от классической шоссейной посадки, со значением теста Knee Over Pedal равным нулю, для посадки на велосипеде для триатлона седло смещают вперед, выставляя данное значение 4-6см. Тем самым вы бережете мышцы ног для последующего бега.

Специфическим тестом для триатлона будет Hip Angle. Его идеальные значения 90-95 градусов. В принципе, и 100 градусов допустимо, а вот всё, что выше свидетельствует о неэффективной посадке с точки зрения аэродинамики. Обращаю ваше внимание и на то, что идеальная аэродинамическая посадка требует гибкости. Как минимум, вы должны доставать ладонями до пола, делая наклон вперед с прямыми ногами вместе. Если вы это сделать не можете, занимайтесь растяжкой. Вторая фотография иллюстрирует измерение угла в локте, используя тест Angle Horizontal. Стремитесь к значению 90 градусов. Если угол больше — вы слишком тянитесь вперед, тем самым давая излишнюю нагрузку на верхний плечевой пояс.

Рекомендуем так же обращать внимание на расстояние от седла до подушек на лежаке. Измеряем его с помощью инструмента Vertical distance. Для проверки данного значения измеряем расстояние от центра каретки до седла инструментом Distance. В нашем случае это 80см. Назовём эту величину D. Возводим D в квадрат и умножаем на 0,005. В нашем случае получаем значение 32. Далее подсчитываем по формуле (32 — D*0,2) — 1,5. Получилось 14,5. Ваше оптимальное расстояние от седла до подушек лежака должно лежать в диапазоне 14,5 плюс минус 1,5см. Данная формула хороша для подседельной трубы с углом 80-81 градус, что обычно предусмотрено геометрией рам велосипедов для гонок с раздельным стартом. Если же у вас шоссейный велосипед, на котором вы выставляете посадку «для триатлона», то формула будет (32 — D*0,2225) — 1,5. Стоит заметить, что уровень комфорта, который вы будете ощущать с такой высотой руля, на прямую зависит от гибкости вашей спины. Поэтому не опускайте руль слишком вниз для агрессивной, аэродинамической посадки. Покатайтесь. Если чувствуете дискомфорт после езды на лежаке во время поездок от 2 часов — поднимайте руль вверх. Для длинной дистанции, выбирая между аэродинамикой и комфортом, на первом месте должен быть комфорт.

На уровень горизонтали седла при настройке посадки велосипеда для гонок с раздельным стартом и триатлона так же распространяется рекомендация ноль градусов. Если вы всё же испытываете дискомфорт, повышенное давление на пах, наклоните сидение чуть чуть вперед. Старайтесь не превышать этот угол более чем в 4 градуса. Чем больше наклон, тем большую нагрузку будут испытывать ваши плечи и руки.

Заключение

Мы разобрали лишь несколько основных тестов, которые позволяет делать программа выставления посадки на велосипеде Bike Fast Fit. С её помощью можно проверять еще несколько параметров как для шоссейных, так и для велосипедов, предназначенных для гонок с раздельным стартом и триатлона. Безусловно, приведенный материал не может считаться полноценным аналогом профессионального специалиста по подгонке посадки. Слишком высока вероятность, что ввиду отсутствия опыта вы ошибетесь с наклейкой контрольных маркеров, что неминуемо исказит измерения. Немаловажную роль при комплексном подходе специалиста к вашей посадке играют тесты на оптимальную ширину и форму седла, необходимость специальных корректирующих стельках и как мы уже писали гибкости вашего тела. При кажущейся простоте процесса и рекомендациях по значениям, сформировавшихся годами в отрасли, данный метод не является окончательным. Любые изменения посадки необходимо долго и тщательно проверят реальными поездками, причём желательно длительными. Никогда не делайте изменения настроек посадки велосипеда непосредственно перед соревнованиями, это может привести к ухудшению ваших результатов и появлению травм.

Безусловно, приведенный материал не может считаться полноценным аналогом профессионального специалиста по подгонке посадки. (Как например байкфит велопосадки от Александра Бородавкина)

Для занятий велоспортом в России нет инфраструктуры и подходящего климата. Это не проблема

Для большинства людей, кто хоть раз слышал о велоспорте, в первую очередь он ассоциируется с французской многодневкой «Тур де Франс». Мало кто представляет, как устроен велосипедный сезон, что велоспорт — это не только армия поклонников по всему миру, но и огромная индустрия. При этом очаги развития велоспорта на карте мира со временем сильно поменялись: если раньше законодателями мод были Испания, Италия и Франция, то сегодня это Великобритания и Германия. Телевизионные рейтинги велоспорта именно в этих странах сильно растут, а следовательно, растет и количество велосипедистов-любителей. И если для Великобритании это результат многолетней продуктивной работы, то в Германии хайп на велики начался буквально несколько лет назад.

В 2013 году во время велосипедного бума в США многие издания выходили с заголовками «Cycling Is A New Golf» (Велоспорт — это новый гольф. — Прим. ред.) — тогда им заинтересовалась бизнес-элита, включая основателя Facebook Марка Цукерберга и создателя Instagram Кевина Систрома.

Как дела у велоспорта в России

Плохо. Нет ни инфраструктуры, ни популяризаторов. В идеальном мире развитием велоспорта должна заниматься соответствующая федерация, но кроме популяризации предмета у нее есть свои, куда более глобальные задачи. Например подготовка спортсменов к чемпионату мира и Олимпиаде. Мало у кого — разве что у англичан — получается эффективно совмещать и то, и другое.

Некоторые процессы вообще характерны только для России. Например только у нас человек приходит в велоспорт спустя долгие годы занятия другими видами спорта: сначала бегал, потом плавал, затем начал заниматься триатлоном — и только потом ушел в чистый велоспорт. С первого взгляда этот процесс, его еще называют adoption cycle или «циклом принятия», кажется достаточно логичным, но в действительности такой путь преодолевают спортсмены только в России. В других странах люди приходят в велоспорт из ниоткуда, просто потому что он существует вокруг тебя, в городской среде. У нас же таких тесных точек соприкосновения с велоспортом просто нет.

Афиша гонки вокруг Кремля в 1995 году, участниками которой стали легендарные велогонщики, звезды «Тур де Франс»

Карта гонки вокруг Кремля

А еще в России есть дефицит полезной и практической информации о том, как и с чего начать. Именно поэтому пару лет назад мы вместе с Салимом Макеевым сделали блог о велоспорте Gruppetto. У нас с Салимом отличный баланс: он очень силен в профессиональной аналитике, а я глубоко увлечен велосипедной культурой и кручу педали в свободное время. Увы, но прямо сейчас мы — практически единственное сообщество в русскоязычном интернете, которое подробно и доступно рассказывает о велоспорте.

С трудом верится, что в 95-м в Москве состоялся так называемый посттуровский критериум «Тур де Франс» — гонка вокруг Кремля, участниками которой стали легендарные велогонщики вроде Мигеля Индурайна, Лэнса Армстронга и Вячеслава Екимова.

Можно ли заниматься в Москве

Вопрос риторический. На пути человека, который потенциально хотел бы заняться велоспортом, возникает сразу несколько проблем:

— Инфраструктура и культура вождения

В городе много дорог, но ездить по ним довольно опасно даже опытным велосипедистам. Да, в Москве есть велотрек и просто уникальный велосипедный объект — Олимпийская трасса в Крылатском. Если коротко, это Диснейленд для велосипедистов, и ничего подобного абсолютно точно нет ни в одном мегаполисе мира. Все остальные дороги и локации в регионе вызывают вопросы, но в той или иной степени есть еще несколько мест, которые подходят для тренировок: круг по Мневникам, набережные, район Рублевского шоссе, север столицы, кольцо вокруг стадиона «Спартак» и парк «Лосиный остров».

Вопрос принятия велосипедиста как полноправного участника движения стоит даже в велосипедных странах. Например в Англии автомобилистам нельзя приближаться к велосипедистам ближе 1,5 метров, а в Испании уже несколько лет ведется огромная социальная кампания по защите велосипедистов на дорогах. В России в этом плане не делается вообще ничего. У нас до сих пор велодорожку пытаются связать с велоспортом, но это совершенно разные вещи.

— Сезонность и климат

На самом деле сезонность и климат лишь на первый взгляд кажутся проблемой. Да, в России далеко не каждый день — лето, и даже летом может пойти снег. Но ведь многие занимаются лыжным спортом, несмотря на короткий лыжный сезон. Или, например, посмотрите, сколько людей занимаются парусным спортом. При том что количество локаций для парусного спорта и велоспорта в Москве одинаково лимитировано.

Конечно, наш климат не способствует ежедневным тренировкам, но технологии уже сейчас позволяют тренироваться круглый год в помещении и даже использовать виртуальные трассы. Например сервис Zwift позволяет кататься по онлайн-трассам с такими же велосипедистами.

Также можно почти в любое время года отправиться в тренировочный кэмп, где вы будете заниматься под руководством специалистов и в компании таких же увлеченных ребят. На него придется потратиться, но это стоит не дороже отдыха на море. Мы тоже проводим кэмпы — в конце апреля в «Розе Хутор» уже во второй раз прошел тренировочный лагерь Gruppetto Camp. Для него мы собрали хорошую команду профессионалов и составили классные маршруты тренировок.

Кто и зачем приходит в велоспорт

Велоспорт — не бюджетный вид спорта, поэтому вы вряд ли встретите студента младших курсов, который тренируется на хорошем велосипеде в полной экипировке. Человеку, который занимается велоспортом, в среднем чуть больше тридцати, он неплохо зарабатывает и хочет не просто поддерживать форму, но и получать удовольствие от занятия спортом — например через путешествия.

Для начала необходимо понять, насколько сильно ваше желание заняться именно этим видом спорта — и уже потом начать на него зарабатывать. Но все же не нужно думать, что велоспорт — исключительно элитный вид спорта. Велосипед и экипировка не обязательно должны быть дорогими: в сумме все стоит не дороже нового айфона, то есть не больше тысячи евро, а хороший телефон могут себе позволить многие, это скорее вопрос приоритетов.

Еще один важный момент в велоспорте — исследование города или территории вокруг. Когда я жил в Швейцарии, рассматривал велотренировки как способ узнать страну. Уровень проникновения в культуру, природу и территорию так намного выше, чем при путешествии на машине.

Что нужно, чтобы начать заниматься

Кататься на велосипеде — это круто. Но когда впервые садишься на спортивный шоссейный велосипед, который сам уезжает из-под тебя, ты чувствуешь, как затраченная энергия превращается в движение, и это уже совершенно иной вид удовольствия.

Мы организовываем групповые просмотры гонок в «Энтузиасте», где каждый может познакомиться с велоспортом и получить ответы на все интересующие вопросы. Также базовые вопросы всегда можно задать в специализированных чатах и форумах. Не нужно бояться — сообщество молодых ребят, которые занимаются велоспортом, очень открытое, все всегда готовы помочь и подсказать.

В Москве все чаще появляются любительские команды, через которые новичок может легко изучить все тонкости и начать заниматься. Например бывший профессиональный велосипедист Матвей Зубов собрал команду, где можно с нуля научиться всему, что необходимо начинающему велосипедисту, чтобы уже через пару лет участвовать на массовых заездах — и в России, и в Европе. У Евгения Соколова тоже собирается интересный коллектив. Есть велосипедные команды и тусовки при магазинах: например Serpantin в Крылатском и «Триспорт» в районе Курской. Плюс ко всему вы всегда можете отправиться в Крылатское, взять велосипед в аренду в специализированном прокате и попробовать себя на трассе.

Источники:

http://prostofitness.com/dlya-pohudeniya/cardio/trenazhery/velotrenazher/vidy-vel/velostanok.html
https://livelong.pro/prilozheniya-dlya-domashnih-velotrenirovok/
https://temptraining.ru/private/nastroyka-posadki-na-velosipede-s-pomoshchyu-bike-fast-fit/
https://daily.afisha.ru/cities/8885-dlya-zanyatiy-velosportom-v-rossii-net-infrastruktury-i-podhodyaschego-klimata-eto-ne-problema/