Трос для велосипеда

Содержание скрыть
2 Тросик для переключения скоростей велосипеда
3 Замена троса переключения передач на велосипеде

Замена тросика переключения передач на велосипеде

Своевременная замена троса переключения передач на велосипеде — залог нормального функционирования и целостности механизма. В системе переключения скоростей тросик — наиболее простая и недорогая деталь. Особого внимания в период эксплуатации не требует, но может износиться. Неважно, какая у вас модель байка и его стоимость — тросик может прийти в негодность неожиданно. Замена троса — несложная процедура, это вполне реально сделать самостоятельно.

Приводной трос велосипедный

Велотрос переключения скоростей

Предназначение тросиков и оплёток

Трос для переключения скоростей на велосипеде является соединительной нитью между манеткой и переключателем. Он представляет собой очень прочную металлическую прямую нить. Задача этого кабеля — принять все усилия и передать их на механизм, благодаря чему приходит в действие переключатель передач. В зависимости от того, какая передача выбрана — нажатием на рычажок натяжение тросика становится сильнее или слабее. При оптимальном натяжении троса переключатель находится в рабочем состоянии.

С помощью оплётки тросиков (рубашки) передаётся усилие на механизм в заднее перо. Оплётка также предохраняет кабель от механических повреждений. Представляет собой скрученную проволоку из металла, сверху обычно покрытую полимером. В концах располагаются наконечники, из которых появляется участок троса для регулировок.

Тросик — это множество тонких нитей из стали, которые переплетены между собой и вместе формируются в надёжное, стойкое к повреждениям, металлическое волокно. Со временем нити могут изнашиваться и прочность некоторых из них снижается, таким образом, появляются повреждённые участки с разрывами, перегибами и вылезанием отдельных проволок. Поэтому волокно покрывается слоем полимера или нержавеющей стали, это улучшает износостойкость и значительно продлевает срок службы тросика.

Кроме механических воздействий, на износ тросика также оказывают влияние внешние факторы — влага, грязь, пыль. Для того чтоб защитить металл от внешних воздействий, используются смазки, такие как тефлон — одна из наиболее прочных и выносливых.

Рубашки для приводных тросов

Оплётки на рынке представлены в трёх видах: витого типа, тип SIS и усовершенствованный тип SIS-SP.

Витой тип рубашки представляет собой пружину из металлической проволоки, покрытую пластиком с верхней стороны. Внутри металлические пружины обрабатывают смазкой, чтоб трос меньше тёрся о рубашку. Тросики с такой рубашкой наиболее бюджетные и на сегодняшний день практически не выпускаются.

Рубашка типа SIS по типу похожа с витой, но материал, из которого скручивается пружина, более прочный — листы металла. Внутри также используется более стойкий и чистый материал — тефлон. Это наиболее встречающийся тип оплёток на сегодня.

Оплётка SIS-SP — параллельно сплетённая. Нити сдерживаются с помощью полимерной прослойки. Длина этой оплётки, в отличие от предыдущих, не изменяется, при этом регулируется натяжение тросика. Это обеспечивает более точную работу манеток. Внутри обрабатываются силиконом.

Велосипеду нужна замена тросика переключения скоростей

Как понять, что нужна замена троса? Главный индикатор — это сбой в работе заднего переключателя. Как только обнаружили сбой, проверяем состояние троса.

Причинами неисправности могут быть как элементарный износ, так и попадание грязи и воды. Пока велосипед новый — деталь будет защищена заводской смазкой. Затем в ходе эксплуатации и грамотного ухода помогают аэрозольные смазки. Правильный уход включает в себя несколько этапов. Специальным инструментом (это может быть зубило, ножовка или специальные ножницы) обрезаем концы, которые растрепались. Не реже раза в сезон смазываем тросики. Следим, чтоб колпачки плотно закрывали их от внешней среды. Потрепавшиеся части оплётки обрезаем болгаркой или точильным камнем. После обрезки поправляем тонкие ниточки изнутри, чтоб трос о них не истирался.

Смазка приводного троса

Смазываем привод переключения передач

Тросик требует замены, если вы обнаружили, что есть какие-то разрывы, проволочки вылезли в разные стороны или перегнуты. Ржавые участки на оплётке и тросике, повреждения на оплётке также требуют замены. В целом, если чувствуется напряжение хода внутри оплётки, некорректно переключаются скорости или же заедает переключение — это признак того, что необходима замена.

Этот процесс несложный и не займёт много времени. Для того чтоб сделать всё правильно и логично — вашему вниманию предлагается инструкция.

Порядок замены тросика

Перед тем как поменять тросик переключения на велосипеде, позаботьтесь о том, чтоб под рукой были необходимые инструменты: кусачки и набор шестигранных ключей. Нелишним будет также зафиксировать в памяти положение (пролегание) тросика до замены.

После его замены в обязательном порядке осуществите регулировку переключателя.

Трос подключен к заднему переключателю

Зацепленный конец троса к заднему переключателю

Основные этапы замены тросика:

    выставляем в положение строго напротив самой маленькой велосипедной звёздочки. Обрезаем концовку каната, ослабляем винт.
  1. Открываем доступ к крышке защиты с помощью ключа на 5 мм — ослабляем крепёж шифтера и снимаем его.
  2. Снимаем крышку, поворачивая её против часовой стрелки. Видим кончик троса.
  3. Полностью вытаскиваем трос наружу, помогая процессу через канал регулятора натяжения.
  4. Отводим пружину, освобождаем кончик тросика.
  5. Устанавливаем новый трос. Протягиваем его и устанавливаем в точности так, как находился старый тросик. Направление кабеля можно корректировать шилом или тонкой отвёрткой. Проверяем, чтоб трос встал так же, как старый.
  6. Возвращаем крышку шифтера, закрепляем, повернув фиксатор по часовой стрелке.
  7. Протягиваем трос в оплётку — до тех пор, пока его кончик не окажется в заднем переключателе.
  8. Проверяем, чтоб задний переключатель стоял напротив маленькой велозвезды. Прикладываем трос и фиксируем его на винт.
  9. Оставляем 3 см тросика, излишки отрезаем кусачками или ножницами, обжимаем кончик.

Перед эксплуатацией велосипеда тщательно протестируйте функциональность манетки и переключателя, для того чтоб убедиться в работоспособности механизма.

Теперь вы знаете, как поменять тросик переключения на велосипеде. Главное, делать это своевременно и не забывать о текущем обслуживании этого механизма.

Велотормоз с тросиком

Состояние троса, правильность установки напрямую влияют на качество управления байком при торможении. В случае износа или поломки вам может потребоваться замена тросика тормоза на велосипеде. О том, как это сделать самостоятельно — в нашей статье.

Задний переключатель скорости

Настройка заднего переключателя велосипеда. Как правильно настроить задний переключатель скоростей велосипеда, причины сбоя настроек, этапы настройки, из чего состоит задний переключатель скоростей.

Втулка с подшипниками

Замена подшипника заднего колеса велосипеда не вызовет у вас сложностей, если вы разберётесь во всех нюансах и особенностях обслуживания этой детали. Состояние подшипников, их своевременное обслуживание и замена является залогом безопасной езды.

Тросик для переключения скоростей велосипеда

Тросик – недорогой, но важный элемент системы переключения скоростей велосипеда. Как и любые детали, он со временем приходит в негодность. Система передач перестаёт работать . Замена тросика переключения скоростей на велосипеде вернёт работоспособность механизма.

Подробнее о замене

Тросик – состоит из прочной металлической нити, которая после нажатия рычага на переключателе передаёт усилие на механизм подключения цепи к колёсам. Простая система работает быстро и безотказно, но для этого нужно оптимальное натяжение.

Оплётка (рубашка) подключается к заднему перу механизма. Она также служит для защиты основной нити от повреждений. Существует несколько разновидностей рубашек. От их конструкции зависит прочность тросика.

Продлить срок службы элемента поможет правильный уход.

  • по мере износа обрезать истрёпанные концы;
  • минимум раз в сезон смазывать тросики;
  • следить за плотностью прилегания колпачков (после каждой поездки).

Но даже регулярная профилактика не предотвратит износ.

В велосипедах используется два вида тросов для тормозов и переключения передач. Они отличаются набалдашниками на концах.

В каких случаях меняется

Тросик меняют, когда начинаются сбои в работе заднего переключателя: разбалансировка напряжения внутри оплётки, некорректное переключение, отказ от перехода в нужное положение. Есть несколько причин отказов:

  • износ проволоки и оплётки;
  • засорение просвета между ними;
  • разрывы и перегибы;
  • эрозия металлических элементов.

Просвет между проволокой и оплёткой можно попытаться прочистить. В остальных случаях необходима замена троса переключения передач.

Какой тросик выбрать и где найти

Существует три разновидности оплёток:

  • витая — состоит из тонкой, скрученной проволоки, покрытой полимером. Недорогой вариант, с коротким сроком эксплуатации;
  • SIS – похожа на витую, только вместо проволоки для скручивания рубашки используются полоски металла с тефлоновым покрытием внутри. Самый популярный вид тросиков;
  • SIS-SP – состоит из рубашки, в которой нити располагаются параллельно. Они скреплены полимерным слоем. Во время работы оплётка не растягивается. Натяжение передаётся непосредственно через кабель. Самая надёжная, точная дорогая разновидность.

Кабель для переключения передач и тормозов велосипеда можно купить в обычных и интернет магазинах, специализирующихся на товарах для велоспорта.

Как поменять тросик

Тросик можно заменить в домашних условиях. Для этого не нужно использовать сложное оборудование. Все инструменты обычно есть в каждом доме. Порядок работы тоже не вызывает сложностей у человека с умелыми руками.

Что потребуется

Чтобы поменять тросик передачи или тормозов понадобятся:

Новичкам желательно набросать план путь пролегания элемента до замены. В интернете есть инструкции по замене, но поиск материалов по конкретной модели займёт время.

Шаг за шагом

Замена троса переключения передач выполняется в несколько этапов:

  1. Меняем положение заднего переключателя, чтобы он смотрел на маленькую велосипедную звёздочку, срезаем коник каната и откручиваем винт.
  2. Откручиваем крышку, пока не станет видным конец тросика, и вытягиваем его. Чтобы освободить кончик, нужно будет оттянуть пружину.
  3. Берём тросик, подготовленный на замену и устанавливаем его, повторяя траекторию пролегания старого элемента. Для регулировки направления используется шило или тонкая отвёртка.
  4. Возвращаем на место крышку. Устанавливаем переключатель в исходное положение, если он сдвинулся.
  5. Закручиваем винт, чтобы зафиксировать трос.
  6. Обрезаем кабель, оставляя три сантиметра, обжимая его кончики.

Нестандартные ситуации

Не всегда необходима полная замена троса. Иногда можно использовать старую оплётку, если она осталась пригодной к эксплуатации. В некоторых случаях кабель и рубашка продаются отдельно. В этом случае необходимо смазать трос, продеть его в оплётки.

В остальном порядок работы не отличается.

Возможные проблемы и нюансы

Ремонт тормозного механизма не заканчивается установкой нового троса. Необходима регулировка. Перед тем, как подтянуть тормозной тросик велосипеда, нужно определить степень его натяжения. Для этого достаточно поднять заднее колесо, раскрутить его и нажать на тормоз. Если ручка идёт без усилий более половины расстояния от исходного положения до руля, необходимо подтянуть тормозной тросик. Для этого натягиваем трос на самой ручке фигурным болтом.

В случаях, когда тормоз свободно доходит до руля, нужно регулировать натяжение возле тормозов. Для этого:

  1. Отвинчиваем винт крепления.
  2. Подтягиваем трос при помощи пассатижей.
  3. Фиксируем тросик винтом.

Оставшийся кусок кабеля обрезается.

Резюме

Замена тросика может понадобиться в любой момент, ведь этот элемент постоянно подвергается нагрузке. При длительных путешествиях нужно брать с собой запас для замены. Не помешает предварительная тренировка. Работа несложная. Многие дети сами ремонтируют свои байки. Следуя инструкции, замену может провести любой человек.

Как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде?

7 минут Автор: Михаил Скворцов 276

Тросик – самый простой и недорогой компонент на тормозах и в системах переключения скоростей. Неприхотливый в эксплуатации, он со временем тоже приходит в негодность. Независимо от качества сборки и стоимости всего оборудования, он может неожиданно для велосипедиста выйти из строя. Чтобы сохранить целостность механизма, нужно вовремя поменять тросик.

Функция тросиков и рубашек на переключателях и тормозах

Тросик – прямая металлическая нить, обладающая повышенной прочностью. Принимает и передает все усилия на механизм. Благодаря этой передаче, собственно, происходит срабатывание переключателя или тормоза.

Тросик переключения скоростей соединяет манетки и переключатели. При нажатии на рычажок он подтягивается или ослабляется, в зависимости от выбора передачи. Оптимальное натяжение поддерживает рабочее состояние переключателя и мгновенный переброс цепи по звездам.

Тормозной приводной трос толще и прочнее предыдущего, так как принимает на себя больше усилий. Постоянное стягивание и ослабление со временем увеличивает его длину, из-за чего требуется периодическая регулировка натяжения. Принцип действия: нажатие на ручку заставляет металлическую нить перемещаться. Закрепленный другим концом к корпусу тормозов (калиперу), трос заставляет колодки сближаться с тормозной поверхностью. При отпускании ручки он сдвигается в противоположную сторону.

Рубашка – оплетка тросиков. Оболочка позволяет передавать усилие троса на механизм там, где точка передачи не зафиксирована:

  • заднее перо – переключатель;
  • тормозной рычаг – передний тормоз;
  • рычаг – задний тормоз;
  • руль – рама.

Простейший вариант оплеток – скрученная металлическая проволока, покрытая сверху гибким полимером. По концам рубашки снабжаются наконечниками, откуда выходит оголенный (регулировочный) участок троса. Еще одна функция оболочки – защита тросика от механических повреждений.

Какие тросики и рубашки используются на современных велосипедах

Тросики для велосипеда изготавливаются из большого количества тонких стальных проволочек. Равномерно переплетаясь между собой, они образуют износостойкое и прочное металлическое волокно.

С течением времени прочность каждой нити неравномерно уменьшается, в результате чего возникают «слабые участки», где возможен их разрыв, а также вылезание и перегиб. Для улучшения стойкости к механическим воздействиям (и продления срока службы) накладывается слой полимера. Продвинутый и долговечный вариант – использование нержавеющей стали.

При активной эксплуатации трос не только испытывает механические воздействия. Кроме этого, внутрь оплетки на него может попасть грязь или пыль. Для защиты металла применяют специальные смазочные составы. Широко распространен самый прочный и выносливый тефлон.

Рубашка также представлена в нескольких вариантах. Существует три типа тросовых оплеток:

  • витая,
  • оплетка SIS,
  • модернизированный SIS-SP.

Витая оплетка – металлическая проволока, скрученная в пружину. Сверху металл покрыт слоем пластика. Внутренняя поверхность металлических пружин смазывается для уменьшения трения троса об оплетку. Цена тросиков с этой оплеткой самая низкая в ряду, правда, она порядком ушла в прошлое, и найти ее в продаже все сложнее.

SIS – по сути, такая же спиралевидная оплетка. Ее отличие от витой рубашки в том, что вместо тонкой проволоки в пружину скручены листы металла. Вместо обычной смазки внутрь наносится «долгоиграющий» и более чистый тефлон. В настоящее время именно этот тип оплеток стал использоваться на тросах переключения передач и тормозов.

SIS-SP – параллельная оплетка, нити которой сдержаны полимерным слоем. В отличие от пружинной, эта рубашка не изменяет длины, балансируя при этом натяжение самого тросика. Благодаря этому и тормоза, и манетки работают более точно. Внутренняя полость рубашек SIS-SP смазывается силиконовой смазкой.

На сжимаемой рубашке подтянуть трос намного проще, чем на параллельно-сплетенной.

Как заменить приводной трос на переключателях и тормозах

Велосипедный переключатель скоростей – капризная вещь, требует периодической настройки, в частности, регулировки натяжения тросика. Периодически расстраивается и привод тормозной системы. Об этом подскажет слабый ход колодок, плохое срабатывание и снижение эффективности торможения. Несмотря на это, процедура регулировки и установки нового троса простая и доступная в ремонте байка.

Уход за тормозными и трансмиссионными тросиками для велосипеда и рубашками:

Обрезать растрепанные концы только с помощью специальных инструментов: полукруглыми ножницами, зубилом или ножовкой. Раз в сезон требуется смазать троса густым составом. Колпачки должны плотно закрывать их от внешней среды.

Поврежденные или лишние куски рубашек обрезаются с помощью болгарки или точильного камня. После обрезки желательно поправить витки изнутри, чтобы трос не терся о них.

На велосипеде длина приводных тросов должна иметь некоторый запас, чтобы их можно было затянуть при регулировке. Также они не должны свободно болтаться при движении и перегибаться.

Тросик надо менять на новый в следующих случаях:

  • затруднен ход внутри оплетки;
  • есть разрывы;
  • нити торчат в разные стороны или перегнуты;
  • ржавчина на рубашке или тросике;
  • сломанная или поврежденная рубашка.

Если вдруг возникла необходимость поменять троса на переключатели, ничего страшного. Делается это буквально за пять минут. Ход работы:

  1. Освободить старый тросик от манетки переключателя скоростей.
  2. Вытащить рубашку из крепежных гнезд на раме.
  3. Осмотреть оболочку на повреждения. При отсутствии серьезных дефектов ее можно оставить.
  4. Извлечь металлический трос из рубашки.
  5. Вставить новый тросик в рубашку (или купить их сразу в комплекте, что рекомендуется), закрепить в гнездах и подсоединить к переключателю и манетке.
  6. Обязательно настроить переключатель на работу.

Итак, трансмиссия настроена, теперь самое время обновить тросики тормозов. Для начала отцепляем их от рычага и тормоза. Осматриваем рубашку на повреждения. Как правило, и привод, и оплетка изнашиваются одновременно, но иногда может повезти. При заметных повреждениях и переломах рубашка никак не годна к использованию. Если же вставить в нее новый тросик, толку от него будет ноль: разломы не будут удерживать натяжение.

Извлечь старый тросик: последовательно ослабить регулировочный и крепежный винты. Если рубашка пригодна к дальнейшему использованию, вытаскиваем его из оплетки. Тормозные тросы немного отличаются от типа руля. Поэтому, прежде чем купить его, стоит посмотреть, какой руль на велосипеде – прямой или гнутый.

Если трос был куплен отдельно от оболочки, немного смазываем его. Для комплекта смазка на этапе замены не нужна – внутри итак все нормально

Установка нового троса на раму велосипеда и подключение к тормозу и рукоятке

  1. Надеть на концы рубашки металлические колпачки.
  2. Вставить в крепежные гнезда.
  3. Надеть пыльники по концам и завинтить крепежные винты.
  4. Временно закрутить регулировочные болты.
  5. Выставить оптимальное натяжение: тормоз должен мгновенно реагировать на нажатие ручки.

Вот так просто поставить новый приводной трос на тормозную систему.

Процедура установки этих компонентов не только ненакладна, но и позволит избежать более серьезных проблем с механизмами переключения скоростей и тормозной системой. Теперь, когда все тросики заменены и отрегулированы, можно смело выкатывать свой велосипед навстречу новым свершениям.

Особенности замены тросика переключателя скоростей на велосипеде

Любитель велосипедов всегда должен уметь не только обращаться с ним, но и проводить грамотный ремонт. А главное все действия можно сделать самостоятельно. В этой статье речь пойдет о тросике переключения скоростей.

Трос — это очень прочная соединительная нить между скоростями и переключателем. Задача кабеля очень проста, принять человеческое усилие и передать его на механизм для переключения передачи. Натяжение троса может меняться в обе стороны, соответственно это происходит когда передача уже выбрана. Сам трос представляет собой множество тонких металлических нитей. Которые переплетены между собой и так образуют прочное соединение. Кабель износостойкий и хорошо выдерживает нагрузки возлагаемые на него. Но из-за некачественного ухода и плохих погодных условий, появляются разрывы и трос подлежит замене.

При приобретении тросика внимательно осмотрите его состояние, к этому этапу требуется особое внимание. Наилучшим материалом послужит сталь имеющая иммунитет к коррозии. Лучше брать в тефлоновом покрытии, оно более долговечно и надежно. Цена троса может быть разной, но в зависимости от производителя они относительно дешевые. Значительно дешевле других деталей велосипеда. Обратите внимание, что вам потребуются дополнительные инструменты которых у вас может не оказаться. Вероятнее всего у вас есть кусачки или плоскогубцы, но скорее всего нет пяти миллиметрового шестигранника. Для большинства действий над велосипедом потребуется именно такой. Поэтому шестигранник станет незаменимой вещью при самостоятельной регулировке или ремонте велосипеда.

Когда может потребоваться замена тросика

При возникновении стуков и вибраций во время переключения передач, первым делом следует осмотреть трос для переключения. Зачастую именно он является виновником поломки.

Основной причиной поломки переключателя является грязь и вода. Такие проблемы появляются при велопрогулки в дождь, отсутствию ухода за велосипедом после катания. Из-за этого придется проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности переключателя скоростей. Если велосипед приобретен совсем недавно, то конечно таких проблем не возникнет, но когда заводская смазка закончится, то непременно потребуется замена некоторых деталей.

Но не стоит беспокоиться . Вы самостоятельно можете исправить проблему с переключением передач и заменить тросик не прилагая серьезных усилий. Выполняйте последовательные шаги, которые описаны далее, и вы с легкостью со всем справитесь.

Проведение замены поэтапно

Как и при любых других ремонтных работах связанных с заменой деталей, вам потребуются некоторые инструменты, а именно шестигранники и кусачки. Ничего дополнительного не понадобиться, за исключением заменяемой детали.

Процесс замены тросика очень похож на замену самого переключателя.

Внимание! Из-за разных конструкций не получится использоваться один и тот же способ.

Сами действия по замене будут состоять из 12 шагов:

  1. Задний переключатель должен находиться у самой малой звезды. Используя кусачки потребуется откусить конец троса, а винтик используемый для зажима ослабить. Но прежде чем выполнить это действия нужно запомнить изначальное положение зажатого троса. Всего два варианта: над винтом или под винтом, это очень важно для правильного переключения передач.
  2. Вероятнее всего нужен шестигранник на 5 мм, используя его ослабьте крепления шифтера , а дальнейшим действием снимите его и уберите в сторону. Теперь полностью открыт доступ к защищаемому элементу.
  3. Для снятия крышки потребуется поворот против часовой стрелки, так фиксатор открутиться и отправляется к шифтеру .
  4. Благодаря снятой крышке становиться виден конец тросика находящийся под пружинкой. Внимательно изучите его расположение там, чтобы легко его вытащить и в дальнейшем заново закрепить.
  5. Используя регулятор натяжения вытаскивайте весь трос.
  6. Аккуратно сдвиньте пружину в сторону, чтобы получить доступ к концу троса и возможность его освободить. Запомните это движение сдвига, потому что именно также потребуется сдвинуть пружину при установке троса.
  7. Все освободившееся пространство заменяем на новый трос. Он не обязательно должен быть идентичен тому, который стоял ранее. Для точности установки используйте подручное средство, к примеру отвертку или возможно шило, для направления конца кабеля. После последних действий внимательно просмотрите положение, он должен встать правильно и не выпирать.
  8. Теперь устанавливаем крышку шифтера . В этот раз фиксатор требуется поворачивать по часовой стрелки до полного закручивания, чтобы предотвратить поломки.
  9. Устанавливаем шифтер на ранее занимаемое им место.
  10. Трос протягивается до тех пор пока с другой стороны не появиться его начало. Тут то и становиться понятно, подходит ли трос. Если он никак не пролазит по оплетке, то вероятнее всего придется его заменять.
  11. Если же трос прошел дальше и вы заметили его начало, то еще раз проверяем нахождение переключателя. Он должен быть точно напротив маленькой звезды. Прикладываем трос, вспоминаем где он крепился, сверху или снизу и можем закручивать винт-фиксатор.
  12. Как и обещано, это последний шаг. Для исключения возможных проблем отрезаем остатки троса используя кусачки, достаточно будет оставить пару сантиметров.

После проведения всех этих действий тросик может считаться замененным. Дабы удостовериться, что при следующей вело прогулке никаких проблем не появиться, следует провести проверку. Проверка должна проводиться над переключателем и шифтером . Тестирование должно проводиться на стенде. Но конечно же такая возможность отсутствует и обращаться за этим куда-то не хочется. Поэтому сами проводите максимально жесткую проверку. Ведь свое здоровье дороже.

Проверка на стенде, а тем более самостоятельная проверка могут очень сильно отличаться от реального движения на велосипеде. Учитывайте это.

Замена тросика переключения передач на велосипеде

Своевременная замена троса переключения передач на велосипеде — залог нормального функционирования и целостности механизма. В системе переключения скоростей тросик — наиболее простая и недорогая деталь. Особого внимания в период эксплуатации не требует, но может износиться. Неважно, какая у вас модель байка и его стоимость — тросик может прийти в негодность неожиданно. Замена троса — несложная процедура, это вполне реально сделать самостоятельно.

Велотрос переключения скоростей

Предназначение тросиков и оплёток

Трос для переключения скоростей на велосипеде является соединительной нитью между манеткой и переключателем. Он представляет собой очень прочную металлическую прямую нить. Задача этого кабеля — принять все усилия и передать их на механизм, благодаря чему приходит в действие переключатель передач. В зависимости от того, какая передача выбрана — нажатием на рычажок натяжение тросика становится сильнее или слабее. При оптимальном натяжении троса переключатель находится в рабочем состоянии.

С помощью оплётки тросиков (рубашки) передаётся усилие на механизм в заднее перо. Оплётка также предохраняет кабель от механических повреждений. Представляет собой скрученную проволоку из металла, сверху обычно покрытую полимером. В концах располагаются наконечники, из которых появляется участок троса для регулировок.

Тросик — это множество тонких нитей из стали, которые переплетены между собой и вместе формируются в надёжное, стойкое к повреждениям, металлическое волокно. Со временем нити могут изнашиваться и прочность некоторых из них снижается, таким образом, появляются повреждённые участки с разрывами, перегибами и вылезанием отдельных проволок. Поэтому волокно покрывается слоем полимера или нержавеющей стали, это улучшает износостойкость и значительно продлевает срок службы тросика.

Кроме механических воздействий, на износ тросика также оказывают влияние внешние факторы — влага, грязь, пыль. Для того чтоб защитить металл от внешних воздействий, используются смазки, такие как тефлон — одна из наиболее прочных и выносливых.

Оплётки на рынке представлены в трёх видах: витого типа, тип SIS и усовершенствованный тип SIS-SP.

Витой тип рубашки представляет собой пружину из металлической проволоки, покрытую пластиком с верхней стороны. Внутри металлические пружины обрабатывают смазкой, чтоб трос меньше тёрся о рубашку. Тросики с такой рубашкой наиболее бюджетные и на сегодняшний день практически не выпускаются.

Рубашка типа SIS по типу похожа с витой, но материал, из которого скручивается пружина, более прочный — листы металла. Внутри также используется более стойкий и чистый материал — тефлон. Это наиболее встречающийся тип оплёток на сегодня.

Оплётка SIS-SP — параллельно сплетённая. Нити сдерживаются с помощью полимерной прослойки. Длина этой оплётки, в отличие от предыдущих, не изменяется, при этом регулируется натяжение тросика. Это обеспечивает более точную работу манеток. Внутри обрабатываются силиконом.

Велосипеду нужна замена тросика переключения скоростей

Как понять, что нужна замена троса? Главный индикатор — это сбой в работе заднего переключателя. Как только обнаружили сбой, проверяем состояние троса.

Причинами неисправности могут быть как элементарный износ, так и попадание грязи и воды. Пока велосипед новый — деталь будет защищена заводской смазкой. Затем в ходе эксплуатации и грамотного ухода помогают аэрозольные смазки. Правильный уход включает в себя несколько этапов. Специальным инструментом (это может быть зубило, ножовка или специальные ножницы) обрезаем концы, которые растрепались. Не реже раза в сезон смазываем тросики. Следим, чтоб колпачки плотно закрывали их от внешней среды. Потрепавшиеся части оплётки обрезаем болгаркой или точильным камнем. После обрезки поправляем тонкие ниточки изнутри, чтоб трос о них не истирался.

Смазываем привод переключения передач

Тросик требует замены, если вы обнаружили, что есть какие-то разрывы, проволочки вылезли в разные стороны или перегнуты. Ржавые участки на оплётке и тросике, повреждения на оплётке также требуют замены. В целом, если чувствуется напряжение хода внутри оплётки, некорректно переключаются скорости или же заедает переключение — это признак того, что необходима замена.

Этот процесс несложный и не займёт много времени. Для того чтоб сделать всё правильно и логично — вашему вниманию предлагается инструкция.

Порядок замены тросика

Перед тем как поменять тросик переключения на велосипеде, позаботьтесь о том, чтоб под рукой были необходимые инструменты: кусачки и набор шестигранных ключей. Нелишним будет также зафиксировать в памяти положение (пролегание) тросика до замены.

После его замены в обязательном порядке осуществите регулировку переключателя.

Зацепленный конец троса к заднему переключателю

Основные этапы замены тросика:

  1. Задний переключатель выставляем в положение строго напротив самой маленькой велосипедной звёздочки. Обрезаем концовку каната, ослабляем винт.
  2. Открываем доступ к крышке защиты с помощью ключа на 5 мм — ослабляем крепёж шифтера и снимаем его.
  3. Снимаем крышку, поворачивая её против часовой стрелки. Видим кончик троса.
  4. Полностью вытаскиваем трос наружу, помогая процессу через канал регулятора натяжения.
  5. Отводим пружину, освобождаем кончик тросика.
  6. Устанавливаем новый трос. Протягиваем его и устанавливаем в точности так, как находился старый тросик. Направление кабеля можно корректировать шилом или тонкой отвёрткой. Проверяем, чтоб трос встал так же, как старый.
  7. Возвращаем крышку шифтера, закрепляем, повернув фиксатор по часовой стрелке.
  8. Протягиваем трос в оплётку — до тех пор, пока его кончик не окажется в заднем переключателе.
  9. Проверяем, чтоб задний переключатель стоял напротив маленькой велозвезды. Прикладываем трос и фиксируем его на винт.
  10. Оставляем 3 см тросика, излишки отрезаем кусачками или ножницами, обжимаем кончик.

Перед эксплуатацией велосипеда тщательно протестируйте функциональность манетки и переключателя, для того чтоб убедиться в работоспособности механизма.

Теперь вы знаете, как поменять тросик переключения на велосипеде. Главное, делать это своевременно и не забывать о текущем обслуживании этого механизма.

Состояние троса, правильность установки напрямую влияют на качество управления байком при торможении. В случае износа или поломки вам может потребоваться замена тросика тормоза на велосипеде. О том, как это сделать самостоятельно — в нашей статье.

Настройка заднего переключателя велосипеда. Как правильно настроить задний переключатель скоростей велосипеда, причины сбоя настроек, этапы настройки, из чего состоит задний переключатель скоростей.

Замена подшипника заднего колеса велосипеда не вызовет у вас сложностей, если вы разберётесь во всех нюансах и особенностях обслуживания этой детали. Состояние подшипников, их своевременное обслуживание и замена является залогом безопасной езды.

Замена троса переключения передач на велосипеде

Как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде?

7 минут Автор: Михаил Скворцов 276

Тросик – самый простой и недорогой компонент на тормозах и в системах переключения скоростей. Неприхотливый в эксплуатации, он со временем тоже приходит в негодность. Независимо от качества сборки и стоимости всего оборудования, он может неожиданно для велосипедиста выйти из строя. Чтобы сохранить целостность механизма, нужно вовремя поменять тросик.

Функция тросиков и рубашек на переключателях и тормозах

Тросик – прямая металлическая нить, обладающая повышенной прочностью. Принимает и передает все усилия на механизм. Благодаря этой передаче, собственно, происходит срабатывание переключателя или тормоза.

Тросик переключения скоростей соединяет манетки и переключатели. При нажатии на рычажок он подтягивается или ослабляется, в зависимости от выбора передачи. Оптимальное натяжение поддерживает рабочее состояние переключателя и мгновенный переброс цепи по звездам.

Тормозной приводной трос толще и прочнее предыдущего, так как принимает на себя больше усилий. Постоянное стягивание и ослабление со временем увеличивает его длину, из-за чего требуется периодическая регулировка натяжения. Принцип действия: нажатие на ручку заставляет металлическую нить перемещаться. Закрепленный другим концом к корпусу тормозов (калиперу), трос заставляет колодки сближаться с тормозной поверхностью. При отпускании ручки он сдвигается в противоположную сторону.

Рубашка – оплетка тросиков. Оболочка позволяет передавать усилие троса на механизм там, где точка передачи не зафиксирована:

  • заднее перо – переключатель;
  • тормозной рычаг – передний тормоз;
  • рычаг – задний тормоз;
  • руль – рама.

Простейший вариант оплеток – скрученная металлическая проволока, покрытая сверху гибким полимером. По концам рубашки снабжаются наконечниками, откуда выходит оголенный (регулировочный) участок троса. Еще одна функция оболочки – защита тросика от механических повреждений.

Какие тросики и рубашки используются на современных велосипедах

Тросики для велосипеда изготавливаются из большого количества тонких стальных проволочек. Равномерно переплетаясь между собой, они образуют износостойкое и прочное металлическое волокно.

С течением времени прочность каждой нити неравномерно уменьшается, в результате чего возникают «слабые участки», где возможен их разрыв, а также вылезание и перегиб. Для улучшения стойкости к механическим воздействиям (и продления срока службы) накладывается слой полимера. Продвинутый и долговечный вариант – использование нержавеющей стали.

При активной эксплуатации трос не только испытывает механические воздействия. Кроме этого, внутрь оплетки на него может попасть грязь или пыль. Для защиты металла применяют специальные смазочные составы. Широко распространен самый прочный и выносливый тефлон.

Рубашка также представлена в нескольких вариантах. Существует три типа тросовых оплеток:

  • витая,
  • оплетка SIS,
  • модернизированный SIS-SP.

Витая оплетка – металлическая проволока, скрученная в пружину. Сверху металл покрыт слоем пластика. Внутренняя поверхность металлических пружин смазывается для уменьшения трения троса об оплетку. Цена тросиков с этой оплеткой самая низкая в ряду, правда, она порядком ушла в прошлое, и найти ее в продаже все сложнее.

SIS – по сути, такая же спиралевидная оплетка. Ее отличие от витой рубашки в том, что вместо тонкой проволоки в пружину скручены листы металла. Вместо обычной смазки внутрь наносится «долгоиграющий» и более чистый тефлон. В настоящее время именно этот тип оплеток стал использоваться на тросах переключения передач и тормозов.

SIS-SP – параллельная оплетка, нити которой сдержаны полимерным слоем. В отличие от пружинной, эта рубашка не изменяет длины, балансируя при этом натяжение самого тросика. Благодаря этому и тормоза, и манетки работают более точно. Внутренняя полость рубашек SIS-SP смазывается силиконовой смазкой.

На сжимаемой рубашке подтянуть трос намного проще, чем на параллельно-сплетенной.

Как заменить приводной трос на переключателях и тормозах

Велосипедный переключатель скоростей – капризная вещь, требует периодической настройки, в частности, регулировки натяжения тросика. Периодически расстраивается и привод тормозной системы. Об этом подскажет слабый ход колодок, плохое срабатывание и снижение эффективности торможения. Несмотря на это, процедура регулировки и установки нового троса простая и доступная в ремонте байка.

Уход за тормозными и трансмиссионными тросиками для велосипеда и рубашками:

Обрезать растрепанные концы только с помощью специальных инструментов: полукруглыми ножницами, зубилом или ножовкой. Раз в сезон требуется смазать троса густым составом. Колпачки должны плотно закрывать их от внешней среды.

Поврежденные или лишние куски рубашек обрезаются с помощью болгарки или точильного камня. После обрезки желательно поправить витки изнутри, чтобы трос не терся о них.

На велосипеде длина приводных тросов должна иметь некоторый запас, чтобы их можно было затянуть при регулировке. Также они не должны свободно болтаться при движении и перегибаться.

Тросик надо менять на новый в следующих случаях:

  • затруднен ход внутри оплетки;
  • есть разрывы;
  • нити торчат в разные стороны или перегнуты;
  • ржавчина на рубашке или тросике;
  • сломанная или поврежденная рубашка.

Если вдруг возникла необходимость поменять троса на переключатели, ничего страшного. Делается это буквально за пять минут. Ход работы:

  1. Освободить старый тросик от манетки переключателя скоростей.
  2. Вытащить рубашку из крепежных гнезд на раме.
  3. Осмотреть оболочку на повреждения. При отсутствии серьезных дефектов ее можно оставить.
  4. Извлечь металлический трос из рубашки.
  5. Вставить новый тросик в рубашку (или купить их сразу в комплекте, что рекомендуется), закрепить в гнездах и подсоединить к переключателю и манетке.
  6. Обязательно настроить переключатель на работу.

Итак, трансмиссия настроена, теперь самое время обновить тросики тормозов. Для начала отцепляем их от рычага и тормоза. Осматриваем рубашку на повреждения. Как правило, и привод, и оплетка изнашиваются одновременно, но иногда может повезти. При заметных повреждениях и переломах рубашка никак не годна к использованию. Если же вставить в нее новый тросик, толку от него будет ноль: разломы не будут удерживать натяжение.

Извлечь старый тросик: последовательно ослабить регулировочный и крепежный винты. Если рубашка пригодна к дальнейшему использованию, вытаскиваем его из оплетки. Тормозные тросы немного отличаются от типа руля. Поэтому, прежде чем купить его, стоит посмотреть, какой руль на велосипеде – прямой или гнутый.

Если трос был куплен отдельно от оболочки, немного смазываем его. Для комплекта смазка на этапе замены не нужна – внутри итак все нормально

Установка нового троса на раму велосипеда и подключение к тормозу и рукоятке

  1. Надеть на концы рубашки металлические колпачки.
  2. Вставить в крепежные гнезда.
  3. Надеть пыльники по концам и завинтить крепежные винты.
  4. Временно закрутить регулировочные болты.
  5. Выставить оптимальное натяжение: тормоз должен мгновенно реагировать на нажатие ручки.

Вот так просто поставить новый приводной трос на тормозную систему.

Процедура установки этих компонентов не только ненакладна, но и позволит избежать более серьезных проблем с механизмами переключения скоростей и тормозной системой. Теперь, когда все тросики заменены и отрегулированы, можно смело выкатывать свой велосипед навстречу новым свершениям.

Особенности замены тросика переключателя скоростей на велосипеде

Любитель велосипедов всегда должен уметь не только обращаться с ним, но и проводить грамотный ремонт. А главное все действия можно сделать самостоятельно. В этой статье речь пойдет о тросике переключения скоростей.

Трос — это очень прочная соединительная нить между скоростями и переключателем. Задача кабеля очень проста, принять человеческое усилие и передать его на механизм для переключения передачи. Натяжение троса может меняться в обе стороны, соответственно это происходит когда передача уже выбрана. Сам трос представляет собой множество тонких металлических нитей. Которые переплетены между собой и так образуют прочное соединение. Кабель износостойкий и хорошо выдерживает нагрузки возлагаемые на него. Но из-за некачественного ухода и плохих погодных условий, появляются разрывы и трос подлежит замене.

При приобретении тросика внимательно осмотрите его состояние, к этому этапу требуется особое внимание. Наилучшим материалом послужит сталь имеющая иммунитет к коррозии. Лучше брать в тефлоновом покрытии, оно более долговечно и надежно. Цена троса может быть разной, но в зависимости от производителя они относительно дешевые. Значительно дешевле других деталей велосипеда. Обратите внимание, что вам потребуются дополнительные инструменты которых у вас может не оказаться. Вероятнее всего у вас есть кусачки или плоскогубцы, но скорее всего нет пяти миллиметрового шестигранника. Для большинства действий над велосипедом потребуется именно такой. Поэтому шестигранник станет незаменимой вещью при самостоятельной регулировке или ремонте велосипеда.

Когда может потребоваться замена тросика

При возникновении стуков и вибраций во время переключения передач, первым делом следует осмотреть трос для переключения. Зачастую именно он является виновником поломки.

Основной причиной поломки переключателя является грязь и вода. Такие проблемы появляются при велопрогулки в дождь, отсутствию ухода за велосипедом после катания. Из-за этого придется проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности переключателя скоростей. Если велосипед приобретен совсем недавно, то конечно таких проблем не возникнет, но когда заводская смазка закончится, то непременно потребуется замена некоторых деталей.

Но не стоит беспокоиться . Вы самостоятельно можете исправить проблему с переключением передач и заменить тросик не прилагая серьезных усилий. Выполняйте последовательные шаги, которые описаны далее, и вы с легкостью со всем справитесь.

Проведение замены поэтапно

Как и при любых других ремонтных работах связанных с заменой деталей, вам потребуются некоторые инструменты, а именно шестигранники и кусачки. Ничего дополнительного не понадобиться, за исключением заменяемой детали.

Процесс замены тросика очень похож на замену самого переключателя.

Внимание! Из-за разных конструкций не получится использоваться один и тот же способ.

Сами действия по замене будут состоять из 12 шагов:

  1. Задний переключатель должен находиться у самой малой звезды. Используя кусачки потребуется откусить конец троса, а винтик используемый для зажима ослабить. Но прежде чем выполнить это действия нужно запомнить изначальное положение зажатого троса. Всего два варианта: над винтом или под винтом, это очень важно для правильного переключения передач.
  2. Вероятнее всего нужен шестигранник на 5 мм, используя его ослабьте крепления шифтера , а дальнейшим действием снимите его и уберите в сторону. Теперь полностью открыт доступ к защищаемому элементу.
  3. Для снятия крышки потребуется поворот против часовой стрелки, так фиксатор открутиться и отправляется к шифтеру .
  4. Благодаря снятой крышке становиться виден конец тросика находящийся под пружинкой. Внимательно изучите его расположение там, чтобы легко его вытащить и в дальнейшем заново закрепить.
  5. Используя регулятор натяжения вытаскивайте весь трос.
  6. Аккуратно сдвиньте пружину в сторону, чтобы получить доступ к концу троса и возможность его освободить. Запомните это движение сдвига, потому что именно также потребуется сдвинуть пружину при установке троса.
  7. Все освободившееся пространство заменяем на новый трос. Он не обязательно должен быть идентичен тому, который стоял ранее. Для точности установки используйте подручное средство, к примеру отвертку или возможно шило, для направления конца кабеля. После последних действий внимательно просмотрите положение, он должен встать правильно и не выпирать.
  8. Теперь устанавливаем крышку шифтера . В этот раз фиксатор требуется поворачивать по часовой стрелки до полного закручивания, чтобы предотвратить поломки.
  9. Устанавливаем шифтер на ранее занимаемое им место.
  10. Трос протягивается до тех пор пока с другой стороны не появиться его начало. Тут то и становиться понятно, подходит ли трос. Если он никак не пролазит по оплетке, то вероятнее всего придется его заменять.
  11. Если же трос прошел дальше и вы заметили его начало, то еще раз проверяем нахождение переключателя. Он должен быть точно напротив маленькой звезды. Прикладываем трос, вспоминаем где он крепился, сверху или снизу и можем закручивать винт-фиксатор.
  12. Как и обещано, это последний шаг. Для исключения возможных проблем отрезаем остатки троса используя кусачки, достаточно будет оставить пару сантиметров.

После проведения всех этих действий тросик может считаться замененным. Дабы удостовериться, что при следующей вело прогулке никаких проблем не появиться, следует провести проверку. Проверка должна проводиться над переключателем и шифтером . Тестирование должно проводиться на стенде. Но конечно же такая возможность отсутствует и обращаться за этим куда-то не хочется. Поэтому сами проводите максимально жесткую проверку. Ведь свое здоровье дороже.

Проверка на стенде, а тем более самостоятельная проверка могут очень сильно отличаться от реального движения на велосипеде. Учитывайте это.

Меняем тросик переключения скоростей на велосипеде

О замене тросика переключения скоростей на велосипеде. Пошаговая инструкция и необходимые материалы

Тросик – недорогой, но важный элемент системы переключения скоростей велосипеда. Как и любые детали, он со временем приходит в негодность. Система передач перестаёт работать . Замена тросика переключения скоростей на велосипеде вернёт работоспособность механизма.

Подробнее о замене

Тросик – состоит из прочной металлической нити, которая после нажатия рычага на переключателе передаёт усилие на механизм подключения цепи к колёсам. Простая система работает быстро и безотказно, но для этого нужно оптимальное натяжение.

Оплётка (рубашка) подключается к заднему перу механизма. Она также служит для защиты основной нити от повреждений. Существует несколько разновидностей рубашек. От их конструкции зависит прочность тросика.

Продлить срок службы элемента поможет правильный уход.

  • по мере износа обрезать истрёпанные концы;
  • минимум раз в сезон смазывать тросики;
  • следить за плотностью прилегания колпачков (после каждой поездки).

Но даже регулярная профилактика не предотвратит износ.

В велосипедах используется два вида тросов для тормозов и переключения передач. Они отличаются набалдашниками на концах.

В каких случаях меняется

Тросик меняют, когда начинаются сбои в работе заднего переключателя: разбалансировка напряжения внутри оплётки, некорректное переключение, отказ от перехода в нужное положение. Есть несколько причин отказов:

  • износ проволоки и оплётки;
  • засорение просвета между ними;
  • разрывы и перегибы;
  • эрозия металлических элементов.

Просвет между проволокой и оплёткой можно попытаться прочистить. В остальных случаях необходима замена троса переключения передач.

Какой тросик выбрать и где найти

Существует три разновидности оплёток:

  • витая — состоит из тонкой, скрученной проволоки, покрытой полимером. Недорогой вариант, с коротким сроком эксплуатации;
  • SIS – похожа на витую, только вместо проволоки для скручивания рубашки используются полоски металла с тефлоновым покрытием внутри. Самый популярный вид тросиков;
  • SIS-SP – состоит из рубашки, в которой нити располагаются параллельно. Они скреплены полимерным слоем. Во время работы оплётка не растягивается. Натяжение передаётся непосредственно через кабель. Самая надёжная, точная дорогая разновидность.

Кабель для переключения передач и тормозов велосипеда можно купить в обычных и интернет магазинах, специализирующихся на товарах для велоспорта.

Как поменять тросик

Тросик можно заменить в домашних условиях. Для этого не нужно использовать сложное оборудование. Все инструменты обычно есть в каждом доме. Порядок работы тоже не вызывает сложностей у человека с умелыми руками.

Что потребуется

Чтобы поменять тросик передачи или тормозов понадобятся:

Новичкам желательно набросать план путь пролегания элемента до замены. В интернете есть инструкции по замене, но поиск материалов по конкретной модели займёт время.

Шаг за шагом

Замена троса переключения передач выполняется в несколько этапов:

  1. Меняем положение заднего переключателя, чтобы он смотрел на маленькую велосипедную звёздочку, срезаем коник каната и откручиваем винт.
  2. Откручиваем крышку, пока не станет видным конец тросика, и вытягиваем его. Чтобы освободить кончик, нужно будет оттянуть пружину.
  3. Берём тросик, подготовленный на замену и устанавливаем его, повторяя траекторию пролегания старого элемента. Для регулировки направления используется шило или тонкая отвёртка.
  4. Возвращаем на место крышку. Устанавливаем переключатель в исходное положение, если он сдвинулся.
  5. Закручиваем винт, чтобы зафиксировать трос.
  6. Обрезаем кабель, оставляя три сантиметра, обжимая его кончики.

Нестандартные ситуации

Не всегда необходима полная замена троса. Иногда можно использовать старую оплётку, если она осталась пригодной к эксплуатации. В некоторых случаях кабель и рубашка продаются отдельно. В этом случае необходимо смазать трос, продеть его в оплётки.

В остальном порядок работы не отличается.

Возможные проблемы и нюансы

Ремонт тормозного механизма не заканчивается установкой нового троса. Необходима регулировка. Перед тем, как подтянуть тормозной тросик велосипеда, нужно определить степень его натяжения. Для этого достаточно поднять заднее колесо, раскрутить его и нажать на тормоз. Если ручка идёт без усилий более половины расстояния от исходного положения до руля, необходимо подтянуть тормозной тросик. Для этого натягиваем трос на самой ручке фигурным болтом.

В случаях, когда тормоз свободно доходит до руля, нужно регулировать натяжение возле тормозов. Для этого:

  1. Отвинчиваем винт крепления.
  2. Подтягиваем трос при помощи пассатижей.
  3. Фиксируем тросик винтом.

Оставшийся кусок кабеля обрезается.

Резюме

Замена тросика может понадобиться в любой момент, ведь этот элемент постоянно подвергается нагрузке. При длительных путешествиях нужно брать с собой запас для замены. Не помешает предварительная тренировка. Работа несложная. Многие дети сами ремонтируют свои байки. Следуя инструкции, замену может провести любой человек.

Замена тросика переключения скоростей на велосипеде

В жизни каждого велолюбителя может возникнуть ситуация, когда понадобится заменить тросик переключения скоростей на транспортном средстве. И оказывается, сделать это можно самостоятельно, быстро и легко, без привлечения специалистов.

Когда может понадобиться замена тросика переключения скоростей

Как только начинаются сбои в работе заднего переключателя, первым делом нужно проверить состояния троса для скоростного переключения. Именно он чаще всего становится причиной:

  • заедания переключения;
  • или некорректности переключения.

Почему трос выходит из строя? Главными «врагами» его являются вода и грязь. Проехались в дождь и слякоть? Не промыли не просушили велик? Готовьтесь к проблемам с переключением скоростей. Тросик начнет сбоить. На первых порах после покупки транспортного средства эту деталь еще защищает заводская смазка, потом можно какое-то время продержаться на смазках аэрозольных. Но дальше все равно тросик придется менять.

Но процесс замены, как уже было сказано, несложен и занимает всего несколько минут. Главное, все делать правильно и последовательно, руководствуясь пошаговой инструкцией.

Замена кабеля в переключателе скоростей велосипеда

Поскольку замена троса — процесс ремонтный, производящему его потребуется определенный инструментальный комплект:

  • набор шестигранных ключей (и чтоб в нем обязательно был 5-ти миллиметровый ключ);
  • и кусачки.

Причем, процедура замены кабеля заднего переключателя практически аналогична процессу смены переключателя переднего. Только последний необходимо будет установить на легкую передачу перед тем, как ослаблять винт тросового зажима. Ну, и конструкции у этих двух переключателей несколько разнятся — на это тоже надо обращать внимание. А еще стоит запомнить, каким образом кабели пролегали до замены.

Также после процедуры замены тросика следует обязательно отрегулировать задний (или передний) переключатель.

Собственно же замена выполняется поэтапно-последовательно, шаг за шагом:

  1. Задний переключатель выставляется в положение строго напротив самой маленькой велосипедной звездочки. Конец троса нужно обрезать, а зажимной винт ослабить. А предварительно необходимо запомнить, в какой части винта (верхней или нижней) находился зажатый конец кабеля. Поскольку это обстоятельство может оказывать значимое влияние на правильность передачного переключения.
  2. Пятимиллиметровым шестигранником (ключом) необходимо ослабить крепеж шифтера, а затем и снять его. Это откроет доступ к крышке защиты.
  3. Фиксатор крышки следует поворачивать против движения часовой стрелки, чтобы снять.
  4. А снятая крышка предоставляет ремонтнику возможность увидеть кончик троса под большой пружиной. И надо хорошенько рассмотреть, как он там установлен, чтобы понять, как его лучше вытащить.
  5. Вытаскивать кабель наружу надо полностью, помогая процессу через канал регулятора натяжения.
  6. Чтобы помочь головке тросика освободиться, нужно аккуратно отодвинуть пружину. И точно также ее надо будет отвести при установке нового кабеля.
  7. На освободившееся место необходимо поставить новый трос. И протянуть его нужно тютелька в тютельку по месту нахождения старого тросика. Для удобства можно направлять кабель концом тонкой отвертки или даже шилом. А в конце лучше удостовериться, что трос таки встал именно так, как положено.
  8. Теперь надо будет поставить в исходную позицию крышку шифтера. И закрепить ее снятым ранее фиксатором, повернув на этот раз его по часовой стрелке.
  9. Шифтер устанавливается на свое место сразу перед тем, как протягивать трос в оплетку.
  10. В оплетку кабель проталкивается до тех пор, пока его конец не покажется в области заднего переключателя. И тут есть один существенный нюанс. Если тросик никак «не хочет» пролезать в оплетку, все время застревает и за что-то цепляется, его (трос) придется наверняка менять.
  11. В самом конце надо убедиться, что задний переключатель стоит строго напротив самой меньшей из вело-звезд. Приложить трос и зафиксировать его на винт.
  12. Отрезать лишний кабель кусачками, оставив всего сантиметра 3, и обжать его кончик.

После процедуры замены тросика переключателя скоростей на велосипеде необходимо самым тщательным образом протестировать функциональность шифтера. И переключателя тоже. Сделать это нужно еще до того, как велосипед начнет эксплуатироваться «по полной». Тестировать надо на специальном стенде. А если этого не сделать, то тормоза могут подвести в самый неподходящий момент.

Только следует иметь ввиду, что стендовый тест и условия реальной дороги могут очень даже разниться.

Тросики и рубашки для велосипеда — все, что необходимо знать

Даже если на велосипеде установлены переключатели и тормоза высочайшего класса, созданные с применением ультрасовременных технологий из суперлегких и мегапрочных материалов, вся работа инженеров может быть перечеркнута неудачным выбором тросиков и рубашек.

Четкость переключений и эффективность торможений растеряется на пути от манетки к переключателю и от тормозной ручки к калиперу. Также на работу влияет правильность установки тросиков и рубашек. Но обо всем по порядку.

На всякий случай – вдруг кто не знает – объясню: тросик – это прочная «нить», сплетенная из стали. Он используется для передачи усилия при переключении скоростей и торможении в механических тормозных системах.

Рубашка – жесткий кожух, меняющий направление троса и защищающий его. Рубашки сделаны из гибкой стали, зачастую свернутой в спираль. Оканчиваются рубашки специальными наконечниками.

Обе эти части одинаково нужны, одинаково важны – без друг друга они работать не могут. Ради уменьшения веса цельная рубашка на многих рамах заменяется набором из нескольких секций. Это возможно благодаря использованию держателей рубашки, закрепленных на раме или вилке. Они представляют собой цилиндр, в который вставляется рубашка. Также там есть небольшое отверстие или щель, сквозь которую продевается только тросик.

Рама в данном случае играет роль рубашки, обеспечивая необходимое натяжение тросику. В местах изгибов «голый» тросик проходить не может, только на прямых отрезках. Поэтому «куски» рубашек используются там, где нужно изменить направление тросика.

Типы рубашек

Обычная спиральная рубашка

Конструкция рубашки, кроме стальной спирали, включает в себя еще пластиковую трубку внутри этой спирали и опять же пластиковую оболочку снаружи. Такое покрытие нужно для защиты от влаги, а также оно позволяет не поцарапать краску. Внешний вид тоже выигрывает.

Обычная рубашка представляет собой конструкцию стальных проволок, сплетенных спиралью. Преимущество их в том, что они благодаря плотной завивке не сжимаются. Зато очень даже растягиваются, что не есть хорошо, хотя и не критично.

В былые времена для предотвращения избыточного трения приходилось использовать консистентную смазку, так как тросик двигался прямо по спиральной проволоке. В наше время между спиралью и тросиком проложена пластиковая трубка, значительно снижающая трение металлических поверхностей. В самых продвинутых системах специальное покрытие имеет и сам тросик.

Несжатые рубашки для переключателей

Прогресс не стоит на месте, появляются новые конструкции, требующие других подходов к обеспечению их работы. Когда появились индексные системы переключения – привычные нам всем манетки, – оказалось, что уже устоявшаяся конструкция обычной спиральной рубашки не обеспечивает должной точности переключений.

Причина этого заключается в том, что длина рубашки может изменяться при изгибании. Тормозов это не касается, хотя все же бывает, что задний тормоз при полностью вывернутом руле реагирует на изменение длины рубашки. Но ведь невозможно вывернуть руль на такой большой угол при езде! Манетки же болезненно реагируют на небольшие изменения длины рубашки.

Выход нашли инженеры компании Shimano. Они разработали новую конструкцию рубашки, которую теперь широко копируют и другие производители. Проволочки в таких рубашках не сворачиваются в спираль, а представляют собой трубку, сформированную из параллельно идущих стальных нитей. Вместе они держатся только за счет пластика, нанесенного и снаружи, и изнутри.

Несжатые рубашки за счет своей конструкции сохраняют постоянную длину при изгибании, что обеспечивает предельно точную связь манеток с переключателями. И на прямом, и при повернутом руле, и при болтанке на кочках манетки работают одинаково четко.

К слабым сторонам несжатых рубашек можно отнести их относительно невысокую прочность. Нагрузки от манеток они выдерживают без проблем, а вот для тормозов их использовать не рекомендуется. Там усилия намного выше, так что рубашку легко погнуть и даже порвать.

Резка рубашки и обработка концов

При неверном отрезании или недостаточной обработке концов рубашки тросик будет двигаться в ней с повышенным трением, что негативно скажется на работе переключателей. Если вы покупаете комплект рубашек и тросиков, то вам, скорее всего, не придется резать их самостоятельно, так как размеры уже подобраны производителем и почти всегда совпадают с нужными велосипедисту. Но если рубашка покупается по длине, т. е. вам отмеряют 1-2 метра, тогда на отрезки доведется резать самостоятельно.

Спиральные рубашки

Существуют специальные кусачки для резки рубашек. В принципе, можно обойтись и обычными. Главное – обработать срез. Иногда он получается удачным, но зачастую полвитка спирали сгибается, зажимая отверстие. Диаметр его уменьшается, и тросик протискивается в него с трудом. Без сожалений отрезаем загнувшийся виток.

Из-за спиральной закрутки проволоки получить ровный перпендикулярный самой рубашке конец почти никогда не получается. В таком случае нужно обточить конец напильником или шлифовальным кругом, делая его плоским. Конец пластика при резке также загибается внутрь. Исправить эту проблему поможет резак или острое шило.

Совет: если обтачиваете при помощи шлифовального круга, возьмите шило и держите его под рукой. От трения при шлифовке пластик расплавится и станет мягким и эластичным. В этот момент берем шило и расширяем отверстие для свободного движения тросика.

Несжатые рубашки

Этот тип рубашек обрезается специальными кусачками, у которых лезвия имеют круглую выемку аккурат под рубашку. Сжимая кусачки, вы режете рубашку без переломов. Приятная новость еще и в том, что конец рубашки получается ровным, так что обрабатывать его не потребуется. Если нет резца, можно «позвать на помощь» болгарку с мелкоабразивным диском. Очистить отверстие после такого способа резки желательно.

Совет: перед резкой сначала согните кусок рубашки на необходимый угол. Дело в том, что при изгибании изменяется длина параллельных проволочек, и конец получится косым, если резать прямую рубашку. Резка заранее изогнутой рубашки избавит вас от лишних хлопот по приданию концу рубашки плоского среза.

Наконечники рубашек

Наконечники представляют собой металлические (чаще всего из никелированной латуни) или пластиковые насадки на концы рубашки. Их цель – обеспечить надежное соединение рубашки с ее держателем.

Это отнюдь не бесполезная вещь, поэтому надевать их обязательно. Продавцы частенько забывают вместе с рубашкой дать наконечники, так что не упустите из вида, напомните ему, если не дал.

Правильная установка рубашек и тросиков для тормозов и переключателей

Велосипедисты много внимания уделяют тому, какого класса или уровня переключатели и тормоза установлены на их велосипеде. Только самые опытные знают, что всю прелесть работы профессионального оборудования можно свести на «нет» из-за неправильной установки тросиков и рубашек. В то же время, даже самые простые переключатели и тормоза будут работать вполне неплохо, если тросики и рубашки установлены со знанием дела.

Роль в таком раскладе играет то самое трение, с которым мы с вами боремся уже полстатьи. Именно оно существенно ухудшает работу переключателей и тормозов. Проведу аналогию. Не особо важен уровень плеера, а вот качественные наушники могут как повысить удовольствие от прослушивания любимых песен, так и полностью его перечеркнуть в случае использования дешевых пластмассок даже с топовой моделью плеера.

Прокладывая рубашку, помните, что чем меньше будет изгибов, тем легче и четче будет переключение. Оставшиеся изгибы должны быть максимально плавными. В то же время, слишком длинные рубашки использовать тоже не нужно. Это не практично, так как они могут цепляться за ветки, палки, столбики и прочие препятствия.

Подобрать оптимальную длину рубашки на отрезке от манетки до первого упора на раме несложно. Отмеряем такой кусок, чтобы при повороте руля на 90 градусов не возникало натяжения рубашки, а при большем угле поворота – возникало. То есть нужно найти своеобразную грань.

Рубашки проводятся под грипсами вокруг рулевого стакана, то есть от правой манетки рубашка по дуге следует к левому борту рамы, а от левой – к правому борту. Так обеспечивается максимально плавный изгиб. Тормозные рубашки прокладываем по тому же принципу.

Какой тормоз с какой стороны?

Так уж повелось, что ручка заднего тормоза устанавливается с той стороны велосипеда, по какой стороне дороги он по правилам дорожного движения должен двигаться. У нас правостороннее движение, соответственно, тормозная ручка должна стоять справа.

Точно неизвестно, почему все именно так. Скорее всего, это вытекает из тех соображений, чтобы велосипедист имел возможность держать свою главную (правую – большинство ведь правши) руку на руле для более эффективного, в случае чего, торможения.

Такой порядок исходит из неверного предположения, что задний тормоз – главный. Любой опытный велосипедист или мотоциклист (к слову, на мотоциклах управление передним тормозом расположено как раз справа; слева – ручка сцепления) в основном пользуется передним тормозом, так как он намного эффективнее заднего: инерция велосипеда догружает переднее колесо, улучшая сцепление с поверхностью и, соответственно, повышая мощность замедления. На автомобилях, кстати, баланс тормозов тоже изменен в пользу передних.

Смазывание тросиков

Часто возникает вопрос: нужно ли смазывать тросики перед заведением их в рубашку? Если это «навороченные» тросики с тефлоновым или нейлоновым покрытием, либо просто очень качественные, то нет необходимости их смазывать. Рекомендация производителя. Смазка может даже навредить. Собрав через некоторое время эксплуатации на себя грязь, она сотрет все старания инженеров. Еще один минус применения смазки – она замедляет движение тросика.

Если же кататься приходится во влажных условиях, то использование небольшого количества смазки будет все же полезным в целях предотвращения ржавления. Отрезок повышенного внимания – петля рубашки, которая идет от пера к заднему переключателю.

Частота замены тросиков и рубашек

Конечно же, частота замены тросиков и рубашек зависит от условий эксплуатации велосипеда и ее интенсивности, а также от уровня этого оборудования. В среднем рекомендуется менять тросики и рубашки раз в год, т. е. в межсезонье.

Если вы катаетесь нечасто и немного или используете «крутые» запчасти, то можете только производить очистку и, если нужно, смазку эти узлов. А вообще, доверяйте своим ощущениям: падение эффективности работы всегда чувствуется. Вот это и будет самым верным сигналом для смены.

Источники:

https://aktsport.ru/velosiped/kak-pomenyat-trosik-pereklyucheniya-skorostey-velosipeda.html
https://velomania.su/velosiped/trosik-dlya-pereklyucheniya-skorostej-velosipeda.html
https://veloexpert33.ru/velosiped/zamena-trosa-pereklyucheniya-peredach-na-velosipede.html
https://dnipro.bike/trosiki-i-rubashki/