Трюки на фэтбайке

Ты толстый! 5 фактов о фэтбайках, за которые любят и ненавидят эти велосипеды

Еще одна попытка изобрести велосипед заново. Между прочим, изображения прототипов велосипедов на широких колесах встречались еще в тридцатых годах XX века — так хотелось людям придумать что-то свежее для, казалось бы, очень традиционного и простого транспортного средства. Зачем? Ну как же! Что может быть лучше, чем бороздить на велике сугробы где-то вдали от существующих троп или покорить на двух колесах песчаный бархан? Сегодня говорим об одном из самых необычных типов серийных велосипедов — фэтбайке.

За что любят и ненавидят фэтбайки:

Вседорожный велосипед

Что такое фэтбайк по своей сути? Это тот же привычный велосипед — ригид, хардтейл, двухподвес, — но на очень широких покрышках. Ширина резины в 4—5 дюймов (10—12 сантиметров) дает просто невероятно большое пятно контакта колеса с поверхностью. Но это не единственная фишка фэтбайков. Эти покрышки можно накачивать совсем небольшим объемом воздуха — в отдельных случаях всего по 0,2 атмосферы. Для сравнения: давление в колесах горного велосипеда обычно составляет 3—4 атмосферы (по крайней мере так рекомендуют производители шин).

Мягкая, широкая резина с хорошим протектором — это то, что позволяет такому велосипеду ехать там, где ни один другой не проедет. Да на таких колесах — только вдумайтесь! — даже покоряли Южный полюс. Фэтбайк — это вездеход в мире велосипедов. И это самое главное его достоинство.

Тяжелый велосипед

А вот один из главных недостатков этого велосипеда — его вес. «Толстячка» создавали на основе «горников», которые также не могут похвастаться легковесностью. Прибавьте к этому увеличенные размеры вилки, рамы и колес. А как вам покрышки, каждая из которых весит где-то по килограмму?

Фэтбайк — велосипед тяжеленький. 15 килограммов — это для него совсем неплохо. В дорогих моделях используются облегченные компоненты, широко применяется карбон, но стоит это чаще всего очень дорого.

Зато потенциального владельца фэтбайка должно порадовать, что вес не особо сказывается на его ходовых качествах (по крайней мере меньше, чем в случаях с велосипедами других типов, рассчитанными на достижение спортивного результата, например шоссейниками или двухподвесами).

Задача фэтбайка — ехать. Просто ехать во что бы то ни стало — на небольшой скорости, но по любой поверхности, в любых дорожных условиях. Лишний килограмм — это не то, из-за чего нужно переживать толстяку.

Особенный велосипед

На фэтбайках, к слову, тоже соревнуются. Эти велосипеды любят в Канаде и северных районах США. Ну еще бы: погода обязывает. Там проводится немало соревнований в этом классе.

Но даже если вы не намерены никому ничего доказывать, фэтбайк все равно может зацепить. Это велосипед с очень необычным внешним видом, эдакий двухколесный джип. Многим он нравится настолько, что люди готовы мириться с лишним весом и использовать велик не по назначению. В последние пару-тройку лет даже в Минске появилось большое число любителей велосипедов на больших колесах. Шелестят себе сумасшедшим протектором по асфальту велодорожки, и ничего.

Можно было бы упрекнуть их, ведь велосипед должен использоваться по назначению. Но в случае с любителями главное назначение велосипеда — нравиться, доставлять удовольствие, разве не так? И кстати, можете быть уверены, что на своих великах любители фэтбайков очень часто чувствуют себя комфортнее приверженцев городских, шоссейных, а также большинства горных велосипедов. Такие колеса дают отличную амортизацию на бордюрах. Предположим, что качество дорожек и тротуаров волнует этих велосипедистов в последнюю очередь.

Что такое фэтбайк и для чего он нужен?

Велосипед – олицетворение свободы движения. Он не требует прав и бензина, недорог и неприхотлив в использовании. Каждому велолюбителю знакомо чувство восторга, которое дарит байк. Как и чувство досады, когда двухколесный транспорт вязнет в грязи или песке. Существуют ли велосипеды, способные ездить везде? Оказывается, существуют, и популярность их растет с каждым годом. Это – фэтбайки, созданные для преодоления маршрутов любой сложности. Несмотря на то, что они все чаще встречаются на улицах, многие до сих пор видят толстоколесные велосипеды не более чем игрушкой, недоумевая, зачем нужен фэтбайк.

Из истории фэтбайка

Фэтбайки

Первое упоминание о фэтбайке встречается в американском велоиздании далекого 1932 года. В одном из номеров изображен человек на велосипеде с толстыми колесами. Но в те времена мало кто воспринял революционную идею всерьез.

Официальный отец фэтбайка – Марк Грюнвальд, а место рождения – Аляска. Изобретатель впервые в истории растянул 3-х дюймовые покрышки на 80-миллиметровые обода до ширины 3,5 дюйма. Получившийся велосипед прекрасно ездил по снегу, что, впрочем, и являлось его основной задачей. Марк же и придумал название Fatbike.

Первым фэтбайком серийного производства стал знаменитый Surly Pugsley, совершивший переворот в мире велосипедов. На сегодняшний день выпускается множество моделей фэтбайков на различном оборудовании с применением новейших технологий: карбоновые и титановые рамы, мягкие амортизационные и жесткие ригидные вилки, обода и другие компоненты. Массовая популяризация велосипеда с характером маунтинбайка и высокой проходимостью не удивительна: фэтбайк действительно уникален.

Устройство фэтбайка

Ему под силу любое бездорожье – проверенный факт. Чтобы понять, для чего нужен фэтбайк, разберемся, как он устроен.

Каталог фэтбайков

Fatbike в точном переводе с английского – «толстый велосипед». Действительно, толстые колеса, позволяющие покорять самые сложные участки – отличительная черта и главное преимущество фэтбайка. Ширина шин варьируется от 3,5 до 4,8 дюймов – намного больше, чем у обычного велосипеда (2 дюйма). Колеса уникальны в своей многофункциональности. При низком давлении в шинах (порядка 5-7 PSI), фэт легко преодолевает кочки и ухабы. Его колеса «растекаются» по поверхности, создавая высокое пятно сцепления, скрадывая неровности и снижая давление на поверхность. Этим обеспечивается всепроходимость фэтбайка. С высоким давлением (20-25 PSI) велосипед катит по ровным дорогам не хуже горного. Подобрав правильное давление в шинах, можно заметно облегчить езду на определенном участке местности.

Отличия fatbike от других велосипедов:

  • Толстые широкие покрышки;
  • Широкий руль (720 мм);
  • Геометрия рамы и вилки (перья заднего треугольника выгнуты, чтобы поместилось «толстое» колесо);
  • Тормозная система дисковая (механическая либо гидравлическая);
  • Вес колеблется от 12 до 19 кг.

Для чего нужен fatbike с электроприводом

Казалось, что может быть еще мощнее брутального фэтбайка с его характеристиками? Только фэтбайк с электроприводом! Но зачем нужен fatbike с мотором, если есть привычный фэтбайк?

Электрофэтбайки

Электрофэтбайк – современная модификация популярного внедорожника, позволяющая преодолевать приличные расстояния и развивать небывалую скорость, прикладывая минимум усилий. Электрофэтбайки оснащают двигателями различной мощности (оптимальной считается мощность 1000 Вт) и АКБ. Благодаря мотору, фэт намного легче справляется с рыхлым и сыпучим грунтом, залежами травы и другими «прелестями» бездорожья. Вес фэтбайка с электроприводом, как правило, выше. Но это не влияет на его динамику, маневренность и скорость. Простое управление не требует определенных навыков, и самое главное: если сядет батарея, а поблизости не окажется заветной розетки, Вы сможете добраться до дома, крутя педали.

Популярность ширококолесных хардтейлов с электроприводом увеличивается с каждым годом. Продуктивность электрофэтбайка в разы выше простого fatbike или горного велосипеда. С поддержкой электродвигателя Вы сможете оценить всю прелесть экстремальной езды по бездорожью!

Велосипед с толстыми колесами на электротяге позволяет кататься в свое удовольствие вне зависимости от времени года и дорожных условий! Подчинить бездорожье, сделав его приятным дополнением прогулки, а не препятствием на пути. Ездить по песчаным пляжам и каменистым грунтам, заболоченной местности и грязи «восьмидесятого левела», снежному насту и фирну. Заметно расширить географию туристических велопрогулок! Эпатировать и удивлять публику! Вот зачем велосипед с широкими колесами!

Не стоит ждать от фэтбайка невозможного – иногда лучше объехать препятствие, чем мчаться напролом. Опытные фэтбайкеры так и поступают. Однако новые волнующие ощущения от езды на фэтбайке гарантированы! Скорее всего, вы не захотите больше пересаживаться на другой велосипед.

Что такое фэтбайк?

Велосипед фэтбайк, что это? Новый виток в эволюции горного велосипеда или просто кто-то снова решил изобрести велосипед? Давайте разбираться, что это за фэтбайк, а также кому и для чего он подойдет.

Фэтбайк – это русское написание английского слова fatbike, состоящего из двух частей fat (фэт) – толстый и bike (байк) – велосипед, т.е. дословно название такого внедорожного велосипеда – толстый велосипед. Глядя на фэтбайк или просто фэт, сразу становится ясно, что речь идет о его колесах, которые значительно толще колес горных велосипедов.

Для чего нужен фэтбайк?

Так что же такое фэтбайк? Это внедорожник среди велосипедов. Байк для тех, кто любит бескомпромиссное катание круглый год. Благодаря своим толстенным колесам fatbike обладает повышенной проходимостью не только по пересеченке – стихии горных велосипедов. Он легко едет по сухому песку, пашне, снегу и полнейшему бездорожью. Отсюда другое название фэтбайка – snowbike, т.е. «снежный велосипед».

Фэтбайк2

Можно ездить по городу зимой!

Там, где горный велосипед, даже на специализированной грязевой резине, заставляет байкера чувствовать себя не очень уверенно, и даже может вынудить временно стать пешеходом fatbike чувствует себя как рыба в воде.

Что же главное в фэтбайке?

Но толстые колеса, это не главная фишка фэтбайков. Главное – это низкое давление в шинах, которое они могут иметь без опасности прокола или пробоя колеса благодаря своим здоровенным покрышкам, которые иногда достигают 5,5 дюймов и широченным ободам от 65 до 100 мм. Всё это позволяет держать давление в камерах фэта в пределах от 0,5 атм. до 2 атм.

фэтбайк1

Главное преимущество “толстяка” или, как писалось выше, snowbike также и главный недостаток. Гравитация беспощадная сила и такие большие колеса будут стремиться к земле с удвоенной (если не утроенной) силой, чем колеса горного велосипеда. Ведь одно колесо фета весит около 3 кг! Но и тут есть лазейки. В ободе можно насверлить кучу дыр, что и делают многие производители.

Частично компенсирует вес отсутствие необходимости амортизационной подвески для фэта. Переднюю вилку на них ставят с амортизатором, но особой нужды в этом нет, т.к. ход и без этого настолько мягкий, что даже дорогой двухподвес, с качественной подвеской будет табуреткой в сравнении с диваноподобным фетом.

Для многих байкеров это даже важнее, чем вездеходность велосипеда фэтбайк. Особенно ощутима разница на гравийке, и других мелких неровностях дороги, заставляющих дрожать горный велосипед и того, кто на нем сидит мелкой дрожью.

Еще одно преимущество фэтбайка – необычный внешний вид. Хоть они и появились не вчера, но их все равно еще очень мало и вниманием вы точно не будете обделены, как со стороны пешеходов, так и водителей.

Сложно ли кататься?

Хоть на первый взгляд кажется, что ехать на фетбайке чрезвычайно сложно. Это не так. Современные фэты устойчивы и надежны. Несмотря на большие колеса, ход у фэтбайка почти не отличается от обычного велосипеда, а благодаря такой же трансмиссии, легко подобрать подходящее передаточное число для комфортной езды, как в городе, так и по труднопроходимой местности. Ехать на fatbike станет значительно тяжелее только на скорости выше 25-30 км/ч. Если вам нужно быстрее, велосипед фетбайк не подойдет.

Фэтбайк3

По камушкам не разгонишься

Но и тут нашелся выход – электро фэтбайк. Это тот же велосипед, только с мотором внутри колеса или в кареточном узле, и аккумулятором на раме или велобагажнике. Оптимальнее конечно когда аккумулятор расположен на месте бутылки. И эргономичнее смотрится и центр тяжести ниже. И удобно снять и зарядить. А не переть весь байк, как модели о встроенным в раму аккумулятором, которые, кстати, дороже.

Да, толстячёк с моторчиком будет тяжелее, но вы это заметите только когда будете его поднимать или когда сядет аккумулятор. Педали у электрофета, кстати, останутся, и ехать с разряженным аккумом можно, просто, крутя их.

Преимущества электро фэтбайка на лицо – высокая скорость. Заряда аккумулятора (в зависимости от ёмкости и интенсивности езды, конечно) хватит на поездку до 100 км. Не стоит забывать про возможность использовать силу мотора как помощь при педалировании, что, кстати, очень экономит батарею. Или можно, накатавшись собственными силами, позволить электромотору довезти вас домой, устав крутить педали.

Фэтбайк – всесезонный велосипед

Фэтбайк

Велосипед Фэтбайк не просто привлекает внимание прохожих. Она помогает велосипедисту преодолеть непролазную грязь и снежные дороги. Мощный помощник снабжен толстыми шинами, напоминающими мотоциклетные. Но они не портят его внешний вид фэтбайка.

Велосипед фэдбайк

Удивительный велосипед – надежный помощник в нестандартных ситуациях

Название Фэтбайк непонятно для тех, кто равнодушен к велосипедам, но немного знают об этом велосипеде даже любители этого спорта.

У него крепкая рама, а ширина колес колеблется в пределах 3,8-4,5 дюймов, что и объясняет высокую проходимость. Шины — изюминка фэтбайка, вернее не сами они, а давление в них. Низкое давление помогает байку незамечать неровности дороги.

Если в шинах давление высокое, фэтбайк превращается в горный велосипед, вес которого составляет 14-16 килограммов, из которых до 6 кг — это вес колес. Обода фэтбайка весят до килограмма, камеры – до 300 граммов, вес покрышек — 1,5 кг. Но, устрашающие необычные колеса и немалый вес не мешают ему вести себя при езде, как обыкновенный горник.

Остальные комплектующие фэтбайка аналогичны классическим моделям горников: переключатели, кассета, тормоз.

История уникального байка

Первая печатная информация о модели велосипеда fatbike

Появилась информация о фэтбайке впервые в 1932 году: в Америке в одном из журналов напечатали в качестве рекламы картинку, на которой был вроде бы обычный байк, но с огромными покрышками, выглядевшими неправдоподобно. Поэтому читатели посчитали, что это розыгрыш, и не отнеслись к конструкции с должным вниманием.

Настоящей датой рождения фэтбайка стали 90-е годы, когда изобретатель, проживающий на Аляске, умудрился растянуть трехдюймовые покрышки до размера обода велосипеда. Звали умельца Марк Грюнвальд. Зима на Аляске долгая и снежная, поэтому любителю велосипедной езды сложно было долго оставаться на месте. Вот он и реализовал фантастическую идею, названную позже фэтбайком. Изобретение позволило ему круглый год наслаждаться ездой то по заснеженным лесным тропинкам, то по летним лесным дорожкам. Знаток байков и известный веломеханик — американец Шелдон Браун изобретение фэтбайка назвал самым достойным после разработки горного байка.

А три года назад эта гениальная конструкция покорила Южный полюс. Управляла фэтбайком Мария Лейерштам.

Перспективное направление сегодня взяли на вооружение ведущие производители байков, которые все делают для популяризации фэтбайка: дополняют функциональными комплектующими, новыми запчастями, усовершенствуют конструкцию.

Рекомендуем:

    и их особенности
  • Плюсы и минусы велотуризма
  • Преимущество дорожных велосипедов

Где модель особенно популярна

Фэтбайк перестал быть диковинкой в странах Запада, Канаде, США. В странах северных, где зимы снежные, он стал нормой, поэтому велосипедиста на велосипеде с широкими колесами там встретить довольно просто, причем возраст никак не отражается на популярности изобретения. На фэтбайках с удовольствием разъезжает молодежь и люди среднего возраста. Люди, влюбленные в этот велосипед, используют его, чтобы круглый год весело проводить время. Другая категория нашла в нем вариант, несущий физическую нагрузку.

Еще одна составляющая популярности фэтбайка — возможность получить, покупая байк «зимний», сразу и летний вариант. Все, что для этого нужно – приобрести две пары колес: одну со стандартными ободами и покрышками шириной 2,5 сантиметра, другую – с ободами большого размера. Это все, что нужно, чтобы трансформировать зимний вездеход, в летний вариант горника, на котором прогулки за город возможны в любое время года.

Главное, о чем предупреждают веломеханики — на комплектующих нельзя экономить, поскольку предназначен фэтбайк для сложных дорог, надежность нужна соответствующая.

Велосипед Fatbike Electric

Велосипед фэтбайк электро

Об этой модели нельзя отдельно не упомянуть. Фэтбайк электро – стандартный внедорожник, на котором установлен компактный электрический двигатель мощностью 500 Вт. На одной полной зарядке на нем проезжают 40-50 километров. А это для заснеженного леса немалое расстояние.

Покупая фэтбайк, предварительно ознакомьтесь с информацией, которая поможет о велосипеде составить собственное мнение. Ну, а легкость хода и удобство, оценить можно, проехав на веломонстре.

Производители байков

Компании SURLY, INNOVA, FATBIKES, VICIOUS CYCLES, FATBACK — родоначальники и известные производители фэтбайков. Надежность в моделях, которые они выпускают, сочетается со стилем. Оригинальная модель Surly Pugsley среди аналогов выделяется несимметричными перьями вилки и рамы. Она одна из популярных моделей на мировом рынке фэтбайков. Стоимость моделей лежит в пределах 500-1000 долларов, но в сезонные распродажи достойную модель купить можно по скидке.

К новинкам последних двух лет относятся модели:

  • Huraxdax MAXX;
  • Jagamoasta MAXX;
  • Surly Moonlander;
  • Zeal 2015.

Первая привлекает молодое поколение многообразием размеров и ярких расцветок.

Модель велосипеда фетбайк huraxdax maxx

Jagamoasta от MAXX удивляет своей втулкой Rohloff, совместимостью с шинами самого большого размера и задним треугольником, который легко разбирается.

Модель велосипеда фетбайк jagamoasta maxx

Surly Moonlander — третья по списку модель, в 2014 году заняла первое место на выставке Eurobike 2014. Неброская и стильная конструкция популярна среди мужчин всех возрастных категорий.

Модель велосипеда фэтбайк surly moonlander

Компания Zeal 2015 не забывает о детских увлечениях, поэтому пополнила линейку моделью, для мечтающих покорять снежные равнины, у которой установлена гидравлика и алюминиевая рама.

Модель велосипеда фэтбайк zeal 2015

Фэтбайк по мощи сравнить можно с мужским классическим внедорожником, поэтому езда на нем развивает физическую силу, корректирует формы, для мускулов дает серьезную нагрузку.

Источники:

https://auto.onliner.by/2018/08/19/velosiped-22
https://formand.ru/articles/chto-takoe-fetbayk-i-dlya-chego-on-nuzhen/
http://velomozg.com/chto-takoe-fetbajk
https://motocarrello.ru/znakomstvo/1333-fetbaik.html