Турист 12 км прошел пешком и 32 км проехал на велосипеде

Содержание скрыть
1 Велопутешествие Глеба Травина: как повторить легендарный маршрут

Велопутешествие Глеба Травина: как повторить легендарный маршрут

В 1928—1931 годах Глеб Травин, электрик из Петропавловска-Камчатского, проехал на велосипеде 85 тысяч километров вдоль границ Советского Союза — на самом обычном велосипеде. Часть пути прошла в тяжелейших условиях, по пустыням и горам Средней Азии, по берегу Северного Ледовитого океана. Узнали, как сегодня возможно повторить маршрут отважного велосипедиста. Поехали!

Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед. Фото: псковский музей-заповедник

Кто такой Глеб Травин

26-летний Глеб Травин — сын лесника, молодой командир Красной армии, уволенный в запас, электрик, работавший над госпланом электрификации РСФСР на Камчатке, — в 1928 году ввязался в самую большую авантюру в своей жизни. Он отправился из Петропавловска-Камчатского вдоль границ СССР на велосипеде, путешествие продолжительное и сложное. Техника у Глеба была адекватна времени — обычный дорожный велосипед, никаких передач и шипованной резины. Никакого навигатора, фликера, бликера и локера. Путешествие протяжённостью 85 тысяч километров продолжалось почти три года и проходило в тяжелейших условиях — по пустыням и горам Средней Азии и по берегу Северного Ледовитого океана.

Глеб Травин на Дальний Восток попал случайно: после армии, воспользовавшись правом бесплатного проезда на родину, назвал местом жительства не свой родной Псков, а самую дальнюю точку на карте — Петропавловск-Камчатский, и получил билет на край земли.

Никакого научного смысла в вояже романтика Травина не было, и потому многие критиковали велосипедиста: пока вся страна выполняет план первых пятилеток, здоровый сильный человек катается в своё удовольствие. Однако путешествие не было бесполезным. По пути Глеб останавливался в деревнях, читал лекции, вдохновляя заниматься спортом и изучать мир.

После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Ещё много лет он продолжал тренировки и был полон сил, хотел участвовать в спартакиаде, ездить на велосипеде по планете. Но полевые исследования «первооткрывателя» не оценили: за границу Травина так и не выпустили, да и с работы надолго отлучаться тоже не разрешали. Умер легендарный велосипедист в полном забвении в родном Пскове в 1979 году.

О путешествии Глеба Травина написаны две книги — «Человек с железным оленем» Александра Харитановского, камчатского корреспондента ТАСС, и «Земля стала своей» Вивиана Итина. Последний в 1938 году был расстрелян, его произведения — запрещены. Напуганные арестом писателя родственники Травина уничтожили практически весь архив невероятного похода.

Сегодня велосипед, компас, паспорт-регистратор, фотографии и другие документы Травина хранятся в псковском музее-заповеднике.

После путешествия Травину вручили вымпел и значок ГТО. Фото: псковский музей-заповедник

Владивосток — Хабаровск

Приблизительная дистанция — 760 километров.

Травин преодолел расстояние за 14 дней.

10 октября 1928 года Глеб Травин отплыл из Петропавловска-Камчатского на пароходе, 23 октября он прибыл во Владивосток, откуда и началась сухопутная часть его путешествия.

С тех пор по этому участку маршрута Травина ездили уже многие велосипедисты. Дорога сейчас неплохая, деревень по пути, где можно восполнить запасы еды и воды, много. Главные неприятности — затяжные подъёмы на горные перевалы и пылящие грузовики, которых на магистрали между двумя важнейшими дальневосточными городами очень много.

Ночуя в лесу, не забывайте закапывать продукты подальше от себя — в темноте ваша провизия может стать добычей медведя.

Маршрут путешествия легендарного велосипедиста. Фото: псковский музей-заповедник

Хабаровск — Биробиджан — Белогорск — Чита

Приблизительная дистанция — 2100 километров.

Травин преодолел расстояние за 69 дней.

От Хабаровска Травин свернул на запад и поехал вдоль Транссибирской магистрали. В этих местах до сих пор водится немало опасных диких животных. Удивительно, но Глеба спасал велосипед, выглядящий слишком непонятно. Есть легенда, что довольно долго его преследовал тигр, но так и не решился напасть на странное, неизвестное ему существо на двух колёсах.

Сегодня этот участок пути хорошо знаком современным велосипедистам-экстремалам. Так, олимпийский чемпион Михаил Игнатьев, выигравший золото в Афинах в 2004 году, за 23 дня проехал от Москвы до Владивостока. Он называет недавно построенную трассу Хабаровск-Чита лучшей в России. Во времена Травина никаких шоссе не было.

Чита — Улан-Удэ —Иркутск — Нижнеудинск — Канск — Красноярск— Ачинск — Кемерово — Угра — Новосибирск

Приблизительная дистанция — 2900 километров.

Травин преодолел расстояние за 80 дней.

Если не считать диких зверей и комаров, главная сложность состоит в том, что в первой части пути мало населённых пунктов, поэтому нужно или брать с собой приличный запас провизии, или, подобно нашему герою, овладевать искусством охоты.

Когда Травин достиг Байкала, местный житель подсказал, что зимой удобнее всего ехать по льду озера. Однако современные велотуристы, путешествующие летом, едут из Улан-Удэ в Иркутск вокруг по берегу — там дороги проходят по очень живописным местам.

Новосибирск — Барнаул — Рубцовск — Семей (Семипалатинск)

Приблизительная дистанция — 700 километров.

Травин преодолел расстояние за 14 дней.

В наши дни до Рубцовска вы доедете, однако потом, чтобы попасть в Семей (который раньше назывался Семипалатинск), нужно пересечь государственную границу и въехать на территорию Казахстана. Виза гражданам России не нужна, загранпаспорт пока тоже.

Семей — Талдыкорган — Алматы

Приблизительная дистанция — 1140 километров.

Травин преодолел расстояние за 24 дня.

По этим местам отваживаются ездить редкие путешественники. Пейзаж скучный и невыносимо однообразный, никого и ничего вокруг, только сильный ветер, гуляющий по бескрайним степям — он почти сдувает велосипедистов. Потом появляются горы со сложными перевалами, это окончательно изматывает уставших путешественников.

Фото: псковский музей-заповедник

Алма-Ата — Бишкек — Тараз — Шымкент — Ташкент

Приблизительная дистанция — 830 километров.

Травин преодолел расстояние за девять дней.

Сейчас такой маршрут очень неудобен, потому что придётся несколько раз пересекать границы государств: сначала въехать в Киргизию и проехать через её столицу Бишкек, потом вернуться в Казахстан, и в самом конце пути въехать на территорию Узбекистана. Хотя ни в одну из этих стран россиянам визы не нужны, достаточно лишь загранпаспорта, придётся потратить время на очереди и формальности.

Ташкент — Душанбе — Туркменабад — Ашхабад — Туркменбаши (Красноводск)

Приблизительная дистанция — 2600 километров

Травин преодолел расстояние за 65 дней.

Ещё один крайне неудобный для современных велотуристов участок. На пути граница с Таджикистаном, возвращение в Узбекистан, переезд в Туркменистан, для посещения которого в консульстве страны заранее нужно получить визу. Этот отрезок пути Травина проходит по границе с Афганистаном, он небезопасен для путешественников, а в некоторые районы Туркменистана иностранцам въезд вообще запрещён.

Впрочем, во времена, когда Глеб Травин колесил по этим краям, в Средней Азии тоже было неспокойно — орудовали банды басмачей.

Баку — Тбилиси — Владикавказ

Приблизительная дистанция — 650 километров.

Травин преодолел расстояние за 12 дней.

В Туркменбаши, который тогда назывался Красноводском, Глеб сел на пароход и за три дня пересёк Каспий. Его путешествие продолжилось в Баку.

Перед нами опять несколько границ: нужно въехать в Азербайджан, потом — в Грузию, и, наконец, в Россию. Высокие горы, многочисленные перевалы, пограничные кордоны и неспокойная криминальная обстановка (особенно в последней части) — всё это делает эти места не самыми приятными для велосипедистов.

Владикавказ — Новопавловск — Пятигорск — Железноводск — Минеральные Воды — Невинномысск — Ростов-на-Дону

Приблизительная дистанция — 750 километров.

Травин преодолел расстояние за 13 дней.

Первая часть маршрута — неспокойный горный регион Северного Кавказа. Завершение пути — в степной местности. Путешественникам стоит переживать и о личной безопасности, и о сохранности велосипедов, и о том, что местные жители не привыкли к такому формату путешествий, поэтому на дорогах между населёнными пунктами стоит быть очень осторожными и максимально заметными для водителей.

Ялта — Севастополь — Симферополь — Мелитополь — Запорожье — Харьков

Приблизительная дистанция — 765 километров.

Травин преодолел расстояние за 15 дней.

В Ростове-на-Дону Травин сел на пароход и отправился по Азовскому и Черному морям в Ялту.

Первая часть велопохода — от Ялты через Севастополь в Джанкой — хороший небольшой веломаршрут протяженностью примерно 260 километров. В этих местах многие велосипедисты катаются и сегодня. Не придётся беспокоиться ни о еде, ни о ночлеге: продуктовые магазины встречаются чуть ли не каждый километр, ночевать можно хоть в палатке, хоть в отеле, хоть в комнате в частном секторе (правда, в разгар летнего сезона с последним бывают проблемы).

Сначала дорога тянется вдоль берега моря. Это гористая местность, поэтому придётся потрудиться, регулярно преодолевая подъёмы. Потом маршрут поворачивает на север и идёт по ровной степной части полуострова через Бахчисарай и Симферополь.

За Джанкоем и озёрами путь преграждает российско-украинская граница. По украинским законам вы можете въезжать в Крым только с территории их государства. Если вы, подобно Травину, доплыли до Ялты со стороны Ростова-на-Дону, то есть с современной территории России, через границу вас не пустят.

Если же вам удалось доказать обратное и как-то пересечь рубеж, дальнейший путь пройдёт по болотистым местам через Новоалексеевку, Мелитополь, Запорожье, Новомосковск — до Харькова. Теоретически этот участок вполне проходим, набор высоты будет небольшим — встречаются холмы. Однако рядом восточные регионы Украины — Донецк и Луганск, где ведутся военные действия.

Фото: псковский музей-заповедник

Харьков — Белгород — Курск — Орел — Тула — Москва

Приблизительная дистанция — 720 километров.

Травин преодолел расстояние за 13 дней.

Сначала на вашем пути — между Харьковом и Белгородом — опять встретится граница между Украиной и Россией. Поэтому, если захотите проехать по части маршрута Травина, лучше начинать с Белгорода.

Разные участки маршрута от Белгорода до Москвы очень популярны у современных велотуристов. Дорога несложная, горы хоть и встречаются, но они невысоки, преобладает равнина. О велодорожках между городами мечтать не приходится, поэтому в основном ехать придётся по обочине автодороги с сильным движением или внимательно изучить треки других велотуристов и проложить путь «огородами». Продукты брать с собой не обязательно — всё можно купить по дороге.

Сам Травин вспоминал эту европейскую часть маршрута как приятную загородную прогулку и беспокоился, что в таких комфортных условиях потеряет форму.

Москва — Тверь — Вышний Волочёк — Валдай — Старая Русса — Псков

Приблизительная дистанция — 1000 километров.

Травин преодолел расстояние за 19 дней.

Первая часть маршрута — около 200 километров от Москвы до Твери изъезжена многими: дороги там хорошие, вариантов, как проехать, не выезжая на крупные магистрали, хватает. Поездка будет отличной, если запастись репеллентами и хорошо изучить треки предшественников, чтобы выбирать правильные пути объездов и не рисковать жизнью на забитых автомобилями магистралях. Но знайте, что стоит свернуть с трассы — и асфальт превращается в роскошь, встречаясь в основном в населённых пунктах, поэтому местами придётся помесить грязь, проехаться по гравийным и дорогам, покрытым песком или вымощенным булыжниками. Словом, для любителей колесить по России — ничего неожиданного.

За Вышним Волочком, в районе Валдая и Старой Руссы, ездить на велосипеде между городами желающих гораздо меньше: местность там болотистая и пустынная, дорог мало, часто встречаются брошенные деревни, иногда трудно найти работающий магазин.

Ближе к Пскову жизнь налаживается, но город находится в приграничной зоне, так что не удивляйтесь, если человек на велосипеде вызовет интерес пограничников.

Псков — Санкт-Петербург

Приблизительная дистанция — 290 километров.

Травин преодолел расстояние за шесть дней.

Места у велосипедистов хоть и не самые популярные, но всё-таки изъезженные. Наши современники советуют удлинить маршрут и ориентироваться не на федеральную трассу Е95, а катить через Гдов, Сланцы, Кингисепп вдоль берега Чудского озера — там машин меньше, спокойнее, места красивые.

Санкт-Петербург — Петрозаводск — Медвежьегорск — Мурманск

Приблизительная дистанция — 1400 километров.

Травин преодолел расстояние за 24 дня.

В окрестностях Петербурга велосипедисты исследовали каждый сантиметр. После Петрозаводска ситуация ухудшается, дорог становится меньше. Впрочем, некоторые велолюбители отваживаются ездить и по этим влажным заболоченным местам. В конце лета 2016 года в честь строительства железной дороги из Мурманска до Санкт-Петербурга и столетия столицы Заполярья даже состоялся велопробег между этими городами.

В Карелии много озёр. Травин потратил бы уйму времени, объезжая их. Помогла осенняя погода: велосипедист «летел» по первому ноябрьскому льду буквально напрямик.

Архангельск — Нарьян-Мар — Югорский Шар — Диксон — Русское устье — Уэлен

В Мурманске Травин, по-видимому, сел на пароход. Достоверных сведений об этом нет. В Архангельске начался самый трудный участок его легендарного путешествия. С 27 декабря 1929 года по 12 июля 1931 года он преодолел путь в 40 тысяч километров вдоль Северного Ледовитого океана. С тех пор условия на побережье не слишком изменились.

Фото: псковский музей-заповедник

Морозы, бездорожье, местами снег был таким глубоким, что Глебу случалось вставать на лыжи и тащить за собой велосипед. Однажды рядом с местом ночёвки образовалась трещина, из неё выступила вода. К утру она замерзла, и путешественник проснулся закованным в ледяной скафандр. С трудом достав нож, он начал высвобождать себя. Тёплая одежда превратилась в лохмотья, обувь осталась без подошв. Ноги были обморожены — Травин опасался гангрены и сам ампутировал себе два больших пальца.

От Печоры к Югорскому Шару путешественник решил ехать на велосипеде по замёрзшей воде: теперь по гладким ледовым полям ему удавалось преодолевать по 75 километров в день. Полыньи приходилось переплывать. Для этого он прикрепил к раме велосипеда надувной баллон, а к заднему колесу — гребные лопасти.

Завершилось путешествие на мысе Дежнева. Добравшись до Уэллена, села на Чукотке, Травин поставил каменный знак «В память северного перехода» и оставил под камнями отслужившие свой срок велосипедные покрышки.

Как проехать максимум за 1 день

сколько можно проехать на велосипеде

Велосипедные прогулки набирают популярность. Это связано со здоровым образом жизни, на который переходят многие люди, а также приятными эмоциями, получаемыми при езде. Поскольку многие в летний период ежедневно садятся за руль байка, они задаются вопросом: сколько можно проехать на велосипеде за один день?

Подобный вопрос может казаться бессмысленным, но для путешественников он имеет огромное значение. Исходя из расстояния, которое способен преодолеть велосипедист за день, рассчитывается график путешествия, его время и количество привалов.

Многие велосипедисты хотят знать ответ исключительно из спортивного интереса. Узнав средний километраж, можно поставить цель и проверить собственные возможности. Подобные испытания особенно актуальны среди новичков и заслуживают похвалы.

Дистанция

Чтобы узнать, сколько реально возможно проехать на велосипеде, стоит обратиться к книге рекордов Гиннеса. Согласно ей велогонщик Марко Бало за сутки преодолел расстояние в 890 км.

Рассчитав количество километров в день (12 часов), понимаем, что пройденная им дистанция в среднем равна 445 км. Для многих это космическая цифра. Но в реальности для опытного велосипедиста, не являющегося профессиональным спортсменом, 200 км в день – вполне выполнимая задача.

На количество пройденного пути влияет 2 фактора:

  • Уровень натренированности велосипедиста;
  • Специфика поездки.

Физическая подготовка

Ключевую роль при прохождении больших расстояний выполняет подготовка. Если Вы новичок в велопутешествиях, то через полтора-два часа езды начнете уставать.

сколько можно проехать на велосипеде

Чтобы натренировать свое тело, регулярно совершайте «вылазки» на велосипеде. По вечерам в будние дни можно кататься по 30-40 мин, а в выходные штурмовать дистанции побольше.

Через пару недель Вы сможете проезжать около 3-х часов в день, не чувствуя при этом серьезной усталости. Учитывая, что средняя скорость велосипеда составляет 15-20 км/ч, за 3 часа Вы проедете около 50 км.

Приобретая опыт, правильную технику и настраивая велосипед под себя, через несколько недель Вы без труда покорите вершину в 100 км. О том, как правильно настроить велосипед, можно прочитать в отдельной статье.

Полгода тренировок, и Вы сможете за день преодолеть расстояние в 200 км. Причем на финише Вы не будете смертельно уставшими. Главное техника, подходящий велосипед и некоторые меры предосторожности, но об этом позже.

Стоит отметить, что планка в 200 км является промежуточным звеном между любителями и фанатами велопутешествий. Поэтому не бойтесь цифр и ставьте перед собой достижимые цели.

Особенности поездки

Другим важным фактором является специфика поездки. Сюда включается маршрут, время езды, и цель. Если Вы не просто преодолеваете расстояние, а останавливаетесь на природе, фотографируетесь и рассматриваете достопримечательности, делите дистанцию на 2.

Помните, что поездка в темное время суток дольше. Если Вы едете по пересеченной местности или в горку, ваша средняя скорость будет составлять около 12-15 км/ч. Поэтому за 3 часа непрерывной езды Вы преодолеете около 40 км.

сколько можно проехать на велосипеде

Как легко преодолеть 100 км?

Одной из самых распространенных трудностей при поездке на длинные расстояния, является психический барьер. Многим людям трудно представить дистанцию в 100 км.

Чтобы избавиться от этой преграды, катайтесь на велосипеде ежедневно. Будет полезно приобрести велосипедный компьютер, который ведет отсчет пройденной дистанции и показывает вам, сколько можно проехать на велосипеде за каждый конкретный день в Вашем темпе.

сколько можно проехать на велосипеде

С помощью данных подсчетов Вы увидите пройденную Вами дистанцию и поймете, что «сотня» — это выполнимо.

О том, как выбрать велосипедный компьютер, описывается в этой статье.

Помимо тренировок и опыта для дальней дороги необходим надежный и приспособленный велосипед. Иначе Ваши результаты принесут Вам только боли в мышцах, коленных суставах, смертельную усталость и сбившееся дыхание.

Для путешествий лучше всего подойдет горный велосипед. Подробнее об этом Вы узнаете из статьи о выборе байка для велотуризма.

Подготовив велосипед, обкатывайте ежедневно по 30-40 км, а на выходных по 70 км. Если начинаете чувствовать легкую усталость, перейдите на шаг. Это поможет разгрузить мышцы и суставы, а также восстановит силы. Можно воспользоваться действенным правилом: час в седле, 10 мин пешком. «Войдя в колею» велосипедных прогулок Вы легко перейдете рубеж в «сотню».

О том, как проехать первые 100 км на велосипеде, Вы можете прочитать в этой статье.

Меры предосторожности

При достижении поставленных целей в любом виде спорта главное – благоразумие. Велопрогулки в больших количествах не всегда полезны. Каждый профессиональный велогонщик знает, как важно беречь колени.

При неправильном педалировании Вы рискуете приобрести деформирующий артроз коленных суставов. Это крайне неприятное заболевание, которое невозможно вылечить.

Но не спешите выставлять свой велосипед на продажу в попытке побыстрее избавиться от него. При правильной настройке байка и технике вращения педалей травм можно избежать.

Главное правило – не давить на педали, а вращать их. Причем делать это важно при помощи мышц, а не коленей. Ноги должны быть зафиксированы и повторять круговые движения при вращении.

Чтобы узнать больше о технике педалирования, прочитайте отдельную статью по данной теме.

Еще один успешный способ уничтожить свои колени и растратить силы на первых 20 км – это неправильное использование передач. Ошибка многих начинающих велосипедистов заключается в том, что, сталкиваясь с препятствиями в виде встречного ветра или подъема, они не переходят на пониженную передачу.

Кто-то объясняет это тем, что качает ноги. Возможно, но он также разрушает свои суставы. А при уничтоженных коленях от накачанных икр пользы мало. Во избежание травм старайтесь балансировать между передачами и давать примерно одинаковую нагрузку на ноги на любых скоростях.

Итак, правильно рассчитывайте свои силы, тренируйтесь и покупайте подходящий велосипед, тогда изначально нереальные 200 км, превратятся в легкую велопрогулку.

Турист 12 км прошел пешком и 32 км проехал на велосипеде

Где бы прокатиться на велосипеде одним днем, да так, чтобы было интересно, и при этом не очень далеко от Москвы?

Бывает непросто найти в Сети достойные внимания маршруты, а тем более – наметить путь самому, особенно при острой нехватке времени.

В этой статье собраны, на мой взгляд, лучшие веломаршруты Московской области, подходящие для тех, кто предпочитает заброску на электричке.

Что же понимается под хорошим маршрутом? Что является залогом интересного вело-ПВД (Похода Выходного Дня)?

— реки и водоемы . Так или иначе, самые красивые маршруты области пролегают вблизи рек;

— разнообразный рельеф. Конечно, гор в Подмосковье нет, но есть холмы, ласкающие взор;

— живописные луга, поля, леса. Крупной населенки по возможности избегаем;

— необычные примечательности, в особенности природные (POI – points of interest, точки интереса);

— минимум автомобильного трафика на пути, полевые или лесные (грунтовые) дорожки;

— погодные условия. Не лишним будет попутный ветер и отсутствие грязи после дождей.

Всем ли подойдут эти маршруты? Как насчет начинающих велосипедистов?

Если вы ездили на велосипеде только по городу (асфальт, парки), но не раз проезжали за день 50+ км, то вы справитесь. Если же проезжали меньше, но уверены в своей физической подготовке – почему бы и не попробовать?

Это касаемо наездника. А ведь тип байка тоже важен!

Мы будем подразумевать «горный велосипед» (MTB, mountain bike). То есть, руль на уровне седла или чуть выше, от 10 скоростей, колеса диаметром 26…29’’, покрышки шириной 1,8…2,5’’.

mtb-stern

Как правильно рассчитать время прохождения маршрута?

Общее время складывается из ходового времени (движение на велосипеде) и времени в простое. Простои включают закупки еды, перекусы, фотографирование, осмотр POI, разные нужды. Также неплохо иметь запас времени.

Как правило, в простое проходит от трети до половины всего пути, не считая заброски и выброски. Допустим, половину времени вы едете со средней скоростью 15 км/ч, а другую половину – стоите (0 км/ч), в итоге общая средняя выйдет 7,5 км/ч. Именно общую среднюю скорость я советую брать для расчета времени в пути.

Следует учесть, что чем больше участников, тем шире разброс темпа, если они не скатаны.

Все приложенные трэки отражают реальные пройденные в разные года маршруты. Для пущей точности все трэки были перерисованы заново от руки с использованием спутниковых снимков и OSM (OpenStreetMap). А также трэки содержат данные высот и путевые точки (POI), в том числе расположение питьевых родников. Магазины я отмечать не стал – они есть почти в каждом селе, а сетевые супермаркеты несложно найти через Maps.Me, Я.Карты и т.п.

Некоторые маршруты проходят вблизи внешних границ Московской области или даже захватывают соседнюю область; лучше уточнить тарифы вашего сотового оператора, если планируете звонить в походе.

По большей части трэки состоят не из одной нитки, а содержат сегменты-ответвления. Сделано это для удобства, чтобы у вас был выбор вариантов проезда по маршруту.

Вы можете развернуть любую нитку (поменять начало и конец), но это не всегда бывает оправдано.

А по поводу карт и загрузки файлов расскажу в конце статьи.

Статья обновлена 19.03.2021. Подробнее см. заключение

1) Запад. Вдоль Москвы-реки, часть 1

Не зря я начинаю обзор именно с Москвы-реки – это «титульная» река области, и по ее берегам расположено множество живописных мест!

Маршрут холмист, немало спусков в пойму и подъемов на высокий берег.

веломаршрут вдоль Москвы-реки

POI на маршруте: 4 подвесных моста, старые каменоломни, несколько храмов 18-19 веков постройки, Саввино-Сторожевский мужской монастырь.

Грунтовых участков не больше четверти пути, остальное – асфальт с малым трафиком и проселки. Есть два участка по километру с приличным трафиком перед с. Каринское и в д. Ягунино, где надо быть особенно внимательными.

По пути много мест для купания, часть из них отмечены путевыми точками.

  • Чтобы скачать трэк в формате .KML, в окошке с картой нажмите кнопку «Увеличить карту» в правом верхнем углу, и оно откроется в новой вкладке браузера. Там вызовите меню (вертикальные «три точки» слева), выберите «Скачать KML».

Полный вариант пути:

пл. Партизанская (или ст. Дорохово) – ст. Звенигород (около 80 км). С осмотром монастыря, скита и центра Звенигорода в конце пути – еще +5…10 км. На такой поход нужно выделить 10-11 часов светового дня, дабы не превращать его в гонку.

Заброска и выброска – по Белорусскому направлению МЖД (оно же Смоленское). Считая от ст. Фили, до Партизанской электричка довезет вас за 1:20…1:40. Обратно от Звенигорода за 1:10…1:20.

Точки схода: ст. Тучково (32 и 39 км пути), пл. Полушкино (45 км пути).

Укороченные варианты (оба на 45…50 км):

— Партизанская (или Дорохово) – Кубинка (или Полушкино)

— Кубинка (или Полушкино) – Звенигород

Первый удобен тем, кто захочет «зависнуть» на скалах-каменоломнях, поскольку уместить в один день 80-90 км маршрута, скалолазание и пещеры просто немыслимо. Смотреть каменоломни рекомендуют осенью или весной, когда их не закрывает зелень.

Второй отрезок живописнее первого, а также подойдет желающим подробнее ознакомиться с монастырем и Звенигородом. При монастыре, кстати, можно купить квас, выпечку и всякие разности. А еще полюбоваться на местных кошек 🙂

2) Запад. Вдоль Москвы-реки, часть 2

Логическое продолжение первой части в приближении к Москве с запада. Больше половины маршрута проходит в пойме Москвы-реки, поэтому здесь в 2 раза меньше набор высоты, при этом грунтовых дорог 70-80%.

Важное замечание: часть территории поймы присоединили к г. Москва при расширении границ в 2012 году. Кое-где на лугах и полях красуются столбики «частная собственность, проход запрещен», но фактически ограничений нет (на 2020 год). Тем не менее, в любой момент там может начаться застройка, так что – спешите видеть…

Маршрут (основная нитка) большей частью видовой, созерцательный, из POI – три храма. Есть пляжи, но нет родников.

Длина основной нитки от ст. Звенигород (Белорусское направление МЖД) до пл. Красногорская (Рижское направление МЖД) – 65 км. Можно уменьшить это расстояние на 6 км, исключив в начале пути «крюк» через центр Звенигорода, но для этого придется проскочить 1,5 км по ЦКАД под горку.

Точка схода на ЖД, по сути, только одна – это пл. Барвиха Усовской ветки Белорусского направления МЖД (путь уменьшится до 53 км).

веломаршрут вдоль Москвы-реки

Можно и удлинить путь на 10-12 км, причем двумя способами. Первый – увеличить «крюк» до моста БМО (Большая Московская Окружная ЖД, или Большое Кольцо МЖД).

А второй способ может быть полезен тем, кому Рижское направление удобнее Белорусского. Едем по Рижскому ходу до ст. Манихино (около часа от МЦК/МЦД Стрешнево), потом сквозь дачи спускаемся

600 м до платформы 165 км БМО, откуда на пустой и де-факто бесплатной электричке (состав 4-6 вагонов) едем 12 минут до пл. 177 км БМО. Только надо учесть, что платформы эти – низкие, т.е. на уровне земли, и в тамбур забираемся с великом по ступеням. И главное, что электричек – 3 штуки в день. Утренняя (на 2020 год) в 9:18. Если опоздаете, придется ехать следующим по списку маршрутом 😉

Выйдя на пл. 177 км, оказываемся в дивной глуши! Проехав по тропе луг, речку по мостику и поле, попадаем на пустой асфальт до Звенигорода. Через 3 км – родник в лесу у дороги.

Можно выйти и позже, на пл. Дюдьково возле скита монастыря (с родником и купелью), и тогда удлинения нитки пути не будет (получатся примерно те же 65 км).

…В конце пути наш маршрут огибает берегом Ильинскую пойму, на которую давно положили глаз застройщики, но там, к счастью, до сих пор обрабатывают поля. К пойме примыкает уникальный памятник природы, заказник «Лохин остров», на который ведет единственный мостик. Можно сделать кружок по острову, добавив несколько километров пути.

К сожалению, невдалеке от Острова и Поймы ведется масштабная стройка жилых кварталов, и в ближайшем будущем нагрузка на экосистему сильно возрастет…

Завершающий отрезок пути частично проходит по Ильинскому шоссе, будьте осторожны.

Тем, кому удобнее Белорусское направление, могут, покатавшись по Пойме и Острову, финишировать на пл. Барвиха, где каждый час останавливаются электрички на Москву (короткие, 5 вагонов).

3) Запад. Истра и Маглуша

Удобный маршрут средней холмистости вдоль Рижского хода ЖД «от дальней станции к Москве», много точек схода. Общая длина – 70 км, из которых около ¼ грунтов. Маглуша – это приток р. Истра, которая, в свою очередь, впадает в Москву-реку.

Начинается путь у ст. Румянцево (полтора часа езды от МЦК/МЦД Стрешнево), заканчивается у пл. Малиновка (или ст. Дедовск).

веломаршрут вдоль Истры

Первые 6 км – шоссе со средним движением, по сторонам которого находятся остатки бывших пионерских лагерей. Кое-где, возможно, нет охраны (это для любителей полазить).

В Савельево есть «Пятерочка», за ней сворачиваем на пустую дорогу вдоль Маглуши. Затем, после небольшого грунтового участка, попадаем в д. Филатово, а за ней – Глебово. Здесь прямо-таки средоточие POI: 2 храма, 2 родника и купель, 2 старых аллеи и развалины усадьбы.

Следующее такое место – Новоиерусалимский мужской монастырь (и объекты вокруг него). Тут вообще можно провести полдня, а то и весь; но тех, кто все-таки хочет покататься, путь-дорожка ведет грунтами по пойме Истры (но можно проехать и через город).

Очередная остановка – п. Троицкий. Два храма, два родника, купель. Поселок, в основном, дачный, но довольно старый; думается, что участки тут давали не простым людям, а деятелям искусства, культуры или науки. Прокатившись по его улочкам, вы поймете, о чем я!

Не доезжая п. Снегири есть вечно грязный участок в несколько десятков метров. Даже в сильную сушь он редко просыхает до конца. Аккуратность там не помешает.

А южнее Снегирей находится село Рождествено, рядом с которым раскинулись обширные поля-луга. Мало осталось таких местечек в пределах 20 км от МКАД, где можно по-настоящему ощутить простор! И при этом относительно тихих и безлюдных.

В сухую погоду, когда воздух достаточно прозрачен, с северной вершины полей можно разглядеть высотки г. Одинцово и запада Москвы – это не менее 25…30 км по прямой!

Эти поля продолжают существовать благодаря ферме с необычными коровами, относящейся к РАН. Правда, не обошлось без коррупции, в результате которой на краю полей выросли многоэтажки…

Вы можете поддержать ферму, купив там сырое молоко (с 14 до 15 или с 18 до 19 ч ежедневно; тару можно взять свою). Иногда продают творог и сливочное масло (дорого, но мило).

4) Север. Сестра и Яхрома

Савеловское направление МЖД. Старт – пл. Мельдино. Считая от МЦК/МЦД Окружная, до Мельдино ехать более 2 часов, но оно того стоит.

Маршрут довольно плоский (по большей части – асфальт), при этом тихий, спокойный и приятный. Лишь в самом конце придется проехать 3 км по Дмитровскому шоссе, чтобы пересечь канал им. Москвы.

Точек схода нет (только автобусы), поэтому лучше решить заранее, каким путем ехать (от 57 до 80 км).

Сразу после пл. Мельдино вам предстоит паромная переправа через канал им. Москвы (платная, 40-50 рублей с велосипедиста на 2020 год). За паромом – пустой асфальт посреди лесов, через 6 км он выходит в долину р. Сестра (приток Дубны). Если вы выбрали короткий путь, то проедете по этому шоссе еще 28 км. А если выбрали длинный, то перед деревней Дрочево следует повернуть на Меленки, за которыми вас ждет подвесной мостик на другой берег Сестры.

веломаршрут вдоль Сестры и Яхромы

POI на маршруте («длинный» вариант): паром, остатки плотины малой ГЭС, 2 подвесных мостика, несколько храмов 16-19 веков постройки, Николо-Пешношский мужской монастырь, радиотелескоп МГТУ им. Баумана (чуть в стороне).

Во второй половине пути взору откроются дальние виды на поля Яхромской поймы. В советское время русло р. Яхрома было искусственно изменено, а заболоченную низину осушили и превратили в огромный огород, который до сих пор снабжает Москву овощами.

Завершится маршрут на пл. 75 км или ст. Каналстрой того же Савеловского направления. Смотрите расписание: не все электрички имеют там остановки.

5) Север. Дубна и Веля

Преимущественно асфальтовый маршрут между Ярославским и Савеловским направлениями МЖД. Один из моих любимых! Южная часть – очень холмистая (Клинско-Дмитровская гряда), северная – относительно ровная.

Основная нитка: пл. 83 км (Яр.) – ст. Вербилки (Сав.), длина 72…75 км

Вторая нитка: пл. Абрамцево (Яр.) – ст. Вербилки (Сав.), длина 80…85 км (или короче на 18 км, если старт от пл. 62 км БМО)

Точек схода нет (только автобусы).

Рельеф непростой, так что рассчитывайте свои силы. Но где рельеф – там и красóты!

веломаршрут близ рек Дубна и Веля

Для опытных катальцев есть возможность удлинить основную нитку вплоть до 115 км. Или же вообще и старт, и финиш сделать на Яр. напр. (смотрим трэк!)

Между Вербилками и Орудьево – богатый хвойный лес, через который ведет приличная колея (через ЖД у Очево – тропа). После дождей там грязно.

Старинные храмы, холмистые пейзажи – этого на маршруте в достатке! А особо отмечу два места. По основной нитке это Загорская ГАЭС (гидроаккумулирующая электростанция) – хитрая вещь, которая, по сути, потребляет энергии больше, чем отдает. А по второй нитке (или по удлиненной первой) – это село Ольявидово, расположенное на холме, и его живописное окружение.

Еще можно отметить старейший в России фарфоровый (фарфорный) завод в Вербилках, который как-никак действует и даже проводит экскурсии и мастер-классы.

6) Север. Сорочаны, канал и Мураново

Полный вариант: ст. Яхрома (Сав.) – пл. Ашукинская (Яр.), длина 73…77 км

Короткий вариант: ст. Икша (Сав.) – пл. Ашукинская (Яр.), длина 46…50 км

Не скажу, что маршрут шибко интересный, зато близкий по заброске и популярный. При желании можно развернуть нитку – особенно, если вы не уверены в своих силах для полного варианта (можно будет сойти в Икше).

веломаршрут вдоль канала им. Москвы и водохранилищ

Грунт/асфальт: 20/80%, выраженная холмистость. 7 километров маршрута проходят по берегу канала им. Москвы. Купалка также возможна в Икшинском/Пестовском водохранилище.

Около Яхромы – красивые виды; а посередине пути находится широко известная в узких кругах зона отдыха «Хвойный Бор» — в тамошнем лесу раскатали очень грязные колеи, и поэтому трэк содержит объезд (срезку). От Хвойного Бора до Ашукино – малозагруженный асфальт.

7) Север/восток. Воря и Торгоша

Ярославское направление МЖД. Длина маршрута – от 55 до 75 км, из них 15…20 км грунтов. Холмистость средняя или выше.

Старт на ст. Фрязино, финиш на пл. Федоровское, пл. Радонеж или ст. Сергиев Посад.

Дороги, в целом, тихие. При финише в Радонеже или С-Посаде последние километры будет средний трафик. На пл. Федоровское электрички раз в 2 часа.

На лесном озере в выходные может быть уйма народа; тогда купаться лучше в Воре (или Торгоше) севернее Красноармейска. Но берега озера красивы; а поздней осенью, когда лиственные деревья уже облетели, вечнозеленые хвойные леса напомнят об ушедшем лете, если вам удастся выкроить солнечный денек.

Из-за стройки ЦКАД кусок маршрута мне пришлось переделать. И есть в начале пути, за Камшиловкой, участок через дачи под вопросом (свободен ли проезд, смогу узнать позже. Пишите комментарии!)

8) Восток. Мещера Нерская

Мещерская низменность очень популярна среди велосипедистов. Относительно редкая населенка, ароматные боры, разветвленная сеть лесных дорог. Вот только все это благолепие находится не так уж и близко от столицы. Однако есть несколько маршрутов в пределах 1,5 часов езды на электричке. Предлагаю вам один из них.

веломаршрут у реки Нерская

Старт на ст. Виноградово (Рязанское направление МЖД), финиш на пл. Казанское (Горьковское, оно же Нижегородское направление МЖД). Возможен сход ровно на половине пути, длина которого – около 70 км, почти треть из них – грунты. Маршрут весьма плоский, как и вся Мещера.

На пути есть родники, старинные здания, самобытный дом-музей народных умельцев. Но изюминка этого похода – лесная дорога длиной в 15 км и оборудованная стоянка на р. Нерская. При желании маршрут можно развернуть и поехать с севера на юг, если солнце в глаза не будет помехой (или же погода облачная). Тогда красивые леса будут у вас во второй половине пути.

9) Юг. Вдоль Северки

Река Северка – приток Москвы-реки – течет среди полей, лугов и перелесков юга и юго-востока Московской области. И маршрут наш, ведущий с запада на восток вниз по течению этой речки, проходит, по большей части, по открытой местности. Поэтому грунты здесь сохнут достаточно быстро.

Маршрут слабохолмистый, но длинноват для начинающих, да и грунтовок немало. Длина 78…80 км. В принципе, можно урезать маршрут до 54…62 км, закончив путь на БМО (электрички на Воскресенск или Михнево), но вечером там лишь по одной электричке в каждую сторону.

Старт — на ст. Барыбино (Павелецкое направление МЖД), это около 1 часа езды, считая от пл. Верхние Котлы.

Финиш — на ст. Пески (Рязанское направление МЖД); обратно ехать 1:40…1:50 до пл. Андроновка.

веломаршрут вдоль реки Северка

Маршрут насыщен культовыми зданиями (8 храмов), а вот с местами для купания как-то не очень. Но они есть 🙂

В самом конце – пересечение Москвы-реки по наплавному (понтонному) мосту, который могут отвести на время прохода судна по реке. Случается это нечасто, но из-за этого можно опоздать на электричку и ждать следующей. Кстати, линия железной дороги между Москвой и Рязанью – с левосторонним движением, ибо проектировали второй путь англичане в 19 веке. Так что пути не переходим 🙂

10) Юг. Талеж и Шкинь

Это, скорее, 2 отдельных маршрута: один короче, другой длиннее. Хотя, продвинутые велосипедисты осилят всю нитку 🙂

Короткий маршрут длиной около 50 км начинается у пл. Луч (это 1:40 на электричке, считая от Курского вкз.) и проходит поблизости от реки Лопасня. На пути есть и грунтовки, и проселки, и тихие асфальтовые дороги (их больше всего). По берегам реки есть подъемы и спуски. В общем, скучно не будет!

Главные POI – это мужской монастырь (Давидова пустынь) у села Новый Быт, основанный в 16 веке, и талежский родник (он же Давидов источник).

Родник у села Талеж – один из самых эпичных и противоречивых во всей области. Дето в том, что благоустроено это место было в лихие 90-е на деньги подольских и чеховских «братков», которые пытались таким образом то ли покаяться, то ли откупиться от злодеяний… Более того, на территории ранее упомянутого монастыря захоронены двое из них, приложившихся к восстановлению обители. Такие вот дела.

Закончить маршрут можно двумя путями. Основной вариант (лесистый асфальт и пара километров грунтовок) приведет к пл. Шугарово Павелецкого направления МЖД; второй вариант длиннее всего на 2 км, идет он по открытым местам с участком мощеной булыжником старинной дороги в Михнево (тоже Павелецкое направление, чуть больше электричек).

А теперь про длинный маршрут (

70 км). Начинается он от пл. Шугарово и ведет примерно вдоль хода БМО (Большого Кольца МЖД), пересекая вышеописанный маршрут «вдоль Северки» в старинном селе Шкинь. По этой причине оба этих маршрута можно использовать совместно, получая вариации.

Грунтовые участки наличествуют только в конце, после села Шкинь, в том числе лесная дорога по старинному тракту, где может быть грязновато. Но, взяв концовку от «Северки», можно вообще исключить грунты (тогда длина пути уменьшится до 65 км). А также можно объехать лесной тракт через Ратчино.

Заканчивается маршрут в Воскресенске (пл. 88 км Рязанского направления), откуда около 1,5 ч езды на электричке до МЦК.

11) Юг. Серпухов-Ступино

Еще один маршрут между Курским и Павелецким направлениями, на удалении около 100 км от вокзалов, среди приокских смешанных лесов и боров. Рельеф присутствует, но не сильный. Грунтовые участки – в самом начале и самом конце.

Основная нитка имеет длину 65 км. Начало у пл. Авангард (дабы не соваться в суетливый Серпухов); через 15 км окольными путями попадаем в Данки – форпост Приокско-Террасного государственного биосферного заповедника, где содержатся зубры. На зубров можно посмотреть в рамках экскурсии.

Далее несколько километров шоссе идет по заповедной территории, где заходить за обочину нельзя. Следующие 7-8 км дорога идет уже через общедоступные леса, где встречаются места отдыха (лавочки с навесом). Затем леса расступаются, открывая пойму сначала Лопасни, а потом – Оки.

Там, на Оке, у границы городских округов (бывших районов), места особо «элитные», и их облюбовала местная знать. На самой границе дорога перекопана (на 2020 год), но проехать на велике можно. И залезть на живописный песчаный бугор, поросший соснами.

Но если дорогу всё-таки воссоединят, то трафик на этом маршруте резко возрастет…

— вместо спуска к Оке после Игумново можно свернуть вдоль р. Лопасня на Михнево (лучше в сухую погоду). За селом Хатунь эта ветвь вливается в маршрут через Талеж, описанный выше. Общее расстояние почти не изменится;

— можно укоротить путь на 6 км, закончив на ст. Ступино, посмотрев центр города ранне-советской застройки. Но основная нитка с финишем на пл. Акри всё же интереснее (сосны, Ока, виды, монастырь).

12) Юг/юго-запад. Истья и Нара

Маршрут между Киевским и Курским направлениями, весьма пересеченный и разнообразный. Часть маршрута проходит по Калужской области.

Старт – ст. Балабаново (Киевское напр., 1:30…1:40 от вокзала) или пл. Мачихино БМО (есть прямая электричка с Киевского вкз., в пути 1:45), финиш – ст. Шарапова Охота (Курское напр., 1:45 до вокзала).

Как видите, тут снова «вилка», т.е. появляется и третий вариант: Балабаново <–> Мачихино.

Основная нитка: Балабаново –> Шарапова Охота, длина 72…75 км.

веломаршрут вдоль Истьи и Нары

Сначала нитка ведет берегами р. Истья (приток Нары, впадающей в Оку у Серпухова). До впадения в Нару главная примечательность – это парк птиц «Воробьи». Многие наверняка слышали о нем. Впрочем, туда лучше наведаться с детьми. А я вот не приветствую содержание крупной живности в неволе (особенно летающих птиц!) без крайней необходимости. Как бы то ни было, можно погулять по саду камней рядом с зоопарком.

Перейдя Нару по подвесному мостику, вы окажетесь в селе Тарутино, где находился штаб Кутузова во время войны 1812 года. В те дни здесь состоялось историческое сражение, а теперь в селе находится музей на территории мемориального комплекса. А вокруг кое-где сохранились земляные укрепления той войны.

Далее основная нитка поведет левым (северным) берегом Нары, но от музея можно проехать и южным берегом, чтобы не возвращаться через село. Только надо учесть, что эти земли к югу от Нары относятся к ГК «Таруса» – это что-то вроде «южного Завидово», охотничья вотчина высших чиновников. Однако полоса заказника между А-108 и рекой Нара вряд ли интересует егерей.

Еще чуть дальше, перед деревней Мелихово, грунтовая дорога пересекает брод глубиной вплоть до пояса (в межень – по колено). Хорошее место для бодрого купания 🙂 Брод можно объехать южным берегом Нары, добавив несколько вёрст (смотрите трэк ниже).

Ну, и кратко про дополнительную нитку Мачихино-Тарутино. Главное там – Радужный водопад. Небольшой водопадик, высота меньше 3 м, но красивый, особенно в большую воду!

Если поедете от Мачихино до Шараповой охоты, то готовьтесь к 82…85 непростых километров. А вот от Мачихино через Тарутино до Балабаново получится 63…65 км, причем это расстояние можно увеличить, сделав «петлю» берегами Нары.

При финише в Мачихино изучайте расписание заранее. Прямая электричка до Москвы может быть слишком рано, и тогда вам придется делать пересадку в Бекасово-1.

13) Восток. Мещера глубокая

Начинается маршрут на ст. Авсюнино (электрички на Шатуру и Черусти от Казанского вокзала, время в пути от пл. Андроновка 1:40…1:55). А финиш на Горьковском (оно же Нижегородское) направлении МЖД: до ст. Покров получится 64 км. Если в конце пути останется время, силы и желание, то можно продлить путь на 11, а то и на 17 км (и выйдет соответственно 75 или 81 км). Можно и наоборот, уменьшить путь до 58 км, начав на пл. Запутная (на 2 остановки дальше Авсюнино).

берегите муравьев Мещеры!

Суть маршрута – это песчаные (и не очень) дорожки сквозь красивые и ароматные мещерские леса. А особенно – дремучий участок пути длиной 20 км к северу от деревни Мануйлово. 20 км лесных дорог без населенных пунктов – это немало для Подмосковья! Несмотря на то, что участок относится ко Владимирской области.

Перед преодолением участка загляните на родник в д. Старый Покров (там есть и купель).

В целом, грунтовок на маршруте больше половины, и это непростые грунты: кое-где возможна пешка по пескам, в которые зарываются даже колеса с широкими покрышками. Но лесная глушь того стоит!

Вот только весной после половодья и летом после сильных дождей ехать не советую. И – помнить про комаров. Лучшее время для Мещеры – это конец лета и погожие осенние дни.

14) Юг. Пахра и Суханово

Решил я всё-таки добавить в список и этот маршрутец, хотя проходит он всего-то в 10-15 км от МКАД в местах с относительно большой населенкой. На 2020 год он актуален, но вблизи столицы всё меняется довольно быстро…

Интересностей на пути немало: каменоломни «Силикаты», «Сьяны» и «Кисели», домодедовский известняковый карьер («Подмосковные скалы»), Бутовский расстрельный полигон, усадьба Суханово, усадьба Горки («Ленинские»), мемориальный павильон-вокзал платформы Ленинская, плотина бывшей малой ГЭС на Пахре (одна из первых ГЭС в СССР). А также храмы, родники, подвесные мостики и просто красивые виды на реке Пахра.

веломаршрут вдоль Пахры

На маршруте практически нет загруженных шоссе (по меркам ближней области), много грунтовок и местных дорог. Общее расстояние – от 30 до 70 км; ЖД рядом, Москва тоже рядом, и трудностей с этим быть не должно.

Начинать советую на МЦД-2 Силикатная: через несколько километров у д. Ерино будет родник в красивом нагорном лесу над рекой Десна (приток Пахры). На стрелке Десны и Пахры стоит известная усадьба Дубровицы с уникальным роскошным храмом постройки конца 17 века, но, увы, он будет скрыт за лесом, а мостов в Ерино нет. И еще: после дождей на лесных склонах грязно и опасно, и тогда лес лучше «срезать» мимо дач.

Между М-2 и М-4 вдоль Пахры много распаханных полей, местами встречаются и теплицы; раньше там не совсем легально околачивались китайцы или вьетнамцы, но в последние годы они исчезли, и проблем с проездом быть не должно.

Завершить путь можно на пл. Ленинская Павелецкого направления, а можно и на МЦД-2 Бутово. 70 км получится, если вы посетите все POI (путевые точки).

В заключение напишу, что эта страница будет по возможности обновляться, в том числе при добавлении или изменении маршрутов. Текут не только реки – «всё течет, всё меняется»…

Вы тоже можете принять участие в наполнении этой выборки. Пишите нам!

19.03.2021 — добавлены маршруты №13 и 14

А для тех, кто уже умудрен опытом однодневок и хочет большего, у нас появилась статья про двух- и трехдневные веломаршруты в Подмосковье!

И — приведу несколько советов.

  • Не забывайте: погода – это важный фактор похода. Например, ехать против сильного ветра не только неприятно, но и ощутимо тяжелее. То же самое можно сказать и про глинистые грунты после дождей (хотя есть и любители).
  • Если участок шоссе прямой, как стрела, а трафик низкий, то автомобили могут носиться с высокой скоростью. И если при этом твердой обочины (плеча) нет, то такая дорога может быть даже опаснее, чем оживленная магистраль с технической полосой.
  • Пожалуйста, не ориентируйтесь по «голому» трэку, всегда загружайте трэки поверх карт или спутниковых снимков! Нитки отрисованы мной аккуратно, но не исключены, к примеру, ошибки координатной привязки местности со стороны поставщиков карт или снимков.

Чтобы пользоваться трэками (.GPX или .KML/.KMZ), выберите подходящее приложение для вашего смартфона. Могу порекомендовать Maps.Me (для отображения .KML/.KMZ) и Locus (для .GPX). Про GPS-навигацию в велопоходах у меня есть статья.

(.KMZ — это всего лишь упакованный в ZIP-архив файл .KML)

А если вы используете приборы типа Garmin, то, скорее всего, знаете, как работать с трэками 🙂

Также вы можете скачать нужные вам файлы .GPX или .KML напрямую с Google Drive.

ВПР по математике 2020 — 5 класс (вариант 1)

2. Запишите в виде смешанного числа значение выражения .

Решение:
.
Ответ: получилась дробь: .

3. Запишите в ответ наименьшее из чисел: 3,42; 2,43; 4,23; 2,34.

4. В магазин завезли овощи. Две седьмых всех овощей — помидоры, а три седьмых всех овощей — огурцы. Сколько килограммов помидоров завезли в магазин, если огурцов завезли 105 кг?

Решение

105 : 3 = 35 (кг) — столько кг в 1/7 овощей
35 * 2 = 70 (кг помидор)
Ответ: в магазин завезли 70 кг помидор.

5. Какое число надо вписать в окошко, чтобы равенство стало верным?
261 + = 219 + 184

Чтобы найти число, которое должно быть вписано в окошко, произведем следующие действия:

219 + 184 = 403, тогда

Чтобы найти второе слагаемое, нужно из суммы вычесть первое слагаемое: 403 — 261 = 142.
Ответ: в окошко нужно вписать число 142.

6. За 40 минут Алексей проехал на автомоиле 42 км. Сколько километров Алексей проедет за 1 час 40 минут, если будет ехать с той же скоростью?

Решение

Если за 40 минут Алексей проехал на автомобиле 42 км, то это означает, что он едет со скорость: 42/40 км/мин. Тогда за время 1 час 40 минут = 100 минут Алексей проедет расстояние: 42/40 * 100 = 42/4 * 10 = 42/2 * 5 = 21 : 5 = 105 км.

Ответ: за 1 час 40 минут Алексей проедет 105 км.

7. На одну юбку нужно 1 метр и 20 сантиметров ткани. В ателье есть 8 метров такой ткани. Какое наибольшее число таких юбок можно из неё сшить?

Решение:

1 метр 20 см = 120 см

800 : 120 = 6 (ост. 80)
Ответ: можно сшить 6 юбок из 8 метров ткани, имеющейся в ателье.

8. В январе завод выпустил 300 холодильникеов, а в феврале 324. На сколько процентов выросло производство холодильников в феврале по сравнению с январём?

Пусть 300 холодильников — это 100%, тогда 300 : 100 = 3 (хол.) — это 1%.

Ответ: производство холодильников в феврале выросло на 8% по сравнению с январем.

9. Найдите значение выражения 162 + 20 ⋅ (5621 — 33) : 11 . Запишите решение и ответ.

Решение

1) 5621 — 33 = 5588;
2) 20 ⋅ 5588 = 111 760;
3) 111 760 : 11 = 10 160;
4) 162 + 10 160 = 10 322.
Ответ: 10 322.

10. В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок. В таблице даны количество листов в пачке и её цена. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоит наиболее дешёвая покупка?

Марка бумагиКоличество листов, шт.Цена, руб
«Белая»200130
«Снежок»500310
«Сирень»250150
«Лучик»500305

Запишите решение и ответ.

Решение

Добавим в таблицу ещё один столбец:

Марка бумагиКоличество листов, штЦена, рубЦена за 1000 листов, руб
«Белая»200130130 * 5 = 800
«Снежок»500310310 * 2 = 620
«Сирень»250150150 * 4 = 600
«Лучик»500305305 * 2 = 610

Ответ: наиболее дешёвая покупка будет стоить 610 рублей.

11. На диаграмме показано, сколько желаний исполнит старик Хоттабыч в каждый день недели. Пользуясь этими данными, ответьте на вопросы.

11.1. В какой день старик Хоттабыч исполнил меньше всего желаний?

11.2. Сколько всего желаний исполнил старик Хоттабыч за три первые дня недели?

12. На рисунке дано поле, расчерченное на квадраты со стройной 3 см. На нём изображена фигура.
12.1. Найдите площадь закрашенной фигуры. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Всего на рисунке закрашено 8 квадратов. Площадь каждого из них 3 * 3 = 9 кв. см. Значит площадь закрашенной фигуры:

Так как площадь одного квадрата на поле 9 кв. см, то раздеми 135 на 9: 135 : 9 = 15. Получается, что фигура должна состоять из 15 квадратов, то есть это может быть прямоугольник со сторонами 3 и 5. Изобразим его на поле.

Ответ

13. От деревянного бруска размеров 30см*90см*100см отпилили несколько дощечек размером 8см*30см*50см. после этого остался брусок объёмом 54 000 см.кв. Сколько дощечек отпилили?

30 * 90 * 100 = 270 000 кв. см — объем деревянного бруска

270 000 — 54 000 = 216 000 — объем, который спилили

8 * 30 * 50 = 12 000 объем одной дощечки

216 000 : 12 000 = 18 дощечек

Ответ: отпилили 18 дощечек.

14. Оля купила пакетик орехов. Когда Оля съела один орех, число оставшихся орехов стало делиться на 2. Оля съела еще один орех, и оказалось, что число оставшихся орехов стало делиться на 5. Сколько еще орехов надо съесть Оле (как можно меньше), чтобы все оствшиеся орехи она смогла раздать поровну своим десяти подругам?

Предположим, что у Оли осталось 10 орех. К этом числу нужно добавить некоторое число, чтобы оно делилось на 5. Это будет число 5, так как 10 + 5 = 15, а 15 делится на 5.

Предположим, что у Оли осталось 20 орех. К этом числу нужно добавить некоторое число, чтобы оно делилось на 5. Это также будет число 5, так как 20 + 5 = 25, а 25 делится на 5.

Получается, что Оле надо съесть 5 орех, чтобы все оставшиеся орехи она смогла разделить поровну своим десяти подругам.

Источники:

https://www.poehali.tv/adventures/10444
https://velife.ru/katanie/skolko-kilometrov-mozhno-proexat-na-velosipede-za-den.html
https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5
https://shkolnaiapora.ru/vpr/5-klass/vpr-po-matematike-2020-variant-1