Как защитить велосипед от угона и что делать, если это все-таки случилось
Все больше россиян видят в велосипедах не просто способ прокатиться с ветерком, а полноценное транспортное средство — по крайней мере, в летний период. Но каждому владельцу велосипеда сразу приходится решать вопрос — как надежно защитить свой байк от кражи. Не случайно двухколесный транспорт, по статистике, самый угоняемый, причем не только в России, но и в более благополучной Европе. Что могут посоветовать в качестве профилактики угона бывалые участники велодвижения? И могут ли прийти на помощь современные технологии?
Не оставляй без присмотра
Это первый и, пожалуй, самый главный совет, который остается актуален, несмотря на то, что на исходе второе десятилетие XXI века. И будет актуален, пока российские города не обзаведутся действительно качественной велоинфраструктурой, считает руководитель межрегиональной общественной организации «Вело-Город» Константин Мочалов. По его мнению, тем, кто для поездок по городу начинает крутить педали, на самом деле важно даже не столько наличие удобных и безопасных дорожек, сколько решение вопроса — где хотя бы на время без боязни оставить свой велосипед.
«С этой точки зрения, велоинфаструктура даже в крупных городах отсутствует напрочь, и это крайне удивительно, учитывая коммерческий потенциал решения этого вопроса. Любой магазин, кафе, торговый центр, обеспечив гостям безопасное хранение их велосипедов или других средств индивидуальной мобильности, получит явное преимущество», — убежден Мочалов.
Яромир Романов / Znak.com
Пока же всем владельцев двухколесных приходится быть начеку — не оставлять байки без присмотра даже на короткое время. Как ни странно, особенную осторожность надо проявлять в отношении оборудованных велостоянок — если нет уверенности, что ваше двухколесное имущество подождет вас там под должным присмотром, делится активный велопользователь Юлия Кузнецова из Челябинска .
Ведь именно такие неохраняемые велопарковки у входных групп магазинов и офисов (а также, например, вузов и кинотеатров) обожают воры, которые наверняка пасутся где-то неподалеку, выжидая удобный момент.
Соответственно, выбирайте такое место для парковки, где ваш байк всегда будет у вас на виду — будь это вид из окна на вашем рабочем месте или из витрины кафе, где вы решили провести какое-то время. Злоумышленники также избегают мест, которые гарантированно попадают в поле зрения видеокамер или за которыми наблюдают охранники. Старайтесь ставить прямо под камеры или поближе к будке с охраной. Кстати, на тех же автопарковках охранники, как правило, не будут против дополнительного заработка, так что со многими из них вполне можно договориться.
Никогда не храни в подъезде
Между тем статистика утверждает, что самое плохое место для хранения велосипедов — это подъезды наших жилых домов. Больше половины всех краж двухколесного транспорта приходится на тамбуры, лестничные площадки и другие места общего пользования в многоквартирниках. Воры умудряются проникать даже в закрытые квартирные секции, кладовки, подвалы — туда, куда посторонним, вроде бы, так просто не попасть.
Пример плохого хранения велосипедов — беспечные владельцы оставили их на первом этаже своего подъезда и, как показала практика, на радость ворам Сергей Аристов / ВелоРозыск.Ru
Тем не менее удивляет беспечность, с которой владельцы велосипедов продолжают относиться к своему имуществу, делится Сергей Аристов, основатель специализированного портала ВелоРозыск.Ru, созданного в помощь владельцам украденных байков. Сам Сергей живет в новом жилом комплексе с закрытыми дворовыми территориями, образуемыми парно стоящими домами. Доступ во дворы через домофон есть только у жителей домов, образующих каждый двор. Подъезды тоже закрываются, но постоянной охраны в них нет. Однако жильцы, видимо, считают уровень защищенности достаточным, чтобы оставлять свои велики в подъезде, в небольшом закутке на первом этаже. Возможно, многие уповают на видеокамеры, которыми по периметру оборудованы дворы. Однако за два-три года во всем комплексе угнали 15 велосипедов. И, судя по актуальному фото, никого эта статистика особенно не напугала.
Легко выделить дома место, если по-настоящему любить свой байк и заботиться о его сохранности, считает Юлия Кузнецова. По ее словам, никто из ее знакомых не оставляет велосипеды в подъездном кармане — у всех они хранятся в самих квартирах. Тем более что рынок предлагает все больше решений для организации такого хранения — достаточно зайти в магазин, специализирующийся на продаже спортивного инвентаря.
Всегда сажай на цепь и замок
Житель одного из уральских городов Ярослав Магазов днем оставляет велосипед на рабочей парковке — благо работодатель позаботился, чтобы у сотрудников-велосипедистов была такая возможность. Тем не менее Ярослав призывает не экономить на механической противоугонной защите. Сам он еще при покупке приобрел трос для пристегивания велосипеда, подлиннее и потолще, с хорошим замком. «Не самый дешевый вариант, и проблем ни разу не было», — говорит наш собеседник.
Покупать дешевую видимость безопасности равноценно щедрому подарку похитителю, соглашается журналист и активный велопользователь Олег Чеботарев. Трос должен быть не тоньше 16 мм, тогда злоумышленники не смогут пустить в ход компактный болторез, которым легко и незаметно перекусываются слабые средства защиты. Перепилить или перекусить более внушительный трос (толщиной 16–20 мм) можно уже только с серьезным инструментом и, стало быть, риском привлечь к себе лишнее внимание, уверен Чеботарев.
Яромир Романов / Znak.com
Еще более надежна цепь из каленой стали толщиной не менее 8 мм, считает Сергей Аристов. Длинная цепь позволяет не просто пристегнуть велосипед к столбу, дереву или к парковочному оборудованию, но и скрепить колеса — в первую очередь, заднее, на которое от педалей приходит цепная передача, а лучше оба. Именно такую защиту советует использовать спортивный журналист Даниил Румянцев из Екатеринбурга.
Еще одна рекомендация опытных велосипедистов — приобрести U-lock.
Это навесной замок с вытянутой U-образной дугой, которая позволяет пристегнуть велосипед за раму к парковочному оборудованию или — через цепь — к дереву или столбу (протянув цепь через колеса и тем самым их заблокировав тоже). Конечно, экономить на качестве замка тоже не стоит.
По возможности создавайте для воров дополнительные препятствия. Олег Чеботарев считает, что в некоторых ситуациях уместно снять и унести с собой цепь с байка. Да, это может потребовать некоторой возни, отнимет какое-то время, но ваш велосипед перестанет быть легкой добычей.
Используй новые технологии
Защита велика от угона может быть и вполне технологичной, но пока ее рынок в России не отличается ни устойчивым спросом, ни обилием предложений. В ответ на наш запрос в одной из сетей по продаже высокотехнологичной электроники действительно развели руками. Тем не менее решения есть, говорит руководитель «Вело-Города» Константин Мочалов. Вопрос лишь в готовности на них потратиться, а это уже снова про верное отношение к своему же имуществу, на приобретение которого порой тратятся десятки тысяч рублей. По словам Мочалова, представляемое им общественное объединение готово активно консультировать не только самих владельцев велотранспорта, но и тех, кто заинтересован создавать дружественную велосипедистам среду. Например, есть неплохие «умные» решения по организации удобного и безопасного хранения в тех же жилых комплексах.
Игорь Гром / Znak.com
Олег Чеботарев называет отличным вариантом защиты установку на велосипед скрытого GPS-трекера, который, по крайней мере, покажет, где будет ваш байк в первые несколько часов после кражи. Но в велосипеде не так много места, где можно спрятать такое устройство: съемные части конструкции, вроде сиденья, воры постараются проверить в первую очередь. Впрочем, еще более существенным препятствием для массового пользования трекерами остается российское законодательство, которое пока крайне сурово к задействованию специальных технических устройств с функцией тайного сбора информации. Вроде бы, здесь анонсирована какая-то либерализация, но, пока это не произошло, иметь дело с подобными технологическими уловками в нашей стране захотят немногие. Увы.
Действительно неплохим подспорьем сегодня могут послужить IT-разработки, ориентированные на велопользователей. Например, одноименное мобильное приложение от организации «Вело-Город» представит френдли-карту с указанием мест, где рады велосипедистам и готовы позаботиться о сохранности их байков.
Что делать, если велосипед все-таки угнали?
Не терять времени и заявить о краже в полицию. Именно в полицию, а не в ГИБДД, которая пропажей велосипедов не занимается. Заявлять нужно по месту совершения кражи. Основатель проекта ВелоРозыск.Ru Сергей Аристов советует перед тем, как явиться в территориальный отдел лично, позвонить в его дежурную часть, для чего разумно иметь под рукой список телефонов. Есть шанс, что на ваш байк и его возможных похитителей (если найдутся свидетели кражи) экипажам ППСП оперативно дадут ориентировки, которые позволят задержать воров по горячим следам.
При звонке, а потом и при подаче заявления надо указать место, время и другие обстоятельства кражи. Разумеется, чтобы сориентировать в поисках пропавшего велика, нужно дать его подробное описание. Не поленитесь потратить время и составить для себя самого профиль вашего байка, записав, а лучше еще и запомнив все то, что окажется полезным в розыске.
Вы должны знать марку, модель, год выпуска велосипеда, тип тормозов, расцветку, номер рамы, ростовку, особые приметы байка. Неплохо, если в вашем смартфоне окажется фотография велика.
Вообще, заведите и храните, не теряя, папочку с документами на ваш велосипед. В идеале в ней должны быть договор на приобретение байка или чек из магазина, технический паспорт и гарантийный талон с вписанным в них номером рамы. Туда же вложите описание велосипеда, составленное вами на случай кражи, и его распечатанное фото.
Яромир Романов / Znak.com
Почему важно обратиться в полицию, хотя у вас наверняка есть сомнения в эффективности этой меры? Если вы вдруг случайно сами обнаружите пропажу, без официальной регистрации кражи ваши действия по возврату своего имущества окажутся сильно затруднены. Нельзя так просто подойти к кому-то на улице и предъявить права на что-то, даже если это ваше по праву. Чтобы убедить в своей правоте ту же полицию, потребуется время, а значит, велика вероятность упустить шанс вернуть свое добро. Напротив, ваши позиции будут куда более уверенными, если при себе у вас будет талон-уведомление с номером записи в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП), который вам обязаны выдать после обращения в дежурную часть.
Наконец, очень важно незамедлительно подать сигнал о помощи на различные сетевые ресурсы, объединяющие велопользователей. В каждом городе есть велофорум или свои группы в социальных сетях. Сообща они непрерывно актуализируют базу данных об украденных велосипедах и могут оказаться очень полезными в розыске вашего байка. Обратите внимание, как пишутся сообщения о пропажах и дайте вашим единомышленникам по велодвижению всю требуемую информацию. Шансы найти утраченный велик таким образом не так уж велики, но чудо случается.
Операторы сервисов проката рассказали, сколько самокатов и велосипедов крадут в Москве
Шеринг-компании последнее время жалуются на рост краж велосипедов и самокатов. По данным исследования компании, занимающейся комплексной охраной, ущерб от злоумышленников по стране в этом сезоне может достигнуть 150 миллионов рублей, причем кражи самокатов происходят практически ежедневно. Рассказываем, насколько эта проблема актуальна в столице и как компании проката защищаются от злоумышленников.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Мал самокат, да дорог
По данным аналитиков компании Delta, сейчас в России работает порядка 30 компаний проката самокатов общим парком 35 тысяч штук. В Москве популярность кикшеринга ежегодно увеличивается на 70 процентов. При этом в столице ежедневно в компаниях со среднем парком от 500 до 1 200 самокатов происходит 3-4 тревожных вызова, из которых реальной кражей становится один случай. Обычно злоумышленники крадут сразу несколько транспортных средств.
«Таким образом, в сезон, который длится порядка полугода, каждый оператор рискует потерять более пяти миллионов рублей. По данным специалистов компании, 95% всех краж происходит непосредственно в точке самообслуживания и лишь 5% – во время трека», – пояснили Москве 24 в компании.
Суммарно все компании при таких проблемах могут потерять за сезон порядка 150 миллионов рублей, добавили в пресс-службе.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Много ли воруют?
Президент компании «Велобайк» Максим Акимов рассказал, что случаи воровства происходят и с прокатными велосипедами. По его словам, в парке ежегодно фиксируется утрата 1,5% от всех транспортных средств, однако в других странах подобные показатели в два раза выше.
«Убытки невелики, хотя каждый потраченный рубль мы могли бы пустить на покупку новых велосипедов, а не на ремонт существующих», – сообщил Акимов.
Он добавил, что уровень вандализма в отношении велосипедов и самокатов в России также весьма низок. Кроме того, президент компании отметил социальную ответственность российских граждан, отметив, что в Москве однажды жители отстояли прокатный велосипед, когда его пытались разукрасить граффити.
«Велобайк» принимает все меры для защиты своих транспортных средств, говорит представитель компании.
В свою очередь, основатель фирмы URent Андрей Колесник сообщил, что ежедневно его компания теряет как минимум один велосипед или самокат. Предпринимать заявил, что в месяц крадут не менее 1% парка, однако половину из транспортных средств находят почти сразу. Колесник отметил, что часто самокаты воруют любители вейпов (паровых испарителей. – Прим. ред.). Это связано с наличием в транспортных средствах сменного аккумулятора, который можно разобрать на небольшие аккумуляторы, именно они устанавливаются в вейпы. Также еще одной группой воров самокатов эксперт выделил пенсионеров.
«Пенсионеры просто воруют. Увидели не пристегнутый к парковке самокат, принесли домой. Они не думают, что его можно найти, большинство из них не знает, что такое трекер. Самокат передал звуковой сигнал, его увидела служба безопасности и поехала за ним», – отметил Колесник.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Он пояснил, что с воровством в компании борются с помощью GPS-датчиков. Так, при краже сотрудники службы безопасности выясняют местонахождение транспортного средства, а также разрабатывают меры для его возврата. Однако гораздо большую опасность представляет вандализм. Каждый месяц серьезный ремонт необходим 12–15% парка электросамокатов из-за механических повреждений, прокола или пореза шин или выхода из строя руля.
Основатель компании Samocat Sharing Василий Быков рассказал Москве 24, что волна краж самокатов в их компании прошла в 2018 году.
«После этого мы замки усилили, у нас в этом году краж вообще нет, есть только вандальные поломки. Если каждый день совершается порядка 2-3 тысяч поездок, а за сезон уже больше 100 тысяч, то в целом 30-40 инцидентов вандализма», – пояснил он.
В пресс-службе кикшеринга lite пояснили, что за сезон пропадает только около 5% парка самокатов.
«Наши самокаты изначально создаются для работы в сервисе, поэтому украденный самокат просто бесполезен без привязки к серверу – он просто не будет работать. Именно поэтому красть такие самокаты просто нет смысла», – подчеркнули в разговоре с Москвой 24 представители компании.
А в сервисе проката Whoosh заявили Москве 24, что попыток краж немного, они касаются только 1% парка. По их данным, в Москве в месяц в среднем крадут около пяти самокатов, но большую часть из них возвращают – своими силами или с помощью полиции, а виновных наказывают по закону.
«Самокаты оснащены разного рода датчиками, любое движение, шевеление, перемещение мы отслеживаем автоматически и силами службы безопасности. Если с самокатом что-то не так, выезжаем на место. Как правило, попытки кражи совершают не очень благополучные граждане и скорее по незнанию, как работают шеринги транспорта. Очень удивляются, когда к ним стучат, просят отдать самокат», – добавили в компании.
Собеседница Москвы 24 подчеркнула, что самокаты компании застрахованы, поэтому противодействие кражам или вандализму «является неприоритетной задачей», так как налажена работа отслеживания, предотвращения и быстрого реагирования.
Фото: Москва 24/Антон Великжанин
Как обезопасить от кражи личный самокат
Организатор движения городских самокатов Александр Нилов рассказал Москве 24, что проблема с кражами самокатов в столице не такая острая. По его словам, если сравнивать с западным опытом, то ситуация в Европе была намного хуже.
«Например, в Париже пару лет назад было видео с тем, как самокаты выкидывали прямо в реку Сену, а ситуация в других европейских столицах была намного хуже. Я не думаю, что в Москве это большая проблема, но исключить кражу невозможно», – пояснил эксперт.
Нилов также рассказал, как защитить от кражи личный самокат. По его словам, достаточно соблюдать минимальные рекомендации: оставлять самокат на видном месте и использовать средство защиты в виде велосипедного троса.
«Понятно, что стандартные тросы легко перекусываются, если злоумышленник вооружен необходимым инструментом. Но, опять же, самокат, даже электрический, можно взять с собой, если вы заходите в кафе или на работу, где это разрешено», – добавил собеседник Москвы 24.
Эксперт также вспомнил курьезную ситуацию, которая произошла с членом его сообщества, когда чуть не украли самокат. По его словам, девушка на минутку ушла с детской площадки, а за это время у нее пропал достаточно дорогой самокат. Но в итоге оказалось, что просто сердобольный дворник подумал, что его забыли и спрятал его у себя в подсобке, а потому вернул владелице.
Не дать угнать велосипед. Как защитить «двухколёсого друга» от вора
В разгаре велосезон. А вместе с ним — и охота на велосипеды. В городе на Неве сегодня 1,5 млн владельцев двухколёсных «коней». Из них, по оценке движения «ВелоПитер», каждый третий однажды становился жертвой воров. А у каждого восьмого крали байк дважды и чаще.
Универсальных методов защиты от этой напасти нет. Но есть несколько верных правил, соблюдение которых поможет сохранить вам дорогое сердцу средство передвижения.
Кусачками или болгаркой
Угоняют сегодня всё — от детских «Аистов» до навороченных круизёров. И отовсюду — с велопарковок, лестничных клеток, прямо из-под носов владельцев, отвернувшихся забрать в стритфуде свой кофе. Ущерб в каждом случае оценивается от 5 до 300 тысяч рублей. При этом полиция крайне неохотно идёт на розыск пропавших велосипедов, чаще отмахиваясь — «Следить надо было!».
«Недавно мой приятель купил два дорогих велосипеда, — поделился руководитель движения «ВелоПитер» Илья Гуревич. — Хранить их решил на лестничной площадке. Вставил в стену металлический крюк и пристёгивал велосипеды к нему тяжёлыми коваными цепями. Казалось бы — надёжней некуда! Воры распилили не цепи, а сам крюк, и увели обе машины».
«После кражи обычно срезается серийный номер (расположен на раме под кареткой, состоит из 8-10 цифр. — Прим. ред.), меняется часть деталей — покрышки, педали. Сама добыча сбывается через вторичный рынок, — пояснил Илья Гуревич. — У меня крали велосипед дважды. Один раз удалось вернуть благодаря случаю — товарищ сообщил, что ему хотят продать байк, по всем характеристикам похожий на мой. Мы выехали на встречу. Полиция помогать отказалась, сославшись на пересменок. На месте выяснилось — мой! Парень, который хотел его толкнуть, отнекивался, говорил, что сам купил его с рук, отдавать категорически отказался. Тогда мы просто отняли машину. Но за мою многолетнюю практику это едва ли не единственная ситуация, когда велосипед удалось вернуть».
Только не тросик!
Как обезопасить велосипед? Первое — ни за что не пользоваться 8-10-миллиметровыми металлическими тросиками (стоят от 300 до 800 рублей), перекусываются они за пару секунд. Второе — не хранить у себя на лестничных клетках. Из более надёжных средств защиты можно выделить цепь из калёной стали, а также скобу-замок. Кусачками с ними не справишься. А болгаркой, по крайней мере прилюдно, орудовать точно не будут.
«Я пользуюсь стальной скобой, она тяжёлая — под 2 кило, но надёжная, — поделился руководитель движения «ВелоГод» Александр Лозбенев. — Как-то целый год передвигался по городу только на велосипеде, постоянно приходилось его оставлять в общественных местах. Не утащили — замок спас, хотя и пробовали взять кусачками. Чем дороже машина, тем более дорогую защиту используйте. Стоимость её, по негласным правилам, должна составлять четверть от стоимости байка. Также правильно выбирайте место для парковки. Самое оптимальное — под камерами наблюдения, в людных местах. И обращайте внимание, куда крепите. К столбу или крепкой решётке — можно. А вот к липкой сетке – нежелательно».
Как пояснил руководитель одного из велосипедных магазинов Петербурга Владимир Иванов, хорошую прокалённую цепь сегодня можно купить за пару тысяч рублей. Замки-скобы стоят 3-6 тысяч. Противоугонки самого высокого порядка, складные пластины из легированной немецкой стали, — 4-10 тысяч: такой металл с трудом возьмёт даже самая мощная пила.
Среди других вариантов — сигнализация, которая реагирует на прикосновение: отключить её может только владелец, а шум она производит изрядный. Хорошее средство — снять седло, когда уходите. И, наконец, нужно иметь документы на свою технику, знать её серийный номер. Если ваш байк всё-таки угнали, полиция примет заявление только при наличии документа, подтверждающего, что велосипед — ваш.
Нашёл вора сам
Велосипед можно попробовать найти самостоятельно. Именно так сделал петербуржец Денис Мелёхин.
Однажды он заехал в кафе на Казанской, пристегнул велосипед у входа. Вышел наружу — велика как не бывало! Пошёл в полицию, получил набор дежурных фраз, что «бесполезно», и решил найти злодея сам.
Для начала молодой человек обратил внимание на видеокамеру у самого кафе. Охрана заведения предоставила ему видео. И выяснил: буквально через минуту, как он зашёл внутрь, к его байку подошёл мужчина средних лет с пакетом, покопошился пару секунд, затем сел верхом и укатил в сторону Гороховой улицы.
Спустя несколько дней Денис поехал по маршруту угонщика — хотел оповестить организации, имеющие внешние камеры, о приметах вора, порекомендовать следить за припаркованными велосипедами. И, пересекая Красный мост, увидел человека с пакетом, очень похожего на персонажа с видеозаписей. Мужчина прогуливался, хаотично меняя маршрут. На Большой Морской покрутился возле двух велосипедов, но, смутившись чем-то, продолжил свою прогулку…
Денис вызвал полицию. Через несколько минут на место прибыл патруль ППС. Задержанным оказался безработный житель Центрального района, ранее судимый за кражу. В свёртке у него обнаружили крупные кусачки. В преступлении сознался. Велосипед Дениса Мелёхина, как выяснилось, он загнал в тот же вечер прохожему на Невском проспекте за тысячу рублей. Полиция возбудила уголовное дело.
Как защитить велосипед от угона и что делать, если его украли?
Как защитить велосипед от угона и что делать, если его украли, рассказывает SMOL.AIF.RU.
По статистике полиции, с открытием велосезона в городах традиционно резко возрастает число велосипедных краж: оставленное без присмотра средство передвижения часто не спасают и элементарные противоугонные средства.
О том, как не остаться без велосипеда и что делать, если его все-таки угнали, SMOL.AIF.RU рассказывают полицейские и опытные велобайкеры.
Средства защиты
Правило номер один — и здесь полиция и велосипедисты полностью солидарны – не бросать своего двухколесного друга без присмотра.
«В большинстве случаев велосипеды пропадают из-за безответственности самих владельцев, — рассказали SMOL.AIF.RU в Уголовном розыске УМВД России по городу Смоленску. — Все кражи, зафиксированные на сегодня по городу, были совершены путем свободного доступа, то есть велосипеды были оставлены без присмотра. Потерпевшие должным образом не охраняли свое имущество, не использовали специальные замки, можно сказать, сами спровоцировали факты хищения. Для большинства потерпевших ущерб от кражи велосипеда является значительным, а для многих детей это может стать даже настоящей психической травмой».
Конечно, может случиться так, что велосипед все-таки придется оставить по необходимости, и тогда нужно воспользоваться хотя бы самым простым средством защиты — надежным велозамком.
Пристегивать велосипед замком знатоки советуют даже на отдыхе на природе – в лесу или на озере, и даже в родном гараже или хозяйственной постройке, ведь большую часть суток там никого нет. Не поленитесь воспользоваться замком и в том случае, если храните велосипед дома на незастекленном балконе, причем это касается жильцов с первого по третий этаж – воруют даже отсюда.
«Я бы посоветовал стараться не оставлять велосипед в одном и том же месте даже с надежным замком, — говорит велосипедист Андрей. – Дело в том, что воришка может тоже часто проходить мимо вашей «парковки» и оценить средство вашей защиты. В нужный день он просто принесет с собой нужный инструмент. К сожалению, именно поэтому велосипеды часто угоняют с небольших и, разумеется, неохраняемых велопарковок, где люди оставляют свой транспорт, элементарно приезжая на работу».
По опыту полиции, неплохая дополнительная подстраховка – пристегнуть велосипед в поле зрения камеры видеонаблюдения. По крайней мере, это поможет в случае пропажи восстановить ход событий.
«Не стоит также доверять присмотр за велосипедом случайным и незнакомым людям», — советуют сотрудники смоленского угрозыска. И даже невинное «дай покататься» в ряде случаев может закончиться угоном.
Как ни печально, на 100% застрахован от кражи велосипеда (и здесь снова сходятся и полицейские, и велолюбители) только тот, у кого велосипеда нет.
Важно знать серийный номер
«Если вы всерьез решили пересесть на велосипед, нужно быть пессимистом и быть готовым, что рано или поздно у вас его украдут, — рассказывает велосипедист с 15-летним «стажем», владелец пункта проката велосипедов Дмитрий. – Поэтому, как только вы купили велосипед, сразу же сделайте фото серийного номера рамы, вилки и внешнего вида велосипеда, добавьте их в мобильный телефон, планшет или букридер – в то устройство, которое всегда с собой. По мере изменения внешнего вида не ленитесь сделать фото — они могут помочь при розыске».
Серийный номер рамы также должен быть записан в паспорте велосипеда, который оформляется при покупке, правда, иногда продавцы по ошибке вписывают в документы номер партии. Узнать серийный номер можно и самому.
Большинство серийных номеров расположены под кареткой – там, где соединяются педали. Если там нет серийного номера, то проверьте передние и задние вилки – это части велосипеда, удерживающие колесо и позволяющие менять направление движение на переднем колесе.
У некоторых моделей велосипедов бывает не один серийный номер. В этом случае одно из чисел должно быть уникальным, а другие могут быть номера продуктов совместно с тысячами других велосипедов. На всякий случай следует проверить все серийные номера.
По «горячим следам»
Если меры предосторожности не сработали и велосипеда не оказалось в том месте, где его оставили, в первую очередь нужно внимательно осмотреться: велосипед могли по какой-то причине переместить, угонщик мог не уехать далеко и даже бросить велосипед неподалеку. Опросите возможных свидетелей – охранников магазинов, продавцов из киосков, уличных музыкантов – всех, кто мог что-то заметить.
«Обязательно позвоните в полицию и заявите о происшедшем, — советуют полицейские. — По прибытию сотрудников полиции подробно расскажите о случившемся, опишите приметы велосипеда, сообщите серийный номер. Все это будет немедленно передано другим нарядам, к поиску будет привлечен большой массив сотрудников полиции — все рядом находящиеся авто и пешие патрули. Затем проследуйте вместе с авто экипажем по ближайшим дворовым территориям, улицам, по «горячим следам» шансы обнаружить велосипед очень велики».
Полицейские сетуют, что поимку преступников зачастую серьёзно затрудняет пассивная позиция самих граждан: на глазах у многочисленных прохожих угонщик может в течение получаса возиться с замком, и ему никто не помешает.
На вопрос, а есть вообще смысл писать заявление в полицию, сотрудники правоохранительных органов отвечают однозначно: да. Многие пренебрегают этим, хотя украденные велосипеды возвращают хозяевам очень часто. Причем обращение в полицию в пределах часа – полутора после кражи существенно увеличивает шансы вновь оказаться «на коне» — на собственном двухколесном.
Кроме того, в интернете существует ряд специализированных порталов и форумов, где созданы базы украденных велосипедов. На них можно проверить пропажу по серийному номеру, добавить свой велосипед в базу, узнать адреса скупок велосипедов с сомнительным прошлым в своем городе.
Источники:
https://www.znak.com/2019-06-23/kak_zachitit_svoy_velosiped_ot_ugona_i_chto_delat_esli_eto_vse_taki_sluchilos
https://www.m24.ru/articles/gorod/20082020/156999
https://spb.aif.ru/society/ne_dat_ugnat_velosiped_kak_zashchitit_dvuhkolyosogo_druga_ot_vora
https://smol.aif.ru/auto/practice/kak_zaschitit_velosiped_ot_ugona_i_chto_delat_esli_ego_ukrali