Со скольких лет можно ездить на велосипеде по дороге и какие правила нужно соблюдать?
Экологичный двухколесный транспорт все чаще выбирается жителями городов в качестве альтернативы автомобилям, мотоциклам и мотороллерам. Но мало кто знает, со скольких лет можно ездить на велосипеде по дороге. Между тем ежедневно тысячи людей выезжают на магистрали, даже не изучив требования ПДД. Может ли ребенок в 7 или 14 лет передвигаться по дорогам наравне со взрослыми людьми? До какого возраста кататься на проезжей части запрещено? Где можно ездить на велосипеде с двумя или тремя колесами, с прицепом или электромотором?
Без изучения подобной информации действовать в правовом поле на дороге бывает сложно. Кроме того, при возникновении опасной или аварийной ситуации в споре с представителями дорожной полиции важно знать, были ли нарушены правила. Понять, как именно действовать, поможет изучение требований ПДД, касающихся велосипедистов.
Кто считается велосипедистом?
Для того чтобы соблюдать правила, нужно сначала разобраться с определениями. ПДД дадут исчерпывающий ответ на вопрос, кто считается велосипедистом, кто может управлять двухколесным транспортом при выезде на магистраль.
Велосипедист (водитель велосипеда) — лицо, управляющее транспортным средством с двумя или более колесами, не относящимся к инвалидным коляскам.
При этом байк движется за счет мускульной силы с использованием педалей. К велосипедам относят и модели, снабженные электромоторами мощностью до 250 Вт, с ограничением скорости в 25 км/ч. Фактически это означает, что на тех, кто передвигается на данных видах транспорта, распространяются все правила, актуальные для других водителей.
Если человек находится не в седле транспортного средства, а ведет его спешившись, он не приравнивается к лицам, им управляющим. Этим пешеход отличается от велосипедиста, причем он может находиться как на тротуаре, так и на специальной велодорожке. Вне седла человек не считается велосипедистом. Это удобно, если речь идет о быстром изменении статуса, например, при пересечении проезжей части при наличии пешеходного перехода.
Особенности передвижения для разных возрастных категорий
Требования ПДД весьма конкретны и понятны в части вопроса о том, с какого возраста людям, управляющим велосипедом, разрешается перемещаться по территории проезжей части.
Дети до 7 лет
Для самых юных велосипедистов действующие нормы правил исключают выезд на любые дороги, находящиеся за пределами зон, предназначенных для пешеходов. В этом случае нужно обязательно обеспечить родительский контроль за их перемещением. Самостоятельно ездить даже по тротуарам дошкольники не могут.
От 7 до 14 лет
Проезд детей школьного возраста осуществляется исключительно вне обочин, велополос, нельзя пересекать границы проезжей части. Лица, достигшие 7 лет, могут самостоятельно передвигаться по дорожкам для пешеходов, велопешеходного назначения, велодорожкам и тротуарам при условии обеспечения безопасности для тех, кто находится рядом с ними. Сопровождающие могут совершать проезд там же, где и их подопечные.
Старше 14 лет и взрослые
Подростки, достигшие 14 лет, и совершеннолетние велосипедисты могут перемещаться по зонам для пешеходного движения и тротуарам только при отсутствии других возможных вариантов объездных путей. По обочинам дорог можно ехать, если занята крайняя справа полоса на проезжей части. Перестраиваться на другие полосы строго воспрещается.
При наличии на дороге велосипедной или велопешеходной выделенной разметки передвигаться необходимо в ее пределах. А также разрешено занимать полосу, выделенную специально для водителей велосипедов.
Исключения из правил составляют следующие ситуации:
- перевозка груза габаритами свыше 1 м (допускается выезд на проезжую часть);
- перемещение велоколонны (можно ехать по всем видам дорог);
- езда детей до 14 лет с сопровождающими или перевозка ребенка до 7 лет (можно осуществлять по тротуару).
Где можно ездить?
Кататься на велосипеде можно далеко не по всем дорогам. О том, разрешено ли передвигаться на 2-колесном транспорте по автомобильным магистралям, трассам общественного назначения, можно прочитать в разделе ПДД №24. В частности, здесь указывается, что согласно возрастной категории велосипедиста он может передвигаться по тротуарам, обочинам, проезжей части, пешеходным зонам, выделенным велосипедным дорожкам.
Существует ряд дополнительных требований, которыми нужно руководствоваться.
Если перемещение велосипедиста создает сложности другим участникам движения на тротуаре, пешеходной зоне или дорожке, обочине, он обязан спешиться и повести транспортное средство уже не как водитель.
На некоторых дорогах в России сегодня существуют выделенные полосы, предназначенные для движения велосипедистов и водителей мопедов. По ним не должны ехать иные транспортные средства. При наличии выделенной и оборудованной соответствующими знаками полосы для общественного транспорта справа велосипедисты также имеют право передвигаться в ее пределах, не создавая помех для маршрутных такси, автобусов и троллейбусов. Это требование должно соблюдаться неукоснительно. В пределах специальных велосипедных зон, оборудованных соответствующими знаками, водители двухколесного транспорта имеют право приоритета.
В этом случае велосипедистам разрешено движение по всей ширине проезжей части в попутном направлении, маневрирование, разворот, совершение правого поворота.
Пешеходы на таких участках не имеют права приоритета, но могут совершать переход дороги, вне специально обозначенных мест. По велосипедным зонам запрещено передвигаться со скоростью свыше 20 км/ч.
Какие правила велосипедисты должны соблюдать?
Основным руководством для велосипедистов считается раздел 24 ПДД. Однако ошибочно полагать, что на них не распространяются требования, касающиеся водителей и транспортных средств. Излишними в случае с велосипедистом будут лишь правила для пешеходов, которые никуда ехать не собираются. Среди обязательных требований, которые нужно соблюдать, можно выделить несколько моментов.
Контроль за технической исправностью ТС
Велосипед приравнивается к другим транспортным средствам, поэтому согласно пункту 2.3 ПДД перед выездом его водитель (велосипедист) обязан проверить исправность работы сцепки при наличии прицепа, рулевой колонки, тормозной системы, фар и габаритных огней на электротранспорте.
Подача сигналов при маневрировании
Велосипедист подает их жестами. При маневрировании важно убедиться, что не создается помех для других участников движения. Существует несколько применяемых сигналов.
- Обозначение торможения. Левая или правая рука поднимается и вытягивается вверх.
- Разворот или поворот налево. Ему соответствует отведенная вбок левая рука. Такой жест используется чаще всего. А также допустим жест, при котором правая рука вытягивается вбок на уровне плеча, сгибается в локте.
- Поворот направо. Ему соответствует жест с отведенной вбок вытянутой правой рукой. Это простой вариант. А также можно использовать для обозначения маневра согнутую в локте и поднятую вверх левую руку.
Стоит учесть, что демонстрировать свои намерения на совершение маневра или торможение рекомендуется заблаговременно, до того как будут произведены действия. Опытные велосипедисты рекомендуют избегать в этот момент резкого торможения и потери контроля за дорогой.
Соблюдение правил проезда пешеходных переходов
Водитель велосипеда должен остановиться перед пешеходным переходом на регулируемом или нерегулируемом перекрестке. В этом случае участники движения, передвигающиеся пешком, имеют право приоритета. Если велосипедист спешивается, на него распространяются те же правила, что и для остальных пешеходов.
Что запрещается делать этой категории водителей?
Существует ряд требований, которые рекомендуется соблюдать. Разберем, что же нельзя делать велосипедистам.
- Управлять ТС в состоянии алкогольного опьянения или после приема препаратов,влияющих на быстроту реакции водителя. Нельзя садиться за руль самостоятельно, передавать право управления другому лицу, употреблявшему спиртное.
- Передвигаться без световых приборов. Для велосипедистов обязательно использование ближнего света или дневных ходовых огней днем и фар ночью. По факту 90% двухколесных транспортных средств без мотора не оснащены комплектом светового оборудования. Его отсутствие может стать причиной интереса со стороны сотрудников ГИБДД и поводом для наложения штрафа.
- Ездить, не удерживая руль 1 или 2 руками.
- Транспортировать крупногабаритные грузы, выступающие с каждой из сторон более, чем на 0,5 м. А также нельзя перевозить объекты, мешающие управлению велосипедом.
- Осуществлять перевозку пассажиров вне штатных мест для их посадки, а также при отсутствии детских кресел с привязными ремнями.
- Пересекать пешеходные переходы в качестве водителя вместе с потоком людей.
- Совершать разворот, поворот налево (кроме однополосных дорог и велосипедных зон).
- Осуществлять буксировку прицепов, конструкция которых не предусмотрена изначально в штатном оснащении ТС.
Все эти нарушения напрямую влекут за собой штрафные санкции. Решение по их наложению принимается сотрудниками ГИБДД.
Штрафы за нарушение правил
Езда на велосипеде с нарушениями правил может повлечь наказание. Стоит учесть, что 12-я глава КоАП РФ исключает двухколесные безмоторные виды техники из разряда транспортных средств. Но на велосипедистов распространяется действие статьи 12.29, применяемой к пешеходам и другим участникам движения.
За нарушение ПДД им придется заплатить 800 рублей. Кроме того, при выявлении состояния алкогольного опьянения эта сумма возрастает до 1000-1500 рублей в зависимости от тяжести проступка.
Если из-за велосипедиста возникают помехи в движении других транспортных средств, согласно статье 12.30 такие действия наказываются штрафом в 1000 рублей. Нанесение вреда здоровью человека в легкой или средней степени тяжести также требует соразмерной кары. В этом случае сумма штрафа составит от 1000 до 1500 рублей. За мелкие нарушения инспекторы ГИБДД редко придираются к водителям велосипедов, но это не означает, что соблюдать требования правил можно, трактуя их по своему усмотрению.
ПДД нужно знать и соблюдать, чтобы не создавать опасные ситуации для других участников движения.
Следующее видео расскажет о последних изменениях ПДД для велосипедистов.
Правила дорожного движения для мопедов
С приходом тёплой погоды, на дорогах начинают появляться водители мопедов. Стоит сразу разъяснить тот факт, что мопед, это тот же скутер, как гласят правила дорожного движения. Именно эти самые правила достаточно часто водители таких транспортных средств и не знают, что является причиной небезопасного вождения и потенциальных аварийных ситуаций. Чтобы обезопасить, как себя, так и других участников транспортного движения следует запомнить, как минимум, основные из правил и не забывать их придерживаться. Основной регулирующей силой являются правила дорожного движения РФ для мопедов (Правила).
Основные документы, которые водитель должен иметь всегда при себе
Существует перечень необходимых документов для каждого водителя мопеда. Они необходимы для различных ситуаций. К основным относят следующие:
- Первое и самое главное — это водительское удостоверение соответствующей категории или подкатегории. Без наличия его вовсе запрещается начинать движение на этом транспортном средстве. Также, водитель обязан предоставлять его для проверки сотрудникам полиции при необходимости.
- Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» гласит, что установлены следующие категории и соответствующие подкатегории, которые дают право управления данными транспортными средствами:
- для вождения легких квадрициклов или мопедов нужна категория «М»;
- для вождения мотоциклов, объём двигателя внутреннего сгорания которого не превышает 125 куб. см. и граничной максимальной мощностью до 11 киловатт – подкатегория «А1».
Также, за редкими случаями, к необходимым документам могут относить и договор о прокате вашего транспортного средства, регистрационное удостоверение (о регистрации мопедов до 50 см3).
Ближний свет на мопеде
Согласно пункту 19.5 ПДД РФ— водитель обязан передвигаться на транспортном средстве, как в дневное, так и в ночное время суток, как минимум с включенными фарами ближнего света. Например, лучше всего это сделать перед тем, как начинаете движение, чтобы не забыть и не нарушить данное правило. Благодаря включенному свету другие участники движения смогут заблаговременно видеть движущийся мопед, что позволит избежать потенциальной аварийной ситуации.
Как должен располагаться мопед на проезжей части
- Согласно пункту Правил 9.9, водителям, которые управляют мопедом, запрещается движение по дорожкам для пешеходов, разделительным полосам или же тротуарам. Также, исключается движение по велосипедным дорожкам всем транспортным средствам, кроме мопедов.
- Согласно пункту Правил 24.7, водители скутеров обязаны передвигаться по максимально правому краю проезжей части или же, по возможности, велосипедной дорожке. Сюда так же относят и обочину, если это не будет создавать неудобства и помехи движению пешеходов. Следует учитывать тот факт, что водитель не всегда следовать этим требованиям, так как существуют ситуации, когда необходимо объехать остановившиеся автобусы или троллейбусы. Также, разрешается перестраиваться во второй ряд, если разметка на дороге запрещает ему движение по правой стороне.
- Согласно пункту Правил 24.4, водитель должен уступать дорогу всем транспортным средствам, если он находится в ситуации, когда движется по велосипедной дорожке, которая пересекается перекрестком и этот участок дороги не регулируется.
Основные ограничения для водителей мопедов
Как правило, ограничений и запретов в правилах дорожного движения можно встретить достаточно много. В большинстве случаев они существуют для регулировки движения.
Согласно пункту 24.8 Правил, водителям запрещается:
- управлять транспортным средством одной рукой;
- осуществлять перевоз детей, возрастом до 7 лет, без необходимых для этого оборудованных мест;
- осуществлять перевоз пассажиров без оборудованных мест для этого;
- осуществлять перевоз груза, который мешает нормальному управлению или который выступает более чем на 0,5 м по сторонам.
Также, для водителей мопедов всегда присутствует возможность остановить движение, занять место пешехода, перейти дорогу в положенном для этого месте, чтобы позже продолжить движение, как водитель.
- скутеристам запрещается пересекать дорогу на пешеходных переходах (исключением являются случаи, когда водитель катит рядом с собой свое транспортной средство, так как это может быть единственно возможным способом не нарушить правила дорожного движения);
- осуществлять передвижение без необходимого для этого мотошлема (порой, это может выступить именно той вещью, которая сохранит жизнь, поэтому он считается критически необходимым);
- скутеристам запрещается буксировать собственные мопеды или же выполнять ими буксировку (за исключением случаев, когда прицеп предназначен для этого);
- запрещается осуществлять передвижение по автомагистралям или же дорогам исключительно для автомобилей, если максимальная скорость транспортного средства является не больше, чем 40 км/ч;
- к общепринятым ограничениям следует отнести то, что запрещается управление мопедом в состоянии какого-либо опьянения (наркотического или же алкогольного), быть под влиянием медикаментов, которые ухудшают реакцию, управлять в утомленном состоянии, которое может привести к аварийно-опасной ситуации;
- запрещается передавать под управление лицам, которые находятся в каком-либо опьянении (наркотическом либо алкогольном), которые находятся под воздействием медикаментов, которые ухудшают реакцию или состояние здоровья может стать причиной аварийно-опасной ситуации.
Каждое нарушение регулируется по-своему и имеет различные меры наказания — от штрафа до лишения водительских прав.
Рекомендуем посмотреть видео о том, что запрещено водителям скутеров:
Рекомендации водителям
- Начинать управление мотоциклом (мопедом) разрешается, начиная с 16 лет, согласно Правил движения.
- Постоянно осуществлять движение в шлеме. Это является отличной защитой во время движения от камней, насекомых, а также единственная защита и страховка здоровью при возможных аварийных ситуациях.
- Перед началом движения лучше всего некоторое время потренироваться и привыкнуть к вашему транспортному средству, потому что это станет отличной практикой перед выездом на дорогу. Нужно сосредоточиться на навыках поворота, старта и торможения в различных ситуациях.
- Рекомендуется осуществлять движение в необходимой экипировке, например, в одежде с длинными рукавами и штанах, а не шортах. Это поможет избежать получения солнечных ожогов.
- Нужно быть предельно осторожным во время движения по мокрому участку дороги или по посыпанному песком. Это может привести к аварийно-опасным ситуациям, которые будут угрожать здоровью скутериста. Также, рекомендуется быть осторожным на пересечении рельс или просто дорожной разметки.
- При движении в пробке между рядами нужно быть осторожным, так как водитель автомобиля может очень неожиданно открыть дверь, а это впоследствии может навредить здоровью обоим участникам ДТП.
- Во время движения в плотном потоке автомобилей нужно быть максимально внимательным, так как любая неожиданная ситуация на дороге может стать опасной для всех участников движения.
- Обязательно нужно придерживаться дистанции (минимум 10-15 метров). Это позволит вовремя объехать открытый люк или совершить экстренное торможение.
- Переезжать какие-либо выступы на дороге (трамвайные пути или бордюры) нужно обязательно на минимальной скорости (например, 10 км/ч) и исключительно под прямым углом.
Майор ГИБДД рассказывает о правилах для мопедов (видео)
Что еще должен знать водитель мопеда (скутера), узнаете из видео ниже:
Подведя итог, следует напомнить, что каждый участник движения является важным, и если каждый будет всегда соблюдать правила дорожного движения для своего транспортного средства, тогда и аварийных ситуаций будет, как можно меньше. Всегда, выезжая на проезжую часть, следует помнить этот факт. Также, не нужно забывать о дисциплинированности и предельной внимательности.
Источники:
https://vplate.ru/velosiped/so-skolkih-let/
https://proscootera.ru/pravila/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-dlya-mopedov