Устройство велосипеда в картинках

Содержание скрыть

Подробно об устройстве велосипеда и его комплектующих

Подробно об устройстве велосипеда и его комплектующих

О том, как устроен велосипед, многие знают с детских лет, но в общих чертах. Например, так: он состоит из того, что видим, то есть – из колёс, рамы, крыльев, педалей, цепи и руля. В нашей статье мы остановимся более подробно на анатомии байков, узнаем название его основных деталей и их предназначение, а также дадим рекомендации по выбору базовых конструкционных элементов двухколесного транспортного средства.

Типы рам велосипеда

Описание строения велосипедов лучше всего начать с обзора рам, поскольку именно этот элемент является основным в строении двухколесного транспортного средства. В зависимости от конструкции она может быть открытой либо закрытой. Отличительной особенностью закрытых рам является прямая верхняя труба, в открытом исполнении она располагается снизу и имеет слегка изогнутую форму — подобная рама разработана специально для пользователей женского пола.

Подавляющее большинство современных велорам выполняется из алюминия, но можно встретить изделия из других материалов. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Так, стальные конструкции функциональны, надежны и практичны лишь в том случае, если они выполняются из хромомолибденовых сплавов. Все остальные виды стали, к сожалению, оставляют желать много лучшего: они объемные, тяжелые и не отличаются долговечностью.

Алюминий подкупает своим малым весом, поэтому рамы из этого металла повсеместно применяют для производства гоночных байков. В то же время алюминий в большей степени подвержен разрушению, причём чаще всего это происходит неожиданно.

А вот титановым рамам не страшен ни холод, ни жара. Они не боятся агрессивных кислотно-щелочных растворов, именно поэтому их использование отличается продолжительностью.

Магний — ещё один лёгкий металл, однако подвержен коррозии, поэтому пользователю очень важно следить, чтобы на велосипедной раме не появлялись сколы и царапины.

Наиболее прочными и при этом легкими являются карбоновые рамы. Но резкий точечный удар способен нанести им довольно серьезный ущерб — с такими велосипедами нужно обращаться как можно бережнее. Производство карбона основано на применении высоких технологий и является дорогостоящим, поэтому в данном сегменте присутствует не так много компаний, предлагающих байки с карбоновыми рамами.

В зависимости от особенностей амортизационного механизма заднего колеса, рама велосипеда бывают активной либо пассивной. Под пассивной понимается полнейшее отсутствие обособленных шарниров, предназначенных для использования под повышенной нагрузкой. Пассивная амортизация становится результатом природной гибкости того материала, из которого произведена рама велосипеда. Эти байки называют хардтэйлами.

Конструкция с активной амортизацией предполагает наличие подвижных деталей (шарниров либо системы шарниров), обычно их называют подвесками.

Велосипеды с активной рамой разделяют на однорычажные и многорычажные. Однорычажная подвеска характеризуется тем, что движение колеса в данном случае производится вокруг одной точки, которая остаётся статичной вне зависимости от особенностей хода подвески. В многорычажной подвеске, напротив, колесо крутится вокруг точки, которая может изменять свое положение.

Эксплуатация того или иного транспортного оборудования напрямую зависит от планируемого типа вождения. К примеру, при создании рамы под кросс- кантри производители стремились сделать её предельно эргономичной и облегчённой, что обеспечивает гонщикам возможность занять удобное для свободного педалирования положение без лишних затрат физической энергии при перемещении лишнего веса.

Именно по этой причине рамы для вождения в этом стиле чаще всего делают под хардтэйлы, чтобы получить экономию на массе амортизатора и всех элементов с целью усиления велорамы.

Устройство колёс

Велосипедные колёса — это легкие, но довольно прочные конструкции. Они раздают энергию движения, поэтому при помощи своего вращения позволяют удерживать велосипедную раму точно в вертикальном положении. По большей части велосипеды имеют задний привод, когда заднее колесо обеспечивает движение, а переднее является ведомым.

Любое велосипедное колесо включает несколько конструкционных деталей.

  • Втулка. Это центральная часть, включающая ось, подшипники и обод. Втулка отвечает за возникновение и поддержание достаточного для движения байка крутящего момента. Внутренняя схема задних втулок чуть сложнее, нежели у колёс, расположенных спереди, поскольку они принимают участие в принудительном раскручивании всего колеса.

  • Обод. Металлическое кольцо, в которое вставляют спицы. Этот элемент обуславливает необходимую стойкость колеса к любым динамическим нагрузкам и механическим повреждениям. Обод обычно выполняют из сплавов и покрывают напылением из хрома.

  • Велосипедные шины. Включают камеру, а также покрышки. Камера выполняется из полой резины, а накачивается воздухом до создания необходимого давления. С наружной средой взаимодействует посредством ниппеля, по которому воздух и попадает внутрь шин посредством насоса или компрессора.

Для эффективной защиты целостности камеры от заостренных спиц по внутренней поверхности обода крепят специальный прорезиненный флиппер.

Внешняя поверхность шины называется покрышкой, а ее составными частями являются борта, боковины, а также протектор. В зависимости от эксплуатационных возможностей байка различают покрышки нескольких видов:

  • слики и полуслики — такие варианты оптимальны для ровных трасс, поэтому их чаще всего устанавливают на шоссейниках;
  • дорожные – к ним относят шины с рисунком среднего размера, подобные модели устанавливают на горных байках;
  • гибридные — такие покрышки эффективны как в условиях бездорожья, так и на ровной трассе, хотя по проходимости они и уступают более агрессивным вариантам.

Чтобы велосипед был заметен в темноте, на спицах крепят светящуюся пластину ярко-оранжевого колера — катафот. Согласно правилам ПДД, катафоты должны присутствовать на байках всех типов.

Характеристики покрышек во многом обуславливают общее впечатление от езды, поэтому их выбору следует уделить особое внимание. Для начала нужно оценить размер элемента, как правило, его обозначают двумя парами цифр: первая из них определяет диаметр колеса, а вторая указывает на ширину самой покрышки. Приведем пример: покрышка с маркировкой 26х2,1 используется для стандартных колес размером 26 дюймов с шириной 2,1 дюйма. При этом чем шире покрышка, тем прочнее она будет удерживать байк на поворотах, хотя и существенно потеряет в накате.

Имейте в виду: чем менее выраженным будет узор протектора, тем на более твердую дорогу рассчитана покрышка. Таким образом, самый «зубастый» рисунок будет приемлем для эксплуатации по глине, бездорожью и грязи, а вот для более плотных и твердых покрытий можно сделать выбор в пользу резины с более плоским узором и смягченным компаундом.

Компаунд — это смесь нескольких сортов резины, которая обеспечивает необходимую износостойкость, прочность и сцепные характеристики покрышек.

Системы управления и амортизации

Одним из базовых элементов устройства является амортизационный механизм, который обуславливает смягчение ударных нагрузок на раму и другие конструкции велосипеда за счёт глушения колебаний. В состав амортизационной системы входят сразу несколько составных элементов.

Традиционно передний стакан велосипедной рамы через шток руля крепится внутрь вилки, а в её ушках монтируется колесо. Для того, чтобы обеспечить беспрепятственное вращение на поворотах, в стакане монтируется рулевая колонка.

Для чего нужен руль, думаем, нет нужды объяснять, а вот его технико-эксплуатационным параметрам – ширине, величине подъема, апсвипу и бэксвипу – нужно уделить особое внимание. Последние два обеспечивают необходимый загиб руля назад и вверх.

Обращаем отдельное внимание на то, что более широкий руль позволяет пользователю дать максимум контроля над его ТС и тем самым способствуют повышению эффективности управления, но одновременно немного замедляют это самое управление.

Подъём руля обеспечивает правильное положение ездока: чем он ниже — тем более агрессивную позицию вынужден занимать райдер. Параметры апсвип и бэксвип индивидуальны, зачастую они помогают самой простой металлической конструкции трансформироваться в физиологически комфортный элемент во всей схеме байка. При покупке подходящего руля лучше всего сходить в спортивный магазин и подержать предлагаемые изделия в своих руках, что позволит вам получить представление о том, какие именно эксплуатационные параметры будут для вас оптимальными.

По краям руля вставляются баренды — специальные заглушки, которые способствуют снижению травматизма. Не стоит недооценивать тот риск, который несут в себе торцы руля — ситуации, когда пользователи повреждали ими живот или ноги, случаются очень часто.

Чтобы руки в ходе езды не соскальзывали, конструкцией предусмотрены прорезиненные ручки (их называют грипсы).

В современных моделях установлены lock-on грипсы, которые отличаются наличием фиксирующих колец на торцах. Такое решение существенно облегчает их монтаж и не позволяет накладкам соскальзывать. Более простые модели держатся лишь за счет трения.

Вынос — это деталь, которая обеспечивает необходимое удаление руля от рамы. Она фиксируется к регулировочной трубе. На различных моделях байков могут ставиться регулируемые или жёсткие выносы. На простых велосипедах их нет.

Седло крепится в центральной части рамы, оно может изменяться по высоте, поэтому пользователи всегда могут выбрать комфортную посадку. Ширина сёдел варьируется в зависимости от характеристик велосипеда. Допустим, на дорожных байках они немного шире, нежели у горных (МТБ).

Конструкция трансмиссии и тормозов

Это то, без чего ни один двухколесный транспорт попросту не поедет. Трансмиссия представляет собой весьма сложный узел, который состоит из самых разнообразных механизмов, а именно:

  • каретки;
  • звёздочек;
  • педалей;
  • шатунного механизма;
  • велосипедной цепи;
  • манеток;
  • различных переключателей скоростей.

Кареточный узел располагается в нижней части велосипедной рамы. Он соединяет шатуны с передними звездочками. Каретка обуславливает беспрепятственный ход за счет зафиксированных подшипников и прикрепленной к ним сквозной оси.

Шатуны — важнейшие для взаимодействия каретки с педалями элементы. Они могут иметь несколько способов крепежа: либо квадратное, либо шлицевое.

Педали функционально представляют собой необходимые опоры для ног, через них физические усилия переходят на шатуны. Они могут выполняться в нескольких вариантах.

  • Классические (их еще называют платформы). Такие педали устанавливаются на байки базового уровня. В этом случае пользователь может кататься абсолютно в любой обуви — здесь сцепление с педалью осуществляется через трение.
  • Контактные. Такие педали имеют особые вставки, которые могут предназначаются исключительно для специализированной обуви.
  • Экстремальные. Крепятся на спортивные байки, их отличает наличие фиксаторов, довольно широкая поверхность, а также внушительная толщина.

Задние звёздочки скоростного велосипеда фиксируются ко втулке заднего колеса. Традиционно на каждую переднюю звездочку приходится пара-тройка задних. При езде маленькие звёздочки обеспечивают повышенную передачу, а более крупные — низкую.

Соединительной деталью между ними является цепь. Ее движение производится через переключатели, которые, в свою очередь, управляются через манетки на рулевом механизме.

Важнейшим элементом схемы конструкции любого двухколесного ТС считаются тормоза. В случае отсутствия либо неисправности тормозной системы выводить ТС на улицы категорически запрещается ПДД.

Современные тормозные механизмы для байков имеют несколько классов.

  1. Обводные. Они представляют небольшие зажимные приспособления с колодками. Обычно имеют только одно крепление.
  2. Дисковые. В этом исполнении колодки фиксируются к диску за счёт нажатия ручки.
  3. Барабанные. Этот вариант тормозной системы в наши дни принято считать устаревшим. В подобных велосипедах барабан прикрепляется к задней втулке и создает взаимодействие между колодками путем педалирования. Для того, чтобы механизм впустую не проворачивался, в него устанавливают стопор. Результативность торможения подобной системы ниже, чем у первых двух, однако для бюджетных байков является оптимальным.

Обзор комплектующих

Приобретая велосипед, пользователи зачастую не уделяют нужного внимания запчастям, поскольку компоновка байка в большинстве случаев предусмотрена производителем.

Однако вы непременно столкнетесь с выбором запчастей в следующих ситуациях:

  • если решите самостоятельно собрать байк «с нуля»;
  • если вам потребуется заменить изношенные детали, вышедшие из строя;
  • если вы решили провести апгрейд, заменив низкокачественные компоненты на более функциональные.

При выборе любых деталей очень важно обеспечить их максимальное соответствие: вы должны точно знать их размер и вариант крепления, а также другие технические особенности.

Чтобы сделать правильный выбор, можно просто взять с собой изношенную деталь либо переписать все её параметры. Будет нелишним еще перед покупкой уточнить, какие разновидности той или иной детали можно использовать для каждого конкретного байка.

При выборе комплектующих лучше всего сделать выбор в пользу изделий известных брендов, качество которых проверено временем. Подавляющее большинство райдеров покупают для своего двухколесного транспорта запчасти марок Shimano либо Sram. В сегменте велосипедных запчастей эти два бренда считаются монополистами.

Неплохим качеством обладают составляющие фирм Sunday, а также Fit и United — их чаще всего выбирают любители экстремального катания. Для скоростных байков можно порекомендовать комплектующие от Cinelli.

Выбирая известную марку, вы заплатите дороже, но стоимость с лихвой окупится практичностью и долговечностью детали.

Об устройтве велосипеда смотрите далее.

Парковка для велосипедов: правила, виды, устройство

Парковка для велосипедов: правила, виды, устройство

Сегодняшние реалии современных городов таковы, что изначально улицы не были спроектированы для такого количества автотрафика. На помощь многим приходят велосипеды – они не занимают много места, позволяют проехать даже по узким тропинкам. Из-за этого велосипед – самое быстрое транспортное средство в забитом пробками городе, а его лёгкость и компактность – находка для воров. Значит, и припарковывать велосипеды следует в специально отведённых местах, а не где попало.

Зачем нужна и как выглядит велосипедная парковка?

Велопарковкой стоечного типа называется бюджетное и быстрое решение для велопаркинга возле ТРЦ, кинотеатра, вуза или магазина. Она призвана улучшить вид городов, где велосипеды часто прицепляют к перилам и столбам, дорожным знакам. Оставить велосипед где придётся – также не лучшее решение для его владельца. Затраты на велопарковки часто берут на себя как гипермаркеты и дорожные службы городов, так и активисты. Велопарковка – вклад в городскую инфраструктуру для жителей, по тем или иным соображениям не нуждающимся в личном авто. К такой конструкции можно пристегнуть от 3 до сотни велосипедов.

Распространённые конструкции

Самые недорогие и востребованные места для велопарковки – устройства в виде отсека, турника или продольного сооружения.

Отсековые

Отсеки для велопарковки – цельносборное приспособление, сваренное из поперечных отрезков стальной трубы. Между двумя ближайшими трубами велосипед заводится задним или передним колесом. К одной из труб (или к обеим, если длина цепи или троса позволяет) колесо вместе с рамой пристёгивается при помощи замка. Ширина каждого из отсеков либо постоянная, либо меняется. Второй вариант предпочтителен для велосипедов, резко отличающихся по посадочной ширине.

Для простых городских велосипедов, а также для шоссеров понадобятся отсеки поуже, для горных и фэтбайков – пошире. Вес конструкции нередко превышает 100 кг, даже двум ворам её сложно сместить хотя бы на несколько сантиметров, а для кражи потребуется воровской отряд в 10 персон. Вероятность кражи не нулевая, оттого владельцы парковок и закрепляют свои конструкции на площадке либо ставят настенную или подзаборную конструкцию. Ширина отсека – 20–35 см, высота – до 1 м. Расстояние между отсеками – от 30 до 80 см.

Трубы с той стороны, куда заводится велосипед, часто наклонные, с углом в 45–70 градусов.

Легко изготавливается собственноручно – потребуются стальные водопроводные трубы с внутренним диаметром в дюйм и более. Размеры при этом должны соответствовать разбросу габаритов современных велосипедов.

В виде турника

Турникообразные парковочные места – обособленные друг от друга П-образные или трапецеидальные трубы, гнутые под углом 70–90 градусов на одной и той же высоте. Лучше всего подойдёт конструкция с надземной частью метр на метр (в длину и высоту). Для удобства парковки высота такой трубы достигает метра – это позволяет удобно припарковать велосипед, не давая ему завалиться и откатиться, что в итоге помешало бы другим велосипедистам поставить рядом с вашим свои байки. П-образной парковки с очень низкой трубой лучше избегать: она годится лишь для детских велосипедов, а подростковый или взрослый угнать, отвинтив колесо, за которое он прикован, труда не составит.

Расстояние между «турниками» не должно быть менее 80 см – возле ТРЦ «отвязка» велосипеда с нагруженными пакетами и сумками вызовет значительные трудности. Подставки под велосипеды не требуются. Изготовить самостоятельно такую парковку легче, но не менее трудоёмко, чем отсековую – каждая П-образная труба вставляется в пробуренную вертикальную траншею глубиной до метра и заливается бетоном, равным по прочности и сроку службы той его марки, что используют для фундамента одноэтажного дома.

Если не хочется бетонировать каждое из «посадочных» мест, вы можете приварить каждую из труб к общей «рамочной» основе, ширина которой равна длине П-образной трубы.

Простейший заменитель «турника» – конструкция из бруса и автомобильных шин, разрезанных поперёк надвое, но в итоге выйдет велопарковка, где привязать велосипед за раму не удастся.

Продольная

Несмотря на достоинства – например, меньший обзор для воров, – такая установка обладает существенным недостатком: велосипед затаскивается наверх на значительную высоту и кладётся горизонтально. Одному велосипедисту поднять его на высоту в метр и более не удастся. Такая конструкция занимает много места на установочной площадке. Для создания парковки на 50 мест потребуется не менее 5 таких конструкций.

Нестандартные варианты

Когда архитектура исторической части города настолько уникальна, что приевшийся «ширпотреб» может подпортить её вид, на помощь приходят уникальные уличные конструкции, мало где использующиеся. Фактически численность вариантов не ограничена никакими рамками, но несколько базовых идей подстегнут дальнейший полёт воображения и фантазии дизайнеров.

  • «Колесо обозрения». «Колесо обозрения» для велосипедов – обычная вращающаяся парковка. Каждый из велосипедистов может её повернуть, чтобы его велосипеду стало доступно свободное в данный момент парковочное место. Простейшая конструкция рассчитана на несколько велосипедов (например, 6), однако, дизайнеры могут изготовить «паркинг-колесо» и на сотню велосипедов. Проблема лишь в общем весе конструкции – чем больше велосипедов, тем она массивнее, и одному человеку в одиночку повернуть её будет очень сложно. Для многоместной парковки – 10 и более велосипедов — может потребоваться двигатель с цепной передачей вроде того привода, что крутит настоящее колесо обозрения для людей.

Такая конструкция превратится в настоящую достопримечательность региона или страны. Всё, что требуется велосипедисту – на свободное место подвесить и закрепить велосипед.

  • Бугорковая конструкция. Идея «бугорка» проста – это выступ дороги, в котором прорезана аккуратная и ровная щель. Её легко сделать резаком вроде того, что применяют для ровного срезания асфальта или бетона при рытье узких и глубоких траншей. Ширина щели чуть больше ширины колеса – всего 1,5… 4 дюйма. Вы заводите велосипед колесом в эту щель, и та его удерживает за это же колесо, не давая ему скатиться и опрокинуться. Само колесо проваливается почти до звёздочек трансмиссии. Недостаток – велосипед нельзя ничем зафиксировать, для этого потребовался бы отдельный запирающий механизм. А он, в свою очередь, усложнит процесс исполнения такой парковки, заставив её владельца применить бетон, арматуру и уголковый профиль.

Из-за данных особенностей «бугорок» используют, например, на охраняемой территории предприятия либо учреждения, а не в публичном месте, скажем, возле гипермаркета.

  • «Фрукт». Стойка для велопарковки в виде фрукта или овоща – конструкция с установочными местами, где велосипеды установлены в «радиальном» порядке, сходясь передними (или задними) колёсами в центре, возле оси конструкции. Она не вращается, в диаметре достигает не более 2 м. Изогнутые трубы, образующие «скелет» и отдалённо напоминающие меридианы глобуса, расположены на расстоянии 25–40 см друг от друга. В эти импровизированные щели байкеры ставят свои велосипеды – число промежутков равно количеству байков на такой парковке.

Если бы не форма, близкая к шарообразной, привлекающая внимание туристов, да и просто жителей города, похожая конструкция удалась бы, если расположить П-образные трубы в такой же «радиальной» последовательности. Во «фрукте» велосипеды фиксируются как одним из колёс, так и за раму – расстояние между трубами и диаметр позволяют полноценно припарковаться.

  • «Расчёска». Конструкция, напоминающая гибрид отсековой и турниковой рамы, позволяет правильно закрепить за такой «зубец» даже фэтбайк. Разница между «гребешком» и отсековой велопарковкой – отсутствие соединяющей конструкцию одной из труб (как правило, сверху). Трубы довольно мощные, что не даст вору спилить или срезать её никаким из инструментов, составляющих его арсенал – будь то болто- или труборез, монтировка или дисковая пила по металлу. Окрашена в характерный «деревянный» цвет.

  • «Сторож». Это парковочное место, сделанное в виде остова велосипеда. Первой компанией в нашей стране, предложившей такую форму, стал сотовый провайдер «Билайн». Чтобы привлечь клиентов и новых работников (например, велокурьеров), компания установила такие «велосторожки» возле своих (и ритейлерских) салонов-магазинов, окрасив их в свою «полосатую» расцветку.

Крытые велопарковки

Это полноценный отсек, откидная дверь которого спереди по ширине равна публичному туалету. Но занимает это веломесто в два раза больше территории. С помощью такого отсека вы спрячете велосипед от ненужных свидетелей, любой из которых может оказаться вором. Закрытая велопарковка – навес, ключ от отсека под которым байкер забирает с собой.

Какой не должна быть велопарковка?

Конструкция, в т. ч. и домашняя, не предусматривает использование в качестве основных элементов:

  • пластиковых или композитных труб;
  • ржавеющей или оцинкованной стали без окрашивания, в т. ч. и низкого качества (недостаточная твёрдость и прочность);
  • кованых или арматурных прутьев;
  • гнутого листового железа;
  • профиля.

Дерево здесь используется редко. Идеальной окажется на сто процентов металлическая конструкция, выполненная из нержавеющих труб – она простоит десятки лет, оставаясь при этом чистой и сверкающей, и будет внимание всех желающих. В качестве велопарковки можно использовать ограждения для автопарка, построенные в советское время из свай и якорных цепей.

Велопарковка не должна располагаться без навеса или козырька здания – велосипеды постоянных сотрудников, припаркованных в ливень или снегопад, преждевременно выходят из строя.

В качестве дополнительных мер по защите велосипедов от угона привлекаются:

  • работники частного охранного предприятия, обслуживающего объект;
  • система видеонаблюдения, установленная там же или неподалёку;
  • контрольно-пропускной режим — если это охраняемая территория — по электронным ключам системы, работающей там же (с возможностью записи данных на сервер, идентификации людей по лицам и отпечаткам пальцев).

Требования к велопарковке – предельно высокая безопасность, предотвращение правонарушений, связанных с хищением или повреждением личного имущества. Недостаток – это решение может оказаться платным.

О том, как сделать парковку для велосипеда своими руками, смотрите в следующем видео.

Аксессуары для велосипеда: какие бывают и как выбрать?

Велосипед как средство передвижения становится все более популярным. Но чтобы катание на нем было комфортным, необходимы некоторые аксессуары. Сейчас существует множество таких атрибутов, и они становятся все более востребованными.

Простые необходимые принадлежности

Все аксессуары для велосипеда условно можно подразделить на необходимые, которыми пользуются постоянно, атрибуты для безопасности велосипедистов и современную электронику.

Предусмотреть все неожиданные ситуации невозможно, но определенный необходимый набор велосипедных аксессуаров должен быть у каждого велосипедиста. Такой комплект должен включать несколько предметов.

Велосипедный насос

Он необходим, чтобы в любой момент подкачать спустившееся колесо. Обычно насос имеет крепления, фиксирующие его к раме, и у многих велосипедов оборудовано для этого место.

Для любителей подойдет обычная ручная модель.

Для профессиональных гонщиков необходим большой насос, способный подкачать колеса за несколько секунд.

Такие модели имеют манометр, который показывает давление в колесах, что очень важно для скоростных гонок.

При выборе насоса предпочитать следует универсальные модели, подходящие для камер любого типа.

Велоаптечка

Она включает основные запасные детали и элементарный инструмент для ремонта. Обычно аптечка состоит из комплекта шестигранников и наиболее часто используемых отверток, при помощи которых можно осуществить элементарный ремонт, устранение мелких поломок. Она также может дополняться ножом и выжимкой для цепи.

Существует еще и специальный набор, называемый мультиключ, включающий весь данный инструмент. Такой набор удобен тем, что он компактный и занимает мало места.

При выборе велоаптечки следует обратить внимание на наличие в ней комплекта для заклейки проколов в камере и пластмассовой лопаточки для монтажа покрышек. Однако некоторые проколы не подлежат устранению, поэтому рекомендуется также иметь запасную камеру.

Замок

Кражи велосипедов случаются довольно часто. Оставляя байк без присмотра, его следует фиксировать замком, чтобы предотвратить угон. Замки бывают с цепью, без нее и с тросом.

Обычные металлические цепи непрочные, и их легко можно разрезать ножовкой. Оставлять велосипед с данным замком можно лишь на непродолжительное время. Хорошей прочностью отличаются цепи из специального сплава и со звеном сложной конфигурации: разрезать их крайне сложно.Замки с тросом имеют меньший вес, и они удобнее в эксплуатации.

Рекомендуется приобретать замок, имеющий трос свернутый спиралью: при большой длине троса он занимает мало места.

При выборе замка следует также учесть длину цепи или троса: она должна быть такой, чтобы можно было заблокировать не только раму, но и колесо. Для обеспечения комфорта во время катания на велосипеде следует приобрести несколько полезных атрибутов.

Флягодержатель и подстаканник

Данные приспособления предназначены для удержания емкостей с жидкостью — фляги, бутылочки, стакана, термоса. Они позволяют велосипедисту утолить жажду, не делая остановок. Подстаканник обычно фиксируется на руле, а флягодержатель можно также поставить и на стойке под сиденьем, и на багажнике.

Рога для руля или грипсы

Они предназначены для обеспечения надежного сцепления кистей рук и руля. Многофункциональность данного аксессуара делает его незаменимым для комфортной езды.

При длительных поездках очень устают руки. Рога делают возможным поменять положение рук, благодаря чему напряжение снимается с одних мышц, перераспределяясь на другие.

Они могут также уберечь руки при падении, а при подъеме в гору можно усилить работу педалей, если применить более широкую хватку кистями, что актуально для горного велосипеда. Чаще всего грипсы изготавливаются из резины, которая плохо проводит тепло, что позволяет создать температурный комфорт для рук.

Крылья на колеса

Они нужны для предохранения байка и велосипедиста от загрязнения брызгами грязи, вылетающими из-под колес. Существует много моделей данного атрибута: пластиковые, быстро снимающиеся модели и фиксирующиеся к раме; металлопластиковые удлиненные и с большим охватом колеса; металлические постоянные.

Для горного велосипеда используются крылья несколько меньшей длины и другой формы, соответствующей этому виду байка. Их можно легко установить и снять благодаря специальному механизму.

При выборе данных аксессуаров следует учитывать конструкцию велосипеда.

Багажник, велосумка

Не являются обязательными принадлежностями велосипеда, но облегчают перевозку багажа. Выбирая багажник, нужно принимать в расчет габариты и вес предполагаемых к перевозке вещей. Модель, фиксирующаяся в 4 точках, способна выдержать вес до 50 кг, а нетяжелый груз (до 4 кг) можно перевозить в багажнике, который устанавливается к подседельной стойке.

Сумки для велосипедов различаются по конструкции и также бывают разных габаритов — объемом от 5 до 85 л. Наиболее удобными считаются монобаулы с лямками, что делает возможным применять их как рюкзак. Велосумки можно крепить как к раме, так и под сиденьем.

Удобна также и корзина для велосипеда. Она довольно вместительна и имеет ремешки, которые фиксируют вещи, не давая им выпасть при езде.

Велосипедная одежда

Комфорт при катании на байке в большой степени зависит от одежды. Она должна быть сшита из качественного материала, хорошо пропускающего воздух и позволяющего телу дышать, быстро сохнуть и иметь терморегулирующие свойства.

Велосипедная амуниция включает такие специфические принадлежности одежды, как велофутболка, способная выводить влагу и быстро сохнуть, бриджи (шорты) со вшитой прокладкой, впитывающей пот и защищающей от неудобств во время катания, носки с отражателем, куртка с огнями-сигналами.

Вшитые в рукава светодиоды активизируются при движении. При поднятии руки они указывают другим участникам движения о намерении совершить поворот влево или вправо.

Полезная электроника

Прогресс современных технологий делает возможным намного расширить потенциал велосипеда. Для этого существует много различных приспособлений.

Велокомпьютер

Он представляет собой счетчик пробега байка и спидометр. Такой прибор необходим для скоростного катания, чтобы контролировать ход тренировки. Это многофункциональное устройство позволит следить как за текущей, так за средней и максимальной скоростью, определять время поездки, а также общий и ежедневный километраж.

Прибор дает возможность реально просчитать силы, определить величину потраченной энергии, намечать длительные заезды.

Существуют также универсальные гаджеты, имеющие одновременно функции навигатора, фитнес-трекера, системы от угона, подсветки и даже музыкального центра.

Велосипедный GPS-навигатор

Такой прибор необходим велосипедистам, совершающим длительные путешествия на большие незнакомые расстояния. Сенсорный экран укажет местоположение байка в данный момент, маршрут, скорость.

Существуют разные несколько различающиеся модели навигаторов. Так, модель Schwinn Cyclenav, сообщая маршрут, непосредственно посылает сигнал на телефон велосипедиста, используя обычный звук и экран.

Генератор-аккумулятор для велосипеда

Устройство вырабатывает и накапливает энергию, от которой заряжаются гаджеты, телефоны и иные приборы. Быстрота его зарядки зависит от скорости движения велосипеда, и наиболее эффективно она происходит при скорости 20 км/ч, хотя начинается процесс уже при скорости 5 км/ч.

Корпус такого прибора имеет водонепроницаемое покрытие, и он устанавливается обычно на колесо.

Велорадар Backtracker

Устройство имеет 2 блока: гаджеты, один из которых устанавливается на руль, а другой – на подседельную стойку. Передний гаджет показывает приближающийся транспорт с расстояния в 140 м.

В заднем блоке находится процессор ARM и система радиолокации.

Он может также выполнять и функции обычного габаритного фонаря.

Видеокамера для велосипеда

Зеркало не всегда может давать в достаточном объеме вид заднего плана дороги. Видеокамера легко справляется с такой задачей. Одной из лучших моделей считается камера Hexagon, которая устанавливается за седлом.

Получив с гаджета картинку, она затем передает ее на смартфон. Умный прибор выполняет и необычные функции: контролирует самочувствие велосипедиста, записывает пройденный путь, пересылает видео поездки непосредственно в интернет, сообщает о случившейся аварии в службы спасения.

В корпус камеры встроены яркие светодиоды, которые ночью служат фонарями.

Противоугонные системы

Существует много разных моделей этого устройства. Система BikeSpike, которая, по сути, является GPS-маячком, имеет вид обычного держателя для емкости с водой, и его можно использовать и в этом качестве. Устанавливается устройство на раму.

При попытке угона девайс издает громкий звук, привлекая к себе внимание. Вместе с сигналом на телефон владельца поступает сообщение об угоне с указанием на экране смартфона местонахождения байка.

Другим противоугонным средством, считающимся более надежным, являются GPS-педали и GPRS-педали. Особенностью прибора является то, что снять ноги с педалей невозможно без специального ключа. Кроме указания местонахождения байка, они выполняют и функцию фитнес-трекера: учитывают километры пути и потраченные при этом калории, указывают скачки скоростей и перепады высот.

Велоаксессуары для безопасности

Безопасность велосипедиста очень важна. Для ее обеспечения существуют множество нужных вещей.

Перчатки велосипедные

При падении велосипедист рефлекторно протягивает вперед руки, при этом в первую очередь травмируются ладони. Перчатки помогут это предотвратить. Кроме того, в перчатках ладони не натираются об руль и не образуются мозоли.

Велосипедные перчатки бывают 2 видов – короткие с открытыми кончиками пальцев, которые используют летом, и длинные, закрывающие всю кисть: они подходят для зимы и защищают от мороза и ветра. Ладонь на перчатках обычно выполнена из натуральной или искусственной, но качественной кожи, а верхняя часть — из спандекса, лайкры или иного материала, способного пропускать воздух и влагу.

При покупке, примеряя перчатки, следует сжать пальцы в кулак: при этом перчатки не должны давить на пальцы. Выбирать лучше яркие модели: они более заметны при подаче сигналов при движении.

Велосипедный шлем

Это самая необходимая принадлежность снаряжения велосипедиста. Он предназначен для защиты головы от травм при падении. Качественный шлем изготовлен из пены, которая не имеет эластичных свойств. Замена шлема необходима, если он даже один раз испытал удар, поскольку повторного удара он может не выдержать.

Несколько иную конструкцию имеет шлем для горного велосипеда. Корпус изготовлен из эластичного материала, способного восстанавливать форму после удара. Поэтому его можно использовать многократно после легких падений.

Выбирая шлем, нужно помнить, что он должен быть легким, но прочным, и обладать хорошей вентиляцией.

Очки необходимы, поскольку во время движения глаза часто страдают от попадания мошек, частиц пыли, а также от ветра. Очки для велосипеда отличаются от обыкновенных солнцезащитных своей обтекаемой формой, наличием резиновых вкладышей и более плотной посадкой на лице.

Более удобны очки, у которых можно менять линзы. В пасмурную погоду подходят обычные прозрачные, в солнечную — темные стекла, а в туман — оранжевые или светло-зеленые. Стекла таких очков не разбиваются на мелкие осколки при ударе, а значит, не могут повредить глаза.

Для горного велосипеда лучшим вариантом являются модели со светочувствительными стеклами, которые реагируют на свет. Их можно использовать и в солнечную, и в пасмурную погоду.

Наколенники

Этот аксессуар не является обязательным. Но он необходим велосипедистам, занимающимся экстремальными видами катания с выполнением трюков.

Велосипедные световые компоненты

Такие атрибуты необходимы, и их набор устанавливается ПДД. Они включают передний фонарь и заднюю мигалку. Фонари обеспечивают безопасное движение ночью.

По правилам впереди устанавливается белый фонарь, сзади — габаритный красный. Ни в коем случае фонари не должны заменяться светоотражающими элементами. Ассортимент передних фонарей довольно большой: они различаются мощностью, режимом работы, наличием аккумуляторов.

Более мощные фонари необходимы тем велосипедистам, кто совершает ночные поездки. Для горных велосипедов фонарь следует подбирать с широким радиусом рассеивания света, чтобы безопасно ездить по незнакомым дорогам.

Задние габаритные красные фонари предназначены для обозначения присутствия байка на дороге. Отличие задних фонарей заключается в основном режимом мигания.

Светящиеся наклейки

Их можно разместить по всему байку, и ночью они будут дополнительными элементами, делающими велосипед более заметным на дороге. Светоотражающие элементы должны быть также и на одежде.

Зеркала

Считается, что зеркала не совсем нужный атрибут. Однако они облегчают движение в потоке транспорта. На скорости неудобно поворачиваться назад, а это необходимо при совершении поворотов. При наличии зеркала такая необходимость отпадает, так как в нем можно видеть обстановку на дороге.

Сигнал на руль

Он нужен для звукового предупреждения о приближении байка к иным участникам движения. Сигналы могут быть различного вида: обычный звонок, клаксон, пищалка.

Какие нужны украшения?

Каждому велосипедисту хочется, чтобы его байк не только выполнял свое назначение, но и выглядел красиво.

Украсить велосипед можно различными способами:

  • наклейками на раму и руль;
  • декоративным украшением ленточками, искусственными цветами, разноцветной проволокой, флажками;
  • окраской в разный цвет корпуса байка;
  • украшением спиц;
  • световым оформлением.

Эффектный вид имеет велосипед, если на колеса поставить разноцветные светодиодные ленты. Они не только украшают байк, но и делают его очень заметным в ночное время. Такая подсветка может быть постоянной, мигающей и с разным режимом работы.

На колеса можно также установить светящиеся наклейки и катафоты. На спицы велосипеда можно надеть разноцветную соломку для напитков или обмотать их цветной проволокой.

Возможностей для декора велосипеда очень много, нужно только проявить фантазию и изобретательность.

О том, как выбрать аксессуары для велосипеда, узнаете в следующем видео.

Устройство горного велосипеда

Устройство горного велосипеда отличается определенной конструкцией, геометрией рамы, амортизацией, размерами колес, сплавом металлов, трансмиссионной системой:

  • Сверхпрочная трапециевидная рама;
  • Вилка с повышенной мягкостью и амортизацией;
  • Задняя подвеска;
  • Каретка приподнята до уровня втулки для увеличения клиренса;
  • Утолщенные шины с большими протекторами;
  • Прочность колес;
  • Переключатель цепи оптимизирован под моментальное понижение скорости для ускоренного подъёма в горы; выставлен вперед относительно стойки на 30-125 мм;
  • Весят модели горных велосипедов от 6 до 18 кг;
  • Тормозная система в основном механическая дисковая с тросом или гидравликой;
  • Колеса на горные велосипеды устанавливаются 24 (обод 507 мм), 26 (обод 559 мм), 27,5, 28 и 29 дюймового размера с ободом 662 мм. Маленькие колеса с диаметром 24 дюйма устанавливаются на детские модели горных велосипедов;
  • Стоимость велосипеда для новичков варьируется от 17 до 150 тысяч рублей, и профессиональных моделей до миллиона и выше, это наглядно демонстрирует различие в материале и производственных технологиях.

горный велосипед

Специализированные модели

Различаются модели горных велосипедов по категориям и техническим особенностям: например, для кросс-кантри имеет значение легкость велосипеда, а для даунхилла – прочность конструкции и амортизация.

Классификация горного велосипеда, для чего предназначена определенная модель:

Велотриал – для катания с преодолением искусственных или естественных препятствий. Прохождение экстремального маршрута на скорость с проведением трюковых операций.

горный велосипед

  • Дёрт – езда по специальным трассам с трамплинами для прыжков и трюков, для воздушной акробатики.
  • Стрит – экстремальная езда по уличным или искусственным трассам.
  • Слоупстайл – скоростная езда на склонах с элементами дёрта, норд-шора, даунхилла.
  • Кросс-кантри – катание по пересеченным местностям с препятствиями.
  • Байкер-кросс – гоночное катание группы велосипедистов.
  • Даунхилл – для крутых скоростных спусков по трассам.
  • Фрирайд – свободный спуск со скалистых гор. – сочетание различных типов трассовых и бездорожных катаний, тут наиболее подходят гибридные конфигурации велосипеда.

горный велосипед

Колеса горных моделей

Катание предусматривает увеличение физических нагрузок, поэтому особое внимание уделяется прочностным характеристикам колес и тормозной системы. Большинство моделей оснащаются 26 дюймовыми шинами с агрессивными или умеренно-агрессивными резинами, и выраженными зацепами протектора.

Для поездок по шоссейным трассам подходят только полуслики, так как слики отличаются агрессивностью и намного ухудшают комфортность езды. При возможности лучше приобретать два вида резины: для экстремальных и городских катаний.

Обод у горного велосипеда в основном выполняется из алюминиевого сплава, стальные диски слишком тяжелые, и не подходят для качественной езды по пересеченным трассам, также они не отличаются долговечностью и подвержены коррозии.

Адонированные алюминием диски считаются самыми оптимальными колесами благодаря своему легкому весу и повышенной прочности. Такие модели дороже обычных и, как правило, имеют черный окрас. При покупке такого обода лучше выбирать двойные модели, они выдерживают высокие нагрузки, отличаются длительным сроком в эксплуатации, но стоят дороже одинарных.

горный велосипед

Тормозная система

На горный велосипед в основном устанавливается дисковый тормоз, менее популярен – ободный. Каждый из тормозов обладает своими положительными и отрицательными характеристиками.

Механизм более приспособлен для ремонтирования и эксплуатации, но подвержен загрязнению и часто ломается. С ободной системой тормозов начинает деформироваться обод, так как при постоянном торможении колодки перегреваются. При выборе ободных тормозов для продления срока службу системы рекомендуется покупать v-brake с параллельным ходом колодок.

Дисковые тормоза обладают значительными достоинствами: эффективны в действии, чувствительны в управлении, моментально реагируют на движение рычага, не зависят от погодных условий, не деформируются от влажности, мороза или жары, отличаются значительным эксплуатационным сроком, и не деформируют ободный круг. В качестве недостатков можно считать вес, цену, возможность повреждения диска, срыв колес при экстремальных трюковых исполнениях.

На горные велосипеды устанавливаются механические тормозные приводы с тросиком или гидравликой. Специализированные модели велосипеда, предназначенные для даунхилла, фрирайда и триала обычно снабжаются только надежной гидравлической тормозной системой.

горный велосипед

Амортизационные характеристики и рамы

Современные модели укомплектовываются рамой из титана, карбона, алюминия, стали или сбором из деталей из разных материалов.

Стальные рамы – самая дешевая модель с рядом положительных качеств:

  • Повышенная прочность;
  • Гашение вибрации;
  • Легкость ремонта;
  • При надлежащем уходе и целенаправленной защите от коррозии – долговечность.

Недостатком стальных рам считается большое вес, но этот момент не играет существенной роли для экстремальной езды.

Алюминиевые рамы – более современный вариант со своими преимуществами:

Отличаются сниженным весом, подходят под различные виды спортивной езды. Алюминиевые рамы способствуют быстрому набору скорости, облегчают подъём на скалистые горы, но отличаются маленьким накатом.

Недостатки алюминиевых рам – жесткость конструкции, сниженная амортизация, усталость и хрупкость металла, плохо ремонтируются даже в профессиональных мастерских.

Титановые рамы – оптимальный материал для горного велосипеда, он совмещает в себя все преимущества стальных и алюминиевых рам. Титановые модели отличаются легкостью, стойкостью к коррозии, долговечностью, хорошей амортизацией.

Единственный недостаток – высокая стоимость.

Карбоновая рама – надежная и долговечная модель, относится к премиум классу с соответствующей высокой ценой. Если предлагается выбрать горный велосипед с карбоновой рамой за низкую стоимость, то это вероятнее всего дешевая подделка.

Источники:

https://vplate.ru/velosiped/ustrojstvo-komplektuyushchie/
https://vplate.ru/velosiped/pravila-dvizheniya/parkovka/
https://vplate.ru/velosiped/aksessuary/vybor/
https://velife.ru/vidy-vybor/gornyj-velosiped-osobennosti-ustrojstva-i-ego-prednaznachenie.html