В какой стране придумали велосипед

История велосипеда: от древности до наших дней

До создания современного велосипеда было несколько примеров более простых устройств, напоминающих велосипед, так званых «протовелосипедов». Первым кто нарисовал чертежи велосипеда, был гениальный художник и изобретатель Леонардо да Винчи, в его знаменитых рукописях помимо многих других интересных вещей имелись и рисунки велосипеда. Увы, но чертежам велосипеда из эскизов Леонардо да Винчи так и не суждено было воплотится в жизнь (как впрочем, и многим другим изобретениям гениального итальянца), в последующие четыреста лет лошади оставались единственным средством передвижения по дорогам Европы.

В начале XIX века немецкий барон Карл фон Дрейс изобрел первое двухколесное движущееся средство, ставшее подлинным прародителем современных велосипедов. Свое изобретение Карл назвал «Laufmaschine», что в переводе с немецкого означает «машина для бега». Сия «машина» состояла из двух колес, которые были скреплены одной центральной планкой. Водителю этого транспортного средства приходилось сначала бежать, чтобы набрать необходимую скорость, а затем поднимать ноги и продолжать движение, до тех пор, пока первоначальный импульс не иссякал.

первый велосипед

Вот так выглядел первый велосипед Карла фон Дрейса, уже с двумя колесами и сиденьем на деревянной раме, но еще без педалей.

Как ни странно первый велосипед приобрел большую популярность в Европе, и по имени изобретателя его стали называть «дрезиной» (Draisine).

(А еще с появлением велосипедов вскоре появились и аксессуары к ним, например, велосипедные покрышки, к слову купить покрышки 27 5 по хорошей цене можно перейдя по ссылке).

Как появилось название «велосипед»

Популярность дрезины привела к тому, что их стали делать во многих европейских странах, а некий английский изобретатель Денис Джонсон создал новую усовершенствованную модель дрезины, более удобную и функциональную, вот так она выглядела.

велосипед Дениса Джонсона

Но случилась заминка, новую модель надо было как-то назвать, а называть ее по прежнему «дрезиной» было уже как-то не комильфо. В итоге коллега Джонсона, французский изобретатель фотографии, Жозеф Нисефор Ньепс предложил название для новинки – «vélocipède», в переводе с французского «vélo» означает «быстрый», а «cipède» – «ноги». То есть если переводить буквально, то французское слово «велосипед» означает «быстрые ноги» или «быстроног». Название «велосипед» вскоре стало повсеместным.

Появление педальных велосипедов

Безпедальные велосипеды оставались в использовании почти 40 лет, пока два французских производителя карет не пришли к идее, которая произвела революцию в мире велосипедов. Пьер Мишо и Пьер Лальмен первыми додумались приделать к велосипеду педали, они же разработали план крепления педалей к переднему колесу и установки сиденья водителя на опорную балку.

В 1864 году они сделали свою первую модель педального велосипеда, которая оказалась очень эффективной и простой в производстве. Еще одним важным нововведением, которое внесли два француза, было изменение рамы велосипеда, если раньше она была деревянной, то теперь стала металлической.

Другие старинные велосипеды

Тем временем велосипеды, уже педальные, завоевывают еще большую популярность, появляются самые разнообразные модели. Одним из самых популярных дизайнов того времени была модель велосипеда с увеличенным передним колесом.

Велосипед 19 века

Созданный в 1869 году французом Юджином Мейером и серийно произведенный англичанином Джеймсом Старли, велосипед с высокими колесами улучшил несколько аспектов его использования, но и добавил несколько недостатков (сложный спуск и горная езда). Первые модели таких высоко-колесных велосипедов стали доступны в 1870-х годах в Англии, где они были весьма популярными.

После тех первых нескольких лет популярности велосипедов с высокими колесами, в 1885 году англичанин Джон Кемп Старли создал свой первый «велосипед безопасности». Сегодня это изобретение считается одним из самых важных моментов в истории велосипедов. Он имел цепь, которая соединяла педали с задним колесом и управляемое переднее колесо. Это устройство (называемое Rover) начало эпоху, известную сегодня как «Золотой век велосипедов».

Первый велосипед

С тех пор дизайн и оборудование велосипедов стали стандартизированными во всем мире, и они удовлетворяли всем четырем основным аспектам – безопасность, скорость, комфорт и рулевое управление. Все они имели основную ромбовидную форму, изготовленную из металла, пневматических резиновых шин, роликовой цепи, одной передачи, тормозов и многого другого. Золотой век велосипедов длился с 1900-х по 1950-е годы, когда велосипеды стали одним из основных средств общественного транспорта. Ранние велосипедные клубы популяризировали развлекательное вождение по всей Америке и Европе. За эти годы их производственные затраты значительно снизились, что увеличило их использование во всем мире.

И в наше время велосипеды не утратили своей актуальности, во многих европейских городах все больше людей отказываются от автомобилей в пользу велосипедов, полезных как для здоровья, так и для экологии.

История велоспорта

Официальной датой начала участия велосипеда в соревнованиях считается 31 мая 1868 года. В этот день в одном из парков пригорода Парижа Сен — Клу стартовала первая в мире велосипедная гонка на 2 000 метров. В соревновании одержал победу англичанин Дж. Мур. На следующий год он одержал триумфальную победу в шоссейных гонках на 120 км, которые проводились на «костотрясах». Маршрут соревнования начинался в Париже и заканчивался в Руане. Как говорят очевидцы, чтобы передвигаться на таком транспорте, нужно обладать «силой слона и ловкостью обезьяны». Победитель Мур закончил прохождение дистанции через 10 часов 45 минут. То есть он «прошел» траекторию со скоростью спортсмена — пешехода. В дальнейшем скорость велосипеда увеличилась до 30 км/час.

Модернизация велосипеда

Постепенно изобретатели пришли к тому, что увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Такие велосипеды прозвали пауками. Но ездить на подобном транспорте было небезопасно. Если велосипед неосторожно толкнуть, то он мгновенно падал, а пассажир прыгал через руль. Даже на таком высоком велосипеде некий Томас Стивенс сумел совершить кругосветное путешествие. Он двигался со скоростью 60 км в сутки.

Велосипед "паук"

Наряду с моделями велосипедов «паук», в мире появился и другой образец данного способа передвижения, именуемый «кенгуру». На модели велосипеда «кенгуру» первый раз стали применять цепную передачу. Скорость увеличивалась благодаря соотношению шестерёнок.

Велосипед "кенгуру"

Далее усовершенствование велосипеда происходило быстро. Переворотом в развитии считается 1885 год. В этот период шотландский ветеринар Денлоп создал и применил на деле полую пневматическую шину. Он хотел сделать велосипед наиболее комфортным для езды ради своего сына. Для этого Денлоп воспользовался резиновым рукавом для полива цветов, наполнил его водой и надел на колеса велосипеда. Велосипед стало меньше трясти во время езды, но уменьшилась скорость из-за тяжести наполненных водой шин. Денлоп решил попробовать накачать шины для колес воздухом. Чтобы воздух не выходил наружу, врачу пришлось придумать специальный клапан. Когда шина полностью наполнялась воздухом, клапан автоматически закрывался.

Колеса с шинами, наполненными воздухом, — это то, что не хватало велосипеду, чтобы он стал удобным для передвижения. В последующее время конструкция велосипеда подвергалась постоянному совершенствованию с целью сделать ее более прочной, легкой, красивой. Изобретатели — конструкторы работали и над скоростью.

Развитие велоспорта

Велосипед быстро приобрел популярность среди населения в качестве удобного средства передвижения, для занятий спортом. В период с 1870 года в таких странах, как Франция, Италия, Великобритания стали производится работы по строительству треков. В велосипедном спорте появились категории спортсменов. Они подразделялись на профессионалов, любителей, независимых участников.

Как только появились пневматические шины, гонки на велосипедах стали проводиться не только на треках, где ранее катались только на моделях «пауки» и «кенгуру», но и по дорогам. В 1891 году состоялась первая официальная дорожная гонка Бордо — Париж. Расстояние маршрута достигало 600 м. В 1893 году состоялся первый чемпионат мира для любителей велоспорта в Чикаго. С 1895 года стали организовываться мировые чемпионаты для профессиональных спринтеров. Конец XIX века известен популярностью шестидневных соревнований. В 1896 году в Америке организовали первую такую гонку. История мировых чемпионатов по дорожному шоссе началась с 1921 года на расстояние 190 км для любителей; для профессиональных спортсменов с 1927 года на 185 км. В 1958 году впервые прошли гонки среди женщин. Самой запоминающейся гонкой того времени считается гонка для профессиональных велосипедистов вокруг Франции под названием «Тур де Франс». Первый раз соревнование провели в 1903 году на длину маршрута 5 тыс. км. Гонка осуществлялась на далекое расстояние. Каждый год условия соревнования изменялись.

Шоссейный велоспорт

История велоспорта в Олимпийской программе

Велоспорт — это спортивная дисциплина, которая присутствует во всех Олимпийских играх современности. Когда проводилась первая олимпиада в Афинах, был специально построен трек. Во многом он соответствовал современным нормам. В первых играх, состоявшихся 08 апреля 1896 года, принимали участия спортсмены велосипедисты из пяти Европейских стран. В программу входило 5 видов гонок с помощью трека, и одна гонка совершалась по дорожному шоссе. Уникальные достижения продемонстрировал спортсмен из Франции П. Массон. Впоследствии он стал трехкратным чемпионом олимпийских игр по велоспорту. В 1896 году, в период проведения первых олимпийских игр, Международный союз велосипедистов еще не существовал. Союз образовался только в 1900 году. Но благодаря представителям Международного союза «Солидарность, соревнования на велосипедах были включены в программу. На протяжении долгого периода спортивная программа составлялась на усмотрение организаторов, включая в игры только гонки на треке. Так было в 1900,1904 годах. В 1900 году итоги соревнований, участниками которых являлись только спортсмены из Америки, не были отражены в официальных протоколах олимпийских игр. В игры включали либо гонки по треку, либо по шоссе. В период с 1908-1972 год гонки на треках осуществлялись на тендемах. Существующий сегодня план соревнований стали определять с 1928 года. В 1984 году в Олимпийских играх впервые приняли участие женщины.

На первых играх с участием спортсменов — велосипедистов победили профессионалы из Франции, Великобритании. Далее победителями становились велосипедисты из Дании, Германии, Италии, СССР. В 1996 году Олимпийские игры проходили в Атланте. Там спортсмены боролись за первое место, двигаясь по треку и шоссе и горным дорогам этого города. Наряду со стандартным велосипедом первый раз за историю игр в них приняли участие спортсмены на горных велосипедах. Конструкция такого велосипеда отличается широкими колесами. Он был создана примерно 20 лет назад хиппи из Северной Калифорнии. Раньше чаще всего американские спортсмены признавались лучшими в этом виде спорта. Маршрут гонки проходил вдоль холмов и рощ парка, предназначенных для верховой езды. В соревнованиях участвовали профессионалы.

Велоспорт - маунтинбайк

Каждый вид соревнований отличается типом велосипедов. Стоимость одной модели для гонок по треку или шоссе достигает 4 500 долларов. В конструкции велосипеда, предназначенного для шоссейных гонок, может быть предусмотрено до 14 передач, а также высококачественные тормоза. Модель трекового велосипеда обладает только одной передачей, тормоза у нее отсутствуют. Велосипедисты, двигающиеся по треку с закругленными бортами, могут достигать скорости 64,5 км./ч. Атланта известна своим переносным треком Stone Mountain. Борьба за победу — это всегда напряженный процесс. В 1964 году между первым и 51 местом была разница только лишь в 0,16 секунд. В 1976 году Западная Германия стала победителем по маршруту 4 км только из — за того, что участники наполнили шины велосипедов не воздухом, а легким гелием.

В последние годы программа олимпийских игр постоянно расширяется. Уже к 1990 году стали очень популярны такие виды велоспорта как маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований . Благодаря расширению в соревнованиях стали участвовать и женщины. В 2000 году в Сиднее проходили XXVII Олимпийские игры, программа которых была расширена до 18 типов соревнований с велосипедами. Из этого перечня 7 комплектов медалей предназначалось для женщин.

История велоспорта - трек

История велоспорта в России

Россияне должны гордиться тем, что такое средство для передвижения, как велосипед, впервые зародилось именно в нашей стране. Но достижение крепостного мастера — самоучки Артамонова, к сожалению, никто не оценил. Поэтому появившиеся велосипеды в России в середине XIX в. поставляли из Англии и Германии. В 1880 году Петербургской городской управой было зарегистрировано порядка 100 велосипедов. Примерно через два года они стали появляться в продаже в Москве. На них было неудобно ездить по булыжной мостовой, поэтому велосипеды запрещали использовать в черте города.

Первое официальное соревнование в Москве состоялось 24 июля 1883 года. Гонки проходили по двум дистанциям: 1,5 и 7,5 верст. Играм был присвоен международный статус. В гонках приняли участие спортсмены из Америки, Австрии, Англии. Именно 1883 год в России считается официальным днем начала истории велоспорта. Второй знаменательной датой для российского велоспорта является 24 сентября 1884 г. В этот день на Марсовом поле (тогда это место называлось Царский луг) в Санкт — Петербурге состоялось соревнование. Отчасти благодаря этому состязанию было создано Московское и Петербургское общество любителей велосипедного спорта. Московское общество в России организовано в 1882 году. В 1884 году был утвержден устав сообщества любителей — велосипедистов в Петербурге. Постепенно и в других городах образовалось множество подобных обществ. В губерниях и уездах формировались кружки поклонников велосипедов. В 1896 году в одном из таких кружков москвичи заметили Л.Н. Толстого. Несмотря на то, что на тот момент писателю было уже 70 лет, он прекрасно управлял велосипедом. Почитатели его творчества сделали Льву Николаевичу подарок: велосипед с серебряными спицами.

Л. Н. Толстой с велосипедом

1886 год примечателен появлением первой модели современного велосипеда, у которой колеса были одинакового размера с цепной передачей на втором колесе. Такая конструкция постепенно вытеснила ранее популярные модели «пауки» и увлечение велоспортом среди населения стало расти еще быстрее. Свои велосоревнования появились в Риге, Киеве, Одессе. Гонки проводились на дорогах и ипподромах. Позднее благодаря помощи крупных бизнесменов стали строить треки. В 1891 годы в столице для велогонок построили трек из цемента. В Санкт — Петербурге пока пользовались треком из дерева. Но собирать его было несложно и недолго: за 30 минут. Одесситы создали для себя трек для велогонок с асфальтовым покрытием. Его длина достигала 360 метров.

Одним из знаменательных событий спортивной жизни для нашей страны стали соревнования на звание «Первый ездок России». Событие произошло в 1891 году. Многие историки называют мероприятие «Всероссийским чемпионатом». На гонки приехало много гостей, а также профессионалы — гонщики из Санкт — Петербурга, Одессы, Киева. Дистанция для соревнований равнялась 7,5 верст (в то время такое расстояние было традиционным и равнялось примерно 8-ми километрам). Такие же мероприятия проводились в столице в 1892-1894 году. Так, велосипед стал массовым хобби.

В 1894 году было принято решение организовать марафон от столицы до Нижнего Новгорода. Но дорожное шоссе было сильно поврежденным: только два гонщика смогли добраться до реки Волга. На следующий год прошло другое тяжелое и длительное соревнование под названием «Москва — Петербург». Победителем стал профессиональный гонщик М.Дзевочко. Один из петербуржских гонщиков на протяжении многих лет выступал за Россию на международной арене. В 1896 году из Копенгагена он вернулся в качестве второго призера в гонке лидеров на 100 км. Дьяков занял призовые места в соревнованиях на 1 и 10 миль.

Благодаря другому русскому профессиональному велосипедисту А. Панкратову, который известен своим кругосветным путешествием, был утвержден Международный Союз велосипедистов. Российский спорт гордится такими профессиональными спортсменами, как А.Бутылкин, Г.Вашкевич, П.Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С.Уточкин. В конце XIX века в Россию из США и Европы пришла настоящая «Велосипедная лихорадка». Велогонки стали очень популярны, зрители с удовольствием ходили на такие мероприятия.

В такой успех в историю велоспорта не могли не мешаться крупные торговые компании. Все пришло к тому, что гонщиков «скупали» и соревнования превратились в сугубо коммерческое мероприятие. Торговля целиком поглотила спортивную арену. Постепенно люди стали терять интерес к велосипедным гонкам. Как писал один из известных русских спортсменов П. Ипполитов: «Спустя два десятилетия после триумфального события на ипподроме Москвы (речь идет о 1883 г.), от велоспорта ничего не осталось». После переворота 1917 года в городе Тула остался один единственный трек, он был одним действующим треком на всю Россию.

Далее начинается другой этап развития велоспорта, теперь в РСФСР. В двадцатые годы вдоль Московского садового кольца (эта улица еще оставалась выложено булыжником) состоялись встречи московских гонщиков, Петрограда. Затем прошел чемпионат в Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, чемпионат страны на ипподроме Москвы в 1923 году, гонки по трекам, дорогам…Настоящим толчком для развития велосипедного спорта в Советском союзе стала Всесоюзная спартакиада, прошедшая в 1928 году. До этого в 1926 году велогонщики из России состязались в соревнованиях с зарубежными спортсменами, которые входили в состав спортивных организаций. Первые победы произошли в Париже, Бремене.

История велоспорта в России

Но только в 50-е годы на международной арене начался официальный счет выступлений. Это произошло после того, как наших спортсменов признали настоящими профессионалами в Международном Союзе. СССР входил в состав Международной федерации любителей велоспорта с 1965 года. Первым советским рекордсменом в гонках на треке на дистанцию в 1 километр стал Р. Варгашкин. Советские спортсмены дебютировали в 1952 года, но, к сожалению, дебют оказался неудачным. На протяжении долгих лет советские спортсмены терпели неудачи, но в конечном итоге пришли к победе. 1976 и 1980 гг. — игры, в которых команда СССР стала олимпийским чемпионом в гонках по шоссе. В 1988 году наши спортсмены получили 4 золотые медали. В СССР гордились своими победителями: С.Сухореченковым, А. Кириченко, З. Зарибовой.

Считается, чтобы успешно состязаться с ведущими профессионалами в области велоспорта других стран, российским спортсменам следует работать в зарубежных командах либо организовывать свои собственные команды на профессиональном уровне. Неплохо, если бы вопрос финансирования решался с помощью государства. Настоящие профессионалы, участвующие в соревнованиях, никогда не скажут о своих коллегах «спортсмен» либо « велосипедист». Они говорят друг о друге как о гонщиках, то есть настоящих бойцах, носить этот титул является великой честью, но просто так он не присваивается.

Когда изобрели велосипед? История велосипеда. История изобретения велосипеда

Как и любое серьезное изобретение, способное значительно упростить жизнь человека, велосипед претерпел множество этапов создания. О первых фазах развития этого популярного на сегодняшний день транспортного средства известно мало, а вернее, существуют разные сведения, большинство из которых являются фальсификацией.

Предыстория

История изобретения велосипеда берет свое начало еще с появления первого колеса, которое состоялось порядка 5-6 тысяч лет тому назад. Это открытие значительно упростило транспортировку, но со временем люди перешли также к использованию конной тяги.

когда изобрели велосипед

Первый прототип

Сейчас очень сложно сказать, в каком году изобрели велосипед, ведь для этого надо определить, что именно считать первым велосипедом. Порядка четырехсот лет назад голландскому ученому-математику Симону Стевену пришла в голову, казалось бы, довольно непрактичная идея. Он подумал о применении силы ветра для передвижения экипажей, но осуществление подобной задумки казалось сумасбродством, ведь невозможно определить, когда ветер будет попутным и будет ли он вообще.

Позже инженеры подумали о том, что для транспортировки можно использовать собственные силы. Первое подобное средство передвижения было построено в 1685 году часовщиком из Нюрнбера Стефаном Фарфлером. Это был трёхколёсный экипаж, для движения которого использовалась рукоятка, работающая по принципу часового механизма, которую должен был крутить ездок.

в каком году изобрели велосипед

Первый российский прототип

Не была исключением и Россия, здесь также предпринимались попытки по созданию подобного устройства. В 1752 году крепостной ученый Леонтий Шамшуренков создал нечто напоминающее современный велосипед. Этому устройству было дано название «самобеглая коляска».

Четыре десятилетия спустя Иван Петрович Кулибин, широко известный механик, ставший создателем более 30 успешных проектов из самых различных областей знаний, изобрел трехколесную «самокатку». На этом устройстве усилия ездока передавались посредством педалей на колеса через сложную систему рычагов. Сейчас сложно сказать, где изобрели велосипед и кто был его автором, но эти первые попытки стали хорошей основой для будущего открытия.

Кто же стал первым?

Учитывая, насколько длительной и сложной была история этого популярного сейчас транспортного средства, исследователи и историки не могут достичь полного согласия в этом вопросе. Некоторые думают, что первым стал гениальный мастер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

история велосипеда

Первый экземпляр

Официальной датой создания первого экземпляра считается 1808 год, когда парижский ученый создал устройство, состоящее из двух колес и соединяющей их деревянной перекладины, но у этого самого первого экземпляра еще не было ни руля, ни педалей. Как осуществлялось передвижение? Очень просто: ездок отталкивался от земли ногами.
Это первое устройство для передвижения было значительно модифицировано через пять лет немецким лесничим Карлом фон Драйзером, который изменил конструкцию, сделав одно из колес, а именно первое, управляемым.

Немалым вкладом в развитие велосипеда в его современном виде стало усовершенствование простого рабочего Дальзеля, который спроектировал рычажную систему передач, благодаря чему работа осуществлялась при помощи рук. Но поскольку руки ездока быстро утомлялись, Дальзель изменил свое изобретение и сделал так, что все рычажки двигались при помощи ног. Вероятнее всего, это и стало тем моментом, когда изобрели велосипед, максимально близкий к его современному виду.

где изобрели велосипед

Достижения Дальзеля не привели к массовому производству и использованию этого устройства, а лишь привлекли внимание фабрикантов, которые увидели в первом велосипеде интересную детскую игрушку. Они решили добавить третье колесо для безопасности ребенка, но устройство по-прежнему оставалось диковинкой и не было широко распространено.

Первый стальной велосипед

В 1865 году в Европе был создан первый стальной велосипед, инженерами которого стали французские ученые Мишо и Лальман. Тем не менее, колеса этого устройства оставались деревянными с железным ободом. В этих моделях первое колесо было значительно больше заднего (его диаметр мог достигать 1,6 м), поэтому у первых подобных экземпляров было неофициальное название «Паук».

Масса подобного изделия была порядка 35 кг, а скорость, которой оно могло достичь, равнялась от 12 до 20 км/час. Современники, использовавшие это устройство, говорили, что оно был достаточно сложным в управлении, даже сесть на велосипед было сложно.

В 1869 году у первых велосипедов появилась еще одна модификация, автором которой стал англичанин Коупер. Он просто добавил в базовую комплектацию шариковые подшипники, позволившие значительно упростить ход устройства.

Когда изобрели велосипед в его современном виде?

история изобретения велосипеда

Окончательную форму это устройство приобрело в 1884 году, когда переднее и заднее колесо стали одного размера. Это было инициировано тем фактом, что переднее колесо, которое было намного большего заднего, вызывало множество травмоопасных ситуаций.

Новой модификации было дано название «бицикл». Он очень быстро завоевал популярность во всем мире и к концу XIX века уже был одним из самых популярных средств передвижения.

Итак, подводя итог, надо отметить, что сложно назвать точную дату того, когда изобрели велосипед, ведь он претерпел множество изменений со времени своего появления. Несомненным остается лишь тот факт, что к его созданию приложили руку очень многие люди. Наверное, можно считать велосипед коллективным изобретением. Тем не менее, это ни на йоту не умаляет того, насколько широкую популярность удалось завоевать этому средству передвижения за столь короткий срок.

Изобретая велосипед: эволюция маунтинбайка

От простейших конструкций родом из XIX века до современных All Mountain, Trail, Enduro, Downhill — какой путь развития прошли первые велосипеды для бездорожья, чтобы сегодня спортсмены могли ездить на ультратехнологичных электробайках? Разбираемся в разновидностях маунтинбайков, а еще — в стилях велоспорта.

Сергей Иванов, Slopestyle Distribution (официальный дистрибьютор Merida, Centurion, Cervelo в России):

«Традиционно считается, что история маунтинбайка началась с нескольких парней из округа Марин, которые решили установить на классические прогулочные велосипеды большие колёса и начали кататься по окрестным горам. Но на самом деле, корни внедорожного катани я уходят гораздо глубже: первые велосипеды, предназначенные для катания по бездорожью, появились ещё в XIX веке, а первый серийный маунтинбайк создал английский инженер Джоф Аппс в 1979 году. С тех пор маунтинбайк прошёл путь эволюции, имеющий мало аналогов в современной промышленности. В этом не малую роль сыграли американские велолюбители , заложившие основу и создавшие основные марки маунтинбайков того времени. Тогда это были относительно простые, по современным меркам, конструкции – рамы, не далеко ушедшие от своих дорожных аналогов, система переключения передач, позаимствованная от шоссейного велосипеда, без которой невозможно ехать в гору. Главным отличием от дорожного велосипеда был прямой и широкий руль, помогающий владельцу преодолевать сложные элементы рельефа , и «толстые» покрышки с развитым протектором, обеспечивающие использование этих велосипедов по их прямому назначению: для катания в гористой местности.

Главным событием, предопределившим современный облик маунтинбайка, стало появление системы амортизации. Многие инженеры пытались так или иначе приспособить элементы подвески на раму горного велосипеда, полёт конструкторской мысли был свободным. И наконец, серийные велосипеды начали оснащаться самым важным элементом конструкции – амортизационной вилкой. Классический хардтейл – велос ипед с мягкой вилкой спереди, же сткой рамой из стали, алюминия или карбона, большим количеством передач и широкими колёсами с развитым протектором – этот тип горного велосипеда существует вот уже порядка 30 лет без радикальных изменений.

01. Centurion Trailbanger team — байк категории «бэккантри» и All-Mountain

01. Centurion Trailbanger team — байк категории «бэккантри» и All-Mountain

Но развитие горного велосипеда не останавливается ни на секунду и любителям, число которых растёт с каждым годом, требуются уже большие скорости, повышенная надёжность и комфорт при катании. Спортсмены, для которых маунтинбайк уже стал признанным видом спорта, входящим даже в программу Олимпийских Игр, требуется ещё и эффективность – максимально возможное снижение потерь при передаче усилий от педалей к колёсам. Процесс совершенствования идёт уже непрерывно – каждый год появляются десятки и сотни новых решений, какие-то верные, впоследствии утверждённые в качестве общепризнанного стандарта, какие-то – ошибочные, не выходящие за рамки прототипов.

З олотое время инженеров-одиночек и небольших «гаражных» брендов постепенно заканчивается , н ачинают появляться производственные гиганты, размещающие на своих заводах заказы множества велосипедных марок. Основным производственным регионом становится остров Тайвань, переживающий экономический подъём. Там разместились крупнейшие в мире заводы Merida и Giant , производящие велосипеды для огромного количества марок со всего света, – только так стало возможным добиться требуемого уровня качества и технологий, сохранив приемлемые цены.

Новые технологии стали напрямую пересекаться с наработками автомобильной, мотоциклетной и авиационной промышленности: лёгкие сплавы стали и алюминия, титан, магний, карбон, механика, гидравлика и даже электроника. Настало время слияний и поглощений: для работы с заокеанским производителем, американским и европейским маркам требовались существенные вложения и многие популярные марки были поглощены большими концернами, потеряв свою независимость, но получив доступ к самому технологичному и массовому производству. » Чудо Тайваня» дает стимул к появлению новых марок, создающихся в условиях, где местное производство затруднительно или невозможно в принципе. Одна из таких марок – Atom Racing , первый российский велосипедный бренд, имеющий штаб-квартиру и отдел разработки в России и производство в странах Азии . Марка быстро завоевала попу лярность на родине и составила заметную конкуренцию «европейским» и «американским» брендам .

02. Merida Ninety-Six 6000 — полноподвесочный байк для кросскантри и марафона

Впрочем, инженеры и разработчики тоже не остались без дела. Располагая мощностями тайваньких заводов, опытом коллег и возможностями профессиональных спортсменов, испытывающих новинки в деле, лучшие умы велоиндустрии начали активно усовершенствовать конструкцию, разрабатывая новые современные решения и существенно улучшая старые идеи, принятые в велоспорте как стандарт. Маунтинбайк стал стремительно меняться – появилось множество систем задне й и передней подвески, новые размеры колёс: к имеющимся классическим 26 дюймам добавились 29 дюймов, 27.5 дюймов, а также размеры » Plus Size» – увеличенная в полтора раза ширина покрышки, дающая больше сцепления и управляемости, но немного снижающая скорость при движении по ровной местности. Появились новые системы привода, обеспечивающие большую эффективность , сократилось количество ведущих звёзд и увеличилось количество и размер ведомых, что сделало управление приводом проще и снизило его вес , без особой потери эффективности . Количество инноваций, которое претерпел маунтинбайк за последние годы, просто невероятно и сравнимо только с самыми яркими моментами технической революции 18 века.

Но история идёт по спирали, и история маунтинбайка – не исключение. Настал момент, когда придумать что-то новое стало крайне сложно. Но эволюцию остановить нельзя, и основой её становится совершенство вание имеющихся решений . Улучшается качество обработки материала, появляются новые технологии проектирования и разработки, компьютерное моделирование и системы автоматического проектирования позволяют вдохнуть новую жизнь в классические решения. Так , например, компания Merida при помощи своего немецкого дистрибьютора и владельца марки Centurion Bikes , создала полностью новый отдел разработки, находящийся в Германии, пополнив ряды не только индустриальных гигантов, но и создав одну из самых современных и технологически продвинутых линеек велосипедов в мире, сохранив «фирменные» доступные цены .

03. Centurion Backfire Pro 200 — классический «хардтейл» для активного отдыха

Существенную роль начинают играть детали, ранее считавшиеся второстепенными, но в совокупности своей имеющие влияние на надёжность велосипеда, комфорт, столь важный на бездорожье, управляемость и безопасность даже в очень жёстких условиях. Появляются экспериментальные и серийные попытки заменить механические схемы переключения скоростей электрическими и электронными, к тому времени уже успешно применяющимися в шоссейном велоспорте.

Попытки поставить электродвигатель на горный велосипед начались очень давно, но до определённого времени велосипед с электродвигателем напоминал скорее мопед. П овышенные требования к надёжности и безопасности силового оборудования – всё это заставляло инженеров нервно грызть локти в попытках найти решение, либо вовсе отказаться от электрического привода на байках серийной линейки. Редкие прототипы демонстрировались на выставке, не вызывая особого интереса у публики по причине немалого веса и непривычно-брутальной внешности. Ну а среди велосипедистов электропривод вызывал лишь усмешку, наводя мысли о ленивом владельце, далёком от спорта. Любители прокатиться с ветерком , не крутя педали , продолжали эксперименты, но сталкивались с одной и той же проблемой – после разряда батареи движение с помощью педалей представляло из себя достаточно сложную задачу.

Но всё изменилось, когда появились системы помощи при езде, так называемый Assist . Электроника измеряет скорость и мощность педалирования , сравнивает их со скоростью велосипеда, и при необходимости, в зависимости от настроек блока управления приводом, включает электромотор. Такое решение сохраняет необходимость крутить педали, но позволяет преодолевать заметно большие расстояния и покорять сложный рельеф, существенно экономя собственные силы. Маунтинбайкеры первыми оценили возможности ассист -систем, получив возможность существенно расширить привычные маршруты катания и сократить усилия на трудных и долгих подъемах, практически не ограничивая себя при езде вниз. Первые системы электропривода были громоздкими и сложными в установке и использовании, но на помощь пришли инженеры всемирно известной компании по производству электрооборудования – Bosch .

04. Merida eONE-TWENTY M#RIDA — электробайк для трейлрайдинга

Не заставили себя ждать и велосипедные бренды – первым из » веломарок» стал крупнейший производитель велокомпонентов Shimano , а позже и Yamaha . Решения этих производителей открыли новую эру электробайков : компоненты стали размещаться в отдельном, закрытом корпусе, батареи уменьшились в объеме и увеличили свою емкость. Модульная конструкция и централизованная сервисная политика немецких и японских производителей сделала возможной замену компонентов для обслуживания практически на лету, без необходимости привлекать специалистов-электриков. Каждый год уменьшается вес систем, возрастает их эффективность и компактность. Многие модели электровелосипедов уже практически неотличимы по внешнему виду от обычных маунтинбайков, и интерес велосипедистов к электроприводу растет с каждым годом на порядок, привлекая даже былых противников таких решений.

Эволюция затронула и стили, направления катания. Благодаря современным достижениям, велосипедистам становятся доступны более сложные маршруты: трассы, которые раньше были уделом только серьезных энтузиастов с большим опытом катания, теперь, благодаря новым современным байкам, становятся доступны для любителей и даже для начинающих.

Recreational / Прогулочные велосипеды

Это известные всем «горные велосипеды», которые всегда можно встретить в любом спортивном магазине. Рама без заднего амортизатора, жесткая или амортизационная вилка, оборудование начального уровня, тормоза чаще ободные, но иногда встречаются и дисковые. Такие велосипеды отлично подходят для развлекательного катания по тропинкам в ближайшем парке, для непродолжительных туристических поездок. Заниматься экстремальной ездой, выполнять трюки или покорять сложный рельеф на таком велосипеде не следует. Хотя не лишним будет отметить, что с каждым годом возможности проектирования и обработки материалов возрастают, и мировые гиганты велоиндустрии внедряют в сегмент недорогих горных велосипедов решения и технологии, ранее доступные только для моделей соревновательного уровня, что существенно расширяет возможности прогулочных маунтинбайков.

Touring / Велотуризм

Маунтинбайк, наравне с шоссейным велосипедом, получил заслуженное признание и среди туристов. Велосипедный туризм многогранен и там , где одни видят цель в преодолении больших расстояний, других привлекают неизведанные уголки планеты, где асфальт встречается не на каждой автомобильной дороге. Маунтинбайк как нельзя кстати подходит для такого туризма . Н ад е жная рама, выдерживающая большие нагрузки, высокая про ходимость, комфортная посадка и хорошая управляемость. Новинки велоиндустрии воспринимаются туристами с энтузиазмом – туристические сумки нередко можно встретить на f at -байках и велосипедах с колесами размера 650 b +. В последние годы, параллельно с совершенствованием компонентов электропривода, в сегмент туристических моделей приходят и электробайки , делающие доступными очень сложные горные маршруты, ранее не рассматривавшиеся как однодневные или радиальные.

XC / Кросскантри

К росскантри – это олимпийская дисциплина велоспорта, подразумевающая соревнования на трассе с очень разнообразным и сложным рельефом. На современной кросскантрийной трассе присутствуют подъёмы – как затяжные, требующие десятки минут на их преодоление, так и крутые, в которые не каждый сможет с первого раза подняться даже пешком. Современное кросскантри подразумевает и спуск – порой очень техничный, требующий от спортсмена виртуозного владения велосипедом. Кросскантри подразумевает и высокую скорость, причём за неё отвечает не гравитация, а собственные силы спортсмена. Всем этим противоречивым требованиям должен соответствовать и велосипед – он должен быть максимально лёгким, жестким, обеспечивать как эффективную передачу усилий гонщика в подъеме, так и обладать управляемостью и проходимостью на спуске. Эти требования заставляют инженеров проводить бессонные ночи в отделах разработки, но только так получаются шедевры велосипедного искусства, как например легчайший байк Merida Big . Nine Team , неоднократно привозивший спортсменов на подиум мировых сорев нований и даже на олимпийский пь едестал.

Trail / Трейл

Велосипед категории Trail – это сочетание веса кросскантрийного велосипеда, комфорта туристического байка, проходимости велосипеда для All-Mountain, надежности Enduro. Такие велосипеды оснащены высокоэффективной подвеской, работающей в паре с мощными тормозами и легкими компонентами. Конечно, возможности их меньше, чем у специализированных моделей для перечисленных дисциплин, но настоящий поклонник Trail-катания всегда живёт, не зная, куда завтра заведет его тропа. Облик «трейлового» велосипеда включает в себя небольшой ход передней и задней подвески, больше чем для кросскантри, но меньше, чем для эндуро, геометрию рамы, обеспечивающую возможность продолжительной езды как вверх, так и вниз, подседельный штырь с регулируемой «на лету» высотой, легкие и надежные компоненты привода, колеса диаметром 27.5 или 29 дюймов. «Электрическая революция» не оставила в стороне и трейловые байки – всё больше производителей предлагают такие маунтинбайки с установленным электродвигателем, для преодоления продолжительных подъёмов, существенно раздвигая возможности в поиске приключений.

All Mountain

All Mountain – это стиль для тех, кому по душе горные приключения. Если trail -байк даст возможность много времени проводить на «плоском» рельефе и даже кататься с комфортом по городу, то AM -маунтинбайку нужны горы! Такие байки массивнее своих кросскантрийных и трейловых собратьев, у них существенно увеличен ход передней и задней подвески и, как следствие, возможности езды вниз по сложному, горному рельефу. В гору AM -байк едет без претензий на олимпийский рекорд, не быстро, но уверенно и с достаточным уровнем комфорта. Идеальный выбор для тех, кто хочет провести отпуск в горах с маунтинбайком, к тому же в последние годы организованные байк-туры набирают огромную популярность. Как например Biketest . ru , катание в горах Крыма в компании амбассадора Merida , Вадима Савельева, опытного гида и маунтинбайкера со стажем катания в горах более 20 лет.

Enduro / Эндуро

Отличить эндуро- байк от велосипеда для All Mountain , на первый взгляд , непросто. Даже более того, многие спортсмены на Enduro World Series выступают на велосипедах, изначально проектировавшихся для All — Mountain . Но, как Вы уже поняли, эндуро это спорт. Если All Mountain это способ хорошо провести время с друзьями в горах, то эндуро это усиленные тренировки, тяжелая борьба с сильными соперниками, выносливость на подъемах и высочайший уровень владения байком на очень, очень сложных спусках. Эндуро – своего рода противоположность кросскантри – здесь подъемы небольшие, » ровные» участки зачастую отсу т ствуют, зато спуски могут посоревноваться по сложности с даунхильными . Байки для эндуро – пик, остриё возможностей велоиндустрии . Тут самые легкие в своём классе рамы, самая эффективная длинноходная подвеска, спроектированная без потери возможности езды в гору, самые надёжные компоненты. Конечно, электродвигатель нельзя применять на соревнованиях, но эндуро -байк стал универсальной платформой для выпуска самых современных велосипедов для горных приключений, позволяющих сделать множество спусков за день без помощи подъёмника или преодолеть продолжительные и сложные горные маршруты.

Downhill / Даунхилл

До появления и последующей популярности эндуро , даунхилл – скоростной спуск с горы, являлся одним из самых экстремальных, скоростных и сложных с точки зрения навыков владения велосипедом, направлений маунтинбайка. Велосипеды для даунхилла это кажущиеся огромными байки, с широкими покрышками, огромным ходом передней и задней подвески, с характерными формами и геометрией рамы. Такие велосипеды начисто лишены возможности двигаться вверх, а движение по прямой требует от владельца заметных усилий. Зато на спуске возможности такого велосипеда поистине безграничны и результат в рейтинге финишировавших зависит только от бесстрашия, физической подготовки и умени я управлять байком, несущимся по камням на отвесном склоне со скоростью более пятидесяти километров в час. В последние годы даунхилл уступает эндуро в популярности среди любителей маунтинбайка, и многие знаменитые спортсмены пересаживаются с тяжёлых даунхильных байков на лёгкие эндуро , которые в свою очередь, по возможностям на спуске подбираются к даунхиллу вплотную.

Dirtjumping , Street , Pump track

Воплощение велоэкстрима , на зависть поклонникам BMX , маунтинбайк предлагает похожие возможности для самых бесстрашных байкеров. Дёртджампинг – катание на специально построенных трассах с непрерывными сериями трамплинов, позволяющих подниматься в воздух с большой амплитудой, дающей свободу для исполнения трюков. Или покорение городского рельефа – лестниц, парапетов, перилл и прочих элементов урбанистического пейзажа, с прыжками, пролётами, разнообразными трюками. Кому всё это кажется слишком экстремальным – отправимся на памп-трек , специальную трассу, позволяющую быстро ехать , совсем не вращая педали. Но не стоит полагать, что это легко – вместо педалей придётся работать всем телом, перенося вес и как бы раскачивая велосипед на элементах рельефа трассы. Добившись определённого уровня мастерства, можно начинать преодолевать некоторые участки в полёте, используя элементы трассы как трамплин. А тем, кто уже считает себя профессионалом, всегда найдётся повод и возможнос ть посоревноваться с товарищами на скорость и технику прохождения трассы. Направление памп-трек в последние годы стало очень популярным, вызывая интерес не только у велосипедистов, но и у производителей. Так , например, старейшая российская компания – производитель маунтинбайков , Atomracing , в ближайшие годы планирующая возобновление производства велосипедов, отвела для этого направление особое место в будущей линейке .

Источники:

https://www.poznavayka.org/nauka-i-tehnika/istoriya-velosipeda-ot-drevnosti-do-nashih-dnej/
http://velosreda.ru/istoriya-velosporta
https://fb.ru/article/139225/kogda-izobreli-velosiped-istoriya-velosipeda-istoriya-izobreteniya-velosipeda
https://worldclassmag.com/fitness/mountainbikes/

Adblock
detector