История изобретения велосипеда
О том, кто изобрел велосипед, достаточно хорошо известно. Первым считается барон Карл фон Дрез, изобретатель из Германии, который, кроме прочего, создал еще и пишущую машинку. В 1817 году он построил устройство с двумя колесами, которое было очень похоже на велосипед в том виде, в каком мы его имеем сейчас, но только без педалей; водитель должен был разбежаться и оторвать ноги от земли, и самокат нес его дальше.
Рама этого изобретения являлась, конечно, деревянной. Устройство назвали именем своего изобретателя — «дрезиной», так что оно является прообразом не только нынешнего велосипеда, но также современной дрезины.
Велосипед Артамонова?
В СССР в сталинские годы была сочинена легенда о том, кто изобрел первый велосипед. По этой легенде, двухколесный самокат с педалями впервые построил крепостной Ефим Михеич Артамонов в 1801 году, за что получил по указу императора вольную. Точнее, легенда была сочинена еще в конце XIX века, а во время «борьбы с космополитизмом» при Сталине, когда официозные историки пытались подчеркнуть превосходство русских во всех областях, пришлась как раз кстати.
В нижнетагильском музее «Дом Черепановых» даже представлен самодельный велосипед, который там именуется машиной Артамонова; однако изготовлен он из бессемеровской стали, изобретенной лишь в 1870-х годах, когда упомянутый Артамонов жить уже не мог.
Что добавить в простую конструкцию?
С течением времени велосипед совершенствовалс я. У него появились педали. Произошло это в 1870-х годах в Англии, когда популярность получила модель «пенни-фартинг». Наименование данного изобретения отражает размеры колес, соотносящиеся с величиной монет – переднее было огромным («пенни»), а заднее очень маленьким («фартинг»). Педали крепились к переднему колесу.
Модель получилась неуклюжая даже в большей степени, чем ее прообраз, изобретенный во Франции. Она вечно падала, нанося травмы седоку, поэтому очень скоро к ней пришлось приделать сзади два маленьких колесика вместо одного. При этом находились «экстремалы», предпочитавшие по-прежнему ездить на двухколесном «пенни-фартинге» .
Но такая конструкция была не единственным вариантом. Ведь еще в 1839 году шотландец МакМиллан построил велосипед с педалями, соединявшимися с задним колесом. Однако сделано это было не с помощью шестерней и цепи, а посредством стержней и шатунов. Такая система была непрочной, а значит – неудобной. Изобретение МакМиллана не получило такой известности, как «пенни-фартинг».
В 1885 году начал выпускаться «Rover» («Скиталец») – первый велосипед, имевший современную конструкцию. Разработал его Джон Кемп Старли. Новое расположение водителя и цепной передачи позволило значительно увеличить скорость передвижения и сделать поездку комфортной. Мало того – новая модель была более устойчивой, крепкой и безопасной, и последнее свойство легло в официальное обозначение, которое в те годы получил данный тип велосипеда – «safety». Необходимость в нем вскоре отпала, поскольку «опасные» машины исчезли с дорог.
Но каркас изделия оставался деревянным, а колеса не имели покрышек и камеры. Из-за этого в России его иронично прозвали «костотрясом». Впрочем, прогресс не стоял на месте. В 1890 году или около того появились первые образцы из легкого металла — алюминия. Еще раньше, в 1878 году, был создан первый в мире складной велосипед, а в 1895 году – лигерад (велосипед, на котором необходимо ездить в лежачем положении). Этот тип изделия позволил разгоняться с умопомрачительно й скоростью, а угроза получения травм при падении стала меньше. С 1914 года начал выпускаться первый массовый лигерад «Пежо».
Велосипед в ХХ веке
Новшества вводились в конструкцию и в ХХ веке, хотя все основные признаки этого вида транспорта сформировались в первых годах столетия. В 1974 году мир обзавелся велосипедами из титана, в 1975 году – из углепластика, в начале 90-х стала популярной система переключения скоростей. Наконец, в 1983 году появился первый велокомпьютер. Впрочем, прообраз этого устройства был изобретен почти за сто лет до этого – это был механический одометр (аппарат для измерения расстояния).
Переключать скорости пытались и в начале ХХ века, но в то время это выглядело глупо. Заднее колесо имело две звездочки разных размеров, и чтобы переключить передачу, нужно было перевернуть велосипед, сбросить цепь, открутить колесо, повернуть его, закрутить и вновь надеть цепь.
Новым словом в велостроении ХХ века стали обтекатели, позволяющие добиваться чрезвычайно высокой скорости. Чаще всего такие модели строятся самостоятельно энтузиастами, но есть и спортивные велосипеды, участвующие в официальных гонках. Обтекатель может представлять собой, в частности, закрытый каркас, «имитирующий» форму гоночного болида. Рекорд скорости был установлен в 1995 году – он равен 268,83 км/ч. А 2009 год ознаменовался рекордом скорости на лигераде – 133,28 км/ч.
Революционный транспорт
Почти каждое внесенное в конструкцию устройства изменение порождало революцию, и не только в технике. Так, складной велосипед можно было хранить в городской квартире и переносить в руках, так что количество владельцев сильно увеличилось. Складной велосипед знаменовал собой и уменьшение массы транспортного средства, ведь до этого двухколесные «самокаты» имели внушительный вес и слабую маневренность.
Такие незаменимые в технике узлы, как шестеренки, подшипники и др., впервые появились именно в велосипедах.
Особенно много сделал этот вид транспорта для женской эмансипации. Да, большую популярность в 1890-х годах он получил среди женщин. Если раньше они редко отходили далеко от домашнего очага, то теперь вдруг приобрели необычную мобильность. Для езды «верхом» не подходили корсеты, длинные юбки и другая тяжелая одежда тех лет, поэтому в обиход вошли женские шаровары. Поначалу дамы «на колесах» настолько обескураживали мужчин, что, например, герой чеховского «Человека в футляре» отказался на такой женщине жениться.
Тогдашние общества велосипедистов боролись за улучшение качества дорог, и в ряде случаев успешно.
Можно даже сказать, что научно-техническ ий прогресс как таковой во многом обязан именно велосипеду.
С конструирования этих транспортных средств начинали основатели многих корпораций, впоследствии известных как автопроизводител и:
Производителями велосипедов в начале своей карьеры были даже братья Райт, позднее подарившие человечеству самолет.
Велосипед с квадратными колесами
Это одно из необычных транспортных средств, придуманных в последние годы. Как говорят разработчики, на велосипеде с квадратными колесами действительно можно ездить, причем езда на нем оказывается достаточно мягкой.
Велосипед, оснащенный квадратными колесами, существует уже сейчас, но для него необходима специальная дорога. В скором времени, говорят некоторые конструкторы, такие колеса могут стать даже преимуществом; правда, не уточняется, в чем именно они будут лучше привычных.
Солнечный велосипед
Питер Сандлер – предприниматель из Канады, подаривший человечеству полностью солнечный велосипед – первый в своем роде. Выглядит он не совсем обычно: плоские солнечные батареи вставлены прямо в колеса. Это было необходимо, чтобы велосипед получал достаточное количество энергии.
Он способен разгоняться за счет батарей до 30 км/ч, однако у него есть недостаток: он слишком подвержен боковым порывам ветра, которые могут «сдуть» раму с седоком в сторону. Впрочем, недостатки были почти у любого успешного изобретения.
Велосипед в Средние века
Возвращаясь к истории создания велосипеда, нужно упомянуть информацию, появившуюся не так давно и оставшуюся пока что неподтвержденной . Некоторые исследователи обнаружили, что прообраз велосипеда мог существовать в Средние века. Это устройство могло даже быть излюбленным развлечением дворян.
Археологи в ходе раскопок у замка Шато-Гайяр во Франции наткнулись на велосипед, сделанный из доспехов и относящийся к XII веку. Поражает то, что он выглядит точно также, как и современный – есть даже цепная передача.
Скорее всего, это сообщение – чья-то удачная шутка. Однако есть данные, что нечто напоминающее велосипед существовало в XIV – XV веках. Точнее, это был самокат с педалями, система которых отличалась от современной. Далеко на таком устройстве уехать бы не удалось, но в качестве прогулочного транспортного средства оно вполне годилось.
Так что не исключено, что конструкторы XIX – ХХ столетий занимались изобретением велосипеда не только в буквальном смысле. Впрочем, подобные версии высказываются и в отношении других изобретений.
Такое простое устройство, кажущееся многим из нас даже чем-то несерьезным, прошло достаточно долгий путь развития. А чтобы его появление стало возможным, людям потребовалось узнать и освоить немало законов физики, начиная с центробежной силы. Первыми впечатлениями от двухколесных «самокатов» нередко были смятение, страх, возмущение.
Ведь и первые автомобили, появившиеся примерно в то же время, поражали публику наповал – где это видано, чтобы повозка ехала сама, без лошадей? А устойчивая езда на раме с колесами тем более казалась чем-то невероятным.
10 революционных разработок в мире велосипедов
Эти вещи заставили людей пересмотреть свое понимание и отношение к велосипеду, а некоторые – и вовсе заново изобрести двухколесный транспорт с педалями.
1. Седло
Езда на велосипеде немыслима без комфортного да и просто без седла. Особенно если это седло марки Brooks – из прессованной кожи, чистое, традиционное, теплое и красивое.
Что такое седло Brooks? Немного истории: изобретатель – Джон Боултби Брукс. До середины 1800-х он делал лошадиные упряжки в Бирмингеме. А затем наступил день, когда его любимая лошадь умерла. Несчастному Джону пришлось воспользоваться велосипедом.
Седло на велосипеде было настолько некомфортным, что Джон тут же захотел придумать собственную модель. Именно ей мы пользуемся и по сей день, именно на основе ее и делают все соверменные седла.
Коротко о том, как производят седла Brooks:
2. Грузовой велосипед
В 1930-х европейская общественность решила отказаться от прицепов, которыми оснащали велосипеды. На смену им пришли багажники, на которых можно было возить разные грузы и даже детей.
Со временем такие велосипеды стали особенно популярны среди посыльных. Дошло до того, что в 1942 году священник Кристиан Скьерринг устроил первые в Дании велосипедные гонки для курьеров.
Примечательно: подобные мероприятия проходят и по сей день – в Копенгагене и Рио-де-Жанейро.
Современный грузовой велосипед
3. Шелковая одежда
До Второй мировой выпускалось шерстяное велосипедное белье. А затем пришел долгожданный 1942-й, в котором итальянский портной Армандо Кастелли начал выпускать шелковое велосипедное белье. Так на свет и появилась дышащая и обтягивающая велосипедная одежда. По окончанию войны на смену шелку пришел нейлон и спандекс. А в 1970-х появилась лайкра.
До Второй мировой велосипедная одежда изготавливалась из шерсти
4. Изогнутый руль (в народе – «баран»)
Все началось с Эрнесто Кольнаго (еще его называют Маэстро Кольнаго) – настоящей легенды велоспорта. Прошел он путь от помощника сварщика – до хозяина фирмы, названной его именем. Именно Эрнесто изобрел изогнутый руль. Общественность и велогонщики ноу-хау Кольнаго принимать не спешили. Но постепенно руль доказал свое превосходство над обычными.
А потом пришел 1972-й год, в котором бельгийский профессиональный гонщик Эдди Меркс с «бараном» поставил рекорд пройденного расстояния за час гонки:
Такого до Эдди не делал никто. Побить рекорд смогли только в 1984 году, через 12 лет. Сделал это итальянский профессиональный велогонщик Франческо Мозер. Но Мозер уже ехал на велосипеде совершенно иной конструкции, что автоматически делает рекорд Меркса исключительным.
Спасибо Кольнаго: именно благодаря ему появился руль, обладающий лучшей аэродинамикой и с которым можно ставить мировые рекорды.
Эрнесто Кольнаго с велосипедом, на котором Эдди Меркс установил мировой рекорд
5. Переключатель скоростей + велосипедные эксцентрики
Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобрел известный итальянский велосипедист Туллио Кампаньоло в 1950-м году.
Если коротко о Туллио, это еще одна «велосипедная легенда». На его счету множество запатентованных изобретений, отдельно среди которых отметим велосипедные эксцентрики. Все началось с того, что 11 ноября 1927 года Кампаньоло проиграл гонку в итальянских Доломитах (Italian Dolomites) — из-за того, что не смог быстро сменить колесо – на улице стоял сильный мороз и это помешало спортсмену открутить гайку-барашек.
Поражение разозлило Туллио и он решил придумать новый способ крепления велосипедных колес. Так Кампаньоло и изобрел велосипедный эксцентрик, позволяющий быстрое снятие колеса с креплений на раме. Его изобретение используется и по сей день.
Также в 1961 году Туллио стал первым производить велосипедные компоненты с помощью магниевого литья под низким давлением. Позже он начал использовать новые алюминиевые сплавы и титан. А в 1966 году он запатентовал новый тип бутылочного штопора.
Туллио Кампаньоло. Изобретатель велосипедных эксцентриков
6. Stumpjumper
Это первый горный велосипед. Придуман американским велосипедистом Томом Ритчи. Предназначен для езды по бездорожью, по склонам в любом направлении. Можно кататься и по обычному асфальту. В 1981 году появились первые модели Stumpjumper – были распроданы за недели. С тех пор популярность горных велосипедов растет не по дням, а по часам. Ролик, посвященный велосипедам данного вида:
7. Карбон
Говорят, первым карбон придумал Томас Эдисон – еще в далеком 1880-м году… Когда бы на свет не появился этот материал, в велосипедах он начал использоваться в 1950-х. Ну а первым велосипедом, полностью сделанным из карбона, стал DOGMA F8 от Team Sky.
Карбон обладает улучшенной жесткостью, прочностью, при этом очень мало весит. Велосипеды из него могут разгоняться до неимоверных скоростей. И стоят так же «неимоверно».
8. Raleigh Chopper
Появился на улицах Ковентри (Англия) в начале 1970-х. Отличительные признаки:
- большое заднее колесо;
- удлиненный руль;
- широкое мягкое седло;
- большая металлическая дуга сзади (напоминает вешалку для одежды).
Это был один из первых велосипедов, разработанных специально для детей (по размерам и дизайну).
9. Brompton Bicycle
Brompton – это складной велосипед. Легкая и компактная вещь, с которой появилась возможность не только передвигаться по городу, но и заходить с ней в помещения, не доставляя остальным особых неудобств.
Прототип первого Brompton’а был создан в 1975 году в квартире Эндрю Ритчи (не путать с Томом Ритчи) в Южном Кенсингтоне (Великобритания). Годом позже (3 июня 1976) изобретатель запатентовал творение и основал целую компанию. Сегодня Brompton Bicycle – уважаемая компания, велосипеды которой популярны во всем мире. Их покупают многие любители городской езды, обожающие приезжать в офис на велосипеде и хранящие его у себя под столом.
Коротко о том, как выглядят и работают Brompton’ы:
10. Складные шлемы Plixi
Складываются на одну треть от полного размера, благодаря чему легко помещаются в сумку. Середина и боковые части – на шарнирах, легко сдвигаются. Так что особых трудностей с использованием шлемов Plixi у вас не возникнет наверняка.
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Кто изобрел велосипед, или путешествие из Германии во Францию
Ответить на вопрос «Кто изобрел первый велосипед?» достаточно сложно. Можно отдать первенство Карлу фон Дрезу, который указал верный путь для последующих изобретателей, можно – Мишо и его коллегам, которые создали велосипед, похожий на современные.
Идея велосипеда до 1817 года
История изобретения велосипеда насчитывает несколько веков и неудачных попыток. В конце XVII века французский математик Жак Озанам написал трактат, в котором изложил преимущества передвижения с использованием человеческой силы. Ученый указал, что владелец такого средства передвижения мог ездить, где ему угодно без необходимости заботиться о лошади, наслаждаясь самим процессом. Вопрос создания такого механизма был проблемой № 23 (из примерно 50) в его «Математических и физических развлечениях». На фронтисписе книги Озанам поместил свой вариант решения проблемы. Это было изображение массивного четырехколесного вагона, разработанного ученым из Ла-Рошели Эли Ришаром. Согласно проекту, сидящий впереди направляет ось с помощью вожжей, а стоящий позади двигает транспортное средство вперед двумя досками.
На основе этой модели в течение ста лет европейцы пытались создать средство передвижения. Но ни один из произведенных образцов не оказался удачным. В 1774 году, как писала лондонская пресса, мистер Овендон создал машину, которая могла развивать скорость до 6 миль в час и даже преодолевать значительные холмы. Через пять лет француз Жан-Пьер Бланшар сконструировал подобную коляску. Он проехал на ней по площади Людовика XV в Париже, удивив жителей города. Коляска Бланшара развивала скорость 10 миль в час. Позже изобретатель со слугой добрались на своем изобретении до Версаля. Механизм Бланшара не был поставлен на серийное производство, а изобретатель переключился на более прибыльное воздухоплавание.
От Дреза до Мишо: история изобретения велосипеда
Первым в ряду изобретателей велосипеда стоит Карл фон Дрез, немецкий аристократ. Сначала он создал четырехколесную повозку, которая могла вместить несколько пассажиров. Изобретение Дреза не получило признания: патентные бюро отклонили его просьбу о регистрации. В 1817 году он представил новое устройство — машину для бега, которая вошла в историю как «дрезина». Механизм Дреза имел деревянную раму, два колеса и надувное сидение. Всадник должен был приводить его в движение ногами. Самокат Дреза получил распространение в Европе, а он сам – признание в научном мире. В 1818 году лондонский предприниматель Денис Джонсон выпустил усовершенствованную модель. Он упростил рулевое управление, сделал железные опоры для сиденья. Предприниматель открыл школу для обучения вождению дрезиной, где брал с поступающих один шиллинг.
Размышляя, кто изобрел велосипед и в каком году, вспоминают и мастеров из Шотландии. Именно эта страна высказывала претензии на честь быть родиной велосипеда. В 1839 году кузнец Кирпатрик МакМиллан изобрел модель велосипеда с педальным приводом. В 1845 году бондарь Гэвин Далцелл сделал подобную модель. Велосипед МакМиллана не сохранился. Но другой шотландец Томас МакКол утверждал, что воссоздал его модель в 1850-е годы. Он известен тем, что после 1869 года производил педальные велосипеды, как альтернативу французским.
Лалман и Мишо
Подлинным конструктором велосипеда был Пьер Лалман, который еще в 1866 году подал патент на изобретение велосипеда в США. Он вспоминал, что идея этого устройства пришла ему в голову несколькими годами ранее, когда Пьер увидел человека, двигающегося при помощи дрезины.
Лалман переехал в Париж, где работал у производителя детских колясок, а в свободное время занимался своей задумкой. Сначала он ездил на собранном велосипеде в коридорах магазина, потом отправился на нем на улицы столицы. В 1865 году Пьер уехал в США.
На изобретение Лалмана обратили внимание братья Оливье. Предположительно, после демонстраций велосипеда Лалмана, он начал сотрудничать с ними. В 1864 году Оливье начали работать с каретным мастером Мишо, который сделал экспериментальную партию велосипедов.
Оливье и Мишо улучшили конструкцию изобретения, разработав тормоза и установив диагональную раму из кованого железа, которая заменила чугунную. В 1865 году братья совершили марафон на велосипедах, проехав из Парижа в Тюллен (около Гренобля). Рене Оливье в одиночку добрался оттуда до дома их отца в Авиньоне.
В мае 1867 года в газете «Монитёр» появилась реклама «педальных велосипедов» Пьера Мишо, владельца каретной мастерской в Париже. По свидетельству одного из братьев, Рене Оливье был подлинным двигателем процесса создания новой модели. Чтобы не рисковать капиталами и репутацией семьи, он официально не участвовал в старте проекта.
Чтобы привести велосипед в движение, человек должен был, держась за руль, бежать с ним вперед, а потом запрыгивать в седло. Затем всадник выпрямлялся и ехал, держа руки на руле и вращая педали ногами. Чтобы остановить велосипед, необходимо было прокрутить педали назад, но существовали модели, где для этого был предусмотрен шнур, прикрепляемый к шине заднего колеса.
Изобретение Мишо стоило крупную сумму для того времени – 250 франков. Но его велосипеды стали, действительно, массовыми – через недели после объявления в каждом квартале появились группы велосипедистов. Интерес к изобретению Мишо-Рене проявили в других странах. Можно по-разному отвечать на вопрос «Кто изобрел велосипед?». Но, действительно, массовым он стал после проекта Мишо-Рене.
История создания автомобильных шин и тенденции развития шинной индустрии
Автомобильные шины являются важной составляющей конструкции транспортного средства. Они позволяют добиться улучшения управляемости на любых покрытиях, амортизируют небольшие неровности дороги. Покрышки далеко не всегда имели привычный нам вид. Ниже расскажем, как появились шины, а также основные тенденции их развития.
Кто является создателем шин
Пневматические покрышки имеют сложную историю, весьма неоднозначную. Это приводит к путанице, и зачастую на вопрос кто создал шины дают неверный ответ. Хотя в любом случае мнение будет ошибочно, к авторезине приложили руки многие известные изобретатели.
Первый патент на «воздушные покрышки» получил изобретатель Роберт Томпсон, именно он изобрел шины, использующие воздух в качестве пневматического амортизатора. Несмотря на высокий уровень подготовки вес технической документации Роберту не удалось организовать полномасштабное производство покрышек, тогда еще для карет и повозок на конной тяге, происходило это в 1846 году.
Робер Томпсон, он же Уильям Томсон, барон Кельвин (Келвин), лорд Кельвин (26 июня 1824 года — 17 декабря 1907 года) — британский физик, механик и инженер. Изобретение пневматической шины далеко не единственное его достижение.
Известен как критик теории эволюции в биологии. В честь лорда Кельвина названа одна из семи основных единиц СИ — единица термодинамической температуры Кельвин (русское обозначение: К; международное: K).
Настоящим рождением пневматическая шина обязана Джону Данлопу. Именно он в 1887 году на трехколесный велосипед сына надел камеру из садового шланга и надул ее. Таким образом история шин для автомобиля началась велосипедов. Данлопу принадлежит идея создания и первого в мире промышленного производства шин, изначально для велосипедов.
Джон Бойд Данлоп (5 февраля 1840 — 23 октября 1921). Британский ветеринар и изобретатель. Известен как человек, создавший пневматическую шину, и как и один из основателей компании «Dunlop Tyres». Запатентовал своё изобретение в 1888 году. Патент Данлопа был аннулирован в интересах поданного ранее патента другого изобретателя, шотландца Роберта Уильяма Томсона (1822-1873), который уже запатентовал пневматическую шину в 1845 году.
Следующим значимым человеком в истории авторезины стал Чарльз Кингстон. Он в 1890 году ввел сразу несколько новшеств:
- разделил покрышку и камеру;
- в края покрышки вставил проволочный каркас;
- посадил шину прочно на обод.
Все перечисленное дало огромный шаг в развитии шин для транспорта.
Первыми, кто установил пневматические покрышки на автомобиль были, Андре и Эдуард Мишлен. Они сначала специализировались на велосипедных шинах, но в 1895 году оснастили один из гоночных автомобилей, который показал себя отлично в ходе соревнований. Это и положило начало развитию пневматических автошин.
История создания и эволюция автомобильных шин
Как уже упоминалось история создания шин началась просто с обычной камеры, надетой на обод колеса. Это было важным шагом, но такая покрышка была крайне ненадежной. Для защиты камеру в несколько слоев обматывали парусиной, она для большей прочности была прорезинена. Так получался каркас покрышки. Относят такие шины к однотрубным шинам. Они не имели протектора. Еще одной сложностью был способ крепления, покрышка просто приклеивалась к ободу. Это значительно усложняло монтаж.
Начиная с 1898 года распространение получили клинчерные автошины. Они имели каркас по кругу, мягкие борта. Крепились за счет как раз мягких бортов, просто зацепляясь за закраины в виде крючков. Профиль выполнялся в грушевидной форме. Недостатков у такой авторезины было несколько.
- Невысокая устойчивость к нагрузкам. Шины не выдерживали большую массу.
- Борт перетирался достаточно быстро.
- Монтировать покрышку на обод колеса было достаточно сложно.
Использовались такие автомобильные шины примерно до 1910 года. Но, и после они применялись наравне с прямобортными покрышками. Сказать точно в каком году шины современного типа со стальным каркасом по борту вытеснили клинчерные невозможно. Из-за сложностей с патентным законодательством и путаницы, использование прямобортных шин задерживалось, несмотря на их преимущества.
Первые шины монтировались на колесный обод, который был совмещен со ступицей. Это одновременно упрощало и усложняло процесс эксплуатации. Колесо можно было быстро поменять в случае повреждения. Обычно возили с собой не менее двух колес на замену. С другой стороны, подобная конструкция усложняла монтаж и ремонт покрышки.
Еще один момент, характерный для ранней авторезины – необходимость защиты от мелких гвоздей. В начале двадцатого века дороги были щедро усыпаны гвоздями, выпавшими из копыт. Поэтому, часто на автошины надевали своеобразную броню из кожи, металла или даже дерева.
Для грузовых автомобилей изначально использовались только полностью литые автопокрышки. Они не имели камеры, и фактически не были пневматическими. Иногда встречались модели с естественными пустотами. Основным минусом такой шины, было ограничение скорости. При движении свыше 30 км/ч резина перегревалась, что приводило к быстрому истиранию.
Первые покрышки для легких грузовиков появились около 1910 года. Назывались они «пневматики-гиганты», могли использоваться на любых дорогах, выдерживали нагрузку более 1,5 тонны. Скорость перевозок увеличилась. Именно появление подобной авторезины позволило автомобильному транспорту начать конкурировать с другими видами доставки. Примерно в то же время началась история автобусных перевозок, это также связывают с появлением пневматических покрышек с большой грузоподъемностью.
Примерно в то же время появился первый корд. Сначала это была специальная кордная ткань, ее придумал житель Британии Палмер. Продольные нити этой ткани соединялись в шнурки. В целом полотно состояло практически полностью из одних продольных нитей, воедино их собирали редкие поперечные нитки. Кордная ткань позволила продолжить развитие автошин, сделав их прочнее. Вот основные преимущества от ее появления.
- Покрышка стала меньше нагреваться при движении.
- Увеличился срок службы покрышки.
- Снизилось сопротивление при движении.
- Корд дал возможность формировать полноценную боковину и скат.
Постепенно развитие корда привело к его изготовлению в виде отдельных нитей.
Вообще первое время после появления автошин было очень продуктивным. Почти каждый год появлялись новые элементы и технические решения, которые сейчас считаются обыденными. Причем практически все нововведения патентовались, поэтому дата появления основных частей покрышки не является тайной.
В 1911 появился первый протектор. Сначала это были разбросанные по скату выступы цилиндрической формы. Почти сразу появились и круговые канавки. Выяснилось, протектор значительно улучшает управляемость машины на мокрой дороге. В итоге к концу второго десятилетия двадцатого века протекторы стали хорошо развитыми и эффективными.
Первые прототипы внедорожных покрышек появились в 1916 году.
Первые покрышки производились из безсажевой резины. Цвет покрышек был светло-серым или белым. Проблема такого подхода заключалась в быстрой стираемости подобной резины. Бессажевые покрышки редко служили дольше 5 тысяч километров, после чего становились полностью непригодны для эксплуатации. Для увеличения устойчивости к истиранию мог применяться технический углерод. Но, на практике его почти не использовали. Для бескаркасной авторезины такая добавка пользы не приносила. К тому же стоимость технического углерода в те годы была высокой, что ограничивало использование этого компонента.
После появления корда покрышка стала более устойчивой к механическим повреждениям. Тут уже начали применять углерод активнее. Так как стоил компонент немало, для снижения стоимости шины добавляли углерод только в протектор. Это привело к ситуации, когда протектор был черным, а боковины белыми. Только дорогая покрышка была полностью черной. Окончательно современный цвет авторезина приобрела к 1930 году.
Примерно до пятидесятых годов шины были полнопрофильными. Основной причиной этого были плохие дороги. Также только развитие каркаса покрышки, позволило снизить высоту профиля, улучшив устойчивость автомобиля. В дальнейшем также уменьшилась и ширина автошины, это уменьшило проблемы с проходимостью и управляемостью.
Уменьшение размеров авторезины сильно сказалось на технических характеристиках автомобиля. Снижение неподрессоренной массы сделало ход машины более мягким. Также появилась возможность увеличить внутренний объем транспортного средства, сделав его удобнее.
Бескамерная авторезина появилась в 1946 году. Но, вначале ее использовали мало, в производстве она была дороже вариантов с камерами.
Первые десятилетия автошины имели только диагональную конструкцию. Она пошла со времени использования в качестве каркас кордовой ткани, размещавшуюся в несколько слоев, причем направление нитей выбиралось перпендикулярно. Этот же принцип применялся и с кордом. Первые радиальные автошины выпустили в 1946 году, а в 1948 они пошли в массовое производство.
Параллельно развитию конструкции автопокрышки появлялись новые материалы для корда. Применение эластичных синтетических нитей, значительно увеличило надежность каркаса. Для грузовых шин стали применять металлические нити в сочетании с текстильным кордом.
Тенденции развития шинной индустрии
На данный момент можно выделить несколько тенденций в производстве автошин. В первую очередь производители стремятся сделать шины экологически чистыми. Для этого применяются различные технологии, но пока «зеленые» покрышки из-за цены не нашли большого применения.
Можно отметить стремление к снижению высоты профиля. Одновременно увеличивается посадочный диаметр. Впервые такое движение проявилось в начале девяностых. Причиной стали увеличившиеся скорости и большие тормозные суппорта. Низкий профиль делает автомобиль устойчивее, хоть и менее комфортным.
Активно развиваются технологии, позволяющие ехать на шине после ее повреждения. Способов решения задачи несколько, и они постоянно совершенствуются. Это позволяет увеличить безопасность движения.
Еще одним направлением в развитии, можно считать уменьшение сопротивления качению. Так снижают расход топлива, делая автомобиль экономичнее. Достигают подобного эффекта, путем использования современных резиновых смесей, точно рассчитанного рисунка протектора и других ухищрений.
Школе NET
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Мари Умняшка
В каком году изобрели велосипед?
Лучший ответ:
Главный Попко
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной.
С 70-х годов XIX века стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг». Название описывает несоразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга.
Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец» (или «Бродяга»). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами[3].
Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).
Велосипеды продолжали совершенствоваться и во второй половине XX века. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983 году был изобретён велокомпьютер. В начале 1990-х получили распространение системы индексного переключения скоростей.
Источники:
http://siladiet.ru/fitnes-i-sport/trenazhery/kogda-i-kto-izobrel-velosiped.html
https://bikeandme.com.ua/dosug/obzory/126625-10-revolyucionnyh-razrabotok-v-mire-velosipedov
https://vseonauke.com/1038296445400123589/kto-izobrel-velosiped-ili-puteshestvie-iz-germanii-vo-frantsiyu/
https://tires1.ru/istoriya-poyavleniya-i-ehvolyuciya-shin/
https://shkole.net/QA/12783476/