Обязанности велосипедиста: что можно, а что нельзя
Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.
По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.
Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.
Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.
Маневрирование на велосипеде
Согласно правилам во время движения по дорогам общего пользования велосипедист должен перед совершением маневра подавать сигналы. За счет того, что конструктивно велосипед не имеет светосигнализации, подавать подобные сигналы необходимо жестами.
Для этого могут использоваться такие варианты:
- При необходимости совершить поворот или разворот, велосипедист должен вытянуть руку в ту сторону, куда он собирается поворачивать;
- В случае торможения либо остановки он должен поднять любую руку вверх.
Согласно правилам также можно использовать согнутую в локте руку, как сигнал поворота в эту сторону. Но зачастую многие автомобилисты путают его с торможением, за счет чего использовать его в таких целях не рекомендуется.
Подавать сигнал поворота важно заблаговременно, перед его совершением. Это необходимо, чтобы водители, едущие рядом либо сзади, успели на него среагировать.
Световые приборы
Главным отличием велосипеда от автомобиля или мотоцикла является то, что владелец сам будет решать, что ему необходимо установить на его транспортное средство.
Это могут быть не штатные фары, габариты, а также любые иные устройства, не противоречащие ПДД. Установить подобные элементы также может и сам владелец.
Полный свод правил дорожного движения для велосипедистов в этом видео:
Однако, дабы не нарушать правила, рекомендуется для движения по городским дорогам установить на велосипед:
- Переднюю фары. Использовать вместо неё налобный фонарь нельзя;
- Красный габарит. Он крепится на багажник.
Когда движение по дорогам общего пользования происходит затемно, рекомендуется применять катафоты либо иные светоотражающие элементы на самом велосипеде или прикрепить их на одежду владельца. И хотя это по ПДД больше относиться к пешеходам, использование данных элементов может сохранить жизнь велосипедисту.
Питание всех световых приборов осуществляется от небольшого аккумулятора или же от специального малогабаритного электрогенератора.
Лучше отдавать предпочтение моделям на аккумуляторах, по причине отсутствия работы генератора при остановке.
Максимальная скорость
Ограничения скорости движения по дорогам общего пользования для всех видов транспорта одинаково.
Так, в городской черте нельзя превышать отметку 60 км/ч, а во время езды по дворам нельзя двигаться быстрее 20 км/ч.
Правила подачи сигналов для велосипедистов.
Все участники движения и велосипедисты здесь не исключение, должны соблюдать указанные на дорожных знаках требования, касаемо лимитов скорости.
К тому же велосипед на электроприводе по закону не должен развивать скорость превышающую отметку в 25 км/ч исключительно собственными силами водителя. Иначе он попадает под определение мопеда.
Где можно ехать
По действующим правилам велотранспорт должен передвигаться по специальной выделенной дорожке, оборудованной для данного вида транспорта.
Хотя подобных дорожек в нашей стране пока очень мало и они встречаются только в крупных городах.
В местах, где выделенные полосы отсутствуют, водитель такого транспорта должен отталкиваться от таких правил:
- При отсутствии велодорожки он должен ехать по правой части дороги;
- В случае отсутствия возможности ехать по дороге, он может передвигаться по обочине;
- Только когда нет иных вариантов, возможно движение по тротуару.
Все указанные пункты являются исключающими. Так, доехав до места, где присутствует дорожная разметка с отдельной полосой, велосипедист должен сразу перестроиться, съехав при этом с обочины либо тротуара.
В противном случае это будет являться нарушение ПДД, с возможностью получения соответствующего штрафа.
Как оплатить штраф без комиссии? Читайте по ссылке.
При этом во всех правилах существуют исключения.
Так, в случае наличия груза на велосипеде, длина которого составляет 1 и более метров, согласно ПДД водитель должен ехать исключительно по дороге, с соблюдением всех правил. Осуществлять движение по тротуару разрешено в случаях, когда велосипедист везет на дополнительном месте либо велосипедной коляске ребенка возрастом не старше 7 лет.
Но даже в этом случае ехать необходимо по пешеходной дорожке справа.
Возрастные ограничения
Существуют определенные ограничения для движения различных возрастных категорий на велосипедах.
Так, лица возрастом более 14 лет имеют право передвигаться по:
- Выделенной велосипедной полосе;
- Дороге (справа);
- Обочине;
- Тротуар.
Важно заметить, что каждый указанный последующий пункт из данного списка подразумевает, отсутствие любого предыдущего.
К тому же есть определенные исключения:
- Двигаться по дороге общего пользования можно при перевозке габаритных грузов, шириной более 1 метра либо в составе колонны;
- Ехать по тротуару разрешается,когда осуществляется перевозка ребенка возрастом менее 7 лет.
Что касается самостоятельного передвижение велосипедиста младше 14 лет, то оно разрешается по тротуарам и во всех пешеходных зонах.
Важно! Лицам до 14 лет законом запрещено двигаться по дорогам, а также обочине.
Передвижение детей, чей возраст составляет не более 7 лет, на велотранспорте возможно исключительно в сопровождении пеших родителей по тротуарам либо любым пешеходным зонам.
Стоит знать! При этом движение велотранспорта не должно создавать никаких помех другим лицам. Когда этого сделать невозможно, необходимо слезть с велосипеда, после чего двигаться как пешеход.
Можно ли ездить по автобусной полосе?
Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:
5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.
Вас также заинтересует:
- Новый закон о средствах индивидуальной мобильности в вопросах и ответах
- Что за новая зона успокоенного движения и как выглядит знак по ПДД?
- Какой штраф за пешехода (если не пропустить на переходе)?
Что запрещено велосипедистам
У данной категории водителей существуют множество запретов, которые они должны соблюдать.
Так, им запрещается:
- Управлять велосипедом и при этом ни одной рукой не держать руль;
- Осуществлять транспортировку грузов, выступающих на полметра или более по ширине либо груз, создающий помехи в управлении ТС;
- Перевозить пассажиров в тех случаях, когда конструкция велосипеда этого не предусматривает;
- Осуществлять перевозку детей, младше 7 лет, когда отсутствует оборудованное для подобных целей место;
- Проводить левый поворот на тех дорогах, где существует несколько полос движения в одном направлении, а также при наличии трамвайных путей;
- Ездить без использования мотошлема/велошлема;
- Пересекать дорогу по оборудованному для пешеходов переходу. В данном случае, велосипедист не будет иметь преимущества над автомобилями;
- Проводить буксировку других велосипедов;
- Двигаться по любым автомагистралям.
О каких основных моментах должен помнить каждый велосипедист? Смотрите видео:
Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?
По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.
В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Движение пьяным на велосипеде
Большинство велосипедистов полагает, что их движение не может повлечь какой-либо ответственности. Однако в реальности все не так.
Сегодня контролирующие органы постепенно начинают уделять больше внимания ПДД велотранспорта. По закону существует ответственность за вождение в пьяном виде, а велосипед – это и есть транспортное средство. Поэтому правила прямо запрещают ездить пьяными.
Несмотря на то что подобная статья подходит также и для велосипедистов, а сотрудники вправе привлечь таких водителей к ответственности, на практике ситуация несколько иная.
Так, для управления велосипедом не требуется наличия специальных водительских прав, за счет чего лишить их также невозможно.
Поэтому применяется статья в КоАП РФ, которая определяет уровень ответственности водителей.
Важно! Вождение скутера либо мопеда в пьяном виде полностью подпадает под применение статьи для водителей ТС и штрафные санкции по ней также правомерны..
На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?
На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2020 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.
Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.
На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.
Штрафы
Велосипед, как и другие участники движения, двигаясь по дорогам общего пользования, является транспортным средством. Однако, административный кодекс вычеркивает их из списка классических ТС.
Поэтому для них применяется другая статья КоАП 12.29, регламентирующая ответственность и штрафы за нарушение действующих ПДД.
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Так, санкция за несоблюдение любых правил движения влечет за собой штраф — 800 рублей. При этом сумма штрафа за движения в пьяном состоянии составляет уже порядка 1500 рублей.
Стоит заметить, что любые правонарушения велосипедиста фиксируются на видео аналогично нарушениям обычных водителей автомобилей.
Сегодня практика регулирования соблюдения ПДД данным видом транспорта еще не отлажена.
Поэтому зачастую многие велосипедисты ездят, как им этого захочется.
Единственное, что сегодня контролируется — это их движение по автомагистралям, где всегда находятся сотрудники ДПС и при необходимости могут остановить транспортное средство в случае нарушения и выписать штраф.
Основные термины
В первую очередь ознакомимся с основными терминами и определениями, которые необходимо знать велосипедистам.
«Велосипед»
— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Главное, что следует отметить, велосипед — это транспортное средство
. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.
Велосипед может быть оснащен электродвигателем мощностью не более 0,25 кВт с автоматическим отключением на скорости более 25 км/ч.
Велосипед с электродвигателем
«Велосипедист»
— лицо, управляющее велосипедом.
Велосипедист — управляет велосипедом. Если велосипед вести рядом, то Вы уже становитесь пешеходом.
Велосипедисты и пешеходы
«Велосипедная дорожка»
— конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги
(либо отдельная дорога)
, предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
Велосипедная дорожка конструктивно отделена от проезжей части или тротуара, а также может быть выполнена в виде отдельной дороги, то есть образовывать полноценные перекрестки с автомобильными дорогами. Для ее обозначения обязательно наличие дорожного знака «Велосипедная дорожка».
Велосипедная дорожка
«Водитель»
— лицо, управляющее
каким-либо транспортным средством
, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Велосипедист также является водителем.
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)»
— конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Относительно новый в Правилах дорожного движения элемент дороги, предназначенный для совместного или раздельного движения велосипедистов и пешеходов.
Велопешеходная дорожка
«Полоса для велосипедистов»
— полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
Последнее нововведение в ПДД — это специальная выделенная полоса на проезжей части дроги, аналогично, как и для движения маршрутных транспортных средств. Кроме велосипедов она предназначена и для движения мопедов.
Полоса для велосипедистов
Должен ли я пользоваться световыми приборами?
Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.
В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:
- белого цвета фонарь или отражатель,
- сзади – красный отражатель или фонарь,
- по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.
За их отсутствие есть штраф.
Please turn JavaScript on and reload the page.
Какие бывают велосипеды? Велолюбители, при покупке транспорта, не задумываются об ответственности за неправильное вождение. Совершая движение по тротуару, следует придерживаться основных обязанностей, изложенных в законе. Многие велосипедисты считают, что правила можно вовсе не соблюдать, если рядом нет полиции. Однако такой подход опасен не только для здоровья пеших граждан, но и для самого веловладельца. Обязанности велосипедистов Обязанностей у велосипедистов не так много и запомнить их не составит труда. Перечень обязанностей велосипедистов: Велосипедисты обязаны следить за исправностью своего двухколесного средства и поддерживать его хорошее техническое состояние. Перед выездом на велосипеде стоит проверить исправность тормоза и звукового сигнала. Испорченные тормоза могут создать угрозу жизни всем участникам движения и самому велосипедисту, поэтому их нужно регулярно осматривать. Звук звонка на велосипеде является предупреждением для пешеходов, находящихся вблизи.
Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?
У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).
А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).
К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Экзамен ПДД для велосипедистов, номера и регистрация велосипеда – когда вступит в силу?
- Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей
- Изменения в ПДД 2020: велосипедисты — новые знаки, полосы и боковой интервал
Сотрудник хочет сверить номер рамы велосипеда – имеет ли право?
Имеет. Это прямые возложенные на инспектора обязанности. Он может сверять номера (п. 107 регламента) в рамках ориентировок и спецмероприятий, для которых соответствующие документы предъявлять Вам он не обязан (но не должен препятствовать возможности ознакомиться с ними – они могут лежать на посту ДПС, в подразделении или вовсе быть устными) – впрочем, всё, как и у автомобилистов.
Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам[править]
Непосредственно к велосипедистам относятся только три дорожных знака:
- предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено (кр. случаев, описанных выше);
- запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
- предупреждающий 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой».
Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще
В частности, он должен обратить внимание на информационно-указательные и знаки 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей» 5.33 «Пешеходная зона», запрещающие знаки 3.1 «Въезд запрещён», 3.2 «Движение запрещено», предписывающий знак 4.5 «Пешеходная дорожка», которые запрещают движение велосипедов (кр. исключений для 5.33 и 4.5, описанных выше).
Знак 5.1 «Автомагистраль» | Знак 5.3 «Дорога для автомобилей» | Знак 5.33 «Пешеходная зона» | Знак 3.1 «Въезд запрещён» | Знак 3.2 «Движение запрещено» | Знак 4.5 «Пешеходная дорожка» |
Условные обозначения
Во избежание аварийных ситуаций на дорогах, для предотвращения препятствий для иного транспорта, важно знать условные обозначения, которые подаются велосипедистом перед осуществлением какого-либо маневра. Знаки обычно делаются рукой. Это происходит непосредственно перед:
- поворотом;
- разворотом;
- началом движения;
- перестраиванием;
- остановкой.
Если велосипедисту нужно ехать направо или совершить перестроение, то он вытягивает ровную правую руку в бок или согнутую в локтевом суставе. При желании сделать то же самое, но налево, то левую руку. Оповестить об остановке можно поднятой рукой вверх.
Есть дополнительные сигналы для велосипедистов, которые едут колоннами. Если впереди есть ямы, то об их присутствии говорит рука, опущенная вниз. Если яма справа, то это будет правая рука. Если слева, то левая. Первым подает сигнал ведущий, все остальные его повторяют. Все сигналы подаются и прекращаются до начала маневра.
Правила для велосипедистов также важны, как и для автомобилистов. Их обязательно нужно знать. Без этого на дорогах увеличится количество аварий. Да и пешеходы на тротуарах могут пострадать от езды на велосипедах не по правилам.
Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?
Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.
Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?
Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2020 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.
Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.
Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.
Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.
Если нет с собой жилетки
Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.
ПДД для велосипедистов
ПДД для велосипедистов. Велосипед это транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Правила дорожного движения для велосипедистов
Водитель это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Требования к движению велосипедов:
- Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
- Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
- Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
- Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по правому краю проезжей части если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним. Допускается движение по обочине при невозможности движения по правому краю проезжей части.
- В некоторых случаях можно двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам велосипедистам старше 14 лет, если отсутствует возможность движения по проезжей части. Но следует помнить, что в случае создания помех для пешеходов велосипедист обязан спешиться и следовать требованиям правил для движения пешеходов.
- Отсутствием возможности движения по проезжей части считается:
— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
— велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом. - При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных правилами ПДД для велосипедистов, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
- Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Лица, нарушившие Правила дорожного движения, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
ВОДИТЕЛЯМ ВЕЛОСИПЕДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ
п. 24.8 ПДД для велосипедистов:
- ездить навстречу движению транспорта по левой полосе;
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- ездить по дорогам, обозначенным знаками 5.1 (автомагистраль), 5.3 (дорога для автомобилей);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА
Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Велосипед должен иметь исправные тормозные системы, рулевое управление, сцепное устройство (в составе автопоезда), быть оборудован спереди световозвращателем или фонарем и фарой (при движении в темное время суток и при условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного.
В светлое время суток рекомендуется одежда ярких, заметных цветов, в темное время суток одежда со световозвращательными полосами. Обязательно наличие велосипедного шлема, либо любого другого с закрытой затылочной частью.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ЗА НАРУШЕНИЕ ПДД
Нарушение статьи 12.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа. Несоблюдение иных требований ПДД также влечет за собой наложение штрафа или предупреждение.
Если действия велосипедиста нанесли ущерб здоровью людей или транспорту, то к нему применяют меры гражданской ответственности.
Уголовная ответственность наступает при нарушении ПДД, повлекшее по неосторожности смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека.[/toggle]
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ДТП С УЧАСТИЕМ ВЕЛОСИПЕДИСТА
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;
- выставить знак аварийной остановки (либо рюкзак с красным мигающим фонарем, яркие вещи) на расстоянии 15 (в городе) — 30 (за городом) метров;
- не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
- принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь»;
- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно; предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
- сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
При ДТП с участием велосипедиста звонить:
02 (020 с мобильного) — дежурная часть управления МВД России
Сигналу левого поворота, разворота, перестроения, начала движения соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом.
Сигналу правого поворота, разворота, перестроения, начала движения соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом.
Сигнал торможения подается любой поднятой вверх рукой.
При включении запрещающего сигнала светофора следует остановиться возле стоп-линии или дублирующего ее знака 6.16 ПДД для велосипедистов: «СТОП».
САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ВИД ДТП С ВЕЛОСИПЕДИСТОМ
СТОЛКНОВЕНИЕ С МАШИНОЙ, ПОВОРАЧИВАЮЩЕЙ НАПРАВО
При включении разрешающего сигнала светофора, не оборудованного дополнительной стрелкой, обозначьте маневр и сместитесь левее. Водители, поворачивающие направо, не станут вас обгонять и подрезать.
Такую же тактику желательно применить при проезде правых поворотов на второстепенные дороги.
При выезде со двора, либо со второстепенной дороги на главную вы должны уступить дорогу другим участникам движения, в том числе пешеходам. При повороте направо, при съезде с главной дороги, при пересечении нерегулируемого пешеходного перехода также необходимо уступить дорогу пешеходам.
На перекрестке равнозначных дорог водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Приближаясь к такому перекрестку убедитесь, что водитель слева заметил вас и пропускает. Если сомневаетесь, лучше остановитесь и пропустите лихача.
На дорогах с трамвайными путями или с более чем одной полосой для движения в данном направлении водители для поворота налево или разворота должны спешиться и перейти дорогу, ведя велосипед рядом с собой. Маневр с поворотом налево плюс разворот на данном перекрестке для водителей велосипедов запрещен.
Вне перекрестков, в тех местах, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, вы должны уступить трамваю, кроме случаев выезда трамвая из депо.
В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенной остановки.
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТА
Движение под эти знаки велосипедистам ЗАПРЕЩЕНО.
Эти знаки указывают на приоритет одной дороги относительно другой.
Этот знак говорит о равнозначности перекрестка.
Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет — пред краем пересекаемой проезжей части.
Этот знак запрещает обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
Этот знак обозначает велодорожку. Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки ЗАПРЕЩЕНО.
Пешеходная и велосипедная дорожка. Эти знаки обозначают конструктивное совмещение пешеходной и велосипедной дорожки, либо их разделение.
Эти знаки обозначают полосу для движения велосипедистов и на мопедах.
Полоса для велосипедистов.
Дорога с полосой для велосипедистов.
Друзья, а что Вы думаете про ПДД для велосипедистов ? Напишите об этом несколько слов в комментариях и поделитесь этой информацией в соцсетях со своими друзьями. А чтобы не пропустить в дальнейшем другие важные изменения в новых законах , подпишитесь на получение новостей.
ПДД для велосипедистов
С 14 лет по российским законам человек имеет право передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования. Особенность велосипедного транспорта в том, что когда владелец велосипеда катит его рядом с собой, он считается пешеходом, а когда едет, то должен соблюдать правила для велосипедистов. Как и водителям автомобилей и мотоциклов велосипедистам запрещено управлять своим транспортным средством в состоянии опьянения. За это предусмотрен штраф. Об этом и многих других нюансах ПДД для велосипедистов расскажем в этой статье.
Кто такой велосипедист и должен ли он следовать ПДД?
Велосипедист – человек, управляющий велосипедом. К велосипедам согласно правилам дорожного движения относят транспортное средство, у которого не менее двух колёс и которое приводится в движение мускульной силой человека или электродвигателем мощностью до 0,25 кВт. Такой двигатель электровелосипеда должен автоматически отключаться при достижении скорости 25 километров в час.
Какие правила дорожного движения применяются к велосипедистам?
Отдельных правил для велосипедистов не существует, но все правила, касающиеся водителей и транспортных средств в целом, касаются и велосипедистов. Те же пункты ПДД, в которых указано, что они относятся только к механическим транспортным средствам, к велосипедистам отношения не имеют.
Когда эксплуатация велосипеда запрещена?
Как и в случае с автомобилем, владелец велосипеда должен проверять его техническое состояние перед выездом на дорогу (согласно пункту ПДД №2.3.1).
Запрещено управлять велосипедом, у которого:
- Неисправен или сломан руль, звуковой сигнал и тормоз.
- Спереди не установлен белый светоотражатель и фонарь, а в ночное время – фара.
- Сзади не установлен красный светоотражатель (фонарь).
- По бокам велосипеда отсутствуют красные или оранжевые светоотражатели.
Эти требования перечислены в шестом пункте ПДД. Также нужно размещать светоотражатели так, чтобы велосипед был максимально заметен на дороге.
С какой скоростью можно ездить велосипедисту
Требования соблюдать скоростной режим едины для всех участников дорожного движения. Согласно ПДД для велосипедистов важно:
- Выбрать скорость, которая позволяет остановиться при возникновении опасности.
- Позволяет безопасно выполнять манёвры в реальных дорожных условиях.
- Не превышает ограничения, установленные дорожными знаками.
Если на основных дорогах города можно двигаться на скорости до 60 км/ч и превысить этот показатель велосипедисту вряд ли удастся, то во дворах и жилых зонах скоростные ограничения равны 20 км/ч.
Можно ли велосипедисту ездить пьяным?
Согласно пункту 2.7 ПДД РФ всем водителям запрещено управлять транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Велосипедисты не являются исключением из этого числа.
Права у велосипедиста не заберут, так как их у него нет, но дадут штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей (статья 12.29 КоАП РФ).
Как правильно показать сигнал поворота?
Важное требование к велосипедистам – заранее предупредить других участников движения о намерении повернуть или остановиться. Для этого нужно использовать следующие жесты:
- При повороте налево – вытянуть в сторону прямую левую руку или вытянуть и согнуть под прямым углом правую.
- При повороте направо – вытянуть в сторону прямую правую руку или вытянуть и согнуть под прямым углом левую.
- При остановке – поднять вверх любую руку.
Эти простейшие жесты позволяют избежать возникновения на дороге аварийной ситуации.
Может ли велосипед идти на обгон?
Да, велосипедистам не запрещено обгонять другие ТС, при условии, что их обгон:
- Не создаёт опасности для других участников движения.
- Осуществляется с левой стороны.
- Перед обгоняемым транспортом достаточно места для завершения манёвра.
Нужно учесть, что на некоторых участках дороги обгон запрещён. К таковым относятся:
- Регулируемые перекрёстки.
- Пешеходные переходы.
- Места с ограниченной видимостью.
- В тоннелях, на мостах и эстакадах.
- Ближе 100 метров от железнодорожных переездов.
Также велосипедист обязан уступить место при обгоне его автомобилем на узкой дороге и не препятствовать такому обгону.
Где велосипедистам разрешено ездить по ПДД?
Правилами для велосипедистов установлены ограничения в зависимости от возраста велосипедиста. Дети до 7 лет могут кататься на велосипеде только по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам. В возрасте от 7 до 14 лет можно двигаться по дорожкам для велосипедов. С наступлением 14-летнего возраста разрешено передвижение по дорогам общего пользования.
Нужно учесть, что двигаться по краю дороги, полосе для транспорта или по обочине разрешено только при условии отсутствия велосипедной дорожке и невозможности двигаться вне проезжей части дороги (п. 24 ПДД).
Как выделяются дорожки и полосы для велосипедистов?
Для обозначения различных видов дорожек и полос, на которых разрешено двигаться велосипедистам, используются специальные знаки.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Как выделяется полоса для велосипедов?
Специальные полосы для движения велосипедистов обозначаются знаками 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3, 5.13.4.
Как выделяется велосипедная дорожка?
Место начала и конца велосипедной дорожки отмечены знаками 4.4.1 и 4.4.2.
Как выделяется велопешеходная дорожка?
В случае, если дорожка не разделена на две части (для пешеходов и велосипедистов), то она обозначается знаками 4.5.2 и 4.5.3.
Разделённые дорожки обозначены знаками 4.5.4 и 4.5.5, которые показывают по какой половине двигаться велосипедам.
Должны ли велосипедисты уступать дорогу пешеходам?
Велосипедист должен уступить пешеходу дорогу в двух случаях:
- При переходе пешехода по зебре (пункт 14.1).
- Во время поворота, если траектория его движения пересекается с линией движения пешехода (пункт 13.1).
Это правило для велосипедистов схоже с правилами для водителей механических ТС.
Как правильно проезжать перекрёстки на велосипеде?
В 13-м разделе ПДД указаны правила проезда перекрёстков. Они едины для автомобилистов и велосипедистов. Нужно руководствоваться право приоритета в конкретной ситуации. Наиболее простой вариант – регулируемый перекрёсток, где ехать нужно в соответствии с сигналом светофора.
Как проезжать равнозначные перекрёстки по правилам дорожного движения на велосипеде?
Если на перекрёстке нет светофора, а также знаков «Главная дорога» и «Уступить дорогу», то пропускать на нём нужно все ТС, которые находятся справа.
Исключением является трамвай – ему нужно уступать всегда.
Как правильно проезжать неравнозначные перекрёстки?
Согласно ПДД для велосипедистов (пункт 12.9) преимущество на таком перекрёстке у того, кто находится на главной дороге. Она всегда обозначена знаком 2.1.
Иногда дополнительно к знаку установлена табличка с указанием изменения направления главной дороги (эта дорога на табличке выделена жирной чёрной линией).
Особенностью для велосипедистов является то, что поворот налево им разрешён только, если на дороге не больше одной полосы в одном направлении, а также нет трамвайных путей.
На многополосной дороге в таком случае нужно слезть с велосипеда, перейти с ним дорогу по пешеходному переходу и дальше двигаться в нужном направлении.
Как правильно ездить группами?
Группа велосипедистов должна ехать по крайней правой полосе дороги. При этом нужно соблюдать несколько правил:
- Двигаться друг за другом.
- Если в группе больше 10 велосипедов, нужно разделить её на несколько так, чтобы в одной было не больше 10 человек.
- Можно ехать парами, но при условии, что ширина обоих велосипедов не превышает 75 см.
- Дистанция между группами должна быть не менее 100 метров, для возможности их обгона автомобилями.
Важно при этом соблюдать требования безопасности и быть заметными на дороге.
Как перевозить на велосипеде ребёнка?
Детей можно перевозить только на велосипедах, оборудованных специальными местами для сидения. Детей младше 7 лет можно перевозить лишь в специальном велосипедном кресле (пункт 24.8 ПДД).
Также важно использовать шлемы, как для ребёнка, так и для самого велосипедиста.
Запреты для велосипедистов
В ПДД для велосипедистов есть запреты, касающиеся только их:
- Поворот налево и разворот на многополосных дорогах и дорогах с трамвайными путями.
- Езда без рук.
- Езда по пешеходному переходу (можно только переходить пешком).
- Перевозка пассажиров на велосипедах, которые для этого не оборудованы.
- Перевозка громоздких грузов, выступающих более, чем на полметра по бокам или сзади.
- Перевозка грузов, мешающих управлять велосипедом.
- Буксировка других велосипедов или чтобы другое ТС буксировало данный велосипед.
Эти требования указаны в ПДД в пунктах 24.8 и 24.9.
Также велосипедистам запрещено выезжать на участки дорог, обозначенные знаками 3.1, 3.2, 3.9, 4.5, 5.1, 5.3, 5.33. Однако дети до 14 лет могут кататься на велосипедах в местах установки знаков 4.5 и 5.33.
5 частых ошибок велосипедистов
Среди наиболее распространённых нарушений, связанных с незнанием велосипедистами правил, можно выделить следующие:
- Переезд перехода по зебре. По правилам нужно катить велосипед.
- Езда против движения. Пешеходам можно идти навстречу движению, велосипедистам ехать можно только по ходу транспортного потока.
- Езда против движения. Пешеходам можно идти навстречу движению, велосипедистам ехать можно только по ходу транспортного потока.
- Не показывать сигналы поворота и остановки.
- Езда по левой полосе.
- Поворот налево и разворот.
Нужно внимательно изучить ПДД, чтобы не допускать таких ошибок, так как многие из них приводят к авариям.
Какой штраф за нарушение ПДД велосипедистом?
Большинство штрафов по КоАП РФ применяются только к водителям механических транспортных средств, имеющим водительское удостоверение. Поскольку у велосипедистов такого удостоверения нет, то их они не касаются. Но велосипедистов могут оштрафовать по статьям КоАП 12.29 и 12.30:
- За нарушение правил движения (ехал на красный свет и т.п.) – 800 рублей.
- За вождение в пьяном виде – 1000-1500 рублей.
- За создание помехи для пешеходов и других водителей – 1000 рублей.
- За причинение вреда здоровью по неосторожности – 1000-1500 рублей.
Если велосипедист оплатит штраф в течение 20 дней с момента его назначения, то, как и автомобилист, он получит 50% скидку.
Как вести себя при ДТП?
Все правила поведения в случае аварии указаны в пунктах 2.5-2.6 ПДД РФ. В целом они сводятся к следующему алгоритму:
- Убедиться в отсутствии повреждений, а если они есть, то вызвать скорую помощь.
- Обозначить место аварии и не двигать велосипед.
- Вызвать ГИБДД.
- Снять место ДТП на телефон.
- Найти свидетелей.
- Дождаться полицейских и поучаствовать в составлении протокола.
После составления протокола его копию выдадут участникам аварии, а также выдадут справки о ДТП. Эти документы нужны для получения компенсации в страховой компании.
Если виновник аварии попытается скрыться важно запомнить номер его машины.
Возместят ли велосипедисту ущерб, если в ДТП виноват он сам?
Согласно статье 1079 ГК РФ автомобиль для велосипедиста – источник повышенной опасности. Поэтому в большинстве случаев при аварии компенсацию выплачивает автомобилист (или его страховая компания).
Исключением из этого правила являются ситуации, когда удаётся доказать, что велосипедист врезался в автомобиль специально или ДТП произошло из-за обстоятельств, независящих от обоих его участников.
Суд освободит водителя автомобиля от необходимости выплачивать компенсацию, если будет доказано, что велосипедист нарушил ПДД. Но если в этом случае был нанесён вред здоровью велосипедиста, то избежать выплаты не удастся.
Можно ли перевозить велосипед в метро?
В метро велосипед можно перевозить только в разобранном виде, в специальном чехле. При этом он будет считаться ручной кладью, и оплачивать его провоз нужно в соответствии с правилами провоза ручной клади в данном метрополитене.
Новые правила для велосипедистов
8 апреля вступили в силу поправки о велосипедном движении в городе. Их в прошлом году предложило Министерство транспорта РФ. Что должен знать велосипедист в этом сезоне, какие изменения появились в ПДД и что до сих пор не учли — в нашем материале.
Текст: Николай Удинцев
10 апреля 2014, 14:38
Что изменилось в правилах для велосипедистов
1. Водитель должен пропускать велосипедиста на повороте
В новых ПДД водители должны пропускать велосипедистов при повороте как налево, так и направо. Кроме того, при проезде перекрёстка водитель также должен притормозить и пропустить проезжающего по перпендикулярной дороге велосипедиста.
alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола», активист движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга»
Это полезное и правильное уточнение в ПДД. Новые дорожные правила для велосипедистов вступили в силу только 8 апреля, но это не значит, что теперь при проезде перекрёстка в прямом направлении не нужно оглядываться, смещаться левее на центр полосы, предварительно махнув рукой о перестроении. «Слепые зоны» всё равно никто не отменял. Водитель авто, даже если он знает об изменениях и следует им, может вас просто не заметить.
2. При наличии велодорожки велосипедист должен двигаться только по ней
Самый спорный пункт изменений. Велосипедистам старше 14 лет нельзя двигаться по тротуару, если на нём есть велодорожка или выделенная полоса для велосипедистов. Однако если велодорожки и велополосы нет, то велосипедист может двигаться по обочине или «правому краю проезжей части». Если отсутствует и такая возможность, то велосипедист может выехать на тротуар. При этом непонятно, что можно считать «невозможностью проехать по правому краю проезжей части».
alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола»
Велосипедист может ехать по тротуару. Другой вопрос, что для этого он должен „не мочь“ ехать по правому краю проезжей части. Что такое „не мочь“ — никто не понял. У меня болит голова, я плохо себя чувствую, мне страшно — это отсутствие возможности двигаться или нет?
Мы написали запрос в ГАИ с просьбой прокомментировать. Пока нам не ответили, ждём.
Однако существует ещё одна оговорка. Если велосипедист на тротуаре «подвергает опасности или создает помехи» пешеходам, то он должен спешиться.
alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола»
„Создать помеху“, согласно ПДД, означает вынудить своими действиями изменить скорость или направление движения. В общем, если вдруг все пешеходы будут ходить с закрытыми глазами, ты должен им не мешать. Про опасность — да, это тоже не особо понятно. Не чётко. В общем, очень много нечётких моментов, на самом деле.
3. Детям ездить по тротуару можно
Тем не менее, есть и исключения. Если велосипедист едет с ребёнком младше семи лет или везёт ребёнка в специальной коляске, то он может ехать по тротуару. Юные велосипедисты от семи до 14 лет также должны ездить только по тротуарам и пешеходным зонам.
4. Велосипедист не должен двигаться в общем потоке машин
Что теперь запрещается делать велосипедисту
— Буксировать велосипед за велосипедом или мопедом.
— Управлять велосипедом «без рук».
— Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с двумя и более полосами движения или с трамвайными путями.
— Перевозить длинные грузы (такой груз выступает в сторону более чем на полметра).
— Перевозить людей на раме, руле, заднем крыле и других непредназначенных для того элементах. А также перевозить детей до семи лет без специальных кресел.
Чего не учли в изменениях ПДД для велосипедистов
alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола»
Отсутствие стоп-линии для велосипедов
Мы так и не дождались появления разметки „велосипедная стоп-линяя“. В странах с развитой велоинфраструктурой она есть и расположена так, что велосипедисты ждут сигнал светофора перед машинами. Всегда. Это очень полезно и повышает безопасность, потому что велосипедист в такой ситуации не выскакивает на перекрёсток „из ниоткуда“ — его видят все водители.
Не прописаны «отношения» велосипедистов
и полос для общественного транспорта
Увы, в изменениях нет ни слова про выделенные полосы для общественного транспорта. А значит велосипедистам там ездить по-прежнему нельзя.
Размытое определение
о движении велосипедиста по проезжей части
С новой трактовкой „велосипедист должен ехать по правому краю проезжей части“ непонятно, как ехать по тому же Невскому. „Край проезжей части“ – это кривая формулировка. Это же разметка, просто полоса, по ней не поездишь. Мы уже отправили официальный запрос в ГАИ с просьбой разъяснить этот момент.
Что ещё нужно знать каждому велосипедисту
По словам Михаила Морозова, каждый велосипедист должен помнить четыре основных правила:
1. Ездить по дорогам попутно движущимся транспортным средствам.
2. Показывать перестроения и манёвры рукой с прямым локтем (!).
3. Использовать передние и задние маячки, лампочки и фонарики.
4. Ездить на исправном велосипеде с исправными тормозами.
alt=»9NzxGXiEBig» width=»125″ height=»125″ />Михаил Морозов
Лектор проекта «Велошкола»
Выезжать на светофорах перед автомобилями
Не смотря на то, что стоп-линии для велосипедистов нет, мы рекомендуем велосипедистам выезжать за стоп-линию [для автомобилей], чтобы водители вас видели. При этом, конечно, не надо стоять на зебре – место между стоп-линией и зеброй всегда есть.
Быть внимательнее на тротуарах
Хорошо бы помнить, что тротуар — это территория пешеходов. Там могут быть маленькие дети, пьяные люди, выгуливаемые собаки, выгуливаемые дети, пьяные собаки (смеётся). В общем, кто угодно. И ходить там могут хоть на ушах. А велосипедисты на тротуаре — гости и опасность для пешехода. Поэтому, во-первых, стоит просто ездить осторожнее, а во-вторых, не пугать пешеходов звонками и гудками. Это невежливо. Они на своей территории, это вы „гость“. Если нужно проехать — можно просто об этом попросить.
Источники:
https://auap.ru/dtp/pdd-dlya-velosipedistov.html
https://law-raa.ru/pdd-dlya-velosipedistov.html
https://autolegal.ru/avtokredity/pdd-dlya-velosipedistov/
http://piterstory.com/world/novye-pravila-dlya-velosipedistov