Велик для фрирайда

Содержание скрыть

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest. Лыжи для фрирайда с талией больше 100

В этом году организаторы были вынуждены отменить все тесты WorldSkitests из-за локдауна по коронавирусу.
Попытку трижды провести тесты летом/осенью на леднике Мелльталь также пришлось отменить из-за недостаточного снега на леднике. В этой статье представлены те лыжи, которые предполагалось протестировать, — говорится в обращении организаторов.

Лыжи для внетрассового катания

Если вы ищете лыжи на день, когда пушистого снега по колено, стоит внимательно присмотреться к моделям этой категории.

Талии 105-150 мм, безусловно, достаточно для идеального всплытия. Эти модели — абсолютные специалисты по бескрайнему паудеру.

На WorldSkitest FreeerideSkitest эти модели тестировались только вне трасс.

Прежде всего, катаясь на лыжах вне трасс, важно быть хорошо подготовленным и информированным, чтобы минимизировать любые риски. Важно придерживаться решающего правила: НИКОГДА не выходить на склон без лавинного снаряжения! Правильное и полное снаряжение может спасти как вашу жизнь, так и жизни других людей. Перед каждым туром очень важно проверять погодные условия и уровни лавинной опасности.

Целевая группа: горнолыжники-любители внетрассового катания

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Лыжи для фрирайда, которые предполагалось протестировать на WorldSkitest 2020/21:

Blizzard Rustler 11

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

В любых условиях с Rustler 11 вы будете улыбаться весь день. В основе лежит инновационная концепция талии: чем длиннее лыжа, тем шире талия. Это дает амбициозным фрирайдерам и профессиональным спортсменам больше плавучести даже на крутых склонах. Более длинный и широкий рокер на носке и хвосте также превращает приземление в бэккантри в легкую задачу. С технологией Carbon Flip Core от Blizzard Rustler стал на 15% легче без какого-либо снижения стабильности.

Данные
Длина тестовой лыжи188 см
Радиус поворота21 м
Геометрия142-114-132
Ростовки164, 172, 180, 188, 192
Рекомендованная цена€ 650,-

Elan Ripstick 106

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

Ripstick 106 — идеальные лыжи для фрирайда на любой местности. Эти лыжи превосходны во всех условиях. Неудивительно, что это любимая модель Глена Плейка среди всех лыж Elan!

Данные
Длина тестовой лыжи188 см
Радиус поворота20,4 м
Геометрия143-106-120
Ростовки164, 172, 180, 188
Рекомендованная цена€ 699,95

Kästle ZX 108

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

Благодаря сочетанию классической сэндвич- конструкции с конструкцией сэми-кэп, технологии HOLLOWTECH 2.0, износостойкой поверхности лыжи ZX108 одновременно игривые и прочные.
Вдохновленная новым поколением лыж, данная модель отвечает требованиям опытных лыжников всех возрастов.

Данные
Длина тестовой лыжи191 см
Радиус поворота21,3 м
Геометрия141-108-130
Ростовки169, 179, 184, 191
Рекомендованная цена€ 599,-

Nordica Enforcer Free 110

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

Enforcer Free — мощные и игривые лыжи для фрирайда. Хватит одного спуска чтобы понять всю уникальность данных лыж, огромная мощь, заложенная в них, отлично сочетается с игривым характером твинтипа. Благодаря Powder Rocker они отлично всплывают и управляются в пухляке, а при помощи качественного сердечника из дерева, с добавлением титанала и карбона, мощи и упругости в них также много, как и в карвовых снарядах.

Данные
Длина тестовой лыжи185 см
Радиус поворота18,5 м
Геометрия140-110-129
Ростовки169, 177, 185, 191
Рекомендованная цена€ 699,99

Salomon QST 106

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

Легендарные QST 106 — идеальные лыжи для фрирайда. Эти лыжи могут справиться с любой поставленной задачей. Самая универсальная платформа в нашем ассортименте. С легкостью покоряйте глубокий снег, закладывайте крутые дуги на жестком снегу и побеждайте самые крутые склоны без сомнений. Новые эталонные лыжи для фрирайда.

Данные
Длина тестовой лыжи188 см
Радиус поворота20 м
Геометрия140-106-126
Ростовки167, 174, 181, 188
Рекомендованная цена€ 649,99

Völkl Katana 108

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

Новые Katana 108 теперь с Titanal Frame и 3D Radius Sidecut. Благодаря своей надежности, стабильности и маневренности лыжи снова станут выбором Volkl’s Big Mountain Pros.

Данные
Длина тестовой лыжи184 см
Радиус поворота19 м
Геометрия146-108-129
Ростовки170, 177, 184, 191
Рекомендованная цена€ 850,-

Fischer Ranger 102 FR

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

Ranger 102 FR — серьезные лыжи для фрирайда для лыжников любого уровня подготовки. Устойчивые, прочные и высокоманевренные на всех скоростях и в любых условиях.

Данные
Длина тестовой лыжи184 см
Радиус поворота19 м
Геометрия138-103-128
Ростовки156, 163, 169, 177, 184,191
Рекомендованная цена€ 499,99

Atomic Backland 107

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

Выбор райдеров Atomic Сэйджа Каттабрига-Алоса и Ника МакНатта, Atomic Backland 107 обеспечивают многозадачные рабочие качества при большой ширине и малом весе. 107 мм под ботинком – это одни из наших самых широких лыж для фрирайда-ски-тура, при этом они очень легкие благодаря Carbon Backbone по всей длине и Ultra Power Woodcore. Рокер Powder (широкий в носке и узкий в пятке) и революционная технология HRZN в носке формируют большую площадь поверхности для максимальной плавучести в глубоком снегу. Способные уверенно зажигать в разбитом снегу и на застругах благодаря Dura Cap Sidewall, эти лыжи идут мягко и стабильно по жесткому снегу. Созданы для лыжников big mountain, которые рисуют большие линии на широких просторах, Atomic Backland 107 отличаются новым уровнем рабочих качеств для выхода на следующую ступень совершенства катания.

Данные
Длина тестовой лыжи189 см
Радиус поворота19,5 м
Геометрия138-107-125
Ростовки175, 182
Рекомендованная цена€ 699,99

Stöckli Stormrider 105

Тесты горных лыж сезона 2020/2021 от WorldSkiTest

Мнение производителя:

Stockli Stormrider 105 — лыжи, которые выводят фрирайд на новый уровень. Они подарят вам максимум стабильности и идеальное всплытие в свежем снегу. И не только: жесткие удары теперь в прошлом. Боковые стенки Polywall теперь еще более устойчивы к повреждениям.

Фрирайд на велосипеде, техника преодоления препятствий

Фрирайд представляет собой экстремальную разновидность велосипедного спорта, которая заключается в преодолении искусственно созданных препятствий (дропов, трамплинов, песчаных участков) и естественных трасс дикой природы. Название фрирайд, буквально — свободная езда.

Особого значения для фрирайдера приобретает не только адаптированная под направление велотехника, защитная экипировка, но и качественная подготовка. Знание правильных техник и регулярные тренировки — залог минимизации травматизма и успешности спортсмена.

О техниках, позволяющих правильно преодолевать различные барьеры как на хардтейле, так и двухподвесе, а также наиболее распространенных технических ошибках речь пойдет далее. Без их знания фрирайд может быть травмоопасен.

Хардтейл и двухподвес: основные отличия

Обе разновидности велосипеда относятся к числу горных, однако между ними присутствует существенное отличие:

  • Хардтейлы конструктивно снабжены только амортизированной вилкой, что делает их отличным вариантом для небольших толчков, таких как, например, преодоление не высоких трамплинов, дропов, бордюров и прочих умеренных нагрузок. Однако хардтейл гораздо легче двухподвеса и на нем можно сделать более высокий прыжок. Также именно на хардтейже желательно изучать новые трюки.
  • Двухподвесы — более серьезная велотехника. Данные велосипеды обладают полной подвеской обеих осей и справляются даже с самыми экстремальными барьерами: обрывами, крутыми спусками, камнями, корневищами. Стоить заметьть, ашаны с задним аммортизатором, это не фрирайдные велосипеды, а вообще не велосипеды. Хороший двухподвес стоит нескольких тысяч долларов. На двухподвесе хорошо ехать вниз, но на подьемах они проигрывают хардтейлам. Кроме того, велосипеды с задним аммортизатором прощают больше техничных ошибок, поэтому учиться на них нежелательно.

Методы преодоления барьеров

Дропы на плоскую поверхность

Дропы подразумевают перемещение (спуск) с возвышенности на земную плоскость или уклон. Как правило, дропы, это не сьезды, а обрывы.

При приближении к препятствию необходимо визуально определить точку приземления. Последовательность действий: подъезд к препятствию, резкое поднятие переднего колеса вверх, непосредственно сам полет, приземление на заднее колесо. Если не оторвать переднее колесо, то оно завалится вперед и велосипед ударится низом рамы. Даже если рамой на будет касания, велосипед упадет под слишком большим углом и вы перлетите через колесо. На каждом из этапов важно соблюдать определенные нюансы. Также, следует учесть, что выполнение задачи для хардтейла и двухподвеса имеет различия

На хардтейле. Хардтейлы — не наилучшие варианты для дропов на плоские поверхности, но допустимые. Важно не перебрать с высотой. Приближаясь к дропу на хардтейле, необходимо расслабить руки и ноги, не снижая скорости въехать в воздух, вздернув вверх переднее колесо. В полете вес тела переносится назад, руки выпрямляются, ноги поджимаются, спина максимально напряжена. Соприкосновение с плоскостью осуществляется на заднее колесо, затем вес тела плавно переводится вперед для мягкого возвращения на переднее. В момент касания поверхности вы должны стоять на разогнутых ногах. В противном случае просто не будет возможности амортизировать удар.

На двухподвесе. Важно учесть, что чем выше скорость въезда в препятствие, тем мягче приземление. Хотя падение, наоборот жестче. При подъезде к препятствию необходимо присесть низко в раму, согнуть колени и локти, затем въехать в него чуть вздернув руль вверх. В полете, конечности быстро распрямляются, спина напрягается, а велосипед опускается вниз, параллельно плоскости. Приземление осуществляется на оба колеса одновременно.

Фрирайд и дропы на уклон

Фрирайд не может быть без дропов. Технически важный момент при дропах — правильная постановка велосипеда в воздухе (максимально параллельно склону). Отрыв от поверхности происходит также, как и в предыдущей версии, но сам полет и приземление отличны кардинально. В воздухе необходимо наклониться вперед для регулировки нужного положения байка. приземляясь на хардтейле, делайте упор на заднее колесо, на двухподвесе — ориентировка на оба (или с небольшой нагрузкой на переднее).

Фрирайд. Дроп на уклон

Правильное полдожение байка при дропе на уклон

Наиболее распространенная ошибка среди неопытных спортсменов — некорректная балансировка тела в воздухе. Это чревато травматизмом, поэтому, в случае заваливания вперед, нужно либо попытаться перенести вес максимально назад, либо немедленно отпускать велосипед. Самостоятельное падение велосипедиста чревато меньшими увечьями, в сравнении с теми, какие может нанести увесистый байк. В том случае, если завал происходит в сторону, нужно выровнять баланс наклонив тело в противоположном направлении или зажав колени в сторону завала.

Съезды с низких и высоких бордюров, трамплинов

Во время съезда с низкого препятствия необходимо перенести вес максимально на заднее колесо, отклонившись назад. Тем самым облегчиться переднее колесо и позволит максимально плавно преодолеть низкий трамплин, бордюр.

В случае, когда препятствие высокое, переднее колесо нужно поднять при помощи силовой или инерционной техники. В первой ситуации, необходимо пригнуться к рулю максимально вплотную и с резкостью оттолкнуть в противоположную сторону, при этом с силой потянув руль за собой. Вторая ситуация предполагает резкий толчок байка вперед, затем назад и инерционное поднятие верхнего колеса. Приземление должно произойти на заднее колесо, но, в случае с подвесом, лучше при соприкосновении с землей равномерно распределить вес на оба.

Важный момент — торможение. На очень крутом склоне следует тормозить задним колесом почти до полной его блокировки. Доплнительно можно подтормаживать передним, но важно не заблокировать его. На крутом склоне перенее колесо блокируется очень легко. Ведь ваш центр тяжести может быть расположен очень близко к передней втулке. А в идеале, почти не тормозить на крутом участке, а заранее наметить выкат где и будет происходить торможение. Тормоза желательно иметь гидравлические.

Вне зависимости от техники прыжка или дропа, важно помнить — вращение педалей категорически недопустимо, а их расположение, при преодолении различных препятствий, всегда должно быть параллельным по отношению к земле.

Заезды на низкие и высокие бордюры, трамплины, каменистые уступы, корневища деревьев

При заезде на препятствие необходимо поднять переднее колесо, следом за ним облегчить или поднять заднее. Если препятствие небольшое, то сгодится и инерционная техника, описанная выше.

Качественное преодоление высоких препятствий не обойдется без особой техники с известным для всех райдеров названием — “BunnyHop” (отрыв и максимальное поднятие от земли переднего, а затем и заднего колеса). Не менее важная техника — “Hop”. Данный технический прием подразумевает взрывной отрыв обоих колес от поверхности и совершение прыжка через искусственный или природный барьер.

Техника езды по снегу, льду

Фрирайд по снегу на велосипеде

Одним из самых важных этапов при езде по скользким поверхностям является правильное торможение. Рекомендуется тормозить 4 способами:

  1. Выполнять остановку при помощи обоих колес одновременно без их блокировки;
  2. Торможение с блокировкой заднего колеса;
  3. Торможение задним колесом без блокировки;
  4. Прерывистое торможение обоими колесами.

Основными правилами для простого преодоления заснеженной местности считаются:

  • медленное торможение чтоб переднее колесо не застряло в снегу;
  • умеренное нажатие на педали с плавным ускорением;
  • технически корректное торможение и преодоление поворотов (включая заблаговременно выставленную в сторону ногу);
  • при съезде со спуска рекомендуется блокировка заднего колеса и плавное торможение передним без его блокировки (альтернативный метод — прерывистое торможение);
  • перенесение вес назад при съезде с уклона;
  • использование специальной зимней шипованной резины для обеспечения лучшего сцепления с поверхностью.

Фрирайд. Особенности преодоления грязи, гравия, песка

Фрирайд предполагает наличие и таких препятствий. Перед тем как въехать на подобные участки нужно убедиться, что вес спортсмена распределен максимально равномерно. После ощущения баланса, вес смещается в область заднего колеса для предотвращения буксования. Скоростной режим должен быть умеренным для того, чтобы не потерять контроль над управлением и суметь вовремя среагировать на непредвиденные обстоятельства. Крутить педали нужно с равномерным каденсом. При ощущении того, что байк начинает засасывать в песчаную или грязевую оболочку, требуется понижение передачи. При преодолении таких препятствий важным правилом является запрет для остановки. Движение велосипеда может быть критически медленным, но нельзя допускать его полного торможения.

Не менее важное условие — правильно подобранные покрышки. Для жидкой грязи и луж сгодятся и узкие, а вот при переезде через гравий или песок без широких не обойтись. Идеально — фетбайк.

Фрирайд и препятствия, выводы

При преодолении препятствий важно учитывать их сложность, навыки спортсмена, вес и конструктивные особенности байка (например, двухподвесы намного тяжелее своих собратьев хардтейлов, но прощают больше ошибок) и многие другие факторы, оказывающие влияния не только на качество езды, но и ее безопасность. Залогом успеха фрирайдера станут регулярные тренировки и оттачивание основных техник преодоления препятствий. И тогда фрирайд принесет море адреналина!

Выйти на свободу: лучшие места для фрирайда

Свободное катание начинается там, где заканчиваются трассы. Фрирайд имеет столь же мало общего со скольжением по наглаженным ратраками спускам, сколько купание в бассейне – с дайвингом в океане. Первое, конечно, комфортнее и безопаснее, но никогда не подарит таких ярких впечатлений, как второе. Разрисовывать своими следами нетронутый снег – радость и восторг, сравнимые только с ощущением свободного полёта. Это не столько спорт, сколько наслаждение катанием в чистом виде, когда просто забираешься наверх и – ууух!

Кому подходит

В принципе, любому горнолыжнику или сноубордисту, который хотел бы сделать левел-ап. Но фрирайд требует крепкой физической формы и серьёзной подготовки: только научившись очень хорошо кататься по трассам, можно пробовать выходить за их пределы. На диких склонах встречаются (иногда внезапно) камни, лёд, бугры и деревья. Нужно уметь спускаться по любому снегу, включая не только свежий и глубокий, но и замёрзший до бетонной жёсткости или раскисший в мокрую кашу, очень чётко контролировать скорость и траекторию и не бояться крутых и узких участков.

Где научиться

Лучше всего пройти специализированный курс в лыжной школе – такие программы предлагают почти на любом горном курорте. Для первых упражнений вполне подходят нераскатанные обочины трасс, лесные «шорткаты» и необработанные участки между выглаженными спусками. На следующем уровне можно попробовать силы в небольших офпист—зонах, которые оставляют на многих курортах специально для любителей катнуть по-дикому. И уже после этого – решаться на более сложные авантюры, но только с инструктором-гидом. Важно помнить, что фрирайд разрешён далеко не везде, и порой за несанкционированный выход вне трасс можно лишиться ски-пасса и получить приличный штраф.

Фрирайд-туры

Программы разного уровня сложности и продолжительности сейчас предлагают повсеместно. Самые популярные – с катанием по маршрутам, расположенным на расстоянии пары траверсов от подъёмников. Иногда к началу спуска райдеров подвозят снегоходы. В США, откуда родом многие фрирайдерские термины, их называют Snowcat, поэтому и подобные туры стали называть сноу-кэтинг. А если катальщиков забрасывают к старту на вертолёте, то приключение зовётся хели-ски – но это уже для самых опытных. Другой вариант для внетрассового катания – скитур или бэккантри. Участники такого мероприятия идут в гору пешком, на снегоступах или на лыжах с противоскользящими камусами, и путешествие может продолжаться от пары часов до нескольких дней с ночёвками в горных хижинах.

_12E2141.jpg

Снаряжение

Сноубордистам попроще, а вот лыжникам для катания вне трасс приходится переобуваться: обычные лыжи не подходят, нужны специальные модели – более широкие, чтобы не тонули в снегу, более жёсткие, чтобы не болтало на сложном рельефе, и с задранным вверх носком – рокером. Для фрирайдера обязательны шлем и рюкзак с защитой для спины, креплениями для переноски лыж или доски, а в случае серьёзных приключений – с противолавинным парашютом (эйрбэгом) и авалунгом (трубка, которая позволяет дышать под снегом). Для любого выхода вне трасс также необходим лавинный комплект – лавинный датчик (бипер), щуп и складная лопата, зачастую весь набор вместе с рюкзаком можно взять напрокат.

Безопасность

В ыходя за флажки, важно понимать: это экстремальный спорт. Правильное снаряжение и хорошая подготовка снижают риск, но абсолютно безопасным фрирайд не бывает – как любой активный отдых. Поэтому принципиально важно соблюдать правила. Никогда не катайтесь в одиночку и со случайными незнакомцами, не идите по чужим следам, на все более-менее серьёзные маршруты собирайтесь только с опытным гидом, с полностью заряженными бипером и телефоном, в который забиты номера местных спасслужб, всегда надевайте шлем и перед любым выходом вне трасс узнавайте прогноз погоды. Любой райдер обязательно должен пройти лавинный курс: крайне важно уметь читать рельеф, определять состояние снега, знать правила выбора безопасной линии спуска. Обязательны и практические уроки по пользованию бипером и щупом, а кроме них желательны навыки оказания первой помощи – за пределами трасс за вами никто не присматривает, быстро вызвать подмогу не получится, и за жизнь и здоровье ваши и ваших друзей отвечаете в первую очередь вы сами.

Страховка

Обычного полиса для фрирайда недостаточно – в страховку должна быть включена опция «катание по немаркированным трассам (любительский спорт)». Обязательно добавьте в полис пункты «эвакуация вертолётом» и «поисково-спасательные мероприятия», чтобы в случае ЧП страховая оплатила эти – весьма немаленькие – расходы.

Штубай, Австрия

На одном из крупнейших ледников Тироля для фрирайдеров открыты 13 официальных спусков разной сложности – от совсем простеньких для тех, кто делает лишь первые шаги за пределы трасс, до сложных чёрных маршрутов. Все они доступны прямо от подъёмников, обозначены на специальной карте, которую можно взять в офисе Powder Department, и отмечены GPS-треками в приложении курорта, а на сайте Штубая даже получится посмотреть видео с деталями каждого приключения. С инструкторами тоже никаких проблем – можно нанять фрирайд-гида, записаться в школу или принять участие в одном из тренировочных состязаний, которые постоянно проходят в течение здешнего почти бесконечного сезона. Комплект необходимого снаряжения выдадут в любом прокате, проверить биперы и получить актуальную информацию о состоянии снега и прогнозе погоды можно на чек-пойнтах у главных подъёмников. А у станции Gamsgarten есть небольшой учебный полигон, на котором стоит попрактиковаться в пользовании биперами и лавинными щупами.

Сезон: с конца сентября по июнь.

Трассы: 110 км в Штубае (в том числе специальные трассы комфортного катания для всей семьи), 380 км – в объединённом регионе Инсбрук, в который входят в общей сложности 13 курортов.

Ски-пасс: €259 на 6 дней.

Бонус: в 45 минутах езды от Штубая находится Инсбрук, город с 800-летней историей и огромным списком музеев и достопримечательностей.

Ливиньо, Италия

На большинстве итальянских ку рортов зорко следят за тем, чтобы никто не выходил вне трасс, и нарушителей серьёзно штрафуют. Но спрятанный за двумя перевалами на границе со Швейцарией Ливиньо – исключение: фрирайд здесь не просто разрешён, а даже поощряется, потому что на курорте созданы все условия для того, чтобы он был максимально безопасным. Специальные информационные бюллетени с самыми актуальными данными о погоде, состоянии снега и уровне лавинной опасности публикуются утром и вечером, а в приложении MyLivigno можно проверить, в каких районах сейчас покров в наилучшей кондиции для приятного катания. Снег здесь вообще отличный: благодаря особому микроклимату и отсутствию сильных ветров он долго остаётся мягким после снегопадов, радуя любителей поднимать целину. Всего в Ливиньо более 200 кв. км склонов, подходящих для свободного катания, есть размеченные маршруты для безопасных скитуров, а также специальные зоны Freeride Approaching Area для начинающих райдеров, где можно получить свой первый опыт.

Найти инструкторов помогут в Livigno Outdoor Center.

Сезон: с ноября по конец апреля.

Трассы: 115 км

Ски-пасс: €242 на 6 дней (в начале и конце сезона абонемент можно получить бесплатно при бронировании недельного проживания).

Бонус: Ливиньо является зоной Duty Free – здесь около 250 магазинов, где можно купить недорогое спортивное снаряжение, итальянские сыры и альпийские деликатесы, косметику, духи, товары для дома, электронику и т. д.

Церматт, Швейцария

Один из старейших в Швейцарии, один из самых высоких в Европе горнолыжных курортов, Церматт предлагает 36 км безопасных внетрассовых спусков. Это не самый большой регион для фрирайда, но уж точно один из самых живописных: к катанию здесь прилагается впечатляющая панорама из 38 вершин-четырёхтысячников, главная среди которых – Маттерхорн, самая узнаваемая на свете гора-пирамида. На одном из её боков и расположился Церматт. Склоны, которых никогда не касаются ратраки, отмечены на схеме жёлтым цветом – больше всего их в зонах Ротхорн и Штокхорн, причём среди них есть как довольно простые, так и сложные маршруты с интересным рельефом и крутыми кулуарами. Для опытных лыжников местные горные гиды предлагают фрирайд-туры, а вертолётная компания Air Zermatt – программы хели-ски. На курорте также можно записаться в школу фрирайда, отправиться в пробный скитур и пройти курс лавинной безопасности. Впрочем, любое приключение здесь начинается с проверки снаряжения и небольшого практического урока по пользованию бипером и щупом и чтению снежного рельефа – это же Швейцария.

Сезон: с ноября по май (катание на леднике возможно круглый год).

Трассы: 360 км, включая зону катания Червинии на итальянской стороне Маттерхорна .

Ски-пасс: от €86 в день.

Бонус: кухня в Церматте на высоте во всех смыслах – здешние рестораны заработали в общей сложности 250 баллов от гастрогида Gault&Millau и с полсотни звёзд от Michelin, это рекорд для горнолыжного курорта.

powder-department-stubaier-gletscher-andre-schoenherr-powder-day.jpg

Шамони, Франция

Горная деревушка у подножия Монблана два века назад стала пионером альпийского туризма – именно здесь появились первые горные гиды, заработали первые подъёмники и была проведена первая зимняя Олимпиада. Но культовым Шамони делает не только славная история, но и исключительные возможности для катания на высочайшем горном массиве Западной Европы. Особенно хорошо здесь тем, кто предпочитает дикие спуски.

Возможности для фрирайда в Шамони неисчерпаемы. Бескрайние поля с глубокой целиной, крутые кулуары, лесное катание или прыжки по карнизам – найдётся любой рельеф, любой уклон и маршрут любой сложности от простеньких до экстремальных, уже для адреналиновых маньяков. А главный фрирайд-аттракцион – Белая долина, самый длинный внетрассовый спуск в Альпах протяжённостью почти 25 км. Приключение начинается с вырубленной в ледяном гребне лестницы, по которой спускаются в альпинистской обвязке, а заканчивается только 4–6 часов спустя у изрезанного трещинами ледяного языка Мер-де-Глас («Море льда») – на маршрут можно выходить только продвинутым фрирайдерам и только с опытным гидом.

Сезон: с декабря по апрель.

Трассы: 150 км, по единому скипассу можно кататься и в Курмайоре на итальянской стороне Монблана.

Ски-пасс: от €285 на 6 дней.

Бонус: в отличие от большинства соседних курортов Шамони не засыпает в девять вечера, в городе полно баров и ночных клубов, где в сезон у стойки толчётся весь цвет райдерской тусовки.

Нисэко, Япония

Сибирь: далёкий, дикий и заваленный снегом. Причём снег этот особенный – лёгкий, сухой и мелкий как пудра, настоящий дар небесный для лыжников и сноубордистов. В таком снегу не тонут и не тормозятся лыжи, он поднимается за спиной искрящимся шлейфом, в него даже падать приятно – словно в пуховую перину приземляешься. А ещё его тут очень, очень много: Нисэко, крупнейший горнолыжный курорт Хоккайдо, считается одним из самых снежных в мире. Зимой снегопады здесь проходят почти ежедневно, так что даже не нужно уходить с трасс – достаточно просто выйти на склоны чуть раньше, чтобы получить свой заветный кусочек нетронутой целины, нежной, как взбитые сливки.

А за действительно крутыми впечатлениями можно отправиться в один из секторов естественного рельефа, оставленных для любителей фрирайда. Самый большой – Mizuno-no-Sawa, где есть и лесные участки, и широкие поляны, немыслимо крутые кулуары и естественный хафпайп. Лавинная служба мониторит состояние снега и открывает фрирайд-сектор только в безопасные дни. Для самых продвинутых и неугомонных несколько раз в неделю устраивают скитуры и сноукэтинг по соседним заснеженным сопкам.

Сезон: с конца ноября по начало мая.

Трассы: 44,5 км

Ски-пасс: около $70 в день.

Бонус: после катания можно отправиться в онсэн, традиционную купальню на горячих источниках, чья целебная термальная вода отлично смывает усталость и наполняет энергией для новых приключений.

Петропавловск-Камчатский, Камчатский край

В Петропавловске-Камчатском есть несколько горнолыжных центров с подъёмниками и ратраками, но ехать на Камчатку, чтобы кататься по трассам, – как лететь в Нью-Йорк, чтобы сходить в «Макдоналдс». В этот огнедышащий край стремятся за самым впечатляющим фрирайд-приключением в жизни. Дикие склоны с выкатом к Тихому океану, спуск в кратер действующего вулкана, проезды меж фумарол и гейзеров, целинные поля, не вспаханные кантами предшественников, – всё это рядовые пункты камчатской катальной программы.

Основные споты для фрирайда расположены в радиусе 150 км от Петропавловска. Самые интересные – в южном и северном секторах: можно обкатать действующие вулканы Горелый, Вилючинский, Авачинский и Корякский и закончить день пикником у океана среди сивучей и нерп. Большинство этих опций доступны только при покупке программы хели-ски, лишь до некоторых спотов можно добраться на снегоходе или с многодневным скитуром, так что покататься бюджетно не выйдет. Ну а самые энергичные могут добраться на вертолёте до севера Камчатки, где получится покататься по склонам Тумракского хребта и Ключевской группы вулканов.

Сезон: с февраля по апрель.

Катание: около 5000 руб. за скитур, около 10 000 руб. за фрирайд с заброской на снегоходе и около 50 000 руб. за день катания с вертолётной заброской.

Бонус: купание в термальных источниках, сафари на вездеходах и свежайшая красная икра.

Эльбрус, Кабардино-Балкария

Царственный белый исполин с двуглавой макушкой был главной горой для советских горнолыжников, но и сейчас высочайшая вершина Европы остаётся местом крутым во всех смыслах. Подготовленных трасс здесь не так много, зато возможности для фрирайда просто безграничны благодаря большим высотам (даже нижняя станция «Азау» расположена на 2350 м, а верхняя станция «Гарабаши» – на заоблачных 3780 м) и почти вечному сезону (официально он заканчивается в мае, но на леднике можно кататься и скитурить даже летом).

Главная радость офписта на Эльбрусе – бескрайние целинные поля, о которых знающие люди вспоминают с придыханием, причём в многоснежные годы наслаждаться катанием по пухляку можно даже от подъёмников между станциями «Кругозор» и «Азау». Неофициальные, но общеизвестные фрирайд-маршруты обозначены на схемах, но и на них нельзя соваться без опытного проводника – прощая ошибки в технике катания, огромная гора не прощает ошибок в навигации, здесь легко заблудиться и выскочить куда не следует: Эльбрус очень лавиноопасен, под его снежной мантией много коварных трещин и ловушек рельефа. На курорте работают фрирайд-школы, а в прокатах «Альпиндустрия» и «Хайлендер» – хороший выбор снаряжения для катания вне трасс.

Сезон: с декабря по май.

Трассы: почти 17 км, также есть возможность покататься на склонах соседнего Чегета.

Ски-пассы: от 2000 руб. в день.

Бонус: возможность съездить в Долину нарзанов или на термальные источники « Гедуко » .

1023225916.jpg

Шерегеш, Кемеровская область

Горную Шорию иногда называют «Сибирской Швейцарией», хотя с точки зрения снега низкорослый Шерегеш даст сто очков вперёд любой, даже самой высокогорной Европе – там о пухляке такой толщины и пушистости могут только мечтать. Снежный покров на курорте в иные сезоны достигает пяти метров, с сибирскими снегопадами иногда не справляются ратраки, и порой все гости Шерегеша неожиданно для себя становятся фрирайдерами. Ну а для тех, кто целенаправленно ищет внетрассовых радостей, Геш, как нежно зовут курорт завсегдатаи, с его морем сухого рассыпчатого снега и низкой лавинной опасностью – просто рай на земле. Фрирайдовые маршруты с роскошным лесным катанием доступны прямо от подъёмников – есть как простые и пологие, так и сложные, с серьёзными дропами и крутыми сбросами, для опытных райдеров найдутся отличные варианты с заброской на ратраке, хели-ски и скитуры (в том числе многодневные). На курорте действует несколько фрирайд-школ и постоянно снимают видео известные прорайдеры, красиво прыгающие по курумам – заваленным пухлыми снежными подушками каменным рекам.

Сезон: с ноября по апрель.

Трассы: 56 км

Ски-пассы: от 1700 руб. в день за единый ски-пасс на катание в секторах A, В и Е, 1200 руб. в день за подъёмник в секторе F.

Бонус: баня, главное сибирское апрески, в Шерегеше предлагается повсеместно. Также на курорте есть несколько неплохих оздоровительных центров.

«Красная поляна», Краснодарский край

«Красная Поляна», прежде звавшаяся «Горки Город», – единственный на сегодня российский курорт с открытой фрирайд-политикой. Все прочие в лучшем случае просто закрывают глаза на тех, кто выходит вне трасс, «Поляна» же признаёт их существование, хоть и официально заявляет, что не несёт ответственности за безопасность катающихся за флажками. Тем не менее, для фрирайдеров есть стенды для проверки биперов и учебный полигон для тренировок по их использованию, бесплатные лекции от гидов, прорайдеров и спасателей, прокат лавинного снаряжения. И даже шесть небольших официальных офпист-спусков в Восточном и Центральном секторах, на которые можно выходить, не опасаясь отъёма ски-пасса, и с которых легко вернуться обратно на раскатанное, если как-то не зашло. Набравшись опыта и взяв проводника, стоит отправляться и на более серьёзные офпист-приключения, по части которых Красная Поляна с её разнообразным рельефом, лёгким пуховым снегом и легендарным прозрачным буковым «Волшебным лесом» всегда была богата. Сведения по актуальной снежной обстановке можно узнать в Инстаграме лавинной службы.

Сезон: с декабря по май.

Трассы: 30 км

Ски-пасс: от 1700 руб. в день.

Бонус: в Красной Поляне самая развитая инфраструктура среди всех горнолыжных курортов России и апрески на любой вкус: от баров и ресторанов высокой кухни до развлекательных парков.

Кировск, Мурманская область

Кировск считается одним из самых старых и наиболее северных горнолыжных курортов России – он расположен за Полярным кругом, так что проблем со снегом здесь не случается. Да и с интересными трассами в Хибинах тоже всё в порядке: горы хоть и не высоки, но достаточно круты, чтобы никому не было скучно. От перечисления внетрассовых возможностей Заполярья у опытных катальщиков начинается повышенное слюноотделение: в кировском фрирайд-меню – пять огромных горных цирков, идеальный для скитура рельеф с плоскими плато и равномерно крутыми стеночками, кулуары с уклоном выше 40 градусов, целинные поля от горизонта до горизонта и снежные подушки высотой в пять этажей.

Правда, стоит учитывать, что световой день зимой длится всего пару часов, погода переменчива, а из-за высокой лавинной опасности без гида за пределы трасс соваться категорически не рекомендуется. Но начинающим хватит впечатлений и на широченных нераскатанных боках трасс в «Большом Вудъявре» и «Кукисвумчорре». Опытным же в Кировске предлагают скитур-маршруты – от простых получасовых до продолжительных в районах гор Юкспор и Вудъяврчорр. Организацией занимается множество местных компаний, с ними же можно договориться о прокате необходимого снаряжения.

Сезон: с ноября по май.

Трассы: около 70 км

Ски-пассы: 1100–1400 руб. в день.

Бонус: возможность увидеть северное сияние и побывать в самой большой в России деревне изо льда и снега – романтики даже могут пожениться здесь в Ледовом дворце бракосочетаний.

Вкусная работа: как в Центре Hill's дегустируют корма для животных

Зимние каникулы в России: 10 направлений на любой вкус

Стоунхендж и каменные лабиринты России и Скандинавии

Россия из дома: фотосборник по итогам конкурса «National Geographic Россия»

Первые шаги во фрирайд

Все чаще и чаще мы слышим слово «фрирайд». Существует много зрелищных фильмов о том, как профессиональные райдеры с огромной скоростью буквально летят по склону в облаке снежной пыли, прыгают с крутых скал, надувов, деревьев. Даже через экран мы можем почувствовать силу адреналинового заряда, который они получают.

Каждый ли начинающий лыжник и сноубордист может стать фрирайдером?

Как начать, что нужно знать и уметь для этого?

Как кататься безопасно?

Что такое фрирайд

Технически сложный спуск на лыжах или сноуборде с гор и возвышенностей за пределами проложенных трасс, часто вдали от горнолыжной инфраструктуры и области контролирования спасателями. Человек сам выбирает линию маршрута, стремясь найти максимально нетронутые снежные просторы и склоны с интересным рельефом. Фрирайд – от английских слов free – свободно, ride – кататься.

О возможности покататься по новым местам рано или поздно задумывается каждый горнолыжник и сноубордист после тщательного укатывания всех доступных трасс в период отпуска или каникул. И не удивительно, ведь так заманчиво выглядят опытные райдеры, вылетающие на огромной скорости откуда-то сбоку трассы. Или молчаливые люди с потертыми рюкзаками, с необычно широкими лыжами и с особенным взглядом как-то поверх или сквозь всего происходящего. Создается впечатление, будто они испытали нечто такое, что заставило их немного приподняться над суетой, вдохнуть какой-то особенный глоток воздуха, соприкоснуться с чем-то запредельно светлым и чистым.

Этот состояние возникает во время спуска райдера вдали от ухоженных трасс, длится мгновения и вызывает ощущения того, что человек живет. Обострены все органы чувств, полностью мобилизуется организм. Ощущение совсем недолгое – в длину спуска. Об этих переживаниях не любят говорить – их сложно сформулировать словами, потому что неизбежно что-то теряется, искажается. Это просто надо испытать, это очень личное. Но многие заболевают страстью к фрирайду и используют малейшую возможность, чтобы вырваться из круга привычных дел и рвануть на склон, ощутить полет, драйв и свободу.

С чего начать? Оттачиваем технику катания

Все профессиональные фрирайдеры сходятся во мнении, что получать удовольствие от внетрассового катания, сложного снега и рельефа можно только при условии уверенного владения техникой катания. Повышать свой уровень катания, отрабатывать различные элементы техники лучше на знакомом и удобном для вас склоне, постепенно перенося наработки на более сложный рельеф.

Для внетрассового катания нет какой-то одной универсальной техники – приходится применять все свои умения и наработки. Все зависит от склона, состояния снега, погодных условий и лавиноопасности. Фрирайд – это постоянная сосредоточенность, внимательность, физическая, умственная и психологическая работа. Нужно быть готовым к резким переменам рельефа, скорости, неожиданным неровностям.

Если райдер умеет держать баланс, контролировать скорость, не боится крутых склонов, то он очень быстро начнет кататься вне трасс.

Встречающиеся рельефы

Целина

Powder – самое желанное слово для фрирайдера. Мягкое, глубокое, быстрое белое облако снежной пыли – это и есть то лакомое состояние снега, которое дает ощущение, что ваш снаряд буквально плывет по снегу.

Часто поначалу, попадая в глубокий снег, лыжник приходит в замешательство, так как у него пропадает опора под ногами, ему не от чего оттолкнуться, чтобы сделать поворот. Особенно много хлопот может принести свежая некрутая целина для начинающего сноубордиста. Если райдер использует неподходящую технику катания и едет на низкой скорости, то легко можно упасть в снежный пух и потом уже будет очень непросто встать и заново стартовать.

Рекомендуется учиться кататься по такому снегу, начиная с комфортной неглубокой целины в 5-15 см, лежащей на твердой подложке. Будет привычно делать повороты и ощущать желанную мягкость снега, не бояться падений. Потом постепенно можно переходить на более глубокий снег-powder.

Снежная корка

Бывает двух видов – ветровая и изоляционная. Ветровая корка образуется под действием сильных ветров, переносящих с места на место и утрамбовывающих снежные массы. Корка, переходящая в наст, должна навести вас на мысль о лавиноопасности склона.

Изоляционная корка образуется под воздействием солнечных лучей чаще всего на южных экспозициях склонов.
Катание по такому снегу физически трудозатратно. Рекомендуется проходить такие участки на большой скорости, не забывая о хорошем контроле, поскольку в случае падений можно получить травмы.
Самым сложным условием катания считается комбинация леса и снежной корки.

Мокрый снег

Это весеннее состояние снега, раскисшего под горячими солнечными лучами. В таком снегу лыжи хуже скользят, поэтому можно использовать специальные смазки для плюсовых температур.
Весной повышается лавиноопасность. Поэтому нужно особенно тщательно выбирать места катания и принимать во внимание конфигурацию склона и время катания. Лучше не кататься на южных склонах во второй половине дня.

Лесная зона

Один из самых сложных рельефов для новичка. Если кажется, что деревья расположены слишком часто и близко друг к другу, то рекомендуется смотреть на просвет между ними. Если научитесь не обращать внимания на деревья, то обучение пойдет быстрее.

Также необходима серьезная физическая работа и повышенный контроль ситуации. Часто используются такие техники как прыжки, короткие резаные дуги с переменой амплитуды и ритма.

Частая ошибка начинающих райдеров – это уверенность, что в лесу не бывает лавин. Редкие деревья – не помеха снежной стихии, особенно на большом уклоне и в сильный снегопад. Если смотреть на горы из долины, часто можно увидеть на лесных склонах вертикальные зоны с впечатляюще погнутыми стволами деревьев – это последствия схода лавин.

Большая проблема в лесу – сложная ориентация, так как ограничена видимость. Есть вероятность выехать в места, откуда потом придется выбираться пешком – русла ручьев и распадки. Начинайте кататься по лесу только по знакомым склонам или с людьми, хорошо знающими местность.

Лучше кататься в горнолыжной маске для защиты от сучьев, застегивать все ремешки на рюкзаке и все карманы.

Ледники

Заманчивые просторы для катания. Однако ледники таят немало опасностей. Основные — это трещины открытые и самые коварные – закрытые снегом. Ледники год от года меняют свои очертания. Быть уверенным в безопасности места, на котором катались в прошлом году, достаточно легкомысленно. На ледниках нужно кататься либо с опытным гидом, либо со слаженной командой и иметь набор спасательного снаряжения для подъема человека из трещины.

Прыжки на разном рельефе

Это вершина мастерства фрирайдера. Рекомендуется начинать с небольших бугорочков на трассе. Перед прыжком изучить точку отрыва, точку приземления, потом только начинать движение. Точка приземления должна хорошо просматриваться и находиться на достаточно большой и не слишком пологой площадке.

Потом можно постепенно переходить на более сложный рельеф. Тренировки лучше проводить в хороший мягкий снег, чтобы максимально сгладить синяки от ошибок.

Все, кто планирует серьезно заниматься прыжками, лыжной акробатикой, рекомендуется проводить длительную подготовку перед горнолыжным сезоном на батутах, тренировать прыжки в воду, заниматься с опытными инструкторами, посещать специальные акробатические школы.

Правила безопасного катания

  1. Не катайтесь вне трасс в одиночку. В случае непредвиденной ситуации вероятность оперативной помощи будет невелика, что может быть непоправимым. Катайтесь только с опытными и проверенными людьми.
  2. Не катайтесь в плохую погоду, снегопад, при низкой видимости. Потеря ориентации в горах – одна из самых серьезных опасностей. Получайте сведения о лавинной опасности и состояниях склонов из первых рук – от службы лавинной безопасности, от спасателей. Не опирайтесь на бравые советы бывалых лыжников в очереди на канатке.
  3. Не катайтесь по чужим следам, особенно в незнакомых местах, так как следы могут привести в сложное или опасное место. Есть вероятность того, что эти следы оставил парапланерист, специально выбравший самый отвесный склон для полета.

  • Должен быть лидер и замыкающий — человек, который тоже хорошо катается и знает как оказать первую помощь и что делать в случае ЧП. Заранее определите, кто за кем едет, и соблюдайте очередность, не пытайтесь обогнать или отстать.
  • Все участники группы должны быть в пределах видимости друг друга, особенно на лавиноопасных склонах. Подниматься вверх по склону в поисках пропавшего участника группы вам вряд ли понравится.
  • Все опасные участки склона следует проезжать по одному – уменьшается риск лавины для каждого и уменьшается нагрузка на склон.

Список снаряжения для фрирайдера

  • Лыжи или сноуборд + ботинки. Начинать кататься фрирайд можно на любом снаряде, на котором вы чувствуете себя уверенно, к которому привыкли. Многое зависит от уровня катания и места, где вы собираетесь кататься.
  • Горнолыжная маска, которая защищает от ветра, снега, солнца, веток в лесу. В рюкзаке должна быть запасная маска на случай, если основная забьется снегом при падениях и будет запотевать.
  • Одежда, которая сохранит комфорт при частой смене активных движений и отдыха. Не даст замерзнуть и перегреться. В рюкзаке должна быть пуховка для непредвиденных ситуаций. Хорошие перчатки должны быть у вас в обязательном порядке.
  • Рюкзак объемом 25-30 литров с поясной и грудной застежкой. Хорошо, если будет возможность прикрепить лыжи/сноуборд к рюкзаку.
  • Лавинная лопата с одной или двумя звеньями.
  • Лавин щуп.
  • Аптечка – одна на всю группу.
  • Отвертка для регулировки креплений на снаряде.
  • Складной нож.
  • Скотч, лучше широкий. С его помощью можно быстро ремонтировать поломки.
  • Авалунг – система, позволяющая дышать при попадании в лавину.
  • Система с воздушной подушкой, которая помогает оставаться на поверхности лавины.
  • Веревка – для катания на ледниках, одна на группу.
  • Обвязка, карабины, альпинистская подготовка для того, чтобы вытащить друга, провалившегося в трещину ледника.
  • Связь – мобильные телефоны, рации. Также номера телефонов спасателей, частоты их позывных, записанные обязательно еще и на твердом носителе.
  • Бипер — лавинный датчик, который следует включить еще перед подъемом на гору. Необходимо иметь запасные батарейки. Бипером нужно научиться пользоваться заранее, так как шансы найти человека в лавине живым ограничиваются примерно 15-ю минутами. Обучаться лучше не самостоятельно по инструкции к прибору, а поучаствовать в практике по поиску, которую проводят большинство гидов.

Самые популярные места для фрирайда

Мест для внетрассового катания много – на любой запрос и кошелек. Кататься можно круглый год, перемещаясь в разные точки планеты.

Кто ищет снег, тот всегда его найдет!

Фрирайд — красивый и опасный вид спорта. Только опыт и хорошее знание гор смогут помочь в непредвиденных ситуациях во время катания. Любите горы, изучайте их, и катайтесь безопасно!

Статья подготовлена по материалам фильма Кирилла Анисимова «Lines».

Источники:

https://skigu.ru/papers/ski-gear/testy-gornykh-lyzh-sezona-2020-2021-ot-worldskitest-lyzhi-dlya-frirayda-s-taliey-bolshe-100/
https://xtreamfory.com/tehnica-frirayda-na-velosipede/
https://nat-geo.ru/travel/ngtraveler/vyjti-na-svobodu-luchshie-mesta-dlya-frirajda/
https://www.densurka.ru/article/pervie_shagi_vo_friraid