Велик двойной

Содержание скрыть
2 Двойной обод велосипеда что это

По кочкам, по кочкам! Выбираем двухподвес — велосипед с двойной амортизацией

Если говорить максимально упрощенно, дешевый велосипед от дорогого отличается своим предназначением. Бюджетный велик — это неприхотливый в обслуживании транспорт, хорошее настроение, «покатушки» по выходным. Дорогой велосипед создан для тех, кто будет достигать на нем результата. Спорт, секунды, рекорды, фотофиниш — это свой особый мир. Сегодня мы поговорим об одном из самых технологичных, сложных и дорогих типов велосипедов — двухподвесах. У них амортизируются оба колеса. Чем хороши эти модели и почему они столько стоят?

О чем пойдет речь

Бюджетные модели

По поводу бюджетных моделей двухподвесов существует немало сомнений. Уровень компонентов не позволяет всерьез говорить о таких великах как о спортивном инвентаре. Соответственно, для кого они предназначены?

У двухподвесов, даже максимально бюджетных, не отнять их мягкости. Амортизаторы, которые используются в таких моделях, справятся с городскими бордюрами и неровностями на тропке в парке или в лесу. Да, они не переживут экстремальной нагрузки, поэтому и стоят относительно немного. Важно помнить, что это не настоящий внедорожник, а скорее его реплика, близкая по форме, но не по сути.

Кому подойдет такой велосипед? Тому, кто не планирует ездить быстро, кто не будет приподниматься в седле и при этом не хочет испытывать неприятные ощущения, проезжая бордюр или попадая в очередную яму на тротуаре.

Нужно только смириться с большим весом таких моделей: 20 кг для недорогого двухподвеса — это почти норма. Что это означает кроме того, что велосипед будет непросто доставить домой на какой-то этаж? Вес сказывается на динамичности. Тяжелый велик хуже разгоняется и хуже управляется.

Есть еще одна особенность: бюджетные амортизаторы не имеют эффективной системы блокировки. То есть часть усилий велосипедиста будет «съедаться»: велосипед раскачивается на своих амортизаторах, вместо того чтобы всю энергию трансформировать в скорость.

Бюджетные модели имеют навесное оборудование начального уровня. Говоря коротко, такой велосипед не подведет на городских тротуарах и простых лесных тропках, при этом он много весит и тяжеловато разгоняется.

Средний ценовой сегмент

Двухподвесы в среднем ценовом сегменте — совсем другая история. Средняя цена на них, правда, все равно заметно выше, чем стоимость, скажем, хардтейла (горного велосипеда без заднего амортизатора) того же уровня.

Но в этом случае уместно вспомнить об истинном предназначении таких велосипедов: устойчивость на самых трудных дорогах. Да и не дорогах вовсе — направлениях. Двухподвес проскочит там, где на другом велике будет невозможно удержаться в принципе. Именно поэтому двухподвесы используются в самых экстремальных велодисциплинах, таких как даунхил (спуск на скорость по сложнейшему бездорожью с препятствиями) и кросс-кантри (гонка по пересеченной местности).

Как это работает. Если велосипед без амортизации наезжает на препятствие — камень, корень дерева и т. д., — колесо подбрасывает. И подбросить может очень сильно, в зависимости от размеров препятствия и скорости движения. Мало того что это создает значительный дискомфорт спортсмену, такая езда чревата падениями, а это огромный риск. Амортизаторы двухподвеса позволяют не подпрыгивать на препятствиях, а «отрабатывать» их, сохраняя устойчивость. Вспомните всевозможные багги, предназначенные для бездорожья, мотоциклы, посмотрите «Дакар» — вся техника, которую используют в сложных условиях, имеет очень продвинутую систему амортизации каждого колеса. Велосипед — не исключение.

Модели среднего ценового сегмента — это качественный продукт известных брендов. Используется оборудование продвинутого и практически профессионального уровня. Амортизаторы спроектированы таким образом, чтобы не допускать раскачивания и выполнять свою функцию только на неровностях дороги. Кроме того, зачастую есть опция, позволяющая заблокировать амортизатор в жестком положении — если, например, решите прокатиться по велодорожке. Тормоза — дисковая гидравлика, причем эффективности торможения уделяется повышенное внимание (с учетом уже озвученной специфики этого вида велоспорта).

Короче говоря, такие велосипеды — это почти профессиональный инвентарь. Разве что рамы сделаны из алюминия — карбон слишком дорогой материал для этого сегмента. При этом вес относительно небольшой — порядка 13—14 кг.

Но эти модели нужно использовать по назначению — им скучно на бордюрах. Да и цена просто для велосипеда выходного дня, согласитесь, немаленькая.

Двойной обод велосипеда что это

С выбором обода велосипедист сталкивается крайне редко. Как правило, при покупке велосипеда и при замене колеса. Фактически же он покупается вместе с велосипедом и используется до серьёзного его повреждения или замены всего колеса. Вот некоторые причины замены:

  • Слишком часто появляются восьмёрки. Их можно править, но частое появление означает, что есть проблемы в конструкции обода, материале или стиле катания велосипедиста.
  • Материал истончён ободными тормозами, несмотря на всю крепость металла, и он не устоит перед постоянным торможением. Тормозные дорожки современными v-brake эксплуатируются нещадно.

Процедура выбора

Профессионалы рекомендуют обратить внимание на несколько тезисов перед началом выбора обода для велосипеда:

  1. Зафиксировать количество денег, которые можно потратить на обода и трезво взвесить свой стиль катания. В зависимости от него будет производиться выбор. Важен ли внешний вид, будут ли прыжки или серьёзные удары.
  2. Обратите внимание на двойные алюминиевые обода. Они универсальны, легки и недороги.
  3. Если расстояния велики, обратите внимание на вес, а вот прочность стоит отнести на второй план – полевой ремонт раз за сезон быстро компенсируется отсутствием потери 2-5% скорости.
  4. Обратите внимание на бескамерные колёса. При высокой цене они предоставляют очень большие удобства в плане практически полного отсутствия проколов.
  5. Для прыжков и асфальта неплохо подойдут широкие обода, хотя на трассу с ними лучше не выезжать.

Ниже раскроем некоторые из этих советов и сделаем небольшую вводную по терминам и возможностям.

Разновидности конструкций

Конструкция велосипедного обода на рынке сейчас де-факто стандартная, и называется коробочной (коробчатое сечение), она использует бортовые шины. Крепкие борта, U-образая форма, дополняемая несколькими уровнями рёбер жёсткости.

Для шоссейных велосипедов используются «трубки». Покрышки на такие обода «наклеиваются» через специальную ленту, а не зажимаются выемками на внутренней стороне борта обода, как в случае «коробки».

Количество стенок

Так как чаще всего речь идёт об алюминиевом коробчатом строении, самым важным параметром жесткости и надёжности становится многостенность. Одностенные обода на велосипед в профиле дают обычную букву U, но многостенный, добавляя дополнительных рёбер, делает структуру чрезвычайно мощной. Всего одна перемычка в горизонтальном профиле увеличивает прочность почти вдвое.

Кроме того, многостенные варианты намного более устойчивы к повреждениям боковыми ударами, неисправными тормозами, но могут увеличивать вес велосипеда. На современных байках можно заметить вытянутые внутрь колеса обода. Это новые конструкции, которые переходят от простых горизонтальных рёбер к сложным структурам внутри объёмного обода. Примером таких колёс могут стать фиксы для гонок по треку с кажущимися очень тяжёлыми, почти сплошными ободами.

Особые элементы

Кроме самой окружности и структуры, у обода есть отверстия для спиц и ниппеля, канавки для крепления шин – все эти небольшие элементы могут стать точками слабости, когда из-за малого дефекта будет повреждаться весь материал обода.

Отверстия укрепляются, а для спиц используют пистоны – плотные металлические вставки, фиксирующие спицу в отверстии. Такие средства усиления появились из кустарных ремонтных элементов, но стали на текущий момент стандартом для ободов выше среднего уровня.

Материалы

Выбор материалов на удивление невелик:

  1. Алюминий – бесспорный лидер. Недорогой, прочный, универсальный – компромисс между всеми качествами, используемый в подавляющем числе моделей ободов.
  2. Сталь – привет из прошлого века. Надёжные в плане износа и твёрдости, но очень тяжёлые изделия из стали практически исчезли с рынка, да и найти двойной стальной обод нелегко.
  3. Карбон – современные технологии не стоят на месте, и карбоновые обода появляются не только на треках, но и в городских условиях, и на шоссе. Лёгкость и твёрдость сочетаются с очень высокой ценой.
  4. «Фирменные» сплавы – различные комбинации металлов, открывающие новые свойства. Обычно не стоят никакого внимания из-за чисто маркетинговой составляющей. На практике они показывают себя не лучше алюминия.

Кроме основного материала, при изготовлении иногда применяют анодирование. Такие обода для велосипедов легко заметить, так как их поверхность обычно чёрная. Дополнительная гальванизация увеличивает прочность обычного алюминиевого обода на несколько десятков процентов. Дополнительное покрытие часто используется, если обод задний, а тормоза – v-brake. Ему требуется дополнительная энергоёмкость при торможении.

Производители

  • Alex Rims – OEM производитель, поставляющий обода большинству именитых фирм;
  • Mach – французский производитель, специализирующийся на шоссейных ободах;
  • DT Swiss – скандинавский VIP-поставщик;
  • Mavic – универсальный и надёжный производитель.

Измерения

Чем характеризуется обод? Рассмотрим подробнее.

Длина

Главное измерение – это «посадочный диаметр» или посадочный размер, измеряющий собственно размер колеса по окружности.

Для его записи используется три системы:

  • ISO – настоящая длина диаметра обода в миллиметрах. Де-факто – стандарт и база для сравнения любого другого способа изменения.
  • Дюймовый размер записывается в формате 20”x2.0, что значит 20 дюймов длиной, 2 – шириной. Дробные числа могут записываться как с чертой, так и в десятичном виде, что может внести путаницу. Внимание! «Советские» размеры с современными, западными, не совпадают, даже имея одинаковые маркировки.
  • Французский размер обозначает, как и ISO, диаметр обода, но дополняется шириной покрышки в виде буквенного обозначения от A до D (А – узкий, D – широкий).

Примерная таблица, объединяющая различные измерения:

Ширина

От длины, конечно, зависит комфорт катания, но основное влияние производит ширина покрышки. И затрачиваемое усилие, и амортизационные свойства в трюках, и вес – всё зависит от ширины обода.
Подобрать обод к нужной покрышке нелегко из-за сложности конструкции и постоянной нагрузки, в том числе ударной. Минимальные расхождения в ширине будут приводить к повреждениям и покрышки, и обода.
Ширина практически принята за стандартную для каждого стиля катания, обозначается в миллиметрах, и варианты следующие:

  • До 15 мм – для трекинга, шоссе и высокой скорости;
  • 17 мм – гибриды, современный кросс-кантри, очень важна твёрдость сплава;
  • 19 мм – стандартные горные велосипеды;
  • 21 мм – базовые трюки, велотуризм;
  • 23 мм – экстремальные виды спорта.

Таблица приводит размеры в миллиметрах для рекомендуемых давлений:

Характеристики спицевания

Для работы со спицами следует знать несколько дополнительных размеров и терминов:

  • Effective rim diameter – ERD – эфф. диаметр обода, диаметр по спицам (от конца одной до конца противоположенной);
  • Offset of spoke bed – OSB – смещение отверстий (поперечное). Не равен нулю только в несимметричных моделях, которые очень редки;
  • количество спиц – для стандартных сейчас ободов 24”-26” это 28, 32 и 36 отверстий, стандарта для найнеров (29 дюймов) пока не оформили.

Онлайн-калькулятор

Конечно, работа со спицами чрезвычайно сложна и важна, но разобрать её стоит в отдельной статье.

Заключение

Обод – сложная с точки зрения производства деталь велосипеда. С одной стороны, он не имеет движущихся частей, но высокие нагрузки при эксплуатации и прямая зависимость жизни человека от прочности и надёжности обода позволяют говорить, что это один из важнейших элементов байка.

Велосипедные обода

В этой статье мы рассмотрим основную часть велосипедного колеса – обод. На рисунке с поперечным сечением колеса это 1. Так же упомянем и об ободной ленте (номер 2 на рисунке), для чего она нужна.

Что такое обод? Согласно Википедии – это наружная часть колеса в виде круга, которая крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах.

Обод – это основа колеса и поэтому он должен быть:

  • Прочным;
  • Жестким;
  • Легким.

Прочность и жесткость.

Обе эти характеристики определяются материалом, из которого сделан обод и формой профиля. Причем профиль даже более важен, чем материал.

Легкость

Насчет легкости. Это важно не только с точки зрение переноса байка велосипедистом, но и с точки зрения езды на нем. Чем легче велосипед – тем проще его разогнать. Причем есть закономерность – грамм веса в колесе требует в два раза больше энергии, чем тот же грамм в раме или других элементах. Это нужно обязательно учитывать.

Из чего изготавливают обода

Обода изготавливают в основном из следующих материалов:

  • Сталь.
  • Алюминиевые сплавы.
  • Карбон.

Обода из стали производят уже десятки лет. Процесс давно отлажен, достаточно дешев. Стальные обода имеют плюсы: дешевые, прочные, на них проще исправить «восьмерку» или «яйцо». В тоже время есть и минусы: они тяжелее алюминиевых, более подвержены коррозии. Стальные обода отлично подходят для односкоростных велосипедов, использующих ножные тормоза, но их нельзя использовать для моделей с V-brake тормозами.

Сегодня большинство колес собирают на основе ободов изготовленных из алюминиевых сплавов. Колеса ни их основе легче стальных, а благодаря специальной форме профиля их жесткость даже выше. Для повышения прочности алюминиевые обода проходят еще и термическую обработку, так называемую закалку, а после этого анодирование и покраску, что делает их еще более устойчивыми к коррозии. При всех плюсах и у них есть минус. Алюминиевые колеса – все же дороже стальных.

Изготавливают современные обода методом экструзии. Это когда полу расплавленный металл выдавливают через отверстие, определяющее поперечное сечение обода. Затем полученный профиль изгибается в ровное кольцо и скрепляется при помощи сварки.

Карбоновые обода очень легкие и прочные, но уж очень дороги. Их изготавливают вместе со спицами. На рисунке выше как раз образец такого обода с пятью спицами.

Тип и профиль обода

Как было описано обода в основном изготавливают из стали и алюминия. Жесткость и прочность обода во многом зависит не только от материала, но и от вида профиля, из которого его изготовляют.

Обода бывают одинарные, двойные, тройные.

Одинарные

Одинарные обода изготавливают, в основном, из стали. Это самый простой и дешевый вариант. Их используют на городских велосипедах, не испытывающих сильных ударных нагрузок и предназначенных для спокойной езды или детских моделях. Причем это всегда модели с ножными барабанными тормозами.

Двойные

Двойными они называются потому, что кроме нижней стенки, к которой крепятся спицы, есть еще и вторая перегородка. Именно за счет второй перегородки такие обода имеют высокую прочность и жесткость. Двойные обода устанавливают на большинство байков среднего и высокого класса. Изготавливают их из алюминиевых сплавов, что обеспечивает малый вес и высокие антикоррозийные свойства.

Тройные

Это наиболее прочные, но, в тоже время, и самые тяжелые обода. Встречаются довольно редко. Дополнительная перемычка предназначена для повышения боковой прочности при использовании мощных ободных тормозов. Однако на сегодняшний день такие тормоза все более вытесняются дисковыми тормозами, а для них такие мощные обода не нужны, так как для торможения используется тормозной диск (ротор), а не сдавливание обода. С точки зрения жесткости, такие обода применяются только в экстремальных видах велоспорта, так что они не очень сильно распространены.

Обода для бескамерных покрышек

Существуют еще и специальные обода для бескамерных покрышек.

Первая технология: UST (Universal System Tubeless) универсальная бескамерная система, разработанный в 1999 году французской компанией Mavic.

Второй вариант — технология BST (Bead Socket Technology), фирмы Stan’s, позволила устанавливать бескамерку практически на любое велосипедное колесо.

Высота обода

Если необходим обод с большей прочностью, то применяется высокий профиль. Это значительно повышает его жесткость и прочность «на складывание». Такому колесу менее страшны кочки и ямы на дороге или гоночной трассе.

Чем выше профиль обода, тем лучше он держит фронтальные удары, чем шире обод, тем больше его торсионная жесткость.
Обо да для стрита и фрирайда имеют довольно высокий профиль и ширину. здесь хватает ударов со всех сторон. В стрите и триале чаще используют обода с коробчатым профилем.

Зависимость от типа тормоза

Как Вы уже поняли, тип используемого обода во многом определяется еще и типом тормоза, установленного на велосипеде.

На байках с тормозами типа V-brake ставят алюминиевые обода с ровной боковой стенкой. Причем на дорогих и качественных ободах протачивают специальную канавку, предназначенную для контроля износа боковых стенок. Как только ее не будет видно – обод нужно менять. Например на рисунке изображены высокие двойные алюминиевые обода.

При использовании дисковых тормозов широкие боковые стенки использовать не обязательно, поэтому их делают более узкими. Естественно, обода, предназначенные для использования на велосипедах с дисковыми тормозами, из-за отсутствия тормозных дорожек, не могут использоваться с ободными тормозами, а наоборот можно.

Керамические обода

Так называют обода со специальным керамическим покрытием на тормозных дорожках при использовании вибрейк тормозов. Толщина слоя — менее 1 мм.

Плюсы керамических ободов:

  • Резко возрастает эффективность работы тормоза не только в хорошую погоду, но и под дождем, снегом, в грязи.
  • Керамика очень жесткая и практически не стирается при эксплуатации.

Минусы керамических тормозных дорожек:

  • Обода с керамическим покрытием значительно дороже. К ним нужны специальные более жесткие тормозные колодки.
  • Высокая вероятность скола покрытия при агрессивном катании.

Сам обод значительно мягче керамического покрытия и постоянно испытывает деформации от нагрузок при катании и перепадов температур. Жесткой керамике такое выдержать сложно и уже через 2-3 года она начинает трескаться и отслаиваться.

Причем, самое обидное, что обод целый и крепкий, а нормально тормозить уже нельзя. Особенно это заметно при частых ударах по колесу и при появлении «восьмерок».

Лучше всего их использовать на асфальте и ровном грунте. Горные каменистые склоны и лесные тропинки керамика может не выдержать.

Пистонирование ободов

Смысл этого термина в следующем. В колесе спицы натягиваются между ободом и втулкой. При этом они работают на натяжение. В месте крепления спицы к ободу накапливается усталость металла, он может трескаться, что приведет к вырыванию спицы.

Для того, чтобы избежать этого используют пистонирование. Каждую спицу устанавливают в специальный стакан в ободе – пистон, который распределяет нагрузку, увеличивая ресурс колеса. Бывают еще и резьбовые пистоны, которые вкручиваются во внешнюю стенку обода, а внутренняя стенка не сверлится вообще.

Правда иногда никакое пистонирование не помогает. На фотографии видно к чему приводит сильное перетягивание спиц и слишком агрессивная езда.

Ободная лента

Ободная лента это резиновая или полимерная лента, защищающая камеру от проколов со стороны обода спицами или острыми концами отверстий для спиц. Так же она позволяет герметизировать обод.

Более подробно о ней можно почитать в соответствующей статье на нашем сайте.

Что еще можно почитать о велосипедных колесах и ободах:

Интересное видео о производстве алюминиевых ободов

В чём отличие двойного и обычного ободьев велосипеда

Про велосипедные ободья говорилось много разного и весьма интересного. Если вы следите за статьями, которые появляются на нашем сайте, то вас уже можно считать профессионалом в этой теме. Но вопросы всё равно остаются и некоторые моменты требуют разъяснения. Например, двойной обод велосипеда — что это? Чем он отличается от обычной модели? Что лучше выбирать и есть ли смысл переплачивать за двойной вариант?

Отличия в конструкции ободьев хорошо заметны, если сравнивать ободья в разрезе

О разделении ободьев по количеству стенок в его конструкции вам наверняка уже известно. А если нет, то мы напомним. Присутствует условное разделение этого важного элемента в любом велосипеде:

  • одностенные модели;
  • двойные, или двухстенные;
  • усиленные, или трёхстенные.

Отличия в конструкциях этих различных экземпляров хорошо заметны, если сравнивать ободья в разрезе.

Определение для каждого типа обода

Чтобы разобраться в отличиях между этими двумя типами элементов, необходимо детально остановиться на каждом из них.

Одностенный

Варианты с одностенной конструкцией являются самыми доступными по стоимости, но также и самыми недолговечными. О сроке их службы говорить сложно, поскольку всё зависит от характера езды. Агрессивное, неаккуратное катание с длинными заездами такие ободья точно не выдержат и будут ломаться несколько раз в сезон. А вот для аккуратной езды по ровным дорогам такие модели можно выбирать. Устанавливаются они на прогулочные и городские велобайки, которые не предназначены для больших нагрузок, а их владелец не предъявляет особых требований к прочности.

Одностенный обод велосипеда

А вообще, одностенные ободные профиля, которые создаются из стальной заготовки в виде полосы, встречаются на недорогих велосипедах от малоизвестных брендов типа Ашана. Такой момент позволяет наглядно увидеть подход производителей, суть которого заключается в использовании самого дешёвого и тяжёлого. Неудивительно, что подобные велосипеды «радуют» своих владельцев потребностью в ремонте спустя небольшой период. При этом даже не нужно прыгать по бордюрам или вести себя слишком экстремально за пределами города.

Двойной

Совсем другое дело — двойные ободья, которые ещё называются двухстенными по особенности конструкции. Такие детали на велосипед находятся в более высокой ценовой категории, что обусловлено их высокой прочностью и долговечностью. Как ни странно, вес двойных моделей может быть ниже, чем обычных. Сфера использования таких элементов распространяется на байки для кросс-кантри и выполнение скоростных спусков, известных как downhill. Если вдруг заявленная прочность покажется вам недостаточной, то её можно немного увеличить путём увеличения высоты обода. В этом случае вероятность образования восьмёрок будет несколько снижена.

Для создания конструкций такого типа чаще всего используется двустенный профиль из алюминия. Подобное изобретение стало большим шагом навстречу тому моменту, когда на велосипедах будут стоять такие жёсткие ободья, что им не будут страшны никакие препятствия, плохие дороги и рабочее напряжение.

Самыми прочными, а соответственно, и самыми дорогими являются тройные обода, которые производятся из трёхстенного профиля. Такие элементы встречаются редко, поскольку особой необходимости в их использовании нет. С бездорожьем и высокими нагрузками отлично справляются двойные конструкции.

Двойной обод велосипеда

Признаки двойного обода

Подобный вопрос интересует чаще всего тех людей, которые задумались о покупке велосипеда. Действительно, как-то ведь нужно разобраться с типом обода, который установлен. Не разрезать же его, в самом-то деле. Есть несколько признаков, по которым можно визуально определить количество стенок:

  1. Снимаем резину и обращаем внимание на расположение гнёзд на гайках спиц. Если они не утоплены, то перед вами обычная модель.
  2. Если нет возможности снимать покрышки, необходимо изучить геометрию обода. В обычных конструкциях ширина чаще всего больше толщины.
  3. На двойных моделях в месте примыкания спиц к поверхности обода могут располагаться выпуклости.

Отличия

Подводя итог всего вышесказанного, можно выделить следующую группу отличий, которые присутствуют между двойными и обычными велосипедными ободьями.

  1. Стоимость не зря стоит на первом месте, поскольку разница в цене в некоторых случаях может быть существенной. Именно этот момент часто склоняет велосипедиста в пользу обычных моделей.
  2. Прочность существенная, и на её фоне стоимость двойных конструкций уже не кажется такой высокой. Всё-таки лучше один раз заплатить за качественный продукт, который будет достойно служить несколько сезонов, чем сэкономить и менять ободья несколько раз в сезон.
  3. Вес здесь играет не на пользу обычных конструкций, поскольку они нередко оказываются тяжелее своих двойных собратьев.
  4. Область использования является существенным отличием. Обычные ободья можно использовать только в том случае, если велосипед получает минимальные нагрузки, эксплуатируется бережно и нечасто. Установка двойных ободьев имеет смысл для отъявленных велосипедистов, которые катаются много, часто и не брезгуют бездорожьем.

Понимание отличительных моментов, которые присутствуют между этими двумя типами ободьев, поможет сделать правильный и быстрый выбор, разобраться в ассортименте и не зависеть от консультации продавца.

Неприятность, которая поджидает каждого велосипедиста, заключается в образовании вмятин на ободьях. Дальнейшая езда становится невозможной или, по крайней мере, невыносимой. Покупка нового элемента на колесо может вылиться в приличную сумму. Так, может быть, стоит реанимировать повреждённый обод?

Пошаговая инструкция ремонта восьмёрки и яйца на колесе велосипеда. Полезные советы по уходу за спицами.

Каждый любитель велосипеда задаётся вопросом: как выбрать электрофонарь для велосипеда? На эти вопросы мы дадим ответ далее и укажем, какие необходимо совершить действия, чтобы купить качественный фонарь и не прогадать.

velo-travel.com |

Как выбрать обода для велосипеда?

Всем привет! Тема сегодняшней статьи – обода и все о них! Мы Вам поможем узнать, какие бывают обода, и какой обод выбрать для вашего стиля езды и рассмотрим несколько новинок на рынке.

Главная характеристика обода – это материал, из которого он сделан. В основном, самые дешевые обода делаются из стали, и это не удивительно. Такие обода легкие в изготовлении и имеют относительно нормальную жесткость за небольшую цену. И, хочется заметить, что до 40-ых годов 20 века все ездили на стальных ободах, только спортсмены мирового уровня могли себе позволить установку деревянных ободов. Эти обода были изготовлены из дорогих пород дерева, требовали только ручной сборки, много времени и денег.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Стальные, алюминиевые и карбоновые обода.

3. Закалка ободов.

4. Дисковые обода.

5.Что такое безопасные обода?

Но, к счастью, в 50-х голах началось производство катаных ободов из алюминия, а точнее, из его сплавов. Постепенно, шаг за шагом, и в 90-х годах алюминиевые обода вытеснили стальные! Не зря мы писали статью о том, что б/у велосипеды намного лучше современных. Прочитать эту статью Вы сможете здесь . Ведь рынок современных велосипедов заполнен дешевым оборудованием, и в том числе, стальными ободами. Кажется, что сталь должна выигрывать алюминий по жесткости, но это не так. Благодаря коробчатой форме алюминиевых ободов их жесткость превышает жесткость стальных ободов. А благодаря меньшей плотности алюминия, такой обод еще и имеет меньший вес. А также, алюминия более дешевый в производстве и более технологичен, нежели стальной обод с аналогичными параметрами.

Еще, для повышения жесткости алюминиевых ободов, алюминиевые сплавы проходят термическую обработку, а точнее, закаляют. Как известно, алюминий стойкий к коррозии, но его сплавы еще дополнительно обрабатывают анодированием и краской для того, чтобы получить вечный обод! 🙂 Качественные алюминиевые обода выдерживают серьезные нагрузки при температурах вплоть до -30 градусов по Цельсию.

Алюминий – это здорово, а карбон?

Карбон – это материал, который по всем характеристикам превосходит алюминий, но в велосипедном мире не практичен. Понты, да и только.

Сталь – это не так уж и плохо 🙂

Ведь сталь – это дешево, надежно и тяжело. Многие из велотуристов используют только стальные обода с большим количеством спиц, вплоть до 72 спиц на обод. В условиях тяжелого, и дальнего велотуризма они незаменимы и дешевы. Также, обычные стальные обода используют в велотележках, где вес не играет роль – а главное практичность и выносливость.

Многие велосипедисты вообще недолюбливают алюминиевые обода, в основном, это начинающие велосипедисты. Как это бывает, расскажем ниже.

Наш юный велосипедист идет на рынок и стоит перед выбором огромного количества ободов. Продавец ему предлагает стальной обод з 10 долларов и алюминиевый обод за 10 долларов. Логика нашего человека проста – если есть что-то лучше и за такую же цену, лучше брать лучше. Вот, с парой новых алюминиевых ободов, покупатель возвращается домой и устанавливает покупку на велосипед. Катает первую неделю-две без особых проблем. Через некоторое время происходит так, что на дороге появляется кочка, или на лесной тропинке лежит грубая палка, которую наш юный велосипедист не замечает и наезжает на нее. Итог – восьмерка или «яйцо» появляется на колесе. И тут начинается ряд матерных слов в сторону продавца и о том, какие обода фиговые.

А дело совсем не в этом…. И еще, не совсем все так страшно.

Самые дешевые и простые алюминиевые обода изготовляют и сплава, которые в народе называют «кастрюльным». Он мягкий и очень пластичный. А сама конструкция обода – одинарный клепаный обод, не пистонированный. Но, у них есть одно преимущество, которое значительно уменьшает минусы. Такой обод очень легко исправить в домашних условиях. Так что, если у Вас такой обод, не стоит огорчаться и покупать новые, можно просто аккуратно ездит и своевременно исправлять восьмерки.

Хорошо, с одним типом нагрузок мы разобрались, а как же нагрузка от V-брейковых тормозов? Ведь во время торможения обод сильно изнашивается! Да, особенно зимой и осенью износ боковой стенки очень велик, благодаря песку и грязи. На алюминиевых ободах такие стенки очень грубые, и на практике мы встречали людей, которые за 10 лет активной езды так и не меняли свои родные обода.

Рассмотрим обод в сечении. Бывают два типа ободов: V- и U-образные. Разницы между ними практически нет. Поэтому, мы не останавливаемся на этом и идем дальше.

Двойные обода коробчатого сечения в разрезе – это самые толковые обода. Они очень прочны, имеют высокую жесткость на изгиб и скручивание, и очень большой запас прочности. Они не дороги, и практичны. Все когда-то слышали выражение «двойные обода». Так вот двойные обода – это те же коробчатые обода с продольной стенкой, для повышения жесткости. Благодаря таким продольным стенкам жесткость колес возрастает в разы, и бывают обода без стенки, с одной стенкой, с двумя, и даже тремя. Но это не предел! В ДХ и экстремальных дисциплинах используют обода с 5-6 стенками, которые делают обод не убиваемым! Более того, количество спиц на таких ободах доходит до 18 штук, это просто бомба 🙂 Кстати, советуем прочитать статью о спицах , дабы иметь полную картину о колесе и его жесткости и прочности.

Мы с Вами говорили о закалке ободов. Хочется еще немного добавить, о том, что такие обода очень износостойки, имеют огромный запас прочности и намного легче. Но, есть у них два минуса. И, если с первым минусом половина населения справится, может, то со вторым еще никто не сумел. Первый минус – это высокая цена. Так, как такие обода применяются в основном в кросс-кантри и только, то люди готовы платить высокую суму за свой успех. А вот второй минус – это внезапный разрыв обода. Метал, накапливает в себе лишнюю энергию до определенного момента, и в один прекрасные момент появляется трещина вдоль линии спиц, и обод разрывается.

А Вы знаете, что такое дисковые обода?

Это обода, которые предназначены для установки только дисковых тормозов. Правда, есть у фирмы Crosser обода, которые подходят не только для дисковых тормозов, а и имеют канавку для V-brakе. Очень практично и правильно. Со временем, такие обода начали выпускать и другие фирмы.

Дисковые обода, при правильной эксплуатации, могут отъездить 20 лет без капремонта. И это реальность. Ведь боковые стенки не поддаются износу, а значит, можно ездить очень долго. Но, есть причины, которые заставят Вас выбросить дисковые обод: серьезное повреждение, коррозия, усталость алюминия.

При выборе дискового обода обязательно взгляните, или данный обод пистонирован. Ведь, это уже не ви-брейоквые тормоза, которые не имеют большой силы. Дисковые тормоза задают на спицы усилие в 4-6 раз больше, нежели V-brake.

И ещё немного важной информации об ободах.

Лучше всего взглянуть на картинку, взятую из одной велосипедной книги 2000-х годов выпуска и рассмотреть разницу между ободами.

Как видно на картинке, во многих ободах стоят пистоны, это такие втлуки, в месте крепления спиц. Они равномерно распределяют нагрузки, которые получают спицы, и увеличивают жизнь самим спицам и ободам. Двойные пистоны – это более редкая вещь. Они позволяют намного сильнее натянуть спицы, повысить в разы жесткость обода, а также уменьшают усталость ободов, воспринимая всю нагрузку на себя.

Идем дальше, и разберем, какой обод лучше противостоит коррозии.

Сам алюминий не ржавеет благодаря тонкой пленке на его поверхности. Но, из-за постоянного контакта с тормозными колодками, ветками и пылью эта пленка на ободах исчезает и обод начинает ржаветь. Для того чтобы этого не допустить, алюминиевые обода анодируют железом, кремнием, ванадием, марганцем. Это дает плюс не только к стойкости против коррозии, а еще и возможность покраски ободов, а также большую устойчивость поверхности тормозной дорожки к стиранию. Наш совет – лучше переплатить и купить себе анодированный обод, ведь это будет рациональное вложение средств.

Как определить износ тормозной дорожки?

Мы видели многих людей, которые при покупке б/у велосипеда сразу же меняли обода с качественных алюминиевых на дешевые китайские стальные обода, но зато двойные! Это бред, ребята:) Такие люди мотивировали свой поступок тем, что на тормозной дорожке уже видны протертые полосы. Эх, как жаль, что они не читали данную статью. Ведь на качественных ободах специально протачивают канавки, для контроля величины износа, и обод нужно менять уже тогда, когда канавок не будет видно, а если канавки еще есть – то обод вполне в нормальном состоянии. Поэтому, будьте внимательны и предупреждайте своих вело-братьев!

Раз мы уже заговорили о беговой дорожке, поговорим о керамических беговых дорожках.

Такие дорожки не полностью изготовлены из керамики, что Вы. Это обычная беговая дорожка покрывается, тонки слоем, около 1 мм, керамики. Такая особенность обода дает немалый прирост в положительных характеристиках. При попадании воды, песка, грязи, или даже масла обод сохраняет свои тормозные качества. Но, опять-таки, рационально ли это для обычного велосипедиста? Наш ответ – НЕТ. Такие обода очень эффективны на соревнованиях с кросс-кантри, не более. Дело в том, что керамический слой налаживается на обычный обод, который не имеет повышенной жесткости. Из-за перепадов температур и нагрузок, это слой то расширяется, но уменьшается в площади. Из-за такого явления срок службы керамических ободов – 2-4 года. Далее, керамика понемногу обсыпается. Тормозить обод конечно же будет, но уже не так эффективно. Поэтому обдумайте, нужно ли Вам это действительно, или это просто очередные понты. На наш взгляд, единственное применение – это кросс-кантри.

Кто-то слышал о безопасных ободах?

А кто-то знает об «укусе змеи»? Или может кто-то его уже получал? Если не знаете, то мы расскажем. «Укус змеи» — это пробой камеры путем ударение об обод с большой силой. Такое происходит во время резкого наезда на бордюр, или камень. Камера защемляется между покрышкой и тонким боковым краем обода. Дабы такого не было, создали обода с защитой от пробоя. Этот обод имеет плоскую центральную часть, которая выступает и покрыта слоем резины. Благодаря большей площади контакта покрышки с ободом пробой исключается. В основном, такие обода применяются для даунхилла и экстремального фрирайда.

И немного слов об экзотике.

Несимметричные обода – это как то глупо, и вообще не понятно. Но это только на первый взгляд. Такие обода имеют смещенный ряд отверстий под спицы и используются только на задних колесах многоскоростных велосипедов. Это вызвано наличием 8-9 звездочек на кассете заднего колеса. На обычном ободе происходит неравномерное натяжение спиц, правые спицы натянуты намного сильнее, чем левые. В итоге – срок службы колеса уменьшается. Именно для этого были разработаны несимметричные обода с целью выровнять натяжение левого и правого «зонта». Многие, наверно даже и не знают, что на их новом велосипеде стоит такой обод. Ведь очень часто, такие обода устанавливают на велосипеды высокой категории. И еще, самому собрать такой обод не получится, поэтому, если Вы хотите себе такое колесе, нужно покупать его только в сборе.

Итог статьи

Функции обода обязывают его быть прочным, жестким и максимально легким. Легкий обод – это не только удобство, при транспортировке велосипеда, это еще и сохранение энергии во время разгона велосипеда. Существует простая закономерность – один грамм веса на ободе требует в два разы больше энергии велосипедиста, нежели этот грамм располагался бы на раме. Стоит это учесть в выборе своего обода. Так, как наша тематика – это туризм , стоит заметить, что не нужно гнаться за всякими примочками и новинками. Главное, чтобы обод имел несколько внутренних камер (двух- или трёх-объёмным), был анодирован и пистонирован. Тогда, обод прослужит верой и правдой, а самое главное, оправдает вложенные в него средства.

На этом наша статья заканчивается и хочется, в первую очередь, пожелать всем удачи! Ведь это самое главное на дороге 🙂 И еще, дабы не упустить новые статьи, стоит подписаться на рассылку, а чтобы не забыть информацию, которая изложена в статье, советуем сделать репост себе на стенку в социальных сетях путем нажатия на кнопочки своей социальной сети.

Как выбрать обод для велосипеда в 2021 году

Как выбрать обод для велосипеда в 2021 году

Обод – один из основных элементов велосипеда, который требует крайне редкой замены. Однако, столкнувшись с такой проблемой, возникает вопрос: какая модель нужна для своего двухколёсного средства передвижения? Обзор составили популярные в 2021 году и качественные обода для велосипедов различного типа.

  • 2.1 Компания «Mach1»
  • 2.2 Компания «Mavic»
  • 2.3 Компания «Alex Rims»
  • 2.4 Компания «Sun Ringle»
  • 2.5 Компания «DT Swiss»
    • 3.1.1 «CFX 622x13C»
    • 3.1.2 «ROAD RUNNER 700С»
    • 3.1.3 «NEO DISC 584X19C»
    • 3.1.4 «M 220 MX Disk 32H»
    • 3.1.5 « MAD 26″ E-Bike»
    • 3.2.1 «REFLEX 32»
    • 3.2.2 «OPEN PRO J2420236»
    • 3.2.3 «A 119»
    • 3.2.4 «XC 717’12 Black 12818036»
    • 3.3.1 «XD-Lite 29″»
    • 3.3.2 «R450»
    • 3.3.3 «FR30 26″»
    • 3.4.1 «MTX-33 26″»
    • 3.4.2 «ICI-1 Ano Sleeved W/E»
    • 3.4.3 «Mulefut 80 SL Presta»
    • 3.5.1 «МТБ 533d»
    • 3.5.2 «545 DISC»
    • 3.5.3 «R 460 DISC»

    Общая информация: обод на велосипед, правила выбора

    На качество обода влияют следующие компоненты:

    • Материал, из которого создана конструкция;
    • Количество стенок, имеющихся в строении обруча;
    • Отличительные элементы: выемки для спиц, ниппелей и канавки для крепления шин;
    • Ширина конструкции (мм.): шоссейные, циклокроссовые – 15, легкие кросс-кантрийные и гибридные – 17, гибриды и тяжёлые кросс-кантри – 19, велотуризм, лёгкий экстрим – 21, даунхил, для экстремального спорта – 23+;
    • Длина;
    • Характер спицевания.

    Какие бывают велосипедные ободы? Они делятся на несколько узких групп. Рассмотрению представлены основные типы.

    Классификация по профилю:

  1. Одностенные – бюджетные модели, изготовленные из стальной полосы;
  2. Двустенные – высокой жёсткости из алюминия;
  3. Усиленные (трёхстенный) – редкие экземпляры, не для стандартной езды или катания по бездорожью.

Классификация по числу спиц (общепринятые стандарты):

  • Для туристических велосипедов – 36;
  • Горных – 32;
  • Шоссейных – 28.

Примечание. В современных моделях ценится жёсткость обода и прочность спиц, а количество – это второстепенный вопрос.

В таблице приведено соотношение диаметра обода и его применение:

Размер (дюймы)Посадочный размер (миллиметры)Каким велосипедам подходит
28самый распространённый в мире – 622Шоссейные, туринги, ситибайки и тд.
29622 (более высокая и толстая резина)для найнеров
26559Горные байки
36 и 27,5реже встречаются«монстры»
  • Алюминий;
  • Сталь;
  • Карбон.

Самым распространённым материалом является алюминий. Основные достоинства данного сплава:

  • Прочность;
  • Универсальность;
  • Морозоустойчивость;
  • Невысокая стоимость.

Производители научились увеличивать параметр жесткости, применяя процесс закаливания для обработки. А предотвратить коррозию алюминиевого обода помогает нанесённая специальная краска и обработка анодированием (более дорогие, как правило, чёрного цвета).

Стальные конструкции очень редко встречаются. Их вытеснили обода из сплава алюминия, так как жёсткость материала во многом превосходит сталь. Они устойчивы к износу, твёрдые, но тяжёлые по массе. Однако, многие предпочитают стальные ободья для катания на дальних дистанциях.

Карбоновая конструкция считается самой практичной и дорогостоящей. Она достаточно лёгкая, имеет повышенный уровень твёрдости и по своим свойствам превосходит алюминий.

Исходя из представленных информационных данных, можно легко определиться, какой лучше купить обод для своего велосипеда.

Список известных компаний

Какой фирмы лучше приобрести обод на велосипед? На выбор предлагаются несколько вариантов самых известных производителей. Каждая компания специализируется на одном или нескольких профилей и имеет свою «фишку».

В рейтинг вошли лучшие производители на нынешний год, которые активно развивают свою сферу деятельности и давно завоевали доверие покупателей.

Французский производитель является одним из лидеров по производству велосипедных ободьев. Модели этого брэнда любят использовать спортсмены и те, кто предпочитает экстремальное катание. Весь представленный ассортимент максимально устойчив к повреждениям, поэтому находится в эксплуатации долгое время. Это подтверждается гарантийным талоном от производителя при покупке товара, который выдаётся сроком на полгода.

Продукция этой компании встречается на самостоятельно собранных колёсах. Обода различного уровня, подойдут (практически) для любого класса велосипедов. Как выбрать правильно обод этой фирмы? В таблице представлены названия и их расшифровка:

НаименованиеПояснениеОписание
Буквыуказывают назначение обода«XM» — трейл,
«XC» — кросс-кантри,
«EN» — эндуро,
«EX» — экстремальный спорт,
«TN» — найнер,
«А» — гибрид
Числа1-ая – класс обода«1» — самые дешевые, без пистонов;
«3» — среднего уровня, пистонированные;
«72 — высокого уровня, пистонированные и сварные, сплав Maxtal,
«8» — высокого уровня, бескамерные (UST), сплав Maxtal.
2-ая и 3-я – внутренняя ширина обода

Ободья для среднего класса велосипедов. Компанией поставляется полный спектр товара для всех типов велосипедов, начиная с недорогих одностенных и заканчивая качественно сварными (для фрирайда и кросс-кантри).

По своей специфике обода немного мягче в сравнение с другими марками, что приводит к более частому появлению восьмёрок на колесе, однако, выпрямлять их более удобно.

Тайваньские производители выпускают модели на уровень выше по качеству от брэнда «Алекс». Представленная линейка имеет разный ценовой сегмент и подходит для любого велосипеда. Одним из самых маловесных и распространённых в мире ободов считается Sun UFO 26″.

Высококачественные конструкции (уровень выше среднего) выпускаются с индивидуальной маркировкой, которая указывает на принадлежность обода:

  • кросс-кантри — «X»;
  • трейл — «M»;
  • эндуро — «Е»;
  • фрирайд — «F»;
  • легкий гоночный обод — «R»;
  • карбоновый обод — «С».

Числа в наименованиях указывают на приблизительный вес обода (в граммах). Маловесные модели имеют сварной стык и являются дорогостоящим товаром. Важно отметить, что все конструкции имеют дисковый тип (совместимы только с дисками).

Список моделей

Рейтинг качественных моделей составлен с учётом компаний, описание которых дано выше. При отборе отзывы покупателей повлияли на оценку товара и составления о нём заключительных моментов: плюсы и минусы каждого типа обода.

Ободы «Mach1»

Для более простого понимания о размере обода данной компании, даётся пояснение числовым обозначениям: чаще всего указывают параметры в таком виде – 700 x 35C. Это значит, что число «700» – наружный диаметр, а «35» – ширина обода. Буква – это посадочный внутренний диаметр. «С» – значит, 622 мм.

Обод чёрного цвета вылит из сплава ALLOY 6063 T6. Имеет двойную прослойку и жёсткий профиль. Чаще всего, данную модель, выбирают профессиональные спортсмены. Предусматривает установку покрышек шириной 18-28 мм. Тип тормозов: V-Brake.

Внешний вид обода «CFX 622x13C» и его параметры

НаименованиеОписание
Количество стенокдвухстеночный
Размер700 С
Вес480 грамм
Диаметр28 дюймов
Число отверстий36
Годитсяпод FV/Presta вентиля
Профильаэродинамический
По цене1080 рублей
  • Прочность конструкции;
  • Гарантия производителя;
  • Недорогой;
  • Стильно смотрится.
  • Не выявлены.

С канавками для крепления шин обод предназначен для шоссейных и циклокроссовых велосипедов.

Конструкция «ROAD RUNNER 700С»

НаименованиеОписание
Размер15 C
Вес500 г
Диаметр диска26 дюймов
Число отверстий36
Тип вентиляFV
Средняя цена1400 рублей
  • Надежный;
  • Недорогой;
  • Универсальный;
  • Пистонированный.
  • Не выявлены.

Велосипедный обод из алюминиевого сплава 6063t6 размером 584x19C позволяет устанавливать на обод покрышки шириной 28-62 мм.

Дизайн обода «NEO DISC 584X19C»

НаименованиеОписание
Масса490 г
Число отверстий32
Типдвойной, пистонированный
Подходящий вентильAV
Размер27,5 дюймовый
Сколько стоит1470 рублей
  • Достаточно лёгкий;
  • Прочный;
  • Маловесный;
  • Алюминиевый
  • Большой диапазон покрышек по ширине.
  • Не обнаружены.

Многостенный пистонированный обод для бескамерных покрышек с отверстием под автонипель. Материал конструкции — алюминиевый. Предназначен для MTB и шоссе.

Часть обода «M 220 MX Disk 32H»

НаименованиеОписание
Размер26 дюймов
Тип2-ой
Допустимые тормозадисковые
Число отверстий32
Параметры (мм):ширина – 25, высота – 21, отверстие под камеру – 8,5
Вес480 г
Цена1700 рублей
  • Прочность конструкции;
  • Стильный;
  • Анодировка;
  • Универсальный (для любого пола);
  • Двухпрофильный.
  • Дорогой.

Конструкция из алюминия 6063-T6 совместима с велосипедами обычными и электрическими, DH и FR. Используются модели для езды по бездорожью, пересечённой местности, испытаний, для гонок по треку, экстремальной и спортивной велоезды.

Вид сбоку на обод «MAD 26″ E-Bike»

НаименованиеОписание
Параметры (в миллиметрах):Ширина – 32, высота – 22,6
Отверстий36 штук
Размер обода (дюймы):26
Для тормозовдисковых
Стоимость2700 рублей
  • Жёсткий;
  • Прочный;
  • Износостойкость;
  • Унисекс;
  • Предназначение;
  • Совместимость;
  • Легкий.
  • Ценовой сегмент.

Ободы «Mavic»

Компания более 10-ти лет выпускает маловесные трубчатые ободы с помощью новейших технологий, поэтому продукция от данного производителя имеет наивысшую оценку на рынке сбыта по качеству и сроку эксплуатации.

Модель разработана под «велооднотрубку» из сплава алюминия. Она является наилучшим вариантом для асфальта, поэтому устанавливают обод на шоссейные велосипеды.

Обод «REFLEX 32» в разрезе

НаименованиеОписание
Количество отверстий32
Масса нетто360 г
Покрышки с камерой (подойдут)20-22 мм
Для клапана с диаметром отверстия6,5 мм
Дина ниппеля (рекомендуемая)12 мм
Размер622×15С
Стоимость5400 рублей
  • Невероятно легкий;
  • Гарантия производителя;
  • Дизайн;
  • Качество.
  • Дорогой;
  • Узкая специализация.

Модель с отверстиями для спиц на 36 штук разработана для горных велосипедов (MTB).

Часть круга «OPEN PRO J2420236»

НаименованиеОписание
Диаметр (в дюймах):26
Ширина покрышкименьше 22 мм
Год выпуска2018
Сплав алюминия6106
Стоимость товара3900 рублей
  • Обод устойчив к повреждениям;
  • Надёжная конструкция;
  • Стильный;
  • Новизна.
  • Стоимость товара.

Двойной обод из материала 6106 для шоссейного и дорожного велосипеда с ободными тормозами. Подходит для поездок по плохим дорогам. Конструкция в дырах под спицы с пистонами. Тормозная дорожка имеет ребра против вибраций, выполнена по технологии UB Control.

Структура обода «A 119»

НаименованиеОписание
Число отверстий под спицы32
Адаптер8.5 мм
Покрышки28-47 мм
Клинчерные обода622х19С
Диаметр28 дюймов
Дополнительное назначениеtrekking, touring
Цена1800 рублей
  • Индикатор износа обода;
  • Прочный сплав;
  • Приемлемая цена;
  • Широкое применение.
  • Не выявлены.

Назначение эталонного обода: для прыжков. Его используют под тормоза V-Brake. Используя технологию H2, производителю удалось увеличить срок эксплуатации модели. Улучшился на 30 процентов сплав, он стал более крепким, чем маркировка 6106. Диаметр отверстия под вентиль поставляется вместе с переходником.

Двойная вершина и дно, тройные паттерны

В этом эпическом уроке все наше внимание будет уделено двойняшкам и тройняшкам. Говорят что тройничок хорош не только для электричества, но и для кое-чего другого (хорошо когда жена не читает, да, ололо, переводчика на мыло).

И начнем мы наше восхождение к пику теханализа с двойных вершин.

Двойные вершины

Двойная вершина — это два ценовых максимума, что образуются после сильного тренда. Разделяются они такой себе ценовой долиной. Паттерн считается отработавшим, когда цена закрывается ниже линии «долины».

На рис. 8-1 показан классический пример такого паттерна.

двойная вершина

Рис. 8-1. Двойная вершина

В книге «Profits and the Stock Market» товарищ H.M. Gartley дал двойной вершине такое определение, как:

«Две неудачных попытки пробить зону предложения с последующим разочарованием и существенным падением цены»

Ключевая характеристика такого паттерна состоит в том, что вторая вершина формируется с существенно меньшим объемом, нежели первая. При этом обе вершины могут появиться на одном ценовом уровне, однако, бывает и так, что вторая вершина чуть выше или ниже. Падение цены с первой вершины обычно сопровождается уменьшением объемов.

Вновь и вновь напоминаю, что:

Технический анализ — не строгая научная дисциплина, а осмысление битвы между продавцами и покупателями с точки зрения здравого смысла

В книге «Technical Analysis of Stock Trends» авторы Edwards и Magee указывают на один забавный фактик. Двойные вершины очень часто «выявляются» абсолютными новичками в техническом анализе, причем куда чаще, чем другие паттерны. По мнению авторов, лопоухие нубасики в большинстве случаев банально «определяют» эти вершины еще до того… как они сформировались! Что абсолютно фатальная ошибка.

В реальности же настоящие двойные вершины встречаются чрезвычайно редко. Однако — с двойным дном ситуация ровно противоположная. Когда я готовился к написанию этой книги и проводил обширные исследования, то на более чем 10-летних графиках мне крайне редко попадались реальные примеры именно двойных вершин.

Edwards и Magee также отдельно отмечали, что многие паттерны лишь выглядят как двойные вершины. Затем они неизбежно трансформируются в другие паттерны, которые чаще указывают на продолжение тренда, а вовсе не на его разворот. По их мнению, ключевым моментом тут является время, разделяющее обе вершины.

Если они сформировались на дневных графиках, скажем, в течение 1 недели, это скорее всего закончится формированием консолидирующей фигуры, такой как прямоугольник. И хотя железобетонных правил тут не существует, по их мнению реальные двойные вершины должны быть разделены более чем месяцем, а «долина» должна представлять собой падение на 15-20% с вершины.

И хотя эти правила достаточно условные, период времени тут более важен, нежели долина в процентах. Следовательно, если две вершины разделяются 2 или 3 месяцами, вершинам требуется менее «глубокая» долина, нежели при их формировании в течение 1 месяца. Все это актуально для дневных графиков.

Для месячных или часовых такие правила не актуальны, поскольку зависят от относительных значений для выбранного таймфрейма. Поэтому можно использовать другое правило. Взять правило месяца и переосмыслить его со свечами. Одна торговая неделя — это примерно 20 свечей. Соответственно, получается 20 недель для недельного графика и 20 часов для часового.

Какой бы ТФ вы в итоге не выбрали, паттерн должен указывать на то, что этап долины занял достаточно времени. И когда цена начнет приближаться ко второй вершине, многие будут ждать продолжение предыдущего тренда, поэтому вторая вершина нередко будет выше первой.

Психология двойной вершины

С психологической точки зрения, понять такой паттерн можно следующим образом. Первая вершина образуется по завершению сильного тренда. Объемы высоки, все настроены позитивно. Затем цены «внезапно» падают на сокращении объемов и воцаряется всеобщее уныние. За которым следует новый тренд. Цены вновь растут, быки входят в рынок и та мысль, которой они придерживались при первой вершине, для них еще более актуальна.

И тут, как интересно, вторая вершина формируется с меньшим объемом, нежели первая. Для технических аналитиков, это — медвежий фактор, покупатели менее заинтересованы, а цена растет больше из-за нехватки продавцов, а вовсе не потому что покупатели так уж активны. В результате цена вновь падает и пробивает линию долины.

На данном этапе формирование паттерна завершено и те, кто покупал на этих вершинах, потеряли свои денежки, превратившись из покупателей в бомжей продавцов.

Мысли вслух

Ранее я упоминал, что две вершины должны быть более или менее одинакового размера. Edwards и Magee тут предлагают правило 3% для дневных графиков. При этом вторая вершина, опять же, не должна быть существенно выше первой.

Логика тут вполне понятная. Вторая вершина в действительности усиливает провал — в данном случае, провал покупателей, которые так и не смогли решительно задвинуть цену выше первой вершины. Другими словами:

Если вторая вершина существенно выше первой, значит продолжение восходящих максимумов и минимумов все еще актуально

Кроме того, если цена уходит ниже долины, вторая вершина, что находится рядом с первой вовсе не отменяет правила, что:

Пробой ценовой долины вниз — сигнал на то, что начинается новая последовательность уже нисходящих максимумов и минимумов

Решающим же тут становится опыт и здравый смысл. Иногда могут помочь и различные индикаторы. Скажем, может попасться серьезная отрицательная дивергенция между осциллятором и ценой на второй вершине. Кроме того, сглаженный осциллятор может находиться в зоне перекупленности и затем развернутся вниз при формировании второй вершины.

По словам Edwards и Magee, обычные ценовые ориентиры для двойных вершин не подходят. Однако, как мне кажется, стандартный метод тут работает в полной мере. В конце концов, если мы определились с тем, что цена диктуется психологией участников рынка, а эмоции часто меняются пропорционально и последовательно, так почему бы расстоянию от наивысшей вершины и дном долины не быть ценовым ориентиром? Который мы проецируем вниз.

Поэтому, по моему мнению, максимальное расстояние между вершиной и долиной вплоть до точки пробоя вполне подходит в качестве такого ориентира, как показано на рис. 8-1 выше. Другими словами, метод использованный нами для прямоугольников и паттерна «голова и плечи» здесь вполне актуален.

Двойные вершины: рыночные примеры

На графике 8-1 показаны акции компании Jefferson Pilot и двойная вершина, что сформировалась в 1998 году. Тут не самый классический паттерн, где объемы высыхают на второй вершине, но он вполне нагляден.

график Jefferson Pilot

График 8-1. Акции Jefferson Pilot, 1997-1998, дневной ТФ

У нас два ценовых всплеска, разделенных примерно 15% падением и разделенных 3 месяцами. Любопытно, что последующее падение достигло аж трех ценовых ориентиров. Если присмотреться, также можно заметить и то, что у каждой вершины была маленькая голова и плечи.

На графике 8-2 демонстрируется другая двойная вершина для индекса DJIA в 1930 годах.

DJIA после великой депрессии

График 8-2. Индекс DJIA после Великой Депрессии

Обратите внимание, что у вершины в июле-августе 1937 года был значительно меньший объем, нежели у вершины первой. После пробоя долины цены существенно снизились.

И вот так выглядит общая характеристика хорошего двойного паттерна — до и/или после его пробоя нередко наблюдается сильное и устойчивое движение цены.

Двойное дно

Движение цены у двойного дна ровно противоположно таковому у двойных вершин. Такие нижние вершины нередко формируются после сильного падения цены, а пример показан на рис. 8-2.

двойное дно

Рис. 8-2. Двойное дно

Первое дно сформировано на достаточно большом объеме, нередко на пике продаж. Затем цена немножко отвоевывает утраченное ранее и падает вновь туда, где уже побывала. Наконец, она пробивает уровень предыдущего отката и на этом паттерн считается сформировавшимся.

Как правило, на втором дне объемы очень низкие, особенно если сравнить с первым. Когда же цена пробивает уровень на повышенном объеме, это уверенный плюсик. Объемы вообще для двойного дна вещь элементарная как раз-два-три.

  1. Раз — повышенный объем на первом дне.
  2. Два — меньший объем на втором дне.
  3. Три — повышенный объем на пробое.

При этом описываемые объемные характеристики вовсе не являются обязательными, так как многие паттерны прекрасно работают и без них. Однако, если вам попалось такое поведение объемов, значит вероятность успешной сделки будет существенно выше.

Обычно второе дно всегда выше первого, но если они находятся на одном уровне или второе дно даже чуть глубже первого, ничего страшного, паттерну это не помешает.

Психология двойного дна

Большинство паттернов в виде двойного дна образуются после сильного и резкого падения цены. Поэтому первый, обычно весьма шустрый, отскок объясняется недостатком давления со стороны продавцов и паникой, что там у них царит, когда они резко закрывают шорты для покрытия («покрытие шортов» — в акциях вход на понижение делается не как в форексе; акции берутся взаймы и затем выкупаются по низкой цене обратно, чтобы вернуть тому, кто их одолжил — брокеру; соответственно, если народ массово закрывает позиции — происходит крупный выкуп акций с рынка — паника — и цена взлетает вверх, прим. Бингуру).

Чем больше объем на первом дне, тем меньше продавцы влияют на рынок. Когда все шорты покрыты, а краткосрочные спекулянты зафиксировали прибыли, цена вновь начинает падать. Однако, поскольку медведи получили только что жестокий урок, они не так охотно работают на понижение, а значит и давление продавцов уже не столь велико (отсюда и малые объемы на втором дне).

Другая причина более прозаична — большинство пессимистов уже продали акции на первом падении, на что они были весьма мотивированы. Поэтому второе падение — это в первую очередь результат нехватки покупателей. Когда цена подходит по второму дну, объемы нередко падают буквально в ноль. Это показатель распроданного рынка, в отличие от перепроданного.

На Уолл Стрит есть одна старая мудрость:

«Никогда не шортите скучный рынок»

Она в полной мере подходит для второго дна. Истощение активности указывает на то, что баланс между покупателями и продавцами практически абсолютен, поэтому любое, самое мельчайшее событие может кардинально повлиять на цену. На данном же этапе большинство плохих новостей было учтено, а все продавцы уже отстрелялись, поэтому цене остается последнее направление — вверх.

Финальный пробой последнего отката запускает затем целую серию растущих максимумов и минимумов и выясняется, что новый рост — дело серьезное, а вовсе не отскок дохлой кошки (как это ни забавно, но живодерский термин «dead cat bounce» вполне официален и означает ситуацию, когда акции сильно падают, затем временно растут и падают вновь, еще сильнее; прим. Бингуру).

Двойное дно: примеры с рынка

На графике 8-3 показано двойное дно у акций Lockheed Martin. Отметим что, как и у большинства примеров, до формирования паттерна цена падала резко и уверенно.

акции Lockheed Martin

График 8-3. Акции Lockheed Martin, 1999-2000, дневной ТФ

Паттерн тут классический — скажем, на первом дне объемы значительно выше, чем на втором. Второе же дно демонстрирует небольшую обратную голову и плечи (выделено пунктиром). Заметен и контраст между резкими, нервными движениями цены в ноябре и куда более сглаженной и спокойной ситуацией в феврале, что также характеризует двойное дно.

На графике 8-4 показаны акции компании Nvida (нет, это не опечатка. За тикером NVIDA:AU скрываются акции компании SportsHero. Всегда внимательно смотрите на тикер — весьма распространены ошибки, когда люди ошибочно покупают акции абсолютно левых компаний, путаясь буквально в одном символе; прим. Бингуру).

акции Nvida

График 8-4. Акции Nvida, 2000-2001, дневной ТФ

Тут тоже классическое двойное дно и по цене, и по объемам. До него цена резко падает, далее успешный тест первого минимума на легком объеме и затем пробой вверх. В день, когда цена завершает паттерн, объемы расширяются. Все почти идеально, кроме того, что между двумя минимумами прошло не так уж много времени.

На графике 8-5 можно полюбоваться на акции Mercury Intract, где двойное дно совсем другого типа.

акции Mercury Intract

График 8-5. Акции Mercury Intract, 1998-1999, дневной ТФ

Во-первых, второе дно существенно выше первого. Однако, по объемам все сходится — большой на первом дне и меньший на втором, плюс рост объемов на пробое. И вновь обратите внимание, как цена еле-еле шевелилась в первые 5 дней после формирования второго дна.

Это уже описанный идеальный баланс между продавцами и покупателями. Поэтому когда объем расширился, цена просто-таки выстрелила вверх.

Китайское двойное дно

Если цена резко растет со второго дна, покупать сразу на пробое достаточно рискованно, поскольку зачастую единственная вменяемая поддержка, где можно поставить стоп, находится под вторым дном.

Подобная ситуация и показана на рис. 8-3.

риск двойного дна

Рис. 8-3. Оценка риска для двойного дна

Впрочем, при формировании второго дна цена нередко падает, сдерживаемая трендовой линией сопротивления (рис. 8-4).

оценка риска для зоны пыток

Рис. 8-4. Оценка риска для двойного дна

Когда цена пробивает такую линию тренда, подобный сигнал достаточно часто указывает на то, что паттерн будет завершен и цена пробьет сопротивление.

Я называю такой паттерн «китайским», ибо движение ко второму дну может быть чрезвычайно медленным и эмоционально мучительным для тех, кто ждет лонга (тут прямая и забавная аналогия на знаменитые китайские пытки в древние времена, прим. Бингуру) . Есть у китайского двойного дна и крутое преимущество — это возможность получить большую прибыль с минимальным риском.

Грубо говоря, чем мучительнее (т. е. длиннее) эта пытка (когда цена идет ко второму дну), тем более бычьим будет рынок после пробоя.

На графике 8-6 для акций UST как раз показан хороший пример.

акции UST

График 8-6. Акции UST, 1999-2001, дневной ТФ

Мы видим объемный паттерн 1-2-3 вместе с медленным, но уверенным падением, что сдерживается пунктирной линией тренда. Когда цена эту линию пробивает, начинается сильный рост.

Если линия идет под достаточно крутым углом, как в данном случае, рост цены может быть чрезвычайно энергичным. Отметим и весьма низкий риск, который измеряется расстоянием от раннего пробоя до зоны чуть ниже второго дна.

На графике 8-7 для акций MBNA линия тренда даже еще более «мучительная», однако, выглядит она более пологой, нежели на предыдущих графиках.

акции MBNA

График 8-7. Акции МBNA, 1987-1988, дневной ТФ

Несмотря на это, цена уходит в отличный рост и снова мы получаем хороший вход с низкими рисками. Как показывает практика, самые взрывные пробои формируются на линиях тренда, что идут под острым углом, как на предыдущем графике 8-6 . При этом важно, чтобы у них было несколько касаний или хотя-бы приближений.

И наконец, на графике 8-8 для компании Williams можно полюбоваться на еще одно китайское двойное дно.

акции Williams

График 8-8. Акции Williams, 2002-2003, недельный ТФ

На этот раз цена неплохо поднялась, но куда более спокойно. Когда же она пробила августовский максимум, так сформировалась обратная голова и плечи, где левое плечо появилось в августе, второе дно — это голова, а правое плечо нарисовалось в феврале 2003 года.

Если, кстати, добавить снизу еще одну линию, получится восходящий треугольник, описанный в следующей главе. Собственно говоря, не так важно, как это все называется. Важно лишь то, что к июню 2003 года паттерн отлично отработал.

Прямоугольное двойное дно

Прямоугольное двойное дно — это такая разновидность дна китайского. Первое дно формируется на очень резком, буквально паническом падении цены. Затем цена отскакивает и уходит в торговый диапазон, обычно прямоугольник.

Этот диапазон заседает над предыдущим минимумом, образованном на панике, и выглядит как классический прямоугольник или такая себе платформа. Когда платформа пробивает, паттерн считается завершенным.

Пример этой концепции показан на рис. 8-5.

прямоугольное двойное дно

Рис. 8-5. Прямоугольное двойное дно

Ну а рыночный пример на графике 8-9 для компании Sysco.

акции Sysco

График 8-9. Акции Sysco, 2001-2002, дневной ТФ

Как правило, стоп размещается под линией поддержки сразу под прямоугольником, в данном случае, можно прямо под менее рискованным минимумом, что сформировался в январе 2002 года. Если же вход делала на пробое пунктирной линии, то стоп можно разместит под линией, что формирует дно прямоугольника.

На втором примере для компании Albertson’s (график 8-10) часть прямоугольника вполне засчитывается как обратная голова и плечи. Риск для такой сделки составил бы около 10%.

акции Albertson

График 8-10. Акции Albertson, 1987-1988

Двойное дно как консолидирующий паттерн

Время от времени вам будет попадаться двойное дно в консолидирующем паттерне, как на графике 8-11 для компании Keycorp.

акции Keycorp

График 8-11. Акции Keycorp, 1991-1992, дневной ТФ

В данном случае часть паттерна — это голова и плечи (пунктирная линия слева), которая быстро завершила свое существование после формирования двойного дна с небольшой обратной гип (вторая пунктирная линия).

Когда двойное дно не работает

Как и все другие паттерны, у двойного дна случаются ложные пробои. Обычно это происходит при медвежьем рынке, когда пробой выступает как сигнал против тренда.

Примером можно полюбоваться на графике 8-12 для акций KB Home.

акции KB Home

График 8-12. Акции KB Home, дневной ТФ

На момент пробоя все выглядело как обычно — паттерн указывал на разворачивание тренда. Однако, проблема была в том, что он сформировался ближе к концу медвежьего рынка. В данном случае, определить провал паттерна было просто — когда цена пробила пунктирную линию сопротивления вниз.

С такого входа хорошее соотношение Риск/Прибыль было не выжать в любом случае, поскольку расстояние между зоной пробоя ($16) и зоной чуть ниже второго минимума ($14) составляло риск в 18%, что очень много.

Рваное двойное дно («счастливая семерка»)

А вот это весьма необычный паттерн, который определяется волнами и тем, как они взаимодействуют с максимумами и минимумами, в отличие от линий трендов.

Пример показан на рис. 8-6.

рваное двойное дно

Рис. 8-6. Рваное двойное дно

Паттерн можно разделить на 7 волн, отсюда и его название «счастливая семерка». При этом 4 волны входят в первое дно и 3 — во второе, что на рисунке отображается пунктирными линиями. С первого дна цена уходит достаточно уверенно, а три волны формируют растущие максимумы и минимумы. Четвертая волна разбивает этот паттерн, уходя ниже предыдущего минимума — это как раз и есть «рваная» часть паттерна.

Однако, сильным сигналом это не будет, поскольку растущие максимумы остаются в деле. Следующие три волны спасают положение, поскольку обновление минимумов возобновляется. Наконец, паттерн завершается на 7й («счастливой») волне в точке Х. Второй, еще более сильный сигнал формируется, когда цена уверенно пробивает максимум 3й волны (точка Y) и уходит вверх.

После пробоев вам часто будут попадаться сильные или даже взрывные тренды. Примерами можно полюбоваться на графике 8-13 для компании Electronic Data…

акции Electronic Data

График 8-13. Акции Electronic Data, 1990-1991, дневной ТФ

… и на графике 8-14 для акций Intel.

акции Intel

График 8-14. Акции Intel, 1995-1996, дневной ТФ

У Electronic Data вообще формируется разворотная голова и плечи, поскольку горизонтальная линия тренда почти дотягивается до сентябрьского максимума. Что, впрочем, особой роли не играет, поскольку простого следования «счастливой семерке» было бы вполне достаточно. На графике же Intel двойное дно проявлено более четко.

Такие паттерны встречаются не очень часто, но уж коли они образовались, соотношение Риск/Прибыль у них превосходное. При этом лучшее место для захода в лонг (см. рис. 8-6 выше) это точка X. Если волна 7 не очень длинная, тогда стоп-лосс можно воткнуть прямо под дном 6й волны.

Тройные вершины

Двойные вершины нередко переходят в тройные, четверные или даже еще более сложные структуры.

Пример тройной вершины показан на рис. 8-7.

тройная вершина

Рис. 8-7. Тройная вершина

Для работы со всеми такими паттернами важно измерить расстояние между максимумом и минимумом, после чего спроецировать его с линии шеи, как мы с вами уже делали не раз.

Вообще, тройную вершину часто путают с головами и плечами, не говоря уже про вершины прямоугольников. Так что убедитесь в том, что наивысший проход цены не является центральным, поскольку так будет классическая голова и плечи. Если же между тремя вершинами нет существенной разницы, такой паттерн вообще сформирует прямоугольник.

По сути, все три таких паттерна представляют собой, плюс минус, горизонтальный диапазон, где продавцы и покупатели воюют на равных. Когда же линия поддержки любого из паттернов пробивается, его формирование завершено.

В идеальном варианте на третей вершине падают объемы — прямо как на графике 8-15 для акций NCR.

акции NCR

График 8-15. Акции NCR, 1998-1999, недельный ТФ

Также обратите внимание, как подскочили объемы на падении цены, что указывало на повышенное давление со стороны продавцов, а не из-за отсутствия покупок, что есть большая разница. Таким образом общий медвежий тренд был весьма очевидным.

Тройное дно

Как и тройные вершины, тройное дно состоит из трех последовательных минимумов (рис. 8-8).

тройное дно

Рис. 8-8. Тройное дно

Все три максимума при этом можно объединить горизонтальной линией, а завершается паттерн пробоем вверх. Объемы обычно выше на первых двух и падают на третьем.

Пример показан на графике 8-16 для акций Mellon Financial.

акции Mellon Financial

График 8-16. Акции Mellon Financial, 1990-1991

И вновь объемы сильны на минимумах в августе и сентябре, но сильно проседают на последнем октябрьском минимуме.

Подведем итоги

Двойная вершина

  • Цена: две вершины после хорошего тренда формируются примерно на одном уровне. Разделяются падением цены и достаточным периодом времени
  • Завершение паттерна: когда цена падает ниже минимума
  • Объемы: большие объемы на первой вершине, куда меньше на второй
  • Цель — расстояние между наибольшей вершиной и ее минимумом отложить с точки пробоя
  • Ложный пробой — откат на 50% и более с расстояния между второй вершиной и точкой пробоя
  • Где выйти если рынок при ложном пробое — откат 50% или более с расстояния между второй вершиной и точкой пробоя

Двойное дно

  • Цена: два минимума после сильного падения цены формируются примерно на одном уровне. Разделены достаточным расстоянием.
  • Завершение паттерна: когда цена с первого минимума уходит выше образованного им максимума.
  • Объемы: сильный объем на первом дне, слабый на втором. Пробой вверх желателен на очень большом объеме.
  • Цель: расстояние от низшего минимума проецируется с зоны пробоя.
  • Ложный пробой: откат на 50% и более с расстояния от второго минимума и до зоны пробоя. Пробой на маленьком объеме.
  • Где выйти при ложном пробое: на падении, что откатывает на 50% и более процентов с расстояния от минимума до зоны пробоя.

Тройная вершина

  • Цена: после хорошего тренда примерно на одном уровне формируются три вершины, вторая вершина не должна быть выше двух других (иначе это ГиП).
  • Завершение паттерна: когда цена падает ниже более-менее горизонтальной линии тренда, объединяющей три минимума.
  • Объемы: сильный объем на первых двух вершинах, на второй меньше, чем на первой. У тройной вершины объемы менее значимы.
  • Цель: расстояние от наивысшей из трех вершин проецируется с зоны пробоя.
  • Ложный пробой: откат на 50% и более с расстояния между третьей вершины и зоны пробоя. Пробой уверенной линии тренда соединяющей третью вершину с любым незначительным трендовым максимумом
  • Где выйти при ложном пробое: на откате в 50% и более с расстояния между третьей вершиной и зоной пробоя. Пробой уверенной линии тренда что соединяет третью вершину и последующий максимум

Тройное дно

  • Цена: после падения формируются три дна, примерно на одном уровне, где второе не ниже, чем два других.
  • Завершение паттерна: движение цены выше примерно горизонтальной линии, что соединяет максимумы идущие с двух первоначальных минимумов.
  • Объемы: сильный объем на первом дне, очень сильный на пробое вверх.
  • Цель: расстояние с низшего минимума до зоны пробоя.
  • Ложный пробой: откат на 50% и более с расстояния от третьего минимума и до зоны пробоя.
  • Где выйти при ложном пробое: на откате в 50% и более расстояния от третьего минимума и до зоны пробоя. Когда пробой на низком объеме. Пробой любой линии тренда что соединяет последний минимум и любым новым.

Мы жестоко расправились с вершинами и впадинами, а на очереди у нас любимка любого трейдера, будь он пьян или трезв, суров или мягок.

Это, конечно же, их величества треугольники, которые так любят…и так ненавидят. Причем одни и те же люди. Ой, что-то будет.

Источники:

https://auto.onliner.by/2018/08/04/velosiped-20
https://moto-house2019.ru/velosiped/dvojnoj-obod-velosipeda-chto-eto.html
https://vyborok.com/luchshie-oboda-dlya-velosipeda/
https://binguru.net/dvoynaya-vershina-i-dno-troynye-patterny-6371