Велик тандем

Содержание скрыть

Велосипед тандем своими руками

В этой статье мы расскажем как своими руками из двух неисправных обычных велосипедов, двух палок и мотка изоленты сделать велосипед тандем !

Шаг 1: Наша цель — тандем своими руками.

Мы собираемся собрать велосипед тандем наподобие изображённого на фотографии выше — в два раза мощнее, в два раза опасней и в два раза интересней!

Шаг 2: Что потребуется для сборки тандема.

Подойдут велосипеды, как на фотографии выше — нам понадобится один хороший велосипед, из которого мы сделаем переднюю часть тандема, и один велосипед для задней части тандема. Кроме того нам также понадобится ножовка по металлу, разводной гаечный ключ, инструмент для выжимки цепи или несколько соединительных звеньев цепи, отвертка, молоток и моток изоленты. Оба велосипеда должны быть мужскими (с высокой верхней трубой рамы) и иметь передний переключатель передач, причём у двух самых маленьких звёздочек должно быть одинаковое количество зубьев — иначе вам придётся дополнительно купить передний переключатель передач.

Шаг 3: Разборка велосипедов доноров.

На следующем этапе вам придётся разобрать велосипеды доноры на части.

Задний велосипед.

Так как этот велосипед будет задней частью вашего тандема, отсоедините руль и переднюю вилку. Кроме того снимите тросики, так как они нам больше не потребуется. Снимите передний переключатель передач — нам он понадобится позже. Снимите обойму подшипника с рулевого стакана («рифленую шайбу» шарикоподшипника, поддерживающую переднюю вилку), постучав по ней молотком. Обойма подшипника просто впрессована в рулевой стакан. Далее с помощью ножовки по металлу распилите рулевой стакан как показано на картинке. Нам нужно сделать «чашку», которая будет окружать подседельную трубу переднего велосипедиста. На этом создание задней части самодельного тандема завершено!

Передний велосипед.

Снимите заднее колесо и все механизмы переключателя передач. Далее с помощью ножовки по металлу отпилите все трубы, поддерживавшие заднее колесо (как показано на фотографии) — верхние перья необходимо полностью удалить, а нижние перья должны остаться.

У вас должно получиться как на фотографии выше (если вы положите две части тандема рядом друг с другом).

Шаг 4: Собираем тандем.

На схеме показана структура тандема — рама переднего велосипеда красная, рама заднего велосипеда зелёная, а голубым цветом показано специальное приспособление.

Клейкая изолента достаточно прочная, если её использовать на растяжение, но совершенно не подходит для противостояния сдвиговым нагрузкам. Она также не работает на сжатие.

На тандеме верхняя труба работает на сжатие, а нижняя труба на напряжение. Во время педалирования из-за нагрузки на цепь нижняя труба также немного работает на сжатие. Используя всего лишь клейкую изоленту, нам придётся сделать соединения и перекладины настолько прочными, чтобы они смогли выдержать эти нагрузки.

Для верхней части достигнуть требуемой прочности легко — мы просто привязываем с помощью клейкой изоленты «переднюю верхнюю часть» заднего велосипеда к подседельной трубе переднего велосипеда. Прочно и аккуратно свяжите их, как будто вы верёвками связываете бамбук, всегда держите изоленту липкой стороной кнутри. Сочленения смогут двигаться вверх-вниз и вперед-назад, но не смогут изгибаться. Чтобы велосипед не мог сгибаться посередине, как автомобиль с прицепом, нам потребуется с помощью огромного количества изоленты привязать две палки к верхним трубам обоих рам. Далее привязываем эти палки к подседельной трубе или к сочленению (смотрите на фотографии). Форму тандема определяет высота верхних труб (и необходимость привязать к ним две палочки).

Создание сочленения на нижней части сложнее, так как у нас нечего связывать вместе и кроме того нам будет мешать цепь. Присмотритесь к фотографиям, чтобы понять как выглядит тандем из магазина и как должен выглядеть наш самодельный тандем. Теперь нам нужно найти способ соединить нижние части вместе. Нам пригодится передняя вилка, которую мы отложили ранее.

Уберите всё лишнее с вилки, пока она не приобретёт U-образную форме вместо Y-образной. Вырежьте две V-образных выемки у основания U по внутреннему краю — это поможет отцентрировать вилку на трубе, на которую мы собираемся её монтировать. Установите вилку вокруг подседельной трубы заднего велосипеда и подгоните её концы к двум трубам переднего велосипеда. Теперь посмотрите, где проходит цепь — там должна находиться трубка… Помните как пользоваться молотком? Возьмите молоток и бейте по раме и вилке до тех пор, пока цепь не сможет проходить мимо труб и трубы вилки и рамы не будут идеально соответствовать друг другу. Теперь вы можете связать переднюю и заднюю части тандема с помощью изоленты. Сначала свяжите концы вилки с концами передней рамы (бок о бок). Далее примотайте вилку к подседельной трубе. Для придания дополнительной прочности примотайте также любую другую часть рамы, которая достаточно близко подходит (как правило, это место, где вилка / две трубы передний рамы проходят поверх диагональной трубы на задней раме).

Вам необходимо продлить цепь переднего велосипеда настолько, чтобы её хватило дойти до колеса заднего велосипеда. Для этого вам потребуется или купить специальную выжимку цепи, или приобретите два соединительных звена цепи (при этом будет нужен ещё кусок цепи, которые можно отрезать от второй цепи с помощью ножовки по металлу). Лучше всего будет купить выжимку цепи, так как вам не придётся ничего резать! Потребуется цепь длиной в 37 звеньев. Лучше если будет цепь немного короче, чем немного длиннее. Рама достаточно гибкая. После сборки цепи постарайтесь покрутить её на разных звёздочках — от нагрузки рама приобретёт свою истинную форму.

Убедитесь, что педали синхронизированы друг с другом, чтобы во время езды на тандеме постоянно не пинать друг друга. Кроме того из-за неправильной синхронизации педалей вы не сможете поставить педали горизонтально во время прохождения поворотов, заездов на бордюры и вам будет трудно держать равновесие.

Шаг 5: Особенности езды на самодельном тандеме.

Итак, мы собрали своими руками тандем с одной передачей и одним тормозом спереди. Купите длинный трос, чтобы подсоединить задний тормоз. Учитывая очень высокие скорости и вес тандема, одного тормоза будет явно недостаточно.

Учитывая слабые тормоза и невысокую надёжность конструкции, использовать систему переключения передач пока бессмысленно. С помощью одной передачи мы смогли достигнуть скорости 56 км/час, тогда как на фабричном тандеме — 72 км/час. Просто подберите самую удобную передачу, которой в дальнейшем вы будете пользоваться.

Второй руль можно установить позади первого седла, хотя по нашему мнению лучше обойтись одним рулём, так как наличие второго руля снижает равновесие тандема. Если находящийся сзади велосипедист держится за переднего велосипедиста, то он следует за ведущим ездоком, наклоняясь при входе в повороты и т. д. В зависимости от того, кто будет сидеть перед вами, вы можете использовать необходимость улучшить равновесие на велосипеде в качестве предлога снять руль.

Насколько долговечен собранный нами тандем? Несмотря на действующую на нервы гибкость рамы (во время поворота рама изгибаться на угол 5 — 10 градусов), этим тандемом в течение шести месяцев в жестком режиме пользовались два парня весом 83 кг. Но при этом тандем был собран очень аккуратно — на люфт не было даже намёка. Проверку на прочность этот тандем прошёл, когда на нём проехало четыре парня общим весом 317 кг — с рамой ничего не случилось, а только погнулось колесо. Так что данная конструкция из клейкой изоленты вполне жизнеспособна.

Как сделать велосипед тандем своими руками?

Слово «тандем» имеет английские корни и означает «расположение друг за другом». Наиболее известно это слово в применении к велосипеду тандему, предназначенному для двух и более людей, которые сидят один за другим. Стандартно ― это велосипед, имеющий одну раму и два колеса. А у каждого человека имеется индивидуальное седло и свои личные педали.

Описание

Ведет такой необычный велосипед человек спереди, хотя бывают и модели с установленным механизмом переключения рулевого управления. Если руль не выполняет функцию управления, то он используется как ручная опора. Также может быть включена или отключена тормозная система. Есть модели с двумя колесами на оси сзади.

Из истории: первый запатентованный велосипед тандем появился еще в далеком 1898 году в Европе.

Плюсы использования

  • Для преодоления одного и того же расстояния на тандеме сил тратится минимум в два раза меньше, чем на обычном одинарном велосипеде.
  • Если один велосипедист устает, то для отдыха достаточно просто поменяться местами, ведь последний пассажир может ехать, буквально закрыв глаза, и даже опустить усталые руки на ровных участках трассы.
  • Скорость движения на велосипеде тандеме значительно превышает скорость обычного велосипедиста. Она вполне может достигать 35 километров в час.
  • Скорость спуска тоже выше. Хоть крутящий момент остается неизменным, но вес транспортного средства с пассажирами как минимум в два раза больше.
  • Эмоциональные особенности: командный дух, умение работать сообща, чувство «локтя».

Минусы

Из минусов можно отметить три момента:

  • Увеличенный тормозной путь.
  • Из-за значительного увеличения массы транспортного средства тормозные колодки гораздо быстрее изнашиваются и требуют замены.
  • Если предстоит поворот дороги с маленьким радиусом, то на приличных скоростях в него достаточно сложно вписаться без определенного опыта и сноровки.

«Советский» вариант велосипеда тандема

Такой вариант отличается от других самодельных тандемов высоким уровнем безопасности и простотой. В качестве основ можно использовать два «советских» велосипеда, например «Спутник». Как сделать тандем из двух велосипедов? Соединить их в целостную систему.

Приступаем к работе

  1. На задний велосипед добавляется дополнительно кронштейн для рулевой колонки.
  2. В переднем велосипеде нужно усилить багажник и установить на него крестообразную трубку (шарнир):
  • К багажнику привариваем опору.
  • К приваренной опоре прикручиваем шкворень (сделать шкворень можно из переднего вилкового старого стержня с используемого для переделки велосипеда).
  • Шарнир надеваем на уже прикрученный шкворень.

Преимущество такого полутандема в быстрой и легкой сборке ― рамы не распиливаются, цепи на каждом велосипеде раздельные так и остаются. При необходимости такой тандем очень просто разделить снова на два отдельных велосипеда.

Метаморфоза из двух поломанных велосипедов

Есть вариант сделать велосипед тандем своими руками, используя два в неисправном состоянии, две палки и один моток изоленты.

Инструменты и материалы для работы:

  1. Ножовка по металлу.
  2. Изолента.
  3. Ключ гаечный разводной.
  4. Молоток.
  5. Инструмент, которым возможно выжимать цепь или цепные звенья, соединенные вместе.
  6. Отвертка.
  7. Два любых велосипеда, имеющих высокую верхнюю трубную раму (обычно это встречается в мужских моделях).
  8. Переключатель для передач впереди должен быть с двумя самыми маленькими звездочками и идентичным количеством зубцов (его можно будет снять со старого велосипеда, если он подойдет по параметрам, или приобрести новый на рынке).
  9. Длинный трос для заднего тормоза.

Этапы работы

Разборка заднего велосипеда:

  • Нужно отсоединить руль.
  • Отсоединить спереди вилку.
  • Снять тросы (они больше не нужны).
  • Снять молотком рифленую обойму с шарикоподшипника на рулевом стакане, который поддерживает вилку спереди.
  • Ножовкой по металлу распиливается стакан, расположившийся под рулем, таким образом, чтоб получилась чаша для окружения подседельной трубы в переднем велосипеде.

Разборка первого велосипеда:

  • Снимается колесо, которое сзади.
  • Снимаются все приспособления с заднего колеса, необходимые для переключения передач скорости.
  • Трубы, которые поддерживали колесо сзади, отпиливаются ножовкой. Удалить нужно только перья сверху, перья снизу нам еще понадобятся.

Сборка велосипеда тандема:

  • Привязываем при помощи изоленты верхнюю часть впереди последнего велосипеда к трубе под седлом с первого велосипеда. Сделать это нужно как можно аккуратней и прочней, держа изоленту постоянно клейкой частью внутрь.
  • Для того чтобы избежать сгибов посередине нашего тандема в месте соединения, необходимо взять две заранее приготовленные палки и туго притянуть их к рамным трубам, которые находятся сверху. Изоленту на этом экономить не стоит. Дальше совершаем привязку палок к трубе под седлом либо к сочленению.
  • Отложенная заранее вилка с передней части велосипеда очищается от всего лишнего, пока из Y-образной формы не превратится в U-образную.
  • Вилку нужно будет вмонтировать на трубу. Чтобы она отцентрировалась на трубе, понадобится вырезать две выемки в месте основания (V-образно).
  • Вилка устанавливается так, чтоб обвить трубу под седлом. Концы подгоняются в сторону двух других труб на первом велосипеде.
  • Трубка должна быть там, где находится цепь. В этом нам поможет непрерывная работа молотком по раме и вилке, вплоть до момента установления свободного прохождения цепи, не цепляя трубы и вилку. Рамы обязаны максимально дополнять друг друга.
  • Связываем оба конца нашего уже собранного велосипеда тандема изолентой. Для начала конец вилки связывается с концом рамы спереди (делается это впритык). Потом приматывается вилка к трубе под седлом и к любой другой рамной части для дополнительного упрочнения.

Что далее?

Чтобы сделать велосипед тандем (фото примеров есть в нашей статье), нужно проделать еще несколько операций. Итак:

  1. Подходим к этапу продления цепи. Переднюю цепь придется продлевать ровно настолько, насколько необходимо, чтоб она дошла до заднего колеса. Это проще всего сделать при помощи специальной выжимки цепи. Если же такой специальный инструмент отсутствует, то приобретайте два звена для соединения в цепи и отрезайте ножовкой дополнительный необходимый отрезок. Вся цепь должна иметь не более 37 звеньев. Меньше можно, но только не больше.
  2. Чтобы рама собранного велосипеда тандема приняла необходимую для езды форму, достаточно после всей сборки дать на нее нагрузку, покрутив цепь на различных звездочках.
  3. Синхронизируем педали между собой. Это необходимо, чтобы избежать пинания друг друга в процессе езды, а также для поддержки равновесия и прохождения трассы на поворотах, заездах на возвышенность.
  4. Присоединяем тормоз сзади длинным тросом.
  5. По желанию, можно установить второй руль. Однако следует учесть, что это будет мешать удерживанию равновесия.

Трехместный тандем

Если в вашей семье или компании три человека и все сразу хотят прокатиться на одном велосипеде, то придется создавать трехколесный велосипед тандем с тремя посадочными местами. Такой вариант отлично подойдет для семьи с ребенком, для которого катание на таком редком и необычном виде транспорта станет поистине незабываемым приключением. Однако стоит учесть, что удерживать равновесие на данной модели куда сложнее, чем на одинарном либо двухместном.

Принцип работы с тем, чтобы сделать велосипед тандем с 3 посадочными местами своими руками, такой же, как и вариант с двумя колесами, упомянутый выше. Вот только для создания понадобится три исходных велосипеда, где третий присоединяется ко второму аналогично присоединению второго к первому.

Электротандем

Хотя тандем крутить легче, чем простой велосипед, но усилия прилагать стоит. После пары таких поездок появляется мечта, чтоб педали крутились сами по себе. Но неужели это только лишь мечта? Если существуют электрические велосипеды, то неужели нельзя создать электро-велосипед тандем? Давайте разберем, как это можно сделать своими руками.

  1. Колесо-мотор, которое одновременно исполняет функцию и колеса, и электродвигателя. Необходимо просто сменить родное с тандема на новое, моторное.
  2. Аккумулятор-батарея.
  3. Консоль, которая является панелью управления.
  4. Различные провода и крепежи для батареи.

Все это можно приобрести как по отдельности, так и в готовом комплекте. Инструкция по изготовлению такая же. Разница лишь в том, что на один из велосипедов нужно установить электрическое колесо. Для этого нужны лишь пара гаечных ключей. Все, на этом конструкция будет пригодна к использованию.

Тандем – двухместный велосипед

5 минут Автор: Михаил Скворцов 148

Двухместный велосипед, или тандем, – идеальное средство для неторопливых семейных прогулок. Его принцип прост: педали вращают оба велосипедиста, а контроль над поворотами и торможением выполняет тот, кто сидит за рулем, впереди.

Тандем интересен тем, что сближает людей, заставляет быть единой неделимой системой. Классические тандемы рассчитаны на ровные загородные дороги, и это оправдано: чем длиннее рама, тем труднее проезжать по ухабам, и тем сильнее вибрация и вертикальные нагрузки, в конце концов, приводящие к разрушению самой крепкой конструкции.

Из истории тандемов

История тандемов начинается в XIX веке. Как только появился одноместный велосипед, сразу начались поиски его модификации для парного катания. Как видно на нижнем фото, «тандему все возрасты, сословия и виды одежд покорны»:

Не только классическая конструкция велосипеда подверглась «удвоению». Например, известная модель, которая называется «пенни–фартинг», или «паук», тоже перерабатывалась в велосипед тандем. Об удобстве и безопасности езды на таком велосипеде можно только догадываться:

Во время первой мировой войны двухместные тандемы пользовались не меньшей популярностью, и в итоге появились единые велосипеды для целых воинских подразделений:

Само собой разумеется, что это европейская разработка. Для подобных конструкций нужны ровные дороги. Кроме того, колоссальные нагрузки испытывает середина конструкции, так как общий вес всех солдат может быть около 700-800 кг.

Преимущества тандема

Многие преимущества вовсе не относятся к специфике велосипедной техники. Например, развитие «чувства локтя» и командной поездки. Выработка согласия, умение находить компромисс при вопросе «куда свернуть». Что касается технических преимуществ, они таковы:

  • Расстояние, которое проезжается вдвоем позволяет тратить вдвое меньше сил на тот путь, который вы проезжали раньше в одиночку.
  • Скорость на тандеме значительно выше, и может вполне достигать 30-35 кмч , поэтому двухместный байк – «взрослый» велосипед.
  • На спуске тандем развивает гораздо большую скорость, так как при том же крутящем моменте вес транспортного средства вдвое больше.
  • В случае усталости можно поменяться местами. Это придает значительное разнообразие, ведь последнему велосипедисту можно ехать с закрытыми глазами, а на некоторых участках – даже отпустив руки. Это придает незабываемые ощущения! Двухместный велосипед – это еще свобода!
  • Конструктивно рама тандема и колеса рассчитаны на большие статические нагрузки, большие, чем у велосипеда-одиночки, поэтому при езде по ровной дороге можете не опасаться за прочность конструкции. У него усиленные шины и камеры, мощные ободы, толстые спицы, более прочная рама, длинная цепь.

Недостатки тандема

У «велосипеда для двоих» и недостатка главных два:

  • трудно «вписывается» в поворот малого радиуса на значительной скорости (для этого нужен навык совместного педалирования и выбор скоростного режима);
  • более длинный тормозной путь и более быстрый износ тормозных колодок (ведь масса значительно увеличена).

Как сделать тандем своими руками

В Интернете большое количество справочных материалов о том, как любители собирают двухместные велосипеды. Но так как эти модели не удовлетворяют элементарным требованиям техники безопасности, мы не будем рекомендовать их в данной статье, достаточно показать фотографии:

Поэтому посоветуем вариант, как сделать тандем своими руками, разработанный еще в советское время.

Самое главное, что конструкции велосипедов, в данном случае – «Спутник», не изменялись. Это полутандем. Он является соединением двух отдельных байков в единую систему, и место соединения – место вращения заднего велосипеда вокруг вертикальной оси, проходящей через багажник переднего.

  • Добавляется кронштейн для заднего велосипеда на рулевую колонку.
  • Багажник переднего велосипеда усиливается и на него устанавливается крестообразная трубка, которая является шарниром. Вначале на багажник приваривается опора, к опоре прикручивается шкворень, который делался из стержня старой передней вилки, а сверху на шкворень надевается шарнир.

На рисунке видна эмпирическая схема соединения. Велолюбитель может придумать любую другую схему крепления. Самое главное, что не нужно распиливать рамы, и каждый из велосипедов может использоваться раздельно. У этого тандема раздельные цепи, у каждого велосипеда свои. Принцип этого тандема – относительная свобода конструкции, имеющая поворотную точку. Поэтому только на прямых участках трассы тот велосипедист, которые едет сзади, своим педалированием добавляет импульса общей системе. На поворотах возникает неизбежное угловое смещение, поэтому заднему велосипедисту нужно на поворотах не разгоняться, а пассивно следовать за лидером.

В любом случае, будет у вас двухместный байк, собранный своими руками, или велосипед брендовой марки, купленный в дорогом магазине, это будет незабываемым подарком к отпуску, прогулке выходного дня или к свадебному путешествию. Такие транспортные средства, как велосипеды тандем, очень редко встречаются на дорогах даже больших городов России, и поэтому даже самая простая прогулка будет по достоинству оценена окружающими.

ТАНДЕМ – ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ДВОИХ

Много лет я являюсь постоянным подписчиком «М-К» и нахожу в нем много для себя интересного и нужного. Надеюсь, что и мой опыт пригодится другим читателям: хочу поделиться своими соображениями и практическими рекомендациями по поводу изготовления и эксплуатации велосипеда-тандема. Такую машину я сделал своими силами пять лет назад и проехал на ней уже не одну тысячу километров.

Итак, вначале о достоинствах двухместного велосипеда. Во первых, это возможность езды с высокой скоростью, сравнимой со скоростью, достигаемой гоночными велосипедами. Во-вторых, тандем удобен при поездке двух разных по силам людей: каждый может вращать педали с привычным для себя усилием и автоматически более сильный «тянет» слабого. Это одно из преимуществ, позволяющее рекомендовать такие велосипеды для туризма, особенно семейного. А наличие ведущего в двойке, держащего управление в своих руках, снижает риск и психологическую напряженность при движении по дорогам с интенсивным транспортным потоком.

Но «бесплатных пирожных не бывает»: и тандем обладает некоторыми недостатками. Это меньшая маневренность, больший тормозной путь, меньшая проходимость по неровной, бугристой местности, труднее езда в одиночку из-за большего веса сочленен ной машины. Поэтому, прежде чем взяться за инструменты и заняться изготовлением «длинного» велосипеда, подумайте о целях, возможностях его эксплуатации, наличии места для его хранения. Если же вы считаете, что тандем вам нужен, то предлагаю более подробно ознакомиться с моим вариантом, хотя решений может быть множество.

Рама моего велосипеда, как видно на фотографиях, сварена из двух рам спортивных велосипедов «Спутник». Ее размеры позволяют входить в стандартный грузовой лифт, не снимая колес, а в пассажирский — без переднего колеса. Применение рам дорожных велосипедов исключает возможность пользования пассажирским лифтом. Также советую не приобретать рамы от гоночных машин, так как наверняка возникнут сложности с размещением колес типа 40х622. А поскольку испытываемые нагрузки довольно высокие, то вилку желательно поставить с более толстыми перьями.

Компоновка самодельного тандема.

Изготовить раму можно различными способами. Исходя из своих возможностей я выбрал следующий. От передней рамы отпиливается цепная вилка. Задняя вилка второй рамы остается без каких бы то ни было изменений (это, кстати, одно из преимуществ, так как при необходимости — например, при неустранимой поломке в дальнем путешествии, — можно с помощью ножовки буквально за полчаса переделать тандем в обычную одиночку).

Теперь необходимо распилить поперек подседельную трубу передней рамы на расстоянии 100 мм от верха и развести получившиеся части вправо и влево. После этого на нижнюю часть «одевается» рулевая колонка задней рамы, а во внутреннюю полость подседельной трубы вставляется буж (можно использовать трубку от седла), разогнутые части совмещаются и обвариваются электросваркой. От третьей рамы (дополнительной; подойдет любая сломанная, из металлолома) отпиливается нижняя труба с половиной каретки и вставляется между каретками передней и задней рам. Спереди крепление осуществляется внакладку с фиксацией временными технологическими болтами М6, а сзади с помощью сварки; после чего обваривается соединение на передней каретке и болты снимаются. Рама готова. На такой конструкции я ездил по любым дорогам, причем вес пассажиров с багажом приближался к 200 кг — поломок не было.

Сборка рамы тандема:

1 — задняя рама, 2 — передняя рама, 3 — дополнительная стяжка между каретками передней и задней рам.

Наличие нескольких передач для тандема очень желательно. И хотя усложняется кинематика конструкции, с этим следует примириться, поскольку возможность использования различных передаточных отношений с лихвой окупается на разнообразном рельефе с равнинными и горными дорогами.

Вращательный момент на заднее колесо передается с помощью двух цепных передач: одной между педальными звездочками, с передаточным числом, равным единице, и второй стандартной, от «Спутника». Цепи можно разместить с одной или разных сторон от оси велосипеда. Во многих источниках рекомендуется второй способ, как наиболее простой в исполнении. Я же настоятельно советую так не делать из-за того, что запас прочности велосипедных деталей невелик, и по возможности надо использовать такие решения, которые позволяют не увеличивать нагрузки на стандартные узлы. При размещении же цепей с разных сторон нагрузка на заднюю каретку многократно возрастает, поэтому вал, подшипники и чашки очень быстро выходят из строя. К этому добавляется и то, что на левой стороне стоят «правые» шатуны и все педали, кроме задней правой, стоящей на своем «родном» месте, постоянно норовят выкрутиться.

Кинематическая схема привода тандема:

1 — блок задних звездочек в сборе (от «Спутника» или «Старт-шоссе»), 2 — задняя цепь, 3 — задняя звездочка переднего привода (Z=40), 4 — задняя ведущая звездочка (Z=51), 5 — натяжной ролик, 6 — передняя цепь, 7 — передняя ведущая звездочка (Z=40).

Установка заднего руля.

С одной же, правой, стороны поставить цепи сложнее, но зато в дальнейшем не будет никаких проблем. Технически это делается так. На валу передней каретки пропиливается напильником канавка под клин таким образом, чтобы можно было сдвинуть шатун максимально влево. 40-зубая звездочка крепится к обрезанному центру от 50-зубой звездочки, а дополнительные шайбы также сдвигают ее насколько можно влево.

Для задней каретки подбирается вал с наибольшим вылетом вправо, повторяется аналогичная процедура с распиливанием канавки на валу, чтобы сместить его максимально вправо, но в данном случае помогает она не намного, так как канавка и так довольно близка к краю. Еще одна возможность сместить вал — подпилить сбоку клин.

Чтобы цепи не задевали друг за друга, толщина дистанционных шайб между звездочками в обычной сборке увеличивается. Если задняя цепь будет цепляться за вилку, на последней можно аккуратно сделать небольшое углубление.

Длительное использование тандема показало, что ни синхронная, ни перпендикулярная установка шатунов не обеспечивает нужную равномерность движения. Надо экспериментально подобрать оптимальный угол между ними: это обеспечит движение без рывков и удобство при посадке и трогании.

Натяжение передней цепи осуществляется с помощью одного ролика от старого суппорта. Он крепится к раме хомутом. Поскольку пружина параллелограмма с суппорта удалена, а оставлена лишь натяжная — ролик самоустанавливается в поперечном направлении.

Установка ролика натяжения цепи переднего привода.

Передние руль и седло не имеют никаких особенностей: используются обычные. Задний руль — самодельный, из трубы от сломанной рамы велосипеда (она легкая и прочная). Крепится руль с помощью штатного хомута и длинного болта к трубе переднего седла. Дополнительное удобство в эксплуатации создает эксцентриковый зажим от складного велосипеда на трубе заднего седла — это позволяет быстро регулировать его по высоте, что приходится делать довольно часто.

Заднее, ведущее, колесо собирается на базе алюминиевого обода от дорожного велосипеда, а втулка берется от «Старт-шоссе» с «пятерником» 13-15-17-19-21 или штатная от «Спутника» (в последнем случае самая маленькая звездочка имеет 14 зубьев, следовательно, максимальная скорость будет несколько меньше). Переднее колесо также лучше оборудовать ободом прямоугольного сечения от дорожного велосипеда, поскольку «спутниковские» слабоваты. В крайнем случае можно «обуть» их дорожной «резиной» — это смягчит удары и уменьшит вероятность «пробоев» до ободов.

Следует помнить, что на заднее колесо приходятся большие нагрузки, и на моем тандеме пришлось сменить уже два обода и две покрышки; переднее же до сих пор в норме. Поэтому нужно сразу вырабатывать в себе аккуратный стиль езды, а также регулярно следить за давлением — оно должно быть от 2…2,5 кг/см2 до 3…3,5 кг/см2. Важно не забывать и о постоянном и сильном натяжении спиц. Выполняя эти рекомендации, можно продлить срок эксплуатации колес.

Большое значение на двухместном велосипеде имеет надежность тормозной системы. Для ее повышения при использовании бестормозной втулки и тормозов клещевого типа на ободах желательны насечки, увеличивающие коэффициент трения.

Спортивный вариант тандема можно оборудовать туклипсами на все педали. Однако для повседневного или туристского использования делать это не следует — достаточно туклипсов только на передних педалях, так как не все напарники умеют ими пользоваться; кроме того, при езде в одиночку они цепляются за землю.

Чтобы задний грязезащитный щиток не мешал закатывать тандем в лифт, он немного обрезается. Его крепление осуществляется в задней части к багажнику.

Велосипед тандем

Велосипед-тандем

Согласно определению, велосипед-тандем – это такой велосипед, который предназначается для одновременной перевозки нескольких пассажиров (как правило, двух, но бывают исключения), последовательно сидящих. Самый обыкновенный тандем представляет собой велосипед с удлиненной рамой, двумя колесами и отдельным рулем для каждого участника движения. У пассажиров также есть свои персональные педали и седло.

Водителем, как правило, выступает пассажир, сидящий спереди, хотя в отдельных случаях вы можете встретить тандем, управление которым можно передать на любой из имеющихся рулей. Даже если вы не выполняете ведущую роль, руль всегда можно использовать как точку опоры во время поездки. Точно так же работают диски тормозной системы – в зависимости от того, чья позиция является ведущей, все остальные диски можно отключить. Иногда можно встретить тандем, у которого будет установлено два колеса на задней оси, но такое явление довольно редкое.

240 сантиметров, а вес достигает 15-20 килограммов.

Своими руками

Несмотря на то, что сегодня в спортивных магазинах продаются тандемы от производителя, некоторые мастера на все руки пытаются собрать такую необычную модель самостоятельно. Для этого необходимо иметь в запасе двух «доноров» — велосипеды в рабочем состоянии. Из инструментов пригодится следующее:

  • Ножовка;
  • Разводной ключ;
  • Отвертка;
  • Молоток;
  • Дополнительные звенья велосипедной цепи;
  • Изолента.

Полученный результат будет иметь «мужскую» раму и переключатель передач. Обратите внимание на то, что звездочки на обоих велосипедах должны иметь равное количество зубцов.

Итак, для начала нужно разобрать «доноров»: с заднего велосипеда снимите вилку, тросики и передний переключатель (последний позже пригодится), затем нужно демонтировать обойму подшипника и распилить рулевой стакан ножовкой до состояния чашки, которая бы окружила подседельную часть рамы первого велосипеда.

Схема крепления рам велосипедов для создания тандема

Теперь передний байк: с него нужно снять задний переключатель и колесо, а также отпилить верхние поддерживающие колесо части рамы. Скрепляем обе части тандема так, как показано на рисунке справа. Потребуется много слоев изоленты, а также привязывание палок для предотвращения сгибов.

Чтобы трубы лучше «вошли» друг в друга, используйте молоток, но не переусердствуйте, дабы случайно не сломать раму. Все хлипкие участки конструкции необходимо прочно стягивать изолентой.

Что касается цепи, потребуются 35 звеньев. Необходимо проверить работоспособность цепи на каждой звездочке, при этом педали никак не должны мешать процессу кручения механизма.

Последний этап работы – подсоединить тормозные тросики. Из-за того, что самодельная конструкция никогда не будет отличаться той же надежностью, что и заводская, сильно гнаться за скоростями не стоит: лучше установить первую передачу по умолчанию. При необходимости монтируйте на тандем второй руль.

Напрокат

Прокат тандема

Тандем – это не то средство передвижения, которое будешь использовать каждый день. Сегодня эти модели задействованы либо в спортивных соревнованиях, либо просто как развлечение. И если вы не относитесь к категории спортсменов, то приобретать собственный тандем нет особого смысла – особенно жителям небольших квартир, где такой большой велосипед хранить попросту негде.

Однако если попробовать прокатиться на необычном байке все же хочется, а собирать вручную по вышеописанной инструкции нет особого желания, имеет смысл взять велосипед на прокат. В крупных городах пункты велосипедного проката предлагают тандемы самых разных моделей. Отличаться они могут высотой рамы, конструкцией рулей и сидений, а также цветом.

Хотя бы раз прокатиться на двухместном велике стоит любому человеку – главное, посадить впереди или сзади себя надежного товарища, который сможет, как и вы, контролировать ситуацию на дороге. Особой опасности для велосипедистов тандемы не представляют – если, конечно, сильно не разгоняться. Обычно прокат осуществляется по территории парков, набережных и других пешеходных зон отдыха, поэтому внимательности потребуется едва ли чуть больше, чем при езде на обычном велосипеде. А вот выезжать на проезжую часть не рекомендуется, особенно новичкам, оседлавшим тандем впервые в жизни.

Прокат тандема на свадьбе

Что интересно, прокат тандемов пользуется популярностью не только среди велосипедистов: многие берут в аренду такой байк, например, для тематической фотосессии. Особенно привлекательно будут выглядеть свадебные снимки, ведь тандем – это как раз велосипед для двоих. Табличка «Just Married» под задним сидением второго седла – и тематическое фото готово. Особенно интересными здесь выступают ретро-тандемы: у них более раскидистые рога рулей, широкое сидение и красивый изгиб рамы.

Детский тандем

Детский тандем

По своей конструкции детские велосипеды-тандемы ничем не отличаются от взрослого. Обычно такие модели лишены элементов управления и торможения у задней части байка – водителем выступает только впереди сидящий велосипедист – как правило, взрослый, который и следит за дорогой. Детские тандемы имеют более низкую раму, иногда для поддержания равновесия сзади устанавливаются два колеса вместо одного.

В некоторых случаях велосипед-тандем может быть улучшенной версией обыкновенного велосипеда, оснащенного детским креслом: у этого кресло имеется свой рули и педали, но изменять направление и тормозить юный пассажир не может.

Трехколесный тандем

Тандем для троих

Далеко не все велосипедисты, впервые оседлавшие тандем вдвоем, могут отлично удерживать равновесие и развивать приличные скорости. Для этих случаев выпускаются трехколесные тандемы. Спереди такая модель имеет одно ведущее колесо, а сзади – два, как на обыкновенных, преимущественно детских, велосипедах.

Если же под трехколесным тандемом понимается трехместный велосипед, то и такую модель тоже можно встретить, только значительно реже. Как и двухместный, он позволяет ехать на одном байке сразу нескольким людям. Помните о том, что удержанию равновесия на такой модели стоит уделять куда больше внимания, чем на одноместном или двухместном велосипеде. Катание на таком байке будет очень интересным опытом.

О тандеме

Тандемы так быстры, что пара клубных велосипедистов непрофессионалов обгонит спортсмена велогонщика по ровной дороге или под уклон. Два велосипедиста – это сила двух сердец, и лишь одного велосипедиста тормозит встречный воздушный поток — вот что ведёт к победе на тандеме при достаточно большой скорости.
Тандем – самая быстрая штука на двух колёсах!

2. Тандемы медленны?

Курсивом отмечены строки из статьи «20 фактов о тандемах».

Когда придет время ехать в гору, преодолевать длинный тягучий подъем, ты узнаешь, что тандем — это очень медленный велосипед. Два седока, которые так аэродинамичны при быстрой езде на равнине или под уклон, разом теряют все свои преимущества при езде в гору. А если у твоего Напарника плохое настроение и он не может крутить педали так, как ты, или не хватает на это сил — то будь уверен, что вы точно будете плестись в конце группы и отставать от нее. Тандемы нуждаются в пониженной передаче, при езде даже на небольшой подъем.

Начнем с конца. Вообще, любой велосипед (и даже автомобиль), нуждаются в пониженной передаче при движении в подъем. В этом нет секрета. А «если у Напарника плохое настроение», то причем здесь тандем? Не приведено доказательств, почему это, вдруг, два седока, два мотора, теряют все свои преимущества при движении в гору? Если на конкретной конструкции тандема это так, то надо искать причину в конструкции, а не спешить с обобщениями. Скорее всего, это перегрузка заднего колеса и связанные с этим деформации при его вращении. Или, недостаточное низкое соотношение передач. Или неправильная посадка. Или.. чтобы успешно ехать в гору, нужно не только работать над конструкцией тандема, но и над собой. Тандем — всего лишь, механизм, приводимый в движение силами человеческого организма. Если же эти силы быстро истощаются при движении в гору, то причем здесь тандем? Гора — проблема комплексная!

Если Вы едете в гору на тандеме и Вас обгоняет пара велосипедистов, попросите их остановиться. Поменяйтесь с ними средствами передвижения. И будьте уверены, что после этого, они «вдуют» Вас, еще сильнее!

Наша практика такова, что и по равнине, и с горы, и в гору, на своем тандеме, мы всегда едем среди первых в группе. Рядом, сильные велосипедисты, которые, так же, как и мы, не хотят далеко отрываться от остальных, но любят, легкий попутный ветерок превращать в сильный встречный. После первой же приличной горки, средние говорят: «Вы слишком быстро едете», а остальные: «Мы с Вами больше не поедем». Что ж, каждый сам выбирает способ решения своих проблем.

На маршруте Пенза — Владивосток (2001 г. 9380 км) от Пензы до Улан-Удэ, у нашего тандема было минимальное соотношение количества зубьев ведущей и ведомой звездочек 35/30, а от Улан-Удэ до Владивостока — 35/32. И в первом, и во втором случае, мы не единожды обгоняли велосипедистов, едущих в гору (или ведущих туда велосипед).
Но одного соотношения передач, для «взятия» подъемов тоже недостаточно. Требуется еще и наличие большого желания, эту гору взять. Желание же это, формируется еще за много лет до приближения к этой самой горе.

3. Тандемы обгоняют всех в скоростном спуске

Двойной вес седоков и лишь одинарное аэро сопротивление позволяют тандемам мчаться с горы как камень. Это настоящая пуля, когда есть хороший уклон. На тандемах профессиональные ассы на равнинной дороге легко крутят переднюю звёзду с 60-ю зубьями, когда задняя звезда имеет 12 зубьев. Представь себе, что они могут сделать в скоростном спуске.

4. Тандемы длиннее и тяжелее обычного вело.

_ Горные тандемы имеют полную длину 2.22 — 2.29 м ( соло – 1,49 — 1,55 м), вес 18 — 22кг (соло 10 — 13кг), используют 3.35м цепи (соло 1,52 м), 6.1м хромолибденовых труб (соло 3 м), 5 передних звёзд (соло 3), 68 — 96 спиц (соло 64).

5. Тандемы съедают тормоза?

Торможение тандема — это наиболее ответственный процесс и тяжелейшая задача для выполнения. Набор тормозов Cantilever или V-brake — передний и задний, которые легко тормозят одноместный велосипед с седоком, будут испытывать перегрузки, чтобы затормозить 20-килограммовый тандем с двумя велосипедистами весом по 60-80 кг и в придачу 20 кг их багажа. Велосипедные тормоза нагреваются от трения. Энергия торможения растет пропорционально квадрату скорости. Это означает, что при увеличении скорости в два раза по сравнению с одиночным велосипедом энергия торможения для тандема увеличивается в 8 раза. Не в 2 раза! не в 4, а в 8 раз!

Так как тандем использует такие же обода как в одноместном велосипеде, это затрудняет отвод возросшего потока тепла. Короче, не тормози по пустякам, экономь возможность торможения. Чем больше ты тормозишь, тем больше произведешь тепла, которое надо как-то отводить от обода. Колесо велосипеда не рассчитано на большой нагрев, который может повредить камеру (колесо может «стрельнуть»).

. Поставь себе громкий сигнал и не тормози, когда можешь объехать препятствия. А для длинных спусков придумай устройство более разумное, чем все эти тормоза, которые тормозят не основную массу — седоков с тандемом, а всего лишь обод колеса или втулку, от которых к основной массе усилия торможения передаются через тонкие спицы.

На самом деле, все не так страшно. Практика показывает, что при наличии трех тормозов остановить тандем не представляет особых сложностей, даже на большой скорости. Причем, третий тормоз можно использовать только в экстренных случаях. В «секрете»№5, модель, для доказательства увеличения энергии торможения тандема, по сравнению с обычным велосипедом, надумана и не точна. Как у велосипеда, так и у тандема, в отдельности, энергия торможения, т.е. кинетическая энергия, которую необходимо погасить, с увеличением скорости в 2 раза, увеличивается в 4 раза. Вспомним формулу кинетической энергии движущегося тела:

Масса тандема с двумя седоками больше массы велосипеда с одним седоком, почти в два раза. Но скорость тандема, при спуске с одной и той же горы, хотя и больше скорости велосипеда, но намного меньше, чем в два раза. Просчитаем модель для Меня и для Нас.

Когда я еду на велосипеде, то общий вес несущейся системы:
Мой вес (75 кг) + Вес велосипеда (15 кг) + Вес снаряжения (15 кг) = 110 кг.
С горы, знаю с какой, велосипед без торможения разгоняется до 53 км/час.

Когда мы едем на тандеме, то общий вес несущейся системы:
Наш вес (125 кг) + Вес тандема (23 кг) + Вес снаряжения (20 кг) = 168 кг.
С горы, той же самой, тандем без торможения разгоняется до скорости 61 км/час.

Однако, притормозить на такой скорости, уже хочется. Если бы спуск продолжался долго, то у велосипеда и у тандема, за счет сопротивления воздуха, разгон бы, в конце концов, прекратился и каждый продолжал бы двигаться со своей, постоянной скоростью. Вряд ли, у тандема она была бы в два раза выше. Не пробовали, и не стоит пробовать. Тормоза должны стоять не только на ободах, но и в голове тоже. К слову, в нашем прошлогоднем путешествии, было где разогнаться, но максимальная скорость зафиксированная велокомпьютером, составила 67,2 км/час. Притормаживали. Да, тандем может сильно разогнаться с горы, но проблема каких-то запредельных скоростей не стоит, потому, что никто, до опасных скоростей, разгоняться не станет. Особенно по нашим дорогам. А если станет, то для него уже понадобится другая теория из другой области знаний.

Итак, считаем соотношение, не утруждая себя переводом в стандартные единицы измерения:

Даже если прибавить, в пределах реального в числителе, то до восьмерки все равно не дотянет.

И о тормозных колодках. Мы использовали колодки самые обычные. За 9380 км сменили всего одну колодку из шести.

6. Тандем — команда из двоих

Велосипедиста впереди назовем Капитаном. Он рулит, переключает скорости, тормозит и выбирает, как ему кажется, наилучшее направление движения. Сзади сидит Напарник. Он обычно производит 0 — 50% энергии педалирования (если это не спортсмен), обеспечивает тыл, помогает или мешает балансировать на длинной машине-тандеме. Напарник должен полностью доверять Капитану управлять тандемом. Есть несколько несложных и понятных правил, чтобы определить, кому быть Капитаном, а кому — Напарником. Но тандем это последний несокрушимый оплот дискриминации женского пола. И это принимают все, не моргнув глазом.

. Мужчина безоговорочно сидит впереди и олицетворяет движение вперед к цели, его задача преодолеть все препятствия на пути.
. Женщина обеспечивает тыл, она консервативна, порой ей даже вредно смотреть вперед. Сидя сзади она может фотографировать, петь песни, кушать и угощать Капитана, наконец, вязать свою кофту. Так устроена человеческая природа.

Применяя морскую терминологию, можно называть членов экипажа тандема более точно и более созвучно: Рулевой и Кормовой. Не факт, что Рулевой — это Капитан тандема. Капитаном может быть и Кормовой.

Тандем, это не дискриминация женщины. Если бы это было так, то женщина на тандем просто бы не села.
Да, чаще всего, впереди мужчина. Потому, что он, в большинстве случаев, физически сильнее, тяжелее и ему легче удерживать равновесие. И ездит он на тандеме с женщиной не для того, чтобы ее снисходительно катать на заднем седле, а для того, чтобы им вместе разделить все радости пребывания на велосипеде!

Нам известна пара из г. Уфы — Сергей и Лена. Сергей — инвалид по зрению. Поэтому, Лена управляет тандемом и справляется с этим успешно. Она ездила и впереди и сзади и знает, что к чему.
Она утверждает: «Тандем женщин не капли не дискредитирует, потому что сзади приходится работать не меньше, чем впереди, особенно на подъемах. А если Сергей плохо крутит, то мы вообще медленно едем. И на заднем сиденье тем более, не повяжешь».

По части распределения обязанностей, приведу выдержки из дневника путешествия на тандеме по маршруту Пенза — Владивосток.
Конструируя тандем, я решил опробовать идею: — «скорости переключает кормовой». И, похоже, она себя оправдала. Преимущества этого варианта:

  1. Упрощение конструкции. Более короткие пути протяжки тросиков, так как рычаги управления находятся на задней раме.
  2. Повышенная безопасность. Рулевому не надо отвлекаться на переключение скоростей, а можно полностью сосредоточиться на управлении тандемом.
  3. Кормовой, чувствует себя полноправным участником движения, а не «рабом, прикованным к галере», которого посадили назад только для того, чтобы он крутил педали. Он обеспечивает такой важный фактор, как оптимальность движения. Он сам, вращая педали, прекрасно чувствует, когда и как надо переключаться.

Нас часто спрашивают, кому тяжелее ехать на тандеме, переднему или заднему. Тут, всегда слово берет Людмила. Она, как начнет загибать пальцы, перечисляя выполняемые ей обязанности во время движения, что мне ничего не остается, как виновато потупить взор! Интересно перечислить их, свалившихся на плечи этой хрупкой женщины:

  1. Переключение скоростей, а их, не много не мало, восемнадцать;
  2. Обзор задней полусферы и выдачи информации о догоняющих нас машинах и их типах;
  3. Выдача безусловной к исполнению команды «Сойди на обочину», которую, из-за ее важности и вероятности того, что я ее не услышу, или неправильно пойму, или засомневаюсь в необходимости ее исполнения, она осуществляет молча, хлопком ладони по моему левому боку. Повтора команды не жду и мгновенно даю вправо, пропуская, что-нибудь пыхтящее и норовящее нас зацепить;
  4. Вытянутой рукой указывает повороты «налево» или «направо», которые мы готовимся выполнить;
  5. Давит на дополнительный ручной тормоз на продолжительных спусках, когда нужно беречь тормозные колодки и в ситуациях, когда нужно мгновенно сбросить скорость;
  6. Кормит меня, подавая припасенное в дорогу съестное, и поит, подавая велофляжку и принимая ее назад;
  7. Следит за показаниями велокомпьютера и сообщает о прохождении каждого десятка километров, и прочих параметрах движения;
  8. Следит за состоянием велорюкзаков;
  9. Жестами или голосом, отвечает на приветствия всех, приветствующих нас;
  10. Сушит в движении промокшие или выстиранные вещи;
  11. В сумерках или при большом скоплении машин, вешает на себя и включает «мигалку»;
  12. Записывает на ходу то, что боимся забыть;
  13. Отгоняет, садящихся мне на спину и шею, комаров и оводов.

Так что, уважаемые дамы и господа, претендующие на роль Кормового, знайте — эта должность, как поется, «…не мед и не шашлык, особенно, кто хилый и с детства не привык». Крутим же педали мы оба, каждый в меру своих сил. Мне остается, всего-то, выбирать дорогу, рулить по ней, удерживать равновесие, притормаживать, сигналить и постоянно испытывать угрызения совести по поводу своей мизерной роли в осуществлении нашего продвижения на велотандеме. Какая уж тут дискриминация женщины?

7. Тандемы недешевы

Курсивом отмечены строки из статьи «20 фактов о тандемах».

Ты можешь заплатить за тандем немного, только 300 $ — это будет тяжелый, изгибающийся, скрипящий как привидение велосипед. Он скоро выйдет из строя и вынудит тебя повесить его на крюк в гараже. И выбросить жалко, и ездить больше невозможно. Минимум, который ты сможешь потратить на толковый тандем — это 1000 $ .

Ох уж эти менеджеры по продажам! Это их аргументы! Конечно же, ездить на тандеме за 300 баксов просто неприлично! Вот, едешь по родному городу, стыдливо упершись глазами в асфальт и каждый встречный, тычет в тебя пальцем, ухмыляясь: «Вот чудак! Раскололся бы на 4000 уе, и ездил бы с гордо поднятой головой!» Оставим эти рассуждения для состоявшегося общества потребления, в котором человек, не зная для чего, сегодня может купить тандем, а завтра повесить его на гвоздь. Посмотрим на все это с другой стороны.

Ставя перед собой цель, мы вкладываем в ее осуществление силы и средства. Если, например, цель использования велосипеда (тандема), не выходит за рамки катания по близлежащему бульвару, то для такой цели подойдет и самый дешевый вело. Но если, при этом, Вы хотите показывать место, занимаемое Вами в жизненной иерархии, то это уже другая цель и Ваш вело должен быть «не как у других». Чаще всего — дорогим. Если Вы, оставаясь в рамках бульвара, пересаживаетесь на дорогую модель, то окружающие, безусловно, заметят этот факт. Всем становится ясно, что велосипед для Вас, не временное увлечение и, возможно, Вы готовы ставить перед собой более сложные цели. Но это еще предстоит доказывать делом. Пока же, Вас оценят, как велосипедиста, сделавшего шаг вперед, только полные дилетанты.

Можно вложить в велосипед финансы, а можно, душу и руки. Не следует, конечно, отрицать достижения именитых фирм, производящих тандемы. Но то, что приобретя у них тандем, Вы раз и навсегда забудете обо всех проблемах — не факт. Может быть, забудете, а может быть, и нет. Пара из Бельгии пишет мне, что купили американский тандем, а он оказался для них очень неудобным. Тандем — это более чем велосипед. Тандем — это более тонкая философия.

Итак, у Вас есть, с кем ездить на тандеме, есть такое желание и руки растут из предназначенного им места. Этого вполне достаточно, чтобы осуществиться мечте, не думая о зеленых. Найдите старую раму и, творите! Остальным, тандем обрастет. Люди помогут Вам. Искренне помогут! Они понимают, что тандем — это союз двух людей, и они хотят быть причастными к этому! Вы услышите массу советов, Вам будут дарить недостающие комплектующие. Само изготовление тандема — незабываемый процесс, который для Вас, войдет в историю. Вспомнить, будет о чем. И не только Вам.

Сварщик Сайков Евгений Михайлович, ныне пенсионер, но альпинист — навсегда, бесконечно горд тем, что на сваренной им раме тандема, мы доехали до Владивостока. И что все, сваренные им узлы и даже узел крепления заднего руля, выдержали это испытание. Ранее, он гордился починкой крутых, попавших в переделку, «мерседесов». Но теперь, у него другой критерий успеха.
Первый раз, когда варили раму, все было как надо. Но когда я приехал к нему, приварить узел крепления заднего руля, то вначале подумал, что зря. Многочисленные клиенты к концу дня так отблагодарили Михалыча, что очередную рюмку он уже ровно держать не мог. Но газовую горелку держал твердо. Поднял руку с горелкой, прищурил глаз, выждал пару секунд и говорит: «Ставь». И приварил. Держится до сих пор. Наверное, так варить умеют только на Руси. Не все, конечно.

Еще о критериях оценки. Нам частенько задают смешной вопрос: «Сколько стоит Ваш велосипед». Смешной, потому, что достаточно хорошо видно, что тандем самодельный. Услышав об этом, спрашивающие, в большинстве случаев, теряют к тандему интерес. Стоит ли расстраиваться из-за этого? Нет. Это люди такие. До более серьезных вопросов они пока не доросли. Люди, с которыми следует продолжать разговор, сразу видят происхождение тандема. Спрашивают, сколько он прошел, часто ли ломается, как решены те или иные проблемы? В основном, восхищаются тем, что оказывается, возможно то, что мы делаем.

Покупать ли дорогое, дешевое или делать самому? Для каждого этот вопрос решается наличием средств, времени, знаний и умений. И часто, нелегко. Но этот, первоначальный выбор, безусловно, повлияет на оценку, совершённого, в конечном итоге, Вами.

8. Тандем превратит напарника в хорошего байкера

Это правда! Твой друг или подруга, жена или дочь боялись ездить самостоятельно на одиночном велосипеде, но теперь в паре с тобой, опытным Капитаном, каждый из них проедет там, где проедешь и ты. Тандем, как и изобретение полковника Кольта, великолепно уравнивает людей разных возможностей, разного физического и морального уровня.
_ Я видел человека, со слабым зрением, с азартом крутящего педали на тандеме. Мои знакомые сажали на тандем ребёнка, у которого ноги были покалечены в аварии – это замечательный тренажёр для реабилитации! Можно предположить, что если жених и невеста проедут на тандеме сложный маршрут в течение одного-двух дней в туристической поездке и останутся друзьями, то очень велика вероятность того, что их совместная жизнь будет долгой и приятной. И наоборот, молодой паре разругавшейся в дороге на тандеме, лучше не связывать себя брачными узами.
_ Тандем – это сильнейший способ проверки на психологическую совместимость. И надёжный метод сблизить людей, растопить ледок отчуждённости, свойственный малознакомым людям. Всё живое тяготеет к образованию пар. И реальный инструмент сближения людей внутри пары – это езда на тандеме. Теперь Напарник не отстанет, а Капитан не будет с раздражением оглядываться и притормаживать, как это бывает, когда они едут порознь.
_ Если у тебя избыток сил и тебя раздражает медленная езда на велосипеде членов твоей семьи – посади на тандем самого нерасторопного – и ты станешь ближе к своей семье, а остальные подтянутся к тебе. Твой избыток сил превратится в полезное дело.
_ В местах отдыха – турбазы, пансионаты, курорты – тандем – это отличная штука ненавязчиво познакомить и сблизить людей, а также совместно изучить окрестности.

9. Тандем — 1 на 1000 простых велосипедов

Если ты будешь ездить на тандеме, то ты присоединишься к избранному меньшинству. Только около 1000 тандемов в год продают в таких странах как Германия, Франция, США. Тогда как велосипедов Соло продают около миллиона штук в год. Зная это, ты поймёшь, что на тандеме вы являетесь членом особого малого эксклюзивного сообщества.

Велосипеды тандем

велосипед тандем

.

Тандемы являются транспортным средством, которое точно не оставит вас без внимания, ведь велосипеды такой необычной формы редко можно увидеть на городских улицах. Катание на нем требует сплоченности обоих пассажиров, поэтому способно объединять людей, решивших разделить на двоих свое путешествие. Мало кто знает, но тандемы используются при реабилитации больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Рассмотрим подробнее основные особенности данного типа велосипедов.
История

Первую модель тандема создал Микаэль Педерсен, инженер из Дании. Патент был получен в 1894 году в Англии, что позволило начать их серийное производство. Конструкция имела вес около 25 футов и выпускалась в нескольких модификациях. Постепенно производство стало расширяться, захватывая все больше стран.

Стоит отметить, что тандемы часто использовались для самых разных нужд во время войны, а позднее был открыт целый клуб для тех, кто является владельцем данного велосипеда. С развитием Интернета и социальных сетей число таких клубов увеличилось.

Конструкция

велосипед для двоих тандем

Стандартный тандем имеет длину 230 см и более, а вес доходит до 20 кг. Передняя его звезда обычно имеет 60 зубьев, а остальные — не более 12, используется цепь длиной 3 метра (в два раза больше обычного), а в колесах количество спиц может доходить до 96. Он имеет одну раму и два колеса, как и обычный, но в отличие от него у каждого пассажира есть свои руль, педали и сидение. Существуют модели, в которых можно изменить позицию рулевого, но это достаточно редкая опция.

Человек, который не управляет тандемом, использует руль только в качестве опоры и для удерживания равновесия. Если членов экипажа более двух, то можно развить очень приличную скорость. Причем много деталей зависит от человека, сидящего спереди («штурман»), так как именно он следит за дорогой, переключает скоростной режим и тормозит. Но и тот, кто находится в хвосте («стокер»), непосредственно влияет на движение всего транспортного средства: чем большую силу он прикладывает к вращению педалей, тем быстрее велосипед преодолевает препятствия. Остальные члены экипажа («кормовые») должны оповещать водителя об обстановке на дороге, сообщать об обгонах и следить за провозимыми грузами. А какие фотографии получатся у пассажиров, которые не обременены управлением!

На спусках такому велосипеду нет равных, ведь тягу обеспечивают земное притяжение и сила сразу нескольких человек. С другой стороны, чем больше пассажиров, тем больший вес имеет конструкция. Поэтому при торможении повышенную нагрузку испытывают тормозные колодки, что отнюдь не продлевает срок их службы. Длина же сказывается на маневренности, что затруднит перемещение по узким и крутым поворотам.

Преимущества

С помощью тандема вы сможете подарить радость катания своим детям, которые еще неуверенно сидят в седле сольного байка или друзьям, которые по каким-то причинам не научились управлять велосипедом в свое время. Если вам предстоит длительное путешествие в тандеме, то это прекрасная возможность проверить дружбу или брачный союз на прочность, ведь только работа в команде приведет вас к конечному пункту. Кроме того, общаться станет удобнее и приятнее, нежели если бы вы выехали каждый на личном транспорте.

Делить дорогу на двоих и более человек — это тратить вдвое меньше сил, а значит путешествовать с особым комфортом. Можно подменить рулевого, если он устал, можно регулировать скорость и плавность поворотов за счет слаженной работы всех членов экипажа.

Конструкция тандемов рассчитана на большие нагрузки, поэтому в надежности можно не сомневаться. Мощная рама выдержит самых крепких пассажиров, а утолщенные колеса со множеством спиц будут долго служить без подкачки.

А еще, приобретя себе тандем, вы станете членом малочисленной группы владельцев поистине эксклюзивного транспортного средства и точно привлечете внимание прохожих в любом городе.

Тандем своими руками

Нам понадобятся два одиночных велосипеда: один из которых станет основой передней части будущего тандема, а из другого — заднюю. Кроме это позаботьтесь о наличии ножовки, разводного ключа, отвертки, молотка приобретите дополнительные звенья цепи и большое количество изоленты.

Велосипеды должны быть сконструированы по мужскому типу, т.е быть с высокой рамой, а также иметь переключаемые передачи. Желательно, чтобы у всех звездочек на каждом из велосипедов было одинаковое количество зубьев.

Приступим к разбору велосипедов на детали. Начнем с заднего: отсоединяем руль и переднюю вилку, снимаем тросики. Передний переключатель демонтируем, но далеко не убираем — он еще пригодится. Далее снимаем обойму подшипника у рулевого стакана с помощью постукиваний молотком. Ножовкой распиливаем стакан так, чтобы получилась чашка, окружающую подседельную трубу штурмана. С задней частью на этом закончили.

У переднего снимаем колесо сзади и переключатель передач. Отпиливаем все трубы, которые поддерживают заднее колесо с помощью ножовки. Причем если верхние перья удаляем, то нижние нужно оставить.

схема самодельного велосипеда тандем

Схема самодельного велосипеда тандем .

Имеем схему, на которой зеленым цветом обозначена часть заднего велосипеда, а красным — переднего. Изолентой приклеиваем верхнюю часть заднего велосипеда к подседельной трубке переднего велосипеда. Связываем на совесть, в несколько слоев. Для предотвращения изгибов посередине, большим количеством изоленты привязываем две палки к трубам рам. Их же приклеиваем к подседельной трубе.

Нашу нижнюю часть закрепить сложнее, так как нагрузка на нее идет больше. Возьмем переднюю вилку и вырежем у нее две выемки в форме буквы V у основания. Установим ее вокруг подседельной трубы задней части и подгоним к трубам передней. Берем молоток и бьем до тех пор, пока цепь не сможет нормально проходить мимо труб и вилки. Когда рамы ровно встанут и появится место для цепи, можно связать их большим количеством изоленты: концы вилки сначала с концами передней рамы, а потом и к подседельной трубе. Не жалейте изоленты, заматывайте все хлипкие участки.

Цепь нужна более 35 звеньев. После монтажа цепи проверьте ее на каждой из звездочек. Педали не должны мешать друг другу, поэтому прикиньте, какое должно быть между ними расстояние.

Осталось приобрести длинный трос для того, чтобы соединить задние тормоза. Имейте в виду, что конструкция не такая надежная, как на заводе, поэтому не гонитесь за скоростями, а выберите лучше первую передачу. Второй руль устанавливается по необходимости.

Оцените, сможете ли вы сэкономить на покупке заводской модели тандема и собрать сами или же все-таки лучше довериться проверенным фирмам с гарантией качества.

Цены и производители

Перечислим основных производителей тандемов в мире:

  • Torker
  • Trek Bicycles
  • Bilenky Cycle Works
  • Co-Motion Cycles
  • Cannondale Bicycle

Диапазон цен на тандемы достаточно широк. Стоимость начинается где-то с 800 долларов, а верхнюю планку указать сложно, так как она зависит от комплекта, материалов и сложности сборки. Высокая цена также объяснима тем, что в мире в год выпускается около 1000 моделей тандемов, тогда как у моделей соло этот показатель измеряется миллионами.

Источники:

https://veloexpert33.ru/velosiped/velosiped-tandem-svoimi-rukami.html
http://yvelo.ru/vidii_velosipedov/velosiped_tandem.html
https://uabike.com/article/theory/o_tandeme.html
https://velosipedinfo.ru/velosipedyi-tandem

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector