Рамы для велосипеда: разновидности и критерии выбора
Велосипед состоит из большого количества деталей, каждая из них выполняет важные функции и является незаменимой. Одной из таковых является рама.
Функции и требования
Рама для велосипеда — это все равно, что скелет для человека. Такое грубое сравнение позволяет наглядно представить функциональность этой важной детали. Только этот элемент конструкции нельзя заменить на новый. В случае ее поломки придется покупать новое транспортное средство.
Рама должна быть прочной, надежной, с высоким сроком службы. Только в этом случае она сможет выдерживать нагрузку, которая возникает во время езды.
Также велосипедная рама должна быть легкой, но это требование является вторичным по важности. Потому не стоит гнаться за легкостью и основывать свой выбор велотранспорта именно на этом показателе. Это может привести к выбору велосипеда с низкими ходовыми характеристиками.
К этому списку требований можно добавить еще несколько пунктов:
- виброгашение демонстрирует способность рамы сглаживать толчки и снижать рабочие вибрации;
- ремонтопригодность рамы дает возможность пользователю проводить ремонт после завершения гарантийного срока.
Конструктивные части рам
Велосипедные рамы выпускаются в большом разнообразии, но их устройство во многом сходно. Существует базовый набор конструктивных частей, которые встречаются в строении почти всех рам.
- Передний треугольник (несмотря на название, состоит из четырех труб, а не из трех) включает:
- рулевой стакан;
- три трубы: основную, верхнюю, подседельную.
- подседельный штырь;
- кареточный узел;
- верхние и нижние перья;
- дропауты — это кронштейны, которые служат креплением для колеса, что сзади.
Также любого вида рама оснащена и отдельными элементами, которые нужны для установки некоторых специфических компонентов:
- рулевая колонка вставляется в рулевой стакан;
- каретка размещается в специальном отверстии;
- подседельная труба совместно с сиденьем также вставляется в специальное отверстие.
Геометрия
Это понятие играет важнейшую роль в формировании главных характеристик и функциональных особенностей велорамы. Геометрия напрямую связана с формой, габаритами труб, углами, под которыми они между собой соединяются. Самыми главными из них являются следующие характеристики:
- углы наклона подседельной трубы, а также рулевого стакана;
- протяженность верхней и подседельной труб.
Многие производители указывают на своих моделях размеры, которые относятся к раме. В этих показателях нужно ориентироваться, ведь именно на них должен основываться выбор любого велосипеда:
- Saddle height говорит о высоте сиденья, иначе говоря, удаленность от центра каретки и средней точки седла;
- Stack – вертикальный промежуток от центральной точки каретки до самой верхней области на рулевой колонке;
- под понятием Reach подразумевается горизонтальное расстояние, которое начинается с центральной точки каретки, а заканчивается на верхней точке рулевой колонки;
- понятие Bottom braket drop можно перевести как отступ каретки, что будет обозначать степень занижения центра каретки по отношению к центру задней втулки;
- под Handlebar drop подразумевается отступ руля или разница по вертикали между верхними крайними точками седла и руля;
- Saddle seatback обозначает отступ сиденья или горизонтальную удаленность передней точки седла от центрального участка каретки;
- под Standover height подразумевается полная высота, другими словами, это расстояние между землей и верхней трубой, относящейся к переднему треугольнику;
- Front center обозначает промежуток между центральными точками двух составляющих: каретки и передней втулки;
- под понятием Toe overlap подразумевается расстояние от ступни пользователя, установленной на педали, до переднего колеса при совершении поворота.
Геометрия рамной конструкции определяет важные характеристики велосипеда, а именно его поведение, устойчивость, отзывчивость рулевого управления, разгон, комфорт для пользователя, торможение и, конечно же, динамику. Потому так важно перед покупкой велосипеда детально изучить основные параметры геометрии.
- Верхняя труба берет начало в центральной части рулевой колонки, а заканчивается в центре подседельной трубы. От этой величины зависит стабильность транспорта и его маневренность — с удлиненной трубой лучше будет себя вести транспорт на дороге.
- Угол рулевого колодца (стакана) образовывается между искомым элементом и вертикальной линией, расположенной точно параллельно. С увеличением этого параметра улучшается способность велосипеда совершать маневры.
- Угол подседельного штыря получается за счет его наклона относительно прямой параллели. От него зависит смещение центра тяжести, предрасположенность велосипеда к экстремальной езде и качество сцепления с дорожной поверхностью.
- Колёсная база определяется расстоянием между центральными точками двух втулок. Увеличение показателя повлечет за собой повышение устойчивости, маневренности, стабильности.
- Нижние перья заднего треугольника, как правило, начинаются от центральной части кареточного узла и заканчиваются в центре задней колесной втулки. Чем меньше эта длина, тем выше показатели прочности и надежности рамной конструкции. Также показатели сцепления выходят на более высокий уровень.
- Клиренс — это расстояние до велосипедного подшипникового узла. Этот показатель оказывает непосредственное влияние на проходимость и скоростные возможности. С увеличением клиренса поведение велосипеда становится увереннее, что актуально для сложных дорожных условий. Вместе с этим, падают показатели скорости, потому в этом показателе важна «золотая середина».
- Длина выноса определяет способность велосипеда маневрировать, что актуально для городских и экстремальных условий.
Материалы изготовления
Рамы для велосипедов производятся из всевозможных материалов, у каждого из которых свои преимущества, а также недостатки.
- Стальная рама бывает двух разновидностей: создают из хрома с молибденом или делают из конструкционной растяжимой стали. Первый вариант является более предпочтительным за счет использования технологии баттинга. Хромомолибденовая труба получается более легкой, если брать в сравнение аналогичные модели из конструкционной стали. Рамы из стали выглядят изящно, но они боятся коррозии — это их самая большая проблема. Она легко решается за счет поддержания лакокрасочного покрытия в хорошем состоянии.
Необходимо своевременно убирать трещины и царапины, чтобы через них не попадала влага.
- Алюминиевые разновидности рам создаются не из чистого алюминия, потому что он является очень мягким. Для повышения прочностных характеристик к нему могут добавляться кремний, цинк. По первой цифре обозначения сплава можно узнать об основном металле, который также называют легирующим. В серии 5000 укрепление достигается за счет магния, в серии 6000 – благодаря кремнию. Соединения 7000 создаются на основе алюминия и цинка, магний присутствует в небольшом количестве. Сырье с большим количеством магния больше всего подвергается воздействию коррозии. Основным минусом алюминиевых конструкций является способность накапливать усталостные деформации. Из-за этого места сварки и контактных соединений ослабевают.
Алюминиевую раму лучше не использовать более 10 лет, бывают исключения, но они встречаются очень редко.
- Титановая конструкция выделяется большим сроком службы. Ее прочность находится на одном уровне со стальными рамами. Главным плюсом является высокая устойчивость к воздействию коррозии. С титановыми конструкциями сложно работать, потому такие рамы отличаются внушительной стоимостью. Такие детали обычно встречаются на дорогих спортивных велосипедах, которые выбираются профессионалами. Далеко не каждый начинающий спортсмен или же просто любитель может позволить себе такую покупку.
- Карбоновая велорама создается из многокомпонентного материала, где присутствуют термореактивные смолы и углеродные волокна. Только у карбона можно менять жесткость в нужном направлении. Еще на этапе производства выбирается направление, в котором будут сплетаться углеродные нити: оно бывает поперечное или продольное. От количества смолы между углеродной «материи» зависит прочность изделия: чем ее больше, тем показатель будет ниже. Во время перегрузок первостепенно разрушается хрупкая смола, только потом уже страдают нити.
Рамы из карбона выпускаются в двух вариантах: составные и монококовые. В первом случае конструкция собирается из отдельных деталей. Второй вариант является более надежным, поскольку рама получается цельной.
Для карбоновых конструкций характерна самая большая прочность.
- Магниевые рамы — это большая редкость, ведь этот материал является дорогим. Более легкой рамы пока не существует. Такие конструкции отлично уменьшают вибрации, зато перед точечными ударами они оказываются бессильными. Также магний боится коррозии и воздействия агрессивных сред. Для велотуризма магний абсолютно не подходит, поскольку большие нагрузки губительны для рам такого вида.
- Хромолевая рама весит больше, чем алюминиевая. Зато этот материал хорошо поддается ремонту. Также хромоль отлично гасит вибрации.
Разновидности
Все существующие рамы, которые являются основой велосипедов, делятся на две большие категории.
- Женские виды могут иметь немного опущенную верхнюю трубу, а могут выпускаться и вовсе без нее. При создании подобных конструкций учитываются особенности женского тела, потому они – наиболее удобный и комфортный вариант для велосипедисток.
- Мужские рамы — это знакомые всем конструкции, без каким-либо явных отличий Они более распространенные.
Есть и более детализированная классификация, которая основывается на эксплуатационных особенностях рам и их назначении.
Бездорожные велорамы делятся на следующие типы:
- у хардтэйла отсутствуют задние подвески, а также амортизаторы сзади, поэтому данная конструкция идеальным образом подходит для МТВ (маунти-байк);
- софт-тейл разрабатывается для бездорожников с парой амортизирующих устройств, такая разновидность рамы не создана для прыжков, зато с бугристыми дорогами справляется идеально;
- двухподвесная разновидность с задним амортизатором разрабатывается для активной езды, монтаж багажника не предусмотрен;
- тандемная внедорожная рама позволяет устанавливать на байк широкие шины и амортизационные вилки.
Дорожные конструкции выпускаются в следующих разновидностях:
- классический вариант разрабатывается для сити-байка, отличается вертикальным расположением сиденья, позволяет устанавливать багажник;
- велорама шоссера характеризуется отменной аэродинамикой и динамичным накатом, разрабатывается для низких посадок, для багажника крепления отсутствуют;
- ригид выпускается для велосипедов, лишенных амортизатора, которые можно эксплуатировать на исключительно ровной дороге для жесткой езды;
- циклокросс нужен для выполнения маневров, а также для езды по неровным дорогам;
- велорамы туринг – оптимальный вариант для длительных заездов и путешествий, они имеют обтекаемую конструкцию и отличаются высоким уровнем комфорта, имеется возможность установки сразу двух багажников;
- тандемные рамы разрабатываются для двухместных велосипедов.
Отдельного внимания заслуживают рамы велосипедов складного типа. Большая их часть характеризуется небольшими размерами и наличием шарнира в средней части трубы. Отдельные модели оснащены телескопическим механизмом, который позволяет легко выдвигать/складывать руль и седло.
Производители
- Stark — это одна из самых доступных марок, к которой стоит присмотреться. Это не очередная китайская фирма с низкопробными подделками, а многообещающий производитель с большими амбициями и планами на будущее. Из представленного ассортимента выделяются триальные рамы.
- Atom — российский производитель, который предлагает доступные велосипеды неплохого качества.
- Merida не у всех велосипедистов вызывает уважение, но в нашем рейтинге все равно нашлось место для нее. Именно на этом производстве стали выпускаться легкие рамы из магниевого сплава, которые предлагались по доступной стоимости. Велосипеды этой компании характеризуются оптимальным соотношением стоимости и качества.
- Author – самая многообещающая фирма из нашего рейтинга. Внимания заслуживают рамы для кросс-кантри. Они накатистые и в меру жесткие, потому одинаково подходят не только для гонок, но также для марафонов и туризма.
- Scott — это американская фирма, которая пользуется высокой популярностью на мировом рынке, не говоря уже про национальный. Ассортимент состоит из множества моделей, среди которых каждый пользователь может выбрать нужный вариант.
- Gary Fisher является самой известной фирмой на велосипедном мировом рынке. Гигант отрасли, в которой он зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Этой компании принадлежит большое количество брендов. Высокое качество, достойное исполнение, инновации, исключительная работоспособность — что еще нужно велосипедисту?
- Trek составляет достойную конкуренцию предыдущему производителю. Среди российских пользователей заслужил высокое признание. Много моделей от начального до профессионального уровня, с крепкими рамами, которые создаются из инновационных сплавов.
Критерии выбора
Рама выбирается, исходя их двух важных критериев.
- Рост пользователя. Для человека с низким ростом (от 155 до 162 см) больше подойдет рама с размером XS (51 см). Стоит добавить к длине рамы всего несколько см, и она уже будет рассчитана для пользователя с ростом от 162 до 170 см. Велосипедистам до 182 см стоит присмотреться к рамам размера M. Конструкция L подходит для людей с ростом до 192 см. Двухколесное средство передвижения с рамой XL будет удобен для велосипедистов выше 192 см. Если модель выбирается для рискованной езды, то раму нужно выбирать меньше, чем было указано выше. Такой секрет позволит получить более управляемый и маневренный транспорт.
- Вес также нужно учитывать. Обычно рамы с большим размером отличаются повышенной прочностью, которая достигается за счет увеличения толщины материала. Пользователям с избыточным весом стоит присмотреться к моделям с усиленной рамой, которая будет характеризоваться увеличенным диаметром, более прочным сплавом и толстыми стенками.
Если выбрать велосипед с неправильной рамой, то его эксплуатация будет неудобной и даже вредной для пользователя. Потому так важно учитывать все тонкости выбора.
О том, как выбрать материал рамы велосипеда, смотрите в следующем видео.
Плюсы и минусы складного велосипеда
Опытные велосипедисты уверены: нет такого велосипеда, который нельзя было бы компактно транспортировать. Как правило, даже те модели, которые не предусматривают складывания, перевозятся без труда в багажнике автомобиля. Для этого спортсмены снимают одно или два колеса снаряда.
Однако далеко не каждый любитель активного спорта готов мириться с такими неудобствами. К счастью, люди, мечтающие о более простой транспортировке двухколёсных «коней», могут купить взрослый или детский складной велосипед.
Правда, у такого вида снарядов есть свои сторонники и противники. Связано это с тем, что складной велосипед обладает своими достоинствами и недостатками, в которых мы с вами попробуем разобраться.
Но перед тем как говорить о плюсах и минусах таких байков, давайте разберёмся в «целевой аудитории» этой продукции.
Кому нужны складные велосипеды?
- Складной велосипед следует выбирать, если на нём будет кататься ребёнок или подросток, серьёзно не увлекающийся велоспортом.
- Взрослый складной велосипед подойдёт девушкам, которым сложно переносить громоздкий снаряд.
- Такие модели следует приобретать членам семьи, любящим простые прогулки на велосипедах. Им, как правило, негде хранить несколько устройств, поэтому складные модели для таких людей будут актуальны.
Как можно сложить велосипед?
Складывающиеся снаряды выпускают многие производители велосипедов. Они стараются выделиться из конкурентного ряда посредством создания более удобных способов перевода изделия в компактный вид.
Немудрено, что количество способов складывания велоснаряда вскоре сможет конкурировать с оригами.
Какие-то фирмы выпускают «велики», которые можно «сгибать» только в одну сторону. Какие-то стараются предусмотреть несколько вариантов сложения изделия. Давайте рассмотрим самый распространённый способ.
Пополам
Какие-то велосипеды можно складывать наискосок, перекручивать, сгибать в три раза. Но самый популярный способ — сложение пополам. Такой вариант сгибания может предусматривать как взрослый, так и детский снаряд.
Это самый простой, но, увы, не самый компактный способ. В чём же он заключается?
Скорее всего, чтобы сложить «велик» пополам, вам придётся сначала опустить его седло, затем повернуть руль и сложить к нему раму.
На дорогих устройствах используются специальные шарниры, которые упрощают процесс упаковки. Однако они немало весят.
Говоря о плюсах и минусах байков, мы не будем конкретизировать производителей и ценовую категорию. Мы рассмотрим преимущества и недостатки моделей среднего качества и цены.
Поэтому нелишним будет заранее рассказать о том, кто производит складные велосипеды и чем эти производители друг от друга отличаются.
Производители
Strida
Автор необычных «инопланетных» велосипедов. В сложенной форме такие снаряды выглядят очень оригинально. Они образуют треугольник, на одном ребре которого располагается седло, на другом – руль, на третьем – педали и цепь. В нижних углах этого треугольника находятся колёса.
Это очень компактные снаряды, которые просто перевозить не только в багажниках автомобилей, но и в многолюдном общественном транспорте.
Dahon
Эта компания делает всё для того, чтобы её складывающаяся продукция не уступала в характеристиках и модификациях моделям, имеющим цельную раму. Велосипеды этой фирмы обладают широким набором опций, богатой дизайнерской линейкой и многочисленными возможностями для «тюнинга».
Stels
Товар этого бренда отлично себя проявляет, если рассматривать его не только в ракурсе качества, но и со стороны цены. Продукция этой фирмы не обладает богатой линейкой дизайнов, зато модели выпускаются во многих цветах.
Под маркой Stels можно найти не только взрослый или детский байк, но вполне реально отыскать специальный снаряд для пожилого человека.
Белорусский «Аист»
Складывается пополам за десять секунд. У него далеко не самые внушительные ходовые характеристики, но это с лихвой компенсируется ценой. У «Аиста», в отличие от большинства зарубежных дорогостоящих моделей, есть багажник. Он располагается за спиной велосипедиста. Благодаря этому девайсу на велосипеде можно перевозить груз весом до семи килограмм.
Langtu
Продукция этой марки создана для тех, кто любит глазами. Эта фирма выпускает снаряды, славящиеся качественным дизайном.
В поездках эти байки показывают себя отлично.
Теперь, когда мы разобрались в особенностях продукции разных брендов, можем поговорить о достоинствах и недостатках складных велосипедов, как класса.
Плюсы и минусы
Пожалуй, начать этот раздел нужно с положительных черт описываемой продукции.
Плюсы
- Главные преимущества такого велосипеда связаны с его компактностью. Его легко не только перевозить, но и хранить дома. Даже самые лёгкие и тонкие цельные модели не могут соревноваться в компактности со складываемыми собратьями.
- Со складным велосипедом можно посещать различные заведения. Речь, конечно, идёт не о фешенебельных ресторанах и не о ночных клубах. Но, например, с таким изделием вполне можно зайти в магазин, в который нельзя входить с разложенным велосипедом. Администрация невычурного кафе тоже не сделает вам замечание, если вы расположите у своего столика сложенного «двухколёсного» друга. Эта особенность означает, что у владельцев сгибаемого байка отпадает необходимость в поиске парковки для него.
- На нём вы будете кататься чаще. Это касается особо ленивых велосипедистов. Ведь человек, который ленится ежедневно выносить из дома и заносить обратно громоздкий байк, обрадуется возможности носить снаряд в сумке и не испытывать при этом неудобств.
Минусы
В вылитой только что бочке мёда нельзя обойтись без ложки дёгтя. Дело в том, что недостатков у таких моделей два, но они взаимоисключающие.
- Высокая стоимость. Складной велосипед, который по ходовым характеристикам ничуть не проигрывает цельному варианту, будет стоить дороже. Это обусловлено использованием дополнительных деталей и усложнённым процессом создания.
- Низкие ходовые характеристики. Если вы купите сгибаемый «велик» по цене обычного, значит, пожертвуете качеством. Вероятно, езда на таком снаряде будет менее комфортной, чем на нескладываемом.
Какое из этих неудобство терпеть, а с каким распрощаться — решать вам. Вы можете единовременно переплатить и после наслаждаться приятными поездками на компактном устройстве либо сделать выбор в пользу экономии и в дальнейшем принимать как данность неудобства при эксплуатации.
Итак, если недостатки такого изделия вас ни капли не напугали и вы всё-таки решили обзавестись таким байком, мы расскажем, как выбрать снаряд, который будет вас чаще радовать, чем огорчать.
Как выбрать складную модель?
Колёса
От того, какие на изделии установлены колёса, зависят не только его ходовые характеристики, но и сама компактность. Чаще всего на таких байках можно увидеть колёса размером 20 дюймов или 24 дюйма. Реже встречаются 26-дюймовые колёса.
Нужно отметить, что чем меньше колёса у байка, тем более компактную форму он обретёт при складывании. Также маленькие колёса меньше весят, а значит, с ними проще набирать скорость.
Однако чем хуже местность для езды, тем большим колёсам рекомендуется отдавать предпочтение.
Если вы решили покупать модель, которую можно «скрутить» и упаковать в сумку, значит, вопрос переноса изделия стоит перед вами остро. Мы рекомендуем отдавать предпочтение самым лёгким моделям. Их не только удобно носить, они ещё и быстрее набирают скорость.
Характеристики велосипедиста
Немаловажно, чтобы снаряд подходил вам конкретно. При покупке обращайте внимание на ограничения по весу. Как правило, складные модели более хрупкие, чем стационарные, поэтому и ограничения у них более строгие.
Наверное, не надо напоминать, что нужно различать детский, подростковый и взрослый снаряды. Покупать следует тот, который соответствует вашему возрасту.
Время складывания
Также немаловажный параметр при выборе байка. Считается, что модели, которые складываются дольше чем 20 секунд, покупать не стоит, так как они стоят дороже, а жизнь велосипедиста упрощают едва. Лучше, чтобы велосипед можно было привести в компактное состояние за 10–15 секунд. Это считается идеальным показателем.
Если вы осуществляете покупку в интернет-магазине, наверняка в карточке товара найдёте информацию о том, за какое время складывается такая модель. Однако лучше дополнительно найти видео с этим конкретным велосипедом и оценить трудоёмкость процесса складывания.
Если вы покупаете снаряд оффлайн, при продавце самостоятельно попробуйте его сложить и разложить, чтобы понять, сколько вам придётся тратить сил на такую операцию.
Мы постарались рассказать вам о главных особенностях складных велосипедов и о критериях их выбора. Если вы знаете какие-то нюансы процесса покупки складной модели, поделитесь, пожалуйста, своими рекомендациями в комментариях.
Одиночное путешествие на велосипеде. Советы в дорогу для велосипедиста. Опасности и преимущества путешествия одному.
Чем отличаются спортивный и обычный велосипед?
Какие только велосипеды сейчас не представлены в свободном доступе: спортивные велосипеды, шоссейные, детские, городские. И в каждой категории имеется несколько видов. Наиболее популярными являются спортивные, или горные, и обычные, или городские. Именно на этих двух разновидностях мы и остановимся, детально изучив отличия между ними, чтобы пользователь имел чёткое представление и его выбор не был таким сложным.
Особенности спортивных (горных) велосипедов
Спортивные велосипеды, или горные, которые ещё называются mountain bike, предназначены для преодоления бездорожья. В этом заключается одно из главных отличий горных моделей от всех других разновидностей двухколёсного вида транспорта. Кроме этого, спортивные велосипеды обладают другими отличительными чертами, которые не позволят перепутать их с обычными двухколёсными транспортными средствами:
- наличие прочной рамы, для производства которой могут использоваться различные металлы. Чаще всего можно встретить сталь, магний, алюминий, карбон и титан.
- Для таких агрегатов также характерен высокий клиренс.
- Ось педалей располагается на одном уровне со втулками.
- Руль достаточно широкий.
- Седло имеет спортивную конструкцию.
- Посадка является средним вариантом между шоссейным и дорожным вариантом.
- Размер покрышек начинается с 2,1 дюйма и может достигать в некоторых случаях 3 дюймов. На больших моделях часто можно встретить ободья двойного или тройного типа.
- Широкий диапазон скоростей даёт возможность настраивать необходимый темп езды в зависимости от состояния дороги и типа поверхности.
- Выбор тормозной системы ограничен вибрейками и дисковыми вариантами.
- На последних моделях можно обнаружить вилки, которые обладают возможностью блокировать ход, наделены регулируемой скоростью отскока и жёсткостью. Регулирование осуществляется за счёт переключателей, которые сосредоточены на руле.
- Педали также являются отличительным элементом. Широкая платформа и агрессивные материалы, которые позволяют ногам не соскальзывать.
- Всё в горно-спортивном велосипеде способствует тому, чтобы пользователь мог развить максимальную скорость. Только вес создаёт преграду, в среднем велосипед весит в районе 12–15 кг.
Особенности обычных (городских) велосипедов
Самые распространённые, простые и доступные из всех велосипедов — это дорожные модели. Именно на них мы все катались в далёком детстве. У кого-то был «Салют», а у кого-то «Кама». Сейчас все эти и многие новые модели называют ситибайками. Для этого большого семейства можно выделить общие отличительные характеристики, на основе которых осуществляется разделение велосипедов на обычные и все прочие:
- Эксплуатация возможна только на городских улицах по ровному или почти ровному асфальту.
- Отсутствие даже намёка на экстрим и преодоление абсолютного бездорожья.
- Посадка приближена к прямой, а седло максимально удобное и эргономичное. Поэтому даже во время длительной поездки в теле не чувствуется усталости.
- Покрышки не выделяются своей шириной, занимая средние показатели. Протектор с «зубами» отсутствует, поэтому скорость набирается легко и быстро, а велосипедист не так быстро устаёт.
- Самая обычная стальная рама, которая не представляет никакого интереса.
- Вес нередко превышает средние уровни, может достигать 20 кг.
- Переключатель скорости — большая редкость для обычного городского велосипеда. За амортизаторы и говорить нечего, ни один производитель не решился установить на ситибайк этот элемент, который более гармонично смотрится на горно-спортивном велосипеде.
- А вот на крыльях можно остановиться, они имеют полноразмерную конструкцию и служат отличной защитой от грязи и воды.
- Во многих моделях изначально стоит защита для цепи или имеется возможность для её установки.
- Без багажника ситибайк перестаёт восприниматься как обычный городской велосипед. Заменой багажнику может выступать корзинка.
- Наличие большого выбора дополнительных элементов, которые повышают комфорт и безопасность пользователя.
- Обычный двухколёсный агрегат неприхотлив в техническом обслуживании, редко ломается и требует дорогостоящего ремонта, чего не скажешь про спортивные велосипеды.
- Большое разнообразие форм и размеров, что облегчает выбор необходимой модели в зависимости от сферы использования.
- Лаконичный внешний вид и даже некоторая изящность.
- Большие возможности регулировки отдельных элементов велосипеда (высота седла, положение руля).
- Практичность и гармоничный вид на фоне города.
Подведём итог
Теперь вполне логично будет подвести итог всему вышесказанному и выделить главные отличия между одним видом транспорта, но различными его видами:
- Горный велосипед подобен внедорожнику, которому не нужны дороги. Городской велосипед подобен отечественному автомобилю, которому нужны дороги пусть и не самого высокого уровня.
- Спортивный агрегат всегда выделяется на фоне обычного высокой прочностью, немного меньшим весом и высокой стоимостью. Впрочем, такая же тенденция присутствует и в автомобилях.
- Шины всегда шире у спортивных двухколёсных моделей, а руль более прямой и высокий.
Прежде чем останавливать свой выбор на спортивном или обычном средстве для передвижения, нужно хорошо подумать над областью его использования. Покупать для города горную модель будет нерационально и даже глупо, равно как и обычный велосипед для рассекания по бездорожью.
Мы настолько привыкли к цепным велосипедам, что существование других разновидностей даже не рассматривается. А зря! Ведь существует ещё велосипед с карданом, который начал выпускаться гораздо раньше цепных моделей.
Дизайнеры и многие производители серьёзно взялись за велосипеды, используя все свои ресурсы на создание новых конструкций и расширение функционала. Как итог — появились взрослые велосипеды с колясками для детей. Интересно? Давайте разбираться.
На велосипеде можно не только ездить — доказывает нам велоэкстрим и его почитатели. Дух захватывает от того, какие трюки можно выделывать на горном велосипеде.
Как выбрать горный велосипед
Если вам надоело просто колесить по ухоженным аллеям и хочется настоящего экстрима, для начала придется купить горный велосипед. Этой технике по плечу любое бездорожье, кочки, ямы и трамплины – адреналина мало не будет. Однако семейство маунтинбайков настолько обширное и разномастное, что определиться с выбором, не выбросив перед этим пару неудачных великов, сложно. Чтобы упростить вам задачу, мы подготовили гайд, который поможет сразу купить «правильный» МТВ, а не то, что впаривает продавец.
Лучшие производители горных велосипедов — какую фирму выбрать
Чем известнее имя на раме, тем дороже аппарат. Эту цену вы платите за гарантированное качество и надежность своего маунтинбайка.
Конструированием горных велосипедов занимается немало компаний, но лучшими из них являются:
- Scott;
- Author;
- Trek;
- Giant;
- Specialized;
- Merida.
Обзор самых интересных моделей от этих компаний вы найдете в нашем рейтинге горных велосипедов. Но выбор МТВ требует индивидуального подхода, поэтому перед покупкой следует изучить все характеристики понравившегося велосипеда.
Принцип работы и устройство горного велосипеда
Маунтинбайки немногим отличаются от обычных велосипедов: та же рама, руль, два колеса и педали, что и у других моделей.
Разница только в особенностях их конструкции и характеристиках:
1. Рама – обязательно идет усиленная, с высоко поднятой кареткой. Может иметь подвеску на заднем колесе.
2. Мощная вилка – почти всегда амортизированная, с хорошим ходом от 80-100 мм.
3. Руль – часто с длинным выносом, что обеспечивает наклон туловища спортсмена при езде.
4. Колеса – всегда идут большого диаметра (не менее 26″). Это позволяет преодолевать любые препятствия на трассе.
5. Тормоза – ни в коем случае не ножные. Здесь могут стоять колодки, но чаще используются более надежные дисковые узлы, «позаимствованные» у мотоциклов.
6. Педали – широкие и не скользкие, желательно с фиксаторами ноги.
От обычных велосипедов маунтинбайки также отличает наличие трансмиссии – набора разнокалиберных звездочек, на которые переключатель перекидывает цепь.
За счет изменения передаточного числа можно увеличить скорость движения аппарата или облегчить подъем в гору, не прилагая дополнительных усилий. Для этого велосипедисту достаточно переключить передачу с помощью специального механизма на руле (лапки или поворотного грипшифта).
Виды горных велосипедов
All mountain (вездеходы)
Байки этого типа используются для активного, но не экстремального катания по любому бездорожью вплоть до скалистых склонов. У большинства моделей рамы сделаны из стали или алюминиевого сплава, реже – карбона.
Помимо амортизированной вилки здесь также предусмотрен задний подвес для гашения ударов и вибраций на пересеченной местности. Диаметр колес стандартный для маунтинбайков (26-28″), тормоза устанавливаются самые надежные – дисковая гидравлика.
Велосипеды-вездеходы оснащаются трансмиссией не меньше, чем на 15 скоростей, имеют изогнутый руль и весят около 13-15 кг.
Плюсы:
- Достаточное количество скоростных режимов;
- Высокая проходимость;
- Прочная, но в то же время легкая рама;
- Сверхнадежные тормоза;
- Мягкий ход благодаря двум подвесам.
Минусы:
- Высокая стоимость;
- Не подходят для гонок и агрессивной езды.
ХС – велосипеды для кросс-кантри
Самые распространенные модели маунтинбайков, подходящие как для агрессивной езды по пересеченной местности, так и для скоростного передвижения по ровной трассе.
В конструкции кросс-кантрийных велосипедов используются легкие хардтейл-рамы с амортизацией только на передней вилке.
Колеса на таких байках большие и широкие, с выраженным рисунком протектора, что позволяет им хорошо держаться на сыпучем грунте и грязи. Тормоза могут устанавливаться любые, а вот трансмиссия должна иметь не меньше 21 передачи.
Плюсы:
- Большие и «цепкие» колеса;
- Универсальны – хорошо показывают себя как на пересеченке, так и в условиях города;
- Много скоростных режимов;
- Относительно небольшой вес;
- Передняя подвеска хорошо смягчает удары при наездах на препятствия и прыжках;
- Дешевле других видов маунтинбайков.
Минусы:
- Много подделок под ХС, трансмиссия которых не соответствует требованиям реального кросс-кантри.
DH – даунхилл-модели
Как и All mountain, даунхилл-велосипеды являются двухподвесами. Только они существенно тяжелее, поскольку предназначены для скоростных спусков по неровной трассе. Вес DH-байков составляет 15-22 кг.
У этих МТВ самый большой ход вилки (от 180-200 мм), но число передач не превышает 10. Диаметр колес стандартный – 26 дюймов.
Плюсы:
- Максимально мягкий ход;
- Колеса достаточно большие, чтобы преодолевать препятствия горной трассы, но при этом маневренные;
- Самые надежные и «отзывчивые» тормоза;
- На спуске развивают огромную скорость.
Минусы:
- Очень дорогие;
- Тяжелые;
- Не предназначены для езды по ровной трассе – забирают много сил при педалировании.
МТВ для триала
Чисто трюковые маунтинбайки с легкой, но крепкой баттинг-рамой из алюминия и съемным сиденьем (либо вовсе без него). Предназначены для одной единственной дисциплины: триала, то есть преодоления серии сложных препятствий непосредственно на велосипеде – без касания земли ногами.
В этих байках отсутствуют скоростные режимы и амортизация. Колеса, как правило, маленькие и маневренные (20 дюймов в диаметре) – колодочные тормоза устанавливаются сразу на оба.
Плюсы:
- Идеально подходят для эффектных трюков;
- Очень легкие (от 7 кг), но прочные за счет усиленной конструкции рамы;
- Компактные и маневренные;
- Относительно недорогие.
Минусы:
- Только для трюковой езды;
- Полностью отсутствует амортизация.
Универсалы
Эти байки можно назвать «горными велосипедами для города». У них есть все, что полагается МТВ, но трансмиссия обычно попроще, да и форма рамы немного отличается, обеспечивая более комфортную посадку.
Универсальные байки на серьезные трассы не рассчитаны, но в условиях отечественного бездорожья лучше них не найти. Как правило, это хардтейлы, похожие на те, что используются в кросс-кантри, – только бюджетные.
Плюсы:
- Прочная и не особо тяжелая рама;
- Комфортная амортизация вилки;
- Приличный набор передач, благодаря которым хорошо брать подъемы;
- Относительно невысокая стоимость как для МТВ.
Минусы:
- Не годятся для профессионального спорта;
- Часто оснащаются дешевой туристической, а то и прогулочной трансмиссией;
- Большинство моделей идут с ободными тормозами.
Параметры выбора горного велосипеда
Ростовка
Первое, что нужно определить при выборе любого велосипеда – это размер рамы, который подходит под ваш рост.
Приведенные ниже цифры помогут вам сориентироваться:
1. XS (до 14 дюймов или 35 см) – рамы такого размера подходят детям и подросткам от 135 до 155 см.
2. S (16″ или 40,6 см) – для невысоких спортсменов ростом 150-165 см.
3. M (18″ или 45,7 см) – оптимальный вариант для среднестатистического человека 165-178 см.
4. L (20″ или 50,8 см) – для рослых велосипедистов от 170 до 185 см.
5. XL (22″ или 55,8 см) – очень большие рамы для людей до 195 см ростом.
6. XXL (24″, 61 см) – вариант для тех, кто выше 190-200 см.
Материал рамы
Один из самых важных параметров, от которого зависит вес, долговечность и стоимость горного байка.
Сегодня производители предлагают на выбор такие варианты:
1. Сталь – это самый дешевый материал, но такие велосипедные рамы имеют свои преимущества. Они прочные, без проблем ремонтируются и хорошо поглощают вибрации. Минусами являются большой вес и подверженность коррозии.
2. Хромомолибденовый сплав – постепенно вытесняет обычную сталь, поскольку при той же прочности имеет чуть меньший вес и лучшую коррозионную стойкость.
3. Алюминий – такие рамы обходятся дороже стальных, но высоко ценятся за небольшой вес и долговечность.
4. Титан – дорогое удовольствие, но никаких других недостатков у титановых рам просто нет. Они легкие, крепкие, не царапаются и не ржавеют.
5. Карбон – здесь все зависит от вашего бюджета. Если вы можете позволить себе дорогой маунтинбайк с качественной рамой, ее характеристики (как и цена) практически ни в чем не будут уступать титану. Дешевый же карбон скорее окажется чем-то средним между алюминием и сталью, что тоже неплохо.
Колеса
Размер колес выбирается скорее по росту, чем по каким-то другим критериям, поскольку все МТВ по умолчанию комплектуются 26-дюймовыми ободами. Увеличение диаметра достигается простым утолщением покрышек, так что повысить проходимость и высоту горного велосипеда можно будет и самостоятельно.
1. Если у Вас большой рост стоит приобрести модель на 28″ или найнер с колесами 29″;
2. Для подростков же выпускают маунтинбайки с ободами 20-24″;
3. Самые маленькие 20-дюймовки используются в велотриале.
Для велосипедных колес не менее важно, из чего и как они сделаны. В случае с МТВ от стали лучше сразу отказаться. Здесь следует отдать предпочтение двойным алюминиевым ободам и шинам с глубоким или средним протектором.
Амортизация
По типу амортизации рамы горные байки делятся на несколько основных видов:
1. Ригид – самый малопригодный вариант для маунтинбайкинга. Здесь вообще нет подвески, так что эти рамы могут использоваться только в триале.
2. Хардтейл – самый распространенный тип горных велосипедов с жестким «хвостом» и амортизированной вилкой, уменьшающей вибрационные нагрузки на руки.
3. Двухподвес – велосипед с амортизаторами на переднем и заднем колесе. Существуют еще и так называемые софт-тейлы – двухподвесы с минимальным ходом подседельного демпфера.
Выбирая модель с амортизированной передней вилкой, обратите внимание на величину ее хода – от этого будет зависеть высота препятствий, которые она сможет спокойно «проглотить». Чем сложнее трасса и агрессивнее стиль, тем больше должна быть цифра.
1. Для кросс-кантри обычно хватает 80-120 мм;
2. Для более суровых дисциплин 140-180 мм;
3. Самые длинноходовые вилки ставят на даунхилл-модели (от 200 мм и выше).
Тем, кто катается на разных трассах, стоит присмотреться к моделям амортизаторов с жесткой фиксацией LockOut. Это позволит не растрачивать силы на раскачку вилки на ровных участках. Не лишней будет и функция прелоад, то есть возможность установить «нулевую» точку хода с учетом веса седока.
Обязательно поинтересуйтесь, какой именно тип амортизаторов стоит на выбранном велосипеде. Это отразится на их работе и стоимости всего аппарата.
Популярные варианты:
1. Пружинно-эластомерные амортизаторы – не могут похвастаться особо большим ходом, но стоят дешево.
2. Масляно-пружинные – дорогие, надежные и непроблемные. Для маунтинбайка лучше не сыскать.
3. Воздушные – хорошо работают на мелких кочках, но при сильных ударах могут стравливать воздух. Для настройки требуют специального насоса, зато сами стоят относительно недорого.
4. Масляно-воздушные – компромиссный вариант, обладающий всеми достоинствами масляных амортизаторов и недостатками воздушных.
Тормоза
В горных велосипедах используются 2 вида тормозов:
1. Ободные (с колодками);
Ободные зажимают колесо с двух сторон, замедляя его вращение. Такие тормоза – одни из самых дешевых и простых в установке, но требуют частой замены колодок и не слишком надежны, особенно если колесо мокрое, грязное или обледеневшее. При деформации обода работа колодок становится и вовсе неэффективной.
К ободным относятся следующие виды тормозов:
3. V-Brake и мини V-Brake;
Диски для маунтинбайков предпочтительнее, поскольку только они способны обеспечить эффективное торможение при любых погодных условиях. В таких узлах колодки прижимаются к диску (ротору), закрепленному на оси колеса, и не контактируют с ободом.
Дисковые тормоза могут быть:
1. Механические — передают усилие на колодки с помощью тросика, прикрепленного к рукоятке на руле. Они достаточно просты в обслуживании, но время от времени требуют регулировки.
2. Гидравлические — всю работу выполняет жидкая среда, давление которой создается специальными поршнями. Это самая эффективная система, не отказывающая даже в условиях экстремальной езды. Но отрегулировать или восстановить такие тормоза «в поле» практически нереально.
Трансмиссия
Чем больше передач на горном велосипеде, тем легче спортсмену будет приспособиться к изменениям трассы: подъемам, спускам, скоростной езде по ровной местности.
1. В хорошем МТВ их количество должно быть не меньше 21;
2. Для некоторых дисциплин (вроде даунхилла) количество передач не принципиально;
3. В триал-моделях трансмиссия и вовсе может отсутствовать.
При выборе маунтинбайка важно правильно подобрать класс переключателей – в соответствии со своим стилем езды и особенностями трасс. Для городских универсалов и кросс-кантри велосипедов вполне хватит Shimano Alivio, Deore или их аналогов – SRAM X4-Х5. Но чем серьезнее нагрузки на аппарат, тем выше должен быть класс трансмиссии.
Также определитесь, с какими манетками вам будет комфортнее переключать скорости: с рычажными или поворотными. Первый вариант удобнее, хотя порой передачи могут самопроизвольно перестраиваться.
Какой горный велосипед выбрать
1. Для спусков по неезженым горам и холмам на полной скорости нужна специальная даунхилл-модель – двухподвес с тяжелой стальной или хромомолибденовой рамой и длинноходовой вилкой. Тормоза – только дисковая гидравлика.
2. Для экстрим-гонок по пересеченке берите ХС хардтейл на 26-х колесах. Ход вилки 100-150 мм – лучше, чтобы она была пружинно-масляной или масляно-воздушной с регулировкой преднагрузки. Тормоза выбирайте дисковые, а уж механические или гидравлику – решайте сами. Особое внимание уделите трансмиссии: если вы не суперпрофи, хватит и среднего класса. Но ищите велосипед с максимальным количеством скоростей – не меньше 21-24.
3. Продемонстрировать свое мастерство управления байком и освоить крутые трюки поможет МТВ для триала. Покупайте легкую модель с карбоновой или алюминиевой рамой на 20-дюймовых колесах. Тратиться на дорогие тормоза не имеет смысла – хватит и ободных V-brake колодок.
4. Если нужен велосипед, который одинаково хорошо покажет себя и в городе, и на проселочной дороге, можно купить недорогой хардтейл-универсал с блокируемой пружинно-эластомерной вилкой. Трансмиссия туристического класса – ваш потолок, брать что-то круче не имеет смысла. Тормоза тоже лучше взять ободные.
5. Для путешествий и обкатки «диких» трасс идеально подойдет МТВ-внедорожник. Это должен быть двухподвес с длинноходовой (около 180-200 мм) регулируемой вилкой и дисковыми тормозами.
Сколько стоит горный велосипед
1. Внедорожники All mountain можно найти по цене от 30 до 600 тыс. руб. Однако брать двухподвес дешевле 60 тысяч мы не рекомендуем.
2. Хорошие даунхилл-модели стоят примерно столько же – от 100 до 560 тыс. руб.
3. МТВ для триала – самые дешевые (8000-25000 рублей). Примерно столько же стоят универсалы.
4. Модели для кросс-кантри идут по цене от 25-30 до 670 тысяч.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источники:
https://vplate.ru/velosiped/ramy/
https://aktsport.ru/velosiped/preimushhestva-skladnogo-velosipeda.html
https://aktsport.ru/velosiped/otlichie-sportivnogo-velosipeda-ot-obyichnogo.html
https://vyboroved.ru/vybor/1357-kak-vybrat-gornyj-velosiped.html