Виды велотриала и требования к триальному велосипеду
Двухподвес представляет собой уникальную конструкцию, оснащённую двумя амортизаторами. Производители и эксперты отмечают, что благодаря второму амортизатору удаётся компенсировать любые неровности и повышать уровень комфорта поездки. Дополнение заднего амортизатора к раме сразу же усложняет конструкцию транспортного средства, увеличивает вес.
В последнее время производители активно предлагают софттейлы, отличающиеся уникальным дизайном и высоким уровнем комфорта. Подобные модели обладают задним амортизатором, но отличаются специальной упрощённой конструкцией. Возможно, что софттейлы разделяют все модели на два больших класса: профессиональные и массовые. Софттейлы разрешается использовать для катания в горных районах.
Отличия от хардтейлов:
- рамная конструкция выполняется абсолютно по другой схеме;
- конструкция велосипеда способна часто меняться;
- отсутствие каких-либо атрибутов, рассчитанных на повышение функциональности. Изредка используются «городские» крылья.
Виды подвесок
Внимательно изучая двухподвесы, необходимо ориентироваться на виды амортизаторов, устанавливаемых на заднее колесо. Тип используемых амортизаторов всегда определяет нюансы создаваемой рамы.
Консольные
Настоящая разновидность амортизаторов появилась самой первой. Начало выпуска относится к 1980 годам. Можно догадаться, что конструкция отличается очень простым исполнением. К тому же она предлагается по доступной цене. К сожалению, уровень надёжности оказывается чуть меньше, чем у других вариантов амортизаторов. Более того, транспортное средство ограничено минимальным ходом и велосипедист не вправе полностью погрузиться в мир активности, свободы.
Подключение основано на специальном маятнике, который устанавливается к раме по одной оси. При этом предполагается соединение маятника и амортизатора. Простая конструкция всё равно пользуется популярностью, ведь многие велосипедисты стремятся к экономии.
Важно отметить наличие частичного ограничения профильными патентами, которые не позволяют продолжить развитие амортизатора, улучшать плюсы и устранять минусы разновидности конструкции. Наличие ограниченных возможностей в доработке сумело превратиться из первоначального недостатка в преимущество, ведь именно благодаря такому факту производители начали активно предлагать новинки для почитателей активного образа жизни
Многорычажные
Большинство современных велосипедов выполняются на основе многорычажной конструкции. Настоящая разновидность идеально подходит для массового использования.
Многорычажные модели не способны быть стабильными, но при этом производители стараются предложить нечто новое и улучшить начальную основу. Доработки затрагивают уровень функциональности и особенности дизайна создаваемых велосипедов.
Конструкция предполагает обязательное соединение колеса с рамой. Для соединения используются шарниры и рычаги. Сложное исполнение системы приводит к увеличению веса, подорожанию готового транспортного средства. Ещё один нюанс — это отсутствие долговечности большинства моделей, ведь многорычажная конструкция всегда предъявляет особенные требования к выпуску транспорта.
Треугольник
Система, выполненная в формате «треугольник», является старой и дорогостоящей. Трансмиссия предполагает обязательное наличие заднего маятника, который приводит к образованию подрессоренного треугольника. Система отличается минимальной нагрузкой на используемую цепь и специальными звёздочками
Важно отметить, что отличие позволяет приспособить транспорт к серьёзным требованиям, увеличить его срок эксплуатации. Однако треугольник приводит к серьёзному увеличению веса велосипеда и постоянному техническому обслуживанию
МТБ-велоспорт: кросс-кантри, фрирайд, триал
Спортивные дисциплины на маунти-байках продолжают набирать обороты. Даже простые любители покатушек наверняка о них слышали. Если раньше МТБ-спорт носил чисто развлекательный и «дворовый» характер, то сегодня это полноценные дисциплины. Основные спортивные направления на маунти-байках:
- велосипедный триал;
- фрирайд;
- кросс-кантри.
Триал – велоспорт с использованием горного велосипеда. Родина этого направления – Испания. Зарождение триала датируется серединой 70-х годов. Сейчас этот вид спорта носит чисто европейский характер, хотя некоторая его доля есть и в нашей стране.
Особенности – экстремальная езда с препятствиями. Скорость, сноровка и смекалка – ключевые моменты дисциплины. Классические соревнования – прохождение трасс по горной местности. Новый триал – стрит-версия – трюковая езда в черте города. Включает элементы экстремальной дисциплины BMX.
Фрирайд (от Free Ride – свободное катание) – МТБ-спорт с прохождением усложненных горных трасс. Участки могут быть «неподготовленными» к сюрпризам дороги, могут иметь обрывы, развороты, груды камней, резкие подъемы/спуски, заросли и грязь. Фрирайд – это и свобода движения и знание велотрюков одновременно. Внутри направления происходит деление на классическую и лайт-версию.
Требования к велосипеду: высокая прочность рамы, комплексная амортизация и 100%-ный уровень безопасности.
Фрирайд-байк для экстремальных гонок
Кросс-кантри – прохождение трасс на скорость. Место проведения соревнований – горные трассы с дорожными препятствиями и затяжными подъемами. В отличие от фрирайда, это направление безопаснее. Благодаря этому, кантри заслужил большую популярность среди велолюбителей.
Кросс-кантри – первый велосипедный спорт МТБ, включенный в Олимпийские Игры. Разделяется на три варианта – XCO, XCM, XCE:
- классика (1 – 2-часовая гонка);
- марафон (2 – 8 часов);
- короткие гонки на выбывание, длительность – 1-2 мин.
Соревнования по кросс-кантри
Велосипед – облегченный маунти-байк. Небольшой вес рамы и навесов позволяет развивать высокую скорость. Вместе с этим конструкция должна быть исправной и прочной.
Конструкция и отличительные особенности триальных велосипедов
Велосипед
Велосипеды для велотриала бывают разных типов, основные это: Мод с колесами диаметром 20 дюймов (в основном заднее колесо диаметром 19 дюймов), Сток с колесами 26 дюймов. А еще, не так уж давно, в велотриале начали использовать байки с диаметром колес 24 дюйма.
На триальных велосипедах очень редко используется сиденье из-за его ненадобности и прибавления лишнего веса к велосипеду.
Вес велосипеда может быть от 6,5 кг до 12 кг.
Рамы для велотриала делаются из расчёта на легкость, поэтому рамы в основном делаются из алюминия, реже из карбона, и очень редко из магния или титана. Для увеличения прочности ввариваются дополнительные косынки на верхнюю и нижнюю трубу переднего треугольника рамы. Дорогие рамы делаются с множеством фрезерованных элементов в районе кареточного узла и дропаутов. В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где нагрузки меньше — тоньше. Вытягивание может быть многослойным.
На раме кареточный узел (для подшипников вала каретки) может быть двух видов:
- ISIS или Square (в зависимости от типа вала). Подшипники находятся в корпусе вместе с валом, на корпусе с обеих сторон есть резьба и шлицы, с помощью которых каретка вкручивается в кареточный узел рамы.
- Spanish Style. На вал с обеих сторон надеты подшипники, которые вместе с валом запрессовываются в кареточный узел рамы.
Рули в велотриале делятся на два основных вида по материалу изготовления- это карбон и алюминий. Так же в велотриале рули различаются по геометрии на четыре вида: флэтбар, райзер, лоурайзер, хайрайзер. На концах руля, как правило, устанавливаются (натягиваются) грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулем. Материал грипс может быть из резины или пенопрена. На руле в местах крепления выноса и тормозных ручек может быть шероховатая поверхность для устранения их проскальзывания.
Вынос
Элемент, соединяющий руль и шток вилки. Выносы бывают сварные и цельно кованные. Так же выносы могут быть разной геометрии, от 80мм*8° (80 — длина, 8 — угол подъема выноса) до 175мм*35°.
Шатуны
Шатуны есть двух типов: под шлиц (ISIS) и под квадрат (Square). В триальном велосипеде в основном фривил накручивается на шатуны, а фиксированная звезда на заднюю втулку (в отличие от обычных велосипедов). Сделано это для того, чтобы перенести больший вес велосипеда в его центр.
Педали
Педали для велотриала делаются из алюминия или магния. Педали делятся на рамки или платформы. На более дорогих педалях стоят подшипники закрытого типа, а на бюджетных — насыпные подшипники. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. На бюджетных педалях обычно стальная ось, на дорогих ось делается из титанового сплава.
Втулки
Передняя втулка
Корпус втулки выполняется из алюминия. Во втулках для велотриала применяются два закрытых промышленных, или насыпных подшипника. Втулка имеет ось толщиной 10 мм и длину оси 100 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 32 или 28 спиц, всё реже — на 36.
Задняя втулка
Корпус задней втулки также выполняется из алюминия. Задние втулки имеют ось толщиной 10 мм и длину 116 мм(на мод- байках) или 135 мм(на сток-байках) и могут держаться на раме гайками или болтами. Задние втулки различают по типу крепления к ним звезды: это может быть шлиц или резьба.
Тормоза
Тормоза бывают двух типов: гидравлические и механические. Подразделяются тормоза на ободные и дисковые. Для увеличения жесткости ободной гидравлики, на неё иногда ставят “бустер”, который не позволяет разжимать тормозу перья рамы или ноги вилки.
Обода
Обода делаются из алюминия или магния. Часто на ободах можно встретить сквозные отверстия для облегчения самого обода. Зачастую на недорогих, но подходящих по параметрам для триала ободах эти отверстия отсутствуют, поэтому, некоторые умелые райдеры, для экономии веса эти отверстия могут делать вручную с помощью подходящего инструмента. Задний обод может быть в ширину до 50 мм, а передний — до 40. Ранее часто использовались двухслойные обода, которые были довольно прочными, но в то же время тяжелыми, поэтому со временем чаще стали применять однослойные обода.
Можно ли выбрать доступную по цене модель
Внимательно изучая двухподвесные велосипеды, плюсы и минусы их конструкции, во внимание рекомендуется принять и дешёвые модели. Производители стараются использовать разнообразные варианты экономии, ведь они понимают, что далеко не каждый потенциальный покупатель готов к дорогостоящей модели
Например, предполагается возможность использования стальной рамы, которая приводит к увеличению веса транспортного средства и одновременному снижению цены. Несмотря на подобные устремления производителей, нужно отметить, что дешёвые двухподвесы не рекомендуется покупать когда-либо.
При выборе двухподвесной модели нельзя ориентироваться на стоимость ниже 1000 долларов. В противном случае выбор лучше всего остановить на хардтейле.
Отсутствие возможности экономии объясняется наличием многочисленных нюансов, которые нужно принимать во внимание для покупки качественной модели:
- качество исполнения амортизатора. Предполагается постоянная работа амортизатора со значительной нагрузкой. Более того, требования оказываются даже серьёзнее, чем у передней вилки;
- шарнирные соединения. Рама любого велосипеда в каждом случае предполагает серьёзную нагрузку, которая исходит с разных сторон и под различными углами. Если сэкономить на шарнирных соединениях, появляется риск очень быстрого разбалтывания установленных элементов конструкции. К тому же низкокачественные шарнирные соединения способны не только самостоятельно разрушаться, но и приводить к серьёзному уменьшению срока эксплуатации связанных частей, в том числе рычагов, амортизатора, трансмиссии. Попытка сэкономить приведёт к частым ремонтным мероприятиям;
- трансмиссия. Дополнительная нагрузка приходится на цепь, звёзды, переключатели. По этой причине трансмиссия должна быть качественной и гарантировать стойкость, несмотря на регулярное изменение положения конструкции и углов;
- вид рамы. В каждом случае рамная конструкция велосипеда должна создаваться только из высококачественных материалов;
- тормоза. Большинство моделей может похвастаться наличием системы V-brake и дисковыми тормозами.
Если же ориентироваться на вышеперечисленные нюансы, можно убедиться в том, что велосипед двухподвес чаще всего стоит 1500–2000 долларов.
Выбор велосипеда в зависимости от дисциплины
Все представленные в продаже модели велосипедов можно поделить на несколько категорий: для стрит-триала и для технического триала.
Модели для стрит-триала очень прочные и тяжелые. Многие из них оборудованы седлами. Велосипеды имеют слегка приподнятые перья, что делает их более маневренными и легкоуправляемыми. Одновременно с этим выполнять трюки через заднее колесо на таких моделях достаточно сложно. Диаметр колес составляет 24 и 26 дюймов. Лучше выбирать модели с 26-ти дюймовыми колесами. Они имеют отличную верткость.
Велосипеды для технического триала считаются классикой жанра. Они имеют колеса в 26, 24 и 20 дюймов. Современные модели для технического триала имеют высокий подъем каретки и обладают очень короткими перьями. Такие технические характеристики позволяют спортсменам достаточно комфортно балансировать на заднем колесе и выполнять различного уровня сложности трюки. Стоит отметить, что большинство триальных трюков выполняется непосредственно на заднем колесе велосипеда.
Рама на велосипеде для триала очень низкая, поэтому при очередном затягивании спортсмены очень легко вжимаются в байк. Что касается угла рулевого стакана, а также длины рамы, то они варьируются в зависимости от компании-производителя. Благодаря большому разнообразию предлагаемых вариантов каждый спортсмен может подобрать модель в зависимости от собственных предпочтений и используемой техники катания. Весят велосипеды для технического триала много, учитывая, что сами рамы моделей достаточно тяжелые. Для того, чтобы снизить вес байка, производители используют дриленные ободья, а также убирают из конструкции лишние элементы. Например, велосипед для велотриала часто лишен седел или переключателей.
С каждым годом разница между техническим триалом и стрит-триалом увеличивается. Технический триал является достаточно статичным видом спорта. А вот стрит-триал – экспрессивная и динамичная дисциплина.
Разнообразие трасс
В целом треки классифицируются в зависимости от характера препятствий:
- стрит – городские элементы в виде лавочек, ступенек, парапетов, перил.
- трассы по пересеченной местности – лесные дорожки с камнями, бревнами и ямами;
- специальные искусственные трассы – созданы человеком конкретно для соревнований и считаются самыми предсказуемыми для райдеров.
Последний вид имеет два подвида, определяющих задачи, поставленные перед гонщиком:
- спортивная трасса, содержащая до десяти секций. Ее нужно преодолеть за минимальное количество времени, не помогая себе ногами. Как правило, их для зрелищности делают очень сложными и узкими и мало кто может похвастаться отсутствием штрафных баллов. Для постройки организаторы применяют различные материалы: покрышки от грузовиков, бочки, бетонные блоки. Спортсмену понадобится хорошее чувство равновесия и холодный расчет.
- Трюковая трасса. Рассчитана на демонстрацию триалистом своей техники. Это наиболее зрелищное мероприятие, поэтому его еще называют «цирковым» триалом. Порой, зрителям кажется, что гонщики парят в невесомости. Все это дается не просто и до выступления райдер годами проводит интенсивные тренировки.
Чем отличаются виды триальных велосипедов?
Отличия мода от стока в том, что:
Мод динамичнее и резче, легче «рвёт с места», при этом промахивается в точности, из-за маленьких колёс, например, при запрыгивании на узкий бордюр.
По физическим характеристикам мод более жёсток и крепок, его козырем является большая «вертлявость», он короче.
Так как его высота всё-таки меньше, то пределом прыжков вверх для средне развитого любителя является барьер в 140 см, с другой стороны, так как сток тяжелее, то ещё неизвестно, кто осилит большую высоту.
Из-за маленьких колёс он медленнее на прямых отрезках траектории, чем сток.
Так как колёса мода маленькие, то вероятность повредить каретку с рамой и звездой больше, поэтому на них ставят бэшгард – специальную пластинку под узлом каретки (на фото велосипед, естественно, повёрнут вверх ногами), виден бывалый бэшгард, его поверхность красноречиво доказывает, что установка этой детали далеко не лишняя.
На моде лучше контроль, если велосипед заносит вбок, и вообще все трюки выполняются с меньшей затратой сил, чем на стоке.
На сток-байке есть переключение передач (только заднее) и колёса в 26 дюймов. Кроме того, есть рокринг, иногда достаточно устрашающего брутального вида.
Cток как бы несколько массивнее, при этом с большим колесом точность выполнения трюков повышается. Но обучаться всё-таки лучше на моде, так как из-за «вертлявости» и маленьких колёс на нём труднее держать равновесие.
У стока легче накат, не нужно постоянно «вкручивать» педали.
На стоке легче держать равновесие.
В заключение хочется сказать, что если вам по душе свобода, которую вы обретаете с велосипедом, мобильность, смена окружающего ландшафта, возможность именно кататься на велосипеде, подставив лицо встречному ветру, спускаясь с холма к реке, и с болью в сердце вы воспринимаете каждую веточку, попавшую между спиц, – то велосипедный триал не для вас, и вообще, это занятие как способ время препровождения вам не подходит.
Если же вы часами готовы «крутиться» на пятачке, прыгать на горячем, раскалённом летним солнцем асфальте, добиваясь равновесия, выполнять прыжки, развороты, рисковать велосипедом и своими суставами и чувствовать непередаваемое ощущение, когда ваше тело и велосипед становится единым, идеально послушным инструментом в ваших руках, то стрит-триал – ваша стихия. Но если вас тянет лихо проехать по бурелому, зацепляя звёздочкой поваленные стволы, разрывая их до «мяса», – тогда ваша стихия не «стрит», а настоящая триальная трасса. И здесь нужен будет стоковый велосипед.
Виды велотриала
В зависимости от условий, при которых проводится демонстрация манёвренных трюков райдеров, можно разделить этот вид спорта на некоторые типы:
- спортивные состязания, проводимые на искусственно созданных трассах, снабжённых различными препятствиями;
- триал, осуществляемый на пересечённой местности, где присутствуют любые природные препоны для передвижения;
- стрит катают в условиях городской среды. Это микс классики велотриала и парковых дисциплин.
Главным принципом этого вида экстремального велоспорта является недопущение физического контакта велотриалиста с барьерами. Участник соревнований также не должен касаться ногами земли. Трюковой и спортивный велотриал требуют от спортсмена полного слияния с байком, хорошего чувства равновесия и точного просчёта деталей исполнения в зависимости от препятствий на местности. Потраченное время на оттачивание мастерства окупается полученными в итоге навыками и несомненным восторгом зрителей.
В последнее время велотриал стал очень популярен, и вместе с привычными ответвлениями стремительно набирает обороты развитие стрит-триала. Этот молодой стиль катания, ставший широко известным благодаря Дэнни Макаскиллу, подразумевает преодоление препятствий по городской местности. Симбиоз классического велотриала и свободного катания требует от конструкции велосипеда немного иной геометрии, потому как, помимо осуществления спортсменом борьбы с преградами, байк должен способствовать комфортному преодолению расстояний.
Соревнование по велотриалу
Виды дорожек для велосипедистов
Велодорожки обеспечивают более комфортное, быстрое и безопасное передвижение для велосипедистов
Количество велосипедистов возрастает, велодвижение в России развивается и правительство не может игнорировать такие изменения, поэтому отдельные места для передвижения на велосипеде медленно, но регулярно появляются. Такие дорожные элементы существуют в трёх вариантах, каждый из которых достоин внимания.
Выделенная полоса на проезжей части
В этом случае для дорожки выделяется отдельный участок дороги, который отделён от проезжей части. С одной стороны участок дороги для велосипедистов отделён бордюром, а с другой стороны имеется сплошная линия дорожной разметки. О наличии такого элемента дорожной инфраструктуры свидетельствует соответствующий знак ПДД с изображением велосипеда. Пересечение этой линии запрещено для автомобилистов и мотоциклистов.
Велодорожка такого типа обладает рядом преимуществ:
- передвижение велосипедиста становится более безопасным, если сравнивать с вынужденным движением по общей дороге;
- наличие чёткого приоритета во время прямого проезда через перекрёсток;
- уменьшение количества припаркованного автотранспорта, поскольку оставлять машину и мотоцикл на этом участке дороги запрещено.
Правда, не все водители уважительно относятся к этому правилу и обращают внимание на соответствующий знак, преграждая таким образом путь велосипедисту. В этом случае владелец велосипеда вынужден продолжать своё движение по проезжей части, нарушая ПДД и подвергая свою жизнь опасности
При возникновении такой ситуации необходимо держаться правее, насколько это возможно, уступая дорогу велосипедистам, которые норовят обогнать. При необходимости проезда перекрёстка осуществлять поворот можно в двух направлениях: прямо и направо. Это касается даже двухполосных дорог. Всё время требуется следить за дорожной обстановкой, фиксируя каждый знак и светофор.
Велодорожка такого типа является не лучшим вариантом для велосипедиста, поскольку не может обеспечить должной безопасности во время передвижения. Использование таких дорожек больше подходит в качестве промежуточного варианта, но не основного. Хотя появление таких элементов на российских дорогах уже является большим достижением.
Знак для определения такого элемента размещается непосредственно над дорожкой. При этом также необходимо ещё одно обозначение, которое предупреждает о наличии дополнительной полосы движения (8.14).
Велосипед с мотором от бензопилы: делаем быстро своими руками
Загоревшись идеей, сделать велосипед с мотором от бензопилы, можно действительно создать что-то необыкновенное и уникальное. Правда, придется заранее настроить себя на терпение, ведь изготовить такой транспорт за считанные минуты не получится. Итак, как собрать велосипед с мотором?
Зачем велосипеду мотор
Естественно, что со временем любому велосипедисту хочется дать отдых мышцам ног, и они задумываются об оснащении своего любимого транспорта мотором. Просто крутить педали — это уже в прошлом. Если велосипедист уже в возрасте, отправляться на дальние расстояния без мотора, уже неудобно и дискомфортно.
Велосипед с мотором
Когда спрашиваешь у мастеров, зачем им такой транспорт, ведь можно просто купить скутер или мопед, они отвечают, что понять и ощутить всю радость самодельной конструкции можно только в процессе.
Кроме того, мопед или скутер был бы неудобен, к примеру, для женщины. А тут все просто. Женщина сможет легко оседлать такого коня и отправиться по своим делам.
Велосипед и бензопила — где связь?
Как и говорилось выше, мотор от обычной бензопилы идеально подойдет для оснащения им велосипеда. Как же собрать, установить данный агрегат на велосипед, производитель которого заранее не подумал об этом? Попробуем расставить все точки над “i”.
Оптимальная мощность мотора
Двигатель от бензопилы имеет мощность, равную 1,5 лошадок. И не удивительно, что некоторым велосипедистам кажется, якобы такой слабый мотор даже не сможет сдвинуть велосипед покрупнее с места.
К примеру, есть велосипеды, которые весят, вместе с седоком мужчиной средних лет на них, почти 100 кг. Оказывается, беспокоиться не стоит. И такой груз мотор от бензопилы осилит.
Велосипед разгонится легко и наберет спокойно скорость в 30-40 км/ч, что для велосипеда вполне нормально.
Мотор от бензопилы на велосипеде
Разгон
Правда, разгон не назвать быстрым. Все будет происходить довольно медленно, но комфортной езде это никак не помешает. Кроме того, велосипедист и его близкие не почувствуют тошнотворного запаха бензина, и такой велосипед, как обычно, можно без опаски хранить у себя в квартире.
Некоторые велосипедисты не желают слушать громкий шум, который издает мотор бензопилы, но с этим уже ничего не сделать. Придется смириться с характерным треском, какую издает бензопила, и шумом во время движения.
Крепление мотора
Это уже будет, скорее не велосипед с мотором от бензопилы, а настоящий мопед. Силовой агрегат будет установлен прямо над рамой и крепится под седлом. Его получится хорошо и прочно зафиксировать, если сделать самодельный хомут из какой-либо металлической пластины.
Есть и другой вариант — купить их готовыми
Такие хомуты оснащены перфорацией, регулирующей высоту размещения мотора, но это уже не так важно
Втулка
Специальные шайбы и винты будут отвечать за крепление втулки. Сама втулка предназначена для осуществления натяжения ремня от двигателя. Такие втулки бывают разные, вернее диаметр у них различный.
Все зависит от размера колес вашего велосипеда. Если колеса огромные, то приобретается втулка под 28-дюймовые. Интересно, что внутри таких втулок есть прорезиненная поверхность.
Как вам такой мопед?
Надо помнить, что и ремень привода подбирается в зависимости от того, каков диаметр втулки
Кроме того, важно знать, что втулка крепится всегда ровно и без перекосов. В противном случае, ни о какой нормальной работе велосипеда с мотором от бензопилы думать не приходится
Рычаг газа
Педаль акселерата — это рычаг в данном случае, каким и должен быть мопед такого вида. За управление рычага отвечает тросик, регулирующий угол заслонки. Рычаг полностью напоминает составляющую тормоза велосипеда. Это дает преимущество, заключенное в том, что газовать можно будет, не поворачивая ручку, как требует мопед, а просто нажимая на него, как требуют бензопилы.
Тросик рычага рекомендуется проводить к ручке управления тормоза велосипеда. От самих тормозов придется избавляться. Они в данном случае будут совсем некстати, ведь учитывая малый вес такого транспорта, при нажатии на тормоза, на скорости, велосипедист обязательно сделает сальто вперед и может себе что-то повредить.
С другой стороны, продавцы веломоторов предлагают специальный рычаг, крепящийся на руле, но здесь уже каждый решает в зависимости от индивидуальных предпочтений.
Промышленные подшипники
Состоят из двух колец, тел качения (шарики, различной величины) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение.
Срок службы при не экстремальных нагрузках (экстремальные виды спорта, ударные нагрузки) состовляет 20000-30000 км. Люфты на таких подшипниках возникают только при изношенных подшипниках. Если возник люфт — меняйте подшипник. Никаких регулировок практически не требуется. Минусом при замене данных подшипников является запрессовка и выпрессовка подшипника.
Такие подшипники ко всему вышесказанному отличаются очень хорошим накатом колес, когда насыпные не всегда. Нагрев такого подшипника при поездках на большие расстояния (более 50 км за одну поездку) минимален в отличии от подшипников качения. Конструкция подшипника сводит к нулю возможность температурного заклинивания.
Насыпные подшипники
- Представляют собой набор (определенное количество) шариков, размещенных внутри втулки колеса в специальном расточенном желобке (канавке), по которому они прокручиваясь и перекатываясь создают опору при качении с наименьшим сопротивлением.
- В отличие от пром подшипников, насыпные имеют меньшую стоимость. Но, они требуют своевременной переборки (чистки, смазки), т.к. насыпной подшипник защищен менее, чем промышленный, и подвержен засорению грязью, действию влаги. Процедура перебора не такая уж и сложная.
- Самым трудным во всем этом деле может стать отвинчивание гаек, так как они могут прикипеть капитально (перед отвинчиванием желательно промочить резьбы в ВД40 или еще чем подобным), а так же настройка затяжки тех самых конусов. Т.к. если конус перетянуть, то ход колеса будет тяжелым, если недотянуть, то будет люфт, который разобъет втулку и выбъет ее из строя.
В итоге: промышленный подшипник дороже, накатистый, практически не требует ухода (если износился, то только замена), не требует регулировки. Предназначен для всех стилей езды (благодаря прочной конструкции).
Подшипники скольжения
- Простые подшипники, которые широко применяющиеся в тех узлах, которые не испытывают сильных нагрузок и ударов и в узлах, где нет требования к люфту. Конструкция такого подшипника представляет собой пару трущихся материалов, у которых низкий коэффициент трения (сталь/бронза, металл-полиэтилен и другие).
- Со временем, материал, который мягче истирается и возникает люфт и деталь требует замены (как правило ее конструкция предусматривает замену). Подшипники скольжения используются в конструкциях недорогих педалей, и роликов заднего переключателя.
- Такие подшипники требуют регулярной переборки и замену изношенных элементов.
Мотор с триммера на велосипед и самокат — пошаговая инструкция
Человек всегда пытается облегчить себе жизнь и сконструировать из подручных средств что-нибудь новое. То, что поможет ему тратить меньше сил и энергии на выполнение ежедневных дел.
К подобным изобретениям смело можно отнести самодельные мотовелосипед и мотосамокат.
Если у Вас под рукой есть мотор от бензокосы и запчасти (или целый) велосипед/самокат – почему бы не дать им новую жизнь? О том, как собрать самокат и велосипед с мотором от триммера, мы расскажем Вам в этой статье.
Как из триммера сделать мотовелосипед своими руками?
Сделать мотовелосипед своими руками из бензокосы не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. Для начала определите, какой мощности двигатель на триммере. Он должен быть мощностью не менее 2 лошадиных сил. В противном случае будущий агрегат не сможет проехать большое расстояние, а то и вовсе не двинется с места.
Следующий этап – конструирование привода. Для этого нужно будет сделать ведущий шкив (прикрепленный на мотор), ведомый шкив и специальную раму для двигателя. Ремень, передающий вращательный момент, рекомендуется подбирать в конце сборки, исходя из размеров всей конструкции.
Установить двигатель от триммера на велосипед можно изготовив специальную небольшую раму из подручных металлических обрезков. Второй момент – крепление этой конструкции к велосипеду. Оно должно быть надежным и одновременно удобным в плане технического обслуживания. Данная подвеска должна надежно крепится, быть устойчивой к вибрации и, желательно, быстро и легко отсоединятся.
Есть два варианта крепления:
- крепление болтами;
- крепление сваркой.
Каждый способ имеет свои плюсы и недостатки. Учтите все особенности своей техники и условий ее эксплуатации, и отталкивайтесь от этих данных, выбирая вариант крепления.
Дополнительно не забудьте прикрепить такие детали, как небольшой бак для топлива, выхлопная труба. Не лишней также будет установка дополнительного тормоза, поскольку велосипед с двигателем от триммера будет намного быстрее и мощнее обычного.
Предлагаем Вам также ознакомиться с видео, на котором показано процесс конструирования мотовелосипеда из триммера:
Самокат с мотором от триммера своими руками?
Самодельный мотосамокат с двигателем от триммера – отличный домашний транспорт для развлечений, поездок на небольшое расстояние вне проезжей части (на тротуарах и парковых дорожках, например).
Исходя из особенностей данного вида транспорта, он будет иметь такие технические характеристики:
- сможет развивать небольшую скорость (не более 40 км/час);
- маленький диаметр колес будет причиной небольшой устойчивости, что чревато заносам мотосамоката;
- такая техника не предназначена для больших нагрузок и перевозки тяжестей;
- доверять детям такую «игрушку» без присмотра взрослых не стоит.
Сам процесс сборки осуществляется относительно просто. Для начала найдите старый самокат (при отсутствии такового – можно сварить похожую раму самостоятельно). Если же Вы берете уже собранный ненужный самокат – уместно усилить его раму квадратным металлопрофилем 15 мм.
Далее следует подобрать подходящие колеса. Они должны быть небольшого диаметра, но достаточно широкими и устойчивыми. Идеально подойдут колеса от садовой тележки или от машинки картинга.
Передавать мощность с мотора на заднее колесо будет цепная передача. Для этого нужно изготовить редуктор. Это самый сложный этап конструирования. Велосипедную шестерню нужно закрепить на муфту мотора бензокосы.
Далее нужно соединить вторую велосипедную звездочку с переходной ступицей, которая в свою очередь должна быть посажена на вал, а вал – на подшипники.
Крепление второй звездочки и тормозной колодки осуществляется при помощи еще одной ступицы на неподвижном валу. Тормозные и газовые ручки и тросики можно переустановить с мопеда или купить в автомагазине.
Велотриал
Велотриал (англ. bike trials ) — дисциплина маунтинбайка, заключающаяся в преодолении препятствий на велосипедe (см. Приёмы велотриала). Препятствия могут быть самыми разными, естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и т. д. Главной целью является преодоление серии препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела.
Велосипедный триал зародился в конце 70-х — начале 80-х годов в Испании. Мототриалисты стали создавать специальные велосипеды, чтобы на них тренировались дети, но вскоре велотриал стал самостоятельным видом спорта. Он начал стремительно развиваться, проводились соревнования. Первой компанией, выпускающей велосипеды для триала была Montesa, ныне называемая Monty. Главными центрами триала стали США и Испания, техника и стили преодоления препятствий которых во многом отличались.
На сегодняшний день велотриал — довольно известный вид экстремального спорта. Проводятся крупные мировые соревнования. Сейчас основные центры триала — Франция, Испания, Англия, Бельгия, Швейцария, Германия и некоторые другие страны Европы. В последнее время триал становится все популярнее, уровень спортсменов растет всё быстрее и ставятся немыслимые рекорды: прыжок с места через планку на высоте 142 см [1] и многие другие.
Стоит отметить, на сегодняшний день велосипедный триал, как вид спорта, существенно эволюционирует. Наряду с классическим велотриалом популярность начинает набирать особенное направление — стрит-триал. Под этим стилем катания подразумевается трюковое катание в городе, сочетающее в себе основы классического триала и парковых экстремальных дисциплин. Наиболее ярким представителем стрит-триала нашего поколения можно считать английского спортсмена Дэнни Макаскилла, ключевым образом повлиявшего на развитие данного вида спорта.
Содержание
Конструкция и отличительные особенности триальных велосипедов
Велосипед
Велосипеды для велотриала бывают разных типов, основные это: Мод с колесами диаметром 20 дюймов (в основном заднее колесо диаметром 19 дюймов), Сток с колесами 26 дюймов. А еще, не так уж давно, в велотриале начали использовать байки с диаметром колес 24 дюйма.
На триальных велосипедах очень редко используется сиденье из-за его ненадобности и прибавления лишнего веса к велосипеду.
Вес велосипеда может быть от 6,5 кг до 12 кг.
Рамы для велотриала делаются из расчёта на легкость, поэтому рамы в основном делаются из алюминия, реже из карбона, и очень редко из магния или титана. Для увеличения прочности ввариваются дополнительные косынки на верхнюю и нижнюю трубу переднего треугольника рамы. Дорогие рамы делаются с множеством фрезерованных элементов в районе кареточного узла и дропаутов. В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где нагрузки меньше — тоньше. Вытягивание может быть многослойным.
На раме кареточный узел (для подшипников вала каретки) может быть двух видов:
- ISIS или Square (в зависимости от типа вала). Подшипники находятся в корпусе вместе с валом, на корпусе с обеих сторон есть резьба и шлицы, с помощью которых каретка вкручивается в кареточный узел рамы.
- Spanish Style. На вал с обеих сторон надеты подшипники, которые вместе с валом запрессовываются в кареточный узел рамы.
Рули в велотриале делятся на два основных вида по материалу изготовления- это карбон и алюминий. Так же в велотриале рули различаются по геометрии на четыре вида: флэтбар, райзер, лоурайзер, хайрайзер. На концах руля, как правило, устанавливаются (натягиваются) грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулем. Материал грипс может быть из резины или пенопрена. На руле в местах крепления выноса и тормозных ручек может быть шероховатая поверхность для устранения их проскальзывания.
Вынос
Элемент, соединяющий руль и шток вилки. Выносы бывают сварные и цельно кованные. Так же выносы могут быть разной геометрии, от 80мм*8° (80 — длина, 8 — угол подъема выноса) до 175мм*35°.
Шатуны
Шатуны есть двух типов: под шлиц (ISIS) и под квадрат (Square). В триальном велосипеде в основном фривил накручивается на шатуны, а фиксированная звезда на заднюю втулку (в отличие от обычных велосипедов). Сделано это для того, чтобы перенести больший вес велосипеда в его центр.
Педали
Педали для велотриала делаются из алюминия или магния. Педали делятся на рамки или платформы. На более дорогих педалях стоят подшипники закрытого типа, а на бюджетных — насыпные подшипники. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. На бюджетных педалях обычно стальная ось, на дорогих ось делается из титанового сплава.
Втулки
Передняя втулка
Корпус втулки выполняется из алюминия. Во втулках для велотриала применяются два закрытых промышленных, или насыпных подшипника. Втулка имеет ось толщиной 10 мм и длину оси 100 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 32 или 28 спиц, всё реже — на 36.
Задняя втулка
Корпус задней втулки также выполняется из алюминия. Задние втулки имеют ось толщиной 10 мм и длину 116 мм(на мод- байках) или 135 мм(на сток-байках) и могут держаться на раме гайками или болтами. Задние втулки различают по типу крепления к ним звезды: это может быть шлиц или резьба.
Тормоза
Тормоза бывают двух типов: гидравлические и механические. Подразделяются тормоза на ободные и дисковые. Для увеличения жесткости ободной гидравлики, на неё иногда ставят «бустер», который не позволяет разжимать тормозу перья рамы или ноги вилки.
Обода
Обода делаются из алюминия или магния. Часто на ободах можно встретить сквозные отверстия для облегчения самого обода. Зачастую на недорогих, но подходящих по параметрам для триала ободах эти отверстия отсутствуют, поэтому, некоторые умелые райдеры, для экономии веса эти отверстия могут делать вручную с помощью подходящего инструмента. Задний обод может быть в ширину до 50 мм, а передний — до 40. Ранее часто использовались двухслойные обода, которые были довольно прочными, но в то же время тяжелыми, поэтому со временем чаще стали применять однослойные обода.
Испытание духа. Зачем нужно развивать велотриал в Смоленске
В конце июля в Смоленске прошел чемпионат России по маунтинбайку «Триал командный-26», благодаря которому многие смоляне впервые услышали о таком виде спорта, как велотриал. А ведь история смоленского триала насчитывает уже не один год и наши спортсмены регулярно оказываются на пьедестале почета крупных соревнований. О том, как развивался велотриал в Смоленске и с какими проблемами приходится сталкиваться спортсменам сегодня, «АиФ-Смоленск» рассказал один из родоначальников велотриала в Смоленске, призер Кубка России по велотриалу, Чемпион России по велотриалу, вице-президент федерации велосипедного спорта смоленской области, спортсмен и тренер Дмитрий Вавилкин.
«Чиновникам наплевать»
Анастасия Голикова, «АиФ-Смоленск»: Если говорить о прошедшем чемпионате России: как долго велась подготовка к нему? С какими трудностями организаторам пришлось столкнуться?
Дмитрий Вавилкин: Подготовка к чемпионату началась примерно за полтора года до самих соревнований с предложения Федерации велосипедного спорта России провести соревнования по велотриалу именно в Смоленске. Мы подумали и решили, что это отличная возможность популяризировать этот вид спорта в нашем регионе и привлечь молодежь к здоровому образу жизни. Так что мы подали заявку и приступили к подготовке. Конечно, было непросто, ведь это первое мероприятие такого уровня в Смоленске, которое полностью соответствовало всем требованиям Федерации велосипедного спорта России. Этот чемпионат задал определенную планку организации подобных соревнований по велотриалу по всей стране; многие участники и тренеры отмечали, что смоленские состязания можно было вполне сравнить с этапами чемпионата Европы.
Да, в процессе подготовки к чемпионату нам пришлось столкнуться со многими проблемами: практически с нуля создать площадку для соревнований (в этом нам помогали специалисты из Курска и Ростова), обучить волонтеров и судий. При этом мы не получили никакой поддержки со стороны официальных лиц города Смоленска, которые по большому счету просто отмахнулись от соревнований. Что лишний раз подтверждает: людям, которые призваны развивать спорт, зачастую глубоко на него наплевать.
Без травм
— Помимо тренировок и участия в соревнованиях вы занимаетесь воспитанием юных спортсменов. Каково работать с детьми?
— С детьми очень интересно, особенно когда видишь в их глазах блеск, желание заниматься, стремление побеждать – это здорово. Как тренер, я понимаю, что где-то через детей могу реализовать то, чего в свое время не смог добиться сам. Ведь раньше не было таких велосипедов, как сейчас, не было специальной литературы. Мы начинали заниматься велотриалом сами, путем проб и ошибок. И сейчас тот путь, что мы проходили за многие годы, дети проходят за месяц-два. До каждого трюка, до каждого движения я доходил сам, я знаю его основу и потому сейчас могу передать его уже в готовом виде. Поэтому для меня тренерская деятельность, общение с детьми, которые жаждут заниматься и у них получается, – это прекрасно.
— Но многих родителей, которые хотели бы отдать ребёнка в спорт, велотриал, как разновидность экстремальных видов, может напугать возможными травмами. Что можно сказать по этому поводу?
— По этому поводу можно сказать очень много, но на самом деле велотриал по травмоопасности, если говорить об экстремальных видах спорта, самый безопасный. Но тут следует оговориться: заниматься триалом нужно с тренером. Ведь начинающий спортсмен, глядя на выступление велотриалиста, видит результат, например, те же прыжки на заднем колесе. Да, это все круто и красиво, и тут же хочется взять велосипед и самому начать прыгать точно так же. В этом виде спорта так не получится, необходимы определенные подводящие упражнения. Если делать все постепенно, под присмотром тренера, то и травм практически не будет. Мне нравится, что в триале спортсмен четко контролирует каждую ситуацию, каждый прыжок, каждое движение. Конечно, бывают ссадины, ушибы, без этого никуда. Но за всю мою карьеру у меня не было ни одной серьёзной травмы, которую бы я получил, занимаясь велотриалом. Да и за всю историю существования велотриала серьезных травм у спортсменов не было.
«Без сложностей не бывает побед»
— Неужели у смоленского велотриала совсем нет проблем?
— Есть определенные задачи и определенные факторы, которые нам необходимо решать и преодолевать. Прежде всего, конечно, нежелание со стороны официальных лиц содействовать развитию смоленского велотриала. В связи с этим отдельную благодарность хотелось бы выразить ректору Смоленской академии спорта Георгию Грецу. С его помощью нам удалось буквально вдохнуть в смоленский велотриал вторую жизнь. Он предоставил нам хорошее помещение для проведения занятий и оборудовал крытую площадку, на которой ребята могут тренироваться круглый год. Такой возможности у большинства команд в нашей стране нет, даже у москвичей. Появились дети, которые хотят заниматься велотриалом и, главное, у которых это получается: практически на всех соревнованиях, где выступают смоленские ребята, они занимают призовые места. Да, в настоящий момент в нашей стране велотриал – это полупрофессиональный спорт, во многом из-за того, что очень мало есть спортсменов-профессионалов. Так что наша основная задача – развивать и развивать этот вид спорта дальше, делая всё для того, чтобы вывести наших ребят на профессиональный уровень.
Как известно, само слово «триал» переводится как «испытание». И это действительно спорт для сильных не только телом, но и духом людей. Потому что в триале бывает очень сложно, но без сложностей не бывает побед, тех побед, которым мы действительно радуемся, которые ценим и от которых слёзы наворачиваются на глаза, когда стоишь на пьедестале. Для того чтобы дать толчок развитию велотриала в России, нам нужен спортсмен, который займёт призовое место на чемпионате мира. Быть может, хоть тогда наши чиновники увидят для себя выгоду этого вида спорта и начнут вкладывать средства в его развитие.
Велотриал
Велотриал (англ. bike trials ) — дисциплина маунтинбайка, заключающаяся в преодолении препятствий на велосипедe (см. Приёмы велотриала). Препятствия могут быть самыми разными, естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и т. д. Главной целью является преодоление серии препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела.
Велосипедный триал зародился в конце 70-х — начале 80-х годов в Испании. Мототриалисты стали создавать специальные велосипеды, чтобы на них тренировались дети, но вскоре велотриал стал самостоятельным видом спорта. Он начал стремительно развиваться, проводились соревнования. Первой компанией, выпускающей велосипеды для триала была Montesa, ныне называемая Monty. Главными центрами триала стали США и Испания, техника и стили преодоления препятствий которых во многом отличались.
На сегодняшний день велотриал — довольно известный вид экстремального спорта. Проводятся крупные мировые соревнования. Сейчас основные центры триала — Франция, Испания, Англия, Бельгия, Швейцария, Германия и некоторые другие страны Европы. В последнее время триал становится все популярнее, уровень спортсменов растет всё быстрее и ставятся немыслимые рекорды: прыжок с места через планку на высоте 142 см [1] и многие другие.
Стоит отметить, на сегодняшний день велосипедный триал, как вид спорта, существенно эволюционирует. Наряду с классическим велотриалом популярность начинает набирать особенное направление — стрит-триал. Под этим стилем катания подразумевается трюковое катание в городе, сочетающее в себе основы классического триала и парковых экстремальных дисциплин. Наиболее ярким представителем стрит-триала нашего поколения можно считать английского спортсмена Дэнни Макаскилла, ключевым образом повлиявшего на развитие данного вида спорта.
Содержание
Конструкция и отличительные особенности триальных велосипедов
Велосипед
Велосипеды для велотриала бывают разных типов, основные это: Мод с колесами диаметром 20 дюймов (в основном заднее колесо диаметром 19 дюймов), Сток с колесами 26 дюймов. А еще, не так уж давно, в велотриале начали использовать байки с диаметром колес 24 дюйма.
На триальных велосипедах очень редко используется сиденье из-за его ненадобности и прибавления лишнего веса к велосипеду.
Вес велосипеда может быть от 6,5 кг до 12 кг.
Рамы для велотриала делаются из расчёта на легкость, поэтому рамы в основном делаются из алюминия, реже из карбона, и очень редко из магния или титана. Для увеличения прочности ввариваются дополнительные косынки на верхнюю и нижнюю трубу переднего треугольника рамы. Дорогие рамы делаются с множеством фрезерованных элементов в районе кареточного узла и дропаутов. В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где нагрузки меньше — тоньше. Вытягивание может быть многослойным.
На раме кареточный узел (для подшипников вала каретки) может быть двух видов:
- ISIS или Square (в зависимости от типа вала). Подшипники находятся в корпусе вместе с валом, на корпусе с обеих сторон есть резьба и шлицы, с помощью которых каретка вкручивается в кареточный узел рамы.
- Spanish Style. На вал с обеих сторон надеты подшипники, которые вместе с валом запрессовываются в кареточный узел рамы.
Рули в велотриале делятся на два основных вида по материалу изготовления- это карбон и алюминий. Так же в велотриале рули различаются по геометрии на четыре вида: флэтбар, райзер, лоурайзер, хайрайзер. На концах руля, как правило, устанавливаются (натягиваются) грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулем. Материал грипс может быть из резины или пенопрена. На руле в местах крепления выноса и тормозных ручек может быть шероховатая поверхность для устранения их проскальзывания.
Вынос
Элемент, соединяющий руль и шток вилки. Выносы бывают сварные и цельно кованные. Так же выносы могут быть разной геометрии, от 80мм*8° (80 — длина, 8 — угол подъема выноса) до 175мм*35°.
Шатуны
Шатуны есть двух типов: под шлиц (ISIS) и под квадрат (Square). В триальном велосипеде в основном фривил накручивается на шатуны, а фиксированная звезда на заднюю втулку (в отличие от обычных велосипедов). Сделано это для того, чтобы перенести больший вес велосипеда в его центр.
Педали
Педали для велотриала делаются из алюминия или магния. Педали делятся на рамки или платформы. На более дорогих педалях стоят подшипники закрытого типа, а на бюджетных — насыпные подшипники. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. На бюджетных педалях обычно стальная ось, на дорогих ось делается из титанового сплава.
Втулки
Передняя втулка
Корпус втулки выполняется из алюминия. Во втулках для велотриала применяются два закрытых промышленных, или насыпных подшипника. Втулка имеет ось толщиной 10 мм и длину оси 100 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 32 или 28 спиц, всё реже — на 36.
Задняя втулка
Корпус задней втулки также выполняется из алюминия. Задние втулки имеют ось толщиной 10 мм и длину 116 мм(на мод- байках) или 135 мм(на сток-байках) и могут держаться на раме гайками или болтами. Задние втулки различают по типу крепления к ним звезды: это может быть шлиц или резьба.
Тормоза
Тормоза бывают двух типов: гидравлические и механические. Подразделяются тормоза на ободные и дисковые. Для увеличения жесткости ободной гидравлики, на неё иногда ставят «бустер», который не позволяет разжимать тормозу перья рамы или ноги вилки.
Обода
Обода делаются из алюминия или магния. Часто на ободах можно встретить сквозные отверстия для облегчения самого обода. Зачастую на недорогих, но подходящих по параметрам для триала ободах эти отверстия отсутствуют, поэтому, некоторые умелые райдеры, для экономии веса эти отверстия могут делать вручную с помощью подходящего инструмента. Задний обод может быть в ширину до 50 мм, а передний — до 40. Ранее часто использовались двухслойные обода, которые были довольно прочными, но в то же время тяжелыми, поэтому со временем чаще стали применять однослойные обода.
Источники:
https://krutipedaly.ru/vidy-velotriala-i-trebovania-k-trialnomu-velosipedu/
https://wiki.cologne/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB
https://smol.aif.ru/sport/persona/1311007
https://wiki.moda/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB