Причуда или необходимость? Национальные особенности московских велодорожек
Выделенные полосы для велосипедов появились не так давно и вызвали противоречивую реакцию в обществе. Одни положительно отнеслись к начинанию московских властей, другие посчитали это столичной причудой. АиФ.ru рассказывает о настоящем, прошлом и будущем московских велодорожек.
Что такое велодорожка?
Для начала нужно разобраться в определениях. Согласно международной конвенции о дорожном движении, велодорожка — это «отдельная дорога или часть дороги, предназначенная для велосипедистов и обозначенная соответствующим знаком, которая конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги».
Российский ГОСТ даёт следующие типы велодорожек:
- Велодорожки с односторонним движением.
- Велодорожки с двухсторонним движением.
- Изолированные велодорожки, не привязанные к автодороге.
- Совмещённые велопешеходные дорожки.
Необходимость или причуда?
Первые велодорожки появились в 1950 – 1960-х годах, когда в городах Западной Европы началось бурное развитие велосипедного и автомобильного движения. Эта мера была вызвана острой необходимостью, а не причудой властей: велодорожки были призваны разграничить зоны велосипедистов, автомобилистов и пешеходов.
Позже, уже в 1990-е и 2000-е годы власти европейских стран стали бороться за снижение количества автомобилей в городах, и сеть велодорожек значительно увеличилась. Они стали инструментом, позволяющим пропагандировать здоровый образ жизни и экологически чистый транспорт. В Дании, Нидерландах и Германии появились даже велодорожки между городами.
В Москве первая велосипедная дорожка возникла в парке «Лужники» в 2011 году. Это было очень непривычное явление для города, и использовали её в основном бегуны и роллеры, а не велосипедисты. Бурное развитие велодорожек началось в 2013 году, когда были построены новые маршруты, в том числе от м. Проспект Вернадского до МГУ, Лужнецкой набережной, из Капотни до м. Марьино, по Хамовническому валу, а также во многих парках.
Велодорожки сегодня
В данный момент, по официальным данным, в Москве насчитывается около 140 километров велосипедных дорожек. Однако, по мнению активистов велосипедного движения, назвать все их велодорожками в полной мере нельзя. Дело в том, что большое количество дорожек было сделано в городских парках: администрация просто чертила на асфальте полосы и называла это велодорожками. Поэтому сегодня велодорожки, скорее, это новое явление, которое призвано пропагандировать велосипедный транспорт.
Карта: АиФ
Почему пешеходы ходят по велодорожкам?
Степан Чижов, активист велосипедного движения: «Идущие по велодорожкам пешеходы создают опасную ситуацию и сильно раздражают велосипедистов. Но я не думаю, что люди идут по велодорожкам из вредности. Происходит это потому, что, во-первых, развитие велосипедного движения в Москве началось не так давно, и пешеходы не привыкли к велодорожкам, а во-вторых, потому что нередко дорожка не выделена ни бордюрами, ни специальными столбиками, ни даже цветом, и пешеходы просто не замечают, что переходят с пешеходной зоны на зону движения велосипедистов».
Где покататься в Москве
«Велосипедных дорожек, по которым можно действительно спокойно прокатиться в Москве, не так уж и много, — считает Степан Чижов. — В первую очередь, это велодорожка, ведущая от Парка Горького до Воробьёвых гор. Хотя в самом Парке Горького быстро ехать не получится из-за большого количества пешеходов, но дальше, к Воробьёвым горам, дорога становится свободней. Также более-менее спокойная ситуация на территории МГУ. Здесь ограничено автомобильное движение и проложены велодорожки. В этом году появился довольно неплохой веломаршрут от Филёвского парка до Крылатского по набережной. Удачно проложен маршрут и от м. Беляево до м. Чертановская через Битцевский парк, но в самом парке есть много грунтовых аллей, по которым не всегда удобно ездить, особенно после дождя. Неплохие велодорожки есть и на Борисовских прудах. Остальные — плохо годятся для спокойной велопрогулки».
Новые маршруты
Согласно планам властей, в 2014 году количество велодорожек в Москве должно удвоиться, причём речь идет не о прогулочных маршрутах в парках, а дорожках в черте города. Так, должны появиться дорожки на Ленинградском, Кутузовском, Щёлковском и Можайском шоссе, на Рязанском проспекте, в Митино и Зеленограде. Также велодорожки будут проложены вдоль Бульварного кольца и на Кремлёвской набережной, что довольно сильно изменит облик центральных улиц города.
Москва — город велосипедистов
Главный аргумент противников развития велодорожек в Москве — то, что «на дорогах России полгода лежит снег». Но, как показывает практика европейских стран, холодный климат никак не мешает развитию велотранспорта: в одном лишь Хельсинки длина велодорожек превышает 1500 км. «По-моему, процесс развития велотранспорта в Москве уже нельзя остановить. Мы наблюдаем «велобум», который является ответом города на пробки и засилье автомобилей, — считает Степан Чижов. — В 2011 году, согласно официальной статистике, на велосипедный транспорт в столице приходилось около 0,01 % от общего потока, в то время как в некоторых городах Европы цифра доходит до 50 %. Поэтому можно прогнозировать только увеличение количества велосипедистов на улицах Москвы». Понимают это и московские власти: Сергей Собянин заявил, что «велосипед стал частью транспортной системы Москвы».
Велодорожка Музеон — Парк Победы. Фото: Из личного архива / Степан Чижов
10 самых красивых велосипедных маршрутов мира. Часть 1.
Оказывается, у мира есть цвет, звуки и запахи. И это не черно-бело-серый цвет офисных помещений. Это радуга на полнеба, заставшая Вас на узкой дорожке среди бескрайних полей где-нибудь в Провансе. Это оранжевый цвет зажигающихся на рассвете горных вершин в Альпах и пастельные тона осеннего леса в Шотландии.
И это не только запах растворимого кофе и кондиционированного воздуха. Это запах разнотравья в альпийских лугах, от которого пьянеешь без вина. Это и запах свеженадоенного молока на швейцарской ферме, и пряный аромат лавандовых полей во Франции.
А звуки!? Не круглосуточное гудение автомобильных клаксонов и плотная, физически ощутимая масса шума человеческой толпы, а нежный перезвон колокольчиков от пасущегося на итальянских склонах овечьего стада и пение птиц, под которое так приятно просыпаться и засыпать. Чтобы утром снова отправиться в дорогу…
И встреченные на дороге люди знают тысячу интересных вещей, а за проведенный вместе вечер ни разу не звучат слова о котировках нефти торговой марки “брент» и хеджировании фьючерсных контрактов.
И все это – не фантазия. Это просто день из жизни человека, путешествующего на велосипеде!
Я хочу познакомить Вас с десятью самыми красивыми велосипедными маршрутами мира. В этом выпуске – рассказ о пяти маршрутах в Европе.
Рейнская велосипедная дорожка (нем. Rheinradweg), Швейцария, Германия, Нидерланды
Описание маршрута
Вдоль Рейна, от его истока до устья, велосипедисты путешествовали уже давно, начиная с XIX века, но официально маркированный маршрут начал существовать лишь с 2001 года. Вокруг маршрута развёрнута всесторонняя велосипедная инфраструктура, включающая издание подробных велосипедных карт, путеводителей, велоатласов, система ремонтных велосипедных мастерских, кафе и гостиниц.
Достопримечательности
Швейцарский участок
- 380 километров наиболее высокой части маршрута от истоков у перевала Обераллпасс (Oberallpass) до Базеля (Basel).
Немецкий участок
· Верхний Рейн
Примерно 385 километров от Верхне-Рейнской низменности до бассейна реки Майнц. Здесь можно использовать либо левый (французский) берег, либо правый (немецкий), то есть долина Рейна проходит между французскими горами Вогезы и немецкими горами Шварцвальд. Официальный маршрут проходит по левой стороне Рейна.
· Средний Рейн
Удивительный по красоте 132-х километровый участок между Бингеном и Бонном. Официальный маршрут проходит по левому берегу Рейна. Отсюда можно наблюдать скалы и замки Рейнских Сланцевых гор.
· Нижний Рейн
Примерно 460 километров от Бонна до Роттердама. На прекрасно ухоженном участке между Везелем и нидерландской провинцией Гельдерланд официальный веломаршрут неоднократно переходит с одного берега Рейна на другой. В самих Нидердандах не существует строго утверждённого маршрута. Можно ехать либо вдоль Вала (Waal), либо вдоль соседнего параллельного рукава Рейна (Nederrijn) до Роттердама.
Сезонность
Наилучшее время для путешествия – апрель — сентябрь
«Loire a Velo», Франция
Описание маршрута
Этот маршрут от Орлеана до Нанта является одним из лучших велосипедных маршрутов Франции. Он существует с 1995 года, длина пути составляет около 800 км, в год его посещают 700 000 путешественников.
С 1 июля до 2 сентября вдоль маршрута курсирует специальный «велосипедный поезд», что позволяет уставшим велосипедистам в любой момент сократить маршрут или, вообще, составить маршрут по своему усмотрению.
Достопримечательности
- Всемирно известные замки долины Луары Шамбор и Шенонсо
- Региональный природный заповедник Луар-Анжу-Турен
- Захватывающие дух панорамные виды с горы Sancerre и башен замка Сомюр
- Тематический парк Terra Botanica в Анже
- Архитектура, природа и гастрономические дары долины Луары
Особенности
Прекрасно развитая инфраструктура для велопутешественников, в которую с 1995 года вложено около 52 млн. евро. Все необходимое снаряжение и оборудование можно арендовать на месте и сдать в любой точке маршрута. Путешествовать можно даже с маленькими детьми.
Сезонность
Наилучшее время для путешествия – 1 июля – 2 сентября
«Alpine Bike», Швейцария
Описание маршрута
Маршрут «Alpine Bike» от Scuol до Aigle пересекает всю Швейцарию с востока на запад. Длина пути составляет 665 км и 335 км из них — грунтовые дороги. Маршрут сложный, но очень увлекательный — проезжая через альпийские луга и идиллические деревни в долинах, можно любоваться панорамными видами на заснеженные вершины четырехтысячников, озера, ледники, водопады.
Достопримечательности
- Müstair — одна из самых красивых горных долин Швейцарии, биосферный заповедник. Бенедиктинский монастырь святого Иоанна включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Natural Reserve of la Pierreuse -заповедник в районе Женевского озера с девственной природой. Здесь можно встретить представителей дикой фауны- горных козлов, рысь, орлов, тетеревов, ястребов.
- Парк Ela со знаменитой железной дорогой Rhaetische Bahn (55 мостов и 39 туннелей на 63 км).
- Самое высокое место паломничества в Европе — святилище Ziteil, основано в 1580 году, высота — 2434 метра над уровнем моря.
- Национальный парк Грюйер Pays-d’Enhaut — родина знаменитых сыров «Gruyère».
- На маршруте — несколько spa-комплексов с водой из термальных источников — Samedan, Therme Vals, римско-ирландские бани в Scuol.
- Спиральный водопад Trümmelbach – это комплекс, состоящий из десяти каскадов и достигающий 150 метров в высоту.
- Футуристический панорамный ресторан Kuklos расположенный на высоте 2048 метров на горе Berneuse, прямо на берегу Женевского озера. Ресторан вращается от энергии солнечных батарей, совершая полный оборот за 1,5ч, и из его окон открывается потрясающий вид на озеро, Маттерхорн, Монблан, и прочие красоты.
Особенности
Этот маршрут подходит только для опытных велотуристов. Чередование подъемов-спусков требует выносливости, высокого уровня мастерства и технического оснащения. Весь путь разбит на 16 дневных этапов. При желании, часть пути можно проехать на поезде или автобусе.
Сезонность
Наилучшее время для путешествия – июль — август
«Euro Velo», Европа
Описание маршрута
«Euro Velo» – европейская сеть велосипедных трасс, является проектом Европейской федерации велосипедистов по созданию 12 длинных велосипедных маршрутов, пересекающих всю Европу. Полная длина этих трасс будет превышать 60 000 км, в настоящее время существует более 20 000 км.
Трассы СЕВЕР — ЮГ
- EV 1 — Атлантический маршрут: Нордкап (Норвегия) — Сагрес (Португалия) 8 186 км
- EV3 – Трасса пилигримов: Трондхайм (Норвегия) – Сантьяго-де-Компостела (Испания) 5 122 км
- EV5 – Via Romea Francigena: Лондон (Великобритания) – Рим (Италия) 3 900 км
- EV7 – Среднеевропейская трасса: Нордкап (Норвегия) – Мальта 6 000 км
- EV9 – Янтарный маршрут (от Балтийского к Адриатическому морю): Гданьск (Польша) – Пула (Хорватия) 1 930 км
- EV11 – Восточноевропейская трасса: Нордкап (Норвегия) – Афины (Греция) 5 964 км
Трассы ЗАПАД — ВОСТОК
- EV2 — Трасса Столиц: Голуэй (Ирландия) – Москва (Россия) 5 500 км
- EV4 – Роскоф (Франция) – Киев (Украина) 4 000 км
- EV6 – Трасса рек (от Атлантического океана до Черного моря): Нант (Франция) – Констанца (Румыния) 3 653 км
- EV8 – Средиземноморская трасса: Кадис (Испания) – Афины (Греция) 5 388 км
- EV10 – Круг Ганзы: Трасса вокруг Балтийского моря 7 930 км
- EV12 – Трасса вокруг Северного моря
Совокупная длина всех маршрутов 63 505 км
Москва-Владивосток, Россия
Описание маршрута
Велосипедное путешествие по маршруту Москва – Владивосток является одним из самых экстремальных маршрутов в мире, но каждый год его успешно совершают сотни велотуристов. Длина пути – около 9 900 км, время в пути – 80 – 85 дней.
Это не только путешествие в пространстве – это еще и путешествие во времени – из наших дней на старте в Москве — в 90-е, а кое-где в Восточной Сибири и Дальнем Востоке – и в 80-е годы прошлого столетия.
Достопримечательности
- Огромная, красивая, бескрайняя страна – Россия, ее природа и люди.
Особенности
Инфраструктура для велопутешественников, велосипедные дорожки и возможность аренды оборудования и снаряжения – отсутствуют.
Дополнительно
Я бы, не задумываясь, проголосовал на выборах за любого политика, прошедшего этот маршрут. Как минимум, он будет адекватно представлять современные реалии российской жизни.
Сезонность
Наилучшее время для путешествия – середина июня – начало сентября.
До встречи в путешествиях!
Игорь Уткин — путешественник, гурман, философ. Был одним из инициаторов и организаторов российского общественного движения «STARS FOR LIFE» — «Звезды за жизнь и вместе против рака». 20 лет руководил фабриками, заводами, пароходами. пока не понял, что самое большое удовольствие — заниматься любимым делом.
Проектирование городских велодорожек
Здоровый образ жизни, увлечение велосипедным спортом и борьба за чистоту городской среды привели к необходимости строительства широкой сети велосипедных дорожек. Поскольку они выполняют не только рекреационные задачи, но и транспортные, при проектировании следует учитывать инфраструктуру города, его основные потоки.
Регламентирующие документы СНиП, СП и ГОСТ
При проектировании велодорожек следует руководствоваться:
- СНиПами (в частности — СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования);
- Сводами правил (в частности — СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89);
- ГОСТами (в частности — ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования);
- Правилами Дорожного Движения (в части разметки и дорожных знаков).
Кроме того можно использовать: "Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения. Требования к планированию развития инфраструктуры велосипедного транспорта поселений, городских округов в Российской Федерации".
Назначение
На дорожках различного назначения может быть организован разный скоростной режим, что подразумевает определенные требования к ширине дорожки, ровности покрытия, прямоте направлений. По назначению они делятся на:
- внутриквартальные;
- местные;
- общегородские.
Места устройства
Велосипедные дорожки могут устраиваться
- на проезжей части (справа по ходу движения);
- рядом с проезжей частью (отдельно);
- на части тротуара;
- в лесопарковых и парковых зонах;
- пешеходных зонах и набережных.
Принципы проектирования
Дорожки должны отвечать ряду критериев, среди которых наиболее важны:
- Безопасность.
- Комфорт.
- Внешний вид (привлекательность, эстетика).
Обязательным условием при проектировании является отделение велосипедистов от других участников движения, поскольку они могут представлять угрозу пешеходам (особенно детям), а с другой стороны, автомобильный транспорт представляет угрозу им самим.
Велодорожки отделяются:
- разметкой;
- цветом дорожного полотна;
- барьерами (бордюр, забор, линейные клумбы);
- газоном, посадками кустов, деревьев;
- поднятием уровня полотна.
Велодорожка снабжается пиктограммой велосипеда, нанесенного на полотно, а также дорожными знаками, согласно ПДД и соответствующего ГОСТа (как правило уменьшенного формата).
При выделении дорожки на проезжей части используется то покрытие, которое уже имеется, а при проектировании отдельной велодорожки покрытие может быть асфальтовым, бетонным, а также бесшовным или модульным из резиновой крошки.
Строительство велодорожек
Популярность велоспорта растет с каждым годом. Особенно это справедливо для крупных городов. Отсутствие специальной полосы для велосипедистов – один из сдерживающих факторов, не позволяющих в полной мере развиваться такому виду спорта. В условиях максимальной загруженности дорог и большого количества ДТП строительство велодорожек является востребованной и необходимой услугой.
Размеры и особенности строительства
Велосипедная дорожка представляет собой самостоятельный элемент дорожной инфраструктуры. Она обеспечивает безопасность всех участников движения и удобство велосипедистов.
К велодорожке предъявляется следущие требования
- минимальная ширина велосипедной дорожки для одностороннего движения – 1 метр;
- минимальная ширина полосы для велосипедистов для двустороннего движения – 2,5 метра;
- наличие понятной разметки для участников движения;
- безопасное однородное покрытие.
Узнать стоимость строительства
Выбор покрытия велодорожки
Всё чаще в качестве покрытия для велосипедной дорожки выбирается резиновая крошка. Этот материал имеет множество преимуществ:
- Безопасность
Упругое покрытие снижает риск травматизма и в случае падения защищает от появления синяков и ссадин. Резиновая крошка создаёт отличное сцепление с колесами велосипеда, что обеспечивает устойчивость и легкий ход. - Варианты цветов
Велосипедная дорожка должна быть яркой и заметной. В резиновую крошку добавляется цветовой пигмент, устойчивый к ультрафиолету и не ухудшающий качество материала. В результате получается заметное и однородное покрытие, на которое с помощью специальной краски с легкостью наносятся знаки и разметка. - Водонепроницаемость
На резиновых дорожках не скапливается вода и не образовываются лужи. И велосипедист, и прохожие не пострадают от брызг. - Бесшумность
Упругое однородное покрытие способствует мягкому движению без шума. - Длительный срок эксплуатация
Покрытие устойчиво к погодных условиям, перепадам температур и механическим повреждениям.
Еще один вариант покрытия – акрил. Специальная краска набирает всё большую популярность и имеет целый спектр достоинств:
- быстрая укладка;
- простота в обслуживании;
- противоскользящие свойства;
- стойкость к механическим и климатическим нагрузкам;
- невысокая цена;
- эстетичность.
Акриловые смеси используются для нанесения на асфальтные и бетонное основания. Высокую сцепку обеспечивают особые грунтовки для асфальто-бетонных оснований. Качество велодорожки непосредственно зависит от качества асфальта или бетона. Основание должно быть идеально гладки и чистым, так как краска не способна сгладить неровности. На подготовительном этапе требуются выравнивание и нанесение порозаполнителя.
У велосипедных дорожек с акриловым покрытием отличные характеристики. Их просто восстанавливать и ремонтировать. Широкое разнообразие цветовых решений позволяет четко разграничить велосипедные и пешеходные зоны от проезжей части. Это упрощает движение.
Так же в качестве покрытия для велодорожек используют эпоксидные смеси. Эксплуатационные свойства эпоксида практически такие же как у акрила, но их минус в более высокой цене.
Оснащение, оборудование и разметка
Велосипед — полноценное транспортное средство. Именно поэтому дорожки должны обладать должным уровень освещённости, исключать возможность ослепления и иметь качественную цветопередачу. На всем маршруте не должно быть резких перепадов освещённости, что обеспечит безопасность велосипедистов и прохожих. В качестве источника освещения могут использоваться стандартные осветительные средства или светодиоды, работающие за счёт солнечной энергии.
Разметка
По всей длине велодорожки должны быть нанесены специальные знаки и разметка. Это поможет велосипедистам и пешеходам ориентироваться. Разметка велосипедной дорожки облегчает передвижение. Для её нанесения используется цветной холодный пластик или термопластик со светодиодными маркерами и солнечными элементами.
Компания «ТрамплинСпорт» предлагает строительство велодорожек под ключ. Уже более 10 лет мы обустраиваем площадки, которые помогают любителем активного и здорового образа жизни проводить время приятно и с пользой.
Заказать строительство велосипедных дорожек вы можете по телефону: +7 495 723-26-86
Источники:
https://aif.ru/realty/city/prichuda_ili_neobhodimost_nacionalnye_osobennosti_moskovskih_velodorozhek
https://tass.ru/arhiv/573145
https://tramplinsport.ru/proektirovanie-gorodskih-velodorozhek
https://tramplinsport.ru/stroitelstvo-velodorozhek