Велофонарь с динамомашиной

Содержание скрыть

Тестирование эффективности динамо-втулок для велосипеда

Динамо-втулки стали популярны в 1940-х годах. Стандартные бутылочные генераторы, работающие от соприкосновения с протектором шины или ободом, страдают от значительных потерь энергии из-за трения между динамо-машиной и колесом. Кроме того они ненадёжны в сырую погоду, так как бутылочная динамо-машина постоянно соскальзывает с колеса. Динамо-втулка предлагает простой и надёжный способ генерировать энергию для фонарей велосипеда.

Передняя динамо-втулка SON-XS

Но только в последние годы стали доступны эффективные динамо-втулки. В настоящее время самые популярные динамо-втулки изготавливаются в Германии фирмой Schmidt Maschinenbau и в Сингапуре фирмой Shimano. В то же время вместе с усовершенствованием динамо-втулок благодаря современным технологиям снизились потери бутылочных динамо-машин. Сообщалось, что бутылочная динамо-машина Lightspin более эффективна за динамо-втулки, также учитывая, что в выключенном состоянии отсутствует сопротивление. Тем не менее, осталась проблема соскальзывания роликов с мокрых покрышек.

Методика тестирования динамо-втулок.

Для тестирования мы выбрали наиболее популярные модели динамо-втулок и бутылочный генератор Lightspin, которые были протестированы в Тюбингене в Германии на тестовом оборудовании фирмы Schmidt Maschinenbau.

Для испытаний были взяты три совершенно новых генератора из стандартного производственного цикла, которые тестировались в течение 15 минут. Затем был произведён замер их сопротивления без нагрузки и с фарой модели E6 фирмы Schmidt (лампочка Philips HPR64 на 3 Вт 6 В). После этих предварительных тестов, лампочки той же модели с более высокой эффективностью/потерями не принимались во внимание как не подходящие, а «лампочки со средними показателями» были протестированы более детально.

Протестированные модели динамо-втулок и бутылочных динамо-машин.

Бутылочная динамо-машина для велосипеда

Dynosys Lightspin (модель 2004 года, снята с производства): бутылочная динамо-машина; стоимость 120,7 долларов; вес 280 г.

Shimano HB-NX32 (2004): динамо-втулка; стоимость 50 долларов; вес 729 г.

Динамо-втулка Shimano DH-3N30

Shimano DH-3N30 (2004): динамо-втулка; стоимость приблизительно 60 долларов; вес 872 г.

Shimano DH-3N70 (2004): динамо-втулка; стоимость 100 долларов; вес 667 г (заменена моделью DH-3N71).

Динамо-втулка для велосипеда Shimano DH-3N71

Shimano DH-3N71 (2005): динамо-втулка, стоимость 90 долларов; вес 675 г.

Велосипедная динамо-втулка Schmidt Maschinenbau SON28

Schmidt Maschinenbau SON28 (2005): динамо-втулка; стоимость 209 долларов; вес 575 г.

Schmidt Maschinenbau SON20 (2005): динамо-втулка, предназначена для велосипедов с маленькими колёсами, но в тесте используется с колёсами 700C; стоимость 209 долларов; вес 575 г.

Мощность динамо-втулок и бутылочной динамо-машины.

Тестирование динамо-втулок

Аппаратура для тестирования динамо-втулок и бутылочных динамо-машин в Schmidt Maschinenbau.

Напряжение отличается только на низких скоростях. Максимальное напряжение на фонарике E6 составляет 6,2 В на Lightspin и 6,8 В на других втулках.

Все протестированные генераторы, кроме SON20, обеспечивали практически полную силу света на скорости 10 км/ч. На низкой скорости модель динамо-втулки Shimano DH3N71 стала победителем, так как производила больше мощности, а значит и более яркий свет. Модель SON20, которую использовали с колесом 700C, для которого она не была сконструирована, вырабатывала наименьшее количество энергии на низкой скорости. На скорости в 20 км/ч все протестированные генераторы выдавали напряжение по крайней мере в 6 вольт, которые требуется для стандартной велофары на её полной яркости.

Потери мощности на динамо-втулках при включенной фаре.

Сопротивление ночью (свет включен). Наиболее эффективна динамо-втулка SON20.

При включённом свете сопротивление большинства генераторов возрастает — за исключением модели Shimano HB-NX32, сопротивление которой становится меньше на высокой скорости при включенном свете.

Модель Shimano DH-3N30 имеет лучшие показатели по сравнению с моделью HBNX32/ Сопротивление меньше при любой скорости — фактически оно даже меньше, чем у более дорогой модели DH-3N71. Модель DH-3N71 не дожила до своей рекламы, так как фирма Shimano заявила о повышении эффективности на 30% и больше (и снижении сопротивления на 70%, при выключенном свете) по сравнению с её предшественницей, которая могла бы с этой втулкой оторваться далеко вперед от модели SON. В противоположность этому новая модель динамо-втулки DH-3N71 имеет немного большее сопротивление при любой скорости, чем её предшественница — модель DH-3N70.

В целом модель SON28 все ещё является самой эффективной динамо-втулкой, но модель динамо-втулки Shimano DH-3N30 не намного отстаёт от неё. На очень высокой скорости она требует меньше энергии. Самое большое преимущество модели SON20 над моделью SON28 проявляется на средней и большой скорости.

Сопротивление динамо-втулок на холостом ходу.

Сопротивление днём (свет выключен) определённо зависит от модели динамо-втулки. Сопротивление Lightspin такое же, как и у обычной передней втулки.

При выключенном свете минимальные потери показала модель Lightspin: когда генератор не соприкасается с колесом, сопротивление создает только передняя втулка. Модель Shimano HB-NX32 создает значительное сопротивление, особенно на высокой скорости, и действительно не подходит для гоночных велосипедов. С другой стороны у модели динамо-втулки DH-3N30 значительное улучшено сопротивление и она может составить конкуренцию более дорогим динамо-втулкам.

Новая модель Shimano DH-3N71 имеет немного более высокое сопротивление, чем её предшественница — модель DH-3N70. На холостом ходу модель SON28 по прежнему создаёт значительно меньшее сопротивление, чем другие динамо-втулки. Как и ожидалось, потери модели SON20 с колесом 700C даже ниже, но ценой более слабого света ночью на низкой скорости.

Подключать к динамо-втулке одну или две фары?

На скорости выше 25 км для питания двух последовательно подключённых фар можно использовать любые динамо-втулки. Многие велосипедисты, любящие велопробеги на длинные дистанции, используют две фары. Если двумя фарами можно обеспечить хорошее освещение, то дополнительный вес и сопротивление не столь важны. Одиночная фара E6 обеспечивала достаточное освещение даже на тандеме во время веломарафона Париж-Брест-Париж на скорости 70 км/ч на незнакомых, требующих напряжения дорогах. Те, кто всё же решил установить две фары, могут извлечь небольшую выгоду от использования динамо-втулки модели SON20, обладающей более низким сопротивлением.

Использование динамо-втулок для колёс малого диаметра с большими колёсами.

Большинство фар велосипеда спроектированы в соответствии с законами Германии, которые требуют обеспечения мощности велофары 0,75 ватт на скорости 5 км/ч и 2,7 ватт на скорости 15 км/ч. Эти законы разработаны для немецких велосипедистов путешествующих на короткие дистанции с низкой скоростью, а не для заядлых гонщиков. Многие велосипедисты редко путешествуют со скоростью ниже, чем 15 км/ч, так что они могут решить, что им не нужно полное освещение на скорости ниже 15 км/час.

При использовании модели SON20 с колесами 700C или 650B вместо колес 20″, для которых она была разработана, уменьшается выходная мощность, но также уменьшается сопротивление. Большое колесо вращается медленнее, чем колесо 20″, для которого и был создан генератор.

Результаты испытаний показали, что таким образом можно сэкономить драгоценную энергию. В течение четырёх лет я использовал модель динамо-втулки SON20 с колёсами 700C и 650B. На очень крутых подъемах свет начинал дрожать. Но на низкой скорости, мне не нужно было так много света, чтобы видеть дорогу. Для тех, кто ездит в черте города на оживлённых дорогах, модель SON28 может быть предпочтительна, так как даже на низкой скорости велосипед остаётся видимым для другого транспорта.

Начиная с конца 2005 года специализированная модель SON-XS (для складных велосипедов с узкими вилками) доступна для стандартного дропаута 100 мм. Хотя эффективность этой модели ниже примерно на 2%, чем у модели SON20, она весит на 179 грамм меньше за SON20, имеющую вес 398 грамм. Тем не менее более узкий фланцевый промежуток (40 мм, вместо 58 у стандартной SON) и ось из алюминиевого сплава (вместо нержавеющей стали) в итоге ослабляют переднее колесо и делают непригодным для жёсткой езды.

Итоги тестирования динамо-втулок и бутылочной динамо-машины.

Вырабатываемый динамо-втулками свет — это надежный источник энергии в большинстве случаев. Дополнительное сопротивление было нами измерено и несомненно его важность переоценена. Оно имеет самое большое значение (в процентном отношении выходной мощности) на низкой скорости. На высокой скорости и на подъемах дополнительное сопротивление по сравнению с общей мощностью требуемой для движения велосипеда становится незначительным.

Если вы не ограничены в деньгах, то модель динамо-втулки SON28 является лучшим выбором для большинства велосипедистов. Она совмещает высокую эффективность и качественную конструкцию. С 2002 года модели динамо-втулок SON содержат уплотнитель компенсации давления, который препятствует появлению проблем с велосипедом в дождливую холодную погоду. Без специального уплотнителя при охлаждении относительно большой внутренний объем воздуха динамо-втулки сжимается и тем самым способствует проникновению влаги.

Динамо-втулка Shimano DH-3N71 неплохой выбор, но по сравнению с её предшественницей DH-3N70 у неё немного хуже производительность. Обе модели значительно тяжелее и менее эффективны, чем динамо-втулки SON. Более дешёвая модель DH-3N30 предлагает лучшую производительность, но весит на 200 грамм больше, потому что имеет подшипники и уплотнитель более низкого качества, так что более высокая цена динамо-втулки фирмы Shimano вполне оправдана. Ожидаемый срок службы конусов подшипника в недорогих динамо-втулках фирмы Shimano моделей (HB-NX32, DH-3N30) равен примерно 5000 км. Это говорит, что модель DH-3N30 предлагает удивительно хорошую производительность за свою цену.

Если бы не проблемы проскальзывания в сырую погоду, Lightspin могла бы послужить хорошей альтернативой динамо-втулкам. Её небольшой вес (даже включая вес крепления на передней втулке) и отсутствие сопротивления в дневное время привлекают велосипедистов, редко совершающих поездки в тёмное время суток. Когда включается свет на велосипеде, то сопротивление Lightspin возрастает до значения, превышающее значение у модели SON28 и современных динамо-втулок фирмы Shimano. Сложно добиться и поддерживать правильное крепление бутылочных генераторов, так что при её эксплуатации сопротивление может очень сильно варьировать.

Для велосипедистов, участвующих в различного рода соревнованиях, использование модели SON20 или удивительно легкой SON-XS с ободом больших размеров уменьшает сопротивление как в дневное, так и в ночное время. Особенно на скоростях от 25 до 35 км/ч. К их недостаткам можно отнести уменьшение светового потока на низкой скорости.

СкоростьПолная мощность, развиваемая велосипедистомСтандартная герметичная передняя втулкаSON28 (свет выключен)Снижение скорости (свет выключен)SON28 (свет включен)Снижение скорости (свет включен)
10 км/час15 Вт0,1 Вт+0,2 Вт (+1,3%)-0,1 км/час+3,3 Вт (+22%)-1,6 км/час
20 км/час50 Вт0,2 Вт+0,7 Вт (+1,4%)-0,1 км/час+5,3 Вт (+12%)-1,1 км/час
30 км/час130 Вт0,3 Вт+1,3 Вт (+1,0%)-0,1 км/час+6,7 Вт (+5,2%)-0,7 км/час
50 км/час500 Вт0,5 Вт+2,7 Вт (+0,5%)-0,1 км/час+9,0 Вт (+1,8%)-0,36 км/час

Насколько сложнее крутить педали на велосипеде с динамо-втулкой? В сравнении с велосипедом без динамо-втулки, таблица показывает требуемую дополнительную мощность поддержания той же скорости, а также снижение скорости при той же мощности — на ровной дороге. Только включение ночного сопротивления (свет включён) на низкой и средней скоростях замедлит велосипедиста значительно. На высоких скоростях, добавленное сопротивление (свет включен) менее значимо. На подъёмах, сопротивление динамо-втулки в процентном отношении от общего сопротивления даже меньше. Например, подъём на 5% склон на 10 км/час требует около 140 Вт. В этом случае 3,3 Вт потребляемые SON28 (свет включен) замедляет велосипедиста всего на 0,2 км/час.

Велосипедный фонарь

Среди множества аксессуаров велосипедный фонарь занимает особенное место. Именно фонарь обеспечивает возможность кататься в плохую погоду или продолжать движение ночью, когда видимость минимальная.

Наличие хорошего фонаря во многом определяет качество катания в холодное время года. Ведь количество естественного света в это время тоже сильно сокращается.

фонарь для велосипеда

Фонарь для велосипеда должен обладать рядом важных характеристик и отвечать определенным требованиям, поскольку если приобрести самый обычный фонарик, то толку от него будет мало.

Фонари бывают передние и задние. Со стоп-сигналами и с поворотниками.

Прежде, чем говорить про некоторые необходимые характеристики, без которых фонарем будет очень не комфортно пользоваться, давайте определимся, какие типы фонарей существуют сегодня на рынке.

Типы велосипедных фонарей (по источнику света)

Итак, на сегодняшний день наибольшее распространение получили три типа велосипедных фонарей (разделение ведется по типу источника света). Важно отметить, что это относится как к передним велосипедным фонарям, так и к задним.

Фонари для велосипедов светодиодные

фонарь для велосипеда светодиодный

Самая интересная и самая новая категория фонарей для велосипеда. Светодиодные фонари для велосипеда отличаются низким расходом энергии, отличным световым пучком, высокой яркостью, низким весом и являются самыми перспективными среди всех категорий. Разработки новых модификаций этого типа фонарей ведутся постоянно и функциональные качества этой группы источников света постоянно совершенствуются.

Этот класс источников света практически не подвержен механическим повреждениям и имеет неплохую влагозащищенность. Из всех вариантов фонари для велосипеда на светодиодах являются самыми удобными для использования.

Парадоксально, но эти фонари появились на рынке ещё в 2000-х годах, но на тот момент светодиодные фонари для велосипеда отличались скорее в худшую сторону от всех аналогов и выигрывали только засчёт низкого расхода энергии, а сегодня это самая совершенная технология. Именно на базе светодиодов будет собран любой мощный фонарь для велосипеда.

Фонари с галогеновой лампой

Относительно старый вариант фонаря для велосипеда, который на сегодняшний день практически не используется. Источником освещения здесь является лампа со специальным газом, который увеличивает её яркость. Этот вариант чуть лучше, чем фонарик для велосипеда с лампой накаливания, но значительно хуже светодиодного фонаря для велосипеда. Проигрывает ему как по яркости, так и по энергосбережению. Имеет среднюю надежность. Корпус более нежный и не позволяет выполнить качественную влагозащиту.

Фонари с лампой накаливания

Велосипедный фонарь с лампой

Самый старый и практически забытый сегодня вариант изготовления велосипедного фонаря. Обладает рядом преимуществ, но в виду быстрого развития светодиодных фонарей практически полностью потерял свою актуальность. Отличается, разве что, низкой ценой. Имеет совершенно неадекватную прожорливость и может работать на одном комплекте батареек всего около 1,5-2 часов. Имеет поганую особенность. Примерно на 30% заряда батареи начинает медленно тухнуть и светит ещё хуже. Но и без этого фонарь для велосипеда с лампой накаливания обладает весьма тусклым светом. Лучше отказаться от этой технологи ив угоду светодиодам.

Помимо источников света велосипедные фонари можно разделить на группы по источникам питания. Характерно, что описанные ниже источники питания могут использоваться во всех группах фонарей с разными вариантами источников света и типов.

Типы фонарей по источнику питания

По источнику питания выделяют:

Аккумуляторные фонари для велосипеда

велосипедный фонарь на аккумуляторе

Аккумулятор фонаря велосипеда встроен в корпус фонаря или выполнен в виде отдельного подключаемого блока. Имеют великолепное преимущество перед всеми вариантами, так как блок аккумуляторов обычно обладает неплохими характеристиками и позволяет долгое время обходиться без подзарядки. Часто используются блоки аккумуляторов, собранные из ячеек, а именно – литий-ионных банок 18650, которые используются для сборки аккумулятора электровелосипеда. Такие аккумуляторы убраны в чехол и соединительными проводами подведены к фонарику на руле. С одной стороны, это сильно экономит место на руле, а с другой – постоянно возникают проблемы с размещением блока аккумуляторов в чехле и проведением проводов по раме. Везти такой блок в рюкзаке не очень удобно. Постоянно происходит разрыв провода, а если возить его на раме, то рано или поздно он потеряется.

Аккумуляторные фонари для велосипеда – это наиболее предпочтительный и экономически выгодный выбор. Современные аккумуляторы имеют небольшой вес и высокую производительность.

Велосипедные фонари на батарейках

фонарик на баатрейке

Классический вариант носителя энергии. Блок батареек использует стандартное гнездо для установки батареек типа АА или ААА. Удобен тем, что можно без особого труда использовать стандартные батарейки, но обходится очень дорого. Даже экономичный светодиодный фонарь для велосипеда съедает стандартный комплект батареек за 3-4 дня постоянного катания.

Есть очевидный лайфхак – можно заменить стандартные батарейки аналогичными аккумуляторами. Благо, что приобрести такие аккумуляторы их можно без особенных проблем, а их емкость имеет вполне приличные значения, что продлит время работы на одной зарядке. Таким образом, имея два комплекта аккумуляторов, можно реализовать вполне удобную схему работы.

Велосипедный фонарь с динамомашиной

фонарь с динамкой

Это старая, но проверенная и удобная технология. Как у верблюда всегда с собой вода, так и у велосипедиста всегда с собой электричество. Нужно только уметь его получить.

Динамомашина создана специально для преобразования механической энергии в электрическую. Соответственно, пока вращаются колеса, мы получаем электричество. Современные электровелосипеды используют аналогичную технологию для подзарядки собственных аккумуляторов и она имеет название рекуперация энергии. Электровелосипеды с рекуперацией способны сохранить до 20% заряда аккумулятора благодаря работе этого устройства.

Данный вариант получения энергии довольно громоздкий и используется чаще на дорожных велосипедах. Кроме того, он считается довольно старым и не часто встречается на рынке. Однако, такие способы организации источника питания для фонаря всё ещё можно найти. Конечно же, если речь идёт про современный спортивный велосипед, то говорить про динамку не очень корректно и правильно. Да и не на каждый велосипед она удобно ставится. Ведь модели, адаптированные для динамомашины имели специальные проушины для крепления динамки на раме.

Велосипедные фонари и типы их крепления

Помимо источника света и источника питания, велофонари имеют различные варианты крепления. Можно провести разделение и поэтому признаку.

Если речь идёт про велосипедный фонарь на руль, то крепится он может:

1. С помощью резинового кольца – это быстросъемное крепление, когда фонарик ставится на руль просто с помощью резинового хомутика. Довольно надежный и практичный вариант, быстро устанавливается и снимается. Но не всегда надежен. Кроме того, резиновый хомутик рано или поздно сильно изнашивается и требует замены. Такая схема крепления характерна обычно для мощных светодиодных фонарей с отдельным блоком электропитания.

крепление кольцом

2. С помощью пластикового хомута – бывает как быстросъемный вариант (фонарик ставится на рельсы с защелкой, а сам хомут фиксируется жестко), так и жесткофиксируемый вариант (хомут намертво приделан к корпусу фонаря и фонарь можно снять только вместо с креплением). Оба этих варианта крепятся на руль велосипеда пластиковым хомутом, который прикручивается или болтиком, или с помощью зубчатой рейки. Хомут может быть как металлическим, так и пластиковым. Это проверенный классический вариант, который имеет высокую надежность и, в случае крепления фонаря на защелке, позволяет быстро его снимать.

крепление фонаря хомутом

3. С использованием стандартных элементов велосипеда – фонари из стоковой комплектации велосипеда часто устанавливаются в специальные проушины. Такими комплектами обычно снабжаются дорожные велосипеды.

старый велосипедный фонарь

Бывают и другие варианты велосипедных фонарей.

  1. С креплением на перо вилки – это экстравагантный, но вполне удобный способ крепления. Правда по эффективности самый правильный вариант — установить фонарик прямо на руль. Крепление на перо вилки плохо себя зарекомендовало и почти не используется.
  2. С креплением фонаря на голове – велосипедный фонарь на голову вполне неплохой рациональный вариант. Фонарь будет всегда светить туда, куда вы повернете голову. Обладает вариант как плюсами, так и минусами. Очевидные плюсы – это размещение пучка света в удобном вам направлении без поворота руля, плюс возможность использовать фонарь как туристический или для ремонта автомобиля. Минусы – фонарь иногда сползает, не позволяет использовать велосипед для спортивной тренировки, так как отвлекает и постоянно пытается соскочить с головы. Ещё один очевидный недостаток, это невозможность организовать удобную схему работы, так как фонарь привязан к своему источнику питания, который тоже обычно крепится к голове велосипедиста или же имеет длинный неудобный провод.

фонарь на лоб велосипедный

Такие фонари получили некоторое распространение в определённых кругах. Часто фонарь на голову имеет специальные крепления для велосипедного шлема и снабжен задним маячком.

  1. Крепление на руль обычного фонаря – такой вариант изначально применялся в китайских изделиях. Очевидное преимущество – это возможность использовать велосипедный фонарь как универсальный или кемпинговый. Крепление жестко фиксируется на руле, а в него вставляется обычной карманный фонарик с относительно большой яркостью. Фонарь держится довольно жестко. Иногда можно применять и с обычным ручным фонарем не из комплекта. Кроме того, существуют и специальные крепления для обычного фонаря на руль велосипеда, которые продаются отдельно.

фонарь на руль

Задние велосипедные фонари

Если рассматривать задние фонари, то они чаще всего крепятся с помощью хомута к подседельной трубе. Иногда задний фонарь велосипеда вешается как маячок на рюкзак или крепится на липучке к шлему. «Хомутные» фонарики имеют также рельсовое крепление и могут быть быстросъемными. Они также могут крепиться на голову или на шлем.

Модификации велосипедных фонарей

Если обсуждать модификации фонарей, то их существует огромное множество. Это и велосипедные фонари с радио и MP3-плеером, это и фонари со стоп-сигналами, и фонари с указателями поворота, и фонари с интегрированным звуковым сигналом.

С практической точки зрения оптимальным будет остановит свой выбор на классическом типе как переднего, так и заднего фонаря.

Велосипедный фонарь со стоп-сигналом редко привлекает внимание водителей, поэтому это скорее баловство для подростка, нежели нужный аксессуар.

Велосипедный фонарь с поворотниками тоже в упор не заметен для водителей и больше мешается самому велосипедисту, нежели приносит пользу.

фонарь с поворотниками

Показывать свои маневры следует согласно правилам ПДД, конспект которых есть у нас на сайте.

Варианты со встроенными гаджетами или звуковым сигналом тоже весьма сомнительны. Имеют большой размер, быстро выходят из строя, мешают на руле, да и сам фонарь в них встроен весьма паршивый.

Основные характеристики велосипедных фонарей

Помимо косвенных характеристик, которые были перечислены ранее, есть и основные функциональные характеристики фонаря, на которые следует обратить внимание. Характеристики эти относятся ко всем вариантам, описанным ранее.

  1. Яркость светового потока фонаря – измеряется в люменах и указывается на коробке на относительно неплохих изделиях. На дешевых фонарях эта информация не приводится. Характеристика весьма неоднозначная, так как голые цифры не позволяют сделать однозначного вывода о яркости свечения и комфортности использования. Ориентироваться, разве что, можно по логике, что чем больше, тем ярче.
  2. Количество источников света – чаще относится к светодиодным фонарям, хотя и фонарики с лампой могут иметь два источника света в одном корпусе. Важно понимать, что наличие большого количества светодиодов в одном фонаре не гарантирует его высокую яркость и удобство эксплуатации. Иногда хороший фонарик с одним светодиодом светит намного ярче и приятнее, чем комплект светодиодов (особенно если речь идет о дешевой модели).
  3. Тип линзы фонаря – некоторые фонари имеют подвижную линзу. Она позволяет получить или яркий центрированный пучок или большой угол освещения средней яркости. Это очень полезная опция, но, к сожалению, встречается далеко не всегда.
  4. Угол луча – у каждого фонаря есть угол освещения. Чем он больше, тем комфортнее будет передвигаться в полной темноте. Однако, фонари имеющие большой угол рассеивания не всегда отличаются высокой яркостью.
  5. Соотношение самой яркой точки и яркости всего пятна света – вы наверняка замечали, что если светить любым фонариком в стену с 1-2 метров, то на пятне есть центральная яркая точка и рассеянный ореол от свечения. Для разных моделей фонарей эти показатели будут разными. Для движения в полной темноте лучше выбирать фонарь с относительно равномерным распределением освещения пятна. Проверить это легко прямо в магазине, посветив в стенку.
  6. Потребление энергии – эта характеристика определяет время работы от одной зарядки.
  7. Влагозащищенность и ударопрочность – лучше всего выбирать фонарь с максимально защищенным корпусом. Сегодня почти все фонари для велосипеда, как минимум, имеют влагозащиту.
  8. Вес фонаря – это самая важная характеристика для велосипедиста. Чем легче, тем лучше.
  9. Режимы работы – есть разные схемы свечения. Мигающий режим, режим габарита, разное количество светодиодов при свечении. Удобно, когда фонарь имеет мигающий режим и позволяет включать разное количество источников света. Это позволяет регулировать яркость пучка.

Как выбрать фонарь для велосипеда и построить схему освещения

Ознакомившись с таким многообразием вариантов наверняка возникает непонимание, какой фонарь следует выбрать для комфортного катания на велосипеде. Попробуем разобраться.

мощный фонарь

  1. Выбирать следует светодиодный фонарь. Он легкий и надежный. Обладает низким потреблением энергии и ярким свечением. Наиболее яркие сегодня светодиоды типа KREE. Лучше выбирать и передний, и задний фонарь именно со светодиодом.
  2. Определитесь с типом фонаря – если вы гоняете по ночному лесу, вам нужен большой и мощный фонарик с несколькими светодиодами. Если же вы ездите по ночным улицам, где есть освещение, то подойдет простенький фонарик с одним светодиодом. Один светодиод иногда лучше справляется со своими функциями, чем их группа. Мощный велосипедный фонарь выглядит примерно так.
  3. Выбирайте максимальный угол освещения для фонаря – чем больше угол обзора, тем комфортнее будет управлять велосипедом. В ночном лесу или на ночной дорожке в парке прямой и узкий пучок света не всегда удобен. Или, лучше сказать, совсем неудобен. Выбирайте фонарь с наиболее широким пучком света и не забывайте, что при этом должна сохраниться высокая яркость.
  4. Не гонитесь за самой большой яркостью – чем ярче фонарь, тем сложнее ехать с ним в полной темноте. Нужен баланс яркости. Ведь в темном парке такой фонарь будет ослеплять вас как фотовспышка и от большой яркости болят глаза. Кроме того, очень яркий фонарь будет ослеплять встречных велосипедистов.
  5. Не гонитесь за известными брендами. Не всегда дорогие фирмы, засветившиеся на рынке делают самые интересные предложения. Однако, более дорогие модели обычно показывают себя лучше.
  6. Вес фонаря выбирайте самый минимальный. Корпус максимально защищенный.
  7. При выборе количества режимов, обратите внимание, что хорошо было бы иметь мигающий режим и возможность регулировать яркость свечения.

Оптимальная схема освещения достигается в случае использования нескольких фонарей — один для дальнего освещения, а другой для ближнего.

Бесконтактный динамо-фонарь для велосипеда Magnic Light

Солнце катится к горизонту, вечер вступает в свои права. Очертания деревьев небольшого перелеска, вдали на пригорке, сливаются в одну сплошную кучерявую полосу на фоне неба багряного от заката.

В сгущающихся сумерках задние габаритные огни велосипеда, как пылающие угольки из костра, хорошо различимы даже издали. А яркий белый свет от передних фонарей, разрезая вечернюю мглу, освещает все неровности в набегающей навстречу дороге, все дальше и дальше увлекая за собой велосипедиста.

Желание слиться с природой, никаких громких звуков, и только лишь мягкое шуршание велосипедных шин по асфальтированной дорожке.

Безусловно, освещение на велосипеде: передняя фара и красные огни сзади, являются важной составляющей безопасной езды особенно в вечернее и ночное время. Проблема в том, что большинство способов обеспечить электричеством велосипедные фонари не всегда эффективны и имеют определенные недостатки. Например, шум, который издает обычный динамо-генератор, контактируя с колесом велосипеда.

Учитывая разного рода недостатки велосипедных генераторов, изобретателю из Германии Дирку Стротманну удалось изготовить и запустить в производство совершенно новый, уникальный, бесконтактный динамо-фонарь для велосипеда «Magnic Light».

По словам самого Дирка, с динамо-фонарем Magnic Light теперь можно наслаждаться ездой на велосипеде в относительной тишине. Поскольку динамо-фонарь Magnic Light, вырабатывая электричество, не касается колеса велосипеда во время движения и не издает нудное жужжание, присущее обычным велосипедным динамо-генераторам.

Разумеется, бесшумность работы – не единственное достоинство этого динамо-фонаря.

Что такое бесконтактный динамо-фонарь Magnic Light

миниатюрный динамо-генератор для велосипеда

Это небольшой велосипедный фонарь с источником света в виде ярких светодиодов и миниатюрным динамо-генератором в одном корпусе. Крепится такой фонарь непосредственно на тормозную колодку рядом с ободом колеса велосипеда. Таким образом, вся тормозная колодка с фрикционной накладкой и самим динамо-фонарем составляют одно целое изделие.

Кстати, фрикционная накладка тормозной колодки, которая стирается в процессе эксплуатации – съемная и при истирании может быть легко заменена на новую. К изделию подходят обычные стандартные накладки, имеющиеся в свободной продаже.

бесконтактный динамо-фонарь Magnic Light

Первый опытный образец фонаря с бесконтактной технологией был представлен изобретателем на суд общественности в 2012 году, правда, с небольшими недоработками. Позже, спустя несколько лет, технические характеристики бесконтактного динамо-фонаря были улучшены, и совсем недавно в продаже появилась новая усовершенствованная модель.

Как работает динамо-фонарь Magnic Light

В основе работы фонаря заложен принцип генерации электричества за счет вихревых токов. Если в вкратце, то в динамо-фонаре это выглядит следующим образом:

Металлический обод колеса велосипеда (алюминиевый или стальной, не имеет значения) движется в непосредственной близости от фонаря, в закрытом корпусе которого вращается миниатюрная катушка из неодимовых магнитов большой силы. Из-за близкого расположения мощных магнитов рядом с металлическим ободом колеса магниты вызывают появление вихревых токов в металле во время движения. Эти токи и преобразуются катушкой индуктивности фонаря в электричество, которое питает светодиоды.

как сделать бесконтактное динамо для велосипеда

В чем уникальность динамо-фонаря

Использование описанного выше физического процесса получения электроэнергии позволило изобретателю избежать непосредственного контакта динамо с колесом велосипеда. В следствии чего удалось устранить шум, который издают обычные контактные динамо-генераторы.

Кроме того, все необходимые элементы для работы динамо-генератора Magnic Light находятся непосредственно в его корпусе. Поэтому пользователю не нужно закреплять на колесе какие-либо дополнительные элементы (магниты и т.п.).

Стоит отдельно сказать про алгоритм работы заднего красного фонаря. Его яркость усиливается в моменты торможения подобно красным стоп-фонарям автомобиля. Поскольку динамо-фонарь сделан как одно цельное изделие совместно с тормозной колодкой, то при нажатии на тормоз расстояние между ободом колеса и корпусом фонаря, где находится генератор, сокращается. В эти моменты выработка электроэнергии возрастает и, как следствие, увеличивается яркость свечения светодиодов.

Плюс ко всему, светодиоды переднего белого и заднего красного фонарей расположены прямо в своих корпусах, что дает возможность отказаться от длинных соединительных проводов.

Что противопоставить фонарю Magnic Light

Исходя из заявленных характеристик, можно сказать, что бесконтактный динамо-фонарь вне всякой конкуренции, действительно превосходное воплощение инженерной мысли в полезное для велосипедиста изделие. Тем не менее, попробуем сравнить его с другими уже известными способами обеспечить велосипедные фонари электроэнергией.

Контактное динамо для велосипеда

динамо-генератор для велосипеда

Раньше на велосипеде многие устанавливали генератор (динамо), который, соприкасаясь с колесом, издавал нудное жужжание и, тем самым, мешал наслаждаться ездой на велосипеде в полной мере во время велосипедной прогулки. Помимо издаваемого шума такой динамо-генератор препятствовал свободному вращению колеса, притормаживая его своим касанием, и велосипедисту приходилось прикладывать лишние усилия для движения велосипеда.

Несмотря на все недостатки такого генератора, он до сих пор еще выпускается. Лет 20 назад такой способ получения электроэнергии на велосипеде был неплохим решением, но в современном технологически развивающемся мире пора уже придумать, наверное, что-то более совершенное.

Аккумуляторный велофонарь

что лучше бесконтактное динамо или аккумулятор

Установка аккумуляторного фонаря хоть и не полностью, но все же решает проблему со светом. Если использовать аккумуляторный фонарь в течение непродолжительной поездки, то его с лихвой хватит не только для освещения дороги, но и для питания сотового телефона, используемого в качестве GPS навигатора. К тому же аккумуляторный фонарь не издает шума в отличие от жужжащего контактного динамо.

С другой стороны, у аккумуляторного фонаря все же есть некоторые недостатки. За уровнем заряда аккумулятора такого фонаря нужно постоянно следить, его емкости часто не хватает на длительную поездку, и он может сесть в самый неподходящий момент.

С бесконтактным динамо-фонарем Magnic Light таких проблем не возникнет. Электричество во время движения будет всегда, а благодаря герметичному корпусу, даже и в дождь.

Что еще предстоит сделать

Новая модель динамо-фонаря для велосипеда, уже поступившая в продажу, значительно отличается от первого опытного образца. Разработчик сделал некоторые изменения в конструкции фонаря для улучшения его работы. Помимо того, что внешний вид стал более эстетичным, изменилась и его электрическая часть. В частности, в нее был добавлен конденсатор, который сглаживает мерцание огней во время неравномерного движения или из-за биения плохо сбалансированного колеса.

Несмотря на все эти улучшения, было бы совсем не лишним дополнить схему бесконтактного динамо-фонаря аккумулятором небольших размеров и контроллером для управления временем свечения светодиодов. Как результат, огни не будут гаснуть в течение кратковременных остановок, к примеру, на городском перекрестке. А на период чрезмерно долгого простоя велосипеда контроллер будет отключать огни, тем самым, сохраняя заряд аккумулятора.

Производитель заявляет, что в будущем сможет без проблем внести в конструкцию динамо-фонаря соответствующие изменения, если появится достаточное количество желающих, так как все упирается в финансовую составляющую самого изделия.

Велодинамо в Уфе

Втулка динамо, Shimano C3000-NT, 6V 3.0W, 32отв. 100X140MM, под гайки(без гаек), цв. серебрист., б/уп.

  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо роллерная Shimano DH-2R30-E, 36 отв.

Дает яркое освещение для безопасной ночной езды без необходимости тратиться на смену батареек. Проводка имеет специальные разъемы, что делает установку легкой и быстрой. Резиновый пыльник контактного типа увеличивает водонепроницаемость. Совместима с роллерными тормозами. Выходной разъем электропитания: Тип Е2 (двойной контакт).

  • Тип: роллерная
  • Количество отверстий для спиц: 36 отв.

Велодинамо втулочная Shimano SM-DH10, 32 отв.

Втулка динамо XT, T785, 32 отверстия, 6V-3W, QR, Center Lock., SM-DH10, цвет черный.

Черный цвет корпуса.

Тип крепления ротора Center Lock.

Быстросъемная ось QR (эксцентрик).

  • Тип: втулочная
  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо роллерная Shimano C6000, 32 отв.

Динамо-втулка Shimano DH-С6000 под роллерный тормоз, под гайки, мощность 6V-2.4W, 100х140мм. Под 32 спицы. Цвет черный.

  • Тип: роллерная
  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо малоизвестный бренд 12 V

Динамо машина для велосипеда. Выходное напряжение 12 вольт . Два варианта: 1) с передним и задним фонарём. 2) с адаптером и кабелями для питания и зарядки различных устройств.

Велодинамо Shimano Alfine S700 32 отв., 32 отв.

Втулка динамо Shimano Alfine DH-S700, 32 отверстия, черная, 6V-1.5W, QR, под дисковый тормоз, крепление ротора Center Lock.

  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо Shimano DH-C3000-NT цвет черный, 36 отв.

Динамо-втулка Shimano DH-C3000-NT, 6V 3.0W, на 36 спиц, 100X140MM, под гайки (без гаек в комплекте), цвет черный.

  • Количество отверстий для спиц: 36 отв.

Велодинамо Shimano DH-C3000-NT цвет серебристый, 32 отв.

Динамо-втулка Shimano DH-C3000-NT, 6V 3.0W, на 32 спицы, 100X140MM, под гайки (без гаек в комплекте), цвет серебристый.

  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо Shimano S501, 32 отв.

Втулка динамо Alfine, S501,6V-3W

— Крепление ротора Center Lock

  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо втулочная Shimano T675, 32 отв.

Динамо-втулка Shimano T675, 32 отверстия, 6V-3W, крепление ротора Center Lock, с SM-DH10.

  • Тип: втулочная
  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо Shimano LX DH-T660-2N, 36 отв.

Втулка динамо Shimano LX DH-T660-2N, 32 или 36 отверстий, мощность 6V-2.4W, быстросъемная ось QR, примерный вес 540 грамм.

— Напряжение/Мощность 6В/2,4 Вт;

— Для тормозов V-Brake;

— Выходной разъем электропитания B-Тип.

  • Количество отверстий для спиц: 36 отв.

Велодинамо втулочная Shimano 2N35, 36 отв.

Втулка динамо, 2N35
— 36 отверстий
— Цвет серебристый
— Крепление ротора Center Lock
— Напряжение/мощность 6V-2.4W
— Под V-brake
— Быстросъемная ось QR (эксцентрик)
— Производитель Shimano

  • Тип: втулочная
  • Количество отверстий для спиц: 36 отв.

Велодинамо Shimano DH-3D32, 32 отв.

Втулка динамо Shimano DH-3D32,

— под дисковый тормоз 6-болт,

— с защитой от скачков SM-DH10.

  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо втулочная Shimano 3D72, 32 отв.

Втулка динамо Shimano 3D72, 32 отверстия , 6V-3W, QR (быстросъемная ось), крепление ротора CenterLock, цвет серебристый.

  • Тип: втулочная
  • Количество отверстий для спиц: 32 отв.

Велодинамо Shimano DH-3D32, 36 отв.

Втулка динамо Shimano DH-3D32,

— под дисковый тормоз 6-болт,

— с защитой от скачков SM-DH10.

  • Количество отверстий для спиц: 36 отв.

Велодинамо SRAM I-Lihgt Dinamo 730, 32 отв.

Слабое освещение городских улиц и незаметность для водителей транспорта теперь непременно останутся в прошлом! Благодаря разработкам сотрудников Sram, на городские велосипеды теперь можно установить втулку SRAM I-Light Dynamo 730. Даже на небольшой скорости втулка вырабатывает достаточное количество энергии и освещает площадь, необходимую для комфортной езды в тёмное время суток. Картриджные подшипники обеспечивают лёгкий ход колеса, а выключенная днём система освещения создаёт минимум сопротивления. Стандарт втулки – эксцентрик 9 мм, поставляемый в комплекте.

Динамо машина для велосипеда

У каждого велосипедиста порой возникает потребность в повышении уровня комфорта вождения своего транспортного средства. Для этого используется большое количество разнообразных приспособлений и приборов, которых в большом количестве в настоящее время присутствуют на рынке. Одним из наиболее популярных из них считается динамо машина. Если раньше спрос на нее не был значительным, то сейчас многие любители велосипедов устанавливают данное устройство ввиду того, что оно имеет хорошую функциональность и надежность использования.

Что такое динамомашина, зачем она нужна и как работает

Динамомашина представляет собой особый тип генератора, который способен вырабатывать электрическую энергию из механической работы транспортного средства. Таким образом, вследствие этого, данный прибор используется преимущественно только лишь для питания некоторых устройств велосипеда, таких как:

  • задание фонари;
  • передние фонари;
  • звонок и т.д.

Принцип работы динамомашины заключаются в следующем:

  1. Генераторный ролик соприкасается со стенкой боковой покрышки велосипедного колеса во время движения. Вследствие этого происходит образование магнитных полей, для появление которых требует сила трения. Это в свою очередь приводит к продуцированию электроэнергии с обмоток устройства.
  2. Электричество, которое вырабатывает динамомашина, посредством проводки распространяется ко всем важных приборам велосипеда. Прежде всего это касается передних и задних фонарей.
  3. Для регуляции включения и выключения генератора используется защепка-фиксатор, которая размещается непосредственно на самой динамомашине. К тому же степень трения велосипедист может регулировать в ручном режиме.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что чем быстрее человек крутит педали, тем боле интенсивно будет крутиться колеса, что в свою очередь влияет на количество выработанной электроэнергии динамомашиной.

Типы динамо машин

Существует несколько разнообразных типов динамо машин заводского изготовления. Они отличаются друг от друга принципом своей работы, эффективностью, надежностью использования, стоимостью и некоторыми другими факторами. Прежде чем приобрести то или иное устройство, обязательно необходимо оценить все их преимущества и недостатки. В таком случае можно купить именно тот прибор, который лучше всего будет соответствовать, как потребностям велосипедиста, так и его возможностям.

Бутылочная

Динамо машина бутылочного типа, как правило, устанавливается на боковой части передней шины велосипеда. Вместе с тем, ее можно монтировать и на заднем колесе, если в этом есть потребность. Она выполняется в виде небольшого по своим габаритным размерам генератора, который используется для энергоснабжения фонарей транспортного средства и зарядки мобильных устройств.

Для того чтобы отключить бутылочную, достаточно всего лишь воспользоваться откидным механизмом, который позволит ограничить трение между роликом генератора и поверхностью колеса.

Бутылочная динамо машина получило свое названием вследствие того, что она по своему внешнему виду похожа на бутылку. Ее ролик может быть выполнен, как с резины, так и с металла.

Основные преимущества бутылочной динамо машины заключаются в следующем:

  1. Отключенный привод генератора не влияет на сопротивление движению велосипеда. Если он включенный, велосипедисту приходится прикладывать немного больше силы. Это касается даже тех случаев, когда электроприборы подключены.
  2. Простота и легкость установки. Бутылочную динамо машину можно прикрепить к любому велосипеду, независимо от его конструкции и модели.
  3. Небольшая цена. Большинство бутылочных динамо машин имеют незначительную стоимость. Вместе с тем из данного правила все же есть определенные исключения.

Как и любое другое устройство, динамо машина для велосипеда имеет определенные недостатки, такие как:

  1. Сложность настройки. Это обусловлено тем, что очень важно корректно отрегулировать степень трения ролика в колесо. Если велосипед упадет или же его винты ослабнут, генератор может получить те или иные повреждения. Если неправильно осуществить настройку динамо машины, можно спровоцировать слишком большой шум, чрезмерно сильное сопротивление и т.д.
  2. Необходимо применять значительную силу для переключения устройства. Для того чтобы генератор начал работать, необходимо передвинуть его, чтобы он соприкасался с колесом.
  3. Наличие шума. Эксплуатация бутылочной динамо машины для велосипеда всегда сопровождается жужжанием, которое возникает вследствие трения с шиной.
  4. Изнашивание шин. Это происходит вследствие трения валика генератора о нее, что приводит к незначительному, но постоянному повреждению внешнего слоя.
  5. Возникновение сопротивления движению. Его можно уменьшить, если установить ролик генератора правильным образом.
  6. Периодическое проскальзывание. Чаще всего оно возникает в дождливую погоду, когда колесо велосипеда становится влажным.

Таким образом, несмотря на все недостатки, бутылочная динамо машина пользуется в настоящее время существенным спросом.

Динамо втулка

Динамо втулка представляет собой генератор электричества, который устанавливается в свою очередь не на край колоса, а непосредственно в его центре. Таким образом, данный прибор совмещает в себе две функции.

Основные преимущества динамо втулок заключаются в следующем:

  1. Отсутствие шума. Прибор работает практически без какого-либо постороннего звука, отвлекающего во время движения.
  2. Простая конструкция без подвижных частей. Вследствие этого не возникает трения. Это обусловлено тем, что магнит с большим количеством полюсом устанавливается вокруг катушки без соприкосновения ротора и статора.
  3. Отсутствие необходимости в осуществлении контроля за сцеплением или же герметизацией. Погода при этом никак не влияет на выработку электроэнергии.
  4. Низкий уровень износа покрышки и автоматическое включения из-за наличия постоянного привода.

Недостатки динамо втулок, на которые стоит обратить внимание перед покупкой, следующие:

  1. Немного больший вес вследствие наличия магнитов.
  2. Постоянное подключение прибора к фаре приводит к включениям и выключениям света, что некоторые велосипедисты считаются все же преимуществом.
  3. Меньшая нагрузка на оптические приборы, что увеличивает срок их эксплуатации.
  4. При установке обязательно необходимо менять спицы в колесе, снимая его. Поэтому такая работа для некоторых людей становится слишком сложной и продолжительной.
  5. Устройство генерирует переменный ток, который можно преобразовать с использование специальных диодов.

Динамо-втулки тоже пользуются значительной популярностью. Именно поэтому они имеют такой же спрос на рынке, что и бутылочные устройства.

Сравнительная резюмирующая таблица

Ниже в таблице можно наглядно оценить основные отличительные особенности бутылочной динамо-машины и динамо-втулки.

Источники:

http://velofun.ru/hub/testirovanie-effektivnosti-dinamo-vtulok-dlya-velosipeda.html
https://www.kryptobike.ru/velo/fonarvelosipednyi
https://benelum.com/useful-thing/contactless-bicycle-dynamo/
https://ufacena.ru/kupit/velodinamo
https://velo-journal.ru/articles/dinamo_mashina_dlya_velosipeda