Свой бизнес: как заработать на велорикше
Велотакси или велорикши — это бизнес-идея уже далеко не новая: велорикши давно работают в курортных зонах и во многих крупных городах мира, которые активно посещаются туристами. Тем не менее, в России велотакси может восприниматься населением за новинку, а предприниматель, решивший начать подобное дело, вряд ли столкнется с большой конкуренцией.
Плюсы и минусы бизнеса на велорикше
Как и у любого другого вида деятельности, у бизнеса на велорикшах есть свои сильные и слабые стороны.
Преимущества бизнеса по организации велотакси:
Оригинальность идеи для России;
Высокая маржинальность (до 80%);
Отсутствие серьезных рисков;
Низкий порог вхождения в дело.;
Легкость оформления (достаточно открытия ИП).
Отсутствие серьезной конкуренции;
Идея попадает под тренд на экобизнес;
Много возможностей дополнительного дохода;
Для ведения бизнеса не понадобится квалифицированный персонал.
Недостатки бизнеса на велотакси:
- Для России это бизнес сезонный: максимум сезон по стране будет длиться до 5 месяцев, в южных регионах — до 7 месяцев;
В РФ слабо развита велосипедная инфраструктура — скорее всего, услуги можно будет оказывать лишь в парках и на набережных.
На спросе и прибыли велотакси существенно сказывается погода;
Нередки противоправные действия по отношению к имуществу (вандализм);
Необходимо иметь помещение для хранения велорикш.
Какие виды рикш и велорикш бывают
Велорикшами или велотакси называют велосипеды особой конструкции, которые чаще всего имеют три колеса и используются для перевозки одного или двух пассажиров. Считается, что первые рикши, которые представляли собой паланкин на колесах вместе с носильщиком, появились в Японии в 1860-1870-х годах. С тех самых пор рикши не только распространились по всему миру, но и сильно эволюционировали, превратившись непосредственно в велорикши.
Конструкция велорикш в разных городах и странах мира различна. Если традиционные велорикши родом из Азии приводятся в движение силой велосипедиста, то современные западные велотакси могут не требовать мускульной силы вовсе, работая с помощью электродвигателей или даже солнечных панелей.
Какие основные виды рикш и велорикш существуют:
Традиционные рикши на тягловой силе. Это повозка, которую тянет за собой человек (рикша), взявшись за оглобли. Обычно классические рикши рассчитаны на одного-двух человек. Сейчас являются элементом туристической культуры в азиатских странах, в частности, в Японии и Индии. Также существуют в ЮАР.
Трехколесные велорикши с водителем спереди. Наиболее привычная конструкция велорикши, где водитель сидит спереди, а за его спиной находится пассажирское сиденье для одного или двух пассажиров. Такое устройство могут иметь как традиционные, так и современные велорикши (велокэбы). Сиденье или вся конструкция может быть покрыта навесом.
Трехколесные велорикши с водителем сзади. В некоторых странах, например, во Вьетнаме, распространены велорикши, где водитель велосипедист находится сзади, а пассажирское сиденье и два колеса — впереди.
Четырехколесные велорикши (веломобили). Велорикши на два или более мест, которые зачастую стилизуются под автомобили. Обычно педали могут крутить несколько человек. Четырехколесные велотакси дают больше возможностей для создания необычных проектов. В частности, в Европе сегодня можно покататься на так называемых пивных велосипедах (подробнее о таком бизнесе мы писали в этой статье).
- Велорикши для торговли. Сюда относятся все упомянутые виды велорикш, которые вместо пассажирского сиденья имеют отделение, оборудованное для торговли, например, торговый лоток, место под холодильник с мороженым, мини-бар или рекламный щит.
Несмотря на огромное количество видов велорикш и всевозможных гибридов, у них есть одна общая особенность. Каково бы ни было их устройство, благодаря бурному росту мирового туризма, любой вид велотакси сегодня имеет право на существование.
Как заработать на велорикшах
Как уже говорилось выше, способов заработка на велорикше существует несколько,а какой из них принесет большую отдачу, зависит от многих факторов: места, количества имеющихся у вас велорикш, количества людей, труд которых вы можете использовать, и многое другое. Итак, какие же статьи доходов у этого необычного транспорта?
Способы заработка на велорикше:
Частный извоз, велотакси;
Продажа рекламных поверхностей;
Участие в акциях, мероприятиях и шоу ;
Туристический гид, проведение индивидуальных экскурсий ;
Далее поговорим о каждом источнике дохода подробнее.
Самостоятельный извоз на велорикше
Проще и дешевле всего купить или сделать одну велорикшу самому и заниматься частным извозом самостоятельно. Однако будем честны: самодельные велорикши не внушают доверия и зачастую выглядят довольно странно, поэтому советуем не экономить на этом. В интернете можно найти велорикши из Китая за 35-60 тыс. рублей, нередко даже с электродвигателем.
Транспорт очень прост в обслуживании, выглядит колоритно и придется по нраву многим туристам и жителям города. Вы, как водитель, просто обязаны поддерживать этот колорит, поэтому интересный костюм вам не помешает. А если дополнить прогулки на велорикше небольшой экскурсией, то можно существенно увеличить свою выручку. Для запуска такого бизнеса помимо транспорта понадобится разработать маршруты поездок, также необходимо заключить договоренность с администрацией парка или зоны отдыха, где вы будете катать людей. Можно предложить посетителям маршруты разной протяженности.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб.
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Главное преимущество такого проекта заключается в том, что нет привязанности к какому-то месту; можно работать самому; а если бизнес не будет пользоваться спросом в одной части города, можно легко переместиться в другое – и попытать счастья уже там. Стоимость 15-минутной поездки в регионах обойдется посетителям примерно в 200-300 рублей для одного человека. В хорошие дни можно заработать до 3 тыс. рублей, а в месяц до 90 тыс. рублей. Такой бизнес подойдет для не самых крупных городов, так как в мегаполисах ниша занята службами велотакси.
Служба велотакси
Под службой велотакси имеется в виду такой бизнес, когда у вас имеется хотя бы небольшой таксопарк, например, из 10 велотакси. Такой бизнес подойдет для крупных городов. Владельцу бизнеса необходимо распределить водителей по основным туристическим местам, заключив договоренности на размещения велорикш с администрациями парков, с городской мэрией и так далее. Местонахождение велорикш должно быть определено надолго, чтобы постоянные клиенты могли подойти в удобное время, а люди, случайно заметившие велорикш, но не имеющие возможности прокатиться в тот момент, знали, куда возвращаться и где их искать. Водители велорикш желательно должны знать иностранные языки, чтобы выступать в качестве гидов для иностранных туристов. Клиентов перевозят по городу по туристическим маршрутам, которые продумываются заранее. Кроме оплаты труда водителей, аренды места стоянки и хранения велорикш, понадобятся затраты на механиков.
О том, сколько зарабатывают службы велотакси, можно судить по объявлениям о продаже готового бизнеса. В таблице ниже мы привели показатели одной из таких служб из Санкт-Петербурга.
Финансовые показатели для службы велотакси на 11 велорикш
перевозка, размещение рекламы, партнерские программы с ресторанами и отелями
Оборот за год (2018)
Чистая прибыль за год
Стоимость размещения рекламы на велорикше
Доход от рекламы в мес.
около 550 000 руб.
Аренда помещения 60 кв. м для хранения велопарка (круглосуточная охрана и видеонаблюдение)
25 000 руб. (с апреля по ноябрь)
12 5000 руб. (остальные месяцы)
Обычно с водителями велорикш/кэбов устанавливаются гражданско-правовые договоры на оказание услуг. Водители берут кэбы в аренду (например, за 4-5 тыс. рублей в день), часть дня отбивают аренду кэбов, а потом работают на себя. В итоге зарплата водителей кэбов может составлять от 30 до 90 тыс. рублей в месяц, а остальное (до 120-150 тыс. рублей если работать каждый день) уходит в прибыль владельца бизнеса. Таким образом вся нестабильность из-за плохой погоды влияет лишь на зарплату водителей, в то время как владельцы почти всегда получают гарантированный заработок. Для водителей устанавливаются различные штрафы и ограничения на въезд в определенные зоны (так называемые “красные зоны”). Также они обязаны хорошо знать местность, и в особенности, всегда представлять себе, где находится ближайший общественный туалет. Владельцы служб велотакси устанавливают на кэбы GPS-датчики и устанавливают лимит скорости (10-12 км/ч), чтобы избежать аварий, лихачества, угонов и т.д.
Что же касается стоимости проезда, то она оплачивается клиентами либо поминутно, либо в зависимости от дальности зоны, поэтому проезд может стоить, как 200 рублей, так и 800 рублей, если речь идет о крупных парках в мегаполисах. Цены на экскурсии в несколько раз выше и могут стоить 1500-5000 рублей.
Продажа рекламных поверхностей
Реклама на велорикше оригинальна и больше приковывает внимание людей. Человек видит такую рекламу в движении при небольшой скорости (около 10 км/ч), причем в самых известных туристических местах, поэтому продавать ее можно дорого. В такие места с рекламой попасть довольно проблематично, так как там может быть запрещено движение авто и установлены ограничения на размещение рекламы.
За размещение рекламы с использованием кэбов можно брать 40-60 тыс. рублей в месяц за одну рикшу. Можно разработать несколько пакетов услуг, включая не только аренду рекламной площади рикши, но и рекламную униформу водителей, размещение рекламных материалов внутри кэба и так далее. Подобная реклама очень фотогенична, привлекает крупных федеральных рекламодателей, причем нередко — на долгий срок. Разумеется, наибольшая финансовая отдача будет от размещения рекламы на нескольких велокэбах. Однако заниматься продажей велорекламы можно и без предоставления услуг частного извоза: для этого достаточно снабдить обычный велосипед местом для установки рекламного щита.
Прокат велорикш
Если вы не хотите заниматься извозом сами либо желаете сэкономить на водителях велорикш, можно подумать над организацией услуг проката велорикш. Однако как бизнес это имеет смысл, если у вас имеется хотя бы несколько велорикш. К примеру, в Ростове-на-Дону аренда велорикши на день/ночь будет стоить 1000 рублей, а аренда на сутки обойдется в 1500 рублей. Работая же водителем, с одной велорикши вы сможете заработать гораздо больше. Но если вам не страшно за сохранность вашей единственной велорикши, то, в принципе, вы можете совместить услуги извоза с поминутным прокатом, разделив прайс на эти две услуги.
Участие в акциях, мероприятиях и шоу
Велорикши — это беспроигрышный способ сделать любое мероприятие запоминающимся, поэтому клиенту обязательно нужно предложить услуги велорикш для праздников. Разброс цен здесь может быть огромным: зависит это лишь от вашей фантазии и фантазии вашего заказчика.
Как можно использовать велорикши для мероприятий:
сдавать в простую аренду гостям мероприятия или организаторам;
предоставлять услуги водителя, например, велорикша как способ доставки участников форумов, выставок и фестивалей до места мероприятия или между его зонами;
предоставлять услуги свадебного велотакси (водители в костюме, цветочное украшение велорикши, доставка молодоженов до ЗАГСа, прокат велокареты);
сдавать в аренду вместе с сопутствующими услугами (фотосессия в велорикше, шампанское, конкурсы и так далее);
оказывать услуги велотакси с оформлением под стиль мероприятия и продавать рекламные площади транспорта, брендирование велорикши под инфоповод;
использовать для раздачи рекламных материалов на мероприятии;
организовать парад или гонку велорикш.
Проведение индивидуальных экскурсий на велорикше
Если хорошая индивидуальная экскурсия может стоить дорого, то индивидуальная экскурсия на велорикше и того дороже. Создав экскурсионную программу и продумав маршрут, вы можете значительно поднять прайс по сравнению с организацией обычных прогулок. Длится такие экскурсии могут от 15 минут до 2 часов, а стоить от 500 до 5000 тысяч рублей в зависимости от длины маршрута.
Поскольку водителю может быть неудобно вести рассказ о городе и одновременно управлять велорикшей, обычно используется аудио-оборудование, а рикши оборудуются акустической системой и аудио-гидом. В качестве бонусов можно делать клиентам фотографии или дарить на память небольшие сувениры. В крупных городах экскурсионные велорикши также оборудуют Wi-Fi и устройствами для зарядки смартфонов.
Уличная торговля на велорикшах
Иногда велорикшами называют велотележки и велолавки для торговли мороженым, прохладительными напитками, попкорном или кофе. Вместо зоны с сиденьем в таких велорикшах устанавливаются прилавки с оборудованием или холодильники. Такие велолавки пользуются спросом, поскольку есть места, где велотележка будет уместнее, нежели громоздкий фургон или стационарный ларек. Например, бульвары, парки, набережные – пешеходные зоны, которые недоступны фургону, но прекрасно подходят для велотележки.
Стоимость торговых велорикш может составлять от 30 до 200 тыс рублей. Комплектации в зависимости от вида торговли разные. К примеру, у велотележек для мороженого технические характеристики обычно такие: система мобильного электропитания, гарантирующая 12-часовую работу без подключения к электричеству, 7 контейнеров по 7 литров каждый, что позволяет продавать около 420 порций в день. Такой велосипед может быть оснащен раковиной для мытья рук и ложек для мороженого.
Сколько стоят велорикши
Велорикшу можно сделать самому или купить готовую. Второй вариант проще и быстрее, но, производителей велорикш в СНГ можно пересчитать по пальцам, поэтому выбор будет ограничен. В этой таблице мы привели примерные расценки на отечественные велорикши в 2019 году.
Источники:
https://www.openbusiness.ru/biz/business/sezonnyy-biznes-dokhod-velotaksi-ot-700-dollarov/