Велосипед движется

Содержание скрыть
1 Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам: особенности и запреты
4 Велосипед как транспорт – варианты использования, сезонность, риски, (не) соблюдение ПДД, велосипеды для перемещения по городу и другие аспекты городского велопроцесса

Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам: особенности и запреты

С приходом теплой погоды количество велосипедистов на дорогах заметно увеличивается. К сожалению, далеко не все из них имеют хоть малейшее представление о ПДД. А ведь они являются такими же участниками дорожного движения и обязаны их соблюдать, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дорогах и не подвергать риску себя, других водителей и пешеходов.

Спросите любого: «Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам?» Казалось бы, в этом вопросе нет ничего сложного и непонятного. На самом деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в правилах дорожного движения четко прописано, в каких случаях велосипедист имеет право передвигаться по тротуарам. Есть в официальном документе и положения, которые четко свидетельствуют об обратном. Поэтому нужно разложить по полочкам все ситуации, чтобы узнать, в каких разрешается велосипедистам ездить по тротуару, а в каких – нет.

Являются ли велосипеды транспортным средством

5 минут Автор: Михаил Скворцов 645
Для ответа на вопрос о том, является ли велосипед транспортным средством, как говорится, не надо изобретать велосипед. Существует свод правил дорожного движения, где довольно чётко сформулирован ответ. В пункте 1.2 сказано, что велосипед является транспортным средством, оснащённым как минимум двумя колёсами и движущимся при участии мускульной силы. Выезжая на проезжую часть, велосипедист становится таким же полноценным участником дорожного движения, как и водитель автотранспорта.


Человек или машина?

На деле не всё выглядит так однозначно. До конца не осознавая себя участником процесса, велосипедист нередко ведёт себя на трассе как пешеход.

Внимание! Следует знать, что спешившись, велосипедист подчиняется общим правилам, касающимся пешеходов, а продолжая перемещение на велосипеде, следует предписаниям для водителей авто.

Есть и другое важное уточнение. ПДД делят участников, задействованных в дорожном движении, на три типа:

  • транспортное средство;
  • механическое транспортное средство;
  • водитель.

У велосипеда не имеется двигателя, и, следовательно, он не относится к механическим средствам передвижения, но не стоит надеяться на то, что закон ему не писан. Велосипедистов касаются пункты свода, в которых речь идёт о транспортных средствах или водителях.

Обязанности на дороге

Велосипедисту официально разрешено передвижение по автотрассе (после достижения четырнадцати лет), но это накладывает на него определённые обязанности, забывать о которых небезопасно и неэтично по отношению к другим водителям.

Оснащение

Так же, как и автомашина, велосипед не обязан быть полностью исправным: ему положено иметь идеально работающий руль, тормозную систему, звуковой сигнал. Колёса сзади, спереди и по бокам необходимо оснастить светоотражателями. Спереди нужно прикрепить белый, а сзади – красный фонарь или фару. Если вы собираетесь везти дошкольника, необходимо прикрепить к раме или багажнику специальное сиденье.

Передвижение

Велосипедистам предписано ехать по велодорожкам. В том случае, когда дорожки нет, зона, предназначенная велосипедисту, – полоса проезжей части с правого края. Направление – по движению автотранспорта, а не навстречу. Велосипедные колонны движутся в один ряд, по десять человек, максимально держась правой стороны. Для удобства объезда желательно сохранять между колоннами дистанцию не менее чем 80 метров. По тротуару могут передвигаться только лица, перевозящие дошкольников или сопровождающие школьников. Кроме того, в случае создания помех пешеходам велосипедист обязан спешиться и продолжить движение на более свободном участке.

Велосипед не оснащён поворотниками, но у велосипедиста всё-таки есть возможность подать сигнал о своих намерениях. Велосипедисты обязаны сигнализировать о том, что собираются свернуть, с помощью руки, вытянутой по направлению поворота: правую руку нужно вытянуть в сторону, если вы держите курс направо, левую – если сворачиваете влево. Перед запланированной остановкой следует поднять руку высоко вверх над головой.

Запреты

В пункте 24.8 сказано, что велосипедистам категорически запрещается:

  • ехать, отпустив руль велосипеда;
  • перевозить груз, препятствующий управлению велосипедом, выдающийся на полметра в любую сторону;
  • осуществлять перевоз пассажиров на велосипедах, у которых не предусмотрено специального оснащения;
  • ехать через дорогу по «зебре»;
  • двигаться в расстёгнутом мотошлеме либо без него;
  • сворачивать влево или совершать разворот там, где есть трамвайные линии, и на дорогах, имеющих несколько полос для движения в избранном направлении;
  • брать на буксир что-либо, кроме прицепов;
  • пребывать за рулём в пьяном виде.

1.Положение велосипедиста на дороге

Согласно правилам дорожного движения, на дорогу на велосипеде можно выезжать с четырнадцати лет. Позицию на дороге нужно занимать максимально справа и помнить об основных моментах езды.

— Если правый ряд заставлен припаркованными машинами, то их нужно аккуратно объехать слева, при этом не создавая помех другому транспорту и не провоцируя аварийной ситуации.

— Будьте внимательны! Припаркованные машины могут внезапно начать отъезжать. Следите за их фарами. Если они загорелись, то, вероятнее всего, водитель собирается начать движение, поэтому вам лучше притормозить.

— Если вы двигаетесь рядом с крупногабаритным транспортом (автобус, грузовик), то всегда помните про их слепые зоны — это те участки дороги, которые водитель не имеет возможности просматривать. В них вы как невидимка, и находиться в этих зонах крайне опасно.

— Не забывайте про дистанцию! Автомобилист, двигающийся перед вами, может резко затормозить, и вам нужно успеть среагировать. Держитесь на расстоянии примерно двух метров от впередиидущего транспорта.


Помните!

Хотя вы и полноценный участник движения, в любой непонятной ситуации лучше переместитесь на тротуар и продолжайте движение по нему.

Могут ли в ГИБДД выписать велосипедисту штраф?

Да. Кодекс об административных правонарушениях такого полномочия не даёт, так как в отличие от правил, регулирующих дорожное движение, не считает велосипед полноценным транспортным средством. Зато в КоАП имеются статьи, всё же предусматривающие способы воздействия на велосипедистов-лихачей:

  • нарушение любого правила велосипедистом карается взысканием средств в размере восьмисот рублей;
  • нарушение любого правила в пьяном виде – штрафом от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • создание помех движущемуся автотранспорту – штрафом в 1 тысячу рублей;
  • причинение вреда человеческому здоровью – денежным взысканием от 1 до 1,5 тысяч рублей.

Правила дорожного движения для велосипедистов школьного возраста и старше

Велосипед и его аналоги по праву признаны самым экологичным видом современного транспорта. Во всём мире они часто используется как коммерческие — с их помощью перевозят грузы, развозят пассажиров, гуляют с детьми благодаря особой конструкции, вмещающей детское сиденье. У нас обладание велосипедом всё ещё является развлечением для детей и взрослых. На втором месте по популярности — доехать до работы, рынка или собственного огорода. Но даже при таком скромном использовании нужно знать ПДД для велосипедистов.

Изменения в правилах движения в 2018 году

При слове — транспорт перед глазами сразу возникает автомобиль. Но не надо забывать о том, что велосипед — это тоже машина и является особым видом транспорта. Потому все инструкции по урегулированию взаимоотношений участников дорожного движения, велосипедистов тоже касаются. Ведь опасность нежелательных исходов, связанных с несоблюдением даже не самих ПДД, а элементарных правил безопасности, к сожалению, не всегда присутствует в жизни любителей велоспорта.

Почему так происходит? Если не исключить вариант личной недисциплинированности, в глаза бросается простое пренебрежение правилами. И это неудивительно, ведь велосипед только на бумаге признаётся полноправным участником дорожного движения. На самом деле, на трассе он находится в явно невыгодных позициях. Его «зажимают» автобусы, легковушки, и даже мотоциклы. Выделенные полосы не сильно улучшают положение, да и есть они, большей частью, только в больших городах, и не на всех маршрутах. Поэтому велосипед даже в городской среде привычнее видеть только в специально отведённых зонах для развлечений городских парках, скверах.

Что мы знаем о велосипеде? Этим термином в обиходе называют не только двухколёсные модели, но и трициклы. Конструктивное разнообразие моделей достаточно велико. Многие из них, помимо количества колёс, усилены электродвигателем. С его помощью водитель может ехать в скоростном режиме до 25 км/ч. Это средство передвижения назвали мопедом. Управляющий такой техникой человек по праву называется водителем транспортного средства.

Законодатель, видя ущемлённое положение велосипедистов на дорогах, с целью восстановить статус-кво, внедряет такое понятие, как уже всем известный знак 4.4.1. «Велосипедная дорожка». Это специально выделенная полоса именно для такого транспорта. Она может отличаться другим качеством покрытия, повторяющимся рисунком велосипеда по ходу движения, отделяться от основной части дороги бордюром.

Любопытно, что когда человек управляет велосипедом, он называется велосипедистом. Когда он ведёт ТС рядом с собой, он является пешеходом.

2.Как правильно поворачивать?

Не все маневры в городе разрешены велосипедистам. Давайте разберемся, как нужно маневрировать на дороге.

— Велосипедисту разрешен правый поворот. Двигаясь по правой стороне проезжей части, вы безопасно можете повернуть направо, при этом не пересекая ни один из транспортных потоков.

— Велосипедисту разрешено движение прямо при условии, что горит разрешающий сигнал светофора и вы не создаете помех для других участников движения.


— При совершении маневра посмотрите водителю автомобиля в глаза. Если он вас пропускает, то он подаст вам сигнал. Помните о взаимной вежливости на дорогах и поблагодарите водителя поднятием руки.

Запрещено!

Поворот налево на дорогах с трамвайным движением или на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в одну сторону, т. е. перестраиваться левее, чтобы совершить поворот, нельзя, потому что это опасно.

Важно!

Если вас не пропускает автомобилист и не дает возможности повернуть, сверните на тротуар. Так вы сохраните свое здоровье и нервы.

Требования, предъявляемые к велосипедистам

Как и к остальным участникам дорожного движения, к велосипедистам предъявляются жёсткие требования:

  1. Светофоры. На городских улицах мегаполисов можно встретить знаки, специально предназначенные для тех, кто управляет таким видом транспорта. Это могут быть не только уличные указатели с нарисованным на них велосипедом. Его изображение может загораться и на светофорах специальной конструкции. Велосипедист — особый участник дорожного движения. Он практически единственный, кто имеет право двигаться как по тротуарам, как пешеход, ведя своего «коня» за руль, так и — на трассе, наравне с другими, выдерживая безопасную дистанцию. В зависимости от того, в каком качестве в данный момент он находится, он должен подчиняться соответствующим знакам светофора.
  2. Жесты маневрирования При манёврах, связанных с перестроением, стартом и финишем либо разворотом, лицу, управляющему таким ТС, нужно дать знать другим участникам движения о своих намерениях. За неимением технических устройств, все сигналы велосипедист подаёт руками. Сигналить необходимо непосредственно перед маневрированием и прекращать — сразу же с окончанием, дабы не путать своими намерениями остальных участников движения.

3.Сигналы велосипедиста

Заметность и предсказуемость — две основные составляющие безопасности на дороге. Никогда не забывайте про свет и сигналы руками. Продумывайте свой путь заранее, составляйте маршрут в голове с учетом всех предполагаемых объездов, остановок, поворотов. При движении по дороге оповещайте других участников движения о маневре заранее соответствующим жестом-сигналом. Никогда не забывайте о них, это язык, который понимают все участники дорожного движения.

— Для выполнения поворота направо вытяните прямую правую руку в сторону поворота либо поднимете вверх согнутую в локте левую руку.


— Для выполнения поворота налево вытяните прямую левую руку в сторону поворота либо поднимете вверх согнутую в локте правую руку.

— Если вы собираетесь притормозить, поднимите любую прямую руку вверх.

Определение транспортного средства

Согласно определению из ПДД к транспорту относятся устройства для перевозки людей, а также груза и оборудования, установленного на транспорте. Это указано в пункте 1.2 свода правил дорожного движения. То есть главная функция транспортного средства – это перевозка. Классификация подразумевает несколько видов:

Согласно правилам дорожного движения велосипед также является транспортным средством колесного механического типа, приходящим в движение посредством силы мускул человека, сидящего на нем, или же с помощью электродвигателя, имеющего максимальную мощность при длительном движении не более 0,25 кВт и выключающейся на скорости выше 25 км/ч.

Велосипедист считается водителем велосипеда, он обязан соблюдать правила дорожного движения и нести ответственность за их несоблюдение и за безопасность движения. Особенно это касается тех велосипедистов, кто ездит по шоссе.

Штрафы

штраф велосипедисту

Размер взысканий с велосипедистов варьируется в пределах от 800 до 1500 рублей. Наказывать рублем велосипедистов можно за несоблюдение правил дорожного движения и создание аварийных ситуаций на дорогах. По сути, это все ситуации, когда велосипедист элементарно нарушает ПДД. Езда в нетрезвом виде, игнорирование дорожных знаков, неправильное пересечение дороги, отсутствие светоотражающих элементов, транспортировка пассажира и т.д.

Обязанности велосипедиста

Велосипедист обязан оснастить свой велосипед фарами. Спереди крепится белая, сзади красная, как и у автомобиля. Колеса сзади, спереди и по бокам оснастить катафотами, чтобы в темноте другие водители понимали, кто едет впереди. А также велосипед должен иметь руль, тормозную систему и звуковой сигнал в идеальном состоянии. Для перевозки пассажиров должно быть специальное сиденье, прикрепленное к багажнику или раме. Это касается перевозки детей дошкольного возраста.

Свое передвижение по автомагистрали велосипедист обязан осуществлять по крайнему правому ряду в том случае, если на данном участке не предусмотрена велосипедная дорожка. Если она есть, то разрешается двигаться только по ней. По шоссе велосипедист движется в том же направлении движения, как и другой автотранспорт, а не навстречу.

Велосипедные колонны обязаны двигаться в один ряд, максимальное количество – 10 человек. Если группа спортсменов больше, необходимо разделиться на 2, 3 и более колонн в зависимости от численности велосипедистов. Расстояние между колоннами должно быть не менее 80 метров для достаточного места маневрирования автомобилей.

У велосипеда нет поворотников, но тем не менее человек, управляющим этим транспортом, обязан подавать сигналы, означающие его намерения. Если он хочет совершить поворот налево, значит, показывает это с помощью вытянутой в ту сторону левой руки, если направо, то правой. Когда велосипедист хочет остановиться, он должен вытянуть одну руку высоко вверх.

По тротуарам велосипедистам разрешается передвигаться, только если производится перевозка пассажира дошкольного возраста или тем, кто ведет сопровождение колонны школьников. Если велосипедист создает помехи передвижению пешеходов, то он обязан продолжить свой путь, спешившись на землю, как пешеход. Вновь сесть за руль велосипеда он сможет на более свободных участках пути.

Передвигаться обязан, следуя указаниям дорожных знаков, специально предусмотренных для велосипедистов, а также следовать предписаниям дорожных знаков, которые предусматриваются для любого участника движения. На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедист пропускает пешеходов так же, как если бы он был за рулем автомобиля.

Для пересечения перекрестка велосипедист обязан делать ориентир на специальный сигнал «велосипедного» светофора. Если такового не имеется, значит, идет ориентир на общий.

4.Типичные ошибки велосипедиста

Ездить на велосипеде необходимо с соблюдением правил дорожного движения. Помните, что вы самый незащищенный участник транспортного потока и любая ваша погрешность может привести к ДТП и травмам.

— Езда на красный сигнал светофора.

Сигналы светофора предназначены для всех участников дорожного движения, и велосипедисты не исключение. Красный свет — стой, а зеленый — иди!

— Переезд по зебре.

Зебра предназначена для пешеходов, а не для водителей, а велосипедист — это водитель транспортного средства. Для преодоления пешеходного перехода велосипедисту необходимо спешиться и переходить дорогу пешком, а велосипед катить рядом с собой.

— Движение навстречу движущемуся транспорту.

Такая ошибка может спровоцировать лобовое столкновение с автотранспортом. Необходимо соблюдать правостороннее движение общего потока транспорта.

Сегодня вы узнали, как правильно передвигаться в условиях города, как правильно маневрировать на дорогах и какие правила соблюдать, чтобы не попасть в аварию.

Пошаговая инструкция урока

1.Двигайтесь на велосипеде максимально справа по полосе движения и только по направлению общего потока транспорта.

2.Соблюдайте дистанцию не менее двух метров от впередиидущего транспорта.

3.В любой непонятной ситуации переместитесь на тротуар и продолжайте движение по нему.

4.Перед тем как совершить поворот, предупредите об этом других участников движения. Вытяните соответствующую направлению поворота прямую руку в сторону поворота или поднимите вверх противоположную направлению поворота согнутую в локте руку.

5.Если вы собираетесь притормозить, поднимите любую прямую руку вверх.

6.Поворот налево на дорогах с трамвайным движением или на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в одну сторону, запрещен.

7.Зебру преодолевайте пешком, при этом велосипед катите рядом с собой.

8.Соблюдайте сигналы светофоров.

А на следующем уроке Андрей и Леша расскажут, какие аварийные ситуации случаются на дорогах, как их избежать. Соблюдайте правила и берегите себя! До встречи!

Запреты и правонарушения

Наряду с обязанностями, существуют еще и запреты, которые предусмотрены пунктом 24.8 ПДД. Там перечислено, что категорически запрещается велосипедисту.

  • Отпускать руль велосипеда при движении где-либо. Это касается автострады, тротуаров и специальных велодорожек.
  • Перевозка груза, не соответствующего по габаритам допустимым нормам. Груз не должен выступать в любую из сторон более чем на полметра.
  • Перевозка пассажиров на велосипеде, у которого отсутствует специальная оснастка.
  • Передвигаться на велосипеде по пешеходному переходу. Необходимо спешиться.
  • Передвигаться без специального шлема или с расстегнутыми фиксаторами.
  • Совершать разворот или поворот влево по трамвайным линиям и по дороге, где обозначено несколько полос движения.
  • Запрещается буксировать что-либо, кроме прицепов.
  • Садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Садиться за руль после приема одурманивающих или сильнодействующих лекарственных средств.
  • Передвигаться по автостраде, если рядом есть велосипедная дорожка.
  • Передвигаться по обочинам дороги или по разделительным полосам.
  • Передавать вождение велосипеда другому лицу, проехавшему без отдыха большое расстояние, находящемуся в нетрезвом виде, под наркотическим опьянением или принимающему сильнодействующие лекарства.
  • Вести общение по телефону без гарнитуры во время движения.

В каких ситуациях разрешено ездить велосипедисту по тротуарам

велосипедист ездит по тротуару

Нужно уточнить, с какого возраста можно кататься на байке. Согласно тем же ПДД, лица, не достигшие 14-летнего возраста, могут ездить на специально оборудованных площадках для катания, в сопровождении взрослого или в местах, где нет автомобилей. Лица старше 14 лет могут двигаться на велосипеде:

  • по специальным велодорожкам;
  • по крайней правой полосе;
  • по обочине;
  • по тротуару.

Ориентироваться по этому списку нужно снизу вверх, а именно:

  1. Нет велодорожки – ехать по крайней правой полосе.
  2. Нельзя по крайней правой полосе – по обочине.
  3. Нельзя передвигаться по обочине – нужно ехать по тротуару.

Есть и свои исключения в этих правилах. Так, если велосипедист перевозит груз, габариты которого превышают 100 см хотя бы с одной стороны, то можно передвигаться по дороге. Это касается и участников группы, которые также могут ехать с общим автомобильным потоком.

Стоит отметить, что велосипедное движение набирает обороты, и теперь практически в каждом крупном городе есть специально обозначенные дорожки, по которым могут свободно передвигаться велосипедисты.

Штрафы ГИБДД

Так как человек, управляющий велосипедом, является водителем транспортного средства, в особенности если едет по автодороге, то при нарушении правил и законов предусматриваются штрафы и наказания. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) написано, за что конкретно взимается штраф.

Итак:

  • любое правонарушение велосипедистом штрафуется в размере 800 рублей;
  • если нарушено правило в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, то штраф составляет уже от 900 до 1600 рублей;
  • при создании помех для движения автотранспорта взимается штраф в размере от 800 рублей;
  • при причинении вреда здоровью человека – штраф от 900 до 2000 рублей в зависимости от тяжести нанесенного ущерба.

В каких ситуациях езда по тротуару запрещена

велосипедист на велодорожке

Исходя из вышеописанных ситуаций, следует, что велосипедист не имеет права ехать по тротуару, если есть возможность передвигаться по специальным велодорожкам, обочине или крайней правой полосе. Есть и другие запрещающие моменты, касающиеся не столько езды по тротуару, но и поведения на дороге в общем. Например, велосипедисту запрещено перевозить другого пассажира без специального сиденья, управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, ездить без рук, буксировать тележки и другие велосипеды.

Есть мнение, что велосипедист обязан надевать шлем и другую защиту. Это неверное суждение: за отсутствие экипировки никто не выпишет вам штраф. Но есть другие ситуации, когда денежное наказание будет вполне уместно.

Дорожные знаки для водителя велосипеда

Основных велосипедных знаков три, из которых два предписывающих и один запрещающий:

  • «пересечение велосипедной дорожки с пешеходной» и другими – это предписывающий знак;
  • знак «велосипедная дорожка» – тоже предписывающий;
  • знак «запрещено движение на велосипеде» – запрещающий.

А также существуют общие знаки, которые велосипедисту необходимо брать во внимание, такие как:

  • «движение запрещено»;
  • «проезд запрещен»;
  • «дорога только для автомобилей»;
  • «пешеходная зона» или «пешеходная дорожка».

Учитывая все правила и предписания для велосипедистов, можно наслаждаться поездками, совмещая приятное с полезным.

Правила дорожного движения для велосипедистов — что нужно знать водителям?

Велосипедисты появляются на дорогах сразу после того, как сходит снежный покров. Люди продолжают перемещаться на двухколесном транспорте до поздней осени, что раздражает многих автомобилистов. Это не всегда справедливо, ведь большинство велосипедистов соблюдают Правила дорожного движения. Однако встречаются и те, кто не имеет о законе никакого представления. Вливаясь в поток транспорта, они создают угрозу безопасности окружающих. Поэтому каждый водитель автомобиля должен знать правила, действующие для велосипедистов. Это поможет при необходимости исправить чужие ошибки.

ПДД для велосипедистов

Согласно ПДД, транспортным средством считается любое приспособление, созданное для транспортировки грузов, людей или оборудования по дорогам. Следовательно, велосипед тоже относится к таковым.

Главное отличие велосипеда от механического транспорта — отсутствие двигателя. Он перемещается только благодаря мускульной силе человека. В редких случаях велосипед может быть оборудован электрическим двигателем, мощность которого не превышает 0,25 кВт. Такой мотор автоматически отключается, когда скорость достигает 25 км/ч.

Тот, кто едет на велосипеде, является водителем наравне с автомобилистами. В то же время обобщенное выражение «транспортное средство» относится к ситуациям с велосипедистами, а понятие «механическое транспортное средство» — нет.

Общие обязанности водителей содержатся в разделе 2 ПДД. Они касаются всех лиц, управляющих транспортом. Согласно пункту 2.3 данной нормы велосипедисты обязаны:

  • перед началом поездки проверять исправность своего средства передвижения;
  • обеспечивать его надлежащее техническое состояние в пути;
  • по требованию инспекторов ГИБДД проходить освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние опьянения;
  • предоставлять транспортное средство сотрудникам полиции, если в этом возникла необходимость.

Велосипедистов также касается пункт 2.7 ПДД. Им, как и водителям автомобилей, запрещается:

  • управлять транспортом в пьяном виде или передавать управление нетрезвому лицу;
  • пересекать организованные колонны или занимать в них место;
  • принимать алкоголь после ДТП, к котором они причастны;
  • перемещаться на велосипеде без соблюдения режима труда и отдыха;
  • разговаривать во время езды по сотовому телефону.

Велосипедистам также запрещено опасное вождение. Оно может заключаться в частом перестроении из одного ряда в другой, нарушении дистанции или бокового интервала и пр.

Дополнительные ограничения накладывает пункт 24.8 ПДД. Согласно ему велосипедистам нельзя:

  • ехать, отпустив руль (важно держать его хотя бы одной рукой);
  • транспортировать груз, габариты которого превышают ширину или длину велосипеда на 50 см и более;
  • перевозить пассажиров на велосипедах, не предназначенных для этого, а также детей до 7 лет без специальных удерживающих приспособлений;
  • совершать левый поворот через трамвайные пути;
  • поворачивать налево или совершать разворот там, где дорога имеет больше 1 полосы для каждого направления движения;
  • пересекать «зебры», не спешившись перед этим.

Человек, который ведет велосипед рядом с собой, тут же становится пешеходом. Все вышеперечисленные правила перестают для него действовать.

Где можно ездить на велосипеде

Велосипед, даже если он детский или подростковый — это все равно транспортное средство, а значит, по автомагистралям и улицам на нем ездить можно только соблюдая правила. Причем и общие ПДД, и правила движения для велосипедистов.

gde_mozhno_ezdit_na_velosipedeВело-правила

В действующих сегодня правилах дорожного движения велосипеду дается соответствующее определение. Это транспортное средство на (минимум) двух колесах, приводимое в движение мускульной силой человека, на нем едущего. Велосипед двигается с помощью педалей или особых рукояток. А еще он может быть оснащен электродвигателем (изменение, внесенное в ПДД в апреле 2014 года). Однако максимально допустимая мощность электрического велосипедного двигателя не должна превышать 0,25 кВт при самой длительной нагрузке. Кроме того, такой мотор должен отключаться, если скорость велосипеда перемахнула за отметку в 25 км/ч.

И коль скоро велосипеды — это колесные транспортные средства, то все действующие ныне ПДД можно отнести и к регулированию их движения. Особенно раздел 24 упомянутых правил.

Требования для велосипедистов:

  1. Поддержание удовлетворительного (с технической точки зрения) состояния транспортного средства, находящегося в эксплуатации. Ведь правилами запрещено отправляться в дорогу на велосипедах, у которых неисправны, например, тормоза и/или рулевое управление.
  2. Нельзя садиться на велосипед в состоянии опьянения или под действием наркосодержащих веществ. Также запрещено передавать управление велотранспортом человеку пьяному или в любом другом неадекватном состоянии.
  3. По автомобильным дорогам и улицам запрещается ездить велосипедистам, которым нет 14 лет.

Где разрешено ездить на велосипедах

В раздел 24 настоящих правил дорожного движения в апреле 2014 года были официально включены сразу несколько пунктов, касающихся вело-движения.

Теперь велосипедисты старше 14 лет могут ездить:

  • по полосам на автомобильных дорогах, выделенным разметкой или соответствующими дорожными знаками для велосипедного и/или пешеходного движения;
  • по правому краю проезжей части;
  • по обочинам, а также тротуарам;
  • по пешеходным дорожкам.

gde_mozhno_ezdit_na_velosipede_2

Ехать надо в соответствии с каждым следующим из перечисленных пунктов списка, если отсутствуют предыдущие. Например, когда нет велосипедной или велопешеходной дорожки, можно двигаться по правому краю автодороги. Если же этот край мал или не подходит для езды, то выбирают обочину и т.д.

Специальные велодорожки

Из названных правил имеются исключения. Можно передвигаться на велосипеде:

  • по проезжей части, когда ширина вело-транспорта (или доставляемого на нем груза) больше 1 м;
  • по проезжей части в составе вело-колонны;
  • по дорожке для пешеходов или тротуару, сопровождая велосипедиста младше 7 лет, или с пассажиром того же возраста.

Нужно знать также, что справа по краю проезжей части вело-колонна может двигаться, образуя только один ряд. Однако такая колонна может состоять и из двух рядов, если ширина каждого транспортного средства в ней меньше или равна 0,75 м. При движении в один ряд в колонне велосипедистов предусмотрено распределение по группам, в каждой из которых должно быть не больше десятка транспортных средств, а при движении в два ряда — не более 10 пар ТС. Расстояние между такими вело-группами не может быть меньше 80 или даже 100 метров.

gde_mozhno_ezdit_na_velosipede_7

Движение детей на велосипедах

gde_mozhno_ezdit_na_velosipede_8

Ребята в возрасте от 7 лет до 14 лет могут двигаться на велосипеде по:

  • тротуарам;
  • вело- и велопешеходным дорожкам;
  • территории пешеходных зон.

Школьники-велосипедисты не могут кататься по:

  • дорожным полосам для велосипедов;
  • проезжей части;
  • обочинам.

Малыши до 7 лет по тротуарам, вело- и велопешеходным дорожкам, а также в пределах внутридворовых и специальных пешеходных зон могут кататься исключительно в компании пеших взрослых.

gde_mozhno_ezdit_na_velosipede_9

Дополнительные требования к велосипедистам

Помимо основных пунктов правил существует еще ряд доптребований, предъявляемых к лицам, управляющим велосипедами:

  1. Если велосипед в разрешенных для его проезда местах создает помехи прочим участникам движения, водителю необходимо спешиться.
  2. Спешившийся велосипедист обязан соблюдать правила движения, написанные для пешеходов.
  3. Быть внимательным к дорожным знакам, выделяющим для вело-движения специальные полосы.

Изменения-2015 в ПДД, касающиеся велосипедистов

С 2015 года велосипедистам с 14-летнего возраста, управляющим исправными ТС, разрешено ездить по полосам, выделенным на проезжей части автодорог для общественного транспорта.

При этом лица на велосипедах (в соответствии с ПДД) обязаны пропускать людей на всех управляемых и неуправляемых пешеходных переходах, а также на трамвайных путях. Даже если пешеходы пока не идут через дорогу, а только-только ступили на проезжую часть (или на те же трамвайные пути).

Какие мышцы работают у велосипедиста

Какие мышцы работают у велосипедиста

Интересующимся велоспортом стоит знать, какие мышцы работают у велосипедиста при езде на велосипеде. Давно известный факт, что при занятии спортом, например, бегом, ходьбой, велоспортом работает лишь определённая группа мышц. Велоспорт даёт кардионагрузки, благотворно влияющие на сердечно-сосудистую систему организма, они развивают выносливость и укрепляют мышцы спины, живота, ног и рук.

Тренировка на велосипеде больше нагружает нижнюю часть тела, чем верхнюю, но это не означает, что мышцы плечевого пояса и рук велосипедиста вовсе не работают. Рассмотрим, какие мышцы велосипедиста активно работают во время езды на велосипеде.

Верхняя часть тела: мышцы рук и плечевого пояса

Работу мышц рук и плечевого пояса велосипедиста хорошо можно прочувствовать при подъёме на велосипеде в гору. На крутых виражах дороги, неважно, поднимаетесь ли вы в гору на велосипеде или уже спускаетесь с неё — руки и плечи велосипедиста принимают самое активное участие.
— Закладывая вираж, приходится крепко держать руль.
— Подниматься в гору, порой, легче, если встать из седла и всем своим весом продавливать педали, при этом руки и плечевой пояс также получают немалую нагрузку.
— Если подъём очень крутой, то приходится перекладывать вес тела на руль, перемещая центр тяжести с задней на переднюю часть велосипеда. В таком положении велосипед более устойчив при подъёме.

Мышцы пресса и спины

Какие мышцы работают у велосипедиста

При езде на велосипеде нагрузку получают и мышцы брюшной полости – пресс, ведь именно эта группа мышц помогает велосипедисту поддерживать тело в правильном положении. Чем сильнее мышцы пресса у велосипедиста, тем проще ездить на велосипеде! Помните об этом и не забывайте дополнительно прокачивать пресс. Всем известное упражнение «планка» очень хорошо помогает прокачать мышцы всего тела разом, не говоря уже о мышцах пресса.

Мышцы спины при езде на велосипеде также должны справляться с большой нагрузкой. Эти мышцы, как и мышцы пресса, помогают удерживать тело в правильном положении, поэтому дополнительное покачивание мышц спины также пойдёт на пользу. Иногда после тренировки на велосипеде велогонщик чувствует боль в поясничном отделе, что может говорить о чрезмерной нагрузке на эту часть тела получаемой при подъёме в гору.

Нижняя часть тела: ягодичные мышцы
Ягодичные мышцы обеспечивают правильное положение тела в седле и помогают держать равновесие. Работают ягодичные мышцы одновременно с передними мышцами бедра — с квадрицепсами или, как ещё их называют, четырёхглавыми мышцами ног.

Ноги: сгибательные мышцы бедра
Подвздошные мышцы, помогающие сгибать и разгибать бедра, расположены между позвоночником и пахом. Особенно активно эти мышцы работают у велосипедиста при использовании контактных педалей, в этом случае сгибательные мышцы подключаются в момент, когда велосипедист подтягивает педаль на себя. Если при езде на велосипеде в паху ощущается острая боль, необходимо остановиться — повреждение подвздошной мышцы может обернуться её растяжением и даже разрывом.

Какие мышцы работают у велосипедиста

Ноги: верхние мышцы
При езде на велосипеде работают следующие мышцы ног — бицепс и четырёхглавая мышца (квадрицепс). Эти две мышцы при движении ноги работают одновременно, но четырёхглавой мышце все же достаётся немного больше нагрузки. Работа квадрицепса отвечает за силовое давление на педали. В обязанности бицепса бедра наоборот входит поднятие педали верх.
При подъёме в гору на велосипеде напряжение этих мышц ощущается особенно отчётливо.

Ноги: нижние мышцы
Работу икроножных мышц велосипедист ощущает при надавливании на педаль носком ступни — вытягивая стопу и ни в коем случае не надавливая на педаль пяткой или серединой ступни. В это же время к работе подключаются подколенные сухожилия.

Какие мышцы велосипедиста заставляют велосипед двигаться

Во время езды на велосипеде работают все указанные мышцы, но с различной интенсивностью в зависимости от выполняемой нагрузки. Когда велосипедист педалирует, его стопы совершают полный круг по часовой стрелке. Для более точного понимания какие мышцы велосипедиста заставляют велосипед двигаться, давайте представим часовой циферблат, разделённый на три зоны:

с 6 до 9 часов работают мышцы задней поверхности бедра;с 9 до 12 часов подключаются сгибательные (подвздошные) мышцы, вытягивая стопой педаль к 12 часам.с 12 до 6 часов работают икроножные мышцы — толкают на носок стопы для нажатия на педаль, бицепсы и квадрицепсы бедра, а также ягодичные мышцы.

Эта модель педалирования работает только при условии использования контактных педалей и специальных велотуфлей. Во всех остальных случаях работают мышцы из зоны с 12 до 6 часов и, как следствие, ваш организм устаёт намного быстрее.

Велосипед как транспорт – варианты использования, сезонность, риски, (не) соблюдение ПДД, велосипеды для перемещения по городу и другие аспекты городского велопроцесса

Велосипед одно из самых многофункциональных устройств, придуманных человеком, имеет самое широкое использование:

– велосипед как транспорт – для утилитарных поездок из пункта А в пункт Б. Для примера, только, в Китае сотни миллионов велосипедов;

– велосипед для путешествий и туризма;

– велосипед как рабочий инструмент – работа велокурьеров;

– велосипед как средство досуга;

– велосипед как спортивный снаряд, во множестве видов спорта.

Неполный список видов спорта с участием велосипеда: шоссейные гонки, трек, BMX, кросс-кантри (маунтинбайк), триатлон, циклокросс (велокросс), даунхилл. Первые пять видов – олимпийские. Шоссейные гонки – один из самых популярных видов спорта – входит в пятерку, трансляция Тур Де Франс входит в пятерку популярности спортивных телетрансляций;

– велосипед как инструмент поддержания физической формы.

Велосипед и велотренажеры широко используются для поддержания физической формы, причем как обычными людьми, так и физкультурниками и спортсменами. Вело – универсальный инструмент для кардио тренировок;

– велосипед детское и подростковое развлечение.

Не менее важно что велосипед очень демократичен – счастье можно получить от велосипеда за 50$, при том что есть велосипеды и за 10000$ (и более).

Нельзя не отметить что разработка велосипеда послужили развитию различной техники. Множество известных фирм начинали с разработки и производства велосипедов.

Благодаря Илье Варламову известно что фирма Peugeot начинала с производства велосипедов.

Менее широко известный факт – лидирующий производитель коньков и снаряжения для хоккея – компания CCM изначально называлась Canada Cycle & Motor (CCM).

Термин “изобрести велосипед” давно стал нарицательным, но велосипеды постоянно изобретают, сейчас основной тренд – электровелосипеды. Другие типы велосипедов также меняются и иногда возникают прорывы.

Оглавление:

Велосипед как транспорт – 2020 год

Велосипед был изобретен в начале XIX века (

1817 год) как средство передвижения. К концу XIX века велосипед приобрел современный вид и тоже использовался как транспорт. В XXI транспортная функция велосипеда не стала менее актуальной. Регулярно интерес к велосипеду, как к транспорту, растет.

Эпидемия коронавируса 2020 года заметно повлияла на отношения к разным видам общественного и личного транспорта и велосипед в очередной раз привлек повышенное внимание. Общественный транспорт нес серьезные риски заражения коронавирусом. Велосипед позволял сохранять социальную дистанцию и избегать скученности. Плюс для езды на велосипеды были не нужны пропуска. Дополнительно резко уменьшилось количество автомобилей на улицах что также поспособствовало активизации велопроцесса и идей вокруг него.

Велосипед в России – современная история

Современные велосипеды появились в России около 25 лет назад, относительно массовыми стали 10-15 лет назад. Начиная примерно с 2011 года в некоторых регионах стали развивать велосипедную инфраструктуру, часто за счет других участников дорожного движения. Массовым велосипед в России не стал.

Велосипед в России – отношения между участниками дорожного движения

В России отношения между всеми участниками дорожного движения – автомобилистами, мотоциклистами, велосипедистами, пешеходами изначально построены на конфликте. Другая сторона банально не принимается во внимание – подход примитивен до банальности – кто сильнее и наглее тот и прав. «Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда – тот и сильней» на российских дорогах не работает.

Автомобилистам нет дела друг до друга и до велосипедистов с пешеходами, и наоборот, велосипедистам нет дела до пешеходов. Если говорить грубо – то автомобилисты “давят” велосипедистов на проезжей части, велосипедисты “давят” пешеходов на тротуаре. Иногда давят по умыслу, иногда по непониманию, но этого не легче. Причем могут давить не только физически, но и морально.

Риски большинство участников не просчитывает, к примеру, если последствия столкновения велосипедиста с автомобилем понятны, то последствия столкновения велосипедиста без шлема с пешеходом мало кто представляет.

И все описанное происходит на фоне не всегда понятных требований ГИБДД, чиновников которые или не следят за дорогами или их постоянно ремонтируют.

По факту от хаоса страдают все, но мало кто это понимает.

Для кого и зачем все описывается

Написанное ниже адресовано адекватной аудитории вне зависимости от используемого или неиспользуемого транспортного средства. Автор выступал во всех вариантах “участник дорожного движения” в России и не только. С 2014 года по городу (Москве) на велосипеде не езжу – из-за ухудшения ситуации, прежде всего воздуха.

Надеюсь, что написанное позволит оценить бредовость (и/или коррумпированность) идеи позиционирования велосипеда как всесезонного транспортного средства в средней полосе России. Попытки навязать подобное активизировались летом 2020 года в Москве.

Также критично понимать, что в России чиновники не используют велосипед как транспорт, плюс “урбанисты” – энтузиасты городского велопроцесса ориентируются непонятно на кого и часто ориентируются на неприменимые в России схемы использования велосипеда.

Одна из целей текстов разъяснить ситуацию всем заинтересованным людям, чтобы они как минимум могли формулировать вопросы по существу городского велопроцесса. Что ответов на вопросы не будет – не столь важно.

Стартово будет три текста – велосипед как транспорт – теория вопроса и практика, на примере Москвы – командная “велосипедизацию” Москвы 2011-2020 годов. В отдельном тексте будет разобрана велосипедная часть Правил Дорожного Движения (ПДД).

Самокаты, электросамокаты, моноколеса, ролики, скейты и другие средства индивидуально мобильности (СИМ). не рассматриваю на этой стадии описания дорожной ситуации, при возникновении интереса опишу позже. По текущим ПДД люди на данных средствах передвижения не отличаются от пешеходов. Изменения в ПДД по состоянию на 2020 года пока только в разработке.

Все что относится к обычным велосипедам, также относится к электровелосипедам. По ПДД электровелосипеды, отключающие электродвигатель на скорости 25 км/ч, не отличаются от обычных велосипедов.

Вводная иллюстрация, на которой прекрасно все.

1. Персонаж – м. велосипедист едет по тротуару, когда рядом велодорожка, выделенная за счет проезжей части. Прямое нарушение ПДД;

2. М. велосипедист едет на прокатном велосипеде со скоростью примерно 10 км/ч. Велосипед не настроен под него, не удосужился даже поднять седло.

Велосипед как транспорт по московски

Велосипед как транспорт по московски

I. Варианты использования велосипеда как транспорта, основные модели использования велосипеда в городе

Начнем с нескольких базовых понятий. Без их понимания разговор о велосипеде как транспорте бессмыслен. Если человек говорит что он использует велосипед как транспорт, сразу спрашивайте на каких маршрутах, как регулярно и в какие сезоны. В большинстве случаев после таких вопросов разговор кардинально упрощается или сходит на нет.

Существует три основных модели использования велосипеда в городе для перемещения. Каждая модель имеет свои принципиальные особенности и критично их не смешивать.

1. Велосипед как единственное транспортное средство в поездке

Доехать из точки А в точку Б только на велосипеде.

Английский велосипедный журнал так и называется A to B A to B Magazine

Естественно конкретные маршруты из точки А в точку Б могут отличаться.

Тут почти все упирается в размер города, состояние дорожной инфраструктуры и общественного транспорта. В городах с населением 100-300 тысяч, одни возможности (город открыт для велосипеда), в городах миллионниках – другие, в крупнейших городах – Москва (12,7 млн, московская агломерация – 20-25 млн), Санкт-Петербург (5,4 млн) – ситуация намного сложней.

2. Велосипед как одно из основных транспортных средств


Велосипед жестко включен в маршрут поездки, но он не единственное транспортное средство.

Тут есть два вариант, использовать вместе с велосипедом общественный транспорт или личный автомобиль.


Велопоездка с участием общественного транспорта

Доехать на велосипеде до остановки общественного транспорта, далее проехать на нем, далее, при необходимости, до места назначения опять на велосипеде.

Подобная поездка определяется возможностью общественного транспорта.

Для примера, в Москве кроме электричек/МЦД/МЦК по данной схеме можно использовать только складные велосипеды и то условно (не в любое время суток). Наземный общественный транспорт на практике не подходит для перевозки велосипедов (за редким исключением, главная причина в количестве пассажиров – заполненности). Доступ не складных велосипедов в метро запрещен – это кстати ключевой момент в велосипедизация крупных городов с метро. 15-20 лет назад проехать с велосипедом в московском метро можно было без особых проблем, в крайнем случае было достаточно снять колесо.

В подавляющем большинстве городов России имеется только наземный общественный транспорт и он переполнен.

Велопоездка с участием личного автомобиля

Отличий от использования с общественным транспортом нет – доехать до перехватывающей стоянки на автомобиле, далее на велосипеде. Вариант только для самых крупных городов где начали бороться с автомобилистами.

Классический легкий вариант – доехать на велосипеде от дома до гаража или стоянки, далее на автомобиле.

3. Велосипед как вспомогательное транспортное средство (подъехать)

Велосипед – опции, я отличии от первых двух вариантов. Задействован прокатный велосипед.

Воспользоваться общественным транспортом или автомобилем и проехать кусок на прокатном велосипеде при хорошей погоде.

Альтернатива велосипеду – воспользоваться самокатом, пройтись пешком или подъехать на общественном транспорте.


Складные велосипеды для городских поездок придуманы для удобства перевозки велосипеда, современные городские складные велосипеды очень компактны в сложенном виде. Развить большие скорости на них сложно, как и проехать десятки километров.

Велосипед как транспорт - складной велосипед для города

Велосипед как транспорт – складной велосипед для города

Почитать про складные велосипеды: Folding bicycle Eng

II. Велосипедная поездка, чем определяется

Второй принципиальный момент – о каких велопоездках идет речь и в каких условиях они проходят. Без понимания этих моментов все разговоры о велопроцессе в городе беспредметны. Существенная часть московских городских “урбанистов” велоэнтузиастов поплывут – окажется, что они ездят по несколько км по тротуару (если ездят).

Любой разговор о велосипеде, как средстве перемещения, нужно начинать с уточнения, о каких поездках идет речь.

1. Маршрут велосипедной поездки

a. Расстояние

Принципиальная сущность – один из моментов полного взаимного непонимания.

Два характерных примера:

– крупный московский популяризатор велопроцесса – журналист, живущий и работающий в пределах садового кольца, передвигается на складном велосипеде. Говорить о велопоездке внутри садового кольца, безусловно можно, но считать, что такая эксплуатация велосипеда массовая конечно нет.

– перед тем как начал писать текст, прочел описание альтернатив автомобилю в FB от человека который ездит в Москве на работу на Пушкинской площади от Динамо – расстояние примерно 5 км. Тот же случай

Задавать какие-то рамки сложно, но нужно четко понимать, что поездки на велосипеде на расстояния 1 – 5 – 10 – 20 – 30 – 50 – 100 км имеет мало общего.

Говорить о поездке в 10-15 минут из точки А в точку Б как о полноценной велосипедной не совсем корректно, при том что можно проехать 5-10 км. Подобные маршруты покрывают ничтожную долю перемещений горожан. Подробней на этом вопрос я остановлюсь в практическом тексте про велосипед в Москве.

b. По каким дорогам двигаться на велосипеде

Велосипедный маршрут может складываться из нескольких частей и включать:

– Пешеходные дорожки, тротуары;

– Проезжую часть, дороги;

Идея что весь веломаршрут на велосипеде должен проходить по велодорожке – бредовая фантазия.

Очень важный момент – подход к проектированию дорожной инфраструктуре – вызывает много вопросов. Наиболее характерный пример – российские города постоянно заливают даже не самые сильные дожди.

Самый спорный пункт – велосипедист на тротуаре, разобран отдельно.

c. Скоростной режим поездки

Физическая, техническая подготовка велосипедиста

Уровень езды велосипедистов сильно отличается, речь идет об отличиях условной средней скорости в два и более раз.

На средние (5-30 км) велодистанции можно говорить о диапазоне средней скорости от 10-15 до 25-30 км/ч. Речь идет о средних скоростях по велокомпьютеру при езде по городу. Скорости выше это уже подготовленные велосипедисты – скорость 25+ уже достаточно высокая велоскорость. Не случайно по ПДД электровелосипеды должны отключать электродвигатель на скорости 25 км/ч.

Тип велосипеда и скорость

Также нужно понимать, что на скорость поездки влияет тип велосипеда. Условный FIXED GEAR/ SINGLESPEED дает перед условным складным велосипедом на маленьких колесах фору в 5-10-15 км/час – затрагивая те же усилия вы едете намного быстрей. Даже плотность накачки и смена профиль резины на одном и том же велосипеде может легко дать несколько лишних км/ч. При это FIXED требует подготовки, у неподготовленного велосипедиста могут возникнуть проблемы.

Велосипеды FIXED GEAR/ SINGLESPEED пришли в город их гонок на треке. Скоростные велосипеды с небольшим весом стали использовать велокурьеры в крупных городах, например NYC. Города равнинные и переключение скоростей не особо актуально. В классическом исполнении не имеют тормозов, торможение осуществляет блокировкой колес. Управлять таким велосипедом может только подготовленный велосипедист. Пилоты фикседов часто грубо нарушают правила движения.

Велосипед как транспорт - фиксер для города

Велосипед как транспорт – фиксер для города

Типы езды на велосипеде

Я выделю две принципиально отличающихся типа езды. Главное отличие – как работает организм и какое дыхание у велосипедиста, скорости приведены для ориентира:

– Спокойная езда,
средняя скорость 10-20 км/ч, спокойное, неглубокое дыхание, аналог неспешной пешей прогулки.

– Активная езда, средняя скорость выше 20 км/ч, у велосипедиста без спортивной подготовки, глубокое дыхание, подразумевающее физическую активность, аналог пробежки. Серьезная активная езда начинается с нормальных дистанцией, за несколько км организм не начнет полноценно работать. Несколько км велосипедист проезжает быстро без нагрузки.

Подготовленный велосипедист может ехать и в спокойном режиме.

d. Трафик на маршруте

Количество автомобилей и пешеходов на маршруте существенно влияет на поездку.

e. Дорожное покрытие и рельеф поездки

Эти параметры влияют на поездку, но их тут детализировать смысла нет, условно считаем, что особого перепада высот на маршруте нет, покрытие – среднероссийский асфальт. Важно учитывать что погода бывает не только сухой, дождь кардинально меняет дорожные условия.

2. Время поездки, сравнения с другими видами транспорта

Время поездки вытекает из предыдущего пункта. На дистанциях 10-20 км велосипед часто обгоняет альтернативные варианты общественного транспорта, с учетом ожидания транспорта и того что нужно часть маршрута идти пешком

3. Погодные условия поездки

Погодные условия определяются сезонностью и погодой в конкретный день. Так же нужно понимать что температура сама по себе мало что определяет – +20 (-10) градусов – в Санкт-Петербурге, Москве или Новосибирске – совсем разные погодные условия. Влажность, ветер – кардинально меняют ощущения от одной и той же температуры.

a. Сезонность

В качестве примера – климат средней полосы (московский регион и соседние области, Санкт-Петербург)

Лето (комфортный сезон, теплее 10-15 градусов)

Апрель-Октябрь

7 месяцев, по факту скорее всего речь пойдет о 5-6 (середина апреля – середина сентября).

Высокая температура 25+ градусов в условиях асфальтово-бетонного города тоже не является комфортной.

Также нужно вычесть дождливые дни, так что речь обычно идет не более чем 5 месяцах. Я начал писать текст в конце сентября 2018 года, летний сезон был уже фактически окончен.

Для примера, московский велопрокат работал в 2017 году с 29 апреля по 31 октября – 6 месяцев. В 2018-2019 годах прокат работал почти 7 месяцев – в 2018 году – с 26 апреля по 20 ноября, в 2019 году с 20 апреля по 17 ноября. Вторая половина ноября в Москве это уже зима.

У автора летний сезон это обычно начало апреля – конец сентября, окончание связано не только со погодой, но и с продолжительностью светового дня (об этом ниже)

Весна-осень (положительная температура, холоднее 10-15 градусов)

Весна – март-апрель, осень – октябрь-ноябрь

3 месяца
Принципиально это достаточно комфортная велопогода – но уже нужна специальная одежда, особенно с учетом частых в этот сезон дождей.

Зима (отрицательная температура)

Ноябрь-Март

Для зимних поездок нужно иметь соответствующий велонавык. Выезд на проезжую часть с машинами зимой крайне рискован.

Велосипед для зимы

Для зимы нужен специальный велосипед, начиная с резины и смазки до зимней велоодежды. Большинство амортизационных вилок бюджетных велосипедов при отрицательной температуре не работают.
Идеально иметь зимний велосипед. Есть два подхода к зимнему велосипеду:

– Именно зимний велосипед (дешевым он не будет);

– Велосипед для зимы который не жалко.

Тут советовать сложно, но зимний велосипед более низкого класса, чем летний велосипед может создавать проблемы.

Плюс нужна специальная велоодежда и обувь, плюс продумать дыхание в условиях отрицательной температуры.

С учетом написанного, очевидно, что поездки на велосипеде зимой не могут быть массовыми по определению.

b. Погода в конкретный день

Я пишу текст в июле 2020 года, в этом году в московском регионе погода меняется постоянно, раз в несколько дней идут сильные дожди. Выехав утром к вечеру, вы можете оказаться в сильно некомфортных условиях.

Вывод прост – в средней полосе России можно говорить о том, что велосипед может выступать в роли транспортного средства менее полугода и то не каждый день. То есть ему по определению нужны альтернативы.

Сколько людей использует велосипед как транспорт распишу в тексте про Москву, естественно речь идет об оценках – данные цифры являются предметом манипуляции сторонников или противников городского велопроцесса.

Состояние дороги и погода

Рассматриваются поездки в городских условиях – речь идет об асфальте.

Положительные температуры

При положительной температуре все банально, у асфальта есть два состояния: сухой асфальт или мокрый.

Качество дорог в России разное, дождь может вызывать серьезные проблемы – города постоянно заливает (ливневки нет), плюс асфальт неровный – есть выбойны и формируются колеи. Плюс бывают совсем жесткие сюрпризы, типа отсутствия люков (автор видел подобную ситуацию в туннеле на Кутузовском проспекте). Это создает серьезные риски.

В Европе шоссейные гонки, такие как Тур де Франс, проводятся по дорогам общего пользования (дороги предварительно готовят). Когда велосипедисты едут в дождь у них на спине одна тонка полоса воды с колес, при проезде в Москве велосипедист будет грязный весь (грязь эта кстати отстирывается очень плохо, часто не отстирывается).

Отрицательные температуры

При отрицательных температурах ситуация еще больше усложняется. Снег на дорогах в России нормально не чистят, плюс используют агрессивные реагенты. Из-за снега сокращается ширина как проезжей части дороги, так и тротуаров. В зимних условиях намного сложней управлять как велосипедам, так и автомобилям. Проход пешеходов по тротуарам также затруднен (зона прохода сужается, плюс скользко).

Гипотеза что снег должны чистить в российских условиях – не рабочая, ресурсов на это нет. Даже в 5 км от МКАД снег зимой не чистят. В Санкт-Петербурге тоже не чистят.

4. Световой день

Редко упоминаемый момент. 1 октября в Москве темнеет в 18.00, 1 ноября в 16.59, 22 декабря в 15.58. В темноте велопоездка заметно усложняется.

Велосипед зимой (при отрицательных температурах)

Повторно выделю – из написанного выше очевидно что использование велосипеда как массового транспорта зимой исключено. Города в России, даже Москва, для велосипеда зимой не подготовлены (и дороги и пешеходные дорожки, тротуары). В московской области (5 км от МКАД), Санкт-Петербурге городское пространство нормально не убирают.

Зима на велосипеде это исключительно парки, бульвары, леса – маршрут из точки А в точку Б не построить. Можно провести зимний велопарад по перекрытым дорогам, но не более. Естественно есть энтузиасты которые считают иначе, это их свободный выбор, но массовым это быть не может.

Так что не менее чем на полгода города выпадают из массового велопроцесса.

Почитать про то как используют велосипед зимой в других странах:

III. Состоянием окружающей среды

Это пункт достоин отдельного длинного текста (планируется), тут остановлюсь на ситуации максимально кратко.

Главное для велосипедиста – качество воздуха. Особенно критично если вы едете в нормальном темпе. Состояние воздух в городах России не самое лучшее, в некоторых регионах – катастрофическое и ухудшается. В Москве ухудшается постоянно (остановлюсь отдельно). С размером города это кстати связано косвенно.

Автор был в NYC в 2001 первое впечатление по возвращению – отвратительное качество воздуха (NYC стоит на океане и продувается морскими ветрами, парк автомобилей лучше чем в Москве)

Принципиальный, мало афишируемый энтузиастами городского велопроцесса, момент – возможно больший вред для организма, не от выхлопных газов, а от мелких взвесей в воздухе, например, от разрушающих в ходе движения автомобилей шин.

Также можно выделить общую экологическую ситуацию в регионе. К примеру, если проехать по Москве в несильный дождь следы на одежде практически невозможно отстирать. В Московской области можно

IV. Велосипед и ПДД

Движение велосипеда регулируется ПДД, в теории считается что ПДД описывает все ситуации, к сожалению это не так даже в теории, на практике ситуация совсем печальна. Подробно описываю основные моменты велосипедной части ПДД в материале:

V. Велосипед на тротуаре

Тема подробно разобрана в материале по ссылке выше. Вывод прозрачен – кроме редких случаев велосипедисту на тротуаре делать нечего. Велотрафик по тротуарам – причина хаоса. Если вдруг все таки придется выехать на тротуар единственное адекватное решение – неспешная аккуратная езда, со скоростью не больше 10 км/ч.

VI. Велосипедисты и пешеходы

Существенный велотрафик идет по тротуарам, пешеходным дорожкам и это безусловно создают дискомфорт для пешеходов. Что формирует крайне негативную репутацию велосипедистов.

VII. Автомобилисты и велосипедисты

Велосипедистов на дороге немного, плюс они часто ведут себя не предсказуемо, это безусловно создает проблемы автомобилистам – они не понимают как сосуществовать с велосипедами и часто банально не хотят
учитывать велосипедистов как полноценных участников дорожного движения.

Автомобилисты не умеют взаимодействовать с велосипедистами на дороге

Поведение велосипедиста на дороге принципиально отличается от всех других участников движения. Они двигаются в правом положении на полосе и фактически не видны в зеркала заднего вида. Плюс при скорости 25+ км/ч велосипедист не может резко затормозить.

В странах с развитой велокультурой, при обучении на права, учат контролю того что от авто справа. Контролю за велосипедистами уделяется особое внимание. Российские автомобилисты про это даже не подозревают.

Наиболее опасные моменты – повороты направо, и поиск места остановки или парковки, водитель ищет свободное место и не контролирует дорогу. В обоих случаях велосипед блокируется.

Автомобилисты не хотят взаимодействовать с велосипедистами на дороге

Многие автомобилисты считают что велосипедистам нечего делать на дороге, плюс велосипедисты своей неадекватностью часто способствуют такому отношению к ним.

Велосипедисты не знают ПДД и их повсеместно нарушают

Ключевая проблема, что поведение велосипедистов часто непредсказуемо, и водители воспринимают их как неадекватов.

Безнаказанность велосипедистов

Подобное поведение велосипедистов базируется на безнаказанности, реальной или мнимой – они не понимают последствий своих действий. С них часто банально нечего взять – ни морально, ни финансово.

VIII. Безопасность велосипедиста

Главный элемент безопасности велосипедиста это мозг. Адекватное и предсказуемое – безопасное управление велосипедом в условиях городского движения требует опыта, внимательности. Расслабляться нельзя даже опытным велосипедистам с большим стажем. К сожалению, такое отношение к велопроцессу большая редкость, люди не понимают рисков.

Перечислю другие элементы обеспечивающие безопасность велосипедистов:

– Технически исправный велосипед, адекватный условиям поездки;

– Средства защиты, прежде всего шлем;

– Для скоростной езды безопасность увеличивает фиксация ног на педалях с помощью контактных педалей или туклипсов;

– Удобная велоодежда, не обязательно спортивная;

– Оснащение велосипеда фонарями (спереди и сзади);

– Светоотражающие элементы на одежде и велосипеде.

Средства защиты от плохого воздуха

В России защитные веломаски мало распространены, встречаются изредка.

IX. Российская велокультура

Современные велосипеды появились в России около 25 лет назад, относительно массовыми стали 10-15 лет назад. Проникновения велосипедов происходило со множеством перекосов. Например, стартово в России продвигался единственный тип велосипедов на все случаи жизни – псевдо МТБ велосипед ценой до 500$ (в среднем существенно (в разы) меньше) на колесах 26” с амортизационной вилкой. 95-99% псевдо МТБ эксплуатировались на дорогах, без перепада высоты, в спокойной темпе. Продвигать один тип велосипедов было проще торговле, что она и делала. В начале XXI велосипедный рынок России стал намного разнообразней.

В ситуацию несколько раз вмешалась экономика, экономический кризис 1998 года, и падение курса рубля в 6 раз, откинул российскую велосипедизацию на несколько лет назад, 2014 год тоже не улучшил ситуацию.

Несколько характерных моментов российского велопроцесса:

– Массовое незнание ПДД велосипедистами;

– Массовое не соблюдение ПДД велосипедистами;

– Массовая дезинформация покупателей продавцами велосипедов (по типам, классам и назначениям велосипедов и отличиям между ними);

– Массовая продажа велосипедов не подходящих по размеру, особенно любят продать девушкам;

– Велосипедисты массово не знают как настраивать велосипед;

– Велосипедисты массово не знают как правильно тормозить;

– Велосипедисты массово не знают что педалирование темповая, а не силовая нагрузка;

– Велосипедисты минимально думают о безопасности движения;

– Список можно легко продолжить.

X. Адекватность различных участников дорожного движения

В России участники дорожного движения, вне зависимости от того как они перемешаются, часто ведут себя не адекватно. Говорить о том кто более неадекватен – не конструктивно.

Очевидно что для минимального улучшения ситуации на дорогах первична разработка понятных всем участников движения правил дорожного движения и их соблюдение. Стартово нужно соблюдать действующие ПДД, других у нас.

Практика, как это все происходит в Москве, описана в материале:

Источники:

https://social-kansk.ru/dokumenty/velosiped-eto-transportnoe-sredstvo-ili-net.html
https://sportzoom.ru/gde-mozhno-ezdit-na-velosipede/
https://sport-51.ru/article/cycle-racing/5961-kakie-myshcy-rabotayut-u-velosipedista.html
https://rulims.ru/velosiped-kak-transport-varianty-ispolzovaniya-sezonnost-riski-ne-soblyudenie-pdd-velosipedy-dlya-peremeshcheniya-po-gorodu-i-drugie-aspekty-gorodskogo-veloprocessa/