Фикс велосипед — что это такое?
Фикс велосипед — это велосипед, имеющий глухую (фиксированную) передачу. Именно благодаря этому он и получил большинство своих сленговых названий: фикс, глухарь, фикси, фиксед и пр.). Особенностью данной трансмиссии является отсутствие свободного хода, то есть пока крутится заднее колесо, педали тоже будут крутиться. Собственно это и отличает его от односкоростного велосипеда — синглспида, в котором свободный ход имеется.
Помимо этого отличительной чертой фикса является короткий руль, который позволяет без проблем маневрировать в плотном потоке машин.
История возникновения
История появления столь странного средства передвижения весьма туманна. Определённо можно сказать, что он произошёл от трекового велосипеда и практически идентичен ему. Геометрия рамы, отсутствие свободного хода и тормозов — все это наработки трековых гонок. Собственно такие особенности объясняются желанием максимально сократить вес велосипеда, а относительная безопасность гонок на велотреке (отсутствие автомобилей, ветра и ровное покрытие) позволяет это сделать.
А вот кто придумал ездить на трековом велосипеде по городу, доподлинно неизвестно. По одной из версий, своей популярностью фикс велосипед обязан велокурьерам из города Нью-Йорк. Простота конструкции и непритязательный внешний вид позволяют не волноваться, что велосипед украдут или что он будет часто ломаться.
Также стоит отметить, что в США скорость движения в городах ниже чем в СНГ и составляет 40-50 км/ч против 60 км/ч. Казалось бы, разница не столь значительна, но при столкновении велосипедиста и автомобиля она играет важную роль. Так при 40 км/час велосипедист отделается легкими ушибами и ссадинами, а при 60км/ч, скорее всего, получит более тяжёлые травмы.
Преимущества велосипедов фикс
Среди преимуществ велосипеда с фиксированной передачей, как уже говорилось выше, принято выделять простоту конструкции, а как следствие, её надёжность и долговечность. Такой велосипед обладает минимумом деталей, которые могут сломаться.
Также нельзя не отметить и лёгкость велосипеда. Трековые велосипеды всегда славились своим небольшим весом, ведь это сильно влияло на скорость, от которой, в свою очередь, зависел спортивный результат.
Недостатки
Но эти преимущества меркнут по сравнению с его недостатками. Как ни крути, но это трековый велосипед, который не совсем подходит для уличного катания.
Отсутствие тормозов
В классическом фиксе тормоза как таковые отсутствуют, что значительно усложняет управление байком в городских условиях. Торможение происходит посредством блокирования педалей, после чего велосипед начинает движение юзом — так называемый скид. Но это достаточно небезопасное торможение. Эту проблему можно решить разве что установкой клещевых тормозов.
Глухая передача
В городских условиях эта особенность является огромным недостатком. В отличие от трека, рельеф в городе не так однообразен, здесь бывают большие подъёмы и спуски, преодоление которых станет настоящим испытанием для велосипедиста. Не говоря о том, что от такой езды очень скоро начнут воспаляться коленные суставы.
Туклипсы
Ещё одним существенным недостатком, который, к счастью, тоже можно исправить, являются туклипсы. Почему недостаток? Все дело в том, что, как нам уже известно, многие вещи в фиксе остались со времён его трекового прошлого, в том числе и туклипсы. Вот только на треке совершенно нет внезапных препятствий, а в городе — полно, поэтому застрявшая в них нога запросто может стать причиной аварии.
Куда более рациональным решением будет замена туклипсов на контактные педали.
Из всего вышесказанного Вы можете сделать вывод, что fixed gear велосипед — это совсем бесполезная для поездок по городу вещь, но это не совсем так, ведь в таком случае он бы не стал столь популярным. На самом деле такой велосипед будет очень удобным в городах, где нет сильных перепадов высот, и очень плотный трафик со множеством пробок.
velo-travel.com |
Честно, я бы в жизни не узнал о CMX велосипеде, если бы не поставка новых байков на склад. Делая шаг за шагом обзоры, мы с Саней добрались до двух очень интересных аппаратов.
И в этой статье мы попытаемся разобраться, что такого особенно в велосипедах подобного плана и нафига очередной раз придумали велосипед. А в конце статьи Вы сможете посмотреть наш видео обзор CMX велосипедов, простой и с точки зрения обычного велосипедиста.
Что такое CMX, FMX байки?
При первом же знакомстве с таким велосипедом становиться понятно – это BMX с рамой от сингл-спид. Или же фикс с навесным от BMX. Кажется, сочетание не из лучших – один тип велосипедов для трюков и вообще не предназначен для затяжных поездок , а другой тип велосипедов предназначен только для ровного асфальта и больше ничего. Но мы с Вами более детально разберем этих два на первый взгляд несовместимых велосипеда.
В чем суть BMX и FreeStyle bikes?
На них очень удобно выполнять трюки, маневрировать, преодолевать препятствия при активной езде по городу, прыгать и т.д. Но в чем недостаток таких велосипедов? На нем не поездишь каждый день – он неудобный, колени быстро устают, низкая посадка, а иногда и вообще отсутствие седла, делает поездку в 1 километр практически мукой.
Вывод – единственное разумное использование такого велосипеда в обычной жизни – выехать вечерком, прокатиться, попрыгать, одним словом покуролесить. И если станет вопрос добираться на другую сторону города – на велосипеде уже не поедешь.
Сразу хочу уточнить – конечно же, не все так делают. Есть фанатики, которые с бемом и в автобус, и на работу, и на учебу, и в постель. Но мы говорим о среднестатистическом и разумном использовании.
Теперь рассмотрим фикс
Это велосипед, который не всем понравиться, но который зажигает сердце. Одна передача, трековая рама, никаких тормозов и только скорость. На велосипеде не так просто разгонятся, а тормозить вообще никак не просто… Но поддерживать постоянную скорость и мчаться по городу – идеально. Но это на первый взгляд. Если бы было все идеально со всех сторон – покупали бы все себе фиксы, а не кантрийники.
В чем недостаток фикса? И сразу же в один голос ответ: «Отсутствие тормозов ». Реально, очень сложно резко не тормозить. А еще сложнее, когда перед тобой вылез на дорогу идиот, или наоборот – вылез из машины идиот — открыл водительскую дверь.
А теперь очень легко понять, зачем был придуман CMX велосипед.
Такой тип велосипеда решает проблемы BMX направления и fixedgear. Как результат – мы имеем коня, который легко разгоняется, имеет небольшой вес, хороший накат, легкий в управлении, маневрировании и преодолении препятствий. И тормоза есть, и широкие педали, и спортивные колеса повышенной прочности, а в некоторых еще и широкий удобный руль.
С чем можно сравнить CMX?
Нам кажется, несмотря на то, что это тип новый и является смесью лучших качеств двух классических стилей, он быстро приживется и наберет популярность. Это очень удобно в городском стиле езды – иметь отличный накат, малый вес и при этом не боятся спрыгнуть со ступенек, вылететь на бордюр, резко затормозить и т.д. Это что-то типа кросс-кантри велосипедов, которые совместили в себе преимущества велосипедов с подвеской и шоссейников.
У кого есть видео собственного производства – присылайте нам, с радостью опубликуем! А теперь желаем приятного просмотра нашего видео с обзором:
Велосипед фикс или захватывающая езда без тормозов
Фикс велосипед, известный в народе, как фиксер, глухарь, фикс, получил свое название от английского fixed-gear, необычность и оригинальность которого заключается в отсутствии свободного хода.
Другими словами, если крутится колесо, то крутятся и педали, причем независимо от того, в какую сторону велосипедисту захочется это сделать. Крутите вперед — едет вперед, крутите назад, вот вам и задний ход.
Мало того, у велосипеда напрочь отсутствуют тормоза, а замедлить движение и остановиться можно только при помощи так называемого «скиддинга», то есть за счет блокировки заднего колеса при помощи сопротивления мышц ног, давящих на педали.
Что такое фиксированная передача?
А теперь по порядку. Фикс получил свое название за счет принципа конструкции, а именно фиксированной передачи.
На втулке заднего колеса предусмотрена всего одна звезда, соединенная внатяжку цепью со звездой, которая приводится в движение педалями. Жесткая сцепка не позволяет велосипедисту отдыхать, наслаждаясь накатом, зато дает полное ощущение контроля над поездкой.
Как уже писали выше, на фиксах не предусмотрены тормоза, но некоторые велосипедисты оснащают своих «двухколесных друзей» передними тормозами, в основном, если планируется использование велосипеда в условиях езды по городу, когда необходимо думать еще и о безопасности дорожного движения.
В целом же, настоящие фанаты этих видов велосипедов, считают, что для того фикс и был придуман, чтобы учиться управлять торможением за счет контакта ног, педалей, цепи и заднего колеса.
Применение и популярность в разных странах
Fix велосипед достаточно популярен во многих странах и связано это с относительно низкой ценой на эту модель, простотой ухода и совершенно удивительными возможностями езды.
Бум на фиксы прошел в Японии и как пожар перекинулся в Америку и ряд Европейских стран. В нашей стране движение фиксеров еще не достигло апогея, но уверенными шагами движется в направлении увеличения любителей минимализма и езды в чистом виде.
Цена. Фикс имеет минимальную комплектацию, обеспечивающую главное – возможность езды. У этого вида велосипедов нет дорогостоящих элементов, таких как многоступенчатые звёзды, системы тормозов и «перекидки» скоростей, что существенно снижает стоимость.
Уход. Какой велосипед требует меньше всего ухода? Ответ – фикс! Само собой, что минимум деталей значительно упрощает и уход за фиксом, который, по сути, нуждается только в регулярной смазке и мойке.
Изначально фикс велосипеды пользовались огромной популярностью у почтальонов и рассыльных, так как дополнительных вложений этот велосипед не требовал годами, а скорость доставки увеличивал.
Возможности езды. Изначально фиксед велосипед был задуман как трековый, постепенно набирая популярность у велосипедистов, для которых не подходит спокойная езда.
На фиксе можно выполнять ряд эффектных трюков, останавливая педали на полном ходу и пуская велосипед юзом. Для этого, конечно же, необходимо иметь очень хорошее чувство равновесия и дистанции, чтобы не случилось аварийной ситуации или несанкционированного падения.
Технические преимущества
Как говорят многие владельцы фиксеров, уход за ним не сложнее ухода за чайником. По сути, данная модель состоит из двух колес, руля, рамы, педалей и цепи, — такой минимализм гарантирует отсутствие поломок в основных узлах.
Никаких смазываний тросиков, так как таковые отсутствуют, нет надобности настраивать манетки и «перекидки», а также нет нужды в настройке и регулировке тормозной системы.
Подводя итог, владелец фикса получает маневренный велосипед, с удивительной управляемостью и высокими скоростными показателями.
Также стоит упомянуть, что отсутствие вышеописанных элементов, значительно снижает вес велосипеда, а внешний вид приобретает аккуратность и привлекательный эстетический консерватизм.
Отсутствие тормозов как достоинство и недостаток
Отсутствие тормозной системы у фикс велосипедов, имеет плюсы и минусы. К примеру, велосипедист не отвлекаясь на привычные ручные тормоза, может полностью сконцентрироваться на фиксации руля, используя в качестве торможения исключительно противоход педалей и силу ног.
Также к плюсам стоит отнести и отсутствие всех деталей, начиная от тросиков, заканчивая тормозными «клешнями», что сказывается на снижении веса и простоте ухода.
Из минусов, конечно же, стоит выделить безопасность, так как при выезде на дорогу, есть риск попасть в ДТП. Хотя этот момент достаточно легко решается навешиванием дополнительного переднего тормоза.
Также к минусам можно отнести и дискомфорт при преодолении затяжных подъемов, так как у фикса не предусмотрены пониженные передачи, облегчающие «восхождение».
Аксессуары для фикса
Несмотря на то, что фикс достаточно прост в обслуживании, владельцу все равно придется обзавестись минимальным набором ключей и дополнительных аксессуаров.
В первую очередь это набор шестигранников и ключ на 15, для монтажа и демонтажа колес. Также в обязательном порядке нужен насос и латки, так как от проколов никто не застрахован, а поддержка колес в максимально накачанном состоянии позволит добиться более уверенного управления.
Конечно же, помните о фонарях и катафотах или хотя бы минимальном их количестве, а именно красный отражающий катафот/фонарь сзади и белый катафот/фонарь спереди.
Все остальное для вашего фикса может быть доукомплектовано по желанию.
К примеру, грипсы позволят более уверенно фиксировать ладони на руле, а туклипсы, обеспечат надежную фиксацию ног на педалях и не позволят соскочить в самый неожиданный момент.
Несмотря на мнения критиков, фикс занял свою нишу популярности в мире и не собирается уступать свои позиции, хотя вряд ли выйдет в лидеры по продажам.
Покупать ли этот велосипед, решать исключительно вам, но пред этим рекомендуем попробовать взять его напрокат или попросить у друга, так как это позволит определиться с решением.
Однако, если нет возможности воспользоваться такими вариантами, то можно купить флип-флоп втулку.
Звёзды у этого типа втулки с двух сторон, причём одна из них со свободным ходом, а другая – с фиксированной передачей. Очень удобно – перевернуть колесо – получится фикс, перевернуть снова – простой single-speed со свободным ходом.
Без тормозов: Интервью с создателями сообщества Fixed Gear Moscow
Приблизительно четыре года назад в Москве стали появляться люди на максимально упрощенных по конструкции — без скоростей и тормозов — и красивых внешне велосипедах — «фиксд гирах». Чуть позже они создали сообщество Fixed Gear Moscow, и владельцы велосипедов с фиксированной передачей оформились в отдельную субкультуру. Редакторы FURFUR поговорили с Мишей Рашковским и Ромой Стефанцовым, которые стояли у истоков Fixed Gear Moscow, и спросили их о том, чем занималось и занимается сообщество, кто в него входит, что происходит внутри движения и есть ли среди фиксеров девочки.
С чего все началось в России?
Миша: Когда несколько ребят тут узнали о том, что такие велосипеды в принципе существуют, они попытались их собрать, что для тех времен было настоящим новаторством, потому что никто толком ничего не знал. Когда я приходил к Роме — он тогда уже катался на фиксе, а я еще нет, — очень удивлялся, что он вообще ездит на велике куда-то отдыхать, причем на таком велосипеде без тормозов, без всего вообще. Он ездил почти везде — все идут на вечеринку, а Роман на велике.
А как ты, Рома, узнал о фиксах?
Рома: Велосипеды эти начали светиться много где — шоссейные и трековые велосипеды стали настоящим объектом дизайна в середине восьмидесятых, когда был глобальный велосипедный бум. Потом, в двухтысячных, велосипеды с фиксированной передачей стали появляться во всех молодежных медиа. На них начали кататься дизайнеры, музыканты, актеры, то есть все кумиры молодежи. И по всем этим каналам информация о них распространялась очень быстро. Это было в середине двухтысячных — момент, который считается новым резким подъемом популярности фиксов. То есть катаются люди с восьмидесятых — курьеры там и прочие, но такая глобальная мода началась уже в двухтысячных.
До того, как перейти к рассказу о сообществе, давайте уточним, вдруг не все читатели знают — что такое, собственно, фикс?
Р.: По факту это обычный трековый велосипед, один в один. У него жесткая сцепка с задним колесом, то есть крутишь педали вперед — колеса крутятся вперед, назад — они крутятся назад. У трекового отсутствуют лишние детали, которые не нужны для перемещения по треку.
М.: В трековом велосипеде все максимально упрощено, потому что подразумевается езда по закрытому треку, ну или по открытому, но замкнутому и чистому. И езда исключительно на скорость, то есть на преодоление каких-то исключительно скоростных барьеров.
Значит, в середине двухтысячных фиксам вернуло популярность творческое сообщество — дизайнеры, архитекторы, журналисты. Чем вы тогда занимались?
Рома: Я занимался примерно тем же, чем и сейчас, — я работаю продакт-менеджером магазина KixBox, занимаюсь закупкой и вообще всем, что связано с продукцией. Дополнительные мои увлечения, в принципе, ничем не отличаются от интересов многих людей — музыка, одежда, кроссовки…
Миша: А также курение, распитие алкоголя и употребление наркотиков! Нет, на самом деле я тоже занимаюсь тем же, чем занимался и раньше. То есть Рома почерпнул информацию об этой культуре из своих источников, непосредственно связанных с работой.
Рома: Не совсем, на самом деле только сейчас это превратилось в какую-то рыночную штуку. Теперь образ велосипеда используют в коммерческих целях очень широко. Но на тот момент их в коммерции было существенно меньше. То есть у каких-то совсем крутых чуваков можно было это встретить, и то очень редко. В 2005 году это передавалось все-таки через какие-то культурные каналы, а не коммерческие.
Миша: Ну, а я тогда, как и сейчас, работал в банке, и всю эту информацию почерпнул от Ромы, потому что захаживал в магазин KixBox, а Рома там все время крутил видео Mash. Это культовый фильм, о котором должен быть особый разговор…
В документальном фильме «Mash SF», снятом в 2007 году Майклом Мартином и Гейбом Морфордом, можно увидеть, как городские велокурьеры снуют между машинами, исполняют разные трюки, проезжают оживленные перекрестки, ездят по холмам Сан-Франциско и показывают полученные на улицах царапины.
Рома: До этого фильма существовали разные документальные и художественные произведения о велосипедной культуре и курьерах. Но эта картина глобально стала переломным моментом, даже велосипедной библией. Чуваки из Сан-Франциско сделали несколько профайлов, выбрали очень крутую музыку, хотя сегодня это все смотрится не очень современно, как обычное рядовое катание, но тогда это было настоящим культом — даже просто от фантастической динамики сорока секунд трейлера люди сошли с ума.
Миша: Можно было сколько угодно смотреть на эти велосипеды со стороны, но пока человек не увидит этот фильм… Этот фильм поменял мою жизнь — я посмотрел его, попробовал покататься на Ромином байке, и мне сначала было тяжко. Я решил собрать похожий, но сингл. Итак, я собрал все запчасти, мне оставалось только колеса купить — у меня встал вопрос с задним колесом, и я подумал: «А что если фиксированную попробовать?». Я поставил и уже никогда ее не менял.
Итак, вот вы встретились, собрали свои первые велосипеды и решили организовать сообщество Fixed Gear?
Рома: Надо заглянуть немного назад. Те самые несколько первых фиксд-гир-райдеров создали тему на большом велосипедном форуме «Веломания». Там была одна ветка, в которой один человек сначала написал про эти велосипеды пять или шесть лет назад. И это реально было воспринято в штыки — над ним сразу стали смеяться. То есть так отнеслись к этому люди, которые ездят на велосипедах с тысячью скоростей и всякими наворотами. То есть у них настоящие суперсовременные велосипеды, и они просто не понимали, в чем же идея фикса. Они просто не могли ее осмыслить, потому что она не была правильно представлена.
Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow Члены сообщества Fixed Gear Moscow
Там вот началось общение на эту тему, сначала споры, потом разговоры с теми, кто понял — многие из них потом перешли в наш лагерь. И в какой-то момент, естественно, стало тесно в рамках этого форума. Потихоньку там появлялись новые люди, и сначала мы создали комьюнити в ЖЖ — три года назад, а потом практически сразу зарегистрировали домен fixedgearmoscow.ru, и тогда началась наша активность уже в качестве московского сообщества.
Миша: Мы тогда довольно быстро поняли, что это перспективная затея. Но перспективная не в коммерческом ключе, то есть мы с Ромой вот ни копейки пока на этом не заработали, но зато слили на наше сообщество кучи денег.
Для чего был нужен Fixed Gear Moscow, выросший из рамок ЖЖ в отдельный сайт и форум? И как было организовано членство в комьюнити?
Миша: Главная функция, задача и наш главный плюс в том, что мы ломаем образ велосипедиста, сложившийся в двухтысячные годы, что велосипедист — это такой грязный чувак в обтягивающих шмотках, шлеме и так далее. Мы прививаем образ модного велосипедиста.
Рома: Думаю, да, основная задача — это популяризация самих фиксов и образа жизни, который за ними стоит. Каких-то манифестов осознанных не было, кроме того, что это некоммерческое комьюнити во всех его проявлениях. Мы просто хотим сделать популярной езду на велосипедах и на фиксах в частности.
alt=»Первые заезды. Изображение № 21.» width=»590″ height=»437″ />Первые заезды Первые заезды Первые заезды Первые заезды Первые заезды
Миша: Никакие манифесты мы не придумываем, ничего такого не вырабатываем, а членство в сообществе весьма размыто. Просто есть люди, которые однозначно являются его членами, а есть ребята, которые просто активно принимают участие во всех мероприятиях. То есть Fixed Gear Moscow — это не объединение конкретных людей. Очень часто вставал вопрос, когда мы, например, что-то делаем и нам платят гонорар — как его делить, среди кого именно. Поэтому мы всегда отказываемся от денег, что бы мы ни делали, и ничего не берем. Даже если нам спонсоры что-то дают, все деньги уходят на представительские расходы — например, налить всем пивка после гонки или напечатать наклейки и баннеры.
Рома: То, про что Миша говорит, — это так называемый актив, то есть круг людей, которые чаще всего берут на себя инициативу и что-то делают в рамках сообщества. Когда сам фундамент нашей организации закладывался, мы определили, что Fixed Gear Moscow — это не шесть человек, которые его основали, это все люди, которые катаются на таких велосипедах в Москве.
Миша: То есть любой человек может предложить что-то, и мы его поддержим. Мы просто уже долго варимся во всем этом деле, имеем многолетний опыт, поэтому у нас как-то лучше всего получается взять все в свои руки и организовать для всех какое-то мероприятие.
А девочки у вас в сообществе были? Как к ним вы относитесь?
Рома: Ну, девочки на фиксах — это в первую очередь визуально приятная такая штука. Красивые девочки плюс красивый велик — это же классно. У нас в сообществе есть и девушки.
Миша: У нас есть главная девочка на велосипеде, это Катя Браткова. Она дает просраться любым мальчикам на дороге. В общем, она делает то, что далеко не все осмелятся сделать.
ДЕВОЧКИ НА ФИКСАХ — ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВИЗУАЛЬНО ПРИЯТНАЯ ШТУКА. КРАСИВЫЕ ДЕВОЧКИ ПЛЮС КРАСИВЫЙ ВЕЛИК
Рома Стефанцов
И как вы заявили о себе в первый раз?
Миша: Мы решили сделать первую гонку на бетонном кольце на Воробьевых горах. Бетонное кольцо — это просто такой круг из бетона, который принадлежит местной горнолыжной школе. Мы встретили их тренера, он сказал: «Да, конечно, проводите вашу гонку. Сколько вас будет участвовать?» Ну, мы подумали, что человек десять приедут. Он говорит: «Вы тут вот покатайтесь, переодевайтесь, а потом можете приходить к нам тут рядом в небольшой закуток, где спортсмены с трамплина прыгают — там можно устроить небольшой шашлык». В итоге на эту гонку приперлось человек сорок или пятьдесят, просто неожиданно огромная толпа. Просто гигантское мероприятие — мы сами охренели от того, что столько народу пришло. А еще кто-то ехал к нам на эту гонку и встретил по дороге двух ребят на фиксах из Америки, и они тоже приехали с нами кататься.
Fixed Gear Moscow на крыше «Олимпийского» Fixed Gear Moscow на крыше «Олимпийского» Fixed Gear Moscow на крыше «Олимпийского» Fixed Gear Moscow на крыше «Олимпийского» Fixed Gear Moscow на крыше «Олимпийского» Fixed Gear Moscow на крыше «Олимпийского»
ЗА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ МЫ РАСКАТАЛИ ЛЕД НА КРЫШЕ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ОЛИМПИЙСКИЙ», И К РАССВЕТУ УЖЕ МОЖНО БЫЛО КАТАТЬСЯ
Рома Стефанцов
Рома: Когда мы были совсем маленьким сообществом, старались агрессивно о себе заявить. Как-то раз залезли на крышу «Олимпийского», нас потом снимали с охраной и милицией — было круто. Я ехал около «Олимпийского», а у нас давно была идея где-то покататься на крыше. Крыша спортивного центра фактически имитирует велодром — там большой радиус. Я звоню Вове, говорю: «Так-то и так, я пошел смотреть» — зашел сначала внутрь, посмотрел, можно ли пробраться на крышу изнутри, но эта идея сразу отпала, потому что там охрана, серьезный объект с пропускной системой. И я начал обходить «Олимпийский» кругами и увидел стоящие неподалеку леса.
Где-то около пяти вечера мы встретились около «Олимпийского», человек восемь или десять. Залезли уже ранним утром и увидели, что вся крыша — это была поздняя осень, октябрь, — весь этот массив покрыт коркой льда. То есть кататься легко можно было на заднице, а на велосипеде практически невозможно. За несколько часов мы раскатали этот лед, к рассвету уже можно было кататься — и мы два часа ездили по крыше. В какой-то момент нас заметила охрана и достаточно жестко попросила оттуда слезть. Внизу были какие-то разбирательства, но в итоге нас отпустили. Масштаб был огромным — дух захватывает, особенно когда на велосипеде там мчишься. После того, как вернулись с крыши, пришло небольшое разочарование, потому что оказалось, что до нас на ней катались сноубордисты.
На ВВЦ есть еще такой же красивый козырек.
Рома: Да, павильон «Москва». Но, понимаешь, там нет никакого ограничения. Там можно будет прокатиться один раз только. Ну, а вообще наши не только в России в безумных местах катались, но и в других странах. Кирилл Куренков, к примеру, спустился с пика Виктория в Гонконге. Это культовое место, гора с уклоном в сорок пять градусов. И местные чуваки, когда он им показал видео, они офигели просто. Его снимал Серега Ученый, он ехал с тормозами за ним, а Куренков — без. Это не очень эффектно в плане видео, но чуваки местные котируют.
Вообще как меняется жизнь, когда ты настолько серьезно чем-то увлекаешься?
Миша: Вот раньше я ездил на работу или просто по городу на тачке. А сейчас я всегда стремлюсь к езде именно на велике. Я ввел велосипед в свою жизнь, и он перестал быть для меня чем-то особенным, то есть перешел из разряда увлечений в разряд обязательного набора вещей. То есть если нормальная погода и мне нужно куда-то поехать, у меня не возникает никаких сомнений в том, что ехать нужно именно на велосипеде. Теперь я чувствую себя таким обычным европейским жителем, который всегда и везде на велосипеде.
Ну, в Европе везде есть велодорожки, например.
Миша: Мы это тысячу раз уже обсуждали, и я придерживаюсь мнения о том, что велодорожки для нас не нужны. Может быть, массово они и были бы полезны, но именно для нас хорошо и так.
Рома: Вот именно — для фиксов они совершенно не нужны.
Миша: Фиксы — это некая свобода на дороге. То есть некая вседозволенность.
Рома: Изначально это протест, а велодорожки — это уже некая организация движения.
Видеоотчет о путешествии сообщества Fixed Gear Moscow в Санкт-Петербург, в котором можно увидеть, как фиксеры передвигаются по загруженным машинами улицам.
Миша: По дороге движение достаточно хаотичное получается. Если ехать надо не по прямой, а пробиваться через пробку, к примеру — понятное дело, что ты не будешь ехать все время в правом ряду. Ты будешь маневрировать между рядами и машинами, может быть, поедешь по разделительной. А если бы у нас были четкие правила для велосипедистов, пришлось бы все время тыкаться в правом ряду.
Рома: Дело даже не в том, что пришлось бы тыкаться, но просто в контексте фиксов этот вопрос вообще не стоит.
Миша: Как сказал наш Леша Гурбанов, велодорожки — это клетки для фиксдгирщиков.
Как я понимаю, фикс — штука довольно опасная, опять же, вот вы сейчас рассказали — на дороге фиксеры стараются быть максимально свободными. Тем не менее ни одного серьезного случая травм и аварий в Fixed Gear Moscow вроде как не было. С чем это связано?
Миша: Дело в том, что наше сообщество, его основные члены — это все взрослые серьезные люди с головой. Это увлечение больше для взрослых подходит, чем для малышей. То есть у нас, конечно, есть какие-то малолетние последователи, но их большинство совсем без башки. А вообще у нас средний возраст сообщества — это 27–35 лет. Я этим увлекся, когда у меня был уже довольно устоявшийся образ жизни.
Рома: Много людей в Европе и Америке пришли к фиксам из скейтбординга, например, или из BMX. Это как раз люди, которым уже за тридцать, то есть им надоела их совсем молодежная забава, и они обратились к фиксам. Примеров такого перехода довольно много, и есть достаточно известные персонажи, которые пересели на фикс в более зрелом возрасте после скейта. И как раз здесь возраст может быть довольно высоким. Но не нужно забывать и про трюковое направление в Fixed Gear — там скорее наоборот больше молодежи, которая показывает намного лучшие результаты, чем взрослые ребята.
Зрелый возраст большинства фиксеров также связан и с тем, что это дорогое хобби? Я слышал, что байки стоят от тридцати тысяч.
Рома: Просто есть разные пути заполучения такого велосипеда. Можно пойти и купить фикс в магазине, согласиться со всеми наценками и всем остальным. А можно собирать его самому, и тут вот минимальный порог может практически отсутствовать. У нас было много случаев, когда кто-то собирал совсем дешевые велосипеды, но вот сейчас все прознали фишку и понимают, что это должно довольно дорого стоить. Людям иногда раньше даже дарили велосипеды или рамы, или какие-то компоненты. То есть если быть достаточно хорошо погруженным в тему и стараться что-то особенное отыскать, то сумма может быть минимальной.
Миша: Мой первый такой велосипед стоил 6 000 рублей — я его собрал в Сокольниках на велорынке.
Рома: В советское время в России была довольно хорошо развитая велошкола, то есть было много чемпионов. Были производители велосипедов, и, соответственно, много наследия от этого осталось — всяких винтажных вещей.
Получается, это такое настоящее мужское хобби с поиском крутых деталей, обсуждениями, сборкой…
Миша: На самом деле фиксд гир — это как любой другой спорт. То есть ты можешь купить один велосипед и ездить на нем почти всю жизнь, а можешь увлекаться этим, менять запчасти, пробовать разные рули и так далее. Это так же, как и в сноубординге — купил доску с креплениями, покатался на ней, тебе захотелось каких-то новых ощущений, ты меняешь крепления, меняешь ботинки, меняешь доску.
И тут точно то же самое: купил велик с прямым рулем, потом вдруг тебе хочется попробовать баран трековый, ты заказываешь его. Если тебе нравится именно определенный руль, он, наверное, стоит каких-то определенных денег, ты его заказываешь, ждешь — это как и любая такая фигня, например, фехтовальщики ручки на рапирах меняют. Также точно и мы. Но я вот не могу прийти к определенному моменту, что вот этот велосипед — это законченный какой-то спортивный снаряд. У меня есть набор запчастей, которые я просто ставлю в зависимости от своего настроения: рули, колеса — что угодно.
Рома: Но вообще вот это уже явно излишества.
Миша: Да это не излишества, это так и должно быть, просто вот если душа у тебя сегодня не лежит к чему-то строгому, а хочется на расслабоне — поменял запчасти, поставил руль повыше и поехал.
Рома: На форуме вообще можно найти ребят, которые погружены так, что сложно представить.
Миша: Которые при покупке рамы спрашивают серийный номер. Они спрашивают: «Что выбито на тропе изнутри?» — и потом говорят: «У тебя там тропь неправильная, я не буду у тебя раму покупать».
Рома: Они знают историю рам, которые старше их. Это странно выглядит, конечно…
Кроме того, что фиксы собирают, их как-то собственноручно улучшают? Как машины, красят, к примеру?
Рома: На самом деле кастом, отходящий от канонов, это считается неким лоховством. То есть когда на велосипеде наклейки, это нормально. Но когда начинают перекрашивать, какие-то разрисовки делать, художественные моменты, это сразу воспринимается как неправильная вещь.
СВОЮ ПЕРВУЮ РАМУ Я КУПИЛ У СПОРТСМЕНА-ТРЕКОВИКА, КОТОРЫЙ НА НЕЙ ВЫИГРАЛ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Миша Рашковский
Миша: К примеру, нынешнюю свою раму я купил у спортсмена-трековика, который на ней выиграл чемпионат Европы. На ней остались зазубрины от падений на треке, от вращения рулем. Краска на ней не очень ровная — но в этом ее прелесть и крутизна, что она осталась в таком первозданном виде.
И как тебе удалось ее заполучить?
Миша: А я просто случайно заехал на трек, и мне сказали, что кто-то продает такую раму. Я быстро метнулся домой, взял деньги, которые как ни странно у меня оказались, и забрал ее.
Рома: Подбор деталей — это очень почетная штука. То есть когда ты подбираешь правильно все компоненты.
Миша: Не очень котируется именно приукрашивание. Ты можешь собрать фикс из редких рам, редких деталей, колеса поставить какие-нибудь эксклюзивные. Но купить хорошую раму и перекрасить ее — ну, как бы это не очень. Правда, у нас в сообществе есть такой Дима Aske. Он купил раму Cinelli Vigorelli — классическую спортивную трековую раму. На ней сейчас катается огромное число спортсменов.
Рома: То есть на ней, может, ничего и не выигрывают, она тренировочная…
Миша: Но она очень популярная, именно среди спортсменов. И как бы она очень крутая, у нее покраска особенная чинеллевская. А он ее взял и перекрасил просто в белый цвет. Залил просто поверх, и все.
Рома: Изначально, когда она делается, у нее на кареточном узле, где педали, снизу выгравирован смайлик, то есть в плане дизайна это крутой объект сам по себе.
Миша: Тягаться с чинеллевскими дизайнерами невозможно. Эта компания делает коллаборации с крутыми художниками, цвета для рам специально разрабатываются под них, как Ferrari. То есть у них своя линейка цветов, которой больше ни у кого нет.
Рома: С Cinelli работает очень много современных востребованных коммерческих иллюстраторов — Бари Макги, Футура и другие, то есть реально такие достаточно громкие имена. Но то, что сделал Aske, — это в любом случае круто.
Пять самых опасных мест, где катались члены сообщества FGM:
Спуск с пика Виктория, Гонконг
Крыша бассейна спортивного комплекса «Олимпийский»
Заброшенный велотрек под Ногинском
Северо-Западный тоннель, Москва
Спринт на Ходынском поле
Миша: Это круто, потому что он суперкрутую раму, на которую многие люди просто пускают слюни, залил белым цветом. Это такая авторская работа, настоящее высказывание.
Давайте вернемся к тому, что делает Fixed Gear Moscow: вот вы проводите соревнования — эллейкэты…
Миша: Да, гонки по городу с контрольными точками. Первый был в 2008 году, мы долго спорили, проводить его в день города или нет. В итоге сошлись на том, что нам будет лучше — улицы перекрыты, машин нет. Контест прошел хорошо.
Значит эллейкэты, соревнования на треке… И все?
Рома: Есть спринты, поло, эллейкэты, катание по треку. Формат мероприятия может быть очень разный. Были культурные проекты, художественные выставки с Настей Колесниковой на «Арме». Мы сделали там велосипедное дерево фикс гира, а Миша один раз читал лекции.
Миша: Да, я на «Пикнике» читал лекцию, и на Faces & Laces мы тоже участвовали. Мы не особенно напрашивались, но нас пригласили, потому что мы такой несколько необычный формат для них — мы вроде не магазин, не радиостанция, а просто объединение. При этом мы ездим на велосипедах, и что делать нам на стенде, каждый раз было немного непонятно, но мы всегда что-то придумывали.
В этот раз вы сделали прямо на стенде гонки.
Рома: Да, Golden Sprint: есть определенная схема с программным обеспечением, два станка с роликами, на которые устанавливаются велосипеды, все это подключается к компьютеру, который определяет скорость и считает, кто первый пришел в заезде.
ПОСТРОИЛИ ОГРОМНЫЙ РЫЦАРСКИЙ ЗАМОК, МНОГИЕ ПРИЕХАЛИ В КОСТЮМАХ, УСТРОИЛИ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР НА ВЕЛИКАХ
Миша Рашковский
Миша: Было одно мероприятие как-то в феврале в Нескучном саду, шуточная такая затея. Было -20 градусов, по колено снегу — мы тогда устроили такой импровизированный рыцарский турнир при поддержке ребят из ННХ. Нужно было разгоняться с горки и стараться выбить противника из седла при помощи импровизированного копья с боксерской перчаткой. Ребята из ННХ построили огромный рыцарский замок, многие приехали в костюмах. Ну, а потом мы этот картонный замок сожгли прямо в Нескучном саду — некоторые люди были просто шокированы, потому что был дикий мороз, огромная толпа на велосипедах, некоторые приехали на великах прямо из дома.
Рома: Плюс той же зимой мы снимали видео, где гнали на фиксах через тоннель.
Миша: Это тоннель Северо-Западный, Новорижское шоссе — просто разовая акция, чтобы про нас не забывали.
А что будете дальше делать? Как расширяться?
Миша: У нас на каждый сезон планы примерно совпадают, важно, что сейчас развитие заключается только в том, что у нас прибавляется все больше и больше людей. А развитие в том плане, что мы там, к примеру, организуем свой телеканал или мастерскую, я не знаю — такого пока нет. У нас были планы сделать свою мастерскую и магазин… Но дело в том, что организация мастерской — это дело очень сложное, и кроме этого мы занимаемся другим — у нас есть наша обычная жизнь, мы работаем на работе, грубо говоря, живем, там, дома. Нет таких людей, которые готовы сейчас бросить все и посвятить свою жизнь развитию сообщества, начать этим всем заниматься. Потому что на этом, во-первых, заработать очень трудно, практически невозможно. Ну, это в России, хотя многие люди, к примеру, мои друзья из Барселоны…
Рома: Ты начинаешь себе противоречить. Сначала говорил, что у нас полностью некоммерческая организация.
Миша: Да, но для развития… Что подразумевает развитие? Оно подразумевает, что рано или поздно… Я заметил, что нами сейчас все больше и больше интересуются разные массмедиа. Телевидение просит что-то снять, организовать. Наши репортажи показывают по каналу A1, к примеру. Значит, развиваемся. Вообще у нас были планы на сезон снять полный метр, но что-то так и не получилось.
Рома: Вся наша активность на видео пришлась на 2007–2008 год, и эти ролики уже немного устарели — вначале ты с радостью снимаешь видео, а потом все меньше и меньше этим занимаешься. А какая-то молодая кровь инициативу еще так и не подхватила…
Источники:
https://by-bike.ru/vidi-velosipedov/gorodskoy-velosiped/fiks-velosiped
http://velo-travel.com/obzor-velosipedov/cmx-bmx-i-fixed-gear-video.html
https://velife.ru/vidy-vybor/velosiped-fiks-ili-zaxvatyvayushhaya-ezda-bez-tormoza.html
http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/134553-fixed-gear-moscow