Велосипед гонщик

Содержание скрыть

Велосипед гонщик

В понятие велоспорт заключается не только вид спорта, но и стиль жизни людей, которые любят экстрим, постоянное соревнование, или просто здоровый образ жизни. Каждый выбирает себе направление по душе, будь то: гонки на велосипеде, преодоление искусственных или естественных препятствий, выполнение разнообразных трюков и т.д.

В велоспорте можно выделить следующие основные дисциплины:

  • гонки на треке;
  • шоссейные гонки;
  • маунтинбайк;
  • BMX;

Некоторые из этих дисциплин являются Олимпийскими видами спорта. К велоспорту также можно отнести игры на велосипеде: велополо и велобол.

Регулированием и руководством в велоспорте были созданы специальные организации. На международном уровне это — Международный союз велосипедистов (UCI — Union Cycliste Internationale), который был основан в 1900 году. В нашей стране эти обязанности лежат на Федерации велосипедного спорта России, которая начала свою деятельность в 1990 году.

Шоссейные велогонки

Вид велоспорта в котором велосипедисты соревнуются в преодолении дистанции на скорость на автомобильных дорогах. Шоссейный велоспорт является привлекает больше всего спонсорских и считается коммерческой дисциплиной. К олимпийским видам шоссейных гонок относятся индивидуальная и групповая гонки. К неолимпийским видам, критериум, многодневная гонка, командная гонка, гонка в гору.

Шоссейный велоспорт

  • Индивидуальная велогонка — шоссейная гонка на время с раздельным стартом. Велосипедисты стартуют из одной точки по очереди, через определённые интервалы времени. По правилам самые быстрые спортсмены отправляются в последнюю очередь. Кто из гонщиков проедет дистанцию за меньшее количество времени тот и становится победителем;
  • Групповая велогонка — в этом виде велоспорта все гонщики стартуют одновременно. Они должны как можно быстрее преодолеть дистанцию в 50 — 200 километров (в зависимости от конкретной гонки). Для того, чтобы победить команды ведут определённую тактику;
  • Критериум — велогонка по кругу, проходящая на городских улицах. По правилам, через определённое количество кругов устраиваются промежуточные финиши, которые приносят спортсменам призовые очки. Велогонщик набравший большее количество очков и становится победителем. Критериум интересен тем, что зрители, находясь в непосредственной близости от спортсменов, могут в мельчайших деталях наблюдать за их борьбой;
  • Многодневная гонка — проводится в несколько этапов, которые подразделяются на гонки на время и групповые гонки. Длится она не менее двух дней. Победителем становится велосипедист преодолевший все этапы за меньшее количество времени. Наиболее знаменитая многодневная велогонка Тур де Франс, проводится во Франции и длится три недели.

История шоссейного велоспорта

Датой зарождения велоспорта в России считается 1883 год. Тогда были проведены официальные соревнования в Москве на 1,5 и 7,5 вёрст. В заезде на 1,5 версты победителем стал спортсмен из Петербурга Блок Ю. В тех соревнованиях принимали участие велосипедисты из Англии, Америки, Австрии.

После этого велоспорт становится всё более и более популярным. В 1891 году был проведён «Всероссийский чемпионат», в его программе была классическая на то время гонка на 7.5 вёрст. В 1894 году впервые прошёл марафон по маршруту Москва — Нижний Новгород. Из-за плохого состояния дороги до финиша удалось доехать только двоим спортсменам. В 1895 году в тяжелейшей гонке Петербург — Москва побудил самый выносливый велосипедист Дзевочко М. В 1911-1913 Онисим Панкратов, российский велосипедист, проехал на велосипеде вокруг света, за это ему вручили награду Международной федерации велоспорта.

Позже велоспорт в России превратился в коммерческий вид спорта. Гонщиков стали покупать и продавать для махинаций. К 1917 году трек в Туле стал единственным упоминанием о некогда процветающем виде спорта. Но начиная с 50х годов ХХ столетия велоспорт начал возрождаться, российские велосипедисты приняли участие в Олимпийских играх. Капитонов В.А. стал первым велосипедистом который принёс победу СССР на Олимпиаде. Он победил в 1960 году в групповой гонке на шоссе. Позже советские гонщики завоёвывали олимпийское золото в 1976 и 1980 годах. Всего за время существования Советского Союза наши спортсмены заработали 12 золотых медалей Олимпийских игр.

Такой вид велоспорта как гонки на треке проводятся на замкнутых дорожках овальной формы (треках). Для удобства велосипедистов трек имеет уклон к горизонту, на поворотах в 42 °, а на прямых участках в 12.5 °. Длина и ширина трека могут меняться в зависимости от типа проводимых соревнований. Покрытие дорожек может быть деревянное или бетонное.

Виды велоспорта - трек

  • Спринт — велогонка в два — три круга на треке, традиционно решающими в этой гонке являются последние 200 метров дистанции. Спринт это старейшая дисциплина в велоспорте, в программе соревнований появилась в XIX веке. Отбор спортсменов происходит в квалификационных заездах, в которых побеждает первый пришедший к финишу. Считается, что велосипедист стартующий за спиной противника занимает выигрышную позицию, так как лидирующий не видит манёвры противника;
  • Командный спринт — гонка на треке, на короткие дистанции в которых участвуют команды спортсменов. Каждая команда состоит из трёх гонщиков, ведущий гонщик старается помочь команде развить максимальную скорость, а после первого круга он выбывает. Второй велосипедист в команде также выбывает после первого круга, а третий гонщик заканчивает последний круг. Время высчитывается после финиша последнего;
  • Гонка на время — согласно правилам гонки стартует один велосипедист и должен проехать круг двигаясь против часовой стрелки. В этом виде нет квалификации и предварительного и промежуточного кругов. Мужская гонка на время традиционно проводится первой во время международных соревнований;
  • Гонка по очкам — соревнования на треке с неограниченным количеством участников и одновременным стартом. Побеждает велосипедист заработавший наибольшее количество очков в промежуточных финишах. Эта гонка входит в программу Олимпийских игр;
  • Скретч — групповая гонка с одновременным стартом. Количество участников гонки не должно превышать 24 человека. Велосипедист отставший на один круг от остальных выбывает из гонки. Если же один из спортсменов вырвется вперёд на один круг от остальных, он автоматически становится победителем;
  • Индивидуальное преследование — в этой гонке двое велосипедистов одновременно стартуют с противоположных сторон трека. Протяжённость дистанции 4 км для мужчин и 3 км для женщин. Спортсмены в этой гонке соревнуются в выносливости и терпении;
  • Командная гонка преследования — в этой гонке также велосипедисты стартуют с противоположных сторон трека, но здесь стартуют уже команды по четыре спортсмена. Дистанция составляет 4 км у мужчин и 3 км у женщин. Главным в этой гонке является взаимодействие всех членов команды для достижения результата. Гонка показывает не только уровень спортсменов и их взаимопонимание, но и умение тренера подобрать хорошую команду. Эта дисциплина считается самой сложной в трековом велоспорте;
  • Кейрин — велогонка придуманная в Японии. Велосипедисты стартуют одновременно, впереди них движется мотоцикл (дерни), который они не должны обгонять. Дерни покидает трек за 2.5 круга до финиша, после этого велосипедисты соревнуются на скорость. Победителем становится ток кто финиширует первым;
  • Мэдисон — парная гонка на треке. Два члена команды поочерёдно сменяют друг друга проезжая мимо напарника. Другими словами один гонщик участвует в соревновании, а второй едет рядом и ждёт момента, когда его нужно будет сменить. Каждые двадцать кругов устраивается промежуточный финиш и спортсменам начисляются очки. В 2002 году Мэдисон впервые прошёл на Олимпийских играх;

История трековых велогонок

В конце XIX века в России начали строится первые велотреки. В 1981 году введён в эксплуатацию трек в Москве и проведены первые соревнования на нём. В Петербурге использовался деревянный трек, а в Одессе в 1984 году был открыт трек с асфальтовым покрытием и длинной 360 метров. Старейший из ныне существующих треков был открыт в Туле в 1896 году, с тех пор он претерпел несколько реконструкций. После реконструкции 1953 года этот велотрек считался одним из лучших в мире на то время, на нём было установлено десять мировых рекордов и множество национальных. Первый советский чемпион мира на треке в гонке на 1 километр Варгашкин Р. Такие тульские гонщики, как: Д. Соловьев, Л. Разуваева, Л. Кочетова, В. Федин, С. Копылов, Б. Романов, В. Максимова, В. С. Терещенков, Хитров, Б. Савостин, А. Агапов, О. Слюсарева, Б. Петров, — становились чемпионами мира и страны в разные годы.

На Олимпийских играх 1988 года проходивших в Сеуле спортсмены из СССР завоевали четыре золотые медали на треке. Гонку с места на 1 км выиграл Александр Кириченко. Золото в индивидуальной гонке преследования на 4 км завоевал Гинтаутас Умарас из Клайпеды. В женском спринте победительницей стала Эрика Салумяэ, а командную гонку преследования выиграли советские гонщики В. Екимов, А. Каспутис, Д. Нелюбин.

В настоящее время в России есть два крытых трека, которые соответствуют международным нормам и стандартам. В Санкт-Петербурге «Локосфонкс» и в Москве «Крылатское». Также соревнования проводятся на четырёх открытых велотреках. Самый старый трек страны «Тульский велотрек», «Сатурн» в Пензе, «Ярославский велотрек», «Локомотив» в Ростове-на-Дону.

Маунтинбайк

Маунтинбайк ( от англ. mountain bike — горный велосипед; мтб, mtb ) экстремальный вид велоспорта, представляющий собой соревнования на горных велосипедах. Горный велосипед предназначен для езды в условиях отсутствия дорожного покрытия. Он является самым распространённым типом велосипедов в настоящее время и множество велолюбителей используют его и для езды по городу.

Майнтинбайк (горный велосипед)

  • Кросс-кантри (cross-country, XC) — является наверное самым популярным видом велоспорта. Представляет собой гонки по трассе со спусками и подъёмами, множеством естественных, иногда искусственных препятствий (пересечённая местность). Кросс-кантри входит в программу Олимпийских игр;
  • Дёрт (dirt jumping) — экстремальный стиль катания в велоспорте. Соревнования проходят на специальной трассе с трамплинами из земли и заключаются в прыжках через эти трамплины. Трассы строят из трёх «верблюдов» (двугорбые насыпи). Новички тренируются на «верблюдах со столом», то есть между горбами насыпана земля, чтобы падение было не столь травматичным. Дёрт предполагает выполнение прыжков, захватывающих трюков в воздухе и приземлений, но выполнение трюков не обязательно;
  • Скоростной спуск (downhill, DH) — экстремальная дисциплина в маунтинбайке. Суть заключается в скоростном спуске по горному склону на скорость. Трассы для DH традиционно очень сложны для преодоления, на них присутствует множество естественных (деревья, камни, корни, ямы) и искусственных (биг-эйры) препятствий. Для занятия даунхиллом требуется отличная подготовка, качественное снаряжение и надёжный велосипед;
  • Фрирайд (freeride) — свободный стиль катания на велосипеде. Заключает в себе смешение различных видов велоспорта. Фрирайдеры должны быть отлично подготовлены, так как это направление очень сложное и травмоопасное. Велосипеды для фрирайда имеют прочную раму, и надёжные дисковые тормоза, их вес обычно меньше чем вес байка для DH так как велосипедистам приходится подниматься на них в гору;
  • Параллельный слалом (DS, dual slalom) — идею этого направления велоспорта взяли из лыжных гонок. Два спортсмена одновременно стартуют с вершины и спускаются по параллельным трассам на склоне горы которые очень похожи. На протяжении спуска спортсмены преодолевают различные препятствия (трамплины, обрывы, повороты и т.д.);
  • Дуал (dual, DL) — в этой дисциплине два спортсмена соревнуются на одной трассе и каждый старается обогнать оппонента, так как это положение наиболее выгодно. Допускается применение силы между спортсменами для достижения победы;
  • Байкер-кросс (Bikercross, 4X, 4cross, cross, BSX) — является одной из самых эффектных и травмоопасных направлений в велоспорте. По правилам одновременно стартуют четыре человека, на следующий этап проходят финишировавшие первыми, а в финале встречаются сильнейшие гонщики, которые и разыгрывают призовые места. Трасса для байкер-кросса широкая и изобилует разнообразными препятствиями, её протяжённость составляет примерно 250 метров. В разных странах по разному называют эту дисциплину: в России — байкер-кросс, в США — mountain cross, в Европе — 4X или 4cross;

История маунтинбайка

Маунтинбайк появился в России не очень давно и отечественным спортсменам пока сложно конкурировать с представителями других стран. Впервые чемпионат России по маунтинбайку был проведён в 1993 году на Крылатских холмах, а первой чемпионкой России стала Татьяна Каверина. В 2005 году российский спортсмен Юрий Трофимов завоевал золото на чемпионате мира по маунтинбайку.

Из всех видов маунтинбайка только кросс-кантри является Олимпийским видом спорта. На данный момент самая успешная российская спортсменка в этой дисциплине Ирина Калентьева. Она дважды, в 2007 и 2009 годах, становилась чемпионкой мира в этом виде велоспорта. На её счету также бронза на Олимпиаде в Пекине и ряд других наград.

Под эгидой Федерации велоспорта России ежегодно проводятся многоэтапный Кубок России и чемпионат России по кросс-кантри. Помимо этих соревнований, энтузиасты проводят любительские гонки в разных городах, например: Кубок «Мериды», Кубок ВелоКурска, Кубок «редБайк», Марафон «Велосотня» и др.

BMX (Bicycle Moto EXtreme)

BMX ( Bicycle Motocross или велосипедный мотокросс) это разновидность велоспорта, которая отличается зрелищностью и экстримом. Спортсмены выполняют различные трюки на специальных BMX велосипедах. Предположительно эта дисциплина появилась в 70е года ХХ века в результате подражания подростками своим кумирам из мотокросса.

BMX

  • Рейсинг (racing) — BMX начал развиваться именно с этого направления. Представляет собой гонки на велосипедах по извилистой трассе изобилующей множеством поворотов и трамплинов. В гонке принимают участие до восьми человек, а побеждает первый финишировавший, здесь не предполагается выполнение трюков;
  • Стрит (street) — направление BMX, заключающиеся в катании и выполнении трюков в условиях города. Здесь, как и во фрирайде, спортсмены ни чем не ограниченны. Для выполнения трюков велосипедисты используют различные препятствия (перила, крыши, скамейки, лестницы, заборы, бордюры и т.д.). Этот вид велоспорта очень популярен среди Российских спортсменов;
  • Дёрт-джампинг (dirt jumping) — помимо BMX это направление относится и к маунтинбайку, то есть можно использовать как BMX велосипеды так и модифицированные горные байки. Участники соревнований выполняют различные трюки в воздухе прыгая через специальные трамплины;
  • Флетленд (flatland) — BMX дисциплина подразумевающая выполнение разнообразных трюков на ровной поверхности (вращение на одном колесе, езда спиной вперёд, езда без помощи ног и рук и т.д.). Это похоже на танец на велосипеде. Главным условием является то, что спортсмен не должен касаться земли частями своего тела. Этот вид считается самым безопасным и многие BMX спортсмены начинают именно с него;
  • Верт (vertiсal — сокращённо vert) — дисциплина BMX представляющая собой катание в рампе (специальное сооружение — half-pipe ), которая похожа на трубу разрезанную пополам. Спортсмены должны разгоняться по рампе, вылетать над неё и проделывать в воздухе различные трюки (вращения, сальто и т.д.), затем они приземляются обратно в рампу. Бывают мини рампы, размером до 2х метров и рампы до 5ти метров. На мини рампах удобно заниматься начинающим спортсменам;

История BMX

BMX в России появился в начале 90х годов ХХ века. Российские спортсмены отдают предпочтение таким направлениям BMX как рейсинг, флетленд, стрит. В последнее время начал развиваться и дёрт-джампинг.

В 2008 году на Олимпийских играх в Китае впервые был представлен BMX. К сожалению спортсмены из России не смогли завоевать медали в этой дисциплине на этих играх. Вероятно потому, что BMX в России воспринимается скорее как экстремальное увлечение, а не как вид спорта.

Дли того, чтобы заняться каким-либо видом велоспорта нужно не так уж и много, в первую очередь это велосипед, затем большое желание и упорство. Перед тем как выбрать определённое направление оцените свою физическую подготовку, если вы новичок, начинайте с выполнения простых элементов, в дальнейшем усложняя задачу. Для занятия велоспортом профессионально нужно отказаться от вредных привычек и вести здоровый образ жизни.

Трековый велоспорт: виды, правила гонок, дисциплины, экипировка, требования к велосипедам

Велоспорт – это вид спорта, в котором спортсмены передвигаются по трассе на велосипедах, применяя физическую силу. Основная нагрузка в процессе тренировок и соревнований по велосипедному спорту приходится на мышцы ног. Поэтому спортсменам необходимо развивать выносливость и укреплять общее состояние организма. Для победы также важны характеристики велосипеда.

Трековый велоспорт – это одна из спортивных дисциплин велосипедного спорта. Чтобы уметь отличать его от других направлений, стоит изучить все его разновидности.

Виды велосипедного спорта

В велосипедном спорте существуют 4 основные дисциплины.

Трековый велоспорт

Велотрековые состязания проходят на велодромах и велотреках. Велотрек – это стадион, имеющий овальную форму, на котором спортсмены ездят по кругу. Велодром отличается тем, что имеет дополнительные строения (например, трибуны). Покрытие данных спортивных площадок может быть бетонным или деревянным, и обязательно должно быть ровным. Еще одна особенность – велосипедисты должны ездить под определенным углом, и для этого треки имеют наклоны: углы наклонов на прямых участках – 42°, а на поворотах – 12,5°.

Трековый велоспорт имеет множество собственных дисциплин. Можно выделить два основных направления, которые включают в себя отдельные состязания:

Спринтерские гонки

Особенность данных гонок в том, что в них преодолеваются короткие дистанции. Для участия в спринтерских гонках спортсменов учат специальным тактикам. Упражнения нацелены больше на развитие силовой мощи, а не выносливости. В эту группу входят следующие гонки:

  • «Спринт»: в ней участвуют два или четыре отобранных спортсмена, которые совершают заезд на дистанцию в 2-3 круга. Побеждает тот, кто пересек финиш первым.
  • Командный «спринт»: между собой соревнуются 2 команды. Существуют как мужские, так и женские гонки. В мужских гонках каждая команда состоит из трех мужчин (дистанция – 3 круга), а в женских – из двух женщин (дистанция – 2 круга). Процедура состязания: на первом круге один из гонщиков ведет за собой остальных, а перед следующим кругом выходит из гонки. И так до тех пор, пока на конечном круге не остается один спортсмен. Побеждает команда, в которой последний участник преодолевает финишную черту быстрее.
  • Гонка на тандемах: для соревнований используются специальные двухместные велосипеды – «тандемы». Таким образом, на одном транспорте умещаются 2 спортсмена, но они засчитываются как один участник состязания. Дистанции обычно включают от трех до шести кругов.
  • «Кейрин»: в соревновании участвуют от четырех до восьми участников. Спортсмены должны преодолеть 2 километра при скорости – до 30 км/ч. Победа присуждается гонщику, который раньше всех пришел к финишной черте.
  • «Гит»: относится к индивидуальной трековой велогонке, в которой перед спортсменами стоит задача – как можно быстрее преодолеть дистанцию.
Темповые гонки

Дистанции в темповых гонках длиннее, чем в спринтерских (в среднем – 12-16 кругов, а может доходить до 120 кругов). Главное в данном виде состязаний – высокая выносливость и технические навыки.

В данную группу включены гонки:

  • Индивидуальная гонка преследования: между собой соревнуются два гонщика на дистанциях от двух до четырех километров. Победу одерживает тот, кто догнал и перегнал соперника или преодолел дистанцию за меньшее время.
  • Командная гонка преследования: процедура прохождения состязания такая же, как у индивидуальной гонки преследования. Отличие – участвуют две команды.
  • «Скретч»: мужские гонки проводятся на дистанции 15 километров, а женские – 10 километров. Победителем объявляется спортсмен, который первый пересек финишную черту.
  • Гонка по очкам: гонка проходит поэтапно. За каждый этап гонщику насчитывается по 5 очков. Дистанции: 25 километров (женская гонка) и 40 километров (мужская гонка). Побеждает участник соревнования, набравший максимальное количество очков.
  • «Мэдисон»: командная гонка, в которой дистанция варьируется от 25 до 50 километров, а также имеются промежуточные финиши (каждые 20 кругов). Спортсмен, который первый преодолевает промежуточный финиш, получает 5 очков. Второй гонщик зарабатывает 3 очка, третий – 2 очка, а четвертый – всего 1 очко.
  • Гонка на выбывание: также состоит из промежуточных финишей. Спортсмены, пересекающие промежуточные финиши последними, покидают соревнование.
  • Гонка за лидером: участники состязания («стайеры») должны следовать за «лидером» – гонщиком на мотоцикле.
  • «Омниум»: состязание, которое включает в себя 4 гонки: скретч, темповая гонка, гонка на выбывание, гонка по очкам. Соревнования проходят именно в таком порядке. Цель спортсмена – прийти к финишу первым в каждой гонке. За каждое состязание (кроме гонки по очкам) победитель получает по 40 очков, за второе место – 38 очков, за третье – 36 очков и т. д. Результаты первых трех состязаний объединяются, а к очкам, заработанным в последнем соревновании, прибавляются ранее полученные. Победу одерживает гонщик, набравший большее количество очков.

Таким образом, можно заметить существенные различия между двумя направлениями трекового велоспорта. Каждый вид гонок требует определенных навыков, поэтому велоспортсмены обычно делают выбор между спринтерскими и темповыми гонками.

Шоссейный велоспорт

Шоссейный велоспорт – это дисциплина велосипедного спорта, в которую включены гонки на шоссейных велосипедах по твердым поверхностям.

Данное направление включает в себя следующие виды гонок:

  • Однодневные (классические): состязания проводятся всего один день. Заезд осуществляется на дальние дистанции (более 200 километров) по дороге с неровностями.
  • «Критериум»: неклассическая однодневная велогонка, т. к. проводится в городе.
  • Многодневные: соревнования состоят из нескольких этапов, которые длятся более одного дня (иногда – более недели).
  • «Гранд тур»: гонки, которые проводятся в течение трех недель. Состязания состоят из 21 этапа и включают в себя два дня отдыха.

В целом шоссейный велосипедный спорт наиболее популярен в европейских странах, а соревнования проходят с весны по осень.

Велосипедный мотокросс

Велосипедный мотокросс – это гонки на велосипедах с препятствиями по грунту. Препятствия могут быть в виде поворотов, канав, трамплинов. Для данного велоспорта используются специально оборудованные велосипеды BMX, поэтому мотокросс часто называют просто «BMX».

В велосипедный мотокросс включены гонки:

  • «Классик»: поэтапная гонка, проходящая на дистанции 300 и более метров. В состязании могут принимать участие до 8 гонщиков. Особенность данной гонки в том, что участники стартуют с возвышенности (высота – от 1,5 до 9 метров). Победа достается самому быстрому спортсмену.
  • «Крузер»: то же самое, что и гонка «классик», но с одним отличием: колеса велосипедов должны иметь диаметр в 24 дюйма.
  • «Эстафета»: гонка, состоящая из четырех этапов. В соревновании участвуют 4 гонщика, среди которых три мужчины и одна женщина. Суть состязания – передача эстафеты от одного спортсмена другому.
  • Гонка на время: гонка на трассе, в которой фиксируется время прохождения трассы каждым участником. Победителем признается гонщик, прошедший дистанцию быстрее всех.

Помимо профессиональных состязаний существуют и любительские заезды по велосипедному мотокроссу. В них принято демонстрировать различные трюки в воздухе.

Горный велоспорт

Горный велоспорт – самая экстремальная дисциплина в велосипедном спорте, включающая гонки в условиях бездорожья. Для данного вида состязаний используются гибридные дорожные или горные велосипеды, оснащенные специальным оборудованием. В горном велоспорте существуют как одиночные, так и групповые состязания.

Он включает в себя гонки:

  • «Кросс-кантри»: гонки, которые проходят по специально оборудованной пересеченной местности на дистанции от 5 до 9 километров. Иногда помимо искусственных препятствий используются естественные.
  • «Скоростной спуск», или «даунхилл»: гонка по крутым спускам и поворотам с препятствиями на время.
  • «Веломарафон»: гонки по бездорожью на длительные дистанции.

Горный велоспорт – опасный вид велосипедного спорта, поэтому гонщикам важно иметь при себе нужное снаряжение. Это и защитные элементы одежды (налокотники, наколенники, шлем, очки, перчатки и т. д.), и система навигации, необходимые инструменты для ремонта велосипедной техники, а также вещи первой необходимости (вода, пища, аптечка).

Правила соревнований по трековому велоспорту

В велосипедном спорте, как и в любом другом, существуют строго регламентированные правила. Трековый велоспорт, в частности, имеет ряд отдельных положений.

Что такое карточка участника и зачем она нужна?

Идентификационный документ, который выдается велогонщикам, называется «карточка участника». Спортсмены, имеющие карточку, допускаются к соревнованиям любого вида велосипедного спорта и обязаны соблюдать правила соревнований, Устав, регламенты Международного союза велосипедистов (UCI) и Федерации велосипедного спорта России.

Принципы выдачи и действия карточки участника:

  • Без карточки участника нельзя участвовать в соревнованиях, которые организуются/контролируются Федерацией велосипедного спорта России и ее членами (региональными федерациями). Если у спортсмена нет карточки, но он все равно принял участие в состязаниях, его результаты аннулируются, и гонщика могут наказать.
  • Участники по требованию уполномоченных сотрудников обязаны предъявить карточку.
  • Карточка участника обязует ее владельцев соблюдать правила и честно вести борьбу.
  • Даже, если гонщик подал заявление на получение карточки и находится в ожидании ее выдачи, он все равно несет ответственность за нарушения правил и регламентов, соблюдение которых контролируют дисциплинарные органы.
  • Совершив какое-либо нарушение, владелец карточки участника попадает в поле зрения дисциплинарных контролирующих органов. Это происходит и в случае, если расследование нарушения уже начато, а также в случае, если участник перестает быть владельцем карточки.
  • Владелец карточки или его официальный представитель несут за нее личную ответственность.
  • Органы, выдающие карточку участнику соревнования, не несут ответственность за его поведение или нарушения.
  • Нюансы выдачи карточек Федерацией велосипедного спорта России:
  • Федерация велосипедного спорта России также может выдавать карточки участников, и она несет ответственность за соблюдение правил при выдаче карточек.
  • Участник, желающий получить карточку, и Федерация велосипедного спорта России должны гарантировать, что гонщик застрахуется от несчастных случаев. Страховка должна действовать в странах, в которых спортсмен тренируется или соревнуется, на протяжении года, пока действует карточка.
  • Федерация велосипедного спорта России может выдавать только утвержденные карточки участника. Карточки, выдаваемые Федерацией велосипедного спорта России, утверждает Руководящий орган.
  • Условия, при которых невозможно получить карточку участника:
  • Если желающий получить карточку намерен участвовать в соревновании в качестве персонала, но ранее, будучи спортсменом, он нарушил антидопинговые правила, и это было зафиксировано уполномоченными органами.

Исключения составляют случаи, когда единовременно выполняются 3 условия:

  • нарушение произошло единожды;
  • за нарушение не было дисквалификации (на 2 года или более);
  • после нарушения прошло 5 лет и первый день года обращения за карточкой.
  • Если желающий получить карточку участника намерен участвовать в соревновании в качестве персонала, но ранее нарушил антидопинговые правила, работая врачом во время фиксации нарушения.
  • Период действия карточки участника – ровно год.
  • Действие карточки участника распространяется на все страны, где национальные федерации входят в Международный союз велосипедистов.
  • У одного гонщика может быть карточка участника лишь одной федерации.
  • Все люди, принимающие участие в соревновании, обязаны приобрести карточку. Статус и должность участников должны быть внесены в нее. Если участник выполняет несколько обязанностей, то он должен приобрести несколько карточек. Выдачей карточек одному человеку с разными обязанностями занимается Федерация велосипедного спорта России.
  • За отсутствие карточки участника могут применяться штрафные санкции:
  • За попытку участия или фактическое участие в состязании без получения карточки применяются следующие штрафные санкции: выдача карточки участника только через год, недопуск к старту.
  • За попытку участия или фактическое участие в состязании без наличия карточки в момент ее проверки применяются санкции: дисквалификация, недопуск к старту. Однако если карточка участника была утеряна или забыта, но возможно установление личности с помощью других источников, то санкции не предусмотрены.

Существуют и исключения из правил:

  • Федерация велосипедного спорта России может дать разрешение на участие спортсмена без карточки участника на всероссийских соревнованиях, но только при наличии действительного страхового полиса.
  • Если участник был дисквалифицирован на территории федерации, в которой он состоит, и его карточка была отозвана, ему могут предоставить временный допуск к соревнованиям Международного союза велосипедистов. Временный допуск выдается по тем же правилам, что и карточка участника.

Таким образом, для того, чтобы участвовать в любых соревнованиях по велоспорту необходимо избегать нарушений и вовремя приобретать карточку участника.

Категории спортсменов

Спортсменов распределяют по возрастным категориям:

  • 10, 11-12, 13-14, 15-16 лет – девушки и юноши;
  • 17-18 лет, 19-22 года – юниорки и юниоры;
  • От 23 лет – женщины и мужчины.

При распределении участников на возрастные категории учитывается разница между датой рождения гонщика и годом проведения соревнования.

Дисциплины трека

Трековый велоспорт – одна из дисциплин велосипедного спорта, в которую входят множество состязаний (гонок):

  • Гит с ходу (от 200 до 1000 метров), а также гит сходу парами на 1000 метров.
  • Гит с места (от 200 до 1000 метров), гит с места парами на 1000 метров.
  • Гонка за лидером.
  • Гонка по очкам.
  • Многодневная гонка по очкам.
  • Гонка с выбыванием.
  • Индивидуальная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Командная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Парная гонка преследования (от 2 до 4 километров).
  • Спринт как индивидуальный, так и командный.
  • Кейрин.
  • Мэдисон (однодневная и многодневная гонка)
  • Омниум.
  • Скретч
  • Тандем.

Каждая дисциплина трекового велоспорта имеет свои особенности.

Спортивные судьи

Спортивный судья – это главное официальное лицо, которое назначается всероссийскими, региональными, местными федерациями. Он работает как индивидуально, так и в составе судейской коллегии, и регулирует соревнования согласно регламенту и правилам. Особое внимание уделяется соблюдению положений регламента относительно каждой конкретной гонки. Основная роль судей – фиксация нарушений и применение штрафных санкций.

Для каждого конкретного соревнования назначается коллегия судей. Судьи, состоящие в коллегии, должны согласовывать решения друг с другом. В трековом велоспорте коллегия судей имеет следующий состав:

  1. В главную судейскую коллегию входят:
  • Главный судья.

Является самым главным членом судейской коллегии, контролирует и регулирует соревнование согласно регламенту и правилам. Также главный судья имеет следующие обязанности:

  • проверка готовности места, где проводится соревнование;
  • проведение совещания с организаторами соревнования, а также с официальными представителями команд;
  • обсуждение и проведение инструкций с остальными судьями;
  • может отменять мероприятие, если складываются неблагоприятные условия;
  • имеет право вносить изменения в программу состязания;
  • имеет право отстранять судей из-за ошибок или в связи с неудовлетворительным исполнением ими обязанностей.
  • Главный секретарь.

Является главным организатором работы секретариата. Он обязан вовремя выпускать необходимые материалы для проведения соревнования (различные протоколы, расписания, графики и т. д.). После каждого соревнования главный секретарь должен выдать готовый финальный протокол с результатами. Также он может проводить комиссию по допуску к соревнованиям.

  • Заместитель главного судьи.

Исполняет обязанности главного судьи в его отсутствие. Также заместитель контролирует подготовку к соревнованию, отчитывается перед главным судьей, передает сведения о недочетах подготовки, наблюдает за соблюдением правил.

  • Заместитель главного секретаря.

Исполняет обязанности главного секретаря в его отсутствие. Также заместитель главного секретаря передает судьям необходимые материалы, предоставляет документацию о процессе соревнования, вывешивая ее на информационную доску. В обязанности заместителя входит взаимодействие с тренерами и СМИ.

  • Судья на финише.

Следит за приходом спортсменов к финишу, занимается составлением промежуточных классификаций. Для помощи судье на финише выделяются помощники, которыми он руководит. Также ему подчиняется судья на счетчике кругов. Судья на финише обязан вносить данные в протокол (занятые места, заработанные очки, количество кругов), а после окончания соревнования он должен подписать и передать собранную информацию.

  1. В судейскую коллегию входят:
  • Судья-арбитр.

Должен наблюдать за тем, соблюдается ли регламент, и как себя ведут спортсмены. Арбитр в праве применять штрафные санкции и участвовать в принятии любых решений.

  • Судья на старте (стартер).

Следит за тем, чтобы старт начался правильно и принимает решения в случае спора. Судья на старте должен давать старт спортсменам по порядку, который отражен в протоколе. Также в его обязанности входит проверка внешнего вида, стартовых номеров на соответствие правилам.

Имеет право остановить состязание, если возникла непредвиденная опасная ситуация. Стартеру тоже предоставляют помощников.

  • Судья-хронометрист.

Следит за точным временем пересечения участниками финишной черты, а затем передает эту информацию судье на финише. Хронометристу также выделяются помощники.

  • Судья-информатор.

Информирует участников соревнования обо всех важных нюансах: программе, условиях гонки, графике. В его обязанности входит передача объявлений или комментариев в процессе соревнования. Также он обязан объявлять гонщикам промежуточные результаты, вызывая их на старт. Однако итоговые результаты информатор по собственной инициативе объявлять не может. Он это делает только после разрешения главного судьи или судьи на финише.

  • Судья по контролю велосипедов.

Занимается проверкой велосипедов гонщиков до старта и после финиша согласно регламенту.

  • Судья-секретарь.

Работает совместно с главным секретарем и организатором соревнования. В обязанности судьи-секретаря входит: подготовка документов, медалей, кубков, призов, сувениров. Также он отвечает за время выхода спортсменов на пьедестал и за время их ухода с пьедестала.

  • Судья на счетчике кругов.

Следит за правильным количеством пройденных кругов. В случае необходимости судье на счетчике кругов предоставляются помощники.

  • Судья на вираже.

Сотрудничает с главным судьей и наблюдает за тем, чтобы участники соревнования соблюдали правила и регламент.

  • Судья-помощник.

В первую очередь, судьи-помощники выполняют поручения судей, за которыми они закреплены. Также помощники взаимодействуют с главным судьей и письменно докладывают ему обо всех инцидентах и нарушениях. Для официального подтверждения фактов нарушения или инцидента они обязаны фиксировать все подробности, точное место происшествия, его обстоятельства.

Каждый международный судья проходит практику и сдает экзамен согласно положениям регламента Международного союза велосипедистов, и только после этого ему присваивается квалификация. Такую же процедуру проходит спортивный судья всероссийской категории, но по согласованию с Федерацией велосипедного спорта России.

Судьи должны быть беспристрастны, независимы и нейтральны. В случае, если судья не может быть нейтральным, он обязан прекратить исполнение своих полномочий.

Допуск к соревнованиям

Дисквалифицированным владельцам карточки участника запрещено находиться в закрытых зонах, где проводится гонка, а также участвовать в ней. Любому официальному представителю гонки, допускающему к соревнованию дисквалифицированного участника, выносится дисциплинарное взыскание.

За аккредитацию и доступ к соревнованию представителей Федерации велосипедного спорта России и Международного союза велосипедистов отвечает организатор гонки.

Тотализатор

Лица, входящие в Федерацию велосипедного спорта России и Международный союз велосипедистов, не могут участвовать в организации тотализаторов в процессе проведения состязаний. За нарушение этого правила применяются штрафные санкции вплоть до дисквалификации (от восьми дней до года). В случае, если в организации тотализатора участвует организатор соревнования, то гонку могут исключить из календаря мероприятий на один год.

Спортивная форма

Для участия в велоспорте, в частности, на треке, гонщики обязаны носить спортивную форму. Это велосипедная майка, у которой обязательно должны быть рукава, и трусы до колен (велосипедные трусы). Вместо майки и трусов может использоваться специальный комбинезон.

Велосипедные майки должны соответствовать следующим правилам:

  1. Велосипедные майки не должны быть похожи на майки чемпионов мира или майки чемпионов России.
  2. Гонщики не могут использовать отличительные велосипедные майки, если это не предусмотрено регламентом.
  3. Все надписи и номера на майке должны быть видны.
  4. Во время дождя гонщики используют прозрачные ветровки, которые должны иметь такие же основные цвета, как у велосипедных маек команды. Также ветровка должна иметь надпись с названием команды.

В трековом велоспорте гонщики обязаны надевать жесткую защитную каску.

Правила, которые касаются ответственности спортсменов относительно каски, следующие:

  • Гонщик обязан использовать каску с утвержденной конструкцией, которая должна соответствовать официальным стандартам по безопасности.
  • Каску необходимо надевать на голову так, чтобы она плотно к ней прилегала. Также гонщик должен отрегулировать крепежные ремешки.
  • Спортсмен обязан следить за защитными характеристиками каски, чтобы они не ухудшились при падении.
  • Нельзя использовать поврежденную каску.
  • Нельзя использовать каску с измененной конструкцией.

Спортивная форма гонщиков не должна содержать элементы, которые могут снижать сопротивление воздуха. Сотрудники персонала не могут носить одежду, содержащую рекламу, если она не утверждена.

Безопасность во время гонки

Гонки на треке могут быть опасны, поэтому организаторы соревнований должны обеспечить безопасность для всех участников. Федерация велосипедного спорта России также может вносить собственные коррективы в обеспечение безопасности гонок.

В целях безопасности устанавливается предельно допустимое количество спортсменов, которые одновременно участвуют в состязании:

  • 20 гонщиков (или 15 команд в мэдисоне) на велотреке 200 метров;
  • 24 гонщика (или 18 команд в мэдисоне) на велотреке 250 метров;
  • 36 гонщиков (или 20 команд в мэдисоне) на велотреке 333,33 метров.

Однако стоит уточнить, что Федерация велосипедного спорта России не несет ответственности за требования дополнительных мер по безопасности, а также за возникновение несчастных случаев.

Соревнования на треке

Для подробного изучения правил соревнований на треке стоит изучить положения, которые касаются поведения гонщиков, присвоения номеров, полномочий судейской коллегии, причин предупреждений и дисквалификаций и т. д.

Поведение гонщиков

Поведение гонщиков на соревнованиях также регулируется правилами:

  • Спортсменам нельзя какими-либо действиями нарушать процесс гонки или влиять на ее результаты.
  • Во избежание дисквалификации участники соревнования должны участвовать в следующих турах или в заездах «надежды», если они туда прошли. Исключения составляют чрезвычайные ситуации.
  • Гонщикам нельзя брать с собой предметы, которые могут выпасть во время гонки.
  • Спортсменам запрещено использовать средства связи или музыкальную технику.
  • Если гонщик использует электронные устройства с монитором, то они должны быть скрыты. Спортсмен не должен в них заглядывать.
  • Гонщик не имеет права ни при каких обстоятельствах самостоятельно прерывать состязание.
  • В случае непредвиденных ситуаций (падения, поломки велосипеда) гонщик может обратиться за помощью, а затем продолжить гонку с того места, где случился инцидент.
  • Спортсмен не имеет права специально совершать езду за пределами трека.

Таким образом, правила поведения для спортсменов делают соревнование прозрачным, честным и безопасным.

Номера гонщиков

У спортсменов должно быть два номера, но в некоторых видах гонок допускается использование одного номера: гит (500 метров и 1 километр) на время, индивидуальная и командная гонки преследования, командная гонка на время и командный спринт.

Судейская коллегия

Важную функцию на трековых гонках выполняет судья-арбитр. Он обязательно должен присутствовать на некоторых гонках (спринт, мэдисон, скретч, кейрин, гонки с выбыванием, гонки по очкам). Арбитра назначает главный судья.

  • Контроль поведения спортсменов в процессе гонок.
  • Наложение штрафных санкций.

Он находится всегда за пределами трека, в спокойной зоне с хорошим обзором. Также арбитр должен беспрепятственно взаимодействовать с главным судьей, для этого он обязан использовать средства связи.

Если судья-арбитр участвует в проведении чемпионата или Кубка России, то ему должны предоставить возможность просмотра видеозаписей соревнования. Доступ к видеосистеме на финише также должен быть у главного судьи, чтобы одновременно с арбитром просматривать видеозаписи. Обслуживанием видеосистемы занимается технический специалист.

Предупреждения и дисквалификация

Предупреждения и дисквалификация выносятся за разные нарушения правил. За следующие нарушения выносятся предупреждения:

  • Предупреждение выносится для нарушений без штрафных санкций или за неспортивное поведение. Для этого используется желтый флаг, который предъявляется нарушителю.
  • Гонщик может получить понижение в гонке и следом предупреждение.

Иногда участника, нарушившего правила, дисквалифицируют. В таком случае ему предъявляется красный флаг. Отстранение от гонки происходит, если:

  • спортсмен получил 2 предупреждения или 3 понижения;
  • спортсменом было произведено изменение конструкции велосипеда или собственного положения на нем.

Таким образом, предупреждение или отстранение от гонки происходит в зависимости от тяжести проступка нарушителя.

Хронометраж

Если гонка идет на время, то результаты гонщиков фиксируются крайне точно, вплоть до тысячной секунды.

Старт

Старт дает судья-стартер: он находится в центре трека и стреляет из стартового пистолета. Иногда старт дается посредством специального механизма. В таком случае это происходит иначе: хронометр включается одновременно с электронной системой, которая отвечает за опускание тормозов велосипеда.

До начала старта велосипед должен быть зафиксирован в стартовом механизме, а за обратный отсчет до старта (50 секунд) отвечает электронное табло.

Остановка

Остановка гонки происходит в случае фальстарта. Остановить гонку может только стартер. Он сигнализирует об остановке гонки с помощью стартового пистолета, стреляя из него 2 раза подряд. Исключением служат гонки на время, в которых дистанция составляет 500 метров и 1 километр.

Признаваемые инциденты

Инциденты в процессе гонки делятся на признаваемые и не признаваемые. К признаваемым относятся падения, проколы и неисправности важных частей в велосипеде. Остальные инциденты относятся к не признаваемым.

Посев

Посев – это ранжирование спортсменов, участвующих в соревновании, на основе их предыдущих результатов. Для посева в трековом велоспорте используется действующая на данный момент индивидуальная трековая классификация Международного союза велосипедистов и Федерации велосипедного спорта России. Те спортсмены или команды спортсменов, которые не имеют рейтинга, должны быть посеяны произвольно. Решение о посеве в данном случае принимает коллегия судей. А для чемпионата и кубка России участники должны быть посеяны только Федерацией велосипедного спорта России.

Федерации

Спортивные федерации – это официальные общественные объединения, участвующие в организации и контроле соревнований. Существуют международные федерации, национальные (на территориях своих стран), региональные (внутри одной страны).

Главная национальная (общероссийская) федерация в России – это Федерация велосипедного спорта России (сокращенно – ФВСР). Она была создана в России в 1990 году. Сегодня под ее контролем находятся 61 региональная федерация. ФВСР была признана на международном уровне и стала единственной общероссийской организацией в велоспорте, которая имеет право управлять развитием данного спорта по всей стране, проводить национальные и международные соревнования на территории России и представлять велоспорт на международной арене.

Федерация велосипедного спорта России имеет строгую иерархию. Главой является президент. Также в ФВСР входят генеральный директор, президиум, главный тренерский совет, тренерский совет, коллегии комиссаров, экспертный совет, совет по вопросам ветеранов, совет спортсменов. Сама организация находится в Москве.

Что касается международной ассоциации, то к ней можно отнести Международный союз велосипедистов. Это главный руководящий орган, контролирующий весь велоспорт. В нее включены конфедерации, которые находятся на разных континентах (Азия, Европа, Океания, Африка). Представительство Международного союза велосипедистов находится в Швейцарии.

История появления и развития велосипедного спорта

Самый первый велосипед появился вследствие экспериментов немецкого ученого – Карла фон Дреза. Изначально в 1817 году он изобрел первый в мире самокат, который внешне был похож на велосипед без педалей. Это был транспорт, состоящий из металлической рамы, двух колес и сиденья. Любой желающий прокатиться на технике должен был передвигать ноги по земле для того, чтобы привести механизм в движение. Лишь спустя время в устройство были добавлены педали для более легкой езды.

Шли годы, дороги становились все более цивилизованными за счет появления бетонных смесей. Наряду с этим видоизменялась конструкция велосипеда, и само устройство становилось все более комфортным и функциональным. Так, в 1885 году изобретателям удалось добиться желаемого – велосипед начал выглядеть, как современный, и передвижение на нем стало удобным. Именно в это время и начал развиваться велосипедный спорт.

Франция – страна, в которой прошли первые соревнования между велосипедистами-любителями. Затем состязания становились все более профессиональными, а начиная с 1893 года началось проведение международных турниров. Через 7 лет, в 1900 году, велосипедисты из разных стран решили объединиться и создали Международный союз.

Россия также участвовала в развитии велоспорта. Так, в 1884 году образовалось Московское сообщество велосипедистов, которое активно продвигало спортивную езду на велосипеде. Это было нелегко, ведь в России не было собственных фабрик по производству данного устройства. Таким образом, транспортную технику можно было привезти только из-за рубежа, что могли себе позволить лишь богатые люди.

Позднее, в 1895 году появились первые московские и рижские заводы, изготавливающие велосипеды. Именно тогда началось активное развитие российского велоспорта, т. к. велосипеды получили возможность купить и менее обеспеченные жители. В то же время в Москве появился первый циклодром для велосипедных гонок. Затем эти сооружения возникли и в других городах (Одесса, Санкт-Петербург, Симферополь и т. д.).

В течение года после открытия заводов и фабрик по изготовлению велосипедов появлялись многочисленные спортивные клубы. В то время газеты активно писали о велосипедном спорте, а в 1896 году его включили в программу Олимпиады. Сначала в состязаниях принимали участие мужчины, и лишь намного позже (в 1988 году) в них разрешили участвовать женщинам.

Книги о велоспорте

Для более глубокого погружения в тему велоспорта, рекомендуется прочитать следующие книги:

  1. Голубев Анатолий, «Никто не любит Крокодила».

Главный герой – велосипедный гонщик Роже Дюваллон, у которого есть необычное прозвище – «Крокодил». В книге легко и доступно описывается велосипедный спорт изнутри.

  1. Анкетиль Жак, «Велосипедный спорт».

Сам автор является велогонщиком, признанным на мировом уровне. В своей книге он описывает схемы тренировок и виды нагрузок для велогонщиков, а также правила питания.

  1. Полищук Дмитрий, «Велосипедный спорт».

Автор подробно описывает современные техники велосипедного спорта, а также систему тренировок для профессиональных велоспортсменов.

Подводя итог повествованию нужно отметить, что трековый велоспорт – это один из самых зрелищных видов спорта. Вместе с тем для гонщиков состязания – это настоящие испытания на силу и выносливость. В целом, трековый велосипедный спорт проводится как на местном, так и международном уровне, что доказывает его серьезность и ценность.

Трековый велоспорт: путеводитель по велотреку

Велоспорт включает множество видов, в числе которых вы найдете и трековый велоспорт. Велотрек занимает огромную нишу велосипедного спорта, содержит в себе большое количество олимпийских дисциплин и является наиболее интересным и тактичным из всех видов велосипедного спорта. В этой статье мы расскажем о популярных дисциплинах трекового велоспорта.

Все трековые дисциплины, как уже понятно из названия, подразумевают велотрек. Велотреки бывают крытые (с деревянным полотном) и открытые (бетонные). Длина полотна велотрека варьируется от 200 (и менее) метров до 333 метров (Велотрек Крылатское в Москве). Казалось бы, как именно можно соревноваться при езде по такому короткому кругу? На самом деле, существует ряд очень интересных и требующих превосходной физической формы дисциплин, которые существуют вместе с велосипедным треком.

Кейрин

Кейрин бывает как среди мужчин, так и среди женщин. Восемь гонщиков принимают участие в кейрине. Расстояние дистанции приблизительно 2000 метров (в зависимости от длины полотна велотрека). Первые несколько кругов (приблизительно 1400 метров) гонщики располагаются за Дерни (разгоняющий, на специальном мото- или электро-цикле). Дернист разгоняет велосипедистов до скорости приблизительно 35-42 км/ч. Гонщики держатся позади Дерни, выбирая наиболее удобную для себя позицию. За два с половиной круга до финиша (т.е. за 400-600 метров), дернист сходит с трассы, после чего гонщики вступают в борьбу. Сила, храбрость и выносливость – вот необходимые качества для достижения успеха в кейрине.

Предварительные заезды и полуфиналы в кейрине проводятся в зависимости от количества участников, что позволяет определенному гонщиков квалифицироваться в следующий заезд. После предварительных раундов, те, кто не сумели квалифицировать, получают шанс участвовать в заездах надежды.

Кейрин был придуман японцами как азартная игра в 1948 году, а впервые появился на чемпионатах мира в 1978 (Мюнхен) и 1979 (Амстердам), после чего (с 1980-го) UCI (международный союз велосипедистов) принял решение и включении Кейрина в программу мировых первенств среди мужчин. С 2000 года Кейрин также был включен в мужскую программу Олимпийских игр (с 2002 года и для женщин).

Скретч

Скретч бывает среди мужчин и среди женщин. Все участники Скретча принимают старт в одно и то же время. Гонщики проходят одну и ту же дистанцию (до 15км у мужчин и 10км у женщин). Победителем становится тот спортсмен, который первым пересекает финишную черту в конце гонки. Хотя наиболее важным качеством спортсмена в Скретче является скорость, достижение успеха невозможно без тактического мышления .

Группы гонщиков часто уходят в отрыв в начале дистанции, чтобы затем, работая в группе, увеличить свое преимущество. На небольшом треке, лидеры, обогнав основную группу гонщиков на круг и присоединившись к ним, могут продолжать гонку до победы.

Медали в скрэтче на чемпионатах мира разыгрываются с 2002 года.

Гонка по очкам

Проводится как среди мужчин, так и среди женщин. В этой гонке очки присуждаются гонщикам, занявшим первые места в спринтах, проводимых в определенных интервалах в течение гонки (каждые два километра). Победителем гонки по очкам не обязательно становится гонщик, первым пересекший финишную черту, а чаще всего тот, кто накопил большее кол-во очков в течение гонки. Выигравший спринт гонщик получает 5 очков, за 2-е место гонщик награждается 3-мя очками, за третье – 2-мя и за четвертое — одним. Двойные очки предоставляются при пересечении линии в середине гонки и на заключительном кругу. Если гонщик или гонщики сумели обогнать остальную группу на круг, они получают 20 очков за каждый круг. Те же гонщики, которые проиграли лидерам круг, лишаются 20 очков. В случае если два или больше гонщиков заканчивают гонку с равным количеством очков, то победителем становится тот из них, кто выиграл большее число спринтов. Если и эти показатели оказываются равными, то победитель определяется согласно месту, занятому на заключительном спринте.

Расстояние, которое необходимо проехать мужчинам в гонке по очкам – 40 километров, у женщин эта дистанция меньше – 24 километра. Храбрость, выносливость, концентрация внимания, реакция, способность быстро принимать решения – вот качества, которыми должен обладать гонщик для достижения победы.

На международном уровне, гонка по очкам – одна из наиболее молодых видов гонок на треке. Она не являлась Олимпийской дисциплиной до 1984 (у женщин 1996). На Чемпионатах Мира гонка была впервые введена в 1977 (у женщин в 1988), у юниоров в 1975 (у девушек в 1989).

Индивидуальная гонка преследования

Индивидуальное преследование – это гонка на время (4км у мужчин и 3км у женщин). Благодаря относительно длинной дистанции, этот вид трековых гонок рассматривается как соревнования на выносливость. Индивидуальное преследование на международном уровне проводится как турнир на выбывание. Два гонщика стартуют на противоположных концах трека. Цель гонки состоит в том, чтобы показать самое быстрое время на определенной дистанции. Гонщик должен обогнать соперника на круг.

На чемпионате мира восемь самых быстрых в квалификационном раунде гонщика достигают полуфиналов. Четыре самых быстрых в полуфиналах достигают финалов, и «самый быстрый проигравший» выигрывает бронзовую медаль. Тем, кто не в состоянии войти в четверку лучших, присуждаются пятое, шестое место и т.д., в соответствии с их временем. Выносливость и тактика играют главную роль в гонке индивидуального преследования.

После слияния профессионалов и любителей в этой категории, расстояния индивидуального преследования составляют 4000 метров для мужчин, 3000 метров для мужчин-юниоров и женщин, 2000 метров для юниорок и для юношей и девушек. Гонки преследования были Олимпийским видом спорта с 1964 года (у женщин с 1992) и были включены в Чемпионаты Мира в 1946 году (у женщин – в 1958) и для юниоров с 1975 года (у юниорок с 1987 года).

Гонка на время

Гонка на время для мужчин 1 км и для женщин 500 метров – единственная дисциплина среди гонок на треке, которая проводится без квалификации и без предварительного или промежуточного круга. До 1993 года старт давался только для одного гонщика, с 1994 по 1997 два спортсмена соревновались друг против друга на полотне одновременно. С 1998 года правила снова поменялись, вернувшись к своему первоначальному виду, то есть в гонке стартует один гонщик. До сих пор 1000-метровая мужская гонка на время традиционно была первой гонкой в международных чемпионатах.

В национальных соревнованиях, участник гонок на короткое расстояние может участвовать в спринте и в гонке на время. Однако в международных соревнованиях гонка на время была включена в программу в семидесятые годы.

Участник гонки на время экономно расходует свою силу. Мощным стартом гонщик должен быстро набрать максимальную скорость. Лучший результат для километра — приблизительно одна минута. Скоростная выносливость и высокая частота педалирования имеют решающее значение для конечного результата. Тактика имеет второстепенное значение.

Километровая гонка на время классифицировалась как Олимпийский вид спорта с 1928 года и как вид спорта Чемпионата Мира с 1966 года. Километр появился в юниорских финалах с 1977 года. Женщины впервые стали участвовать в 500-метровой гонке на время в Чемпионате Мира 1995 года.

 Аксессуары Topeak в Интернет-магазине SCOTT RUSSIA
Topeak — лидер в области аксессуаров для велосипедов. Более 400 моделей аксессуаров в наличии в Интернет-магазине SCOTT RUSSIA. Подробнее.

Спринт

Спринт среди мужчин или женщин – классический вид гонок на треке на короткую дистанцию, в котором два и более гонщиков соревнуются на дистанции в три круга. В спринте учитывается время заключительных 200 метров.

Особые требования в спринте – сила и скорость. Ключ успеха – тактика. Гонщики пробуют превзойти друг друга в своего рода игре кошки-мышки. Внезапные изменения скорости, попытки бездействия и маневра – типичные способы обмануть противника.

Спринт проводится согласно правилам турнира с гонщиками, отобранными по квалификации в 200-метровой гонке на время. Самый быстрый гонщик в квалификации участвует в гонках против самого медленного, второй против второго с конца, и так далее. В первых раундах, занимающие последние места гонщики, имеют дополнительный шанс. После четверть финалов есть две гонки, чтобы определить победителя. Проигравший выбывает. Если победитель не установлен после двух гонок, есть третья, решающая гонка.

Спринт – самая старая дисциплина чемпионатов (первые Чемпионаты Мира имели место в Кельне в 1895 году), все еще практикующаяся и фигурирующая во всех международных чемпионатах для всех категорий. Мужской спринт впервые появился в программе Чемпионата Мира в 1893 году (у профессионалов в 1895, у женщин в 1958) и в программе Олимпийских игр в 1896 году (у женщин в 1988). Юниоры участвуют в международных чемпионатах чемпионатах с 1975 года, юниорки – с 1987.

Мэдисон

Мужской вид мэдисон, или «американка», изначально разыгрывался на шестидневных гонках, которые начали проводиться в 1899 году в Мэдисон Сквейр Гарден в Нью-Йорке. Предшественником мэдисона было катание на роликовых коньках. В конце 1990-х годов подобные соревнования стали проводиться как эстафета.

В течение многих лет команды, состоящие из двух гонщиков, фигурировали только в шестидневных гонках и, позже, как высшая точка многих гонок на треке. В 1995 году эта дисциплина была включена в программу чемпионатов мира для мужчин. Мэдисон впервые стал Олимпийским в 2000 году в Сиднее.

Гонка охватывает расстояние 50 километров. Два гонщика в команде могут только тогда сменять друг друга, когда они проезжают друг мимо друга. Смена обычно производится посредством «ручной плети» (принимающий смену ровняется со сдающим, тот подталкивает дружеским рукопожатием принимающего, смена произведена).

Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как его товарищ по команде медленно едет по верхам трекового полотна, пока не настало его время, чтобы участвовать в гонке (обычно полтора круга). Цель – проехать как можно больше кругов. В указанных интервалах команды выигрывают очки за премии (5, 3, 2, 1 очка). Как правило, «количество кругов более важно, чем выигрыш очков».

Мэдисон требует специальной технической подготовки спортсмена. Во время смены с помощью «ручной плети» нередки травматичные падения. Смена происходит на скоростях около 40 км/ч.

Командный спринт

Командный спринт (ранее – Олимпиский Спринт) среди мужчин – одна из самых молодых дисциплин Чемпионатов по трековому велоспорту. Награды победителям этого вида гонок на короткую дистанцию были впервые присуждены на Чемпионате мира в 1995 году.

Команда по Олимпийскому спринту состоит из трех гонщиков. Две команды соревнуются друг против друга. Задача стартующего гонщика состоит в том, чтобы принести команде как можно более высокую скорость. После одного круга и еще максимум 30 метров ведущий гонщик выбывает и покидает трек. Второй гонщик также проезжает только один круг, и уступает третьему последний круг. Время измеряется, когда третий гонщик пересекает финишную черту.

Лидирующий гонщик не должен качаться (должен идти строго по траектории), пока круг не завершен и не должен оставаться впереди больше, чем один круг плюс 30 метров. Несоблюдение этих правил закачивается дисквалификацией команды.

Командный Спринт проводится согласно правилам турнира. В квалификационных заездах восемь самых быстрых команд квалифицируются на второй круг; в этом круге первый конкурирует восьмого, второй седьмого и так далее. Четыре победившие команды соревнуются между собой в финале. Две финальные команды с лучшими результатами во втором круге соревнуются за первое и второе места, а две другие команды – за третье и четвертое места.

Командная гонка преследования

4-километровая командная гонка преследования среди мужчин – самая сложная дисциплина в велосипедном спорте на треке. Четыре выносливых спортсмена составляют хорошо согласованную команду. В этой дисциплине также хорошо проверяется опыт тренера, его способность подобрать наиболее гармоничный квартет. Члены команды из четырех мужчин должны не только выступить хорошо как индивидуальные гонщики преследования, но должны также продемонстрировать высокие технические навыки.

Две команды стартуют с середины противоположных сторон велотрека. Время отсчитывается, когда третий гонщик пересечет линию. Три гонщика должны финишировать. Может случиться, что один гонщик выбывает перед завершением дистанции, и квартет распадается.

Как и индивидуальное преследование, командное преследование проводится согласно правилам турнира. Четыре самых быстрых квартета входят в полуфиналы, в которых первый выступает против четвертого, и второй против третьего. Победивший из тех двух квартетов полуфиналов, которые не вошли в финал, получает третье место. Места с 5 по 8 присуждаются командам в соответствии с временем, которое они показали.

В международных соревнованиях, мужчины и юниоры преодолевают традиционное расстояние из четырех километров. Командное преследование входит в программу Олимпийских игр с 1908 года и в программу Чемпионатов Мира с 1962 года (у юниоров – с 1975).

Омниум

Омниум — одна из самых интересных дисциплин, особенно, среди мастеров и любителей велоспорта. Соревнования в омниуме включают шесть дисциплин, которые проводятся в следующем порядке:

1) Круг с хода (индивидуальная гонка на время)
2) Гонка по очкам
3) Гонка с выбыванием
4) Индивидуальная гонка преследования
5) Скретч
6) Гит с места (индивидуальная гонка на время)

Чуть выше мы описали в подробностях гонку по очкам, индивидуальную гонку на время, индивидуальную гонку преследования и скретч.

Круг с хода

Это та же индивидуальная гонка на время, только включающая в себя старт с хода от линии финиша. Обычно, дистанция на которой берется результат 250 или 200 метров (для соответствующих велотреков), разгон составляет 3,5 круга.

Гонка с выбыванием

Представляет из себя индивидуальную гонку, в которой последний спортсмен, пересекающий линию каждого промежуточного финиша, выбывает из гонки. Обычно, промежуточный финиш разыгрывается каждый второй круг. Гонка с выбыванием требует особый опыт и тактику у спортсмена. Во время гонки важно просто быть не последним и совершенно не важно быть первым (кроме последнего круга, когда осталось только 2 гонщика).

Гит с места

По сути та же индивидуальная гонка на время, ограниченная по дистанции.

Победителем омниума становится спортсмен с наименьшей суммой занятых мест.

Омниум — молодая олимпийская дисциплина. Впервые омниум был включён в программу Олимпийских игр в Лондоне 2012 года.

Теперь вы знаете основные дисциплины трекового велоспорта. Вступайте в наши группы в социальных сетях facebook и Вконтакте и мы расскажем о трековых велосипедах и эффективных тренировках на велотреке.

Велотрековые гонки

Велотрековые гонки – вид велосипедного спорта, в котором велосипедисты соревнуются в преодолении дистанции на скорость на велотреках или велодромах. Велотрек занимает большую часть велосипедного спорта и содержит в себе большое количество олимпийских дисциплин.

Велоспорт на международном уровне регулируется Международным союзом велосипедистов (UCI – Union Cycliste Internationale), Европейским Союзом Велосипедистов (UEC – L'Union Européenne de Cyclisme), а в России – Федерация велосипедного спорта России (ФВСР).

велотрековые гонки

Правила велотрековых гонок

Гонка начинается выстрелом из стартового пистолета, по свистку судьи, по колоколу или при помощи различных электронных звуковых устройств.

Финиш участника засчитывается, когда трубка переднего колеса его велосипеда соприкасается с вертикальной плоскостью, мысленно проведенной через передний край линии финиша. Линия финиша имеет ширину 4 см и наносится на белую полосу шириной 72 см. Гонщик имеет право пересечь линию финиша пешком, но с велосипедом.

Время прохождения трассы спортсменами фиксируется с помощью электронного хронометражного устройства.

Дисциплины велотрековых гонок

Австралийская гонка преследования

Участники гонки стартуют одновременно с разных мест дорожки трека. Спортсмены, которых догоняют, выбывают из гонки. Побеждает спортсмен, оставшийся на треке последним.

Индивидуальная дисциплина, суть которой заключается в наиболее быстром преодолении трассы. Гит бывает с места и с хода.

Гонка по очкам

Индивидуальная дисциплина, суть которой заключается в наборе максимального количества очков. Длина гонки составляет 40 км у мужчин и 25 км у женщин. Через каждые 10 кругов первые 4 велосипедиста получают зачетные очки: 5 очков за 1 место, 3 — за второе, 2 — за третье, 1 — за четвертое.

Гонка с неизвестным финишем

В этой дисциплине спортсмены не знают длину дистанции, начало последнего круга объявляется во время заезда.

Гонка преследования

Участники заезда стартуют с противоположных сторон трека. Суть гонки заключается в том, чтобы показать лучшее время, или в том, чтобы догнать соперника.

Кейрин

Прежде чем приступить к финальному спринту, гонщикам необходимо проехать несколько кругов с установленной скоростью. Протяженность гонки обычно составляет около двух километров.

Мэдисон

В этой дисциплине заезды проводятся между командами из двух (иногда трех) человек на дистанции до 50 км. Спортсмены одной команды, поочередно сменяют друг друга (касанием) и должны пройти наибольшее количество кругов или набрать наибольшее количество очков на промежуточных финишах. Пока один спортсмен в гонке, второй медленно едет по внешнему кругу.

Омниум

Дисциплина, которая включает в себя шесть других: круг с хода (на время), гонка по очкам, гонка с выбыванием, индивидуальная гонка преследования, скретч, гит с места. Победителем становится гонщик с наименьшей суммой занятых мест.

Скрэтч

Индивидуальная дисциплина, которая представляет собой гонку с массового старта на 15 км у мужчин и 10 км у женщин. Победителем становится участник, пришедший к финишу первым или обогнавший всех остальных на круг. Участники, отставшие на круг, снимаются с соревнования.

Спринт

Дисциплина, которая представляет собой гонку на велотреке на два-три круга. Суть гонки заключается в том, чтобы первым пересечь финишную черту.

Инвентарь и экипировка

Конструкция велосипедов должна соответствовать духу и целям велоспорта как спортивной дисциплины. Велосипед должен иметь колеса одинакового диаметра (от 55 см до 70 см) и соответствовать типам, имеющимся в широкой продаже и пригодным для использования всеми лицами, занимающимися велоспортом.

велотрековый велосипед

Рама велосипеда должна иметь традиционную форму, а именно треугольную замкнутую конструкцию. Рама должна быть изготовлена из прямых трубчатых элементов, которые могут иметь различное сечение (круглое, овальное, прямоугольное и т.д.).

Масса велосипеда должна быть не менее 6,8 кг.

Любые приспособления, прикрепляемые или встраиваемые в конструкцию велосипеда с целью уменьшения сопротивления ветра или способствующие продвижению вперед, например защитный экран, фюзеляж, установка деталей, улучшающих обтекаемость и т.д., запрещены.

Спортивная форма гонщика

Основой формы гонщика является велосипедная майка с рукавами и трусы, или комбинезон. Все надписи на майке и номер должны четко проглядываться.

Велосипедная каска должна быть утверждена и соответствовать требованиям официальных стандартов по безопасности.

Запрещено использовать элементы одежды, которые снижают сопротивления воздуха. Кроме того, запрещено использовать дополнительные или встроенные электронные системы, которые не утверждены как технические новшества.

Судейство

Для регулирования соревнований по велоспорту UCI или национальная федерация назначает комиссара, который индивидуально или в составе судейской коллегии (коллегии комиссаров) следит за соблюдением правил. Комиссары обязаны регистрировать любые нарушения регламента и штрафовать за них. Количество комиссаров определяется в зависимости от дисциплины велотрековых гонок. Помимо прочих в состав комиссии могут входить комиссары-хронометристы, комиссары-секретари, а также судья на финише, который, по желанию, может иметь помощника.

Майка лидера

Спортсмен, лидирующий в общем зачёте соревнования по велогонкам, награждается отличительной майкой. Велосипедные майки участников должны существенно отличаться от маек чемпионов мира, кубка UCI, лидеров классификаций, а также маек национальных чемпионов для того, чтобы избежать путаницы.

желтая майка лидера

Если гонщик является обладателем нескольких маек, приоритет их ношения определяется следующим образом:

Источники:

http://velosreda.ru/vidy-velosporta
http://alvin-almazov.ru/rules/trekovyj-velosport-vidy-pravila-gonok-discipliny-ekipirovka-trebovaniya-k-velosipedam/
https://bike4u.ru/articles/trekoviy-velosport-putevoditel-po-velotreku/
http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/velotrekovye-gonki/