Городской велопрокат: какую технологию выбрать вашему городу?
Представьте что в любом городе вы можете за секунды взять напрокат велосипед, который всегда найдется в 50 метрах от вас, совершить поездку и оставить его в любом месте, где не запрещена парковка. А что, если это будет электровелосипед? Эту задачу решает сравнительно молодой вид городского транспорта — велопрокат (вело-шеринг / байк-шеринг). Далее расскажу про то,
- какие существующие технологии организации велопроката?
- как сделать сделать прокат качественным и удобным для пользователя?
- почему прокат может быть успешен и востребован даже в городах без велодорожек?
Когда вы слышите о городском велопрокате, скорее всего представляете что-то такое:
Это правда, но не вся. Прокаты с автоматическими парковочными станциями — по-прежнему самая популярная технология в Европе или США, но она и наиболее затратная — на запуск потребуется 150–500 млн. руб. (в зависимости от технологии и оборудования) на каждую 1000 велосипедов. А значит такие прокаты зависят от субсидий или спонсоров и доступны только некоторым городам. Появляются новые технологии, которые позволят обеспечить аналогичное или большее качество сервиса при меньших затратах.
Новые технологии городских велопрокатов
1. Велопрокат без станций с “умными” велосипедами
- Затраты на запуск: от 30 млн. руб. / 1000 велосипедов
- Компании: Mobike (Китай), Ofo (Китай) и др.
- Первый успешный запуск проката: 2016 г.
- Mobike в 200+ городах мира, наиболее крупные города за пределами Китая на начало 2018 г. — Сингапур, Милан, Париж. Ofo и множество других игроков пытаются копировать бизнес-модель Mobike
В сентябре 2016, в Пекине с 2 000 велосипедов открылась схема проката Mobike, которая не предполагает использования велопарковок или станций. Замок блокирует колесо, снабженный GPS-трекером велосипед можно оставить где-угодно на улице. Чтобы разблокировать велосипед потребуется приложение. Для завершения поездки телефон уже не нужен — достаточно нажать кнопку на замке:
Благодаря тому, что пользоваться таким прокатом удобнее, чем прокатами со станциями, а затраты на организацию системы ниже — это первая масштабная автоматическая система городского велопроката, которая может работать без спонсоров и субсидий, только за счет платежей пользователей. Mobike может стать первой велопрокатной компанией, которая будет развиваться не зависимо от привлечения спонсоров и продаж городским властям.
Более подробный обзор — тут. Некоторые факты в нем уже устарели в связи с быстрым развитием отрасли.
2. Велосипед со встроенным замком, подходящим для любой велопарковки
- Затраты на запуск: от 50 млн. руб. / 1000 велосипедов
- Компании: Social Bicycles / JUMP
- Первый успешный запуск проката: 2009 г.
- Несколько городов США
Велосипед со встроенным электронным замком. Замок либо пристегивается к обычной велопарковке, либо просто блокирует заднее колесо.
Эта система была создана в 2009 г. Social Bicycles и уже работает в десятках городов США. Отсутствие станций позволяет снизить стоимость и значительно повысить удобство системы для пользователей — потенциальный охват и плотность точек проката в разы выше, потому что поставить велопарковку проще и дешевле, чем установить автоматическую станцию.
Следующие 2 варианта подойдут тем городам, в которых по каким-либо причинам пока что нет возможности запустить один из 3-х описанных выше вариантов велопроката:
3. Умные замки
Над такими технологиями до недавнего времени работали несколько компаний (AirDonkey, Bitlock, Noke, Dropbyke и др.). Суть технологии проста: электронный замок (с Bluetooth /со сменным кодовым замком, возможно ис другими функциями) + приложение для пользователя + велосипед.
Есть пример реализации велопроката с Noke lock в городе Каунас. Местный оператор каршеринга купил Bluetooth замки Noke Padlock и добавил к ним обычную каленую цепь, получил доступ к API замка и разработал приложение для пользователей, и расставил обычные велосипеды пристегнутые этим замком по городу. Не самое удобное решение для пользователя, зато быстро, дешево и практично. Идеально в качестве первого шага для небольшого города.
4. Велосипеды у общественных мест
- Затраты на запуск: 2–3 млн. руб. / 100 велосипедов
- Ключевые компании: Кафебайк (Россия)
- Первый успешный запуск проката: 2016 г.
- В России: Кафебайк Петербург, Кафебайк Калининград
Cafebike.org — это полуавтоматическая технология: пользователь начинает поездку в приложении, на сайте или по СМС, и получает ключ от велозамка у сотрудника общественного места, рядом с которым пристегнуты велосипеды. Технология подходит в первую очередь для городов, в которых нет возможность привлечь достаточно финансов, чтобы создать качественную масштабную автоматическую сеть велопроката.
Используются велосипедные замки повышенной надежности и обычные велопарковки, что позволяет избежать затрат на специальное оборудование. С другой стороны, не все места работают круглосуточно, и иногда в кафе может быть очередь. Модель была протестирована с 90 велосипедами в Санкт-Петербурге и с 35 в Калининграде в 2016 г. — уже при таком небольшом числе велосипедов выручка за период с апреля по ноябрь достигала 7 000 руб. на 1 велосипед.
Это хороший вариант для тех, кто хотел бы без рисков протестировать идею городской сети велопроката в своем городе. В случае успеха, можно будет перейти на систему с электронными замками, используя те же велосипеды, парковки и наработанную базу пользователей.
Подробнее о технологии — тут.
Критерии качества городской сети велопроката
Чтобы сеть проката была популярной, она должна соответствовать определенным критериям качества:
- Достаточная площадь охвата сети проката. На территории работы проката должно начинаться и заканчиваться достаточно много ежедневных поездок жителей, чтобы обеспечить загрузку велосипедам. Территория охвата для запуска проекта может составлять от 10–20 квадратных километров центральной части города.
- Достаточная плотность расположения велосипедов. Чтобы пользователи всегда могли дойти пешком за 2–5 минут до ближайшего велосипеда и найти свободную парковку (для систем с парковочными станциями) рядом с местом назначения, количество велосипедов / парковочных мест должно быть достаточным в зоне обслуживания. Посмотрите, например, сколько велосипедов CitiBike в Нью-Йорке или Mobike в Сингапуре приходится на 1 км уличной сети или на 1 кв. км зоны работы велопроката. Вряд ли имеет смысл запускать велопрокат менее чем с 500 — 5 000 велосипедов (в зависимости от размеров города и зоны запуска).
- Простота в использовании. Начало и завершение поездки должны быть максимально простыми и занимать несколько мгновений: через приложение, мобильный сайт, по СМС, звонку или с использованием транспортной карты. Простая регистрация. Интеграция с навигацией, предлагающей оптимальный для велосипеда маршрут, может быть полезной, так как те, кто не часто пользуются велосипедами привыкли планировать маршруты в городе по основным улицам, используемым транспортом и могут упускать из виду менее загруженные и более удобные для велосипеда объезды.
- Безопасные и комфортные велосипеды, подходящие для большинства людей. Как правило, велосипеды с прямой посадкой, низкой рамой и регулируемой высотой сидения, оборудованные местом для багажа, передним и задним фонариком работающим от встроенной динамо-машины, закрытой втулкой с 2–5 скоростями, широким задним крылом для защиты от попадания длинной одежды в колесо.
- Поддерживается оптимальный уровень сервиса: уровень технического состояния велосипедов, сбалансированность распределения велосипедов по городу. Поддержание высокого уровня сервиса требует больших затрат на обслуживание и балансировку велосипедов, но без этого невозможно сделать систему велопроката популярным транспортом.
- Стоимость поездок ниже, чем на других видах транспорта: чтобы заметная часть жителей предпочла велосипед другим видам транспорта, проездной на месяц или год должен стоить ощутимо дешевле проездных на другие виды транспорта.
С чего начать: сеть велопроката или сеть велосипедных полос?
Отсутствие велосипедных полос — ключевой, но не единственный фактор, сдерживающий горожан от использования велосипеда. За счет устранения других факторов можно добиться значительного роста популярности велосипеда как транспорта. Уже когда доля поездок на велосипеде в городе вырастет до 1–3% — их создание станет намного более популярным и простым политическим решением.
Может ли прокат стать популярным в городе без велосипедных полос? В ответ на этот вопрос можно привести пример Москвы. В 2015 и 2016 году по городу было почти одинаково неудобно ездить на велосипеде, масштаб городской сети проката за это время не изменился, однако популярность проката только выросла — с 800 тыс. до 1.5 млн. поездок, при чем не было зафиксировано не одной аварии с участием велосипедов проката. Число пользователей с долгосрочным абонементом на прокат в Москве — 20 000 — это примерно в 10 раз меньше, чем в Лондоне и Нью-Йорке. Отличный показатель, учитывая, что в Нью-Йорке и Лондоне больше зона охвата прокатов, выше плотность расположения станций, прокаты работают круглогодично и развита сеть велополос.
Другой пример — велопрокаты без станций в Сингапуре. До появления Mobike и его конкурентов в городе не представляли что велосипед может быть транспортом. Но для прокатов без станций этот город стал первым крупным рынком за пределами Китая — более 200 тыс. велосипедов всех компаний, администрация города разметила более14 тыс. парковочных мест для велосипедов в первые месяцы после появления новых велопрокатов и отменила тендер на систему велопроката со станциями.
В то же время, если построить велоинфраструктуру и не сделать сети велопроката, вполне вероятно, что не удастся быстро повысить количество велосипедов на улицах, по следующим причинам:
- Дома и дворы в городе не приспособлены для хранения велосипедов. Поднимать и спускать велосипед по лестнице или даже в лифте каждое утро, чтобы поехать на работу — готовы далеко не все и не всегда. Не во всех домах есть место для хранения велосипеда на первом этаже, не все готовы даже дешевый велосипед оставлять ночевать пристегнутым во дворе, и закрытые дворовые велопарковки тоже пока не появились.
- Не распространены велосипеды подходящие для ежедневного использования в городе. В городах, где многие передвигаются на велосипедах, наиболее распространены самые простые и дешевые модели. В России у населения, в основном, велосипеды для активного отдыха и спорта. Они стоят дороже и их страшно оставлять припаркованными в городе.
- Не распространены надежные велозамки. Мало кто знает, что даже самый простой U-образный замок (замок-скоба) или надежная велосипедная цепь значительно снижает вероятность угона по сравнению даже с толстым тросом. Сейчас трудно найти такие замки в продаже и в редком магазине продавцы подскажут, какой замок выбрать, чтобы оставленный без присмотра велосипед не угнали.
- Мало велопарковок на улицах города. Конечно нет ничего сложного в том, чтобы пристегнуть велосипед к забору, ограждению или столбу. Это надежно, везде можно найти такую стоянку, но не все горожане готовы пользоваться такими парковками. Во-первых это не интуитивное решение, во-вторых, по мнению некоторых людей, такая парковка нарушает общественный порядок. Возможность припарковать велосипед в радиусе 50 метров от входа в любое общественное место и у основных остановок общественного транспорта упростила бы использование велосипеда в городе.
Для некоторых пользователей важны преимущества использования городской сети велопроката по сравнению с передвижением на личном велосипеде:
- возможность поездок в одну сторону и совмещения с другими видами городского транспорта;
- не нужно обслуживать велосипед и переживать о его безопасности на велопарковке;
- не нужно хранить велосипед в квартире, спускать и поднимать его по лестнице.
В развитии велосипедного движения в городе логично начинать с проекта, который вызовет наименьшее сопротивление и потребует меньше затрат, при максимальном эффекте. Благодаря появлению экономичных технологий, создание городской сети проката стало таким проектом. Это дешевле и проще, чем создание сети велополос в городе. А в случае с Кафебайк не требует инвестиций в специальное оборудование и оставляет возможность перейти на автоматическую технологию с “умным” замком в будущем, используя те же велосипеды и парковки.
Велопрокат в Москве
Фото: Кирилл Зыков/Фото: АГН «Москва»
С каждым годом в российской столице становится все больше людей, которые используют для передвижения двухколесный транспорт. На работу на нем доберешься без пробок, а уж про удовольствие от велопрогулки по набережным и паркам нечего и говорить. Так что, выбираем станцию поближе к дому, и вперед!
Когда откроют
Традиционно велопрокат в столице открывается в конце апреля. Но в 2021 году власти сообщили о рекордно раннем открытии сезона! Самокаты заработают уже с 4 апреля, а велосипеды — с 6 апреля. Как отметили в департаменте транспорта Москвы, в 2020 году, в год пандемии, велосипеды и самокаты были очень востребованными. Москвичи сделали почти 8 миллионов поездок — это больше, чем в какие либо предыдущие годы. Именно поэтому власти решили запустить новый сезон намного раньше.
В этом сезоне, как и в прошлом, важно не забывать о мерах безопасности: обязательно нужно использовать перчатки и дезинфицировать инвентарь после завершения аренды.
По словам заммэра столицы Максима Ликсутова в 2021 году в Москве планируется установить 67 новых прокатных станций в разных районах города. Также в городском прокате появятся еще 1000 велосипедов, в том числе — 500 электровелосипедов. Также парк самокатов, как ожидается, пополнится на 4 000 новых единиц.
Фото: АГН «Москва»
Как пользоваться
Система аренды двухколесного средства передвижения не изменится — достаточно зарегистрироваться с помощью специального мобильного приложения или на портале velobike.ru и внести оплату. Таким же образом можно будет взять в прокат и более легкую модель электровелосипедов, на которую установят систему помощи Pedal-Assist. Мотор включается автоматически, и чем сильнее вы крутите педали, тем мощнее он работает. Правда на скорости 25 километров в час система отключается. Что касается заряда батареи, то полностью заряженный электровелосипед сможет проехать порядка 30-40 километров — все зависит от местности. Единственным неудобством может стать тот факт, что, если обычный велосипед можно вернуть на любой станции, то электробайк должен быть приставлен к пункту, где есть возможность его зарядить.
Наслаждаться же велопрогулкой можно как в парках, где обустроены специальные дорожки, так и на живописных улицах. На многих автомобильных дорогах под движение двухколесного транспорта выделены отдельные полосы, а близ торговых центров и общественных мест установлены специальные парковки. Также велосипед можно абсолютно бесплатно провезти в наземном транспорте и на МЦК, но лишь в определенное время. Как правило, это периоды с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00.
Фото: АГН «Москва»
Как зарегистрироваться в системе велопроката
Для регистрации в системе велопроката можно использовать приложение «Velobike», терминал станции или сайт. Вам понадобится только смартфон и банковская карта. Во время прохождения регистрации, на введенный в анкете номер телефона придет логин и пароль, именно они являются пропуском в мир доступного транспорта. Следующим шагом станет оплата тарифа с помощью карт Visa, Mastercard или «Тройки». Произведя ее, нужно будет всего лишь выбрать понравившийся велосипед на станции велопроката и ввести на руле индивидуальные логин и PIN-код. Отъезжать можно только после того, как на экране появится надпись «Удачной поездки». Вернуть велосипед можно на любой из ближайших к вам станций. После того, как вы загоните его в порт, на руле появится надпись «Возврат ОК» или «STOP», а на телефон придет смс о завершении проката.
Фото: АГН «Москва»
Цены на велопрокат
При регистрации в системе будет предложено выбрать тариф, за который взымается абонентская плата. Стоимость проката складывается из нее и повременной аренды. Поездки длительностью менее 30 минут уже включены в стоимость доступа к системе проката, при условии, что перерыв между ними составляет не менее 15 минут. Предусмотрен также депозит в тысячу рублей.
Цены за аренду велосипеда в 2021 году:
Абонентская плата:
- «День» — 155 рублей
- «Месяц» — 615 рублей
- «Сезон» — 1235 рублей
Тариф за время катания:
- до 60 минут – 30 рублей
- до 120 минут – 103 рубля
- до 180 минут – 465 рублей
- до 360 минут — 1030 рублей
- до суток – 1540 рублей
- от 24 до 48 часов – 3090 рублей
Где покататься на самокате
Самокаты — еще одно популярное средство передвижения. В последние годы москвичи начинают все активнее ими пользоваться. На сегодняшний день в столичном прокате есть семь операторов и пять тысяч электросамокатов. Они охватывают 55 районов Москвы.
Перед поездкой нужно зарегистрироваться в приложении одного из операторов: Whoosh, Urent, Карусель, Samocat Sharing, Lite, E-motion, EcoWay. Затем к приложению надо привязаться банковскую карту. Найти самокат можно легко на онлайн-карте. Для того, чтобы начать поездку, достаточно отсканировать QR-код на руле и отстегнуть замок. Стоимость аренды — от 5 рублей за минуту поездки (плюс от 25 до 50 рублей за доступ к самокату). Завершить поездку и вернуть самокат можно на любой ближайшей станции.
Прогулка, велосипед или автобус? Исследование городской мобильности
Европейская комиссия представила исследование, отражающее доступность перемещения в большинстве городов Европы. Для расчета эффективности передвижения оценивались пешие прогулки, поездки на велосипедах и общественном транспорте в центральной части города. Приводим самые интересные тезисы.
Доступность общественного транспорта
Почти в половине (45%) городов Европы, которые были взяты для анализа, доступность остановок общественного транспорта очень высокая (менее 500 метров). Близкие остановочные пункты доступны более 95% жителям этих городов.
Отмечается, что численность населения не влияет на показатель доступности остановок общественного транспорта.
На рисунке ниже отображены данные по 685 городам:
Анализируя доступность транспорта, исследователи разделили его на две группы: 1) автобусы и трамваи; 2) метро и поезда. Предполагается, что горожане готовы пройти до ближайшей остановки автобуса или трамвая 500 метров. Комфортное расстояние до метро или поезда составляет 1 километр.
Чтобы сопоставление данных по городам было более объективным, исследователи оценили количество поездок, которое жители города могут совершить в течение часа с каждой остановки. Для оценки были взяты дневные часы буднего дня.
Результаты исследования показали, что в некоторых городах, таких как Вена, Мадрид, Варшава, Копенгаген и Барселона больше половины населения имеет доступ к 50 возможным отправлениям в час с ближайших остановок.
В городах с численностью населения менее 2,5 миллиона человек среднее значение разнится от 11,7 отправления (Рурская область, Германия) до 43 выездов в Берлине и 64-х в Мадриде.
Отмечается, что уровень доступности общественного транспорта выше в тех городах, где есть метро.
Исследователи решили не ограничиваться только анализом доступности остановочных пунктов, но и проверили, как в городах обстоят дела с перемещением. Оказалось, что общественный транспорт работает лучше всего для поездок продолжительностью до 45 минут.
Средняя скорость движения автобусов в исследуемых городах составляет 14,5 км/ч, а средняя эффективность поездок в пределах 30 минут — 24%.
Оценить среднюю скорость движения всего общественного транспорта в разных городах без погрешности невозможно, так как в каких-то городах есть метро, а в каких-то нет.
Перемещения пешком или на велосипеде
Исследователи рассчитали эффективность ходьбы для каждого города. Для этого они оценили численность населения, которую можно охватить за 30 минут пеших прогулок, и сравнили с населением, живущим в радиусе 2,5 км по соседству. При расчетах учитывался обход возможных преград, таких как каналы, реки, перекрестки и т.п.
Наименьшая эффективность пеших прогулок оказалась в Дублине (43%), наибольшая – в Таллине (61%). Средний показатель по 42 городам из выборки составил 52%.
Подобный анализ перемещений на велосипедах показал, что средняя эффективность перемещения на велосипеде равна 75 процентам. Если же к доступным маршрутам добавить движение против хода на односторонних улицах, то эффективность поездок на велосипедах возрастает.
В городах с численностью менее 1 млн человек производительность вырастает на 2-5%. В больших городах преимущество увеличивается до 10%.
Как удобнее всего перемещаться по городу?
Как показали результаты исследования, в большей части европейских городов на небольшие расстояния эффективнее всего перемещаться на велосипедах. Даже в таких городах, как Амстердам, где передвижение осложняют географические особенности, производительность поездок на велосипедах выше, чем на общественном транспорте.
Велосипед городской транспорт
Foxtime в преддверии сезона рассказывает о том, как правильно перевозить велосипеды в транспорте
Провоз велосипеда в трамвае, троллейбусе и автобусе
Во всех видах этого транспорта провозить велосипеды можно бесплатно. Заносить их внутрь следует только через вторую дверь, когда из салона выйдут пассажиры. Припарковать велосипед надо либо на накопительной площадке (та, что напротив второй двери), либо в конце салона. В большинстве составов валидатор находится у сразу у второй двери, так что перемещаться по автобусу для оплаты не придётся. Не забывайте придерживать личный транспорт во время движения.
Один пассажир может провезти лишь один велосипед, при условии что тот не будет мешать остальным. Так что избегайте часов пик.
Провоз велосипеда в метро
В подземку велосипед можно взять с собой только в разобранном и упакованном виде. Исключение составляют детские и складные велосипеды.
Разобрать и упаковать значит следующее: снять переднее колесо, развернуть руль на 90 градусов, детали убрать в сумку или чехол, чтобы не испачкать других пассажиров.
В случае, если длина, ширина и высота разобранного и упакованного велосипеда в сумме не будут превышать 150 см, провозить такой багаж можно бесплатно. Если вы не вписались в 150 см, придётся купить отдельный билет в соответствии с тарифами метрополитена.
Непосредственно в вагоне велосипед лучше всего разместить на площадке напротив дверей. Напомним, что в метро и на монорельсовой дороге запрещено передвигаться на колёсных средствах (велосипедах, мотоциклах, самокатах, роликах), кроме инвалидных колясок.
Провоз велосипеда на МЦК
Пассажир МЦК может бесплатно провезти с собой один велосипед. Разбирать его при этом не нужно. Главное, чтобы он никому не мешал — рекомендуется зафиксировать с помощью специальных велокреплений, которыми оборудованы почти все составы.
Кстати, если вы ещё не обзавёлись собственным велосипедом, с мая по октябрь его можно взять напрокат прямо у станции МЦК возле Делового Центра, Лужников, Площади Гагарина, Ботанического Сада и Владыкина.
Провоз велосипеда в электричке
Велосипеды можно свободно перевозить в тамбуре или в салоне (больше всего места в первом и последнем вагонах состава).
В часы, когда пассажиров в электричках не очень много (с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 06:00), личный транспорт разрешено провозить бесплатно. При этом в пригородной кассе всё равно необходимо оформить специальный билет, чтобы беспрепятственно пройти через турникеты.
В остальное время билет для провоза велосипеда стоит от 60 рублей. В сложенном или разобранном виде велосипед можно провозить бесплатно в любое время суток.
Провоз велосипеда в аэроэкспрессе
Для провоза велосипеда в неразобранном виде придётся купить билет за 50 рублей. Вы можете их сэкономить, если сложите личный транспорт, и сумма трёх его измерений не превысит 180 см, а весить он будет не более 36 кг.
В каждом вагоне аэроэкспресса есть багажные стойки, где достаточно места, чтобы закрепить велосипед.
Провоз велосипеда на речном трамвае
Велосипеды на речных трамваях можно перевозить бесплатно. Экипаж судна подскажет, где его лучше разместить.
Источники:
https://medium.com/%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8E-%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-d6cd9c59f80d
https://www.kp.ru/afisha/msk/obzory/moj-gorod/veloprokat-v-moskve/
https://truesharing.ru/tp/24041/
https://foxtime.ru/article/kak-pravilno-perevozit-velosipedy-v-obschestvennom-transporte