Велосипед мишка ссср

Содержание скрыть

История советской игрушки

В этой статье мы поговорим об игрушках в СССР, об идеологической составляющей их производства периода 1920-1970-х гг. Неизменные атрибуты детства покупают в память о счастливом прошлом, для украшения интерьера или пополнения коллекции, а также в подарок подрастающему поколению. Советские игрушки ценят за качество, функциональность, натуралистичность.

Куклы и лошадки, танки и солдатики отражают историю нашей страны. После революции 1917 года игрушка стала мощным средством коммунистического воспитания девочек и мальчиков. Внешний вид детских товаров проходил строгую цензуру, модели разрабатывались в соответствии с государственными требованиями.

Кукла «Непослушная Аленка», пластмасса, Московская фабрика подарочных и сувенирных игрушек, СССР, 1970-1990 гг.Кукла «Непослушная Аленка», пластмасса, Московская фабрика подарочных и сувенирных игрушек, СССР, 1970-1990 гг.

Игрушка «Гоночный автомобиль», металл, СССР, 1970-1990 гг.Игрушка «Гоночный автомобиль», металл, СССР, 1970-1990 гг.

20-е годы

Одна из главных задач советской власти заключалась в формировании человека нового типа, свободного от буржуазных предрассудков и наклонностей, нацеленного на строительство светлого коммунистического будущего. Создание новых, идейно правильных игрушек идеально подходило для идеологической пропаганды. Но разруха, вызванная Первой мировой и Гражданской войнами, помешала наладить их промышленное производство в первые годы существования СССР. Ввоз импортных игрушек прекратился. «Забавы» производились в артелях из отходов промышленности — дерева, ткани, картона или изготавливались дома из подручных материалов. Артель «Забава детей» в Москве выпускала кукол-работниц в красных косынках, пожарных, молочниц, почтальонов. Загорские мастера вытачивали из дерева пионеров-барабанщиков, красноармейцев, матросов.

В борьбе большевиков с пережитками буржуазного прошлого не обошлось без перегибов и в сфере товаров для детей. Педагоги-новаторы пришли к выводу, что куклы вредны для девочек, так как прививают мещанские вкусы, «низменный» материнский инстинкт. «Неправильные» игрушки изъяли из детских садов. Но стараниями Надежды Крупской, Антона Макаренко и Анатолия Луначарского куклу детям вернули.

В 1919 году в Москве был создан Музей игрушки на основе коллекции Н.Д. Бартрама, включавший учебные мастерские и лаборатории. Вокруг музея объединились талантливые художники и педагоги, сумевшие сохранить дореволюционные технологии изготовления игрушек и воспитать новые кадры советских мастеров.

В 1928 году была закрыта фабрика кукол «Журавлев и Кочешков» — крупнейшая из тех немногих, что остались с дореволюционного времени. Она выпускала фарфоровые головки кукол, не уступавших по качеству европейских образцам. Фабрику по решению Наркомата просвещения ликвидировали за идеологическое несоответствие. Уничтожили и хранившиеся на складе экземпляры.

Из дореволюционной игрушечной промышленности сохранились хотьковская артель А. Дунаева под Москвой, изготавливавшая терракотовые кукольные головки, ленинградский завод «Треугольник», производивший резиновые игрушки, Сергиевская Кустпромартель, выпускавшая изделия из дерева и папье-маше.

Первые советские артели по производству игрушек появились в местах бывших народных промыслов: «Все для ребенка», «Забава ребенка», «Дитяшка». В 1929 году на базе Кустпромартели (Сергиев Посад) создается первое в СССР специализированное предприятие по производству игрушек, выпускавшее кукол, лошадок-качалок, автомобили, елочные украшения.

30-е годы

С 30-х годов вопросы количества и качества советской игрушки решались на уровне государства.

В 1932 году организован Всесоюзный научно- экспериментальный институт игрушек в Загорске (Сергиев Посад) с филиалом в Вятке. Это были единственные в мире научно-исследовательские учреждения в сфере разработки и производства игрушек.

В Загорск был переведен и Музей игрушки. Экспонаты содержались в ненадлежащих условиях, что отрицательно сказалось на их сохранности. В 1933 году музей передали в систему промысловой кооперации, он превратился в кабинет образцов и учебного материала для производственников при Институте игрушки. Для большинства историков, художников, искусствоведов, а также советской детворы музей стал недоступен.

С 1933 по 1938 гг. создание, производство и распространение игрушек, их идеологическое соответствие контролировал Комитет по игрушке. Им были рекомендованы к выпуску 119 наименований, среди которых преобладали механические вещицы, предметы быта, животные. К производству комитет допустил 906 наименований: посуда, автомобили, животные, револьвер, кукла-пионерка, ружье, пожарные, красноармейцы, кубики.

Под запрет попадали игрушки, вызывавшие вредные с точки зрения государства эмоции, развивавшие ненужные качества личности. Причинами «опалы» были характеристики: «уродливая форма», «идеологически вредный образ», «антихудожественное оформление». Люльки запретили как антипедагогические и ненужные игрушки, связанные с половым воспитанием, копилки — как предметы, не соответствующие коллективистской идеологии.

С помощью игрушки предполагалось заложить основы интернационального общения и толерантности. Трудящиеся других национальностей и рас должны были изображаться натуралистично, а не в виде карикатурных фигурок.

Выпуск фабричных экземпляров сосредоточился в Московской области и Ленинграде. Дети из провинции довольствовались преимущественно самоделками. К середине 30-х гг. игрушечные производства открылись в отдаленных регионах и республиках. В 1937 году игрушки выпускали более 400 северских предприятий.

К концу 30-х годов стали делать сложные заводные игрушки, электрические железные дороги – дефицитный и дорогой товар. В предвоенные годы вырос выпуск детально проработанных моделей военной техники. С помощью игр и игрушек государство транслировало идею «Если завтра война, если враг нападёт, если тёмная сила нагрянет…» Дети, играя во «Взятие крепости», «Взорвать отряд белых», «Маневры красных партизан» и т.д. приобретали навыки ведения боя, маскировки, разведки.

В первых выпусках журнала «Советская игрушка» (1935-1939 гг.) были сформулированы требования к главным атрибутам детства – политичность, четкая классовая принадлежность, соответствие коллективным формам быта.

Несмотря на все трудности, советская промышленность 30-х гг. смогла обеспечить детей добротными и разнообразными игрушками, которые создавались для новых людей новой страны.

40-е годы

Во время Великой Отечественной войны производство игрушек в СССР понесло серьёзный урон: часть предприятий была разрушена, часть стала работать на нужды фронта. Кукол шили дома из лоскутков, набивали опилками или паклей. Автоматы выпиливали из досок, мячи делали из тряпок, скрученных в комок и связанных веревкой. Лепили фигурки из глины, вырезали свистульки из дерева. Вместо миниатюрной кукольной посуды использовали черепки от настоящих чашек, тарелок, горшков.

Цеха по выпуску игрушек, работая при крупных заводах, в качестве сырья использовали отходы производства. Изготавливали солдатиков, автоматы, военную технику.

Восстановительные мероприятия начались уже с 1943 года. Была создана Комиссия по игрушке при Комитете по делам образования. В 1944 году в освобожденном Киеве создается экспериментально-механический завод игрушки имени Н.Ф. Ватутина. На нем выпускали трехколесные велосипеды и жестяные игрушки.

В 1948 году провели республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Стали выпускать кукол в национальных костюмах, фигурки представителей различных профессий, суворовцев, нахимовцев.

50-е годы

В 50-е годы отдается предпочтение игрушкам, обучающим детей практическим навыкам. Представление об играющем ребенке касалось дошкольников. Для советских девочек и мальчиков школьного возраста педагоги рекомендовали наборы «Юный техник», «Химические опыты» и т.д.

Игрушечная индустрия отражает оптимистичное коммунистическое будущее, оборону, большое строительство. Производят строительную технику, самолеты, лодки, корабли, кукол, одетых в представителей различных профессий. Выпускают нескольких видов лошадок («малая», «средняя», «героическая», «озвученная»), металлическую юлу, заводных плюшевых медведей. Куколки, изготовленные из резины, копировали одежду и прически детей тех лет.

В 1955 году НИИ игрушки экспонировал 20 экземпляров кукол на международной выставке в Индии. Наряженные в этнографические и исторические костюмы народов СССР они стали своеобразными послами интернациональной дружбы.

60-е годы

Игрушечная индустрия откликнулась на успехи СССР в освоении космоса выпуском ракет, космонавтов, самолетов, пилотов. Новые игрушки моделировали профессиональные художники (Л. Сморгон, Е. Лаврова, Н. Тыркова, Л. Разумовский). Например, «Красный треугольник» выпускал милых зверушек по моделям Н. Тырковой. Но дешевизна и массовость производства моделей преобладала над их художественным качеством.

Игрушечные весы, наборы парикмахера и доктора, швейные машинки, полицейские машины и кареты «скорой помощи» знакомили детей с идейно правильными, востребованными в стране профессиями, помогали в профориентации.

Саратовский завод «Тантал» в середине 60-х выпустил несколько моделей мотоциклов и танков, но для массового производства они были слишком дороги и сложны в изготовлении.

На смену целлулоидным игрушкам приходят полиэтиленовые. Новый материал дешевле и прочнее, ему легко придать форму и окрасить в массе.

Игрушка «Буденовец», пластмасса, СССР, 1965-1975 гг.Игрушка «Буденовец», пластмасса, СССР, 1965-1975 гг.

70-е годы

Производство игрушек достигло своего расцвета. С развитием химической промышленности плюш вытеснил искусственный мех, цвета изделий стали более яркими. Мягкие игрушки делали в виде домашних и диких животных, сказочных героев.

В 1971 году запустили массовое производство моделей автомобилей. Машинок из дерева, металла и пластмассы хватало и раньше, но они были слабого исполнения. К 1982 году на заводе «Тантал» был освоен выпуск практически всех советских автомобилей, продукцию начали экспортировать в 40 стран. На казанском «Элеконе» делали уменьшенные копии грузовиков.

В 70-х впервые появились модели военной техники, выполненные с соблюдением реальных пропорций. В предыдущие годы их делали максимально условными для сохранения секретности.

С развитием телевидения появляется спрос на фигурки героев мультфильмов: волка и зайца из «Ну, погоди!», Буратино и Мальвину, Кота в сапогах, Чиполино, Чебурашку и Крокодила Гену. В конце 70-х ряды игрушек пополнил Олимпийский Мишка.

Автомобиль коллекционный «Москвич-433», металл, СССР, 1970-1990 гг.Автомобиль коллекционный «Москвич-433», металл, СССР, 1970-1990 гг.

Модель «Армейский грузовик», металл, Тульский патронный завод (ТПЗ), СССР, 1970-1990 гг.Модель «Армейский грузовик», металл, Тульский патронный завод (ТПЗ), СССР, 1970-1990 гг.

Игрушка «Олимпийский мишка», пластик, СССР, 1977-1990 гг.Игрушка «Олимпийский мишка», пластик, СССР, 1977-1990 гг.

Советские велосипеды для детей

Советские велосипеды для детей - Велосипеды в СССР

Советские велосипеды для детей подразделялись на три основные категории:

  1. Трёхколёсные велосипеды для детей возрастом от 3 – 5 лет. Привод на них был на переднее колесо. Шины – резиновые сплошные.
  2. Комбинированные трёхколёсные велосипеды для детей от 4 – 6 лет. Со сплошными шинами и цепным приводом на заднее колесо.
  3. Современные двухколесные велосипеды для детей от 3 – 5 лет с опорными роликами и полыми покрышками и двухколёсные для детей от 5 – 7 лет с полыми пневматическими шинами 205 х 56 мм.

Трехколесный детский велосипед ВД – 2

Выпускался в г. Саратове на на заводе велоколясок. Предназначался для детей возрастом от 3 – 4 лет. Имел лёгкую раму за счёт однотрубной сварной конструкции. Наружный диаметр переднего колеса 350 мм и 240 мм задних колёс. Руль удобной формы, сварной. Седло жёсткое . без пружин. По высоте седло и руль имели регулировки. Шины из литой резины, сплошные.

Трехколесный детский комбинированный велосипед Д – 2 с цепным приводом на заднее колесо

Выпускался опытно – экспериментальным заводом в Москве, параллельно с производством колясок. Предназначался для детей от 4 – 6 лет. Велосипед был простой по конструкции и удобный в эксплуатации. Легко переделывался из двухколёсного в трёхколёсный вариант. Имел изогнутую сварную раму из тонких труб и переднюю трубчатую вилку, изготовленную пайкой. Руль сварной, жёсткофиксированный, крепился на стержень передней вилки при помощи хомута.

При трёхколёсном варианте, задний мост закреплялся в наконечники цепной вилки. Правое колесо – ведущее жёстко присоединялось к оси, а левое имело свободный ход и вращалось свободно на поворотах. Ведущая звезда и правый шатун были неразъёмными на шлицах.

Меньшая ведомая звезда сидела неподвижно на оси моста при трёхколёсном варианте; на двухколёсном варианте она крепилась на корпус втулки заднего колеса и не имела свободного хода. Оси педалей с помощью сварки соединялись с шатунами или запрессовывались в шатун, а потом развальцовывались.

На Д-2, как и на всех детских советских велосипедах в то время не использовались шарикоподшипники. Вместо них применяли подшипники скольжения на всех трущихся узлах: оси втулок, вал каретки и оси педалей, втулки каретки и др. Передняя вилка вращалась на запрессованных с двух сторон в трубу рамы втулках. Чтобы уменьшить трение и срок службы велосипеда, все подшипники скольжения и втулки подвергались термообработке. С завода к велосипеду прилагались: сумка с инструментом, звонок, ось на заднее колесо для трёхколёсного варианта.

Двухколесный детский велосипед “Зайка – Люкс” В-623 с цепным приводом

Велосипед “Зайка – Люкс” В-623 выпускался Львовским мотозаводом и рекомендовался детям от 4 – 7 лет. Имел цепной привод на заднее колесо и опорные ролики для начинающих велосипедистов. Однотрубная открытая рама имела сварную конструкцию, руль был высоким и изогнутым. Сиденье из пластмассы со спинкой.

Руль и седло имели регулировки по высоте. На колёса устанавливались полые резиновые шины. которые не имели камер. Задняя втулка тормозная со свободным ходом. Передняя ведущая звезда имела 30 зубьев, задняя ведомая – 16.

Этот детский велосипед максимально был укомплектован и имел: задний багажник, защиту цепи и колёс, опорные ролики, декоративную фару, катафоты на заднем щитке и сигнальный рожок. Окрашивался велосипед эмалевой краской различных цветов и украшался декоративным орнаментом. Велосипед “Зайка – Люкс” имел государственный знак качества.

Двухколесный детский велосипед КВД с цепным приводом

Двухколёсный детский велосипед КВД выпускался заводом имени Кирова и был предназначен для детей 4 – 7 лет. Имел цепной привод на заднее колесо. Для детей, которые не умели держать равновесие устанавливались опорные ролики. Рама была сварная из прямых труб. Руль и седло имели регулировки по высоте. Шины пневматические, имели размер 205 х 56 мм. Сзади устанавливался небольшой багажник, а также щитки для колёс и цепи. Число зубьев ведущей звезды – 30, ведомой звезды – 16. Цепь втулочно – роликовая, размером 12,7 х 3,3 мм.

Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи

детские велосипеды времён СССР

О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.

Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.

Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.

А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.

Трехколесный друг для юных велосипедистов

Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.

Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:

  • задняя осевая балка рамы;
  • жесткое закрепление колес;
  • «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
  • задние колеса меньше переднего в диаметре;
  • ни седло, ни руль не регулируются.

трехколесный детский байк

Нарядный и стильный по тем временам трехколесный велик

Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток». Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.

Дорожные синглспиды советской эпохи

Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.

Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.

Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.

  • открытая прямая рама;
  • 20-дюймовые колеса;
  • дорожные покрышки;
  • ножные тормоза;
  • высокий регулируемый руль;
  • щиток для цепи, крылья;
  • вес порядка 10 кг.

модель "Школьник"

Школьник – спутник детства

Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.

Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.

«Орленок»

Красивый и крепкий «Орленок»

«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.

Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.

«Аист»

«Аист» в советском прошлом

«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:

  • складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
  • разборная конструкция;
  • ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.

Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.

Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!

«Урал»

«Урал», как классическая музыка, живет вечно

А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.

«Кама»

«Кама» – всеобщий любимчик советского народа

Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.

Гоночные модели для дорог и шоссе

В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:

  • «Тахион»;
  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Турист».

Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.

«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.

«Тахион»

«Тахион» – быстрый, стильный и недосягаемый

«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.

«Спутник»

Иметь такого спутника в дороге – большая удача!

«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.

«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.

«Москва-80»

Олимпийский велосипед «Москва-80»

«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.

Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.

Кукла-пионер и плюшевый медведь. История советской игрушки

Игрушка сопровождает ребенка с самых первых дней жизни. Через игру формируется представление об окружающем мире, она помогает овладеть необходимыми навыками и обрести социальный опыт. С ее помощью можно даже изучать историю страны. Об эпохе советских игрушек рассказывает старший научный сотрудник «Городского экскурсионного бюро Музея Москвы» Лариса Скрыпник.

Советский образец

Однако в условиях разрухи наладить промышленное производство «правильных» игрушек не удалось. Их по-прежнему выпускали полукустарные артели, которые изготавливали игрушки из промышленных отходов: древесины, ткани. Появились и первые игрушки, отражавшие дух послереволюционного времени: тряпичные куклы — работницы в красных косынках и выточенные из дерева фигурки красноармейцев, матросов и комиссаров.

«Идеологически правильная игрушка»

В 1930-е годы за дело взялись всерьез. Был создан Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки, определены требования к советской игрушке «в условиях обострения классовой борьбы» и ценностные ориентиры при ее разработке и производстве: здоровье и жизнерадостность (куклы должны быть упитанные и веселые), смекалка и коллектив (настольные игры и конструкторы), патриотизм («оборонная игрушка»), труд и культурный досуг. «Идеологически правильная игрушка» была реалистичной и не вводила в заблуждение ребенка, поэтому оранжевых коней, зверей в людских одеждах, безруких и безногих матрешек признали не соответствующими интересам советских детей.

По советским игрушкам можно изучать историю СССР. Строительство предприятий и механизация сельского хозяйства, освоение Севера и беспосадочный перелет нашли свое отражение в игрушечных моделях первых советских грузовиков и тракторов, кораблей и самолетов.

Еще в 1934 году был утвержден список игрушек, которые разрешались к производству. Он включал более девятисот наименований: куклы, животные, кухонная и столовая посуда, автомобили, представители различных профессий, сельскохозяйственные орудия, спортивный инвентарь, оружие, игры «Крепи оборону СССР», «Как ходить по улице» и «Борись с вредителями». Играя, ребенок готовился к взрослой жизни, постигал азы различных профессий, тренировал тело и закалял характер.

Военно-тактические игры

Игры использовались как действенный способ подготовки детей к защите Родины, отсюда такое пристальное внимание к так называемой «оборонной игрушке». Накануне войны была разработана уникальная серия миниатюрных пушек, танков, броневиков и других «боевых» машин, с помощью которых можно было проводить военно-тактические игры. Журнал «Техника — молодежи» за ноябрь 1940 года так описывает одну из новинок: «Очень интересна игрушка «самолет в воздухе». Модель самолет закреплена на тонком стержне, другой конец которого входит в башню, которая ставится на стол. Достаточно незначительного толчка, чтобы самолет стал описывать плавные круги, держась все время на одной высоте. Самолет сбрасывает «бомбы», начиненные обычными пистонами, которые дают вспышки огня и дым. Участники игры знакомятся с бомбометанием в цель, с элементарными принципами его расчета. Во время игры сам самолет обстреливается зенитками. Это создает иллюзию воздушного налета и его отражения. Особое приспособление позволяет переводить самолет в бреющий полет, осуществлять посадку его на стол и совершать другие маневры».

Запустить эти разработки в производство помешала война, когда советские дети воочию увидели бомбометание в цель, зенитные обстрелы, ревущие танки и бронемашины.

Новая эпоха

В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Промышленность стала выпускать кукол — мальчиков и кукол — девочек, представлявших различные профессии (врач, нахимовец, пожарный), и кукол в национальных костюмах. Но настоящие куклы были дорогими, поэтому девочки нянчили самодельных матерчатых малышей и с упоением рисовали и вырезали из бумаги одежду для картонных кукол.

Разрушенное войной хозяйство постепенно восстанавливалось, и в 50-е годы возобновилось производство целлулоидных пупсов и уточек для малышей, трогательных плюшевых медведей, туловища которых были набиты опилками — только туловище, не голова, иначе она была бы слишком тяжелой и постоянно отрывалась. На прилавках вновь появляются плюшевые собачки и несколько разновидностей лошадок: «Лошадка малая» из папье-маше с кожаными ушками и уздечкой из разноцветной тесьмы, «Лошадка средняя» с колесами (ее можно было возить по полу), и — мечта каждого мальчишки — «Лошадка озвученная», умевшая запрокидывать голову и ржать.

Игрушечные заводы и не только

Мир детства

6 июня 1957 года в Москве состоялось торжественное открытие нового здания универмага «Детский Мир», куда мечтали попасть все дети, чтобы стать счастливым обладателем желанной игрушки, или хотя бы полюбоваться выставленными на прилавках куклами, машинками, наборами для девочек — будущих мам и для мальчиков — будущих «мастеров на все руки». Герои любимых мультфильмов и космонавты из пластика, модели спутников и космических кораблей, педальные автомобили, заводные самосвалы и элеваторы — игрушки всесторонне развивали подрастающее поколение, обучали, воспитывали достойных граждан и отражали все важнейшие достижения страны.

Окунуться в теплую атмосферу советского детства, посмотреть и даже подержать в руках неваляшек, кукол и плюшевых медведей, поиграть в настольный баскетбол и узнать секреты любимых игрушек сегодня можно в «Музее детства», открывшемся 31 марта 2015 года в «Центральном детском магазине на Лубянке».

Экскурсии

Городское экскурсионное бюро Музея Москвы приглашает всех желающих на пешеходную прогулку по Китай-городу — древней части Москвы, получившей свое название по возведенной в начале 16 века Китайгородской стене. Здесь на протяжении веков шумела торговля, строились церкви и монастыри, печатались книги и ковались первые научные кадры нашей страны. Экскурсовод проведет всех желающих по Никольской улице — улице Просвещения, завернёт в уютные и тихие дворы этой исторической части города, а затем продолжит беседу в «Центральном Детском Магазине (ЦДМ) на Лубянке». Там гости увидят самые большие в мире часы и сказочные витражи по мотивам иллюстраций Ивана Билибина, полюбуются панорамой Китай-города на обзорной площадке, расположенной на крыше магазина, и рассмотрят с высоты птичьего полета улицы столицы. В завершение экскурсии можно посетить «Музей детства», в котором собраны памятные предметы и игрушки, приобретенные когда-то в легендарном детском магазине.

Дата экскурсии — 29 сентября 2015 года

Начало экскурсии — 19-00.

Место сбора — м. «Театральная», у фонтана в сквере перед Большим театром.

Источники:

https://www.monetnik.ru/obuchenie/antikvariat/sovetskie-igrushki-sssr/
https://bicycle.adstores.ru/article/sovetskie-velosipedy-dlya-detey
https://velofans.ru/raznoe/velosipedy-sssr-populyarnye-modeli-proshedshey-epohi
https://aif.ru/society/history/kukla-pioner_i_plyushevyy_medved_istoriya_sovetskoy_igrushki