Велосипед мтб что это такое

Содержание скрыть

Фэтбайк или горный велосипед. Что выбрать?

А Вы хотите велосипед внедорожник?

Немного истории происхождения фэтбайка.

В 1932 году американский журнал опубликовал статью и картинку байка с покрышками огромного размера. Люди не поверили, посчитали эту информацию розыгрышем.

Спустя почти 50 лет, американец Марк Грюнвальд воплотил данную идею в жизнь. Он создал велосипед с широкими шинами для езды по заснеженной Аляске. Удивительная модель велосипеда была названа Ш. Брауном достойнейшим изобретением столетия.

Байки очень популярны на Американском континенте и в Европе. На них ездят зимой и летом молодёжь, люди преклонного возраста.

На улице всё чаще встречаются велосипеды на толстых шинах. У всех вызывает любопытство вопрос – что же лучше фэтбайк или горный велосипед. Что выбрать?

Название фэтбайк состоит из двух английских слов. «Fat» –толстый, «bike» –велосипед. То есть, это модель с толстыми колёсами, которые значительно больше, чем у горного велосипеда.

Глядя на конструкцию данной модели, можно предположить, что данный велосипед является внедорожником. Это действительно так. Толстые шины помогают преодолеть непролазную грязь и заснеженные тропы.

Он с лёгкостью проедет по песку и распаханному полю, снегу и бездорожью.

Что собой представляет фэтбайк, чем отличается от горного велосипеда?

Проходимость фэтбайка и МТБ.

Горный велосипед, обутый в специальную резину для грязи, может проехать далеко не по всем дорогам. В тех местах, где он безнадёжно застрянет, фэтбайк будет чувствовать прекрасно.

Главный секрет этого чудо вездехода не в широких шинах, а в невысоком давлении внутри них. Не стоит опасаться, что колесо проколется. Этого не случиться, благодаря мощным покрышкам. Их размер доходит до 5,5 дюймов, а ширина обода до 10 см.

Размеры колес фэтбайков – такого же диаметра как и у горных велосипедов: 26″, 27,5″ и 29 дюймов. Но при выборе между фэтбайком и горным велосипедом, нужно учитывать стоимость покрышек. Тут явный минус у фэтбайка. Дешевых велошин для великов с широкими колесами не бывает. Их стоимость приравнивается к автомобильным и даже не самым бюджетным.

За счёт такой особенности строения, давление в колёсах может быть снижено с 2 до 0,5 атмосфер. Вес такого колеса доходит до 3 кг. Но многие производители нашли выход из данной ситуации. Чтобы облегчить вес, в ободе просверливают множество отверстий.

Если колёса фэтбайка накачать посильнее, то он становится обычным горным велосипедом, только немного тяжелее. Кроме шин, остальные детали у фэтбайка идентичны и взаимозаменяемы с горным байком.

Выбирая велосипед для прохождения сложных участков пути, по проходимости, фэтбайк превосходит горный велосипед.

Рассматривая общие характеристики можно выделить:

Амортизация

Впереди на фэтбайке стоит амортизатор, хотя это совсем необязательно. Ход у него очень мягкий даже с ригидной (жёсткой) вилкой. Самый дорогой велосипед с воздушным амортизатором не сравнится с этой моделью.

Непередаваемый комфорт во время передвижения является неоспоримым достоинством этого внедорожника. Особенно это чувствуется на дорогах, покрытых гравием, мелкими бугорками. Где горный велосипед начинает вибрировать, фэтбайк проходит мягко и без проблем. Но качественная, амортизационная вилка, сгладит все неровности и на MTB байке.

Ход у внедорожного велосипеда мягче, а езда на нём комфортнее. Но крутые подъёмы в гору на фэтбайке дадутся сложнее. Крутить такие колесища не так будет просто, чем на МТБ байке.

Внешний вид

Преимуществом фэтбайка можно считать его стильный облик. Вы не сможете проехать на фэтбайке по городской улице незаметно.

Современные горные велосипеды не выделяются своими большими колесами, но окрас у всех моделей двух, трех и четырехцветный, привлекающий взор прохожих и тех, кто смотрит на мир из окна автомобиля.

фэтбайк или горный

Удобство и скорость.

Возникает ощущение, что ездить на таком велосипеде сложно. Это не верно! Фэтбайк устойчив и очень надёжен. Езда на нём практически не отличается от горного байка. Единственный нюанс состоит в том, что разогнаться выше чем 30 км/час будет достаточно сложно.

Для быстрой езды лучше выбрать горный велосипед, он превосходит фэтбайк по маневренности и скорости. Если Вы предпочитаете экстремальный вид езды – МТБ позволят выполнить ряд трюков.

Производители решили и проблему скоростного режима. Появилась электрическая модель фэтбайка. Это такой же внедорожник, только оборудованный моторчиком. Аккумулятор располагается в багажнике или висит на раме, вместо фляжки.

Если аккумулятор разрядится, то электро фэтбайк превратится в обычный велосипед. Такая модель имеет очевидное преимущество, потому что может развивать высокую скорость. Если использовать энергию аккумулятора не постоянно, а при необходимости, то его заряда хватит более чем на 100 км.

Что же выбрать фэтбайк или горный велосипед – решать Вам. Подытожим и перечислим все критерии которыми Вы будете руководствоваться при выборе:

  1. Проходимость – явный плюс для фэтбайка.
  2. Маневренность и скорость – бесспорным превосходством обладает MTB байк.
  3. Комфорт – за счет большого, широкого колеса – лидер, фэтбайк.
  4. Обслуживание – для горных велосипедов можно подобрать покрышку на любой карман и кошелек. Фэтбайк – не дешевое удовольствие при замене велопокрышек. Фэтбайк – минус.
  5. Езда под уклон — горный байк позволит легче переносить педалирование вверх по дороге.
  6. Вес — внедорожнику минус.
  7. Внешний вид — тут фэтбайк не переплюнуть — явный лидер.

Выбирайте, взвешивайте все преимущества и недостатки, и поскорее приобщайтесь к вело культуре. Независимо, какому варианту Вы отдадите предпочтение – он принесет огромное удовольствие и Вам, и пользу Вашему здоровью.

Горные велосипеды MTB

MTB

Горный велосипед на данный момент получил наибольшую популярность, вы можете найти подходящий для себя и своего ребенка (модель junior). С ним можно преодолеть любое бездорожье и проехать там, где это кажется почти невозможным. Байк, характерный для данного направления спортивных дисциплин, оснащен специальной рамой определенной формы с повышенной прочностью. Также у данного байка должна быть хотя бы одна подвеска – Hard tail, исправная система тормозов, широкие основательные покрышки, прочные колеса, руль прямой формы.

Направление горной велоиндустрии насчитывает множество градаций. Каждой из них соответствует определенный вид велосипеда со своими характеристиками и техническими параметрами, которые позволяют достичь максимальных результатов в конкретной сфере. В одной дисциплине вам, к примеру, необходимо высокое седло и небольшой вес конструкции для того, чтобы спортсмен смог развивать хорошую скорость. В другом виде горного велоспорта может понадобиться наличие безукоризненной подвески.

Основные различия конструкций

Спортивные велосипеды горного направления Mountain bike подразделяются на следующие классы:

  • Rigid – байк без амортизаторов, достаточно легкая и экономичная, на неровных дорогах доставляет некоторый дискомфорт при езде из-за отсутствия амортизаторов;
  • Hard tail – в этом велосипеде имеется амортизатор, он находится в вилке, соединяющей руль, саму конструкцию рамы и переднее колесо;
  • Двухподвесный – амортизация имеется на всех колесах.

Велосипед Altair mtb fs 26

Данную модель фирмы Forward характеризует стальная конструкция рамы, диаметр колес байка составляет 26 дюймов, имеется 18 скоростей переключения и обода из алюминия. Эти параметры в совокупности определяют байк как горный (mtb).

Линейка велобайков Аrdis и плюсы продукции

Велосипед Ardis

Велосипеды Ardis обладают невысокой ценой ($ 90-400) и изготавливаются в Украине. Находясь в данном ценовом сегменте, они вполне конкурируют с зарубежными аналогами. Также неоспоримым плюсом данных байков является большой выбор, предлагаемый для покупателя и удовлетворяющий целый спектр желаемых характеристик. Они могут быть предназначены для городских прогулок, есть дорожные модели и горные, разновидность Ardis направления BMX и junior модели с тремя колесами.

Особенности и история Ardis

Велосипед Ardis

В начале своего пути компания Ardis славилась не очень высоким качеством велосипедов, но с течением времени производитель совершенствовал свою продукцию и корректировал ее в лучшую сторону. Старания и настроение компании не прошли даром, и за последние три года ситуация с качеством Ardis изменилась коренным образом. Регулярная работа над улучшением линейки продукции и технических особенностей дала положительные результаты.

Остановимся более подробно на некоторых моделях этой фирмы:

  • Ardis Reason 26. Этот горный байк, который подойдет для любых дорог и неровных покрытий благодаря двухподвесному механизму. Рама изготовлена из алюминия отличного качества и обладает высокой прочностью, за счет чего велосипед Reason прослужит вам очень долгое время. Вы можете быть уверены в надежности данного устройства. Тормозная система также не вызывает нареканий, а наличие различных скоростей оптимизирует ваши затраты сил, распределяя их равномерно.
  • Ardis Galaxy 4.0. Велосипед, созданный для спортивных дисциплин — фристайла и триала. В этой горной модели имеется надежная система торможения колодочного типа, предназначенная именно для специфики трюков. Диаметр колес составляет 20 дюймов (идеален для роста 140-160 сантиметров), амортизаторы в Galaxy 4.0 отсутствуют, рама выполнена из алюминия, что делает велосипед очень легким. Этот байк отлично подходит для выполнения сложнейших упражнений в данных видах велоспорта, на нем можно участвовать в гонках по специальному покрытию с установленными преградами, а также преодолевать естественные препятствия застройки городской среды. Кроме таких байков для аналогичных целей также используют другие горные велосипеды с предварительно усиленными рамами, скорректированными по высоте в меньшую сторону, и вилками повышенной жесткости. Данная модель разработана для агрессивного характера катания и не подойдет для прогулок по городу или за его пределами.

Ardis Tour CTB 28 Man

  • Ardis Tour CTB 28 Man. Если вам нужен друг, с которым можно исколесить спокойно и комфортно весь город, эта модель велосипеда — как раз для вас. В комплектации данного байка имеются переключатели (передний и задний), а также манетки от производителя Shimano. Тормозная система колодочного типа – производитель V-brake. Главным преимуществом модели Tour CTB 28 Man является отсутствие необходимости в частом обслуживании, поскольку все детали, подверженные риску износа, спрятаны внутри.

Характерные особенности велобайков Merida

Марка велосипедов Merida сочетает в себе современные тенденции одновременно с ценой, доступной широкому кругу покупателей разного возраста. Производство продукции данной фирмы насчитывает 800 тысяч экземпляров в год. Распространение байков Merida имеет широкую географию, дилеры компании находятся в Европе и Азии (общее число стран – около 70-ти). Учитывая данные статистики бренда, велосипеды Merida пользуются большим спросом у мирового населения, который увеличивается из года в год.

Ключевые особенности Merida

Горный велосипед Merida

История компании началась в 70-е годы прошлого века и началом для успешного бизнеса марки Merida послужила продажа запчастей из Японии в маленькой палатке. От начала до настоящего успеха прошло около 20-ти лет плодотворной и кропотливой работы. Расскажем об основных преимуществах Merida:

Разница между шоссейной и МТБ обувью, шипами, педалями

Разница в шоссейной и МТБ обуви, шипах, педалях

Недавно себе приобрел новые шоссейные велотуфли (scott road comp) и решил их сравнить со своими МТБ туфлями (Gaerne Laser MTB) и заодно показать в чем они отличаются друг от друга.

Собственно говоря сравниваются две системы крепления велотуфлей к педалям —
SPD-SL (шоссе) и обычные SPD (горный велосипед).

Вот главные отличия шоссейных велотуфлей и педалей от горных:

Подошва велотуфлей

  • У шоссейных туфлей нет протектора, они практические гладкие, что делает их заметно легче.
  • У МТБ туфлей хорошо развитый протектор для ходьбы по грязи и вообще любым поверхностям.

Крепление шипа к велотуфлям

  • У МТБ туфлей шип крепятся на двух болтах. Поставить шоссейных шип нам МТБ обувь невозможно и наоборот.
  • У шоссейных туфлей шип крепится на трех болтах.
  • Шоссейные шипы сделаны из пластмассы и поэтому легко стираются! Не рекомендуется ходить в них! Жестко фиксируют ногу, что позволяет передавать максимум энергии на педали велосипеда. При малейшем загрязнении вероятность не выстегнуться/встегнуться сильно возрастает.
  • МТБ шипы сделаны из металла. Позволяют ходить в вело обуви по любым поверхностям и не беспокоиться о шипе, что он может быстро стереться. После шоссейных педалей мтб кажутся расхлябанными, так как у них больше свободного хода. При загрязнении выстегивание происходит так же как и на чистых педалях/шипах.

Я считаю что можно использовать МТБ педали на шоссейном велосипеде особенно новичкам. А вот использования шоссейных педалей на горном велосипеде — не имеет смысла!

Педали к гоночной и горной велообуви

  • У шоссейных педалей только одна сторона имеет возможность встегивания.
  • У МТБ можно встегиваться с обоих сторон.

Видео, где я показал отличия МТБ туфлей от Шоссейных, а также показал шоссейные педали:

Разновидности маунтинбайка

Хотя все модели маунтинбайков объединяет слов «горный», область их применения весьма разнообразна. Перед выбором конкретного велосипеда нужно четко определиться: «Для чего же мне необходим МТB?».

Если все ограничивается желанием показать друзьям и подругам свою «крутость», а ездить предполагается по городским дорогам, то не стоит и деньги тратить, ведь хороший горный велосипед – вещь недешевая.

Итак, области применения горного велосипеда:

  • Экстремальный спуск с горных склонов: даунхилл – по подготовленной трассе, или фрирайд – спуск по бездорожью.
  • Кросс-кантри – скоростная велосипедная езда по сильнопересеченной местности.
  • Стрит – экстремальное вождение велосипедов и преодоление искусственных препятствий в городских условиях.
  • All mountain – нечто среднее, между кросс-кантри и даунхиллом, равнинным и горным бездорожьем.
  • Велотуризм, сочетающий езду по трассам и бездорожью. Для этого используются так называемые гибридные модели, которые совмещают прочность конструкции и проходимость МТB с хорошими ходовыми качествами шоссейных велосипедов.
  • Дёрт – воздушная велосипедная акробатика, выполнение трюков во время прыжков с одного или нескольких трамплинов.
  • Триал – преодоление самых разнообразных труднопроходимых препятствий на «чистоту» исполнения.

Последние две из перечисленных областей применения велосипедов требуют, скорее, не маунтинбайков, а BMX-моделей, имеющих ряд специфических конструктивных особенностей.

Итак, определившись с целью приобретения маунтинбайка, можно переходить к выбору модели по конкретным параметрам.

Как выбрать велосипед для кросс-кантри?

Чтобы выбрать правильный тип велосипеда кросс-кантри, стоит ознакомиться с несколькими рекомендациями:

Почти все велики для кросс-кантри тяжелые

Поэтому при покупке байка стоит обратить внимание на вес. Чем он тяжелее, тем больше его тянет к земле – а значит, тем труднее им управлять

В данном случае велосипед cross country из алюминия, карбона или сплава металла будет оптимальным вариантом.
Если вы собираетесь покупать горный велосипед кросс-кантри для езды по лесной местности, то руль должен быть длинный. Если только для прогулок по ровной дороге – лучше всего подойдет прямой короткий руль. К тому же стоит учесть, что короткая рама и длинный руль делают велосипед cross country манёвренным и позволяют с легкостью проходить даже самые трудные участки дороги.
Велики для кросс-кантри должны иметь надёжные тормоза. Чтобы правильно выбрать велосипед по этому параметру, лучше обратиться к консультанту за детальной информацией.
Амортизация – важная часть ровера. На неё возлагается роль своеобразного защитного механизма. Именно амортизаторы будут поглощать удары о поверхность. Планируете часто ездить по горным дорогам – купите двухподвесный country велосипед. В хардтейлах амортизации практически нет.
Покрышки велосипеда кросс должны иметь ширину от 2 дюймов. При этом рисунок протектора стоит подбирать максимально глубокий.
Так как горный велосипед кросс-кантри предназначен для езды по бездорожью, то обод должен выдерживать максимальную нагрузку. Лучше купить двойной или тройной. Если вы не можете позволить себе два дорогих обода, купите хотя бы задний от проверенного производителя, так как именно второе колесо будет испытывать наибольшие нагрузки.
Спицы. После каждой поездки их придется равнять, чтобы повысить живучесть колеса. Если вы покупаете дешёвый country велосипед, то количество спиц должно быть не менее 32.

За несколько километров

Встретившись на дистанции с равными по силам соперниками и понимая, что ни они вас, ни вы их до финиша не отпустите, можно начинать готовиться к борьбе. Например, выявлять свои преимущества и делать пометки. Вспоминать профиль и характер трассы финишных километров или пытаться его представить, рассмотреть варианты. Попробовать атаковать и проверить, как реакцию. Может получиться уехать. Спросим у Corto Factory Team:

– Ваня, готовишься как-то к финишу за несколько километров? Что делаешь?

Ваня: Если веду борьбу и хочу кого-то обогнать, думаю о стратегии. Сканирую местность, ищу лазейки, где выиграть время, жду места, где я однозначно уеду. Обычно это подъём, накидываю передачу и, выламывая, ухожу от соперников. Иначе со спусками, стараюсь быть аккуратнее, не ошибаться, не раз такой подход себя оправдывал.

Перед финишем

Если рядом никого нет, не стоит рисковать на спусках. Поддерживайте темп и спокойно доезжайте до финиша. Если же едете вдвоём или в пачке, то пора начинать действовать. Обнаружили у себя в ходе гонки сильные козыри, дающие преимущество перед соперниками? Пора их разыграть. Отцепить преследователей за 500 метров до финиша надёжнее, чем проверять спринтерские качества на последних метрах. Покажите свой самый быстрый спуск, выдайте супермощность в подъёме или, лавируя между препятствиями, отрывайтесь на технике. Нет козырей? Следите за соперниками, они могут использовать свои. Если терять позиции не ваш вариант, придётся чуть выйти за границы собственных возможностей и ответить на атаку, когда она случится.

Особенности велосипеда для кросс — кантри

Помимо тренировочного процесса стоит подобрать правильный велосипед для занятия кросс — кантри

Стоит обращать внимание на ряд ключевых характеристик, которые помогут в выборе наиболее оптимального варианта:

амортизаторы передней, задней части должны быть идеально качественными. Это тот критерий, на котором экономить нельзя;
оптимальное расположение конфигурации рамы – равное между положением рук и ног, что обеспечивает наклон вперед;
достаточный (примерно 10 см) ход должна иметь передняя вилка. Качественные образцы отличаются от других элементов высоким показателем сопротивления, полная блокировка, или пружинные и гидравлические комбинирования

Длинный ход более комфортный, что позволяет преодолевать большие длительные препятствия;
обращайте внимание на двойные, профильные покрышки. Дорогостоящие и качественные спицы помогут продолжить срок эксплуатации ободов, облегчит нагрузку;
выбирайте прочные, достаточно гибкие по своим характеристикам покрышки

Их основная функциональная задача состоит в гарантированном сцеплении с дорогой;
контактные педали станут незаменимыми для спортсмена, который планирует ездить на длительные дистанции. С их применением вы не только оптимизируете выносливость изделия, но и увеличите показатель продуктивности своего движения;
обязательно подберите качественный, хороший шлем. Его использование рекомендуемо как во время соревновательного процесса, так и во время тренировок;
существенное значение при выборе велосипеда для кросс — кантри имеет вес изделия. Необходим достаточно легкий, маневренный по своим качественным характеристикам транспорт. Карбоновые рамы, или алюминиевый, композитовый материал изготовления будет в данном случае наиболее оптимальным. Зависимо от веса наблюдается стоимость данного транспортного средства. Ведь от данного показателя зависит скорость езды по пересеченном маршруте;
преодоление подъемов требует качественной трансмиссии, которая обладает большим количеством скоростей;
весомую роль играет диаметр колес. Наиболее оптимальное решение в этом случае – 28 дюймов. С его помощью возможна быстрая езда.

Отдельно стоит отметить, что идеального «байка» нет. Необходимо точно выбрать для каких целей, вы будете использовать средство, затем выбрать ряд основных ключевых характеристик

Обращая на них внимание, вы наверняка подберете действительно оптимальный вариант, подходящий именно вам

Велосипед должен обладать надежностью, универсальности – эти качества помогут вам добиться ошеломляющих результатов.

Список лучших велосипедов для кросс кантри

Качественные велики для кросс кантри выпускают несколько фирм, которые уже давно специализируются на этом. Это, прежде всего машины для тех, кто занимается не профессиональной ездой. Но у них есть много того, что взято и из спортивных моделей, от этого рейтинг их ползет вверх.

  1. Forward 4232;
  2. Forward Sporting 1.0;
  3. Format 5342;
  4. GT Aggressor Expert;
  5. Merida Matts ;
  6. Kross Lea F4;
  7. Smart 90;
  8. Stels Navigator 600;
  9. Forward Agris 2.0 27,5 DISC;
  10. Romet Orkan 3.0M.

Forward 4232

Двухподвесный велобайк, пользующийся неизменным спросом. Пружинно-эластомерная вилка, оборудована регулировкой скорости отскока и блокировкой. Рама изготовлена из алюминия. Механический дисковой тормоз. Обода колес Weinmann XM280, покрышки Innova IA-2548. Каретка Prowheel сделана из кованой стали. Шатуны Prowheel Ten-581-PT 40/28T изготовлены из алюминия.

Forward Sporting 1.0

Полупрофессиональная модель в рейтинге занимающая устойчивое второе место. Один из самых лучших вариантов для езды по бездорожью. Второе место в списке из-за стальной рамы, что увеличивает вес велосипеда. Каретка полукартриджная, типа Neco b906.

Format 5342

Гибрид городского и внедорожного велосипеда для кросс кантри. Велосипед надежен, с отличными покрышками и устойчивой подвеской, которая не подведет, даже в самых сложных ситуациях.

GT Aggressor Expert

Это модель 2015 года, но в кросс кантри до сих пор пользуется спросом, так обладает улучшенными характеристиками рамы из надежного алюминиевого сплава, имеет колеса диаметром 27 дюймов. Передняя подвеска имеет ход меньше чем обычно 80 мм, хотя у всех 100 мм. У этого велобайка 24 скорости.

Merida Matts 6

Лучший велик для тех, кто начинает профессиональное катание в дисциплине кросс кантри. В списке хоть и занимает пятое место, но вполне может конкурировать со своими аналогами, которые в рейтинге находятся выше. Рама у этого велосипеда алюминиевая, большая часть деталей также из этого материала, поэтому и вес машины всего 14 кг. Быстро набирает скорость, а остановиться также быстро позволяют дисковые тормоза, которые плавно, но решительно ставят машину на место.

Kross Lea F4

Специальный велосипед для девушек, которые желают принять участие в кросс кантри. Рама этой модели выполнена из алюминиевого сплава с применением технологии гидроформинга. У транспорта одна передняя подвеска и ход вилки 75 мм, тормоза дисковый, 24 скорости, колеса диаметром 26 дюймов.

Smart 90

Модель 2016, 2017 гг. с алюминиевой рамой, оборудована пружинно-эластомерной вилкой с ходом в 100 мм и гидравлическими дисковыми тормозами

Вилка SR Suntour XCT одна из самых надежных, что немаловажно для машин, которые относятся к типу кросс кантри. Отличает этот велосипед также от другие и его полупрофессиональные покрышки Schwalbe Smart Sam

Stels Navigator 600

В отличие от всех остальных перечисленных моделей эта обладает немаловажным качеством – не очень высокая цена, при этом этот велосипед по всем своим параметрам относится к кросс кантри: у него облегченная рама, ободные тормоза, 18 скоростей. Он вполне подходит для загородных прогулок, но если задача ставится более серьезная, то лучше выбрать другую модель.

Forward Agris 2.0 27,5 Disc

Этот велосипед выделяет диаметр его колес – 27,5 дюймов. Пожалуй, это единственное, что выделяет его среди всех образцов. В остальном это вполне бюджетный вариант с гидравлическими тормозами. Требует качественного обслуживания, к примеру каждые два три месяца требуется переборка передней вилки иначе ее просто заклинит. Но в целом это неплохой отечественный двухколесный транспорт для кросс кантри, который при должном уходе прослужит долго.

Romet Orkan 3.0M

Недорогой велосипед для загородных прогулок. Для начального освоения сложных трасс в полевых условиях вполне подходящая модель. Передняя амортизирующая вилка позволяет легко преодолевать сложные препятствия, а ободные тормоза обеспечивают отличное торможение при любом уровне сложности.

Сходства и отличия кроссовой модели от МТБ

Перейдем к другой стороне медали – характеристикам горных велосипедов. Именно эти параметры дают кроссовым велосипедам те преимущества, которых нет у шоссейников и обычных дорожных моделей: проходимость на пересеченной местности, ударостойкость под нагрузками, амортизация. Однако и по этим параметрам кросс-байки отличаются от своих горных собратьев – они менее выражены, не подходят под агрессивные условия и стили езды, например, кросс-кантри или фрирайд.

Гибриды имеют меньший ход амортизационной вилки по сравнению с горными велосипедами: это снижает их стойкость к ударам на камнях и препятствиях, зато не мешает разгону на ровных дорогах. Динамика и удобство управления кроссами на городских дорогах значительно выше, чем у МТБ.

Покрышки имеют достаточно глубокий рисунок протектора для езды по грязи, песку и ухабам, но более гладкие, если ставить с ними в ряд шины от тех же кантрийных велосипедов. Благодаря этому гибрид лучше разгонится и будет держать скорость на свободной дороге, но «утонет» на бездорожье, где МТБ спокойно проедет.

Велокросс-байки оснащаются трансмиссией от горных велосипедов. Отличие состоит в том, что передачи для въезда на подъемы с большим уклоном не используются на гибридных моделях. Наоборот, чистые МТБ не оснащаются скоростными передачами для высокого разгона по шоссе, в то время как на гибридах они есть. Тем не менее эта разница не столь существенна, зачастую на скоростных моделях передачи не используются в полном объеме.

Руль на гибрид ставится прямой, как и на маунтин-байк

Коснемся еще одного важного параметра – накат. Традиционные горные велосипеды проигрывают гибридам за счет нескольких факторов сразу:

  • размеры колес (26 дюймов против 28 у кроссовых);
  • конфигурация покрышек;
  • амортизация.

Посадка велосипедиста при управлении кроссовым байком приобретает наклонное положение, промежуточное между стандартной МТБ-шной и шоссейной. Разумеется, при правильно подобранной ростовке.

Прочность традиционных горных и спортивных велосипедов выше, нежели гибридных. Это связано с тем, что МТБ испытывает большие нагрузки в прыжках и преодолении препятствий, тогда как запас прочности у их «оппонентов» не рассчитан на такую агрессивную езду

Однако кросс выигрывает в весе – важном показателе для быстрой езды по дорогам

Финиш

Всё ещё не разрешилось? Выбирайте передачу. Такую, которую сможете раскрутить секунды за три

Важно пересечь финишную черту на максимальной скорости. Слишком тяжелая передача не даст этого сделать

Пока вы будете её продавливать, всё кончится. Со слишком лёгкой попадёте в ситуацию, когда впереди ещё десяток-другой метров, а ноги уже взбивают воздух на максимальном каденсе. Переключаться, стоя на педалях и выдавая свои максимальные ватты, будет проблематично и некогда. Так что передача нужна та самая. Выходить на спринт с колеса соперника – это преимущество, легче контролировать ситуацию. Но и с первой позиции можно так резко дернуть, что второму останется только плечами пожать. Не стоит слишком оглядываться на соперника, будьте готовы разыграть свой сценарий. Тот, кто действует первым и чётко, в более выгодной ситуации. Реакция требует времени, а секундное замешательство может решить исход борьбы.

Ну, а если рядом никого, большой палец вверх и улыбка – получится хорошее фото.

– Ваня, поделишься с читателями эффектным финишем?

Ваня: Я больше всего люблю финишировать один и с большим отрывом. А для эффекта можно банник дёрнуть, тоже будет отличный кадр)

Дисциплины маунтинбайка

Горный велосипед насчитывает 10 дисциплин, которые в свою очередь делятся на подвиды. Рассмотрим подробнее каждую из дисциплин маунтинбайка, её особенности и экипировку.

Велотриал

Велотриал (англ. bike trials) — одна из дисциплин маунтинбайка, суть которой заключаетсяся в преодолении серии препятствий на горном велосипедe. Препятствия в велотриале могут быть естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и другие. При преодолении препятствий нельзя опираться ногами, руками или другими частями тела.

Дерт-джампинг

Дерт-джампинг –дисциплина маунтинбайка, которая представляет собой прыжки спортсменов (с выполнением трюков) на серии трамплинов. Велосипед для занятия дерт-джампингом очень напоминает BMX: хардтейл с одной передачей, без амортизационной вилки, без переднего тормоза (необходимое условия для выполнения некоторых трюков), широкие педали, широкие покрышки. Данный вид очень зрелищный, поэтому обладает очень большой популярностью.

Стрит

Стрит (англ. street) – экстремальное катание по улицам городов и другим искусственным объектам, в настоящий момент не является дисциплиной, скорее это набирающий популярность стиль катания. Велосипеды для стрита отличаются тем, что рамы и шатуны у таких велосипедов сделаны из стали, для большей прочности и «неубиваемости» при скольжениях по перилам или при случайных падениях. Для лучшей управляемости колеса уменьшены с 26 до 24 дюймов, вес такого велосипеда доходит до 14 кг.

Слоупстайл

Слоупстайл (англ. slopestyle) – представляет собой выполнение серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контр-уклонах, дропах, перилах и других объектах, расположенных последовательно на всём протяжении трассы. Каждый трюк должен выполняться аккуратно, точно и технически правильно, так как при падении есть большая вероятность получить травму и не пройти трассу до конца. Если вылеты достаточно велики, то для слоупстайла подойдут байки для фрирайда небольшой ростовки, если же все не так страшно, то подойдёт велосипед для стрита.

Кросс-кантри

Кросс-кантри (англ. cross-country) – мужская или женская дисциплина, которая представляет собой гонки на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса для кросс-кантри содержит большое количество спусков, затяжных подъемов, а также скоростные и технические участки. В кросс-кантри могут использоваться как естественные, так и искусственные препятствия. В данной дисциплине обязательным элементом экипировки является шлем.

Параллельный слалом или байкер-кросс

Параллельный слалом – дисциплина, в которой одновременно соревнуются друг с другом 4 гонщика. Дисциплина предполагает наличие некоторого контакта между спортсменами, но этот контакт не должен противоречить духу честной борьбы. Заезд проходит на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Велосипед для слалома имеет увеличенное расстояние между колесами, заниженный центр тяжести. Навесное оборудование ставится с наименьшим весом для лучшего ускорения.

Даунхилл (скоростной спуск)

Даунхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в максимально быстром спуске с горы на горном велосипеде. Для скоростного спуска подойдёт велосипед с двумя амортизаторами и крепкой навеской, вес такого велосипеда не должен превышать 20 кг.

Фрирайд

Фрирайд – дисциплина маунтинбайка, которая предполагает свободный спуск с горы без каких-либо трасс и тропинок на максимально возможной скорости. В этой дисциплине обычно используются двухподвесные велосипеды, близкие по конструкции к даунхильным, но изменяющиеся в зависимости от их назначения. Обязательным элементом экипировки является закрытый шлем.

Апхилл

Апхилл – дисциплина маунтинбайка, которая заключается в скоростном подъеме на склон. Велосипед в данной дисциплине должен быть максимально легким, идеальным можно считать вес менее 10 кг.

Норт-шор

Норт-шор – дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в преодолении определенной трассы с естественными и искусственно построенными препятствиями (узкие извилистые бревенчатые мостики и винтовые «лестницы», «качели» и даже «мёртвые петли»).

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке докладов по физкультуре и рефератов на тему «Горный велосипед».

Теги: олимпийские виды спортаэкстремальные виды спорталетние виды спорта

экстремальные виды спорта

Нужен ли особый велосипед

Учитывая специфику сложности трасс кросс-кантри, желательно подбирать велосипед для соревнований, соблюдая следующие советы:

  • самая легкая, но прочная рама значительно упростит прохождение тяжелых этапов пути в дисциплине;
  • надежное навесное оборудование, ускорит продвижение по маршруту, сэкономит время. Выбирают одну или две подвески – при втором выборе конструкция тяжелеет, но повышает проходимость без потерь скорости и дополнительных сил;
  • выбирать оснащение колес легкими ободами, покрышки должны обеспечивать наибольшую сцепляемость с трассой;
  • руль, вилка и остальная оснастка велосипеда должна быть высоконадежной;
  • хорошие модели велобайка, подходящего для данной дисциплины, стоят недешево – начиная от тысячи долларов, но помогут пройти этапы кросс-кантри с наилучшим результатом.

Хардейл в сравнении с байком с двумя подвесами обычно лидирует, так как он мгновенно набирает ход и экономит драгоценные секунды. Но двухподвес значительно устойчивей, меньше вибрирует и более комфортен при езде по неровностям кросс-кантри трассы. Благодаря прекрасной амортизации двухподвеса, проезжая по ухабам и ямам, можно не вставать на педали. Дизайн этой модели велосипеда значительно ярче и привлекательней.

Конечно, байк, имеющий две подвески, имеет минус, связанный с большим весом и более сложным техобслуживанием.

Особенности горных велосипедов

Обычные горные велосипеды созданы для преодоления сложных склонов. Но они создавались для обычного преодоления трудностей, а не быстрого. Их колёса больше, а сам велосипед массивнее. Правда есть исключения. Кросс кантри сами по себе являются горными велосипедами, поэтому включают в себя все их достоинства. Трудно выделить в горном велосипеде положительную черту, которой нет у кросс кантри. Пожалуй, только безопасность, но велосипед велосипеду рознь.

У кросс кантри более низкая посадка, чем у горного велосипеда. Это нужно для более активной езды. Типов горных велосипедов существует много. Даунхил это скоростной спуск с гор. Они отличаются мощной тормозной системой, которая обеспечивает лёгкую остановку транспортного средства перед препятствием. Фрирайд можно использовать не только для спуска, но и для подъёма. Существует стиль олмаунтин, который специализируется для езды вне дорог.

Каждый из этих стилей горных велосипедов имеет какие-то черты, которые позволяют ему выполнять свои функции. Кросс кантри это один из многочисленных видов горных велосипедов. Он предназначен именно для спортивного преодоления препятствий. Ехать на нём нужно не только быстро, но и красиво.

Остальное зависит от конкретного вида велосипеда. Горный велосипед очень широкое понятие. Сюда можно включить и тяжёлые машины, предназначенные для прохода по непроходимой местности и лёгкие тягачи, которые нужны для подъёма в гору по крутым склонам. Выбор велосипеда зависит от того, что именно человек собирается делать в горах.

Кросс кантри дорогой велосипед. При его производстве используется сложные карбоновые рамы, которые улучшают качество велосипеда. Остальные виды создаются на базе более дешёвых элементов

Это заставляет говорить о ещё одном важном отличии – цене. Нормальный маунтинбайк можно купить за 1000-2000 долларов США, кросс кантри будет стоить 2500

Чем более новая и совершенная модель, тем она дороже.

Фрирайд (freeride).

Фрирайд бывает разным – классический фрирайд, норт-шор (north shore), дроппинг (dropping) и др. Классический фрирайд – техничное прохождение сложных трасс как естественного, так и искусственного происхождения. Узкие тропки, серьёзные прыжки, крутые спуски. Норт-шор – это езда по узким помостам, брёвнам, качелям и другим подобным конструкциям. Дроппинг – прыжки с обрывов и карьеров.

Велосипед для фрирайда – как правило прочный двухподвес с алюминиевой или хромолевой рамой, средними ходами подвески (160-180 мм), широким рулём, коротким выносом, широкими зубастыми покрышками и мощными дисковыми гидравлическими тормозами. Для норт-шора требования к прочности не такие высокие, а вот в дроппинге прочность играет ключевую роль, что приводит к увеличению веса. Иногда на велосипедах для дроппинга можно увидеть колёса диаметром 24 дюйма. Для лёгкого фрирайда могут использоваться хардтейлы.

Кросс кантри

В базе данного спортивного направления находится экстремальная езда по местности пересеченного характера. Кантрийщик – человек, который прилагает неимоверные усилия для того, чтобы достичь успеха в данной области. Этот спорт требует отличной атлетической подготовки, умения, опыта, изнурительных, достаточно продолжительных тренировок.

В этот состоит основная разница между велосипедистом и кантрийщиком. Ведь для первого необходимы навыки хорошей езды, скорость, возможно, выносливость. В большей степени велосипедист – это любитель, который просто наслаждается процессом езды. Настоящий спортсмен обладает всеми важными качествами, что способствует высокому уровню результата.

Тренировочный процесс при этом достаточно длительный, важно иметь сильные ноги. При тренировке спортсмен находит баланс между биением сердца и работы мышц

Поэтому сочетая три комплекса в единое, будущий побудитель в полной мере подготавливает свое тело.

  1. Необходимы аэробные нагрузки. С помощью их регулярного проведения, человек учится правильно использовать кислород, вырабатывает умение продолжительной езды с минимальной усталостью.
  2. Чтобы взрастить мышечную силу, необходимо применение силовых тренировок. Сам тренировочный процесс совершается поочередно стоя – сидя при езде на подъемах.
  3. Необходимы скоростные тренировки. Таким образом, вы не только используете предыдущие техники, но и отточите круговое педалирование. Показатель 80 – 90 оборотов ежеминутно – это наиболее оптимальной частотой прохождения дистанции.

Что стоит учитывать при выборе кросс кантри велосипеда

Перечисленное только общее, что объединяет между собой этот тип велосипедов. Но когда приходит время делать выбор относительно конкретной машины, необходимо более тщательно рассмотреть основные параметры.

Подходя к выбору подвески, конечно надо учитывать то обстоятельство, что большинство производителей отдают предпочтения в этом классе велобайкам хардтейлам, но и двухподвесная система не такая уж и редкость. У двухподвеса то преимущество, что амортизация гораздо более удобная, а значит и езда комфортная, но существенный недостаток состоит в том, что из-за двух амортизаторов вес велосипеда увеличивается, ремонт таких систем более сложен. А значит при выборе машины для кросс кантри, надо остановиться на типе подвески хардтейл;
Рама у велобайка такого типа ни в коем случае не стальная, так как это увеличивает вес и делает шансы конструкции машины еще более уязвимыми, так как при тех нагрузках на велик, которые могут выпадать при кросс кантри, рама их просто может не выдержать и сломаться или дать трещину. Поэтому выбор за более надежными комбинированными материалами, способными защитить велосипед и дать ему более устойчивую возможность вывести седока в любых условиях местности;

Выбирая подвеску, основанную на передней вилке надо проследить за тем, чтобы ход был около 100 мм., не менее, и чтобы сама амортизация была комбинированная: т. е. пружинной в комбинации с гидравлической. От величины хода будет зависеть раскачка велика, чем она меньше, тем быстрее движение самого велосипеда

Но с другой стороны, если ход более продолжительный это дает возможность езды с большим удобством, что также немаловажно при езде в условиях кросс кантри;
Важный момент в выборе правильной машины для поездок по пересеченной местности, состоит в подборе покрышек. Уже сказано, что они должны быть с протекторами, но также необходимо, соблюдать и такое правило: нельзя чтобы они были по ширине больше 2 дюймов – чем толще покрышка, тем больше контактное пятно, тем ниже накат велобайка

Т. е. покрышки надо выбирать не слишком широкими, но и не слишком узкими.

Все эти необходимые обстоятельства при выборе надо учитывать, они дают возможность подобрать оптимальную машину для тех задач, которые перед ней поставлены. Т. е. зная эти характеристики, мы можем выбрать велобайк для той или иной, конкретной местности, учитывая, что велосипед такого типа обязательно соответствует большей части указанных параметров.

Колеса, тормоза

Горный велосипед предусматривает повышенные нагрузки, поэтому прочность колес и надежность тормозов – обязательные условия.

Как правило, большинство горных велосипедов оснащены 26-дюймовыми колесами (исключение составляют гибридные модели – там диаметр колеса может быть 28 дюймов). Резина «агрессивная» или умеренно агрессивная, с выраженными зацепами протектора.

Если предполагается, что значительная часть эксплуатации будет все же происходить на шоссейных дорогах, лучше приобрести полуслики, иначе «злая» резина на трассе вытянет из велосипедиста силы без всякой видимой пользы. Может быть, если позволяют финансы, имеет смысл приобрести сменные комплекты и сделать свой МТB вседорожным.

Обязательно нужно обратить внимание на обода. Если они выполнены из стали, лучше сразу вежливо отказаться – они тяжелые, недолговечные, подвержены коррозии

Основной материал для этой части колес – алюминиевые сплавы. Можно встретить обода с анодированием – они несколько дороже обычных, их легко узнать по черному цвету.

Не стоит скупиться – лучше сразу приобрести двойной обод – он намного прочнее, выдерживает большие нагрузки, на нем гораздо труднее заработать «восьмерку».

По поводу выбора тормозов существуют разногласия. Некоторые настоятельно рекомендуют, по старинке, применять ободные, есть ярые сторонники дисковых. И те и другие имеют свои достоинства и недостатки.

  • Ободные тормоза проще в ремонте и эксплуатации, но гораздо сильнее подвержены влиянию грязи, воды, что не редкость при движении на пересеченной местности. Они резко теряют свою эффективность, если колесо «поймало восьмерку». Кроме того, с ними быстрее изнашивается обод, при интенсивном частом торможении он может сильно нагреваться. Если выбор сделан в их пользу, то это должны быть v-brake – тормоза с параллельныv ходом колодок (не клещевые или кантилеверные).
  • Дисковые тормоза все чаще вытесняют ободные, обладая рядом преимуществ. У них хорошая эффективность торможения, лучшая восприимчивость к величине усилия нажатия на тормозную рукоятку, они не боятся погоды, имеют длительный срок эксплуатации, не изнашивают обод и не чувствительны к его деформациям. Недостаток – несколько больший вес, цена, существующая вероятность повреждения тормозного диска, срыве колеса с препятствия.

Привод на тормоза может быть механический, через тросик, или гидравлический. На даунхиллы, фрирайды и триалы, как правило, устанавливаются только гидравлические дисковые.

Выводы

В целом, велосипедистов можно поделить на две большие группы. Одни любят хардтейлы, другие предпочитают двухподвесные изделия. Последний вариант подойдет новичкам данного направления. Характеристики таких велосипедов: мягкий, сравнительно плавный ход. Этому процессу способствует два амортизатора. Внешний вид изделия более привлекательный, уровень вибрации достаточно низкий, езда комфортная по ощущениям.

Среди их недостатков отдельно выделяют небольшую скорость, что так важно в данном спорте. Качественное изделие по своей стоимости намного выше за велосипед с одним амортизатором

Кросс – кантри является действительно экстремальным занятием, заниматься которым могут лишь старательные, ответственные, сильные люди. Для данной дисциплины необходим сильный характер, который не сломится после изнурительных тренировок, или от горечи поражения.

Тренируя в себе комплекс определенных качеств, подобрав наиболее оптимальный велосипед, вы можете стать победителем, ярким представителей этого вида спорта.

Источники:

https://frikke.ua/novosti/fetbaik-ili-gornyi-velosiped-chto-vybrat
http://yvelo.ru/vidii_velosipedov/velosipedii_mtb.html
http://veloboy.ru/raznica-shosseynykh-i-mtb-obuvi/
https://krutipedaly.ru/osobennosti-velosipeda-dla-kross-kantri/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector