Велосипед мужской аист

Содержание скрыть

Сколько стоил велосипед в СССР: цены детских, городских складных моделей

Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 29 января 2021. Обновление статьи: 24.01.2021. Время чтения 8 мин.

Все мальчишки и девчонки в СССР проводили свободное время не в интернете, а рассекая на велосипедах. Такая покупка была доступна среднестатистическому советскому труженику, так как цены простых моделей составляли 45–75 руб. Складные, туристические были дороже, но и их стоимость не превышала 192 руб.

Двухколесные и трехколесные «друзья» всегда пользовались особой народной любовью в Советском Союзе. Уже давно исчезла страна, скорость жизни увеличилась в разы, но популярность их не прошла. Однозначно изменилась функциональность и цены, но, чтобы понять насколько, сравним с характеристиками и стоимостью велосипедов в СССР.

Предыстория

Любили прогулки на железном коне и до революции, но в тот период позволить это могли только обеспеченные люди. Семнадцатый год сравнял социальные слои. Поэтому правительству пришлось задуматься о возможности серийного производства такого транспорта.

велосипеды до революции были очень экстравагантными

Фото: велосипеды до революции были очень экстравагантными

Первым специализированным предприятием стал Харьковский велосипедный завод. В ноябре 1923 г. с его контейнера вышла первая партия в 1 000 изделий. Выпуск приостанавливался только на время Великой Отечественной войны, но возобновился сразу после её завершения.

Предприятия по выпуску действовали в Москве, Минске, Перми и других городах. На любом из этих заводов изготавливали качественные образцы. Это достигалось за счет применения высококачественных материалов. У велосипедов тех лет практически не было дополнительных аксессуаров, зато бонусом шла высокая коррозийная прочность.

Одной из первых моделей стал «ЗИЧ-1», производство которого было налажено в 1946 г. на новосибирском авиационном заводе. На нем была предусмотрена стальная прочная рама, для лучшей аэродинамики – руль сконструирован в спортивном варианте.

ЗИЧ-1

Еще одним популярным дорожным мужским вариантом в пятидесятых годах стал байк «Урал». Велосипед сконструировали с расчетом на повышенную устойчивость.

Урал

Фото: «Урал» с сумкой для инструментов в комплекте

«Младший брат» «Уралец» предназначался для подростков старше 10 лет. Кстати, выпускали его до 1994 г.

От редактора! В послевоенные годы велосипед еще оставался роскошью для людей со средним доходом. Мальчишки мечтали о таком транспортном средстве. По данным ЦСУ СССР, в 1953 г. он стоил 592 руб., тогда как зарплата по стране была 558 руб., а в сельском хозяйстве и вовсе 445 руб. Для сравнения: говядину можно было купить за 12,50 руб., сливочное масло – за 25,50 руб., а 1 кг сахара – за 12,60 руб.

Стоимость и модели

Информация о ценах сохранилась благодаря не только воспоминаниям, но и сведениям из паспортов.

Таблица 1. Стоимость некоторых велобайков СССР

МодельГодВ сов. руб.Средняя з/та По курсу 2020 г., рос. руб.
Турист1979104148,7446 157
Орленок4519 971
Аист198974,70217,7420 255
Кама1989100217,7427 114
Турист1990192248,4049 668

Источник: паспорта и инструкций

От редактора для сравнения! Цены в 1989–1990 гг. на другие товары: мясо – 2,30 руб., картофель – 30 коп., хлебобулочные изделия – в среднем 31 коп.

Как видим, советский человек мог позволить себе купить велосипед, но выбор был ограниченным.

Справка от редактора! Для пересчета в современные рубли применен курс соответствующих лет и калькулятор инфляции доллара.

Для детей

В Советском Союзе серьезно занимались производством именно детских велосипедов. При создании любого такого проекта конструкторы ориентировались на возрастные особенности будущего потребителя.

Для самых маленьких отлично подходил трёхколёсный «Малыш», выпускаемый с 1962 г. На нем мог передвигаться ребенок с года до трех. Для ребят постарше хорошо подходил «Дружок», на нем можно было оттачивать навыки езды на двухколесном велосипеде.

Малыш

Фото: первый друг советских ребят – «Малыш».

Многие сегодняшние взрослые старшего поколения вспоминают, что они научились кататься на «Школьнике». Его производство началось еще в 1956 г. на профильном предприятии города Горький. Прогулочный двухколесный друг был предназначен для езды по асфальту или дорогам с ровным покрытием.

Школьник

Фото: легендарный «Школьник»

Ранние модели делились по гендерному признаку. Для мальчиков выпускали велосипеды с рамой закрытого типа, для девочек – она смещена под углом немного вниз. В остальном конструкцию транспорта можно было назвать довольно примитивной.

В пятидесятых годах был популярен еще один детский велотрансформер. «Ветерок» можно было использовать в качестве двух- или трехколесной модели. Такой вариант предназначался для детей старше 3 лет.

Городские

Самыми любимыми среди школьников младшего возраста были «Орленок» и «Ласточка». Прототипом такого транспорта стали немецкие довоенные образцы. Первые партии увидели свет в 1949 г. Их выпуск без особых технических доработок продолжался до 1979 г.

В конце периода продаж цена велосипеда составляла 45 руб. Это было намного меньше автомобиля. Например, ВАЗ-2106 можно было купить за 8 400 руб.

Разница двух одинаковых моделей заключалась в геометрии рам. У «мужского» варианта она была закрытая, а у женского – открытая.

Технически изогнутая рама у «Орленка» создавалась, чтобы его было удобно транспортировать на плече вверх по лестничному пролету. От остальных детских моделей этот образец отличали взрослые детали. А это уже считалось по-настоящему «крутым» признаком.

Орленок

Для старшего поколения больше подходил «Турист». Эта модель была выпущена в массы в 1949 г. Его преемник «Спутник» являлся дорожно-туристическим вариантом, который использовали и как прогулочный, и как скоростной велосипед. Он появился в 1961 г. как результат переименования «Туриста» и выпускался до 1983 г.

Складные

Такой транспорт был удобен в перемещении, но уступал своими качественными характеристиками.

Самая известная модель в Союзе – «Кама» пермского производства. У нее был высокий руль, удобное сиденье.

Не меньшей популярностью пользовался «Салют» этого же производителя. Замок для складывания был встроен в открытую раму. Эта модель была похожа на предыдущую, но шла на более крупных колесах. Пользователи отмечали, что полезность от складывания была востребована только при хранении. В общественном транспорте «Салют» неудобно было провозить даже в сложенном виде.

Салют

Еще одной интересной моделью стал «Аист». Этот простой велосипед «родился» на минском производстве еще в 1947 г. и выпускался вплоть до 1992 г. без особых изменений.

Интересно! В 1950 г. продали стотысячный «Аист».

Среди ощутимых преимуществ – металлические крылья, защита цепи, светоотражающие элементы, багажник, звонок и даже сумка с инструментами.

Спортивные

Небольшая доля советского велопроизводства ориентировалась именно на спортивные модели. Например, «Москва-80» разработана специально для гонок на шоссе.

Интересный факт: этот велосипед разрабатывали для подготовки и дальнейшего участия советских спортсменов в будущей Олимпиаде. Но несмотря на большую проделанную работу, команда от Союза так и не приняла на них участие в общем соревновании, пересев на проверенные итальянские Colnago. «Москву-80» «оседлали» камерунские спортсмены.

предолимпиадная «Москва-80»

Фото: предолимпиадная «Москва-80»

Еще одним «гоночным» вариантом стал «Рекорд». Специальная конструкция рамы выполнялась из тонкостенных труб. Руль также был переделан под свойства аэродинамики.

А вот следующая модель – «Спринт» – еще и трансформировался под использовавшего его спортсмена. Вес таких транспортных устройств не поднимался выше 9 кг.

Было и стало

Во времена СССР велосипед стоил от 45 до 192 сов. руб., или от 19 971 до 49 668 руб. в пересчете на деньги 2020 г. В любом случае, среднестатистический советский гражданин тратил на покупку меньше 1 зарплаты.

Наши современники продолжили традицию любви к этому виду транспорта. Конечно, сегодняшнее разнообразие веломоделей просто поражает. Например, «Яндекс.Маркет» говорит о таких ценах:

  • самый популярный городской велосипед STELS Navigator 395 28 Z010 (2018 г.) – 9 000 руб.;
  • детский Navigator First Bike для «начинающих» – 2 508 руб.;
  • «малышковый» Novatrack Neptune 12 (2019 г.) – 4 446 руб.;
  • самая дорогая современная модель Kettler Traveller 1.0 Trapez 2020 г. –76 500 руб.

От редактора! Как видим, при средней зарплате, по данным Росстата, 47 649 руб. на август 2020 г. велосипед остается доступной покупкой.

Но большой выбор аксессуаров открывает дверь в новый мир веловозможностей. Пользователи могут подобрать всё: от фонарика до мини-компьютера. Последний будет показывать скорость, время тренировки и даже считать калории сидящего на нём «всадника».

Richter ‘ s Cycling

Бестормозная втулка с 6-скоростной трещоткойДля замены втулки понадобится переспицевать колесо. Не нужно пугаться этой операции: делается это просто, и при разумном подходе всё получится. В случае неуверенности можно поручить переспицовку мастеру, но это будет стоит денег (в моем случае предполагалось 250 — 290 р.). На данный момент собранное мной (впервые) колесо прошло больше 2800 км как по шоссе, так и по пересеченке, никаких нареканий нет.

Для переспицевки понадобятся только обычные бытовые инструменты и немного масла для смазки резьбы спиц (станок для спицовки вещь необязательная!). О том как переспицевать колесо в интернете есть подробные статьи, например, от Шелдона Брауна (Sheldon Brown).

После сборки колеса понадобится увеличить расстояние между перьями задней вилки, т.к. многоскоростная втулка на 20 — 30 мм шире односкоростной. Увеличиваем расстояние, поочередно оттягивая руками перья в стороны: рама мягкая. После этого необходимо дополнительно отрегулировать зонт колеса, установив его на раму.

Не стоит ставить трещотки на 8 и более передач, т.к. это потребует сильного увеличения расстояния между перьями вилки. Я выбрал обычную 6-скоростную трещотку, поставилась без проблем.

В моем случае правый винт крепления уса крыла и багажника мешал переключению на 6-ю передачу, проблема решилась простой заменой винта.

Установка заднего переключателя

Задний переключательМной был выбран самый простой переключатель «Shimano» RD TY-18. В принципе подойдет любой переключатель с креплением на ось, а не на петух. Установка и настройка стандартные.

Тросик переключателя лучше вести наверх через верхнюю трубу рамы — там он не мешает и внизу не будет ни за что цепляться.

Замена системы

Система от "Туриста" с его "родной" защитойОдноскоростная система (передняя звездочка) непригодна для более узкой многоскоростной цепи. Я использовал систему от советского «Туриста» (2 звезды 51/40), причем заменил только правый шатун со звездами. Такая система полностью совместима с советскими каретками с креплением клином. Придется заменить и защиту цепи: старая скорее всего не подойдет из-за размера и положения звездочки.

Другой вариант: фрезерование старой звездочки. Если у вас есть такая возможность, этот вариант будет дешевле.

Замена цепи

На этом этапе мы можем проверить наше творение на работоспособность. Нужно выставить задний переключатель в положение одной из передач с помощью винта «High», и можно попробовать проехать в односкоростном режиме, тестируя сборку колеса и движение цепи.

Установка шифтеров

6-скоростной индексный шифтер "Xundah" типа GripShiftШифтеры (русское название — манетки:)) продаются парами (левый и правый). Лучше и брать сразу пару, хотя нам нужен только правый для управления задним переключателем. Установка самих шифтеров стандартная.

Крепление тросиков

В первом варианте останется только закрепить тросики вместе рубашками. Это можно сделать любого вида хомутами, т.к. нагрузки они в данном случае не несут.

Второй вариант сложнее. Оптимальным было бы крепление специальных фиксаторов с помощью сварки. Если нет сварки, можно изготовить фиксаторы из пластмассы или алюминия и прикрепить их при помощи хомутов. Хомуты можно сделать самому из жести или выбрать из сантехнических, автомобильных или электронных. Желательно проложить между рамой и хомутом резину, она будет смягчать крепление и предотвращать скольжение хомута.

Настройка

Что получили в итоге

В моем случае 3-я передача (2.428) стала соответствовать передаче дорожника (2.421).

Электровелосипед АИСТ TRACKER26F XF39 48В/500Вт LED900S литиевая батарея 11,6 Ач

Электровелосипед АИСТ TRACKER26F XF39 48В/500Вт LED900S литиевая батарея 11,6 Ач

Электровелосипед АИСТ TRACKER26F XF39 48В 500Вт LED900S литиевая батарея 11,6Ач

создан на базе дорожного велосипеда АИСТ TRACKER1,0 (модель 2018 года) с цельной рамой. Эти велосипеды изготавливаются на Минском мотоцыклетно-велосипедном заводе (Республика Беларусь) и укомплектован специалистами компании «El-Vel» качественным электрооборудованием, известного китайского производителя электротехники для велосипедов — MXUS.

Это простая и не дорогая версия велосипеда, который не прихотлив в обслуживании и прост в эксплуатации. Рама у этой модели велосипеда цельная и изготовлена из качественной стали. Он отлично подойдет как для езды по пересеченной местности так и в городских условиях.

В качестве тормозной системы используется задний ножной тормоз и передний ободной.

Приводит в движение этот велосипед мотор-колесо MXUS XF39 48В 500Вт установленное на передней вилке. Эта модель мотор колеса отличается плавным началом движения и надежностью работы.

Дистанция пробега велосипеда с использованием электрооборудования определяется емкость аккумуляторной батареи (АКБ) установленной на велосипеда и мощностью мотора.Этот велосипед укомплектован литиевой АКБ RE 48В 11,6Ач (Panasonic)

На велосипеде установлена — ручка газа, для контроля скорости передвижения,

Данная модель укомплектована дисплеем LED-900S, который дает возможность контролировать

  1. скорость велосипеда,
  2. заряд аккумуляторной батареи,
  3. так-же переключать скорости
  4. использовать функции круиз-контроля
  5. режим ”пешехода”

Для увеличения дальности пробега возможна комплектация электровелосипеда аккумуляторной батареей большей ёмкости (смотреть в разделе Аккумуляторы, при этом будет изменяться и стоимость электровелосипеда)

Комплектация

    АИСТ TRACKER26F XF39 48В 500Вт LED900S литиевая батарея
  • автоматическое зарядное устройство 220В — 2A
  • инструкция по эксплуатации
  • гарантийный талон

Общие эксплуатационные рекомендации использования электровелосипеда.

Не забывайте, что, срок службы электровелосипеда зависит от его правильной эксплуатации. Для того, что бы велосипед служил Вам долго — своевременно проводите технические работы по обслуживанию электрооборудования и соблюдайте условия его эксплуатации:

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

Техника

Если сейчас от разнообразия марок и видов исполнения велосипедов рябит в глазах, то в советское время все было не так. Основная масса советских велосипедистов пользовались обычными односкоростными моделями дорожных велосипедов. Среди взрослых самыми популярными были: “Урал”, “Минск”, “Украина” и “Десна”. У детей были: “Орленок”, “Школьник”. Среди складных моделей выделялись “Салют” и “Аист”.

Взрослые велосипеды с 28” колесами

Интересно, что, за почти полувековую послевоенную историю конструкция советских дорожных велосипедов практически не изменилась.

Менялась форма руля, манера исполнения сидений, форма колесного обода, но, в общем, это был все тот же советский дорожный велосипед. Даже запчасти были взаимозаменяемыми. Поэтому, часто можно было увидеть старые модели с какими-то новыми “вставками”.

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

Велосипед из СССР

Чаще всего это были новые колеса или крылья. Менялись также педали или седло. Происходило это не так часто, ведь качество исполнения советских двухколесных машин было на очень высоком уровне. Правда, ближе к 80-м, стали изготавливать крылья из более тонкого и непрочного материала, хуже стали педали.

По мнению многих велосипедистов, самым комфортным для езды был велосипед производства Минского мотовелосипедного завода. В плане надежности в эксплуатации лучшим считался “Урал”. А вот велосипеды производства ХВЗ, которые до 70-х годов считались одними из лучших, в последующие годы сильно сдали в плане качества изготовления и стали менее популярными у любителей “крутить педали”. Это было тем более удивительно, ведь по цене они были на 10-15 рублей дороже белорусских.

Из компоновки можно было отметить, что все они были довольно похожими внешне. Тонкая рама, пара полноценных крыльев, обязательный багажник и вес в районе 15 кг. Велосипеды с колесами размером 28” были самыми распространенными, можно сказать, что их количество было гораздо большим, чем дамские и складные (20”, 24” и 26”) вместе взятые. Большой размер колес позволял комфортно чувствовать себя в любых погодных условиях, при разных дорожных покрытиях и при езде на расстояние в несколько километров. Проблемы начинались только при затяжных подъемах. Здесь была бы очень кстати функция переключения передач (что такое редуктор с планетарным переключением передач у дорожных велосипедов в нашей стране никто даже и не знал). В таких случаях велосипедист спешивался и шел, наслаждаясь окружающим пейзажем.

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

Велосипед «Урал»

При движении по ровной дороге средняя скорость движения, обычно, составляла 20 км/ч. Некоторые разгонялись до 25-30 км/ч, но такую скорость поддерживать долгое время было невозможно (да, и спидометров на велосипедах в то время не было). Другое дело — ехать с горки! Это было мечтой каждого велосипедиста, так же, как и езда по ветру.

Все тормозные системы были ножной барабанной конструкции (движение педалей назад), что было очень удобно и интуитивно понятно. Проблемы начинались в тот момент, когда спадала цепь, на которой и была поставлена вся конструкция. Было много случаев, когда при спуске с горы, спавшая цепь приводила к серьезным травмам велосипедиста и даже смертельным исходам. Также отличались по количеству зубьев задние звездочки (обычно, 17 или 19), что при большем числе давало возможность более легкого хода. А вот в “Минске” устанавливалась передняя звездочка с 46 зубьями вместо привычных 48. Если к этому добавить улучшенную конструкцию каретки, то становится понятным, почему эти велосипеды считались лучшими в ходу.

Такие аксессуары, как спидометры, зеркала и подножки не входили в заводскую комплектацию. Но, то что касается последних, их часто можно было приобрести отдельно и установить. Так “железный конь” приобретал более благородный вид, да и решалась проблема с парковкой в пустынном месте, где было не к чему прислонить свой транспорт.

Велосипеды для подрастающего поколения

Обычно, это были модели с размером колес от 20” до 24”, более низкой рамой, или скошенной, как у “дамки”. Это делалось из соображений безопасности, так как подростки, только постигающие азы вождения, чаще падали или теряли равновесие. Также из-за меньшего роста, непрямая посадка была для них более приемлемой.

Одним из самых популярных был “Школьник”, предназначенный для детей 10-13 лет, который начали выпускать еще в далеком 1956 году и перестали только с развалом Союза. Он имел 20-дюймовые колеса и открытую раму, хороший запас регулировки руля и защитный щиток для цепи. Это было очень актуально для подростка, ведь штанина, попавшая в цепь могла вызвать состояние глубокого шока и привести к травмам. Весил он около 10 кг и считался очень надежным транспортным средством.

Детям постарше, обычно, покупали “Орленок” литовского производства, который имел оригинально изогнутую раму и 24-дюймовые колеса. Двухцветное исполнение седла, простая форма руля и качественная сборка делали его неизменным другом детей во время летних каникул.

Складные велосипеды

Особой категорией велосипедов были складные дорожные. Они компоновались колесами размером 20” (“Аист”) или 24” (“Салют”).

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

Велосипед «Аист», «Десна» складной

Их универсальность была в том, что на них могли ездить все, от мала до велика. Дети установив минимальный подъем седла и руля, начинали ездить на удобном (без рамы) велосипеде. По мере роста, и то, и другое можно было регулировать почти до бесконечности. Женский пол также любил этот транспорт из-за отсутствия рамы и удобства посадки-высадки. Некоторые мужчины предпочитали такой велосипед по причине его разборной конструкции. Без проблем его можно было сложить и отправить в багажник автомобиля или вагон электрички. Особенно, это относилось к имеющему совсем скромные размеры “Аисту”. Конечно, длительные поездки на таком транспорте были некомфортными и утомительными. Он был скорее предназначен для близкого подъезда.

“Аисты” начали выпускаться почти сразу после войны (в 1947 году), но, и сейчас еще в строю и пользуются заслуженным уважением и спросом.

А вот велосипеды марки “Салют” выпускаются и сейчас. Как и в те времена, кроме привычной складной модели, есть такая же с нескладной рамой и с большими колесами (26 или 28-дюймовыми). Особенностью этой модели был очень удобный, красиво изогнутый руль. Пользовался огромным спросом в селах и поселках.

Если на Украине и в Белоруссии больше любили эти марки складных велосипедов, то в России отдавали предпочтение “Каме”. Велосипед с яркой окраской был мечтой продвинутой молодежи. Не удивительно, что на эту марку одними из первых стали устанавливать зеркала, свет и различные аксессуары. Он был очень выносливым и с хорошей проходимостью на маленьких колесах.

Детские трехколесные велосипеды

Совсем маленьких детей учить езде даже на подростковом велосипеде было невозможно и, даже опасно. Поэтому, трехколесные велосипеды с прямым приводом на колесо были излюбленным транспортом всех детей Советского Союза.

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

Трехколесный велосипед из СССР

Несмотря на простую конструкцию, они были очень надежными и долговечными и часто передавались в семье от старшего к младшему, или к соседям. Ни руль, не седло здесь не регулировались, переднее, приводное, колесо было немного большего диаметра, была также задняя осевая балка рамы. На таком транспорте выросло не одно поколение советских детей, некоторые продолжали ездить на них даже когда вырастали (становясь на подножку сзади и отталкиваясь второй ногой от земли).

Спортивные и туристические модели

Выпуск был очень ограниченным, особенно, для моделей, предназначенных для профессионального спорта. Основные: “Турист”, “Спутник”, “Тахион” и “Москва-80”, выпущенный специально к московской олимпиаде.

Сразу стоит отметить, что если дорожные велосипеды, выпущенные на Харьковском велозаводе (ХВЗ) вызывали заслуженные нарекания, то спортивные модели украинского производства были всегда на высоте. Все завершилось тем, что выпуск специализированных спортивных велосипедов был полностью доверен этому заводу.

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

ХВЗ Старт Шоссе Москва 80

Лебединой песней стал, конечно же, “Москва-80”. Предназначенный для спортивных гонок, всего 8-ми килограммового веса в сочетании с неимоверной выносливостью — о таком “велике” любители такого вида транспорта могли только мечтать. Интересно, что и другой ряд моделей, выпущенных заводом к олимпиаде всегда считался наилучшим вариантом спортивного велосипеда. У многих такие марки стоят дома как реликвия, но, не меньшее количество продолжает ездить по нашим дорогам и почти сорок лет спустя, подтверждая качество изготовления.

Совсем другого качества был “Турист”, выпускавшийся на том же заводе. Отличавшийся внешне лишь обычным рулем (в отличии от загнутого “бараньего” у спортивной модели), в эксплуатации 4-скоростная модель вызывала лишь разочарования. Плохо выполненная система переключения передач часто подводила, невысокого качества были и другие комплектующие. Неудивительно, что несмотря на заметно большие объемы производства, таких моделей, в отличии от “олимпийских” уже не встретишь на наших дорогах. Он был гораздо ближе к дорожнику, компоновался обычными крыльями, багажником и подсумком для инструментов.

“Тахион” был специальным шоссейным велосипедом, который можно сравнить с современными гоночными. Из-за своей дороговизны (некоторые детали были импортного производства) он был незнаком большинству велолюбителей Союза. Был доступен только для элитных владельцев.

“Спутник” — был промежуточным вариантом между спортивной и туристической моделями. Имел изогнутый руль и хороший накат, позволяющий “выжать” из него до 35 км/ч. Седло при этом было обычного, дорожного типа. Был также недешевым по цене, но, имел расширенный комплект поставки: зеркало, насос и набор инструментов.

Особенностями таких моделей, в целом, была система переключения передач и отсутствие, по этой причине, барабанных тормозов. Тормозная система была ободного типа, как на переднем, так и на заднем колесе.

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

«Турист»

Многие из моделей советского периода до сих пор можно встретить на наших дорогах (причем, некоторые — еще в заводской компоновке). Нередко также встречаются объявления о продаже такой техники в интернете. Все это на практике подтверждает качество и популярность советских велосипедов. Для кого-то еще это — ностальгия по времени, “когда мы были молоды”.

Источники:

https://yakapitalist.ru/finansy/skolko-stoil-velosiped-v-sssr/
http://bike.wpdom.com/articles/3.php
https://el-vel.com.ua/p720966823-elektrovelosiped-aist-tracker26f.html
https://osssr.ru/technic/na-kakih-velosipedah-ezdili-vzroslye-i-deti-v-sssr/