Когда размер имеет значение: как выбирать покрышки для велосипеда
Сегодня существует великое множество типов и производителей покрышек для велосипеда. Как их выбирать?
Размер покрышки
Велосипедные покрышки всегда на боковине имеют маркировку, обозначающую минимум 2 параметра. Эти размеры обычно указывают:
- либо в дюймах (к примеру 29 х 2.10);
- либо в миллиметрах (622 х 52).
Первое значение в нашем примере указывает на диаметр покрышки (обычно это посадочный диаметр на обод), второе – на ширину-высоту профиля. Чем выше второе значение – тем шире будет выбранная вами покрышка.
Самый простой вариант выбрать покрышку для велосипеда – посмотреть параметры на старой, и выбирать новую им в соответствие. Но можно и варьировать, но только ширину. Например, вместо покрышек шириной 1,5 дюйма поставить «резину» шириной 2,2дюйма. Это реально. Главное – соответствие посадочного диаметра на обод.
Совет: покупая велосипедные покрышки шире, обращайте внимание на тормоза. Если они у вас ободные, покрышка туда может не влезть. Слишком широкие покрышки иногда не влезают даже в вилку. Другая сторона медали – слишком узкие покрышки. Такие на велосипедах (например, горных) при некорректной установке на поворотах могут слетать.
Варьируйте ширину покрышки в небольшом диапазоне. И всегда покупайте их в соответствие диаметру.
При покупке покрышки для велосипеда обращайте внимание на ее диаметр и ширину
Тип поверхности, на котором вы катаетесь
Покрышки для велосипеда нужно выбирать в соответствие поверхности, на которой вы катаетесь. Любите ездить по пересеченной местности, грунтам? Ваш вариант – покрышки с протектором (шипы). Чем агрессивнее условия, в которых будете кататься – тем сложнее должен быть рисунок на покрышке + больше диаметр шипов. Такая комбинация будет лучше цепляться за почву и не давать байку буксовать да скользить.
Любите скорость? Ездите по шоссе? Идеальный вариант – покрышки вовсе без протекторов и рисунка, так как они будут «съедать» вашу скорость, а еще силы и энергию. Обычно такие весят мало, что положительно сказывается на скоростной езде.
Существуют зимние покрышки для велосипеда. Их главная отличительная черта – наличие алюминиевых сердцевин в шипах – снова таки, для улучшенного сцепления с почвой, льдом в частности.
Главная отличительная черта зимних покрышек для велосипеда — наличие алюминиевых сердцевин в шипах
Бюджет
Почему одни покрышки стоят дороже других? В чем причина? Цену формирует не только бренд-производитель, но и следующие факторы:
- Вес. Чем легче и более технологична покрышка – тем она дороже. Самые дорогие покрышки – профессиональные модели для соревнований с минимальным весом и максимальным количеством технологических решений.
- Размер. Чем объемнее покрышка, тем больше материала и времени уходит на ее производство. И соответственно, возрастает стоимость.
- Тип корда. (обод внутри покрышки, придающий ей жесткости). Существует 2 типа корда – стальной и кевларовый. Стальной – тяжелый, некомпактный, нельзя сминать (при сминании можно повредить структуру). Кевларовый – легкий, компактный, на 20-30% дороже.
Покрышки для велосипеда с кевларовым кордом дороже, но легче
Рекомендации по установке покрышек
Обзаведитесь лопатками – это облегчит процесс монтажа (не лишними в вашем арсенале велосипедных вещей будут еще и эти инструменты). После монтажа, накачайте колесо до 1 атмосферы, после чего выровняйте покрышку на ободе. Не сделаете этого – велика вероятность того, что покрышка сядет неровно и будет «ходить восьмеркой».
После – накачайте до 2 атмосфер и оставьте ее на сутки. После этого – добавляйте давление уже до вам необходимого.
Детальнее о том, как правильно накачать велосипедную камеру, рассказывает герой следующего ролика:
Хранение
Не храните велосипед со спущенными колесами – покрышка быстро придет в непригодность. Не храните велосипед под прямыми солнечным лучами – покрышка может высохнуть и начать трескаться. Идеально: хранить в помещении средней влажности при комнатной температуре и давлении в камерах по 1 атмосфере.
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Велосипед на больших покрышках
О шинах
Шина — это упругая резиновая оболочка, которая устанавливается на обод велосипедного колеса. В своей конструкции имеет металлический или полимерный корд, являющийся её каркасом. Благодаря шине поглощаются колебания и вибрация, проявляющаяся по причине несовершенства дорожного покрытия. Шины различаются по своему размеру, рисунку протектора и составу. Также существуют бескамерные шины – в шинах такого типа воздух удерживается непосредственно самой покрышкой, герметично прижатой к ободу.
Требуется тщательно выбирать покрышку под свой стиль езды. На бездорожье плохо подобранная покрышка может привести к падениям (из-за плохих сцепных качеств), а на дороге может доставлять дискомфорт (от лишних вибраций).
шоссейные велосипеды
Шоссейные велосипеды — 27-дюймовые колеса. Для шоссейных велосипедов применяются узкие шины (18-27 мм) высокого давления. Рабочее давление шин шоссейных велосипедов обычно составляет от 6 до 9 атм. На шоссейных велосипедах могут устанавливаться однотрубки («трубки», «велотрубки»), в которых камера и покрышка представляют собой единое целое. Благодаря этому велотрубки несколько легче классических шин, но их невозможно (или очень трудно) отремонтировать при проколе и неудобно монтировать в полевых условиях (такие трубки приклеиваются к ободу).
городские и гибридный велосипеды
Диаметр колес 26 и 28 дюймов. На многих складных велосипедах устанавливаются колёса 20 дюймов. У городских велосипедов обычно используются шины «слики». Эти шины почти полностью гладкие. Рисунок протектора иммет небольшие канавки,которые способствуют быстрому и эффективному стеканию воды и грязи.
Для езды по мягкой почве выбирают более широкие покрышки с большими грунтозацепами — «грязевые». Обычно чем сильнее выражен протектор, тем лучше сцепление колеса, но тем выше сопротивление качению. Существует промежуточный вариант — так называемые «полуслики». На них грунтозацепы расположены только по краям покрышки, так что при езде по ровному жёсткому покрытию они не касаются дороги.
горные велосипеды
На горные велосипеды традиционно устанавливают покрышки диаметром 26″, но с недавних пор появился новый стандарт 27,5. У кросс-кантрийных велосипедов и всех горных велосипедов покрышки шириной от 1.8″ до 2.4″. Но велосипеды для даунхилла и фрирайда оснащены покрышками шириной от 2.5″ до 3.0″.
При покупке покрышек для горного велосипеда обратите внимание на протектор — он разный для переднего и заднего колеса. Протектор покрышки переднего колеса обеспечивает боковую устойчивость при прохождении поворотов. Протектор покрышки заднего колеса разработан для оптимальной передачи мощности и управления задним колсеом. Устанавливать покрышки на колесо нужно с учётом направлениия вращения. Определить направление вращения можно по стрелке на боковой стенке покрышки, которая указывает на правильное направление вращения.
Для фрирайда нужны покрышки, которые хорошо держат на крутых склонах, каменистых трасах, которые могут выдержать часы прыжков в парках для горных велосипедистов. Требуется протектор с агрессивным рисунком и высокими шипами. Мягкий липкий резиновый компаунд обеспечивает отличное сцепление на любых участках, помогает проходить повороты, но он быстро изнашивается, что увеличивает затраты на покрышки.
детские велосипеды
Для детских велосипедов покрышки различаются абсолютно также, как и для взрослых. Главное правильно подобрать размер. Как правило, покрышки для детских велосипедов имеют размер от 8 до 20 дюймов. Подростковые велосипеды имею колёса диаметром 24 дюйма
велосипеды BMX
Основными отличительными особенностями каждой велопокрышки для BMX и фристайла являются увеличенная жесткость, что позволяет избежать повреждения камеры колеса при выполнении прыжков и прочих элементов, связанных с повышенной нагрузкой. Кроме того, протектор таких шин, как правило, выполняется с заходом на боковину покрышки, для того чтобы сохранить устойчивость и сцепление при большом боковом наклоне колеса.
Колеса электровелосипеда
Казалось бы колеса электровелосипеда могут быть точно такие же, как и на обычном велосипеде, но это не так. Давайте разбираться почему?
- На обычном велосипеде – чем тоньше и легче колеса – тем проще крутить педали. Электровелосипед позволяет не ощущать проблем с кручением педалей. Толстые и тяжелые колеса влияют только на проходимость, комфорт и расход заряда батареи (он заметно выше).
- Электровелосипеды тяжелее педальных (мотор+батарея) и развивают большую скорость. Соответственно, каждый удар на ямке, камне или корне дерева намного разрушительнее для конструкции колес в целом и ободьев в частности. По этой причине для электровелосипедов предпочтительнее использовать более прочные и дорогие ободья, втулки и покрышки.
- Использование мотор-колеса увеличивает нагрузку на обод.
- У колес некоторых электробайков внутри ободьев пустота… Ни втулок, ни спиц.
Когда вы собираетесь купить электровалосипед или электрифицировать имеющийся обычный, раздумий над выбором колес не избежать. В сети есть множество очень умных статей о колесах с множеством цифр и графиков. Поскольку большинство пользователей электровелосипедов не имеют никакого желания вникать в тонкости колесостроения, попробую объяснить все просто.
Выбор диаметра колес электровелосипеда
Складные, детские, компактные, грузовые и электровелосипеды, которые хотя и с педалями, но на самом деле электроскутеры могут иметь размер колес 16”-24”. Обычные электровелосипеды имеют размеры: 26”, 27.5” или 29”. Их плюсы и минусы давно известны.
На данный момент модели ободьев разнообразны и многочисленны. Специалистов разбирающихся во всем этом многообразии нет и не может быть. Методология выбора ободьев для электровелосипеда такова:
- Не слушайте продавцов в веломагазинах. Это продавцы, а не тестеры.
- Не пользуйтесь советами с форумов. Там пишут скучающие болтуны, а не тестеры.
- Покупайте ободья только известных фирм: DT Swiss, WTB, Alex Rims, Mach1, Mavic, Sun Ringle. У них есть деньги на испытания и они дорожат своей репутацией. не имеет значения (у известных производителей любой обод относительно легкий). Важна только прочность.
- У всех вышеперечисленных фирм ободья производятся под конкретные виды спорта. Выбираете для: кросс-кантри, фрирайда, трэйла, эндуро или даунхилла.
- Покупать можно на chainreactioncycles.com (если нахапать велодобра на 9999 руб, то доставка бесплатная).
И не забивайте себе голову особенностями сплавов, количеством стенок, характером спицевания, пистонами и прочей чушью. Это все нужно знать только инженерам – разработчикам, они за это деньги получают.
Стандарт размера покрышек ISO (в прошлом ETRTO)
International Organization for Standardization разработала универсальную систему обозначения размера покрышек, с целью избежать ошибок и проблем несовместимости.
В системе ISO используется два числа. Первое обозначает ширину покрышки или обода (ободья измеряются между фланцами) в миллиметрах. Второе число — обозначает посадочный диаметр обода (BSD) в миллиметрах. Если это число совпадает у обода и покрышки, то они совместимы.
Важно учитывать, что ширина покрышки должна быть примерно в 1,45−2 раза шире внутренней ширины обода.
Если покрышка слишком узкая для обода, значительно повышается риск повреждения обода от ударов. Если покрышка слишком широкая для обода, ухудшается управляемость на низких скоростях, увеличивается вероятность быстрого износа боковин покрышки, а также опасность потерять контроль над управлением велосипедом на сдутой шине.
Таблица совместимости ободьев и покрышек:
Выбор ширины покрышек электровелосипеда
Так выглядит совершенно примитивная и условная классификация ширины покрышек:
- <1″ – узкая или «дорожная» покрышка (шоссейные велосипеды)
- 1 – 2,4″ – «нормальная» покрышка
- 2,4 – 3,5″ – широкая покрышка
- 3,5 – 4,5″ – очень широкая покрышка
- 4,5 – 5″ – сверх-широкая покрышка
Ширина покрышек должна соответствовать ширине ободьев и раме электровелосипеда. Говоря по простому, толстую шину не получится нормально использовать на узком ободе и никак не засунуть в раму которая на это не рассчитана. Большинство владельцев электровелосипедов используют покрышки шириной 2,0″-2,6″ (50-66 мм).
Более широкие покрышки имеют большее пятно контакта с покрытием дороги и создают хорошее сцепление с дорогой. Увеличенный объем покрышек также может повысить защиту от проколов и комфорт.
С покрышками шире, чем 2,6 дюйма, велосипедистам склонным к агрессивному стилю катания приходится сталкиваться с тем, что прохождение поворотов становится неточным.
Также следует обратить внимание на то, что относительно узкие покрышки лучше проваливаются в жидкую грязь достигая твердого дна за которое можно цепляться. Широкие в тех же условиях более часто пробуксовывают.
Крайне важным является то, что ширина покрышек в значительной степени влияет на расход электричества. На ровной дороге, на одной и той же батарее, используя покрышки шириной 5″ вы проедете как минимум вдвое меньше, чем на покрышках шириной 1″.
Протектор
Протектор оказывает огромное влияние на ходовые качества электровелосипеда и расход заряда батареи. Общие различия типов протекторов хорошо понятны по растиражированной по велосайтам картинке:
Довольно интересный вариант быстрой замены протекторов – это норвежская система reTyre. На базовые слики одеваются быстросъемные “шкуры” с протекторами для грунтовых дорог или шипами.
На мой субъективный взгляд, наиболее универсальной покрышкой для русской равнины является Schwalbe Marathon Plus MTБ. Она хорошо катится, как по асфальту, так и по грунтовкам. И, что немаловажно, снабжена одной из лучших на рынке защитой от проколов. Ее относительно высокая цена полностью компенсируется тем, что не нужно тратить деньги на замену камер.
В зимнее время можно использовать только шипованную резину. На обычных покрышках, что в городе, что на природе вы будете падать. Мой рекорд 34 падения на осенних наледях за 5 км пути. Выбор шипованных покрышек не велик. Из фирменных большинство велосипедистов рекомендуют один из двух вариантов:
Можно купить в Декатлоне KLONDIKE KENDA. Но по отзывам это довольно посредственные покрышки.
Камерки или бескамерки?
В России на обычных и электрических велосипедах пока более распространены покрышки рассчитанные на использование камеры. В среде европейских и американских владельцев горных электровелосипедов (e-MTB) большинство перешли на бескамерные покрышки.
Преимущества бескамерных покрышек: меньший вес (выигрыш примерно 100 г на колесо), возможность ездить на низком давлении, лучше сцепление, чуть меньшее сопротивление качению и лучшая защита от проколов. Почти все e-MTB от ведущих брендов имеют бескамерные покрышки и обода рассчитанные на их использование.
Недостатки бескамерных покрышек: высокая цена, специальные ободья, сложно устанавливать, раз в полгода в идеале нужно вычищать засохший герметик, невозможно отремонтировать в поездке в случае появления большого пореза.
Если вы все еще используете покрышки с камерами, стоит задуматься о переходе на более современный вариант. Меня пока устраивают морально устаревшие камерные покрышки.
Втулки
Есть два варианта втулок: на насыпных подшипниках и на закрытых промышленных подшипниках. Какие выбрать – вопрос религиозного характера.
Я сторонник простых путей, поэтому использую втулки на “промах”. Многие катальцы накатывающие за сезон до 5000 км рекомендуют не тратить деньги на бренды и брать китайские втулки на промах Novatec. Цена низкая, качество хорошее.
Колеса велосипеда одинаково хорошо крутятся, как на дорогих, так и на дешевых втулках.
Любителям дальних поездок вдали от цивилизации могут быть интересны динамо-втулки.
Покрышки и закон
В России никакого законотворчества на тему покрышек электровелосипедов еще не случилось. Вы можете кататься, как одних ободьях, так и на любой резине.
За рубежом с обычным электрическим горным велосипедом (до 25 км/ч) законодатели не устанавливают никаких правил относительно используемых покрышек. С S-Pedelecs (до 45 км/ч) во многих странах выбор покрышек регламентирован законодательством. В Европе используемые вами покрышки должны быть одобрены и иметь знак ECE-R75. У Schwalbe есть покрышки сертифицированные для скоростных (выше 25 км/ч) электровелосипедов. Про других производителей не знаю.
Размеры покрышек, которые одобрены для вашего электровелосипеда, указаны в его документации.
Колесо и его части
Современный велосипед имеет два колеса, как правило, одинакового диаметра, рулевое переднее колесо и ведущее заднее колесо, связанное с педалями передачей.
Детские и специализированные велосипеды могут иметь колеса разного диаметра. На детских двухколёсных велосипедах можно устанавливать вспомогательные колёса для облегчения обучения езде на велосипеде.
Колеса могут иметь разный диаметр в зависимости от типа велосипеда. Этот размер указывается в дюймах: 16″, … 26″, 27,5″, 28″, 29″, 36″.
Из чего состоит велосипедное колесо
Велосипедные покрышки
Велосипедные покрышки влияют на поведение велосипеда на дороге больше, чем любая другая его деталь. От качества вело покрышек зависит не только комфорт езды, но и безопасность передвижения, особенно на мокрой дороге. Чем выше качество резины, тем дороже стоит покрышка.
От сликов до внедорожных
Рисунок и высота протектора определяют к какому типу относится покрышка для велосипеда. Чем глубже протектор, тем выше сцепление с любым дорожным покрытием. Шины с глубоким негативным протектором испытывают высокое сопротивление качению.
Обод велосипедного колеса
Обод велосипедного колеса — наружная часть колеса в виде круга, которая крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах. На обод монтируется велосипедная шина.
Обод велосипедного колеса
Для изготовления колёсных ободьев велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, углепластик. Во многих ободьях, предназначенных для езды по пересечённой местности, для придания колесу большей жёсткости внутри обода коробчатого сечения добавляется дополнительное ребро жесткости. Такие ободья называются двойными.
Обод крепится к ступице колеса (втулке) на натянутых спицах, число которых может быть от 12 до 48.
Велосипедная спица
Велосипедная спица — конструктивный элемент колеса, представляет собой стержень, соединяющий центр колеса (ступицу) и его обод. Использование спиц позволяет значительно облегчить конструкцию колеса, при этом не снижая его прочности.
Спицы для сборки колеса
Спицы производят из стали, алюминия и титана. Спицы из стали хромируются или никелируются. Спица соединяет втулку колеса с ободом при помощи ниппеля, в который она вкручивается (со стороны обода). Ниппель изготавливают из стали, латуни, алюминия.
Для натяжки спиц используется спицной ключ, установка и натяжка производятся путём закручивания ниппеля. Спицы должны быть натянуты с одинаковой силой, чтобы равномерно распределять нагрузку.
Втулки на колесе велосипеда
Втулка велосипедного колеса — центральная деталь колеса, которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках. Различают два вида: передняя и задняя втулки.
Передняя втулка по конструкции предельно простая, потому что всё, что от неё требуется — вращение колеса. На некоторых втулках с левой стороны может иметься крепление для тормозного диска.
Передняя и задняя втулки
Задняя втулка (англ. freehub) имеет более сложную конструкцию, поскольку является частью трансмиссии. Если с правой стороны имеется резьба, то такая втулка предназначена для установки трещотки — системы задних звёзд с обгонной муфтой.
Втулка под установку кассеты имеет прикреплённую полым болтом трещотку в виде шлицевого барабана, на который надеваются задние звёзды. Такая система гораздо надёжнее, чем трещотка, хотя и дороже. С левой стороны у некоторых моделей может иметься крепление для тормозного диска.
Также задние втулки могут иметь встроенный планетарный механизм переключения передач.
Камера велосипеда 
Велосипедная камера – это элемент велосипеда, который поддерживает давление в колесе и придает форму покрышке. Конечно, существуют и бескамерные колеса, но у них есть свои минусы и они подходят не во всех случаях. Кроме того бортировка бескамерки сложнее, чем обычной покрышке, что очень важно в полевых условиях.
Камера должна соответствовать размеру велосипедной покрышки. Нужно соотнести размеры камеры с размерами покрышки. На покрышках размеры обычно выбиты на резине с боку, на камерах нанесены несмываемой краской.
Источники:
https://bikeandme.com.ua/novickam/obsluzhivanie-velosipeda/85543-kak-vybirat-pokryski-dlya-velosipeda
https://www.decathlon.ru/conseils-velo-choisir-accessoires-02-comment-bien-choisir-un-pneu-pour-son-velo-ou-vtt.html
https://electropowerbikes.com/kolesa-elektrovelosipeda/
http://velomozg.com/koleso-i-ego-chasti